Меню
Бесплатно
Главная  /  Анатомия  /  Научиться хорошо разбираться в людях. Как легко научиться разбираться в людях

Научиться хорошо разбираться в людях. Как легко научиться разбираться в людях

Потребность научиться разбираться в людях возникает чаще всего после того, как человек несколько раз обманывается насчет окружающих. Те, кто кажутся с первого взгляда надежными, людьми, могут неожиданно подвести, тот, кого мы считаем добрым и заботливым, причиняет нам боль, а кто-то, в ком мы не подозревали высоких душевных качеств, на поверку оказывается настоящим другом и прекрасным человеком. Поскольку все мы в той или иной степени зависим от окружающих нас людей, в таком важном вопросе полагаться на «авось» не хочется. Как же научиться разбираться в людях? Об этом мы сегодня и поговорим.

Что стоит прочитать, чтобы разбираться в людях

Поскольку тема сегодняшней статьи очень обширна, хочется дать несколько отсылок на теоретический материал, который будет вам полезен при движении к . Во-первых, обязательно прочтите книги из области языка тела , жестов, мимики, которые говорят о человеке очень и очень многое. Если вас не пугает некоторая подхода, можно также изучить материалы по физиогномике (определение характера по чертам лица) и психологической характеристике, исходя из темперамента (помните – холерик, сангвиник). Поможет лучше разбираться в людях и (Нейролингвистическое программирование), поскольку в этой области очень важно уметь считывать сигналы, подаваемые человеком неосознанно, и трактовать их. Если задаться целью, много полезной информации можно найти, изучая книги и статьи по кадровому делу (рекрутингу персонала), ведь специалистам в этой области должны уметь великолепно разбираться в людях за время, которое длится собеседование.

А теперь практика

Сколько бы книг вы ни прочитали, без практики научиться разбираться в людях невозможно. Так что потребуется . Как его добыть?

  1. Развивайте и слушайте свою . Очень часто внутренний голос подсказывает нам (в основном, на уровне ощущений или чувств), как стоит относиться к тому или иному человеку. От кого-то у нас бегут мурашки по спине и возникает чувство тревоги, с другими людьми мы сразу чувствуем себя спокойно и уверенно, по поводу третьих мы просто чувствуем, что «что-то не так». Интуиция подсказывает нам то, чего осознать мы еще не успели, а на уровне подсознания уже восприняли и распознали. Не игнорируйте внутренний голос, все равно позже вы получите подтверждения того, что ваши ощущения вас предостерегали, но, вероятно, уже будут какие-то потери.
  2. Тренируйте осознанность и . Предположим, вы изучили и даже запомнили значение различных сигналов, которые человек подает языком жестов. Для того чтобы применять эти знания на практике, нужно постоянно сохранять концентрацию на объекте вашего изучения и не скатываться в неосознанное. Через пять минут общения легко можно забыть о том, что вы что-то собирались наблюдать и анализировать, а чтобы этого не произошло – развивайте способность фокусироваться на своей задаче.
  3. Делайте выводы в соответствующей обстановке. Мнение о том, что человека можно познать только в беде или экстремальной ситуации существует не просто так. В привычных ситуациях большинство из нас следует определенным паттернам поведения, надевает «защитные» маски для окружающих и может притворяться не тем, кем является. Конечно, я не посоветую вам тащить человека, в котором вы хотите разобраться, в горы или создавать условия, угрожающие его жизни, чтобы он раскрылся, а вы это увидели. Но будьте внимательны и особенно наблюдательны в любой нестандартной для человека ситуации . Когда он выходит из своей , когда нет возможности использовать реакции и поведения – вот тогда вы увидите саму сущность человека. Потому что принимать решение в такой ситуации он будет, следуя своим , а вы, находясь рядом, поймете, что это за ценности и, соответственно, что за человек находится перед вами. Чем нестандартнее будет эта ситуация, тем проще разобраться в человеке.

Крупица мудрости

Я думаю, что научиться разбираться в людях можно на собственном опыте , если опыт этот будет не пассивным, а активно-наблюдательным. Делайте свои наблюдения, анализируйте и складывайте выводы в ментальную копилку — помните, что полученное собственным опытом знание ценнее любого полученного извне. А закончить я хотела бы словами мудреца из притчи о гордости и смирении: «Доверять можно тем, кто прост в общении с тобой и всегда говорит тебе правду, какой бы она ни была. Именно эти люди первыми придут тебе на помощь».

Желание научиться разбираться в других людях возникает, в основном, после того, как человек обманывался несколько раз насчет окружающих. Ведь те люди, которые нам с первого взгляда кажутся ответственными и надежными, неожиданно подводят и разочаровывают нас. А те, кого мы считаем заботливым и добрым, причиняют нам сильную боль. И на удивление, кто-то из нашего окружения, в ком мы и не подозревали хороших душевных качеств, на самом деле оказывается прекрасным человеком и настоящим другом. Так как мы все в какой-то степени зависим от окружающих, не хочется в вопросе такого важного выбора полагаться на «авось». Умеем ли мы разбираться в людях и можно ли этому научиться?

Теоретический материал в данном случае очень полезен, однако стоит отметить, что научиться по-настоящему, разбираться в людях без практической составляющей, то есть реального общения с ними, нельзя. Но, все же, вам будет полезно прочитать книги про язык тела человека, его мимику и жесты, а если вас не пугает стереотипность подхода, то можете еще изучить материалы по психологической характеристике относительно темперамента и физиогномике (возможность определить характер по чертам лица). Нейролингвистическое программирование также поможет вам научиться лучше понимать неосознанные сигналы, подаваемые людьми, считывать и трактовать их. Много полезной и важной информации находятся в книгах и статьях по кадровому делу, потому что специалистам в данной области нужно уметь разбираться в людях за очень короткое, сколько длится собеседование, время.

Как добыть практический опыт?

1. Слушайте и развивайте интуицию

Внутренний голос, в основном, на уровне чувств или ощущений, часто подсказывает нам, как поступить и относиться к какому-либо человеку. Ведь не зря от одного человека у нас бегут мурашки и есть ощущение тревоги, от другого - чувство спокойствия и уверенности, а на счет третьих чувствуем, что здесь что-то не так. Наша интуиция подсказывает, что делать еще раньше, чем мы сами успеваем воспринять информацию, распознать сигналы и принять решение. Поэтому не игнорируйте свое подсознание и внутренний голос, потому что они редко ошибаются, а подтверждение этого вы все равно получите позже, когда будут потери.

2. Развивайте концентрацию и осознанность

Допустим, вы изучили всю теорию и даже запомнили, что означают различные сигналы и жесты человека. Но для того, чтобы увидеть их, распознать и применить знания на практике, нужно сохранять постоянную концентрацию на нужном вам объекте. Потому что, если вы скатитесь в неосознанное, то через несколько минут общения вы забудете, что собирались наблюдать и анализировать интересующего вас человека. А для того, чтобы этого не произошло, тренируйте способность фокусироваться на нужной вам задаче.

3. Анализируйте и делайте выводы

Не просто так существует мнение, что человека можно познать лишь в экстремальной ситуации или беде. Ведь в привычных для нас жизненных ситуациях, большинство из нас надевают «защитные» маски для окружающих, притворяются не теми, кем являются, следуют определенным манерам поведения. Безусловно, не нужно тащить «подопытного» в горы или специально создавать условия, которые угрожают его жизни, чтобы тот раскрылся, а вы увидели и сделали выводы. Подождите, жизнь сделает за вас эту работу и сама подкинет парочку экстремальных ситуаций. Вашей задачей будет только внимательно наблюдать за реакцией этого человека и не закрывать глаза, а все анализировать. В нестандартных и непривычных ситуациях, когда нет возможности использовать готовые шаблоны поведения и реакции, раскрываются все, потому что люди выходят из зоны комфорта. Они принимают решение, следуя своим инстинктам и внутренним ценностям. А вы, в свою очередь, поймете, что это за ценности и что за человек перед вами.

Для этого Вам потребуется:

1. Опыт.
Для того, чтобы хорошо разбираться в людях, прежде всего необходима зрелость. Это подразумевает не только достижение определенного возраста (30 лет или около того), но и богатый запас опыта взаимодействия с человеческой природой в самых разнообразных и запутанных ее проявлениях. Юность видит людей в узкой перспективе своего ограниченного опыта, и когда юных людей заставляют судить о тех, чья жизнь значительно отличается от их собственной, они часто обращаются к незрелым и несообразным клише, вроде: «старик отстал от жизни», «нормальный парень» или «чудак».

2. Сходство.
Это требование того, чтобы человек, который пытается судить о людях, по своей природе был похож на того человека, которого он хочет понять. Экспериментальные исследования показали, что те, кто точнее оценивают какую-то черту в другом человеке, сами в высокой степени обладают этой чертой. Но корреляция здесь не абсолютная, и все обстоит не так просто: подвижность воображения одного оценщика может оказаться ценнее, чем огромные запасы неиспользованного опыта другого.

3. Интеллект.
Экспериментальные исследования вновь и вновь подтверждают тот факт, что существует некоторая связь между высоким интеллектом и способностью точно судить о других людях. Вернон обнаружил, что высокий интеллект особенно характерен для тех, кто точно оценивает самих себя и незнакомых людей, но если оценщики хорошо знакомы с теми, кого они оценивают, то опыт до определенной степени может заменить исключительный интеллект.

4. Глубокое понимание себя.
Правильное понимание наших собственных антисоциальных тенденций, своего притворства и непоследовательности, собственных сложных мотивов обычно удерживает нас от слишком поверхностных и простых суждений о людях. Слепота и ошибочность в понимании нашей собственной природы будет автоматически перенесена на наши суждения о других.

5. Сложность.
Как правило, люди не могут глубоко понять тех, кто сложнее и тоньше их самих. Прямолинейный ум не питает сочувствия к волнениям ума культурного и разносторонне развитого… Две души обитали в груди у Фауста, и только одна у его помощника Вангера; и именно Фауст оказался способным в конце концов постигнуть значение человеческой жизни.

6. Отстраненность.
Эксперименты показали, что те, кто хорошо разбирается в других, менее общительны. Для них более характерна интроверсия, чем экстраверсия, и лучшие оценщики бывают загадочными и с трудом поддающимися чужой оценке. В среднем они не очень высоко ставят социальные ценности.

7. Эстетические склонности.
Часто с меньшей общительностью связаны эстетические склонности. Это качество стоит выше всех остальных, особенно если мы возьмем наиболее одаренных знатоков людей… Эстетический ум всегда пытается проникнуть во внутренне присущую объекту гармонию, будь то нечто настолько тривиальное, как какой-нибудь орнамент, или нечто настолько значительное, как человеческое существо.

8. Социальный интеллект.
Это качество не является обязательным. Романисты или художники часто им не обладают. С другой стороны, скажем у интервьюера, должен быть такой «солидный дар», поскольку его функция более сложна: он должен спокойно слушать и в то же время исследовать, побуждать к откровенности, но при этом никогда не казаться шокированным, быть дружественным, но сдержанным, терпеливым и одновременно побуждающим, - и при всем этом еще и никогда не выказывать скуки.

Как научиться разбираться в людях? Как научиться понимать, что за человек перед тобой, почему он ведет себя так или иначе? В чем секрет успешного общения с разными людьми?

Один из путей познания разнообразия человеческих миров — изучение характеров людей, изучение разных типов личности. Психологическая наука накопила огромное количество информации на эту тему. Оставляя в стороне распространенные «достижения» и «открытия» астрологии, физиогномики, хиромантии и прочих околонаучных направлений человековедения, мы все равно оказываемся перед сложной задачей разобраться в многочисленных типологиях, которые в чем-то совпадают, а в чем-то противоречат друг другу.

Психологическая практика предлагает целые батареи тестов, с помощью которых можно, кажется, определить про человека все что угодно, вот только сам человек, живой и уникальный, ну никак не желает укладываться в прокрустово ложе теста, всегда какая-то часть ему не соответствует, не вписывается… Более того, многие психологи вообще не признают типологизацию как методологический подход, считая его принципиально неверным. Тем не менее, типологии реально оказывают очень большую помощь, как в психотерапевтической работе, так и в управленческой деятельности, поскольку помогают вносить некоторую определенность в бесконечное разнообразие человеческой индивидуальности и находить ориентиры для понимания особенностей данного конкретного человека.

Вот как поэтично, но в то же время ясно и точно пишет о соотношении индивидуальности и характера Марк Евгеньевич Бурно, московский психиатр:

«Как существуют уникальные листья березы, и листья липы, и листья осины и еще другие, объединенные общими свойствами (березовыми, липовыми, осиновыми), так существуют и определенные характеры, объединяющие неповторимых людей по общим свойствам в какую-то группу-характер. Так, человек с сангвиническим характером уникален, неповторим среди других сангвиников, но все они объединяются общими сангвиническими свойствами, составляющими сангвинический характер вообще».

В этой статье мы познакомим читателей с некоторыми типологиями темперамента, характера, личности. Мы не будем, как правило, приводить описаний типов (что потребовало бы по отдельной статье на каждую типологию). Цель нашей статьи — помочь читателям сориентироваться в многообразии типологий, узнать теоретические основы их построения, разобраться в причинах совпадений и различий «конкурирующих» систем. Читатель может выбрать типологию, близкую ему по духу, и изучить ее более подробно с помощью психологической литературы.

Типология темпераментов, предложенная еще древнегреческим врачом Гиппократом. Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре вида жидкости: кровь (sanguis), лимфа (phlegma), желчь (chole) и черная желчь (melan chole). Преобладающий вид жидкости определяет тип темперамента человека: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.

Концепция четырех темпераментов получила научное подтверждение в работах русского физиолога И.П. Павлова, несмотря на то, что медицинские познания со времен Гиппократа, разумеется, серьезно переменились.

И.П. Павлов установил, что в основе темперамента лежат такие свойства нервной системы, как:

* сила процессов возбуждения и торможения;

подвижность (скорость смены возбуждения и торможения);

уравновешенность (соответствие силы возбуждения силе торможения).

Комбинации этих свойств дают четыре типа высшей нервной деятельности, которые соответствуют четырем типам темперамента:

* Сильный уравновешенный, подвижный. Соответствует сангвиническому темпераменту.

Сильный, уравновешенный, инертный. Флегматический темперамент.

Сильный неуравновешенный. Холерический темперамент.

Слабый. Меланхолический темперамент.

Свойства нервной системы, о которых говорил И.П. Павлов, являются наследственными и почти не поддаются изменениям, а поскольку темперамент основан на свойствах нервной системы, его можно считать биологическим «фундаментом» личности.

Психологи подчеркивают, что ни темпераменты, ни типы высшей нервной деятельности не делятся на «хорошие» и «плохие». Свои сильные и слабые стороны есть у каждого, а последние могут сыграть даже положительную роль при соответствующих условиях. Чувствительный меланхолик, например, — прекрасный друг, и именно он, «слабый» тип способен на жертвенный героический поступок.

Перейдем от темперамента к характеру. В психологии понятие характер (греч. charakter -«печать», «чеканка»), означает устойчивые индивидуальные особенности человека, которые проявляются в деятельности и общении, и включают в себя то, что придает поведению человека специфический, свойственный для него оттенок. Характер — это устоявшийся, определенный стиль поступков, рисунок поведения.

Характер и темперамент тесно связаны. Но если темперамент, как мы видели, имеет биологическую основу и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то формирование характера в значительной степени происходит в мире людей, благодаря влиянию различных социальных групп (семьи, школы, трудового коллектива), в особенности тех, которые являются для человека референтными.

Интересно, что тема характеров и их типологий привлекала исследователей самых разных школ и направлений. Большой вклад в исследования характеров внесли психиатры — немецкие: Э. Кречмер, К. Леонгард и российские: А. Е. Личко и М.Е. Бурно.

В 1921 году Эрнст Кречмер опубликовал свою работу «Строение тела и характер», в которой предложил строить типологию характера, исходя из строения тела человека. Карл Леонгард разработал широко известную и применяемую практиками типологию акцентуаций характера. Акцентуация характера — это усиление отдельных черт, при котором поведение человека не выходит за пределы норм. Одна из известнейших типологий акцентуаций характеров принадлежит А.Е.Личко. Особенность его типологии заключается в том, что построена она на основе наблюдений за подростками. По мнению А.Е. Личко, акцентуации характера, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте, что и стало предметом его исследований. В начале статьи мы цитировали московского психиатра Марка Евгеньевича Бурно. Он разработал целую методику психотерапевтической помощи — терапию творческим самовыражением, основанную на характерологическом подходе.

«Характер данного человека — пишет М.Е. Бурно, — это его душевная человеческая природа в своей особенности-неповторимости, его душевно-телесная индивидуальность. Сплошь и рядом несчастен тот, кто не только в юности, но и в паспортной зрелости пытается выпрыгнуть из рамок своего характера, завидуя людям с другим складом и не обращая серьезного внимания на собственные личностные богатства, не зная толком о них, а то и презирая их».

М.Е. Бурно выделяет и рассматривает такую «гирлянду» характерологических типов:

* Сангвинический или синтонный характер (циклоид)

Тревожно-сомневающийся (психастеник)

Застенчиво-раздражительный (астеник)

Педантичный (ананкаст)

Замкнуто-углубленный или аутистический (шизоид)

Демонстративный (истерик)

Неустойчивый

Смешанные (мозаичные) характеры: «грубоватый», «эндокринный»,

Полифонический

Отметим, что типологии, построенные на основании наблюдений психиатров, вызывают критику со стороны многих психологов, которые считают неправильным делать выводы о психически здоровых людях, глядя на них сквозь «психиатрическое окошко».

Если черты характера отражают то, как действует человек, то черты личности — то, ради чего он действует. Другими словами, если описание характера есть ответ на вопрос «как? каким образом?», то описание личности отвечает на вопрос «что? ради чего?» Ответы на эти вопросы человек находит, разумеется, в социуме, в его культуре.

Большой вклад в развитие учения о типах личности внесли последователи З. Фрейда. Знакомясь с их системами, необходимо учитывать, что исходили они из соответствующих теоретических предпосылок — ортодоксального психоанализа и неофрейдизма. Швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг сотрудничал с З. Фрейдом, но впоследствии создал свой вариант психоаналитического учения — аналитическую психологию. Исходя из ее позиций, К. Юнг создал типологию личности, впервые опубликованную в знаменитой работе «Психологические типы», в которой он выделил два основных типа: экстравертов и интровертов. Юнг затрагивает исключительно описательную часть этих типов, не касаясь их генезиса.

К.Г. Юнг был убежден в «несоединимом разрыве между психическими и физическими явлениями», и для него психологические типы есть «структурные элементы психического». Таким образом, мы с вами видим не просто разные типологии, а разные исходные предпосылки их построения.

Экстраверт и интроверт воплощают два способа отношения к миру, два пути организации опыта. При первой установке интересы человека направлены во внешний мир, к тому, что находится в нем, при второй — направлены к субъективному миру, обращены на себя.

Экстраверт живет, ориентируясь на окружающий его снаружи мир. Его внимание концентрируется на людях и вещах, которые его окружают. Экстраверт стремится отвечать непосредственным сиюминутным запросам окружения и воздерживается от любых новшеств, которые выходят за пределы внешних ожиданий. Экстраверт принимает решения, большие и малые, исходя из норм и требований окружающего его социума.

Интроверт отгораживается от внешнего мира и строит искусственный субъективный мир. Он в большей или меньшей степени боится новых людей и вещей, испытывает дискомфорт от столкновения с внешним миром. Интроверт теряет энергию, взаимодействуя с социумом, и восполняет ее в уединении.

Юнг утверждал, что существуют четыре основные психологические функции: мышление, чувствование, ощущение и интуиция. Каждый человек обладает всеми четырьмя функциями в различной степени, но преобладающей становится какая-либо одна.

Мыслительный тип рассматривает любую ситуацию в холодной, отвлеченной, рациональной манере. Чувствование у него относительно неразвито, так как препятствует логическому мышлению. У чувствующего типа, наоборот, мышление выполняет подчиненную роль.

Ощущение рассматривается Юнгом как восприятие непосредственной реальности, а интуиция направлена на усмотрение будущего.

Ощущающий тип, слабый в интуиции, быстро и точно воспринимает внешний мир с помощью органов чувств, а интуитивный тип, у которого слабее развиты функции ощущений, обладает способностью предвидеть возможные варианты развития ситуации.

У мужчин, согласно Юнгу, доминирующими обычно являются мышление и ощущение, а у женщин — чувствование и интуиция.

Помимо типологий Юнга, Хорни и других исследователей, в современной психоаналитической практике приняты восемь типов ориентации характеров:

* Шизоидный

Нарциссический

Параноидный

Обессивно-компульсивный

Истерический

Психопатический

Маниакально-депрессивный

Мазохистский

Если мы принимаем, что каждый человек обладает качествами и чертами, свойственными определенному типу (темперамента, характера, личности), то мы можем, опираясь на эти психологические ориентиры, стараться лучше и точнее понять, почувствовать своих близких, коллег или пациентов.

Но не для того, чтобы поставить им всем диагнозы, а чтобы научиться понимать, как устроен их внутренний мир, разглядеть их особые качества, умения и возможности, знать, что ожидать и как общаться с разными людьми.

Психологические знания о типологиях помогут и нам самим в поиске своего жизненного смысла, в выборе тех дел и дорог, которые соответствуют нашей природе, нашей индивидуальности.

Наши представления о мире являются только частью этого мира, а не самим миром. Задумавшись об этом положении однажды, вы, к примеру, поймете, почему при слове «стол» у разных людей возникают разные ассоциации. Массажист сразу же представит – массажный стол, ваша супруга – кухонный, вы – обеденный или письменный, хирург – операционный. А это значит, наше разное восприятие не редко становится камнем преткновения в конструктивном общении. И чтобы лучше понимать собеседника, нужно стремиться расширять границы своей реальности.

Итак, как вы уже сами догадались, умение разбираться в людях – это целая наука, освоив которую, можно довольно легко найти индивидуальный подход к каждому человеку.

И для начала нужно взять за правило, что жизнь – это всегда удача, а любое общение – искусство. Главное правильно настроить угол зрения и всегда помнить: успеха добивается лишь тот, кто умеет получать настоящее удовольствие от общения с людьми.

Оксана Сергеева в книге « Как научиться разбираться в людях» предлагает множество простых правил, используя которые, вы сможете «подобрать ключик» к человеку с самым сложным характером. Она выделяет людей, у которых преобладают активные эмоции, будь то радость, гнев или же злость, называет их – СТЕНИКАМИ. А людей, испытывающих такие эмоции как: печаль, уныние, тоска, то есть эмоции, подавляющие активную деятельность - АСТЕНИКИ. Отличить их очень просто. К примеру, страх вводит астеника в «ступор», а вот стеник, напротив, мобилизует в этот момент все свои возможности. Зачастую трудности в общении возникают, если оба типа общаются между собой, то есть один из собеседников – стеник, другой – астеник. Астеники с виду могут показаться неэмоциональными людьми. Вам нужно привыкнуть к тому, что их эмоции выражаются скучновато.

Мы решили в данной статье осветить только одни из самых важных и полезных на наш взгляд правил выше названной книги:

Правило №1. Подход к людям без эмоций

Такие люди проявляют свои эмоции только в экстраординарных, стрессовых ситуациях. Мастерски прячут свою симпатию или неприязнь.

Неэмоциональные люди по-другому выражают свое отношение к миру, нежели эмоциональные: не через эмоции, а через мысли. Подход к таким людям можно найти довольно просто - их нужно суметь подтолкнуть к рассказу о своих впечатлениях. Но в рассказе изначально не ждите эмоций, в нем, конечно же, будут присутствовать только аргументированные выводы.

Правило №2. Подход к людям с негативным настроем

Люди такого типа, как правило, озлоблены на жизнь и переполнены отрицательными эмоциями. Имеют конфликты с родственниками, часто недовольны собой.

Нельзя игнорировать такого человека, а напротив, нужно постараться всячески ему помочь снять этот стресс – поинтересуйтесь у него, чем он так расстроен, но ни в коем случае не пытайтесь «залезть в душу». Если человек пойдет с вами на контакт, значит, вы уже немного помогли ему.

Правило №3. Подход к людям настроения

У каждого человека есть свой эмоциональный фон, который называется настроением. В жизни встречаются люди с положительным эмоциональным фоном и отрицательным. Конечно же, удобны в общении люди первой группы, а вот общаться с людьми, у которых вечно плохое настроение, занятие не из приятных. Поскольку любая мелочь, любая деталь может легко испортить их хорошее настроение. А значит, в разговоре следует придерживаться тактики «опереди собеседника». К примеру, если вам предстоит сообщить такому человеку неприятное известие, лучше не откладывайте это в долгий ящик. Если же вы сообщите о неприятном для него в конце разговора, то у этого человека останется осадок обо всем разговоре в целом.

Правило №4. Подход «к людям с взрывным характером»

Состояние аффекта – это эмоциональный всплеск. Аффект в тяжелых формах может иметь очень страшные последствия – в таком состоянии люди идут даже на убийство. А значит будьте в меру вежливы и приветливы, даже если общение с таким человеком не доставляет вам никакого удовольствия. Будьте также аккуратны и исполнительны, например к поручениям начальника, но имейте и собственное мнение.

Правило №5. Подход к людям, поглощающим чужую энергию

Люди, так называемые « энергетические вампиры», во время общения с вами могут лишить вас полностью жизненной энергии. Их особенности: чересчур любопытны, хотят знать о вас все, стараются прикоснуться к вам. В разговоре могут показаться милыми и уравновешенными. Самый лучший совет по общению с ними – избегать всяческих контактов.

Правило №6. Подход к людям-манипуляторам

Их жизнь прекрасна, если они нашли лазейку к чужим деньгам, таланту, славе. Люди такого вида имеют, как правило, непрезентабельную внешность: «они не красавцы, но и не дурной наружности». Одеваются неброско. Не отличаются каким-нибудь выдающимся качеством.

Для них свойственно умолять помочь им в последний раз, но вы не поддавайтесь на провокации с их стороны, будьте тверды и непреклонны.

Правило №7. Подход к людям, переступающим границы дозволенного в обществе

Речь идет о людях, способных переступить правила высшей морали, они весьма опасны для окружающих. Для них не существует авторитетов и принципов. Разговаривать с такими людьми неприятно.

Лучше всего исключить такого человека из круга знакомых, так как такое знакомство ни к чему хорошему привести не может.

Правило №8. Подход к застенчивым, робким, обидчивым людям

Это те люди, которых природа не наделила волевым, сильным характером. Это люди, привыкшие, что все за них с детства делают родители.

С такими людьми нужно вести себя очень осторожно: не поддавайтесь на их уговоры, уловки, иначе вы сами того не заметите как превратитесь в «исполнителя желаний».

Правило №9. Подход к людям, с зашкаливающим талантом

Гениальность – это в некотором роде аномалия, часто граничащая с сумасшествием. К примеру, известный художник Ван Гог создал большое количество своих произведений, находясь в психиатрической лечебнице.

Общаясь с такими людьми, не забывайте оценивать его талант. Гении – как дети, также нуждаются в постоянном признании, и каждый раз ждут похвалы.

Правило №10 . Подход к людям с эгоцентрическим типом восприятия действительности

Такие люди постоянно стремятся к созданию комфорта и удобства для самих себя. В общении эгоисты, лидеры. Но эгоисты на самом деле очень уязвимые люди: они самолюбивы настолько, что могут не замечать неприязни или издевок окружающих. Комплименты - это лучшее лекарство для эгоистов.