Меню
Бесплатно
Главная  /  Анатомия  /  Отрасли политологии. Политология как область знания Отрасль знаний о политике

Отрасли политологии. Политология как область знания Отрасль знаний о политике

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

Красноярский филиал

Специальность 021100

«юриспруденция»

Дисциплина: политология.

Контрольная работа.

Тема: Политология как наука

Выполнил: студент 2-ЮСО

Проверил: к.и.н., доцент

Кучеряев В.А.

Красноярск 2005

ПЛАН

Введение

1. Объект и предмет политологии

2. Методы познания политических явлений

3. Функции политологии

4. Роль политологии в формировании политической культуры граждан

5.Возникновение и становление отечественной политологии

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Политология – одна из самых молодых гуманитарных дисциплин. Она оформилась как самостоятельная отрасль научного знания лишь в конце 40-х годов ХХ века.

Вначале знание о политике являлось составной частью философии, но уже в древности создавались специальные трактаты, посвященные политической деятельности. Важные достижения в области политологии принадлежат итальянскому мыслителю Никколо Макиавелли, который рассматривал учение о политике в качестве самостоятельной области знания. В центре его политического учения была проблема государственной власти, и свои политические исследования он посвящал решению практических задач государственной жизни.

Со второй половины ХХ в. Науку, которая вырабатывает теоретические представления о государственном управлении, стали называть политологией. Сейчас политическая наука, или политология, - это одна из обширных областей научного знания, имеющая не только теоретическое, но и прикладное значение.

Чтобы понять, что же представляет собой политология как наука, необходимо четко установить объект и предмет изучения политологии. В качестве объекта той или иной науки всегда выступает определенная область реальной действительности. Тогда как предмет любой науки является результатом исследовательских действий, в процессе которых ученые выделяют те или иные стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта и которые являются специфическими для данной науки.

1. Объект и предмет политологии

Объектом изучения политической науки является политическая сфера жизнедеятельности общества, представляющая собой механизм реализации общей воли, общего интереса, а также функционирования всех составных элементов общественной системы в целом.

Предметом политологии является политика и ее взаимодействие с наукой, идеологией, экономикой, моралью и религией; власть, ее природа основы существования, формы и способы осуществления; политическая деятельность, лидерство и правящая элита; политические системы и механизмы их функционирования; политический мир в целом, включающий в себя политическую жизнь, политические процессы и ситуации.

На основе вышеизложенного можно сделать такое определение политологии:

Политология – это наука о государственно-организованном обществе как функционирующей и развивающейся политической системе на основе взаимодействия составляющих ее элементов: политических субъектов, политических институтов и политического сознания.

2. Методы познания политических явлений

Метод – способ исследования явлений, а также проверки и оценки теории. Методология – определенное видение явлений, она предполагает конкретные позиции и угол зрения исследователя. Методы, которые используются политической наукой, можно разделить на три группы:

1. общие методы исследования политических объектов:

a) системный подход, при котором политика изучается как целостный, саморегулирующийся механизм, имеющий «вход» и «выход», связывающий ее с окружающей средой;

b) деятельностный – изучение динамики политики. На его основе создается методологическая база теории политических решений;

c) сравнительный метод – сопоставление однотипных политических явлений;

d) исторический метод – изучение политических явлений в их последовательном временном развитии, выявление связи прошлого, настоящего и будущего;

2. методы, относящиеся к организации и процедуре познавательного процесса:

a) анализ и синтез;

b) индукция и дедукция;

c) абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному;

d) сочетание исторического и логического анализа;

e) моделирование;

f) прогнозирование;

3. методы эмпирических исследований:

a) получение первичной информации о политических фактах;

b) анкетные опросы;

c) использование статистических данных и их обобщение.

Рассмотрим некоторые методы более подробно:

Системно-функциональный метод рассматривает политическую сферу общества как определенную целостность, состоящую из совокупности элементов, находящихся в связи друг с другом и внешней средой. Системный подход позволяет устанавливать общие, универсальные закономерности функционального действия политических систем. В качестве системы могут быть рассмотрены любые политические институты или организации, государство, партии, профсоюзы, церковь. Системный анализ считается особенно ценным в познавательном отношении и широко применяется как в западной, так и в отечественной политологии.

Исторический метод позволяет рассматривать процессы и явления политической сферы в их становлении и развитии, во взаимосвязи как друг с другом, так и в связи с прошлым. Этот метод позволяет выработать наиболее общие понятия и категории политической теории, играет объединяющую роль во всей совокупности исследований в области политики, обеспечивает выявление закономерностей становления, развития и смены политических систем.

Сравнительный или компаративный метод состоит в сопоставлении двух и более политических объектов, имеющих схожие черты. Он позволяет путем сопоставления выделить общее и особенное в многообразии политических явлений различных политических систем, выявить главные тенденции развития политических процессов. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследования, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов.

Бихевиориальный метод состоит в анализе политического поведения отдельных людей и групп. Его исходным положением является то, что групповые действия людей так или иначе восходят к поведению конкретных личностей, выступающих главным объектом исследований. В качестве решающих факторов поведения рассматриваются психологические мотивы, которые и составляют основной предмет политологического изучения. Бихевиорализм является одним из ведущих исследовательских направлений американской политологии .

Прогнозирование - разработка прогноза; в узком значении - специальные научные исследования конкретных перспектив развития какого-либо явления. Как одна из форм научного предвидения в политической сфере находится во взаимосвязи с планированием, программированием, проектированием, управлением. Обычно в общественных науках: краткосрочное прогнозирование на 1-2 года, среднесрочное на 5-10 лет, долгосрочное на 15-20 лет, сверхдолгосрочное на 50-100 лет. Выделяют три класса методов прогнозирования: экстраполяция, моделирование, опрос экспертов.

Экстраполяция - распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть. В статистике - распространение установленных в прошлом тенденций на будущий период, распространение выборочных данных на другую часть совокупности, не подвергнутую наблюдению.

Моделирование - исследование политических явлений, процессов или объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов. Моделирование - одна из основных категорий теории познания. На моделировании по существу основывается любой метод научного исследования - как теоретический, так и экспериментальный.

Опрос - метод сбора первичной информации об объективных или субъективных фактах со слов опрашиваемого. В социальных исследованиях обычно применяют выборочные опросы для изучения общественного мнения, потребительского спроса населения и др. Основные средства - анкетирование и интервьюирование.

Политология имеет и свой собственный метод – вариативный , для которого характерна плюралистичность суждений. Отсюда политология отличается многообразием теорий и концепций, которые могут и взаимоисключать друг друга по одним и тем же проблемам. В политике на стадии ее разработки не должно быть единого взгляда на происходящие процессы, она всегда предполагает несколько решений, моделирование различных сценариев предстоящих событий. В политике всегда должен быть выбор, а потому и в науке о политике имеют место множественность суждений и альтернативные выводы. Вместе с тем соотношение различных теоретических концепций не затрудняет, а облегчает поиск истины. Начавшийся в наше время процесс глобализации политической науки позволяет учитывать не только отечественный, но и мировой опыт развития политической мысли, а также ускорять ее взаимообогащение .

3. Функции политологии

Политология тесно связана с жизнью общества. Как и всякая другая наука, политология появилась вследствие определенных общественных потребностей, и поэтому все ее развитие, разработка той или иной проблематики направлены на удовлетворение этой потребности. Общественное предназначение политологии определяется теми функциями, которые она выполняет для индивида и общества.

1. познавательная функция является одной из важнейших функций политологии, она обеспечивает прирост знаний о различных областях политической жизни, раскрывает перспективы и закономерности политических процессов.

Политика как общественное явление. Возникновение и развитие политологии как науки и учебной дисциплины.

Слово "политика" в переводе с древнегреческого означает искусство управления государством. По словам Аристотеля, политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и взаимодействующего с другими людьми. Ее возникновение связано с расслоением общества, появлением социального неравенства, столкновения интересов различных социальных групп, возникновением государства и т.д. Она во многом объясняется экономическими от­ношениями, постоянно возникающими потребностями, прежде всего выживания и жизнеобеспечения.

Политика существует как инструмент регулирования отношений между людьми, сообществами и как особая специфическая форма общественной деятельности.

Приведем несколько общих определений политики, в которых выделяется одна из ее характерных сторон:

"политика - это объединение людей для достижения общего блага" (Аристотель),

"политика как выражение разума" (Г.Гегель),

"политика - это наука государственного управления" (В.Даль),

"политика "есть концентрированное выражение экономики" (В.И.Ленин),

"политика -это цепь компромиссов" (А.А.Богданов),

"политика -это не наука, а искусство" (О.Бисмарк).

Политика - это сфера жизнедеятельности, где концентрируются и обосновываются все важнейшие социальные проблемы, где вырабатываются программа, стратегия, нормы функционирования общества в соответствии с интересами тех или иных классов, наций, социальных групп, где принимаются принципиальные решения о способах распределения ценностей для сохранения консолидации всех слоев населения, где происходит мобилизация сил и средств (включая и принуждение) па достижение целей общества.

Политика имеет свою объективную логику, независимую от предначертаний тех или иных лиц или партий. И подлинно научной может быть только тогда, когда вытекает из глубокого анализа действительности, исторической обстановки, реального соотношения политических сил и опирается не на субъективные пожелания, а на понимание законов экономического и духовного развития.

Выявлять возникающие противоречия и конфликты, искать оптимальные способы политического регулирова­ния, несомненно, поможет политология.

Политология - это наука о политике.

Термин "политология" утвердился за общественной наукой, раскрывающей смысл и содержание политики, изучающей всю область политических отношений, устройство и функционирование государственной власти. Политоло­гия - это особая отрасль науки и специфическая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отно­шениями, политической системой, а также правом, прин­ципами, нормами, действия которых призваны обеспечить сохранность и жизнеспособность общества. Она имеет как теоретическое, так и прикладное значение.

Люди осознают политику в основном двумя способами:

· через обыденные взгляды, получаемые из повседнев­ной жизни,

· через научное знание - результат исследовательской деятельности.

Обыденные знания, отражающие внешнюю, практическую сторону политических явлений, часто бывают далеки от истины. Надежным ориентиром человека в мире политики является политическая наука. Она развивалась как учение о государстве и политико-философская теория.

Термин "политическая наука" получил признание в конце XIXв, а процесс выделения политологии в самостоятельную дисциплину завершился в начале XXв.

Тогда же во многих странах возникли специальные ин­ституты политобразования. В 1857 г. в Колумбийском колледже США была создана кафедра истории и полити­ческой науки. В 1871 г. во Франции появилась свободная школа политической науки, в которой обучались и одарен­ные юноши из России. В 1903 г. начала работать Амери­канская ассоциация политических наук. В это же время изучались идеи о власти, государственном управлении, парламентаризме и политических партиях в России. Здесь издавались журналы "Русская мысль", "Исторический вестник", "Вестник Европы", "Вестник права", "Образование" и др.

Политология вобрала в себя многолетний опыт преподавания политической науки в разных странах мира, в том числе и в нашей стране. В советский период ее проблемы изучались в курсах философии, политэкономии, теории социализма, правоведения. С 1989 она стала учебной дисциплиной и преподается в высших учебных заведениях Беларуси.

Определяя содержание и назначение политологии, выделим ее два качественных направления

1. Политология как академическая паука, занимающаяся исследованием истории мировой политической мысли политических систем, вклада ученых разных стран в ее развитие, изучением политической теории и практики, глобальных проблем современности. Она проводит фундаментальные и прикладные исследования, вырабатывает политические концепции и практические рекомендации. Каждая страна проявляет заботу о развитии и эффективности своей политической мысли.

2. Политология как учебная дисциплина в высшей школе, как одно из важных средств формирования политической культуры граждан, студентов. Она дает представление о политической сфере общества, о природе институтов власти и управления, о политико-правовом положении личности, о современных политических противоречиях и возможностях их разрешения. Она поможет студентам осознать свое место в жизни общества, успешнее включиться в самостоятельную профессиональную и политическую деятельность.

Объект и предмет политологии, ее структура.

Объект изучения политологии - политика, т.е. полити­ческая действительность, политическая жизнь в прошлом и настоящем, действительность людей в сфере политики.

Предметом политологии является политическая действительность как политический процесс, политическая жизнь в целом. Это целое состоит из отдельных частей и элементов: власть, государство, партии и организа­ции, политические системы, политическое лидерство, системы управления и т.д. Следовательно, предмет политологии это целый комплекс современных знаний о политике и политической деятельности .

Политология как наука постоянно развивается и располагает своими устойчивыми понятиями и категориями ключевых понятий. К ним относятся: "политика", власть, демократия" и др.

Специфика предмета политологии заключается:

· во-первых, в том, что изучаемые ею вопросы не являются абстрактно-теоретическими, а уходят своими корнями в реальную жизнь, в социальную практикуете политические процессы и события неразрывно связаны с государственной властью и рассматриваются в контексте политической власти.

· Во-вторых, в том, что в каждом самостоятельном государстве политология "привязана" к национальным особенностям, традициям, поэто­му ее наблюдения, анализ ситуации, рекомендации более всего отражают цели и средства именно данной страны. То, что неоспоримо, например, для Японии, может вовсе не подойти для Беларуси.

Под структурой политологии понимается совокупность элементов и устойчивых связей ее объекта, обеспечивающих ее целостность, взаимодействие, порядок расположения основных проблем. Она вырабатывалась многими десятилетиями и странами. В 1948г. комиссия ЮНЕСКО определила структуру политологии, в которую вошли следующие важнейшие разделы:

1) политическая теория (методологические основы теории и истории политической мысли);

2) политические институты и политические системы (изучение государства, партий, общественных организаций и движений);

3) социальные компоненты власти (формы и методы политического руководства обществом, правящая элита,политическое лидерство и т.д);

4) политическая культура;

5) политическое поведение;

6) международные отношения и внешняя политика.

Методология политической науки.

Любая наука имеет определенную методологию - совокупность принципов, норм и методов познания. В исследовании своих проблем отечественная политология опирается на диалектико-материалистический метод, раскрывающий взаимосвязь между политикой и обществом, другими общественными явлениями, прежде всего экономикой, культурой, нравственностью. Этот метод позволяет понять политические события и явления во взаимной связи, в движении, в единстве и противоположности. Чаще всего используются общенаучные методы - анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование. Широко применяется метод системного подхода, суть которого в том, что поли­тические явления рассматриваются в их целостности, в постоянной изменчивости, с учетом их иерархичности и сложной структуры.

Среди частных методов политологии выделяются со­циологический, сравнительный, статистический, биогра­фический анализ (выборки, анкетирование, опросы, изу­чение документов, речей), а также политическое прогнозирование и анализ конкретной политической ситу­ации. В зарубежной политологии применяется бихевиористский анализ, основанный на изучении поведения чело­века, его психики, поступков в контексте конкретных политических ситуаций.

Пожалуй, чаще всего политология использует истори­ческий метод - изучение политических явлений и поли­тической мысли в развитии, в сравнении разных истори­ческих эпох, деятелей. Эти и другие методы помогают не только понять политические процессы и действия, но и выбрать правильные научные решения по их реализации.

Обобщив сказанное, можно сделать следующие выводы.

· Во-первых, являясь частью политического образова­ния, политология помогает воспитанию знающих, объек­тивно мыслящих граждан и лидеров.

· Во-вторых, эффективнее применять политические зна­ния - значит не только обладать достижениями современ­ной культуры, строго учитывать специфику страны исторической ситуации.

· В-третьих, особая сложность политики в том, что ре­альность никогда не может совпадать с идеей, предложе­нием, высказанным ученым или государственным деятелем. Пред­ставляют опасность и попытки перенести политические ус­тановки на чужую почву или на кардинально изменившу­юся ситуацию, не учитывая при этом менталитет народа, принцип историзма.

· В-четвертых, без политологии невозможны мировоз­зренческая и профессиональная подготовка специалиста- будущего руководителя.

Политоло́гия или политическая наука, наука о политике, то есть об особой сфере жизне-деятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-полити-ческой организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Политология, будучи наукой о власти, настолько древняя, насколько древняя сама власть. Волхвы Киевской Руси, Жрецы Древнего Египта, Визири Султанов, Мудрецы Китайских императоров – все они, выражаясь современным языком, были политологами.

Примерно с середины I тысячелетия до н.э. наметилась тенденция рационализации поли-тических взглядов, появляются первые политические категории и дефиниции, а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Тем самым закладывается ос-нова собственно теоретических исследований политики. Этот процесс связан прежде все-го с трудами Конфуция, Платона и Аристотеля.

Аристотель трактует политическую науку как высшую из всех наук, поскольку она учит людей жить по законам справедливости и права и имеет своей целью общее благо. В работе "Политика", полной житейской и политической мудрости, он писал: "Желанно, разумеется, и [благо] одного человека, но прекраснее и божественней благо народа и государства".

Для своих политических выводов и в частности классификации государств этот выдаю-щийся мыслитель использовал огромный фактический материал - результаты конкретных исследований 158 городов-государств - полисов. Учитывая огромные заслуги Аристотеля в развитии политической мысли, его нередко называют родоначальником, отцом полити-ческой науки. Однако это не совсем так, поскольку становление политологии - длитель-ный процесс, в котором соседствуют истина и заблуждение, глубокие проникновения в сущность политических явлений и поверхностные, исторически ограниченные и прямо ошибочные суждения, например утверждение Аристотеля о неполитичности рабов по своей природе.

Политические исследования Аристотеля, как и его предшественников, еще не выде-лились в самостоятельную дисциплину и были неразрывно переплетены с философскими и этическими идеями. Впоследствии политическая мысль постепенно освобождается от религиозного влияния и философско-этической формы. Так, произведения Цицерона "О республике" и "О законах" уже не содержат каких-либо общефилософских или религиозных рассуждений.

Наиболее четко размежевание политической науки, философии и этики осуществил в XVI в. Н. Макиавелли. Он выделил политические исследования в качестве само-стоятельного научного направления, уподобил политические процессы природным явлениям, поставил в центр анализа проблемы государства и власти, разработал целый комплекс методов борьбы за власть. Его творчество не только ознаменовало крупный шаг на пути превращения политологии в самостоятельную науку, но и способствовало сближению теории и практики, подчинению политических исследований решению реальных задач борьбы за власть и ее удержание.

Свое дальнейшее развитие политическая наука получила в трудах Гоббса, Локка, Мон-тескье, Руссо, Мэдисона, Берка, Мил-ля, Токвиля, Маркса, Энгельса, Ленина и других мыслителей.

Несмотря на наличие достаточно широких политических исследований, вплоть до второй половины XIX в. политология развивалась без самостоятельной дисциплинарной оформ-ленности, главным образом как учение о государстве и политико-философская теория. С этим связаны трудности в определении времени завершения процесса ее формирования. Некоторые ученые считают формальным началом политологии как самостоятельной науки образование в первой половине XIX в. правовой школы в Германии, другие же – преимущественно американские авторы - датируют ее возникновение второй половиной XIX в. и связывают прежде всего с именем Френсиса Лейбера, который в 1857 г. начал читать в Колумбийском университете курс лекций по политической теории и создал необходимые условия для открытия там же в 1880 г. сменившим его Джоном Берджессом высшей школы политической науки.

В последующие годы в Америке создается целая сеть политологических учебных и науч-ных институтов, что позволило учредить в 1903 г. Американскую ассоциацию политиче-ских наук, насчитывающую сегодня свыше 16 тысяч членов.

В конце XIX - начале XX в. сам термин "политическая наука" получает признание и рас-пространение и в Европе. В 1896 г. один из виднейших европейских политологов и социологов итальянец Г. Моска называет свой ставший позднее классическим труд "Элементы политической науки".

В начале XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дис-циплину в основном завершается. Развитию политических исследований заметно способ-ствовало создание в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политиче-ской науки, которая продолжает свою плодотворную деятельность и сегодня.

Историю развития политологии можно условно разделить на 3 периода:

1. Философский. Возникает в Древнем мире. Продолжается до середины XIX века. Аристотель - основатель политической науки; Цицерон, известный оратор, также много сделал для развития этой науки; Платон; Никколо Макиавелли - итальян-ский учёный, живший во Флоренции (XVI век), который считается основателем современной политологии, первым представил политологию как самостоятельную науку.

2. Эмпирический. Середина XIX в. - 1945 г. Начинается изучение политологии научными методами. Большое влияние на её развитие оказала социология. Возни-кает движение марксизм. Политология бурно развивается. В 20-30 годы центром политологии становится США. Начинается преподавание политической науки.

3. Период рефлексии. 1945 г. - продолжается до наших дней. В 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО был созван международный коллоквиум политологов, где рассматрива-лись вопросы политической науки, был определён предмет, объект, задачи полито-логии. Всем странам было рекомендовано ввести эту науку для изучения в высшие учебные заведения.

В первую очередь Объектом изучения политологии как науки является власть, основы её правовой системы, определение основ её легитимности, выяснение механизмов обеспече-ния её стабильности и оптимальности с точки зрения правления. Кроме этого, Объектом изучения политической науки является политика, политическая сфера общественной жиз-ни.

Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти.

Субъект – человек (тот, кто оказывает влияние на политическую жизнь), группа лиц, об-щество в целом. Субъекты политики посредством определённых взаимодействий между собой, а иногда и в одностороннем порядке, осуществляют политические процессы, кото-рые постоянно изменяют развитие политической жизни.

Разнообразные методы, применяемые политической наукой, позволяют глубоко и всесто-ронне познать ее предмет.

Среди традиционных –

Исторический метод, т.е. описание личностей, событий, политических кризисов и внеш-ней политики в хронологическом порядке

Описательный, т.е. описание государственных органов, их функций, структуры, роли, которую они играют в политической жизни

Институциональный метод придает особое значение изучению формальных государ-ственных структур, таких, как исполнительные, законодательные, судебные органы, ад-министративные учреждения и т.д.

Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений: политических систем, партий, электоральных систем и т.д.

Социологический подход предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.

Психологический метод ориентирует на изучение субъективных механизмов политиче-ского поведения, индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психологических процессов и типичных механизмов психологических мотиваций.

Вторая группа методов носит инструментальный характер и относится к организации и процедуре познавательного процесса. Это

Анализ и синтез

Индукция и дедукция

Сочетание исторического и логического анализа

Мысленный эксперимент

Моделирование

Математические и кибернетические методы

Третью группу изучения политической жизни составляют эмпирические методы, т.е. по-лучение первичной информации о политической жизни. К ним относятся

Использование статистики

Анализ документов

Анкетные опросы

Лабораторные эксперименты

Теория игр

Наблюдение, осуществляемое исследователем

Задачи политологии - формирование знаний о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. С этими задачами органически связаны функции политологии.

Гносеологическая. Политология позволяет получать новые знания и формализовывать существующие.

Аксиологическая. Политология формирует систему ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.

Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.

Социализирующая. Позволяет людям разобраться в сути политических процессов.

Мотивационная. Политология может формировать мотивы и действия людей.

Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ.

Прогностическая. Политология прогнозирует политические процессы.

25. Политические партии: происхождение, понятие, функции, типология. Партийные си-стемы.

Партогенез, т.е. процесс формирования и функционирования партий, уходит корнями в конец XVII - начало XVIII в. Это был период, когда зарождались политические системы раннебуржуазных государств Западной Европы и Америки. Сопровождавшие этот про-цесс гражданская война в США, буржуазные революции во Франции и Англии показывают, что появление партий отражало раннюю стадию борьбы между сторонниками различных направлений формирующейся новой государственности: аристократами и буржуа, якобинцами и жирондистами, католиками и протестантами. Партии знаменовали собой определенный этап в усложнении политической системы индустриального типа. Они возникли как результат ограничения абсолютной монархии, включения в политическую жизнь "третьего сословия", всеобщего избирательного права (XIX в.), послуживших значительному развитию представительной системы. Оно означало, что не только выполнение управленческих функций стало требовать расширения состава политической элиты, но и само ее рекрутирование превратилось в дело избирательного корпуса. Теперь те, кто хотел сохранить (или приобрести) власть и влияние, должны были обеспечить себе массовую поддержку. Именно партии стали этими законными орудиями артикуляции интересов различных групп избирателей и отбора элиты.

Правда, первоначально партии представляли собой не сплоченные объединения, нацелен-ные на борьбу за власть, а различного рода клубы, литературно-политические образова-ния, являвшиеся формой объединения единомышленников (Клуб кордельеров времен Ве-ликой французской революции или "Реформ Клаб", возникший в Англии в 30-е гг. XIX в.). Первые же партии, боровшиеся против феодальной власти, были созданы сторонника-ми либеральных воззрений (виги в Великобритании, прогрессивная партия Германии, Бельгийская либеральная партия и т.п.).

Таким образом, исторически партии формировались как представительные структуры, выражавшие определенные групповые интересы; как институты, оппозиционные государству и другим политическим объединениям; как союзы единомышленников. Эти черты, выражая относительную самостоятельность и независимость от государства политических позиций известных групп населения, способствовали восприятию партий как источников кризисов и раскола общества. Причиной в основном такого негативного отношения к партиям было повсеместное распространение убеждения в том, что только государство является выразителем народного суверенитета (либеральная традиция) и общей воли общества (феодально-аристократическая и монархическая традиции). Не случайно, к примеру, Дж. Вашингтон в "Прощальном послании" американскому народу говорил об опасных последствиях "партийного духа", характеризуя партии как "готовое оружие" для подрыва власти народа и узурпации власти правительственной. Отрицательно относились к партиям и другие политики и ученые, среди которых А. Токвиль и Дж. Милль. В то же время, например, Ф. Бэкон и Э. Берк были к партиям более лояльны, а Н. Макиавелли даже считал их по-своему полезными, поскольку "умудренные пагубным опытом других" (уже испытавших порожденные партиями вражду и раздоры) граждане "научились бы сохранять единство".

Только постепенно, по мере развития парламентских, конституционных основ буржуазной государственности, партии укрепили свой политический и правовой статус. И в настоящее время они представляют такой институт власти, без которого не может осуществляться выборное формирование государственности, легальное завоевание различными слоями населения ведущих политических позиций.

Итак, в результате исторического формирования партия заявила о себе как специализиро-ванная, организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных при-верженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти. Воплощая право человека на политическую ассоциацию с другими людьми, партия отображает общегрупповые интересы и цели разнообразных (социальных, национальных, конфессиональных и проч.) слоев населения, их идеалы и ценности, утопии и идеологии. Через этот институт люди выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Таким образом партия развивает как прямые, так и обратные связи народа и государства.

От всех других политических институтов, в том числе и групп интересов, партию отличают свойственные ей функции и характерные способы их осуществления, определенная внутренняя организация и структура, наличие политической программы действий, та или иная идеологическая система ориентаций, а также ряд других, менее значимых признаков.

Длительная история существования партий выкристаллизовала и типичные для нее внут-ренние группы и объединения. К ним прежде всего относятся лидеры партии; партийная бюрократия; мозговой штаб, идеологи партии; партийный актив; рядовые члены партии. В том случае, если партия добивается успеха на выборах, в ее составе выделяются "члены партии - законодатели" и "члены партии - члены правительства", которые нередко стано-вятся вторым руководящим звеном партии. Существеннейшую роль в определении судь-бы и политического веса партии играют и - находящиеся в общем-то за ее рамками - "пар-тийный электорат", "сочувствующие" партийной программе (т.е. те, кто голосует за нее на выборах), а также "меценаты", оказывающие ее организациям определенную поддержку. Все эти группы специфически влияют на осуществление партией своих функций, способствуют усилению или падению ее авторитета, возможности воздействовать на государственные органы.

Будучи звеном вертикальной связи народа и государства, участвующим практически во всех фазах политического процесса, партия выступает одним из важнейших механизмов распределения (перераспределения) в обществе властных статусов. Прежде всего партия нацелена на борьбу за завоевание и использование политической власти в интересах под-держивающей ее группы населения. Иначе говоря, если группы интересов, как правило, пытаются решать те или иные проблемы в рамках сложившегося режима правления, то партии," выдвигая собственную программу решения внутри- и внешнеполитических во-просов, могут выдвигать претензии и на изменение высшей политической власти (как в центре, так и на местах). Однако и при подобном характере политических требований партии чаще всего обеспечивают мирное перераспределение власти между различными общественными силами. В этом смысле они выступают таким механизмом агрегирования интересов граждан, который дает возможность избежать общественных потрясений при изменении баланса политических сил.

Выдвигая тот или иной набор властных притязаний, партии обеспечивают связь населения с государственными структурами, институциализацию политического участия граждан, заменяют стихийные формы общественно-политической активности населения формами формализованными, подверженными контролю со стороны своих лидеров. В этом отношении партии являются одним из наиболее эффективных средств борьбы с политической апатией и гражданской пассивностью людей.

Одной из важнейших функций партий является отбор и рекрутирование политических лидеров и элит для всех уровней политической системы. Помимо выдвинутых ими профессиональных политиков, в управлении делами общества и государства нередко самое активное участие принимают и партийные эксперты, аналитики, специалисты.

Неотъемлемой задачей деятельности партий является углубление связей и отношений между различными ветвями власти, местными и центральными органами государственного управления, разнообразными политическими институтами. Как правило, это происходит в процессе выдвижения партийных программ, определения союзников и противников среди участников политического процесса, включающих, кстати, и иные партийные образования.

Ну и, наконец, еще одной важнейшей функцией партий является политическая социализация граждан, формирование у них свойств и навыков участия в отношениях власти. Ведя борьбу за избирателя, преодолевая дефицит информированности населения, партии обращают внимание людей на важнейшие конфликты и пути их преодоления, делают ситуацию, сложившуюся в обществе, понятной для рядовых граждан. Главным средством решения этой задачи является формулирование разногласий с другими политическими силами по основным вопросам общественного развития. Как считает американский ученый Е. Шаттшейдер, "формулирование разногласий - ключевой инструмент в борьбе за власть", и партия, которая сумела четко обозначить свои позиции для общественного мнения, "имеет все шансы стать правящей

Классификация партий

1. Социально-классовый критерий:

Буржуазные

Трудящиеся

2. По организации (критерии Дюверже):

Массовые

Кадровые

3. По степени участия во власти:

Правящие

Оппозиционные

4. По характеру целей и задач:

Консервативные

Реакционные

Реформистские

Радикальные

5. По идеологии:

Консервативные

Либеральные

Социалистические

Коммунистические

Националистические

Фашистские

Зеленые

Клерикальные

6. По месту в партийном спектре:

Центристы

7. По организационной структуре:

Классического типа

Движенческого типа

Политический клуб

В зависимости от положения политических партий в политической системе, взаимодей-ствия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом.

В беспартийной системе либо не существует официально зарегистрированных политиче-ских партий, либо закон запрещает появление последних. В беспартийных выборах каж-дый кандидат выступает за себя и, таким образом, является ярким и самостоятельным по-литиком. Исторический пример подобной системы - администрация Джорджа Вашинг-тона и самые первые созывы конгресса США.

На сегодня существует несколько «беспартийных» государств. Это, как правило, по форме правления абсолютные монархии: Оман, Объединённые Арабские Эмираты, Иордания, Бутан (до 2008 г.). В этих странах существует либо прямой запрет на политические партии (Гана, Иордания), либо отсутствуют соответствующие предпосылки для их создания (Бутан, Оман, Кувейт). Сходной может быть ситуация при влиятельном главе государства, когда разрешенные партии имеют небольшую роль (Ливия на рубеже XX-XXI вв.).

В однопартийной системе официально разрешена только одна политическая партия; её власть закреплена законодательно и является неоспоримым. Существует вариация этой системы, когда существуют также мелкие партии, от которых законодательно требуется признавать лидерство основной партии. Нередко при подобном раскладе положение внутри партии может быть важнее положения в государственном аппарате. Классический пример страны с однопартийной системой - СССР (однако, в СССР официального запрета на другие партии никогда не было).

В системах с правящей партией деятельность партий разрешены, регулярно проводятся выборы, общество имеет демократические традиции. Несмотря на присутствие оппозиции правящая партия побеждает на выборах, постоянно обновляя свой кадровый потенциал, программу, опережая оппозицию в разрабатывании новых идей. Пример из новейшей истории - Япония в лице Либерально-Демократической Партии, а также Россия в начале XXI века.

Двухпартийная система характерна для таких государств, как США и Ямайка. При этом есть две доминирующие (реже их также называют правящими) партии, а также сложились такие условия, при которых одна партия практически не имеет возможности получить необходимый перевес над другой. Возможным вариантом может быть также одна сильная левая и одна сильная правая партии. Отношения в двухпартийной системе были впервые подробно описаны Морисом Дюверже и носят название закона Дюверже.

В многопартийных системах есть несколько партий, имеющих реальные шансы на широ-кую поддержку населения.

В государствах, подобных Канаде и Великобритании, могут быть две сильные партии и третья, достигающая достаточных успехов на выборах, чтобы составить реальную конку-ренцию первым двум. Она нередко занимает второе место, но практически никогда офи-циально не возглавляла правительство. Поддержка этой партии может в некоторых случа-ях перевесить чашу весов в остром вопросе в ту или иную сторону (таким образом, третья партия также обладает политическим влиянием).

В редких случаях (пример: Финляндия) в стране могут быть три одинаково успешные партии, каждая из которых имеет шанс сформировать самостоятельное правительство.


Похожая информация.


Полифункциональность политической науки обусловила возникновение различных отраслей политологии. К таким отраслям традиционно относят: теорию политики, сравнительную политологию и прикладную политологию.

Теория политики представляет собой отрасль, в рамках которой создаются концепции, модели и образы политической действительности. Целью исследований является выявление каузальных связей и построение теорий, описывающих политические процессы и претендующих на объяснение причин политических явлений.

Сравнительная политология также является отраслью политологии, в рамках которой путем сравнения выделяются общие черты и специфические различия разнообразных групп политических объектов. Применение сравнительного анализа в области политических исследований известно с древности. Уже в трудах Аристотеля, Полибия, Цицерона можно найти черты сравнительных исследований. В более поздние периоды сравнительный метод применялся Ш.-Л. Монтескье, А. де Токвилем и др. В конце XIX - начале XX в. появились работы, ориентированные на сравнительный анализ отдельных политических институтов. В период между Первой и Второй мировой войнами сравнительные исследования были ориентированы на выявление индивидуальных черт различных государств, их политических институтов, сопоставление функций различных политических структур, политических норм и процедур. Сравнительная политология этого периода опиралась на исторический, правовой, описательный и институциональный методы. Однако такой подход страдал формализмом, статичностью и описательно-стью, поскольку ограничивался лишь описанием политических норм, процедур, конституционного права различных государств, оставляя без внимания условия функционирования политической системы и неформальные политические процессы. В сферу сравнительного анализа попадали в основном лишь западноевропейские страны и США. Только после Второй мировой войны в исследовательское поле сравнительной политологии были включены развивающиеся страны. Для современной сравнительной политологии характерен интерес к таким явлениям, как групповые интересы, неокорпоративизм, политическое участие, рациональный выбор, этнические, религиозные, демографические факторы и их влияние на политику, процессы модернизации, стабильность и нестабильность политических режимов, условия для возникновения демократии, влияние политики на общество и т. д. Существует несколько разновидностей сравнительных исследований: кросснациональное сравнение ориентировано на сопоставление государств друг с другом; сравнительно ориентированное описание отдельных случаев (case studies); бинарный анализ, основанный на сравнении двух (чаще всего похожих) стран; кросскультурные и кроссинституциональные сравнения, нацеленные соответственно на сопоставление национальных культур и институтов. Сравнительная политология играет значительную роль в структуре политической науки.

Прикладная политология - отрасль политологии, в рамках которой изучаются конкретные политические проблемы и ситуации, осуществляется выработка практических рекомендаций относительно действий и мер, направленных на решение практических социальных и политических задач по реформированию и изменению организаций, институтов и социальных групп, разрабатываются политические технологии и определяются способы их применения. Основные усилия исследователей в области прикладной политологии направлены на разработку и применение методов политического анализа для исследования конкретных политических ситуаций, изучение процессов принятия решений, выработку и применение технологий политического воздействия. Прикладная политология непосредственно связана с практикой государственного управления, выработкой политической стратегии и тактики политических партий, урегулированием политических конфликтов, проведением избирательных кампаний.

Функции политологии как науки и как учебной дисциплины имеют немало общего, но между ними существуют и определенные различия. Рассмотрим каждый из видов функций политологии.

Политология как наука

Политология как наука является необходимой теоретической базой для дальнейшего развития политических исследований и для внедрения научных разработок в реальную политику. Она исследует реально существующие политические системы, способы организации общества и государства, типы политических режимов, формы государственного устройства, деятельность политических партий и общественных организаций, состояние политического сознания и политической культуры, образцы политического поведения, проблемы эффективности и легитимности политического руководства, способы формирования институтов власти и многое другое.

Политические исследования создают определенную теоретическую и научно-методическую базу, необходимую для развития самой политологии и для совершенствования политической сферы общества. Научные знания в области политики позволяют прогнозировать и конструировать политическую реальность, отслеживать позитивные и негативные тенденции в развитии политических процессов и в случае необходимости вносить соответствующие коррективы.

Политология как наука может также выполнять идеологические функции, например, формировать определенные идеалы, потребности, ценности и тем самым консолидировать общество для достижения каких-либо целей (например, построение правового государства).

Политология как научная дисциплина

Перед политологией как учебной дисциплиной стоит не менее ответственная задача. В нашей стране в периоды господства тоталитарного и авторитарного режимов власти политологии как учебной дисциплины не существовало. Реакционному режиму было проще управлять политически неграмотными людьми.

Отсутствие у людей знаний о политике, о строении политической системы, о способах формирования органов власти и их функциональном назначении, наконец, о своих личных правах и свободах позволяет разного рода политическим авантюристам, используя демагогию и ложь, безнаказанно проводить свои иезуитские эксперименты над целыми странами и народами.

Задача политологии как учебной дисциплины состоит в том, чтобы помочь людям разобраться во всех хитросплетениях политики, научить их правильно осознавать (воспринимать) существующий общественный и политический строй, адекватно реагировать на складывающуюся политическую ситуацию. Политология должна способствовать развитию у людей гражданской политической культуры, чтобы они умели защищать свои права и интересы и при этом уважительно относились к интересам и правам других. Необходимо прививать людям нетерпимость к любым формам проявления , насилия, узурпации власти, к нарушениям прав и свобод личности.

Поэтому политическое образование, массовая политическая грамотность людей являются необходимым условием построения правового государства и формирования гражданского общества.

Только в 1989 г. Высшая аттестационная комиссия включила политологию в перечень научных дисциплин. Постановлением Правительства РФ политология была определена как учебная дисциплина в вузах России.

Возникновение и становление политической науки

Первые попытки понять и осмыслить политику уходят в те далекие времена, когда в обществе начали возникать первые политические институты. Наиболее ранние представления о причинах возникновения и функциях государственных (политических) форм организации общества носили религиозно-мифологический характер. Об этом, в частности, свидетельствуют дошедшие до нас представления древних египтян о божественном происхождении своих правителей (фараонов). По древнекитайскому мифу власть императора имеет божественное происхождение, а сам он является одновременно сыном неба и отцом своего народа.

В VI — IV вв. до н. э. благодаря трудам таких знаменитых мыслителей древности, как Конфуций, Платон, Аристотель, политические взгляды и представления начинают приобретать самостоятельный концептуальный характер. Появляются первые теоретические категории, определения (дефиниции) и целые концепции, носившие философско-этические формы. В этот же период появляется и само понятие «политика» (Аристотель).

В Средние века политическая наука развивалась в рамках религиозной концепции, суть которой сводилась к обожествленному происхождению власти. Наиболее яркими представителями этой концепции являются А. Августин и Ф. Аквинский.

В Новое время возникает гражданская концепция политической мысли. Благодаря исследованиям таких выдающихся мыслителей, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье и др., учения о политике и государстве были подняты на качественно новый теоретический уровень. В этот период политическая наука освобождается от философско-этических и религиозных взглядов и постепенно трансформируется в самостоятельную науку.

Современный облик политология начинает приобретать со второй половины XIX в. Это в значительной мере связано с общим прогрессом социологических знаний, с развитием эмпирических методов исследования.

В этот же период политология становится самостоятельной, независимой академической дисциплиной. В 1857 г. в Колумбийском колледже США была создана кафедра «История и политическая наука». В 1880 г. в этом же колледже организуется первая школа политических наук. В 1903 г. создастся Американская ассоциация политических наук, которая существует и в настоящее время.

В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политических наук. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов США и Западной Европы. Таким образом, как учебная дисциплина политология окончательно утвердилась в середине XX в.

В России в конце XIX — начале XX в. политическая наука развивалась достаточно интенсивно. Заметный вклад в мировую политическую мысль внесли М. М. Ковалевский, Б. Н. Чичерин, П. И. Новгородцев, М. В. Острогорский, Г. В. Плеханов, В. И.Ленин и другие.

Однако после революции 1917 г. и установления советской власти политология оказалась под запретом. Отдельные политические исследования проводились в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права, но они были настолько заидеологизированы, что не могли дать правильных ответов на запросы времени.

Место политологии среди других социальных и гуманитарных наук

В современной общественно-политической системе как целостном социуме выделяются следующие взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы: производственная, или экономическая, социальная, духовная и политическая. Производственная подсистема обеспечивает материальную инфраструктуру, а политическая - механизм реализации обшей воли и общего интереса всех основных элементов системы. Социальная и духовная сферы в совокупности составляют гражданское общество, которое также можно обозначить как единую подсистему. В соответствии с предложенной классификацией человеческий социум условно можно было бы изобразить в виде схемы, представленной на рис. 1.

Теперь, руководствуясь этой схемой, попытаемся классифицировать социальные и гуманитарные науки, каждая из которых призвана изучать тот или иной аспект, ракурс, компонент одной из четырех подсистем. В таком случае мы имеем следующий расклад:

  • А — социальные науки, группирующиеся вокруг социологии;
  • В — науки о духе (философия, культурология, религиоведение и богословие, этика, эстетика и искусствознание и т.д.);
  • С — политические науки;
  • D — экономические науки.

Другими словами, каждая из четырех главных подсистем служит объектом изучения самостоятельного блока научных дисциплин.

Рис. 1. Сфера (подсистема): А — социальная, В — духовная, С — политическая,

Но это лишь самое начало разговора о классификации социальных и гуманитарных наук. Трудности начинаются сразу же, как только мы приступаем к определению места каждой конкретной дисциплины в системе социальных и гуманитарных наук, к более или менее точному выявлению сферы или предмета ее изучения, круга охватываемых ею тем и проблем. Строго говоря, социальная сфера является объектом исследования социологии, а мир политического — политологии. Но при близком рассмотрении обнаруживается крайняя трудность, если не невозможность определения, где именно на рис. 1 на линии АС кончается социальная и где начинается политическая подсистема. Не прояснив этот вопрос, мы не можем, разумеется, даже приблизительно определить круг тем и проблем, охватываемых соответственно социологией и политологией. Выяснение данного вопроса входит в круг проблем, являющихся предметом исследования политической социологии.

Еще более сложным оказывается вопрос о том, где на рис. 1 кончается духовная сфера и где начинается мир политического. Человек является существом не только социальным, политическим и экономическим, но и духовным носителем определенных социокультурных, политико-культурных, морально-этических норм и ценностей. Здесь речь идет прежде всего о парадигмальном и мировоззренческом измерении мира политического, которое является объектом политической философии. С названными двумя подразделами политологии более или менее тесно связаны этнополитология и политическая психология, изучающие соответствующие составляющие мира политического.

Политология, как и любая другая социальная и гуманитарная научная дисциплина, изучает свой предмет путем его соизмерения и соотношения с другими феноменами и процессами. Иначе говоря, сам принцип сравнительности имплицитно присущ любому политологическому исследованию, особенно когда речь идет о классификации и типологизации. Политологическая традиция, начиная от Платона и Аристотеля, уже сама по себе содержит значительный элемент компаративизма. Именно на основе сравнительного подхода Аристотель создал свою типологизацию форм государственного устройства. Собственно говоря, все типологизации, предложенные в последующие эпохи, также построены на принципах сравнительного анализа.

Однако сравнительному анализу подвергаются почти все сколько- нибудь значительные феномены и аспекты мира политического. Для изучения этого комплекса проблем сформировался такой важный раздел политологии, как сравнительная политология.

Соотношение истории и политологии

Дня понимания исследуемой здесь темы особо важное значение имеет выяснение вопроса о характере соотношения истории и политологии. Ведь известно, что эти две дисциплины развивались в тесной взаимосвязи. В исторической науке существует самостоятельный раздел — политическая история, которая изучает основные направления и тенденции политического развития человеческих сообществ в прошлом.

На заре формирования политической науки как самостоятельной дисциплины известный английский историк Э. Фримен не без определенных оснований говорил: «История — это прошлая политика и политика — это сегодняшняя история». И неудивительно, что политическая наука сформировалась в тесной взаимосвязи с историей. По это отнюдь не говорит об отсутствии серьезных различий между двумя дисциплинами, что можно проиллюстрировать, сравнив задачи и функции историка и политолога. Как правило, историк имеет дело со свершившимися процессами и феноменами, ставшими уже достоянием прошлого. Он может наблюдать начало, развитие и конец изучаемых процессов. Политолог, напротив, имеет делос еще не свершившимися фактами. Он смотрит на эти факты как на продолжающееся действие. Он смотрит на историю как на спектакль и воспринимает ее как действие, участником которого является сам. В отличие от историка, который может анализировать свой предмет, как бы став над ним, отстранившись от него, политолог должен сохранить теснейшую связь с предметом исследования, он находится как бы внутри изучаемого им процесса. Реальный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценивать состояние политической ситуации до того, как она примет историческую форму, т.е. станет необратимой. А это побуждает политолога зачастую смешивать свои собственные желания с реальностью.

Касаясь возможностей той или иной науки адекватно изучить свой объект, уместно применить здесь гегелевскую метафору: «Сова Минервы начинает свой полет в сумерках». И действительно, более или менее исчерпывающие и соответствующие реальному положению вещей знания о том или ином общественно-политическом феномене можно получить лишь тогда, когда этот феномен стал свершившимся объективным фактом общественной жизни. Соответственно исследователь может изучать этот факт, наблюдая и изучая его как бы со стороны. С этой точки зрения положение историка предпочтительнее, поскольку он имеет дело с уже свершившимися историческими феноменами и фактами. Что касается политолога, то объектом его интереса являются живые реальности, затрагивающие интересы множества действующих в этих реальностях лиц.

Политолог, будучи одним из этих лиц, неспособен в полной мере подняться над изучаемыми им реальностями, которые еще не стали свершившимися фактами, находятся в движении, процессе становления. Он не может отвлечься от субъективных, сиюминутных впечатлений, и его выводы могут быть подвержены влиянию изменяющихся событий и обстоятельств. Образно говоря, для политолога час сумерек еще не наступил и сова Минервы только расправляет крылья.

Предмет политологии как науки

С учетом вышеизложенного всю совокупность проблем, которыми занимается политология, можно подразделить на три блока.

Во-первых, социально-философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и характеристики подсистемы политического, политические парадигмы, соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду.

Во-вторых, и , отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и смены.

В-третьих, политический процесс, политическое поведение. Причем речь отнюдь не идет о какой бы то ни было иерархической соподчиненности этих трех блоков, о большей или меньшей значимости того или иного из них.

Политические феномены, несомненно, представляют интерес прежде всего в их наличном в данный момент состоянии. Задача политолога состоит в выяснении их структуры, составных элементов, функций, условий для нормального функционирования, соотношения и взаимодействия друг с другом. Но без учета исторического фона, идейно-теоретической и социально-философской подоплеки такой анализ был бы односторонним и, стало быть, не раскрывающим адекватно сущности политических явлений. Поэтому политологическое исследование должно включать три важнейших аспекта: исторический, конкретно-эмпирический и теоретический.

Основополагающими объектами исследования политологии являются государство, власть и властные отношения , составляющие как бы осевой стержень политического. Они имеют много измерений — экономическое, социокультурное, философское, социально- психологическое, структурное, функциональное и др. Каждое из этих измерений обладает своими собственными характеристиками, нормами и функциями. Задача политической науки в этом плане гораздо шире задач государствоведческой и правоведческой дисциплин, изучающих прежде всего правовые аспекты данной проблемы.

Политическая наука призвана анализировать государство и властные отношения прежде всего как социальные феномены, как институты политической организации общества, главная цель которой — реализация всеобщего интереса.

Важным объектом изучения политологии является также система международных отношений со своими собственными системообразующими характеристиками, структурными составляющими и функциями. Важная задача политологии — изучение закономерностей, основных норм и особенностей взаимодействия государств, региональных и всемирных организаций и других субъектов международных отношений в современных условиях. Особенно значимо исследование механизмов принятия решений, ролей и функций важнейших институтов в системе разрешения международных конфликтов и достижения консенсуса между государствами. В более широком плане речь идет о мировом сообществе стран и народов в его политическом и военно-политическом, а также других связанных с ними аспектах. В таком понимании мировое сообщество является объектом изучения геополитики.

Подводя итог, можно сказать, что предметом политологии в общей сложности выступает политическое в его тотальности, в контексте исторического развития и реальной социальной действительности, а также взаимодействия и переплетения различных социальных сил, социокультурного и политико-культурного опыта. В фокусе ее зрения-такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как политическая система, государственный строй, власть и властные отношения, политическое повеление, политическая культура. история политических учений и др.

Эти проблемы изучаются не только политологией, но в тех или иных аспектах и измерениях также историей, философией, социологией, государствен но-правовой наукой и другими научными дисциплинами. Поэтому естественно, что политическая наука открыта влиянию со стороны других социальных и гуманитарных, а зачастую и естественных наук. Интегрируя отдельные аспекты этих дисциплин, политология располагается как бы в точке их пересечения и представляет собой междисциплинарную науку.