Меню
Бесплатно
Главная  /  Разное  /  Cпециальность «Биология и география. Самые легкие предметы огэ Что лучше сдавать биологию или географию

Cпециальность «Биология и география. Самые легкие предметы огэ Что лучше сдавать биологию или географию

Когда девятиклассник становится перед выбором предметов для сдачи на ОГЭ, то возникаем вопрос - к каким предметам будет легче подготовиться?

В 2017 году нужно сдавать 4 предмета, а в 2018 - уже 5. Из них русский язык и математика являются обязательными, т.е. в любом случае к ним придется усилить свою подготовку. Дальше выбор предметов зависит от того, хотите ли вы остаться в школе или пойти учиться в колледж?

Если вы хотите продолжить обучение в престижном колледже, то вам стоит сходить на День открытых дверь и узнать, какие предметы и какие результаты нужны, чтобы поступить. В этом случае у вас выбор невелик - придётся готовить необходимые предметы. В случае, если вы решили остаться в 10-11 классах, стоит задуматься о том, в какой вуз вы пойдете после 11 класса, и выбрать нужные предметы и начать готовиться уже в 9 и пробовать силы на ОГЭ. Это, конечно, в идеале.

А что если вы еще не выбрали, кем быть? Что если вы просто хотите окончить школу, а там будь что будет? В таком случае вам нужно выбрать предметы полегче.

Хотим сразу предупредить, что все школьные предметы достаточно сложные. И понятие «лёгкости» ОГЭ по какому-либо предмету достаточно условное. Кому-то может показаться ОГЭ по информатике лёгким экзаменом, а кому-то ОГЭ по химии. Тут можно дать одну рекомендацию. Выбирайте предметы, по которым у вас в школе сильный преподаватель. Вам покажется, что готовиться очень сложно, что учитель много от вас требует, что он очень строгий и т.п., но это цена успеха на экзамене.

Обзор предметов

Обществознание

Почему-то многие ребята выбирают этот предмет и считают его легким. Это совсем не так. Объем материала большой, заданий много - есть и тестовая часть, и вопросы, на которые нужно дать письменный ответ, а также задание с развёрнутым ответом. В общем, ОГЭ по обществознанию простым назвать сложно.

Химия

Уже традиционно этот предмет выбирают немногие. Сами преподаватели создали миф, что химия - это очень сложно. Но мы так не считаем. В основном в ОГЭ проверяют знания по неорганической химии и элементарным основам органической. Если добросовестно готовиться, то ОГЭ можно сдать без особых проблем и на хорошую оценку.

Литература

Многие думают: «Ну, уж этот предмет сдать проще простого». Хотим вас расстроить, это один из самых объемных и сложных в плане выполнения предметов. На ОГЭ по литературе нет тестов. Вы должны сделать 4 задания - 3 мини-сочинения и 1 большое полноценное эссе. То есть при подготовки нужно будет и много читать, и много тренироваться в написании сочинений.

Информатика

У многих может сложиться неправильное мнение, что если имеются хорошие навыки работы с компьютером, то это поможет сдать ОГЭ по информатике. Это далеко не так. Чтобы сдать ОГЭ по информатике нужно в рамках школьной программы хорошо знать языки программирования, алгоритмы, блок-схемы, логику, математику и пр. На ОГЭ по информатике также есть задачи, теоретические вопросы и пр. Сдать этот экзамен на высокий балл достаточно сложно.

География

Этот предмет заслуживает особого внимания. Многие считают его незначительным и ненужным, тогда как предмет очень важный и много где требуются знания по нему. Однако сам экзамен не из легких. Нужно уметь пользовать картами, строить азимуты, разбираться в розах ветров, читать специальные карты, знать экономику и пр. Подготовка к этому экзамену сложная, но очень интересная.

Физика

Экзамен сложный. Обилие задач, теоретических вопросов, прикладных заданий, а также лабораторная работа делает подготовку к этому экзамену тяжелой. Мало знать предмет, нужно еще знать математику, считать в уме, логически мыслить и пр. Оценки по этому предмету традиционно низкие по всей стране.

Биология

Этот предмет нужен тем, кто собирается поступать в медицинские училища и колледжи. ОГЭ по биологии мало чем отличается от ЕГЭ. Объём большой, много заданий, есть даже задачи. Сдать на высокий балл сложно.

Иностранный язык

Этот предмет нужно выбирать тем, кто уже долгое время его изучает, общается в сетях на иностранном языке, дома кто-то говорит на иностранном языке. Экзамен вообще проходит в два этапа - устный и письменный. Сдать его тяжело, особенно устную часть. Но и письменная сторона тоже вызывает затруднения.

История

Даты, личности, события - это все про ОГЭ по истории. Предмет сложный, а экзамен тем более. Большой объем информации, сложные задания делают этот предмет самым непопулярным. Сдавать тяжело, готовиться тоже.

В итоге, мы можем с полной уверенностью сказать, что ОГЭ по любому предмету легким не станет. Без подготовки к экзамену обойтись сложно, потому что высока вероятность просто не сдать. Готовиться нужно по каждому предмету, подготовка должна быть ежедневной. Желательно под руководством опытного наставника - учителя или репетитора.

ЖУРНАЛ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ, 2009, том 70, № 1, с. 56-65

БИОГЕОГРАФИЯ: ГЕОГРАФИЯ ИЛИ БИОЛОГИЯ?

© 2009 г. |А. И. Кафанов

Институт биологии моря им. А.В. Жирмунского ДВО РАН 690041 Владивосток, ул. Палъчевского, д.17 e-mail: [email protected] Поступила в редакцию 01.03.2007 г.

Общая биогеография, междисциплинарный комплекс наук, имеет самостоятельные географический и биологический аспекты, представляющие два научных направления - биологическую географию и географическую биологию. Эти направления имеют свои собственные объект, предмет и методы исследований и относятся соответственно к наукам о Земле и к биологическим наукам. В связи с этим предлагается частично пересмотреть классификаторы научных направлений и государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

Не в совокупности ищи единства, но более в единообразии разделения.

Козьма Прутков

Биогеография, понимаемая обычно как наука о закономерностях пространственной дифференциации живого покрова Земли, - одно из центральных направлений современного естествознания. Знаменитый журнал "Science", опубликовавший к своему 125-летию список величайших загадок, которые стоят перед современной наукой, на 13-ю позицию ставит сугубо биогеографический вопрос: почему в одних местах обитают сотни видов животных и растений, а в других - единицы? Кроме этой чисто теоретической проблемы биогеография призвана решать и важнейшие практические вопросы природопользования, способствующие устойчивому развитию мирового сообщества: сохранение биологического разнообразия, рациональное использование биологических ресурсов, создание и оптимизация деятельности охраняемых территорий и акваторий. Пожалуй, наиболее ярко это отражают принятые в США Закон о национальной политике в области окружающей среды (1969) и Закон об исчезающих видах (1973) (Langdon, 1979)1. Все это заставляет вновь и вновь обращаться к методологическим основам биогеографии. Между тем, даже ее положение в системе наук очень не определенно.

Один из ведущих отечественных биогеографов А.Г. Воронов определял биогеографию как науку

1 Вместе с тем 95-й конгресс США одобрил поправку к Акту об угрожаемых видах, которая впервые в истории создала юридическую основу для уничтожения видов. Практически это выразилось, например, в строительстве плотины Теллико в долине р. Литтл Теннеси, в результате чего с лица Земли исчез по крайней мере один эндемичный вид рыб.

"...о закономерностях распределения и сочетания сообществ организмов и их компонентов - растений, животных и микроорганизмов. Иначе говоря, биогеография - наука о растительном покрове и животном населении и населении микроорганизмов различных регионов земного шара, а также о закономерностях распространения видов и других таксонов животных растений и микроорганизмов. При этом наиболее существенной задачей этой науки является изучение законов распространения и сочетания сообществ в целом. Из сказанного следует, что биогеография - пограничная наука между биологией и географией". Далее категорически заявляется, что "не следует подразделять биогеографию на биологический и географический разделы... [выделено. - А.К.]" (Воронов, 1976, с. 9-10].

Безосновательность последнего заключения легко подтверждается следующими соображениями. Определяя биогеографию как "науку о растительном покрове и животном населении", А.Г. Воронов по сути отождествляет общую биогеографию с ландшафтно-биономической биогеографией, не оставляя места биогеографии флоро-фаунистиче-ской и исторической (см. Кафанов, 2000). Считая "наиболее существенной задачей" биогеографии "изучение законов распространения и сочетания сообществ", А.Г. Воронов, по-видимому, не учитывает, что в биоценологии также различают биологический и географический аспекты. "Уже более 50 лет назад возникла проблема: что должны отражать геоботанические карты - условия мест обитания или признаки самой растительности? Решая этот вопрос сейчас, мы должны считаться с тем, что наряду с геоботанической [картографи-

ей. - А.К.] развивается и картография дробных подразделений ландшафта, выявляемых по всей совокупности присущих им признаков... . Геоботанические классификации и построенные на их основе карты не должны подменять ландшафтные классификации и комплексные карты" (Сочава, 1986, с. 225; см. также: Бекетов, 1861; Шенников, 1948; Ellenberg, 1968; Василевич, 1983). Наконец, даже принимая положение о том, что "биогеография - пограничная наука между биологией и географией", необходимо установить, где именно проходит эта граница. "Пограничное положение" характерно почти для всего комплекса биологических наук, поскольку жизнь и живое неразрывно связаны с физико-географическим окружением.

Определение действительного положения биогеографии и отдельных ее направлений в системе наук позволяет максимально эффективно и полно проводить экспертные заключения в разных отраслях природопользования, оптимально прогнозировать возможные изменения биосферы при различных вариантах хозяйственного развития, рационально распределять кадровое и материальное обеспечение отдельных биогеографических дисциплин, надлежаще планировать научно-исследовательские и природоохранные работы и, наконец, воспитывать высококвалифицированных специалистов соответствующего профиля. В России ныне биогеографии обучают в основном на географических факультетах ВУЗов, попутно знакомя студентов с азами экологии. Однако эколого-географические методы биогеографических исследований не сводимы к историко-биологиче-ским и vice versa. Неопределенность положения биогеографии в системе наук порождает в ряде случаев принципиальные и практические затруднения, нередко препятствуя объединению и правильной ориентации усилий специалистов.

Хотя большинство биологов твердо убеждено, что биогеография целиком находится в сфере их интересов, ныне в России нормативно закреплено отнесение биогеографии к системе наук о Земле (см. ниже). Это усугубляет ведомственную разобщенность фундаментальной науки и, пожалуй, полностью соответствует "прожекту" "О переформировании де сиянс академии [Академии наук. -А.К.]", высказанному еще 130 лет тому назад М.Е. Салтыковым-Щедриным в романе-хронике "Дневник провинциала в Петербурге": "Дабы предотвратить в столь важном предмете всякие разногласия, всего натуральнее было бы постановить, что только те науки распространяют свет, кои способствуют выполнению начальственных предписаний" (2003). Биогеографию при этом можно вполне уподобить дисциплине, управляемой влиятельными персонами, ибо с формальных позиций ответ на вопрос о месте биогеографии в системе наук полностью зависит от номенклатуры учреждений, в которых работают специалисты,

считающие себя биогеографами. Это весьма напоминает стремление монополизировать право на научную истину. Попытаемся далее все же содержательно определить: относится ли биогеография к циклу биологических наук или же к циклу наук о Земле.

Положение биогеографии в системе наук. Поскольку живые организмы являются постоянным компонентом географической оболочки, биогеография изначально развивалась как часть сравнительного землеведения, физической географии (Исаченко, 2004)2. Уже Страбон (64/63 г. до н. э. -23/24 г. н. э.) в своей "Географии" считал описание животного и растительного мира непременной частью любого географического исследования. Именно географам принадлежит введение самого понятия "биогеография" (Ratzel, 1888), а ареал, важнейший биогеографический термин, несет строго географическое содержание.

Начиная с Ж.-Л. Жиро-Сулави (Giraud Soulavie, 1780-1783; см.: Кафанов, 2005), физическая география понимается как описание Земли, ее места и отношения к другим небесным телам, ее общего строения и крупных особенностей - ветров, приливов, гор, равнин, основных форм растительного и животного миров, "разновидностей людей" (Huxley, 1877; Kant, 1801-1802; Humboldt, 1807; Ratzel, 1888). Понимание биогеографии как части физической географии принимается зарубежными географами вплоть до настоящего времени (Edwards, 1964; Hill, 1975; Gregory, 1985), хотя из главы "Физическая география и биогеография" известной монографии Вулдриджа и Иста (Wooldridge, East, 1951), например, так и неясно, охватывает ли физическая география биогеографию или нет; ряд авторов (см. Chorley, Haggett, 1970; Orme, 1980) скептически относятся к причислению биогеографии к физической географии.

В отечественной географии, воспринявшей в основном традиции немецкой географической школы (Гумбольдт и Риттер), биогеография наряду с геоморфологией и климатологией изначально рассматривается как составная часть общего землеведения или физической географии. Это ясно подчеркивает структура первого отечественного университетского учебника по общему землеведению (Краснов, 1895-1899). Из российских авторов последнего времени, пожалуй, лишь Н.А. Гвоздец-кий с соавт. (1970), ратуя за необходимость единого рассмотрения природного окружения, сожалеют по поводу расщепления физической географии на геоморфологию, климатологию, биогеографию и почвоведение.

2 С позиций физической географии вполне правомерно рассмотрение географического распределения не только разных структурных уровней организации жизни, но и отдельных признаков живого (обилия, продуктивности, содержания хлорофилла, белкового полиморфизма и т.п.).

В принятом ныне в России "Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования" (1994, 1995) курс "Биогеография" принят только по специальности "География", а для студентов биологического профиля предусмотрены лишь спецкурсы по частным разделам биогеографии ("Фитогеография", "Зоогеография" и др.), хотя в 1930-х годах курс "Биогеография" читался на биологических факультетах университетов. "Государственный рубрикатор научно-технической информации" (1992) закрепляет отнесение биогеографии к циклу наук о Земле. Аналогичный характер имеют номенклатура научных специальностей ВАК, классификатор научных направлений РФФИ и рубрикатор ВИНИТИ. Соответственно этому большинство лабораторий и кафедр биогеографии находится в ведении институ

РОЗЕНБЕРГ ГЕННАДИЙ САМУИОЛОВИЧ - 2008 г.

Любой старшеклассник оказывается перед выбором: «Куда пойти учиться? Кем стать?». Важнейший и сложнейший вопрос, от ответа на который зависит дальнейший жизненный путь. Чтобы дать на него правильный ответ, очень полезно обратиться за помощью к специалистам, работающим в центрах профориентации. Однако часто это бывает по разным причинам невозможно, и тогда ответ приходится искать самому. С чего же начать?

Я бы посоветовала сделать сначала два первых шага: во-первых, подумать, какие учебные предметы тебе наиболее интересны, а, во-вторых, пройти небольшой . Так ты сможешь определить основное направление поиска своего жизненного пути.

В своей статье я хочу обратиться к тем, кто любит уроки географии. Предмет этот очень интересный и многим он нравится, но вот когда возникает вопрос: «А кем я буду работать, если буду изучать эту науку углублённо?» многие встают в тупик. Сегодня и постараюсь помочь ответить на этот вопрос.

Если по итогам теста Климова вы оказались склонны к профессиям типа «человек - художественный образ», то вам подойдёт профессия фотокорреспондента, который сможет готовить репортажи об удивительных уголках нашей планеты. А если у вас есть художественные или литературные способности, то, может быть, из вас получится прекрасный художник-пейзажист или поэт, воспевающий красоты родного края.

Если по итогам теста Климова вы оказались склонными к профессиям типа «человек - техника», то вам можно подумать о профессиях, которые позволяют разрабатывать или создавать геодезические приборы и оборудование. Горнодобывающая отрасль развивается очень быстро, в ней всегда есть потребность в хороших инженерах и специалистах среднего звена. А если вы не боитесь трудностей, и ваше здоровье вам это позволяет, то для вас!

Если по итогам теста Климова вы оказались склонными к профессиям типа «человек - знаковая система», то - это именно та профессия, которая вам подойдёт. Современные геоинформационные системы нуждаются в специалистах, которые ежедневно создают цифровые карты, отражающие все актуальные события на Земле, так что картограф со знанием современных цифровых технологиях обязательно найдёт себе работу.

Если по итогам теста Климова вы оказались склонными к профессиям типа «человек - человек», то вы можете стать , специалистом в области туристического бизнеса.

Если по итогам теста Климова вы оказались склонными к профессиям типа «человек - природа», то выбор профессии окажется наиболее широким: это , гидробиология, экология, почвоведение.

После того, как вы определились с кругом профессий, которые подойдут к вашему психологическому складу и будут соответствовать вашему интересу к географии, вам предстоит сделать третий шаг - решить, какой уровень образования вам необходим - средний или высший. Если вы внимательно посмотрите на список профессий, который я привела в своей статье, то вы увидите, что среди них есть профессии, которые можно получить в ссузе, а есть те. которые потребуют высшего образования. Есть среди них и такие, которые можно получить и в среднем, и в высшем учебном заведении, например: , почвовед, .

Теперь перейдём к четвёртому шагу в выборе профессии - обратимся к справочнику учебных заведений и выберем те, в которых есть возможность получить профессию, которая будет вам интересна. Узнайте, какие экзамены нужно сдавать в выбранное вами заведение, какие особые условия поступления в нём существуют, и начинайте путь к своей мечте! Найдите и прочтите книги о людях выбранной вами профессии, посмотрите фильмы, героями которых являются специалисты в области географии, если есть возможность, посетите профильные учреждения - так вы сможете больше узнать о своей будущей профессии.

Вот такие советы я хочу дать тем, кто любит географию, но пока не знает, где и как может пригодиться эта замечательная наука.

______________

В нашей статье мы расскажем, что такое биогеография. Это отдельная наука, находящаяся на стыке географии и биологии. Чем занимается биогеография? Первое, чему уделяет внимание данная наука, - взаимосвязь географического распространения от размещения животных, микроорганизмов и растений.

Предметы изучения биогеографии:

  • Распространение совокупностей организмов (то есть биоценозов).
  • Фауна.
  • Флора.

Объектом изучения, как не сложно догадаться, выступает наша планета Земля, а точнее - биосфера. Последняя представляется пространством, на котором обитают все живые организмы.

Разделы биогеографии

Для начала выделим существующие в науке разделы:

  • География организмов.
  • География растительного покрова и животных.
  • Синтетическая биогеография.

Эти разделы так же делятся на несколько категорий. Так, в географии организмов можно выделить географию микроорганизмов, фитогеографию и зоогеографию. Во втором разделе выделяют: географию микробиоценозов, фитоценозов и зооценозов.

Весь органический мир, который нас окружает можно рассматривать с двух позиций. Со стороны биологии и географии. Первая помогает нам понять, как организован наш мир. Вторая отвечает на вопрос, каким образом он распространен.

География микроорганизмов

Значение биогеографии очень велико в нашей жизни. Но не все ее дисциплины развиты достаточно хорошо. Например, география микроорганизмов, о которой сейчас пойдет речь, находится в стадии становления. С чем это связано? Вся причина кроется в трудностях с изучением самого объекта.

Эта отрасль слаборазвита, так как изучение микроорганизмов началось только в двадцатом веке. Так, в 1914 году были озвучены задачи именно этого раздела биогеографии, в 1957 году П. Дансеро опубликовал ряд своих работ, а в 1963 советский ученый А. Г. Воронов. В 1963 году ученый Л. А. Зенкевич провел ряд исследований Мирового океана, что внесло огромный вклад в развитии географии микроорганизмов.

Теперь немного поясним сам термин "микроорганизм". Такое название получили мельчайшие растительные организмы, которых мы можем увидеть только под микроскопом. Они распространены в атмосфере, гидросфере и биосфере. Чтобы было понятнее, перечислим виды микроорганизмов:

  • Бактерии.
  • Грибы (дрожжи или плесень).
  • Одноклеточные простейшие (инфузории).
  • Вирусы.

Именно благодаря микроорганизмам мы имеем ряд полезных ископаемых: каменный уголь, торф и нефть. Они являются главным компонентом географического ландшафта, образуют гумус, необходимый для растений, и так далее. Микроорганизмы постоянно эволюционируют, благодаря чему они получили большое распространение.

Фитогеография

Продолжаем наш рассказ о том, что изучает биогеография. Еще один ее раздел - география распространения растений. Фитогеография рассматривает взаимосвязь условий среды и растительного покрова. Ее еще можно называть геоботаникой. Объектом изучения выступает тип растительности (фитоценозы). Ни для кого не секрет, что растительность во многом зависит от климата местности. Так вот, фитогеография способна дать ответ на вопрос, почему образованы тундра, джунгли или пустыня конкретно в данном месте.

Однако не только климат влияет на растительность, но и растения способны оказывать влияние на среду. Под высокими деревьями создается свой особый микроклимат, который отличается микроклимата открытой местности. Помимо этого, растительность не дает разрушаться почве под воздействием воды, ветра и изменения температуры. То есть, она предотвращает эрозию. Таким образом, можно абсолютно на любой территории обнаружить целый взаимосвязанный комплекс, куда входят:

  • Растения.
  • Животные.
  • Климат.
  • Почва.

По-другому эту систему можно назвать биогеоценозом или экосистемой.

Зоогеография

К основам биогеографии относится и наука, изучающая распространение животных на планете. Как уже стало ясно, речь идет о зоогеографии. Данная наука изучает принцип распространения животных.

Объектами в данном случае выступают фауна и ареалы. То есть, зоогеография занимается исследованием распределения животных по всей поверхности земного шара, изучением распространения фауны, процесса вымирания и расселения животных (другим языком - изучает расширение или сокращение ареалов).

К задачам науки относятся:

  • Изучение областей планеты, которые заселены популяциями животных.
  • Выяснение причины характера расселения животных.
  • Выявление связи между факторами (природными и антропогенными) и распределением животных организмов.
  • Составление прогноза изменений касающихся животного мира (объединение видового состава и так далее).

Раздел зоогеографии также имеет деление на несколько подразделов. К ним относятся:

  • Регистрационная.
  • Сравнительная.
  • Каузальная.

Догадаться, что такое деление вызвано этапами изучения фауны. Сперва описывают состав и структуру фауны, далее ее сравнивают с другими территориями областей. И только в последнюю очередь делаются выводы - по каким закономерностям формируются и развиваются фаунистические комплексы.

Зоогеография разделяется на следующие составляющие:

  • Ареалогия.
  • Географическая зоология.
  • Геозоология.
  • Историческая зоогеография.
  • Ландшафтная зоогеография.
  • Палеозоология.
  • Систематическая зоогеография.
  • Факторная зоогеография.
  • Фаунистика.
  • Экологическая зоогеография.

География микробиоценозов

Биогеография - это целый комплекс наук, еще одной составляющей частью которой выступает география микробиоценозов.

Начнем с пояснения термина «биоценоз». Это совокупность живых организмов, которые населяют ориентировочно однородные жизненное пространство. Биоценозы складываются исторически, а в его состав входят:

  • Животные.
  • Растения.
  • Грибы.
  • Микроорганизмы.

Все элементы биоценоза связаны между собой окружающей средой. Данная система способна самостоятельно регулироваться, то есть, она динамическая. Все компоненты взаимосвязаны между собой. Составляющие части биоценоза - продуценты, консументы и редуценты.

Эта система имеет несколько важных количественных показателей:

  • Биоразнообразие (сколько видов входит в биоценоз).
  • Биомасса (вес всех организмов, обитающих в биоценозе).

География фитоценозов

Мы в статье уже ответили на вопрос, что изучает биогеография. Однако не упомянули о фитоценозах. Что же это такое? Это сообщество растений, которые прорастают в пределах одного биотопа. Фитоценозу характерна относительная однородность состава, который отличается системой взаимоотношений как растений между собой, так и растений с окружающей средой.

Очень важным зонообразующим фактором выступает климат. Его роль в географическом распределении фитоценозов крайне велика. Это можно проследить на примере возникновения зональной растительности. Под последней понимается совокупность некоторых растений, которые отвечают чертам климата (в первую очередь, сюда стоит отнести тепло и влагу).

География зооценозов

Повторим, биогеография - это наука, которая граничит с биологией и географией. Еще одним ее разделом является - география зооценозов. Под зооценозом понимается совокупность животных организмов, входящих в состав биоценоза. Важно отметить и то, что он является структурным элементом экосистемы. Подразумевается, что животные, входящие в состав зооценоза, находятся в каких-либо отношениях друг с другом.

К функциям зооценоза относятся:

  • Сохранение
  • Выступление в качестве системообразующего фактора.
  • Сохранение структуры фитоценоза.
  • Обеспечение эффективного использования экопространства.
  • Влияние на видовое разнообразие фитоценоза.

Синтетическая биогеография

Синтетическая биогеография - это комплекс, включающий географию экосистем и биоценозов. Характерная черта: применение комплексных методов географических и биологических дисциплин. Синтетическая география позволяет дать разностороннюю оценку биогеографическим особенностям и своеобразию территорий. Помимо этого, данная наука занимается сравнением природных территорий при помощи стандартных показателей и характеристик.

Первоначально в состав синтетической биогеографии входили зоо- и фитогеография. Почему именно эти науки объединялись? Они способны взаимно обогащать друг друга, что необходимо при сравнительно-географических исследованиях. Здесь же важно сказать и то, что именно зоогеографические исследования внесли очень большой вклад в синтетическую биогеографию.

Немного истории

Кто является основоположником биогеографии? Ученый А. Гумбольдт, путешествия и научные работы которого заложили основы науки. История биогеографии пережила следующие периоды (М. А. Мензбир):

  • Вера в библейскую версию происхождения жизни на Земле.
  • Превосходство теории катастроф.
  • Отказ от предыдущих теорий.
  • Дарвинизм.

А вот Л. Стюарт считает, что в истории науки можно выделить три периода:

  • Систематика Карла Линнея.
  • Эволюционное учение Чарльза Дарвина.
  • Открытия генетики.

Есть заслуги и российских ученых. Ярким примером выступает А. П. Кузякин, благодаря которому мы получили новое направление биогеографии - ландшафтная зоогеография.

Методы

Еще коротко хотелось бы сказать о методах изучения. Как не сложно догадаться, они свойственны таким наукам, как биология и география. Среди географических методов выделим: сравнительно-географический и картографический (они играют более важную роль).

Используются общенаучные методы (моделирование, системный анализ, математический) и специфические (сравнительный, картографический, исторический).


События

Cпециальность «Биология и география»

Содержание образования на факультете соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта. Специальность «Биология и география» является классической для естественнонаучных факультетов педагогических вузов. Студенты обучаются по типовым учебным планам, предусматривающим изучение дисциплин базовых географических и биологических, основных естественнонаучных, общепрофессиональных и социально-гуманитарных курсов, в том числе курсов педагогики, психологии, методики преподавания дисциплин специальности - биологии игеографии, и др.

Учебные занятия по дисциплинам специальности включают теоретические курсы , а также разнообразные лабораторные и практические занятия , которые проводятся с использованием современного лабораторного оборудования, приборов, IT-технологий . В организации учебного процесса большое внимание уделяется разработке учебно-методических комплексов дисциплин (в т.ч. электронных), позволяющих эффективно организовывать самостоятельную работу студентов.

Основные дисциплины специальности:

  • общее землеведение
  • геология
  • картография с основами топографии
  • география почв с основами почвоведения
  • физическая география материков и океанов
  • экономическая и социальная география стран мира
  • физическая, экономическая и социальная география Беларуси
  • география мирового хозяйства и населения
  • методика преподавания географии
  • методика преподавания биологии
  • зоология
  • ботаника
  • генетика
  • цитология
  • микробиология с основами биотехнологии
  • биологические основы сельского хозяйства
  • физиология растений
  • гистология с основами эмбриологии
  • анатомия человека
  • физиология человека и животных
  • эволюционное учение
  • химия
  • педагогика
  • психология
  • культура речи
  • история
  • философия
  • экономическая теория
  • иностранный язык

Особенностью обучения на факультете является ориентация на подготовку специалиста, максимально готового к осуществлению практической работы. Важной составляющей процесса обучения являются учебные и производственные практики по дисциплинам специальности. Им отводится значительная часть учебного времени - 30 недель.

Учебные практики проводятся, главным образом, в летнее межсессионное время. Практики позволяют закрепить знания, полученные в ходе аудиторных занятий, выработать навыки постановки научных экспериментов и освоить методы наблюдений и сбора материала для написания выпускных квалификационных работ, подготовить к самостоятельной работе по специальности. Во время учебных практик студенты постигают азы исследовательской работы . Нередко, именно с учебной практики начинаются их первые шаги в самостоятельное научное исследование, которое перерастает в дипломную работу, а затем - в магистерскую и кандидатскую диссертацию .

В рамках общебиологической подготовки студенты 1-4 курсов проходят практики по зоологии (позвоночных и беспозвоночных) и ботанике (морфологии, систематике и физиологии растений, альгологии, микологии), основам сельского хозяйства , по организации школьного биологического эксперимента, методике преподавания биологии, экологии. Для этих целей на факультете эффективно используется агробиостанция «Зеленое», расположенная в окрестностях г. Минска. На ее территории, кроме учебного корпуса, есть дендрологический участок, где собраны распространенные и редкие древесно-кустарниковые растения; цветочно-декоративный коллекционный питомник; опытный пришкольный и производственный участки.

Учебные практики по географическим наукам - метеорологии, гидрологии, геоморфологии, почвоведению, школьному туризму проводятся на 2-и 3 курсах в окрестностях г. Минска и агробиостанции «Зеленое». Увеличить масштабы изучаемой территории, ознакомиться социально-экономическим разнообразием Беларуси позволяет выездная комплексная практика по экономической, социальной и физической географии, которая в течение 18 дней проходит на 4 курсе. Маршруты этой практики пересекают территорию республики в разных направлениях, позволяя студентам своими глазами увидеть разнообразие и богатство природы нашей страны, познакомиться с ее людьми, производствами, достопримечательностями. Наличие договоров о сотрудничестве с ВУЗами ближнего зарубежья дают возможность наиболее успевающим студентам пройти эту практику на базах этих вузов - в Приазовье, Крыму, Куршской косе.

Производственные практики (на 3 и 4 курсах) проходят на базах средних общеобразовательных учреждений г. Минска (как правило, это самые лучшие школы, гимназии и лицеи города). Студенты применяют теоретические знания по педагогике, психологии и дисциплинам специальности - биологии, географии, а также овладевают методическими приемами учебной и воспитательной работы со школьниками , приобретают навыки урочной и внеурочной работы , проведения исследований педагогического и научно-методического характера .

Повышению мотивации к обучению на факультете естествознания способствуют:

  • помощь студентам первокурсникам в адаптационный период, как со стороны преподавателей, так и со стороны старшекурсников;
  • активное включение всех студентов в общественную жизнь факультета и университета;
  • внедрение форм внеаудиторной работы, адекватных обучению в вузе и способствующих раскрытию творческого потенциала (КВНы, студенческие тематические капустники (посвящение в первокурсники, праздник медиума и последнего звонка и т.п.), праздники-конкурсы«День птиц», «День Урожая» и т.д.;
  • организация досуга совместно с кураторами студенческих групп (посещение музеев и театров г. Минска, экскурсии, тематические вечера и кураторские часы);
  • активное привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности для повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием, способных творчески мыслить и применять в практической деятельности исследовательские умения и навыки;
  • расширение внеаудиторной работы со студентами, способствующей укреплению и сохранению их здоровья, посредством привлечения студентов в спортивные секции, соревнования, многообразные формы физического воспитания (спортивные соревнования, туристические слеты, Дни здоровья, беседы, лекции, тематические диспуты о вреде курения, наркомании, алкоголизма);
  • участие студентов-старшекурсников в профориентационной работе (Дни открытых дверей, профориентационные мероприятия в течение педагогической практики, выездные мероприятия в учреждениях образования Минской области).

На факультете активно работают , , клуб «ЗОЖ» . Ежегодно проводится Студенческая научная конференция , по итогам которой издается сборник студенческих научных работ. Продолжить научно-исследовательскую деятельность студенты могут в магистратуре и по специальностям «География» и «Биология».

Таким образом, выпускник факультета естествознания владеет системой знаний об основных проблемах географии и биологии, важнейших аспектах прикладного использования своих профессиональных знаний, умеет определять учебно-воспитательные задачи в преподавании биологии и географии, адаптировать научное содержание учебных материалов с учетом возраста учащихся, выбирать оптимальные формы и методы учебной деятельности. Это позволяет успешно осуществлять педагогическую деятельность по следующим направлениям :

  • преподавание биологических, географических, экологических дисциплин;
  • осуществление научно-методической работы;
  • осуществление организаторской и воспитательной работы;
  • ведение кружковой работы в общеобразовательных учебных заведениях и внешкольных организациях.

Глубокие и обширные знания в разных областях естествознания, прочные навыки практической работы - исследовательской и педагогической, умение свободно мыслить, знание законов природы и умение применять его на практике, коммуникабельность, умение работать в команде и самостоятельно - весь этот набор качеств, приобретенных во время учебы на факультете естествознания, позволяет нашим выпускникам не только успешно работать по педагогической специальности, но и легко найти себя в других профессиях и областях деятельности, где требуются мыслящие, креативные, трудолюбивые сотрудники. Именно поэтому наши специалисты востребованы и успешно работают в научных, исследовательских, коммерческих, административных структурах.