Меню
Бесплатно
Главная  /  Диагностика  /  Тибетские грифы травятся несвежей человечиной. Небесные похороны

Тибетские грифы травятся несвежей человечиной. Небесные похороны

От переворачивания костей на Мадагаскаре до захоронений в небе на Тибетском плато... Узнайте самые уникальные и странные погребальные обряды.

Зороастрийские похороны

Ключевым принципом зороастризма, древней персидской религии, является поддержание как физической, так и духовной чистоты. Смерть рассматривается как зло, а разложение считается работой демона под названием Друй-И-Насуш. Этот демонический акт вреден для духа и очень заразен, поэтому во время похорон делают все возможное, чтобы не касаться тела умершего.

После смерти человека моют в бычьей моче, а затем одевают в старую одежду. Специальная собака дважды посещает труп, чтобы отогнать от него нечистую силу. Только после этого на него можно будет посмотреть всем людям. Затем труп помещают в дахму (или «башню молчания»), где тело находится в свободном доступе для стервятников.

Сантхара

Что случилось бы, если бы был способ приблизить смерть, так сказать, ускорить ее наступление? Для многих приверженцев джайнизма (своеобразная религия, которая считает, что самоконтроль и отсутствие насилия являются средствами духовного освобождения) такой ритуал является нормой. Это называется сантхара, или саллехана. Эта древняя практика допустима только для людей со смертельными заболеваниями или инвалидностью.

Постепенно человек отказывается от небольших удовольствий в жизни. Начинает с книг и развлечений, затем идут сладости, чай и медицина. Наконец, человек отказывается от всей пищи и воды. День смерти — это праздник, члены семьи умершего одеваются в яркие наряды и обедают в честь ушедшего человека. Такой вот радостный день траура свидетельствует о том, что жизнь прошла хорошо.

Небесное захоронение

Есть гробы, есть урны и, конечно же, знаменитые мумии Египта. Но высоко на плато в Центральной Азии практикуется еще один вид погребального обряда - захоронение в небе. Известный на тибетском языке как bya gtor, или «милостыня птицам», похоронный обряд включает в себя размещение трупа на вершине горы, где его будут понемногу съедать хищные птицы.

Широко практикуемые приверженцами буддизма в Тибете, Непале и Монголии, погребения в небе напрямую связаны с концепцией возрождения. Кроме того, на любом отрезке жизненного пути человек должен приносить пользу. Здесь считается самой настоящей милостыней отдать тело назад земле, небу и другим существам.

Фамадихана

В некоторых культурах мертвые снова поднимаются, переворачиваются. Малагасийский народ Мадагаскара практикует famadihana, что означает «переворот костей». Люди периодически эксгумируют мертвых из семейных склепов и заворачивают их тела в свежие саваны. Музыка играет, поскольку все члены семьи объединяются, чтобы поднять труп, и танцуют возле могилы. Согласно ритуалу, душа входит в царство предков только после полного разложения и многочисленных подобных церемоний.

Похоронные обряды аборигенов

В то время как культуры коренных народов Австралии отличаются по всему континенту, духовные убеждения часто группируются под понятием Dreamtime (время создания). Во время похорон родственники и знакомые усопшего разрисовывают свои тела белой краской, режут себя (акт проявления траура) и поют песни, чтобы способствовать возрождению умершего.

Похоронные обряды четко разработаны для жителей Северной Австралии. Погребение происходит в два этапа. Сначала тело поднимают на деревянные доски и покрывают листьями, и в таком положении оно находится месяц, до того момента, пока не начнет гнить. Второй этап начинается после того, как кости собирают и покрывают охрой. Члены семьи иногда берут кость и несут ее с собой на память. В других случаях останки бросают в пещере.

Сати

Хотя этот обряд больше не практикуется, но сати заслуживает упоминания из-за его связи с узами брака. В индуизме тела кремируются в погребальном костре. В некоторых сектах индуизма вдова добровольно сжигалась на костре с уже мертвым мужем. Ритуал был запрещен в 1829 году, но сообщения о таких актах все еще остаются. Был один случай в 2008 году в индийском штате Чхаттасгарх, когда пожилая женщина совершила ритуальный обряд сати.

Тема смерти вовсе времена заботила умы человечества и это естественно, ведь по сути все, что у нас есть это жизнь и смерть. Во всех религиях к смерти относятся по-разному, одни посчитали, что погребение в землю будет наилучшим способом почтения памяти умершего, другие решили, что тела усопших нужно подвергать кремации, ну а третьи пошли дальше и просто стали скармливать бездыханные тела своих родственников грифам. Об этих и других интереснейших способах погребения читайте далее.

Китай. Парящие гробы

Народ бо, населявший современные провинции Сычуань и Юньнань, исчез с карты Китая столетия назад, не устояв в борьбе с династией Мин. От блестящей культуры бо почти ничего не осталось, только удивительные гробы, словно парящие вдоль отвесных стен. Возраст самого древнего захоронения составляет 2500 лет, а самые «свежие» были сделаны 400 лет назад. Гробы изготавливали из цельного куска дерева и поднимали на скалы, устанавливая в пещеры и расщелины, либо на вбитые в скалу опоры. Ученые дают несколько объяснений этому необычному погребальному ритуалу. По мнению одних, это делалось, чтобы ни животные, ни люди не могли до них добраться. По другой версии, таким образом народ бо старался обеспечить умершим легкий переход в другой мир, так как скалы считались лестницами в небо.

Южная Корея. Бусинки на память

Несколько южнокорейских фирм предлагают родственникам умерших людей необычную услугу: пепел после кремации обрабатывают очень высокими температурами, он кристаллизуется и превращается в бусины, которые затем окрашивают в сине-зеленый, розовый, фиолетовый или черный цвета - по желанию заказчика. Хранят их обычно дома в красивом флаконе.

Надо сказать, что сервис, несмотря на всю экзотичность, пользуется популярностью. А всему виной законы и традиции, между которыми корейцы оказались зажаты как между Сциллой и Харибдой. Дело в том, что конфуцианство, бывшее на протяжении столетий господствующей идеологией в Корее, требует ревностного почитания предков и обязательного погребения в землю. В то же время в ХХ веке в густонаселенной, но маленькой Корее назрел дефицит площади. И правительство начало пропагандировать кремацию как более «компактный» способ похорон. Финальную точку в этом поставил закон, принятый в 2000 году, согласно которому могилы получали «срок действия», равный 60 годам, после чего родственники должны убрать ее. Так что теперь только трех из десяти корейцев хоронят в землю по старым обычаям, а других ждет участь обратиться в пепел, ну или, если повезет, в цветные бусины.

Тибет. Скармливание останков грифам

Тибетцы верят в переселение душ, тело для них - лишь бренная оболочка, которая утрачивает ценность после смерти. Кремация или погребение в землю в Тибете малоосуществимо - под ногами скалы и почти нет деревьев. Неудивительно, что здесь возник такой необычный ритуал, как «небесные похороны» - скармливание останков грифам. Шокирующий для западного человека обряд проводится на особых площадках специально обученными людьми - рогьяпами. Могильщик острым ножом делает надрезы на теле и оставляет его птицам.

Грифы, по мнению тибетцев, выполняют две задачи: поедают останки и возносят душу на небо. Когда от тела остаются только кости, рогьяпа их дробит, смешивает с цампой (ячменная мука с маслом яка) и снова предлагает птицам. «Небесные похороны» практикуются до сих пор, хотя экологи и медики уже высказывают свое недовольство. Ведь грифам предлагают в пищу не только останки людей, умерших от старости или в результате несчастного случая, но и от заболеваний, включая такие как СПИД и грипп.

Бали. Кремация, достойная королей

Индуизм на Бали сильно отличается от индийского мейнстрима. Одной из таких балийских особенностей является обряд кремации «нгабен». Если средства позволяют, нгабен проводится спустя три дня после смерти. В противном случае тело хоронят в землю. Там оно может пролежать месяцы и даже годы, пока не будет собрана необходимая сумма.

Когда кто-нибудь умирает, родные продолжают относиться к покойнику как к живому, но спящему человеку. В назначенный день тело помещают в гроб, а тот, в свою очередь, - в носилки в виде храма (вада). Вад несут к месту кремации, причем процессия проходит максимально длинным путем, петляя по улицам. Балийцы верят, что это помогает ввести в заблуждение злых духов. Уже у погребального костра тело переносят из вада в саркофаг в виде черного быка, который и сжигают. Через 12 дней (или как только родственники смогут оплатить церемонию) прах торжественно развеивают над морем или рекой.

Амазония. Круг жизни

Племя яномамо обитает в сельве на границе Венесуэлы и Бразилии. Труднодоступность места обитания помогло им сохранить свои ритуалы и обычаи, порой кажущиеся шокирующими представителям западной цивилизации. Так, янамомо по сей день практикуют так называемый эндоканнибализм - поедание умерших соплеменников. На самом деле траурный пир - последний этап похоронного обряда. Вначале тело кремируют, затем кости дробят и вместе с пеплом складывают в горшок. Потом, обычно по случаю какого-нибудь праздника, из останков и бананов делают пасту, которую поедают всей деревней. Индейцы верят, что, если этот ритуал не будет проведен, душа навсегда застрянет между миром живых и миром мертвых.

Гана. Когда форма имеет значение

В Гане представители народа га могут заказать для умершего гроб любой формы так, как мы заказываем торт на день рождения. Mercedez-Benz - для успешного бизнесмена, автобус - для того, кто водил его при жизни, гигантская рыба - для рыбака, курица-наседка - для самой любящей и любимой мамы на свете. Традиция эта появилась в 1950-х благодаря курьезу. Правитель страны заказал себе паланкин (носилки в виде ложа и кресла) в форме орла, однако как раз в день доставки внезапно умер. Родственники недолго думая положили тело на эффектные носилки и в них и похоронили.

Сегодня мастерские гробовщиков-художников превратились в популярную туристическую достопримечательность, а их изделия (уменьшенных размеров) - желанные гости в частных коллекциях, музеях и арт-галереях.

Австралия. Сложная простота

В северной Австралии, где традиционный уклад жизни аборигенов сохранился лучше всего, похороны проходят в два этапа. Сначала тело умершего укладывают на специальной деревянной платформе, укрывают листьями и ветвями и оставляют на несколько месяцев. Затем оставшиеся кости окрашивают красной охрой. Их дальнейшая судьба зависит от верований конкретной группы аборигенов. Где-то хоронят, где-то помещают в пещеру, а аборигены полуострова Арнемленд торжественно складывают кости в «тубус» из полого ствола дерева, который устанавливают в специально отведенном месте. Для изготовления этих своеобразных гробов используют изъеденные термитами деревья, так что мастерам остается только обработать и расписать поверхность тотемными знаками. Аборигены верят, что этот ритуал помогает душе преодолеть полный опасностей путь в иной мир.

То, как мы смотрим на жизнь, прямо зависит от того, как мы видим смерть, как мы переносим утрату, какие ритуалы проводим, что остается в сознании окружающих людей после того, как они хоронят кого-то близкого. Как встречают смерть тибетцы? Этот загадочный край пережил влияние множества культур и религий. Строгие люди — наполовину смиренные монахи, наполовину кровожадные горцы — хоронят своих усопших особым образом. Погребальные обычаи Тибета, возможно, вызовут некоторый шок, но они совершенно логично вписываются в местную систему ценностей и традиции.

Как-то японский поэт написал стихотворение под названием «Утрата». В нем было всего три слова, но и их он соскоблил. Утрату невозможно передать словами. Наш привычный будничный мир, который кажется таким незыблемым, монолитным и тусклым, на самом деле очень хрупок. Малейшее отклонение в сторону способно его разрушить, изменить до неузнаваемости, и смерть — это единственная объективная реальность наравне с рождением, которая существует и ждет всех.

Размышления подобного рода никогда не находятся на поверхности. Глубоко в подсознании, сокрытый множеством социально приемлемых слоев, зиждется страх смерти, осознание неизбежного окончания этого существования. Окончание существования или существования этого тела?

Во многом отношение к смерти — это вопрос не размышлений, а веры. Как и любое настоящее знание, которое может быть приобретено только опытом. Например, можно сколько угодно объяснять кому-то, что молоко — это такая белая сладковатая жидкость, жирная и приятная на вкус, однако человек от этого не узнает, что такое молоко. Только попробовав молоко, можно узнать по-настоящему, что это, и никогда не забыть.

Как встречают смерть тибетцы? Этот загадочный край пережил влияние множества культур и религий. Строгие люди — наполовину смиренные монахи, наполовину кровожадные горцы — хоронят своих усопших особым образом. Есть четыре вида погребения для обыкновенных людей. Для монахов и прочих просветленных действует своя обрядовая система.

В отношении обычного тибетца, как правило, практикуются четыре вида погребальных обрядов: небесный, водный, древесный и земляной. Первые два схожи между собой так же, как и последние два. Несмотря на то что виды погребения варьируются в зависимости от местности, основная идея одна. Для взрослых — вернуть тело природе, позволив душе благополучно освободиться, для детей — сохранить тело как вместилище души.

Наиболее часто применяемый обряд — это небесное погребение, или bya gtor, «разделенный птицами» по-тибетски, проводимое на особых площадках в горах. После смерти труп располагают в положении сидя и лама читает сутры из тибетской Книги мертвых. Через три дня бригада могильщиков на рассвете относит умершего на специально предназначенную для этого площадку в горах. Труп, связанный в позе эмбриона и завернутый в саван, высвобождают. По всему телу делаются глубокие надрезы, чтобы птицам было проще отрывать куски плоти. Мгновенно учуяв запах, слетаются стервятники, обитающие в этих местах. После того как от умершего остается только череп и кости, все остальное разрубается на мелкие кусочки, чтобы птицы могли завершить начатую работу. Вскоре на месте не остается ничего. Считается, что, если птицы полностью поглотили останки усопшего, он вел безгрешную жизнь. Отдавая покойного стервятникам, тибетцы полагают, что возвращают тело умершего природе, что облегчает перерождение души и, кроме этого, усопший приносит свое тело в дар божествам и духам, которые воплотились в форму птиц, чтобы принять подношение.

Второй обычай — водное погребение — применяется реже из-за его трудоемкости. После смерти человека его плоть отделяется от костей и все вместе измельчается. Полученное смешивается с цзампой, прожаренной ячменной мукой, и скармливается рыбам, плавающим в окрестных водоемах. Именно из-за таких погребальных обрядов тибетцы не едят ни птицу, ни рыбу: они несут в себе часть усопшего, а только монстры едят себе подобных.

В земле хоронят детей до 14 лет. Подобный обычай, кстати говоря, есть и в Индии. Считается, что у маленького ребенка и душа маленькая, и если ее сразу отпустить, то она испугается от такого резкого перехода и не будет знать, что делать в состоянии между смертью и следующим рождением. Это затруднит успешное перерождение.

Древесное захоронение применяется к мертворожденным детям. Тельце пропитывается соляным раствором и, заключенное в клетку, подвешивается на дерево в надежде, что больше ни одного ребенка этой семьи не постигнет такая беда.

Как-то раз мы ходили в трек по бывшей тибетской провинции Амдо, ныне части Сычуани, к горе Минья-Конка, что высотой под 8000 м. Место это было совершенно дикое и нетуристическое, известное прежде всего среди тибетцев из-за значимого тантрического монастыря, который располагается у подножия Минья-Конки на берегу реки. На подходе к монастырю нам встретилось дерево, увешанное детскими вещичками и игрушками — так здесь заменяют традиционное древесное захоронение.

Все мы в какой-то момент надеемся их вернуть. Мы приходим на кладбище и смотрим на фотографию того, кто был тем, кого мы любили. Убираем могилу, потому что думаем, что он еще там и видит, чувствует заботу. А вы можете себе представить, что могил нет и кладбища нет. Некуда прийти и поставить цветы. Вы смотрите своими глазами, как тело вашего близкого человека разрывают на части и съедают падальщики. Какой отпечаток это накладывает на восприятие смерти и тела после смерти, как вы считаете?

Все очень просто. Тело после смерти — мусор. И там, где раньше был ваш любимый человек, его больше нет — есть пустая ненужная оболочка. А он — где-то еще в другом месте, явно не в теле. В то, что есть какое-то продолжение и смерть — это не окончание, в то, что физическое тело — это только временное вместилище настоящего «я», тибетцы верят гораздо больше, чем мы.

Конечно, с одной стороны, подобные традиции обусловлены климатическими условиями, в которых живут тибетцы: основная часть региона — скалистые горы, откопать в которых могилу или насобирать дерева для кремации крайне трудоемко и порой невозможно. С другой стороны, тибетцы — приверженцы буддизма и искренне верят в реинкарнацию. После смерти душа, освобожденная от оков тела, перерождается в другом обличье в соответствии со своей кармой. Последнее действие в существовании физического тела, то есть его погребение, стараются наполнить состраданием к окружающим и провести с наибольшей пользой — накормить голодных.

Страница Марии Вдовкиной во «Вконтакте» —

Предупреждение: Данная статья содержит сцены насилия и предназначена для психически устойчивых людей старше 18 лет.

Высокое солнце ослепительно светит, но не греет. Скулы облизывает ветер. На этой обнаженной, почти что лысой площадке в горах, скудно украшенной лишь мелкой травой и камнями, кажется, только птицы чувствуют себя полноправными хозяевами. Раздается глухой стук топора - это кости и череп дробятся в муку. Грифы еще не закончили свою трапезу. Они ждут, когда последние части человеческого тела еще раз согреют их желудок. Уже давно выклеваны глазницы, съедена мягкая плоть, разодраны печень, сердце, кишки... Когда грифы закончат, от тела не останется ничего. Это «джатор», или «подаяние птицам»: древний тибетский обычай похорон под открытым небом. Обряд, который шокирует воображение тех, кто не привык к суровой жизни высокогорного Тибета.

Обряд в веках

Китайские власти, пришедшие в Тибет в пятидесятых годах двадцатого века, сочли джатор варварским обычаем и запретили его. Почти тридцать лет на него было наложено табу. Однако дерзкие условия жизни на высоте больше четырех тысяч метров и верность традициям взяли свое. Как еще хоронить мертвецов, если вместо земли – промерзшие камни, копать для этого могилы просто не имеет смысла? В итоге в восьмидесятые запрет был снят.

Место проведения "Небесных Похорон" в Тибете

Истоки обряда уходят своими корнями в глубину веков. Возможно, на территории, бедной растительностью, таким образом хоронили тела тысячи лет назад. Но в двенадцатом веке, с укреплением на территории Тибета буддизма, похороны под открытым небом, помимо экономического, приобретают еще и свое особое, религиозное значение.

Однако отдать тело на растерзание хищным птицам – здесь не единственный способ погребения. Тела беременных женщин, детей, не достигших восемнадцати лет, а также тех, кто умер от болезней или в результате несчастного случая, пускают вниз по течению рек. Помимо них, тела усопших титулованных лам подлежат кремации. В краю, где древесина – большая редкость, этот обряд невероятно затратный. По этой причине некоторых почивших монахов замуровывают в стены монастырей, возводя в их честь небольшие усыпальницы.

В склепе под открытым небом

К слову, захоронение тел под открытым небом – тоже недешевая церемония. Наделенная особым религиозным смыслом, она включает в себя множество необходимых ритуалов, обязательных для исполнения. Первым делом родственники усопшего оборачивают тело в белые ткани и оставляют неприкосновенным в дальнем углу дома. После чего они обращаются к священнослужителям.

В течение трех дней монахи будут отпевать покойного мантрами, чтобы ускорить и облегчить переход его души из старого, разлагающегося материального тела в новое. На это время все в доме замирает – живые оставляют все свои насущные дела, чтобы не затруднить переход странствующей между мирами души.

В день похорон с тела снимают последние одеяния и складывают его в позу эмбриона. Таким человек пришел в этот мир, таким и уйдет. Бедняки же, не имеющие денег, зачастую просто оставляют тела своих покойников на уступах гор, чтобы не люди, а природа позаботилась об усопших.

Сама церемония обычно проходит на рассвете в специально отведенном месте. Оно называется «дуртро», склеп под открытым небом. Это большой, огороженный луг, иногда с несколькими ступами и развешенными молитвенными флагами. В центре луга – выложенный из камней круг, в котором происходит главное действо. Запах тлеющего можжевельника очищает здесь воздух.

Таких погребальных площадок на территории Тибета несколько, все они расположены вблизи монастырей. Есть особо популярные, куда родственники несут тело покойного на своих плечах. Во главе процессии – ламы, не прекращающие читать мантры. Когда колонна доходит до склепа, ламы замолкают, родственники отступают – они больше не вправе наблюдать за деталями церемонии. Труп передают тем, кто будет в ответе за его разделывание.

Дело рогьяпа

Рогьяпа, или тот, кто разделывает тело, одним словом, могильщик, - сложное призвание. Это семейная традиция, и ремесло обычно передается от отца к сыну. Если же в семье родилась дочь, то ее будущий муж обязан перенять дело тестя. Часто рогьяпа живут изолированно, в стороне от остального селения. Им до сих пор запрещено появляться в домах зажиточных горожан, но такие издержки профессии с лихвой компенсируются немалой стоимостью их погребальных услуг. Обычно на церемонии присутствует сразу несколько рогьяпа.

Главный из них, облаченный в объемный белый фартук, без каких-либо перчаток, вооруженный большим острым ножом, делает первые надрезы на мертвом теле. Сначала из тела удаляются внутренние органы. Пока один рогьяпа мастерски орудует ножом, остальные палками отгоняют голодных стервятников. Мужчины непринужденно общаются между собой, отпускают шутки, смеются. Местные говорят: так рогьяпа дают понять, что в этом теле не осталось больше ничего значимого.

Дакини

Огромные хищные птицы давно наблюдают за каждым действием, готовые накинуться на труп. Главный рогьяпа дает сигнал остальным – мужчины стремительно отступают от расчлененного тела, и стервятники стремглав набрасываются на останки. Хлопая своими гигантскими двухметровыми крыльями, они соперничают друг с другом за лучший кусок. В воздухе парит едкий дух смерти и чужого пира. Стервятники раздирают останки меньше, чем за двадцать минут.

В мифологии буддизма Ваджраяны эти, казалось бы, грязные, вечно голодные, с лысыми головами, без перьев грифы, поедатели трупов, падальщики – существа священные. В Тибете их почитают, как «дакини»: жестоких существ женского пола, обитающих высоко в небе. Дакини питаются человеческой плотью, но, несмотря на свой свирепый нрав, они часто помогают истинным йогам на их пути, раскрывая секреты тайного духовного знания. Также дакини почитаются последователями религии бон, традиции, господствовавшей на территории Тибета до прихода буддизма.

Грифы-дакини обгладывают кости. Рогьяпа вновь берутся за палки, чтобы отогнать птиц. Оставшийся кровавый скелет совсем скоро превратится в пыль. Вооружившись тяжелыми топорами, рогьяпа дробят кости и смешивают их с «цампой», ячменной мукой. Это блюдо достается воронам и ястребам, ожидающим тут же. Оставшиеся хрящи вновь кидают стервятникам.

Еще четверть часа, и от тела не остается ничего. Закончена трапеза дакини – закончена работа рогьяпа. На каменной площадке высоко в горах не осталось и следа от былого кровавого пиршества. Мужчины покидают холм, за ними уходят родственники покойного, улетают птицы. Тела больше нет, а дух давно парит над горами, ведомый по пути перерождения. Тибетские похороны под открытым небом закончены.

Сакральный смысл

В священной Тибетской Книге Мертвых, «Бардо Тхедол», тело – лишь сосуд, который временно вмещает в себя душу. Как глиняный горшок разбивают, когда он пуст, так и тело подлежит уничтожению, когда душа больше не нуждается в нем. Бардо Тхедол содержит в себе целую науку о том, какие испытания проходит душа, преодолевающая смерть, и как облегчить ее путь в океане сансары, иллюзии перерождений, на пути к следующей реинкарнации, или воплощению.

Процесс отделения души от бывшей оболочки длится три дня, в течение которых монахи поют специальные мантры. Эти мантры, как путеводитель, прокладывают путь сознанию души через ступени бардо, от смерти к новой жизни. В процессе старое тело становится пустой формой, навсегда лишенной осмысленного содержания. В склепе на вершине горы его утилизируют дакини, лишая душу старых оков.

С телом происходит главная метаморфоза, оно расщепляется на первоэлементы: землю, воздух, огонь и воду. Душа же становится окончательно свободной от оболочки, чтобы окунуться в новый сосуд, в котором, возможно, ей удастся приблизиться к нирване.

«Зеленые» похороны

Хотя, корни обычая похорон под открытым небом и теряются в тибетской истории, археологи отмечают, что такой же обряд существовал и в культуре зороастрийского Ирана. Старейшие археологические упоминания о нем датируются 400 годом до нашей эры. И тогда трупы оставляли на растерзание диким птицам и животным на площадке высоко в горах, а оставшиеся кости хоронили в склепе.

Несмотря на то, что сегодня обряд джатор кажется многим носителям западного мышления диким, есть те, кто придерживается другого мнения. В Соединенных Штатах Америки некоторые секты выбирают исключительно такой способ прощания с усопшими, называя его самым экологически чистым из всех возможных. Сегодня в США можно найти специальные «зеленые» кладбища, где трупы – их мягкие ткани – отдают на растерзание хищникам. Стоимость такой услуги варьируется от пятисот долларов за индивидуальные похороны до пяти тысяч за погребение оставшихся костей в фамильном склепе.

Да и сами тибетцы верят, что любая мертвая плоть оскверняет Землю. Ведь закопать разлагающееся тело, по их мнению, – все равно что надругаться над заботливой и кормящей матерью.

Текст: Анна Абраменко

Направляясь в Тибет, я понимала, что не стану первым человеком, покорившим священную гору Кайлас. Не надеялась стать первооткрывателем мифической Шамбалы, воспетой в древних тибетских текстах. Моей главной целью было увидеть красивые пейзажи и буддийскую академию Ларунг Гар, живописно раскинувшуюся красными домиками посреди гор. Но я совсем не предполагала, что проделанный мной путь позволит мне увидеть традиции и ритуалы, не вытравленные Культурной революцией, нечто, никак не укладывающееся в рамки западного сознания - тибетские похороны, которые являются доступным для туристов ритуалом.

Церемония «небесных похорон» (天葬), самый распространённый способ погребения в Тибете и тибетских автономных районах провинции Сычуань и Цинхай - одна из тех вещей, что разрывает в клочья сознание неискушенных иностранцев. Все потому, что во время церемонии тела покойников скармливают птицам. Тибетцы верят, что после смерти тело представляет собой пустой сосуд, который будет либо испорчен природой, либо послужит благой цели и будет отдан птицам в качестве пищи. Поэтому «небесные похороны» - это некий акт щедрости, так как усопший и его живые родственники поддерживают жизнь живых существ. Щедрость в ламаизме является одной из важнейших добродетелей.

Прежде всего, церемония проводится в открытую и любой желающий, будь то близкий родственник или ищущий новых ощущений незнакомец, может её посетить. Ритуал проводится каждый день, около полудня, но частенько начало ритуала затягивается, и к тому моменту, когда все начинается, собирается уже довольно много «зрителей», как среди людей, так и среди птиц, ждущих своего часа. В один день разрешается провести погребение не более 20 тел, и когда мы присутствовали на церемонии, было объявлено о погребении 11 тел.

После смерти все эти тела оставались нетронутыми в углу дома, где ранее жили покойники, три дня, в то время как лама зачитывал над покойными тексты из Тибетской книги мертвых. Так усопшим указывается путь на данном отрезке между смертью физического тела и следующим перерождением, ведь остановка дыхания - это только первая стадия смерти. А смерть сама по себе не конец, а трансформация. По истечении трехдневного срока и только после того, как появилась уверенность в том, что процесс отделения духа от тела завершился окончательно, покойников перенесли к месту похорон.

Перед нами предстает уникальная для всего мира сцена похорон: смерть в Тибете, в высокогорьях которого едва теплится жизнь - это венец существования и ось картины мира. Трудно представить, что где-либо еще в мире страшная сцена похорон будет доступна кому-то кроме близких родственников, но не в Тибете, где она превращается в редкий и яркий ритуал бесплодной горной пустыни, доступный для всех желающих. Недаром тибетское общество, ламаизм и культы смерти притягивали к себе исследователей-мистиков из гитлеровской Германии и особые экспедиции НКВД, искавших подземного царя Шамбалы.

Мы на месте. Тела лежат чуть поодаль, за тонкой, полупрозрачной ширмой, прямо перед нами, но со стороны видно только монаха, работающего с ловкостью мясника. Зрители смотрят во все глаза, пока монах начинает свои приготовления: зажигает можжевельник для привлечения стервятников и совершает обход с молитвами вокруг церемониальной площадки. И только потом монах наклоняется к телу, лежащему лицом вниз. Сначала отрезаны волосы. Затем на части разрублена спина, позволяя свисать лохмотьям кожи, обнажая плоть. Трупный запах смешивается с запахом тлеющего можжевельника. Монах работает без маски. Уже в самом начале ритуала китайские туристы не выдерживают и спешно покидают место, зажав нос и рот…

Поначалу казалось, что ничего не происходит, но потом мы услышали звуки: удары инструментов во время расчленения тел. Несмотря на то, что все огорожено тканью, именно в этот момент по телу пробежал холодок. Чем больше разыгрывалось наше воображение, тем ближе птицы спускались по холму к месту действия. В какой-то момент птицы десятками начали кружить над головами, что придавало остроту ощущений итак уже зашкаливающему сюрреализму происходящего.

К тому моменту, когда ритуал подходит к своему завершению, птицы повсюду: кружат в воздухе, сидят на стенах, сторожат занавесь и выжидают, когда же она поднимется. И вот, по сигналу, ткань срывают и вместе с тем птицы теряют все «правила приличия», моментально заполонив всю площадку, где только что были видны люди, живые и мертвые. Зрители в оцепенении наблюдают за птицами, кто с отвращением, кто со страхом, а некоторые с безразличием, умудряясь при этом фотографировать церемонию, несмотря на запреты.

Птицы не обращают на живых никакого внимания, хотя их так много, что порой кажется, они вот-вот спикируют на зрителей. В реальности же головы некоторых стервятников уже покрылись красным. Где-то между птицами перекатывается окровавленный череп. Постепенно стая редеет, но прибывают все новые и новые птицы, чтобы поживиться остатками того, что 10 минут назад было человеческим телом. Хотя церемония уже закончилась, последние зрители все ещё не в силах оторвать взгляд от происходящего…