Меню
Бесплатно
Главная  /  Анатомия  /  Об ошибках публичного выступления. Каких типичных ошибок нужно избегать при подготовке публичных выступлений

Об ошибках публичного выступления. Каких типичных ошибок нужно избегать при подготовке публичных выступлений

В 21 век прогресса и полной публичности необходимо уметь владеть собой и своим голосом. Часто мы сталкиваемся с тем, что боимся выступлений перед своим коллективом, коллегами по бизнесу и даже перед друзьями. Тренер по ораторскому искусству, коуч Дарья Воронова подготовила разбор типичных ошибок публичных выступлений руководителя.

Самая распространенная ошибка – скучное выступление. Оратор пытается усыпить аудиторию, чтобы к нему было поменьше вопросов. Из опыта моих клиентов такая тактика имеет негативные последствия, в разных очень крупных даже государственных компаниях скучные выступления останавливают (например, защита бюджета или проекта), а докладчика отправляют дальше готовиться. То есть деньги или согласие он не получает. А привычка усыплять людей потом долго преследует человека. Работайте над подачей информации, добавляйте в свои презентации видео/графику, играйте с аудиторией.

2. Тратата

Заболтать, заговорить, увести от сути. Прием, который помогает лишь в редких случаях прямой продажи. В остальных случаях тараторящий спикер – это засада для аудитории. Слушатели даже если и хотят пробраться к сути речи, то сделать это крайне сложно, потому что в докладе очень много лишних слов и они произносятся крайне быстро. Делайте акценты на фразах, дайте аудитории осмыслить и принять то, что вы сказали.

3. Бесцельно

При подготовке материала необходимо определить цель выступления. Об этом забывают 99% выходящих к аудитории. Если нет цели, то к чему вы можете прийти и насколько это будет эффективно?

4. Цель и средства

Цель выступления (например, продажа проекта) часто путается с основной мыслью доклада. То есть тезис и цель смешиваются в голове у оратора в какой-то симбиоз. Речь от этого страдает, вы все дальше от заветной цели.

К примеру, цель – продать проект. Основная мысль – с нашим проектом вы сможете заработать энную сумму. Доказательства – проект уже прибыльный и будет расти. Он на быстро развивающемся рынке, но конкуренция пока слабая. У нас есть сильная команда, которая способна работать эффективно и компетентно.

5. Тон – монотон

Любое выступление – это некий мини спектакль или шоу. Вы, как слушатель или зритель, хотите видеть представление и различать суть сообщения через интересную форму подачи. А если оратор не дает пауз, не меняет темп и высоту голоса, то информация теряется, потому что суть слов – это лишь 7% из вашей речи. Остальное – это подача.

6. Не тот, кем кажется

Многие почему-то убеждены, что главное – суть вашего доклада. И при этом совсем не важно, как вы выглядите на сцене, но это не так. Вас считывают всего за пару секунд. На основании этого первого впечатления человек принимает решение о вас. Поэтому ваш внешний образ должен подкреплять то впечатление, которое вы хотите произвести (будь то романтик, творческая личность, предприниматель, инвестор или финансист).

7. А судьи кто?

8. Через край

Слишком энергичная подача встречается редко. Больше характерна для ораторов, у которых «накипело». Эмоции зашкаливают, слюна брызжет. Лучше рядом с таким человеком не находиться. Это обратная сторона нервозности, которая считывается аудиторией как агрессия. Так оратор не внушит доверия и не завоюет аудиторию. Расслабьтесь, вероятно, ваши эмоции из-за чрезмерного волнения.

9. Кто кого переспорит

Не вступайте в конфронтацию с залом, проиграете. Когда вы начинаете проявлять любой вид агрессии – это значит, что вы в себе не уверены. Это слабая позиция. Только позитив спасет вас от противостояния и возможного проигрыша. То есть если кто-то из зала с вами не согласен – говорите: «Да, я понимаю вашу позицию, хотел бы не отнимать общее время уважаемой аудитории и предлагаю ваше авторитетное мнение обсудить дополнительно после моего выступления отдельно». Хвалите человека, а не нападайте на него. Делайте комплимент и вы обезоружите агрессора.

10. Завалили вопросами

Не давайте себя сбить вопросами и комментариями. Если кто-то пытается выяснить у вас что-то в ходе доклада, скажите, что вы видите интерес, признательны и обязательно ответите на вопросы в конце выступления. Иначе вы рискуете так и не завершить презентацию, сбиться, не убедить публику.

11. Нет модерации

Вы – центр в аудитории. Вы в позиции главного, как только вышли и встали. Не давайте закидать себя шквалом комментариев, распределяйте их. Сами называйте того, кого хотите услышать и успокойте остальных. Пример: «Хотелось бы услышать все ваши мнения, давайте по очереди. Девушка в очаровательном платье, что вы хотели уточнить?»

12. Одной крови

Перед написанием речи узнайте, кто будет сидеть в зале. Когда вы говорите с людьми, используйте их слова. Не сорите незнакомыми понятиями, словами, которые эти люди не используют. Так вы только отгородитесь от аудитории. Поймите, что за лексика у вашей аудитории, допустимо ли использование жаргона? Есть ли профессионализмы? Можно ли произносить иностранные слова или люди просто не смогут их перевести? То же касается аббревиатур. Всегда расшифровывайте их!

13. Улыбаемся и машем

Ораторы часто из-за страха ведут себя неестественно. Это проявляется в жестах и мимике. Не забывайте, что жесты сдают ваше волнение быстрее голоса. Поэтому стойте ровно, не пляшите, не переминайтесь с места на место. Открывайте ладони к аудитории и улыбайтесь! Это всем нравится.

14. Болтание микрофоном

Репетиция речи – это правильно. Но выходя к аудитории часто из-за волнения спикеры не обращают внимания, как размахивают несчастным микрофоном и буквально издеваются над слухом аудитории. Все потому что не отрепетировали моторику. Поэтому делайте «прогон» речи не только говоря текст, но и используйте всю жестикуляцию . Если микрофона нет – подойдет любой предмет. Мы как-то репетировали с вилкой в руках в ресторане, или с бутылкой йогурта. Все потому что вы будете отвлекаться от речи, если будете в самый последний момент обращать внимание на микрофон в руках.

15. Не деловой этикет

Яркий пример несоответствия – кричащий маникюр или макияж. Очень часто девушки в погоне за креативом делают картины или узоры на ногтях, красят ярко лицо так, что это притягивает внимание больше, чем суть сообщения. И это удачный ход, если вы не хотите ничего сообщать. Но если вам нужно донести что-то до аудитории, то такое несоблюдение норм приведет к негативному эффекту. Люди будут смотреть на разноцветные ногти (глубокий вырез, чересчур яркие губы или глаза) вместо оценки вашего мнения.

Конференции, выступления, совещания и даже корпоратив. Что все это объединяет? Необходимость выступать. Продавать себя или проект. Несмотря на частоту и необходимость задвинуть речь, многие не справляются с такой нужной задачей. Проверьте себя. Может и ваше выступление нельзя назвать идеальным?

А вы знаете, что существует 10 пагубных ошибок при публичном выступлении? Если не знаете, в данном материале мы раскроем вам их суть. Постарайтесь вникнуть, понять и в дальнейшем не допускайте 10 пагубных ошибок при публичном выступлении.

1. Несоответствие

Главная ошибка ораторов в том, что часто содержание их речи не соответствует тону, которым она говорится. Когда он фразу «я рад» говорит с потухшими интонациями, это автоматически подрывает к нему доверие аудитории. Поэтому публичное выступление при любых обстоятельствах не должно содержать лжи. Даже самой незначительной.

2. Оправдания

Не начинайте публичное выступление с оправданий в своей неопытности и волнении – слушатели всегда эгоистичны и просто не поймут, зачем вы тогда сюда пришли. Успех публичного выступления зависит от того, насколько полно вы сможете дать публике то, что ей надо: информацию, развлечение, мотивацию и т.д. Необходимо дать публике почувствовать, что вы ее понимаете и обращаетесь к каждому лично. Это поможет и справиться с вашим волнением.

3. Извинения

Что бы ни случилось, не стоит открывать публичное выступление с собственных извинений за простуженный голос, длинную или короткую речь, плохие слайды и т.д. Просто констатируйте факт своего сожаления, и все.


4. Брови и глаза

Основные ошибки при публичном выступлении заключаются в том, что оратор обычно думает, что контролирует мимику своего лица. На самом деле это целое искусство, которому надо посвятить много времени тренировок. Например, брови способны даже управлять вашими эмоциями во время публичного выступления. Поэтому важно следить за ними, чтобы они вместе с глазами подчеркивали ваши слова.

Вначале мы слышим слова и лишь потом складываем их в предложение. При этом отрицательные частицы воспринимаются в последнюю очередь. Слова же призваны создавать картинку в воображении. Поэтому публичное выступление должно изобиловать словами. Которые наиболее точно ее обрисуют, создав позитивное впечатление.

6. Отказ от юмора

Еще с институтских времен все знают основанные ошибки при публичном выступлении – занудная речь, перегруженная специальными терминами. Но даже если этого не избежать, добавьте в ваше повествование юмора, улыбок и шуток. Смейтесь над собой, над предметом выступления – этот отдых публика воспримет с благодарностью. Важно только понимать уместность шуток и юмора в той или иной ситуации.

7. Всезнайство

Хуже всего, когда страх публичных выступлений пытаются скрыть за напыщенностью и всезнайством. Вы все равно не можете знать все на свете и не исключено, что кто-то из присутствующих осведомлен в каком-то аспекте больше, чем вы. Если будете считать аудиторию глупой, она ответит вам тем же. Иногда полезно признать перед публикой какие-то свои пробелы в знаниях.


8. Суетливость

Чаще всего страх пытаются приглушить постоянным хождением туда-сюда, или различными монотонными манипуляциями с предметами. Надо найти удобное для себя место, установить зрительный контакт с аудиторией и перемещаться по аудитории изредка и осознанно.

9. Монотонность

Чтение лекции на одной ноте способно усыпить кого угодно. И не важно, насколько интересной будет информация. Поэтому варьируйте тон, интонацию и силу голоса во время выступления. Вопросы, ключевые моменты необходимо выделять голосом.

10. Отсутствие пауз

Вот такие они, 10 пагубных ошибок при публичном выступлении, которые следует учитывать и исправлять в своей деятельности.

Недавно мне довелось побывать на одной конференции, где выступали статусные, уважаемые специалисты. И если сравнивать их выступления с путешествиями, то одни были похожи на скитание по полям без маршрута, другие – на высокогорный поход по скалам, а третьи – на хождение по мукам.

Мы собрали и проанализировали для вас основные правила и ошибки публичного выступления, которые приводят к ораторскому провалу. Если вы хотите, чтобы публичная речь была яркой и запоминающейся, то постарайтесь исключить эти огрехи при подготовке выступления.

Ошибки, связанные с низкой самооценкой

Самооценка во многом зависит от одобрения окружающих, поэтому все мы волнуемся, когда находимся в ситуации публичного выступления. Это заложено в природу человека. В кровь выделяются гормоны стресса, это проявляется в поведении и мешает успешному выступлению. Вот основные признаки волнения оратора:

  • бегающий, неустойчивый взгляд;
  • суетливые движения;
  • покраснение лица;
  • слабый, «дрожащий» голос;
  • слишком быстрый или медленный темп речи;
  • скованные движения, напряженная поза.

Решение . Можно научиться управлять своими эмоциями с помощью специальных психологических техник саморегуляции.

Недооценка «закулисной», подготовительной работы

Порой импровизация бывает очень к месту во время выступления. Она помогает разрядить обстановку. Но лучшая импровизация – запланированная.

Решение . Прежде чем начать работу со своей аудиторией, необходимо:

  • выявить и зафиксировать цель выступления;
  • проработать речь и основные тезисы, аргументы;
  • отшлифовать ее несколько раз;
  • использовать «фокусы языка».

Использование только одного канала восприятия

Человек способен концентрироваться на аудиоинформации всего 10 минут, после чего внимание рассеивается. Ваш слушатель начинает смотреть в окно, если усилием воли не заставит себя слушать.

Решение . Используйте «яркие пятна» в выступлениях:

  • видеоролики;
  • слайды презентаций;
  • описание красочного образа;
  • попробуйте обратить внимание аудитории к чувственным ощущениям.

Неправильное время выступления

Психологи подтвердили, что мозг лучше воспринимает сложную информацию, связанную с точными расчетами, анализом, в первой половине дня. После обеда лучше всего «перевариваются» эмоциональные, креативные послания.

Решение . Назначайте свои выступления с учетом физиологии:

  • рациональные, аналитические выступления до 12.00;
  • эмоциональные, творческие – после 14.00.

Неадекватные телесные сигналы

Знаете ли вы, что информация, которую мы проговариваем (содержание), воздействует на сознание, а то, как мы это преподносим, – уже считывается подсознанием. У человека или аудитории во время общения с другим человеком внимание распределяется следующим образом:

  • 7% - на слова;
  • 38% - на высоту голоса, скорость речи, четкость;
  • 55 % - на позу, мимику, жесты, дыхание.

Запрещенные жесты успешного оратора

Ошибки, которые допускают при публичном выступлении, очень часто – жесты. Последние порой могут свести на «нет» даже заведомо хорошее выступление.

  • Не поправляйте свою одежду, волосы, мэйкап на глазах у аудитории.
  • Не машите рукой знакомым, не кокетничайте с публикой на ходу, когда вы только выходите на сцену. Это дешевый способ вызвать доверие, он работает против вас.

Решение . Классическая поза спикера. Главное – направленность к публике и спокойное уверенное положение не сцене.

Есть простой и действенный прием. Перед выступлением поднимите плечи вверх, как будто сильно удивились, затем отведите назад и с выдохом опустите. Почувствуйте ваше тело, позвольте ему помочь вам в вашем успешном выступлении.

Место на сцене

Ошибки при подготовке к выступлению могут сыграть злую шутку в процессе самого мероприятия, если вам не удастся заметить и исправить их вовремя.

  • Не прибедняйтесь. Не нужно стоять на краю сцены, как будто вы в чем-то провинились. Уверенно занимайте центральное место в вашем сценическом действии.
  • Не нарушайте протокола мероприятия: если имеется кафедра, становитесь к ней.
  • Не стойте так, чтобы за спиной был экран. Вы будете восприниматься как помеха.

Решение . «Правило 90 градусов».

Встаньте в центр сцены и постарайтесь «обнять» зрительный зал. Вытяните руки под углом 90 градусов. Все поместились в ваше объятие – поздравляю, вы выбрали правильную позицию.

Имидж оратора

Первые 7 секунд на сцене имеют решающее значение. И будьте вы хоть трижды начитанным и четырежды умным, если на вас грязные ботинки или помятая рубашка, публика не простит вам вашу расхлябанность.

Вредно большое количество отвлекающих деталей в костюме, глубокое декольте, замысловатые украшения, часы за 3000 долларов. Психология общения подтверждает, что все это завладеет вниманием зрителя, оставив жалкие крохи вашему посланию.

Решение . Некоторую небрежность могут себе позволить звезды экрана, музыканты, любимцы публики. Но начинающим ораторам лучше соблюдать дресс-код.

Дикция

Если во рту каша, даже самая интересная речь бывает труднодоступна для понимания. Если замечаете у себя проблемы с произношением звуков, не хватает дыхания на фразу, то следует уважать аудиторию и позаботиться об удобоваримости своей речи – потренироваться заранее, отрепетировать ее. Можно даже походить на курсы ораторского мастерства.

Решение . Над дикцией необходимо работать каждый день. Перед выступлением сделайте несколько голосовых разминочных упражнений:

  1. Посмотрите на себя в зеркало и попробуйте сделать самую глупую гримасу, максимально отключить контроль над нижней челюстью. Возможно, это будет выглядеть жутковато, но зато расслабит ваш голосовой инструмент, мышцы лица, языка и челюсти. Желательно, чтобы за вами никто не подглядывал.
  2. Сделайте себе небольшой массаж нижней части лица, он усилит кровообращение и улучшит подвижность лицевых мышц.
  3. Спойте энергичную песенку, в которой много гласных звуков. Прочитайте стихотворение с выражением. Представляйте каждое слово в образе.
  4. Представьте, что ваш голос – это кулак. Сделайте мощный хук звуком «А, о, у, и, э, ы». Заметили, как ваш тембр стал глубже, а голос ниже?

Неприемлемые темы

В ТОП 10 ошибок публичного выступления входят темы, по поводу которых категорически нужно избегать ироничных замечаний, шуток и анекдотов. Эти огрехи, допущенные в выступлении, на форуме либо в повседневном общении с людьми, могут надолго вызвать к вам неприязнь.

Темы-табу

Национальность . Не стоит рассказывать анекдоты про старого еврея или про одного армянина. Принадлежность к нации – это то, что дается нам с рождения и ее невозможно поменять. Поэтому подшучивание может глубоко задеть чувства некоторых членов аудитории, что негативно скажется на вашем выступлении и подорвет авторитет.

Секс и сексуальная ориентация . Эта тема энергетически заряжена для любого человека, и неизвестно, как ее касание может выстрелить. Поэтому, чтобы не ходить по тонкому льду, следует избегать шуток и острот ниже пояса.

Вера . Во времена инквизиции люди погибали на костре за право отстоять свою веру. Ироничное или снисходительное отношение к этому со стороны выступающего, может вызвать обиду и даже гнев. Не стоит шутить с огнем!

В своем выступлении постарайтесь произвести впечатление человека Мира, не касайтесь острых тем, обходитесь с чувствами слушателей деликатно и бережно.

И напоследок о концентрации внимания .

На сцене помните, что чем выше ваша концентрация внимания «здесь и сейчас», тем успешнее и продуктивнее выступление. Не нужны больше никакие секреты и приемы.

Дерзайте, тренируйтесь и результаты появятся довольно быстро. После нескольких выходов на сцену вы обретете великую силу успешного человека, сможете проникать в сердца и умы людей, которые будут вас слушать!

Почти каждый день вижу людей, которые выступают. И почти каждый день я вижу ошибки в выступлениях ораторов.

Одни и те же грабли, на которые наступает бесчисленное количество выступающих людей.

Многие люди не умеют выступать, и поэтому совершают ошибки при выступлениях.

Кто-то не смотрит на публику, кто-то слишком торопится, кто-то не знает, куда деть руки…

Все люди разные. И все по-разному выступают на публике.

Но мне, профессионалу, видятся одни и те же ошибки. Об этих ошибках и пойдет речь.

Впрочем, если ошибок мало – все хорошо. Но если ошибок много, если они типичные – тут нужно с этими ошибками что-то делать. Уверен, что прочитав эту книгу, вы станете совершать куда меньше ошибок в своих выступлениях.

С уважением, тренер по ораторскому искусству, .

Глава 1. Главные ошибки ораторов

Несколько слов об ошибках ораторов и видеоблогеров.

Меня часто спрашивают: «Ну, какие у меня были ошибки при выступлении?»

Я ведь тренер по ораторскому искусству. Работа у меня такая. И хобби тоже. Обучаю, как на живых тренингах, так и

Но я не оцениваю выступления по ошибкам . Мне, к примеру, важнее любых ошибок – положительная реакция публики на это выступление.

Если люди слушают – значит оратор состоялся. Можно этим гордиться. Но если не слушают – какая разница, были ли ошибки?

Даже если ошибок у оратора не было – это не значит, что выступление было хорошим.

Уж пусть лучше будут ошибки. Пусть хотя бы ошибками оратор запомнится.

Выступление без ошибок не гарантирует хорошее выступление!

Но, если людей беспокоят ошибки, то почему бы и не написать об этом книгу?
В этой книге собраны самые распространенные ошибки ораторов и видеоблогеров.

В первых главах собраны ошибки очевидные.

Может, не стоило о них писать? Но такие ошибки совершаются – значит, кто-то о них не знает. Пусть эти очевидные ошибки ораторов будут в книге. А вы, уважаемый читатель, пропускайте банальные слова и листайте книгу дальше.

Потом идут ошибки спорные.

Например, о жестах. Много разных мнений по этому поводу. И заблуждений – тоже.

Это опять же, мое личное мнение профессионального тренера, проверенное практикой успешных выступлений.

Еще в книге есть информация, как избежать ошибок.

То есть, по этой книге можно учиться. Пусть это не учебник по риторике – польза от него будет немалая.

Теперь вы будете видеть ошибки других.

Это тоже полезно. Это может стать стимулом решиться на выступление:
“Ведь другие люди выступают, даже с ошибками выступают, причем какими ошибками. А почему я боюсь? Я уж точно буду не хуже.”

С уважением, тренер Болсунов Олег.

Ошибка № 1. Где взгляд оратора?

Куда смотрит оратор?

Первая ошибка – очевидна. Она связана с взглядом оратора.

Вспомните, куда устремлен взгляд плохого оратора?

Вверх, вниз, в окно?

А куда нужно смотреть?

Нужно смотреть в глаза тем людям, которые оратора слушают. Так ведь?

Уважаемый читатель! Возможно, вы являетесь хорошим оратором и всегда смотрите в глаза своим слушателям.
Это хорошо! Тогда вы согласитесь со мной, что это очень важно – видеть каждого человека в зале.

Ко мне на обучение приходят разные люди. В том числе и студенты. И они подтверждают то, что их преподаватели могут вести лекцию, глядя куда угодно: в окно, в пол, на доску, на «любимчиков» из первого ряда.

Часто – просто в потолок.

Учитель занят своим делом – лекцией. А ученики занимаются своими делами.

На уроке у такого учителя можно делать что угодно.

Но есть и другие преподаватели. От их взгляда невозможно скрыться. Стоит только на секундочку отвлечься, как уже пытливый взгляд напоминает: «Не отвлекайся! Слушай внимательно».

Есть такие преподаватели?

Таких преподавателей хочется видеть, хочется слушать.


Найдите разницу между двумя картинками.

Оратор должен научиться смотреть прямо в публику.

Всегда видеть зрителей. Каждому человеку заглянуть в глаза. Переходить взглядом от одних глаз к другим.
Оратор, который не видит публику, подобен слепому человеку. Или человеку, находящемуся в плотном тумане.

Поэтому и страшно выступать. Ведь не видно людей. Не видно эмоций. Не понятно, что думают об ораторе люди.

Такой оратор хочет быстрее рассказать свою речь – и уйти.

Вот и причина спешки. Вот одна из причин страха выступлений.

Зрительный контакт - очень важный навык оратора.

Только по тому, как выступающий смотрит на аудиторию, можно определить, оратор ли это вообще. Без зрительного контакта оратор не может влиять на зрителей, не может добиваться своих целей при выступлениях.

Спокойный взгляд на публику - показатель уверенности в себе человека, показатель психологической зрелости и профессиональной компетенции.

Чтобы наработать навык спокойного взгляда - нужно выступать. Во время выступлений контролируйте себя, не избегайте взгляда с аудиторией. Заставляйте себя смотреть только на людей. И так действуйте до полного закрепления навыка.

О важности взгляда оратора можно говорить долго. И мы еще вернёмся к этой теме. Рассмотрим другие ошибки.

Уважаемый читатель! Посмотрите видео , где я рассказываю об этой ошибке на своем Ютуб-канале

Кстати, на этом канале будет много полезного видео, поэтому рекомендую на него сейчас подписаться:

Ошибка №2. Для чего нужны паузы?

Речь оратора без пауз

Наглядная картина. Видели, как мама кормит маленького ребенка с ложки?

Представьте, как это происходит.
Первое, что делает мама – привлекает внимание ребенка: «Милый малыш, открой ротик!» Так?
Затем мама набирает немного каши в ложку и протягивает по направлению ко рту. Малыш радостно жует.
Когда мама даст следующую порцию каши малышу?
Правильно, тогда, когда малыш не только прожуёт кашу, но еще и проглотит ее.
Что делает мама, пока малыш жует?
Ждет. И думает, сколько каши зачерпнуть ложкой в следующий раз. Так?
Если малыш жует долго – значит, каши можно давать меньше.
Если малыш проглотил кашу сразу – значит, можно увеличить порцию каши в ложке.

Оратор кормит публику.

Только не кашей, а информацией. Эту информацию публика усваивает. После каждой порции информации необходима пауза.

Если не делать пауз – информация может не усвоиться. Не восприняться. Или не запомнится.

Каждое предложение – это кусочек информации.

Эту информацию нужно проверить на правдивость. Примерить на себе. Подумать о ее пользе. И только после этого, возможно, запомнить что-то из этой информации.
Паузы дают время на все эти операции.

А если нет пауз, то когда нам думать над словами? Без пауз – сложно. А запомнить услышанную информацию без пазу – еще сложнее.

Хотите, чтобы вас понимали – делайте паузы.
Хотите, чтобы ваши слова запомнились – делайте еще большие паузы.

Пауза – это элемент речи. Паузы так же важны, как пробелы между словами в тексте.

Как точки между предложениями. Как запятые, тире и двоеточия.
Есть обязательные паузы, а есть – произвольные.

Паузы великого оратора Мартина Лютера Кинга

Как вам такие паузы? Не маленькие?

У меня на занятиях бывали случаи (один на сто участников), когда кто-то начинал критиковать подобные паузы. У меня есть готовые ответы на подобную критику. Ведь в данном видео выступление на очень большую аудиторию. В таких случаях паузы нужны именно такие, большие паузы.

Пауза – это инструмент оратора.

И этим инструментом необходимо научиться пользоваться.
Есть паузы, которые нужны оратору.

Есть паузы, которые нужны публике.

Обдумать услышанные слова, запомнить…

Оратор должен учитывать всё это. И должен следить, успевают ли люди воспринимать информацию?
По моим наблюдениям большинству ораторов не хватает…
Чего? Нет, не слов.

Не хватает – пауз.
Либо пауз вовсе нет.

Ошибка №3. Нужны ли публике мусорные звуки?

Мусорные звуки

Риторический вопрос:

– Что важнее в автомобиле: педаль акселератора или педаль тормоза?

Сложно ответить на этот вопрос.

Без акселератора машина не поедет. Без тормоза лучше никуда не ехать.

Многие ораторы умеют говорить, но не умеют молчать, то есть, делать паузу.

Пауза в речи оратора – как педаль тормоза в автомобиле.

Ораторы легко и быстро набирают темпы своей речи. Но вот «притормозить» или даже «остановиться» многие совсем не могут.
Что сделает водитель, если вдруг на дороге появилась яма, которую объехать невозможно?

Водитель притормаживает, медленно проезжает препятствие и снова набирает скорость.

Что придется сделать водителю, который не может притормозить?

Ему придется маневрировать влево или вправо, вылетать на обочину или на встречную полосу. Если водитель поедет прямо – его машина может потерять колесо на дороге. В любом из этих случаев может случиться авария.

У спикера тоже могут быть непредвиденные обстоятельства.

Неясно выразился. Сказал не то, что хотел. Или не так, как хотел. Или что-то забыл. Бывает?

Оратор начинает «выкручиваться».

Говорить лишнее. Уходить от темы «влево» и «вправо». Произносить пустые слова.

А ведь всего-то нужно остановиться, подумать, найти нужное слово – и продолжить.

Зачем выступающий человек использует «мусорные звуки»?

Для того, чтобы заполнить пустоту между словами.
Вместо пауз.

– Э… Хочу вам сказать… э… важную речь ммм… то есть слова… э… в общем я подумал, что… э… всем нам нужно… короче, вы меня поняли…

Пример речи с мусорными словами и звуками

Тогда искоренить их не составит труда.

Мусорные звуки могут быть следствием страха замолчать на публике.

Тогда полезно научиться говорить на публике вперемежку с молчанием, то есть, с паузами. Научиться этому не трудно.

Мусорные звуки могут быть следствием невежества или нежелания говорить иначе.

Тут я, увы, бессилен. Как говорится: «Осла можно заставить подойти к реке, но ни один шайтан не сможет заставить его напиться».

Заключительное видео к теме “Мусорных звуков”

Ошибка №4. Где внимание публики?

Выступление без внимания публики

Для наглядности этой ошибки, я продолжу рассказ о маме, каше и малыше.

Напомню: мама кормит малыша и следит внимательно за порцией еды в ложке.
Но! Представьте, вдруг пролетела муха. Малыш отвлекся на нее: «Муха!» Голова малыша поворачивается вслед за летящим насекомым.
Мама будет продолжать кормить малыша? Нет! Она тут же остановится.
Так?
Если мама не будет внимательной, то ее ложка попадет туда, где только что был рот – в ухо.
Внимательная мама сначала привлечет внимание ребенка, убедится в том, что можно продолжить кормление, и, только после этого, продолжит кормить кашей ребенка.
«Это понятно? – тогда продолжаем».

Конечно же, таких мам не бывает, которые могут угодить ложкой в ухо. А ораторы, которые слепо кормят публику, бывают. Так ведь?

К сожалению, такие лекторы встречаются даже в институтах.

Оратор должен следить за вниманием публики.

Зорко следить.
И, если это внимание исчезло, необходимо сделать все возможное для привлечения внимания публики. А уже потом продолжить свою речь.


Оратор может привлечь внимание публики разными способами.

Что может сделать оратор, если его не слушают?

Сделать паузу. Замолчать.

Смысл говорить – если, все равно, никто не слушает?

Оратор должен следовать принципу: «Нет внимания – нет информации!»

Как же привлечь внимание – об этом отдельный разговор. Долгий и подробный. Сейчас мы лишь разбираем ошибки ораторов.

Ошибкой является продолжение речи без внимания публики.

Зачем говорить – если вас не слушают? Зачем разбрасывать слова на ветер?Уж лучше замолчать, нежели продолжать речь.

Оратор должен остановиться. Привлечь внимание.

Например, словами: «Коллеги, прошу внимания!».

Возможно, потребуется выдержать паузу.
Причин для отвлечения внимания у публики может быть очень много.

К примеру, кто-то опоздал на лекцию и шумно заходит в зал, хлопая дверью. Наверняка, большая часть публики повернет голову к двери и частично отвлечется от слов оратора. На несколько секунд внимание публики исчезнет.

Личное дело каждого оратора, как на это реагировать.

Можно сделать замечание, можно отшутиться, можно не заметить. Это не важно.

Важно – вновь собрать внимание публики. Убедиться в этом внимании. И, только после этого – продолжить свою речь.

Ошибка №5. Как читать текст перед публикой?

“Правильное и неправильное” чтение

Вы видели читающего оратора?


Оратор читает лекцию – все занимаются своими делами или разговаривают.

Согласитесь, читающий оратор – печальное зрелище.

Не всегда, есть, конечно же, исключения.

По этой причине, многие мои клиенты высказывают предположение, что лучше не читать, а говорить экспромтом.

Согласен.

Но только наполовину.

Такие ситуации бывают. К этому нужно быть подготовленным. И полезно научить читать текст так, чтобы все слушали. Чтобы никто не отвлекался.

Публичное чтение (чтение перед аудиторией), сложнее обычной речи, и требует особых навыков.

Почему сложнее? Потому что, как и при любом публичном выступлении, здесь важен зрительный контакт с аудиторией, а во время чтения с листа создать, а тем более, удержать этот контакт сложно.

И не только видеть, но и чувствовать, насколько хорошо аудитория принимает и усваивает ваш материал.

Увидеть, почувствовать, поняли ли предыдущее слова мои дорогие слушатели.

Часто, очень часто, оратор не замечает, как быстро он перегружает восприятие слушателей.

Вспомним наши “замечательные” лекции в институте…

Когда вы держите паузу – нужно смотреть в текст. Когда говорите слова – нужно смотреть в глаза своим зрителям.

Вот хороший пример, как оратор читает с листа.

А ведь на этом видео Барак Обама читает свою речь. Читает, даже листики переворачивает. Но это не заметно. Кажется, что сейчас Обама просто разговаривает с журналистами, а не читает.

Нужно отрегулировать скорость речи, длительность пауз и фраз. Все это достигается упражнениями.

Можно эти техники отработать самостоятельно. Лучше – записаться на курсы ораторского мастерства в своем городе.

Если таких курсов нет – записывайтесь к нам на . Для начала можно просто попробовать

  • И подписывайтесь на наш YouTube-канал . Там много интересных видео.

Ошибка №6. Как выступать за трибуной?

Ошибка №6.
Оратор за трибуной

Трибуну придумали – как место выступления оратора.

На нее удобно положить материалы к выступлению. За ней легко спрятать свое тело. На трибуну можно опереться, заняв делом свои руки.


Оратор за трибуной

За трибуной выступать проще.

Первое. Трибуна делает барьер между оратором и аудиторией.

Это – преграда. Как визуальная, так и энергетическая. А зачем это нужно выступающему оратору?

Второе . Трибуна закрывает телодвижения оратора и сковывает жесты.

Да, плохому оратору, не умеющему жестикулировать – это помощь. Хорошему – ограничение возможностей.

Третье. Да, за трибуной оратор чувствует себя безопаснее.

У него есть своя “территория” – трибуна. И оратор забывает, что его настоящая территория – зал, полный людей. Вот где он должен быть хозяином! Вот, где он должен себя чувствовать комфортно.

Главное.

Не опирайтесь на трибуну! – это одна из самых распространенных ошибок ораторов, выступающих за трибуной.

Не опирайтесь на трибуну. Иначе вся ваша энергия уйдет в трибуну.

А куда эта энергия должна направляться? – Правильно, в публику.

Весь вес тела должен быть на ногах. А руки нужны для того, чтобы делать жесты, а не опираться на трибуну.


Найдите четыре ошибки оратора 🙂

Трибуна – не самое лучшее место для оратора .

Передвигайтесь по всей сцене.

Заходите в зал. Перемещайтесь в разных направлениях. Двигайтесь легко и непринужденно. Останавливайтесь. Снова двигайтесь.

Можно даже за трибуной несколько фраз сказать.

Трибуну можно использовать для того, чтобы на нее положить план-конспект, чтобы освободить руки для активной жестикуляции.
Тем не менее, полезно научиться выступать и за трибуной.

За трибуной оратор смотрится красиво, с точки зрения фотографа или видеооператора. И этому тоже нужно учиться.

Некоторым ораторам приходится выступать за трибуной из-за микрофона. Поэтому заранее поинтересуйтесь у организаторов, как можно снять микрофон. Или где взять другой микрофон

Ошибка №7. Длинные предложения. Кому они нужны?

Ошибки в публичных выступлениях

Длинные предложения

Спикерам хочется блеснуть красноречием.

Чтобы все ахнули: «Какой умный человек!»
Это понятно.

Для этой цели пишутся длинные речи , состоящие из многословных предложений .

Такая речь в написанном виде, возможно, вызовет восхищение некоторых литераторов. Но слушать все это крайне сложно. И утомительно.

Устная речь – это не литература . Здесь не нужно особо извращаться.
Не столь важно, как красиво «завернул» свои слова оратор, сколько важно, чтобы публике в этих словах было все понятно.
Это не единственная причина многословности. Если люди, которые просто не умеют лаконично говорить. И это – не ошибка, а неумение.

Лаконичность

Стиль письма и стиль разговорной речи существенно различаются. Если в письме приемлемы длинные сложные предложения с красочными словесными оборотами. То при разговорной речи такие предложения являются не эффективными.
Литература – это искусство написанного слова, а не разговорного.

Такой вид искусства. Художественная литература.

Писатели прошлых веков, старались писать красиво, используя причастные и деепричастные обороты, вставляя в предложение различные фигуры и тропы. Предложения получались длинными, красочными – это считалось истинным искусством.

Никого не смущало большое количество слов в предложении: ведь читать можно медленно, никуда не торопясь, вдумчиво, смакуя каждое слово, и, если что-то будет не ясно, у читателя всегда есть возможность вернуться к началу абзаца, и прочитать текст еще раз.

Так писали многие. Так было принято. Читатель был элитный, образованный – не жаловался. Даже хвастался: «Прочитал такую трудную книгу – не всем по силам».
Откроем, для примера, роман Достоевского «Преступление и наказание», считающееся классикой литературы. Самое первое предложение:

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-му мосту.

Следующий отрывок – из «Анны Карениной» Льва Толстого. Первая страница романа.

На третий день после ссоры князь Степан Аркадьич Облонский - Стива, как его звали в свете, - в обычный час, то есть в восемь часов утра, проснулся не в спальне жены, а в своем кабинете, на сафьянном диване. Он повернул свое полное, выхоленное тело на пружинах дивана, как бы желая опять заснуть надолго, с другой стороны крепко обнял подушку и прижался к ней щекой; но вдруг вскочил, сел на диван и открыл глаза.

Или вот еще, из Льва Толстого, «Два гусара». Всего одно предложение:

В 1800-х годах, в те времена, когда не было ещё ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеаринового света, ни пружинных низких диванов, ни мебели без лаку, ни разочарованных юношей со стёклышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам-камелий, которых так много развелось в наше время, в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собой целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой, пыльной или грязной дороге и верили в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики; когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек,

Вы еще не устали? Дочитываем это предложение до конца:

на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были ещё молоды не одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин, из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно или не нечаянно уроненные платочки, наши матери носили короткие талии и огромные рукава и решали семейные дела выниманием билетиков; когда прелестные дамы-камелии прятались от дневного света; в наивные времена масонских лож, мартинистов тугендбунда, во времена Милорадовичей, Давыдовых, Пушкиных, - в губернском городе К. был съезд помещиков и кончались дворянские выборы.

А теперь насладитесь искусством Оскара Уайльда.

С покрытого персидскими чепраками дивана, на котором лежал лорд Генри Уоттон, куря, как всегда, одну за другой бесчисленные папиросы, был виден только куст ракитника — его золотые и душистые, как мед, цветы жарко пылали на солнце, а трепещущие ветви, казалось, едва выдерживали тяжесть этого сверкающего великолепия; по временам на длинных шелковых занавесях громадного окна мелькали причудливые тени пролетавших мимо птиц, создавая на миг подобие японских рисунков, — и тогда лорд Генри думал о желтолицых художниках далекого Токио, стремившихся передать движение и порыв средствами искусства, по природе своей статичного.

Красиво? Да?

Да, конечно же, не все и не всегда писали длинными предложениями. Были и короткие предложения. И были мастера короткой прозы

Чехов, к примеру.
Помните его слова: «Краткость – сестра таланта»?

Современные писатели больше пользуются короткими предложениями. Так проще писать. И, самое важное – так проще читать. Конкуренция на книжных полках вынуждает писателей писать то, что будет читаться.

Нудная литература уже не в почёте.

Если вы, открыв книгу на любой странице, не можете от нее оторваться – там короткие предложения.

И понятные слова.

Не только в письменной речи полезно использовать короткие предложения. В устной речи – тем более важны именно короткие предложения.

Почему же люди говорят длинными предложениями?

Причин много.

Ребёнок подражает взрослым, впитывая манеру говорить. Дети проходят школьную программу, пересказывая наизусть тексты из учебников. Школьники слышат такую речь от учителей, а потом эту речь пересказывают на уроках. Именно так в школе вынуждают писать сочинения – с богатым синтаксисом. Читая художественные книги, мозг школьника надёжно привыкает к словесным оборотам.

Как мы читаем – так мы в этот момент думаем. Чтение и мышление – суть одна и та же.

В результате такого обучения, люди начинают так говорить – длинно и путано. Хуже – они начинают так думать. И не подозревают, что можно думать иначе.
Что делать? Полезно научить себя новому стилю речи – говорить короткими предложениями. И думать. Тоже короткими предложениями.

Не нужно учиться разбивать сложные предложения на простые. Необходимо учиться говорить лаконично: коротко и ясно.

Хороший пример в исполнении Барака Обамы. Короткие предложения. Всё лаконично.

Ошибка №8. Как не стоит отвечать на вопросы публики?

Ошибки при ответах на вопросы

Как бы ни задали вопрос, вы должны на него отреагировать позитивно и доброжелательно.

Можно, конечно же, и не отвечать на вопросы – это ваше право.
Но, раз вы взяли слово для ответа, сделайте это достойно.

Большой ошибкой будет реагировать на вопросы подобным образом:

– Я это уже говорил.
– Это не важно.
– Я удивлен, что вы не поняли.
– Это глупый вопрос.

Кто виноват в том, что публика не услышала слова оратора? Это оратор не смог донести свои слова.

Отвечая на подобные вопросы, удержитесь от реплики:

– Как я уже говорил…

Ничего страшного не произойдет, если вы еще раз повторите свои слова. Такие слова лучше запоминаются.

Если из публики задают вопрос – значит это им важно. И это не может быть «глупым вопросом».

Это еще не всё.

Тема вопросов и ответов – важная. Здесь можно говорить много. Эту тему мы более подробно разбираем на наших занятиях. Используя многочисленные техники, наши ученики учатся хорошо отвечать на любые вопросы или уходить от ответа, если это необходимо.

Публичное выступление требует определённого мастерства. Лишь в этом случае можно завоевать аудиторию и заинтересовать её своими мыслями, взглядами и суждениями. Но случатся, что ораторы допускают оплошности во время общения со слушателями. Как результат, нарушается невидимая связь с присутствующими, что приводит к отчуждение и непониманию. Ниже приведены самые распространённые ошибки публичного выступления, которые мешают выступающим добиться профессионализма в таком сложном деле как ораторское искусство.

Первая ошибка - отсутствие соответствия между содержанием речи и манерой её изложения. Тут всё упирается в искренность. Рассказывая о чём-то, нужно самому в это верить. Если же говорить о каких-то вещах неуверенным тоном, запинаясь, постоянно заглядывая в конспект, то аудитория мгновенно почувствует фальшь. Соответственно, выступление провалится в самом начале. Поэтому необходимы уверенность и убежденность даже в том случае, если вы сами сомневаетесь в достоверности и правдивости излагаемого материала.

Вторая ошибка - монотонная речь, лишённая эмоциональной составляющей. Оратор скучным безликим голосом выдаёт какую-то информацию. Слушатели начинают ёрзать на стульях, зевать, прикрывая из приличия рот ладонью, а некоторых тянет в сон. Особенно опасно такое выступление в конце рабочего дня. Аудитория может просто заснуть, что будет полным крахом для выступающего.

Публику необходимо держать в тонусе. Поэтому во время выступления необходимо менять тональность и громкость голоса. Он должен быть живым и играть всеми возможными голосовыми оттенками. Это и значительность, и напряжённость, и драматизм, и радость. Лишь в этом случае можно заинтересовать людей даже после тяжёлого рабочего дня.

Третья ошибка - игнорирование юмора во время выступления. Следует сказать, что юмор вносит элемент оживления в любой разговор. Особое же значение он имеет во время публичной речи. Тут дело в том, что люди не могут долго находиться в сосредоточенном состоянии. Внимательно слушать они способны не более 20 минут, после этого наблюдается резкое снижение концентрации внимания. Так уж устроен человеческий мозг, которому необходимо какое-то разнообразие. Таким разнообразием как раз и является небольшое юмористическое отступления. Это своеобразная разрядка, после которой слушатели опять могут сосредоточиться на главном.

Четвёртая ошибка - состояние суетливости. Есть расхожая фраза: "Не суетись под клиентом". Её обязательно нужно вспоминать тем ораторам, которые во время своей речи торопливо ходят из стороны в сторону, вертят в пальцах ручку, осуществляют какие-то другие нервные манипуляции. При такой манере поведения слушатели очень быстро начинают понимать, что докладчик неуверен в себе. Двигаться, конечно, надо, но только в спокойной и неторопливой манере. Движения и жесты должны источать уверенность. Это придаст дополнительный вес и убедительность словам.

Пятая ошибка - самоуверенность и всезнайство. Это по меньшей мере смешно считать себя самым умным и всезнающим. Среди слушателей может найтись гораздо более эрудированный человек. Поэтому проявляйте скромность, но ни в коем случае не преуменьшайте свои знания. На каверзные вопросы следует отвечать искренне и открыто. Если чего-то не знаете, то честно признайтесь в этом. А чтобы не уронить авторитет в глазах присутствующих, нужно ярко и интересно изложить ту информацию, которой владеете в совершенстве.

Седьмая ошибка - неправильная мимика. Полезно знать, что аудитория уделяет значительное внимание выражению лица оратора и сосредотачивается в основном на бровях и глазах. Если глаза широко раскрыты, то это указывает на страх и неуверенность. А поднятые брови ассоциируются с некомпетентностью. Во время выступления взгляд должен быть спокойным и слегка ироничным. Что касается бровей, то их следует удерживать в нормальном состоянии. Такое лицо выглядит вполне адекватно и вызывает не только доверие, но и симпатию.

Работайте над вышеперечисленными ошибками публичного выступления, старайтесь их не допускать, и тогда ваше ораторское мастерство заметно повысится. Как следствие, ваш авторитет станет непререкаемым, а число благодарных слушателей увеличится .