Меню
Бесплатно
Главная  /  Разное  /  Краткая биография паустовского самое главное. Анализ рассказа паустовского рождение рассказа

Краткая биография паустовского самое главное. Анализ рассказа паустовского рождение рассказа

Рождение рассказа — работа Паустовского, раскрывающая нам секрет того, как рождаются шедевры. Изучая рассказ Паустовского и анализируя его, мы видим идею произведения, заключающуюся в гармонии природы и человека, в поисках гармонии среди отношений человека и человека.

Обращаясь к сюжету Рождение рассказа и его краткому содержанию, мы узнаем о писателе Муравьеве, что пишет для одной из столичных газет. Вот только в данный момент мысли его путаются и слова не ложатся на бумагу. Он решает ехать на дачу в надежде написать свою работу о труде человека в целом. Вот только, встретив дочь хозяина дома, в котором писатель решил остановиться, автор полностью изменил идею написания своего произведения. Теперь он загорелся желанием написать именно о прозе, о писательском труде, о том, как создаются шедевры произведения. Спалив все то, что было написано до этого момента, он приступил к написанию очерка.

В какой момент происходит рождение рассказа?

Если говорить о том, когда именно и в какой момент произошло рождение рассказа, то стоит вспомнить разговор главного героя с девочкой Женей. Именно девчонка поспособствовала написанию рассказа, который родился за одну ночь. Именно ее любопытство о том, как же в действительности рождаются произведение, которыми веками увлекаются читатели, что живут столетиями, вдохновило Муравьева. Желание девочки понять, как пишутся книги, заставило писателя написать свой рассказ. Он больше не слышал ее слов. Он уже знал, о чем будет писать и не понимал, как до этого он не додумался ранее.

Читая Рождение рассказа Паустовского, мы понимаем, насколько важен в жизни человека некий толчок. Неважно что это будет, красота природы, важное событие, воробей, что пролетит мимо или слова девушки. Главное результат. При этом автор нам показывает, насколько важно заниматься именно тем делом, которое по душе, и что хорошо знакомо. Тогда будет и польза, и удовольствие, и результат.

Цитатный план

1. Зимний денек. Муравьев на площадке вагона
2. Описание пасмурного дня и размышление о труде. Ради чего многомиллионная страна работает
3. Знакомимся с героем Муравьевым и его желанием завершить рассказ
4. Муравьев на перроне Северного вокзала. Герой направляется на дачу
5. Встреча с дочерью хозяина, у которого герой решил остановиться
6. Разговор с Женей, который повлиял на решение писать о труде писателя
7. Новый рассказ, написанный за вечер
8. Прощание с Женей
9. Нельзя жить вдали от молодости

Тот, кто любит Бога, не может более любить человека, он потерял понимание человеческого; но и наоборот: если кто любит человека, поистине от всего сердца любит, тот не может более любить Бога.

Константин Паустовский уроженец Москвы, родился в 1892 году 19 (31) мая. Из воспоминаний писателя ясно, что его отец, железнодорожный статистик, был непоправимым мечтателем, поэтому постоянно менял службу. После множества переездов семья обживается в Киеве. Мальчик поступает в первую классическую гимназию Киева. Когда он был шестиклассником, папа бросил семью, и юноше пришлось заниматься репетиторством, чтобы зарабатывать деньги.

Сильно повлиял на юного Паустовского Александр Грин. Первое произведение Константина "На воде", которое он создал в 1912-м еще в гимназии, опубликовало киевское издание "Огни". Анализ рассказа Паустовского рождение рассказа После гимназии юноша продолжил учебу в Университете Киева, а затем перешел в Университет Москвы. Из-за войны учебу пришлось прекратить. Константин стал вожатым в трамвайном парке Москвы, позже работал на поезде санитарного назначения.

После погибели двух братьев на фронте, Костя возвращается к маме, но потом опять начинает скитаться. В 1916-м он отыскал себе пристанище на Азовском море, став рыбаком. В Таганроге он начал создавать "Романтики" – первое большое произведение.

После революций Константин стал корреспондентом в Москве. Но вскоре снова начал ездить: сначала в Киев, в Одессу, затем в Сухуми, в Батуми, и в Тифлис. После Кавказа Константин очутился в Армении, затем в северной Персии. В 1923 году он стал редактором РОСТА в Москве. В 1928-м вышли в свет роман "Блистающие облака" и сборник рассказов "Встречные корабли".

В 30-х годах Константин был занят в изданиях "Правда", "Наши достижения","30 дней". Тогда были поездки в Астрахань, Соликамск, Калмыкию. После издания повести "Кара-Бугаз" в 1928-м году Паустовский стал писателем-профессионалом. Анализ рассказа Паустовского рождение рассказа Он продолжает много путешествовать, посещает Алтай, Среднюю Азию, Крым. Особенно он тяготеет к Мещерскому краю. Во время Отечественной войны, Паустовский был военным журналистом. С 1945 по 1963 г. автор создавал автобиографическую "Повесть о жизни", в которую входит шесть книг. В 50-х к писателю пришло признание всего мира, он стал путешествовать по странам Европы, долго жил на Капри. Заметки из поездок легли в основу ряда очерков и рассказов.

Умер Паустовский 14 июля 1968 г. в Москве. Анализ рассказа Паустовского рождение рассказа

Есть люди, которым на роду написано быть глупцами: они делают глупости не только по собственному желанию, но и по воле судьбы.

Урок литературы в 7 классе . Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой,

Учитель: В.М. Гулгунова

Тема: Тематика рассказа К.Г.Паустовского «Рождение рассказа»

Цель: осознание учащимися практической значимости учебного материала и ценности совместной деятельности, развитие умений адекватного использования речевых средств для отображения своих чувств и мыслей, организация деятельности учащихся по изучению темы «Тематика рассказа К.Г.Паустовского «Рождение рассказа»

Задачи урока:

образовательная – анализ текста

развивающая – уметь анализировать художественные тексты, развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся;

воспитательная – воспитывать бережное отношение к природе.

метапредметная - посмотреть на природу с точки зрения науки и искусства, выяснить, что же такое природа и какова роль в ней человека, применение в повседневной жизни полученных на уроке

Ход урока:

1 Организационный момент

Учитель:

Давайте, ребята, улыбнемся этому яркому ясному солнцу и скажем:

Здравствуйте, солнце, ивы и березы!

Здравствуйте, горы, леса и поля!

Здравствуйте, всё, что растёт и цветёт!

Здравствуйте, все, кто на свете живет!

    Этап изучения новой темы

Беседа:-

- Что такое тема рассказа? ( Тема – это то, что писатель изображает)

-Сегодня мы поговорим о тематике рассказа К.Г.Паустовского «Рождение рассказа»

Тематика – это совокупность тем. Выявите основные темы, которые соприкасаются в рассказе. (Тема творчества, тема ответственности отчетливо прослеживаются в этом рассказе, но если внимательно подумать, когда возник творческий импульс у героя рассказа, он связан с природой и людьми.)

2 . Комментированное чтение стр. 78-79. Какую роль играла природа в изменении настроения героя - писателя Муравьева? (Наблюдение за состоянием природы началось еще в вагоне поезда, когда мимо окон и площадки вагона, на которую вышел Муравьев, проносилась зима. И далее и по пути на дачу рядом с ручьем, и при путешествии по лесной дороге, и на даче, когда он пишет свой наконец-то начавший писаться рассказ, он весь в стихии живой природы. Так он пишет: «Природа обладает неслыханной щедростью. Ей не жаль своих сил…» И это утверждение перекликается с тем порывом творчества, который охватил Муравьева, - его вдохновила просыпающаяся природа и беседа с Женей, так искренне и славно заинтересовавшейся процессом труда писателя.)

- Живёт ли герой рассказа в гармонии с природой? ( Человека окружает гармония природы, ведь в природе никто и ничто не живёт само по себе, все взаимосвязано. Эта взаимосвязь называется красивым словом «гармония». Для каждого человека очень важно научиться жить в гармонии с окружающим миром.)

Гармония – состояние души, когда нет противоречий в поступках и действиях, умение жить в согласии.

Природа – это уникальный живой мир, который полон красоты. На Земле нет ни одного человека, чья душа оставалась бы равнодушной к красоте природы. И очень важно уметь видеть и ценить эту красоту!

    Проверка домашнего задания:

Составьте план рассказа.

Примерный план рассказа.

    По пути на дачу (писатель в поезде).

    Размышление писателя о труде и его бесконечных формах.

    Решение Муравьева завершить работу над рассказом о труде на даче.

    Встреча с девушкой над бормочущим что-то свое ручьем.

    Беседа с Женей и ее интерес к тому, как пишутся книги.

    Решение писать не о труде вообще, а о своем писательском труде.

    Создание рассказа за одну ночь.

    Прощальная беседа с Женей.

    Этап закрепления новых знаний.

- В какой момент происходит «рождение рассказа»? ( Решение написать свой рассказ о писательском труде приходит внезапно вслед за вопросом Жени о том, каков же писательский труд. И сам рассказ рождается в одну ночь вслед за этим решением.)

- Опишите «зимний денек», максимально используя краски, которые есть у Паустовского . Найдите художественные приемы, которые использует автор .

«Зимний денек» все «задремывал». Это был такой день, когда вот-вот начнется оттепель и «в лесных оврагах уже осторожно позванивают подо льдом родники… Значит, скоро весна!».

5. Сочинение-миниатюра «Картина, которую я никогда не забуду» по план у:

1) С какими описаниями природы вы встретились в прочитанном произведении?

2) Какое из них вам особенно понравилось? Запомнилось?

6. Беседа: - Какие вопросы студентки Жени были толчком для создания рассказа? (Толчком для создания творческого состояния писателя был монолог Жени: «Я понимаю, как строится, например, морской корабль. Или как из-под пальцев у ткачихи выходит тонкое полотно. А вот понять, как пишутся книги, я не могу».)

Попробуйте истолковать слова: «Нам, людям, в особенности писателям, стоит поучиться у природы». Как вы их понимаете и относите ли их и к себе также? (Мысль о пользе общения с природой и умения у нее учиться не нова. Об этом говорили писатели разных поколений и в стихах, и в прозе. И, хотя каждый вкладывает в эти слова свое толкование, каждый из нас понимает, что каждый шаг живого существа требует понимания природы и умения видеть ее уроки. Так, природа всегда целесообразна, она всегда следует своим законам, природа - источник вдохновения…)

- Какое отношение к теме труда имеет описание «рождения рассказа»? Найдите в тексте слова автора, которые были бы ответом.

(«Он писал о своем труде, великолепии и силе русского языка, о великих мастерах слова, о том, что весь мир во всем его удивительном разнообразии должен быть повторен на страницах книг в его полной реальности, но пропущенный сквозь кристалл писательского ума и воображения и потому - более ясный и осознанный, чем в многошумной действительности».)

7. С помощью анализа стихотворения Я так хочу стихи свои писать. Эдуарда Асадова сделаем вывод ко всему уроку

Чтоб каждой строчкой двигать жизнь вперёд.

Такая песня будет побеждать,

Такую примет мой народ!

Пускай трудна порою крутизна,

Но там, где люди солнце обретут,

Быть может, песню и мою споют,

И в чьём-то сердце задрожит струна.

Я так хочу стихи свои писать,

Чтоб, взяв их в новый незнакомый век,

Читатель мог уверенно сказать:

Недаром прожил в мире человек!

И там, у завершенья крутизны,

Сквозь яркий день и сквозь ночную тьму,

Я так скажу потомку своему:

"Ты слышишь этот песенный прибой?

Ты видишь счастьем залитую ширь?

Храни же свято этот светлый мир,

Что добыт был великою ценой!"

Я так стихи свои хочу писать,

Чтоб этот миг приблизить хоть на час.

Они прекрасны, замыслы у нас!

И наши песни будут побеждать

- Что такое творчество? Что такое ответственность? Что такое взаимосвязь природы и человека?

Творчество - это выражение своих эмоций и чувств, создание чего-то нового

Ответственность – это способность исполнять все свои обязанности наилучшим образом

Человек и природа неразрывно связаны между собой. Невозможно любя природу, не любить все живое на земле.

    Домашнее задание: Дать развернутый ответ. Радость творчества – это достижение цели? Почему? Ответить на вопросы: стр. 87

Когда М. Горький кончил читать свой новый, еще не опубликованный рассказ - несколько тысяч слушателей, заполнивших вечером 15 апреля 1912 года самый большой в Париже зал Ваграм, устроили ему овацию. Чем взволновало собравшихся, в большинстве - русских политических эмигрантов, произведение писателя-революционера? Оно не имело никакого отношения к теме вечера, посвященного столетию со дня рождения А. И. Герцена, и совершенно не было связано с современными событиями, С приходившими из России вестями о начале нового революционного подъема. Автор рассказа вспоминал об эпизоде двадцатилетней давности, на первый взгляд - бесконечно далеком не только от последних политических событий, но и от политики вообще.

И все же многочисленные слушатели, целиком поглощенные злобой дня, трудной судьбой своей Родины, никак не могли успокоиться, выражая признательность автору. Было ясно, что его новое произведение необыкновенно созвучно их думам и чувствам, всему их душевному настрою. Рассказ назывался «Рождение человека».

Эпизод, о котором вспомнил в этом рассказе М. Горький, глубоко трагичен. В страшный для России 1892-й «голодный» год, когда на краю гибели оказались миллионы крестьян, - толпы их двинулись пешком из охваченных неурожаем губерний на юг в поисках работы и хлеба. С одной из групп голодающих шел и будущий писатель. Вдруг он увидел, как отстала от других беременная крестьянка (она вынуждена была отмерять версты до последней минуты), и понял, что у нее начинаются роды.

Он не мог не прийти к ней на помощь и невольно стал «акушером». Что ждало новорожденного? Для какой жизни родился среди горя, отчаяния, голодных смертей «новый житель земли русской, человек неизвестной судьбы»? «Помог ты мне - спасибо, - говорит мать своему спутнику, «проходящему», - а хорошо ли это для него, и - не знаю уж...» Этот вопрос не может ее не мучить. Отражая бушующую в душе матери бурю тревог и надежд, борются в ее глазах - глазах «синевато-серого цвета» - серый, мутный цвет боли, тоски, безнадежности и синий, как море и как небо, цвет радости, счастья, любви. И синий цвет побеждает, побеждает вера в будущее сына: «Хорошо-то как, хорошо! И так бы всё - шла, всё бы шла, до самого аж до краю света, а он бы, сынок, - рос да всё бы рос на приволье...» Не случайно именно в этом бесстрашно правдивом произведении прозвучали слова, ставшие одним из самых крылатых изречений XX века: «Превосходная должность - быть на земле человеком».

Если мы вспомним, какие настроения преобладали в литературе той поры - норы реакции, наступившей после поражения первой русской революции, - нам станет понятнее, почему рассказ «Рождение человека» произвел столь большое впечатление на своих первых слушателей, а затем и на тысячи и тысячи читателей. Леонид Андреев доказывал тогда в своей философской драме «Жизнь Человека» (ее первое действие имело особое название: «Рождение Человека и муки матери»), что страдания матерей ничем не оправданы, так как рождаемые в муках дети обречены на бесцельную и бессмысленную жизнь. Ему вторил М. П. Арцыбашев, заявляя, что лучше людям совсем не появляться на свет, чем рождаться «на жизнь несчастную и бесцельную». М. Горький гневно ответил этим писателям и всем проповедникам пессимизма в 1912 году в статье «Издалека». Но еще более ярким и убедительным ответом был написанный им тогда же рассказ «Рождение человека». Уж если люди угнетенной, многострадальной народной массы не теряют веры в жизнь, то можно ли простить безверие тем, кто призван поднимать народ па борьбу, а не подавлять его волю отчаянием?!

Спустя год, в 1913 году, В. И. Ленин возразил в статье «Рабочий класс и неомальтузианство» людям, утверждавшим, что нелепо «убеждать матерей рождать детей, чтобы их калечили... доводили до самоубийства!». Назвав подобные рассуждения мещанскими и реакционными, В. И. Ленин писал: «...«Рождать детей, чтобы их калечили»... Только для этого? Почему же не для того, чтобы они лучше, дружнее, сознательнее, решительнее нашего боролись против современных условий жизни, калечащих и губящих наше поколение??. Мы боремся лучше, чем наши отцы. Наши дети будут бороться еще лучше, и они победят» Впоследствии М. Горький тщетно пытался узнать, как сложилась жизнь человека, которому он помог когда-то появиться на свет. Он ничего не узнал об этом, и мы ничего не знаем о судьбе того человека, но нам хорошо известна судьба его поколения. Подростком тот человек мог увидеть революцию 1905 года, а юношей участвовать в Великой Октябрьской революции; он мог стать одним из строителей первого социалистического государства и его защитником на фронтах Великой Отечественной войны; мог участвовать в героическом возрождении Родины... Ему стоило родиться!..

Источники:

  • Горький А. М. По Руси; Дело Артамоновых./Вступит, статьяnи примеч. Б. Бялика; Худо ж. А. Таран и С. Герасимов.-М.: Худож. лит., 1982.-590с- (Б-ка классики. Сов. лит-ра)
  • К. Г. Паустовский. «Рождение рассказа»

    Произведения Константина Георгиевича Паустовского много и охотно читают люди разного возраста. Если вы захотите узнать о его судьбе и рассказать о ней детям, то прочтите автобиографическую эпопею «Повесть о жизни», которую Паустовский писал многие годы. Все шесть автобиографических книг, которые входят в «Повесть о жизни»: «Далекие годы», «Беспокойная юность», «Начало неведомого века», «Время больших ожиданий», «Бросок на юг», «Книга скитаний», – волнующий литературный документ эпохи.

    Тема творчества, тема ответственности за свои дела отчетливо прослеживается в этих автобиографических произведениях. Но она звучит и во множестве других произведений. Среди них есть и такие, которые специально посвящены этой теме. Когда ученики станут постарше, вы познакомите их с «Золотой розой». В этом классе мы предлагаем проследить за процессом творчества в произведении, которое названо «Рождение рассказа».

    После его чтения можно решить вопрос о том, важен ли писателю жанр, или он стремится показать процесс творчества, который может воплотиться в произведении любого жанра.

    Наверное, ответ ясен каждому, кто прочтет рассказ. Однако тогда нужно будет ответить и на вопрос о том, почему все же описание процесса рождения художественного текста воплотилось в жанре рассказа. Среди соображений, которые высказывали ученики, были и такие своеобразные характеристики рассказа: «он не велик, однако дает возможность обстоятельного рассмотрения вопроса о творчестве»; «его композиция легко прослеживается и помогает сконцентрировать внимание на том, что автору особенно важно»; «в нем легко наблюдать за частными приемами, которые все же могут и повторяться, и варьироваться: для этого есть достаточно пространства». Нашлись даже ученики, которые с особым вниманием отнеслись к тому, как состояния природы и героя перекликаются в разные моменты повествования. Уже первая фраза: «Подмосковный зимний денек все задремывал, никак не мог проснуться после затянувшейся ночи. Кое-где на дачах горели лампы. Перепадал снег…» – может рассматриваться как взгляд человека, который никак не в силах преодолеть собственную душевную дремоту. Ведь именно он приписывает зимнему деньку такую нарочитую пассивность.

    Любители природы и ее описаний могут внимательно подумать и решить, когда же возник творческий импульс у героя рассказа, как он связан с природой и людьми.

    Едва ли можно посвятить много времени наблюдениям за героем рассказа, который никак не мог настроить себя на творческую волну. Но беседа об этих событиях по манере должна быть неторопливой. Мы поговорим о том, как он ехал в чужой дачный дом, как случайно встретил девушку из этого дома, как общение с милым и доверчивым человеком сказалось на его настроении, как развивались далее малозначительные, но все более приближающие героя к желанному состоянию события. Это намеренно неторопливая и не претендующая на многозначительность беседа – главная составляющая нашей работы с рассказом. Его центральная мысль, которую автор и не пытается предложить в четкой формулировке, – длительность и непредсказуемость пути к творчеству.

    В курсе седьмого класса мы стремимся сформировать не столько набор представлений о конкретных жанрах, сколько стремление ученика-читателя видеть, как связаны между собой форма и содержание.