Русский язык сообщение зачем нужны знаки препинания. Зачем нужна пунктуация и какие бывают знаки препинания
Class="clearfix">
К. Г. Паустовский в книге «Золотая роза» рассказал такую быль. В молодости он работал в одесской газете «Моряк». С этой газетой сотрудничал тогда и писатель Андрей Соболь. Однажды он принёс в редакцию свой рассказ – «раздёрганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый». Печатать его в таком виде было нельзя. Взялся помочь корректор газеты Благов. Он обещал «пройтись по рукописи», но при этом не изменить в ней ни одного слова. Наутро Паустовский прочёл рассказ. «Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова».
Вы догадались, конечно, что произошло? Да, корректор просто расставил правильно все знаки препинания, и особенно тщательно – точки и абзацы. И всё.
Дело в том, что знаки препинания несут в письменной речи особую функцию – смысловую. С их помощью пишущий выражает определённые смыслы и оттенки, а читающий эти смыслы и оттенки воспринимает и понимает. А поскольку все пишущие выступают в роли читающих и наоборот, знаки препинания едины для всех грамотных носителей русского языка. По словам лингвиста А. Б. Шапиро, всякое правило о знаках препинания есть как бы пункт договорённости между пишущим и читающим.
Сейчас, когда пользователи сети Интернет постоянно общаются письменно, возрастает потребность передавать сообщения точно и сжато, и именно пунктуация помогает автору «уложить» наиболее понятно информацию в тексте.
Что же, помимо школьных правил, нужно знать о знаках препинания, чтобы вас адекватно понимали? На самом деле не так много.
По своей роли в письменной речи все знаки препинания делятся на три группы: знаки завершения, разделительные и выделительные . Эти названия «говорящие».
Знаки завершения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие ) ставятся в конце предложений, завершают их.
Разделительные знаки (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире ) – отделяют друг от друга смысловые отрезки внутри предложения (однородные члены, части сложного предложения), они ставятся на границе этих смысловых отрезков, разделяют их.
А выделительные знаки препинания (две запятые, два тире, скобки, кавычки ) выделяют один смысловой отрезок внутри другого или внутри предложения. Выделяются с двух сторон (если стоят в середине предложения) причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия, обращения, вводные слова и предложения). Кстати, если знать это, вы ни за что не поставите только одну запятую при причастном обороте: его надо выделить запятыми, значит, их должно быть две, с двух сторон – в начале и в конце.
И в заключение проверьте себя. Определите, какие по функции знаки препинания в этом предложении. Как-то раз (это было, кажется, в 2003 году) я получил странное письмо: оно было в мятом жёлтом конверте, без обратного адреса, написано от руки, неразборчиво.
Ответ . В этом предложении знак завершения – точка; разделительные знаки – запятые между однородными членами предложения и двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения; выделительные знаки – две запятые, выделяющие вводное слово кажется , и две скобки, выделяющие вставное предложение.
Наверное, все знают, зачем нужны знаки препинания – они разделяют текст на смысловые части, дают ему эмоциональную окраску, с их помощью становится понятно, данное предложение вопросительное, утвердительное или восклицательное. Чтобы заинтересовать школьника в изучении синтаксиса, в школьной программе есть сочинение на тему, зачем нужны знаки препинания, 4 класс пишет свое понимание этого.
Знаки препинания нужны, чтобы не получилась бессвязная словесная каша. Какие есть знаки препинания? А вы знаете, зачем нужны знаки препинания в письменной речи в русском языке? Рассмотрим отдельно каждый из них.
Какие знаки самые распространенные
- Точка.
- Запятая.
- Многоточие.
- Двоеточие.
- Точка с запятой.
- Вопросительный знак.
Точка
Она завершает предложения и используется в сокращениях слов.
Запятая
Используется при перечислении и для соединения частей сложного предложения. Также, если вы в предложении к кому-то обращаетесь, вам нужно выделить запятыми такое обращение с двух сторон.
Многоточие
Ставится, если мысль не завершена.
Двоеточие
Точка с запятой
Используют ее для разделения частей сложного предложения, где уже есть много запятых.
Вопросительный знак
Его мы ставим в конце предложения с вопросом.
Если вы учитель и хотите помочь детям делать первые шаги в грамотности, дайте им на уроке интересную тему для размышлений – сочинение на тему, зачем нужны знаки препинания и предложите порассуждать, что было бы, если бы их не было в речи, если бы тексты были сплошным потоком? Ребята будут с интересом высказываться. Можно также придумать игру, чтобы заинтересовать школьников. В 4 классе игровой элемент на уроках еще не теряет своей актуальности. Это заложит фундамент для легкого изучения в будущем правил расстановки знаков. Ну, а грамотность всегда была в цене.
Мультимедийные технологии при освоении пунктуации
Интересное сочинение, зачем нужны знаки препинания можно найти в Интернете. Также на эту тему интересно создать познавательную наглядную презентацию. Ее можно сделать с большим количеством слайдов и указкой показывать и одновременно рассказывать о каждом знаке. Используйте наглядные списки, примеры предложений, где тот или иной знак применяется в разных ситуациях. Ваша задача, как учителя — вырастить грамотных учеников. Этому, конечно же, в большой степени способствует чтение. Написание сочинений – также интересный способ. Он помогает научиться структурированию и свободному выражению мыслей.
Быть грамотным – показатель культурного человека, уважающего себя. Помимо того, что нужно научить школьников правильно писать слова, очень важно также сформировать у них навык правильно расставлять знаки препинания. Именно они делают текст «живым». Особую сложность представляют авторские знаки – при написании диктантов нужно обращать внимание на то, что в данном случае расставляются они не по правилам.
Городское соревнование юных исследователей«Шаг в будущее. Юниор»
«Зачем нужны знаки препинания»
МБОУ лицей №3, 4а класс
Научный руководитель:
Нурыева Венера Раиловна, учитель
МБОУ лицей №3
Сургут
2018
Введение………………………………………………………………..…3
Основная часть
Теоретическая часть ……………...……..............................................4
Практическая часть ………………….………………………….………..6
Заключение……...………………………..................................................7
Список используемой литературы…..………………………………….8
Приложения……………………………………………………………….9
Введение
Пунктуация- раздел науки о языке, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания. Она сложная, но необходимая система, которая складывалась веками и каждый знак играет большую роль, поэтому, не зная расстановку знаков препинаний нельзя стать грамотным человеком!
Знаки препинания постепенно входили в наше письмо, обогащая и усложняя смысл и звучание записанной речи.
Актуальность
Современному человеку сложно представить, что когда-то книги печатались без всех «известных значков», которые называют знаками препинания. Они стали настолько привычно для нас, что мы их не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. Знаки препинания живут своей жизнью в языке, имеют свою историю.
Гипотеза
Я предположила, что знаки препинания играют большую роль в нашей письменной речи. Они помогают нам грамотно выразить свои мысли.
Цель работы: узнать, зачем нужны знаки препинания, их роль в письменной речи, анализ интернет - чатов и анкетирование учащихся
Задачи исследования:
1)Познакомится с историей некоторых знаков препинания;
2) Провести опрос одноклассников на знание знаков препинания и их отношения.
Методы исследования:
Анализ, поиск материалов в интернете, обобщение
Основная часть
Объект исследования: пунктуация
Предмет исследования : знаки препинания
Теоретическая часть
Теоретическая значимость исследования позволит расширить общее представление о знаках препинания.
В русском языке 10 знаков препинания. Термин «знаки препинания» образован от древнего глагола «препинать» - «остановить».
Точка - самый древний знак препинания, ей отмечали конец предложения. Её можно назвать корнем многих знаков препинания. Появилась она в конце 15века.
Запятая – самый распространенный знак препинаний, в русской письменности их в предложение бывает несколько, в отличие от точки.
Термин «запяти», означает «зацепиться» или «задеть», в русских предложениях появилось в 1520году.
Точка с запятой придумал и ввел в употребление венецианский издатель Альд Мануций, по его замыслу, точка с запятой разделяла противоположные слова в сложносочиненном предложении. В русском языке его используют в бессоюзном предложении, когда в его частях много запятых.
Двоеточие-знак пояснения: оно указывает на то, что часть текста после него связана пояснительными или причинными, или причинными отношениями с частью текста, что находится перед ним. Как разделительный знак употребляется с конца 16 века.
О таком знаке препинания, как тире, Сомирсет Моэм писали, что в нем есть что-то грубое, азартное и редко встречается в предложениях, в котором можно заменить с точкой запятой или четко отделяющими скобками. Свое название получил от французского глагола «растягивать».
Многоточие - полная противоположность точке, оно обозначает паузу или незаконченную мысли или ж неуверенность.
Восклицательный знак - в письменной речи используется для выражения эмоции.Восклицательный знак был введён в английскую типографию в XV веке, в России восклицательный знак появился в XVI веке.
Вопросительный знак - становится в конце предложения для выражения вопроса или сомнения. Встреча в печатных книгах c XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется позже, лишь в XVII веке.
Кавычки к нам попали в 16 веке. Произошло от диалектного слово «кавка», то есть лягушка «кавыкать» -ковылять, они употребляются при выделения прямой речи, цитат, названий, иронии.
Скобки – появились более 100лет раньше, чем жил Ломоносов. Он считал, что скобки вместительный знак препинания.
Практическая часть
В практической части моей исследовательской работы я решила рассмотреть распространённые выражения: «Казнить нельзя помиловать», «Морить голодом нельзя кормить».
Смысл фразы в отсутствие запятой, перестановка которой меняет смысл фразы на противоположный может решить судьбу человека.
Казнить, нельзя помиловать-(казнить)
Казнить нельзя, помиловать-(помиловать)
Морить голодом, нельзя кормить -(оставить без еды)
Морить голодом нельзя, кормить-(дать еду)
Анализ анкет
70% используют знаки препинания всегда и понимают о их важности,
30% человек затруднились ответить.
Чтобы определить пунктуационную грамотность, воспользовалась интернет-чатом Viber , где разослала учащимся 4 А класса текстовое сообщение, я убедилась, что, действительно, в этих сообщениях очень мало знаков препинаний. Пишущие стараются ответить быстро, им некогда расставлять знаки, ставят в том случае, если знак препинания «напрашивается». Но и есть категория «защитников языка», они пишут долго, но используют знаки препинания.
Анализируя интернет-чат, я решила, что в основном знаки препинания используют взрослые грамотные люди. В молодежном общение количество знаков препинаний сокращается по причине безграмотности, из-за недостатка времени или чтобы не выделяться. Вместо знаков препинаний больше всего используют смайлики, выражение эмоции пишущего.
Таким образом, я убедилась, что не все учащиеся используют знаки препинания в письменной речи и тема моей исследовательской работы действительно актуальна, а это и есть угроза для русского языка.
Заключение
При работе над данной исследовательской работой, я определила, что знаки препинания являются очень важны в нашей письменной речи от их перестановки иногда можно изменить смысл предложения.
Знаки препинания – это залог интеллектуального развития человека, как личности. Какое будущее нас ждет, если мы будем безграмотными существами, которые проживают жизнь без познания нового. Мы должны знать и употреблять знаки препинания для того, что бы быть грамотными! Таким образом, выдвинутая гипотеза в начале моего исследования полностью доказана. http://ru.wikipedia.org/wiki/Знаки_препинания
5.Интернет-ресурс:
6.Интернет-ресурс:
Приложение 1
Анкетирование
1.Сколько знаков препинаний ты знаешь?
2.Пользуешься ли знаками препинания в интернет-чате?
3.Считаешь ли ты, что возможно обойтись без знаков препинаний?
Что такое знаки препинания? Это символы, которые используются в тексте для его оформления. Функции этих знаков настолько важны, ведь они определяют смысл каждой фразы, а также разделяют мысли одну от другой. К тому же они эмоционально окрашивают предложение, что дает понять, чем оно закончилось: вопросительно, утвердительно или с восклицанием. Без них все мысли путаются, и может получиться неразбериха.
Точка используется для того, чтобы завершить предложение и отделить его от другого, а также для сокращения слова. Знак запятой ставится, когда речь идет о перечислении или для того, чтобы соединить части сложного предложения. Многоточие применяется для обозначения мысли, которая не закончилась или паузы.
Вопросительный знак ставится в конце предложения, сразу становится понятно, что это вопрос и на него ожидается ответ. Восклицательный знак также ставится в конце законченной мысли, передает волнение, радость или удивление, к тому же его можно поставить при обращении к кому-либо, это подчеркнет индивидуальность. Знак двоеточия применяется в пределах предложения в тот момент, когда нужно перечислить слова, а также применяется в прямой речи. Тире считается заменяющим знаком для слова «это», в прямой речи непосредственно принимает участие.
Это самые основные знаки, которые применяются при письме. Существует много других, и значение их немаловажно. Они делают текст оживленным, он сразу приобретает определенный смысл, легко воспринимается читателем. Поэтому полное отсутствие этих знаков может привести к тому, что текст можно понять не так, как должно быть или он будет казаться неясным. С легкостью можно сказать, что знаки препинания нужны, как воздух, ведь остановка в речи при разговоре – это те же самые знаки препинания, только в невидимой форме.
Сообщение Зачем нужны знаки препинания 6, 8, 9 класс
«Казнить нельзя помиловать». Фраза, знакомая, наверное, каждому человеку. Когда в мультфильме мальчику пришлось вспоминать орфографию, для того, чтобы остаться в живых. Это, конечно, немного преувеличено, но значение пунктуации все таки немаловажно в жизни грамотного и социального человека.
Для того, чтобы внятно объяснить собеседнику свои мысли , мы даже в устной речи ставим паузы в разговоре. Что уж говорить о письме. При письме важно выделить особо важную информацию, акцентировать внимание на нужном понятии или фразе. Даже для выражения своего мнения необходимы знаки препинания. Написав диалог и не выделив его знаками препинания, получится сумбур и непонятный набор слов. Для выделения фраз в диалоге используются различные знаки. Прямую речь можно выделить двумя способами.
- При помощи кавычек . После повествования ставится двоеточие и кавычки. В кавычки с двух сторон заключают диалоговую фразу и закрывают кавычки. Если повествование продолжается после прямой речи, то ставится запятая, дефис и продолжается речь.
- При помощи дефиса . Прямая речь начинается с новой строки и начинается с постановки тире. После диалоговой речи, если после нее идет повествование, снова ставится тира, тем самым являясь разделением прямой и повествовательной речи. Так читатель сможет прочесть с необходимой интонацией диалог или цитату.
Самым распространенным знаком препинания является запятая. Она используется практически в каждом предложении. Служит разделителем однокоренных слов или целых предложений. Отделяет причастные и деепричастные обороты. Обращение к какому-либо лицу также выделяется запятыми. При перечислении каких-либо предметов или качеств не обойтись без помощи запятой. Запятую знают даже самые маленькие дети. В различных мультфильмах про знаки препинания для детей самыми главными героями как раз и являются девочка-запятая и мальчик-точка.
Когда предложение сложное по конструкции, то при перечислении возможно стоит использовать точку с запятой . Она также может служить разделителем, если в перечисляемых частях есть свои подчиненные части, отделенные запятыми.
Когда мысль заканчивается, то в конце предложения целесообразно поставить точку . Она обозначит конец одной мысли и начало следующей.
Но иногда бывает, что хочется задать вопрос в предложении. В таком случае, чтобы перевести предложение из повествовательного в вопросительное, ставится вопросительный знак в конце предложения.
Для придания большей эмоциональности предложения используется восклицательный знак. Он – неоценимый помощник в поздравительных открытках или пожеланиях. При обращении к человеку также возможно использовать знак восклицания.
Пользуясь правильно и по назначению знаками препинания можно зарекомендовать себя, как образованного, умного и социальноадаптированного человека. Поэтому стоит помнить, что расстановка знаков препинания необходима не только в учебе, но и играет немаловажную роль на протяжении всей жизни.
Сочинение по русскому языку Зачем нужны знаки препинания 4 класс
6, 7, 8, 9 класс
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Судьбинский в романе Обломов Гончарова (Образ и характеристика)
Ярким второстепенным персонажем произведения является один из гостей главного героя романа в образе господина Судьбинского, представленного писателем в качестве бывшего канцелярского сослуживца Обломова Ильи Ильича.
- Образ и характеристика князя Утятина в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова сочинение
Утятин - это старик со странной, нечеловеческой внешностью: у него разные глаза, он очень худой, бледный и шапку носит белую, у него ястребиный нос
- Образ и характеристика Хлестовой в комедии Горе от ума Грибоедова
Грибоедов в образе Хлестовой показывает не только черты, свойственные прототипу: в ее портрете есть много и от других старых московских барынь
- Анализ рассказа Касьян с Красивой мечи Тургенева
Произведение является одной из частей прозаического сборника писателя под названием «Записки охотника», в качестве основной темы рассматривающего русскую жизнь в разрезе отношения человека к родной земле.
Данное произведение посвящено сражению людей из Украины за независимость и свободу своей родины. Писатель достаточно неплохо имел общее представление истории своей страны