Меню
Бесплатно
Главная  /  Диагностика  /  Уроки русского: как определить лицо у глагола. Как определить лицо глагола правильно

Уроки русского: как определить лицо у глагола. Как определить лицо глагола правильно

Лица в русском языке являются важным морфологическим признаком самостоятельных частей речи. Хорошо владея этим правилом, можно без труда определять тип односоставных предложений, а также правильно составлять

Русский язык богат своим словесным многообразием, но и среди такого огромного выбора есть основа, фундамент языка. Этой основой являются самостоятельные части речи. в русском языке может «научить» правильно писать сложные орфограммы глаголов, правильно согласовывать их с другими частями речи, а также правильно составлять видовые формы. Глагол - это одна из главных самостоятельных частей речи, обозначающая «действие» предмета, совершаемое кем-то/чем-то. К основным морфологическим признакам глагола относятся: спряжение, вид, время, лица. Русский язык в "сундуке знаний" имеет два спряжения, правильно определить которые опять же поможет только хорошее знание лиц.

Итак, лица в русском языке бывают трех видов: 1-е лицо, 2-е и 3-е.

Так как лицо - это признак глагола, определяющий «кто» или «что» совершает действие, то определять его нужно с помощью местоимений.

Первое лицо указывает на то, что действие совершает сам рассказывающий (это значит, что к глаголу нужно подставлять личное местоимение «я»): я слушаю, я вижу. Что же касается множественного числа, то здесь подставляется местоимение «мы»: мы делаем, мы готовим.

Второе лицо указывает на то, что действие совершает собеседник рассказчика (подставляют местоимения «ты» - в единственном числе, или «вы» в множественном числе): ты делал, ты знаешь, вы видели, вы работали. Определить помогает именно знание второго лица: для этого глагол нужно представить в совокупности с местоимением «ты» и по окончанию уже будет точно видно I-е или II-е спряжение (если глагол имеет окончание ЕШЬ, то это I-е спряжение, если же окончание ИШЬ, то - II-е).

Лица в русском языке имеют и третью форму, которая указывает на предмет осуществления действия. В этом случаи к глаголу следует подставить местоимения «он/она/оно» для единственного числа и «они» для множественного: они спешат, оно светит, он рисует, она играет.

Таким образом, хорошо усвоив это правило, можно избежать многих грамматических и Также знание этого правила помогает при определении типа односоставного простого предложения.

Бывают безличными, неопределенно-личными и определенно-личными. Для предложений первого типа характерны глаголы в начальной форме (инфинитив), а также безличные глаголы. Стоит отметить, что особенностью этого типа односоставного предложения является выраженность в нем глагола через слово "нет".

В определенно-личных предложениях чаще всего встречаются глаголы 2-го лица, причем как в множественном, так и в единственном числе.

Неопределенно-личные имеют в своем составе глаголы 3-го лица (то есть с местоимением «кто-то/они»).

Лица в русском языке являются определяющим признаком частей речи. Они помогают правильно сочетать слова, правильно писать их суффиксы/окончания, а также грамотно излагать свои мысли.

На уроке рассматриваются род, лицо и число глагола. Вы увидите, как глагол с помощью изменения по родам, лицам и числам выражает значение действия.

Тема: Глагол

Урок: Род, лицо, число глагола

1. Грамматическое значение глагола

Раскройте скобки, поставьте глаголы в нужную форму настоящего или будущего времени. Если в речи встречается несколько вариантов данной формы, выберите один из них. Обоснуйте выбор варианта. Если глагол не имеет нужной формы, измените предложение так, чтобы выразить данное содержание.

1. По улицам (бежать) какие-то люди. 2. Его (влечь) к людям с трудной судьбой. 3. Чтобы не замёрзнуть по дороге, он обычно (запрячь) лошадь, пустит её вскачь, а сам (бежать) рядом. 4. Я обязательно (выздороветь) к празднику. 5. Я обязательно (победить) на этих соревнованиях. 6. Я только (высыпать) сахар в банку, (завинтить) крышку и подойду к тебе. 7. Вот так я (досадить) учителю! 8. Крапива очень сильно (жечься). 9. Щенок (лечь) под диван и урчит. 10. Я (заехать) за тобой к вечеру. 11. Мать (зажечь) все лампы и (накапать) лекарство дочери. 12. Ему не стоит поручать такое ответственное задание: он обязательно (заколебаться) в самый ответственный момент. 13. Я (замесить) тесто, а потом отдохну. 14. Если кровь (запечься), трудно обрабатывать рану. 15. Если вода (затечь) под ванну, её будет трудно собрать. 16. Когда мы (захотеть), тогда и (лечь) отдыхать! 17. Если вы сейчас же не сдадитесь, я (изрешетить) весь дом! 18. Он быстро (истрепать) новый костюм, если будет так небрежно обращаться с ним. 19. Я (крутиться, вертеться, куролесить), а всё без толку! 20. Он (лезть) на самую верхушку дерева. 21. Он (лгать) вам! 22. Они никогда не (класть) портфели на парты. 23. Он (навлечь) на нас беду. 24. Наработаюсь за день, (натрудиться), иногда к вечеру так (обессилеть) - рукой двинуть не могу. 25. Я тебя не (обидеть). 26. Это (отвлечь) тебя от грустных мыслей. 27. Он (отречься) от нас при первой опасности. 28. Я (победить) и этого противника! 29. Вода (течь) из крана уже третий день. 30. Они (хотеть) опозорить нас. 31. Лодки не стоят неподвижно, они чуть (колыхаться) на воде. 32. Дует ветер, дождь (брызгать) мне в лицо. 33. Родители стоят на перроне и (махать) вслед уходящему поезду. 34. Текут ручьи, с крыш (капать). 35. Волк (рыскать) по лесу в поисках добычи. 36. Женщины стоят на берегу и (полоскать) бельё.

1. Культура письменной речи ().

2. Современный русский язык ().

Литература

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

Морфологическая категория лица - важнейшая в системе русского глагола. Личные формы помогают определить, кто действует: сам говорящий (субъект коммуникации), - гуляю, мою ; говорящий совместно с другими: гуляем, моем ; собеседник (адресат коммуникации) - гуляешь, моешь ; собеседник вместе с другими: гуляете, моете ; не участвующий в диалоге (объект коммуникации) - гуляет, моет, гуляют, моют . Лицо - один из самых непостоянных признаков. Поэтому перед учеником часто встаёт вопрос о том, как определить

Неторопливый анализ

Глагол имеет три лица: 1. гуляю 2. гуляешь 3. гуляет; 1. молчу 2. молчишь 3. молчит.

Они различаются не только между собой, но и во множественном числе: (читаем, читаете, читают; строим, строите, строят ). не является соотносительным по значению единственному числу: пишу - действует говорящий, пишем - к говорящему присоединился кто-то ещё. Пока не совсем ясно, как определить лицо глагола? А мы и не торопимся. Пока что как следует запоминайте три Вспомните все местоимения по лицам: 1 лицо: я, мы; 2 лицо: ты, вы; 3 лицо: он, (она, оно) они. Поучитесь находить подходящее по смыслу к тому или иному глаголу. Например: глагол летят . Остальное на ваш вкус: если вам не нравится "я летят" или "оно летят" , поищите ещё!

Другие значения

Личные формы глагола, кроме указанных выше, могут иметь и другие значения. Например, форма 1 лица множественного числа может становиться "авторским мы", то есть подразумевать 1 лицо единственного числа: Мы уже коснулись определения времени глагола, теперь приступим к разбору действующих лиц. Хотя тут явно звучит другое: Я всё ещё пытаюсь вам объяснить... Форма 1 лица множественного числа в эмоционально окрашенной речи иногда используется в значении 2 лица единственного числа: Ах, какие мы стали большие! (в обращении к единственному присутствующему ребёнку). Глаголы 2 лица единственного числа выступают в значении 1 лица единственного числа при обобщениях: Тебя не поймёшь , семь пятниц на неделе. Всем обязательно приходится пользоваться заменой во 2 лице единственного числа множественным - в знак уважения: Вы прекрасно играете на скрипке! Также личные глаголы могут становиться неопределённо-личными или обобщённо-личными - при неизвестном действующем лице или если действие относится ко всем сразу и ни к кому конкретно: Снявши голову, по волосам не плачут (обобщённо-личное); По телевизору футбол передают (неопределённо-личное).

Определяем лицо глагола

Приступаем к самому главному - как определить лицо глагола. Первым делом нужно задать глаголу подходящий по смыслу вопрос.

1 лицо : что делаю ? и что делаем ? (местоимения я , мы ) гуляю, гуляем .

2 лицо : что делаешь? и что делаете? (местоимения ты, вы ) гуляешь, гуляете .

3 лицо : что делают? и что делаете? (местоимения он/она/оно, они ) гуляет, гуляют .

Таблица глаголов поможет ещё быстрее запомнить, как определить лицо глагола. Нарисуйте её и упражняйтесь, подписывайте карандашом придуманные примеры глаголов, стирайте, и начинайте заново.

О богатстве русского языка

Глаголов у нас так много, что время от времени будут попадаться неподходящие для этой таблицы. Что же такое, как определить лицо глагола некондиционного? Это дело времени. В прямом смысле - времени. Определите его! И увидите, что глаголы, находящиеся в прошедшем, а также неопределённой формы не имеют лица! Вот инфинитив (неопределённая форма): глагол лечиться . Мне (я) пора лечиться. Но точно так же, неизменно, пора лечиться и тебе (ты) , и им (они), и так далее. В та же самая история происходит. Достаточно подставлять правильные местоимения и задавать соответствующие вопросы, глаголы определятся немедленно и в дальнейшей жизни будут послушными!

Мы научимся правильно употреблять личные местоимения. Узнаем их значения. Научимся правильно определять падежные окончания личных местоимений.

Мы с сестрой ходили на ёлку. Она была очень нарядная, праздничная.

(Непонятно кто была нарядная, девочка или ёлка)

Как необходимо написать . Мы с сестрой ходили на ёлку. Ёлка была очень нарядная, праздничная.

А вот ещё: Клоун подарил шарики ребятам. Они были круглые, вытянутые и длинные.

(Ребята были вытянутые и длинные).

Как необходимо написать. Клоун подарил шарики ребятам. Шарики были круглые, вытянутые и длинные.

Нас запутало местоимение.

Местоимение — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.

Разряды местоимений по значению

Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:

1. Личные : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они).

2. Возвратное : себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали).

3. Притяжательные : мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен).

4. Указательные : этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.

5. Определительные : сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

6. Вопросительные : кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.

7. Относительные : те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).

8. Отрицательные : никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.

9. Неопределенные : некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь.

Разряды местоимений

местоимений

Местоимения

Как изменяются

местоимения

я, ты, он (она, оно), мы вы, они

По лицам, падежам местоимение 3-го лица он изменяется по родам

Вопросительные

местоимения

кто?, что?, какой?, чей?, сколько?, каков?

Изменяются по родам и числам. Местоимения кто?, что? не изменяются по родам и числам

Возвратные

местоимения

Оно не имеет именительного падежа, рода и числа

Относительные местоимения

кто, что, какой, который, чей, сколько, каков

Изменяются по падежам

Неопределенные

местоимения

некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь и др.

Неопределенные местоимения кроме некто, нечто, изменяются по падежам.

Также некоторые неопределенные местоимения

Отрицательные местоимения

никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Изменяются по падежам. Местоимения некого и нечего не имеют именительного падежа

Притяжательные местоимения

мой, твой, свой, наш, ваш

Изменяются по родам, падежам, числам

Указательные местоимения

тот, этот, такой, таков, сколько

Местоимения тот, этот, такой, изменяются по родам, падежам, числам. Местоимение таков изменяется по родам и числам

Определительные местоимения

весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой

Изменяются по родам, падежам, числам

Личные местоимения имеют морфологический признак лица :

1 лицо: я, мы;

2 лицо: ты, вы;

3 лицо: он, она, оно, они.

У личных местоимений есть морфологический признак числа . Личные местоимения бывают единственного (я, ты, он, она, оно) и множественного (мы, вы, они) числа.

Все личные местоимения имеют постоянный признак рода.

Местоимения я и ты общего рода: я, ты пришел — я, ты пришл-а.

Местоимение он мужского рода: он пришел.

Местоимение она женского рода: она пришл-а.

Местоимение оно среднего рода: оно пришл-о.

Местоимения множественного числа мы, вы, они не охарактеризованы по роду. Можно говорить об одушевленности личных местоимений, поскольку В. п. у них совпадает с Р. п. (нет тебя — вижу тебя).

Все личные местоимения изменяются по падежам , т. е. склоняются. В косвенных падежах с предлогом к местоимениям 3 лица прибавляется н: у него, к ним, от нее. Прибавления не происходит при производных предлогах в течение, благодаря, согласно, вопреки и др.: благодаря ей, согласно ему.

лицо

ед. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр.)

мн. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр. )

я (меня́, мне, меня́, мной/мно́ю, обо мне)

мы (нас, нам, нас, на́ми, о нас)

ты (тебя́, тебе, тебя́, тобой/тобо́ю, о тебе́) Вы (Вас, Вам, Вас, Ва́ми, о Вас)

вы (вас, вам, вас, ва́ми, о вас)

он (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём) она́ (её/неё, ей/ней, её, ей/е́ю/ней/не́ю, о ней) оно́ (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём)

они́ (их/них, им, их/них, и́ми/ни́ми, о них)

Говорите правильно местоимение ИХ!

Их одежда

Мальчик - Я выучил.

Девочка - Я выучила.

Личные местоимения 1-го и 2-го лица не изменяются по родам.

Рис. 4.

Ты, Петя,выучил урок, а ты, Маша?

«Да!- сказала Маша - « Я выучила!» « И я» -сказал Петя.

Рис. 5.

Мальчики, вы выучили уроки?

Девочки,вы пойдёте в школу?

Мы -ответят про себя и мальчики и девочки.

Исправим предложение, указывая лицо, число, падеж, если возможно род местоимений.

1. Раз на перемене подошёл ко (я) товарищ.

Подошёл (к кому?) ко мне - это местоимение 1-го лица единственного числа дательного падежа.

2. Подарить (ты) обезьянку?

Подарить(кому?) тебе - это местоимение 2-го лица единственного числа дательного падежа.

3. (Она) Яшкой зовут.

Зовут (кого?) её - это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода родительного падежа.

4. Папа на (мы) с Яшкой сердится.

Сердится (на кого?) на нас - это местоимение 1-го лица множественного числа винительного падежа.

5. Пусть она пока у (ты) поживёт.

Поживёт (у кого?) у тебя - это местоимение 2-го лица единственного числа родительного падежа.

6. С (она) весело.

(С кем?) с ней - это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода дательного падежа.

7. Так у (я) появилась обезьянка.

(У кого?) у меня - это местоимение 1-го лица единственного числа винительного падежа.

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

3. Русский язык в странах СНГ ().

1. Прочитайте стих Цветаевой. Найдите в тексте местоимения, определите их разряд.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Потому что лес — моя колыбель, и могила — лес, Оттого, что я на земле стою — лишь одной ногой, Оттого, что я о тебе спою — как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной, Ты будешь ничей жених, я — ничьей женой, И в последнем споре возьму тебя — замолчи!

2. Прочитайте. Спишите. Подчеркните личные местоимения. В скобках напиши к ним падежные вопросы.

Третья часть Земли занята сушей. Остальное- вода! В ней живут самые разные морские животные. Среди них есть крошечные, с булавочную головку, и крупные, такие, как киты. В океанах живут акулы. Они тоже бывают разные. Есть акулы-карлики. А есть гигантские акулы. Весят они до 20 тонн.

3. Спишите предложения, вставляя недостающее местоимение в нужной форме.

1) Концерт пианиста … понравился. Его игра произвела на … прекрасное впечатление.

2) Я вчера весь вечер звонил …, но у … постоянно было занято.

3) Я учусь с Володей с первого курса. Я очень хорошо знаю … и давно

дружу с …

4) У меня есть младшая сестра. Вечером я хожу за … в детский сад.

4.* Напишите диалог на любую тему, используя как можно больше личных местоимений в разных падежных формах.

Писать от третьего лица просто, надо лишь немного попрактиковаться. Его использование в академических, то есть учебных или научных текстах означает отказ от местоимений «я» или «вы», как правило, с целью достижения более объективного и формального стиля. В художественной литературе третье лицо может принять форму различных точек зрения - точки зрения всезнающего автора, ограниченного повествования от третьего лица (одного или нескольких фокальных персонажей) или объективного повествования от третьего лица. Выбирайте сами, с какой из них вы будете вести свой рассказ.

Шаги

Академическое письмо от третьего лица

    Используйте третье лицо для любых академических текстов. Описывая результаты исследований и научные доказательства, пишите от третьего лица. Так ваш текст будет более объективным. В академических или профессиональных целях эта объективность важна, чтобы написанное вами производило впечатление непредвзятости и, следовательно, заслуживало большего доверия.

    Используйте правильные местоимения. В третьем лице о людях говорится «со стороны». Используйте существительные, имена собственные или местоимения третьего лица.

    • К местоимениям третьего лица относятся: он, она, оно, они и их формы во всех падежах - его, ее, их, ему, ей, им, ими и так далее.
    • Имена людей также подходят для изложения от третьего лица.
    • Пример: «Орлов полагает иначе. Согласно его исследованиям, более ранние заявления по данной теме неверны».
  1. Избегайте местоимений первого лица. Первое лицо предполагает личную точку зрения автора, а значит, такое изложение выглядит субъективным и основанным на мнении, а не на фактах. В академическом эссе следует избегать первого лица (если заданием не предусмотрено иное - скажем, изложить ваше мнение или результаты вашей работы).

    Избегайте местоимений второго лица. Посредством их вы обращаетесь непосредственно к читателю, как будто знаете его лично, и стиль вашего письма становится слишком фамильярным. Второе лицо никогда не следует использовать в научных работах.

    Говорите о субъекте общими словами. Иногда автору нужно сделать отсылку к субъекту, не называя его конкретно. Другими словами, ему требуется упомянуть человека в общем, а не какое-то уже известное лицо. В этом случае обычно и возникает искушение написать «вы». Однако в данном случае уместно будет воспользоваться существительным, носящим обобщенный характер, или местоимением - неопределенным, определительным или отрицательным.

  2. Избегайте избыточной конструкции «он или она». Иногда современные авторы пишут «он или она» вместо «он», хотя субъект изначально упомянут в мужском роде.

    • Такое использование местоимений продиктовано политкорректностью и является нормой, к примеру, в английском языке, но в русском обычно лишь делает фразу избыточной. После существительного «ученый», «врач», «ребенок», «человек» можно и нужно писать «он».
    • Неправильно: «Свидетель хотел дать анонимные показания. Он или она боялся пострадать, если его или ее имя станет известно».
    • Правильно: «Свидетель хотел дать анонимные показания. Он боялся пострадать, если его имя станет известно».

    Точка зрения всезнающего автора

    1. Перемещайте фокус от одного персонажа к другому. Когда вы пишете художественный текст с точки зрения всезнающего автора, повествование перескакивает от одного персонажа к другому, а не следует за мыслями, действиями и словами одного героя. Автор знает все о каждом из них и о мире, в котором они живут. Он сам решает, какие мысли, чувства или поступки открыть читателю, а какие скрыть от него.

      • Допустим, в произведении четыре главных действующих лица: Уильям, Боб, Эрика и Саманта. В разные моменты повествования писателю следует изобразить действия и мысли каждого из них, причем он может делать это в пределах одной главы или абзаца.
      • Пример: «Уильям подумал, что Эрика солгала, но ему хотелось верить, что у нее была на то веская причина. Саманта тоже была уверена, что Эрика лжет, к тому же ее мучила ревность, так как Тони посмел подумать хорошо о другой девушке».
      • Авторам всеведущих повествований следует избегать резких скачков - не стоит менять взгляды персонажа в пределах одной главы. Это не нарушает канонов жанра, но является признаком повествовательной рыхлости.
    2. Раскрывайте любую информацию, какую пожелаете. С точки зрения всезнающего автора рассказ не ограничен переживаниями и внутренним миром единственного персонажа. Наряду с мыслями и чувствами, писатель может открывать читателю прошлое или будущее героев непосредственно по ходу повествования. Кроме того, он может высказывать собственное мнение, оценивать события с позиции морали, описывать города, природу или животных отдельно от сцен с участием персонажей.

      • В определенном смысле автор, пишущий с этой точки зрения, является кем-то вроде «бога» в своем произведении. Писатель может наблюдать за действиями любого персонажа в любой момент, причем, в отличие от наблюдателя-человека, он не только видит внешние проявления, но и способен заглянуть во внутренний мир.
      • Знайте, когда следует скрыть информацию от читателя. Хотя автор может рассказать обо всем, о чем он пожелает, произведению может пойти на пользу доля недосказанности, когда некоторые вещи открываются постепенно. Например, если один из героев окутан аурой загадочности, разумно будет не допускать читателя до его чувств, пока не раскроются его истинные мотивы.
    3. Избегайте использования местоимений первого и второго лица. Местоимения первого лица - «я», «мы» и их формы - могут появляться только в диалогах. То же самое относится ко второму лицу - «ты» и «вы».

      • Не используйте первое и второе лицо в повествовательной и описательной части текста.
      • Правильно: «Боб сказал Эрике: „По-моему, это довольно страшно. А ты как думаешь?”»
      • Неправильно: «Я подумал, что это довольно страшно, и Эрика с Бобом согласились. А вы как думаете?»

    Ограниченное повествование от третьего лица (один персонаж)

    1. Выберите героя, с точки зрения которого вы поведете рассказ. При ограниченном повествовании от третьего лица автор имеет полный доступ к действиям, мыслям, чувствам и взглядам единственного персонажа. Он может писать непосредственно с позиции мыслей и реакций этого персонажа или же отступить в сторону для более объективного рассказа.

      • Мысли и чувства остальных персонажей остаются неизвестными для рассказчика на протяжении всего текста. Выбрав ограниченное повествование, он уже не может свободно переключаться между разными действующими лицами.
      • Когда повествование ведется от первого лица, рассказчик выступает в роли главного героя, в то время как в повествовании от третьего лица все с точностью до наоборот - здесь автор отдаляется от того, что пишет. В этом случае рассказчик может раскрыть какие-то детали, каких не раскрыл бы, если бы повествование велось от первого лица.
    2. Описывайте поступки и мысли персонажа «со стороны». Хотя писатель и фокусируется на одном персонаже, он должен рассматривать его отдельно от себя: личности рассказчика и героя не сливаются! Даже если автор неотступно следует за его мыслями, чувствами и внутренними монологами, вести повествование нужно от третьего лица.

      • Иными словами, местоимения первого лица («я», «меня», «мой», «мы», «наш» и так далее) могут использоваться только в диалогах. Рассказчик видит мысли и чувства главного героя, но герой не превращается в рассказчика.
      • Правильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно после ссоры со своим парнем».
      • Правильно: «Тиффани подумала: „Я чувствую себя ужасно после нашей с ним ссоры”».
      • Неправильно: «Я чувствовала себя ужасно после ссоры с моим парнем».
    3. Показывайте действия и слова других персонажей, а не их мысли и чувства. Автору известны только мысли и чувства главного героя, с позиции которого ведется рассказ. Однако он может описывать других персонажей так, как их видит герой. Рассказчик может все то, что может его персонаж; он только не может знать, что творится в голове у других действующих лиц.

      • Писатель может строить догадки или предположения в отношении мыслей других персонажей, но только с точки зрения главного героя.
      • Правильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно, но, видя выражение лица Карла, она понимала, что и ему не лучше - а то и хуже».
      • Неправильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно. Однако она не знала, что Карлу было еще хуже».
    4. Не раскрывайте информацию, которой не владеет герой. Хотя рассказчик может сделать отступление и описать место действия или других персонажей, он не должен говорить ни о чем, чего не видит или не знает герой. Не перескакивайте от одного персонажа к другому в пределах одной сцены. Действия других персонажей могут стать известными, только если они происходят в присутствии героя (или он узнает о них от кого-то еще).

      • Правильно: «Из окна Тиффани видела, как Карл подошел к дому и позвонил в дверь».
      • Неправильно: «Как только Тиффани вышла из комнаты, Карл вздохнул с облегчением».

    Ограниченное повествование от третьего лица (несколько фокальных персонажей)

    1. Переключайтесь с одного персонажа на другой. Ограниченное повествование от лица нескольких персонажей, называемых фокальными, означает, что автор ведет рассказ с точки зрения нескольких героев поочередно. Используйте видение и мысли каждого из них, чтобы раскрыть важную информацию и помочь развитию сюжета.

      • Ограничьте количество фокальных персонажей. Вам не следует писать с точки зрения множества действующих лиц, чтобы не запутать читателя и не перегрузить произведение. Уникальное видение каждого фокального персонажа должно играть определенную роль в повествовании. Спросите себя, каков вклад каждого из них в развитие сюжета.
      • Например, в романтической истории с двумя главными героями - Кевином и Фелицией - автор может дать читателю возможность понять, что творится на душе у них обоих, описывая события попеременно с двух точек зрения.
      • Одному персонажу можно уделить больше внимания, чем другому, но каждый фокальный персонаж должен получить его долю в тот или иной момент развития истории.