Меню
Бесплатно
Главная  /  Анатомия  /  Знаменитые храмы европы. Готика в архитектуре средневековой европы

Знаменитые храмы европы. Готика в архитектуре средневековой европы

Раннехристианская архитектура стала последним периодом античного зодчества, и отличалась от предыдущего особенной организацией внутреннего пространства и применением новых техник изобразительного искусства.

Первые христианские храмы официально стали возводить в IV столетии и связан этот процесс с именем императора Константина.

Место, где прославляют Бога, старались сделать величественным и монументальным, потому многие культовые строения были больших размеров. Рассмотрим шедевры мировой архитектуры, и узнаем, какой самый большой католический собор.

Кёльнский собор. Кёльн

Красивейший собор в немецком Кёльне возведен в классическом готическом стиле, присущем периоду Средневековья. Первый камень в фундамент нового сооружения был заложен в 1248 году, а вот строительство растянулось на несколько столетий.

Свой окончательный вид католическая святыня приобрела в 80-е годы XIX столетия. Именно тогда завершили возводить шпили, которые взметнулись в небо на 157 метров, что сделало церковь одной из высочайших в мире.

Одна из легенд гласит, что с окончанием строительства собора в Кёльне наступит конец света, поэтому здание постоянно перестраивают, внося новые архитектурные элементы.

В современной архитектуре собор Пресвятой Богородицы в Милане считается крупнейшим зданием, возведенным из белого мрамора. Выполнен он в классическом пламенеющем готическом стиле, для которого характерны витиеватые элементы и причудливая орнаментация.

Строили его в течение 5 веков, а первый камень был заложен в далеком 1386 году. Облик храма уникален, и тысячи туристов приезжают насладиться великолепием здания и его внутренним убранством.

В стране, где ревностно относятся к христианским святыням, в премьер-министра Берлускони однажды бросили моделью Миланского собора.

Пражский храм, возведенный в честь христианских святых, считается самым длинным культовым сооружением католицизма. Шедевр архитектуры настоящая жемчужина ческой столицы и образец готики.

Как и многие культовые сооружения, Храм святого Вита возводили и в течение долгого времени и неоднократно перестраивали. Интерьер украшен резными арками и множеством витражных окон. Стены расписаны лучшими мастерами живописи эпохи Возрождения, а колоны выложены прекрасной мозаикой.

Католики всего мира съезжаются в канун христианских праздников, чтобы прикоснуться к святыням. Внутри храма находится мавзолей и склепы, где покоятся императоры, их жены и епископы.

Собор – при прочтении этого слова на ум неизбежно приходит величественное сооружение, выполненное с неистовым дизайнерским замыслом. Как правило, собором является один из главных городских храмов, создание которого обязательно связано с важным для страны историческим событием. Именно поэтому строительство соборов всегда проходило с чрезвычайным размахом. Несмотря на множество прекраснейших храмов всего мира, первые строчки рейтинга соборов по размеру заняли Европейские сооружения. Итак, занимательно будет изучить информацию про самые большие соборы Европы.

Первым в списке самых высоких соборов не только Европы, но и всего мира, считается Ульмский собор, который находится в одноименном городе Ульм, Германия. Высота сооружения вместе с колокольным шпилем составляет 161,5 метра. У посетителей этого гиганта имеется возможность взобраться на самую высокую точку собора по каменным винтовым лестницам. Интересным фактом является то, что строительство Ульмского собора проходило в течение 5 веков, начиная с 1377 года, закончившись возведением шпиля в 1890 году. Примечательно также и то, что по легенде, при строительстве храма перед незадачливыми строителями встала задача, как пронести огромные брёвна через ворота. В то время как строители бились над решением, как протащить бревно в город, которое по высоте никак не проходило в городские ворота, кто-то из них заметил воробья, который несет соломинки в свое жилище параллельно земле. Решение было найдено, Ульмский собор построен, а воробей стал символом города. Именно его скульптура с прутиком в клюве и возвышается на главной крыше здания.

Строительство второго по величине собора Европы началось в 1248 году и проходило в два этапа из-за финансовых проблем. 1880 год ознаменовался открытием самого высокого сооружения в мире, которым на целых 4 года стал Кёльнский собор, находящийся в Германии, городе Кёльн. Высота сооружения со шпилем составляет 157 метров. В наши дни данное архитектурное творение имеет самый большой церковный фасад во всем мире, а также самый большой действующий колокол. При осмотре сооружения не стоит забывать, что его возведение затронуло две эпохи, так, западный фасад, который более привлекает взгляды восторженных туристов, построен в 19 веке и воплотил в себе стиль неоготики, в то время как остальная часть здания содержит в себе элементы и особенности классической готики. Самый большой в мире колокол имеет название «Святой Пётр» и весит 24 тонны, а вес его колокольного языка составляет 800 килограмм.


Следующим рекордсменом по праву стал Собор Руанской Богоматери во Франции, город Руан. Сооружение внесено в список памятников национального Французского наследия, является собором с самой высокой чугунной башней во всем мире (151 метр). Возведение Французского чуда началось в 1145 году, однако после сильнейшего пожара сохранить удалось лишь стены северной башни Сен-Ромен, восстановление которой перешло в строительство южной части здания и Масляной башни, создание которой закончилось в 1880 году. Примечательно то, что великий художник Моне в 19 веке создал цикл картин, на которых была запечатлена история великого собора, его взлеты и падения. Всего цикл насчитывает 50 полотен.

Страсбургский собор находится во Франции и на протяжении более чем 200 лет считался самым высоким мировым церковным сооружением. Высота здания составляет 142 метра и на сегодняшний день — это шестое место в числе самых высоких соборов мира. Интересным и самым посещаемым местом собора считаются астрономические часы, которые были выполнены в далеком 1574 году и уже тогда имели астрономические функции. К таковым относится умение часов вычислять точку отсчета от нового года до праздников, даты которых каждый год приходятся на разные дни. В Страсбурге существует традиция, по которой летними вечерами на стенах собора транслируются различные цветовые представления под произведения мировой классической музыки.


Самым вместительным Европейским собором является Собор Святого Петра, который находится в Ватикане на известной площади, имеющей одноименное с собором название. Здание считается центральным церемониальным местом католической церкви, вместимость собора составляет 60.000 человек. Сооружение начало возводиться в 326 году, однако завершилось окончательно лишь в 17 веке, когда по желанию Павла V было произведено удлинение восточной части. 17 век также ознаменовался и появлением площади возле собора, которая задумывалась для собрания людей для получения благословения Папы. Над отделкой собора трудились такие известные архитекторы и художники, как Рафаэль, Микеланджело, Бернини и другие.


Несмотря на вместимость Собора Святого Петра, самым большим по площади собором в мире является не он, а Миланский собор. Длина здания составляет 158 метров, ширина 93 метра, также данное сооружение имеет самый высокий в Европе шпиль по высоте центрального нефа (47 м). Миланский собор - единственный готический собор, выполненный из мрамора. Алтарь сего чуда украшает одна из самых ценных реликвий древности – гвоздь с распятия Христа.


Собор Святого Вита в Праге по праву считается не только одним из самых больших, но и самым длинным католическим храмом в мире, длина главного нефа собора составляет 124 метра. Датой оснований здания считается 925 год, однако пик его развития пришелся на 1350 – 1930 годы. Внутри собор открывает для посетителей чудесную готическую панораму, плавно переходящую в хоровую область с огромными витражными окнами.


Самым длинным собором по длине центрального нефа (169 метров) является Уинчестерский собор, графства Хэмпшир, Великобритания.
Собор начали строить по инициативе Кенвала, короля Уэссекса. Строительство было завершено в 648 г. В соборе проходили такие важные для истории Британии события, как Коронация Генриха-младшего и его супруги Маргариты Французской (1172), Вторая коронация Ричарда Львиное Сердце (1194), Бракосочетание Генриха IV и Жанны Наварской (1403), бракосочетание Марии I и Филиппа II (1554). Здание привлекает внимание туристов не только размерами и архитектурными изысками, но также захоронением известной британской писательницы Джейн Остин и съемками фильма «Код да Винчи» в 2005 году.


Собор получил широкую известность благодаря большому витражу. Высота самого большого витражного окна составляет 24 метра, ширина 11,6 метров. Именно это сооружение является школой Хогвардс в популярном киношедевре Гарри Поттер. Постройка собора проходила в далеком 11 веке, в этом сооружении прошла коронация одной из известнейших фигур британской монархии – Генриха III.


На Пасху торжественная служба и крестный ход прошли и в Исаакиевском собора Петербурга. Недавно решением региональных властей храм должен быть передан в пользование Русской Православной Церкви. В городе с этим согласились не все. Петербургский избирком зарегистрировал инициативную группу по организации референдума по принадлежности Исаакия. Дискуссия таким образом приобретает затяжной характер.

"Вести недели" поинтересовались, как обстоит дело с самыми великими и знаковыми храмами Европы — Рима, Ватикана, немецкого Кёльна. Общеевропейский опыт таков, что эти великие храмы принадлежат государству, но переданы в пользование той древней структуре, для которой были созданы, — Церкви.

Справедливости ради есть и другой пример использования шедевра мировой архитектуры — это храм Софии в Стамбуле. Как известно, там — музей. Если кого-то вдохновляет такой пример, то так и надо говорить: по модели Софии в Стамбуле.

Каждый день в "сердце Парижа", как называл Нотр-Дам великий Виктор Гюго, звучат звуки органа. Это месса, католическая молитва Господу. Туристы из разных стран и разных вероисповеданий на вопрос, куда они пришли отвечают, не раздумывая: "Это храм. Мы пришли сюда, чтобы увидеть храм".

Собор Парижской Богоматери — собственность государства. Государство несет ответственность за ремонт и состояние, оплачивая реставрацию из своих фондов. Религиозную жизнь храма осуществляет главное объединение католиков страны Конфедерация епископов Франции. Получается, что Нотр-Дам находится в распоряжении служителей Церкви, но формально он им не принадлежит. В этом есть плюсы: Церковь не платит налоги на недвижимость и землю.

Ежегодно храм посещают 14 миллионов человек. Абсолютно бесплатно. Как, кстати, и большинство французских церквей. Платными в Нотр-Дам являются только сокровищница и колокольни.

"Для меня как для истинного парижанина, верующего католика, конечно, это храм, где происходят службы, рукоположения священников. Государство является собственником стен и занимается реставрационными работами. Все, что внутри, принадлежит Церкви", — сказал Бертран Грюненвальд, руководитель хора собора Парижской Богоматери.

За всю историю собор Парижской Богоматери лишь однажды отняли у католиков — 10 ноября 1793 революционеры-якобинцы превратили его в храм разума и отправляли в священных стенах культ Разума и Верховного Существа. Но уже 2 декабря 1804 года Наполеон короновал себя здесь императором всех французов. И хотя короновал он себя сам, церемонию освещал своим присутствием Папа Пий VII. Так храм снова стал храмом и остается им по сей день.

Собор Святого Петра — грандиозная сокровищница шедевров искусства: Рафаэль, Микиланджело, Бернини. Храм открыт ежедневно, а в среду в нем проходит папское богослужение и аудиенция Понтифика. Во время проведения службы храм продолжает действовать и как музей.

Ватикан заинтересован в туристах. Доходы от них составляют значительную часть его бюджета. В музеи Ватикана — а это 54 галереи, где собраны редкие артефакты, — вход платный. А вот попасть в собор Святого Петра можно абсолютно бесплатно — достаточно отстоять очередь. Многие лучшие музеи Италии бесплатные именно потому, что они — действующие храмы.

"Двери храмов открыты всегда и всем, потому что их не воспринимали как музеи. Их воспринимали как литургию, что на греческом означает "общее дело", произведение народа", — отметил кардинал Джанфранко Равази, председатель Папского совета по культуре.

Благодаря этому принципу в Риме можно, например, совершенно бесплатно полюбоваться шестью картинами великого Караваджо, что хранятся в нескольких христианских базиликах. Три шедевра мастера — "Мученичество Святого Матфея", "Призвание апостола Матфея", "Апостол Матфей и ангел" — находятся в храме San Luigi dei Francesi. Радиографический анализ показал, что лик Христа мастер переписывал неоднократно.

То, что доступ к фрескам открытый и бесплатный, — принципиальный вопрос для равного доступа всех к великому наследию. Во многом именно позиция Католической Церкви определила такое важное социальное равенство всех перед искусством.

Отделанный цветным мрамором храм является церковью французской диаспоры в Риме и обязательным местом посещения всеми любителями искусств.

Большая часть храмов — это национальные памятники, реставрацию которых осуществляет государство. Комплексную реставрацию скульптуры Моисея работы Микеланджело в базилике San Pietro in Vincoli государство завершило недавно.

Базилика — символ гармонии Церкви и государства. Периметр с папской гробницей работы Микеланджело принадлежит государству. Граница принадлежности — мраморная черта. Один-единственный шаг — вы оказываетесь на территории Ватикана, то есть Церкви. Государство и Церковь в одних стенах и под одним куполом сосуществуют вместе, друг другу не мешая.

Действительно, церковные службы ничуть не мешают экскурсионной и музейной практике. От туристов требуют лишь соблюдения правил посещения храмов.

"Нужно уважать историю стен. В церкви проходят богослужения, идет духовная жизнь народа. В то же время церковь как камни — это историческое наследие нации. Точкой равновесия между храмом и объектом культуры является уважение к истории", — отметил Паоло Николини, директор музейного комплекса Ватикана.

Такова, например, Сикстинская капелла, рассказывает монсеньер Николини. Священное место, где избираются Понтифики, открыто для публичного посещения. Только каждый час священнослужитель просит посетителей помолится в тишине в течение минуты. Но молится или просто молча любоваться грандиозными фресками, каждый пришедший решает для себя сам.

Кельнский собор, который посещают шесть миллионов человек в год, как до войны, так и сегодня остается собственностью Римско-Католической Церкви. Для посещений Кельнский собор открыт с утра и до вечера. Расположенная в соборе сокровищница имеет музейный статус. Именно поэтому превращение собора в музей лишено всякого смысла.

Долгие столетия Айя София в Стамбуле был самым большим христианским храмом. Сюда приезжали люди со всех концов империи и не только. "Не знаю, на земле мы были или на небе" — так описывали свои ощущения князю Владимиру паломники из Руси. Теперь паломников здесь нет. Только туристы. Вход стоит 40 лир — это примерно 600 рублей — а сам храм открыт только ограниченное время — до середины дня.

Но Айя София уже давно не храм и не мечеть. Гулкое выхолощенное пространство, в центре которого смонтирован пюпитр для светских митингов, выглядит пустынным и бессмысленным нагромождением древностей, которых оторвали от их мистической сути. Впрочем, туристы все равно точно знают, куда они приходят.

В 1967-м Понтифик Павел VI пытался встать здесь на колени и совершить молитву. Ему помешал тогдашний премьер Турции: здесь вам не храм и не мечеть, никаких религиозных церемоний. Тем временем все больше историков называют музейный статус Айя София актом волюнтаризма правительства Ататюрка. А юристы говорят, что он нарушает Конституцию и законы страны, по которым места поклонения не могу служить каким-то иным целям.

Так в турецком обществе Аяй София, скорее, стала яблоком раздора, а не символом примирения. И главный спор сейчас не в том, храм это или мечеть, а в том, что подмена ценностного восприятия уничтожила весь тысячелетний мистический опыт Аяй Софии. И ныне лишенный духовных смыслов, ради которых и возводился, собор мало напоминает о двух великих конфессиях. И храмом Премудрости Божьей — своим историческим именем — сегодня его уже вряд ли кто-нибудь назовет.

Известные соборы Европы посещают все, независимо от вероисповедания и отношения к религии. И для туристов они являются топовыми достопримечательностями. А все потому, что многие европейские храмы – это не просто культовые сооружения. Они являются архитектурным достоянием и культурным наследием, свидетелями многовековой истории народа и символом страны. Такая многогранность превращает известные соборы в мощный центр притяжения.

Друзья, не удивляйтесь столь философскому вступлению данного поста. Я, как всегда, приветствую вас и хочу вместе с вами взглянуть на те великие соборы западной Европы, которые впечатлили меня наяву. Мы сейчас имеем возможность видеть, какие гениальные творения появились еще в средние века.

Эти башни Кафедрального собора Св. Вита в Праге (передний план на фото) были построены в XVI веке. Можно только предположить, сколько труда вложили архитекторы и строители при средневековом уровне развитии техники…

Храмы страдали от частичных разрушений, расширялись и перестраивались. Но главные из них сохранили свою основу, зачастую выполненную в романском стиле, который преобладал в начале тысячелетия. А на этой основе вырастали готические башни, соединяя в себе мощь, возвышенность и утонченность.

Пожалуй, для меня самым впечатляющим храмом на сегодняшний день остается пражский Святовитский собор. Поэтому с него и начну свое краткое описание европейских соборов. Не стану ранжировать объекты по размерам, высоте башен и пр. Так как о каждом из этих культовых сооружений есть в блоге статьи, где можно узнать историю, посмотреть внутреннее убранство, то сейчас остановлюсь только на некоторых деталях, сопровождая фото с названиями.

Собор святого Вита в Праге

Храм Святой Варвары в городке Кутна Гора

Собор Варвары или, как говорят в Чехии, Барборы, находится в небольшом городке, связанном с добычей и переработкой серебра.

Stephansdom превышает все соборы, представленные в данной статье. Высота его южной башни – без малого 137 м. Протяженность также выдающаяся – 200 м. Храм занимает почти всю одноименную площадь, его сложно охватить взглядом весь. Поэтому воспринимается по-особенному… Высочайшая южная башня, северная колокольня, Альбертовы хоры…

Так и хочется сказать, что у собора Св. Стефана сложная судьба. Началась его история еще в XII веке. Перестраивался, расширялся, отстраивал заново рухнувшие башни. Собору посвящен – Stephansdom заслуживает того, чтобы о нем узнать больше.

Мы поднимались на самую высокую смотровую площадку храма по узкой винтовой лестнице, состоящей из 343 ступеней. Утомительное, но впечатляющее мероприятие. И Вена с высоты просматривается, как на ладони.

Фрауэнкирхе – одна из крупнейших церквей Германии и главный храм . Ее оригинальные идентичные башни «в кепочках» узнаваемы на любой фотографии баварской столицы.

Церковь отличается от других крупнейших храмов тем, что ее построили раз и навсегда. На возведение нефов понадобилось около 30 лет, начиная с 1468 года, а башни были завершены в 1525 году. Неслыханная скорость для средневековья! Тем более что размеры сооружения очень солидны: 109 м в длину при 99-метровой высоте колоколен.

Внутри собор Богоматери кажется невероятно высоким. Его внутреннее убранство не отличается пышностью, а восьмигранные колонны, разделяющие пространство на три нефа, еще и прибавляют высоты. Мюнхенская имеет свою легенду, утверждающую, что у входа в церковь остался след дьявола. Тем посетителям, которые надумают сверять факты, рекомендую осмотреть ступеньки всех порталов храма. В соборе два боковых входа и главный со стороны башен.

Собор Святой Евлалии в Барселоне

Кафедральный собор Барселоны является образцом каталонской готики. Он назван в честь юной мученицы Св. Евлалии и расположен в центре квартала.

Это также один из старейших храмов Европы, строительство которого растянулось на шесть столетий. Закладка трехнефного сооружения, увенчанного прекрасной неоготической башней, состоялась в 1298 году, а самый высокий шпиль установили в храме в 1909-13 гг.

Известен тем, что на его территории есть клуатр с небольшим прудиком, где плавают гуси. Они символизируют чистоту юной покровительницы, поэтому живут стайкой из 13 особей – именно в таком возрасте пострадала Святая Евлалия.

Храм Святой Теклы в Таррагоне

Кафедральный собор Таррагоны носит имя Святой Теклы. Он построен на месте древнеримских культовых сооружений в самом высоком месте города.

Древнейший храм начали возводить в 1171 году на основе романской церкви. До настоящего времени сохранились боковые стены с портиками в романском стиле. Окно-роза этого сооружения превышает в диаметре подобные витражи практически всех европейских храмов, уступая только Пальмскому собору на Майорке.

Находится в историческом центре Таррагоны, к нему ведет очень колоритная узкая улица, связанная с площадью перед храмом старинной лестницей.

Собор с часовней Святой Чаши в Валенсии

Валенсийский собор знаменит на весь мир. Именно в этом храме находится Святой Грааль – священная ритуальная чаша. Реликвию доставили в собор в 1437 году. В настоящее время она установлена в нише готического средневекового алтаря, который находится в готической часовне собора.

Храм восхищает не только ценнейшей реликвией, но и своей уникальной архитектурой. Сооружение имеет три портала, расположенных с разных сторон, и каждый из них соответствует отдельному архитектурному стилю.

Западный готический портал был создан в средние века и посвящен апостолам (на фото). С южной стороны в первой половине XVIII века выстроили роскошно украшенный вход в стиле барокко. Необычным является то, что его сделали вогнутым, так как в довольно узком простенке архитекторы постарались вместить много важных элементов, присущих барочному стилю.

Сохранился в и старейший романский портал Альмоины, который построили первым, преобразуя в 1260-е годы бывшую арабскую мечеть в христианский храм.

В этой статье упомянуты не самые большие соборы Европы, но все они относятся к крупнейшим и известнейшим. Данный перечень я намерена дополнять и обновлять по мере посещения других выдающихся храмов в европейских странах. Поэтому мой список содержит только по одному объекту отдельно взятого города, и далеко не все значимые церкви той или иной страны.

Возьмите хотя бы Чехию: только в Праге, помимо собора Св. Вита, несомненную ценность представляют храм, собор , костел… Но есть главные, о которых путешественники больше наслышаны и стремятся посетить. Многие соборы значатся в Списке Всемирного наследия как исторические и культурные объекты. Знакомьтесь детальнее с их описанием в статьях блога, воспользовавшись ссылками.

Ваш euro-проводник Татьяна