Меню
Бесплатно
Главная  /  Болезни  /  Детская аптечка: какие лекарства в ней должны быть всегда. Лекарственные препараты для детей Какие лекарства должны быть детской аптечке

Детская аптечка: какие лекарства в ней должны быть всегда. Лекарственные препараты для детей Какие лекарства должны быть детской аптечке

Домашняя аптечка для детей

Когда люди собираются завести ребенка, они стараются подготовиться к этому как можно лучше. И за пеленками, игрушками, книжками и погремушками родители часто забывают о домашней аптечке, которая уже должна быть дома с самого рождения малыша.

Все дети болеют, независимо от прилагаемых родителями усилий. Разница лишь в частоте и последствиях. При первых признаках заболевания необходимо обратиться к педиатру и получить консультацию и назначения по диагнозу. Давать медикаменты стоит начать в первый же день. А на случай непредвиденного резкого подъема температуры выше 38°C, рвоты или аллергии, до приезда врача нужно помочь ребенку самостоятельно. В таких ситуациях нужно позвонить на неотложную помощь, описать симптомы и выполнить рекомендации до приезда врача.

Итак, уделим внимание главным элементам домашней педиатрической аптечки. Достаточно иметь по одному препарату из каждого пункта в каждой группе.

Медикаменты

  • Жаропонижающие препараты. Анальгин и но-шпа в таблетках.
    Ибупрофен (детские формы — ибуфен, нурофен в сиропах).
    Свечи Анальдим, Цефекон (следите за сроком и условиями хранения).
  • Препараты с парацетомолом (Панадол, Эффералган).
  • Препараты при отравлениях, нарушениях стула.
    Восстанавливающие уровень жидкости: Регидрон, HUMANA Электролит, глюкоза.
    Детоксикация: Атоксил, Смекта, Энтерос-Гель, Активированный уголь.
  • Противовирусные препараты.
    Для деток до трех лет — Лаферобион (свечи и капли), Виферон (свечи), Оциллококцинум, Энгистол, Афлубин.
    Для детей старше трех лет — Анаферон, Арбидол, Гропринозин.
    Профилактика: оксолиновая мазь, физиологический раствор 0,9% или раствор морской соли (Хьюмер, Маример) для промывания носа.
  • Препараты при боли в горле различной природы:
    Растворы и спреи: Хлорофиллипт (масляный для детей до 3 лет, безспиртовой — с 2 лет, спиртовой после 3 лет), Орасепт, Ингаллипт, Ангилекс.
    Травы: шалфей, ромашка, фенхель для полоскания.
    Пастилка и таблетки: Септефрил, Лисобакт, Фарингосепт.
  • Противоаллергические препараты:
    Для детей до года: Фенистил (капли и гель).
    От 3х лет: Лоратадин (сироп и таблетки).
  • Противокашлевые и отхаркивающие средства:
    От сухого кашля: сироп подорожника, Аскорил, Проспан.
    От влажного: сиропы Муколван, Амброксол, Лазолван, порошок АЦЦ.
  • Сосудосужающие (забитость носа): Називин бэби, отривин.
    Делуфен.
  • Скоропомощные:
    При стенозе и бронхоспазмах — свечи Ректодельт, аэрозоль Сальбутамол.
    При острых аллергических реакциях — димедрол, дексаметазон.
  • Антисептики:
    антибактериальный гель для рук;
    очищающие влажные салфетки;
    растворы йода, бриллиантовой зелени и фукарцина;
    спирт или аналог;
    таблетки фурацилина;
    перекись водорода.

Внимание! Информация носит исключительно ознакомительный характер. Перед применением препаратов получите консультацию врача и внимательно изучите инструкцию. Самолечение может быть чревато последствиями.

Инструменты и оборудование

  1. Термометры (ректальный для грудничков и ртутный для детей постарше).
  2. Тонометр.
  3. Резиновая груша на 5 мл и набор груш от 15 до 500 мл.
  4. Стерильные шприцы (1, 2, 5мл).
  5. Соплеотсос и газоотводная трубочка.
  6. Перевязочные материалы.
  7. Пластиковый или набор деревянных смотровых шпателей.
  8. Пипетка.
  9. Контейнеры для сбора мочи и кала.
  10. Набор тест-полосок для измерения уровня ацетона в моче.
  11. Резиновая грелка.
  12. Набор одноразовых масок и бахил.

Все это призвано облегчить вам жизнь и подготовить к возможным и неизбежным проблемам. Все медикаменты и инструменты должны храниться в подобающих условиях. Все вышеперечисленное должно быть доступно в любой момент всем взрослым в доме, расставлено по назначению и иметь нормальный срок годности. Для этого подойдет закрывающийся плотно ящик или коробка. Главное — обезопасить детей от случайного употребления содержимого.

Также нужно написать список препаратов и отдельно указать дозировку для препаратов неотложной помощи — жаропонижающих, препаратов при рвоте и поносе (восстанавливающих водный баланс), препаратах при бронхоспазмах и обструкциях, стенозах. Узнать дозировку можно у педиатра или самостоятельно по инструкциям к препарату.

Если вес ребенка отличается от общепринятых возрастных норм, ребенок имеет специфические хронические заболевания или имеет склонность к медикаментозным аллергиям — перед тем как дать препарат, обязательно проконсультируйтесь с врачем.

ОСОБЕННОСТИ ФАРМАКОТЕРАПИИ У НОВОРОЖДЕННЫХ И ДЕТЕЙ

Всасывание ЛС. У новорожденных, особенно недоношенных, значительно снижена секреция соляной кислоты в желудке, опорожнение желудка обычно замедлено и нормализуется только к 6-8 мес. Интенсивность перистальтики и, следовательно, скорость прохождения пищи по кишечнику в большинстве случаев непредсказуема и только у незначительной части новорожденных зависит от характера вскармливания. Таким образом, имеются существенные различия в степени и скорости всасывания ЛС у детей разного возраста. Например, у новорожденных до 15 сут наблюдается задержка всасывания фенитоина, рифампицина, ампициллина, цефалексина. Однако всасывание дигоксина и диазепама существенно не зависит от возраста. Помимо физиологических факторов, на всасывание ЛС могут влиять и различные патологические состояния. Так, при диарее нарушается всасывание ампициллина, при стеаторее - жирорастворимых витаминов А и D и других препаратов.

Всасывание ЛС после их внутримышечного введения в основном зависит от скорости кровотока, неодинаковой в разных группах мышц. У новорожденных полнота и скорость всасывания ЛС после внутримышечного введения значительно варьирует. При трансдермальном введении ЛС новорожденным следует учитывать более интенсивное их всасывание, из-за чего многие ЛС приходится назначать с осторожностью. Борная кислота, входящая в состав многих присыпок, может всасываться через кожу и вызывать диарею, усугублять потницу и некоторые другие кожные заболевания. Даже через неповрежденную кожу новорожденных могут всасываться анилины (входящие в состав текстильных красителей белья), вызывающие метгемоглобинемию.

Распределение ЛС. Различия в распределении ЛС у детей разного возраста зависят от относительного объема воды (плод содержит до 95% воды, организм недоношенного новорожденного - 86%, доношенного новорожденного - 75%, к концу 1 года жизни вода составляет около 65% массы тела), способности ЛС связываться с белками и тканевыми рецепторами, состояния кровообращения, проницаемости гистогематических барьеров. При ацидозе (весьма характерном для больных детей) распределение ЛС существенно изменяется: усвоение тканями кислых препаратов увеличивается, а щелочных снижается (влияние рН на ионизацию слабых электролитов).

У новорожденных объем внеклеточной жидкости составляет примерно 45% (у недоношенных даже 50%) массы тела, в 4-6 мес - 30% и в 1 год - 25%. Также происходит ее интенсивный суточный обмен (у грудного ребенка в сутки обменивается 56% внеклеточной жидкости, у взрослого - только 14%). Это способствует быстрому проникновению гидрофильных ЛС во внеклеточную жидкость и столь же быстрому их выведению. У новорожденных снижено количество жира, он составляет примерно 3% массы тела у недоношенных, 12% у доношенных. Поскольку распределение ЛС между внеклеточной жидкостью и жировым депо происходит в соответствии с липофильностью и гидрофильностью, эти свойства препаратов определяют их распределение. Препараты с высокой гидрофильностью и незначительным связыванием с белками будут интенсивно распределяться во внеклеточной жидкости и их концентрация в крови будет снижена. Из-за этого иногда целесообразнее дозировать ЛС (сульфаниламиды, бензилпенициллин, амоксициллин) из расчета на внеклеточную жидкость, а не на общую массу тела. При дегидратации или шоке объем внеклеточной жидкости снижается, а концентрация водорастворимого препарата в плазме крови повышается, следовательно, возрастет вероятность развития НЛР.

Связь ЛС с белками. У новорожденных связывание ЛС с белками плазмы меньше, чем у взрослых (концентрация свободной фракции ЛС выше), что обусловлено следующими факторами. У новорожденных количество белков плазмы (в частности, альбуминов) меньше, а также существуют качественные различия в их связывающей способности. В крови у детей отмечают высокую концентрацию свободных жирных кислот, билирубина и гормонов (попавших в организм еще в период внутриутробного развития), конкурирующих с ЛС за связь с белками плазмы.

Концентрация альбуминов, их связывающая способность, а также общее количество белков стабилизируются к концу 1-го года жизни.

Метаболизм ЛС. Незрелость системы метаболизма (биотрансформации) ЛС может отвечать за возникновение нежелательных лекарственных реакций у детей младшего возраста. Помимо физиологических особенностей метаболизма, обусловленных возрастом, на скорость биотрансформации ЛС у новорожденных влияют и другие факторы. Длительное воздействие некоторых ЛС может увеличивать (индуцировать) активность ферментов печени.

Некоторые заболевания и патологические состояния дополнительно воздействуют на метаболизм ЛС и соответственно меняют выраженность фармакодинамических эффектов или даже видоизменяют их, что затрудняет рациональную фармакотерапию новорожденных. Т 1 /2 большинства ЛС в раннем детском возрасте увеличен, что требует снижения дозы препарата или увеличения интервала между введениями. Максимальное увеличение Т 1 / 2 отмечено у недоношенных, по мере роста он постепенно уменьшается, составляя через 1-2 мес 50% этого показателя у взрослых.

Выведение ЛС. Выделительная функция почек у новорожденных недостаточно развита (величина гломерулярной фильтрации на единицу поверхности тела составляет 30-40% того же показателя у взрослых, а канальцевая секреция - 17%). Уровень гломерулярной фильтрации, характерный для взрослых, достигается через несколько месяцев после рождения, а секреторной функции канальцев - несколько позже.

Разная степень зрелости функций почек становится причиной различий в кинетике многих препаратов у доношенных и недоношенных новорожденных.

Иммунная система. Новорожденные и грудные дети часть иммунных веществ получают от матери и с грудным молоком. Но в целом иммунная система несовершенна, т.е. ребенок плохо защищен от инфекций и очень чувствителен к микроорганизмам, что требует во многих случаях асептических условий изготовления ЛП для детей. Примерно к 11 годам организм ребенка вырабатывает иммунные клетки в достаточном количестве, практически в соответстветствии со взрослыми показателями.

Требования к детским лф

Исходя из вышеперечисленных данных, можно сформулировать следующие требования к детским ЛФ:

    Лечение ребенка должно проводиться на самом оптимальном уровне с применением самых эффективных и безопасных в детском возрасте лекарственных средств. Фармацевту следует помнить, что только 5% всех лекарственных средств досконально испытаны на детях и имеют соответствующее одобрение федеральных органов для применения в педиатрии

    ЛФ должна быть как можно более простой и удобной в применении. Например, для внутреннего применения предпочтение отдается жидким лекарственным формам в виде сиропов, капель или суспензий. Попадая в кишечник, жидкие лекарства распространяются по большей площади слизистой оболочки и лучше всасываются.

    В качестве вспомогательных веществ для детских лекарственных форм могут быть использованы индифферентные преимущественно натуральные продукты, разрешенные к применению в медицинской практике. Содержание их в лекарственных формах должно быть минимальным.

    В ГФ Х и ХI имеется таблица высших разовых (ВРД) и высших суточных (ВСД) доз для детей в зависимости от возраста. В случае отсутствия указания о дозах в соответствующих нормативных документах, используют схему, рекомендованную ГФ.

Особенное внимание необходимо уделять новорожденным и пациентам в возрасте до 1 года, лечение которых предъявляет особые требования не только к самому лекарственному средству и его дозировке, но и к его лекарственной форме. В виду малой дозировки (примерно 1/20 от дозы взрослого) детям чаще дают сиропы, эликсиры, растворы и тому подобные формы, которые легче дозировать, принимать и которые можно добавлять в пищу при кормлении ребенка.

Таблица 1. Изменение дозы в зависимости от возраста

5. Все лекарственные средства, независимо от их способа применения, для новорожденных и детей в возрасте до 1 года готовят в асептических условиях, поскольку детский организм в силу незаконченного формирования очень чувствителен к микроорганизмам, которые могут находиться и в лекарственных препаратах.. Лекарственные препараты для новорожденных должны быть стерильными, а препараты для детей в возрасте до 1 года по микробиологической чистоте должны соответствовать нормативу «Не более 50 бактерий и грибов суммарно в 1 г или 1 мл препарата при отсутствии Enterobacteriacaeae, P. aeruginosa, S. аureus». Упаковка для лекарственных средств должна обеспечивать их стерильность в пределах срока годности.

6. При изготовлении детских лекарственных форм следует обращать особое внимание на стабильность лекарственных средств, особенно в виде раствора.

Нестабильны водные растворы следующих лекарственных средств: ацетазоламида, аллопуринола, амиодарона, амлодипина, азатиоприна, кофеина, каптоприла, клоназепама, клонидепина, даапсона, эналаприла, индинавира, израдипина, ламатриджина, леводопы, левофлоксацина, мексилетрина, нифедипина, омепразола, пропилтиоурацила, пиразинамида, рифампицина, сертанина, спиронолактона, топирамата, урсодиола, верапамила, поэтому растворы данных веществ приготовлены быть не могут.

7. ЛФ для детей по возможности не должны иметь неприятного вкуса, запаха.

8. Все лекарственные препараты, а особенно препараты для детей, надо хранить в недоступных для них местах, в упаковке, обеспечивающей стабильность ЛП и невозможность бесконтрольного употребления ребенком.

9. Не допускается использование таблеток для изготовления других лекарственных форм (раствора Рингера-Локка для внутреннего применения, порошков, мазей и др.)

Чаще всего лечащий педиатр назначает препараты, созданные специально для детей, с соответствующей дозировкой и спектром действия. Но некоторые мамы задаются вопросом – а нельзя ли дать ребенку половинку жаропонижающей таблетки, предназначенной для взрослых. Категорически нельзя! Потому что результаты столь необдуманного поступка могут быть плачевны.

О чем необходимо помнить родителям, выбирая лекарственные препараты для своего ребенка? В этой статье мы постараемся ответить на этот вопрос.

По объяснимым этическим соображениям проводить масштабные исследования в области фармакологии на детях не получается. Согласно законодательству, для подобного участия в клинических исследованиях необходимо письменное информированное согласие. Безусловно, ребенок подобное согласие дать не может. Поэтому действие большинства педиатрических медикаментов не подтверждено соответствующими исследованиями.

В России до сих пор держится острая проблема не доверительного отношения к врачам со стороны родителей. Т. е. если доктор прописал ребенку какой-либо препарат, родители стремятся собрать об этом лекарстве полную информацию, и только потом принимают самостоятельное решение – давать его малышу или нет.

Препарат, предназначенный для детей, должен отвечать необходимым требованиям:

  1. Препарат должен учитывать особенности физиологии ребенка, в первую очередь это относится к возрасту, потому что на различных стадиях роста качественно отличается метаболизм лекарств. Например, почки новорожденного малыша еще продолжают свое развитие, поэтому действующее лекарственное вещество быстро выводится из организма.
  2. Препарат должен быть достаточно эффективным. Важно, чтобы в максимально короткие сроки развивался лечебный эффект и длительно сохранялось его благотворное влияние.
  3. Препарат должен быть той формы выпуска, которая удобна для приема детьми. Маленьким детям сложно глотать таблетки, поэтому для раннего возраста предпочтительней будут микстуры и сиропы.

Если у малыша насморк, откажитесь от спреев, лучше остановить выбор на назальных каплях. Капли бережно обволакивают слизистые оболочки детского носика, не допускают пересыхания, позволяя ребенку свободно дышать. Препараты, в удобной форме выпуска (сиропах, микстурах, каплях) использовать намного легче, поэтому можно ожидать большего эффекта от препарата, а ребенок не будет бояться приема лекарств.

Выбирая лекарственный препарат, предназначенный для ребенка, обязательно ознакомьтесь с прилагаемой инструкцией. Обратите внимание, существует ли информация о клинических исследованиях, побочных реакциях, противопоказаниях, а также данных при достижении какого возраста можно давать лекарство ребенку.

Также, перед непосредственным использованием препарата нужно тщательно рассчитывать дозировку, которая напрямую зависит от возраста и массы тела ребенка. Лучше следовать четким предписаниям лечащего врача.

Необходимо помнить о том, что нежелательные (а иногда даже токсичные) действия лекарств усиливаются при неправильном их применении, несоблюдении дозировок и кратности приема. Поэтому, конечно же, только врач может подобрать препарат, учитывая его необходимость, возраст малыша и переносимость лекарства. Родителям же важно точно выполнить все указания доктора. Кроме того, ребенка нелегко (а детей первых месяцев жизни – просто невозможно) заставить открыть рот и выпить лекарство. О том, как правильно давать назначенный врачом лекарственный препарат, мы и расскажем в этой статье.

Сначала сформулируем общие правила, которые надо соблюдать, давая лекарство грудничку.

Правило первое: лекарство для ребенка должен назначать врач

Лекарство ребенку раннего возраста должно назначаться только врачом. Это правило непререкаемо и очевидно, но, к сожалению, оно не всегда выполняется. На любой лекарственный препарат, даже самый, казалось бы, безобидный витамин, могут возникать нежелательные (так называемые побочные эффекты, например аллергия) и токсичные реакции – например, при превышении допустимой дозы. К тому же некоторые лекарственные препараты могут «маскировать» болезнь.

Правило второе: изучите лекарство для ребенка

Перед тем как дать ребенку лекарство, внимательно ознакомьтесь с тем, что написано на этикетке и листке-вкладыше. Прочитайте надпись на самом препарате, обратите внимание на срок его годности, внешний вид, а также на сочетание данного препарата с приемом пищи и другими лекарствами, возможные нежелательные реакции и противопоказания. Недопустимо использовать препараты с истекшим сроком годности, неправильно хранившиеся, со следами порчи, со стертой и неразборчивой надписью.

Правило третье: лекарство ребенку нужно давать строго по инструкции

Соблюдайте назначенную врачом дозу, время, способ приема, кратность и длительность применения лекарства.

До ухода врача уточните, правильно ли вы поняли схему дозировки: сколько, как, когда (до, во время или после еды), как часто и как долго ребенок должен принимать лекарство.

Никогда не давайте лекарство «на глаз» – отмеряйте назначенную дозу при помощи специальной мерной ложечки, пипетки с делениями, мерной трубки или шприца без иглы; перед тем как дать лекарство ребенку, проверьте, точно ли вы отмерили дозу. Используйте только чистую мерную посуду.

Прием лекарств ребенком должен быть регулярным и происходить в назначенное время. Если вы опасаетесь, что можете случайно пропустить время очередного приема лекарства (особенно это касается антибиотиков), то используйте различные приспособления (таймеры, часы с будильником и др.), которые будут вам напоминать об этом. Обязательно доводите начатый курс лечения до конца, несмотря на то что ребенок почувствовал себя лучше.

Если у вашего малыша применение лекарства вызвало какую-то нежелательную реакцию, обязательно сообщите об этом врачу, чтобы решить вопрос о возможности дальнейшего применения препарата или его замене.

Правило четвертое: придумайте способ, чтобы давать лекарство ребенку

Если малыш отказывается от приема лекарства, используйте нехитрые приемы.

Самое простое – попросите врача подобрать для вашего ребенка наиболее доступный и легкий в применении вариант. В настоящее время многие лекарства для грудных детей выпускаются в специальных удобных для дозировки и употребления формах (капли, сиропы, суспензии), которые чаще всего имеют приятный вкус и запах, что значительно упрощает их прием. Однако надо иметь в виду, что некоторые подсластители и ароматизаторы, добавляемые в лекарства, могут вызвать у малыша аллергическую реакцию. Поэтому целесообразнее пользоваться каплями без вкуса и запаха, которые весьма удобны в применении и редко вызывают аллергию.

Если ребенок отказывается принимать горькое лекарство (это особенно актуально для малышей старше 6 месяцев), постарайтесь влить препарат в полость между челюстью и щекой, направляя его вглубь рта, поскольку на кончике языка много вкусовых сосочков, а корень языка обладает повышенным рвотным рефлексом. Удобнее всего это делать с помощью мерного шприца (можно воспользоваться одноразовым шприцем без иглы).

Желательно давать малышу лекарство вдвоем с помощником (например, с кем-нибудь из родственников).

Ни в коем случае не позволяйте младенцу играть с лекарствами: это опасно. Храните их в недоступном для детей месте.

А теперь поговорим более подробно о разных способах приема лекарств ребенком.

Лекарства для ребенка: ротик, открывайся!

Прием лекарственных препаратов внутрь – самый распространенный способ назначения лекарств в домашних условиях. Большинство препаратов для грудничков выпускается в жидком виде (растворы, сиропы, эмульсии, суспензии) с мерными приборами (ложками, пипетками, шприцами и т.п.). Перед применением лекарство в жидкой форме необходимо тщательно встряхнуть.

Особенности процедуры

Малыша до 6 месяцев при приеме лекарства держат так же, как при кормлении, чтобы его головка была чуть приподнята. Если же ребенок уже умеет сидеть, то удобнее посадить его к себе на колени, зафиксировав его ножки между коленями и придерживая ручки. Улыбнитесь и с ласковыми словами слегка коснитесь щечек пальцами (у детей до 3 месяцев еще не угас поисковый рефлекс) или аккуратно сожмите щечки пальцами: ротик малыша откроется, и вы сможете направить лекарство прямо по назначению. Если кроха не открывает рот и оказывает сопротивление, можно попробовать надавить пальцем на его подбородок, чтобы отвести вниз нижнюю челюсть. Если и этот маневр не удается, придется ввести ложку между зубами или деснами (со стороны щеки) и осторожно повернуть ее ребром; когда рот ребенка откроется, вводят лекарственный раствор. После того как ребенок проглотил лекарство, дайте запить его кипяченой водой комнатной температуры.

Важные детали

Если ребенок срыгнул или выплюнул лекарство сразу же или в течение 10–15 минут после его приема, то данный препарат необходимо дать повторно в той же дозе (исключение представляют средства, которые легко могут быть передозированы, например сердечные гликозиды, гормоны: их применение в таких случаях необходимо согласовывать с врачом). Если же у малыша началась рвота через 30–45 минут, нет необходимости давать ему лекарство повторно, поскольку препарат за это время уже всосался в кишечнике.

Никогда не подмешивайте лекарство в весь разовый объем молочной смеси, а также в те продукты, которые ребенок должен есть постоянно (кашу, овощное или мясное пюре, творог и т.п.): ребенок может не доесть пищу (а значит, не получит полную дозу лекарства), а может и вовсе от нее отказаться. Самое правильное – использовать для разведения лекарств кипяченую воду, поскольку другие напитки могут вступать в химическое взаимодействие с компонентами, входящими в состав лекарства, что приводит к нежелательным последствиям (уменьшению лечебного действия или ухудшению всасывания препарата). В случаях когда прием лекарственного средства назначен во время еды, по возможности постарайтесь дать его лишь тогда, когда малыш съел хотя бы половину обычной порции. Если лекарство для грудничка очень горькое, то ребенку, в рацион которого уже введены фруктовые пюре, можно «замаскировать» препарат в 1 чайной ложке пюре; таблетку обязательно следует предварительно растолочь. Не рекомендуется давать ребенку одновременно через рот 3–4 и более лекарственных препаратов – желательно делать это с перерывом в 10–15 минут. Лекарства, которые вводятся разными путями (например, таблетка и капли в нос и т.п.) и не вызывают у малыша негативных реакций, можно давать одновременно (одно за другим без перерыва).

Лекарства для ребенка: с другой стороны...

Иногда для более быстрого наступления лечебного эффекта или в случаях невозможности применения лекарственных средств через рот (рвота, отказ ребенка) используют свечи или лекарственные клизмы. Введение лекарств через прямую кишку называется ректальным.

Введение свечей ребенку

Данный способ введения лекарственных препаратов особенно удобен для лечения детей грудного возраста. Перед введением свечи ребенку ее следует согреть при комнатной температуре (свечи хранят в холодильнике). Малыша нужно уложить на спинку, прижать коленки ребенка к животику, двумя пальцами одной руки развести ягодицы и другой рукой вставить свечу в задний проход заостренным концом вперед. Свеча должна полностью «скрыться» в анальном отверстии. После ее введения сомкните ягодицы и подержите их в таком положении около одной минуты, чтобы свеча не выскользнула.

Свечи ребенку желательно вводить после стула. Если дефекация произошла в течение первых 5 минут после введения свечи, то необходимо ее повторное введение. Если же прошло больше времени, то содержимое свечи успело всосаться в прямой кишке, и данную процедуру повторять не нужно.

Постановка клизм ребенку

Лекарственную клизму ребенку (клизму с введением лекарства), нужно ставить через 15–20 минут после стула малыша или после очистительной клизмы.

Для очистительной клизмы (как и для лекарственной) используются резиновые баллоны (груши) с мягким наконечником, смазанным растительным маслом или вазелином. Объем вводимой жидкости для новорожденных – 25 мл; для детей 1–2 месяцев – 30–40 мл; 2–4 месяца – 60 мл; 6–9 месяцев – 100–150 мл; 9–12 месяцев – 120–180 мл; температура вводимой воды – 28–30 °С. Ни в коем случае нельзя ставить очистительную клизму ребенку раннего возраста при острых болях в животе: это может ухудшить его состояние при острой хирургической патологии (такой как острая кишечная непроходимость, острый аппендицит, перитонит и т.п.).

Положите ребенка на клеенку, покрытую сверху пеленкой (положение малыша при постановке клизмы такое же, как при использовании свечей). Из баллона с водой выпустите воздух, осторожно полностью (на 2–3 см) введите наконечник груши вращательным движением в прямую кишку. Медленно сжимая баллон, постепенно введите воду в кишечник. После этого левой рукой зажмите ягодицы малыша и извлеките наконечник, не разжимая баллона. Некоторое время (2–3 минуты) подержите ягодицы в сомкнутом положении, чтобы вода не сразу вылилась из кишечника. После окончания процедуры ребенка нужно подмыть.

Введение лекарственного препарата с помощью клизмы осуществляется аналогичным образом, но в меньшем объеме (его указывает врач), температура вводимого раствора составляет 37–38 °С для лучшего всасывания. После извлечения наконечника ягодицы ребенка следует держать сомкнутыми около 10 минут, чтобы лекарство успело всосаться.

Местное лечение

Наружно применяются различные кремы, мази, присыпки, болтушки, водные и спиртовые растворы и т.п. Их нужно наносить чистыми руками, марлевым тампоном или ватными палочками.

Компрессы

Если врач назначил малышу компресс, то он делается таким образом: на марлевый тампон наносится лекарственный препарат, сверху тампон прикрывается вощеной бумагой или калькой (полиэтиленовые пленки не используются, поскольку под ними создается воздухонепроницаемое пространство и может возникнуть раздражение или ожог нежной детской кожи). На бумагу кладется ватная подушечка и сверху – марлевая салфетка большого размера или кусочек ткани. Для закрепления компресса можно использовать бинт или лейкопластырь. Место компресса должно постоянно находиться в тепле.

Как сделать компресс на ушко?
Компресс на ушко делается так же, как на обычную кожу. Особенность этой процедуры заключается лишь в том, что марлевый тампон с лекарственным препаратом, прилегающий к коже, прорезается вертикально и надевается на больное ушко, а само ушко прикрывается сухой тканью. Следующий слой компресса – вощеная бумага, затем ватная подушечка (в случае согревающего компресса), сверху – большая марлевая салфетка или кусочек ткани. Закреплять компресс лучше всего с помощью бинта. Поверх компресса надевается шапочка.

Капли в нос для ребенка

Перед введением лекарственного средства нос малыша необходимо очистить от скопившейся слизи и корочек. Это делается при помощи ватной турундочки (кусочка ваты, скрученного в длинную полоску). При наличии плотных корочек нос следует предварительно промыть солевым раствором; можно использовать обычный 0,9%-ный физиологический раствор, купленный в аптеке или приготовленный самостоятельно: 1/2 чайной ложки поваренной соли на стакан кипяченой воды).

Капли в нос для ребенка (желательно комнатной температуры) закапывают с помощью пипетки или специального наконечника, с которым выпускается данный препарат. Мазь предварительно наносится на ватную турунду, а затем вращательными движениями вносится в носовые проходы. Ребенка следует взять на руки, придерживая его ручки и головку, или положить на спинку на пеленальный столик. Не прикасаясь пипеткой к носу, капли вводят сначала в одну ноздрю и сразу же поворачивают головку ребенка в сторону этой половины носа. Затем такое же количество раствора вводится во вторую ноздрю. После этого малыша нужно немного подержать на руках в лежачем положении.

Ушные капли

Перед закапыванием капель в ушко необходимо подогреть лекарственный раствор до температуры 37 °С, поставив флакон в теплую воду. Уложите малыша на столике для пеленания или возьмите его на руки, на бок больным ухом кверху. При наличии гноя очень аккуратно очистите наружный слуховой проход ватной турундочкой. Оттяните левой рукой ушную раковину за мочку немного книзу, закапайте препарат и подержите ребенка в таком положении несколько минут. Можно на 5–10 минут заткнуть ухо кусочком ваты.

Глазные капли для ребенка

Закапывание в глаза следует проводить в тот момент, когда ребенок не плачет. Положите кроху на спинку на столик для пеленания или возьмите на руки; обязательно зафиксируйте лобик малыша. Если на глазках ребенка есть слизь, гной или корочки, их необходимо предварительно удалить (для каждого глаза используется отдельная ватка или ватный диск, смоченный в кипяченой воде, направление движения – от наружного угла глаза к внутреннему). Затем нужно немного оттянуть нижнее веко и закапать глазные капли ребенку между нижним веком и глазным яблоком. Не следует капать лекарство прямо на глаз, потому что это очень неприятно и малоэффективно (ребенок жмурится, и все лекарство вытекает). Постарайтесь капнуть именно за нижнее веко, где нужное количество препарата попадет в резервуар для слез (конъюнктивальный мешок), впитается и начнет действовать. Постарайтесь, чтобы пипетка не касалась глаза. Промокните ватным тампоном остатки капель у внутреннего угла глаза. Если ваш малыш заплакал после капель, при этом отмечалось обильное слезотечение, то данную процедуру надо повторить.

Для закладывания глазной мази лучше всего пользоваться чистой стеклянной лопаточкой, поскольку при выдавливании мази прямо из тюбика можно случайно поранить глаз малыша. Мазь закладывается за нижнее веко.

Ингаляции

Ингаляции детям раннего возраста проводятся с помощью специальных приборов – ингаляторов или небулайзеров (так называют ультразвуковые и компрессорные ингаляторы). Детям до 1 года ингаляции над паром без ингалятора не проводятся, поскольку высока опасность обжечь ребенка. Для ингаляций используются специальные детские насадки (маски, носовые наконечники и т.д.). Ребенка держат напротив распылителя, и он просто вдыхает распыляемую жидкость. Крик малыша не мешает проведению ингаляций, поскольку он продолжает дышать распыляемым лекарственным препаратом через открытый рот. Ингаляции можно проводить и в то время, когда кроха спит.

Помните, что ребенок (особенно в первые месяцы жизни) тонко чувствует ваше настроение, и ему очень важна ваша уверенность в необходимости назначенного врачом лечения. Если у вас возникли какие-то вопросы и сомнения, обязательно посоветуйтесь с педиатром. Будьте внимательны, терпеливы, ласковы и осторожны!

В детстве нам часто приходилось принимать препараты для взрослых. В ход шли «половинки» и «четвертинки» таблеток, а для облегчения приема лекарство разбавляли сладким компотом. Сегодня и врачи, и фармакологи единодушны в том, что лекарственные средства, применяемые в педиатрии, должны быть разработаны специально для детей.

В чем особенности?

Основными требованиями ко всем без исключения лекарствам являются их эффективность и безопасность. Дополнительные требования к препаратам, применяемым в педиатрии, обусловлены отличиями детского и взрослого организма. Особенности дет­ской физиологии зависят от возраста ребенка и оказывают существенное влияние как на скорость и интенсивность развития эффекта, так и на взаимодействие препаратов. Например, у детей первых трех лет жизни рецепторные системы находятся в стадии созревания, и активность вещества может оказаться ниже, чем у взрослых. От возрастных показателей зависят процессы всасывания, распределения, связывания, метаболизма и выделения лекарственных средств.

Безопасность прежде всего!

Главное условие: препарат должен быть разрешен к применению у детей. Например, детям в возрасте до 8 лет не назначают антибиотики тетрациклинового ряда, так как они накапливаются в костной ткани, нарушая рост и развитие зубов и костей; детям первого года жизни запрещено давать лекарства, содержащие спирт; детям до 15 лет, особенно при острых респираторных вирусных инфекциях, противопоказана ацетилсалициловая кислота в связи с риском развития такого тяжелого осложнения, как синдром Рея.

Заметим, что у детей значительно чаще, чем у взрослых, наблюдается развитие аллергических реакций, а повышенная чувствительность к вспомогательным веществам в составе лекарст­венного средства отмечается не реже, чем к активным компонентам. Поэтому все входящие в состав препарата выбора ингредиенты должны быть безопасны для детского организма. Нежелательно наличие в «детском» лекарстве красящих веществ, которые часто становятся причиной возникновения аллергических и токсических реакций у малышей.

К вопросу о дозе

Определение адекватной дозы - основной вопрос лекарственной терапии у детей. Педиатрическую дозу рассчитывают исходя из возраста, массы тела или площади поверхности тела ребенка. В любом случае в инст­рук­ции к препарату, разрешенному к применению у детей, должны быть приведены четкие рекомендации по дозированию.

Очень важно, чтобы производитель лекарственного средства, разрешенного к применению в педиатрической практике, позаботился о точности дозирования. Для этого препараты в форме капель, сиропа или суспензии должны быть укомп­лектованы дозатором или мерной ложечкой и снабжены подробной инструкцией по их использованию.

К сожалению, иногда родители руководствуются принципом «чем больше, тем лучше» и нарушают правила приема детьми лекарств, что является совершенно недопустимым

Вкусно, безопасно, качественно

Из лекарственных форм для применения у детей более всего подходят суспензии, сиропы, капли - их просто дозировать и, в отличие от таблеток или капсул, легко проглатывать. Но проблемы все равно возникают. Если лекарство не «по вкусу», то никакие чудеса дипломатии не заставят малыша его проглотить. Если же действовать против воли маленького пациента, то значительная доля ненавистной жидкости будет выплюнута. Поэтому лекарство должно обладать приятным вкусом.

Специалисты не рекомендуют заменять назначенный оригинальный лекарственный препарат более дешевым аналогом. Дело в том, что даже если они содержат одно и то же дей­ствующее вещество, различия в составе вспомогательных компонентов и технологии производства могут негативно влиять на качество лекарства.

Чтобы любопытный ребенок не добрался до лекарства без ведома родителей, бутылочка или баночка должна быть снабжена специальной крышкой, обеспечивающей защиту от несанкционированного приема. Не менее важен материал, из которого изготовлена упаковка (стеклянная бутылочка, попав в руки ребенка, может разбиться). Поэтому флакон из небьющегося материала более предпочтителен.