Меню
Бесплатно
Главная  /  Анатомия  /  Этапы формирования и существования афинской демократии. Демократия в афинах Система государственного управления в афинах

Этапы формирования и существования афинской демократии. Демократия в афинах Система государственного управления в афинах

Разрешение противоречий между эвпатридами (представителями родовой землевладельческой знати) и демосом в Древних Афинах было начато реформами Солона. Целью реформ было примирение интересов враждующих групп свободных людей Солон провел сисахфию – реформу долгового права. Задолженность бедняков эвпатридам была объявлена недействительной, тем самым отменялось долговое рабство для афинян.
Вторая реформа Солона установила имущественный ценз среди свободных граждан при распределении политических прав и обязанностей. Все граждане были разделены по имущественному положению на четыре класса. Все граждане получали право избирать и быть избранными в созданный Солоном судебный орган – гелиэю (суд присяжных)

Чтобы компенсировать эвпатридам потерю их политических привилегий, Солон создает новый орган управления – Совет четырехсот.
Через тридцать лет после реформы временного успеха добилась аристократия, несколько изменив в своих интересах реформы Солона.
Победа демоса была закреплена в 509 г. до н. э. реформами Клисфена. Клисфен упразднил политическое значение старого деления населения на четыре класса, введя территориальную организацию населения. Афины были разделены на 10 территориальных фил (округов). Каждая фила состояла из трех расположенных в разных местах территорий (триттий), делившихся на демы. Вместо Совета четырехсот Клисфен создает Совет пятисот (по 50 человек от каждой филы. Несколько позже на основе того же принципа был создан еще один орган управления – коллегия 10 стратегов, которые со временем стали высшими должностными лицами государства.
Чтобы не допустить опасных посягательств на демократический строй Афин, в народном собрании стал ежегодно рассматриваться вопрос об угрозе существующему строю. Процедура решения этого вопроса получила название остракизма (неугодный высылался за пределы государства).
Быстро развивались и процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в. до н. э. реформами Эфиальта и Перикла.
Эфиальт лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные и религиозные функции.
Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла, последователя и сторонника демократа Эфиальта, лидером афинского демоса, первого стратега в течение почти 15 лет.
При Перикле Афины значительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе, что давало Аттике большие союзнические деньги. Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон). Перикл ввел оплату государственных должностей, чем открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н. э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ПОЛИС

Греческие общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, отчасти даже на особенности литературы, искусства, философии, т. е. на историю древнегреческой цивилизации в целом.

Древнегреческая община-полис включала в себя не только сельское население, но и городское. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по национальности если он был свободным и владел частной собственностью.

Все члены общины – свободные собственники – обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской общиной.

Государство в Древней Греции существовало не «над общиной» (как это было на Древнем Востоке), оно вырастало из общины; точнее сама община превращалась в маленькое государство со своими законами, органами власти и системой управления.

Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т. е. складывались своды законов, определявших правовой статус членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии. Полис не только занимался внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию – граждане полиса вступали в ополчение на время войн, превращались в воинов. Воспринимая себя как самостоятельное государство, полис жил в соответствии с идеей автаркии (самодостаточности).

Сила и самостоятельность общин-полисов во многом объяснялась тем, что в Греции не было условий для появления больших царских и храмовых хозяйств, хотя монархическая форма правления внутри полисов какое-то время существовала. В глубокой древности во главе полисов стояли царь – басилевс и родовая знать, ущемлявшие права демоса (народа), к которому относились все незнатные свободные крестьяне и ремесленники. К VII в. до н. э. конфликты внутри полиса достигли особенного размаха.

Борьбу с аристократией вело мелкое крестьянство, перед которым часто возникала угроза лишиться своей земли и превратиться в арендаторов на собственных участках. У аристократии был и другой противник – довольно большой слой незнатных горожан, разбогатевших благодаря торговле и ремеслу и желавших получить привилегии знати.

Во многих полисах эта борьба заканчивалась переворотом, свержением родовой знати и установлением тирании – единовластия, благодаря которому обуздывался произвол знати.

Но тирания была недолговечной, потребность в ней после того, как позиции аристократии были ослаблены, быстро отпала, и стали появляться другие формы правления. В одних полисах правление было олигархическим, в других – демократическим но в любом случае большую роль играло народное собрание, которому по общему правилу принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов.


Высокая роль народного собрания и выборная власть – два основных фактора, которые создавали условия для развития греческой демократии.

Разрешение противоречий между эвпатридами (представителями родовой землевладельческой знати) и демосом в Древних Афинах было начато реформами Солона. Целью реформ было примирение интересов враждующих групп свободных людей Солон провел сисахфию – реформу долгового права. Задолженность бедняков эвпатридам была объявлена недействительной, тем самым отменялось долговое рабство для афинян.

Вторая реформа Солона установила имущественный ценз среди свободных граждан при распределении политических прав и обязанностей. Все граждане были разделены по имущественному положению на четыре класса. Все граждане получали право избирать и быть избранными в созданный Солоном судебный орган – гелиэю (суд присяжных)

Чтобы компенсировать эвпатридам потерю их политических привилегий, Солон создает новый орган управления – Совет четырехсот.

Через тридцать лет после реформы временного успеха добилась аристократия, несколько изменив в своих интересах реформы Солона.

Победа демоса была закреплена в 509 г. до н. э. реформами Клисфена. Клисфен упразднил политическое значение старого деления населения на четыре класса, введя территориальную организацию населения. Афины были разделены на 10 территориальных фил (округов). Каждая фила состояла из трех расположенных в разных местах территорий (триттий), делившихся на демы. Вместо Совета четырехсот Клисфен создает Совет пятисот (по 50 человек от каждой филы. Несколько позже на основе того же принципа был создан еще один орган управления – коллегия 10 стратегов, которые со временем стали высшими должностными лицами государства.

Чтобы не допустить опасных посягательств на демократический строй Афин, в народном собрании стал ежегодно рассматриваться вопрос об угрозе существующему строю. Процедура решения этого вопроса получила название остракизма (неугодный высылался за пределы государства).

Быстро развивались и процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в. до н. э.реформами Эфиальта и Перикла.

Эфиальт лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные и религиозные функции.

Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла, последователя и сторонника демократа Эфиальта, лидером афинского демоса, первого стратега в течение почти 15 лет.

При Перикле Афины значительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе, что давало Аттике большие союзнические деньги. Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон). Перикл ввел оплату государственных должностей, чем открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н. э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания.

Образование Афинского морского союза после греко-пер- сидских войн. В первой половине V в. до н. э. афинскому государству вместе со всем греческим миром (Элладой) пришлось выдержать натиск могущественной Персидской державы, сложившейся во второй половине VI в. до н. э. Ее пределы быстро расширяются в результате завоевания Малой Азии, Египта, среднеазиатских территорий. Персидское рабовладельческое государство обнаруживает стремление к дальнейшим захватам на Западе, вследствие чего оно приходит в столкновение с Грецией, привлекаемое богатством торговых греческих городов.
Первый поход на Грецию был предпринят в 492/91 гг. до н. э. Он кончился неудачей вследствие гибели персидского флота в результате сильного шторма. Вслед за этим была отправлена к берегам Греции новая армия, которая высадилась на территории Афинского государства у поселения Марафон. В Марафонской долине произошло сражение, закончившееся поражением персов (490 г. до н. э.). Персы вынуждены были отступить, но в 480 г. до н. э. произошло новое нападение персов на Грецию. В итоге упорной борьбы на суше и на море греки и на этот раз сумели дать отпор персам.
Последствием греко-персидских войн было возвышение Афин, небывалое усиление их экономической и политической мощи. Афины стали во главе образовавшегося во время греко-персидских войн морского союза греческих государств, который объединял в своем составе несколько сот греческих полисов. Союз был образован для организации совместной борьбы против персов. Члены союза должны были сооружать корабли для общегреческого флота и делать взносы в общую казну (платить “форос” - подать) на его содержание. Впоследствии поручили постройку флота Афинам, а члены союза стали ограничиваться уплатой денежных взносов. Руководство флотом также было передано Афинам.
Общая казна находилась на острове Делос, здесь же собирались съезды представителей союзных государств.
В 454 г. до н. э. казна с острова Делос была переведена в Афины, и Афины стали распоряжаться деньгами по своему усмотрению, расходуя их нередко на собственные нужды. Попытки недовольных государств сопротивляться создавшемуся положению закончились неудачно: восставшие были усмирены силой.
Размер взноса для союзников определялся Афинами. Недовольные могли жаловаться в афинский суд. Постановление афинского суда по этому вопросу считалось окончательным. Казначей, ведавший союзной кассой, избирался из афинских граждан на афинском народном собрании и перед афинским народным собранием отчитывался. По существу, Афины не были простым членом союза, в действительности они осуществляли неприкрытое господство над союзными греческими городами. Афинский морской союз был на деле формой господства Афин, ставших главою большой морской державы. При этом Афины, стремясь посеять рознь между союзниками и облегчить свое господство над ними, создавали различное положение для различных городов, устанавливая льготы для одних и более тяжелое положение для других.
С течением времени Афины стали практиковать широкое вмешательство во внутренние дела союзных городов, распространили за них действие афинского права, ввели у них афинскую монету и афинские меры, а также сделали обязательным обращение граждан союзных городов к афинскому суду сначала по делам, касающимся союза или направленным против союзного устройства, позднее подчинили афинскому суду все дела, где сталкивались между собой граждане различных союзных городов, а в конце концов, обязали союзников по всем судебным тяжбам ездить в Афины. Союзные граждане, приезжая в Афины, обогащали афинскую казну, так как их появление в Афинах сопровождалось взиманием с них разного рода сборов. Афины стали многолюдным оживленным центром большой морской державы, а казна Афинского государства обильно пополнялась за счет союзнических средств.
Во многие союзные полисы Афины даже назначали своих надсмотрщиков, а в некоторых поставили гарнизоны войск и расселили свои колонии (клерухии).
Афинская рабовладельческая демократия стала укреплять свое благополучие за счет извлечения доходов от господства над другими греческими полисами.
Пятидесятилетие, охватывающее время от окончания грекоперсидских войн до начала междоусобной Пелопоннесской войны (479-431 гг. до н. э.), было периодом высокого развития производства и торговли, материальной и духовной культуры в Афинах. Это был “золотой век” в истории Афин. В значительной своей части он был связан с именем виднейшего деятеля афинской демократии Перикла.
Оборот афинской торговли достиг огромных размеров. “Все, что есть лучшего в Италии, Сицилии, на Кипре, в Египте, в Ливии, в Понте, в Пелопоннесе и других местах, все стекается сюда, в Афины, благодаря нашему владычеству на море” - так говорится в одном политическом трактате конца V в. до н. э. Население Афин и его гавани значительно возросло. Увеличился также приток иностранцев в Афины. Демократизация государственного строя Афин в V в. до н. э. Важнейшим последствием греко-персидских войн явилась также демократизация государственного строя Афин. Естественным результатом войны было усиление роли приморского населения (моряков, лоцманов, гребцов), вынесших на себе всю тяжесть обороны страны. Вооруженные массы, спасавшие отечество от вторжения персов, претендуют на большее участие в политических делах, чем то, какое было предоставлено им раньше. Опираясь на эти широкие слои малоимущего населения, торгово-промышленные круги рабовладельческого класса укрепляют свои позиции. В их прямых интересах - расширение демократии в Афинах, обеспечивающее отстранение от власти реакционной, землевладельческой партии.
Уже во время греко-персидских войн в государственном устройстве Афин произошли следующие существенные перемены. В 487 г. до н. э. избрание архонтов путем голосования было заменено избранием их посредством жребия. Другое существенное изменение было введено Аристидом, который предоставил право быть избранным в архонты наряду с гражданами первого класса также и всадникам. Реформа эта свидетельствует о происходящей демократизации Афинского государства, но вместе с тем она говорит об упадке роли архонтов, что было связано с возвышением значения стратегов.
Вслед за греко-персидскими войнами произведены были важные реформы, расширившие политические права афинских граждан. Это - реформы Эфиальта и Перикла.
Эфиальт обрушился прежде всего на ареопаг, состоявший из бывших архонтов и представлявший собой оплот реакционной землевладельческой знати. Ареопагу до реформы Эфиальта (462 г. до н. э.) принадлежало право контролировать деятельность народного собрания. Ареопаг имел право наложить veto на постановление народного собрания. Это право было у него теперь отнято и передано гелиэе. Ареопагу принадлежали также контроль над должностными лицами и надзор за исполнением законов. Эти функции перешли к совету пятисот и народному собранию, но главным образом к гелиэе. Сократилась также и судебная компетенция ареопага; он утратил круг самых важных дел - рассмотрение противозаконных действий должностных лиц; за ареопагом остались лишь религиозные дела, в том числе судебное рассмотрение дел по обвинению в убийстве, каковое считалось у греков оскорблением богов.
Произошло дальнейшее понижение ценза для занятия должностей: Аристотель сообщает, что в 457/6 г. до н. э. впервые стал архонтом зевгит.
При Перикле была введена плата за исполнение различного рода должностей. Это дало возможность малоимущим гражданам занимать должности в государстве, а также способствовало прокормлению многочисленного люмпен-пролетариата, образовавшегося в Афинах из разорившихся крестьян и ремесленников.
Роль совета пятисот, народных собраний и гелиэи повысилась. Компетенция совета пятисот и гелиэи расширилась, народные собрания стали созываться часто, и возрос круг дел, подведомственных народному собранию.

Введение

Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя -- базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов -- батраков или за долги попадали в рабство. Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли, чему благоприятствовало приморское положение Афин. Богатые семьи стали и первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных. К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Рабы были заняты главным образом в домашнем хозяйстве, ремесле, реже на полевых работах. Наряду с ними трудились и их хозяева, хотя рабы выполняли наиболее тяжелые работы. Только со временем рабский труд станет преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестанут участвовать в производительном труде. Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. Первобытное общество превращается в политическое общество, часто называемое военной демократией. Но и оно, сохраняя традиции родоплеменной организации власти, не было способно разрешить или хотя бы умерить развившиеся в обществе антагонизмы -- между складывающимися классами рабов и свободных, между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой. Важную роль сыграли и внешние факторы его существования.

Географические условия, требовавшие приспособления ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды, истощение локальных природных ресурсов, усилившееся с переходом к производящей экономике, развитие обмена и связанная с ним интенсификация межплеменных контактов и, как следствие, ослабление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен, необходимость урегулирования и устранения возникающих конфликтов, вышедших за племенные рамки, стали предпосылками для объединения племен Аттики под единой властью.

Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связываемые по традиции с именем легендарного героя Тесея.

1. Зарождение афинской демократии

Реформы Тезея. Афинское государство образовалось в результате разложения родового общественного устройства и вытеснения его государственной организацией. Этот процесс, начавшийся еще в гомеровской Греции, завершился в VII--VI вв. до н.э.

Первым шагом к образованию Афинского государства были реформы, которые приписывались легендарному герою Тезею.

При Тезее произошло слияние отдельных племенных поселений в одно целое с единым центром в Афинах, произошло слияние всех племен в единый народ, т. е. то, что греки называли "синойкизмом". Это повлекло учреждение в Афинах центрального управления с передачей ему части дел, находившихся в ведении отдельных племен; тогда же образовалось общее афинское право, в результате чего чужеплеменник уже не был лишен всякой защиты, находясь на территории чужого племени, как это было раньше. Наконец, весь народ был разделен на три группы независимо от существовавшего деления на роды, фратрии и племена -- на эвпатридов, или благородных, геоморов, или землевладельцев, и демиургов, или ремесленников. При этом благородным предоставлено было исключительное право на замещение должностей. В родовом обществе открыто было признано привилегированное положение знати.

Появление должности архонта. Дальнейший шаг к образованию государства состоял в уничтожении власти базилевса в ее прежнем значении. Базилевс как пережиток родовой демократии становится нежелательным для аристократии по мере укрепления ее позиций. Поэтому наряду с должностями базилевса и появившегося позднее военачальника -- полемарха, устанавливается новая должность -- архонта. Базилевса сменяет выборный архонт.

Сначала архонты избирались пожизненно, затем, с середины VIII в. до н.э., должность эту стали ограничивать 10-летним сроком и. наконец, с 683 г. до н.э. стали ежегодно избирать 9 архонтов, между которыми распределялась власть прежних пожизненных правителей. Один из них -- первый архонт (позднее архонт-эпоним) -- стоял во главе коллегии и имел полномочия по надзору за внутренним управлением и судебные полномочия по семейным делам. Его именем обозначался год, в течение которого правила данная коллегия архонтов.

Базилевс стал вторым архонтом. За ним сохранились лишь жреческие функции, а также суд по религиозным делам. Таким образом, базилевс перестал быть вождем родовой демократии и за ним сохранилась по преимуществу жреческая власть.

К третьему архонту -- полемарху -- отошла военная власть.

Остальные 6 членов коллегии, носившие наименование фесмофетов, выполняли главным образом судебные функции.

Ареопаг. Наукрарии. Племенной совет старейшин был вытеснен новым правительственным органом -- ареопагом, состоявшим из представителей наиболее знатных и богатых семей. Совет этот собирался на Ареевом холме, откуда произошло и его наименование. С появлением архонтов ареопаг стал пополняться бывшими архонтами, но он же, в свою очередь, избирал архонтов. Таким образом, власть целиком сохранилась в руках эвпатридов, представителей старой родовой аристократии.

Несколько позднее, с образованием флота для защиты морской торговли, когда на население были возложены повинности по сооружению и снабжению экипажей военных кораблей, страна была разбита на небольшие территориальные округа -- наукрарии, из которых каждая должна была снаряжать один корабль для флота. Во главе каждого такого округа стоял притан наукрарии.

Таким образом, появилось деление населения по территориальному признаку, вне зависимости от принадлежности к тому или иному роду и племени, а также возник новый орган власти, не связанный с родоплеменной организацией.

Законы Драконта. В 621 г. до н.э. появляется впервые в Афинах писаное право. Это -- законы Драконта, отличавшиеся большой суровостью.

Неизвестно точно, при каких обстоятельствах они были изданы -- было ли их издание результатом требования, выдвинутого против эвпатридов, для которых отсутствие писаного права открывало возможность самого широкого произвола, или оно было продиктовано желанием эвпатридов закрепить и мерами сурового террора оградить свои привилегии.

Реформы Солона

Борьба в Афинах накануне реформ Солона. Развитие ремесла и торговли, неуклонно расшатывая и разлагая родовой общественный строй, действует на него точно разъедающая кислота. Первоначально каждое племя и каждый род жили на своей, им принадлежащей территории. Теперь, с развитием ремесла и торговли, на территории рода и племени появляются чужеплеменники, которые нередко приобретают большие богатства и добиваются значительного веса в обществе. Однако все эти чужеплеменники совершенно бесправны, так как они стоят вне родоплеменной организации. Родовое общественное устройство, таким образом, перестает отвечать новому положению вещей. Количество рабов заметно возросло, между тем родовой строй не знает средств, направленных к тому, чтобы держать в повиновении, в узде большие массы несвободного населения. В обществе происходит расслоение на имущих и неимущих, рост богатства у одних приводит к разорению и обнищанию других. Родовые организации, рассчитанные на имущественное равенство всех членов общества, бессильны перед лицом тех противоречий, которые обнаруживаются теперь среди населения. Все это делает неизбежным гибель родового строя и образование государства.

Задолженность мелких земледельцев была всеобщим явлением: земледельцы не в силах были платить причитавшиеся с них долги. Земля пестрела столбами, обозначавшими залог земли. Огромное число свободного крестьянства попало в положение шестидольников -- людей, обязанных 5/6 урожая отдавать собственнику арендуемой ими земли. Будучи не в силах расплатиться со своими кредиторами, бедняки вынуждены были продавать своих детей в кабалу или закабалялись сами.

Обострение противоречий в разлагающемся родовом строе, разорение задолжавшего крестьянства и всеобщая задолженность бедноты приводят в VII в. до н.э. к революционному взрыву, к открытому выступлению против родовой аристократии. В городе окрепли торговые и промышленные круги рабовладельческого класса: владельцы мастерских, кораблей, ростовщики, предприниматели разного рода. Они стремятся оттеснить на задний план старую родовую знать, захватить власть в свои руки. Широко используя недовольство крестьянских масс и городской бедноты, они возглавляют движение, направленное против господства аристократии, цеплявшейся за остатки родового строя.

Плутарх сообщает об этой революции VII--VI вв. до н.э.: "Резкое неравенство между богатыми и бедными дошло до высшей степени, государство было совершенно расшатано кризисом, весь народ был в долгу у богатых". "Самые энергичные элементы среди недовольных составили многочисленный союз и уговорились устранить невыносимое положение. С этой целью они решили освободить должников, произвести раздел земли и общий государственный переворот"".

Эта борьба, приведшая к победе городских торговых кругов рабовладельческого класса, выдвинула на политическую арену Солона, который 594 г. до н.э., будучи избран архонтом, был наделен чрезвычайными полномочиями и провел ряд реформ, обеспечивших господство за денежными торговыми людьми, но вместе с тем смягчивших разлагающее действие ростовщичества в Афинах.

Солон происходил из знатного рода, но занимался торговлей и по своему состоянию принадлежал к "средним" кругам афинского общества. Его реформы, будучи продиктованы в первую очередь интересами городских кругов рабовладельческого класса, носят на себе, однако, черты половинчатости, склонности к компромиссам: они оставляют еще слишком много влияния старой земельной аристократии.

Сисахфия. Солон не удовлетворил основного требования крестьянских масс: передела земли он не произвел. Но он провел реформу долгового права, так называемую сисахфию. Все долги были объявлены аннулированными, и на будущее время запрещены были такие долговые обязательства, в силу которых закладывалась бы самая личность должника. Все лица, находившиеся в кабале у своих кредиторов, получали свободу, а проданные за пределы государства были выкуплены из рабства и возвращены на родину. На будущее время только государство сохраняло право продавать в рабство своих неисправных должников. Земля была освобождена от тех столбов, которые ее сплошь покрывали и которые служили, по- видимому, знаками залогового запрета.

Деление населения по имущественному цензу. Вместе с тем Солон разделил всех граждан на 4 разряда в зависимости от размеров их имущества, установив, таким образом, так называемое тимократическое (цензовое) устройство государства. В первый разряд зачислялись те, которые получали доход не менее 500 медимнов зерна или соответственное количество других продуктов в год (пентакосиомедимны), во второй -- получавшие не менее 300 медимнов (всадники) и в третий -- те, которые получали не менее 200 медимнов дохода в год (зевгиты). Все остальные граждане зачислялись в четвертый разряд (феты). Только граждане первых трех разрядов могли занимать государственные должности, а высшие должности (архонты, члены ареопага) могли занимать лишь граждане первого разряда. Четвертому разряду был открыт доступ в народное собрание, где избирались должностные лица, но сами граждане четвертого разряда (феты) ни на какие должности избираться не могли. Малоимущие и неимущие граждане, таким образом, не были полностью оттеснены от участия в осуществлении политической власти. В народном собрании “выбирались все должностные липа, здесь они должны были давать отчет в своей деятельности, здесь вырабатывались все законы и здесь четвертый класс составлял большинство”.

Эта реформа была, говоря словами Энгельса, "новым поражением родового строя""; права и обязанности граждан отныне стали соизмеряться с их имущественным цензом

Совет и гелиэя. Солон создал также новый орган государственного управления -- совет четырехсот, ежегодно избиравшийся из граждан 4 древнейших фил по 100 человек от каждого племени. Это была уступка родовой знати, одно из проявлений половинчатости реформ Солона. Солон сохранил также существовавший ранее ареопаг -- оплот родовой аристократии. Ареопагу оставлен был лежавший на нем надзор за соблюдением законов и контроль за деятельностью народного собрания. Солон даже расширил судебные функции ареопага. Эти два совета -- совет четырехсот и ареопаг -- должны были, по собственным словам Солона, уподобляться двум якорям, предохраняющим государственный корабль от последствий бурь.

Родоплеменные сходки превратились ко времени Солона в регулярные органы законодательства и государственного управления, в эктсаесию. Здесь решались важнейшие государственные дела и избирались должностные лица. Совет четырехсот, по-видимому, лишь подготовлял решения народных собраний и вместе с ареопагом направлял и контролировал его деятельность в качестве консервативного и сдерживающего элемента в государственном строе.

Солон создал также суд присяжных -- гелиэю, который помимо обширной судебной власти приобрел позднее большое политическое значение в качестве органа, участвовавшего в осуществлении законодательной власти и контролировавшего избрание должностных лиц (см. ниже). В состав членов этого суда были допущены граждане всех четырех разрядов.

Деление населения по имущественному цензу и открытое признание преимуществ за имущим классом означали дальнейшее укрепление Афинского государства, дальнейшую ликвидацию остатков родового строя. Однако Солон сохранил идущее от родового устройства деление афинского общества на 4 племени -- филы, и таким образом он не уничтожил до конца остатков родоплеменной организации.

В течение 30 лет установленный Солоном государственный строй сохранялся без изменений, но затем, под влиянием временного успеха реакции, число архонтов было увеличено до 10, причем обусловлено было, что 5 из них будут выбираться от эвпатридов, 3 -- от геоморов и 2 -- от демиургов.

Тирания Пизистрата и пизистратидов. Позднее (560--527 гг. до н.э.) наступает правление тирана Пизистрата и его сыновей -- пизистратидов, которые в основном продолжали политику Солона. Все прежде существовавшие учреждения сохранились: по-прежнему выбирались ежегодно архонты, собирались ареопаг и народное собрание. Тираны заботились лишь о том, чтобы на государственных должностях находились их приверженцы.

Захват власти Пизистрат произвел, опираясь на недовольное крестьянство, и хотя по своему социальному положению и по своим стремлениям Пизистрат был проводником той же политики, какой служил Солон, он предпринял ряд мер, направленных на облегчение положения крестьянства. Крестьянам был предоставлен дешевый кредит. Облегчены были некоторые налоги, введены разъездные судьи, которые должны были освободить крестьян от необходимости ездить по своим делам в город.

Пизистрат вел внешнюю политику большого размаха, отвечавшую интересам торговых кругов рабовладельческого класса (создание военного флота, овладение островом Наксос). Он стремился захватить Дарданеллы (Геллеспонт). В Афинах он воздвиг ряд построек, которые украсили город и вместе с тем дали занятие безработной городской бедноте.

Сыновья Пизистрата в основном продолжали политику отца, но вели ее менее удачно. Им пришлось для изыскания средств усилить налоговое бремя. Влиятельные рабовладельцы стали тяготиться режимом тирании, при котором вся власть фактически сосредоточивалась в руках одного лица. Произошло открытое возмущение знати против тиранов. В движении приняли участие также самые широкие круги афинского общества, возглавляемые Клисфеном, происходившим из знатной семьи Алкмеонидов. При содействии спартанского царя удалось изгнать пизистратида Гиппия и положить конец тирании. Последующая попытка аристократии при помощи спартанских войск удержать власть в своих руках окончилась неудачей. Против знати поднялось восстание народа. Спартанцы были изгнаны из Афин, и власть была передана Клисфену.

Реформы Клисфена. В 509 г. до н.э. Клисфен. овладев государственной властью, проводит реформы государственного строя, приводящие к окончательной ликвидации тех остатков родового строя, которые еще сохранялись в Афинах наряду с государственной организацией. Его целью было сломить окончательно влияние реакционной землевладельческой знати, а для этого он, ликвидируя остатки родовой организации, стремился вместе с тем повысить роль в политической жизни городского населения за счет крестьянства. Реформа Клисфена была продолжением и завершением реформ Солона.

Клисфен ввел территориальное деление населения, уничтожив политическое значение старого деления населения на четыре филы. Все население он разделил на 10 территориальных фил. Принадлежность к родовым организациям теряла всякое значение, а решающим становилось место постоянного жительства граждан. Каждую филу Клисфен разделил на три триттии и установил территориальный состав фил так, что каждая фила не представляла собой сплошной территории, а была непременно соединением трех отдельных территориальных единиц: в каждую филу входила одна триттия от территории города Афин и его окрестностей, одна триттия от приморской территории (паралия) и одна триттия от внутренней, срединной части страны. Таким образом, в каждой филе 2/3 оказывались за городским населением или за населением, тяготевшим к городу, и только 1/3 -- за населением сельским. Триттии делились на демы. В каждом деме был выборный староста -- демарх, который ведал делами дема и приводил в исполнение постановления демовых собраний.

Совет четырехсот был упразднен, и вместо него создан совет пятисот, состоявший из представителей 10 территориальных фил, избранных по 50 членов от каждой филы.

Реформа Клисфена совершенно устранила, таким образом, всякое значение родоплеменного деления для государственной организации.

Коллегия архонтов осталась без изменения. Не был затронут реформой также и ареопаг, оплот консервативных элементов. Однако коллегия архонтов утратила вскоре свое значение вследствие образования коллегии десяти стратегов, сначала избиравшихся по одному от каждой филы, а позднее от всех фил безотносительно к представительству последних. Стратеги первоначально были руководителями военных сил государства, но очень скоро компетенция этих должностных лиц вышла далеко за пределы специально военных вопросов и стратеги превратились в наиболее влиятельных должностных лиц Афинского государства.

Так как установленный Солоном имущественный ценз для занятия высших должностей полностью сохранился, то фактически управление государством осталось в руках верхушки рабовладельческого класса, несмотря на то, что реформа Клисфена представляла собой некоторый шаг вперед по сравнению с реформой Солона в образовании афинской демократии.

Клисфен ввел также так называемый остракизм, или суд черепков. Посредством него народное собрание получило возможность изгонять из государства на 10 лет граждан, которые, по мнению народа, приобрели чрезмерное влияние в государстве и стали опасными для демократии. При предварительном голосовании имени не называли, ставили только вопрос, нет ли кого-либо в Афинах, кого следовало бы для обеспечения общего мира изгнать на некоторое время из государства. Вслед за тем производилось закрытое голосование черепками, которое определяло имя лица, подлежащего изгнанию.

Главная > Контрольные вопросы

6. Основные этапы развития Афинской демократии Разрешение противоречий между эвпатридами (представителями родовой землевладельческой знати) и демосом в Древних Афинах было начато реформами Солона. Целью реформ было примирение интересов враждующих групп свободных людей. Солон провел сисахфию - реформу, долгового права. Задолженность бедняков эвпатридам была объявлена недействительной, тем самым отменялось долговое рабство для афинян. Вторая реформа Солона установила имущественный ценз среди свободных граждан при распределении политических прав и обязанностей. Все граждане были разделены по имущественному положению на четыре класса. Все граждане получали право избирать и быть избранными в созданный Солоном судебный орган - гелиэю (суд присяжных) Чтобы компенсировать эвпатридам потерю их политических привилегий, Солон создает новый орган управления - Совет четырехсот. Через тридцать лет после реформы временного успеха добилась аристократия, несколько изменив в своих интересах реформы Солона. Победа демоса была закреплена в 509 г. до н.э. реформами Клисфена. Клисфен упразднил политическое значение старого деления населения на четыре класса, введя территориальную организацию населения. Афины были разделены на 10 территориальных фил (округов). Каждая фила состояла из трех расположенных в разных местах территорий (триттий), делившихся на демы. Вместо Совета четырехсот Клисфен создает Совет пятисот (по 50 человек от каждой филы. Несколько позже на основе того же принципа был создан еще один орган управления - коллегия 10 стратегов, которые со временем стали высшими должностными лицами государства. Чтобы не допустить опасных посягательств на демократический строй Афин, в народном собрании стал ежегодно рассматриваться вопрос об угрозе существующему строю. Процедура решения этого вопроса получила название остракизма (неугодный высылался за пределы государства). Господство Афин в морском союзе (Афины становятся центром Афинского морского союза после победоносного завершу ния греко-персидских войн) послужило основой для их будущего возвышения в греческом мире. Быстро развивались и процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в. до н.э. реформами Эфиальта и Перикла. Эфиальт лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные и религиозные функции. Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла, последователя и сторонника демократа Эфиальта, лидером афинского демоса, первого стратега в течение почти 15 лет. При Перикле Афины значительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе, что давало Аттике большие союзнические деньги. Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон). Перикл ввел оплату государственных должностей, чем открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н.э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания. 7. Система государственного управления в Афинах и Спарте Принципами афинской государственно-политической системы в период расцвета были народоправство, выборность, коллегиальность и подотчетность властей, суд присяжных (гелиэя). Основными государственными органами и высшими должностными лицами Афин в период расцвета демократии считают народное собрание, Совет пятисот, гелиэю, стратегов, архонтов, ареопаг. Полномочия некоторых афинских государственных органов пересекались. В Афинах не было как такового объединенного правительства. В Афинах не допускалось совмещение двух или более государственных должностей. Все государственные должности (кроме стратегов и финансовых магистратов) занимались на год (однако народное собрание могло своим решением отозвать любое должностное лицо республики и до истечения указанного срока), путем жеребьевки (ее ввел Перикл). Все высшие государственные органы были коллегиальными (дабы возместить возможные недостатки жеребьевки). В состав народного собрания входили все афинские граждане. Народное собрание собиралось четыре раза в месяц и ежемесячно - проверочное народное собрание. Народное собрание принимало законы и другие правовые акты; осуществляло остракизм; решало вопросы снабжения и обороны; рассматривало заявления граждан о государственных преступлениях; рассматривало частные просьбы граждан; включало в гражданский коллектив неграждан и пр. Субъектами законодательной инициативы являлся любой афинский гражданин (после согласования с Советом пятисот) или сам Совет пятисот. Совет пятисот (буле) являлся высшим правительственным учреждением, избирался по жребию на год. В него входило по 50 человек от каждой из 10 афинских фил. Представители от каждой филы образовывали отдельную пританию (секцию). Притании по очереди (в порядке ротации) выполняли обязанности всего Совета пятисот. Совет пятисот занимался подготовкой законопроектов, непосредственным управлением, финансовыми вопросами, внешними сношениями (в частности, принимал послов). Ежедневно избирался новый председатель буле. Совет пятисот выполнял поручения народного собрания, выполняя по сути функции его исполнительною органа. Гелиастами (членами гелиэи - суда присяжных) могли становиться афинские граждане, достигшие 30-летнего возраста. Всего гелиастами были 6000 человек (по 600 человек от каждой филы). Непосредственным рассмотрением дел занималось 10 судебных коллегий по 200-300 человек. Состав судебной коллегии определял жребий буквально за несколько часов до начала рассмотрения дела, дабы избежать коррупции. Гелиэя осуществляла суд по политическим, религиозным и иным делам, а также (в квазисудебном порядке) утверждала законы, принятые народным собранием. Стратеги (2 человека) выбирались (а не определялись по жребию) народным собранием. Помимо этого стратеги были единственными афинскими магистратами, которые могли переизбираться на свой пост. Стратеги командовали армией и флотом, решали другие текущие вопросы государственного управления, координировали деятельность союзников по Афинскому морскому союзу. Руководил коллегией стратегов первый стратег. Именно эту должность практически бессменно занимал сам Перикл. Также выбиралось 9 архонтов: 3 первых архонта и 6 архонтов-фемосфетов. Первые архонты занимались специальными вопросами: разрешали семейные дела, осуществляли надзор за иностранцами, решали религиозные вопросы и пр. Архонты-фемосфеты готовили дела для слушания в гелиэе, осуществляли жеребьевку гелиастов, председательствовали на гелиэе, представляли ежегодный доклад народному собранию о противоречиях и пробелах в афинских законах, принимали от граждан заявления о злоупотреблениях должностных лиц и рассматривали их. Ареопаг, упраздненный Эфиальтом, был все-таки позже восстановлен и оставался сословным органом эвпатридов. Спартанское государство образовалось, вероятно, в IX "в. до н.э. из пяти Поселений. Дальнейшее объединение происходило путем завоеваний. Господствующим классом были спартиаты. Они обладали собственностью на землю, скот и на работающих на их полях илотов. Каждая семья имела надел, который нельзя было дробить и отчуждать. Все устройство воспитания и быта имело своей задачей сделать из спартиата крепкого выносливого воина. Илоты были покоренными жителями завоеванных областей и представляли собой эксплуатируемый класс. Кроме илотов была еще одна группа неполноправных, называвшихся периэками (окрестные жители), они были лично свободными, но не обладали правами спартанского гражданства. О политической организации Спарты можно судить по так называемой «Ликурговой ретре» (Ликург - легендарный древний спартанский законодатель). По этому документу в Спарте были следующие органы государственной власти: народное собрание (апелла) - оно принимало или отвергало предложения герусии; герусия (совет старейшин), состоящая из 30 геронтов, в число которых входили два базилевса (царя). Базилевсы исполняли функции военачальников, главных жрецов. Назначение герусии состояло в том, чтобы сдерживать власть басилевсов и препятствовать демократическим стремлениям народа. Позднее в Спарте появился еще один орган - эфорат. Он представлял собой комиссию из пяти человек, функции которой сводились в основном к контролю над басилевсами и герусией. 8. Возникновение древнеримского государства Древнеримское государство эволюционировало из небольшой городской общины в могущественную империю, под властью которой находились многие народы Средиземноморья. Форма этого государства за многовековую историю претерпевала значительные изменения. Периодизация истории государства и права Древнего Рима может быть представлена в следующем виде: 1. Разложение первобытнообщинного строя и образование рабовладельческого государства: от основания города Рима в 753 г. до н.э. до изгнания последнего римского царя Тарквиния Гордого (509 до н.э.). 2. Республиканский период (509-27 до н.э.). 3. Период монархии (27 до н.э. - 476 н.э.), в том числе: принципат (27 до н.э. - 284 н.э.), доминат (284-476 н.э;). Древнеримское государство сформировалось на основе городской общины. С момента основания Рима и до конца VI в. до н.э. у древних римлян существовал родовой строй. Характерной чертой римской семьи была почти неограниченная власть ее главы. Пахотная земля, луга, пастбища предоставлялись во владение и пользование отдельным семьям городской общиной. Приусадебные участки являлись собственностью отдельной семьи и переходили по наследству. Полноправными в римской городской общине были только те, кто принадлежал к одному из родов, входивших в состав римской общины и зачисленных в одну из курий. Такие полноправные граждане назывались патрициями. Кроме полноправных граждан имелась группа клиентов. Клиент находился в личной и наследственной зависимости от полноправного члена общины, называвшегося его патроном. Клиент был обязан служить патрону, патрон, в свою очередь, покровительствовал клиенту и защищал его перед судом, так как клиент не имел возможности сам защищать свои интересы. Значительную группу неполноправных граждан Древнего Рима составляли плебеи. Они были лично свободными, имели право собственности на землю, должны были платить налоги и отбывать военную службу. Плебеи могли приобретать имущество, заключать сделки и самостоятельно от своего имени выступать на суде, т.е. обладали гражданской правоспособностью. Но плебеи были лишены права участвовать в управлении делами римской общины. Общественными делами ведал сенат, состоявший из старейшин трехсот родов. Сенат был совещательным органом при царе, влиял на его избрание. Народное собрание состояло из полноправных членов римских родов, мужчин, способных нести военную службу. Римский народ собирался и принимал решения по куриям. Это собрание называлось куриатными комициями. Собрание либо принимало, либо отвергало предложение сената, избирало всех должностных лиц, в том числе и царя, и объявляло войну (мир заключался сенатом). Царь был военачальником, верховным жрецом и рассматривал дела об измене, мятеже и другим преступлениям, считавшимся публичными. Царь имел неограниченное право наказания и был одновременно высшей судебной инстанцией. Нормами, регулирующими взаимоотношения в римской общине, были обычаи. Они зафиксированы впоследствии в Законах XII таблиц. В 509 г. до н.э. в Древнем Риме была установлена республика. В течение почти 500-летнего периода существования республиканской формы правления в Риме произошли существенные социально-политические изменения. С точки зрения экономического, социального и политического развития Древнего Рима его историю в указанное время можно разделить на два периода: период становления и упрочения республики (VI-IV вв. до н.э.) и период расцвета и упадка римской рабовладельческой республики и замены ее монархической формой правления (III-I вв. до н.э.). 9. Государственной устройство древнеримской республики В VI-IV вв. до н.э. в римском обществе сохранялось натуральное хозяйство, вместе с тем частная собственность на землю уже получила значительное развитие. Ремесло развивалось медленно. Древнеримское общество и государство были рабовладельческими, однако эксплуатация рабов не достигла широких масштабов и носила в значительной мере патриархальный характер. Социальная дифференциация среди свободного населения продолжалась, равно как и острая и продолжительная борьба между патрициями и плебеями. В V-IV вв. до н.э. плебеи добились значительных успехов в уравнении их политических и гражданских прав с патрициями, В 494 г. до н.э. плебеи добились от патрициев права ежегодно избирать своих представителей - народных трибунов, в обязанность которых входила защита плебеев от притеснений со стороны патрицианских магистратов. Под давлением плебеев была образована специальная коллегия из 10 человек для составления законов, которые были опубликованы для сведения всего римского народа в 450 г. до н.э. (Законы XII таблиц). В IV в. до н.э. завоевание новых территорий сопровождалось дальнейшей борьбой и привело к резкому увеличению количества рабов и заметному возрастанию их роли в сельском хозяйстве и ремесле. Часть захваченных земель зачислялась в фонд Римского государства, а в других частях захваченных территорий были организованы колонии. Жители стран, не капитулировавших добровольно, обращались в рабство. В Римской республике центральными органами государственной власти были народные собрания, сенат и магистратуры. Постановления народных собраний, созываемых только по инициативе магистратов, нуждались некоторое время в утверждении сената. Народные собрания были полномочны выносить решения, имевшие юридическую силу. Главным видом народных собраний были центуриатные комиции. Они принимали законопроекты, организовывали выборы высших магистратов (консулов, преторов, цензоров). Центуриатные комиции обладали и судебными полномочиями. Им были подсудны дела по обвинению в наиболее тяжких преступлениях, за совершение которых предусматривалась смертная казнь. Важную роль в Римском государстве играл сенат, члены которого в начале республики назначались консулами, а с IV в. до н.э. - цензорами (специальными магистратами). Формально сенат считался совещательным органом при магистратах. Он утверждал (до III в. до н.э.) законы, принятые народным собранием, и заведовал финансами. Сенат ведал также дипломатическими сношениями, общим управлением провинциями и некоторыми вопросами культа. В случаях вторжения врагов или внутренних беспорядков сенат выносил решение об утверждении диктатуры и предоставлении чрезвычайных полномочий специальному должностному лицу (экстраординарному магистрату), называвшемуся диктатором. Приблизительно с 444 г. до н.э. в состав сената были допущены плебеи. В систему магистратур входили должностные лица, уполномоченные представлять Римское государство и от его имени принимать судебные и управленческие решения. Законодательной властью они не обладали. Важнейшими принципами организации и деятельности магистратур были выборность, коллегиальность, срочность осуществления полномочий, ответственность перед народом, безвозмездность исполнения государственной службы. Выборы магистратов происходили в народных собраниях - центуриатных и трибутных комициях. По объему своих полномочий и степени своей власти магистраты делились на обладающих высшей властью (империум) (консулы и преторы) и не обладающих такими полномочиями. Каждый магистрат имел свой аппарат (в частности, консулам полагались специальные стражи - ликторы). Древнеримская армия была построена на принципах милиционной системы. Военную службу должны были отбывать все полноправные граждане, обладавшие при этом достаточным количеством имущества. Воины распределялись по различным родам войск соответственно своему возрасту и имущественному положению. Армию набирали консулы на основании списков, составленных цензорами. В V в. до н.э. была произведена реформа Фурия Марка Камилла. Воинам было установлено жалованье; расположение в строю определялось теперь не имущественным положением, а опытом и выучкой. Командующими армией были консулы или, в случае учреждения диктатуры сенатом, диктаторы. Старшими офицерами были военные трибуны, младшими - центурионы. В армии была установлена "суровая дисциплина, система наказаний и поощрений, наград. Важнейшими статьями расходов в Риме были: содержание войска, постройка кораблей, сооружение общественных зданий, содержание служебного персонала и нужды религиозного культа. С граждан взималась особая подать на содержание войска. В рассматриваемый период возбуждение уголовного преследования и судопроизводство по уголовным делам осуществлялись консулами (несколько позже - также преторами). В 509 г. до н.э. был издан закон Валерия, по которому смертные приговоры, выносимые консулами в пределах городской черты, могли обжаловаться в центуриатные комиции. В провинциях вершили суд проконсулы и пропреторы (местные административные чиновники, назначенные из Рима). Со временем происходит обезземеливание граждан, чьи крестьянские хозяйства не выдерживали конкуренции с латифундиями (центрами сельскохозяйственного производства), основанными на рабском труде. Конфликт между патрициями и плебеями (плебеи завоевали в итоге для себя права римского гражданства) сменяется конфликтом между нобилитетом и плебсом. Расширилось число граждан, в результате Союзнической войны 91-88 гг. до н.э. римское гражданство получили также италики (свободные жители итальянских полисов, подчиненных Риму). Консул Гай Марий в 107 г. до н.э. заменил римскую добровольческую армию на наемную (причем жалованье раздавал полководец, что делало его весьма важной фигурой). Таким образом, возникла почва для военной диктатуры, которую и установил Сулла в 82-79 гг. до н.э. В этот период появились первые проскрипционные списки (списки «врагов народа», подлежащих казни без суда, их имущество подлежало конфискации, свою долю получал доносчик) - позорная страница в истории Древнего Рима. Сулла поддерживал оптиматов (сторонников аристократии) в их борьбе против популяров (борцов за права всех граждан). I в. до н.э. был временем политической нестабильности в истории Древнего Рима. Сменяли друг друга триумвираты (первый: Помпеи, Цезарь, Марк Красе; второй: Антоний, Лепид, Октавиан) и диктаторы. В конце концов, в 27 г. до н.э. республика пала, установился принципат Октавиана, он получил звание императора и пожизненные права народного трибуна, стал Августом (святейшим) и понтификом (верховным жрецом). 10. Древнеримская империя После падения республики во главе всех магистратур фактически встает новое должностное лицо - принцепс. Он был наделен особой властью, надзирал за управлением провинциями, обладал неприкосновенностью, вправе был налагать вето на распоряжения всех магистратов. При императоре создается его личный совет (consilium), который со времени правления императора Адриана (начало II в.) стал официальным учреждением. Высшими чиновниками стали считаться начальник императорской гвардии, начальник полиции и др. На местах вместо прежних муниципальных собраний появляются контролируемые имперскими чиновниками муниципальные сенаты. Ко II в. на нет сошла римская завоевательная волна, следовательно, иссяк основной источник рабов, стали исчезать латифундии, постепенно стали отказываться от принудительного рабского труда, появляется колонат (прикрепление формально свободных крестьян к земле и их эксплуатация) и другие протофеодальные экономические формы принуждения к труду. Возрастает германское, славянское и прочее варварское давление на границы Римской империи. При императоре Каркалле все свободные люди, проживавшие в провинциях Римской империи, получили права римского гражданства, соответственно на них стало распространяться римское право. В армию устремились варвары-нелатиняне, что привело к целой эпохе «солдатских императоров» (III в.). Император Диоклетиан (284-305) оформляет переход к доминату, старается централизовать разваливающееся государство, стабилизировать находящуюся в перманентном кризисе политическую систему Римской империи. Он явился инициатором прикрепления горожан к месту жительства и профессии (предпосылки феодализма). Доминат (в отличие от принципата) - настоящая монархия, безо всякого республиканского фасада. Император Диоклетиан поделил Римскую империю на восточную и западную части и перенес административный центр" империи на восток. Чуть позже он установил тетрархию. Страна была разделена на две части: западную и восточную, во главе каждой из которых встали августы. Каждая из половин делилась еще раз надвое, одной четвертой империи руководил август соответствующей половины, другой - назначаемый им цезарь. Таким образом, появилось 4 императора: 2 августа (восточный и западный) и 2 цезаря. После Диоклетиана единую власть в империи захватил император Константин, который не замедлил упразднить тетрархию Диоклетиана. В 313 г. император Константин издал эдикт в Медиолане (Милане), этим актом была признана веротерпимость в империи. В 325 г. в Никее собрался Первый Вселенский собор христианской церкви под руководством Константина I Великого. На этом соборе была выработана первая часть христианского символа веры. Завершил формирование символа веры Второй Вселенский собор христианской церкви, который прошел в Константинополе (Царьграде). Позже император Феодосии Великий провозгласил христианство государственной религией Римской империи. После его кончины образуются независимые Западная Римская империя (с центром в Риме) и Восточная Римская империя (с центром в Константинополе). Западную Римскую империю начали методично разрушать вандалы и варвары. Столица Западной Римской империи была перенесена из Рима в Равенну (она была окружена болотами, поэтому здесь было легче обороняться). Последний малолетний западноримский император Ромул Августул в 476 г. был свергнут начальником гвардии Одоакром, который отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Одоакр провозгласил себя правителем Италии, однако вскоре сам был свергнут. Блестящая античность кончилась, начались мрачные средние века, рабовладельческий строй был заменен феодализмом. 11. Этапы развития древнеримского права Этапы истории древнеримского права: 1. Эпоха формирования и развития «цивильного» (квиритского) права. Характерные черты римского квиритского права: а) сохранение в его нормах пережитков первобытнообщинного строя; б) значительное влияние религии на правовые предписания; в) несложность и примитивность правовых институтов; г) строгий национальный характер и устойчивый формализм. 2. Середина III в. до н.э. - конец III в. н.э.: этап классического римского права. В это время наряду с цивильным появляется преторское право, из которого выделяется так называемое общенародное, или право народов (jus gentium), регулирующее отношения между римскими гражданами и чужестранцами. 3. Разложение рабовладельческой системы и зарождение в ней феодальных отношений (III-V вв. н.э.): постклассический этап развития древнеримского права. Проводимая систематизация римского права, итогом которой было создание свода римского права (Corpus juris clvilis), испытала на себе влияние новых феодальных отношений, а также церкви. Первоначальным источником права были обычаи. Закон становится источником права со времени издания сборника законов - XII таблиц. Развитие рабовладельческой системы и торгового оборота внесли существенные изменения в источники римского права. Новыми источниками права становятся эдикты магистратов. Правосудие сосредоточилось в руках преторов, поэтому большое значение стали иметь преторские эдикты. Из этих эдиктов (впоследствии унифицированных в виде Юлианова эдикта) и выросла новая ветвь римского права - преторское право. Для иностранцев, не пользовавшихся правами римского гражданства, была создана особая магистратура - претор по делам перегринов. При вступлении в должность этот претор также издавал эдикт, в которой определял формы своей судебной деятельности. Содержащиеся в нем правовые нормы были выработаны на основе общих обычаев международного оборота. В период принципата принцепсы присваивают себе полномочия издавать акты, которые назывались конституциями и имели силу закона. Различались четыре вида императорских конституций: а) эдикты - решения императора; б) мандаты - инструкции; в) декреты - судебные решения; г) рескрипты - ответы императора на юридические вопросы частных лиц. Деятельность юристов проявлялась в трех формах: выработка формул для юридических действий; консультации частным лицам по юридическим вопросам; консультации по ведению дел в судах. В монархический период развития древнеримской государственности проводится работа по систематизации римского права. Первоначально она осуществлялась частными лицами. В конце III в. н.э. были составлены два кодекса: Грегориана и Гермогениана. Завершение систематизации римского права произошло при императоре Юстиниане. В VI в. полная систематизация нашла свое выражение в Своде гражданского права (Corpus Juris Civilis), который состоял из институций (элементарный учебник по римскому праву), дигестов или пандектов (выдержки из произведений видных юристов), кодекса (собрание императорских конституций) и новелл (собрание императорских конституций, принятых в процессе кодификации, а также после ее окончания).