Меню
Бесплатно
Главная  /  Диагностика  /  Карие глаза доминантный ген. Наследование цвета глаз у человека. Синий и голубой

Карие глаза доминантный ген. Наследование цвета глаз у человека. Синий и голубой

Вопрос: У человека ген карих глаз доминирует над голубыми глазами, а умение владеть преимущественно правой рукой- над леворукостью. Гены не сцеплены. Голубоглазый мужчина правша женился на кареглазой правше. У них родились двое детей: кареглазый левша и голубоглазый правша. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой.

У человека ген карих глаз доминирует над голубыми глазами, а умение владеть преимущественно правой рукой- над леворукостью. Гены не сцеплены. Голубоглазый мужчина правша женился на кареглазой правше. У них родились двое детей: кареглазый левша и голубоглазый правша. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой.

Ответы:

Фенотип ген генотип карий А АА,Аа голубой а аа правша В ВВ,Вв левша в вв решение Р мать АаВв*отец ааВв G АВ,Ав,аВ,ав,аВ,ав F1 АаВВ,АаВв,ааВВ,ааВв,АаВв,Аавв,ааВв,аавв кар кар гол гол кар кар гол гол пр пр пр пр пр лев пр лев Ответ: вероятность рождения голубоглазого левши равна 1/8 или 12,5%

Дано: А --- карие глаза AA, Aa а --- голубые глаза aa В --- праворукость BB, Bb b --- леворукость bb Найти: вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой --- ? Решение: Р: ♀AaBb x ♂aaBb G: AB aB Ab ab aB ab F₁: AaBB --- карие глаза; праворукость; AaBb --- карие глаза; праворукость; aaBB --- голубые глаза; праворукость; aaBb --- голубые глаза; праворукость; AaBb --- карие глаза; праворукость; Aabb --- карие глаза; леворукость; aaBb --- голубые глаза; праворукость; aabb --- голубые глаза; леворукость; ----1/8*100%=12,5 % Ответ: вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой ---12,5 %.

Похожие вопросы

  • найдите площадь фигуры,ограниченной графиком функции y=1-x^2 и осью абсцисс.
  • Sinx-cosx=3/4. Sinx*cosx=?
  • Периметр прямоугольника равен 56 см. Найдите стороны прямоугольника, если одна из них на 8 см больше другой.
  • Фенилкетонурия (неспособность усвоения фенилаланина) и одна из редких форм агаммаглобулинемии швейцарского типа (обычно ведет к смерти до шестимесячного возраста) наследуются как аутосомные рецессивные признаки. Успехи современной медицины позволяют снять тяжёлые последствия нарушения обмена фенилаланина. Какова вероятность рождения здоровых детей в семье, где оба родителя гетерозиготны по обеим парам патологических генов? Определите вероятность рождения больных фенилкетонурией и надежды на спасение новорождённых в семье, где оба родителя гетерозиготны по обеим парам признаков.
  • У человека ген полидактилии (шестипалости) (Р) является доминантным по отношению к гену (р), детерминирующему нормальное строение кисти: От брака гетерозиготного шестипалого мужчины с женщиной с нормальным строением кисти родились два ребёнка – пятипалый и шестипалый. Определите генотипы детей. Гомозиготный шестипалый мужчина женился на пятипалой женщине, от этого брака родился ребёнок. Определите его генотип и фенотип.

Многие мамы в ожидании малыша часто думают, каким он родится, какого цвета глазки и волосы у него будут, какой носик, губки и рост. Будет ли он похож на родителей или унаследует черты кого-то из родственников? Генетика может дать ответы на эти вопросы еще до рождения крохи.

Опираясь на законы генетики, давайте рассмотрим алгоритмы, по которым чаще всего формируется внешность ребенка.

Цвет глаз

Если у папы глаза темно-карие, а у мамы голубые, то у ребенка с большой вероятностью будут именно карие глазки. Ген карих глаз является доминантным (сильным), а голубой — рецессивным (слабым). Если у обоих родителей карие глаза, то у них вряд ли родиться ребенок с зелеными, серыми или голубыми глазками. Пройдет время — и они начнут темнеть, постепенно превращаясь в карие.

А вот если оба родителя голубоглазые, то и малыш с большой долей вероятности будет иметь голубой оттенок глаз.

Доминантные признаки

Если хотя бы у одного родителя есть ямочки на щеках, нос с горбинкой (или большой/кривой) или оттопыренные уши, то очень велика вероятность, что и у ребеночка будет эта особенность внешности. Дело в том, что эти, как нами принято считать, недостатки, являются доминантными признаками и «проклевываются» во внешности малыша.

Но, как правило, проявляется только одна такая особенность, реже — две сразу.

Цвет волос

Ген темных волос перевешивает ген светлых, поскольку его пигмент является сильным. Если оба родителя — светлые, то ребеночек тоже родиться блондином или светло-русым. А если папа — яркий брюнет, а мама — блондинка, то волосы у малыша будут темными или русыми.

Интересный факт: у ребенка, который родился темным от такой комбинации в будущем свои дети могут быть светленькими. Дело в том, что дети смешанных генов получают и сильный ген отца, и слабый матери. Позже, слабый ген может «объединиться» со слабым геном партнера — и внешность ребенка будет светлой.

Также ребенок может быть совсем не похож на вас, если унаследует блуждающие гены дальних родственников. Так в семье шатенов может вдруг появиться на свет рыженький малыш, а также бывают случаи, когда у белокожих родителей рождался темнокожий ребенок, если в роду даже несколько поколений назад были мулаты.

Источник: instagram @sarahdriscollphoto

Кудри или гладкий волос

Волнистость и кудрявость волос — также доминантный признак, который, скорее всего, проявится у ребенка, если хотя бы у одного из родителей он есть.

Мои подруги знают, как сильно меня интересует вопрос цвета глаз моего сына.

Для незнающих расскажу: У нашего папы глаза карие. У меня глаза зеленые с ярковыраженной гетерохромией (в глазах прожилки карего, ободок глаз серый, радужка зеленая. Т.е. Глаза трехцветные).

Цвет глаз: от бабушек и дедушек - к нашим внукам: как передается генетически.
Таблицы расчета цвета глаз будущего ребенка.

Во время беременности многим родителям не терпится узнать, какой цвет глаз будет у их будущего ребенка. Все ответы и таблицы для расчета цвета глаз - в этой статье.

Хорошая новость для тех, кто хочет передать потомкам именно свой цвет глаз: это возможно.

Последние исследования в сфере генетики обнаружили новые данные о генах, которые отвечают за цвет глаз (раньше были известны 2 гена, отвечающие за цвет глаз, теперь их 6). При этом, на все вопросы относительно цвета глаз у генетики на сегодня ответов нет. Однако, есть общая теория, которая, даже с учетом новейших исследований, даёт генетическое обоснование цвета глаз. Её и рассмотрим.

Итак: у каждого человека есть минимум 2 гена, определяющих цвет глаз: ген HERC2, который расположен в 15 хромосоме человека, и ген gey (он же называется EYCL 1), который расположен в 19 хромосоме.

Рассмотрим сначала HERC2: у человека есть две копии этого гена, одну он получает от матери, одну - от отца. HERC2 бывает карий и голубой, то есть, один человек имеет или 2 карих HERC2 или 2 голубых HERC2 или один карий HERC2 и один голубой HERC2:

ген HERC2: 2 копии* Цвет глаз человека
Карий и Карий карий
Карий и голубой карий
Голубой и голубой голубой или зеленый

(*Во всех таблицах данной статьи доминантный ген пишется с большой буквы, а рецессивный - с маленькой, цвет глаз пишется с маленькой буквы).

Откуда берется у обладателя двух голубых HERC2 зелёный цвет глаз - объясняется ниже. А пока - некоторые данные из общей теории генетики: карий HERC2 - доминантный, а голубой - рецессивный, поэтому у носителя одного карего и одного голубого HERC2 цвет глаз будет карий. Однако, своим детям носитель одного карего и одного голубого HERC2 с вероятностью 50х50 может передать и карий, и голубой HERC2, то есть, доминантность карего никак не влияет на передачу копии HERC2 детям.

Например, у жены - глаза карего цвета, пусть даже, они «безнадежно» карие: то есть, у неё 2 копии карего HERC2: все дети, рожденные с такой женщиной, будут кареглазыми, даже если у мужчины - голубые или зеленые глаза, так как детям она передаст один из двух своих карих генов. А вот внуки могут иметь глаза любого цвета:

Итак, например:

HERC2 от матери - карий (у матери, например, оба HERC2 карих)

HERC2 от отца - голубой (у отца, например, оба HERC2 голубых)

HERC2 у ребенка - один карий и один голубой. Цвет глаз такого ребенка - всегда карий; при этом свой HERC2 голубого цвета он может передать своим детям (которые могут от второго родителя получить тоже HERC2 голубого цвета и тогда иметь глаза либо голубого либо зелёного цвета).

Теперь перейдём к гену gey: он бывает зелёный и голубой (синий, серый), имеется у каждого человека также в двух копиях: одну копию человек получает от матери, вторую - от отца. Зеленый gey является доминантным геном, голубой gey - рецессивным. Человек, таким образом, имеет или 2 голубых гена gey или 2 зелёных гена gey или один голубой и один зелёный ген gey. При этом, на цвет его глаз это влияет только в случае, если у него HERC2 от обоих родителей - голубой (если хоть от одного из родителей он получил карий HERC2, его глаза всегда будут карие).

Итак, если человек получил от обоих родителей голубой HERC2, в зависимости от гена gey его глаза могут быть следующих цветов:

Ген gey: 2 копии

Цвет глаз человека

Зелёный и Зелёный

Зелёный

Зелёный и голубой

Зелёный

голубой и голубой

Голубой

Общая таблица для расчета цвета глаз ребенка, карий цвет глаз обозначен «К», зелёный цвет глаз обозначен «З» и голубой цвет глаз обозначен «г»:

Цвет глаз

Коричневый

Коричневый

Коричневый

Коричневый

Коричневый

Коричневый

Зелёный

Зелёный

Голубой

Используя эту таблицу, можно сказать с большой долей вероятности, что у ребёнка глаза будут зелёные, если у обоих родителей глаза зелёные или у одного из родителей - зелёные, а у второго - голубые. Также можно сказать наверняка, что глаза ребёнка будут голубые, если у обоих родителей глаза голубые.

В случае, если хотя бы у одного из родителей глаза карие, у их детей могут быть глаза карего, зелёного или голубого цвета.

Статистически:

У двух кареглазых родителей вероятность того, что у ребенка будут карие глаза составляет 75%, зеленые - 18,75% и голубые - 6,25%.

Если один из родителей кареглазый, а второй - зеленоглазый, вероятность того, что у ребенка будут карие глаза составляет 50%, зеленые - 37,5%, голубые - 12,5%.

Если один из родителей - кареглазый, а второй - голубоглазый, вероятность того, что у ребенка будут карие глаза составляет 50%, голубые - 50%, зелёные - 0%.

Таким образом, если у ребенка глаза не такого цвета, как у его родителей, - тому есть генетические причины и обоснования, ведь «ничто не исчезает бесследно и ничто не берётся из ниоткуда».

ОТВЕТ: Потомство всегда получает от родителей только один ген из аллелей. Так как родилась голубоглазая девочка, значит, она один ген голубоглазости получила от матери, т.е. она была гетерозиготной по этому признаку и ее генотип - Аа. Генотип голубоглазого отца – аа (рецессивный признак проявляется только в гомозиготном состоянии)

Г АМЕТЫ (G) А, а а

ОТВЕТ: Аа и аа; вероятность рождения кареглазых детей – 50%

  1. У человека нерыжие волосы доминируют над рыжими. Отец и мать гетерозиготные нерыжие. У них восемь детей. Сколько среди них может оказаться рыжих? Есть ли однозначный ответ на вопрос?

ОТВЕТ: Так как родители гетерозиготны, они несут по одному гену рыжих волос. Теоретически у них могут родиться 2 рыжих ребенка (25%). Но встреча гамет при оплодотворении идет случайно и поэтому в данной семье могут родиться все нерыжие или все рыжие.

  1. Черная окраска меха у норок доминирует над голубой. Как доказать чистопородность двух черных норок, приобретенных звероводческой фермой?

ОТВЕТ: Черная окраска может быть и у гетерозиготных, и у гомозиготных особей. Но чистопородные особи гомозиготны и не дают расщепления в потомстве. Чтобы узнать генотипы купленных норок, нужно их скрестить с голубыми норками. Если в потомстве появились голубые норки, значит, норка была не чистопородная, т. е. гетерозиготная (Аа); если расщепления нет - гомозиготная (АА).

  1. Кареглазая правша вышла замуж за голубоглазого левшу. У них родился голубоглазый левша. Определите генотип матери (карие глаза и праворукость доминируют).

ОТВЕТ: Так как у их ребенка проявились рецессивные гены по обоим признакам, он получил от каждого родителя по одному из них, т.е. мама была гетерозиготной по двум признакам и ее генотип: АаВв.

  1. Черная окраска шерсти (А) доминирует над белой (а), а мохнатая шерсть (В) над гладкой (в). Какого расщепления по фенотипу следует ожидать от скрещивания двух гетерозиготных по двум признакам кроликов?

ОТВЕТ: Так как родители дигетерозиготны, они имеют генотип АаВв, а при таком скрещивании, в потомстве проявляется расщепление по фенотипу – 9:3:3:1.

  1. Какова вероятность рождения голубоглазого (а), светловолосого (в) ребенка от брака голубоглазого темноволосого отца с генотипом ааВв и кареглазой светловолосой матери с генотипом Аавв?

ОТВЕТ: Р Аавв Х ааВв

ГАМЕТЫ (G) Ав, ав аВ, ав

АаВв Аавв ааВв аавв

К.т. к.с г.т. г.с.

ОТВЕТ: 25%.

  1. При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды шаровидные, красные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.

ОТВЕТ:

1) генотипы родителей: красные шаровидные плоды – ААВВ,
желтые грушевидные плоды – ааbb

2) генотипы F 1: красные шаровидные АаВb

3) соотношение фенотипов F 2:

9 – красные шаровидные
3 – красные грушевидные
3 – желтые шаровидные
1 – желтые грушевидные

  1. Голубоглазый мужчина, оба родителя которого кареглазые, женился на кареглазой женщине, мать которой голубоглазая, а отец – кареглазый. От брака родился голубоглазый сын. Составить родословную и указать генотипы всех родственников.

ОТВЕТ: 1) Вначале составляем схему родословной и подписываем фенотипы.

2) Затем, записываем генотипы лиц, имеющих рецессивный признак, т.е.гомозиготных по этому гену.

3) Эти лица передают (родители) или получают (дети) по одному рецессивному гену, поэтому эти гены записываем в генотипе детей или родителей.

4) У лиц, имеющих доминантный признак, записываем в генотипе вначале один доминантный ген. А по схеме выяснится их гомозиготность или гетерозиготность

.

  1. Какие группы крови возможны у детей, если у матери первая группа крови, а у отца – четвертая?

РЕШЕНИЕ : Первая группа обусловлена генотипом ОО, четвертая – АВ. Аллели А и В доминантны по отношению к аллели О.

2 группа 3 группа

ОТВЕТ: Дети будут иметь 2 и 3 группы крови.

  1. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном Х B рыжая – Х b , гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились один черепаховый и один черный котенок. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят. Решение:

Р Х B Х B х Х b У

F 1 Х В У Х B Х b

ОТВЕТ : генотип черной кошки Х B Х B , генотип рыжего кота - Х b У, генотипы котят: черепахового - Х B Х b

Черного – Х В У, пол котят: черепаховая – самка, черный - самец.

  1. Двух черных самок мыши скрещивали с коричневым самцом. Первая самка в нескольких пометах дала 20 черных и 17 коричневых потомков, а вторая – 33 черных. Определите генотипы родителей и потомков, ответ поясните.

ОТВЕТ : Так как в потомстве второй черной самки не было расщепления, все потомство было черным, значит, что черная окраска доминирует и генотип самца – аа, генотип второй самки – АА. В потомстве первой самки наблюдается расщепление 1:1, значит, генотип первой самки - Аа. Генотипы потомства от первой самки – Аа (20 черных) и аа (17 коричневых), генотип потомства от второй самки – Аа (единообразие – 33 черных).

  1. В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х- хромосомах. Определите генотипы родителей, сына дальтоника и вероятность рождения детей, носителей гена дальтонизма.

ОТВЕТ : Генотипы родителей: мать –Х D Х d , отец Х D У; генотип сына – дальтоника -Х d У; вероятность рождения носителей гена дальтонизма (Х D Х d) – 25%.

  1. Докажите, что генотип является целостной системой.

ОТВЕТ : Генотип является целостной системой, потому что между аллельными и неаллельными генами существуют взаимодействия (доминирование, кодоминирование, комплементарность и др.), один ген может влиять на развитие нескольких признаков, несколько генов могут влиять на развитие одного признака.

  1. У здоровых родителей сын болен гемофилией. Определите генотипы родителей, их сына, вероятность рождения больных детей и носителей гена гемофилии у этих родителей, если ген гемофилии (h) является рецессивным и сцеплен с полом.

ОТВЕТ: генотипы родителей: матери - Х Н Х h , отца - Х H У; генотип сына - Х h У; вероятность появления больных детей – 25% (сыновья), 25% сыновей – здоровы, дочери – здоровы (Х Н Х H , Х Н Х h), но половина дочерей - носительницы гена гемофилии

  1. Какова сущность хромосомной теории наследственности Т.Моргана?

ОТВЕТ: Гены расположены в хромосоме линейно. Гены одной хромосомы образуют группу сцепления, и поэтому они наследуются вместе. Число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом. Нарушение сцепления генов происходит в процессе кроссинговера, частота которого зависит от расстояния между генами – чем больше расстояние между генами, тем больше частота кроссинговера.

  1. Мужчина с нормальным зрение женился на женщине-дальтонике (рецессивный ген dсцеплен с Х-хромосомой). Определите генотипы родителей, соотношение фенотипов и генотипов в потомстве.

ОТВЕТ : Генотипы родителей: матери – Х d Х d , отца Х D У; генотипы потомства: все дочери являются носительницами гена дальтонизма - Х D Х d , все сыновья – дальтоники - Х d У; соотношение больных и здоровых детей – 1:1 или 50%:50%.

  1. Скрестили два растения львиного зева с красными и белыми цветками. Их потомство оказалось с розовыми цветками. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения и тип наследования признака.

ОТВЕТ: Появление промежуточного признака в потомстве показывает на неполное доминирование признака. Генотипы родительских растений (Р): АА и аа. Гаметы: А и а . Генотипы первого поколения: Аа.

  1. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или несцеплен с полом), генотипы детей в первом и втором поколении.

ОТВЕТ: 1) Признак доминантный, так как передается всегда потомству, не сцеплен с полом, так как передается в равной степени как дочерям, так и сыновьям. 2) генотипы детей в F 1 женщины – аа иАа

Мужчины – аа и Аа. Генотипы потомковF 2 мужчина – Аа. Генотипы родителей: женщина: аа , мужчинаАа.

  1. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.

ОТВЕТ: генотипы родителей: пурпурный стебель, красные плоды – AABb (гаметы: AB и Ab); зеленый стебель, красные плоды –aaBb (гаметы aB и аb); генотипы потомства в F 1: AaBB, AaBb, Aabb; соотношение генотипов и фенотипов в F 1:
пурпурный стебель, красные плоды – 1 AaBB: 2 AaBb
пурпурный стебель, желтые плоды – 1 Aabb.

  1. По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.

ОТВЕТ: 1) признак рецессивный;

2) генотипы родителей: мать - аа, отец - АА или Аа;

3) генотипы детей: сын и дочь гетерозиготы - Аа (допускается: иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи, указание только одного из вариантов генотипа отца).

  1. Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией?

ОТВЕТ: Генотипы и фенотипы Р: аа – с малыми коренными зубами, Аа – без малых коренных зубов; генотипы и фенотипы потомства: Аа – без малых коренных зубов, аа – с малыми коренными зубами; вероятность рождения детей без малых коренных зубов – 50%.

  1. Что лежит в основе комбинативной изменчивости организмов? Ответ поясните.

ОТВЕТ: В основе комбинативной изменчивости лежат следующие процессы:

  1. кроссинговер приводит к изменению сочетания генов в гомологичных хромосомах;
  2. мейоз, в результате которого происходит независимое расхождение хромосом в гаметы;
  3. случайное сочетание гамет при оплодотворении.
  1. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.

ОТВЕТ:

  1. признак доминантный, не сцеплен с полом;
  2. генотипы детей 1 поколения: дочь Аа, дочь аа, сын Аа;
  3. генотипы детей 2 поколения: дочь Аа
1 2 Условные обозначения мужчина женщина брак Дети одного брака – проявление исследуемого признака
  1. По родословной человека, представленной на рисунке, установите характер наследования признака "маленькие глаза", выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родите­лей и потомков F(1, 2, 3, 4, 5).

ОТВЕТ: 1) признак рецессивный, не сцеплен с полом (так как передается и дочерям и сыновьям); 2) генотипы родителей: Аа х Аа; 3) генотипы потомков в F1: 1,2- Аа; 3 – АА или Аа; 4, 5 - аа.

Эталоны ответов к заданиям Линия С1 Экзамен на отлично 2010г.
1. Какова роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка? Ответ:
Элементы ответа: с ДНК информация переписывается на и РНК, которая переносит ее из ядра к рибосоме, иРНК. служит матрицей для сборки молекул белка; тРНК присоединяют аминокислоты и доставляют их к месту сборки молекулы белка к рибосоме.
2. В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?
Ответ: первичная структура белка определяется последовательностью аминокислот; матрицами для синтеза белка являются одинаковые молекулы иРНК, в которых закодирована одна и та же первичная структура белка.
3. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.
Элементы ответа: 1) фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласта; 2) по мере созревания хлоропласта превращаются в хромопласты, в которых фотосинтез не происходит.
4. Почему для удаления клеща, присосавшегося к телу человека, его надо смазать маслянистой жидкостью? Ответ:
1) маслянистая жидкость закрывает отверстия трахей, которые являются органами дыхания клещей
2) клеши погибают от недостатка кислорода и легко удаляются.
5. Объясните, чем питаются беззубки и перловицы и почему их называют "придонными фильтрами". Ответ:
беззубки и перловицы питаются органическими частицами, которые с током воды попадают в мантийную полость и отфильтровываются ресничками, пропуская через себя большое количество воды, они очищают её от органических и примесей и микроорганизме и.
6. Почему летом при длительной жажде рекомендуется пить подсоленую воду?
Элементы ответа: летом у человека усиливается потоотделение; с потом из организма выводятся минеральные соли; подсоленная вода восстанавливает нормальный водно-солевой баланс между тканями и внутренней средой организма.
7. Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы? Ответ:
Элементы ответа: 1) быстрое изменение давления при взлёте или посадке самолёта вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше; 2) глотательные движения улучшают доступ воздуха к слуховой (евстахиевой) трубе, через которую давление в полости среднего уха выравнивается с давлением в окру-жающей среде.
8 Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях индивидуального развития? Ответ:
1) корни растений повреждают личинки; 2) листья деревьев повреждают взрослые жуки.
9. Введение в вену пациента больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9% раствором NaCl). Поясните, почему.
Ответ: 1) концентрация физиологическою раствора (0,9% раствор NaCl) соответствует концентрации солей в плазме крови и не вызывает гибели клеток крови; 2) введение больших доз препаратов без разбавления может вызвать резкое изменение состава крови и необратимые явления
10. Какие процессы поддерживают постоянство химического состава плазмы крови человека? Ответ:
Элементы ответа: 1) процессы в буферных системах поддерживают реакцию среды (рН) на постоянном уровне; 2) осуществляется нейрогуморальная регуляция химического состава плазмы.
11. С чем связана необходимость поступления в кровь человека ионов железа? Ответ поясните. Ответ:
Элементы ответа: 1) ионы железа входят в состав гемоглобина эритроцитов; 2) эритроциты обеспечивают транспорт кислорода и углекислого газа.
12. В древней Индии подозреваемому в преступлении предлагали проглотить горсть сухого риса. Если ему это не удавалось, виновность считалась доказанной. Дайте физиологическое обоснование этого процесса. ,
Ответ:1) глотание - сложный рефлекторный акт, который сопровождается слюноотделением и раздражением корпя языка; 2) при сильном волнении резко тормозится слюноотделение, во рту становится сухо я глотательный рефлекс не возникает.
13. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению? Ответ поясните. Ответ:
1) из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам за счёт транспирации, в результате
которой возникает сосущая сила; 2) восходящему току в рас гении способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.
14. Почему сов в экосистеме леса относят к консументам второго порядка, а мышей к консументам первого порядка? Ответ:
Элементы ответа: 1)совы питаются растительноядными животными, поэтому их относят к консументам второго порядка; 2)мыши питаются растительной пищей, поэтому их относят к консументам первого порядка.
15. Почему отношения между щукой и окунем в экосистеме реки считают конкурентными?
Элементы ответа: 1) являются хищниками, питаются сходной пищей; 2) обитают в одном водоеме, нуждаются в сходных
условиях для жизни, взаимно угнетают друг друга
16. Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб?
Элементы ответа: 1) уничтожение хищников приводит к резкому возрастанию численности растительноядных рыб и усилению конкуренции между ними; 2) большая численность растительноядных рыб способствует уменьшению кормовой базы, распространению среди них различных заболеваний, это приведет к массовой гибели рыб.
17. Что служит основой формирования разнообразных сетей питания в экосистемах? Ответ:
1) разнообразие видов, наличие среди них продуцентов, консументов, редуцентов; 2) питание видов разнообразной пищей (широкая пищевая специализация).
18. Объясните, почему говядину, которая не прошла санитарный контроль, опасно употреблять в пищу в недоваренном или слабо прожаренном виде.
Элементы ответа: 1) в говяжьем мясе могут быть финны бычьего цепня; 2) в пищеварительном канале из финны развивается взрослый червь, и человек становится окончательным хозяином.
19. Объясните, почему для выращивания бобовых растений не требуется подкормка азотными удобрениями. Ответ:
Элементы ответа: I) у бобовых на корнях поселяются клубеньковые бактерии; 2) они усваивают азот воздуха и обеспечивают растения азотным питанием.
20. В чём проявляется защитная роль лейкоцитов в организме человека? Ответ:
Элементы ответа: 1) лейкоциты способны к фагоцитозу - пожиранию и перевариванию белков, микроорганизмов, отмерших клеток; 2) лейкоциты принимают участие в выработке антител, которые нейтрализуют определённые антигены.
21. Какое молоко, стерилизованное или свеженадоенное, прокиснет быстрее в одних и тех же условиях? Ответ поясните. Ответ:
Элементы ответа: 1) быстрее прокиснет свеженадоенное молоко, так как в нем имеются бактерии, вызывающие сбраживание продукта; 2) при стерилизации молока клетки и споры молочнокислых бактерий погибают и молоко сохраняется дольше.
22. Почему объём мочи, выделяемой телом человека за сутки, не равен объёму выпитой за это же время жидкости? Ответ:
Элементы ответа: 1) часть воды используется организмом или образуется в процессах обмена веществ; 2) часть воды испаряется через органы дыхания и через потовые железы.
23. Почему лечение человека антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника? Назовите не менее двух причин.
Ответ:1) антибиотики убивают полезные бактерии, обитающие в кишечнике человека; 2) нарушаются расщепление клетчатки, всасывание воды и другие процессы.
24. Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счёт чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно-оранжевой части спектра.
Элементы ответа: 1) для фотосинтеза необходимы лучи красной и синей части спектра; 2) в клетках багрянок содержится красный пигмент, который поглощает лучи синей части спектра, их энергия используется в процессе фотосинтеза.
25. Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый. Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется проявление данного признака.
Элементы ответа: 1) у зайца наблюдается проявление модификационной (фенотипической, ненаследственной) изменчивости;
2) проявление данного признака определяется изменением условий среды обитания (температура, длина дня).
26. Какие из перечисленных видов топлива - природный газ, каменный уголь, атомная энергия способствуют созданию парникового эффекта? Ответ поясните.
Элементы ответа: 1) созданию парникового эффекта способствуют природный газ и каменный уголь; 2) при их сжигании образуется углекислый газ, который создает парниковый эффект.
27. Замороженные яблоки при оттаивании выделяют сладковатый сок. С чем это связано?
1). При замерзании вода расширяется, при этом нарушается целостность тканей, клеток, органоидов; 2) после оттаивания из вакуолей клеток вытекает клеточный сок, содержащий сахаристые вещества.
28. почему почву в лесопосадках заселяют микоризными грибами?
1). Деревья вступают в симбиоз с грибами; 2) корни растений получают дополнительное минеральное питание, растения легче переносят неблагоприятные условия.
29. с какой целью производят пикировку растений?
1). При пикировке удаляется кончик главного корня, что способствует развитию боковых корней; 2) в результате увеличивается площадь питания растений.
30. Какова роль хемосинтезирующих бактерий в экосистемах?
1). Образуют органические вещества из неорганических; 2). Они относят к продуцентам и в экосистемах составляют первое звено в цепи питания.
31. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению? Ответ поясните.
Элементы ответа: 1) из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам за счёт транспирации, в результате которой возникает сосущая сила; 2). восходящему току в растении способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.
32. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.
Элементы ответа: 1) фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты; 2) по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых фотосинтез не происходит.
33. кровеносная система насекомых не связана с транспортом газов. Каким образом они транспортируются по телу животных?
1). Транспорт газов осуществляется через органы дыхания; 2). Дыхательная система представлена сетью разветвленных трахей, через которые доставляется кислород не посредственно к клеткам, а из клеток в трахеи поступает углекислый газ.
34. Что такое условный рефлекс и какова его роль в жизни животного?
1), рефлексы, приобретаемые человеком и животными в течение жизни, формируемые на базе безусловных 2). Способствует приспособлению организма к конкретным условиям существования.
35. На поверхности почвы иногда можно увидеть большое количество дождевых червей. Объясните, при каких метеорологических условиях это происходит и почему?
1). Наблюдается после сильного дождя, при ходы дождевых червей заполняются водой; 2). Содержание кислорода уменьшается, дыхание червей в почве затрудняется и они мигрируют на поверхность.

У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма – d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец – с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой скмье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих.

Ответ

В – нормальный слух, b – глухота.

Мать страдает глухотой, но имеет нормальное цветовое зрение bbX D X _ .
Отец с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник BBX d Y.

Девочка-дальтоник X d X d получила одну X d от отца, а вторую от матери, следовательно мать bbX D X d .


P bbX D X d x BBX d Y
G bX D BX d
bX d BY
F1 BbX D X d BbX D Y BbX d X d BbX d Y
девочки
с норм.
слухом
и зрением
мальчики
с норм.
слухом
и зрением
девочки
с норм.
слухом,
дальтоники
мальчики
с норм.
слухом,
дальтоники

Дочь BbX d X d . Вероятность рождения детей-дальтоников = 2/4 (50%). Все они будут иметь нормальный слух, вероятность рождения глухих = 0%.

У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм - d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину, с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.

Ответ

А – карие глаза, а – голубые глаза.
X D – нормальное зрение, X d – дальтонизм.

Кареглазая женщина с нормальным зрением А_X D X _ .
Отец женщины ааX d Y, он мог отдать дочери только аX d , следовательно, кареглазая женщина АаX D X d .
Муж женщины ааX D Y.

Р АаX D X d х ааX D Y


Вероятность рождения ребенка-дальтоника с карими глазами составляет 1/8, (12,5%), это мальчик.

Одна из форм анемии (заболевание крови) наследуется как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в лёгкой форме. Женщина с нормальным зрением, но лёгкой формой анемии родила от здорового (по крови) мужчины-дальтоника двух сыновей - первого, страдающего лёгкой формой анемии и дальтонизмом, и второго, полностью здорового. Определите генотипы родителей, больного и здорового сыновей. Какова вероятность рождения следующего сына без аномалий?

Ответ

АА – смерть, Аа – анемия, аа – норма.
X D – нормальное зрение, X d – дальтонизм.

Женщина с нормальным зрением, но легкой формой анемии АаX D X _ .
Здоровый по крови мужчина-дальтоник ааX d Y.
Первый ребенок АаX d Y, второй ребенок ааX D Y.

Первый ребенок получил Y от отца, следовательно, X d он получил от матери, следовательно, мать АаX D X d .

Р АаX D X d х ааX d Y


Вероятность рождения следующего сына без аномалий составляет 1/8, (12,5%).

Глухота - аутосомный признак; дальтонизм - признак, сцепленный с полом. В браке здоровых родителей родился ребёнок глухой дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка, его пол, генотипы и фенотипы возможного потомства, вероятность рождения детей с обеими аномалиями. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответ обоснуйте.

Ответ

У здоровых родителей родился больной ребенок, следовательно, глухота и дальтонизм являются рецессивными признаками.

А - норм. слух, а - глухота
X D - норм. зрение, X d - дальтонизм.

Ребенок имеет аа, родители здоровы, следовательно, они Аа.
Отец здоров, следовательно он X D Y. Если бы ребенок был девочкой, то она бы получила от отца X D и не была дальтоником. Следовательно, ребенок мальчик, ген дальтонизма получил от матери. Мать здорова, следовательно огна X D X d .

Р АаX D X d х АаX D Y


AX D AY aX D aY
AX D AAX D X D
норм. слух
норм. зрение
девочка
AAX D Y
норм. слух
норм. зрение
мальчик
AaX D X D
норм. слух
норм. зрение
девочка
AaX D Y
норм. слух
норм. зрение
мальчик
AX d AAX d X D
норм. слух
норм. зрение
девочка
AAX d Y
норм. слух
дальтоник
мальчик
AaX d X D
норм. слух
норм. зрение
девочка
AaX d Y
норм. слух
дальтоник
мальчик
aX D AaX D X D
норм. слух
норм. зрение
девочка
AaX D Y
норм. слух
норм. зрение
мальчик
aaX D X D
глухота
норм. зрение
девочка
aaX D Y
глухота
норм. зрение
мальчик
aX d AaX d X D
норм. слух
норм. зрение
девочка
AaX d Y
норм. слух
дальтоник
мальчик
aaX d X D
глухота
норм. зрение
девочка
aaX d Y
глухота
дальтонизм
мальчик

Вероятность рождения ребенка с двумя аномалиями составляет 1/16 (6,25%).

В данном случае проявился третий закон Меделя (закон независимого наследования).

Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген окраски глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол. При скрещивании самок дрозофил с нормальными крыльями, красными глазами и самцов с редуцированными крыльями, белыми глазами все потомство имело нормальные крылья и красные глаза. Получившихся в F1 самцов скрещивали с исходной родительской самкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Какие законы наследственности проявляются в двух скрещиваниях?

Ответ

В первом поколении получено единообразное потомство (первый закон Менделя), следовательно родители были гомозиготы, F1 – гетерозиготы, у гетерозигот проявились доминантные гены.

А - нормальные крылья, а - редуцированные крылья
B - красные глаза, b - белые глаза

P AAX B X B x aaX b Y
F1 AaX B X b , AaX B Y

АaX В Y x AAX B X B


AX В аX В AY aY
AX B AAX В X В
AaX В X В
AAX B Y
AaX B Y

Все потомство получилось с нормальными крыльями и красными глазами. Во втором скрещивании проявился третий закон Менделя (закон независимого наследования).

У дрозофилы гетерогаметным полом является мужской пол. Скрещивали самок дрозофилы с серым телом, красными глазами и самцов с чёрным телом, белыми глазами, всё потомство было единообразным по признакам окраски тела и глаз. Во втором скрещивании самок дрозофилы с чёрным телом, белыми глазами и самцов с серым телом, красными глазами в потомстве получились самки с серым телом, красными глазами и самцы с серым телом, белыми глазами. Составьте схемы скрещивания, определите генотипы и фенотипы родительских особей, потомства в двух скрещиваниях и пол потомства в первом скрещивании. Поясните, почему во втором скрещивании произошло расщепление признаков.

Ответ

А - серое тело, а - черное тело
X Е - красные глаза, X е - белые глаза

Поскольку в первом скрещивании всё потомство было единообразным, следовательно, скрещивали гомозигот:
Р АА X Е X Е х ааX е Y
F1 АаX Е X е, АаX Е Y (все с серым телом и красными глазами)

Второе скрещивание:
Р аа X е X е х ААX Е Y
F1 АаX е X Е, АаX е Y (самки с серым телом красными глазами, самцы с серым телом, белыми глазами)

Расщепление признаков во втором поколении произошло потому, что признак цвета глаз сцеплен с Х-хромосомой, и самцы получают Х-хромосому только от матери.

У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А - наличие меланина в клетках кожи, а - отсутствие меланина в клетках кожи - альбинизм), а гемофилии - сцеплено с полом (X Н - нормальная свёртываемость крови, X h - гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.

Ответ

А - норма, а - альбинизм.
Х Н - норма, Х h - гемофилия.

Женщина ААХ Н Х Н, мужчина ааХ Н Х h .


Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген размера глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол. При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями и нормальными глазами в потомстве появился самец с закрученными крыльями и маленькими глазами. Этого самца скрестили с родительской особью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и полученного самца F1, генотипы и фенотипы потомства F2. Какая часть самок от общего числа потомков во втором скрещивании фенотипически сходна с родительской самкой? Определите их генотипы.

Ответ

Поскольку при скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями получился ребенок с закрученными крыльями, следовательно А - нормальные крылья, а - закрученные крылья, родители Аа х Аа, ребенок аа.

Ген размера глаз сцеплен с Х-хромосомой, следовательно, самец с маленькими глазами получил от отца Y, а от матери ген маленьких глаз, но сама мать была с нормальными глазами, следовательно, она была гетерозигота. Х B - нормальные глаза, Х b - маленькие глаза, мать Х B Х b , отец Х B Y, ребенок Х b Y.

F1 AaX B X b x aaX b Y



Фенотипически сходно с родительской самкой будет F2 AaX B X b , их 1/8 (12,5%) от общего числа потомков.