Меню
Бесплатно
Главная  /  Разное  /  Характеристика произведения "Страна Муравия" Твардовского А.Т

Характеристика произведения "Страна Муравия" Твардовского А.Т

Дед главного героя – Никиты Моргунка, очень часто рассказывал внуку о некой стране Муравии. Никита решает поехать найти эту волшебную страну. По рассказам деда страна Муравия славится как мир свободы и мир справедливости.

Герою уже исполнилось сорок лет. В этом возрасте он еще не смог нажить себе богатства и живет очень сложной и небогатой жизнью. Покинув свое родное село, Моргунок, прежде чем отправиться на поиски страны Муравии, решает попрощаться со своим свояком. Они вместе поют, тепло прощаются. Никита отправляется в путь на своем коне. Он встречает попа. Тот рассказывает о своей бедной жизни и предлагает герою продолжать дорогу вместе. Никита отказывает попу и идет вперед.

Он встречает много разных людей, а мысли у него все только о Муравии. Встречает неожиданно Никита своего бывшего соседа. Тот занимается попрощайничеством со своим сыном. Под утро Никита замечает, что нет у него уже коня. Сосед променял его на телегу. Теперь главный герой продолжает путь запряженный в телегу. Теперь Никита ищет коня. Он видит в один день попа на своем коне, на базаре встречает бывшего соседа, но коня ему все же не удается вернуть. Никита оставляет телегу в колхозе, знакомится с председателем колхоза, узнает его историю. На свадьбе Никита видит попа и отбирает своего коня. У мудреца Никита узнает, что не существует Муравии и решает вернуться в колхоз к своей семье.

Картинка или рисунок Страна Муравия

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Грин Бегущая по волнам

    Томас Гарвей застрял в Лиссе по причине тяжелой болезни. Уже почти оправившись, он коротал время за игрой в карты у Стерса. Именно в этот вечер Томас впервые услышал незнакомый бесплотный голос тихо, но ясно произнесший фразу «Бегущая по волнам»

  • Краткое содержание Бунин Митина любовь

    Катя – любовь главного героя Мити. Она будущая великая актриса. Девушка с сильным и независимым характером, которая имеет свое мнение по поводу всего происходящего вокруг нее.

  • Краткое содержание Хоббит, или Туда и обратно Толкиена

    К Бильбо приходит Гэндальф с гномами. Они берут Хоббита с собой в путешествие. Им нужно забрать сокровища у дракона Смауга.

  • Краткое содержание Орел-меценат Салтыкова-Щедрина

    В этом произведении власть в лесах-полях захватывает Орёл. Понятно, что он не лев, даже не медведь, что орлы обычно живут разбоем… Но этот Орёл решил другим пример дать, пожить как помещик.

  • Краткое содержание Оле Лукойе Андерсена

    Оле-Лукойе – это волшебник. Он носит кафтан. Волшебник любит рассказывать сказки детям. Сказочник приходит к ним перед сном и рассказывает одну сказку за один раз.

Анализ поэмы А.Т. Твардовского «Страна Муравия»

«Страна Муравия» качественно новая ступень в развитии поэзии Твардовского. Именно с неё начинается зрелый Твардовский.

Прошло не более 2-3 лет после написания поэм «Путь к социализму» и «Вступление», как Твардовский приступил к работе над «Страной Муравией». «Со «Страны Муравии», встретившей одобрительный приём у читателей и критики, я начинаю счёт своим писаниям, которые могут характеризовать меня как литератора», - так определил в «Автобиографии» значение этой поэмы сам автор [т.1, с. 35].

В своей поэме Твардовский ставит задачу – изображения трудного и сложного пути приобщения середняка к новой жизни.

«Страна Муравия», как и будущая «Книга про бойца», тоже без начала, без конца: с первой до последней главы её герой Никита Моргунок в пути или на коротких привалах. В тексте постоянно в дорожных описаниях видно присутствие автора – сочувствующего своему герою или иронизирующего, сожалеющего или укоряющего. .

В поэме «Страна Муравия» Твардовский ставит перед собой задачи детально, шаг за шагом, проследить процесс становления нового, социалистического сознания на примере показа пути крестьянина-середника Никиты Моргунка в колхоз. Поэт почти ничего не сообщает о прошлом своего героя, не показывает его и после того, как перелом сознания совершился. Изображая Моргунка, поэт ставил себе задачу раскрыть самый процесс разрушения старых понятий и представлений и становление нового сознания.

Моргунок – центральная фигура « Страны Муравии». Автор следит за его действиями, поступками, мыслями. Вся действительность показана через восприятие этого героя в связи с раскрытием той или иной стороны его характера. Из всех черт, характеризующих героя, Твардовский выделяет и детально прослеживает изменение отношения к колхозному строительству. Автор почти ничего не сообщает о Моргунке-семьянине, о его отношениях к близким, о его пристрастиях. Обо всём этом рассказано бегло и только в связи с раскрытием самого существенного в характере героя – его социального лица. О прошлом Моргунка можно судить лишь по указанию на несбывшееся «предсказанье» деда о том, что «назначен срок всему: здоровью – срок, удаче – срок, богатству и уму».

Глядит, и скоро – сорок лет,

Богатства нет, зажитка нет .

Отношения Моргунка к близким раскрыты только в эпизоде встречи со свояком. Связи Моргунка с односельчанами также даны в их наиболее существенных проявлениях (отношение к кулаку Бугрову), чтобы показать социальную эволюцию героя. Личные качества Моргунка автор характеризует так:

Был Моргунок не так умён,

Не так хитёр и смел,

Но полагал, что крепко он

Знал то чего хотел….

Твардовский подчиняет все детали характеристики главной своей задачи: изображению социальной природы героя. По такому же принципу созданы образы Фролова, Бугрова и других в поэме.

Узость и бедность политического кругозора совмещаются у Моргунка с богатыми душевными качествами. У него чуткое доброе сердце: он делится последними «харчами» в дороге при встрече с Бугровым. Несмотря на тяжкую обиду, нанесенную Бугровым, он обласкал брошенного им сына-мальчика. Нежно, восторженно любит Моргунок природу, её звуки, краски и запахи: вот он по-ребячьи протягивает ладонь навстречу весеннему дождю и чувствует, как

Запахло летнею водой,

Землёй как год назад….

Для Моргунка труд – не средство обогащения, а смысл жизни. Даже в деталях проявляется «мастеровитость» Моргунка. Возьмём, например, его привычку и сноровисто запрягать коня; при этом поэт не забывает отметить:

Бредёт в оглоблях серый конь

Под расписной дугой,

И крепко стянута супонь

Хозяйскою рукой .

Определение «хозяйскою» имеет не только свой прямой смысл, но и намёк на умение Никиты по-хозяйски, т.е. дельно, умеючи, браться за всё, что требуется в крестьянском обиходе .

Весёлая молотьба напоминает ему радостную музыку. Истосковавшись во время путешествия по работе, Моргунок с жадностью наблюдает сев хлеба, косьбу, уборку урожая – ему самому так хочется включиться в эту работу, что он не выдерживает и с охотой помогает колхозникам. И даже своё собственное достоинство он оценивает способностью к труду. Именно в силу любви к труду, у Моргунка особенно нежное чувство к своему коню. Конь для него нечто абсолютно незаменимое в жизни человека, помощник в труде, в беде и радостях.

Моргунку кажется, что коллективный труд обезличивает человека, лишает его « свободы» действия. Вот почему Моргунка так пугает колхоз. Он ищет тихой, спокойной жизни как раз в то время, когда происходит коренное изменение старого и в борьбе с ним рождение нового мира. Жизнь сталкивает Моргунка с двумя антагонистическими силами. В этом столкновении и определяется отношение героев к действительности. Его убеждают не только победа социализма (колхозники, работающие в поле, тракторист, цыганский колхоз, Фроловы), но и старая, обречённая на гибель, жизнь, которая бессильно цепляется за всё живое (Бугров, поп, «островитяне»).

Для Моргунка не было характерно в тот период ни активное участие в строительстве новой жизни, ни активная борьба с этим новом в лагере врагов социализма. В образе Моргунка типизированы жизнь и идеалы не всего трудового русского крестьянства, а определённой социальной группы, крестьянина-середняка 30-х годов – полосы решительной ломки собственнического уклада, когда сущность этой социальной группы людей проявилась наибольшей полнотой. Моргунок противопоставляет современности идеализированное прошлое, пытается спасти отживающее, то, что всем ходом жизни обречено на гибель.

Картина колхозной жизни, нарисованная Твардовским в поэме, реалистичная. В основу «Страны Муравии» Твардовский положил условный, сказочный сюжет. Произведение повествует о самых существенных явлениях народной жизни, поэма полна своеобразной сказочной занимательности.

Муравия как идеал некого индивидуалистического крестьянского счастья – это фантазия, нереальность, она могла родиться только в наивном сознании забитого нуждой, отсталого крестьянина. Поэтому и поиски Муравии нереальны: они смешны, но для Моргунка они представляют смысл всей жизни. Веками угнетённый, лишенный всех жизненных благ, крестьянин уходил мечтою в мир легенд, сказок. Поэтому так мотивированы в поэме поиски «счастливого» края. Придавая сказочный характер всей истории поисков, Твардовский уже одним этим подчёркивает несостоятельность, иллюзорность идеалов своего героя .

Полуфантастическое, полуреальное путешествия середняка Никиты Моргунка в поисках без колхозной земли представляет собой лишь внешнее отражение того конфликта, который вызван эпохой развернутого наступления социализма в нашей стране и который составляет основной смысл поэмы – решительное столкновение двух противоположных сил: индивидуализма и коллективизма. Но именно эта условность, аллегоричность фабульной ситуации помогает также поэту выделить, подчеркнуть наиболее существенную сторону этого грандиозного процесса.

Всё это сказалось и на построении поэмы в целом. Поэт включает в её сюжет легенды, сказочные эпизоды, символические образы, которые хотя и не имеют иногда непосредственной внешней связи с фабулой поэмы, но в тоже время углубляют внутренне содержание поэмы, предают ей большой обобщающий смысл. Например, такие сказочные символические сцены и образы, как эпизод с избушкой двух стариков, которую весенним паводком заносит в колхоз, как образ безработного человека, идущего пешком, «как из плена», через всю Европу к нашим границам, и другие, в поэме реальных эпизодов получает почти, что сказочный характер. Вот селенье Острова, куда Моргунок попадает после безуспешных попыток найти свою счастливую Муравию. Это не просто село, а олицетворение уходящей старой деревенской России с её косностью и отсталостью:

Ни крышей целой, ни избы,

Что угол – то дыра.

И ровным счётом – три трубы

На тридцать три двора .

Сказочная Муравия – это символ идеального индивидуалистического крестьянского счастья. Селенье Острова – тот же мир, но реальный, не идеализированный. Поэт как бы даёт возможность своему герою убедиться в подлинном характере его идеала. При этом следует учитывать поэтическую условность, продиктованную сказочной формой произведения.

Следовательно, поэма «Страна Муравия» в значительной мере, начиная от основной сюжетной линии и кончая целым рядом глав и эпизодов, представляет собой не обычное реалистическое изображение явлений жизни, как бы преломленное через призму народной фантастики, условности.

В то же время поэт так насыщает поэму деталями реальной жизни деревни 30-х годов, так реалистически выпукло рисует характеры, а главная мысль поэмы так жизненна и значительна для той эпохи, что мы этой условности не замечаем, перед нами выступает «сама жизнь» в существенных её моментах.

Образ главного героя наделён такими свойствами, которые хотя и невозможны для отдельного конкретного человека, но правдиво передают существенные черты целой социальной группы людей. Образ Моргунка условен, почти символичен. Многие качества его натуры раскрываются автором в форме народнопоэтических представлений: его понимание жизни выражено народным присловьем («Как в 20 лет силёнки нет»), о прошлом герое рассказывается в форме народной песенки прибаутки («У батьки, у матки родился Никита»). Невероятным кажется с точки зрения « реальности» и эпизод, когда Моргунок многие километры везёт на себе телегу.

В самом начале поэмы Твардовский рисует живописную картину «тысячи путей и тысячи дорог», по одной из которых направляется герой поэмы. В связи с этим в поэме приобретает большой смысл аллегорический образ дороги. Моргунок ищет свою особую дорогу в жизни, а не общую с другими, не ту, по которой пошла основная масса крестьянства. Этой узенькой дорожке личного счастья автор противопоставляет столбовой путь народа к социализму. Когда Моргунка начал тяготить его одинокий путь, когда он всё чаще стал сомневаться в реальности своей мечты, перед ним всё яснее стали вырисоваться другие, новые реальные дороги людей, которые сливаются в один общий могучий путь борьбы за общее счастье.

Вышел в поле тракторный отряд,

По путям грохочет скорый поезд,

Самолёты по небу летят,

Ледоколы огибают полюс…

Рассказывая о том, как поп ускакал на Моргунковом коне, а Моргунок, погнавшись за было ним, падает на пыльную дорогу, автор подчёркивает трагичность положения Моргунка с его стремлением найти свой особый путь.

Начало пути Никиты ничем не омрачено и почти не вызывает сомнений у него в правильности принятого решения. Ни кулацкая свадьба-поминка, ни встреча со свояком, ни утвердительный ответ, работавших в поле, на его вопрос «Колхозники, ай нет?», ни встреча с попом не поколебали ещё в нём веры в возможность существования его Муравии. Во сне и наяву он грезит своей Муравией и ни о чём пока не думает и знать не желает. Такое настроение сохраняется у Моргунка до первой встречи с Бугровым (8 глава).

В седьмой главе в открытой речи Моргунка мы впервые чувствуем и силу страсти его мечты и ещё больше – неуверенность в её осуществлении, боязнь навсегда расстаться с ней.

Встреча Моргунка с кулаком Бугровым явилась первым сильным толчком, который испытал герой в столкновении с реальной действительностью на пути к новой жизни. Бугров, который всегда был идеалом хозяина и человека, для Моргунка, Бугров, которому Моргунок подражал и с которым за счастье считал посидеть за одним столом, - этот самый Бугров оказался не только не честным человеком, но и плохим отцом, он оказался человеком, презирающим труд.

Встреча Моргунка с цыганами-колхозниками (10 глава) переворачивает старые его представления о жизни и людях. Цыгане, которые извечно считались лодырями и конокрадами, оказываются неплохими землеробами.

Косят, словно, мужики,

Ряд за рядом ходят.

Только носят оселки

Не по форме вроде .

А когда цыгане на требование Моргунка отдать его лошадь добродушно приглашают его на богатую конюшню выбирать любую, если признаёт своею, Моргунку оказалось нечего сказать.

Четырнадцатую главу можно считать кульминационной в композиции поэмы: Она как бы подводит итог пройденному пути Моргунка и намечает внутренний поворот в его поисках. В селенье Острова – это символический образ крестьянского прошлого, нищеты и разорения. Твардовский сталкивает здесь Моргунка как бы с реально осуществившимися его собственными мечтами. Один из жителей пытается доказать Моргунку, что они живут хорошо, словами самого же Моргунка:

А чем плохая наша жизнь?

По-мойму, лучше нет.

Земля в длину и ширину –

Кругом своя…

Но Моргунка уже трудно убедить теперь. Он отвечает «Бесколхозникам»:

И ваша жизнь – не жизнь, друзья,

Одна тоска и боль.

Гляжу на вас: так жить нельзя.

Решаться надо, что ль…

В душе Моргунка ещё много привязанности к старому миру, ему жаль с ним расставаться:

И стихли все. И Моргунок

Вдруг смолк понуро сам.

И смятой шапкой проволок

Неспешно по глазам…

Решение, которое впервые наметилось у него при виде скудной жизни жителей селенья Острова, ещё более укрепилось во время пребывания его в колхозе Фролова. Моргунок видит явные преимущества колхозной жизни. Но он ещё не верит в то, что такая жизнь может быть надолго: слишком непривычна и непонятна она.

Фролов раскрывает Моргунку великий социальный смысл преобразований в стране, открывает ему глаза на многое, что было не понятно или не известно ему. Но ещё больше убеждает Моргунка то, что он сам видит: новые, подлинно человеческие отношения между колхозниками, радостный коллективный труд.

Встреча с «богомолом», возвращающимся в колхоз, окончательно убедил Моргунка в необходимости приобщения к новой жизни. Теперь герой уже сомневается в другом: его колхозники «не пустят на порог» («объехал, скажут, полстраны, к готовому пришёл»). Однако то, что он приобрёл во время своих странствий, несравненно более существенно – и это хорошо понял сам Моргунок:

Зато мне всё теперь видней

На тыщи верст кругом .

Так закончилось путешествие героя поэмы. Сюжет поэмы является законченным, так как в нём полнее раскрыта основная идея произведения: показан сложный и трудный поворот крестьянина-собственника к социалистическим формам жизни.

Твардовский раскрывает внутренний мир своего героя, главным образом передавая его размышления. Моргунок путешествует один, но постоянно сталкивается с различными людьми, его отношение к ним характерезует его душевное состояние. Основная форма раскрытия образа Моргунка – показ внутренних переживаний героя. Это лучше позволяет автору проникнуть в самый образ мышления и чувствований героя, передать тончайшие психологические движения его души. Герой Твардовского показан в тесной связи с действительностью, его духовный мир раскрывается в резком столкновении с нею.

Для стиля поэмы Твардовского характерна чёткая и ясная образность речи. Язык поэмы лишён метафоричности, предложения по своей конструкции просты. Твардовский очень экономен в словах, сдержан в употреблении различных тропов. Но везде поэт создаёт цельную, законченную картину. Чтобы показать, как совершенно незаменима лошадь в крестьянском единоличном хозяйстве, поэт употребляет только одну фразу:

Земля, семья, изба и печь

И каждый гвоздь в стене,

Портянка с ног, рубаха с плеч –

Держались на коне .

Правдивость, реализм всей образной системы поэмы достигается, прежде всего, тем, что Твардовский стремится с наибольшей точностью передать сущность предмета или явления. Автор стремится избегать описательных предложений. Образы в поэме зримы, вещественны. Картина показывается в её внутреннем содержании, а не во внешнем рисунке. Вся образность «Страны Муравии» определяется идейно-тематическим содержанием поэмы. Характер метафор, эпитетов, сравнений близок крестьянскому образу мышления:

И весь в пыли, как хлеб в золе,

Никита Моргунок.

Впереди, в дали копытный стук,

Будто в ступе коноплю толкут,

Будто бабы где-то кросна бьют.

Дубовый посох шляпкой сбит,

Как ручка долота.

По склонам шубою взялись

Густые зеленя .

В поэме преобладают простейшие тропы – сравнения и эпитеты, причём эпитеты главным образом постоянные, характерные для устного народного творчества. Стиль поэмы в целом очень хорошо отражает жизнь советской деревни 30-х годов, образ мысли и чувства простых тружеников.

Вслед за Пушкиным, Некрасовым Таврдовский делает огромное количество просторечных слов достоянием высокой поэзии и тем самым как бы выявляет богатейшие поэтические достоинства, скрытые в языке широких слоёв народа. Твардовский значительно шире, чем его предшественники, использует просторечную лексику и народную фразеологию. Его авторская речь насыщена просторечными словами, пословицами и поговорками в такой же мере, как и речь героев. Это одна из отличительных особенностей поэмы. При этом использование нелитературных слов у Твардовского всегда художественно оправдано. Вот небольшая картинка: Моргунок отправился в свой далёкий путь, родное село уже скрылось за горизонтом.

И двор – далеко за спиной,

Бегут вперёд столбы.

Ни хаты не видать родной,

Ни крыши, ни трубы….

Употребив в авторской речи просторечное «не видать» вместо «не видно», Твардовский как бы подчёркивает принадлежность этих слов самому Моргунку; тем самым поэту удаётся не только нарисовать картину, но и показать сложное переживание героя, расстающегося с родными местами.

«Страна Муравия» стала классикой советской литературы не только в силу поэтического мастерства её автора, она была и остаётся высоким примером художественной правды, исторических событий 30-х годов и глубоким размышлением о путях истории, народа, человека.

Литература

Список источников

    1. Твардовский,А.Т. Собрание сочинений в 6-ти томах. / А. Т. Твардовский. – М.: Художественная литература, 1978.

Т.1: Стихотворения (1926-1940). Страна Муравия. Поэма. Переводы.

Т. 2: Стихотворения (1940-1945). Поэмы. Василий Тёркин. Дом у дороги.

Т. 3: Стихотворения (1946-1970). Поэмы. За далью – даль. Тёркин на том свете.

Т. 4: Рассказы и очерки (1932-1959).

Т. 5: Статьи и заметки о литературе. Речи и выступления (1933-1970)

2. Твардовский, А.Т. Избранные произведения. В 3томах. / Сост. М. Твардовский. - М.: Художественная литература, 1990.

Т. 2: Поэмы.

Список научной, критической, мемуарной литературы и словарей

    Выходцев, П.С. Александр Твардовский / П.С. Выходцев. – М., 1958.

    Любарева, С.П. Эпос А.Твардовского / С.П. Любарева. – М.: Высшая школа, 1982.

    Муравьёв, А.Н. Творчество А.Т.Твардовского / А.Н. Муравьёв. – М.: Просвещение, 1981.

    Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов под ред. проф. Л.И. Скворцова. – М.: ООО Издательство Оникс, 2011.

“Страна Муравия”

Небольшое вступление, знакомящее читателя с кре­стьянской жизнью в переломный год и с главным героем поэмы – Никитой Моргунком. Начало путешествия Мор­гунка.

Моргунок в “золотоглавом селе” на гулянке кулаков. Зажиточные крестьяне поминают “души усопших, что пошли на Соловки”. Они не желают смириться с новой жиз­нью и готовы пропить и погубить все свое добро, лишь бы оно не досталось колхозам.

Моргунок, держа дальше путь, заезжает проститься к свояку. Тот не одобряет отъезда Никиты. Просит остать­ся, объясняя, что крестьянские руки ждет земля – нель­зя сейчас бросать работу. Но Моргунок настаивает на своем и вновь пускается в путь.

Подробнее рассказывается о том, куда же все-таки так упорно стремится попасть Моргунок. Он ищет легендарную страну Муравию, где без “коммунии” и “колхозии” мож­но своим трудом разбогатеть и крепко жить на старый лад. Никита торопится – ему уж под сорок лет, так что если не успеет вовремя отыскать Муравию, то останется нищим на всю жизнь.

По пути Моргунку попадается поп Митрофан, остав­шийся без прихода. Нынче “разбрелись попы по свету, на другой осели хлеб”, стихли, сникли и живут. А этот дер­жится старых порядков и все ищет, где сохранились верую­щие, которым надо справлять обряды. Митрофан предлага­ет Никите заняться общим делом, так как на коне сподруч­нее. Но Моргунок против, у него “своя дальняя дорога”.

Дальше по пути Никита встречает старика и старуху. Они тоже сопротивлялись новой жизни – просто потому, что не могли понять, как после стольких лет единолично­го хозяйства станут работать в колхозе. Старики не виде­ли в этом прок. Но жизнь распорядилась по-своему. Словно в сказке весеннее половодье отнесло избушку стариков пря­мо к колхозной усадьбе. Тогда дед решил твердо: “жить нам заново теперь”.

Моргунок после этого случая долго думает о новой жиз­ни. До него долетает молва о том, что по деревням ходит Сталин, который все записывает себе в книжечку и потом обдумывает. Близятся большие перемены в крестьянской жизни.

Никита заводит в мыслях разговор со Сталиным: “Ко­нец предвидится, ай нет всей этой суетории?” – задает он вопрос вождю. Моргунок как трудящийся человек не про­тив ломки старого, но ему хотелось бы хоть немного пожить так, как о том мечтали его деды и прадеды: крепким дере­венским богатеем.

Далеко уже уехал Моргунок от родного дома, но вот по­встречался ему дорогой земляк – Илья Кузьмич с сыниш­кой. Кузьмич тоже не смирился с переменами в деревне, но он не Муравию ищет, а живет подаянием. Ночью Кузьмич бросает сына и крадет у Моргунка коня. На следующий день Никита берет с собой мальчишку в путь, впрягаясь в теле­гу вместо лошади.

Как назло, на пути большое село. Пошел Никита через село – людей насмешил. Отвели его в сельсовет. Председа­тель начинает расспрашивать, кто такой, почему в телегу впряжен? Послушал ответы Моргунка, подивился на при­чуды немолодого уже человека, но задерживать не стал – иди дальше своей дорогой.

А Моргунок между тем попадает к цыганам: вдруг у них пропавший конь? Показали цыгане ему своих коней – не признал в них Никита своего, не слукавил. И цыгане уже не те, что прежде. Они не воруют, живут трудовой жизнью, ко­сят сено – да так, что и Моргунка самого к косе потянуло. Но­чью задумал он похитить у цыган одного коня: те же прежде воровали, значит, и у них сейчас лошадь украсть не грех. Но за конюшней надежно следит сторож, так что Моргунок отка­зывается от своей затеи и до света еще покидает табор.

Автор изображает новую жизнь: в поле тракторный от­ряд, в небе – самолеты, поезда – на железнодорожных пу­тях, ледоколы огибают полюс. И только Моргунок не со все­ми. “По-конски терпелив”, он упрямо катит свою телегу по одной из тысячи дорог России в поисках лучшей доли. По­встречал Никита вновь старого знакомца – попа. Тот уже на коне. Уж не конь ли это Моргунка? Но поп, словно чего – то испугавшись, ускакал прочь.

Прибывает Моргунок со своей телегой на базар в надежде найти коня. Здесь он вновь встречается с Кузьмичом, который все также попрошайничает, на сей раз, притворившись сле­пым. Моргунок хватает его, требует вернуть коня. Но Кузьми­чу удается перехитрить Никиту и исчезнуть в толпе.

Моргунок держит путь дальше и встречает тракто­риста. Тот жалеет немолодого человека и крепит телегу к своему трактору, чтобы подвести. Моргунок выпытывает, где можно купить коня. Тракторист отвечает, что в колхозе коня не продадут, но можно податься в село Острова, где еще сохранилось единоличное хозяйство.

Никита добирается до селенья Острова. Здесь все течет по-старому: речушка зовется Царь, в церкви служат обедню, плетни повалены, крестьяне без работы, на все село один пастух. Село приходит в упадок, его обитатели безна­дежно отстают от жизни: “который час, который день, не знают Острова”. Несмотря на нищету и запущенность, у се­лян одна отговорка – они свободны, живут сами себе госпо­дами и не зависят от колхозов. Другая отговорка – в богат­стве счастья нет. Они предлагают Никите слепого коня, но Моргунок не хочет ни такой лошади, ни такой жизни.

На пути Никиты оказывается колхоз. Здесь совсем дру­гая жизнь: хозяйство на подъеме. Хозяин ведь не тот, кто собственник, а тот, кто заботится о вверенном ему имуще­стве и о скоте – этому учат Моргунка местные жители. Не стяжательство делает человека хозяином, а рачительное от­ношение к сельским делам. Интересно Моргунку, насколь­ко такая жизнь затеяна. Он получает ответ: навечно.

Автор рисует колхозных тружеников, образ которых воплощается для него в многочисленном семействе Фроло­вых. Фроловы – это и есть русские колхозники, каких мно­го по всей стране: они повсюду, именно эти люди и строят жизнь – надежно и навсегда.

Моргунок разговорился с колхозным сторожем о сво­ей мечте найти Муравию. Сторож считает Никиту чудаком, сомневается в существовании Муравии. Пусты и бесполез­ны такие хождения. Для примера он рассказывает Моргун­ку о старичке-богомольце, который ушел паломником до Киевской лавры.

В селе играют свадьбу дочери сторожа Насти. Гуляет весь колхоз. Автор рисует галерею лиц – типичных пред­ставителей нового трудового народа. Все они почетны на селе, все овеяны трудовой славой, как их предки были овея­ны славой ратной.

Моргунок возвращается обратно в родное село, терзаясь сомнениями. По пути ему встречается старичок-паломник, который вернулся из Киева. Тот повторяет слова сторожа, что поиски Муравии – глупая затея, а заодно и себя ко­рит за глупость. Не должен человек полагаться на сказки со счастливым концом. Счастье нужно делать самостоятельно, собственными руками. Никита понимает, что теперь у него одна дорога – в колхоз. Вот только стыдно перед другими: пришел как бы на все готовое, возьмут ли такого? Старичок уверяет, что должны взять “для интереса”, потому что че­ловек труда всегда в колхозном деле нужен. И Моргунок со­глашается с бывшим богомольцем.

Глоссарий:

        • краткое содержание страна муравия
        • страна муравия краткое содержание по главам
        • твардовский страна муравия краткое содержание по главам
        • страна муравия кратко
        • Краткий пересказ страна муравия

(Пока оценок нет)

Твардовский без глянца Фокин Павел Евгеньевич

«Страна Муравия»

«Страна Муравия»

«Несомненно, глубокое знание истории возникновения многих колхозов Смоленщины, знание жизни колхозников и натолкнуло Твардовского на мысль взяться за поэму „Страна Муравия“. Писать это произведение он начал в тридцать четвертом году, когда ему было двадцать четыре года. И уже с первых глав „Страны Муравии“ стало очевидным, с каким талантливым, я бы даже сказал – с каким особо талантливым и самобытным поэтом мы имеем дело.

Еще не окончив поэмы, Твардовский часто читал мне то, что он уже успел написать.

Эти чтения, проходившие то в Смоленске, куда приезжал я, то в Москве, куда приезжал иногда Твардовский, я очень любил: в них всегда открывалось что-то новое, чего ты еще не знал и о чем никто еще не писал. Главное же – не писал так, как мог написать лишь один Твардовский».

Лев Александрович Хахалин , журналист:

«Собрались в Доме смоленских литераторов. ‹…›

Поэма или не была завершена, или Твардовский не дочитал ее до конца, но пересказал, что будет дальше. Говорил, что Моргунок полетит на самолете, увидит сверху попа с украденной лошадью и запустит в него сапогом. В поэме, как известно, эта встреча происходит по-иному.

Ясно ощущалась близость поэмы к поэтической стихии Некрасова, к „Коробейникам“, к „Кому на Руси жить хорошо“, и в то же время по языку, по своему поэтическому строю, не говоря уже о содержании, это была наша, советская поэма.

Обсуждение „Страны Муравии“ вылилось в спор между ее друзьями и недругами. Некоторые оппоненты доходили до нелепости. Спокойно, с грустной улыбкой отвечал Александр Твардовский своим недоброжелателям».

Михаил Поликарпович Котов:

«Помнится, что против издания „Муравии“ решительно восстали местные перестраховщики. ‹…› Жонглируя цитатами из Ленина и превратно толкуя отдельные строфы поэмы, они обвинили Твардовского – ни много ни мало – в искажении колхозной действительности, которая будто бы давным-давно (это в тридцатых-то годах!) отбросила Моргунка на задворки истории. Напрасно было доказывать им абсурдность подобных измышлений – твердокаменные перестраховщики упорно стояли на своем. К ним присоединились тогдашний главред издательства, кое-кто еще из ответственных товарищей, и вопрос об издании поэмы повис, как говорится, в воздухе. Шли дни, недели, а отредактированная рукопись поэмы так и лежала у меня в столе, причем ни я как редактор, ни директор издательства В. Н. Новосельский не могли сказать автору что-либо определенное.

В конце концов Твардовскому эта мышиная возня осточертела, и он переслал поэму в Москву, где она и была вскоре принята к печати в журнале „Красная новь“. Более того – она получила единодушно высокую оценку на первом же обсуждении ее в столице, в котором наряду с членами редколлегии журнала приняли активное участие многие видные писатели, поэты и критики страны с А. Фадеевым во главе.

Но и после того, как Твардовский привез из Москвы верстку своей поэмы, нападки на нее не прекратились, они лишь приняли несколько иную, менее императивную форму. Так, по настоятельной „просьбе“ одного из чиновников от литературы, чуть было не вылетела из поэмы знаменитая речь-обращение Моргунка к Сталину насчет бесконечных споров крестьян о „всякой суетории“: чиновник попросту был лишен чувства юмора и любую, даже самую добродушную, шутку автора принимал за идеологический подкоп. В другом случае поэт, по настоянию того же угрюмого глухаря и перестраховщика, вынужден был поступиться колоритностью стиха. Я имею здесь в виду третью строфу из главы о цыганах, которая в первоначальном авторском варианте (цитирую по памяти) читалась так:

Косят, рубят, как дрова,

Косы вверх заносят.

Позади растет трава,

Ну, а все же – косят.

Совершенно иначе относился Твардовский к деловым замечаниям, особенно если они шли от чистого сердца и отвечали его вкусу.

Теперь уже за давностью лет не вспомнить точно, кто именно, то ли я, то ли директор издательства, который на первых порах помогал мне в редактировании поэмы, указал автору на некоторую не то чтобы обезличенность, а скорее недостаточную прописанность диалогов в картине кулацкой свадьбы (глава вторая). Твардовский внимательно выслушал критику и обещал подумать. А потом, дней через пять, внес в поэму ряд небольших, но очень существенных уточнений».

Михаил Васильевич Исаковский:

«А в тридцать шестом году Александр Трифонович читал „Страну Муравию“ в Москве, в теперешнем Доме литераторов, в присутствии большого количества писателей.

Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что чтение это прошло не просто хорошо, оно прошло триумфально.

„Страну Муравию“ напечатал журнал „Красная новь“. А автору поэмы, поступившему для продолжения образования в Институт философии, литературы и истории (сокращенно ИФЛИ), Союз писателей назначил особую стипендию.

Поэма Твардовского сразу же получила широчайшее распространение. Высокую оценку дала ей и критика. И очень скоро „Страна Муравия“ была включена в вузовские программы: студенты должны были изучать ее наряду с произведениями классиков и лучшими произведениями советской литературы.

Создалось любопытное положение: студент Твардовский при окончании института (а он его окончил в 1939 году) на экзаменах мог вытащить такой билет, по которому он должен был бы рассказать экзаменаторам о произведении поэта А. Твардовского „Страна Муравия“. Случай, как мне кажется, небывалый в истории литературы…»

Из книги Сто сорок бесед с Молотовым автора Чуев Феликс Иванович

Страна для социализма …Рассказываю о недавней поездке на Колыму, о встрече в Магадане с артистом Вадимом Козиным. Он никого не обвиняет, высоко говорит о Сталине.– Проучили человека. Разбираться стал в политике, – поясняет Молотов. – По-моему, первый о Колыме заговорил

Из книги Ограниченный контингент автора Громов Борис Всеволодович

Страна гор Афганистан занимает значительную территорию на Среднем Востоке. Общая площадь страны составляет более 647 тысяч кв. км. Все граничащие с Афганистаном государства - Китай, Индия, Иран, Пакистан и бывший Советский Союз - оказали определенное влияние на

Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко Елена

Из книги По следам конквистадоров автора Каратеев Михаил Дмитриевич

Страна Гуарани Чтобы лучше уяснить себе характер, психологию и бытовые особенности парагвайского народа, необходимо, хотя бы вкратце, ознакомиться с историей Парагвая. Она сложилась и развивалась совершенно оригинально, и в своих основных, направляющих чертах сильно

Из книги Хосе Ризаль автора Губер Александр Андреевич

Несчастная страна Тяжелым гнетом нависла над филиппинским народом власть всесильных монашеских орденов. Церковь и монашеские ордена превратились в подлинных властителей Филиппинского архипелага. Таков итог трехвекового господства испанского абсолютизма,

Из книги Записки усталого романтика автора Задорнов Михаил Николаевич

Страна Саванна Жирафы ходят по саванне, как модели по подиуму. Они на всех смотрят свысока. И хотя наверняка знают, что все завидуют их росту и грации, в отличие от моделей, не унижаются перед теми, кто ими любуется, ни замысловатым копытопереставлением, ни бедровихлянием,

Из книги Тюрьма и воля автора Ходорковский Михаил

Страна Что произошло со страной в путинский период? Да все более чем обычно.Рост цен на нефть дал прирост доходов населения. Большую часть людей это удовлетворило - и обычных граждан, и элиту. Оставшихся «маргиналов» в каждом сегменте (бизнес, правозащита и т. п.) вывели за

Из книги Великие русские люди автора Сафонов Вадим Андреевич

СТРАНА ЛЮДОЕДОВ На рассвете 29 марта 1879 года шхуна «Сади Ф. Келлер» покинула порт Джексон. Шкипер Веббер вез товары в город Нумею - главный порт Новой Каледонии. Вскоре с палубы шхуны Маклай увидел ее берега и узкий полуостров Дюкос с голыми дикими холмами. Правее

Из книги Веласкес автора Дмитриенко Мария Федоровна

СТРАНА ЗАМКОВ Январь в том году выдался необыкновенно холодным. Ледяной ветер норовил проникнуть в любую щель, безжалостно изгоняя тепло из уютных уголков. В огромных залах королевского Альказара, несмотря на все усилия челяди, температура была не намного выше, чем на

Из книги Смерть не заразна автора Бротиган Ианте

СТРАНА ИГР Это вечная история, которую я все время рассказываю своей четырехлетней дочери. Что-то она из нее извлекает и хочет слушать ее снова и снова. Когда пора ложиться спать, она говорит: - Папа, расскажи, как ты был маленький и залез в тот камень. - Хорошо. Она

Из книги Мои останкинские сны и субъективные мысли автора Мирзоев Эльхан

Страна-Участок - Как же я их ненавижу! Сидят как мышки и ждут, что я придумаю. Каждый день вызывают к себе и смотрят мне в рот, - в который уже раз рассказывал мне Олег. - У самих - никаких идей!Всё лето 2008 года он ходил удручённый. По его словам, руководство Первого канала

Из книги Курьезы холодной войны. Записки дипломата автора Дмитричев Тимур Федорович

«СТРАНА СЕРЕБРЯНАЯ» Название страны «Аргентина» непосредственно связано с серебром как по самому значению этого слова (от латинского argentum - серебро), так и по истории поиска этого металла в занимаемой ею части Южной Америки - название, которое в ходе становления

Из книги Распря с веком. В два голоса автора Белинков Аркадий Викторович

Аркадий Белинков Страна рабов, страна господ… Так было и так будет впредь. Из речи министра внутренних дел и шефа жандармов А. А. Макарова. Государственная дума. Третий созыв. Стенографические отчеты 1912 г. Сессия пятая, ч. III, 1912, стр. 1953 В России власть побеждает легко. В

Из книги Сунь Ят-сен автора Ермашев Исаак Израилевич

2. Страна Потоп уже неизбежен. Только не мифологический, а вполне реальный потоп народного гнева.Быть может, в предутренние часы, в тиши дворцовых покоев, Иехонала, притворявшаяся погруженной в глубокий сон, на самом деле обдумывает, какие еще принять меры, чтобы вокруг

Из книги Карлос Кастанеда. Путь мага и воина духа автора Непомнящий Николай Николаевич

СТРАНА УНМОЛЕЙ Кто такие уичоли? Во-первых, это двое индейцев, что, привалившись спинами к кабине, расположились в кузове «шевроле», поднимающего пыль в двухстах метрах впереди нашей машины. Отец и сын Аполлонио едут с нами аж от самого Мехико, чтобы приобщить нас к

Из книги Есенин глазами женщин автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Страна негодяев Любопытная черта: едва приступив к новой вещи, Есенин уже видит ее в мыслях книжкой.Мне чудится: не так он устремился в Персию, как бежит от Изадоры, от пьяного угара. Иван-дурак бросает свою заморскую царицу! Потому так и тянется сейчас ко мне.Когда я

План пересказа

1. Никита Моргунок уезжает из дома в поисках страны Муравии и попадает не то на свадьбу, не то на поминки.
2. Герой едет к свояку: он решил покинуть семью, чтобы не вступать в колхоз.
3. Моргунок вспоминает слова деда о разных «сроках» человеческой жизни.
4. Встреча с попом.
5. Притча о старике и старухе, пострадавших от половодья.
6. Воображаемый разговор Моргунка со Сталиным.
7. Никита встречает своего соседа Илью Кузьмича, представшего в образе нищего. Сосед крадет его коня.
8. Моргунок сам везет телегу. Он узнает, что в этом краю только артели, т.е. колхозы.
9. Встреча с цыганами в поисках коня.
10. Никита видит скачущего на его коне попа. Он ищет коня на базаре.
11. Еще одна встреча с Ильей Кузьмичем. Бывший сосед убегает.
12. Телегу Моргунка берет на буксир тракторист.
13. Герой попадает в селенье Острова, состоящее из тех, кто не идет в колхозы.
14. Разговор с председателем колхоза и с ночным сторожем.
15. Свадьба в деревне. Моргунок находит коня.
16. Герой беседует со старцем, объясняющим, что никакой Муравии нет. Он решает вступить в колхоз.

Пересказ

«Страна Муравия» — произведение необычное. Собственно эпический пласт сюжета — картины коллективизации, становления и укрепления колхозов — в ней почти отсутствует. Автор дает почувствовать самый дух наступления на старый уклад деревни через ряд крупномасштабных символических образов природы:

Шла весна в могучей силе,
По ночам крошила снег,
Разлились по всей России
Воды всех морей и рек.

Эта гипербола примечательна не только потому, что говорит о жизнетворящей силе социальных и нравственных пере мен в деревне, которые должна нести коллективизация. Такая символическая картина содержит и ощущение тревоги, намекает на неизбежные тяготы, которые выплеснут на берега жизни разлившиеся воды «всех морей и рек».

Неслучаен комический контекст приведенной строфы и следующего за ней эпизода: паводок подхватил избушку двух упрямцев - деда и бабки, не желавших вступать в колхоз, — но по иронии судьбы прибил ее прямехонько к колхозной усадьбе:

Спали воды. Стало сухо.
Смотрит дед - на солнце дверь:
«Ну, тому бывать, старуха,
Жить нам заново теперь...»

Заметим, избушка причалила так, что ее дверь оказалась обращенной не к лесу, не к полю, а к солнцу. Роль этого эпизода: он служит комической «перелицовкой» путешествия за счастьем главного героя и вписывается в картину жизни советского народа.

Эпический пласт сюжета «Муравии» складывается и из многократно появляющегося образа «дали»:

Дорога тянется вдали,
И грусть теснит в груди:
Как много неба и земли
Осталось позади.

Отметим широкомасштабное и эмоционально насыщенное обобщение: позади остались не версты, не деревни, а небо и земля... Эти строки демонстрируют смысловую и эмоциональную значимость образов «дали», звучат на всем протяжении поэмы. Твардовский не умалчивает о трудностях исторического дела, однако драматизм движения истории не исключает его светлой перспективы. В рамки исторических событий, отраженных в «Муравии», входят и два ряда условных картин, которые можно назвать так: «торжество колхозного строя» и «гибель мира кулачества». Они, согласно фольклорному типу обобщения, окрашены в полярные по отношению друг к другу краски прекрасного и безобразного. Так, картина первого колхозного сева или молотьбы воспринимается как праздник раскрепощенного труда, как прекрасное. Точно так же нарисована исполненная радости, духовного изобилия ярких красок картина колхозной свадьбы. Здесь поэт рисует не только настоящее, но и будущее, но не в облике утопии или фантастики, а сквозь призму идеала.

В «Муравии» изображен дружный, богатый цыганский колхоз. Здесь неуместны мерки житейского правдоподобия: перед нами - максимально заостренная мечта, идеал красоты новых человеческих отношений. Главный герой написан Твардовским, как и эпическая панорама времени, с верой в его будущее, но и с полным пониманием противоречий. Исторические преобразования в деревне касались не только экономики. Важнейшим и труднейшим делом было преобразование привычного нравственного уклада единоличника. Перед каждым крестьянином жизнь поставила неотвратимый, безотлагательный и нелегкий вопрос: как жить дальше? что сулит колхоз? В такой драматический момент и знакомимся мы с Никитой Моргунком. Никита Моргунок - «пестрый» образ - герой эпопеи, прекрасный и смешной, драматический и комический. Твардовскому передает аромат подлинности деревенского быта, поразительно меткий и точный язык - язык народа. Сюжет путешествия в поисках «единоличного счастья» позволяет увидеть не только эволюцию героя, но и характер труженика, близкого к земле, для которого работа — первейшее дело жизни. Даже в деталях проявляется «мастеровитость» Моргунка. Возьмем, например, его привычку быстро и сноровисто запрягать коня; при этом поэт не забывает отметить:

Бредет в оглоблях серый конь
Под расписной дугой,
И крепко стянута супонь
Хозяйскою рукой.

Определение «хозяйскою» имеет не только свой прямой смысл, но и намек на умение Никиты по-хозяйски, дельно, умеючи браться за все, что требуется в крестьянском обиходе. Никите не по нутру занятия «попа-отходника», и он советует ему работать: «Пчел глядел бы, сено греб». Он совершенно не сочувствует кулаку Бугрову, жалующемуся на морозы в дальнем краю, куда его выселили, на невыгодную для него работу. Для Моргунка работать - в самой природе человека. Стосковавшись за длинную дорогу по крестьянской работе, Моргунок вызвался помочь колхозникам на току, успев высказать заветное:

Да я ж не лодырь, не злодей,
Да я ж не хуже всех людей.

По представлениям героя, любить работу — свидетельство нормального человеческого состояния, тогда как обратное — признак людей нестоящих, едва ли не преступников. Недаром определения «лодырь» и «злодей» следуют друг за другом через запятую, уравниваются в своем значении. Работа на току — от-раднейшие воспоминания Моргунка. И всякая-то крестьянская работа для героя — любимейшая. А сама сцена на току исполнена поэзии, красоты:

Но любо было Моргунку,
Повесив теплый цеп,
Сидеть и веять на току
Набитый за день хлеб.

В этой картине проявляется печально-возвышенное настроение, вызванное воспоминаниями и окрашивающее их: все, что дорого Моргунку, кажется ему теперь таким далеким, может быть, навсегда утраченным. Ощущение прекрасного в приведенных строках постепенно нагнетается: оно как бы движется от народно-поэтического «любо» к лирически окрашенным словам «ветерок», «горсточка» и достигает своей эмоциональной кульминации в завершающем образе - «полумесяц золотой». «Золотая рожь» - излюбленное словосочетание народной поэзии, поэзии Некрасова, Кольцова. Герой никогда не смотрит на природу со стороны, она входит в его душевный мир с такой же естественностью, как и труд. Как бы мимоходом примечает Никита все, на что не обратил бы никакого внимания человек городской: еле уловимый аромат летней воды, прикосновение ветерка, пенек или куст, словно забытый, брошенный на дороге. Повествование от лица автора и здесь помогает донести естественность переживаний героя, тем более что поэт как бы глядит на окружающее глазами Моргунка, говорит тем же языком народа, что и Никита.

С готовностью откликаясь на чужие беды, Моргунок к своим собственным горестям и неудобствам путевого житья-бытья относится сдержанно, не преувеличивает их. Чаще всего в подобные минуты герой грустно подшучивает над собой. Так, например, изумленный подлостью Бугрова (тот украл у Моргунка коня) и просто убитый случившимся, он, тем не менее, обращается к своим путевым заботам:

Короток день, а путь далек,
И солнце - где уже!..
Переобулся Моргунок,
И легче на душе.

Юмор последних строк говорит о нравственном здоровье Моргунка — приметной особенности народного героя.

Путешествуя, Никита, как это бывает в народных сказках, оказывается на распутье; он не раз попадает в руки хитрому обманщику (встречи с Бугровым) и стоит перед выбором: налево пойдешь — коня потеряешь, направо — самому головы не сносить. И, конечно же, его ждет счастливый конец путешествия: в нашем случае герой стоит на пороге новой жизни.

Постоянны в «Муравии» переклички между образом реального Никиты и обобщенной фигурой странника. Автор впервые представляет нам героя так:

С утра на полдень едет он,
Дорога далека.

Пока герой даже не назван по имени. Тут же следует чисто условный пейзаж. На таком обобщенно-масштабном фоне вырисовывается фигура реальнейшего жителя деревни, который если и уезжает из дома, то не дальше, как в гости или на базар. На пути Никиту Моргунка ждут многие встречи. Как же они влияют на него? Быстро ли меняются его взгляды? Поэт не подталкивает своего героя к неоправданно скорой «перековке», как то бывало в некоторых произведениях литературы. Наоборот, в характере Моргунка — замедленность изменений, соответствующая недоверчивости его к новому и упорной вере в свою мечту. Встречи с колхозниками долгое время не производят на Никиту Моргунка никакого впечатления, даже тогда, когда он наблюдает их дружную, красивую работу. Увидев молодого тракториста, поправляющего в машине какую-то неполадку, Моргунок с иронией отмечает именно эту, по его мнению, ненадежность колхозных и машин, и мастеров («Да-а, — сказал Никита, — добрая езда!»).

Но постепенно Моргунок проникается интересом и уважением к колхозам. Важна в поэме встреча Моргунка с Фроловым. И не только для того, чтобы убедить героя в преимуществах колхозного строя, но и для того, чтобы очертить имеющий самостоятельное значение в поэме образ крестьянина. Твардовский подчеркивает его убежденность и героизм, опираясь на традиции былины. Однако вместе с тем поэт наделяет своего героя достоверными чертами характера. Фролов перемежает рассказ о своей жизни, о смертельной схватке с кулаками то обиходным замечанием: «охота покурить», то житейским вопросом Моргунку: «Устал, брат?» Очень человечны воспоминания Фролова о том, как он, едва не погибнув в единоборстве с врагами, грустил, что не принес обещанного подарка сынишке.
Моргунок преисполнен доверия к Фролову уже потому, что тот и в труде богатырь (сцена на току), и меткое словцо любит и вообще такой же мужик, как и Никита («Сидят в тени два мужика, толкуют в первый раз»).

Многие переживания Моргунка, переданные поэтично психологически тонко, рождают отклик и в душах совсем не крестьянских. Объясняя такую особенность своего творчества Твардовский отметил, что считает себя учеником не только Некрасовской школы, но и Толстовской.

На деле «Великий год» обернулся для российского крестьянства трагедией. Поэма Твардовского преображала жестокую реальность в «сказочную быль».