Меню
Бесплатно
Главная  /  Разное  /  Крещение детей до революции в 19 веке. Крещение детей. Как это происходит

Крещение детей до революции в 19 веке. Крещение детей. Как это происходит

О том, когда лучше принимать Крещение, среди христиан существуют разные мнения. Так, например, во многих течениях протестантизма детей не крестят вообще, откладывая этот важный момент до совершеннолетия – да и среди людей, формально причисляющих себя к православным, иногда встречается такое мнении: мол, принятие Крещения должно быть сознательным актом (ссылаются даже на то, что сам Иисус Христос крестился в 30-летнем возрасте). Такие люди как-то сбрасывают со счетов то обстоятельство, что не все доживают до 18 лет (конечно, не хочется об этом думать – но увы, такова суровая реальность). Протестанты-то смотрят на это проще – с их точки зрения у человека свободной воли вообще нет и поспособствовать делу Спасения (для себя или своих детей) он никоим образом не может: умер ребёнок некрещёным, отправился в Ад – значит, такова воля Божья… Но мы – православные – ответственности за происходящее с нами и нашими детьми – с себя не снимаем и потому крестим детей в младенчестве (впрочем, католики поступают точно так же).

До революции детей крестили на 8-й день после рождения, приурочивая совершение Таинства к наречению имени, совершаемому на 8-й день, но в настоящее время установилась традиция крестить на 40-й день после рождения.

Почему именно на 40-й?

Отчасти это связано с обычаем ветхозаветных времён приносить ребёнка в Иерусалимский храм на 40-й день (именно в такой день произошло Сретение Господне – встреча маленького Спасителя со святым Симеоном, человеком, который усомнился в возможности грядущего рождения Спасителя от Девы – и принуждённого жить более ста лет, ожидая встречи с ним… вот и человек «встречается» со Спасителем в таинстве Крещения на 40-й день после своего рождения).

Кроме того, в течение 40 дней после родов женщина считается нечистой и приходить в храм ей не положено. На 40-й день над ней читаются специальные молитвы – и она снова может посещать богослужения (и присутствовать на крещении собственного ребёнка, разумеется, ей тоже можно).

Не следует цепляться за эту дату фанатично: это именно традиция, а не жёсткое правило, в силу особых обстоятельств (например, если малыш болен) Крещение и можно отложить. Но не следует затягивать (не забывайте, что с 4-х месяцев ребёнок уже отличает «своих» от «чужих» и пугается незнакомых людей – так что может испугаться в процессе крещения, может кричать и цепляться за маму, отказываясь идти на руки к священнику).

Можно крестить ребёнка и раньше – но всё-таки торопиться не стоит: в первый месяц жизни малыша лучше вообще лишний раз никуда не таскать (ведь организм ещё беззащитен перед инфекциями). Но если есть опасность для жизни – конечно, можно и нужно крестить, не откладывая – можно это сделать даже в 1й день (в таких случаях это разрешается делать даже в роддоме, чтобы ребёнок не умер некрещёным).

Обычно таинство Крещения совершается каждый день, но в некоторых храмах во время многодневных постов крестят только по субботам и воскресениям (это связано с тем, что во время поста богослужения в будние дни более продолжительны, времени между ними остаётся меньше) – уточните заранее этот вопрос в храме, где собираетесь крестить. В любом случае, о дне и времени крещения следует договориться заранее.

И в заключении несколько слов о крещении взрослых. Креститься не только никогда не рано, но и никогда не поздно. Когда-то существовало поверие, что если человека не крестили до 7-летнего возраста – то позднее это делать и смысла нет, всё потеряно… так вот, это чистой воды суеверие: креститесь без всяких сомнений. Нельзя только креститься второй раз – так что для человека, крещёного в Православие, а потом крестившемуся в другую веру, крайне сложно что-то сделать (так что не следует ходить – даже из любопытства – на всякого рода сектантские сборища, где зачастую крестят всех присутствующих – целый зрительный зал или даже стадион). Если же вы точно не знаете, крестили вас в детстве или нет – креститься, несомненно, нужно. В таких случаях священник при совершении Таинства говорит: «Крещается, аще не крещён…».

Крещение ребёнка было важнейшим событием не только в жизни простого населения в России. Рождение ребёнка в царской семье, особенно наследника, а затем и его крещение - важнейшие события в государстве, который обставлялись со всей пышностью и великолепием. Ещё со времён правления царя Иоанна Грозного, пошла традиция так называемых крестильных поездов, когда на красивейших, богато украшенных лошадях ехали целым поездом в церковь, а дорогу поезду окроплял святой водой патриарх или митрополит. Также к Таинству Крещения съезжалось множество иностранных гостей, которые обязательно дарили царственному младенцу многочисленные подарки.

Сама же процедура подготовки в Крещения тщательно готовилась, т.к. все традиции должны были быть соблюдены на высшем уровне. Особое место уделялось пошиву крестильного наряда для новорождённого. Шили его вручную самые известные мастерицы Руси, используя материалы наивысшего качества. В качестве основной ткани использовался тончайший шёлк. Украшался крестильный наряд изысканным брюссельским кружевом тончайшей работы. Само по себе это кружево было уникальным произведением искусства. включал в себя: крестильную рубаху, полотенце, искусно вышитое, а также всевозможные чепчики, изящные косыночки. Крестильные рубахи царственных детей бережно хранились как величайшая ценность. До наших дней сохранился крестильный наряд цесаревича Алексея, сына последнего русского царя Николая II. По этому наряду можно судить о красоте и великолепии крестильных нарядов всех царственных детей на Руси. Они великолепны.

Сама церемония крещения царственного ребёнка также обставлялась со всей пышностью. Обязательно присутствовали лучшие придворные художники, обязанностью которых было запечатлеть самый важный момент в жизни царской семьи - крещение их наследника. До нашего времени сохранились замечательные акварели Михая Зичи, придворного художника, который запечатлел крещение будущего царя - Николая II. Также сохранился и официальный альбом, в котором содержатся уникальные фотографии с Таинства Крещения первой дочери царя Николая II - Ольги.

Таинство венценосных особ начиналось с торжественного шествия в церковь. Если это были домовая церковь, торжественно шли по дворцовым залам. Если церковь находилась вне резиденции царей - ехали парадным выездом до церкви на каретах. Великолепно и богато украшенные кареты сопровождали гвардейцы. Матери не присутствовали при обряде Крещения. Несли младенца так называемые статс-дамы - это придворные дамы высшего ранга. Они, как правило, шли не одни, а в сопровождении двух или более человек (ассистентов), среди которых были различные высшие чины: князья, графы.

В крёстные, венценосным особам выбирали тех, кто мог упрочить и поддержать царя в его правлении. Это были короли, императоры, князья. Так крёстными цесаревича Алексея (сына Николая II) стали Георг V (король Англии), император Германии - Вильгельм II, король Дании - Христиан IX и князь Алексей Александрович.

Приглашение в крёстные означало не только то, что отец и мать хорошо относятся к этому человеку, но также и укрепляло политическое положение России на мировой арене.

По окончании самой церемонии Крещения младенцу преподносили статусные ордена: святого Андрея Первозванного, святого Александра Невского и др. Девочкам же преподносился орден святой Екатерины. Завершался обряд торжественный обедом, на котором присутствовали все высшие лица государства, а также иностранные гости. Иногда количество гостей доходило до тысячи человек.

Во время Крещения младенец, а также его родители получали множество подарков от всех присутствующих на обряде людей. Попасть в число приглашенных на Крещение царского ребёнка было величайшей удачей, и каждый старался отличиться: преподнести самый изысканный и богатый подарок. Самому младенцу дарили набор серебряных ложек, крестики, иконы, в т.ч. и мерные иконы . Матери ребёнка, как правило, преподносили украшения из драгоценных камней. Отцу дарили картины самых известных художников, наборы ножей, различные раритетные книги и т.д.

Позже дни именин царского ребёнка отмечали также с высоким размахом, приглашая за столы до сотни гостей и даря имениннику дорогие подарки. Так цесаревич Алексей однажды получил от своей бабушки - императрицы Марии Фёдоровны - настоящий детский автомобиль, что привело его в небывалый восторг.

Завершалось торжество, как правило, торжественной иллюминацией, которое завораживало гостей своим великолепием и красотой.

Первым Таинством, с которого начинается духовная жизнь человека, является Святое Крещение. Без него невозможно спасение человека. По словам Катехизиса, «Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую».

Крещение, по глубокой мысли святителя Григория Богослова, «есть пособие в нашей немощи, отложение плоти, последование Духу, общение со Словом, исправление создания, потопление греха, причастие света, рассеяние тьмы. Просвещение есть колесница, возносящая к Богу, сопутствование Христу, подкрепление веры, совершение ума, ключ Царства Небесного, перемена жизни, снятие рабства, разрешение от уз, претворение состава. Просвещение есть лучший и величественнейший из даров Божиих» (Слово 40). Принявший его человек получает новые органы чувств души, и у него все становится на свои места. Ум получает силу к целостному мышлению. Сердце очищается от груза прошлого. Душа получает силу к неземному покою и вечной радости, человек впервые слышит не осуждение, а одобрение совести. Если до Крещения в сердце человека пребывала злая сила диавола, то после принятия Таинства Дух Святой поселяется внутри человека. Конечно, злой дух не прекращает нападать на человека, действуя через тело и пытаясь посредством его помрачить наш разум, но внутри любого крещеного поселяется несмываемая Божия благодать. Поэтому если человек согрешил или даже отпал от Церкви, то, возвратившись назад, он не крестится заново, а присоединяется через Покаяние. Крещение – новое рождение, которое никогда не повторяется, если было правильно совершено.

Этот великий дар коренится в священном Искуплении. В Крещении мы символически умираем вместе со Христом, погружаясь в воду, и совоскресаем с Ним – выходя из воды. Хотя участие в смерти происходит символически, но спасение совершается самим делом.

Не случайно само это великое Таинство просвещения установлено Христом Спасителем после Его Воскресения. Предуказано оно было и древними чудесами спасения, такими как спасение семейства Ноя от потопа, переход евреев через Красное море, ритуальные омовения Моисеева Закона. Подготовило Его Крещение покаяния, которое совершал Иоанн Креститель. Но реальностью оно стало после Жертвы Христа. Явившись ученикам после Воскресения в Галилее, Он сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 18-19). По церковному преданию, Сам Воскресший Христос крестил апостолов, а те передали это Таинство всем христианам.

Подготовка взрослого ко Крещению

Если взрослый человек захочет принять Святое Крещение, то одного желания для этого недостаточно. Как для полноценного лечения недостаточно одного желания больного, но необходимо исполнять распорядок дня, делать процедуры, принимать лекарства и, главное, необходимо доверие к врачу, так и для начала жизни в Боге надо иметь истинную веру, раскаяние в своих злых делах и желание жить по заповедям, при условии выполнения которых Таинство сможет полноценно действовать.

Понятно, почему необходима вера. Ведь, по словам Писания, «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11, 6). Есть мера веры, необходимая для Крещения. Эта мера – Символ Веры, который читается наизусть крещаемым перед самим Таинством и хранится в нашем сердце до самой смерти и Судного Дня. Нельзя креститься тому, кто верит только в то, что «кто-то там есть», и если человек хочет принять Святое Крещение, то должен всем сердцем принять истинную веру и получить прощение своих грехов.

Желающий покреститься должен читать Священное Писание. Церковь рекомендует оглашенным оглашенному (так называется тот, кто готовится ко Крещению) прочитать из Нового Завета четыре Евангелия, а из Ветхого – Книгу Бытия, Исход, Притчи Соломона, Премудрость Иисуса, сына Сирахова, и Премудрость Соломона.

Во время подготовки ко Крещению надо усердно молиться, чтобы Бог очистил сердце и освятил жизнь. Особенно необходимо как можно чаще посещать храм Божий. Если человек собрался креститься, то он уже отчасти свой для Церкви. Она молится за него как за оглашенного, и не надо пренебрегать ее материнской заботой. Некрещеный молится за вечерним богослужением и утром, на Литургии, до слов, возглашаемых диаконом или священником: «Елицы оглашенные, изыдите, оглашенные, изыдите, да никто из оглашенных». Если нет экстраординарных обстоятельств, тогда подготовка ко Крещению длится сорок дней. Столько длилось оглашение и в Древней Церкви, и в России до революции. В этот период необходимо поменять свою жизнь – прекратить творить беззакония, уйти с работы, несовместимой с христианством (работа в абортарии, проституция и т.п.), и начать выполнять заповеди. Не стоит затягивать время до Крещения, иначе можно умереть и навсегда погибнуть.

Надо помнить, что если человек собрался креститься, то он будет подвергаться атакам диавола, не желающего, чтобы человек освободился из его рабства. Врага не надо бояться и слушать, молитва и крестное знамение прогонят его. Любимая ловушка диавола – это суета. Он говорит: «Сегодня тебе некогда, лучше завтра, через неделю, в отпуске». Так некоторых сатана удерживает от Крещения годами, тем, кто попался на эту удочку, потом будет тяжелее вести христианскую жизнь. По слову Христа, «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62).

В Древней Церкви перед Крещением постились сорок дней, сейчас считается желательным хотя бы трехдневный пост. Он помогает победить диавола, усиливает молитву и дает возможность контролировать свое сердце.

Во время подготовки к Таинству надо постараться вспомнить все свои грехи, чтобы раскаяться в них перед Крещением, и постараться их больше не повторять, как и сказал апостол Петр: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святаго Духа (Деян. 2, 38).

Хорошо найти благочестивого православного христианина, который стал бы крестным и помогал идти ко Христу. Но он не должен быть супругом нынешним или предполагаемым, иначе такой брак будет незаконным. Впрочем, наличие крестного обязательно только для детей до 14 лет. Взрослый может поручиться за себя сам.
Крещение совершается в любой день, кроме будних дней Великого поста. В Древней Церкви и в России до революции особыми днями Крещения взрослых были Великая Суббота, Рождественский и Крещенский сочельники, Лазарева суббота и Пятидесятница.
В ночь перед Крещением обязательно надо воздержаться от плотского сожительства. С полуночи надо ничего не пить и не есть, а курильщикам не курить, чтобы сразу после Крещения причаститься Святого Тела и Крови Христа. Женщины во время месячных и в течение сорока дней после родов не крестятся, кроме случаев угрозы для жизни.

Иноверцу (мусульманину, иудею, язычнику или сектанту) перед Таинством Крещения необходимо пройти чин присоединения.

Крещение младенцев

В Православной Церкви удостаиваются Святого Крещения не только взрослые, но и дети. Так мы исполняем слова Христа: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда» (Мф. 19, 14-15).

Прямое повеление апостола Петра в день Пятидесятницы говорит о том, что дар Крещения принадлежит всем: «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2, 38-39).

Конечно, у младенца нет личной веры, но этот недостаток восполняет вера родителей и восприемников (крестных). Пример этого есть и в Писании, где Христос исцелил расслабленного и простил ему грехи по вере его друзей (Мф. 9, 1-8). Обязанность поручителей заключается в том, чтобы они научили младенца вере и жизни христианской, чтобы благодать Божия действовала в нем. Для этого они заботятся не только о своевременном обучении ребенка Закону Божию, но и следят за тем, чтобы дитя регулярно приобщалось Святых Таин.

Крещению ребенка предшествует ряд священных чинов, подготавливающих его к Таинству и защищающих от нашествия злых сил. Еще до рождения служится специальный молебен, в котором испрашивается Божия помощь матери в родах. В первый же день после родов священник просит защитить мать и младенца от нападения духов зла и очистить всех, причастных к родам, от скверны первородного греха. На восьмой день священник нарекает имя новорожденному – подобно тому, как Господу дали священное имя Иисус на восьмой день после Рождества (Лк. 2, 21). В сороковой день младенец приносится в храм, чтобы быть представленным Творцу (Лк. 2, 22-38). Над матерью читаются очистительные молитвы, исцеляющие ее от прикосновения диавола (в момент передачи первородной смерти) и допускающие ко Причастию. Ведь, кроме смертной угрозы, женщина не может вкушать Причастие сорок дней после родов.

В случае если младенец слаб или болен, недопустимо откладывание Таинства Крещения на сколько-нибудь долгий срок. Крестить тогда нужно сразу после родов, иначе, если ребенок умрет, он не может попасть в Царство Божие (Ин. 3, 5). По правилам Церкви, родители (или священник), по нерадению допустившие, чтобы младенец умер некрещеным, подвергаются строгому наказанию.

Чин Крещения

Порядок Таинства Крещения восходит к древнейшим временам, в своих основах он установлен еще апостолами. Сняв с себя верхнюю одежду, крещаемый показывает готовность отречься от прежней греховной жизни. Священник знаменует его крестом, отделяя для Бога, дует в лицо, восстанавливая то дуновение, которым был создан человек (Быт. 2, 7), и читает молитву, нарекающую христианское имя (при Крещении иногда меняют имя – как знак изменения жизни. При Таинстве оно пишется в Книге Жизни). У новокрещеного также появится небесный тезка, который станет его покровителем. День памяти небесного покровителя является главным личным праздником христианина.

После этого читаются заклинательные молитвы, обращенные против диавола, которому принадлежат все некрещеные. Бывает, что враг пытается удержать человека в своих лапах, и поэтому нападает на него во время Крещения. Однажды крестили наркоманку, и ее стало мутить во время заклинательных молитв, когда надо было читать Символ Веры, она стала задыхаться, а в купели чуть не упала в обморок, но, как только ее погрузили в третий раз, все мгновенно прошло. Так происходило потому, что через эту страсть диавол владел ею особенно сильно, но сила Божия оказалась несравненно могущественнее. Бояться диавола незачем, надо гнать его именем Иисуса Христа, и он убежит прочь. Ведь нам дана власть наступать на всю силу диавола (Лк. 10, 19), и она не может повредить нам, если мы с Богом. Так что не надо бояться ни сглаза, ни порчи, ни колдунов, но следует ревностно соблюдать заповеди – и никакое духовное зло не подойдет к христианину. Поэтому и священник совершенно не заискивает перед сатаной, а властно прогоняет его прочь силой Бога.

Наступает время освобожденному от власти врага отречься от него. Священник трижды спрашивает: «Желаешь ли отречься от сатаны, всех его дел, всех его ангелов (бесов, являющихся под видом языческих богов, космических энергий и т.д.), всего служения его (магии, иных религий, астрологии и т.п.) и всей гордыни его (массовых зрелищ, лишающих человека разума)?»

Крещаемый отвечает: «Отрицаюся» – и затем дует и плюет на запад, в область тьмы, извергая из себя всю нечистоту.

После этого священник спрашивает, готов ли он сочетаться со Христом (вступить с Ним в вечный союз), и, после изъявления согласия, спрашивает: «Веришь ли ты в Него?»
Крещаемый отвечает: «Верую яко Царю и Богу» – и приносит Ему присягу – читает Символ Веры.

После этого священник освящает воду, предварительно покадив ее. Так она вернется в то самое состояние, в каком была в первый день творения, когда была тьма над бездной и Дух Божий носился над водами (Быт. 1, 2). Мы вспоминаем, как евреи перешли через Красное море, руководимые облачным и огненным столпом, а фараон со всеми своими армиями погиб в волнах. Так и оглашенный, руководимый Христом, получит спасение в воде, а диавол утонет в ней.

После освящения воды священник помазывает воду и крещаемого благословленным маслом. Это елей радости, помазание которым дает силу выскользнуть из лап врага, как древние борцы намазывались маслом, чтобы выскользнуть из рук противника. Надо растереть это масло по всему своему телу.

Затем наступает самый важный момент. Человек спускается в купель, рука священника (а через эту руку – Сам Христос) трижды погружает его в воду со словами: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

По Уставу Церкви, Крещение должно совершаться через троекратное полное погружение в воду – или в купели, или в открытом водоеме. Это апостольская практика. Но если ситуация такова, что полное погружение невозможно (например, в армии, в тюрьме, в больнице, в пустыне, при острой нехватке воды), тогда допустимо, и вполне действительно, обливательное крещение – с тем, чтобы было облито все тело, а совсем в крайнем случае – голова.

Спускаясь в воду, не надо забывать молиться Богу, чтобы Он Сам очистил и научил жить по-христиански. Ведь вода Крещения вся пронизана силой Святого Духа.

Когда новокрещеный (по-гречески «неофит») выходит из воды заново родившимся, безгрешным и святым, на него надевают крест (символ терпения скорбей ради Христа) и белую рубашку – знак чистоты и невинности, и вручают горящую свечу, напоминая слова Христа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

После этого над новокрещеным совершается Таинство Миропомазания , в котором человек принимает дар Святаго Духа.

_____________________________________

В данном разделе представлен текст из книги «Закон Божий: введение в Православное христианство» иерея Даниила Сысоева (с небольшими изменениями).

Сегодня наша встреча посвящена организации катехизаторской деятельности на приходах - одной из наиболее актуальных тем современной церковной жизни. На общецерковном уровне проходит разработка и обсуждение документов, которые не просто регламентировали бы катехизаторскую деятельность приходов, но и помогли бы организовать ее наиболее эффективно.

Все мы знаем, отцы и братия, что Церковь переживает особый период своей истории, который принято называть временем ее возрождения, или даже временем второго Крещения Руси. Строятся храмы, открываются духовные школы, все новые люди приходят в Церковь, принимают Крещение и крестят своих детей. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своих выступлениях неоднократно говорил о том, что «итогом начального периода новейшей истории нашей Церкви стало то, что по разным данным в среднем от 60 до 80% населения… именуют себя православными. Но какова же на самом деле ситуация на местах? Любой, кто не оторван от реальности, осознает, что, если говорить об активных верующих, регулярно причащающихся и участвующих в церковной жизни, то доля такого населения гораздо ниже указанных процентов». Эту ситуацию нельзя назвать нормальной. Поэтому на тех, кто относит себя к Православию, но не является активными верующими, должна распространяться наша особая пастырская забота - подчеркивает Святейший Патриарх. Она состоит, прежде всего, в том, что мы обязаны дать верные представления о Православии и церковной жизни всем, кто приходит в Церковь - как людям, желающим креститься, так и тем, кто, будучи крещен, остается пока православным человеком чисто формально.

Я хотел бы особо подчеркнуть, отцы и братия: дело, о котором мы говорим сегодня - не временная кампания и не какое-то нововведение, которое приходится возводить на пустом месте. Катехизация, то есть научение вере, приобщение христиан к полноте церковной жизни - это то, что было присуще Церкви Христовой с самого начала ее существования, и это неотъемлемая часть служения каждого добросовестного и ответственного священника. Однако поскольку на разных исторических этапах жизнь Церкви имела какие-то свои особенности, ее катехизаторская деятельность также имела различные формы. Сегодня мы ищем формы этой работы, наиболее адекватные в современных условиях.

Поскольку слово катехизация первоначально означало подготовку к Таинству крещения, мне хотелось бы напомнить вам, как относились к этому Таинству и как происходило научение вере в нашей Церкви в разные времена, чтобы лучше понять корни тех проблем, которые существуют сегодня.

В первые века христианства Таинство совершалось в основном над взрослыми людьми. До IV в. крещение детей было, скорее, исключением и совершалось тогда, когда люди приходили в Церковь всей семьей, «всем домом» (пример тому – повествование о крещении Корнилия Сотника в 10 главе книги Деяний святых апостолов). В апостольские времена катехизация представляла собой устное наставление в вере, главным основанием для Крещения было исповедание веры в Господа Иисуса Христа как Сына Божия, Распятого и Воскресшего.

Во II-III вв. в Римской империи Крещению предшествовал длительный (до трех лет) период оглашения. В условиях, когда Церковь была гонимой, преследуемой, каждый из христиан должен был быть готов отдать свою жизнь за исповедание веры. В период оглашения пристальное внимание уделялось изменению жизни человека, в то время, как вся Церковь усиленно молилась за желающих принять святое Крещение.

Делу наставления новоначальных посвящали свои труды многие святые отцы Церкви: до наших дней дошли огласительные беседы святителя Кирилла Иерусалимского, огласительное слово святителя Григория Нисского и многие другие святоотеческие наставления. Живым свидетельством заботы Церкви о том, чтобы преподать крещаемым ее учение неповрежденным, остается наш Символ веры : и первоначальный Никейский, и нынешний Никео-Цареградский Символ веры - это не что иное, как краткое изложение вероучения для желающих креститься.

Когда христианство стало не просто разрешенной, но и господствующей религией, т.е. примерно к IV в., сложилась тенденция, следы которой наблюдаются и в нашей сегодняшней жизни. Стало принятым откладывать крещение на самое позднее время жизни человека, чуть ли не до смертного одра. Люди знакомились с учением Церкви, даже признавали себя христианами, но откладывали «на потом» свое крещение и участие в Таинствах, зная, что для того, чтобы жить по-христиански, нужно бороться со всем плохим, что есть в себе, но не находили в себе сил и желания вести такую борьбу. Многие тогда, как часто и сейчас бывает, считали, что сначала следует «пожить для себя», воспользовавшись всем тем приятным, что есть в этой жизни, а потом уже, на ее исходе, «подумать о душе», уделить время Богу. Эта традиция была глубоко неправильной, она была искажением понятий о Церкви и имела своим содержанием желание человека «перехитрить» Бога и самого себя. Однако она была настолько распространенной, что многие из выдающихся людей, даже святых, крестились не просто в сознательном, но даже в преклонном возрасте. Самый известный пример – святой равноапостольный Константин Великий, который принял Крещение буквально на смертном одре. В таких условиях традиция первых веков с длительным периодом оглашения для подготовки ко Крещению оказалась разрушенной: этот период затягивался на неопределенный срок. Только усилиями многих святых отцов Церкви, разъяснявших глубокую неправильность этого обычая, он был преодолен. Вместе с тем претерпела изменения и система подготовки к Таинству Крещения: в этот период научение оглашенных основам вероучения начинают проводить в течение 40 дней Великого поста, чтобы совершить над ними святое Крещение на особой крещальной литургии в Великую субботу. Следы этого доброго обычая по сей день сохраняются в нашем богослужении. В этом году в нашей епархии, как и на некоторых приходах столицы, была предпринята попытка воспроизвести эту древнюю практику, и она оказалась довольно удачной. Подробнее об этом расскажет чуть позже о. Сергий Штурбабин.

Начиная со второй половины V века специальная практика оглашения взрослых начинает исчезать: она становится ненужной, потому что в эпоху, когда христианство становится господствующей в государстве религией, входит в обычай обязательное крещение младенцев. И в Восточной, и в Западной Церкви младенцев крестили по вере взрослых: их родителей и восприемников. Этот обычай был основан на учении Церкви, ведь оно говорит о том, что не только человеческие усилия, стремления, человеческая воля, но и благодать Божия необходимы для спасения человека. Поэтому Крещение младенцев всегда было не просто традицией, обычаем, или, как некоторые говорят, снисхождением к народным верованиям - нет, оно было частью исповедания Церкви, уверенностью, что в крещеном человеке действует благодать Божия. Вот почему для нас Крещение – это подлинное Таинство, а не символ или обряд.

Это важно осознавать для понимания природы разного рода искажений, которые привели впоследствии к появлению протестантизма. Борясь с действительно имевшими место искажениями христианской жизни и христианского вероучения в католицизме, из-за нарастания которых и произошел Великий раскол 1054 г., и оторвавшись от Римской Церкви, протестанты, как говорится, «вместе с водой выплеснули и ребенка». В основу своей религиозной жизни они положили чисто рационалистические принципы, отрицая действие в Таинствах благодати Божией. Таинства стали восприниматься ими как некие символы, обряды, напоминания. Крещение стало для них «вступлением» в определенное сообщество, Евхаристия – просто воспоминанием Тайной вечери, когда люди, собираясь вместе, сами себе напоминают событие, которое произошло два тысячелетия назад, вкушая при этом просто хлеб и вино. Отказ от Крещения младенцев стал одним из принципов протестантизма, наряду с борьбой с монашеством и почитанием святых. Поскольку действие благодати перестает приниматься в расчет, детей не крестят, дожидаясь пока они сознательно примут веру своих родителей и вступят в ту или иную протестантскую общину - именно как в организацию.

Однако, с другой стороны, в православном мире со временем возникло другое искажение, которое во многом определяет и наши сегодняшние проблемы, - когда крестят всех детей, не исследуя, веруют ли их родители и восприемники, способны ли они дать детям христианское воспитание. Такое Крещение часто остается лишь следованием традиции, средством национальной самоиндентификации человека. Когда рождается ребеночек, его приносят крестить. И как любая народная традиция, церковное Таинство обрастает при этом целым ворохом обычаев и предрассудков и акцент в народном сознании переносится на тему кумовства, крестных, подарков, семейных обедов и кого на них приглашать...

Почему именно этот вариант получил такое распространение в Русской Церкви и в нашей современной жизни? - Здесь следует отметить такой момент. Для Русской Церкви, как и для подавляющего большинства Православных Церквей, было привычным, в течение многих столетий, существование в качестве Церкви государственной. Ребенок воспитывался в вере в семье, и весь строй семейной жизни был обусловлен христианством, сообразовывался с жизнью церковной. Любое обучение, начиная с самого начального, происходило в церковной традиции. До революции значительная часть населения России получала образование в церковно-приходских школах. Закон Божий преподавался во всех начальных и средних учебных заведениях страны, богословие - в университетах и духовных школах. То есть в Российской империи до революции человек обязательно изучал вероучение с самого раннего возраста и в семье, и в школе, поэтому в коренных областях России не было никакой надобности в создании какой-либо особой системы катехизации.

Исключение составляли места проживания малых народностей нашей страны – Сибирь, Дальний Восток, Аляска, некоторые области Поволжья. Осваивая эти земли, государство поддерживало и миссионерскую деятельность Церкви среди инородцев. Катехизация, проповедь христианства среди них была организована очень хорошо, но она считалась частью «внешней» миссии, и была построена на особых принципах. Миссионерскому служению специально обучали в духовных школах, потому что это служение имело свои отличия от обычного пастырского.

Революция ХХ века сломала устоявшийся порядок, нарушила весь строй народной жизни. С первых дней своего существования советское государство ставило своей задачей полное уничтожение Православной Церкви в России. Устанавливались конкретные сроки, одна-две пятилетки, в течение которых имя Божие должно было быть забыто на всей территории СССР. Достичь этого власти не удалось, и Церковь в России выжила, сохранилась несмотря на все испытания. За 70 лет советской власти были периоды кратких оттепелей в отношении государства к Церкви, затем – периоды новых гонений. Однако, несмотря на все эти колебания «линии партии», о религиозном образовании детей и подростков все это время и речи быть не могло.

Сегодня мало кто знает, что единственная попытка вести разговор о возобновлении катехизаторской деятельности Церкви была предпринята в середине 1940-х годов, когда после завершения Второй мировой войны советское государство законодательно ликвидировало унию на Западной Украине. Церковь предупреждала соответствующие государственные инстанции о том, что эта ликвидация в недалеком будущем будет иметь самые отрицательные последствия, если Православной Церкви не будет дана возможность развернуть миссионерскую работу на территории Западной Украины по образцу той, которая проводилась после ликвидации унии в Западной Белоруссии в Российской Империи в тех областях, которые теперь составляют каноническую территорию Польской Православной Церкви. В какой-то момент власть заколебалась, даже готов был проект постановления ЦК о том, что на Западной Украине разрешается издание православной литературы, ведение полноценной миссионерской деятельности. Однако такое разрешение все же дано не было, и в результате, как и предупреждала Церковь еще задолго до перестройки, в конце 1980-х – начале 1990-х гг. на Западной Украине произошла не просто реставрация униатства, но и его наступление.

В течение многих десятилетий государство посредством специально созданных органов, института уполномоченных по делам религии, пресекало малейшие попытки проповеди в Церкви. Представители старшего поколения духовенства, конечно, помнят о том, как доставалось священникам просто за общение с людьми в храме, как бдительно уполномоченные следили за тем, чтобы в храмах не собиралась молодежь. Если кто-то из батюшек был замечен в «излишней» активности, его в лучшем случае начинали гонять с места на место, в худшем – находили какие-то предлоги, чтобы запретить в священнослужении, не брезгуя при этом клеветой.

Поэтому за это время сложилась уже другая, к сожалению, не менее устойчивая традиция. Значительную часть духовенства приучили относиться к своим обязанностям так, как этого хотели уполномоченные - как к «удовлетворению культовых потребностей населения». А люди, в свою очередь, привыкли к тому, что, приходя в церковь, они платят деньги и получают взамен какую-то «услугу». Этот устойчивый «обоюдный рефлекс», к величайшему сожалению, не преодолен до сих пор, он остается одной из главных проблем нашей церковной жизни.

За годы возрождения Церкви, которое происходит уже больше 20 лет, конечно, многое изменилось. Во всех епархиях открылось множество успешно работающих просветительских учреждений, катехизаторских курсов, воскресных школ для взрослых и детей. Думаю, что с самого начала все честные, мыслящие, ответственные священнослужители, все те, для кого их служение является не просто средством зарабатывания денег, а действительно служением, начали заниматься просвещением нашего народа, как только появилась такая возможность.

На сегодняшний день основным препятствием к веде нию широкой просветительской, катехизаторской и миссионерской деятельности на приходах остаются малое количество храмов и недостаточное количество духовенства. Недавно Святейший Патриарх Кирилл обратился к мэру города Москвы с предложением возвести в столице минимум 200 новых храмов, при том, что, по его мнению, в Москве необходимо еще не менее 600 церквей. Святейший Патриарх понимает, что нормальная церковно-приходская жизнь, в том числе катехизаторская работа, начинается тогда, когда приход сравнительно небольшой, когда священник в состоянии уделить внимание всем тем, кто приходит в храм. Святейший Патриарх привел такую цифру: сейчас в среднем по России один храм приходится на 11,2 тысяч населения. И это, конечно, мало, причем речь идет об усредненных показателях, а во многих конкретных местах ситуация гораздо тяжелее. Есть городские и сельские районы, откуда очень тяжело добраться до храма. Есть приходы в селах, где население совсем небольшое. И пока еще остаются городские приходы, которые принято называть богатыми, куда приходит (а точнее, заходит в течение дня) множество народу, и где нормальная приходская жизнь тоже по многим причинам не складывается. Так вот, полноценные приходы, где ведется просветительская и социальная деятельность, которые могли бы стать настоящими духовными и общественными центрами своего района, сложатся тогда, когда храмы будут находиться для людей «в шаговой доступности» и когда священник будет знать в лицо всех своих прихожан.

Каковы сегодня насущные задачи нашей Церкви, что же нужно делать в первую очередь? Я бы ответил так: строить новые храмы, воспитывать добросовестных священнослужителей, наводить порядок на существующих приходах.

В свое время я был участником 11 епархиальных собраний города Москвы. Ныне покойный Святейший Патриарх Алексий всегда, на всех собраниях, говорил о таких вещах: о необходимости катехизации и хотя бы минимального периода оглашения перед Крещением, о необходимости Крещения полным погружением и о необходимости внимательного отношения со стороны священника к тем, кто стоит у него в храме за свечным ящиком - о необходимости их воспитания, обучения.

Очень многие люди, которые называют себя прихожанами наших храмов, на самом деле не бывают на богослужении. Они могут заходить в храм в течение дня поставить свечи, написать записки, и могут делать так годами, но при этом не появляться на службе, может быть, за исключением Пасхи и Рождества. Это плохо, но это факт. И для таких людей (а их действительно очень много) голос Церкви - это голос человека, который стоит за ящиком. Многое зависит от того, кто этот человек. Однако не секрет, что в наших храмах свечницы - это, в лучшем случае, доверенные лица настоятеля, от которых требуется главным образом аккуратная сдача выручки. Что у них в голове, верят ли они, а если верят, то во что - один Бог знает. Мы часто сетуем, что в нашем обществе, даже внутри церковной ограды, распространяются самые дикие суеверия и предрассудки, обвиняем СМИ в распространении оккультизма, но я убежден, что бо льшая часть той ерунды, которой забиты головы наших соотечественников,- это сведения, полученные людьми из уст наших свечниц. Это одна из самых больших проблем нашей церковной жизни, и я назвал бы ее если не проблемой номер один, то проблемой номер два – точно.

Вот почему мы пришли к необходимости того, чтобы открыть в Саратове курсы по обучению сотрудников свечных ящиков основам вероучения. Это крайне необходимо. Как бы хорошо они не выполняли свои прямые обязанности, все-таки главное - научить их тому, как отвечать на вопросы приходящих в храм людей. Мы будем проводить эту деятельность и по благочиниям.

Я хочу подчеркнуть - каждый из приходящих в храм людей должен получить здесь ответы на свои вопросы, причем ответы грамотные, церковные, в полном смысле этого слова. Это должна быть не просто информация, но и совет искреннего, неравнодушного человека, который бы помог приходящему по-настоящему войти в Церковь, изменить свою жизнь. Ответственность за это по-прежнему лежит на духовенстве, настоятелях и клириках наших храмов. Святейший Патриарх говорит о том, что необходимо сделать все, от нас зависящее, чтобы катехизация стала частью нашей приходской жизни. И это абсолютно справедливое требование. Повторю: обучение основам вероучения - неотъемлемая часть служения священника. Хотелось бы, чтобы это поняли все, начиная от семинаристов и кончая почтенными протоиереями, и не относились к этому как к тяжелому никому не нужному труду, который им навязывают, отрывая их от обычного распорядка. В то же время катехизация новоначальных, как и любая часть церковной жизни,- не такая сфера деятельности, которую можно строго формализовать и задокументировать. Служение священника очень трудно расписать и разграничить: вот, 2 часа он занимается катехизацией, 3 миссионерствует, потом 4 часа служит в храме… На тех приходах, где успешно трудятся добросовестные, ревностные священнослужители, работа по катехизации ведется, и таких примеров у нас достаточно много, потому что, если бы ее не велось, в храмы никто бы не ходил. Когда на моих глазах возникает приход, на который 4 года назад ходило 20 человек, год назад - 70, а в этом на службе стоит больше ста человек - понятно, что настоятель этого прихода в полной мере отвечает тем требованиям, которые Церковь предъявляет к своему служителю. Понятно, что наполняемость храма - прямой результат его деятельности.

А есть и другие приходы, где 4 крещения за год произошло, причем не в вымирающих деревнях… Вообще, не секрет, что наиболее часто совершаемая сегодня треба – это отпевание. Но и отпевание, как и любая другая треба, может и должно служить поводом для катехизации, для объяснений со стороны священника, какой смысл в этой службе и как она взаимосвязана со всем строем христианской жизни. Мы постоянно говорим об этом и на наших ежегодных епархиальных собраниях, и на встречах с выпускниками семинарии, начинающими самостоятельное служение.

На многих наших приходах, практически во всех городах, введены беседы с теми, кто желает креститься (со взрослыми людьми, начиная с 12 - 15 лет), родителями и восприемниками младенцев, а на некоторых приходах - и с теми, кто вступает в брак. Как воспринимаются эти беседы? В большинстве случаев - доброжелательно (в прямой связи с тем, с каким вниманием относится священник к приходящим людям). Однако, как я уже говорил, в нашем народе давно укоренилось, и мы сами очень ему в этом помогли, отношение к Церкви как к магазину (заплатил - получил; товар - деньги - товар), и кто-то воспринимает беседы перед крещением или венчанием как «навязываемую услугу». Нам нужно приложить все усилия к тому, чтобы такое положение изменить. Если мы проявим постоянство, то, уверен, через год-два нам это удастся.

С развитием приходской жизни священнику становится совершенно необходимой помощь мирян в любом просветительском, социальном служении, в том числе в катехизаторской деятельности. Сейчас мы вводим на каждом городском приходе или в сельской местности на уровне благочиния должность штатного катехизатора. Я призываю отцов настоятелей и благочинных к тому, чтобы со всей ответственностью подойти к подбору клириков или верующих мирян на эти должности. Если катехизатор не будет обладать достаточными знаниями, не будет вполне церковным человеком, его деятельность не только не будет успешной, но, возможно, и оттолкнет кого-то от Церкви. Недостойный уровень проведения катехизаторских бесед и занятий, чисто формальное проведение этой работы - первая опасность, которая нам угрожает.

Вторая - при выборе форм катехизации на приходах мы не должны возлагать на людей бремена неудобоносимые, относиться к ним с жесткостью и резкостью. Все мы помним, что в советские времена, когда родителям нельзя было крестить детей без предъявления паспорта, причем о факте крещения обязательно сообщалось на работу, и родителей неизбежно ждали там неприятности,- люди брали детей и ехали с ними в какой-то сельский храм подальше, желательно в другой области, чтобы уйти от ока государева. Если мы сегодня будем проявлять чрезмерную жесткость, мы просто воспроизведем эту ситуацию. Но если тогда люди бежали от уполномоченных, сегодня они будут бежать от Церкви - и это, конечно, недопустимо. Нам надо всё сделать так, чтобы у людей, с одной стороны, не было поводов для такого бегства, чтобы они понимали необходимость катехизации; чтобы наши встречи с людьми были для них интересными и полезными.

Часто спрашивают: в каких случаях все-таки следует отказать в совершении Таинства? Безусловно - если человек выражает свое пренебрежение к Церкви, кощунствует. Если мы пока не видим у человека понимания, что такое Церковь, что такое Таинства - то таким людям нужно очень вежливо предложить подумать, посоветовать им узнать, что такое церковная жизнь - но это, собственно, и есть смысл любой катехизаторской беседы.

Я настаиваю на том, что совершенно недопустимым явлением сегодня является Крещение просто «по факту оплаты», как еще происходит в некоторых храмах. Когда священник приходит, и ему за свечным ящиком сообщают: батюшка, сегодня у вас два Крещения. За это надо наказывать священника и немедленно увольнять тех, кто за ящиком - и это будет делаться, потому что подобная практика должна быть изжита.

Вообще, как я уже сказал выше, приходится сталкиваться с совершенно вопиющими случаями, касающимися Таинства Крещения, уровня служебных взаимоотношений, «разделения обязанностей» между сотрудниками свечных ящиков и духовенства.

К счастью, сегодня наши священнослужители поделятся с нами и опытом такой работы, которую можно назвать успешной. Я же в заключение своего вступительного слова еще раз подчеркну, что катехизаторская деятельность Церкви вряд ли подлежит строгой унификации. Это всегда живое общение с человеческой душой, разговор с людьми разного возраста, с разным жизненным опытом и способностями. Можно только сказать, что катехизация новоначальных в церковной жизни совершенно необходима, и успех этой работы будет зависеть во многом от открытости самого священника, его готовности к жертвенному самоотверженному служению, когда ради этого служения человек забывает себя, свои интересы. И, конечно, для того, чтобы православные христиане не останавливались в своем познании веры на правилах сугубо внешнего благочестия, священник должен сам показывать своей пастве пример подлинно христианской, духовной, молитвенной жизни, радости Богообщения.

В современной РПЦ сложилась традиция крестить младенца на сороковой день, так как молодая мать после появления ребенка на свет может войти в храм только через сорок дней, когда священник над ней прочитает специальную очистительную молитву; однако так было не всегда.

Например, Александра Сергеевича Пушкина крестили через 12 дней после появления на свет: родился поэт 26 мая 1799 года по старому стилю, а крестили младенца, дав ему родовое имя Пушкиных Александр «июня 8 дня» в елоховском храме Богоявления, о чем есть запись в архивах (Е. Лебедева «Собор Богоявления в Елохове. История храма и прихода»).

При этом торжественном событии присутствовали бабушка поэта Ольга Сергеевна (в девичестве Чичерина) и граф Артемий Иванович Воронцов.

Что это за Таинство?

Крещение – одно из самых древних семи Таинств Русской православной церкви, означающее рождение человека для Бога, рождение в новую Вечную жизнь.

Это Таинство восходит к старозаветному обычаю обрезать иудейских младенцев на 8-й день жизни, что делало их членами общины и давало возможность приступать к пасхальной трапезе. В Ветхом Завете существовал обычай для очищения совершать ритуальное окунание в воду – микву.

Крещение, которое осуществлял Иоанн Предтеча, наполнило этот обряд новым смыслом – это было покаяние в грехах.

И только Крещение Нового Завета стало единственным путем соединения человека с Богом, освобождения его от первородного греха и даровало христианину шанс войти в Божие Царство. Так сказал сам Христос: «...истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5).

Дети ощущают благодать сильнее

Евангелие свидетельствуето том, что апостолы, которым сам Спаситель дал способность крестить Духом Святым, крестили целыми семьями и домами, вместе с детьми и младенцами. Так, например, крестился весь дом некоего сотника Корнилия, который во время молитвы увидел Ангела, повелевшего ему позвать апостола Петра, принять Святое Крещение и тем спастись. Сотник не ослушался Ангела, крестил всю свою семью, а из своего дома сделал храм.

Обычай крестить младенцев в христианстве связан еще и со свидетельством того, что дети, даже неразумные, могут ощущать Божью благодать и радоваться ей. Об этом ясно говорит эпизод Евангелия, когда Богородица приходит к Елизавете; первая носит под сердцем Христа, а вторая - Предтечу. И младенец во чреве Елизаветы «взыграл», ощутив близкое присутствие Бога. То же происходит с ребенком – он не понимает всю глубину православия, но с радостью и охотой принимает Таинства и Дары.

Как это происходит

В РПЦ Крещение младенца предваряется несколькими чинопоследованиями: в день рождения над младенцем читают молитву «по внегда родити жене отроча», на восьмой день следует имянаречение новорожденного, когда звучит молитва «во еже назнаменати отроча», после чего читают тропарь Сретения Господня.

А на сороковой день читают очистительную молитву над женщиной и молится за воцерковление ребенка, после чего его крестят, – так следует делать по Требнику – богослужебной книге, в которой описывается как нужно проводить таинства.

Об этом же в своих интервью упоминает протоиерей Андрей Ефанов (Москва).

Если ребенок здоров, то крестить его следует на сороковой день после рождения, если же он может умереть, то крестят как можно раньше. Бывает, что нездорового малыша крестят в роддоме, прямо в реанимации.

В РПЦ Таинства Крещения и Миропомазания представляют собой одно общее целое – после крещения над младенцем совершают Миропомазание. У католиков таинства разделены, и ребенка в первый раз мажут миром только на конфирмации, спустя много лет после рождения.

До революции детей крестили на восьмой день; мать при этом чаще всего отсутствовала из-за запрета посещать храм.

Младенцу нужен поручитель

По правилам первого собора младенцу необходим крестный – поручитель перед Богом; мужчина, если это мальчик, и женщина – если это девочка. Традиция иметь двух крестных появилась на Руси в XIV веке и распространения в других странах не получила.

Часто с Таинством суеверные люди связывают множество примет и непонятных поверий, но на самом деле следует знать одно – если вы хотите, чтобы ваше дитя получило Божью благодать – крестить его надо обязательно.

Крестить могут как погружением в святую воду, так и окроплением, поливанием сверху.

Ограничений нет

Нет никаких ограничений для Крещения, связанных с праздничными или постными днями, Великим постом или трауром в семье. Священник может перенести Таинство на другой день только в силу большой загруженности, но если присутствуют особые обстоятельства, он совершит его в любой день.

Следует помнить, что при непосредственной угрозе жизни младенца Таинство Крещения может провести мирянин – для этого ему нужно с молитвой трижды окунуть младенца в святую воду, а если ребенок остаётся жив, то священник восполняет Таинство Крещения Миропомазанием.

Очень часто родители ребенка не могут сразу собраться в церковь, то и дело мешают болезни, смерть родственников, командировки, они не могут найти крестных, а ребенок тем временем подрастает. Настоятель храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица» (Димитровград) Петр Гурьянов считает, что если родители – воцерковленные православные христиане, то никаких канонических препятствий к крещению ребенка не существует, и в таком случае делать это необходимо как можно скорее.