Меню
Бесплатно
Главная  /  Разное  /  Церковь симеона и анны. Церковь святых и праведных симеона богоприимца и анны пророчицы Храм святой анны на моховой

Церковь симеона и анны. Церковь святых и праведных симеона богоприимца и анны пророчицы Храм святой анны на моховой

Церковь Симеона и Анны (официальное название - церковь святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы) - действующая православная церковь в Санкт-Петербурге, находящаяся на углу улицы Белинского и Моховой улицы, памятник архитектуры, один из старейших храмов Санкт-Петербурга.

Деревянная церковь на этом месте была построена ещё в 1712 году, по повелению Петра I в честь тезоименитства старшей его дочери, цесаревны Анны Петровны. В 1731 году возле неё была построена каменная церковь (архитектор М.Г. Земцов), в стиле аннинского барокко с использованием элементов древнерусской архитектуры. Построена она была по повелению императрицы Анны Петровны, тезоименитство которой праздновалось в день памяти свв. Симеона и Анны. Через три года строительство было окончено и церковь освящена 27 января 1734 года. Храм был причислен к придворным (до 1802). До постройки Казанского собора в нём собиралось в торжественные дни всё духовенство.

В память рождения Павла I в церкви устроен придел вмч. Евстафия Плакиды (придел упраздненный в 1802 году). В 1797 году Павел I присвоил этой церкви орден св. Анны. Главный алтарь храма освящён во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, правый (южный) - во имя Архангела Михаила, а левый(северный) - во имя св. Ефрема Сирина. Основной объём завершён высоким световым барабаном, увенчанным гранёным куполом сложного рисунка. Иконостас исполнил резчик К. Ган, образа - художники А. М. Матвеев и В. И. Василевский.

Храм во имя свв. правв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербургская епархия)

Строительство первой деревянной церкви было начато на этом месте в году "тщанием царевича Алексея ". Храм с приделом во имя Архистратига Михаила был освящен 3 февраля в память о рождении дочери Петра I – Анны.

В память рождения цесаревича Павла Петровича 16 февраля году был освящен придел вмч. Евстафия Плакиды . Со времени устроения третьего придела церковь была разделена на холодную и теплую: в холодной было три престола, устроенные в начале в ряд под одним иконостасом, а в теплой - один новопоставленный престол. Кроме того, при входе в храм по обеим сторонам были сделаны женские места, отделявшиеся перегородками с возвышением пола.

В – годах здание было реставрировано, в 1980-е - реконструировано под метеорологический музей.

С весны года в частично возвращенном верующим храме были начаты богослужения.

В январе года митрополит Иоанн (Снычев) освятил храм полным чином.

Предметы находившиеся в храме до революции 1917 года

Святыни
  • Икона Божией Матери "Троеручица" . По преданию, при наводнении года ее принесло водой на паперть. Икона была написана в начале XVIII века и украшена чеканной из серебра ризой с множеством драгоценностей.
  • Крест 1716 года с мощами свт. Афанасия Лубенского
  • часть Ризы Господней , вставленная в серебряный оклад. Была подарена в году князем П. Лопухиным.

Другие предметы

  • картина "Положение во гроб", работы Рубенса . Находилась на правой стене алтаря в резной вызолоченной раме. Была пожертвована в году купцами Василием и Иваном Ивановыми-Бороткиными.
  • картина "Рождество Христово", голландской работы, писанная на досках с надписью внизу: IYANOCTΣ 1630. Была пожертвована в

Анна Пророчица и Симеон Богоприимец считаются покровителями младенцев, им молятся о сохранении здоровья новорожденных, весьма почитаемые .

Память Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы чтут 16 февраля, а Анну еще вспоминают 10 сентября.

Святая праведная Анна Пророчица

Имя Анна было весьма популярно в русской княжеской среде. Достаточно вспомнить дочь князя Ярослава Мудрого Анну Ярославну, вышедшую замуж за французского короля Генриха I, которого поразили красота и ум его невесты. Анна принимала активное участие в государственных делах. Это с восхищением отмечал римский папа Николай II, писавший ей:

«Слух о великих добродетелях, восхитительная девушка, дошел до наших ушей, и с великою радостью слышим мы, что вы выполняете свои королевские обязанности с замечательным умом».

Святой праведный Симеон Богоприимец

По всей видимости, Симеон Богоприимец принадлежал к числу священников.

Благочестивый старец по поручению царя Египта участвовал в переводе на греческий язык священных книг иудеев. В какой-то момент Симеон Богоприимец выразил сомнение в словах Писания: «Дева во чреве приимет», — и пожелал изменить их на «молодая женщина», но неведомая сила не позволила ему это сделать.

Существует версия, что Симеон, высказав недоверие к тексту Писания, снял со своей руки перстень и кинул его в реку, воскликнув:

«Если найду его, то могу поверить изречению пророка по букве».

На следующий день в одном из селений старец купил рыбу и во время обеда чудесным образом обнаружил в ее чреве собственный перстень. После этого душа Симеона очистилась от сомнений. Он пришел в Иерусалим и каждый день с утра ходил в храм, чтобы не пропустить встречи с Божественным Младенцем. И, дождавшись ее, произнес те слова, что мы знаем из Евангелия от Луки.

По преданию, святого праведного Симеона Богоприимца убили воины Ирода во время избиения младенцев, — они требовали сказать, где находится Иисус. Мощи праведника пребывают на территории современной Хорватии — часть в Загорье, часть в Задаре.

Анна и Симеон упоминаются в Новом Завете, в повествовании о Сретении Господнем.

В тот день, когда Иосиф и Мария пришли в храм, чтобы принести жертву за своего первенца - Иисуса, Симеон тоже «по вдохновению» явился туда и, взяв младенца, благословил его. Произнесенные тогда слова стали потом знаменитой песней «Ныне отпугцаеши раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29-32). Она вошла в богослужебные тексты, в наши дни читается во время таинства крещения мальчиков, в тот момент, когда младенца вносят в алтарь и обносят вокруг престола через горнее место.

Подержав Младенца, как пишет Лука, Симеон обратился к Богородице: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:34-35). Этот эпизод называется Сретением Господнем, то есть встречей с Богом, и изображается на иконе «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение».

Между прочим, пророчество Ангела сбылось: праведный Симеон скончался почти сразу после Сретения. Как сказано в его житии, которое составил Димитрий Ростовский, праведник прожил 360 лет.

Кондак, праведному Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице, глас 8

Во избранных Божиих, блаженне старче Симеоне, на Небеси предстоиши пред лицем Христа Бога, Его же во храме, яко Младенца руконосимаго, во объятия своя от всепречистых рук приял еси и со Анною пророчицею яко Бога исповедал еси. Тем же похвальными гласы ублажаем вас: радуйся, Богоприимче старче Симеоне, радуйся, пророчице честная Анно, радуйтеся, Бога во Плоти познавший.


Саша Митрахович 17.07.2017 17:57


Симеон Богоприимец, По свидетельству апостола Луки, то был:

«муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем».

Старец сей получил обещание от Бога, что:

«не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня».

В тот день, когда Дева Мария и праведный Иосиф принесли в Иерусалимский храм Сына:

«чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу»,

Симеон, по внушению Святого Духа, тоже был там и узнал в сорокадневном Младенце Христа. Он взял Его на руки и произнес слова, которые вот уже много веков на вечерне воспевает Церковь:

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».

Не менее известные слова он обратил к Богоматери:

«Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец».

Со страниц канонических текстов праведный Симеон после этого знаменательного события (мы празднуем его как Сретение — встречу Бога с человеком, который давно ждал Его) сходит. Апокрифическая традиция предлагает считать, что вскоре после Сретения он умер, прожив около трехсот шестидесяти лет.


Саша Митрахович 17.07.2017 17:57

Архитектурный памятник, действующая православная церковь Симеона и Анны расположена в Санкт-Петербурге, на углу ул. Моховой и В.Г. Белинского. Церковь является одним из старейших Санкт-Петербургских храмов. Церковь Симеона и Анны входила в число капитульных храмов орденов Российской империи (храм ордена Святой Анны). Настоятелем является протоирей Олег Скобля. Принадлежит храм к Санкт-Петербургской Митрополии Русской Православной Церкви и находится в составе Центрального благочинного округа.

На том месте, где ныне располагается храм, ранее стояла приходящая постепенно в негодность деревянная церковь Архистратига Михаила (построена в 1712-1714 гг., освящена в 1714 году в память о рождении Анны – дочери Петра Великого). Именно там был возведен новый храм в промежуток с 1731 по 1734 годы архитектором Михаилом Григорьевичем Земцовым, помогал которому Иван Яковлевич Бланка. Здание церкви было заложено в октябре 1731 года (строительство началось на 2 года ранее) по приказу императрицы Анны Иоанновны, которая после вступления на престол, исполняя обет, повелела возвести каменную трехпрестольную церковь с колокольней и куполом с множеством граней. Храм отнесли к придворным, каковым он оставался вплоть до 1802 года, когда его перевели в епархиальное ведомство.

При постройке храма были использованы мотивы архитектуры древней Руси и аннинский стиль барокко. Каменный храм получил высокую колокольню (47 метров) и три придела. В водружении шпиля колокольни участвовал знаменитый плотничный и «типичный» мастер из Голландии Харман ванн Болос.

Торжество освящения главного престола прошло в 1734 году, 27 января, которое почтила своим присутствием сама императрица. Освящение престола проводил Новгородский архиепископ Феофан (Прокопович), в службе которому помогали шесть архиереев.

Основной объем храма завершается световым барабаном, который венчается граненым куполом, расписанным сложным рисунком. Автором иконостаса является резчик по дереву Конрад Ган, образов – художники Матвеев Андрей Матвеевич и Василевский Василий Ильич. Главный церковный алтарь был освящен в честь Анны Пророчицы и Симеона Богоприимца, правый алтарь – в честь Архангела Михаила, левый алтарь – в честь Ефрема Сирина.

В 72-м году XVIII века церковь получила новый придел, который освятили в честь Св. Великомученика Евстафия Плакиды, в память рождения цесаревича. Именно с этого момента церковь была поделена на теплую и холодную (в теплой был один новый престол, в холодной – три, которые располагались под одним иконостасом, в ряд). Также были устроены женские места по двум сторонам при входе в храм, которые были отделены приподнятым полом и перегородками.

Третий придел в 1802 году был упразднен. Архитектором Михаилом Павловичем Выборовым в начале 19-го века к церкви были пристроены часовня и ризница.

Церковь была расширена и обновлена в 1869-1872 годах (архитектор – Г.И. Винтергальтер). Так, новый придел в честь иконы Божией Матери «Троеручицы» (икона начала 18-го века, сейчас хранится в Никольском морском соборе; легенда гласит, что икону вынесло на паперть водой при наводнении в 1777 году) был возведен над ризницей. В 1871 года, 17 октября, придел был освящен. При храме с 1868 года существовало общество вспоможения бедным, которое содержало богадельню и приют для детей.

В 1938 году церковь, как и многие другие в те времена, была закрыта, а затем и разграблена. Здание церкви было отдано под склад. Церковь отреставрировали в 50-х годах прошлого века, в 80-х годах там действовал музей метеорологии. Наконец, в 1991 году церковь возвратили православным верующим и в первый день 1995 года храм вновь освятили.

Улица и мост Белинского в Санкт-Петербурге прежде носили названия, происходившие от названия церкви (Симеоновские).

Праведный Симеон Богоприимец и Анна Пророчица - святые, чьи образы неразрывно связаны с праздником Сретения Господня. Когда Дева Мария и Иосиф Обручник принесли Младенца Христа в Иерусалимский храм, Симеон и Анна первыми узнали в беззащитном ребенке великого Мессию, Спасителя всего мира. Мы расскажем о жизни Симеона и Анны, молитвах к ним, народных традициях, связанных с днем их памяти, и многом другом.

Дата празднования

День памяти святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы отмечается в Русской Православной Церкви 16 февраля по новому стилю.

Также этот день - попразднство (отдание) праздника Сретения Господня. Отдание праздника - последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

Что можно есть в день памяти

Поста в день памяти святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы нет.

Житие Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

О праведном Симеоне Богоприимце мы узнаем в основном из Евангелия от Луки. Совсем немного информации, но даже благодаря ей вырисовывается образ необыкновенного человека, который сыграл важнейшую роль в истории пришествия на землю Мессии - Господа Иисуса Христа. Другие сведения о Симеоне дошли до нас из Церковного Предания, которое православные христиане почитают наравне со Священным Писанием.

Согласно Преданию, этот святой был одним из семидесяти двух переводчиков, которым египетский царь Птолемей II поручил перевести Священное Писание с еврейского языка на греческий. Именно с этого «Перевода 72-х толковников» (или Септуагинты) Ветхий Завет в будущем переведели на славянский язык для Болгарской, Сербской и Русской Православных Церквей.

Ученый человек, умудренный большими знаниями, Симеон стал проводником чуда Сретения Господня. Об этом святом евангелист Лука пишет, что тот был избран Господом и что Дух Святой пребывал на нем: Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем (Лк 2 , 25).

Для царя Птолемея II святой Симеон переводил книгу пророка Исаии. В ней он натолкнулся на фразу, которая привела его в замешательство, буквально обескуражила. В еврейском подлиннике эта фраза звучала как: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис 7 , 14). Ученый был уверен - слово «Дева» явная ошибка! Как дева (то есть девственница) может родить ребенка? Симеон хотел исправить нелепицу, рука его уже потянулась к бумаге. Но в ту же секунду перед ним предстал Ангел. Он удержал перо книжника и молвил: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Эти слова Ангела стали пророческими - шли десятилетия, а Симеон все жил и жил. И каждый день ждал, когда же явится миру Мессия, рожденный от Девы.

В год, когда святому исполнилось 360 лет, Святой Дух привел его в Иерусалимский храм. И случилось это в тот же день, когда Иосиф Обручник и Дева Мария со Спасителем, которому исполнилось 40 дней, пришли в храм, чтобы представить своего первенца пред Господом и принести положенную иудейским законом жертву.

Именно тут, в сердце Святой Земли, состоялась встреча праведного старца и Святого Семейства. Симеону вновь было откровение от Господа - он понял, что Младенец на руках Марии - тот самый долгожданный Мессия, о котором в течение сотен лет писали пророки.

Святой Симеон благоговейно взял на руки Младенца Христа и сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля (Лк 2 , 29-32). Благословив Марию и Иосифа, он добавил пророческое: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – И Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец (Лк. 2 , 22 – 35).

Из описания, которое нам дает евангелист Лука, мы узнаем также об Анне Пророчице. Лука пишет о ней немного, но даже по этим скудным сведениям мы можем увидеть весь жизненный путь этой женщине во всей его чистоте и любви к Богу: Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк 2 , 36 - 38).

Мощи праведного Симеона Богоприимца

Как говорит Церковное Предание, праведный Симеон Богоприимец умер вскоре после встречи с Младенцем Христом и Святым Семейством в Иерусалимском храме. Ему было 360 лет.

Согласно отдельным историческим источникам, в 1243 году мощи святого Симеона появились на берегу Адриатического моря в городе Зара (сейчас - город Задар в Хорватии). Сегодня мощи покоятся в реликвариях в двух хорватских городах: в Задаре и Загорье. А в немецком городе Ахене хранится десница (правая рука) праведного Симеона Богоприимца.

Десница праведного Симеона Богоприимца

Десница (правая рука) праведного Симеона Богоприимца - это христианская реликвия, которая покоится в кафедральном соборе города Ахен в Германии. Раз в семь лет, по старой традиции, ее выставляют для поклонения верующих - это знаменитое на весь мир Ахенское паломничество. Хранится святыня в украшенном драгоценными камнями реликварии.

Иконография Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

Праведный Симеон - одна из к лючевых фигур, изображенных на иконе праздника Сретения Господня. Иконописцы изображали святого в момент, когда Богородица с рук на руки передает ему Младенца Христа. Анну Пророчицу в византийской и древнерусской иконописиобычно изображали на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или праведного Симеона. Анна Пророчица изображалась в профиль, одетая чаще всего в красный хитон и зеленый мафорий (цвета могли быть иными); она указывала пальцем на Христа. Нередко Анну писали в образе седовласой старицы с усталым лицом.

Песнь Симеона Богоприимца

Песнь Симеона Богоприимца, или «Ныне отпущаеши…», - это слова Симеона Богоприимца из Евангелия от Луки.

Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях. В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают, а не поют, в отличие от католиков, например. Происходит это в конце вечерни. Кроме того, православные произносят «Ныне отпущаеши…» во время Таинства Крещения - но только для младенцев-мальчиков.

Текст:

Церковнославянский:

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;

яко видеста очи мои спасение Твое,

еже еси уготовал пред лицем всех людей,

свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Русский:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

ибо видели очи мои спасение Твое,

которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

Храм Симеона и Анны в Санкт-Петербурге

Церковь святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы стоит на пересечении улиц Моховой и Белинского в Санкт-Петербурге. Первоначально храм был деревянным, но в 1731 году, когда в России правила императрица Анна Иоанновна, здесь по проекту архитектора Михаила Земцова и его помощника Ивана Бланка началось строительство каменной трехпрестольной церкви. Увенчали ее многогранным куполом.

На освящении храма в 1734-ом присутствовала сама императрица. До 1802 года церковь причислялась к придворным храмам.

На колокольне храма высотой в 47 метров находились куранты. Первые часы с боем когда-то привезли сюда из Воскресенской церкви при Меншиковском дворце, но были утеряны во время одной из реставраций. Куранты восстановили только в 1905 году.

В 1938 году безбожная советская власть закрыла храм Симеона и Анны, и долгое время он использовался как склад. В 1980-х здание передали метеорологическому музею. В 1995 году храм был возвращен верующим.

Митрополит Антоний Сурожский. Сретение, воскресенье о мытаре и фарисее

Праздник, который мы сегодня соблюдаем, это одновременно праздник дивной встречи и первой разлуки. Дивной встречи, потому что в храм, в удел Божий Единородный Божий Сын, ставший Сыном Девы, приносится, чтобы быть поставленным перед лицом Живого, вечного Бога, Отца Его прежде, чем мир не стал.

Встреча, также, между святыми душами и ожидаемым ими Спасителем. Долгую, сложную, благодатную жизнь прожили и Симеон и Анна; тому и другой было обещано, что они не умрут, раньше чем не увидят лицом к лицу Спасителя своего. И вот этот день настал, и лицом к лицу ожидавшие Его праведники встретили Бога, ставшего Человеком… Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром, - сказал Симеон, - ибо видели очи мои спасение Твое… Теперь он может отойти в вечность, теперь он может сойти в область усопших и принести туда первую весть, что он видел на земле Бога, пришедшего плотью.

Одновременно этот праздник - первая жертвенная разлука Божией Матери с Ее Божественным Сыном. Всякий младенец мужского пола, разверзающий утробу, то есть перворожденный в семье, приносился Богу и делался собственностью Бога. Этот обычай, это правило началось еще в древности, когда Моисей вывел из Египта народ израильский. Тогда упорствующий фараон не хотел отпустить своих рабов; и ужас за ужасом постигали египетскую землю, чтобы опомнился человек под тяжелой, спасающей десницей Бога. И одной из самых страшных кар, которые были наложены на противящегося Богу фараона, была смерть всех перворожденных в земле египетской. Этой ценой было потрясено каменное сердце фараона, этой ценой получили свободу, в виду ожидаемого Христа, израильские дети.

Но когда они достигли пустыни, то и до них дошел Божий глас: Ценой этого ужаса, ценой смерти детей, лишения матерей любимых своих младенцев были выведены вы из египетской земли, из страны плена и рабства; но как бы в воспоминание об этом, как бы в выкуп за этих детей и за этих матерей, перворожденный младенец мужского пола в каждой вашей семье должен быть принесен в Храм, и Бог над ним получает власть жизни и смерти. И вот, принося Своего Младенца в Храм, Божия Матерь приносила Его в жертву Богу. Первый раз, свободно, по закону Своего народа Она отдавала Богу Рожденное от Нее. Это жертвоприношение продолжалось потом в течение всей Ее жизни: Матерь Божия Его отдала раз и навсегда, и Бог и Отец эту жертву, единственную за всю историю мира, принял, и она стала кровавой Жертвой Голгофы.

Мы сегодня читали и о другой встрече: как мытарь и фарисей пришли в храм, в тот храм, где Живой Бог ожидает Своих детей. Один пришел с гордыней, другой - с сокрушенным сердцем. Это - тоже встреча; но в этой встрече не жертва, а суд и спасение.

Каждый из нас когда-то, в день своего воцерковления, был принесен в храм; каждый из нас был поставлен перед Богом, чтобы стать Его собственностью; но в Церкви Христовой нет мужеского и женского, нет различия, все - дети Божии, и поэтому все мы были принесены и отданы Богу, так же как Богомладенец Христос был принесен Своей Матерью.

Каждая мать, которая здесь стоит, когда-то своего младенца принесла и отдала Богу, и приняла его вновь от иконы Спасителя или Божией Матери. Каждый из нас вновь и вновь встречает Бога всякий раз, как он приходит в храм; кто из нас мытарь, кто из нас фарисей? Кто уйдет оправданным, а кто уйдет со своей тленной праведностью, которая не войдет в Царство Божие? Симеон и Анна ждали и узрели Христа; мытарь ждал себе только суда - и получил милость; фарисей думал, что он праведен, - и оказался ни с чем…

Вот с чем мы теперь начинаем это восхождение подготовительных недель к Великому Посту. Задумаемся, каждый из нас, о том, что значит, что он или она когда-то были принесены в храм, отданы Богу любовью материнской; отданы на хранение Тому, Который есть Хранитель младенцев, отданы Тому, Кто есть Господь и Жизнь. Подумаем о том, способны ли мы встретить Христа, как встретили Его Симеон и Анна; подумаем о том, кто мы - фарисей или спасенный мытарь. Аминь.

Кизильский женский монастырь святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны

Кизильский женский монастырь святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны находится в селе Кизильском Челябинской области, рядом с Магнитогорском. Это старинное казачье село, а стоит обитель на западной его окраине.

Официально Кизильский женский монастырь был открыт в 1999 году. Обитель совсем молодая, но с интересной предысторией. В начале 20-х годов ХХ века две местные монахини, тетя и племянница, отправились в паломничество - прославлять свой край на Святой Земле. Их путешествие продлилось 8 лет. Вернувшись из Иерусалима, паломницы вместо Российской империи, которую они покинули, застали советскую Россию. Они не отреклись от Христа, устраивали религиозные собрания на дому, укрепляли местных жителей в православной вере.

Первой настоятельницей монастыря с 1999 года была насельница Успенского Пюхтицкого монастыря монахиня Иоанна (Смолкина). В 2004 году настоятельницей монастыря стала игумения Феодора (Подоплелова). В 2009-ом Кизильский монастырь отпраздновал свой первый юбилей - десять лет.

Поэзия о праведном Симеоне Богоприимце и Анне Пророчице

Сретение. Иосиф Бродский

Анне Ахматовой

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он - Твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». - Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

Народные традиции дня памяти Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

На Руси день памяти Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы называли «Починки». Для простого народа это была пора подготовки к весне, к началу нового цикла работ в поле.

Мужчины внимательно осматривали и ремонтировали лошадиную сбрую. «Семен с Анной сбрую чинят», «худая сбруя - несчастный выезд», «Семен и Анна расчиняй починки», «В починки дед встает чуть свет - чинит сбрую летнюю да бороду столетнюю».

Хозяйки варили соломату - мучную кашу или мучной кисель из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи. «Приехала соломата на двор, расчинай починки».

Деревенские русские люди считали праведного Симеона хранителем младенцев, матери молились ему о здоровье своих чад. Пророчицу Анну почитали защитницей от грома и молнии.

Говорили, что 16 февраля - это начало семи крутых (морозных) утренников: три до Власия (24 февраля), на Власия и четыре после Власия.