Меню
Бесплатно
Главная  /  Анатомия  /  Юлия фон литке. Федор Петрович Литке: второе кругосветное плавание. Наставник, адмирал и ученый

Юлия фон литке. Федор Петрович Литке: второе кругосветное плавание. Наставник, адмирал и ученый

Гражданство:

Российская империя

Дата смерти: Отец:

Петр Иванович Литке

Мать:

Анна Ивановна фон Литке

Супруга:

Юлия фон Литке

Дети:

Биография

Семья

Академик В. П. Безобразов писал:

«В генеалогии Литке можно заметить разве только одну нравственную черту, проходящую через три поколения: неодолимую наклонность к умственной деятельности и наукам… Также в известной степени можно считать унаследованною любовь графа Литке к морю и стремление его к морской службе. Во всем остальном он обязан самому себе, энергии своих личных усилий и своим врожденным дарованиям».

Детство и юность

Фёдор был сиротой с рождения - его мать Анна Доротея (урожденная Энгель) умерла при родах, оставив пятерых малолетних детей. Овдовевший отец женился во второй раз на молодой женщине, но, по всей видимости, неудачно - как писал в своей автобиографии Литке,

«Неприглядное, тяжёлое детство было долею осиротевшего мальчика. Мое детство не оставило во мне ни одного приятного воспоминания, которые в воображении большей части людей рисуют детство в таком розовом цвете».

Уже в раннем детстве Фёдора отдали в пансион Мейера (1803-1808), а когда отец умер, то учёбу пришлось оставить - мачеха не стала платить за обучение.

До 15 лет жил в доме своего дяди Ф. И. Энгеля, члена Государственного Совета. Предоставленный самому себе, Фёдор не получил систематического образования, хотя и перечитал, по свидетельству его друга Фердинанда Врангеля , чрезвычайно много книг, чему способствовали «ненасытная жажда знаний, составлявшая отличительную черту его характера, и выдающиеся умственные способности».

В 1832 Литке получил орден св. Владимира 3-й степени за руководство доставкой провианта через Данциг по Висле для действующей армии в Царстве Польском.

Литке и великий князь Константин Николаевич

В 1866 году «за долговременную службу, особо важные поручения и учёные труды, приобретшие европейскую известность», был возведён в графское достоинство.

Научная работа

Двадцать лет (с перерывом на службу в должности командира порта и военного губернатора в Ревеле и Кронштадте) Литке состоял вице-президентом Русского географического общества . Он также принимал деятельное участие в занятиях Николаевской главной обсерватории, одно время управляя её делами.

Велики были заслуги Литке и на посту президента Академии Наук (1864-1882). При нём были расширены средства главной физической обсерватории, метеорологической и магнитной обсерваторий в Павловске; увеличено число премий за научные и литературные произведения, улучшено состояние музеев, коллекций и других учёных пособий.

Память

В филателии

Научные труды

  • «Четырёхкратное путешествие в Северный Ледовитый океан в 1821-1824 годах» (СПб., 1828).
  • «Путешествие вокруг света на военном шлюпе „Сенявин“, в 1826-1829 годах» (с атласом, СПб., 1835-1836)
  • «Опыты над постоянным мятником, произведённые в путешествии вокруг света на военном шлюпе „Сенявин“ в 1826-1829 годах» (СПб., 1833)
  • «О приливах и отливах в Северном Арктическом океане» («Записки Императорской Академии Наук», 1843)
  • «Доклад великому князю Константину Николаевичу об экспедиции в Азовское море» («Записки Императорского Русского Географического Общества», 1862, книга 3).

Литература

  • Веселаго Ф. Ф. Воспоминание об ученых заслугах члена учредителя Императорского Русского географического общества графа Ф. П. Литке. - СПб., 1883. - 12 с.
  • Безобразов В. П. Граф Ф. П. Литке. - СПб., 1888. - Т.I: 1797-1832. - 239 с.
  • Врангель Ф. Ф. Граф Ф. П. Литке (1797-1882) // Изв. ИРГО . - 1897. - Т.33. - С.331-346.
  • Орлов Б. П. Федор Петрович Литке: Его жизнь и деятельность // Литке Ф. П. Четырёхкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля». - М.-Л., 1948. - С. 6-25.
  • Марич М. Жизнь и плавания флота капитан-лейтенанта Федора Литке / Изд. Главсевморпути - М.-Л., 1949. - 280 с.
  • Антонов А. Е. Ф. П. Литке. - М.: Географгиз, 1955. - 40 с. - (Замечательные географы и путешественники). - 50 000 экз.
  • Алексеев А. И. Ф. П. Литке. - М., 1970. - 278 с.
  • Русева Л. Феномен Литке // «Смена». 2004. № 4.???

Примечания

Ссылки

  • Литке Федор Петрович - статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

20 сентября 1934 г. ледорез «Ф. Литке» вернулся в Мурманск, за одну навигацию пройдя Северным морским путем. Знаменитый пароход немало потрудился, исследуя Арктику, как и его тезка, адмирал и ученый Федор Петрович Литке.

Ледорез «Ф. Литке» в Архангельске, 1936 г.


В 1955 г. советские полярники установили мировой рекорд. Впервые в мореплавания надводное судно достигло координат 83°21" северной широты, не дойдя до северного Полюса 440 миль. Он оставался непобитым многие годы – впоследствии подобный поход оказался по силам только ледоколам, оснащенным ядерной энергетической установкой. Чести поставить этот рекорд удостоился ледорез «Литке» – корабль, прослуживший в строю российского, а потом и советского флота уже более 40 лет. Ледорез «Литке» хоть и находится несколько в тени своего старшего и более могучего собрата по полярному мореплаванию – макаровского «Ермака», однако потрудился для нужд обширного арктического хозяйства немало, пережив три войны, множество сложнейших полярных экспедиций и проводок караванов.

Этот без преувеличения заслуженный корабль был назван в честь человека, посвятившего практически всю свою жизнь изучению морей и океанов, и Арктики в том числе. Федор Петрович фон Литке – адмирал, ученый и исследователь – много сделал для того, чтобы белых пятен, обрамляющих Российскую империю на Севере, стало значительно меньше. Именем этого выдающегося мореплавателя, основателя Русского Географического Общества и был назван в 1921 году ледорез канадской постройки, бывший до этого несколько месяцев «III Интернационалом», а еще ранее – «Канадой».

Эстляндские корни

Предки Федора Петровича Литке, эстляндские немцы, приехали в Россию в первой половине XVIII столетия. Дед будущего адмирала Иоганн Филипп Литке, будучи лютеранским пастором и ученым богословом, прибыл в Санкт-Петербург приблизительно в 1735 году. Он поступил на должность конректора в академической гимназии, где, согласно контракту, должен был отработать 6 лет. Иоганн Литке, наряду с весьма незаурядными умственными способностями, обладал довольно неуживчивым характером, что вызывало конфликты с коллегами. Вскоре ему пришлось оставить место службы и уехать в Швецию.

Однако Россия все-таки оставалась для него удобным местом для проживания и деятельности, и ученый-богослов в 1744 г. возвращается обратно, уже в Москву. Авторитет его как духовного лица, ученого остается высоким, поэтому Иоганн Литке избирается пастором в новой немецкой общине Москвы. Интересно, что Иоганн Литке содержал академическую школу, где проходил обучение немецкому языку не кто иной, как юный Григорий Александрович Потемкин. Иоганн Филипп прожил в России достаточно долгую жизнь и умер в 1771 г. от чумы в Калуге. У Ивана Филипповича Литке, как его называли на русский манер, была большая семья: четверо сыновей и дочь. Отцом прославленного мореплавателя и основателя географического общества был второй сын Петр Иванович, который родился в 1750 году.

Подобно многим детям иностранцев, он уже полностью обрусел. Петр Литке получил достойное образование и в молодые годы предпочитал военный мундир мантии ученого. Он принял участие в русско-турецкой войне 1768–1774 гг., где отличился в сражениях у Ларге и Кагуле. Петру Ивановичу Литке довелось служить адъютантом у князя Николая Васильевича Репнина, фигуры внушительного влияния в царствование императрицы Екатерины II. Впоследствии ему довелось служить управляющим в многочисленных княжеских имениях, потом он перешел в Таможенное ведомство, занимая там довольно значительные должности. Петр Литке скончался в 1808 году, будучи членом Коммерц-коллегии.

Подобно своему отцу, Петр Иванович Литке также имел многочисленное потомство, состоявшее из пяти детей. Младшим из них и был родившийся в 1797 г. сын Федор Петрович. Анна Ивановна фон Литке, урожденная Энгель, супруга Петра Ивановича, скончалась спустя два часа после родов. Будучи еще совсем не старым вдовцом и имея на руках пятерых детей, барон ожидаемо принял решение жениться во второй раз. Отношение к потомству от первого брака у молодой жены, добавившей еще троих детей, было весьма суровым, поэтому, когда Федору исполнилось семь лет, его отправили на учебу в частный пансион некоего Майера. Качество обучения и воспитания в этом заведении оставляло желать лучшего, и неизвестно, как сложилась бы судьба и интересы Федора Литке, если бы из пансиона его не забрали. Отец его умер, а мачеха после смерти мужа отказалась платить за обучение пасынка.

Мальчику едва исполнилось десять лет, когда его взял к себе домой брат матери Федор Иванович Энгель. Дядюшка был высокопоставленным чиновником, членом Государственного совета и директором Департамента польских дел. Он был обладателем внушительного состояния и вел активную светскую жизнь, в которой времени на взятого в дом племянника никогда не хватало. Достоянием Федора Ивановича Энгеля, помимо всего прочего, была и порядочная по тем временам библиотека. Книги там были собраны в большом количестве, но довольно бессистемно. Федор Литке, будучи в юные годы личностью любознательной, не отказывал себе в удовольствии читать все, что попадалось под руку. И не всегда, как потом отмечал сам адмирал, прочитанное было полезного содержания.

Так, фактически предоставленный самому себе, мальчик прожил в дядюшкином доме два года. В 1810 г. его старшая сестра Наталья Петровна фон Литке вышла замуж за капитана 2 ранга Ивана Саввича Сульменева и взяла к себе в дом младшего брата. Только тут Федор, наконец, почувствовал себя в кругу семьи. В доме сестры он мог часто видеть морских офицеров, слушать разговоры на морскую тематику, постепенно все более его увлекающую.

Возможно, тесное общение с мужем сестры во многом и определило дальнейший жизненный путь будущего адмирала. В 1812 году, когда началась Отечественная война, отряд канонерских лодок под командованием Сульменева находился на рейде Свеаборга. К нему приехала супруга, взявшая с собой и младшего брата. Давно заметив, что юноша «заболел» морем, Сульменев решил развить эту полезную тягу у своего юного шурина. Вначале он нанял для него учителей по различным наукам, а потом взял к себе в отряд гардемарином. Федор Литке стал моряком и оставался верен своему выбору всю оставшуюся жизнь.

Моряк

Уже в следующем 1813 году новоиспеченный гардемарин отличился при осаде Данцига во время заграничного похода русской армии, проходя службу на галете (парусно-гребном судне небольшого водоизмещения) «Аглая». За проявленное мужество и самообладание Литке был награжден орденом Святой Анны 4 степени и произведен в мичманы.


Федор Петрович Литке, 1829 г.

Закончилась эпоха наполеоновских войн, а морская служба Литке продолжалась. Молодому человеку уже мала была Балтика – его тянуло на широкие океанские просторы. И скоро он получил возможность встретиться с ними не только на страницах книг и атласов. Иван Саввич Сульменев, узнав, что знаменитый в тогдашних флотских кругах капитан 2 ранга Василий Головнин готовится отбыть в кругосветную экспедицию на шлюпе «Камчатка», порекомендовал ему Федора.

Головнин был известен своим плаванием на шлюпе «Диана», проходившем в весьма сложных международных условиях. Недавние союзники, Россия и Англия после заключения Александром I Тильзитского мира с наполеоновской Францией фактически пребывали в состоянии войны. «Диана», прибыв в Южную Африку, оказалась интернированной британской эскадрой, базировавшейся в здешних водах. Головнину удалось обмануть своих стражей, и шлюп благополучно ускользнул. Впоследствии обстоятельства сложились так, что Василию Головнину довелось провести почти два года в японском плену. Все свои многочисленные приключения этот незаурядный офицер описал в «Записках», которые пользовались огромной популярностью. Находиться под командованием такого прославленного офицера было большой честью, и свой шанс попасть в экспедицию Федор Литке не упустил.

Кругосветные экспедиции еще не стали обыденным явлением в русском флоте, и каждая из них являлась событием выдающимся. 26 августа 1817 г. шлюп «Камчатка» отправился в свое двухлетнее плавание. Он пересек Атлантику, обогнул мыс Горн и, преодолев водные просторы Тихого океана, прибыл на Камчатку. Дав кратковременный отдых экипажу, Головнин продолжил выполнение поставленной задачи. «Камчатка» побывала в Русской Америке, посетила Гавайские, Молуккские и Марианские острова. Затем, пройдя Индийский океан, достигла мыса Доброй Надежды. Дальше была уже знакомая Атлантика. 5 сентября 1819 г., спустя два года с небольшим, шлюп «Камчатка» благополучно вернулся в Кронштадт.

Столь продолжительная экспедиция оказала колоссальное воздействие на формирование Федора Литке как моряка. На «Камчатке» он занимал ответственную должность начальника гидрографической экспедиции. Молодому человеку приходилось заниматься различными измерениями и исследованиями. В ходе продолжительного плавания Литке интенсивно восполнял пробелы в собственном образовании: изучал английский язык и другие науки. В Кронштадт из экспедиции он вернулся уже лейтенантом флота.

Любопытной деталью было то обстоятельно, что во время своей кругосветки он познакомился и подружился на всю жизнь с Фердинандом Врангелем, не менее выдающимся русским мореплавателем. Врангель, совершив еще одно кругосветное путешествие, дослужится до адмирала, станет правителем Русской Америки в 1830–1835 гг., много времени посвятит исследованию побережья Сибири.

Василий Головнин был доволен своим подчиненным и дал ему блестящую рекомендацию, в которой охарактеризовал Федора Литке как прекрасного моряка, исполнительного и дисциплинированного офицера и надежного товарища. Благодаря мнению авторитетного моряка и незаурядным личным качествам, лейтенант Федор Литке в 1821 году получил ответственное задание: возглавить экспедицию на малоизученную в то время Новую Землю. Ему тогда было 24 года.

Исследователь Арктики

Новая Земля, несмотря на то, что была в давние времена известна русским поморам и новгородским купцам, все еще не подвергалась серьезному и систематическому исследованию. В 1553 г. эту землю наблюдали с бортов своих кораблей моряки трагически закончившейся английской экспедиции под командованием Хью Уиллоби. В 1596 г. известный голландский мореплаватель Виллем Баренц в попытке разыскать Северный проход к богатым странам востока, обогнул северную оконечность Новой Земли и перезимовал в тяжелейших условиях на ее восточном побережье.

У самой России долгие годы не доходили руки до исследования этого полярного архипелага. Лишь в царствование Екатерины II, в 1768–1769 гг., экспедиция штурмана Федора Розмыслова составила первое описание Новой Земли, получив много достоверной информации, дополненной сведениями от местного населения. Однако к началу XIX века этот регион все еще оставался малоизученным. Точная карта берегов Новой Земли отсутствовала. Чтобы исправить такое упущение, в 1819 году туда была направлена экспедиция под командованием лейтенанта Андрея Петровича Лазарева, родного брата М. П. Лазарева, первооткрывателя Антарктиды, адмирала и Главного Командира Черноморского флота. Задачи, поставленные лейтенанту Лазареву, были весьма обширными, при этом для их выполнения ставились весьма ограниченные временные рамки. Требовалось произвести съемку Новой Земли и острова Вайгач всего за одно лето. Миссия Лазарева закончилась неудачей: большая часть экипажа его корабля по возвращении в Архангельск оказались больны цингой, а трое скончались во время плавания.

Теперь же эту нелегкую задачу поручили выполнить Федору Литке. Учитывая опыт предыдущего, неудачного, предприятия, цели, поставленные лейтенанту Литке, были более скромными. Требовалось осуществить съемку по возможности большей протяженности береговой линии Новой Земли и произвести гидрографические исследования. При этом строго предписывалось не оставаться на зимовку.

Для экспедиционных целей был специально построен 16-пушечный бриг с характерным названием «Новая Земля» водоизмещением около 200 тонн, длиной 24,4 метра, шириной 7,6 метра и осадкой 2,7 метра. Бриг имел усиленный набор корпуса, подводная часть была обшита медными листами. На тот случай, если «Новой Земле» все же придется остаться на незапланированную зимовку, на нее был погружен строительный лес и кирпичи для оборудования жилища. Объем трюмов позволял взять провиант из расчета запасов на 16 месяцев. Под командованием Литке находился экипаж из 42 человек.

Экспедиция началась 27 июля 1821 года. Лейтенант взялся за дело основательно и без спешки. Требовалось разобраться в совершенно не знакомой обстановке, ведь Литке не имел опыта плавания во льдах. К тому же нужно было испытать мореходные качества вверенного ему корабля. Бриг «Новая Земля» был построен на совесть – в этом его экипаж имел возможность неоднократно убедиться впоследствии. В Горле Белого моря «Новая Земля» села на не обозначенную на имеющихся картах мель – с большими усилиями экипажу удалось с нее сняться. В целом итог первого плавания был удовлетворительным. Были уточнены координаты Канина Носа, долгота которого отличалась от указанной на картах на один градус, проведены и другие исследования и измерения. Опыт, полученный в 1821 году, был учтен в составлении планов на экспедицию следующего 1822 года.

До начала августа 1822 г. экспедиционный бриг исследовал и описывал некоторые районы Мурманского берега, а затем двинулся к Новой Земле, основному объекту исследований. Был проделан значительный объем работ: произведена опись берега Новой Земли к югу от Маточкиного Шара вплоть до Южного Гусиного Носа и от горы Первоусмотренной до мыса Нассау, ошибочно принятого Литке за мыс Желания. Дальнейшему продвижению на север препятствовали льды, и 12 сентября «Новая Земля» отправилась в Архангельск. Результаты деятельности экспедиции были высоко оценены в Адмиралтействе. По итогам двух лет работы Федор Петрович Литке был представлен к званию капитан-лейтенанта, его офицеры награждены орденами, а нижние чины удостоены денежных премий.

Экспедиция 1823 г. стала испытанием на прочность как самого корабля, так его экипажа. Закончив работы по описанию Мурманских берегов, 30 июля бриг отправился к Новой Земле. В конце лета при сильном северо-западном ветре «Новую Землю» выбросило на камни. Был поврежден руль, вокруг корабля, по словам Литке, плавали обломки киля. Он приготовился уже отдать приказ срубить мачты, однако мощная волна стянула бриг на чистую воду. Поврежденный корабль вынужден был вернуться в Архангельск. Несмотря на сложные условия, в которых оказалась экспедиция, исследовательские работы продолжались даже по пути домой: было описано северное побережье острова Колгуев. В Белом море наспех отремонтированную «Новую Землю» подстерег шторм, вновь повредив руль. Только выучка и самообладание экипажа предотвратили гибель корабля.

На следующий 1824 год Литке планировал очередную, четвертую, экспедицию в район Новой Земли. Его корабль был отремонтирован и приведен в полный порядок. 30 июля этого года бриг отправился в свое очередное арктическое плавание. В начале августа он был уже у Новой Земли, однако дальше на север продвинуться не удалось. Ледовая обстановка в этом году оказалась неблагоприятной, и экипаж занялся ее изучением. Четыре экспедиции к Новой Земле получили крупные научные и исследовательские результаты, сам Федор Литке приобрел неоценимый опыт плаваний в полярных широтах. Обладая прекрасной памятью и отличным литературным языком, он соединил свои впечатления и наблюдения в книге «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан, совершенное по повелению императора Александра I на военном бриге «Новая Земля» в 1821, 1822, 1823, 1824 гг. капитан-лейтенантом Федором Литке».

Вторая кругосветка

После своего возвращения с Севера, составления отчетов и рапортов Литке был назначен командиром строящегося на Охтинской верфи шлюпа «Сенявин». Вместе с другим шлюпом под названием «Моллер», которым командовал капитан-лейтенант Михаил Николаевич Станюкович (впоследствии адмирал и отец известного писателя-мариниста Константина Михайловича Станюковича), они должны были совершить плавание к Камчатке и обеспечить затем защиту русских интересов в северной части Тихого океана. Инструкция Адмиралтейства, впрочем, строго не предписывала взаимодействия между двумя кораблями.

В мае 1826 г. трехмачтовый 300-тонный шлюп был спущен на воду на Охтинской верви и перешел для дооснащения в Кронштадт. В плавание к далеким тихоокеанским рубежам готовился экипаж из 62 человек. Кроме того, на борту было 15 мастеровых, которых предполагалось отправить в Охотск и Петропавловск. Погрузив все необходимые запасы, 20 августа 1826 г. «Сенявин» отправился в свой долгий поход.


Евгений Валерианович Войшвилло. Шлюп «Сенявин»

Первой остановкой на пути был Копенгаген, где закупили теплую одежду и ром. Там же «Сенявин» дождался «Моллера», который покинул Россию несколько позже. Затем в конце сентября русские корабли прибыли в Портсмут. Литке посетил Лондон, где приобрел некоторые астрономические приборы, которые были опробованы им в Гринвичской обсерватории. Дальше был путь через Атлантический океан, и в конце декабря 1826 г. русские моряки увидели Рио-де-Жанейро. Следующий этап пути: мыс Горн был обойден в начале февраля уже следующего, 1827, года. Во время сильного шторма оба корабля потеряли друг друга, и, когда 18 марта «Сенявин» зашел в бухту Вальпараисо, он увидел «Моллера», уже отбывающего на Камчатку.

В апреле Литке вышел на своем шлюпе в направлении Аляски. 11 июня «Сенявин» прибыл в столицу русских владений в Америке – в Новоархангельск, где сдал на берег предназначающиеся для этого города грузы. Остаток лета и начало осени «Сенявин» находился в водах, прилегающих к Аляске, посещал Алеутские острова. В октябре шлюп зашел в Петропавловск-Камчатский за почтой.

После этого Литке повел свой корабль в тропические воды. Русских моряков ждали экзотические Марианские и Каролинские острова с их буйной палитрой красок. До весны 1828 г. «Сенявин» находился в южных широтах, производя различные исследования, высаживая ученых на многочисленные острова, собирая образцы флоры и фауны.


Карта кругосветного плавания шлюпа «Сенявин»

Летом Литке снова пришел к берегам Камчатки, производя исследования этого отдаленного края. «Сенявин», пройдя Берингов пролив, углубился на несколько миль в Северный Ледовитый океан, а потом повернул на юг. В сентябре 1828 г. шлюп вернулся, наконец, в Петропавловск, где к этому времени уже стоял «Моллер». Оба корабля начали готовиться к возвращению в Кронштадт. В октябре этого же года корабли покинули ставшее уже для них привычным побережье Камчатки и двинулись в обратный путь.

Путь этот проходил через Филиппины и Суматру. С одного из многочисленных островов «Сенявин» снял потерпевшего крушение английского матроса, но в качестве переводчика этот «робинзон» совершенно не годился, поскольку за два прожитых на острове года не удосужился освоить язык местных туземцев. В августе 1829 г. шлюп «Сенявин» благополучно вернулся в родной Кронштадт.

Собранный в трехгодичной экспедиции материал был просто огромен, и Федор Петрович Литке немедленно занялся его обобщением и систематизацией. По возвращении он был представлен к внеочередному воинскому званию и получил эполеты капитана 1 ранга. В 1835–1836 гг. вышел капитальный труд «Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Сенявин» в 1826–1829 гг.». Он был переведен на многие европейские языки, и его автор стал знаменит. Русская Академия наук удостоила эту книгу полной Демидовской премии, а самого Федора Петровича избрали членом-корреспондентом академии.

Наставник, адмирал и ученый

Известность в ученых и военно-морских кругах, авторитет и популярность преподнесли Федору Петровичу Литке необычный сюрприз. 1 февраля 1832 г. император Николай I назначает его флигель-адъютантом, а в конце года – воспитателем своего сына, Великого князя Константина Николаевича. Император желал, чтобы Константин непременно стал моряком. На этой должности Федор Петрович пробыл долгих 16 лет. С одной стороны, такая близость к двору была почетной обязанностью, с другой – в экспедиции Литке больше не ходил.


Сергей Константинович Зарянко. Портрет Ф. П. Литке

Великий князь трудами и стараниями своего наставника и воспитателя действительно полюбил море и впоследствии возглавил Морское ведомство. Константин Николаевич слыл либералом, провел довольно много реформ и преобразований, в том числе отменил телесные наказания. При нем военная служба на флоте была сокращена с 25 до 10 лет. Но это будет гораздо позже. Федор Петрович Литке, несмотря на вынужденную сухопутную жизнь, не оставил своей научной деятельности. По его инициативе в 1845 году было образовано Русское Географическое Общество, где он занял должность вице-председателя. Председателем являлся Великий князь Константин Николаевич. Первое заседание общества состоялось 7 октября 1845 года.

Военная карьера Литке шла успешно: в 1835 г. он стал контр-адмиралом, в 1842-м – получил звание генерал-адъютанта, а в следующем 1843 году – вице-адмирала. Константин Николаевич вырос и готовился возглавить Морское ведомство. Федора Петровича Литке в 1850 г. назначают главным командиром Ревельского порта и военным губернатором Ревеля. В 1852 г. мореплавателя наградили Орденом Святого Александра Невского.

Накануне Крымской войны вице-адмирал Литке оказался главным командиром уже Кронштадтского порта. В начале 1854 года на специальном совещании у Великого князя Константина Николаевича, где обсуждались планы по противодействию союзной эскадре, чье появление на Балтике ожидалось в ближайшие недели, Литке высказался за оборонительный характер стратегии применения Балтийского флота. Главные силы его оставались на якорях в прекрасно защищенных гаванях Кронштадта и Свеаборга. Впоследствии ни обстрелы, ни демонстрация самых серьезных намерений не помогли англо-французскому командованию достичь поставленных целей. Захват небольшой крепости Бомарсунд на Аландских островах был их главным и, пожалуй, единственным крупным успехом. Заслуги Литке в организации обороны Кронштадта были оценены – его возводят в полные адмиралы и назначают членом Государственного совета.

Научную деятельность Федор Петрович не оставляет. В 1864 г. его избирают на должность президента Академии наук. На этом посту Литке служил почти 20 лет, пока его в 1873 году не сменил другой выдающийся русский ученый – Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский. В 1881 г., почти лишившийся слуха и зрения, Федор Петрович Литке отошел от дел в Академии наук. Скончался мореплаватель и ученый 8 августа 1882 г. и похоронен в Санкт-Петербурге.

Имя Литке было не единожды запечатлено на географических картах, в честь него в 1873 г. учреждена золотая медаль за выдающиеся исследования в области географии. В 1946 году указом Совета Министров СССР эта почетная награда была восстановлена. Имя Федора Литке нес на своем борту многие годы корабль, сделавший для России в Арктике не намного меньше, чем сам адмирал, в чью честь он был назван.

Ледорез «Литке»

В 1909 году знаменитая британская верфь «Виккерс» по заказу Канады построила судно для работы в заливе Святого Лаврентия. Многоцелевой корабль под названием «Эрл Грей» имел водоизмещение в 4,5 тыс. тонн и предназначался для перевозки пассажиров и грузов. При необходимости он мог осуществлять и охрану рыбных промыслов. Необычным элементом конструкции корабля была острая носовая оконечность, где толщина обшивки достигала 31 мм. По замыслу создателей, такой острый и крепкий нос должен был резать лед, позволяя судну вклиниваться в образовавшуюся трещину и далее раздвигать льды корпусом. Поэтому детище британской верфи называли не ледоколом, а необычным термином «ледорез». Для плаваний в тяжелых арктических условиях первоначально «Эрл Грей» не предназначался.


Ледорез «Эрл Грей», 1910 г.

С началом Первой мировой войны Россия высказала желание приобрести несколько кораблей, пригодных для ледового плавания. Одним из них и был «Эрл Грей», которого после покупки переименовали в более благозвучную «Канаду». Ледорез поступил в распоряжение Управления морского транспорта Беломор-Мурманского района. Уже поздней осенью 1914 г. «Канада» приступила к проводке русских и союзнических транспортов через Белое море в Архангельск.

9 января 1917 г. ледорез наткнулся на подводную скалу, не обозначенную на карте, и от полученной пробоины затонул на рейде Иоканги. Корабль вскоре подняли и в июне того же года поставили на ремонт. В октябре 1917 г. на «Канаде» было смонтировано вооружение, и она была включена в состав флотилии Северного Ледовитого океана.

В начавшейся вскоре Гражданской войне ледорезу тоже довелось поучаствовать. Прибывшие для «союзнической» поддержки англичане по-хозяйски распоряжались на русском Севере. «Канада» была ими передана в распоряжение морских сил Белого движения. В марте 1920 г. во время эвакуации из России «просвещенные мореплаватели» и командование Белого движения увели часть русских кораблей за границу. Экипаж «Канады», сочувствовавший большевикам, саботировал это мероприятие. Более того, ледорез вступил в перестрелку с уходящим на Запад бывшим соратником – ледокольным пароходом «Козьмой Мининым». Считается, что это единственный артиллерийский бой ледоколов в полярных широтах.

В апреле 1920 г. «Канада» стала вспомогательным крейсером красной Беломорской флотилии. В мае пароход-ледорез переименовывают в «III Интернационал». В 1921 году его передают в ведомство Мортранса. 21 июля этого же года кораблю присваивается имя «Федор Литке» в честь адмирала, мореплавателя и главы Русской Академии наук. В годы восстановления разрушенного Гражданской войной хозяйства «Ф. Литке» довелось работать не только в Арктике, но и в Балтийском и Черном морях.

В 1929 году он находится в Арктике уже практически постоянно. За рискованный переход к острову Врангеля ледорез был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1934 г. совершил переход из Владивостока в Мурманск за одну навигацию. В 1936-м вместе с ледокольным пароходом «Анадырь» осуществил проводку на Тихий океан эсминцев «Сталин» и «Войков».

Мирный труд ледореза был снова прерван – началась Великая Отечественная война. 25 июля 1941 года уже не молодой корабль был вновь призван на военную службу. Ледорез получил тактическое обозначение СКР-18, на нем были установлены сначала два 45-мм орудия, которые были заменены на 130 мм. В дополнение к этому имелось несколько пулеметов. Корабль выполнял в первую очередь свою непосредственную задачу: проводку караванов из Карского в Белое море и обратно.

20 августа 1942 года СКР-18 был атакован германской подводной лодкой U-456, однако сумел избежать попаданий торпед. В конце войны, когда надобность в сторожевых кораблях снизилась, ледорез возвращают в оперативное подчинение Главного управления Северного морского пути. После окончания войны ветеран Арктики вернулся к научной деятельности – на его борту осуществлялись высокоширотные экспедиции. Лебединой песнью старого ледореза был поставленный в 1955 году рекорд арктического плавания, когда «Ф. Литке» достиг координат 83°21" северной широты. Этот рекорд долгое время оставался не перекрытым. Но годы брали свое, и под их натиском отступал даже металл – 14 ноября 1958 года ледорез «Федор Литке», считавшийся к тому времени уже безнадежно устаревшим, вывели из активной эксплуатации и через некоторое время сдали на слом.


Ледокол «Федор Литке», спущенный на воду в 1970 г.

Традицию продолжил новый ледокол «Федор Литке», который вступил в строй в 1970 году и проводил железнодорожные паромы через Амур. Выведен из состава флота в 2014 г. Пройдет время, и, может быть, новый ледокол с именем Федора Петровича Литке, русского мореплавателя, адмирала, ученого, вновь будет прорываться сквозь льды, как и его предшественники.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Федор Петрович Литке
(1797-1882)

Российский военно-морской деятель, мореплаватель, ученый-географ, исследователь Арктики. Адмирал (1855), член-корреспондент (1829), почетный член (1855) и президент (1864-1882) Российской (Петербургской) академии наук, член Государственного совета (1855), граф (1866), почетный член российских и зарубежных научных обществ, член-корреспондент Парижской академии наук. Военно-морскую службу начал с 16-летнего возраста в 1813 г. на Балтийском флоте. Участвовал в войне с наполеоновской Францией, за боевые отличия при осаде Данцига в 1813 г. произведен в чин мичмана. В 1817-1819 гг. участвовал в кругосветном плавании на военном шлюпе "Камчатка" (начальник экспедиции В.М. Головнин). В 1821-1824гг. возглавлял экспедицию по исследованию западного побережья Новой Земли, островов Баренца, Мурманского побережья до Варангер-фьорда, восточной части Баренцева и Белого морей.

В 1826-1829 гг. Ф.П. Литке руководил кругосветным экспедиционным плаванием на шлюпе "Сенявин". Корабль, выйдя из Кронштадта, пересек Атлантический океан, обогнул Южную Америку через пролив Дрейка и взял курс на север через Тихий океан, направившись в Ново-Архангельск (Русская Америка). Отсюда в 1827 г. "Сенявин" посещал Камчатку, о-в Гуам на Марианских островах, Каролинские острова, вновь возвратившись к Камчатскому берегу Берингова моря. На следующий год шлюп взял курс на юг, пересек Индийский океан, вокруг мыса Доброй Надежды обогнул Африку и в 1829 г. возвратился в Кронштадт. За годы экспедиционной работы Ф.П. Литке собрал обширный научный материал по океанологии, метеорологии, навигации, описал западное побережье Берингова моря, острова Прибылова, Бонин, Каролинские. Экспедиция открыла 12 новых островов. Литке составил комплексную характеристику Берингова моря, его побережья и островов.

Ему принадлежала идея создания в 1839 г. первого в России приливометра, который был установлен в 1841 г. на побережье Северного Ледовитого и Тихого океанов.

Ф. П.Литке был один из основных организаторов российской науки. Именно он встал у истоков создания Русского Географического общества в 1845 г., был его первым вице-председателем (1845-1850, 1857-1872). С 1846 г. возглавлял Морской ученый комитет; в 1850-1857 гг. военный губернатор и командир Ревельского, затем Кронштадтского портов. С присвоением звания адмирала в 1855 г. введен в состав членов Государственного совета.

Перу Литке принадлежали выдающиеся научные труды: "Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге "Новая Земля" в 1821-1824 годах" (1828), "Путешествие вокруг света... на военном шлюпе "Сенявин" в 1826-1829 годах" (1834-1836). В его честь в 1873 г. Императорское Русское Географическое общество учредило Большую золотую медаль.

В 1832-1853 гг. Ф.П. Литке было доверено воспитание Великого князя Константина Николаевича.

Заслуги Ф.П. Литке перед Отечеством, флотом и мировой наукой отмечены наименованием в его честь мыса, полуострова, горы и залива на Новой Земле; острова в архипелаге Земля Франца-Иосифа, островов в Байдарац-кой губе Карского моря, архипелаге Норденшельда; мысов на островах Врангеля, Унимак, юго-западного побережья Охотского моря и в Беринговом проливе; мели к северу от о-ва Моржовец, течения из Карского в Баренцево море, пролива между Камчаткой и о-вом Карагинским, острова в Тихом океане (Восточный Фаю), горы в Антарктиде и др. Всего 18 раз имя Литке стоит на карте Мирового океана. Именем Ф.П. Литке также назывались ледорез и портовый ледокол.

28 сентября (17 сентября по старому стилю) 1797 года в Санкт-Петербурге родился Фёдор Петрович Литке. Адмирал, граф – не по наследству, а по заслугам. Мореплаватель, географ, политик. Человек, предложивший идею создания Русского географического общества и во многом определивший его облик.

Фёдор Петрович – первый граф в роду Литке. Титул получил в 1866 году "за долговременную службу, особо важные поручения и учёные труды, приобретшие европейскую известность".

Именно Фёдор Петрович привил любовь к мореплаванию и географической науке своему воспитаннику – великому князю Константину Николаевичу, сыну Николая I и младшему брату Александра ΙΙ. А без него – был бы высочайше одобрен проект Географо-статистического общества, созданный группой лучших учёных и мыслителей страны?

Наше отечество, простираясь по долготе более чем на полуокружность Земли, представляет само по себе особую часть света со всеми свойственными такому огромному протяжению различиями в климатах, явлениях органической природы и т. д. и такие совершенно особые условия указывают прямо, что главным предметом Русского географического общества должно быть возделывание географии России.

(Ф.П.Литке, речь на первом заседании Совета Русского географического общества, 1845 год)

Когда Константин Николаевич станет председателем Императорского Русского географического общества (ИРГО), его помощником, потом вице-президентом – то есть фактическим руководителем Общества – будет именно Литке. На этом посту мореплаватель получит и адмиральское звание, и графский титул, и должность президента Академии Наук.

Но вначале было трудное – без матери, а затем и без отца – детство, в котором отдушиной были лишь многочисленные книги. И юность, посвящённая морю: старшим другом и наставником Фёдора Петровича был муж его сестры, капитан (а затем и адмирал) Иван Сульменев. Именно Сульменев устроил племянника, уже послужившего (и награждённого Георгиевским крестом) под его началом, в кругосветное плавание на шлюпе "Камчатка".

Плавание длилось два года – с августа 1817 года по сентябрь 1819. Путешественники пересекли Атлантику, обогнули мыс Горн, прошли вдоль всего побережья обеих Америк, добрались до Камчатки и оттуда, через Индийский океан, вокруг Африки вернулись в Кронштадт. Фёдор Литке в этой экспедиции отвечал за гидрографические исследования – и вернулся домой настоящим морским волком. Заметим – и пламенным патриотом.

Кто бы мог думать, чтобы первое судно, которое мы встретили по выходе из Рио-Жанейро, было русское; чтобы в южных пределах света увидели соотечественников своих, услышали отечественный свой язык! Не знаю: более ли радовался Колумб, нашедши Новый Свет, как мы радовались встрече сей!

(из дневника Ф.П.Литке во время его плавания на шлюпе "Камчатка")

А потом был Север – с 1821 по 1824 год на шестнадцатипушечном бриге "Новая Земля" Фёдор Литке исследует Белое море, Новую Землю и прилегающие районы Северного Ледовитого океана. Именно здесь Фёдор Петрович приобретает славу не только мореплавателя, но и серьёзного учёного – книга "Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге "Новая Земля"" выходит в 1828 году и приносит Литке известность.

Меняется и патриотизм путешественника: место пылких юношеских восторгов занимает фундаментальная доказательность. В своих трудах Литке убедительно доказывает приоритет русских в освоении Арктики.

Но к какому времени нужно отнести начало мореплавания русских по Северному океану? Когда именно сделалась им известной Новая Земля? - вопросы, которые по своей вероятности навсегда останутся неразрешенными, и по причинам весьма естественным. Еще и ныне не можем мы похвалиться множеством писателей, посвятивших себя похвальному труду передать потомству отдельные деяния и подвиги своих соотечественников. Могли ли они существовать в непросвещенные века, предшествовавшие XVI-му, когда и искусство письма немногим еще известно было? История первых попыток россиян в Ледовитом море и постепенных открытий всех мест, им омываемых представила бы, конечно, не менее удивления и любопытства, чем и подобная история норманнов; но все это скрыто от нас непроницаемою завесою неизвестности.

(Ф.П.Литке, "Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге "Новая Земля"")

Следующее плавание – ещё более масштабное: Литке возглавляет кругосветное путешествие на шлюпе "Сенявин" продолжительностью в три года (1826 – 1829). Исследовано Берингово море и открыты неизвестные ранее острова, изучены побережья Камчатки. Из плавания Фёдор Петрович возвращается знаменитым – шлюп встречают в Кронштадте пушечным салютом – в этом же году получает внеочередное звание капитана I ранга и становится членом-корреспондентом Академии наук.

Вскоре после этого – в 1832 году – начинается 16-летняя история его наставничества. Великому князю Константину Николаевичу было всего пять лет, когда отец определил его судьбу – быть моряком, командующим Российским флотом. С этим прицелом и выбран в преподаватели самый учёный из мореплавателей – делом, да и словом, доказавший свою преданность стране.

Именно в эти годы вместе с друзьями и единомышленниками – Фердинандом Врангелем, Карлом Бэром, Константином Арсеньевым – Литке думает о создании в России географо-статистического общества по образцу тех, что уже существовали на тот момент в Великобритании и Франции. В 1845 году высочайшее соизволение было получено: создается Русское географическое общество, через пять лет приобретшее статус Императорского.

Основной целью Русского географического общества в первом его Уставе было признано "собрание и распространение географических сведений вообще и, в особенности, о России, равно как распространение достоверных сведений о нашем отечестве в других землях".

Дальше в жизни Фёдора Петровича Литке были и успешная оборона Финского залива в Крымскую войну, и генерал-губернаторство в Ревеле (ныне Таллин), и руководство Академией наук. Географическое общество оставалось, впрочем, любимым детищем мореплавателя: если только Литке был в Санкт-Петербурге, он вникал в проекты новых исследований и путешествий, хлопотал о выделении средств и издании научных трудов.

Когда в 1873 году ИРГО провожало Фёдора Петровича на покой, коллеги приготовили ему "вечный" подарок – именем Литке назвали почётную золотую медаль Общества, которая и поныне присуждается за "новые и важные географические открытия в Мировом океане и полярных странах".

Федор Петрович прожил долгий век, покинув наш мир лишь в 1882 году. Вырастив двоих сыновей, одного из них – также путешественника и морского офицера. К сожалению, Константин Фёдорович Литке пережил своего отца лишь на 10 лет. Но другое дитя великого мореплавателя – Русское географическое общество – оказалось действительно долговечным и живет уже больше 170 лет. А значит, труды его не были напрасными.

О пребывании на одном из Коралинских островов Литке писал: «…Трехнедельное пребывание наше на Юалане не только не стоило ни одной капли крови человеческой, но… мы добрых островитян могли оставить с прежними неполными сведениями о действии огнестрельных орудий наших, которые они почитают назначенными только для убивания птиц… Не знаю, найдется ли подобный пример в летописях раннейших путешествий в Южное море» (Ф. П. Литке. Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Сенявин» в 1826-1829 гг.).

В первой половине XIX в. русские мореплаватели совершили более 20 кругосветных путешествий, что значительно превысило количество таких экспедиций, предпринятых англичанами и французами вместе взятыми. А некоторые русские мореходы совершили кругосветные плавания дважды и трижды. В первой русской кругосветке мичманом на шлюпе Крузенштерна «Надежда» был Беллинсгаузен, который через некоторое время первым подойдет к берегам Антарктиды. На этом же корабле совершил свое первое плавание О. Коцебу, впоследствии возглавивший две кругосветки: в 1815-1818 и в 1823-1826 гг.

В 1817 г. Василий Михайлович Головнин, уже завершивший кругосветное плавание на шлюпе «Диана», которое стало легендарным, собрался в свою вторую кругосветку. Попасть в команду знаменитого мореплавателя считалось великой честью. По рекомендации капитана 2-го ранга И. С. Сульменева, впоследствии адмирала, Головнин взял на судно в качестве начальника гидрографической службы его воспитанника, 19-летнего мичмана Федора Литке, уже успевшего принять участие в морских боях с французами и заслужить орден.

На шлюпе «Камчатка», готовившемся к выходу в кругосветное плавание, собралась замечательная компания - будущее русского флота. Литке встретился здесь с волонтером Федором Матюшкиным, бывшим лицеистом и однокашником Пушкина, будущим адмиралом и сенатором, и с младшим вахтенным офицером Фердинандом Врангелем, впоследствии знаменитым исследователем Арктики, адмиралом. В команду вошел и совсем юный гардемарин Феопемпт Лутковский, который сначала увлечется идеями декабристов, а потом станет контр-адмиралом и морским писателем. В ходе двухлетнего плавания «Камчатка» прошла Атлантику с севера на юг, обогнула мыс Горн, через Тихий океан достигла Камчатки, побывала в Русской Америке, на Гавайях, Марианах и Молукках, затем пересекла Индийский океан и, обойдя Африку, 5 сентября 1819 г. вернулась в Кронштадт.

В 1821 г. по рекомендации Головнина Литке, уже ставший лейтенантом, был назначен руководителем арктической экспедиции на бриге «Новая Земля». Экспедиция обследовала Мурманский берег, западный берег Новой Земли, пролив Маточкин Шар, северный берег острова Колгуев. Проводились астрономические наблюдения. Обработав экспедиционные материалы, Литке опубликовал книгу «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге “Новая Земля” в 1821-1824 годах». Этот труд был переведен на несколько языков и принес автору заслуженное признание в научном мире. Карты, составленные экспедицией, служили морякам на протяжении века.

В 1826 г. капитан-лейтенант Литке, которому в то время не было еще и 29 лет, принял командование шлюпом «Сенявин», построенным специально для новой кругосветки. В августе того же года корабль вышел из Кронштадта в сопровождении второго шлюпа «Моллер», которым командовал М. Н. Станюкович (отец известного писателя). Согласно инструкции, экспедиция должна была произвести опись берегов Охотского и Берингова морей, а также Шантарских островов и осуществить исследования в Русской Америке. В зимнее время ей предстояло вести научные изыскания в тропиках.

Шлюп Станюковича оказался значительно быстроходнее «Сенявина» (почему-то в большинстве русских кругосветных экспедиций пары комплектовались из кораблей с существенно различавшимися ходовыми качествами), и второму пришлось все время догонять первый, главным образом на стоянках в портах. Почти сразу же корабли разлучились и далее совершали плавание в основном по отдельности.

После остановок в Копенгагене, Портсмуте и на Тенерифе «Сенявин» пересек Атлантику и в конце декабря прибыл в Рио-де-Жанейро, где уже стоял «Моллер». В январе 1827 г. шлюпы вместе направились к мысу Горн. Обогнув его, они попали в жестокий шторм - один из тех, которые, похоже, специально поджидают корабли, входящие в Тихий океан, - и вновь потеряли друг друга. В поисках «Моллера» Литке зашел в бухту Консепсьон, а затем в Вальпараисо. Здесь корабли и встретились, но Станюкович уже отправлялся на Камчатку, транзитом через Гавайские острова.

Литке же остановился в Вальпараисо. Там он проводил магнитные и астрономические наблюдения, а натуралисты экспедиции совершали экскурсии по окрестностям и собирали коллекции. В начале апреля «Сенявин» отправился на Аляску. До Новоархангельска добрались 11 июня и пробыли там больше месяца, ремонтируя шлюп, собирая коллекции, занимаясь этнографическими изысканиями. Затем экспедиция обследовала острова Прибылова и произвела съемку острова Святого Матвея. В середине сентября «Сенявин» пришел на Камчатку, где экспедиция в ожидании почты оставалась до 29 октября, изучая окрестности.

Двинувшись на юг, в конце ноября Литке достиг Каролинских островов. В самом начале 1828 г. экспедиция открыла доселе неизвестную часть этого огромного архипелага, назвав ее в честь своего корабля островами Сенявина. Затем шлюп зашел на Гуам и другие Марианские острова. Постоянно велись гидрографические работы; Литке, сверх того, выполнял астрономические, магнитные и гравиметрические измерения. На островах натуралисты продолжали пополнять свои коллекции. В конце марта шлюп отправился на север, к островам Бонин (Огасавара). Моряки обследовали их и подобрали двух англичан, потерпевших крушение. В начале мая Литке взял курс на Камчатку.

В Петропавловске простояли три недели, а в середине июня началась вторая северная кампания Литке. «Сенявин» проводил гидрографические исследования в Беринговом море. Продвигаясь на север, экспедиция определила координаты точек камчатского побережья, описала остров Карагинский, затем направилась в Берингов пролив и определила координаты мыса Восточный (ныне мыс Дежнёва). Работы по описи южного побережья Чукотки пришлось прервать в связи с неблагоприятной погодой. В конце сентября «Сенявин» вернулся на Камчатку, а через месяц вместе с «Моллером» вышел в Тихий океан.

В начале ноября корабли вновь разлучил шторм. Условленное место встречи находилось в Маниле. Перед тем как двинуться к Филиппинам, Литке решил еще раз зайти на Каролинские острова. И снова удачно: ему удалось открыть несколько коралловых атоллов. После этого он направился на запад и 31 декабря подошел к Маниле. «Моллер» уже был там. В середине января 1829 г. шлюпы двинулись на родину, прошли Зондским проливом и 11 февраля оказались в Индийском океане. Затем их пути снова разошлись: «Моллер» отправился в Южную Африку, а «Сенявин» к острову Святой Елены. Там в конце апреля шлюпы воссоединились, а 30 июня вместе достигли Гавра. Отсюда Станюкович взял курс прямо на Кронштадт, а Литке еще зашел в Англию, чтобы проверить инструменты в Гринвичской обсерватории.

Наконец 25 августа 1829 г. «Сенявин» прибыл на кронштадтский рейд. Он был встречен пушечным салютом. Сразу после возвращения Литке произвели в капитаны 1-го ранга.

Эта экспедиция, продлившаяся три года, стала одной из самых плодотворных в истории мореплавания, и не только российского. Были открыты 12 островов, исследовано на значительном протяжении азиатское побережье Берингова моря и ряд островов, собраны богатейшие материалы по океанографии, биологии, этнографии, составлен атлас из нескольких десятков карт и планов. Большой интерес у физиков вызвали опыты Литке с постоянным маятником, в результате которых была определена величина полярного сжатия Земли, и измерения магнитного склонения в различных точках мирового океана. В 1835-1836 гг. Литке опубликовал трехтомное «Путешествие вокруг света на военном шлюпе “Сенявин” в 1826-1829 гг.», переведенное на несколько языков. Оно было удостоено академической Демидовской премии, а Литке избран членом- корреспондентом Академии наук.

Однако путешествие Литке на «Сенявине» стало для него последним - против его собственной воли. В 1832 г. император Николай I назначил офицера и ученого воспитателем своего второго сына Константина. Литке оставался при дворе в качестве воспитателя 16 лет. Он не был рад этой высочайшей милости, но ослушаться не посмел. Именно в эти годы Федор Петрович Литке сделался одним из основателей Русского Географического общества (наряду с моряком Врангелем и академиками Арсеньевым и Бэром) и был избран его вице-председателем, тогда как почетным председателем стал великий князь Константин Николаевич, воспитанник Литке. К слову, он был толковым морским офицером и дослужился до адмирала, сыграл видную роль в проведении либеральных реформ в России, а в 1861 г. стал председателем Государственного совета. Неплохое воспитание.

В 1850-1857 гг. в географической деятельности Литке наступил перерыв. В это время он был командиром Ревельского порта, а затем Кронштадтского. На его плечи легла организация обороны Финского залива от англичан и французов в ходе Крымской войны (1854-1855 гг.). За блестящее выполнение этой задачи Литке получил чин адмирала и был назначен членом Государственного совета, а в 1866 г. получил графский титул. В 1857 г. Литке снова был избран вице-председателем Общества; его заместителем стал Петр Петрович Семёнов-Тян-Шанский. Достижения отечественной географии в значительной мере связаны с деятельностью Общества и не в последнюю очередь с умением Литке и его преемников привлекать к своим предприятиям талантливую молодежь. В 1864 г. Литке занял пост президента Академии наук и параллельно до 1873 г. продолжал руководить Географическим обществом.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главный герой

Федор Петрович Литке, русский мореплаватель, географ

Другие действующие лица

Мореходы В. М. Головнин, М. Н. Станюкович, Ф. П. Врангель; Великий князь Константин Николаевич; географы К. И. Арсеньев, К. М. Бэр, П. П. Семёнов-Тян-Шанский

Время действия

Маршрут

Вокруг света с востока на запад

Цели

Описание дальневосточных берегов России, исследования в Русской Америке и в тропической области Тихого океана