Меню
Бесплатно
Главная  /  Анатомия  /  Архитектурный ансамбль. Парк Царицыно. История усадьбы Царицыно

Архитектурный ансамбль. Парк Царицыно. История усадьбы Царицыно

История создания Царицынской усадьбы связана с именем архитектора Василия Баженова . Этот талантливый зодчий не смог полностью реализовать практически ни один из своих грандиозных проектов. Усадьба «Царицыно» не стала исключением.

Гнев и милость царицы

Василий Баженов родился в семье дьякона одной из придворных московских церквей. Мальчик с детства проявил талант художника и был замечен архитектором Дмитрием Ухтомским, который взял его в ученики. Позже он получил блестящее образование: был в числе первых учеников созданной в Петербурге Академии художеств, одним из первых был отправлен академией на обучение в Париж. По возвращении в Россию он был обласкан императрицей и начал разработку главного своего проекта - Кремлёвского дворца. Проект превосходил всё, что создавалось в Европе в то время, - и по грандиозности, и по невиданной смелости. Произошла церемония закладки дворца, была создана проектная модель, но дальше этого дело не пошло.

В 1775 году архитектору было поручено возведение праздничных павильонов на Ходынском поле, где должно было состояться празднование по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира в русско-турецкой войне. Постройки понравились Екатерине II, и вскоре Баженову было доверено строительство дворцового ансамбля в Царицыне. Молодой архитектор был окрылён идеей создания новой, особенной архитектуры, какой Россия ещё не видела.

По его идее, Царицынская усадьба должна была стать единым комплексом, в котором дворец императрицы также не был доминантой. К 1785 году строительство императорской резиденции было закончено, оставались внутренние отделки. Екатерина II решила сама ознакомиться с ходом строительства и прибыла в Москву. Заехав в Царицыно, она осмотрела резиденцию и практически завершённые дворцы и возмутилась: своды ей показались слишком тяжёлыми, комнаты слишком низкими, будуары слишком тесными, лестницы слишком узкими. Она решила, что в них вообще невозможно жить. Баженов был отстранён от дальнейшего строительства, а создание нового проекта поручили его ученику, Матвею Казакову, что особенно ранило архитектора. Существует множество версий, почему Екатерине не понравился дворец. По одной из них, всему виной стали интриги и масонские связи архитектора, по другой - непокорный нрав Баженова и то, что он постоянно выходил за пределы сметы.

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

Природа Чёрной Грязи

Природное достояние усадьбы - одно из самых главных его сокровищ. Именно благодаря ему Екатериной II было выбрано это место для создания резиденции. Село Чёрная Грязь (так тогда называлось Царицыно) в разные времена принадлежало знатным родам - царице Ирине Годуновой, Стрешневым, Голицыным, Кантемирам . В мае 1775 года императрица Екатерина II посетила усадьбу Кантемиров, была очарована красотами этих мест и незамедлительно выкупила имение. Во время строительства Баженов не вносил серьёзных изменений в ландшафт, а скорее наоборот, вписывал строения в природное окружение. При создании парка ему помогали выписанные из-за рубежа садоводы, которые смогли создать гармоничный парк. В одном из писем 1784 года архитектор писал: «За девятилетнее время Царицыно столь оделось приятными рощами и видами разных картин, что едва ли в самой Англии такое место найдётся». Каскад прудов с плотиной был создан здесь ещё при Василии Голицыне в конце XVII в. При нём же на одном из прудов был создан остров, который существует до сих пор.

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

Царицынские пруды были и остаются излюбленным местом московских рыболовов и уже давно обросли рыбацкими легендами. Так, Михаил Пыляев в статье «Старая Москва» в 1891 году писал: «В 1886 году здесь был пойман арендатором царицынских прудов большой осётр с серьгой в губе, пущенный ещё при Екатерине II». Вот как этот случай описал в своём «Московском фельетоне» г-н Курешин: «Когда приволокли в сетях осетра, арендатор был в восторге, но тут вмешался в дело окружной надзиратель. Имея в виду историческое значение осетра, надзиратель не позволил арендатору взять его, а предложил следующее: устроить для осетра особый судок, приставить для охраны стражу за счёт арендатора и хранить осетра, пока он, надзиратель, отрапортует в удельную контору, а контора снесётся с дворцовым ведомством и т. д., пока, словом, не воспоследует окончательное распоряжение высшего начальства. Подумав, арендатор почесал в затылке и отпустил осетра на все четыре стороны, а насчёт всего вышеизложенного был составлен длинный протокол, впрочем, не длиннее осетра, который был 2 аршина 11 вершков».

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

Романтические руины

В XIX веке казаковский Большой дворец, баженовские постройки перестраивались, разрушались, некоторые покрывались мхом, обрастали кустарниками. Пришедшая в упадок усадьба была настолько красивой и трогательно печальной, что появились легенды, согласно которым, Баженов специально не достроил дворец для внуков императрицы, чтобы им было удобней по нему лазать.

Парк «Царицыно». Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

К XX веку Царицыно окончательно пришло в упадок. Первые попытки сделать из усадьбы музей появились в 1960-м году. В середине 1970-х были готовы первые проекты, но из-за их сложности реставрация затянулась на годы. В 1990-е восстановительные работы шли крайне медленно из-за нехватки средств. К тому же многие не видели смысла полностью восстанавливать Царицыно из руин: воссоздать замысел Баженова было невозможно, а в самих руинах им виделся символ романтической эпохи, в которой жил архитектор. Однако после передачи комплекса в собственность города в 2005 году начались масштабные реставрационные работы, и через два года Царицыно было реконструировано полностью.

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

Сегодня Царицыно - не просто музей-заповедник, а огромный культурный центр. В здании большого дворца представлены выставки, посвящённые истории усадьбы, императрице Екатерине II, археологическим находкам, обнаруженным на территории парка. Здесь устраиваются художественные выставки, посвящённые как искусству старых мастеров, так и новейшим концептуальным течениям. «Царицыно» - крупнейшая концертная площадка в Москве, в залах Большого дворца и Атриуме Хлебного дома проходят концерты классической и джазовой музыки. Музей-заповедник «Царицыно» - популярный детский образовательный центр.

Красота и ЗдоровьеТуризм

Парк Царицыно часто воспринимают лишь как место для отдыха. Живописные виды, изумительный архитектурный комплекс, аллеи, дорожки, пруды, фонтаны и скульптуры – все это, несомненно, радует глаз. Сейчас на территории парка довольно развита инфраструктура. Есть кафе, рестораны и развлекательные заведения. Однако, это место создано не только для развлечений. Экскурсия по Царицыно может стать настоящим экскурсом в историю. Парк и усадьба таят в себе массу тайн и даже мистических явлений.

История усадьбы Царицыно

Царицыно обычно связывают с именем императрицы Екатерины II. Действительно, в 1775 году она выкупила эти земли, чтобы построить здесь дворец и разбить волшебные сады. Однако, судьба распорядилась иначе.

В древние времена эти земли принадлежали славянскому племени – вятичам. Но первые упоминания о этом месте появились лишь в 16 веке. Знаменитые царицынские пруды появились при Борисе Годунове. Именно поэтому самый старый из них называется Борисовским, а раньше носил название Цареборисовский. В конце 17 века здесь находилось село с удивительным названием Черная Грязь. Оно принадлежало князю Голицыну. В начале 18 века село переходит к Д. К. Кантемиру, молдавскому господарю, по указу Петра I.

Во второй половине 18 века Екатерина II побывала здесь и просто влюбилась в природу Черной Грязи. Тогда было решено выкупить эти земли, построить здесь царскую резиденцию и назвать ее Царицыно. Строительство императорского дворца было поручено Баженову. Стоит отметить, что нрав императрицы был не из простых. Постепенно Баженов впал в немилость. Почти десять лет длилась работа по возведению основных построек и разбиению садов. Уже в ходе работ между Екатериной II и архитектором происходили столкновения. Так, в 1784 году ей были приглашены в Москву английские садоводы, которые полностью изменили облик садов, с любовью разбитых Баженовым в исконно русском стиле.

Вскоре Екатерина II приехала в Царицыно и приказала снести все, что было построено Баженовым. Архитектор был отстранен от этой работы. Официально считается, что императрице не понравился облик дворца. Однако, ходили слухи, что Баженов впал в немилость за то, что «заражал» сына императрицы, цесаревича Павла, идеями масонства.

На смену Баженову пришел именитый архитектор Казаков. В течение следующих 10 лет, вплоть до смерти Екатерины II, он занимался созданием нового архитектурного комплекса. Историки утверждают, что во многом архитектор стремился перенять опыт Баженова. Поэтому и по сей день мы можем увидеть в облике Царицына задумку архитектора, который попал под горячую руку императрицы. После смерти Екатерины II парк и усадьба были заброшены. И лишь в конце 20 началась реконструкция Царицына. Работы по восстановлению парково-архитектурного комплекса были закончены в 2007 году. Царицыно сразу же полюбилось москвичам. Сочетание живописных аллей, прудов, островов, беседок и монументального дворца в готическом стиле делает это место центром притяжения для всех столичных жителей.

Архитектура Царицыно

Основу усадьбы составляет Большой Царицынский дворец . Он представляет собой два массивных крыла, соединенных галереей. Одно крыло должно было принадлежать Екатерине II, а второе – ее сыну, цесаревичу Павлу. Галерея довольно массивна и выглядит как главный элемент здания, если смотреть на него спереди. Готический облик дворца наилучшим образом подчеркивают строгие башни, расположенные по углам сооружения. В то же время в его архитектуре проглядывают элементы, характерные для классицизма, получившего популярность в конце 18 века. Красно-белое оформление дворца и множество декоративных элементов напоминают кремлевскую архитектуру. Поэтому Большой Царицынский дворец – это сооружение, вобравшее в себя сразу несколько архитектурных стилей. Стоит отметить, что такое сочетание не привело к какофонии во внешнем облике, но слилось в единый гармоничный облик монументального сооружения. Реставраторы постарались воссоздать облик дворца времен Екатерины II. Однако, один элемент никак не вписывался в общий архитектурный ансамбль. Дело в том, что здание имело временную крышу, выкрашенную в мрачный черный цвет. За это местные жители очень не любили дворец, называли его гробом великана, катафалком и темницей. Поэтому реставраторы решили внести свою лепту в облик дворца. Сейчас его крыша выкрашена в светлый цвет и украшена декоративными элементами.

Об архитектурном облике резиденции Екатерины II можно говорить долго. Но еще лучше увидеть все постройки Царицына своими глазами – и удивительный Малый дворец, удачно вписанный в форму холма, и баженовский Хлебный дом, украшенный эмблемами каравая и солонки, и Фигурный мост, поражающий обилием декоративных элементов, и Оперный дом, и кавалерийские корпуса, и многое другое.

Парк Царицыно

Парк Царицыно – это любимое место для отдыха многих москвичей . Приезжают сюда и гости столицы – полюбоваться на архитектуру, отдохнуть в тени лип и берез, погулять по прекрасным аллеям. Он так же, как и основные постройки, был восстановлен после длительного запустения. В парке есть несколько мест, которые обязательно нужно осмотреть. Среди них – павильон Миловида, выполненный в античном стиле. Это открытая сводчатая галерея, которую поддерживают колонны. Она украшена фигурами сфинксов, статуями вакханок и богинь – Венеры и Авроры. Миловида находится на пересечении многих аллей парка, в том числе Глухого проспекта и Утренней дорожки.

Еще одно интересное сооружение парка – это Башня-руина. С конца 18 по начало 19 веков была особая мода на постройки, которые внешним видом походили на руины. А это сооружение было возведено по указу Екатерины II. Императрица увидела башню на рисунке вельможи, который путешествовал к Ионическим островам и сделал несколько набросков. Эта постройка выполнена из грубо обтесанного камня, кладка выполнена нарочито небрежно. На вершине башни находится смотровая площадка, к которой ведет так называемая «чертова лестница». Это название она получила за свое коварное свойство – взобраться по лестнице было легко, а вот спуститься – довольно сложно. Не одну травму получили гости Царицына, пытаясь спуститься с Башни-руины, будучи при этом «под хмельком».

Пожалуй, самое романтическое место парка – это павильон Нерастанкино . Само название навевает о мыслях о любви и разлуке. Вместе с тем в старинных документах это место носит название Миростанкино. Дело в том, что неподалеку находятся древние могильники вятичей. Возможно это сооружение, выполненное в стиле классицизма, было призвано напоминать о том, что о бренности всего сущего. От павильона идет склон, который ведет к Верхнему пруду с островом, на котором можно увидеть арку-руину. Остров называют Русалочьим, а арку – Русалкиными воротами. Возможно, такое название связано с одним из развлечений Екатерины II. Императрица любила всевозможные представления и приказала устроить «воздушный театр», то есть театр под открытым небом. Представления проходили на острове. К нему был подведен незаметный ход, по которому шли девушки, чтобы внезапно появиться на острове и поучаствовать в представлении. Такая задумка пришлась по вкусу императрице.

Весь парк разбит вокруг каскада прудов, которые, несомненно, придают особое очарование бывшей царской резиденции. Ажурные мостики, островки, водная птица – эти виды вызывают умиротворение. Самым красивым считается Верхний пруд, именно на нем находится Русалочий остров. По берегам располагаются несколько лодочных пристаней. На среднем пруду находится довольно большой остров. Неизвестно, для чего он использовался при императрице, но сейчас в его излучине построен прекрасный светодинамический фонтан.

История создания Царицынской усадьбы связана с именем архитектора Василия Баженова . Этот талантливый зодчий не смог полностью реализовать практически ни один из своих грандиозных проектов. Усадьба «Царицыно» не стала исключением.

Гнев и милость царицы

Василий Баженов родился в семье дьякона одной из придворных московских церквей. Мальчик с детства проявил талант художника и был замечен архитектором Дмитрием Ухтомским, который взял его в ученики. Позже он получил блестящее образование: был в числе первых учеников созданной в Петербурге Академии художеств, одним из первых был отправлен академией на обучение в Париж. По возвращении в Россию он был обласкан императрицей и начал разработку главного своего проекта — Кремлёвского дворца. Проект превосходил всё, что создавалось в Европе в то время, — и по грандиозности, и по невиданной смелости. Произошла церемония закладки дворца, была создана проектная модель, но дальше этого дело не пошло.

В 1775 году архитектору было поручено возведение праздничных павильонов на Ходынском поле, где должно было состояться празднование по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира в русско-турецкой войне. Постройки понравились Екатерине II, и вскоре Баженову было доверено строительство дворцового ансамбля в Царицыне. Молодой архитектор был окрылён идеей создания новой, особенной архитектуры, какой Россия ещё не видела.

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

По его идее, Царицынская усадьба должна была стать единым комплексом, в котором дворец императрицы также не был доминантой. К 1785 году строительство императорской резиденции было закончено, оставались внутренние отделки. Екатерина II решила сама ознакомиться с ходом строительства и прибыла в Москву. Заехав в Царицыно, она осмотрела резиденцию и практически завершённые дворцы и возмутилась: своды ей показались слишком тяжёлыми, комнаты слишком низкими, будуары слишком тесными, лестницы слишком узкими. Она решила, что в них вообще невозможно жить. Баженов был отстранён от дальнейшего строительства, а создание нового проекта поручили его ученику, Матвею Казакову, что особенно ранило архитектора. Существует множество версий, почему Екатерине не понравился дворец. По одной из них, всему виной стали интриги и масонские связи архитектора, по другой — непокорный нрав Баженова и то, что он постоянно выходил за пределы сметы.

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

Природа Чёрной Грязи

Природное достояние усадьбы — одно из самых главных его сокровищ. Именно благодаря ему Екатериной II было выбрано это место для создания резиденции. Село Чёрная Грязь (так тогда называлось Царицыно) в разные времена принадлежало знатным родам — царице Ирине Годуновой, Стрешневым, Голицыным, Кантемирам . В мае 1775 года императрица Екатерина II посетила усадьбу Кантемиров, была очарована красотами этих мест и незамедлительно выкупила имение. Во время строительства Баженов не вносил серьёзных изменений в ландшафт, а скорее наоборот, вписывал строения в природное окружение. При создании парка ему помогали выписанные из-за рубежа садоводы, которые смогли создать гармоничный парк. В одном из писем 1784 года архитектор писал: «За девятилетнее время [с начала строительства усадьбы] Царицыно столь оделось приятными рощами и видами разных картин, что едва ли в самой Англии такое место найдётся». Каскад прудов с плотиной был создан здесь ещё при Василии Голицыне в конце XVII в. При нём же на одном из прудов был создан остров, который существует до сих пор.

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

Царицынские пруды были и остаются излюбленным местом московских рыболовов и уже давно обросли рыбацкими легендами. Так, Михаил Пыляев в статье «Старая Москва» в 1891 году писал: «В 1886 году здесь был пойман арендатором царицынских прудов большой осётр с серьгой в губе, пущенный ещё при Екатерине II». Вот как этот случай описал в своём «Московском фельетоне» г-н Курешин: «Когда приволокли в сетях осетра, арендатор был в восторге, но тут вмешался в дело окружной надзиратель. Имея в виду историческое значение осетра, надзиратель не позволил арендатору взять его, а предложил следующее: устроить для осетра особый судок, приставить для охраны стражу за счёт арендатора и хранить осетра, пока он, надзиратель, отрапортует в удельную контору, а контора снесётся с дворцовым ведомством и т. д., пока, словом, не воспоследует окончательное распоряжение высшего начальства. Подумав, арендатор почесал в затылке и отпустил осетра на все четыре стороны, а насчёт всего вышеизложенного был составлен длинный протокол, впрочем, не длиннее осетра, который был 2 аршина 11 вершков».

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

Романтические руины

В XIX веке казаковский Большой дворец, баженовские постройки перестраивались, разрушались, некоторые покрывались мхом, обрастали кустарниками. Пришедшая в упадок усадьба была настолько красивой и трогательно печальной, что появились легенды, согласно которым, Баженов специально не достроил дворец для внуков императрицы, чтобы им было удобней по нему лазать.

Парк «Царицыно». Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

К XX веку Царицыно окончательно пришло в упадок. Первые попытки сделать из усадьбы музей появились в 1960-м году. В середине 1970-х были готовы первые проекты, но из-за их сложности реставрация затянулась на годы. В 1990-е восстановительные работы шли крайне медленно из-за нехватки средств. К тому же многие не видели смысла полностью восстанавливать Царицыно из руин: воссоздать замысел Баженова было невозможно, а в самих руинах им виделся символ романтической эпохи, в которой жил архитектор. Однако после передачи комплекса в собственность города в 2005 году начались масштабные реставрационные работы, и через два года Царицыно было реконструировано полностью.

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

Сегодня Царицыно — не просто музей-заповедник, а огромный культурный центр. В здании большого дворца представлены выставки, посвящённые истории усадьбы, императрице Екатерине II, археологическим находкам, обнаруженным на территории парка. Здесь устраиваются художественные выставки, посвящённые как искусству старых мастеров, так и новейшим концептуальным течениям. «Царицыно» — крупнейшая концертная площадка в Москве, в залах Большого дворца и Атриуме Хлебного дома проходят концерты классической и джазовой музыки. Музей-заповедник «Царицыно» — популярный детский образовательный центр.


  • © Public Domain / Иллюстрация из книги «Братья. История масонства в России»

  • © Public Domain / Вид Моховой улицы и Пашкова дома, рисунок Г. Барановского, 1840-е годы

  • © Commons.wikimedia.org / Sergey Korovkin 84

  • © Commons.wikimedia.org / Marina Lystseva

  • ©

Сегодня – как и 250 лет назад — под словом «Царицыно» обычно имеют в виду комплекс дворцовых построек конца XVIII века и живописный парк вокруг них. Изначально ансамбль строится как загородная резиденция императрицы Екатерины II по проекту архитектора Василия Баженова. Однако в 1786 году Баженов попадает в опалу и отстраняется от дел. Работу продолжает его ученик Матвей Казаков. После смерти Екатерины II работы в Царицыне прекращаются. Парк становится местом загородных прогулок и пикников. Часть построек используется под кофейни и дачи. А с 1917 по 1970-е гг. их занимают коммунальные квартиры. После масштабных реставрационных работ 1986-2014 гг. исторический облик царицынского ансамбля восстановлен с максимально возможной достоверностью.

В 1775 году Екатерина II приезжает в Москву на торжества по случаю окончания русско-турецкой войны. Весной она прогуливается по окрестностям своей резиденции Коломенское. Расположенная на месте будущего Царицына живописная усадьба «Черная Грязь» приводит Екатерину в восторг. Сделка совершается всего за неделю. В мае 1775 года Екатерина покупает имение и окрестные деревни за 30 000 рублей. А в конце лета выходит указ о переименовании села Черная Грязь в село Царицыно.

Придворный архитектор Василий Баженов получает распоряжение заняться постройкой новой резиденции. Выбор императрицы неслучайно падает на Баженова: во время недавних торжеств на Ходынском поле она восхищается «увеселительными павильонами» его работы. Каждый павильон представляет собой аллегорию на отвоеванные у турок города. Вот как их описывает один из исследователей XIX века С. Любецкий: «Ходынское поле представляло великолепную панораму: на нём сооружена была целая громада построек, составлявшая целый временный город. Каждое здание, отличавшееся своим цветом, в турецком вкусе, с минаретами, киосками, каланчами, имело вид крепости, острова, орды и корабля. Они назывались Азовом, Таганрогом, Керчью, Еникале и так далее».

Екатерина II высоко ценит фантазийный подход архитектора и нанимает для строительства Царицына именно его. Она подчеркивает: дворцовые постройки тоже должны быть «в мавританском вкусе» или «во вкусе готики». Парк же должен быть «пейзажным» – то есть с использованием естественных ландшафтов и иллюзией минимального вмешательства в природу.

В течение лета 1775 года Баженов снимает подробный топографический план местности. Затем на большом белом полотне чертит контуры будущей усадьбы и наклеивает вырезанные из бумаги планы зданий в предполагаемые места построек. По его замыслу архитектурный комплекс должен выглядеть именно как «россыпь построек» – все они находятся внутри треугольного периметра и при этом стоят отдельно друг от друга. Свободная расстановка зданий естественным образом вписывается в ландшафт старинного парка.

В плане Баженова ансамбль располагается на высоком мысу между оврагом и прудом. Центральное место в нем занимает Большой Кавалерский корпус – для приближенных императрицы. Южнее располагаются одинаковые дворцы для Екатерины II и ее наследника — цесаревича Павла с женой. Впоследствии между ними возводится небольшой дворец для внуков императрицы. Все эти три здания образуют главный дворцовый корпус.

Вокруг — вдоль оврага и по берегу пруда – должны разместиться вспомогательные постройки. Кухонный корпус (Хлебный дом). Три кавалерских корпуса. Камер-юнгферский корпус (для девушек-прислуг). Шестиугольный и Крестообразный павильоны. А также Средний и Малый дворцы императрицы.

Парадный въезд в усадьбу осуществляется через так называемый Фигурный мост. Баженов также планирует Большой мост через овраг – он связывает ансамбль с заовражной частью.

В Царицынском ансамбле не стоит искать готической архитектуры – ее там нет. Выражение «во вкусе готики» для России XVIII века в принципе означает «нечто за рамками принятых архитектурных норм». Что Баженов и делает. Его «готика» (в переписке с Екатериной он осторожно называет ее «нежной готикой») — это талантливый сплав древнерусского зодчества и московского барокко. Для всех построек используется красный кирпич. Для выразительного и многогранного декора — белый камень. Крыши построек кроются желтой черепицей (впоследствии их заменяют металлической кровлей).

Первые строительные сезоны проходят успешно. Но затем начинаются проблемы с финансированием и стройматериалами. Баженов постоянно пишет письма чиновникам. Из-за нехватки средств он даже вынужден брать кредиты на свое имя и расплачиваться с бригадами строителей. Все же в период с 1776 по 1779 гг. в Царицыне возводится большинство мелких построек. К 1782 году закончены все три дворца. В 1783 – Большой Кавалерский корпус. В 1784 – 1785 гг. Кухонный. Все здания внутри оштукатурены и ожидают покраски. Намерения Екатерины относительно отделки помещений неясны. На протяжении десяти лет Баженов тщетно пытается добиться от императрицы ответа на вопрос “чем и как убирать здания». Но Екатерина отвечает туманно: «на то будет времени». Она только отдает распоряжение покрыть полы керамической плиткой и устроить изразцовые печи. Архитектор предлагает Екатерине расписать стены «во вкусе арабеск или убирать в древнем Египетском, Греческом и Геркуланском вкусе». Однако на это императрица повеления не дает.

3 июня 1785 года Екатерина посещает Царицыно. Бегло осматривает несколько залов Главного дворца и молча уезжает. Через несколько дней она пишет цесаревичу Павлу: Царицынский дворец «внутри должен быть изменен, ибо так в нём было бы невозможно жить». Помещения кажутся ей слишком тесными и узкими. Однако (как считают некоторые исследователи) истинная причина недовольства Екатерины — в фигуре самого Баженова. Архитектор связан с масонской ложей и переписывается с руководителем московского кружка масонов Новиковым. Тот активно выступает за передачу власти сыну Екатерины – Павлу.

Императрица решает подавить «масонский заговор» в зародыше и покончить со всеми его фигурантами. В 1796 году Баженов внезапно отстраняется от должности с сохранением годового жалования. Дальнейшие работы в Царицыне Екатерина поручает его ученику и помощнику Матвею Казакову.

Начинается второй этап строительства Царицынского ансамбля. Вернее сказать – его мучительная перестройка. Императрица повелевает заменить здание уже построенного Главного дворца новым – более парадным и помпезным. По замыслу Казакова новый дворец состоит из двух корпусов с центральной высокой галереей. Перед дворцом должна раскинуться просторная площадь с пандусами. В связи с этим Казаков выужден разобрать баженовский Главный дворец до основания. Также разбираются Большой Кавалерский корпус и корпус камерюнгфер.

Новый дворец отчасти сохраняет «готические» детали Баженова. В нем появляются башни со шпилями. Он так же выполнен из красного и белого камня. Однако в нем гораздо больше от популярной в то время европейской классицистической архитектуры. Спокойные уравновешенные пропорции. Колонны. Пилястры. По своему размаху новый дворец уже вполне сопоставим с петербургскими резиденциями Екатерины.
Но и проект Казакова постигает неудача. Финансирование вновь сокращается из-за очередной русско-турецкой войны. Потом умирает Потемкин – фактический вдохновитель царицынского строительства. В 1793 году императрица в целях экономии повелевает уменьшить проект на один этаж и убрать чересчур помпезный тронный зал. Замысел Казакова фактически разваливается на глазах.

В 1796 году Екатерина II внезапно умирает. Новый император Павел I распоряжается: «В Царицыне никаких строений не производить». Все работы в резиденции останавливаются.

В начале XIX века Царицыно становится популярным местом для загородных прогулок – это что-то вроде парка культуры и отдыха для столичных купцов и мещан. В связи с этим некоторые постройки дворцового комплекса переоборудуются под кофейни и гостиницы. В конце XIX века они превращаются в дачи и утрачивают исторический вид: к ним пристраивают террасы и сараи. После революции 1917 года в отдельных корпусах размещаются коммунальные квартиры и дом культуры. Музей истории Царицына и клуб «Большевик». К началу 1980-х годов большинство зданий превращается в руины. После масштабных реставрационных работ 1986-2014 гг. исторический облик царицынского ансамбля восстановлен с максимально возможной достоверностью.

Государственный музей-заповедник. Дворцово-парковый ансамбль. Парк-музей. Территория мечты и фантазии. Оранжереи. Пруды. Курганы. Романтические аллеи и уединённые беседки. Выставки русской скульптуры и европейской живописи. Экскурсии и мастер-классы. Концерты и фестивали. Истории и загадки. Всё это - Царицыно.

Жемчужина музея - грандиозный дворцовый комплекс XVIII века. Его строят как загородную резиденцию для Екатерины II. Более двадцати лет над постройкой трудятся выдающиеся русские архитекторы Василий Баженов и Матвей Казаков. После смерти императрицы все работы прекращаются. Живописный парк превращается в место загородных прогулок москвичей. Во второй половине XIX века вокруг руин возводится дачный посёлок. Он быстро набирает популярность – особенно среди писателей и художников. В 1927 году в Царицыне создается краеведческий музей. В 1984 году большинство исторических зданий передают Музею декоративно-прикладного искусства народов СССР. А в 2007 году здесь официально открывается полностью отреставрированный дворцово-парковый ансамбль.

Примерно 4 000 лет назад на месте будущего музея стоит поселение бронзового века. Здесь живут высокие люди с несколько удлиненными лицами. Они пасут коров и делают керамические изделия с узорами «зигзаг» и «ёлочка». Через пару тысячелетий их сменяют деловитые мужчины и женщины железного века. Они говорят на финно-угорских языках. Затем в Царицыно приходят вятичи. Они живут в землянках. Почитают языческих богов и носят яркие украшения. Умерших вятичи хоронят в курганах: их до сих пор можно видеть на территории парка как память о тех далеких и таинственных временах.

С XVII века будущая территория парка-музея «Царицыно» - местность под названием Черная Грязь принадлежит в основном русским царям или их фаворитам. Здесь строит хоромы боярин Стрешнев - тесть первого русского царя Михаила Романова. Царь Алексей Михайлович приписывает Черную Грязь к своей подмосковной резиденции Коломенское. Затем она достаётся Василию Голицыну – фавориту царевны Софьи – и его сыну Алексею. Голицыны с размахом строят себе новую усадьбу - трехъярусные хоромы с галереями. Оформлением занимается целая артель художников. В хоромах царит «разноцветье». Дом окружен березовой рощей и плодовым садом.

После государственного переворота и воцарения Петра I Голицыны отправляются в ссылку. Петр дарит Черную Грязь своему союзнику в русско-турецкой войне - молдавскому правителю Дмитрию Кантемиру. Тот выстраивает новый дом (как описывает его один из гостей) «на китайский манер, с отлогими крышами на два ската, с галереями, по которым можно ходить перед окнами вокруг всего строения, и со многими маленькими башнями, со всех сторон открытыми и обтянутыми только парусиною для свежести воздуха и защиты от солнца. Он весь деревянный, но так как раскрашен и стоит на высоком месте, то издали кажется великолепным».

В 1723 Черная грязь достается сыновьям Кантемира. Кроме великолепных деревянных построек здесь теперь два плодовых сада и оранжерея с экзотическими фруктами. Повсюду царит атмосфера сельского покоя. Именно в таком виде застает Черную Грязь императрица Екатерина II. Весной 1775 года она прогуливается по окрестностям с сыном и невесткой. Усадьба Кантемиров и живописные пейзажи приводят ее в восторг. Сделка совершается всего за неделю. В конце мая 1775 года Екатерина покупает имение и окрестные деревни за 30 000 рублей. Тем же летом выходит указ о переименовании села Черная Грязь в село Царицыно.

Летом 1775 года Екатерина II неоднократно посещает новое имение вместе с Григорием Потемкиным. Придворный архитектор Василий Баженов получает приказ заняться проектированием и постройкой новой императорской резиденции «во вкусе готики». Баженов понимает «вкус готики» как сплав древнерусского зодчества и московского барокко. Для построек используются кирпич и белый камень - как в старину. В плане пять дворцов для императрицы и ее семьи. Целая россыпь построек для свиты и прислуги. Павильоны и декоративные сооружения. При этом все здания разной геометрической формы и гармонично вписываются в существующий ландшафт. Архитектор старается сохранить исторический вид и красоту старого парка.

Екатерина II утверждает проект. С 1776 по 1785 годы в Царицыне кипит работа. Но идет она трудно: проблемы с финансированием и стройматериалами заставляют Баженова постоянно писать письма чиновникам и брать кредиты под собственное имущество. 3 июня 1785 года Екатерина бегло инспектирует несколько залов Главного дворца и молча уезжает. Работой она недовольна. Помещения кажутся ей слишком тесными и узкими. Однако (как считают некоторые исследователи) истинная причина недовольства Екатерины - в фигуре самого Баженова. Архитектор тесно общается с масонами и переписывается с руководителем московской ложи Новиковым. Новиков же выступает за передачу власти сыну Екатерины – Павлу. Императрица усматривает во всех этих действиях заговор и решает покончить со всеми его фигурантами разом. Баженов отстраняется от должности. Дальнейшие работы в Царицыне Екатерина поручает его ученику и помощнику Матвею Казакову. Тот полностью разбирает уже готовый Главный корпус и возводит на его месте новый дворец с замковыми крышами и башнями. Но процесс идет медленно: финансирование вновь сокращается из-за очередной русско-турецкой войны. Потом умирает Потемкин. А в 1796 году умирает и сама Екатерина II. Работа останавливается.

В начале XIX века благоустраивается парк. Появляются каменные павильоны. Царицыно становится излюбленным местом гуляний - что-то вроде пригородного парка культуры и отдыха. Корпуса переоборудуются под кофейный дом и гостиницу. В павильонах можно пообедать и выпить пива. В 1860 году император Александр II принимает выгодное решение - сдавать ветшающие дворцовые корпуса и земельные участки в аренду. С этого момента в Царицыне начинается длительный период дачной застройки. Здесь отдыхают писатели и художники. Композиторы и артисты. К концу XIX века Царицыно превращается в благоустроенный и престижный дачный поселок.

После Октябрьской революции Царицыно с прилегающими к нему территориями переименовывается в поселок Ленино. Начинается конфискация дач. В старинных постройках устраиваются коммунальные квартиры. В 1927 году – к 10-летию Октябрьской революции – в одном из корпусов открывается Царицынский историко-художественный и краеведческий музей. Он пользуется популярностью: ежегодно более 20 тысяч граждан приезжают посмотреть на коллекции баженовских чертежей и находки из курганов вятичей. Но в 1930-е годы музей переименовывают в Ленинский краеведческий музей садово-огородного района. Характер экспозиции резко меняется в сторону демонстрации сельскохозяйственных достижений. Место портретов и канделябров занимают макеты тракторов и плугов. Проводятся выставки «День урожая» и «Весенняя посевная кампания». Музей быстро теряет популярность у публики – и его закрывают. В 1936 году Моссовет предлагает устроить во дворце и других корпусах дом отдыха. Однако эти планы не сбываются: начинается война.

Жители поселка строят рубежи обороны. Между курганами замаскирована зенитная установка. Над руинами екатерининских корпусов парят немецкие самолеты. Несколько бомб падают возле старинных павильонов. В крышах дач появляются пробоины. Вокруг Большого дворца местные жители устраивают огороды: выращивают морковь и капусту. Место цветников занимают картофельные гряды.

В послевоенные годы здания царицынского ансамбля занимают райисполком и районный архив. Клуб и музыкальное училище. В конце 1960-х годов начинается массовая застройка района Орехово-Борисово: коммуналки в старых дачах расселяют. Вокруг Царицынского ансамбля устанавливается охранная зона площадью более 1000 га.

В 1984 году в Москве открывается Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Стараниями его первого директора – художника Ильи Глазунова – Царицынский ансамбль со всеми постройками переходит в ведение музея. Тогда же в мастерских «Моспроекта-2» готовится масштабный проект реставрационных работ. В 1986 году Министерство культуры СССР подписывает договор на производство этих работ с польским государственным предприятием «Мастерские по реставрации памятников старины». С 1987 по 1995 год идут работы по восстановлению старинных зданий: российские и польские мастера восстанавливают почти все - остаются нереставрированными лишь Большой дворец и Хлебный дом. Парк и павильоны также нуждаются в благоустройстве. Эти работы ведутся с 2005 по 2007 годы. Проект реконструкции разрабатывают все те же мастерские «Моспроекта-2».

2 сентября 2007 года официально открывается реконструированный дворцовый комплекс «Царицыно». С этого момента памятник получает новую жизнь.

Экскурсовод музея-заповедника «Царицыно» рассказала о самых интересных уголках знаменитой усадьбы, показала, где отыскать некрополь вятичей и таинственные масонские символы, и объяснила, что же такое «русская готика».

Прогуляться по обширному парку с уютными беседками, тенистыми аллеями и памятниками, спуститься вниз по склону и полюбоваться прудом, где летом плавают лебеди и возвышается самый настоящий остров, и, конечно, застыть перед грандиозным дворцом XVIII века, который предназначался для самой Екатерины Великой, - всё это можно сделать, пройдя буквально пару шагов от станции метро «Царицыно».

Сегодня это - излюбленное место для прогулок москвичей и приезжих, здесь регулярно проводятся экскурсии и различные культурно-развлекательные мероприятия. Кроме того, не стоит забывать, что Царицыно имеет статус государственного музея-заповедника, и во время поездки сюда советую обязательно пройтись по выставочным залам. В каждом павильоне есть своя неповторимая экспозиция, которая рассказывает об истории этого места, начиная с самых древних поселений, появившихся здесь около 4 000 лет назад.

Забавно, но когда-то эта местность носила отнюдь не царское название - «Черная Грязь». С XVII века эти земли принадлежали в основном русским царям или их фаворитам. Здесь строил свои хоромы боярин Стрешнев - тесть первого русского царя Михаила Романова. Царь Алексей Михайлович приписал Черную Грязь к своей подмосковной резиденции Коломенское. Затем она перешла к Василию Голицыну - фавориту царевны Софьи - и его сыну Алексею. Голицыны с размахом построили себе новую усадьбу - трехъярусные хоромы с галереями.

После воцарения Голицыных отправили в ссылку, а Петр подарил Черную Грязь своему союзнику в Русско-турецкой войне - молдавскому правителю Дмитрию Кантемиру. Тот выстроил здесь новый дом «на китайский манер»: с отлогими крышами на два ската, галереями и маленькими башнями. После смерти Кантемира в 1723 году Черная грязь отошла к его сыновьям, которые высадили здесь два плодовых сада и оранжерею с экзотическими фруктами.

В 1775 году имение приглянулось . Живописные виды усадьбы привели ее в восторг, и она, не раздумывая, купила Черную Грязь вместе со всеми окрестными землями, а заодно дала им более благозвучное название - село Царицыно.

Безусловно, главной жемчужиной усадьбы по сей день остается дворцовый комплекс, построенный по заказу Екатерины. Впрочем, императрице так и не довелось пожить здесь: первый проект архитектора не угодил Екатерине, а второй дворец, над которым работал его ученик Матвей Казаков, остался недостроенным. Очередная война с турками вынудила царицу прекратить финансирование, а вскоре ее самой не стало.

Богатая история этого места хранит массу загадок. В чем крылась истинная причина недовольства Екатерины? Где в усадьбе можно отыскать следы древних вятичей и откуда на фасадах взялись масонские символы? И, наконец, каким образом в главном Большом дворце оказались предметы декоративно-прикладного искусства времен СССР?

Обо всем этом порталу «История.РФ» рассказала экскурсовод музея-заповедника «Царицыно» Елена Васильевна Ернылёва.

Вердикт императрицы

Елена Васильевна, мне кажется, этот вопрос волнует многих: почему все-таки Екатерина забраковала первый проект Царицына?

На самом деле она изначально утвердила весь проект Баженова, в который входило пять дворцов. Причем утвердила не только изначально, но и в ходе строительства. Баженов строил дворец десять лет, и все эти годы императрица ни разу здесь не была, но Баженов вел переписку с ней. У нас есть выставка «Быль и новь Царицына», и там представлены копии переписки Екатерины с Баженовым через ее секретаря.

О фотографии в тот век еще не помышляли, а значит, царица могла читать, но не видеть. Как же она тогда контролировала процесс строительства?

Баженов отсылал к ней все чертежи. Допустим, он хотел украсить Фигурный мост изразцами, а Екатерина не разрешила. Таким образом, Екатерина вникала во все мелочи, во все детали. И даже то, что Баженов не успел оформить интерьеры, связано с тем, что Екатерина никак не отдавала приказ о том, как их оформлять. Баженов перечислял ей различные стили, но она все их не утверждала. И только к тому моменту, когда она приехала в Царицыно в 1785 году, он построил практически всё, кроме двух сооружений - конюшни и башни с часами. Интерьеры также оставались незаконченными, но архитектор к ним приступил.

- Какова была реакция Екатерины?

Она прошлась по залам, осмотрела их и молча уехала. И только потом в письме к Павлу она написала, что жить там неудобно, дворец надо перестроить. Помещения показались ей слишком тесными, узкими и темными.

Я читала, что истинная причина недовольства Екатерины могла заключаться в фигуре самого Баженова, который тесно общался с масонами. Могло ли это повлиять на отношение императрицы к архитектору?

Это тоже спорная версия. Но Баженов действительно был членом масонской ложи: он вступил в нее в 1784 году, а в 1785-м Екатерина приказала отстранить его от работы над проектом Царицынского дворца. В принципе, к масонам Екатерина относилась иронически, но масонство может быть связано с этим вот как: Баженов по заданию ложи встречался с Павлом. Масоны считали, что все-таки Павел должен быть императором. Это, конечно, могло не понравиться Екатерине, но это всего лишь одна из версий.

Между Баженовым и Казаковым

После того как Екатерина отстранила Баженова, проектом усадьбы стал заниматься Матвей Казаков, который, как я понимаю, многое здесь изменил. Баженов ведь был его наставником?

Казаков считается учеником Баженова. Если Баженов учился в , а потом за границей, то Казаков учился только в архитектурной школе. Далее он уже начал трудиться и был помощником у Баженова, работал вместе с ним в Кремле.

- Какие изменения привнес Казаков в проект Царицынской усадьбы? От Баженова здесь вообще что-то осталось?

Весь дворцово-парковый ансамбль - это работа Баженова, и только Большой дворец принадлежит Казакову.

- А что осталось от дворца Казакова к тому моменту, когда Царицыно решили наконец реставрировать?

Дворец был в состоянии руин: не было крыши, не было межэтажных перекрытий. Все, что сохранилось к моменту реставрации, пришлось восстанавливать. Но ни одну несущую стену не снесли - остов здания полностью сохранился. У Казакова было два варианта дворца, первый из них Екатерина утвердила. В первом варианте дворец на целый этаж выше, в нем присутствуют нарядные украшения, шпили со звездами и так далее. Но уже в ходе строительства происходят некоторые изменения: начинается вторая война с Турцией, и Екатерина останавливает строительство. К этому времени Казаков достроил центральную часть до третьего этажа. Далее императрица приказывает срочно завершить строительство, и Казаков оставляет тот вариант, который вы видели у нас на выставке: с темными крышами, без нарядных шпилей, на целый этаж ниже, без двухсветного парадного зала на третьем этаже. Это то, что построил Казаков. У нас в верхнем зале археологии вы могли видеть законсервированные фундаменты: там как раз частично представлены фундаменты дворца Баженова, а далее - фундаменты Казакова. В этих фундаментах даже видны архитектурные детали (например, части колонн) разобранных дворцов Баженова.

Сплав архитектуры

- Чей вариант попытались воспроизвести при реставрации - Баженова или Казакова?

В 2005 году, когда началось восстановление здания, решили осуществить соединение двух вариантов. Эта идея возникла еще в 70-е годы XX века, хотели восстановить историческую справедливость. Изначально здание хотели восстанавливать для художественного института имени Сурикова (полное название: Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств. - Прим. ред. ). Проект реконструкции был разработан в архитектурной мастерской № 13 «Моспроект-2». Но в итоге этот план так и остался нереализованным, и со смертью Евгения Вучетича, который тогда был вице-президентом Академии художеств СССР, эта идея уходит. Кроме того, там же анфиладная планировка, и под учебные классы такое помещение приспособить невозможно; помимо этого, там не было коммуникаций. Видимо, комплекс этих причин привел к тому, что эту идею тогда так и не осуществили. В 2005 году работа над реконструкцией Царицыно возобновилась. Работал все тот же «Моспроект-2». За основу архитекторы взяли ту самую идею 70-х годов, но воплотили ее в более упрощенном виде.

- Как можно охарактеризовать архитектурный стиль, в котором выполнена усадьба?

Вы знаете, здесь идут многочисленные споры, поскольку Царицыно - это такой сплав разных архитектурных стилей. Но все-таки большинство специалистов определяют этот стиль как неоготику. Екатерина заказала Баженову дворец в мавритано-готическом стиле, который в то время был в моде. Связано это с тем, что в 1775 году, когда императрица купила это имение, в окрестностях Москвы, на Ходынском поле, праздновалась победа над Турцией (имеется в виду праздник в честь заключения . - Прим. ред. ). Декорации для этого праздника создавал Баженов: это были декоративные театральные павильоны в восточном стиле, символизировавшие взятые русскими войсками турецкие крепости.

- Теперь ясно, откуда в XVIII веке у нас взялась мода на турецкий стиль. А вот что такое «русская готика»…

Под «готикой» тогда понимали все Средневековье: русское, европейское - различий не делали. Ну а так как Баженов обучался и во Франции, и в Италии и в целом был очень талантливым архитектором, он сумел создать такой уникальный сплав архитектуры. Поэтому разбирать его по деталям, конечно, невозможно. Здесь до сих пор можно заметить некую театральность: ведь сама усадьба выполнена в образе средневекового города! Царицыно создавалось, главным образом, как летняя увеселительная усадьба, а все праздники раньше проводились на улице. Баженов подразумевал, что императрица будет прогуливаться по здешним аллеям, рассматривать здания со всех сторон.

Дачи поверх некрополя

Екатерина в свое время отказалась поселиться в Царицыно, но неужели тут так никто и не жил до самого появления музея?

В 60-е годы XIX века многие здания на территории парка Царицыно арендовались под дачную застройку; конечно, была и перепланировка. Дворец стоял нетронутым, и только в конце XIX века начали постепенно сносить крышу: перекрытия были деревянными, и мог возникнуть пожар, поскольку по этим руинам постоянно лазили местные отдыхающие.

- Кто из знаменитостей жил и гостил на Царицынских дачах?

В 1870-х годах здесь возник целый дачный поселок - Новое Царицыно. Здесь было очень много известных дачников. У нас в Третьем Кавалерском корпусе есть выставка «Дачное Царицыно». Там хранятся фотографии и имена всех этих людей. В разные годы в Царицыно снимали дачи или гостили у друзей и родственников многие знаменитые писатели: , Ф. И. Тютчев, А. Н. Плещеев, А. П. Чехов, Андрей Белый, И. А. Бунин… Бунин, кстати, именно здесь познакомился со своей будущей второй женой, Верой Муромцевой. Также здесь жили и гостили многие известные композиторы (П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М. А. Балакирев), историк В. О. Ключевский, естествоиспытатель К. А. Тимирязев, председатель первой Государственной думы С. А. Муромцев и многие другие. Также тут находилась дача основателя Императорского исторического музея Ивана Егоровича Забелина. Он вел в Царицынском парке раскопки курганов вятичей.

- Здесь раньше жили вятичи? Какие-то следы их пребывания сохранились?

Конечно. В нижнем зале археологии нашего музея есть женские украшения вятичей, они были найдены уже при раскопках XX века, их вел Артемий Арциховский. А то, что нашел Забелин, находится в Государственном историческом музее и, если не ошибаюсь, в Эрмитаже.

- А сейчас археологи еще приезжают в Царицыно?

В 2000-е годы были раскопки на береговой линии. Там были очень интересные находки именно советского времени: нашли много стеклянной посуды, монет. В советский период здесь была зона отдыха: происходили массовые гуляния, люди загорали, купались… Отсюда и большое количество стеклянной посуды. У нас на выставке даже лежит неразбитая стеклянная бутылка того времени. В те же 2000-е годы велись раскопки в парке. Там, если помните, есть беседка «Храм Цереры» - вот на этом месте происходили раскопки. Там нашли глиняные черепки бронзового века, которые тоже есть в нашей экспозиции. Также есть находки XV века. Как считают археологи, именно на этом высоком мысу, где стоит беседка, поселений не было. Судя по находкам, которые были сделаны, это было ритуальное место - некрополь. Там вятичи хоронили своих умерших. Вместе с прахом в могилу клали украшения и предметы быта: женщинам - особые семилопастные височные кольца и «решетчатые» перстни с узорчатыми прорезями, мужчинам - ножи и серпы.

Таинственные домики «для кавалеров»

В ансамбль Царицыно помимо главного дворца входит множество других, более мелких зданий. Для кого и для чего они предназначались?

Баженов построил пять дворцов, из пяти сохранились два - Малый и Средний. Это - дворцы для Екатерины. Средний дворец иногда называют Оперным домом, потому что в XIX веке там хотели давать концерты. К тому времени Царицыно уже перешло в управление уездного ведомства, и нужно было, чтобы имение приносило доход казне. Здания начали сдаваться в аренду, возник дачный поселок. Все остальные небольшие здания, о которых вы говорите, сейчас называют Кавалерскими корпусами.

- Интересное название. Для чего эти корпуса предназначались?

Это название было дано им уже в XX веке, при паспортизации. После Великой Отечественной войны Царицыно внесли в список памятников культуры - вначале местного, а потом и всесоюзного значения. И в процессе паспортизации возникла сложность. Во-первых, к тому времени поднимались еще не все архивные документы. Кроме того, даже сам Баженов в своих письмах не пишет, для кого предназначены эти дома - для него был более важен внешний образ усадьбы. Поэтому, для чего эти здания построены, точно сказать нельзя, есть только разные предположения. К примеру, в одном из писем к Екатерине Баженов написал, что построил домик для официантов, но какой - неизвестно. Возможно, это самый маленький домик на территории, отсюда он самый крайний. Эта постройка отличается от остальных более скромной отделкой. Но это опять же только предположение. Так вот, возвращаясь к Кавалерским корпусам. В версии Баженова был Большой кавалерский корпус, который впоследствии снес Казаков. Сейчас на этом месте сохранился старый фундамент. Баженов сам дал такое название, и, видимо, оно осталось в памяти через много лет. Поэтому в XX веке три здания назвали Кавалерскими корпусами - Первый, Второй и Третий.

- Название напоминает о кавалерии - как будто это что-то военное…

Нет, не кавалерия, а кавалеры - то есть придворные. Хотя у нас почти все посетители, которые проходят мимо этих зданий, вместо «кавалерский» читают «кавалерийский». А есть еще одно здание, от которого тоже сохранились фундамент и название: «Камер-юнгфарский корпус». «Юнгфрау» - это девушки, прислуживающие Екатерине. Таким образом, с приходом Казакова изменилась центральная часть ансамбля и вся композиция в целом, поскольку у Баженова не было главенствующего дворца, его выделил уже Казаков. Ему, с одной стороны, нужно было угодить императрице, а с другой - вписать Большой дворец в ансамбль Баженова. То, как он с этим справился, мы можем наблюдать сегодня.

- Здание, где мы сейчас находимся, тоже кажется очень интересным. И название необычное - «Хлебный дом»…

С названием все очень просто: когда это здание строилось, Баженов собирался устроить здесь кухню. Но есть действительно кое-что интересное: на фасадах здания можно увидеть две загадочные эмблемы, напоминающие каравай хлеба и солонку. Есть подозрения, что они связаны с масонским орденом. Ректор Института архитектуры Дмитрий Швидковский в одной из своих статей упоминает масонскую символику на здешних зданиях.

Музей с царским размахом

Сегодня Царицыно - это одно из самых популярных мест для прогулок москвичей, а кроме того, здесь очень интересные выставки. Когда здесь впервые появился музей?

После Октябрьской революции началась конфискация дач, а Царицыно вместе с прилегающими к нему территориями переименовали в поселок Ленино. В Хлебном доме были коммунальные квартиры. А в 1927 году, по случаю 10-летия Октябрьской революции, в одном из корпусов открылся Царицынский историко-художественный и краеведческий музей. Он пользовался большой популярностью у горожан: каждый год его посещали более 20 тысяч человек. Они приезжали посмотреть на коллекции баженовских чертежей и находки из курганов вятичей. В 1930-е годы музей был переименован в Ленинский краеведческий музей садово-огородного района, и тогда характер экспозиции резко изменился. Место портретов и канделябров заняли макеты тракторов и плугов, здесь стали проводиться выставки «День урожая» и «Весенняя посевная кампания». Но музей быстро утратил свою популярность, и его закрыли, а вскоре началась война…

- Как усадьба пережила эти тяжелые годы?

Жители поселка строили рубежи обороны, между курганами была замаскирована зенитная установка. Над руинами дворцов постоянно летали немецкие самолеты, и несколько бомб упали совсем близко от старинных павильонов. В крышах дач стали возникать пробоины. В послевоенные годы в этих зданиях обосновались райисполком и районный архив, затем - клуб и музыкальное училище. В конце 1960-х годов начинается массовая застройка района Орехово-Борисово, и коммуналки в старых дачах стали расселять. Вокруг Царицынского ансамбля была установлена обширная охранная зона.

- А как связано Царицыно с именем Ильи Глазунова?

Еще в 1950-е годы возникла идея создать Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР, но долго не могли найти подходящее помещение. Произошло это в 1984 году благодаря стараниям Ильи Глазунова. Он добился того, чтобы именно Царицыно со всеми постройками передали в ведение музея. Тогда и началась реставрация. Но начинать ее с Большого дворца не было возможности, поэтому стены законсервировали, проемы окон и дверей закрыли сетками. С 1987 по 1995 год велись реставрационные работы. В эти сроки удалось восстановить все, кроме Большого дворца и Хлебного дома. Благоустраивать парк и павильоны начали в 2005 году. И вот 2 сентября 2007 года состоялось официальное открытие реконструированного дворцового комплекса «Царицыно». С этого момента памятник обрел новую жизнь.

Фото: Мария Рузанкина