Меню
Бесплатно
Главная  /  Диагностика  /  Кладбище пер-лашез в париже. Кладбище Пер-Лашез: знаменитые могилы, легенды, карта Восточное кладбище парижа

Кладбище пер-лашез в париже. Кладбище Пер-Лашез: знаменитые могилы, легенды, карта Восточное кладбище парижа

Cimetière communal de Sainte-Geneviève-des-Bois). Это был единственный объект в нашей программе, который не попал в сферу новогодней вакханалии. Здесь было все спокойно. Действительно, это место значимо только для тех, кто знает и любит русскую историю и культуру.

Основанное эмигрантами первой волны, то есть послереволюционными, оно дало последний приют многим русским, жившим и работавшим во Франции. Некоторые из них были участниками сопротивления, внесшими свой вклад в борьбу с фашизмом. Здесь лежат и эмигранты второй волны – инакомыслящие советского времени.

В Советском Союзе стало известно об этом кладбище, пожалуй, после публикации в семидесятые годы стихотворения Р. Рождественского:

"Малая це́рковка. Свечи оплывшие.
Камень дождями изрыт добела.
Здесь похоронены бывшие, бывшие.
Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа .

Здесь похоронены сны и молитвы.
Слёзы и доблесть. «Прощай!» и «Ура!».
Штабс-капитаны и гардемарины.
Хва́ты полковники и юнкера.

Белая гвардия, белая стая.
Белое воинство, белая кость…
Влажные плиты травой порастают.
Русские буквы. Французский погост…"

«Малая церковка» Успения Пресвятой Богородицы на этом кладбище построена Альбертом Бенуа. Он – представитель огромной творческой семьи, обогатившей русскую культуру. Архитекторы с этой фамилией строили Петербург, издавали журнал «Мир искусств», были театральными художниками, артистами. К этой семье относятся архитектор Л. Бенуа, художница З. Серебрякова, (похоронена на этом же кладбище), скульптор Е. Лансаре, английский актер театра и кино Питер Устинов.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на русском кладбище.

Могила Зинаиды Серебряковой, художницы, с творчеством которой мы познакомились только в семидесятых годах. Ее картины тогда и теперь чрезвычайно популярны. Достаточно вспомнить прелестный автопортрет «Перед зеркалом».

Памятник генералу М.В.Алексееву и участникам Белого движения. Захоронений участников Гражданской войны на кладбище много.

На этом кладбище покоится весь «серебряный век» русской эмигрантской литературы. Здесь похоронены: В.Л.Андреев, И.А.Бунин, Гайто Газданов, З.Н.Гиппиус, Б.К.Зайцев, Г.В.Иванов, Д.С.Мережковский, В.Н.Муромцева-Бунина, Н.А.Оцуп, Б.Поплавский, А.М.Ремезов, Тэффи, И.С.Шмелев. Все они выразили себя в дореволюционное время в России и во время эмиграции. Часто не понятые, часто бедствующие, одержимые воспоминаниями о Родине и иногда нашедшие себя в новых условиях. О каждом из них теперь написаны исследования. Каждая биография – роман, который не имеет счастливого конца.

Ирина Одоевцева, поэтесса, жена поэта Георгия Иванова, которая, похоронив мужа, на старости лет вернулась в Россию, писала о жизни в Париже:

"По набережной ночью мы идем.

Как хорошо - идем, молчим вдвоем.

И видим Сену, дерево, собор

И облака... А этот разговор

На завтра мы отложим, на потом,

На после-завтра... На когда умрем."

И. А. Бунин, Нобелевский лауреат, автор «Окаянных дней», отчаянного произведения о революции в России. В Париже, признанный и знаменитый, не нашел успокоения. Запутанная личная жизнь, тема Родины, которая не оставляла до конца. Уже во время войны им написаны «Темные аллеи» - русская жизнь, русские характеры.

Д.С. Мережковский, писатель, философ, энциклопедист. Его творческое наследие содержит 24 тома. Многие годы был под полным запретом на Родине. Религиозная философия плохо соотносилась с марксистско-ленинской, единственно правильной, потому - верной. В советские годы мне случилось прочитать еще дореволюционное издание его трилогии «Христос и Антихрист» - «Смерть богов, Юлиан Отступник», «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи», «Антихрист. Петр и Алексей». Попытка соединить духовные и земные ценности, блестящее описание исторического фона. На Западе Мережковский оценивался как продолжатель традиций русского романа, оказавший влияние на Томаса Манна и Джойса. Теперь Мережковский почти забыт.

Здесь же похоронен Гайто Газданов, писатель, открытый в России только последние годы. Участник гражданской войны, парижский шофер, блестящий стилист, написавший романы «Призрак Александра Вольфа», «Вечер у Клер», «Ночные дороги» и др. Он сформулировал свой жизненный опыт следующим образом: «Но вот что я тебе советую: никогда не становись убежденным человеком, не делай выводов, не рассуждай и старайся быть как можно более простым. И помни, что самое большое счастье на земле - это думать, что ты хоть что-нибудь понял из окружающей тебя жизни». И еще: «Но красные тоже правы, и зеленые тоже, а если были бы еще оранжевые и фиолетовые, то и те были бы в равной степени правы».

Блестящая Тэффи, веселыми произведениями которой зачитывались в России до еще революции. Печаталась в журнале «Сатирикон». Во Франции она была признана и не утратила чувства юмора. Сейчас, после ее смерти, в России ее произведения переживают ренессанс. Тэффи не любила, когда ее называли юмористкой. «Анекдоты смешны, только когда их рассказывают. Когда же их переживают - это уже трагедия. Моя жизнь - анекдот, а значит - трагедия». Уже в старости она обращалась к Богу с молитвой: «Когда я буду умирать, Господи, пошли лучших твоих Ангелов взять мою душу».

Могила К.А.Коровина, живописца, портретиста, театрального художника, друга Шаляпина, автора воспоминаний о нем. Кроме живописи, он оставил большое литературное наследие. Он объяснял: « Закрывая глаза, я видел Россию, ее дивную природу, людей русских, любимых мною друзей, чудаков, добрых и так себе - со всякой всячиной, которых любил, из которых «иных уж нет, а те далече»…»

На этом кладбище похоронен Художник К.А.Сомов, один из основателей общества «Мир искусств», автор иллюстрированной «Книги маркизы».

С. Лифарь - солист «Русского балета» С. Дягилева, возглавивший балетную труппу «Гранд-Опера». Он поставил во Франции более 200 спектаклей и основал университет хореографии.

На этом кладбище нас сопровождала белая кошка, видимо бездомная.

"По кошачьи я бездомна,

По кошачьи тошно мне".

И. Одоевцева.

Захоронение М.Ф.Кшесинской, примы балерины императорского Мариинского театра в Петербурге, ее мужа великого князя А.В. Романова и сына В.А. Романова - Красинского. Эта танцовщица очаровала наследника престола и великих князей. Подаренный ей особняк в начале Каменноостровского проспекта Петроградской стороны в стиле модерн является его украшением. После 1917 года он был занят всевозможными революционными организациями, в том числе и музеем революции. Тем не менее, жители Петербурга продолжают упорно называют его особняком Кшесинской. Забавна судебная тяжба между Кшесинской и Лениным за этот особняк. Догадайтесь, кто победил. В Париже основала хореографическую школу, где обучала танцам до глубокой старости.

Могила Юсуповых, тех самых Юсуповых, родственников царского дома. Князь Феликс Феликсович – организатор убийства Распутина. Бежал из России после этого акта. В этой же могиле похоронена его мать Зинаида Николаевна и красавица жена Ирина Александровна.

На этом кладбище представлена вторая волна русской эмиграции – диссиденты советской поры. Эти люди в условиях единомыслия позволили себе иметь и высказать собственное мнение. Среди них В.П. Некрасов, автор первого правдивого произведения о войне «В окопах Сталинграда». В этих окопах он подружился с моим дядей Г.А.Обрадовичем. Оба архитекторы по профессии, они многие годы состояли в переписке. Некрасов, когда-то обласканный властью, не продемонстрировал должной лояльности, за что и был изгнан из СССР. О Некрасове тепло пишет Лилианна Лунгина в «Подстрочнике», дружившая с ним. Она писала, что Некрасов был самым свободным человеком из всех, кого она знала. Во время их встречи в Париже, Некрасов говорил, что французом он не стал, но стал парижанином.

В.П.Некрасов, автор «В окопах Сталинграда».

Могила А. Галича.

Около этой могилы кто-то из молодых туристов спросил меня, кто такой Галич. Я даже растерялась. Говорить, что это успешный советский сценарист, драматург, как пишет Лунгина, его знавшая, «советский буржуа и сноб», здесь ни к чему. Для меня Александр Галич – автор протестных стихов и песен, исполняемых под гитару. Еще студентами мы пели «Про печальную историю про Москву и про Париж, как наши физики проспорили ихним физикам пари ». Следствием этой печальной истории было:

«И лечусь «столичною» лично я,

Чтобы мне с ума не стронуться,

Истопник сказал – «столичная» -

Очень хороша от стронция».

Еще:

«Я иду и размышляю, не спеша,

-То ли стать мне президентом США,

Т о ли взять да и окончить ВПШ!..» (Для тех, кто не знает, ВПШ – Высшая партийная школа).

А еще трагические стихи-песни:

«Облака плывут в Абакан», «Когда я вернусь». Галич пишет о доступных формах протеста против «фанфарного безмолвия и прославления многодумного безмыслия»:

«Есть - стоит картина на подрамнике!

Есть - отстуканы четыре копии!

Есть магнитофон системы "Яуза"!

Этого достаточно!»

Галич первый задал вопрос о возможности протеста в советских условиях:

«И все так же, не проще,

Век наш пробует нас.

Можешь выйти на площадь,

Смеешь выйти на площадь,

В тот назначенный час?!»

Так я должна бы ответить молодому человеку, задавшему вопрос, кто такой Галич, если бы не растерялась.

Здесь похоронен В.Е. Максимов, основатель и главный редактор журнала «Континент». Вокруг этого журнала объединялись литераторы, публицисты, критики, правозащитники, мемуаристы. В нем сотрудничали нобелевские лауреаты А. Сахаров, А. Солженицын, Г. Бёлль, И. Бродский. В. Некрасов, Н. Коржавин, В Аксёнов и многие другие творческие люди, не нашедшие себя в советской системе, входили в состав редколлегии.

Здесь же похоронен Андрей Тарковский, кинорежиссер, сценарист. Он – автор известных фильмов: Андрей Рублев, Иваново детство, Солярис, Зеркало, Сталкер, Жертвоприношение. А.Тарковский оставил литературное наследие, глубине которого удивляешься. Вот некоторые цитаты из него:

«Бросив даже мимолетный взгляд назад, на ту жизнь, которая остается за тобою, вспоминая даже не самые яркие минуты прошлого, все-таки всякий раз поражаешься уникальности тех событий, в которых ты принимал участие, неповторимости тех характеров, с которыми ты сталкивался.

Пусть надежда - обман, но он дает возможность жить и любить прекрасное. Без надежды нет человека.

Жизнь - всего-навсего отведенный человеку срок, в течение которого он может и должен сформировать свой дух в соответствии с собственным пониманием Цели человеческого существования.

Жизнь никакого смысла, конечно, не имеет.

Цель искусства заключается в том, чтобы подготовить человека к смерти, вспахать и взрыхлить его душу, сделать ее способной обратиться к добру.

Время - это условие существования нашего «Я».

Жизнь оказывается богаче фантазии.

Книга, прочитанная тысячами людей, это тысячи разных книг.

Чтобы быть свободным, нужно просто им быть, не спрашивая ни у кого на это разрешения.

Мы создали цивилизацию, грозящую уничтожением человечества.

По-настоящему свободный человек не может быть свободным в эгоистическом смысле слова».

Одним из последних здесь похоронен знаменитый Рудольф Нуреев, выпускник Вагановского хореографического училища, солист Мариинского театра в Ленинграде, скандально покинувший СССР. На Западе он сделал блестящую карьеру танцора и балетмейстера.

Закончить рассказ об этом кладбище мне хочется стихами А. Городницкого, написанными в 1996 году:

"На кла́дбище Сент-Женевьев-де-Буа
Забвения не вырастает трава, -
Её, разодет как любовник,
Стрижёт регулярно садовник.

На кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

Где статуи стынут в песцовых боа́

Покой обрели эмигранты, -

Российской свободы гаранты.

….

Звенит у обители Сент-Женевьев

Скворцов прилетевших двусложный напев,

Связав её пением птичьим

С Донски́м или Ново-Деви́чьим.

Опять в ожидании новой весны
Покойникам снятся московские сны,
Где вьюга кружится витая,
Литые кресты облетая.

Знакомые с детства родные места,

И купол сияет над храмом Христа,

Склоняя усопших к надежде,

Что всё возвратится, как прежде.

На кладбище Сент-Женевьев-де-Буа,
Исчезнув с планеты как птица моа,
Лежит лебединая стая,
В парижскую землю врастая.

Меж мраморных ангелов и Терпсихор

Поёт им каноны невидимый хор,

И нету, понятно из пенья,

Свободы помимо успенья."

На этом парижском кладбище похоронены 10000 русских людей. Все они любили Россию.

Маргарита Рупперт.

♦ Рубрика: .

Столица Франции известна как место романтическое, с веселой и беззаботной атмосферой. Между тем, есть в Париже места совсем не располагающие к веселью, связанные с памятью о мертвых. Однако парижские кладбища совсем не похожи на отечественные погосты: они выглядят иначе и воспринимаются скорее как .

Кладбище Пер-Лашез

Особенно присуще сходство с парком кладбищу Пер-Лашез, куда ежедневно приходит великое множество туристов.

Здесь скорбящих родственников за оградой куда меньше, чем людей с фотоаппаратами, а ощущение, что ты в музее, дополнительно усиливается художественным оформлением многих надгробий. Выразительные памятники насчитываются десятками, их фотографии смотрятся очень выигрышно.

Историки полагают, что на кладбище Пер-Лашез захоронено никак не меньше пятисот тысяч человек, среди которых многие деятели искусства и культуры. Среди прочих выделяются музыкант Джим Моррисон, чья могила считается самой посещаемой, и писатель Оскар Уайльд, надгробье которого буквально усеяно сотнями поцелуев от поклонниц. Романтические особы не могут также пропустить место погребения знаменитой пары влюбленных, Элоизы и Абеляра. Также надо отметить могилы художника Модильяни, актрисы Сары Бернар и шансонье Ива Монтана, певицы Эдит Пиаф и танцовщицы Айседоры Дункан.

Тем, кто отправится осматривать кладбище Пер-Лашез, лучше запастись заранее картой округи, иначе найти нужное захоронение будет проблематично, на аллеях указателей нет вообще.

Кладбище Монмартра

Другое место, где захоронено множество знаменитостей, находится на Монмартре. Правда, туристы, добравшиеся до этого района, предпочитают осматривать базилику Сакре-Кёр и любоваться живописными улочками, на само кладбище Монмартра мало кто заходит. А ведь там обрели вечный покой такие выдающиеся фигуры мировой культуры, как писатель Стендаль, композитор Жак Оффенбах, балетный танцовщик Вацлав Нижинский, певица Далида, режиссер Франсуа Трюффо.

Могила писателя Эмиля Золя тоже до недавнего времени была на кладбище Монмартра, однако правительство Франции все же решило его перезахоронить в Пантеоне, вместе с другими деятелями национального масштаба.

Национальный Пантеон

Парижский Пантеон в свое время был церковью, здание в стиле классицизма построили по распоряжению короля Людовика XV - тот дал обет выстроить храм, если удастся излечиться от тяжелой болезни. Церковь была посвящена покровительнице , святой Женевьеве, но во время Великой Французской революции рьяные борцы с религией решили отдать постройку под мавзолей; хоронить в нем предполагалось самых выдающихся французов. Окончательный статус Национальный Пантеон получил во второй четверти XIX века. Надпись над входом в здание гласит, что великим людям отчизна возносит благодарности.

Под сводами Пантеона устроено больше 70 могил. Часть имен мало известна за пределами Франции, но есть и такие, мимо которых никак нельзя пройти равнодушно. Речь идет про захоронения философов Вольтера и Жан-Жака Руссо, писателей Виктора Гюго и Эмиля Золя, ученых Пьера и Марии Кюри; последняя, кстати, является единственной женщиной, похороненной в Пантеоне за свои собственные заслуги. В 2002 году состоялась торжественная церемония перезахоронения праха известнейшего писателя Александра Дюма, обретшего официальное признание более чем через 130 лет после смерти. Впрочем, он не одинок: прах Луи Брайля, изобретателя азбуки для слепых, тоже перенесли в Пантеон не сразу, только спустя столетие после его кончины.

Кладбище Монпарнас

Кладбище Монпарнас раньше называлось Южным. Его устроили в 1824 году, и оно сразу обрело статус места, где хоронят в основном деятелей искусства и культуры. К числу наиболее известных фигур принадлежат драматург Эжен Ионеско, поэт Шарль Бодлер, архитектор Шарль Гарнье, выстроивший парижскую Оперу.

Туристам из наверняка будет интересно посетить могилу умершего в эмиграции гроссмейстера Александра Алехина, первого из отечественных чемпионов мира по шахматам.

Русское кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа

Чтобы посетить могилы других выдающихся соотечественников, умерших на чужбине, надо будет поехать в юго-восточный пригород Парижа, где находится знаменитое кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Его устроили после того, как в городке появилась большая колония русских эмигрантов. Всего на кладбище похоронено более 15 тысяч человек, а по могилам можно проследить историю Белого движения и все волны эмиграции из России.

Среди других выделяется надгробье Рудольфа Нуриева, словно застланное ковром.

Больше других посещаются могилы писателей Ивана Бунина и Виктора Некрасова, поэтессы Зинаиды Гиппиус, кинорежиссера Андрея Тарковского. К сожалению, карты захоронений при входе нет, посетителям приходится разыскивать нужное место практически наобум. Что ж, зато они могут увидеть многие другие памятники.

Уверяем вас, посещение кладбищ Парижа может открыть с неожиданной стороны. Поэтому рекомендуем непременно прогуляться хотя бы по самым знаменитым из них.

В первый же полноценный день моего пребывания в Париже я поехал не куда-нибудь, а прямиком на кладбище. Нет, со мной всё было в порядке. Дело в том, что кладбище Пер-Лашез – одно из самых потрясающих достопримечательностей французской столицы. Кроме того, это одно из самых знаменитых кладбищ во всём мире, на территории которого захоронены сотни исторических личностей: политики, военные, учёные, писатели, певцы, художники и многие, многие другие.


Здесь же захоронено большое количество людей, так или иначе оставивших свой след в истории России, например: Нестор Махно и Айседора Дункан. Впрочем, я не ставил перед собой задачи найти могилы и склепы всех великих людей прошлого, нашедших здесь своё последнее пристанище. Для таких целей, наверняка, существуют специальные экскурсии. Я же приехал сюда для того, чтобы побродить по узким тропинкам меж скорбных готических построек и прочувствовать атмосферу места.

Это самый настоящий город в городе. Каждый из них по-своему прекрасен, но только один – для живых, а другой – для мёртвых.

Кладбище Пер-Лашез занимает огромную для Парижа площадь – целых 48 гектаров. Правда, находится оно не в центре, а в считающимся «неблагополучным» 20-м округе. Почему в кавычках? Да потому что я за всё время своей прогулки так и не увидел ни одного признака этой самой неблагополучности. Судя по всему, это очередная туристическая страшилка, рассчитанная на запуганных тётенек.

Само кладбище, несмотря на кажущуюся древность, было основано лишь в самом начале 19 века. Вплоть до второй половины так называемого «Позднего Средневековья» на этом месте находились жилища самых низших слоёв населения. Здесь царила преступность, начинались эпидемии. Всё изменилось, когда один богатый купец на месте хижин построил себе огромный особняк. Впоследствии и особняк, и прилегающая территория отошли во владения ордена иезуитов. Однако спустя некоторое время у монахов возникли финансовые трудности, земли были конфискованы и проданы с аукциона. Новый хозяин сравнял с землёй все существовавшие доселе постройки и разбил на этом месте английский сад.

В начале 19 века городские власти приняли решение выкупить парк и основать на его месте кладбище. Так как в то время это была не очень-то привлекательная окраина, подавляющее большинство горожан не имело никакого желания оказаться здесь после смерти. Дабы подстегнуть интерес жителей Парижа к новому кладбищу, на его территорию были перенесены захоронения Мольера, Лафонтена и Пьера Абеляра. Это возымело результат: кладбище Пер-Лашез стало привлекать всё больше людей, желающих отдать последние почести своим близким, и постепенно превратилось в то, что мы имеем и по сей день – в одну из главных достопримечательностей столицы Франции.

В данный момент здесь покоится более 1 миллиона человек.

Кладбище Пер-Лашез от внешнего мира отделяют огромные стены высотой в несколько метров и не менее величественные ворота.

Здесь очень красиво!

Много раз сталкивался с тем, что люди абсолютно неадекватно реагируют на то, что кто-то может с удовольствие гулять по кладбищу. Да, подавляющее большинство постсоветских захоронений абсолютно не располагают к тому, чтобы у людей появлялось желание прогуливаться на их территории. С Пер-Лашез совсем иная история: любитель архитектуры найдёт здесь большое количество потрясающих склепов, любитель истории – множество известных имён, любитель тишины – покой и уединение, любитель природы – большой парк среди жилых массивов. В конце концов, я ещё никогда не встречал людей, осуждающих поездки к египетским пирамидам – а, ведь, это тоже кладбища.

Что меня очень удивило, так это ближайшее соседство обычных панельных многоэтажек, вплотную прилегающих к территории кладбища. Вот уж не хотел бы я там жить.

Монумент «Умершим».

К сожалению, далеко не все захоронения находятся в удовлетворительном состоянии. В дыру под могильной плитой я заглядывать не стал.

Некоторые склепы вполне могут сравниться с часовнями или даже небольшими деревенскими церквушками.

Самый настоящий густонаселённый город.

К сожалению, качество следующих фотографий будет относительно невысокого качества. Это стало платой за моё желание полностью погрузиться в атмосферу старого кладбища: я поехал туда уже в конце дня, буквально перед самым закатом. Ибо какой смысл посещать подобные места днём при ярком солнечном свете? В общем, к концу прогулки даже я сам уже мало чего различал по обе стороны от дороги, не говоря уже про фотокамеру. Но я об этом ни чуть не жалею и советую приезжать в Пер-Лашез исключительно в конце дня. Главное – помнить, что кладбище открыто не круглосуточно.

Внезапно, на фоне невысоких готических склепов выросло что-то поистине огромное. Сперва я подумал, что это крематорий (его я в тот момент как раз искал), но знаки указывали на нечто другое…

Оказалось, что это – тоже склеп, в котором захоронен французский дипломат Феликс де Божур. Видимо, Феликс был исключительным человеком, раз для него соорудили такую выдающуюся усыпальницу.

Некто рангом попроще отправился в последний путь со своей любимой собачкой.

Кстати, я уже говорил, что Пер-Лашез – это целый город? Тут каждая дорожка – это отдельная улица со своим названием и невероятно красивыми табличками.

В конце концов, я нашёл крематорий. Прямо перед ним находился спуск в подземные помещения, откуда раздавался непонятный шум и горел свет. Двери были открыты. Только я начал спускаться к манящему свету, как сзади из темноты вынырнул чернокожий смотритель кладбища и в жёсткой форме заявил, что мне туда нельзя. Так для меня и осталось загадкой, что же происходило в этих подземных помещениях.

Возле крематория распространялся очень неприятный запах. Наверное, сжигали тела.

Вокруг крематория большим четырёхугольником расходятся галереи. Это колумбарий – стены с небольшими отсеками, в которых хоронят прах умерших.

Спасаясь от становящегося невыносимым запаха, я поспешил к выходу. Вокруг стояла уже кромешная тьма – никаких намёков на фонари на кладбище нет. И лишь чудом я смог разглядеть новых экземпляр в мою коллекцию крышек от люков.

Подводя итог: кладбище Пер-Лашез – одно из самых необычных и интересных достопримечательностей Парижа. Я рекомендую посетить его всем, кто хотя бы на один день остановится в столице Франции – все остальные достопримечательности могут подождать.

Как добраться:
В непосредственной близости от главного входа находятся две станции метро: «Père Lachaise» (ветки 2 и 3), а также «Philippe Auguste» (ветка 2).

Среди множества некрополей всего мира Пер-Лашез отличается своей необычной атмосферой и оригинальным колоритом. Расположенный на 48 гектарах земли в центре Парижа, он давно превратился из места последнего упокоения в парковую зону. Здесь часто прогуливаются мамы с колясками, молодёжь устраивает пикники, а люди постарше приходят отдохнуть и собраться с мыслями.

Погост разделён множеством улочек на кварталы, чем во многом напоминает обычный провинциальный городок. Только жители проживают в величественных склепах, роскошных усыпальницах, под скромными могильными плитами или соседствуют в многоэтажных колумбариях.

История создания

Изначально на территории знаменитого кладбища располагался иезуитский монастырь, возглавляемый Франсуа де Ла Шезом. Этот религиозный деятель был исповедником «Короля-Солнце» Людовика XIV и активно пользовался своим положением, постоянно присоединяя к владениям ордена располагающиеся неподалёку земельные наделы. Со смертью покровителя монастырь пришёл в упадок. Имущество стало распродаваться на аукционе. Элегантные беседки и искусственно возведённые гроты с водопадами были демонтированы. Вместо обители возвели небольшую часовенку, а в округе поселились бедняки.

Пустовавшие земли выкупил столичный архитектор Никола Фрошо и организовал на них Восточное кладбище. Местность была поделена на кварталы и ей придали вид английских садов. На открытии нового парижского погоста 21 мая 1804 года присутствовал сам император Наполеон I. Ранее захоронения производили исключительно на церковных землях, потому расположенный за чертой города некрополь поначалу не пользовался успехом.

Для привлечения покупателей могильных участков администрация города решила произвести перезахоронение праха известных личностей. Одними из первых перекочевали на новое место останки Пьера Абеляра и его возлюбленной Элоизы. Сильные чувства монаха и философа к своей ученице были настолько сильны, что он увёз девушку в Бретань, тайно обвенчался с ней и она родила ему сына. Но родственники Элоизы нашли чету, жестокими методами оскопили поэта, а юную мать вынудили принять постриг.

Романтический флёр вокруг общей усыпальницы двух влюблённых заинтересовал парижан. Следующими на очереди были баснописец Лафонтен и комедиограф Мольер. Но настоящую славу Пер-Лашезу, как в народе продолжали именовать этот район, создал автор «Отца Горио». Финальную сцену своего великого произведения Оноре де Бальзак перенёс на это кладбище.

Сам писатель обрёл здесь свой последний покой в 1850 году (уч. 48), исполнив наконец мечту всей своей жизни и женившись на Эвелине Ганской. Спустя 30 лет, когда очаровательная полячка и подданная Российской Империи умерла, супруги вновь воссоединись в одним могильным надгробием.

Популяризация «Обители мёртвых» привела к увеличению захоронений на погосте: к 1824 году их насчитывалось свыше 33 тысяч. На сегодняшний день число упокоенных здесь давно перевалило за миллион. И это при условии, что погребение на кладбище разрешено только парижанам или скоропостижно скончавшимся в столице Франции.

Могилы известных людей

Ежегодно Пер-Лашез посещают не менее 2 млн. туристов. Каждый приходит сюда почтить память различных деятелей науки, культуры и искусства. На кладбище нет указателей, поскольку территория очень огромна и имеет множество разветвлённых улочек и тупиков. Для нахождения нужного склепа или усыпальницы используют детализированную схему. Если строго придерживаться инструкции и следить за границами кварталов, то нужный участок найти будет совсем просто.

Фредерик Шопен (уч. 11) . На его могиле можно увидеть музу, оплакивающую безвозвратную потерю. Поляки часто приносят сюда свежие цветы, чтобы почтить память великого композитора, прожившего всего 39 лет. Всем известный «Похоронный марш» и доныне играют на многих кладбищах мира.

Джеймс Майер Ротшильд . Примечательна история великого банкира и «великого изгнанника» А.И. Герцена. Когда Ротшильд потребовал у К.В. Нессельроде оплатить билеты московской охраной казны, выданной матери опальному писателю, министр иностранных дел отказался, аргументируя это арестом имущества Герцена. Тогда банкир предупредил, что расскажет о финансовой несостоятельности Николая I. Нужная сумма была выплачена, а писатель смог издать на эти деньги свои произведения за границей.

Жан Луи Андре Теодор Жерико . В ряду скончавшихся в раннем возрасте и этот французский живописец. В 33 года он неудачно упал с лошади и умер. Знаменитое полотно «Плот Медузы», посвящённое трагической участи пассажиров одноимённого фрегата, изображено барельефом на могильном постаменте. Сам художник расположен сверху, как бы дорисовывающим свою картину. Примечательно, что перед первой выставкой, когда «Плот» уже находился в зале Итальянского театра, Жерико решил дополнить картину двумя новыми фигурами и удлинить размеры плота. Прямо в фойе он осуществил свою идею.

Эжен Делакруа (уч. 49) . Выдающийся живописец известен «Свободой ведущей народ» и фресками для церкви Сен-Сюльпис. В Лувре целый зал выделен для его картин. Делакруа также выступал натурщиком у своего друга Теодора Жерико при написании «Плота Медузы». Художник скончался тихо и незаметно для остальных, в своём доме, не пережив рецидива болезни горла.

Джоаккино Антонио Россини . Итальянский реформатор оперной музыки говаривал: «Дайте мне счёт от прачечной – и я положу его на музыку». «Божественный маэстро» считал Париж одним из трёх городов, оказавших большое влияние на его творчество. Умер в селении Пасии, близ столицы Франции. И хотя реальные останки композитора находятся в Италии, в базилике Санта-Кроче во Флоренции, сами похороны проходили на кладбище Пер-Лашез. Тело было забальзамировано, помещено в нишу, а затем перевезено к месту окончательного погребения. Могилу Россини можно увидеть на главной улице погоста.

Альфред де Мюссе . Поэт и драматург, известен своим романом «Исповедь сына века», посвящённым Жорж Санд. Также в медицине есть термин «симптом Мюссе» - ритмическое покачивание головой в такт пульсу. Такое редкое заболевание сердца возникло у писателя в следствии осложнения от сифилитического аортита.

Эдит Пиаф (уч. 97) . Небольшая хрупкая Эдит Джованна Гассьон своим голосом очаровала парижскую публику. За свою жизнь она перенесла 4 автомобильные катастрофы, имела проблемы с наркотиками из-за непрекращающихся телесных болей, семь раз ложилась на операционный стол и трижды переживала гепатическую кому. Голосистый воробушек в записях до сих пор впечатляет своей манерой исполнения. Её смерть тяжко переживала вся Франция.

Мало кто знает, что у певицы была дочь Марсель, умершая в двухлетнем возрасте от туберкулёзного менингита. Тело ребёнка покоится в одной могиле с матерью.

Жорж Сёра . Основоположник пуантилизма (точечной живописи) предвосхитил электронное разложение цвета, положенное в основу работы растрового дисплея. Работал как в цвете, так и с чёрно-белой гаммой. Умер от одной из форм гриппа. Вслед за ним в мир иной через две недели отправился и его сын.

Винченцо Беллини . Обладатель уникального бельканто дожил до 34 лет и умер из-за кишечной болезни. Изначально был похоронен на Восточном кладбище Парижа по праву смерти, но в 1876 году останки итальянского композитора были перенесены на родной остров Сицилия и размещены в кафедральном соборе Святой Агаты.

Жорж Роденбах . Бельгийский писатель-символист считался мастером изысканного стиля. Широко переводился на европейские языки и оказал немалое влияние на других поэтов. Свою взрослую жизнь провёл в Париже и здесь же умер от острого воспаления аппендицита. На малой родине власти отказали в установке памятника, поскольку Роденбах писал преимущественно на французском, а в провинции Брюгге разговаривают на фламандском (нидерландском) языке.

Арман . Настоящее имя художника Арман Пьер Фернандес. Основоположник движения нового реализма в искусстве. Длительное время экспериментировал с инсталляциями из частей предметов, намеренно их взрывая динамитом или разрезая. После перерыва в живописи создаёт иллюстрации к поэзиям Артюра Рембо и портреты великих композиторов, созданных из музыкальных инструментов. На могиле установлена полуразрушенная скрипка. Одни видят в ней фрагмент скульптуры Армана «Сила музыки», другие связывают с произошедшим в Китае инцидентом, когда художник разбил струнный инструмент с целью создать из его осколков панно.

Сара Бернар (уч. 44) . В начале ХХ-го века считалась «самой знаменитой актрисой за всю историю». Гастролировала по Европе и Америке. Закончила театральную карьеру в 77 лет, а через год умерла в Париже от уремии и отказа почек.

Адольф Тьер (уч. 55) . Человек, отдавший приказ о расстреле защитников Парижской коммуны.

Ив Монтан . Легендарный французский актёр пострадал на съёмках фильма «ИП-5». В связи с халатной небрежностью режиссёра, когда переснимались дубли погружения в ледяное озеро известному шансонье не было предложено ни тёплой одежды, ни одеяла, ни согревающего питья. Результатом стало воспаление лёгких в тяжёлой форме. На следующий день после окончания работы над кинолентой певец скончался в больнице Санлиса от инфаркта, вызванного обширной пневмонией. Тем самым он повторил участь своего главного героя.

В одной могиле с Ив Монтаном покоится и его супруга Симона Синьоре, умершая шестью годами ранее.

Марсель Пруст (уч. 85) . Романист, эссеист, автор эпопеи «В поисках утраченного времени» и обладатель Гонкуровской премии. Известен был своими гомосексуальными наклонностями и даже спонсировал мужской публичный дом в годы Первой мировой войны. С 9 лет страдал астмой. Дождливой осенью 1922 года заболел бронхитом и вскоре умер от воспаления лёгких. Могилу венчает чёрная мраморная плита со скромной надписью о годах жизни и смерти писателя.

Жан Пезон (уч. 86) . Французский укротитель тигров. Изображён едущим верхом на полосатом хищнике, который его съел.

Теодор Сивель и Жозеф Кроче-Спинелли (уч. 71) . Первые воздухоплаватели, достигшие «зоны смерти». Умерли от удушья, поднявшись до высоты 8,6 км. Похоронены в одной могиле.

Жак-Луи Давид (уч. 56) . Крупный представитель неоклассицизма, пользовался протекцией Наполеона Бонапарта. За свою жизнь написал множество картин, воспевающих революцию. После битвы под Ватерлоо был вынужден уехать в Швейцарию, а затем в Бельгию. Изначально был похоронен на брюссельском кладбище Сен-Жосс-тен-Ноде. Затем, спустя почти 60 лет, перезахоронен в Эвере. На кладбище Пер-Лашез под могильной плитой находится его сердце.

Амедео Клементе Модильяни (уч. 96) . Итальянец по происхождению, он последние 15 лет своей жизни прожил в Париже. Его полотна выполнены в жанре экспресионизма. Обнажённые тела привлекают в первую очередь не своей оголённостью, а живостью красок. Умер в возрасте 39 лет от туберкулёзного менингита. Похороны были большими, с участием многих известных художников, поэтов и артистов того времени. Могилу вы найдёте на еврейском участке. Венчает её скромная надгробная плита. Рядом покоится его возлюбленная Жанна Эбютерн, которая покончила с собой на 9-м месяце беременности на следующий день после смерти художника. Её останки были погребены вначале на другом кладбище и только в 1930 году перезахоронены на Пер-Лашезе. Ребёнок выжил и воспитывался в семье сестры Жанны.

Антуан Огюст Перментье . В своё время этот учёный накормил голодный французский народ картофелем и внёс немалую лепту в процесс виноделия. Людовик XIV немало способствовал популяризации нового овоща и даже в петлице носил лиловый цветок. В память о подобном новаторстве на его могиле красуется огромная корзина клубней картошки и аналог самогонного аппарата.

Скандальные захоронения

Отдельным фактором увеличивающим популярность парижского погоста стали размещённые на его территории легендарные погребения. Овеянные слухами, шокирующими историческими подробностями или эпатажностью личности покойного, они привлекают множество туристов. У таких надгробий всегда много посетителей, к ним организовывают экскурсии и здесь же нередки акты вандализма.

Джим Моррисон . Эта могила по праву считается самой скандальной на кладбище Пер-Лашез. Сам уход из жизни автора текстов песен и вокалиста неоднозначен. Хотя официально в прессе было заявлено об остановке сердца, бытуют версии о героиновой передозировке, самоубийстве и даже о происках ФБР. О реальных причинах знала только его подруга Памела, но она скончалась от наркотиков через три года, не сообщив о них никому.

Несмотря на то, со смерти лидера группы The Doors уже скоро минет полвека, фанаты до сих пор приходят почтить память солиста. Эпитафия на надгробном камне «Победи демона внутри себя» для многих почитателей стала своеобразным кредо. Возле надгробия всегда толпятся люди, распеваются песни, лежат свежие цветы. Нередко охрана некрополя и в ночное время ловит людей, пытающихся перелезть через ограду и выразить свою эмоциональную привязанность к творчеству певца.

Казалось бы, такая популярность должна радовать, но парижане не раз уже подписывали петицию о переносе захоронения на загородное кладбище. Виной тому постоянный шум, исписанные цитатами из песен соседние памятники, оставленные шприцы, бутылки и прочий мусор. Удовлетворить горожан администрация кладбища не в силах, поскольку арендная плата за захоронение вносится регулярно и в достаточно большой сумме.

Виктор Нуар . Французский журналист был застрелен кронпринцем Пьером Бонапартом накануне своей свадьбы. Но не из-за ссоры с будущим монархом, а своих любовных похождений стал знаменит молодой человек. Его могила привлекает множество женщин и мужчин, имеющих различные расстройства в сексуальной сфере. Первые надеются на излечение бесплодия и долгожданную встречу с любимым, вторые – на обретение мужской силы. По поверьям, для этого необходимо прикоснуться до причинного места лежащей бронзовой скульптуры журналиста. Доподлинно не известно, помогает ли эта процедура. Но выпуклость в штанах у памятника за многие годы паломничества стала гладкой и отшлифованной.

Оскар Уайльд . Писатель прославился своим нетрадиционным взглядом на вещи. Свой отъезд во Францию он объяснял нетерпимостью англичан к его особе и сам себе предрекал скорую кончину. В Париже он подхватил ушную инфекцию, перешедшую в острый менингит. На смертном одре Оскар больше уделял внимания обоям в гостиничном номере, чем своему здоровью: «Или я, или эти ужасные обои в цветочек».

Скончался Уайльд за месяц до наступления 1901 года. Вначале эпатажный писатель был погребён на кладбище Баньо, откуда его останки через 10 лет перекочевали на Пер-Лашез. Американский скульптор Джейкоб Эпстайн изготовил на могилу памятник в виде фигуры летящего сфинкса. Именно этот мифический персонаж стал объектом почитания множества поклонниц таланта драматурга. Белый мраморный камень постоянно покрывался поцелуями и признаниями в любви, написанными губной помадой. Чтобы прекратить подобные акты вандализма, постамент огородили стеклом. Но самых ярых поклонниц это не останавливает до сих пор.

Бытует также мнение, что прозрачный забор был установлен после того, как сфинкс потерял выдающуюся часть своего тела. Правда, злые языки утверждают, что утраченный фрагмент находится в кабинете главы некрополя: он им придерживает бумаги.

Склеп Демидовых . Расположен на улице Акаций. Экскурсоводы рассказывают истории о призраке княжны Демидовой, которая появляется ровно в полночь и гуляет по кладбищу. Среди парижан её именуют Пиковой дамой.

Гийом Аполлинер де Костровицки . Ещё при жизни автор эротической прозы мистифицировал своё появление на свет. Якобы, он был обнаружен подкинутым в Риме и только спустя несколько месяцев нашёл свою мать-польку. После безвременной кончины основателя современной поэзии последовала череда необъяснимых смертей его друзей и близких. Говорят, он до сих пор является к своим почитателям в виде призрака.

Алан Кардек . Настоящее имя – Ипполит Леон Денизар-Ривай или маркиз Риваль. Основатель спиритизма и исследователь психических явлений. На его могиле до сих пор можно встретить людей, заряжающих воду или записки исходящими от надгробного камня флюидами.

Памяти массовых захоронений

Помимо отдельных могил, на Восточном кладбище можно встретить постаменты, увековечивающие память множества погибших. Под каменным изваянием не всегда в действительности лежит прах чтимых людей. Впечатляет сам факт, что администрация некрополя с пониманием относится к жертвам массовых расстрелов и репрессий, погибшим на войне, участникам манифестаций и революций. Даже не зная, где лежат реальные останки, всегда можно прийти на Пер-Лашез и почтить усопших.

Среди известных памятных мест:

Памятник русским воинам, участникам французского Сопротивления.

Стена коммунаров. Вынесена за пределы кладбища, чтобы избежать коммунистических митингов.

Мемориал жертвам нацистских концлагерей (уч. 97).

Также на участке 97 можно встретить памятники тем самым людям, по вине которых осуществлялся геноцид времён Второй мировой войны. Скульпторы были безжалостны, изображая мучения, акты насилия и деградацию палачей.

Колумбарий

На участке 87 расположен кладбищенский Крематорий. Постройка была сооружена по подобию собора Святой Софии из Стамбула. Вверху здания можно увидеть те же минареты и купола, что и оригинала. Здесь кремировали тела многих известных личностей. В дальнейшем прах развеивали, помещали в нишу колумбария или предавали земле.

Айседора Дункан . Жена Сергея Есенина и прекрасная танцовщица погибла нелепой смертью. Край её шарфа попал в ось движущегося автомобиля, от чего произошло удушение. Говорят, что её словами перед последней поездкой были: «Прощайте друзья! Я иду к славе!»

Мария Каллас . Величайшая оперная певица греческого происхождения. Обладала универсальным голосом, которому были под силу арии различной сложности. К концу своей жизни страдала от дерматомиозита – заболевания голосовых связок. С этим связывают и изменение её тональности с сопрано на меццо-сопрано. Умерла в Париже не дожив до 54-летия. Останки были кремированы и помещены в нишу колумбария. После кражи и обратного возвращения урны, прах певицы был развеян над Эгейским морем. Сейчас в ячейке за мемориальной плитой стоит пустующая урна.

Нестор Махно . Украинский революционер и анархист окончил свои годы в изгнании. Тяжело страдая от полученных в прошлых боях ранений, умер в парижской больнице от костного туберкулёза. Тело было кремировано и размещено в ячейке колумбария под номером 6685.

Как добраться до кладбища Пер-Лашез

Восточный погост расположен в одноимённой части города. Попасть на его территорию можно с трёх станций метро:

Philippe Auguste . Непосредственно возле центрального входа в некрополь.

Père Lachaise . В радиусе 500 метров расположен боковой вход.

Gambetta . Вход неподалёку от могилы Оскара Уайльда.

Вход бесплатный. Часы посещения: с 8 утра до 6 вечера. Зимними днями ворота кладбища закрываются на полчаса раньше.

Возможно, вам будет интересно: