Меню
Бесплатно
Главная  /  Болезни  /  Для чего используется t статистика стьюдента. Парный t-критерий стьюдента - метод оценки значимости различий повторных измерений

Для чего используется t статистика стьюдента. Парный t-критерий стьюдента - метод оценки значимости различий повторных измерений


^ Определение достоверности различий по t-критерию Стьюдента

t-критерий Стьюдента относится к параметрическим, следо­вательно, его использование возможно только в том случае, когда результаты эксперимента представлены в виде измере­ний по двум последним шкалам - интервальной и отношений. Проиллюстрируем возможности i -критерия Стьюдента на кон­кретном примере.

Предположим, необходимо выяснить эффективность обуче­ния стрельбе по определенной методике. Для этой цели прово­дится сравнительный педагогический эксперимент, где одна группа (экспериментальная), состоящая из восьми человек, за­нимается по предлагаемой экспериментальной методике, а дру­гая (контрольная) - по традиционной, общепринятой. Рабочая гипотеза заключается в том, что новая, предлагаемая вами мето­дика окажется более эффективной. Итогом эксперимента явля­ется контрольная стрельба из пяти выстрелов, по результатам которых (табл. 1) нужно рассчитать достоверность различий и проверить правильность выдвинутой гипотезы.

^ Таблица 1


Что же необходимо сделать для расчета достоверности раз­личий по t-критерию Стьюдента?

1. ^ Вычислить средние арифметические величины (X) для ка­ждой группы в отдельности по следующей формуле: (1)

где Σ - знак суммирования;

X i - значение отдельного измерения;

п - общее число измерений в группе.

Проставив в формулу (1) фактические значения из таблицы 1, получим:

=
=

Сопоставление среднеарифметических величин показыва­ет, что в экспериментальной группе данная величина э = 35) выше, чем в контрольной к = 37). Однако для окончательного утверждения о том, что занимающиеся экспериментальной группы научились стрелять лучше, следует убедиться в стати­стической достоверности различий (t ) между рассчитанными среднеарифметическими значениями.

где Х i макс - наибольший показатель; Х i мин - наименьший показатель; К - табличный коэффициент.

Порядок вычисления стандартного отклонения (δ):


  • определить X i макс в обеих группах; V

  • определить X i мин в этих группах;

  • определить число измерений в каждой группе (n);

  • найти значение коэффициента К по специальной таблице
    (приложение 8), который соответствует числу измерений в груп­пе (8).
Для этого в левом крайнем столбце под индексом (n) нахо­дим цифру 0, так как количество измерений в нашем примере меньше 10, а в верхней строке - цифру 8; на пересечении этих строк - число 2,85, что соответствует значению коэффициента К при восьми испытуемых;

Подставить полученные значения в формулу и произвести необходимые вычисления: (3)

3. Следующий этап - вычисление стандартной ошибки среднего арифметического значения (т) по одной из фор­мул: (4)

(6)

Для нашего примера подходит первая формула, так как га т:

4. Вычислим среднюю ошибку разности по формуле:

5. По специальной таблице 2 приложения 8 определим досто­верность различий. Для этого полученное значение t сравнива­ется с граничным при 5% -ном уровне значимости(t = 0,05) при числе степеней свободы f = п э +п к -2 , где n э и n к - общее число ин­дивидуальных результатов соответственно в эксперименталь­ной и контрольной группах.

Если окажется, что полученное в эксперименте t больше граничного значения (t > 0,05), то раз­личия между средними арифметическими двух групп считают­ся достоверными при 5% -ним уровне значимости, и, наоборот, в случае, когда полученное t меньше граничного значения t 0,05, считается, что различия недостоверны и разница в среднеарифметических показателях групп имеет случайный характер. Чтобы определить граничное значение при 5%-ном уровне значимости (t = 0,05), следует:

Вычислить число степеней свободы (f = 8 + 8 - 2 = 14);

Найти по таблице 2 приложения 8 граничное значение
t = 0,05 при f =14.

В нашем примере табличное значение при t = 0,05 равно 2,15; сравним это значение с вычисленным t , которое равно 1,7, т. е. меньше граничного значения (2,15). Следовательно, различия ме­жду полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются недостоверными, а значит, и недостаточно оснований говорить о том, что одна методика обучения стрельбе оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 1,7 при Р> 0,05, что означает: при проведении 100 аналогичных экспериментов вероятность (Р) получения подобных результатов (когда средние арифметические величины экспериментальных групп окажутся выше контрольных) больше 5% -ного уровня значи­мости, или меньше 95 случаев из 100. Итоговое оформление таблицы с учетом полученных расчетов и с приведением соответствую­щих параметров может выглядеть следующим образом (табл. 2):

Таблица 2.

^ Сравнительные результаты обучения стрельбе

^ Методы математической статистики применялись для количественного анализа экспериментальных данных. Использовался метод оценки достоверности различий арифметических средних по t-критерию Стьюдента.

В параграфе 2.2. «Организация исследований» описываются ус­ловия проведения экспериментальных исследований (где прово­дились, с каким контингентом, в каких условиях, когда и как осуществлялись измерения и т. п.), методы, использованные в эк­спериментальной части, методика разработки экспериментальной программы, приборов, тренажёров, наглядных пособий и т. д. При использовании известных методик необходимо делать ссылки на авторов. При разработке собственных методик желательно дать их описание.

Пример: В проведении опытно-экспериментальной работы участвовали учащиеся школы № 20 г. Абакана. В процессе предварительного эксперимента была определена методика углубленного обучения баскетболу старшеклассников, направленная на развитие физических способностей. По данной методике обучалась опытная группа. Г руппа контроля обучалась игре баскетболу по традиционной форме.

На первом этапе (__________) определялся методологический аппарат исследования (проблема, цель, гипотеза, задачи, методы исследования), проводился теоретический анализ сущности и содержания методики углубленного обучения игре в баскетбол старшеклассников, способствующей развитию физических способностей. Изучались особенности школьников средней школы.

^ На втором этапе (____________) проводился теоретический анализ сущности и содержания методики углубленного обучения игре в баскетбол, определялось ее место в развитии физических способностей у старшеклассников. Разрабатывался комплекс методов и средств для развития физических способностей. Теоретически обосновывался комплекс педагогических условий эффективного применения разработанной методики, проводилось внедрение ее в учебный процесс.

Проводился анализ и обобщение результатов исследования, вносились коррективы и дополнительные исследования. Разрабатывались и внедрялись на основе научных материалов по проблеме исследования методические рекомендации. Осуществлялась работа по оформлению дипломной работы; определялись дальнейшие направления исследования по данному вопросу.

^ На третьем этапе (__________) проводилась опытно-экспериментальная работа по практическому обоснованию педагогических условий эффективного применения методики углубленного обучения игре в баскетбол, направленную на развитие физических способностей старшеклассников; осуществлялось отслеживание развития физических способностей. Проводился количественный и качественный анализ ее результатов, осуществлялась их систематизация и оформление в виде дипломной работы.
Третья глава «Результаты исследований и их обсуждение»

В этой главе представля­ются данные, полученные в ходе эксперимента, их анализ и об­суждение в соответствии с поставленными задачами, с приведе­нием таблиц, диаграмм, графиков. В тексте автор оперирует толь­ко статистическими показателями, полученными в результате об­работки цифрового материала. Первичные результаты исследова­ний оформляются в виде протоколов, которые выносятся в при­ложение.

Пример: ^ В вышеописанном введении, где определен методологический аппарат исследования описание результатов может быть таким «…

Таблица 3

Сравнительные результаты развития выносливости

(до эксперимента)


Группы

n





m

t

p

Эксп.

6

13,60

0,44

0,19

2,03>0,05

Конт.

6

14,25

0,60

0,26

Различия между полученными результатами выносливости до начала эксперимента недостоверны, следовательно, уровень подготовленности учащихся экспериментальной и контрольной групп примерно равный.

В результате проведенного тестирования до начала эксперимента было выявлено, что физическая подготовленность у учащихся экспериментальной и контрольной групп примерно на одинаковом уровне.

Применив экспериментальную методику углубленного обучения игре в баскетбол для учащихся экспериментальной группы, было проведено контрольное тестирование по развитию физических способностей у учащихся обеих групп (прил.3).

Таблица 4

^ Сравнительных результатов развития выносливости

(после эксперимента)


Группы

n





m

t

p

Эксп.

6

12,74

0,37

0,17

2,37

Конт.

6

13,62

0,75

0,33

При определении достоверности различий выносливости после эксперимента было выявлено, что различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит достаточно оснований для того, чтобы говорить о том, что методика углубленного обучения игре в баскетбол эффективно воздействует на развитие выносливости старшеклассников.

Рис.1. Результаты бега на 3000м

^ Между контрольной и экспериментальной группами наблюдаются существенные различия (рис.1).

Поскольку возрастной и половой состав в обеих исследованных группах является идентичным, различия в динамике развития выносливости объясняются специальной методикой углубленного обучения игре в баскетбол.

Итак, сравнение результатов экспериментальной и контрольной групп, полученных после проведения эксперимента, между собой, показало достоверную разницу по всем двигательным способностям (Р

На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе, занимавшейся по специальной методике углубленного обучения игре в баскетбол, учащиеся показали более высокие результаты физической подготовленности.

В выводах подводится общий итог работы, делаются опреде­ленные выводы, вытекающие из обзора литературы и проведен­ного эксперимента. Каждый вывод обозначается соответствующим номером и должен отвечать на поставленные в работе задачи. Кро­ме выводов можно представить практические рекомендации по при­менению упражнений, методике тренировки, тестированию и т. п., полученные в ходе исследований.
Пример: 1. Выявлено , что проблема совершенствования профессиональной подготовки специалистов в вузе, в частности будущего учителя исследована только в общепедагогическом аспекте. Структуре и содержанию профессиональной готовности будущих учителей физической культуры, технологии её формирования в вузе ещё не уделено должного внимания. До настоящего времени систематизированного научного освещения данной проблемы не существует, хотя потребность в этом имеется.

2. Установлено, что разработанный комплекс методов активного обучения предмету «Теория и методика физического воспитания», программно-методическое обеспечение профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры позволило значительно повысить качество знаний студентов со значимой достоверностью различий (Р

3. В процессе формирования профессиональной подготовки выпускников педагогического колледжа показано, что применение дидактического материала по предмету «Физическая культура» в школе, разработанного и внедрённого в учебный процесс выпускниками педагогического колледжа в Добромысловской средней школе Идринского района, Большеничкинской средней школе Минусинского района и Бараитской средней школе Новосёловского района повысило результаты физической подготовленности детей различного школьного возраста со значимой достоверностью различий (Р

4. Выявлено, что разработанный комплекс методов активного обучения дисциплине «Теория и методика физического воспитания», включенный в профессиональную подготовку студентов, обеспечивает формирование профессиональной готовности будущих учителей физической культуры.

5. Установлено, что реализация активных методов обучения (применение учебных карточек, блок-схем и дидактических игр) теории и методике физического воспитания в профессиональной подготовке будущих учителей физической культуры показала высокую эффективность, которая выразилась в статистически достоверных изменениях всех изучаемых показателей. Результаты исследования можно использовать в учебном процессе педагогических колледжей по специальности «Физическая культура», в общеобразовательных школах и других образовательных учреждениях.

1. Преподавателям теории и методики физического воспитания в педагогических колледжах по специальности «Физическая культура» рекомендуется применять разработанную нами методику «Применение учебных карточек, блок-схем и дидактических игр», которая обеспечивает формирование профессиональной готовности будущих учителей физической культуры к ведению урока, создание и реализацию дидактического материала по предмету «Физическая культура» в школе.

2. Преподавателям частных методик педагогических колледжей по специальности «Физическая культура» даны рекомендации внедрить в свой учебный процесс, разработанный нами, дидактический материал, который будет способствовать формированию у будущих учителей физической культуры знаний в методике обучения школьников двигательным умениям и навыкам, предусмотренным школьной программой по физической культуре.

3. Учителям физической культуры общеобразовательных школ, тренерам ДЮСШ, работникам народного образования, специалистам в сфере физической культуры и спорта рекомендуется изучить предлагаемую нами методику создания поурочной картотеки для внедрения в учебный процесс.

4. При реализации разработанной методики обучения теории и методике физического воспитания, дидактического материала, обеспечивающего эффективность учебного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе, рекомендуется использовать данные, полученные в результате проведённого нами эксперимента.
^ Библиографический список представляет перечень использованной ли­тературы в алфавитном порядке с полным библиографическим описанием источников и с нумерацией по порядку. При этом в данный список включается только та литература, на которую были сделаны ссылки в тексте работы или выдержки из которой цити­ровались. Вначале перечисляется литература на русском языке, затем - на иностранном.

Приложения . В этот раздел включается второстепенный материал, - например анкеты, первичные результаты измерений, схемы приборов, протоколы, рисунки и т. п.
^ 2. 2. Оформление материала дипломных работ

Цифровая информация

Наряду с текстовой в дипломных и кур­совых работах значительное место занимает цифровая информа­ция, чаще всего оформляемая в виде таблиц, которые должны отличаться компактностью и иметь единообразие в построении. Каждая таблица нумеруется и имеет название. Слово «Таблица» (сокращать нельзя) и порядковая цифра (без знака №) пишутся в правом верхнем углу; ниже, посередине строки, размещается на­звание таблицы строчными буквами и еще ниже - сама таблица.

Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядково­го номера и названия, боковика, заголовка вертикальных граф (головки), горизонтальных и вертикальных граф. Рассмотрим примеры оформления таблиц.
Пример 1:

^ Таблица 5.

Сравнительные показатели качества знаний

студентов в 1 семестре и на государственных экзаменах (в %)


^ Учебный год

Традиционная

M+-m


Авторская

M+-m


t

p

2000-2001

1 сем.

52,4+-2,89

57,5+-3,17

1,46

>0,05

ГОСЭК

41,6+-2,29

95,8+-5,29

13,97


2001-2002

1 сем.

38,6+-2,28

40,0+-2,97

0,43

>0,05

ГОСЭК

50,2+-2,97

100+-7,44

10,39


2002-2003

1 сем.

37,2+-1,55

51,1+-2,16

5,14


ГОСЭК

46,2+-1,92

100+-4,23

15,37


2003-2004

1 сем.

49,8+-2,1

52,4+-2,41

0,86

>0,05

ГОСЭК

53,6+-2,27

89,6+-4,12

10,08

^ Пример для описания таблицы .

Анализируя данные таблицы 2, можно сделать вывод, что сравнение результатов диагностики контрольной и экспериментальной групп в первом семестре не обнаружило достоверных различий между ними (P>0,05). Сравнение результатов экспериментальной и контрольной групп, полученных после эксперимента, между собой, показало достоверную разницу по результатам показателей качества знаний студентов на государственных экзаменах (Р
Пример 2

^ Таблица 6.

Показатели физической подготовленности учащихся 15-16 лет

до педагогического эксперимента (девочки)



Контрольные упражнения (тесты)

Группа

n




σ

t

Р

1

Бег 30 метров

КГ

6

5,22±0,2

0,4

0,1

>0,05

ЭГ

8

5,23±0,1

0,2

2

Челночный бег 3x10 м.

КГ

6

8,95±0,04

0,1

1,0

>0,05

ЭГ

8

8,90±0,04

0,1

3

Прыжок в длину с места толчком двух ног с места

КГ

6

193±4,0

8,0

0,2

>0,05

ЭГ

8

194±3,0

8,0

4

6-минутный бег

КГ

6

1145±41

91,0

1,0

>0,05

ЭГ

8

1200±35

91,0

5

Наклон вперед из положения сидя

КГ

6

14±1,0

3,0

1,0

>0,05

ЭГ

8

13±1,0

2,0

6

Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа (девочки).

КГ

6

7±1,0

2,0

1,0

>0,05

ЭГ

8

6±1,0

2,0

^ Пример для описания таблицы 6

Проанализировав показатели физической подготовленности девочек КГ и ЭГ до педагогического эксперимента, нами было выявлено, что различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются недостоверными. Полученные данные свидетельствуют о том, что показатели физической подготовленности испытуемых КГ и ЭГ практически одинаковые, следовательно, группы идентичны (см. таблицу 6).
Примечание: КГ – контрольная группа; ЭГ – экспериментальная группа; n – общее число измерений в группе; – средняя арифметическая величина; m – стандартная ошибка; σ – стандартное отклонение; t – критерий Стьюдента; Р – вероятность достоверности.

^ Графический материал

Ценным дополнением к статистическо­му анализу и обобщению результатов являются иллюстрации (ри­сунки). Они могут быть в виде графиков, схем, диаграмм, фото­графий. Рисунки имеют отдельную нумерацию. Подпись к рисунку делается внизу в следующем порядке: сокращенное слово (Рис.), порядковый номер рисунка (без знака №), точка, название ри­сунка с заглавной буквы, в конце названия точка не ставится. Располагать иллюстрации в работе необходимо непосредственно после ссылки в тексте, в которой они упоми­наются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

Наиболее часто результаты исследований представляются в виде диаграмм и графиков, для оформления которых целесообразно использовать электронную таблицу Excel . Диаграммы - это пос­ледовательность столбцов, каждый из которых опирается на один разрядный интервал, а высота его отражает число случаев или частоту в этом разряде (см. образец выше).

^ Требования к оформлению выпускной квалификационной (дипломной) работы

Дипломная работа имеет обложку, оформленную по требованиям, (Приложение 1), титульный лист (Приложение 2).

Дипломная работа представляется в одном экземпляре. Текст дипломной работы должен быть напечатан 14 шрифтом Times New Roman через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги формата А 4 (размером 210*297 мм), (57- 60 знаков в строке, считая промежутки между словами). Вставки на полях и между строк не допускаются.

Абзацный отступ должен быть одинаковым и равен 0,5 см. На одной странице сплошного текста размещается 28-30 строк. Страницы дипломной работы должны иметь поля: левое - 30 мм, верхнее - 20 мм, правое - 15 мм, нижнее - 20 мм.

Каждая новая глава ВКР начинается с новой страницы, это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введение, выводы, библиографический список, приложения).

Приложение к ВКР оформляется самостоятельно, после библиографического списка литературы и имеет сквозную нумерацию.

Все страницы дипломной работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков и повторений. Первой страницей считается титульный лист. На нем цифра «1» не ставится. Вторая страница - это оглавление (пример его оформления представлен в приложении 3), она нумеруется, здесь ставится цифра «2» и т. д. Порядковый номер страницы печатается в середине нижнего поля.

Число литературных источников для дипломной работы - не менее 30. При оформлении библиографического списка необходимо руководствоваться требованиями, представленными в приложении 4.
^ 3. ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
Готовясь к защите выпускной квалификационной работы, сту­дент составляет доклад, рассчитанный не более чем 7 мин, в котором обосновывает актуальность темы, объект и предмет исследования, цель и задачи, рабочую гипотезу, используемые ме­тоды, дает анализ основных экспериментальных данных и пред­ставляет выводы. Одновременно с подготовкой доклада необходи­мо оформить иллюстративный материал (презентации в электронном виде), удобный для демонстра­ции, все таблицы и графики должны нумероваться. Перед защи­той обязательно нужно отрепетировать свое выступление, научить­ся свободно пользоваться иллюстративным материалом и уклады­ваться в отведенное время, заранее продумать ответы на замечания ре­цензента. Помимо презентации в электронном виде и доклада необходим раздаточный материал для членов комиссии (6-7 экземпляров)

Свое выступление дипломник начинает с обращения к предсе­дателю и членам ГАК, присутствующим, например: «Уважаемый председатель и члены Государственной аттестационной комиссии, уважаемые преподаватели и студенты!», далее строит свое выс­тупление согласно подготовленному докладу. Изложение резуль­татов исследований, как в самой работе, так и во время защиты не рекомендуется вести от собственного имени, например: «Я утвер­ждаю», «Мною сделано» и т.д., лучше говорить: «Нами выполне­но», «Мы утверждаем» и т. д. Культуре речи и поведения на защи­те следует уделить особое внимание.

^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика исследований в физическом воспитании [Текст] / Б.А. Ашмарин. - М., 1978.

  2. Железняк, Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб.заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, - 264 с.

  3. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.

  4. Новиков, А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении [Текст] / А.М. Новиков. – М.: Профессиональное образование, 1998. – 134 с.

  5. Петров, П. К. Физическая культура [Текст]: курсовые и выпускные квалификационные работы / П.К. Петров. - М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- 112 с.

  6. Программа итоговой государственной аттестации по специальности 050720.65 - Физическая культура, квалификация педагог по физической культуре [Текст] / сост. В.И. Шалгинова, О.А. Павлюченко, А.В. Фоминых. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова, 2010.

  7. Уляева, Л.Г. Физическая культура. Юнита 5 Теория и методики физической культуры [Текст] / Л.Г. Уляева, С.В. Шепель. – М.: Современный государственный университет Дистанционное образование, 2003. – С. 32-55.
Приложение 1 (обязательное)

Форма обложки дипломной работы
^ МИНОБРНАУКИ РОССИИ


^

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ
ВЫПУСКНАЯ

^ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Студент (ка) ___________________

Научный руководитель

_______________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание)

Абакан 2014

Приложение 2 (обязательное)

Форма титульного листа дипломной работы

^ МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Ф. КАТАНОВА»
^ ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Кафедра теории и методики физической культуры и спорта

Специальность 050720.65 «Физическая культура»

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ

^ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Студент – дипломник ______________ __________________

(подпись) (ФИО)

Консультант ______________ __________________

(подпись) (ФИО)

Научный руководитель ______________ __________________

(подпись) (ФИО)

Рецензент ______________ __________________

(подпись) (ФИО)

«Допустить к защите»

Зав. кафедрой: ____________

_________________________
«____»____________20___г.

Абакан, 2014

Приложение 3 (обязательное)

Пример оформления оглавления
Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Литературный обзор по теме исследования ...........................................................7


    1. Понятие координационных способностей……………………………...…………...…7
1.2. Координация функций организма – основа управления движениями…………………………………………………………...………………………….………...13

1.2.1. Принцип сенсорных коррекций в управлении движениями……………………...…..13

1.2.2. Роль сенсорных систем в управлении движениями…………………………...………17

1.3. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности детей 13-14 лет………………………………………………..……………………………………………....21

Глава 2. Методы и организация исследования ………………………………..………….39

2.1. Методы исследования …………………………………..…………………………….......39

2.2. Организация исследования. ………………………………………………………………41

Глава 3. Результаты исследований и их обсуждение ………………………..……...........48

Заключение……………………………………………………...................................................56

Библиографический список …………..………………………………………………….........58

Приложения………………..………………………………………………………...………….59

Приложение 4

Примеры библиографического описания различных видов изданий
^ Законодательные материалы

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2001. – 39 с.

Правила

Правила безопасности при обслуживании гидротехнических сооружений и гидромеханического оборудования энергоснабжающих организаций [Текст] : РД 153-34.0-03.205–2001: утв. М-вом энергетики Рос. Федерации 13.04.01: ввод. в действие с 01.11.01. – М. : ЭНАС, 2001. – 158 с.

Книги

Агафонова, Н. Н. Гражданское право [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова; под. общ. ред. А. Г. Калпина; авт. вступ. ст. Н. Н. Поливаев; М-во общ. и проф. образования РФ, Моск. гос. юрид. акад. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2002. – 542 с.

Диссертации

Белозеров, И. В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII–XIV вв. [Текст] : дис. … канд. ист. наук: 07.00.02: защищена 22.01.02: утв. 15.07.02 / Белозеров Иван Валентинович. – М., 2002. – 215 с.

Журнал

Актуальные проблемы современной науки[Текст] : информ.-аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Спутник +». – 2001, июнь – . – М. : Спутник +, 2001– . – Двухмес. – ISSN 1680-2721.

2001, № 1–3. – 2000 экз.

Статья из журнала

Бальсевич, В. К. Олимпийский спорт и физическое воспитание: взаи­мосвязи и диссоциации // Теория и практика физической культуры. - 1996, № 10.- С. 2-7.
^ МНОГОТОМНЫЕ ИЗДАНИЯ

Документ в целом

Гиппиус, З. Н. Сочинения [Текст] : в 2 т. / Зинаида Гиппиус; [вступ. ст., подгот. текста и коммент. Т. Г. Юрченко; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам]. – М. : Лаком-книга: Габестро, 2001. – 22 см. – (Золотая проза серебряного века). – На пер. только авт. и загл. сер. – 3500 экз. – ISBN 5-85647-056-7 (в пер.).

Т. 1: Романы. – 367 с. – Библиогр. в примеч.: с. 360–366. – Содерж.: Без талисмана; Победители; Сумерки духа. – В прил.: З. Н. Гиппиус / В. Брюсов. – ISBN 5-85647-057-5.

Т. 2: Романы. – 415 с. – Содерж.: Чертова кукла; Жизнеописание в 33 гл. ; Роман-царевич: история одного начинания; Чужая любовь. – ISBN 5-85647-058-3.

Гиппиус, З. Н. Сочинения [Текст] : в 2 т. / Зинаида Гиппиус; [вступ. ст., подгот. текста и коммент. Т. Г. Юрченко; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам]. – М. : Лаком-книга: Габестро, 2001. – 2

т. ; 22 см. – (Золотая проза серебряного века). – На пер. только авт. и загл. сер. – 3500 экз. – ISBN 5-85647-056-7 (в пер.).

^ Отдельный том

Казьмин, В. Д. Справочник домашнего врача [Текст] : в 3 ч. / Владимир Казьмин. – М. : АСТ: Астрель, 2001– . – 21 см. – ISBN

5-17-011142-8 (АСТ).

Ч. 2: Детские болезни. – 2002. – 503, с. : ил. – 8000 экз. – ISBN

5-17-011143-6 (АСТ) (в пер.).

^ Статья из...

... книги или другого разового издания

Двинянинова, Г. С. Комплимент: Коммуникативный статус или стратегия в дискурсе [Текст] / Г. С. Двинянинова // Социальная власть языка: сб. науч. тр. / Воронеж. межрегион. ин-т обществ. наук, Воронеж. гос. ун-т, Фак. романо-герман. истории. – Воронеж, 2001. – С. 101–106.
... сериального издания

Михайлов, С. А Езда по-европейски [Текст] : система платных дорог в России находится в начал. стадии развития / Сергей Михайлов // Независимая газ. – 2002. – 17 июня.

Эквивалентным подходом к интерпретации результатов теста будет следующий: допустив, что нулевая гипотеза верна, мы можем рассчитать, насколько велика вероятность получить t -критерий, равный или превышающий то реальное значение, которое мы рассчитали по имеющимся выборочным данным. Если эта вероятность оказывается меньше, чем заранее принятый уровень значимости (например, Р < 0.05), мы вправе отклонить проверяемую нулевую гипотезу. Именно такой подход сегодня используется чаще всего: исследователи приводят в своих работах P-значение, которое легко рассчитывается при помощи статистических программ. Рассмотрим, как это можно сделать в системе R.

Предположим, у нас имеются данные по суточному потреблению энергии, поступающей с пищей (кДж/сутки), для 11 женщин (пример заимствован из книги Altman D. G. (1981) Practical Statistics for Medical Research , Chapman & Hall, London ):


Среднее значение для этих 11 наблюдений составляет:


Вопрос: отличается ли это выборочное среднее значение от установленной нормы в 7725 кДж/сутки? Разница между нашим выборочным значением и этим нормативом довольно прилична: 7725 - 6753.6 = 971.4. Но насколько велика эта разница статистически? Ответить на этот вопрос поможет одновыборочный t -тест. Как и другие варианты t -теста, одновыборочный тест Стьюдента выполняется в R при помощи функции t.test() :


Вопрос: различаются ли эти средние значения статистически? Проверим гипотезу об отсутствии разницы при помощи t -теста:

Но как в таких случаях оценить наличие эффекта от воздействия статистически? В общем виде критерий Стьюдента можно представить как

Таблица распределения Стьюдента

Таблицы интеграла вероятностей используются для выборок большого объема из бесконечно большой генеральной совокупности. Но уже при (n ) < 100 получается Несоответствие между

табличными данными и вероятностью предела; при (n ) < 30 погрешность становится значительной. Несоответствие вызывается главным образом характером распределения единиц генеральной совокупности. При большом объеме выборки особенность распределения в гене-

ральной совокупности не имеет значения, так как распределение отклонений выборочного показателя от генеральной характеристики при большой выборке всегда оказывается нормаль-

ным. В выборках небольшого объема (n ) < 30 характер распределения генеральной совокупности сказывается на распределении ошибок выборки. Поэтому для расчета ошибки выборки при небольшом объеме наблюдения (уже менее 100 единиц) отбор должен проводиться из со-

вокупности, имеющей нормальное распределение. Теория малых выборок разработана английским статистиком В. Госсетом (писавшим под псевдонимом Стьюдент) в начале XX в. В

1908 г. им построено специальное распределение, которое позволяет и при малых выборках соотносить (t ) и доверительную вероятность F(t ). При (n ) > 100, таблицы распределения Стьюдента дают те же результаты, что и таблицы интеграла вероятностей Лапласа, при 30 < (n ) <

100 различия незначительны. Поэтому практически к малым выборкам относят выборки объемом менее 30 единиц (безусловно, большой считается выборка с объемом более 100 единиц).

Использование малых выборок в ряде случаев обусловлено характером обследуемой совокупности. Так, в селекционной работе «чистого» опыта легче добиться на небольшом числе

делянок. Производственный и экономический эксперимент, связанный с экономическими затратами, также проводится на небольшом числе испытаний. Как уже отмечалось, в случае малой выборки только для нормально распределенной генеральной совокупности могут быть рассчитаны и доверительные вероятности, и доверительные пределы генеральной средней.

Плотность вероятностей распределения Стьюдента описывается функцией.

1 + t2

f (t ,n) := Bn

n − 1

t - текущая переменная;n - объем выборки;

B - величина, зависящая лишь от (n ).

Распределение Стьюдента имеет только один параметр: (d.f. ) -число степеней свободы (иногда обозначается (к )). Это распределение - как и нормальное, симметрично относительно точки (t ) = 0, но оно более пологое. При увеличении объема выборки, а, следовательно, и числа степеней свободы распределение Стьюдента быстро приближается к нормальному. Число степеней свободы равно числу тех индивидуальных значений признаков, которыми нужно рас-

полагать для определения искомой характеристики. Так, для расчета дисперсии должна быть известна средняя величина. Поэтому при расчете дисперсии применяют (d.f. )= n - 1 .

Таблицы распределения Стьюдента публикуются в двух вариантах:

1. аналогично таблицам интеграла вероятностей приводятся значения (t ) и соответствую-

щие вероятности F(t ) при разном числе степеней свободы;

2. значения (t ) приводятся для наиболее употребляемых доверительных вероятностей

0,70; 0,75; 0,80; 0,85; 0,90; 0,95 и 0,99 или для 1 - 0,70 = 0,3; 1 - 0,80 = 0,2; …… 1 - 0,99 = 0,01.

3. при разном числе степеней свободы. Такого рода таблица приведена в приложении

(Таблица 1 - 20 ), а также значение (t )- критерий Стьюдента при уровне значимости от0,7

1. Метод Стьюдента (t–критерий)

Этот метод используется для проверки гипотезы о достоверности разницы средних, при анализе количественных данных в выборах с нормальным распределением.

где x 1 и x 2 – средние арифметические значения переменных в группах 1 и 2,

SΔ – стандартная ошибка разности.

Если n 1 =n 2 , то где n 1 и n 2 - число элементов в первой и во второй выборках, δ 1 и δ 2 – стандартные отклонения для первой и второй выборки.

Если n 1 ≠ n 2 то

Уровень значительности определяется по специальной таблице.

2. Критерий φ* - угловое преобразование Фишера

Данный критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас признак.

Эмпирическое значение φ* подсчитывается по формуле:

φ*=(φ 1 - φ 2) . , где

φ 1 – угол, соответствующий большой процентной доле.

φ 2 – угол, соответствующий меньшей процентной доле.

n 1 – количество наблюдений в выборке 1

n 2 – количество наблюдений в выборке 2

Уровень значительности φ* эмпирического значения определяется по специальной таблице. Чем больше величина φ*, тем более вероятно, что различия достоверны.

2.2 Результаты исследования и их анализ

2.2.1 Особенности адаптации больных хроническим заболеванием

Для изучения степени адаптации применялась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

На основе анализа интегрального показателя адаптации были выделены 3 экспериментальные группы испытуемых:

1. с высоким уровнем адаптации – группа A.

Значение показателя адаптации от 66 до 72 баллов. (M=67)

2. со средним уровнем адаптации – группа B.

Значение показателя адаптации от 49 до 65 баллов. (M=56,6)

3. с низким уровнем адаптации – группа C.

Значение показателя адаптации от 38 до 48 баллов. (M=41,3)

Значимость различий в уровне адаптации между экспериментальными группами проверялась с помощью t-критерия Стьюдента. Различия являются статистически значимыми при p≤0,01 между группами A и B, группами B и C, группами A и C. Таким образом, можно сделать вывод, что больные с хроническими заболеваниями характеризуются разной степенью адаптации.

Большинство больных с хроническими заболеваниями характеризуются средней степенью адаптации (65%), с высоким уровнем адаптации – 19%, третья группа больных с низким уровнем адаптации (16%).

Проводился анализ половых различий в уровне адаптации больных с хроническими заболеваниями. Было выявлено, что большинство женщин и мужчин, характеризуются средним уровнем адаптации (65% и 63% соответственно) – см. таб. №1.

Таблица №1

Половые различия адаптации больных с хроническими заболеваниями

(по группам испытуемых, %)

Испытуемые Экспериментальные группы
A (высок. уров. ад.) B (сред. уров. ад.) C (низк. уров.ад.)
Мужчины 20 63 17
Женщины 19 65 16

Значимость различий определялась с помощью φ-критерия Фишера. Выявлено, что ни в одной из экспериментальных групп различия адаптации между мужчинами и женщинами не значимы. (Группа A–φ=0,098, группа B - φ=0,161, группа C - φ=0,106).

2.2.2 Особенности личности больных с хроническими заболеваниями с различной степенью адаптации

Сначала рассмотрим особенности самосознания испытуемых экспериментальных групп.

Группа A (высокий уровень адаптации)

Результаты, полученные с помощью шкалы «Самоприятие» показали, что большинство испытуемых данной группы имеют высокий и средний уровень самоприятия (33%). У испытуемых группы A низких показателей по шкале «Самоприятие» выявлено не было.

Таким образом, больные с хроническими заболеваниями с высоким уровнем адаптации высоко оценивают свою внешность, свою способность справляться с трудными ситуациями, считают себя интересными как личность.

При исследовании половых различий выявлено, что женщины с высоким уровнем адаптации в посттрудовой период чаще обнаруживают высокий уровень самоприятия (83%), тогда как мужчины в равной степени высокий и средний (50% и 50%).

Для более детального изучения представлений человека о самом себе применялась методика «Личностный дифференциал».

Интерпретация данных, полученных с помощью ЛД, велась по 3-м факторам:

Оценка (О)

Активность (А)

По каждому фактору в соответствии со стандартными нормами выделяется 5 уровней:

Очень низкий (7-13 баллов)

Низкий (14-20 баллов)

Средний (21-34 балла)

Высокий (35-41 баллов)

Очень высокий (42-49 баллов)

Очень низких значений не обнаружено ни у одной группы по всем факторам, по этому при интерпретации результатов данная категория не исследуется.

Результаты по фактору оценки свидетельствуют об уровне самоуважения; по фактору силы о развитии волевых сторон личности; по фактору активности экстравертированности личности.

При анализе результатов в группе A (с высоким уровнем адаптации) не было выявлено низких значений ни по одному фактору (оценка, сила, активность), что корригирует с данными, полученными с помощью школы «Самоприятие».

Анализ результатов по факторам выявил следующие особенности:

У большинства испытуемых данной группы обнаружен оптимальный уровень самооценки по фактору силы (58% - средние значения, 17% - высокие). Встречаются также и очень высокие значения (25%).

Это свидетельствует о том, что больные с хроническими заболеваниями с высоким уровнем адаптации уверены в себе, независимы, рассчитывают на собственные силы в трудных ситуациях.

По фактору оценки в группе A значения большей части испытуемых отнесены к оптимальному уровню (высокие значения – 50%, средние – 25%). Встречаются также и очень высокие значения (25%). Это говорит о том, что испытуемые принимают себя как личность, осознают себя как носители позитивных, социально желательных характеристик.

По фактору активности наибольшее количество средних (42%) и высоких (33%) значений. Очень высокие значения встречаются у 28% испытуемых. Данные результаты указывают на высокую активность больных с хроническими заболеваниями с высоким уровнем адаптации, общительность.

При проведении статистической обработки с помощью φ-критерия Фишера (0,05 уровень значимости) были выявлены существенные различия по факторам силы и оценки. У испытуемых экспериментальной группы A по фактору силы преобладают средние значения, а по фактору оценки высокие. На основании чего можно сделать вывод, что больные с высоким уровнем адаптации выше оценивают свои социально желательные характеристики, себя как личность, чем свои волевые качества.

При изучении половых различий были выявлены существенные различия по факторам силы и оценки (φ-критерий. p=0,01). См. табл. 2, 3.

Таблица №2

Половые различия по фактору «Сила» ЛД (%)

Значение

Испытуемые

низкое среднее высокое очень высокое
мужчины 0 33 17 50
женщины 0 83 17 0

Женщины группа A в большинстве случаев обнаруживает среднее значение по фактору «Сила» (83%), тогда как мужчины – очень высокое (50%).

Таблица №3

Половые различия в группе A по фактору «Оценка» ЛД (%)

Значение

Испытуемые

низкое среднее Высокое очень высокое
Мужчины 0 50 33 17
Женщины 0 0 67 33

Большинство женщин группы A обладают высокими (67%) и очень высокими (33%) значениями по фактору «Оценка», тогда как мужчины – средними (50%) и высокими (33%).

Таким образом, мужчин с высоким уровнем адаптации высоко оценивают свои волевые качества, уверенность в себе, а женщины с высоким уровнем адаптации высоко оценивают свои социальные качества, уровень достижений.

Для изучения локализации контроля над значительными событиями применялась шкала «Интернальность».

При анализе результатов не выявлено низких значений по данному фактору у испытуемых группы A. В равной степени присутствую средние (50%) и высокие значения (50%). Это свидетельствует о том, что люди с высоким уровнем адаптации в посттрудовой период считают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют ответственность за эти события и за то, как складывается жизнь в целом.

Половые различия по критерию «Интернальность» статистически не значимы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что больные с хроническими заболеваниями с высоким уровнем адаптации обладают оптимальным уровнем самооценки (средним и высоким). Они принимают себя как личность, уверенны в себе, независимы, оценивают себя как активных и общительных. Мужчины высоко оценивают свои волевые качества, умение справляться с трудностями, а женщины высоко оценивают свои социальные качества.

Люди данной группы склонны рассчитывать на собственные силы, умеют управлять собой, своими поступками, считают себя ответственными за то, как складывается их жизнь в целом.

Группа B (средний уровень адаптации)

Результаты, полученные с помощью шкалы «Самоприятие» показывает, что большинство испытуемых данной группы имеют средний уровень самоприятия (90%). С высоким уровнем самоприятия – 5%, с низким – 5%.

Статистически значимых половых различий не выявлено.

Анализ результатов по методике личностный дифференциал проводился по факторам силы, оценки, активности. См. табл. 4.

Таблица №4

Представленность испытуемых группы B с различным уровнем самооценки (по факторам, в %)

Анализ результатов по факторам показал, что у большинства испытуемых группы B по фактору силы оптимальный уровень самооценки (75% - средние значения, 17% высокие). Встречаются также низкий (5%) и очень высокий (2,5%) уровень значений.

По фактору оценки преобладает адекватный уровень самооценки (62,5% - средний уровень значений, 10% - высокий). Низкий показатель у 2,5% испытуемых. Большой процент очень высоких показателей (25%).

По фактору активности наибольшее количество оптимальных значений (60% - средних, 22,5% - высоких). Низких значений 7,5%, очень высоких – 10%.

При проведении статистической обработки с помощью φ-критерия (p≤0,01) были выявлены существенные различия по фактам силы и оценки на «очень высоком» уровне значений. Испытуемые группы B имеют тенденцию преувеличенно высоко оценивать свои социальные качества.

При изучении половых различий были выявлены различия по всем 3-м факторам (φ-критерия p≤0,05).

Половые различия по фактору «Сила»

Среди мужчин не выявлено низких значений по данному показателю. Тогда как у женщин – 10%.

Очень высокий уровень значений встречается у мужчин группы в 5% случаев, у женщин не встречается. Это свидетельствует о том, что мужчины склонны преувеличивать свои волевые качества, а женщины занижать.

Половые различия по характеру "Оценка"

У женщин чаще, чем у мужчин встречается очень высокие значения про данному фактору (33%-женщин, 16% мужчины).

Половые различия по фактору "Активность"

У женщин данной экспериментальной группы чаще, чем у мужчин обнаруживаются очень высокие значения по этому фактору (44%-женщин 5%-мужчин).

При анализе результатов по шкале "Интернальность" было выявлено, что у большинства больных с хроническими заболеваниями со средним уровнем адаптации средний уровень показателя интернальности (80%). Испытуемых с низким значением по данной шкале -7,5%, с высоким-12,5%.

Это говорит о том, что в целом, больные со средним уровнем адаптации предъявляют высокие требования к себе, рассчитывают на собственные силы. Но часть людей из этой группы не считает себя способным контролировать события в своей жизни, ответственность за них приписывают обстоятельствам, другим людям.

Таким образом, большинство больных с хроническими заболеваниями со средним уровнем адаптации в посттрудовой период обнаруживают оптимальный уровень самооценки, т.е. они принимают себя как личность, удовлетворены собой. У некоторого процента людей данной группы наблюдается завышенная самооценка, а так же заниженная, что говорит о личностной не зрелости, не умении правильно оценивать себя, результаты своей деятельности. Испытуемые данной группы склонны преувеличенно высоко оценивать свои социальные качества.

У мужчин данной группы наблюдается тенденция завышать свои волевые качества, а у женщин социальные.

Группа C (низкий уровень адаптации)

Результаты, полученные с помощью шкалы " самоприятия" показали, что большинство испытуемых данной группы имеют низкий уровень самоприятия (70%). У части испытуемых средний уровень самоприятия (30%). Высоких значений по данной шкале выявлено не было.

Таким образом, больные с хроническими заболеваниями с низким уровнем адаптации резко оценивают свою внешность, считают, что ни в чем не проявили себя.

При исследовании половых различий выявлено, что женщины с низким уровнем адаптации чаще обладают средним уровнем самоприятия (66%), тогда как мужчины во всех случаях (100%). Следовательно, у женщин с низким уровнем адаптации не всегда будет низкий уровень принятия себя.

Анализ результатов по методике "Личностный дифференциал" проводился по факторам силы, оценки, активности. См. табл. 5.

Таблица 5 Представленность испытуемых групп C с различным уровнем самооценки (по факторам, в %)

При анализе результатов группы C не было выявлено очень высоких значений ни по одному фактору, что кореллирует с данными, полученным с помощью шкалы "Самоприятия". Высокие значения встречаются только по фактору оценке (10%).

По фактору силы у большинства испытуемых низкие значения (60%). Встречаются и средние значения (40%).

По факторам оценки и активности максимальное число средних значений (80%). Низкие значения по фактору оценки встречаются у 10% испытуемых, по фактору активности у 20%.

Таким образом, у испытуемых группы C преобладает средне низкие значения самооценки. Особенно низко испытуемые это группы оценивают свои волевые качества.

При изучении половых различий были выявлены существенные различия по фактору силы (φ-критерий, 0,03) и оценки.

Мужчины с низким уровнем адаптации низко оценивают свои волевые качества (80% когда как женщины лишь 49%;), а женщины социальные качества(20%-женщин, у мужчин-0%)

При анализе результатов по шкале "Интернальность" было выявлено, что у большинства больных с хроническими заболеваниями низкий уровень интернальности (60%) и средний уровень интернальности (30%). Людей с высоким уровнем интернальности в это группе 10%.

Это свидетельствует о том, что большая часть больных с хроническими заболеваниями с низким уровнем адаптации склонны приписывать более важное значение внешним обстоятельствам, не считают себя способными контролировать собственную жизнь.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что больные с хроническими заболеваниями с низким уровнем адаптации характеризуются низким и средним уровнем самооценки. Зачастую они критично относятся к себе, не удовлетворены собственным поведением, уровнем достижений. Мужчины этой группы низко оценивают уверенность в себе, способность справится с трудностями, а женщины низко оценивают себя в целом как личность.

Люди этой группы полагают, что большинство событий их жизни являются результатом случая или действий других людей.

Сравнительный анализ показателей самосознания по группам испытуемых позволил выявить значимые различия.

Испытуемых группы А (высокий уровень адаптации), характеризует высокий уровень самопринятия (67%) по сравнению с испытуемыми группы В (5%), φ*=4,45; р ≤0,01) и группы C (0%).

В группе С (низкий уровень адаптации) большее количество значение низких значений (70%), чем в группе В (5%)- φ*=3,57; р ≤0,01 и группе А (0%).

По фактору силы (личностный дифференциал у испытуемых группы А чаще встречается очень высокие (25%) и высокие (17%) значение, чем у испытуемых группы С (0% и 0%).

В группе С низких значений больше (60%), чем в группе А (0%).

По характеру оценки в группе А чаще встречается высокие значения (50%) чем в группе С (10%)- φ*=2,16; р ≤0,01.

В группе С чаще встречаются низкие значения (10%), чем в группе А (6%) по фактору оценки и средние значения (80%) чем в группе А (25%)- φ*=2,72; р ≤0,01.

По фактору активность в группе А больше очень высоких (25%) и высоких (33%) значений, чем в группе С (0%). В группе С больше низких значений (20%), чем в группе А (6%).

Испытуемые группы А характеризуются высоким уровнем интернальности (50%) по сравнению с испытуемыми группы С (10%) - φ*=2,16; р ≤0,01

У испытуемых группы С чаще встречается низкий уровень интернальности (60%), чем у испытуемых группы А (0%) и испытуемых группы В (7,5%)- φ*=3,44; р ≤0,01

Таким образом, испытуемые группы А обладают в целом более оптимальной самооценкой для личностного благополучия и характеризуются более уверенным, осознанным отношением к жизни.


2.2.3 Особенности мотивационно-потребностной сферы личности испытуемых

Для изучения мотивационно-потребностной сферы применялась методика незаконченных предложений (см. приложения). Анализ результатов приводится по следующим категориям:

1. Высказывание о будущем (1, 2, 9, 13)

2. Высказывание о прошлом (3, 4)

3. Высказывание о заболевании (6, 7)

4. Высказывания, связанные с родственниками (8)

5. Высказывания, в которых отражалось отношение к заболеванию (10)

Группа А (высокий уровень адаптации) - см. приложение.

1. В высказываниях о будущем в ответах испытуемых чаще всего встречается ожидание достижений-29% ("Научусь водить машину"), интерес к проблемам общества -21% ("Буду рада, если жизнь в стране наладится"), надежда на сохранение прежнего уровня жизни -21% ("Надеюсь, что буду такой же активной"), беспокойство о родственниках -13% ("В будущем моя жизнь - это жизнь моих детей").

2. Испытуемые группы А, оценивая свое прошлое, отмечают, что: осуществили задуманное, реализовали себя-54% ("Оглядываясь на свою жизнь, я думаю, что жизнь прожита не зря". "То к чему стремился, удалось осуществить"), частично реализовали свои планы-21% ("Семья получилась хорошая, но мало времени уделяла и уделяю детям"). 17% больных с хроническими заболеваниями группы А признают ошибочность своих целей, стремлений в прошлом ("Стремился к тому, что не имело значения")

3. Анализ высказывания больных с хроническими заболеваниями относительно факта заболевания показал, что часть испытуемых переживали очень сильно -25%, а часть приняла как данность без особых переживаний -21%

Данные, полученные дополнительно с помощью беседы показали, что для испытуемых группа А характерно разнообразие интересов.

Среди них чтение (83%), просмотр телевизора (83%), прогулки (75%), спорт (50%), проведение бесед (33%), встречи с друзьями, родственниками (25%). Можно предположить, что наличие широкого круга интересов помогает хроническим больным данной групп спокойно воспринимать наличие заболевания.

4. В высказываниях связанных с общением с родственниками испытуемые выражают заботу о близких - 75% ("Я бы хотел, что бы мои дети были здоровы") и ожидают от близких поддержки-25% ("Я бы хотел, чтобы мои родственники были всегда со мной").

При анализе результатов, полученных с помощью шкалы "Принятие других" выявлено, что испытуемые группы А обладают высоким (58%) и средним уровнем принятия других (42%), что говорит о высокой надежде на аффилиацию, стремление к принятию. Другие люди в целом нравятся, отношения с ними теплые, дружеские.

Данные, полученные с помощью беседы показали, что 67% больных с хроническими заболеваниями данной группы полностью удовлетворены общением, 25% удовлетворены, но сейчас общаются меньше, чем раньше (сузился круг общения) и 8% не хватает общения.

Таким образом, не смотря, на сужение круга общения больные с высоким уровнем адаптации удовлетворены, взаимодействием с другими людьми.

5. Давая свое определение болезни, 33% испытуемых заявляют, что болезнь - это рубеж в жизни ("Болезнь для меня, это определенная граница, жизнь «до» и «после», она дала возможность оценить свою жизнь").

6. При исследовании половых различий было выявлено, что в отношении к будущему мужчины чаще, чем женщины обнаруживают интерес к проблемам общества (67% мужчин, 33% женщин), т.е. проявляют большую социальную активность.

Группа В (средний уровень адаптации)

1. В высказываниях о будущем, в ответах испытуемых чаще всего встречаются бытовые проблемы -20% ("Я намереваюсь сделать ремонт дома"), надежды на сохранение прежнего уровня жизни -19%. ("Я буду очень рада, если и далее буду жить так же"), заботы о здоровье -14% ("Я намереваюсь вести здоровый образ жизни, это главное для жизни"), беспокойства о родственниках -10%, 9% больных ожидают от будущего лучшего ("Я надеюсь, что дальнейшая жизнь будет лучше, чем сейчас").

2. Испытуемые группы В оценивая свое прошлое отмечают, что: частично реализовали свои планы-(38%); признали ошибочность своих целей, стремлений -(35%); осуществили задуманное, реализовали себя-(15%).

3. Анализ высказывания об известии о заболевании показал, что большинство испытуемых относилось к этому событию относительно спокойно (65%), часть группы очень сильно переживала (25%) и небольшой процент был безразличен (10%).

Данные, полученные с помощью беседы свидетельствуют, что для испытуемых групп В характерно разнообразие интересов (чтение, радио, телевидение, кино, рыбалка, встречи с друзьями, домашние животные, и др.). Что является важным для спокойного отношения к своему статусу хронического больного.

4. В высказываниях, связанных с общением с родственниками, испытуемые выражают заботу о близких (57%) и ожидают от близких поддержки (25%). В некоторых ответах звучит страх остаться одному (25%) ("Я буду очень рада, если мои родственники будут жить со мной и не забудут меня").

При анализе результатов, полученных с помощью шкалы "Принятие других" выявлено, что испытуемые группы В обладают средним уровнем принятия других (78%). Часть испытуемых обнаруживает высокий уровень принятия других (10%), а часть низкий (12%). Что свидетельствует о том, что для людей со средним уровнем адаптации характерно стремление к принятию других людей.

В ходе беседы было выяснено, что больные этой группы сожалеют, что сейчас общаются меньше, но в целом общением удовлетворены (73%), 15% полностью удовлетворены взаимодействием с другими людьми и 12% считают, что им не хватает общения.

5. В высказываниях, в которых отражается отношение к болезни испытуемые группы В пишут, что болезнь - это обуза для близких (27,5%), болезнь – это рубеж или граница (17,5%). Опасение смерти звучат в ответах 20 испытуемых, 25% говорит о том, что болезнь это не конец жизни.

Группа С (низкий уровень адаптации)

1. В высказываниях о будущем в ответах испытуемых чаще всего встречается отсутствие ожидания каких - либо перемен – 30% ("В будущем моя жизнь не изменится"), ожидания трудностей - 22,5% ("В будущем моя жизнь станет еще труднее"), бытовые проблемы - 17,5%. Заботы о здоровье отражены в ответах 15% испытуемых. Категория "ожидания достижений" в ответах испытуемых с низким уровнем адаптации не встречается.

2. Оценивая свое прошлое, люди группы С отмечают, что не сделали то, что могли бы - 40% ("Оглядываясь на свою жизни, я думаю, что мог бы прожить ее лучше и веселее"), что неудач было больше, чем достижений - 30% ("Оглядываясь на свою жизнь я думаю, что в жизни часть не везло").

15% признают ошибочность своих целей, стремлений в прошлом, 10% отмечают, что смогли частично реализовать себя. И лишь 5% пишут, что осуществили задуманное, реализовали себя.

3. Анализ высказываний больных с хроническими заболеваниями относительного известия о диагнозе показал, что большинство переживали это событие тяжело - 60%; 30% реагировали относительно спокойно и 10% безразлично.

При беседе было обнаружено, что для испытуемых групп С характерны пассивные интересы (просмотр телевизора, вязание, чтение), а многие отмечают отсутствие любимого занятия. Можно говорить о том, что отсутствие интересов затрудняет процесс адаптации к заболеванию, поскольку не компенсируется значимой деятельностью.

1. В высказываниях связанных с общением с родственниками испытуемые ожидают от близких поддержки (50%) и выражают страх остаться одному 30%. В ответах 20% испытуемых звучит забота о родственниках.

2. При анализе результатов полученных с помощью шкалы "Принятия других" выявлено, что испытуемые группы С обладают низким (60%) и средним; (40%) уровнем принятия других, что говорит о том, что люди этой группы сдержаны в общении с другими, чувствуют неприязнь к тому кто их окружает.

Анализ результатов беседы показал, что люди с низким уровнем адаптации не удовлетворены общением с окружающими (70%), или удовлетворены, но недовольны тем, что сузился круг общения (30%).

Давая свое определение болезни больные группы С пишут, что болезнь - это конец жизни (40%), выражают опасение смерти (20%), болезнь как рубеж характеризуется для 30% испытуемых.

Сравнительный анализ особенностей мотивационно-потребностной сферы позволил выявить значимые различия.

1. В высказываниях испытуемых группы A (высокий уровень адаптации) о будущем чаще встречается ожидание достижений (29%), чем у группы B (9%) φ*=1,604; p≤0,05 и у группы C (0%). В группе B большой процент ответов связан с бытовыми проблемами (20%), чем в группе A (4%) φ*=1,59; p≤0,05.

2. В высказываниях о прошлом испытуемые группы A чаще (54%), чем испытуемые группы B (15%) отмечают, что осуществили задуманное, реализовали себя (φ*=2,42; p≤0,01), и чаще чем в группе C (5%) φ*=2,802; p≤0,01.

Испытуемые группы C чаще (30%), чем испытуемые группы A (0%) и чем испытуемые группы B (6%) - φ*=2,83; p≤0,01 отмечают, что неудач было больше чем достижений. Также они чаще (46%) чем испытуемые группы B (1%) пишут от том, что не сделали то, что могли бы (φ*=3,306; p≤0,01).

В группе B большой (38%) процент испытуемых отметили, что смогли частично реализовать себя, чем в группе C (10%), φ*=1,934; p≤0,02.

3. В высказываниях, связанных с выходом на пенсию испытуемые группы C чаще (60%), чем испытуемые группы A (25%) и испытуемые группы B (25%) пишут, что переживали (φ*=1,693; p≤0,04).

4. Описывая отношения к родственникам испытуемые группы A чаще (75%), чем испытуемые группы C (20%) выражают заботу о близких (φ*=2,725; p≤0,01).

Больные с хроническими заболеваниями группы C чаще (30%), чем в группе A (0%) выражают страх остаться одному.

5. В ответах испытуемых группы A чаще звучит определение болезни как подведение итогов (17%), чем в группе C (0%) и в группе B (2,5%) - φ*=1,61; p≤0,05.

Значительные различия обнаружены по шкале «Принятие других». Больные люди группы A чаще (58%) обнаруживают высокий уровень принятия других, чем в группе C (0%) и группе B (10%) φ*=3,302; p≤0,01.

Испытуемые группы C чаще (60%) обнаруживают низкий уровень принятия других, чем в группе A (0%) и группе B (12,5%) - φ*=2,967; p≤0,01

Таким образом, больные с хроническими заболеваниями с высоким уровнем адаптации характеризуются более оптимистичным отношением к будущему, позитивной оценкой прошлого, высоким уровнем принятия других.

Кроется в нарушении связей стариков с молодыми людьми. Нередким сегодня можно назвать и такое явление, как геронтофобия, или враждебные чувства по отношению к старым людям. Многие из стрессоров людей пожилого и старого возраста можно предупредить или относительно безболезненно преодолеть именно за счет изменения к старикам и к процессу старения в целом. Известный американский врач и...

Применен ряд методов: - теоретический анализ научной литературы по социологии, девиантологии, психологии индивидуальных различий по проблеме исследования влияния психологических особенностей лиц употребляющих наркотические вещества; - эмпирические – психодиагностические методы; - сравнительный анализ; - методы математико-статистической обработки результатов исследования: t-критерий Стьюдента...

Ослабленных детей становится все больше и больше, а потому необходимы специальные профилактические меры, направленные на предупреждение соматических и психосоматических заболеваний. ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ДОУ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 3.1 Описание выборки Эмпирическое исследование проводилось с сентября по декабрь 2008 года. Базой для...

Одним из наиболее известных статистических инструментов является критерий Стьюдента. Он используется для измерения статистической значимости различных парных величин. Microsoft Excel обладает специальной функцией для расчета данного показателя. Давайте узнаем, как рассчитать критерий Стьюдента в Экселе.

Но, для начала давайте все-таки выясним, что представляет собой критерий Стьюдента в общем. Данный показатель применяется для проверки равенства средних значений двух выборок. То есть, он определяет достоверность различий между двумя группами данных. При этом, для определения этого критерия используется целый набор методов. Показатель можно рассчитывать с учетом одностороннего или двухстороннего распределения.

Расчет показателя в Excel

Теперь перейдем непосредственно к вопросу, как рассчитать данный показатель в Экселе. Его можно произвести через функцию СТЬЮДЕНТ.ТЕСТ . В версиях Excel 2007 года и ранее она называлась ТТЕСТ . Впрочем, она была оставлена и в позднейших версиях в целях совместимости, но в них все-таки рекомендуется использовать более современную — СТЬЮДЕНТ.ТЕСТ . Данную функцию можно использовать тремя способами, о которых подробно пойдет речь ниже.

Способ 1: Мастер функций

Проще всего производить вычисления данного показателя через Мастер функций.


Выполняется расчет, а результат выводится на экран в заранее выделенную ячейку.

Способ 2: работа со вкладкой «Формулы»

Функцию СТЬЮДЕНТ.ТЕСТ можно вызвать также путем перехода во вкладку «Формулы» с помощью специальной кнопки на ленте.


Способ 3: ручной ввод

Формулу СТЬЮДЕНТ.ТЕСТ также можно ввести вручную в любую ячейку на листе или в строку функций. Её синтаксический вид выглядит следующим образом:

СТЬЮДЕНТ.ТЕСТ(Массив1;Массив2;Хвосты;Тип)

Что означает каждый из аргументов, было рассмотрено при разборе первого способа. Эти значения и следует подставлять в данную функцию.

После того, как данные введены, жмем кнопку Enter для вывода результата на экран.

Как видим, вычисляется критерий Стьюдента в Excel очень просто и быстро. Главное, пользователь, который проводит вычисления, должен понимать, что он собой представляет и какие вводимые данные за что отвечают. Непосредственный расчет программа выполняет сама.