Меню
Бесплатно
Главная  /  Диагностика  /  Русский язык сообщение зачем нужны знаки препинания. ​Зачем нужна пунктуация и какие бывают знаки препинания

Русский язык сообщение зачем нужны знаки препинания. ​Зачем нужна пунктуация и какие бывают знаки препинания

Class="clearfix">

К. Г. Паустовский в книге «Золотая роза» рассказал такую быль. В молодости он работал в одесской газете «Моряк». С этой газетой сотрудничал тогда и писатель Андрей Соболь. Однажды он принёс в редакцию свой рассказ – «раздёрганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый». Печатать его в таком виде было нельзя. Взялся помочь корректор газеты Благов. Он обещал «пройтись по рукописи», но при этом не изменить в ней ни одного слова. Наутро Паустовский прочёл рассказ. «Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова».

Вы догадались, конечно, что произошло? Да, корректор просто расставил правильно все знаки препинания, и особенно тщательно – точки и абзацы. И всё.

Дело в том, что знаки препинания несут в письменной речи особую функцию – смысловую. С их помощью пишущий выражает определённые смыслы и оттенки, а читающий эти смыслы и оттенки воспринимает и понимает. А поскольку все пишущие выступают в роли читающих и наоборот, знаки препинания едины для всех грамотных носителей русского языка. По словам лингвиста А. Б. Шапиро, всякое правило о знаках препинания есть как бы пункт договорённости между пишущим и читающим.

Сейчас, когда пользователи сети Интернет постоянно общаются письменно, возрастает потребность передавать сообщения точно и сжато, и именно пунктуация помогает автору «уложить» наиболее понятно информацию в тексте.

Что же, помимо школьных правил, нужно знать о знаках препинания, чтобы вас адекватно понимали? На самом деле не так много.

По своей роли в письменной речи все знаки препинания делятся на три группы: знаки завершения, разделительные и выделительные . Эти названия «говорящие».

Знаки завершения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие ) ставятся в конце предложений, завершают их.

Разделительные знаки (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире ) – отделяют друг от друга смысловые отрезки внутри предложения (однородные члены, части сложного предложения), они ставятся на границе этих смысловых отрезков, разделяют их.

А выделительные знаки препинания (две запятые, два тире, скобки, кавычки ) выделяют один смысловой отрезок внутри другого или внутри предложения. Выделяются с двух сторон (если стоят в середине предложения) причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия, обращения, вводные слова и предложения). Кстати, если знать это, вы ни за что не поставите только одну запятую при причастном обороте: его надо выделить запятыми, значит, их должно быть две, с двух сторон – в начале и в конце.

И в заключение проверьте себя. Определите, какие по функции знаки препинания в этом предложении. Как-то раз (это было, кажется, в 2003 году) я получил странное письмо: оно было в мятом жёлтом конверте, без обратного адреса, написано от руки, неразборчиво.

Ответ . В этом предложении знак завершения – точка; разделительные знаки – запятые между однородными членами предложения и двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения; выделительные знаки – две запятые, выделяющие вводное слово кажется , и две скобки, выделяющие вставное предложение.

Наверное, все знают, зачем нужны знаки препинания – они разделяют текст на смысловые части, дают ему эмоциональную окраску, с их помощью становится понятно, данное предложение вопросительное, утвердительное или восклицательное. Чтобы заинтересовать школьника в изучении синтаксиса, в школьной программе есть сочинение на тему, зачем нужны знаки препинания, 4 класс пишет свое понимание этого.

Знаки препинания нужны, чтобы не получилась бессвязная словесная каша. Какие есть знаки препинания? А вы знаете, зачем нужны знаки препинания в письменной речи в русском языке? Рассмотрим отдельно каждый из них.

Какие знаки самые распространенные

  1. Точка.
  2. Запятая.
  3. Многоточие.
  4. Двоеточие.
  5. Точка с запятой.
  6. Вопросительный знак.

Точка

Она завершает предложения и используется в сокращениях слов.

Запятая

Используется при перечислении и для соединения частей сложного предложения. Также, если вы в предложении к кому-то обращаетесь, вам нужно выделить запятыми такое обращение с двух сторон.

Многоточие

Ставится, если мысль не завершена.

Двоеточие

Точка с запятой

Используют ее для разделения частей сложного предложения, где уже есть много запятых.

Вопросительный знак

Его мы ставим в конце предложения с вопросом.

Если вы учитель и хотите помочь детям делать первые шаги в грамотности, дайте им на уроке интересную тему для размышлений – сочинение на тему, зачем нужны знаки препинания и предложите порассуждать, что было бы, если бы их не было в речи, если бы тексты были сплошным потоком? Ребята будут с интересом высказываться. Можно также придумать игру, чтобы заинтересовать школьников. В 4 классе игровой элемент на уроках еще не теряет своей актуальности. Это заложит фундамент для легкого изучения в будущем правил расстановки знаков. Ну, а грамотность всегда была в цене.

Мультимедийные технологии при освоении пунктуации

Интересное сочинение, зачем нужны знаки препинания можно найти в Интернете. Также на эту тему интересно создать познавательную наглядную презентацию. Ее можно сделать с большим количеством слайдов и указкой показывать и одновременно рассказывать о каждом знаке. Используйте наглядные списки, примеры предложений, где тот или иной знак применяется в разных ситуациях. Ваша задача, как учителя — вырастить грамотных учеников. Этому, конечно же, в большой степени способствует чтение. Написание сочинений – также интересный способ. Он помогает научиться структурированию и свободному выражению мыслей.

Быть грамотным – показатель культурного человека, уважающего себя. Помимо того, что нужно научить школьников правильно писать слова, очень важно также сформировать у них навык правильно расставлять знаки препинания. Именно они делают текст «живым». Особую сложность представляют авторские знаки – при написании диктантов нужно обращать внимание на то, что в данном случае расставляются они не по правилам.

Городское соревнование юных исследователей

«Шаг в будущее. Юниор»

«Зачем нужны знаки препинания»

МБОУ лицей №3, 4а класс

Научный руководитель:

Нурыева Венера Раиловна, учитель

начальных классов

МБОУ лицей №3

Сургут

2018

Введение………………………………………………………………..…3

Основная часть

Теоретическая часть ……………...……..............................................4

Практическая часть ………………….………………………….………..6

Заключение……...………………………..................................................7

Список используемой литературы…..………………………………….8

Приложения……………………………………………………………….9

Введение

Пунктуация- раздел науки о языке, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания. Она сложная, но необходимая система, которая складывалась веками и каждый знак играет большую роль, поэтому, не зная расстановку знаков препинаний нельзя стать грамотным человеком!

Знаки препинания постепенно входили в наше письмо, обогащая и усложняя смысл и звучание записанной речи.

Актуальность

Современному человеку сложно представить, что когда-то книги печатались без всех «известных значков», которые называют знаками препинания. Они стали настолько привычно для нас, что мы их не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. Знаки препинания живут своей жизнью в языке, имеют свою историю.

Гипотеза

Я предположила, что знаки препинания играют большую роль в нашей письменной речи. Они помогают нам грамотно выразить свои мысли.

Цель работы: узнать, зачем нужны знаки препинания, их роль в письменной речи, анализ интернет - чатов и анкетирование учащихся

Задачи исследования:

1)Познакомится с историей некоторых знаков препинания;

2) Провести опрос одноклассников на знание знаков препинания и их отношения.

Методы исследования:

Анализ, поиск материалов в интернете, обобщение

Основная часть

Объект исследования: пунктуация

Предмет исследования : знаки препинания

Теоретическая часть

Теоретическая значимость исследования позволит расширить общее представление о знаках препинания.

В русском языке 10 знаков препинания. Термин «знаки препинания» образован от древнего глагола «препинать» - «остановить».

Точка - самый древний знак препинания, ей отмечали конец предложения. Её можно назвать корнем многих знаков препинания. Появилась она в конце 15века.

Запятая – самый распространенный знак препинаний, в русской письменности их в предложение бывает несколько, в отличие от точки.

Термин «запяти», означает «зацепиться» или «задеть», в русских предложениях появилось в 1520году.

Точка с запятой придумал и ввел в употребление венецианский издатель Альд Мануций, по его замыслу, точка с запятой разделяла противоположные слова в сложносочиненном предложении. В русском языке его используют в бессоюзном предложении, когда в его частях много запятых.

Двоеточие-знак пояснения: оно указывает на то, что часть текста после него связана пояснительными или причинными, или причинными отношениями с частью текста, что находится перед ним. Как разделительный знак употребляется с конца 16 века.

О таком знаке препинания, как тире, Сомирсет Моэм писали, что в нем есть что-то грубое, азартное и редко встречается в предложениях, в котором можно заменить с точкой запятой или четко отделяющими скобками. Свое название получил от французского глагола «растягивать».

Многоточие - полная противоположность точке, оно обозначает паузу или незаконченную мысли или ж неуверенность.

Восклицательный знак - в письменной речи используется для выражения эмоции.Восклицательный знак был введён в английскую типографию в XV веке, в России восклицательный знак появился в XVI веке.

Вопросительный знак - становится в конце предложения для выражения вопроса или сомнения. Встреча в печатных книгах c XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется позже, лишь в XVII веке.

Кавычки к нам попали в 16 веке. Произошло от диалектного слово «кавка», то есть лягушка «кавыкать» -ковылять, они употребляются при выделения прямой речи, цитат, названий, иронии.

Скобки – появились более 100лет раньше, чем жил Ломоносов. Он считал, что скобки вместительный знак препинания.

Практическая часть

В практической части моей исследовательской работы я решила рассмотреть распространённые выражения: «Казнить нельзя помиловать», «Морить голодом нельзя кормить».

Смысл фразы в отсутствие запятой, перестановка которой меняет смысл фразы на противоположный может решить судьбу человека.

Казнить, нельзя помиловать-(казнить)

Казнить нельзя, помиловать-(помиловать)

Морить голодом, нельзя кормить -(оставить без еды)

Морить голодом нельзя, кормить-(дать еду)

Анализ анкет

70% используют знаки препинания всегда и понимают о их важности,

30% человек затруднились ответить.

Чтобы определить пунктуационную грамотность, воспользовалась интернет-чатом Viber , где разослала учащимся 4 А класса текстовое сообщение, я убедилась, что, действительно, в этих сообщениях очень мало знаков препинаний. Пишущие стараются ответить быстро, им некогда расставлять знаки, ставят в том случае, если знак препинания «напрашивается». Но и есть категория «защитников языка», они пишут долго, но используют знаки препинания.

Анализируя интернет-чат, я решила, что в основном знаки препинания используют взрослые грамотные люди. В молодежном общение количество знаков препинаний сокращается по причине безграмотности, из-за недостатка времени или чтобы не выделяться. Вместо знаков препинаний больше всего используют смайлики, выражение эмоции пишущего.

Таким образом, я убедилась, что не все учащиеся используют знаки препинания в письменной речи и тема моей исследовательской работы действительно актуальна, а это и есть угроза для русского языка.

Заключение

При работе над данной исследовательской работой, я определила, что знаки препинания являются очень важны в нашей письменной речи от их перестановки иногда можно изменить смысл предложения.

Знаки препинания – это залог интеллектуального развития человека, как личности. Какое будущее нас ждет, если мы будем безграмотными существами, которые проживают жизнь без познания нового. Мы должны знать и употреблять знаки препинания для того, что бы быть грамотными! Таким образом, выдвинутая гипотеза в начале моего исследования полностью доказана. http://ru.wikipedia.org/wiki/Знаки_препинания

5.Интернет-ресурс:

6.Интернет-ресурс:

Приложение 1

Анкетирование

1.Сколько знаков препинаний ты знаешь?

2.Пользуешься ли знаками препинания в интернет-чате?

3.Считаешь ли ты, что возможно обойтись без знаков препинаний?

Что такое знаки препинания? Это символы, которые используются в тексте для его оформления. Функции этих знаков настолько важны, ведь они определяют смысл каждой фразы, а также разделяют мысли одну от другой. К тому же они эмоционально окрашивают предложение, что дает понять, чем оно закончилось: вопросительно, утвердительно или с восклицанием. Без них все мысли путаются, и может получиться неразбериха.

Точка используется для того, чтобы завершить предложение и отделить его от другого, а также для сокращения слова. Знак запятой ставится, когда речь идет о перечислении или для того, чтобы соединить части сложного предложения. Многоточие применяется для обозначения мысли, которая не закончилась или паузы.

Вопросительный знак ставится в конце предложения, сразу становится понятно, что это вопрос и на него ожидается ответ. Восклицательный знак также ставится в конце законченной мысли, передает волнение, радость или удивление, к тому же его можно поставить при обращении к кому-либо, это подчеркнет индивидуальность. Знак двоеточия применяется в пределах предложения в тот момент, когда нужно перечислить слова, а также применяется в прямой речи. Тире считается заменяющим знаком для слова «это», в прямой речи непосредственно принимает участие.

Это самые основные знаки, которые применяются при письме. Существует много других, и значение их немаловажно. Они делают текст оживленным, он сразу приобретает определенный смысл, легко воспринимается читателем. Поэтому полное отсутствие этих знаков может привести к тому, что текст можно понять не так, как должно быть или он будет казаться неясным. С легкостью можно сказать, что знаки препинания нужны, как воздух, ведь остановка в речи при разговоре – это те же самые знаки препинания, только в невидимой форме.

Сообщение Зачем нужны знаки препинания 6, 8, 9 класс

«Казнить нельзя помиловать». Фраза, знакомая, наверное, каждому человеку. Когда в мультфильме мальчику пришлось вспоминать орфографию, для того, чтобы остаться в живых. Это, конечно, немного преувеличено, но значение пунктуации все таки немаловажно в жизни грамотного и социального человека.

Для того, чтобы внятно объяснить собеседнику свои мысли , мы даже в устной речи ставим паузы в разговоре. Что уж говорить о письме. При письме важно выделить особо важную информацию, акцентировать внимание на нужном понятии или фразе. Даже для выражения своего мнения необходимы знаки препинания. Написав диалог и не выделив его знаками препинания, получится сумбур и непонятный набор слов. Для выделения фраз в диалоге используются различные знаки. Прямую речь можно выделить двумя способами.

  • При помощи кавычек . После повествования ставится двоеточие и кавычки. В кавычки с двух сторон заключают диалоговую фразу и закрывают кавычки. Если повествование продолжается после прямой речи, то ставится запятая, дефис и продолжается речь.
  • При помощи дефиса . Прямая речь начинается с новой строки и начинается с постановки тире. После диалоговой речи, если после нее идет повествование, снова ставится тира, тем самым являясь разделением прямой и повествовательной речи. Так читатель сможет прочесть с необходимой интонацией диалог или цитату.

Самым распространенным знаком препинания является запятая. Она используется практически в каждом предложении. Служит разделителем однокоренных слов или целых предложений. Отделяет причастные и деепричастные обороты. Обращение к какому-либо лицу также выделяется запятыми. При перечислении каких-либо предметов или качеств не обойтись без помощи запятой. Запятую знают даже самые маленькие дети. В различных мультфильмах про знаки препинания для детей самыми главными героями как раз и являются девочка-запятая и мальчик-точка.

Когда предложение сложное по конструкции, то при перечислении возможно стоит использовать точку с запятой . Она также может служить разделителем, если в перечисляемых частях есть свои подчиненные части, отделенные запятыми.

Когда мысль заканчивается, то в конце предложения целесообразно поставить точку . Она обозначит конец одной мысли и начало следующей.

Но иногда бывает, что хочется задать вопрос в предложении. В таком случае, чтобы перевести предложение из повествовательного в вопросительное, ставится вопросительный знак в конце предложения.

Для придания большей эмоциональности предложения используется восклицательный знак. Он – неоценимый помощник в поздравительных открытках или пожеланиях. При обращении к человеку также возможно использовать знак восклицания.

Пользуясь правильно и по назначению знаками препинания можно зарекомендовать себя, как образованного, умного и социальноадаптированного человека. Поэтому стоит помнить, что расстановка знаков препинания необходима не только в учебе, но и играет немаловажную роль на протяжении всей жизни.

Сочинение по русскому языку Зачем нужны знаки препинания 4 класс

6, 7, 8, 9 класс

Несколько интересных сочинений