Меню
Бесплатно
Главная  /  Диагностика  /  Калина красная читать краткое содержание. Василий шукшин - калина красная

Калина красная читать краткое содержание. Василий шукшин - калина красная

Повест-во-вание — от третьего лица. Много диалогов. Сюжет дина-мичен, насыщен собы-тиями, во многом мело-дра-ма-тичен.

Закон-чился последний вечер Егора Проку-дина на зоне. Утром начальник напут-ствует его. Мы узнаём, что Егор мечтает о своём хозяй-стве, корове. Его будущая жена — Байка-лова Любовь Федо-ровна. Он её никогда не видел, они знают друг друга только по пере-писке. Начальник сове-тует получше одеться.

Выйдя из тюрьмы, Прокудин насла-жда-ется весной, ощущает прилив сил, раду-ется чувству жизни. В областном центре Егор приходит к своим това-рищам «на хату». Там много молодых людей. Среди прочих — Губо-шлёп, Бульдог, Люсьен. Они ждут звонка от подель-ников: те совер-шают очередное ограб-ление. Егор (там его зовут Горе) не хочет расска-зы-вать о зоне, он хочет отдох-нуть от жесто-кости. Они пляшут с Люсьен. Чувству-ется, что никто не разде-ляет настро-ения Егора, даже Люсьен (которая лучше других пони-мает мерзость их занятия и внут-реннюю чистоту Егора). Губо-шлёп нерв-ни-чает, немного ревнует Люсьен к Егору. Разда-ётся звонок: подель-ников накрыла милиция, всем надо разбе-гаться. Егор тоже бежит, хотя это риско-ванно для него. Он пыта-ется найти в городе своих знакомых, но ему не хотят отве-чать.

«И вот районный автобус привез Егора в село Ясное» — к Любе. Она встре-чает его на оста-новке. В чайной он расска-зы-вает, что был бухгал-тером, попал в тюрьму случайно. Люба знает, что он вор-реци-ди-вист, но наде-ется на то, что Егор найдёт дорогу в нормальной жизни. Она ведёт знако-мить его со своими роди-те-лями. Люба исполь-зует «легенду» Егора о бухгал-тере, чтобы не пугать роди-телей. Но когда Егор оста-ётся с ними наедине, отец Любы (жена назы-вает его Микитка) начи-нает «допра-ши-вать» Егора. Тот сарка-сти-чески отве-чает: мол, убил семерых, вось-мого не полу-чи-лось. Егор считает, что в тюрьме может оказаться каждый (иронично напо-ми-нает старику про годы граж-дан-ской войны, коллек-ти-ви-зации), и нечего мучить чело-века, если он решил начать новую жизнь. Егор приме-ряет маску обще-ствен-ного деятеля, комму-ниста, «обли-чает» «отсталых» стариков.

Егор знако-мится с Петром, братом Любы. Петро и Егор идут в баню. Петро безраз-личен и к прошлому героя, и к нему самому: ему не охота знако-миться, общаться. Егору не нравится чувство-вать себя бедным родствен-ником, улыбаться всем и при этом чувство-вать к себе недо-верие. Петро не реаги-рует на обиды Егора, и через неко-торое время Егор пони-мает, что у Петро нет предубеж-дений: просто он нераз-го-ворчив.

Зоя, жена Петра, и мать Любы обсуж-дают с ней Егора. Любе выска-зы-вают неодоб-рение. Женщины выра-жают общее мнение всего села. Неожи-данно Любу защи-щает отец. Тут слышен крик Петра. Егор неча-янно ошпарил его кипятком. Зоя в ужасе, отец Любы схва-тился за топор — но всё обошлось шуткой. Соседи на улице активно обсуж-дают случив-шиеся.

Вечер в доме Байка-ловых проходит мирно и спокойно. Старики вспо-ми-нают каких-то старых родствен-ников, Люба пока-зы-вает фото-графии, Егор и Петро мирно шутят над проис-ше-ствием в бане. Ночью Егору не спится, он хочет пого-во-рить с Любой, она выпро-ва-жи-вает его под одоб-рение матери, но тоже не может заснуть.

Егор уезжает в районный центр. Он честно говорит Любе: «Может, вернусь. Может, нет». По дороге ему мере-щится, что его дружки возвра-ща-ются за ним. Он думает о Губо-шлепе. В райцентре он идет на теле-граф и отправ-ляет ему деньги. В это время подруга по работе Варя сове-тует Любе бросить Егора и принять обратно бывшего мужа — Кольку. Очевидно, что одно-сель-чанам не нравится поступок Любы не потому, что Егор может оказаться нена-дежным, а потому, что Люба ведет себя не как все. Варя начи-нает весело расска-зы-вать, как заме-ча-тельно ей живется с мужем-алко-го-ликом, кото-рого она бьёт скалкой.

Егор направ-ля-ется в ресторан, где устра-и-вает «пикничок». Он кормит и поит незна-комых людей. Соби-ра-ются самые спив-шиеся мужички. Егор тратит много денег. Он звонит Любе и говорит, что надо остаться на ночь — не уладил вопросов с воен-ко-матом. В это время мать недо-вер-чиво спра-ши-вает у Любы, где Егор. Снова отец защи-щает дочь и помо-гает пове-рить в очередную «легенду» Егора.

Егор продол-жает «разврат-ни-чать» (слово Шукшина): пьёт, поёт, пляшет, произ-носит испол-ненные жизне-утвер-жда-ю-щего пафоса речи. В конце концов, Егор раздаёт остав-шиеся деньги, берет коньяк и шоколад, садится в такси и едет в Ясное. Приходит к Петру, пред-ла-гает выпить в бане. В этом «тесном черном мире» они распи-вают коньяк и встре-чают рассвет песней «Сижу за решеткой в темнице сырой».

Утром он прово-жает Любу на ферму. По дороге болтают. Среди прочего Люба упоми-нает о своём бывшем муже Кольке, который посто-янно пьёт. Егор вспо-ми-нает своё детство, мать и корову Маньку. Люба знакомит Егора с дирек-тором фермы Дмит-рием Влади-ми-ро-вичем. Она устра-и-вает Егора шофером на ферму: дирек-тору как раз срочно пона-до-бился води-тель. Егору не понра-вился директор: «гладкий, довольный». Дирек-тору Егор тоже не нравится: «бессмыс-ленно строп-тивый».

Директор даёт задание — забрать брига-дира Саве-льева в деревне Сосновке. Егор выпол-няет задание, но, вернув-шись, отка-зы-ва-ется от даль-нейшей работы. На трак-торе легче.

Егор просит само-свал у Петра и берет с собой Любу. По дороге он объяс-няет ей, что хочет заехать к одной старушке — Куде-лихе. Якобы его попросил товарищ узнать о её здоровье. Любе надо пред-ста-виться работ-ницей райсо-беса и расспро-сить о ней. Старуха расска-зы-вает о себе, о том, что дети все порас-те-ря-лись. Люба успо-ка-и-вает её. Егор сидит молча, в темных очках. Когда они отъе-хали, он говорит Любе, что это его мать.

Дома к Любе приходит её бывший муж с тремя друзьями. Егор выво-ла-ки-вает его из дома. Они отходят к дере-вьям, начи-на-ется драка. Колька с перепою, поэтому оста-ется бит. На Егора кида-ется ещё один — Егор оста-нав-ли-вает одним ударом. Колька отбе-гает, хватает кол, идет на Егора — Егор оста-нав-ли-вает его взглядом.

Утром Егор сделал первую в жизни борозду (на трак-торе). Он дышит запахом вспа-ханной земли и испы-ты-вает радость от этого.

К Егору приез-жает Шура — один из его бывших подель-ников. Они о чём-то говорят, Шура пере-дает деньги от Губо-шлепа (чтобы у Егора было, на что вернуться к ним), но Егор швыряет эти деньги в лицо Шуре. Тот уезжает. Люба волну-ется, Егор пыта-ется успо-коить её, но ясно, что и сам не в духе.

На следу-ющий день они рабо-тают в поле. Его уже засе-вают. Егор заме-чает, что у леса стоит черная Волга. Он видит там Губо-шлепа, Бульдю и Люсьен. Идёт к ним. Люсьен тем временем требует, чтобы Губо-шлёп не трогал Егора. Но Губо-шлеп эмоцио-нально выска-зы-вает свою позицию: ему не по душе, что Егор теперь почти святой, и только они — греш-ники. Мы узнаём, что над Губо-шлёпом нависла опас-ность и поэтому он хочет успеть распра-виться с Егором.

Люба видит, как Егор с кем-то отпра-вился в лес. Она бежит домой — оказы-ва-ется, отец даже объяснил им, как проехать. Тут Люба оста-нав-ли-вает само-свал Петро, они едут в сторону леса. Преступ-ники видят это, зовут Губо-шлепа — тот выбе-гает из леса, прячет что-то под одежду и они уезжают.

Егор тяжело ранен. Люба и Петро кладут его в само-свал, быстро везут. Но тут Егор чувствует, что умирает и просит поло-жить его на землю. Он просит у Любы взять его деньги и отдать их матери.

«И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи от дома... Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному ему слышное. Так он в детстве прижи-мался к столбам».

Петро дого-няет Волгу. Сбега-ются люди. Участь преступ-ников пред-ре-шена.

Повествование – от третьего лица. Много диалогов. Сюжет динамичен, насыщен событиями, во многом мелодраматичен.

Закончился последний вечер Егора Прокудина на зоне. Утром начальник напутствует его. Мы узнаем, что Егор мечтает о своем хозяйстве, корове. Его будущая жена – Байкалова Любовь Федоровна. Он ее никогда не видел, они знают друг друга только по переписке. Начальник советует получше одеться.

Выйдя из тюрьмы, Прокудин наслаждается весной, ощущает прилив сил, радуется чувству жизни. В областном центре Егор приходит к своим товарищам “на хату”. Там много молодых людей. Среди прочих – Губошлеп, Бульдог, Люсьен. Они ждут звонка от подельников: те совершают очередное ограбление. Егор (там его зовут Горе) не хочет рассказывать о зоне, он хочет отдохнуть от жестокости. Они пляшут с Люсьен. Чувствуется, что никто не разделяет настроения Егора, даже Люсьен (которая лучше других понимает мерзость их занятия и внутреннюю чистоту Егора). Губошлеп нервничает, немного ревнует Люсьен к Егору. Раздается звонок: подельников накрыла милиция, всем надо разбегаться. Егор тоже бежит, хотя это рискованно для него. Он пытается найти в городе своих знакомых, но ему не хотят отвечать.

“И вот районный автобус привез Егора в село Ясное” – к Любе. Она встречает его на остановке. В чайной он рассказывает, что был бухгалтером, попал в тюрьму случайно. Люба знает, что он вор-рецидивист, но надеется на то, что Егор найдет дорогу в нормальной жизни. Она ведет знакомить его со своими родителями. Люба использует “легенду” Егора о бухгалтере, чтобы не пугать родителей. Но когда Егор остается с ними наедине, отец Любы (жена называет его Микитка) начинает “допрашивать” Егора. Тот саркастически отвечает: мол, убил семерых, восьмого не получилось. Егор считает, что в тюрьме может оказаться каждый (иронично напоминает старику про годы гражданской войны, коллективизации), и нечего мучить человека, если он решил начать новую жизнь. Егор примеряет маску общественного деятеля, коммуниста, “обличает” “отсталых” стариков.

Егор знакомится с Петром, братом Любы. Петро и Егор идут в баню. Петро безразличен и к прошлому героя, и к нему самому: ему не охота знакомиться, общаться. Егору не нравится чувствовать себя бедным родственником, улыбаться всем и при этом чувствовать к себе недоверие. Петро не реагирует на обиды Егора, и через некоторое время Егор понимает, что у Петро нет предубеждений: просто он неразговорчив.

Зоя, жена Петра, и мать Любы обсуждают с ней Егора. Любе высказывают неодобрение. Женщины выражают общее мнение всего села. Неожиданно Любу защищает отец. Тут слышен крик Петра. Егор нечаянно ошпарил его кипятком. Зоя в ужасе, отец Любы схватился за топор – но все обошлось шуткой. Соседи на улице активно обсуждают случившиеся.

Вечер в доме Байкаловых проходит мирно и спокойно. Старики вспоминают каких-то старых родственников, Люба показывает фотографии, Егор и Петро мирно шутят над происшествием в бане. Ночью Егору не спится, он хочет поговорить с Любой, она выпроваживает его под одобрение матери, но тоже не может заснуть.

Егор уезжает в районный центр. Он честно говорит Любе: “Может, вернусь. Может, нет”. По дороге ему мерещится, что его дружки возвращаются за ним. Он думает о Губошлепе. В райцентре он идет на телеграф и отправляет ему деньги. В это время подруга по работе Варя советует Любе бросить Егора и принять обратно бывшего мужа – Кольку. Очевидно, что односельчанам не нравится поступок Любы не потому, что Егор может оказаться ненадежным, а потому, что Люба ведет себя не как все. Варя начинает весело рассказывать, как замечательно ей живется с мужем-алкоголиком, которого она бьет скалкой.

Егор направляется в ресторан, где устраивает “пикничок”. Он кормит и поит незнакомых людей. Собираются самые спившиеся мужички. Егор тратит много денег. Он звонит Любе и говорит, что надо остаться на ночь – не уладил вопросов с военкоматом. В это время мать недоверчиво спрашивает у Любы, где Егор. Снова отец защищает дочь и помогает поверить в очередную “легенду” Егора.

Егор продолжает “развратничать” (слово Шукшина): пьет, поет, пляшет, произносит исполненные жизнеутверждающего пафоса речи. В конце концов, Егор раздает оставшиеся деньги, берет коньяк и шоколад, садится в такси и едет в Ясное. Приходит к Петру, предлагает выпить в бане. В этом “тесном черном мире” они распивают коньяк и встречают рассвет песней “Сижу за решеткой в темнице сырой”.

Утром он провожает Любу на ферму. По дороге болтают. Среди прочего Люба упоминает о своем бывшем муже Кольке, который постоянно пьет. Егор вспоминает свое детство, мать и корову Маньку. Люба знакомит Егора с директором фермы Дмитрием Владимировичем. Она устраивает Егора шофером на ферму: директору как раз срочно понадобился водитель. Егору не понравился директор: “гладкий, довольный”. Директору Егор тоже не нравится: “бессмысленно строптивый”.

Директор дает задание – забрать бригадира Савельева в деревне Сосновке. Егор выполняет задание, но, вернувшись, отказывается от дальнейшей работы. На тракторе легче.

Егор просит самосвал у Петра и берет с собой Любу. По дороге он объясняет ей, что хочет заехать к одной старушке – Куделихе. Якобы его попросил товарищ узнать о ее здоровье. Любе надо представиться работницей райсобеса и расспросить о ней. Старуха рассказывает о себе, о том, что дети все порастерялись. Люба успокаивает ее. Егор сидит молча, в темных очках. Когда они отъехали, он говорит Любе, что это его мать.

Дома к Любе приходит ее бывший муж с тремя друзьями. Егор выволакивает его из дома. Они отходят к деревьям, начинается драка. Колька с перепою, поэтому остается бит. На Егора кидается еще один – Егор останавливает одним ударом. Колька отбегает, хватает кол, идет на Егора – Егор останавливает его взглядом.

Утром Егор сделал первую в жизни борозду (на тракторе). Он дышит запахом вспаханной земли и испытывает радость от этого.

К Егору приезжает Шура – один из его бывших подельников. Они о чем-то говорят, Шура передает деньги от Губошлепа (чтобы у Егора было, на что вернуться к ним), но Егор швыряет эти деньги в лицо Шуре. Тот уезжает. Люба волнуется, Егор пытается успокоить ее, но ясно, что и сам не в духе.

На следующий день они работают в поле. Его уже засевают. Егор замечает, что у леса стоит черная Волга. Он видит там Губошлепа, Бульдю и Люсьен. Идет к ним. Люсьен тем временем требует, чтобы Губошлеп не трогал Егора. Но Губошлеп эмоционально высказывает свою позицию: ему не по душе, что Егор теперь почти святой, и только они – грешники. Мы узнаем, что над Губошлепом нависла опасность и поэтому он хочет успеть расправиться с Егором.

Люба видит, как Егор с кем-то отправился в лес. Она бежит домой – оказывается, отец даже объяснил им, как проехать. Тут Люба останавливает самосвал Петро, они едут в сторону леса. Преступники видят это, зовут Губошлепа – тот выбегает из леса, прячет что-то под одежду и они уезжают.

Егор тяжело ранен. Люба и Петро кладут его в самосвал, быстро везут. Но тут Егор чувствует, что умирает и просит положить его на землю. Он просит у Любы взять его деньги и отдать их матери.

“И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи от дома… Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному ему слышное. Так он в детстве прижимался к столбам”.

Петро догоняет Волгу. Сбегаются люди. Участь преступников предрешена.

Вариант 2

Весной из тюрьмы выходит Егор Проскудин. Он мечтает о своем хозяйстве и корове. На зоне он познакомился по переписке с Байкаловой Любовью Федоровной. Егор навестил своих товарищей “на хате”. Они собираются на работу. Егор мечтает передохнуть от жестокости. Пришлось убегать, когда милиция “хату” накрыла. Попытки найти в городе своих ни к чему не привели – никто не отвечает Егору. Он решает поехать в село Ясное, к Любе. Женщина встретила его на остановке. В чайной он рассказал, что был бухгалтером и в тюрьме оказался случайно. Любе известно, что Егор вор – рецидивист, но она откровенно ждет, что он начнет жить нормально. Знакомя Егора со своими родителями, она использует “легенду” о бухгалтере. Оставшись с родителями Любы наедине Егор на их допросы специально пугает, что убил 7 человек и убеждает, что кто-угодно может в тюрьме оказаться. Егор познакомился с неразговорчивым братом Любы Петром, сходили в баню.

Женщины не одобряют выбор Любы и говорят, что это мнение всего села. Шуткой обошелся случай с ошпариванием в бане Егором Петра. Зато соседям есть о чем поговорить.

Уезжая утром в райцентр, Егор честно сознается, что может вернуться, а может и не вернуться. Дорогой ему мерещится, что его дружки за ним вернулись. Он с телеграфа отправляет деньги Губошлепу. Любе на работе советуют бросить Егора и принять назад бывшего Кольку. В райцентре в ресторане Егор потратил на пикничок много денег и остается на ночь в городе, где по утру пьет, поет, развратничает. На последние деньги покупает коньяк и шоколад и едет в Ясное. Здесь он пьет с Петром в бане.

Люба устраивает Егора шофером на ферму. Первое задание – забрать бригадира Савельева из деревни Сосновки. Вернулся и не хочет больше шофером – пересел на трактор. С Любой приехали к старухе Куделихе, по легенде друг попросил проведать. Люба расспросила старушку о ней. Егор сидел все время в темных очках, молчал, а когда отъехали – казал, что это его мать.

К Любе пришел Колька с друзьями. Егор побил их. Утром на тракторе пашет землю и счастлив от этого. Приехал к Егору Шура, бывший подельник, хочет, чтобы он вернулся к ним, но Егор не намерен продолжать такую жизнь.

На следующий день севба. У леса стоит волга, возле которой дружки Егора. Губошлепу угрожает опасность, поэтому он хочет расправиться с Егором. Люба с Петром на самосвале приехала, но поздно – Егора убили. Умирая, он просит отдать его деньги матери. Петро догнал Волгу, сбежались люди и начали чинить самосуд.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Киноповесть “Калина красная” относится к тем немногим произведением советской литературы, которым суждено судьбой войти в 21-й век, а то и вообще остаться в сокровищнице русской литературы, покуда будет жива Россия. Эту повесть Шукшин написал, лежа на больничной койке. Может быть, Read More ......
  2. Петро (Петр Федорович) – брат Любы. “На редкость спокойный мужик, медлительный, но весь налит свинцовой разящей силой. Сила эта чувствовалась в каждом движении Петра, в том, как он медленно ворочал головой и смотрел маленькими своими глазами – прямо и с Read More ......
  3. Люба (Любовь Федоровна Байкалова) – женщина, к которой приехал Егор после колонии отдохнуть и набраться сил и которую неожиданно для себя полюбил. “Довольно красивая молодая женщина, добрая и ясная”. Во внешности Л. Егора поражает “доверчивость на лице”. Отец говорит про Read More ......
  4. Каждый, кто писал и говорил о творчестве Василия Шукшина, не мог без удивления и какого-то чувства растерянности не сказать о его почти невероятной разносторонности. Шукшин-кинематографист органически проникает в Шукшина-писателя, его проза зрима, его фильм лите-ратурен в лучшем смысле слова, его Read More ......
  5. Каждый, кто писал и говорил о творчестве Василия Шукшина, не мог без удивления и какого-то чувства растерянности не сказать о его почти невероятной разносторонности. Ведь Шукшин-кинематографист органически проникает в Шукшина-писателя, его проза зрима, его фильм литературен в лучшем смысле слова, Read More ......
  6. Коля – бывший муж Любы, которого она прогнала за пьянство. “Высокий парень, довольно приятной наружности, с голубыми глазами”. Приходит в дом “качать права”, Егора встречает агрессивно – растягивает “в насильственной улыбке рот”: “А-а… Новый хозяин пришел. А я – старый, Read More ......
  7. Тьма Главный герой рассказа – террорист по имени Алексей, который пытается скрыться от преследования полиции в одном из публичных домов. Он молод, красив и статен. В этом заведении он знакомиться с проституткой. Девушку зовут Люба. Она на протяжении пяти лет Read More ......
  8. Губошлеп – блатной авторитет, наставник Егора в его юности. “Весь он худой, как нож, собранный, странный своей молодой ненужностью, весь ушел в свои глаза. Глаза горели злобой”. Чувствует в Егоре живую душу, маету и ненавидит его за это. Единственный, к Read More ......
Краткое содержание Калина красная Шукшин

Шукшин Василий

Калина красная

Василий Шукшин

Калина красная

История эта началась в исправительно-трудовом лагере, севернее города Н., в местах прекрасных и строгих.

Был вечер после трудового дня.

Люди собрались в клубе...

На сцену вышел широкоплечий мужчина с обветренным лицом и объявил:

А сейчас хор бывших рецидивистов споет нам задум-чивую песню "Вечерний звон"!

На сцену из-за кулисы стали выходить участники хора -- один за одним. Они стали так, что образовали две группы -- большую и малую. Хористы все были далеко не "певучего" облика.

Хор запел. То есть завели в малой группе, а в большой на-гнули головы и в нужный момент ударили с чувством:

Бом-м, бом-м...

В группе "бом-бом" мы видим и нашего героя -- Егора Прокудина, сорокалетнего, стриженого. Он старался всерьез и, когда "звонили", морщил лоб и качал круглой крестьян-ской головой -- чтобы похоже было, что звук колокола плы-вет и качается в вечернем воздухе.

Так закончился последний срок Егора Прокудина. Впе-реди -- воля.

Утром в кабинете у одного из начальников произошел следующий разговор:

Ну, расскажи, как думаешь жить, Прокудин? -- спро-сил начальник. Он, видимо, много-много раз спрашивал это -- больно уж слова его вышли какие-то готовые.

Честно! -- поторопился с ответом Егор, тоже, надо полагать, готовым, потому что ответ выскочил поразительно легко.

Да это-то я понимаю... А как? Как ты это себе пред-ставляешь?

Думаю заняться сельским хозяйством, гражданин на-чальник.

Товарищ.

А? -- не понял Егор.

Теперь для тебя все -- товарищи, -- напомнил началь-ник.

А-а! -- с удовольствием вспомнил Прокудин. И даже посмеялся своей забывчивости. -- Да-да... Много будет това-рищей!

А что это тебя в сельское хозяйство-то потянуло? -- искренне поинтересовался начальник.

Так я же ведь крестьянин! Родом-то. Вообще люблю природу. Куплю корову...

Корову? -- удивился начальник.

Корову. Вот с таким вымем. -- Егор показал руками.

Корову надо не по вымю выбирать. Если она еще мо-лодая, какое же у нее "вот такое" вымя? А ты выберешь ста-рую, у нее действительно вот такое вымя... Толку-то что? Ко-рова должна быть... стройная.

Так это что же тогда -- по ногам? -- сугодничал Егор вопросом.

Выбирать-то. По ногам, что ли?

Да почему по ногам? По породе. Существуют поро-ды -- такая-то порода... Например, холмогорская... -- Боль-ше начальник не знал.

Обожаю коров, -- еще раз с силой сказал Егор. -- При-веду ее в стойло... поставлю...

Начальник и Егор помолчали, глядя друг на друга.

Корова -- это хорошо, -- согласился начальник. -- Только... что ж, ты одной коровой и будешь заниматься? У тебя профессия-то есть какая-нибудь?

У меня много профессий.

Например?

Егор подумал, как если бы выбирал из множества своих профессий наименее... как бы это сказать -- меньше всего пригодную для воровских целей.

Слесарь...

Зазвонил телефон. Начальник взял трубку.

Да. Да. А какой урок-то был? Тема-то какая? "Евгений Онегин"? Так, а насчет кого они вопросы-то стали задавать? Татьяны? А что им там непонятно в Татьяне? Что, говорю, им там... -- Начальник некоторое время слушал тонкий крикливый голос в трубке, укоризненно смотрел при этом на Егора и чуть кивал головой: мол, все ясно. -- Пусть... Слушай сюда: пусть они там демагогией не занимаются! Что значит -- будут дети, не будут дети?! Про это, что ли, поэма написана! А то я им приду объясню! Ты им... Ладно, счас Николаев придет к вам. -- Начальник положил трубку и взял другую. Пока набирал номер, недовольно проговорил: -- Доценты мне... Николаев? Там у учительницы литературы урок сорва-ли: начали вопросы задавать. А? "Евгений Онегин". Да не на-счет Онегина, а насчет Татьяны: будут у нее дети от старика или не будут? Иди разберись. Давай. Во, доценты, понима-ешь! -- сказал начальник, кладя трубку. -- Вопросы начали задавать.

Егор посмеялся, представив этот урок литературы.

Хотят знать...

У тебя жена-то есть? -- спросил начальник строго.

Егор вынул из нагрудного кармана фотографию и подал начальнику. Тот взял, посмотрел.

Это твоя жена? -- спросил он, не скрывая удивления.

На фотографии была довольно красивая молодая женщи-на, добрая и ясная.

Будущая, -- сказал Егор. Ему не понравилось, что на-чальник удивился. -- Ждет меня. Но живую я ее ни разу не видел.

Как это?

Заочница. -- Егор потянулся, взял фотографию. -- По-звольте. -- И сам засмотрелся на милое русское простое лицо. -- Байкалова Любовь Федоровна. Какая доверчивость на лице, а! Это удивительно, правда? На кассира похожа.

И что она пишет?

Пишет, что беду мою всю понимает... Но, говорит, не понимаю, как ты додумался в тюрьму угодить? Хорошие письма. Покой от них... Муж был пьянчуга -- выгнала. А на людей все равно не обозлилась.

А ты понимаешь, на что идешь? -- негромко и серьез-но спросил начальник.

Понимаю, -- тоже негромко сказал Егор и спрятал фо-тографию.

Во-первых, оденься как следует. Куда ты такой... Ванька с Пресни заявишься. -- Начальник недовольно оглядел Егора. -- Что это за... почему так одет-то?

Егор был в сапогах, в рубахе-косоворотке, в фуфайке и каком-то форменном картузе -- не то сельский шофер, не то слесарь-сантехник, с легким намеком на участие в художест-венной самодеятельности.

Егор мельком оглядел себя, усмехнулся.

Так надо было по роли. А потом уже не успел пере-одеться.

Артисты... -- только и сказал начальник и засмеялся. Он был не злой человек, и его так и не перестали изумлять люди, изобретательность которых не знает пределов.

И вот она -- воля!

Это значит -- захлопнулась за Егором дверь, и он очутил-ся на улице небольшого поселка. Он вздохнул всей грудью весеннего воздуха, зажмурился и покрутил головой. Прошел немного и прислонился к забору. Мимо шла какая-то ста-рушка с сумочкой, остановилась.

Вам плохо?

Мне хорошо, мать, -- сказал Егор. -- Хорошо, что я весной сел. Надо всегда весной садиться.

Куда садиться? -- не поняла старушка.

В тюрьму.

Старушка только теперь сообразила, с кем говорит. Опа-сливо отстранилась и посеменила дальше. Посмотрела еще на забор, мимо которого шла. Опять оглянулась на Егора.

А Егор поднял руку навстречу "Волге". "Волга" останови-лась. Егор стал договариваться с шофером. Шофер сперва не соглашался везти, Егор достал из кармана пачку денег, пока-зал... и пошел садиться рядом с шофером.

В это время к ним подошла старушка, которая проявила участие к Егору, -- не поленилась перейти улицу.

Я прошу извинить меня, -- заговорила она, склоняясь к Егору. -- А почему именно весной?

Садиться-то? Так весной сядешь -- весной и выйдешь. Воля и весна! Чего еще человеку надо? -- Егор улыбнулся старушке и продекламировал: -- Май мой синий! Июнь голу-бой!

Вон как!.. -- Старушка изумилась. Выпрямилась и гля-дела на Егора, как глядят в городе на коня -- туда же, по улице идет, где машины. У старушки было румяное морщинистое личико и ясные глаза. Она, сама того не ведая, доста-вила Егору приятнейшую, дорогую минуту.

"Волга" поехала.

Старушка некоторое время смотрела вслед ей.

Скажите... Поэт нашелся. Фет.

А Егор весь отдался движению. Кончился поселок, выскочили на простор.

Нет ли у тебя какой музыки? -- спросил Егор.

Шофер, молодой парень, достал одной рукой из-за спины транзисторный магнитофон.

Включи. Крайняя клавиша...

Егор включил какую-то славную музыку. Откинулся го-ловой на сиденье, закрыл глаза. Долго он ждал такого часа. Заждался.

Рад? -- спросил шофер.

Рад? -- очнулся Егор. -- Рад... -- Он точно на вкус по-пробовал это словцо. -- Видишь ли, малыш, если бы я жил три жизни, я бы одну просидел в тюрьме, другую -- отдал тебе, а третью -- прожил бы сам, как хочу. Но так как она у меня всего одна, то сейчас я, конечно, рад. А ты умеешь ра-доваться? -- Егор от полноты чувства мог иногда взбежать повыше -- где обитают слова красивые и пустые. -- Умеешь, нет?

Шофер пожал плечами, ничего не ответил.

Э-э, тухлое твое дело, сынок, -- не умеешь.

А чего радоваться-то?

Егор вдруг стал серьезным. Задумался. С ним это быва-ло -- вдруг ни с того ни с сего задумается.

А? -- спросил Егор из каких-то своих мыслей.

Чего, говорю, шибко радоваться-то? -- Шофер был па-рень трезвый и занудливый.

Ну, это я, брат, не знаю -- чего радоваться, -- загово-рил Егор, с неохотой возвращаясь из своего далекого дале-ка. -- Умеешь -- радуйся, не умеешь -- сиди так. Тут не спра-шивают. Стихи, например, любишь?

Парень опять неопределенно пожал плечами.

Вот видишь, -- с сожалением сказал Егор, -- а ты ра-доваться собрался.

Я и не собирался радоваться.

Повествование - от третьего лица. Много диалогов. Сюжет динамичен, насыщен событиями, во многом мелодраматичен.

Закончился последний вечер Егора Прокудина на зоне. Утром начальник напутствует его. Мы узнаём, что Егор мечтает о своём хозяйстве, корове. Его будущая жена - Байкалова Любовь Федоровна. Он её никогда не видел, они знают друг друга только по переписке. Начальник советует получше одеться.

Выйдя из тюрьмы, Прокудин наслаждается весной, ощущает прилив сил, радуется чувству жизни. В областном центре Егор приходит к своим товарищам «на хату». Там много молодых людей. Среди прочих - Губошлёп, Бульдог, Люсьен. Они ждут звонка от подельников: те совершают очередное ограбление. Егор (там его зовут Горе) не хочет рассказывать о зоне, он хочет отдохнуть от жестокости. Они пляшут с Люсьен. Чувствуется, что никто не разделяет настроения Егора, даже Люсьен (которая лучше других понимает мерзость их занятия и внутреннюю чистоту Егора). Губошлёп нервничает, немного ревнует Люсьен к Егору. Раздаётся звонок: подельников накрыла милиция, всем надо разбегаться. Егор тоже бежит, хотя это рискованно для него. Он пытается найти в городе своих знакомых, но ему не хотят отвечать.

«И вот районный автобус привез Егора в село Ясное» - к Любе. Она встречает его на остановке. В чайной он рассказывает, что был бухгалтером, попал в тюрьму случайно. Люба знает, что он вор-рецидивист, но надеется на то, что Егор найдёт дорогу в нормальной жизни. Она ведёт знакомить его со своими родителями. Люба использует «легенду» Егора о бухгалтере, чтобы не пугать родителей. Но когда Егор остаётся с ними наедине, отец Любы (жена называет его Микитка) начинает «допрашивать» Егора. Тот саркастически отвечает: мол, убил семерых, восьмого не получилось. Егор считает, что в тюрьме может оказаться каждый (иронично напоминает старику про годы гражданской войны, коллективизации), и нечего мучить человека, если он решил начать новую жизнь. Егор примеряет маску общественного деятеля, коммуниста, «обличает» «отсталых» стариков.

NB. Ему характерна артистичность, он ироничен, часто играет какую-то роль, вспоминает стихи, песни, афоризмы. При этом в людях он ищет искренности.

Егор знакомится с Петром, братом Любы. Петро и Егор идут в баню. Петро безразличен и к прошлому героя, и к нему самому: ему не охота знакомиться, общаться. Егору не нравится чувствовать себя бедным родственником, улыбаться всем и при этом чувствовать к себе недоверие. Петро не реагирует на обиды Егора, и через некоторое время Егор понимает, что у Петро нет предубеждений: просто он неразговорчив.

Зоя, жена Петра, и мать Любы обсуждают с ней Егора. Любе высказывают неодобрение. Женщины выражают общее мнение всего села. Неожиданно Любу защищает отец. Тут слышен крик Петра. Егор нечаянно ошпарил его кипятком. Зоя в ужасе, отец Любы схватился за топор - но всё обошлось шуткой. Соседи на улице активно обсуждают случившиеся.

NB. Шукшин иногда меняет точки зрения, создаётся многоголосие.

Вечер в доме Байкаловых проходит мирно и спокойно. Старики вспоминают каких-то старых родственников, Люба показывает фотографии, Егор и Петро мирно шутят над происшествием в бане. Ночью Егору не спится, он хочет поговорить с Любой, она выпроваживает его под одобрение матери, но тоже не может заснуть.

Егор уезжает в районный центр. Он честно говорит Любе: «Может, вернусь. Может, нет». По дороге ему мерещится, что его дружки возвращаются за ним. Он думает о Губошлепе. В райцентре он идет на телеграф и отправляет ему деньги. В это время подруга по работе Варя советует Любе бросить Егора и принять обратно бывшего мужа - Кольку. Очевидно, что односельчанам не нравится поступок Любы не потому, что Егор может оказаться ненадежным, а потому, что Люба ведет себя не как все. Варя начинает весело рассказывать, как замечательно ей живется с мужем-алкоголиком, которого она бьёт скалкой.

Егор направляется в ресторан, где устраивает «пикничок». Он кормит и поит незнакомых людей. Собираются самые спившиеся мужички. Егор тратит много денег. Он звонит Любе и говорит, что надо остаться на ночь - не уладил вопросов с военкоматом. В это время мать недоверчиво спрашивает у Любы, где Егор. Снова отец защищает дочь и помогает поверить в очередную «легенду» Егора.

Егор продолжает «развратничать» (слово Шукшина): пьёт, поёт, пляшет, произносит исполненные жизнеутверждающего пафоса речи. В конце концов, Егор раздаёт оставшиеся деньги, берет коньяк и шоколад, садится в такси и едет в Ясное. Приходит к Петру, предлагает выпить в бане. В этом «тесном черном мире» они распивают коньяк и встречают рассвет песней «Сижу за решеткой в темнице сырой».

Утром он провожает Любу на ферму. По дороге болтают. Среди прочего Люба упоминает о своём бывшем муже Кольке, который постоянно пьёт. Егор вспоминает своё детство, мать и корову Маньку. Люба знакомит Егора с директором фермы Дмитрием Владимировичем. Она устраивает Егора шофером на ферму: директору как раз срочно понадобился водитель. Егору не понравился директор: «гладкий, довольный». Директору Егор тоже не нравится: «бессмысленно строптивый».

NB. Снова Шукшин играет точками зрения, пытаясь быть объективным.

Директор даёт задание - забрать бригадира Савельева в деревне Сосновке. Егор выполняет задание, но, вернувшись, отказывается от дальнейшей работы. На тракторе легче.

NB. Шукшин не объясняет многих поступков героя, создавая интригу, психологический подтекст. Видимо, Егору кажется, что тракторист - более независимая должность, чем водитель личной машины директора. Возможно, настроение у Егора изменилось из-за визита в Сосновку: позже мы узнаем, что там живет его мать.

Егор просит самосвал у Петра и берет с собой Любу. По дороге он объясняет ей, что хочет заехать к одной старушке - Куделихе. Якобы его попросил товарищ узнать о её здоровье. Любе надо представиться работницей райсобеса и расспросить о ней. Старуха рассказывает о себе, о том, что дети все порастерялись. Люба успокаивает её. Егор сидит молча, в темных очках. Когда они отъехали, он говорит Любе, что это его мать.

Дома к Любе приходит её бывший муж с тремя друзьями. Егор выволакивает его из дома. Они отходят к деревьям, начинается драка. Колька с перепою, поэтому остается бит. На Егора кидается ещё один - Егор останавливает одним ударом. Колька отбегает, хватает кол, идет на Егора - Егор останавливает его взглядом.

Утром Егор сделал первую в жизни борозду (на тракторе). Он дышит запахом вспаханной земли и испытывает радость от этого.

NB. С помощью несобственной прямой речи Шукшин изображает мысли и воспоминания героя. В этом эпизоде не всегда видна граница между третьим лицом и первым, потому что появляется второе. Шукшин сделал лейтмотивом повести образ гудящих телеграфных проводов. Позже мы встретимся с этим образом, когда Егора убьют.

К Егору приезжает Шура - один из его бывших подельников. Они о чём-то говорят, Шура передает деньги от Губошлепа (чтобы у Егора было, на что вернуться к ним), но Егор швыряет эти деньги в лицо Шуре. Тот уезжает. Люба волнуется, Егор пытается успокоить её, но ясно, что и сам не в духе.

На следующий день они работают в поле. Его уже засевают. Егор замечает, что у леса стоит черная Волга. Он видит там Губошлепа, Бульдю и Люсьен. Идёт к ним. Люсьен тем временем требует, чтобы Губошлёп не трогал Егора. Но Губошлеп эмоционально высказывает свою позицию: ему не по душе, что Егор теперь почти святой, и только они - грешники. Мы узнаём, что над Губошлёпом нависла опасность и поэтому он хочет успеть расправиться с Егором.

NB. Очевидна параллель, проводимая Шукшиным между злобой Губошлепа и неодобрением сельской общественностью поступка Любы: людям никогда не нравится, когда кто-то поступает по-своему, нестандартно.

Люба видит, как Егор с кем-то отправился в лес. Она бежит домой - оказывается, отец даже объяснил им, как проехать. Тут Люба останавливает самосвал Петро, они едут в сторону леса. Преступники видят это, зовут Губошлепа - тот выбегает из леса, прячет что-то под одежду и они уезжают.

Егор тяжело ранен. Люба и Петро кладут его в самосвал, быстро везут. Но тут Егор чувствует, что умирает и просит положить его на землю. Он просит у Любы взять его деньги и отдать их матери.

«И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи от дома… Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному ему слышное. Так он в детстве прижимался к столбам».

Петро догоняет Волгу. Сбегаются люди. Участь преступников предрешена.

Повествование - от третьего лица. Много диалогов. Сюжет динамичен, насыщен событиями, во многом мелодраматичен.

Закончился последний вечер Егора Прокудина на зоне. Утром начальник напутствует его. Мы узнаём, что Егор мечтает о своём хозяйстве, корове. Его будущая жена - Байкалова Любовь Федоровна. Он её никогда не видел, они знают друг друга только по переписке. Начальник советует получше одеться.

Выйдя из тюрьмы, Прокудин наслаждается весной, ощущает прилив сил, радуется чувству жизни. В областном центре Егор приходит к своим товарищам «на хату». Там много молодых людей. Среди прочих - Губошлёп, Бульдог, Люсьен. Они ждут звонка от подельников: те совершают очередное ограбление. Егор (там его зовут Горе) не хочет рассказывать о зоне, он хочет отдохнуть от жестокости. Они пляшут с Люсьен. Чувствуется, что никто не разделяет настроения Егора, даже Люсьен (которая лучше других понимает мерзость их занятия и внутреннюю чистоту Егора). Губошлёп нервничает, немного ревнует Люсьен к Егору. Раздаётся звонок: подельников накрыла милиция, всем надо разбегаться. Егор тоже бежит, хотя это рискованно для него. Он пытается найти в городе своих знакомых, но ему не хотят отвечать.

«И вот районный автобус привез Егора в село Ясное» - к Любе. Она встречает его на остановке. В чайной он рассказывает, что был бухгалтером, попал в тюрьму случайно. Люба знает, что он вор-рецидивист, но надеется на то, что Егор найдёт дорогу в нормальной жизни. Она ведёт знакомить его со своими родителями. Люба использует «легенду» Егора о бухгалтере, чтобы не пугать родителей. Но когда Егор остаётся с ними наедине, отец Любы (жена называет его Микитка) начинает «допрашивать» Егора. Тот саркастически отвечает: мол, убил семерых, восьмого не получилось. Егор считает, что в тюрьме может оказаться каждый (иронично напоминает старику про годы гражданской войны, коллективизации), и нечего мучить человека, если он решил начать новую жизнь. Егор примеряет маску общественного деятеля, коммуниста, «обличает» «отсталых» стариков.

NB. Ему характерна артистичность, он ироничен, часто играет какую-то роль, вспоминает стихи, песни, афоризмы. При этом в людях он ищет искренности.

Егор знакомится с Петром, братом Любы. Петро и Егор идут в баню. Петро безразличен и к прошлому героя, и к нему самому: ему не охота знакомиться, общаться. Егору не нравится чувствовать себя бедным родственником, улыбаться всем и при этом чувствовать к себе недоверие. Петро не реагирует на обиды Егора, и через некоторое время Егор понимает, что у Петро нет предубеждений: просто он неразговорчив.

Зоя, жена Петра, и мать Любы обсуждают с ней Егора. Любе высказывают неодобрение. Женщины выражают общее мнение всего села. Неожиданно Любу защищает отец. Тут слышен крик Петра. Егор нечаянно ошпарил его кипятком. Зоя в ужасе, отец Любы схватился за топор - но всё обошлось шуткой. Соседи на улице активно обсуждают случившиеся.

NB. Шукшин иногда меняет точки зрения, создаётся многоголосие.

Вечер в доме Байкаловых проходит мирно и спокойно. Старики вспоминают каких-то старых родственников, Люба показывает фотографии, Егор и Петро мирно шутят над происшествием в бане. Ночью Егору не спится, он хочет поговорить с Любой, она выпроваживает его под одобрение матери, но тоже не может заснуть.

Егор уезжает в районный центр. Он честно говорит Любе: «Может, вернусь. Может, нет». По дороге ему мерещится, что его дружки возвращаются за ним. Он думает о Губошлепе. В райцентре он идет на телеграф и отправляет ему деньги. В это время подруга по работе Варя советует Любе бросить Егора и принять обратно бывшего мужа - Кольку. Очевидно, что односельчанам не нравится поступок Любы не потому, что Егор может оказаться ненадежным, а потому, что Люба ведет себя не как все. Варя начинает весело рассказывать, как замечательно ей живется с мужем-алкоголиком, которого она бьёт скалкой.

Егор направляется в ресторан, где устраивает «пикничок». Он кормит и поит незнакомых людей. Собираются самые спившиеся мужички. Егор тратит много денег. Он звонит Любе и говорит, что надо остаться на ночь - не уладил вопросов с военкоматом. В это время мать недоверчиво спрашивает у Любы, где Егор. Снова отец защищает дочь и помогает поверить в очередную «легенду» Егора.

Егор продолжает «развратничать» (слово Шукшина): пьёт, поёт, пляшет, произносит исполненные жизнеутверждающего пафоса речи. В конце концов, Егор раздаёт оставшиеся деньги, берет коньяк и шоколад, садится в такси и едет в Ясное. Приходит к Петру, предлагает выпить в бане. В этом «тесном черном мире» они распивают коньяк и встречают рассвет песней «Сижу за решеткой в темнице сырой».

Утром он провожает Любу на ферму. По дороге болтают. Среди прочего Люба упоминает о своём бывшем муже Кольке, который постоянно пьёт. Егор вспоминает своё детство, мать и корову Маньку. Люба знакомит Егора с директором фермы Дмитрием Владимировичем. Она устраивает Егора шофером на ферму: директору как раз срочно понадобился водитель. Егору не понравился директор: «гладкий, довольный». Директору Егор тоже не нравится: «бессмысленно строптивый».

NB. Снова Шукшин играет точками зрения, пытаясь быть объективным.

Директор даёт задание - забрать бригадира Савельева в деревне Сосновке. Егор выполняет задание, но, вернувшись, отказывается от дальнейшей работы. На тракторе легче.

NB. Шукшин не объясняет многих поступков героя, создавая интригу, психологический подтекст. Видимо, Егору кажется, что тракторист - более независимая должность, чем водитель личной машины директора. Возможно, настроение у Егора изменилось из-за визита в Сосновку: позже мы узнаем, что там живет его мать.

Егор просит самосвал у Петра и берет с собой Любу. По дороге он объясняет ей, что хочет заехать к одной старушке - Куделихе. Якобы его попросил товарищ узнать о её здоровье. Любе надо представиться работницей райсобеса и расспросить о ней. Старуха рассказывает о себе, о том, что дети все порастерялись. Люба успокаивает её. Егор сидит молча, в темных очках. Когда они отъехали, он говорит Любе, что это его мать.

Дома к Любе приходит её бывший муж с тремя друзьями. Егор выволакивает его из дома. Они отходят к деревьям, начинается драка. Колька с перепою, поэтому остается бит. На Егора кидается ещё один - Егор останавливает одним ударом. Колька отбегает, хватает кол, идет на Егора - Егор останавливает его взглядом.

Утром Егор сделал первую в жизни борозду (на тракторе). Он дышит запахом вспаханной земли и испытывает радость от этого.

NB. С помощью несобственной прямой речи Шукшин изображает мысли и воспоминания героя. В этом эпизоде не всегда видна граница между третьим лицом и первым, потому что появляется второе. Шукшин сделал лейтмотивом повести образ гудящих телеграфных проводов. Позже мы встретимся с этим образом, когда Егора убьют.

К Егору приезжает Шура - один из его бывших подельников. Они о чём-то говорят, Шура передает деньги от Губошлепа (чтобы у Егора было, на что вернуться к ним), но Егор швыряет эти деньги в лицо Шуре. Тот уезжает. Люба волнуется, Егор пытается успокоить её, но ясно, что и сам не в духе.

На следующий день они работают в поле. Его уже засевают. Егор замечает, что у леса стоит черная Волга. Он видит там Губошлепа, Бульдю и Люсьен. Идёт к ним. Люсьен тем временем требует, чтобы Губошлёп не трогал Егора. Но Губошлеп эмоционально высказывает свою позицию: ему не по душе, что Егор теперь почти святой, и только они - грешники. Мы узнаём, что над Губошлёпом нависла опасность и поэтому он хочет успеть расправиться с Егором.

NB. Очевидна параллель, проводимая Шукшиным между злобой Губошлепа и неодобрением сельской общественностью поступка Любы: людям никогда не нравится, когда кто-то поступает по-своему, нестандартно.

Люба видит, как Егор с кем-то отправился в лес. Она бежит домой - оказывается, отец даже объяснил им, как проехать. Тут Люба останавливает самосвал Петро, они едут в сторону леса. Преступники видят это, зовут Губошлепа - тот выбегает из леса, прячет что-то под одежду и они уезжают.

Егор тяжело ранен. Люба и Петро кладут его в самосвал, быстро везут. Но тут Егор чувствует, что умирает и просит положить его на землю. Он просит у Любы взять его деньги и отдать их матери.

«И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи от дома... Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному ему слышное. Так он в детстве прижимался к столбам».

Петро догоняет Волгу. Сбегаются люди. Участь преступников предрешена.