Меню
Бесплатно
Главная  /  Анатомия  /  Шпаргалка: культурная революция в ссср. Начало "культурной" революции — Гипермаркет знаний Начальный этап культурной революции 1917 1920

Шпаргалка: культурная революция в ссср. Начало "культурной" революции — Гипермаркет знаний Начальный этап культурной революции 1917 1920

Культура рус­ского зарубежья

Культурная жизнь в СССР в 1920–1930-е годы.

В культуре 1920–1930-х гᴦ. можно выделить три направления:

1. Официальная культура, поддерживаемая советским государством.

2. Неофициальная культура, преследуемая большевиками.

3. Культура русского зарубежья (эмигрантская).

Культурная революция изменения в духовной жизни общества, осуществлённые в СССР в 20-30-е гᴦ. XX в., создание социалистической культуры. Термин ʼʼкультурная революцияʼʼ введён В. И. Лениным в 1923 ᴦ. в работе ʼʼО кооперацииʼʼ.

Цели культурной революции.

1. Перевоспитание народных масс – утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной.

2. Создание ʼʼпролетарской культурыʼʼ, ориентированной на низшие слои общества, основанной на коммунистическом воспитании.

3. ʼʼКоммунизацияʼʼ и ʼʼсоветизацияʼʼ массового сознания через большевистскую идеологизацию культуры.

4. Ликвидация неграмотности, развитие образования, распространение научных и технических знаний.

5. Разрыв с дореволюционным культурным наследием.

6. Создание и воспитание новой советской интеллигенции.

Начало ликвидации неграмотности. Придя к власти, большевики столкнулись с проблемой низкого культурного уровня населœения. Перепись населœения 1920 ᴦ. показала, что в стране 50 млн. человек неграмотны (75% населœения). В 1919 ᴦ. был принят дек­рет Совнаркома ʼʼО ликвида­ции неграмотности ʼʼ. В 1923 ᴦ. учреждено обще­ство ʼʼДолой не­грамот­ность ʼʼ во главе с председателœем ВЦИК М.И. Калининым . От­крылись тысячи изб-читален, где обу­чались взрослые и дети. По переписи 1926 ᴦ. грамотность населœения составила 51%. Открылись новые клубы, библиотеки, музеи, театры.

Наука. Власть стреми­лась использовать техническую интеллигенцию для укрепления эко­номического потенциала Советского государства. Под руко­водством академика И.М. Губкина велось изучение Курской магнитной анома­лии, раз­ведка нефти между Волгой и Уралом. Акаде­мик А.Е. Фéрсман вёл геологические изыскания на Урале и Даль­нем Востоке. Открытия в области теории исследования космоса и ра­кетной техники сделали К.Э. Циолковский и Ф.А. Цáн­дер . С.В. Лебедев разработал метод получения синтетического каучука. Теорией авиации занимался основопо­ложник самолётостроения Н.Е. Жу­ковский . В 1929 ᴦ. открылась Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ, президент – Н.И. Вавилов ).

Отношение власти к гуманитарной интеллигенции. Власть ограничивала возможность гуманитарной интелли­генции участ­вовать в политической жизни, влиять на об­щественное созна­ние. В 1921 ᴦ. упразднили автономию высших учеб­ных заведений. Про­фессоров и препо­давателœей, не разде­лявших коммунистические убеж­дения, увольняли.

В 1921 ᴦ. сотрудник ГПУ Я.С. Агрáнов сфабриковал дело о ʼʼПетроградской боевой организацииʼʼ. Её участниками была объявлена группа учёных и деятелœей культуры, в т.ч. профессор В.Н. Таганцев и поэт Н.С. Гумилёв . Был расстрелян 61 человек, в т.ч. Гумилёв.

В 1922 ᴦ. был создан специальный цензурный коми­тет – Главлит , осуществлявший контроль за ʼʼвраждеб­ными вы­падамиʼʼ против по­литики правящей партии. Далее создан Главрепет­ком – комитет по контролю репертуаров театров.

В 1922 ᴦ. по инициативе В.И. Ленина и Л. Д. Троцкого на двух ʼʼфилософских паро­ходахʼʼ из страны были высланы свыше 160 оппозиционно настроенных вид­ных учёных и деятелœей культуры – философы Н.А. Бердяев, С.Н. Бул­гаков, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин и др.
Размещено на реф.рф
Был выслан П.А. Со­рокин (он учился в Ивановском крае, – впоследствии – крупнейший социолог США).

В 1923 ᴦ. под руководством Н. К. Крупской прошла чистка библиотек от ʼʼанти­советских и антиху­дожественных книгʼʼ. В их число попали даже произве­дения античного философа Пла­тона и Л.Н. Толстого. К сер.
Размещено на реф.рф
1920-х гᴦ. были закрыты ча­стные книгоизда­тельства и журналы.

Высшая школа. Подготовка новой интеллигенции. ВКП(б) взяла курс на формирование новой интеллигенции, безогово­рочно пре­данной режиму. ʼʼНам крайне важно, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически, – заявлял Н.И. Бухарин. – И мы будем штамповать интеллигенцию, вырабаты­вать её, как на фабрикеʼʼ. В 1918 ᴦ. были отменены вступитель­ные экзамены в вузы и плата за обучение. Открылись новые институты и уни­вер­ситеты (к 1927 ᴦ. – 148, в дорево­люционное время – 95). К примеру, в 1918 ᴦ. был открыт политехниче­ский институт в Иваново-Возне­сенске. С 1919 ᴦ. в вузах были созданы рабочие фа­культеты (раб­факи ) для подготовки к обучению в высшей школе рабоче-крестьянской молодёжи, не имевшей средне­го образования. К 1925 ᴦ. выпускники рабфа­ков со­ставляли половину студентов. Вы­ходцам из бур­жуазно-дворянских и интеллигентских ʼʼсоци­ально чуждыхʼʼ слоёв доступ к высшему об­разованию был затруднён.

Школьная система 1920-х гᴦ. Ликвидировалась трёхзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия - реальное училище - коммерческое училище) и заменялась на ʼʼполитехническую и трудовуюʼʼ среднюю школу. Из системы народного образования были удалены такие школьные предметы, как логика, богословие, латинский и греческий языки и другие гуманитарные предметы.

Школа стала единой и общедоступной. Она состояла из 2 сту­пеней (1-я ступень – че­тыре года, 2-я – пять лет). Подготовкой рабочих кадров занимались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школы рабочей молодёжи (ШРМ), а кадры админи­стративного и технического персонала готовились в техникумах. Школьные программы были ориенти­рованы на коммунистическое воспитание. Вместо истории преподавалось обще­ствове­дение.

Государство и церковь в 1920-е годы. В 1917 ᴦ. было восстановлено патриаршество. В 1921–1922 гᴦ. под предлогом борьбы с голодом большевики начали изымать цер­ков­ные ценности. В ᴦ. Шуе были расстреляны прихожане, пытавшиеся воспрепятствовать изъятию церковных ценностей. В рамках политики ʼʼвоинствующего атеизмаʼʼ закрывались церкви, сжигались иконы. В 1922 ᴦ. в Москве и Петрограде были организованы судебные процессы против служителœей церкви, некоторые из них были приговорены к смертной казни по обвинœению в контрреволюционной деятельности. Возникла борьба между ʼʼстароцерковникамиʼʼ (пат­риарх Тихон ) и ʼʼобновленцамиʼʼ (митрополит А.И. Введенский ). Патриарх Тихон был арестован и вскоре умер, пат­риаршество упразднено. В 1925 ᴦ. местоблюстителœем патриаршего престола стал митрополит Пётр , но в декабре 1925 ᴦ. он был арестован и выслан. Его преемник, митропо­лит Сергий и 8 архиереев в 1927 ᴦ. подписали обращение, в котором обязывали священников, не признававших Советской власти, отойти от церковных дел. Против этого выступил митро­полит Иосиф . Многие священники были высланы на Соловки. Гонениям подверглись представители и других вероисповеданий.

Литература и искусство в 1920-е гᴦ. Продолжали публиковать свои произве­дения писатели и поэты ʼʼсеребряного векаʼʼ (А.А. Ах­ма­това, А. Белый, В.Я. Брюсов и др.) В театрах работали режиссёры Е.Б. Вах­тангов, К.С. Станиславский , В.И. Немирович-Данченко, актриса М.Н. Ермолова. Устраивали вы­ставки последователи ʼʼМира искус­стваʼʼ, ʼʼБубнового валетаʼʼ, ʼʼГолубой розыʼʼ и других объединœений художни­ков (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и др. ). Рево­люция дала новый импульс творчеству В.В. Маяковского, А.А. Блока , С.А. Есенина. Большую актив­ность проявляли представители левомодернистских течений – футуризма, кубизма, кон­структивизма – в живописи, театре, архитек­туре (В.Э. Мейерхóльд, В.Е. Тáтлин и др.).

Возникает множество новых литературных груп­п и организаций:

Группа ʼʼСерапионовы братья ʼʼ (М. М. Зощенко, В. А. Каверин, К. А. Фе­дин и др.) искала новые художест­венные формы отражения послереволюционной жизни страны;

Группа ʼʼПеревал ʼʼ (М.М. Пришвин, В.П. Катаев и др.)выступала за сохранение преемственности и традиций русской литературы.

Возникли литературно-художествен­ные объединœения пролетарско-большевистской коммунистичес­кой ориентации:

-Пролеткульт (1917–1932 ᴦ.) – формировал новую пролетарскую социалистическую культуру (А.А. Богданов, П.И. Лебедев-Полянский , Демьян Бедный );

Литературная группа ʼʼКузница ʼʼ (1920–1931 гᴦ.), вошла в РАПП;

-Российская ассоциация пролетарских писа­телœей (РАПП), (1925–1932 гᴦ.) используя лозунг ʼʼпартийности литературыʼʼ боролась с другими группами. Издавала журнал ʼʼНа постуʼʼ ;

Группа ЛЕФ ʼʼЛевый фронт искусств ʼʼ (1922–1929 гᴦ.) – поэты В.В. Маяковский, Н.Н. Асеев и др.творили с учётом требований Пролеткульта͵ издавали журнал ʼʼЛЕФʼʼ.

Эти группы подвергли травле бес­партийных деятелœей культуры, называя их ʼʼвнутренними эмигран­тамиʼʼ за укло­нение от воспевания ʼʼгероики револю­ционных свершенийʼʼ. Критико­вались также ʼʼпопут­чикиʼʼ – литера­торы, поддержавшие Советскую власть, но допускавшие ʼʼко­ле­банияʼʼ (М.М. Зощенко, А.Н. Толстой, В.А. Каверин, Э.Г. Багрицкий, М.М. Пришвин и др.).

Культурная революция» в 1920-е гг. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Культурная революция» в 1920-е гг." 2017, 2018.

Культу́рная револю́ция - комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества. Целью было формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества, в том числе увеличение доли выходцев из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции.

Термин «культурная революция» в России появился в «Манифесте анархизма» братьев Гординых в мае 1917 года, а в советский политический язык введён В. И. Лениным в 1923 году в работе «О кооперации»: «Культурная революция - это… целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы».

Культурная революция в СССР как целенаправленная программа по трансформации национальной культуры на практике зачастую буксовала и была массированно реализована лишь в годы первых пятилеток. В результате, в современной историографии существует традиционное, но, по мнению ряда историков, не вполне корректное, а потому зачастую оспариваемое соотнесение культурной революции в СССР лишь с периодом 1928-1931 гг. Культурная революция в 1930-е годы понималась как часть больших преобразований общества и народного хозяйства, наряду с индустриализацией и коллективизацией. Также, в ходе культурной революции значительной перестройке и реорганизации подверглась и организация научной деятельности в Советском Союзе.

Культурная революция в первые годы советской власти.

Культурная революция как изменение идеологии общества была начата вскоре после Октябрьской революции. 23 января 1918 года появился декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из системы образования были удалены предметы, связанные с религиозным образованием: богословие, древнегреческий язык и другие. Главной задачей культурной революции было внедрение в личные убеждения советских граждан принципов марксистско-ленинской идеологии.

Для реализации программы в первые месяцы советской власти была создана сеть органов партийно-государственного управления культурной жизнью общества: Агитпроп (отдел ЦК ВКП(б)), Главполитпросвет, Наркомпрос, Главлит и другие. Подверглись национализации учреждения культуры: издательства, музеи, кинофабрики; была отменена свобода печати. В области идеологии была широко развёрнута атеистическая пропаганда, начались гонения на религию, в храмах устраивались клубы, склады, производства.

Большая часть народных масс была необразованна и неграмотна: так, из результатов переписи населения 1920 года следовало, что на территории Советской России умело читать всего 41,7 % населения старше 8 лет. Культурная революция предполагала прежде всего борьбу с безграмотностью, что было необходимо для последующего научно-технического развития и одновременно отторжение масс от усвоения высших культурных ценностей. Культурная работа намеренно ограничивалась лишь элементарными формами, поскольку, по мнению ряда исследователей, советскому режиму нужна была культура исполнительская, но не творческая. Однако темпы ликвидации безграмотности в силу целого ряда причин были неудовлетворительными. Всеобщее начальное образование в СССР де-факто было введено в 1930 году. Массовая безграмотность была ликвидирована после Великой Отечественной войны.

В это время были созданы национальные алфавиты нескольких народностей (Крайнего севера, Дагестана, киргизов, башкир, бурят и т. д.). Была развёрнута широкая сеть рабочих факультетов для подготовки трудящейся молодёжи к поступлению в ВУЗы, в которые сначала был открыт путь молодёжи пролетарского происхождения независимо от наличия начального образования. В целях воспитания новой интеллектуальной элиты учреждены Коммунистический университет, Истпарт, Коммунистическая академия, Институт красной профессуры. Для привлечения «старых» научных кадров создавались комиссии по улучшению быта учёных, издавались соответствующие декреты.

Вместе с тем принимались репрессивные меры по устранению интеллектуальных политических противников: так, более 200 видных представителей российской науки и культуры были высланы из страны на «Философском пароходе». С конца 1920-х годов проводилось «вытеснение» буржуазных специалистов: «Академическое дело», «Шахтинское дело», «Дело Промпартии» и т. п. С 1929 года начали свою деятельность «шарашки» - организованные органами внутренних дел особые технические бюро из заключённых для проведения важных научно-исследовательских и конструкторских работ.

Большую роль в выполнении задач партии по проведению культурной революции играл комсомол.

Итоги культурной революции в СССР.

К успехам культурной революции можно отнести повышение уровня грамотности до 87,4 % населения (по переписи 1939 года), создание обширной системы общеобразовательных школ, значительное развитие науки и искусства. Вместе с тем была сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, что было необходимо для формирования большого количества производственных кадров и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче-крестьянской среды.

Согласно одной из точек зрения, в этот период средствами большевистской идеологизации был произведён разрыв с традициями многовекового исторического культурного наследия.

С другой стороны, целый ряд авторов оспаривают это положение и приходят к выводу о том, что традиционные ценности и мировоззрения российской интеллигенции, мещанства и крестьянства были лишь незначительно трансформированы в ходе культурной революции, а большевистский проект создания более совершенного, гармоничного, коллективистского человека нового типа, то есть «нового человека», следует считать в значительной мере проваленным.

Тоталитарный режим И.В.Сталина и его признаки и последствия.

1) СССР - тоталитарное государство, так как основа экономики - командно-административная система, состоящая из партийных и государственных органов власти.

2) У власти находится один человек (Сталин)

3) Массовые репрессии, нарушение законности и прав человека, террор НКВД.

4) Политическое лицемерие и ложь, объявляющие СССР демократической страной (конституция 1936 г.).

5) Пропаганда готовности отдать все силы и жизнь за страну, партию и конкретно Сталина.

6) Система концлагерей (ГУЛАГ).

7) Наращивание военного потенциала для совершенно не мирных целей (захват Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии, Бессарабии в 1939 г., война с Финляндией в 1940 г.).

8) Двойственная политика на международной арене (см. п.7) при официальных мирных заявлениях и как следствие - исключение из Лиги Наций, договор о дружбе и распределении сфер влияния в фашистской Германией (при официальном осуждении фашизма).

9) Сосредоточение всей государственной власти в руках одной партии и её представителей.

10) Откровенный геноцид собственного народа (гражданская война и непрекращающиеся репрессии).

11) Выращивание "нового человека" - человека, беззаветно преданного идеям коммунизма (воспитание в школах, система "октябрята-пионеры-комсомольцы-коммунисты").

>>История: Начало "культурной" революции

34. Начало <культурной революции>

Главные цели.

Тотчас же после Октября на базе министерства народного просвещения сформировалось новое центральное ведомство - наркомат просвещения во главе с А. В. Луначарским. Круг полномочий его был много шире прежнего министерства. Наркомат держал в поле своего внимания все сферы духовной жизни общества, все учреждения культуры .

Уже к середине 1918 г. это ведомство сосредоточило управление дошкольным воспитанием и школой (начальной, средней и высшей), политическим «просвещением» населения и издательским делом, профессиональной подготовкой рабочих и научными учреждениями, театрами и музеями, библиотеками и клубами. Наркомпрос смело и безапелляционно вторгался даже в такую тонкую область творческой деятельности человека, как литература и искусство.

Появление подобного административно-идеологического монстра не было, конечно, чисто революционной импровизацией, хотя в те дни ее хватало с избытком. К жизни его вызвало стремление как можно быстрее реализовать главную цель большевиков в начатой ими «культурной революции»: опираясь на государственную власть, политизировать культуру, превратить систему образования, гуманитарные науки, литературу, искусство, театр и другие общественные институты в инструмент «воспитательного» воздействия правящей партии на народные массы, утвердить в обществе безраздельное господство марксистской идеологии.

Вместе с тем было бы ошибкой не видеть и другой стороны «культурной революции», обращенной на решение давно назревших задач в области духовного развития российского общества. После Октября устраняются сословие-классовые препоны, мешавшие трудящимся пользоваться благами культуры и просвещения. Общественным достоянием стали крупнейшие частные художественные и книжные собрания, музеи и дворцы знати, киностудии и театры . Конституция законодательно закрепляла за государством обязанность «предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование». Они получили значительные преимущества при поступлении в учебные заведения, включая самые престижные университеты.

Революция и интеллигенция.

На первый план в политике большевиков в области культуры сразу же выдвинулась проблема российской интеллигенции - малочисленной (около 2,2% населения), но особо значимой общественной группы, главной носительницы знаний и национальных культурных традиций.

Отношение интеллигенции к большевистской революции не было однозначным, что и следовало ожидать в силу крайней политизации ее значительных слоев. Многие из российских интеллигентов примыкали к различным партиям и оценивали события через призму их доктрин. Особенно большое число политически ангажированных интеллигентов было среди кадетов и умеренных социалистов. Большевики в этом плане уступали им, имея в своих рядах к концу 1917 г. менее 10% работников умственного труда.

В настроениях и, главное, действиях интеллигенции обнаружились два крайних полюса: на одном находились активные противники ольшевизма, все глубже втягивавшиеся в яростную политическую и вооруженную борьбу с ним, на другом - его убежденные апологеты и сторонники.

И все же подавляющая часть российской интеллигенции заняла нейтральную позицию, воздерживаясь от каких-либо конкретных действий, объявив себя стоящей «вне политики». Но и здесь поначалу преобладали антибольшевистские настроения. Как и у откровенных противников режима, их порождали и сам факт насильственного государственного переворота, и политика властей, которая кардинально расходилась с укоренившимися в этой среде идеалами либерализма и демократии.

Такие настроения отразились в статье Максима Горького, увидевшей свет в петроградской газете «Новая жизнь» 10 ноября 1917 г.: «Вообразив себя наполеонами от социализма, ленинцы рвут и мечут, довершая разрушение России,- русский народ заплатит за это озерами крови. Сам Ленин, конечно, человек исключительной силы, человек талантливый; он обладает всеми свойствами «вождя», а также и необходимым для этой роли отсутствием морали и чисто барским, безжалостным отношением к жизни народных масс... Рабочий класс для Ленина то, что для металлиста руда. Возможно ли при всех данных условиях отлить из этой руды социалистическое государство? По-видимому, невозможно; однако - отчего не попробовать?.. Он работает как химик в лаборатории, с тою разницей, что химик пользуется мертвой материей, а Ленин работает над живым материалом».

В дальнейшем колеблющаяся интеллигентская масса так и не вышла из состояния политически пассивного восприятия быстро менявшихся реалий российской жизни, в то же время постепенно склоняясь к большей гражданской лояльности власть предержащим. Тому способствовали причины разного свойства:

чисто прагматические: необходимость кормить себя и свои семьи службой у новых властей (тем более что большевики, несмотря на отдельные экстремистские призывы, с каждым днем отчетливее понимали невозможность обойтись в затеянном ими строительстве социалистического общества без старых специалистов и с весны 1918 г. взяли курс на их привлечение на свою сторону, используя, помимо принуждения, стимул материальной заинтересованности);

принципиальные: в целом неконструктивная и не отвечавшая интересам народа позиция активно антибольшевистских сил и блокировавшихся с ними интервентов, порождаемая ею реальная угроза общедемократическим завоеваниям революции, целостности и независимости России.

Первые представители беспартийной интеллигенции пошли на сотрудничество с властью вскоре после Октября. Среди них были деятели науки и культуры с громкими именами: ученые К. А. Тимирязев, И. В. Мичурин, И. М. Губкин, К. Э. Циолковский, Н. Е. Жуковский, литераторы А. А. Блок, В. Я. Брюсов, В. В. Маяковский, театральные режиссеры Е. Б. Вахтангов, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд и др. Огромное впечатление в кругах интеллигенции произвело принятое в марте 1918 г. решение российской Академии наук предложить Совнаркому свое содействие в изучении природных богатств страны. В. И. Ленин тут же поставил перёд учеными задачу разработать план реорганизации промышленности и экономического возрождения России. К лету 1918 г. на службу к большевикам добровольно перешло около 8 тыс. генералов и офицеров старой армии. Некоторые из них позднее стали крупными советскими военачальниками (М. Д. Бонч-Бруевич, И. И. Вацетис, С. С. Каменев, Б. М. Шапошников, А. И. Егоров, М. Н. Тухачевский и др.).

Специалисты, превращаясь в советских служащих, чаще всего продолжали внутренне дистанцироваться от большевизма, реже - искренне принимали его идеалы и даже вступали в ряды компартии. Но так или иначе поток «совслужащих» из числа дореволюционной интеллигенции ширился, постепенно захватывая и выходцев из антибольшевистских партий, разочарованных ходом и результатами борьбы с советской властью.

1. Сформулируйте определение понятия <культурная революция>, указав максимальное количество его видовых признаков.
2. От лица представителей различных слоев и политических партий российской интеллигенции обсудите предложение большевиков сотрудничать с новой властью.

Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке. 10 -11 классы. - М.: Просвещение, 2002

Календарно-тематическое планирование по истории, видео по истории онлайн , История в школе скачать

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Преобразования в социальной и экономической сферах шли параллельно с изменениями в сфере духовной. Политика большевиков в первые послереволюционные годы получила название "культурной революции". Перед властью стояли две проблемы: старой российской интеллигенции и идеологизации культуры.

Интеллигенция, являющаяся носительницей знаний и национальной культуры, в массе своей отнеслась к Октябрьской революции настороженно, а отчасти - даже враждебно. Некоторые примкнули к Белому движению, а затем эмигрировали. Идеологической платформой ряда деятелей культуры становился изданный в 1921 г. за границей сборник статей "Смена вех". Авторами его были публицисты либерального толка, полагавшие, что большевикам удалось прекратить анархию и начать строительство новой государственности. "Сменовеховцы" призывали оказывать им всемерную поддержку, надеясь, что со временем новая власть утратит свой экстремизм и станет демократической.

Первоначально власти поддерживали подобные настроения и стремились привлечь старую интеллигенцию к сотрудничеству, создавая специалистам естественного и технического направлений нормальные (по сравнению с основной массой населения) условия для работы. На благо страны трудились химики Н. Д. Зелинский и Н. С. Курнаков, создатель геохимии и биохимии В. И. Вернадский, основоположник современного самолетостроения Н. Е. Жуковский. Академики И. М. Губкин и А. Е. Ферсман руководили геологоразведочными экспедициями. Трудились физики П. Л. Капица и А. Ф. Иоффе, создатель космонавтики К. Э. Циолковский, в области ракетостроения исследованиями занимался Ф. А. Цандер.

Ученые-гуманитарии, напротив, работали на собственном энтузиазме и часто вопреки воле властей.

Большие изменения произошли в среде литераторов. По существу, серебряный век угасал, и литераторы оказались по разные стороны баррикад. Одни не смогли сосуществовать с новой властью и выбрали эмиграцию (К. Д. Бальмонт, 3. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковский, И. А. Бунин); другие продолжали жить и работать на Родине, не принимая большевистскую идеологию (А. А. Ахматова, А. А. Блок, М. А. Булгаков и др.), третьи же, полагая, что революция обновит страну, приняли ее (В. В. Маяковский, А. С. Серафимович и т. д.).

Эмиграция стала частым явлением среди деятелей искусства. За границей оказались музыканты и певцы (С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Ф. И. Шаляпин, А. А. Вертинский), художники (И. Е. Репин, К. А. Коровин, Марк Шагал).

Большевики предпринимали шаги по воспитанию новой интеллигенции и идеологизации науки и культуры. Была начата кампания по ликвидации неграмотности, открыта сеть стационарных и передвижных библиотек, в изобилии снабжавшихся периодическими изданиями и брошюрами политического содержания.

Некоторые деятели науки и культуры, несогласные с идеологией нового режима, в 1921- 1922 гг. были обвинены в "контрреволюционном заговоре", подверглись арестам и физическому уничтожению. Были расстреляны ученый-химик М. Тихвинский и известный поэт Н. С. Гумилев. В 1922 г. из страны были выдворены многие ученые, чьи имена составили золотой фонд не только отечественной, но и мировой науки. Это социолог П. А. Сорокин, историки А. А. Кизеветтер, А. В. Флоровский, А. Боголепов, философы И. А. Ильин, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Н. О. Лосский и др. Из библиотек были изъяты их труды.

Для ужесточения цензуры был создан в 1922 г. Главлит, а годом позже - Главрепертком (должен был контролировать репертуары театров).

В 1918 г. началась перестройка народного образования. Новая школа создавалась как единая, общедоступная, ведущая обучение на родном языке. Школа обеспечивала непрерывность образования от дошкольных учреждений до вузов. Открываются новые университеты и институты. До революции было 72 высших учебных заведения, а к 1928 г. уже 90.

Декрет 1918 г. предписывал принимать в вузы преимущественно представителей рабочего класса и крестьянства. При институтах создаются рабочие факультеты (рабфаки), выпускники которых составляли к 1925 г. половину всех специалистов.

В регионах идет создание письменности для национальных меньшинств (мордва, чуваши, мари, народы Севера).

20-е годы дали культуре новые имена. В организациях Пролеткульта начинали свой творческий путь режиссеры С. М. Эйзенштейн и И. Пырьев. Писатели А. А. Фадеев, А. С. Серафимович, И. Э. Бабель, Д. А. Фурманов стояли у истоков соцреализма, в сатирическом жанре работали М. М. Зощенко, И- А. Ильф и Е. П. Петров.

Большое влияние на культурную жизнь страны стали оказывать Пролеткульт и РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей, образованная в 1925 г.), которые проповедовали чистую "пролетарскую культуру" и оценивали литературные произведения с точки зрения социального происхождения их авторов.

С первых месяцев установления своей власти большевики начали наступление на церковь. Декретом от 23 января 1918 г. церковь была отделена от государства, а школа - от церкви, в 1922 г. новый декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих по сути узаконил грабежи церковного имущества, репрессии против деятелей церкви и верующих. В тюрьме оказался и глава Русской православной церкви патриарх Тихон. Появилась организация "Союз воинствующих безбожников", которая вела антирелигиозную пропаганду.

Таким образом, партия получила монополию не только на воспитание "новой личности", но и на духовную жизнь общества.

1. Философия. Не менее яростным было "наступление" большевизма на "философском фронте". Осенью 1922 г. из Советской России в Германию без суда и следствия были высланы десятки ученых, профессоров. Среди них - известные философы Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин, С. Л. Франк, Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин, социолог П. А. Сорокин, историк А. А. Кизеветтер и многие другие - всего около 160 человек.

Власть сочла, что их деятельность - не более чем "литературное прикрытие белогвардейской организации". Отбором кандидатов на высылку занимался лично Ленин. В каком-то смысле это был гуманный шаг: все-таки они остались живы и могли творить, хотя и на чужбине.

Сталин не оставил своим идейным противникам и этого шанса. В 30-х гг. это были "механицисты" (И. А. Боричевский, А. И. Варьяш, В. Н. Сарабьянов, А. К. Тимирязев) и "диалектики" во главе с А. М. Дебориным. Те и другие пытались развить марксизм применительно к идеологии большевизма.

"Механицисты", склонявшиеся к позитивизму, цитировали Маркса: "Там, где прекращается спекуляция... начинается реальная положительная наука... Исчезают фразы о сознании, их место должно занять реальное знание. Когда начинают изображать действительность, теряет свои гагзоп сРе"Ьге самостоятельная философия" . Они полагали, что отрицание философии вполне адекватно умонастроению основателя марксизма.

Их оппоненты - "диалектики", в свою очередь, находили опору для своих философских изысканий в тезисе Энгельса о том, что "из всей прежней философии самостоятельное существование сохраняет еще учение о мышлении и его законах - формальная логика и диалектика" .

Ни один из этих подходов не устраивал Сталина. Принять позицию "механицистов" означало, что большевизм вообще отвергает философию, а следовательно, оставляет поле идеологической борьбы. По существу к такому же результату приводила и линия "диалектиков", сводивших философию к гносеологии и теории познания, т. е. отрывавших ее от политики. Поэтому Сталин распорядился не только "остановить механицистов", но и "перекопать навоз" деборинской группы. Постановление ЦК ВКП(б) «О журнале "Под знаменем марксизма"» от 25 января 1931 г. официально легализовало "борьбу на два фронта": уцелеть тогда удалось немногим участникам философской дискуссии.

Чтобы пресечь всякое свободомыслие в философской сфере, Сталин в 1938 г. утвердил собственную схему диалектического и исторического материализма, которая на целые десятилетия стала краеугольным камнем партийной идеологии.

2. Вопрос об интеллигенции. С целью ограждения марксизма от идейной критики в начале 20-х гг. были ликвидированы также гуманитарные факультеты в русских университетах . Их открыли заново только в 1934 г. За прошедшее время сложилось прямо-таки катастрофическое положение в историко-филологических науках:

  • была ликвидирована подготовка высококвалифицированных университетских кадров,
  • закрыты специализации по лексике, фонетике, морфологии, синтаксису русского языка, по русской литературе, фольклору,
  • не появилось ни одного фундаментального учебника по истории русской и советской литературы.

Отрицательное отношение к прошлому привело к извращению и схематизму в освещении русского исторического процесса.

"В настоящем своем виде, - отмечалось даже в официальных документах, - наши государственные университеты не только не являются подлинными социалистическими очагами науки, нередко они стоят значительно ниже обычных институтов и западноевропейских и американских университетов" .

Вместо упраздненных факультетов создаются многочисленные "комвузы" и "партшколы", которые в соответствии с программой большевистских властей начинают "вырабатывать", "штамповать как на фабрике" новые кадры социалистической интеллигенции, чтобы они были "натренированы идеологически на определенный манер ". Интеллигентов же старой, дореволюционной формации объявляют "бревном, препятствием на пути развития по той простой причине, что они не понимали всего исторического масштаба происходивших событий" .

Конечно, власть не могла обойтись без помощи интеллигентов-специалистов. Они нужны были в армии, на производстве, в сфере управления и образования. Но даже самые лояльные из них постоянно находились под угрозой репрессий, ибо, несмотря ни на что, признавались "в достаточной степени сволочью ", которая не верила ни в какое построение социализма и только и мечтала о том, как бы спустить большевиков "на демократическо-капиталистические рельсы" .

Подобные подозрения в общем-то имели свой резон. И дело, разумеется, не в "контрреволюционности" интеллигенции. Обладая научными знаниями, она объективно сознавала бесперспективность "социалистического выбора" и всей своей профессиональной деятельностью пыталась ослабить разрушительные действия большевистской утопии .

Фактически это ставило ее вне рядов "строителей коммунизма". По сути русская интеллигенция исподволь готовила события 1991 г., приведшие к развалу СССР.

3. Наука. Недоверие к интеллигенции негативно отразилось и в подходе к науке. Идеологи большевизма, уверовав в абсолютную истинность материализма, не допускали и мысли, что наука может развиваться помимо всякой философской ориентации. Для них существовали только два критерия оценки научного знания -

  1. материалистический и
  2. идеалистический.

Ученый может легко уклониться в идеализм (или в "поповщину", как говорил Ленин), если он сознательно не стоит на позициях материализма. Задача партии - помочь ему сделаться настоящим материалистом; при этом совершенно не принималась во внимание научная сторона дела.

От такой партийной опеки русские ученые бежали без оглядки. Русский научный центр в Белграде установил наличие в эмиграции в 1930 г. около 500 ученых, в том числе более 150 бывших профессоров российских университетов и высших школ.

Среди них были выдающиеся фигуры:

  • микробиолог С. Н. Виноградский, с 1922 г. живший во Франции и в течение тридцати лет возглавлявший там агробактериологическую лабораторию в Пастеровском институте;
  • палеоэколог, член Петербургской Академии наук Н. И. Андрусов;
  • почвовед В. К. Агафонов, автор работ по изучению почв и растительности Франции, Маньчжурии и Северо-Восточного Китая;
  • К. Н. Давыдов, автор капитальных трудов по сравнительной эмбриологии, и т. д.

Невосполнимой потерей для России стал отъезд за границу ученых в области точных и технических наук:

  • химиков В. Н. Ипатьева, А. Е. Чичибабина и А. А. Титова,
  • авиаконструктора И. И. Сикорского, кораблестроителя В. И. Юркевича,
  • астронома Н.М. Стойко,
  • специалиста по электронной физике, одного из создателей телевидения В. К. Зворыкина,
  • крупнейшего ученого-механика С. П. Тимошенко и др.

Власть периодически устраивала "чистки" научных рядов. Жертвами партийной бдительности в большинстве своем становились представители гуманитарных наук и наук о "живом" - биологии, физиологии, психологии и т. д. В массе своей невежественные, оторванные от реального процесса развития научного знания, большевики страшились любого, даже малейшего изменения в той "картине мира", которую они восприняли от Энгельса и Ленина. Им казалось, что все нужное для сохранения их идеологии открыто и исследовано, а все новое - это только почва для антипартийных "уклонов" и заблуждений. И уж, конечно, не могло быть и речи о сближении этого нового с философией марксизма.

Достаточно остановиться на двух моментах - насаждении

  • "павловщины" в физиологии и
  • "лысенковщины" в агробиологической науке.

Довоенные годы ознаменовались небывалым бумом в области изучения проблем физиологии и психологии. Наряду с павловской школой, считавшейся твердыней материализма, развивается ряд новых направлений, таких как бихевиоризм В. М. Боровского, "культурническая" психология Л. С. Выготского и А. Р. Лурии, "реактология" К. Н. Корнилова и др. Сторонники традиционной физиологии усмотрели в этом рост сопротивления идеологии марксизма-ленинизма и потребовали "разгрома буржуазно-идеалистических теорий" .

Война 1941-1945 гг. на время ослабила напряжение в физиологической науке, но с приходом мирных дней все возобновилось с прежней силой.

В 1948 г. была созвана специальная сессия Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ), на которой учение И. П. Павлова провозглашается единственным надежным противовесом всей западной науке, "отравленной чуждой советским людям идеологией и политикой". Кроме того, оно принципиально противопоставляется всей предшествующей истории физиологии и психологии. "Нужно признать, - отмечалось в материалах сессии, - неправильной ту точку зрения, что Павлов якобы дал только дополнение к физиологии или что он создал еще одну главу этой науки.

Правильнее будет, если мы всю физиологию разделим на два этапа - этап допавловский и этап павловский. Так же можно разделить и историю психологии. Психология допавловская построена на идеалистическом мировоззрении, психология павловская - по существу своему материалистическая. Это разделение по этапам касается и таких наук, как морфология, особенно морфология нервной системы" .

Вряд ли сам великий физиолог согласился бы с такой оценкой его учения. Он прекрасно понимал, что даже при самых глубоких проникновениях в природу человека всегда "остаются физиологические подробности, требующие дальнейших разъяснений их механизма". И еще не факт, что эти разъяснения будут в пользу именно материализма.

Канонизация "павловщины" привела к стагнации русской физиологии: имевшая в начале своего развития двух лауреатов Нобелевской премии - самого Павлова и Мечникова, она с тех пор не поднималась уже выше среднего уровня.

Негативные последствия для развития другой биологической науки в СССР - генетики - имело и утверждение "лысенковского режима" в агробиологии.

Своим взлетом Т. Д. Лысенко всецело был обязан поддержке Сталина: последнему нравилось, что "яровизатор", как называл себя сам Лысенко, прежде всего мыслит в понятиях противоположности, существующей между "социалистической" и "буржуазной" наукой.

Не отвергая на словах селекционную теорию наследственности, Лысенко вместе с тем выступил за "построение нашей генетико-селекционной теории на основе материалистических принципов развития, действительно отражающих... диалектику наследования". Это приводило к отказу от главного постулата научной генетики, а именно от признания передачи свойств или признаков организма от предков к потомкам.

Для Лысенко первостепенным фактором служили отношения организма с окружающей средой. Наследственность он определял как "свойство живого тела требовать определенных условий для своей жизни, своего развития и определенно реагировать на те или иные условия" . Это звучало материалистически, но не выдерживало критики с точки зрения законов творца генетики - Г. Менделя.

И не только Менделя. Взгляды Лысенко противоречили логике дарвинизма, сочетавшего естественный отбор с видовой наследственностью. Сталинский "яровизатор" останавливался лишь на первой стороне теории английского натуралиста.

Генетики, объединившиеся вокруг академика Н. И. Вавилова, бывшего тогда директором Всесоюзного Института растениеводства, пытались как-то обезопасить свою науку от "невежества" Лысенко, но тщетно. Лысенко был в силе и мог делать все, что хотел. Будучи президентом ВАСХНИЛ, он созвал 25 мая 1939 г. заседание президиума Академии, посвященное изобличению "генетиков-идеалистов". Вавилов решил дать бой. В докладе ученого звучала похвала генетике, подчеркивалось ее родство с дарвинизмом, со всей мировой биологической наукой.

Тогда один из лысенковцев недовольно спросил: "А нельзя ли вам поучиться у Маркса... Марксизм - единственная наука. Ведь дарвинизм только часть, а ведь настоящую теорию познания мира дали Маркс, Энгельс, Ленин. И вот, когда я слышу разговоры, относящиеся к дарвинизму, и ничего не слышу о марксизме, то ведь может получиться так, что с одной стороны все кажется правильно, а если посмотреть с другой стороны, то окажется совсем другое". Лысенковец намекал на то, что если генетика связана с дарвинизмом, то и дарвинизм следует пересмотреть идеологически.

Вавилов воспротивился такому "навешиванию ярлыков", но тут последовал "оргвывод" Лысенко: "Вы мне не подчиняетесь идейно, а раз не подчиняетесь вы, не подчиняется и ВИР (т. е. вавиловс-кий институт. - А. 3.)... Я говорю сейчас, что нам нужно принять какие-то меры, так нельзя, так дальше работать нельзя" .

Вскоре великий ученый был арестован и приговорен к смертной (!) казни. Погиб он в 1941 или 1942 г. в саратовской пересыльной тюрьме.

Окончательно генетика была добита на упоминавшейся выше сессии ВАСХНИЛ 1948 г.

4. Суды чести. Участь генетики и физиологии разделили и другие науки - политэкономия, языкознание, эргономика, теория литературы и т. д. Казалось, власть мстила науке за свою необразованность , оторванность от мировой культуры, насаждая "единомыслие" и "упрощенство".

Все должны были быть только "марксистами-ленинцами";
всякая иная идеологическая позиция либо подводилась под "статью",
либо подлежала "суду чести".

Последнее новшество появилось в 1947 г. по прямому указанию Сталина и было призвано, в дополнение к официальным судам, осуществлять "общественный" контроль за умонастроением и поведением интеллигенции. "Суды чести" проводились в государственных учреждениях, институтах, трудовых коллективах. Они, по словам одного из тогдашних партийных чинов, "заряжали" работников умственного труда "огромной большевистской страстью", вызывали у всех "рвение, искреннее стремление покончить со старыми приемами, навыками в научной, публицистической и организаторской работе" .

Так насаждалась "сталинократия" - система произвола властей и рабского бессилия общества.

По такой же схеме создавался и послевоенный социалистический лагерь, представлявшийся новым шагом на пути построения коммунизма -"светлого будущего всего человечества". Методы "культурной революции" в странах "народной демократии" полностью копировали советский образец.

5. Гулаговские ученые. Но, конечно, не одним террором держалась советская система. Большевики всячески поддерживали развитие научно-технических знаний, создавали разветвленную систему профессионально-технической подготовки.

Лозунг "овладеть техникой" был одним из главных мотивов довоенных пятилеток. Сталин часто повторял его. Первая речь на эту тему была адресована им молодежи весной 1928 г., когда началась индустриализация страны. "Пора большевикам самим стать специалистами. Техника в период реконструкции решает все", - говорил он, выступая перед хозяйственниками 4 февраля 1931 г. Был определен и срок реализации этой задачи: "Максимум в десять лет мы должны пробежать то расстояние, на которое мы отстали от передовых стран капитализма" .

Сперва избиение кадров, а потом война помешали осуществлению этого замысла. Победа стоила десятки миллионов жертв. Власть это восприняла как дополнительный аргумент в пользу развития новых технологий. Способ же достижения цели остался прежний - гулаговский. В "энкеведевских" лагерях создаются закрытые лаборатории и КБ, которые впоследствии разрастаются в мощные научные центры, обслуживающие на условиях секретности и анонимности советский ВПК - военно-промышленный комплекс.

Там начинали "ученую карьеру" многие светила официальной науки - создатели атомных и водородных бомб, специалисты в области ракетостроения и космонавтики, авиаконструкторы, военные химики и биологи, т. е. все те, кто обеспечивал "конкурентоспособность" СССР в "холодной войне" с мировым капитализмом.

Война эта была безобразно проиграна, а секретные научно-технические монстры быстро развалились один за другим. Попытки адаптировать их к гражданской жизни успеха не имели.

Таким образом, даже "выдающиеся достижения" советской науки оставались в кругу партийных интересов. Они фактически не оказывали влияния на преобразование и совершенствование общественных отношений, культуры. Народ как был, так и оставался беден, производство сковывалось путами устаревших технологий и управления, образование с каждым годом утрачивало связь с общими тенденциями развития современного знания и все более превращалось в простое средство идеологического воспитания молодежи.

6. Школа. О материальном положении советской школы не приходится и говорить. В августе 1930 г. в СССР вводится обязательное начальное обучение детей в возрасте 8-10 лет. С конца 40-х и до конца 50-х гг. осуществляется переход на семилетнее, или неполное среднее образование. В 1958 г. вместо семилетнего вводится всеобщее обязательное восьмилетнее образование молодежи. Наконец, в 70-х гг. намечается программа перехода на полное среднее образование, которая в основном реализуется к 1985 г.

Вместе с тем финансирование школы, на первых порах вполне удовлетворительное, все более переходило на "остаточный принцип". Так, если до начала 60-х гг. на школу выделялось до 20 % государственного бюджета Российской Федерации, то затем расходы на школу начинают устойчиво сокращаться и достигают 7,3% в 1975 г. и 5,2% в 1985 г. Можно сказать, что введение всеобщего среднего образования по сути дела не было обеспечено соответствующими финансовыми условиями, материальной базой. Отставание средней школы сказывалось и на качестве подготовки специалистов в вузах.

Словом, вся политическая система СССР, ядром которой была коммунистическая партия, как это ни парадоксально, работала на самоуничтожение. Несмотря на то, что русский народ, воодушевленный победой над фашизмом, оказал "доверие советскому правительству" , власть нисколько не изменила своей сущности . Страшась любого проявления нелояльности к себе, она вновь раскрутила маховик репрессий и преследований. Этого народ простить больше не мог и, отвернувшись от режима, предоставил его собственной участи. Время довершило падение тоталитарной системы.