Меню
Бесплатно
Главная  /  Болезни  /  Гендерный признак и его отличие от полового. Половая и гендерная принадлежность

Гендерный признак и его отличие от полового. Половая и гендерная принадлежность

Многие авторы используют термины «пол» и «гендер» как синонимы. Однако каждый из этих терминов имеет собственное специфическое значение. Пол Указывает на нашу биологическую принадлежность к числу мужчин или женщин. Биологический пол характеризуется двумя аспектами: Генетическим полом , определяющимся нашими половыми хромосомами, и Анатомическим полом , включающим очевидные физические различия между мужчинами и женщинами. Понятие Гендер Охватывает круг специфических психосоциальных значений, дополняющих понятие биологической мужественности и женственности. Таким образом, если наш пол определяется различными физическими атрибутами (хромосомами, наличием пениса или вульвы и т. д.) то наш гендер включает психологические и социокультурные характеристики, ассоциирующиеся с нашим полом. Иными словами, наша гендерная принадлежность характеризует нашу «мужественность» или «женственность». В данной главе мы будем использовать термины Маскулинность (мужественность) и Фемининность (женственность) для характеристики форм поведения, типичных для мужчин или для женщин. Одним из нежелательных аспектов использования подобных ярлыков служит то, что они могут ограничивать спектр форм поведения, демонстрируя которые люди чувствуют себя комфортно. Так, мужчина может воздерживаться от проявлений заботы, боясь показаться женоподобным, а женщина может избегать уверенного поведения из опасения походить на мужчину. В наши намерения отнюдь не входит укрепление стереотипов, ассоциирующихся с подобными ярлыками. Однако мы считаем необходимым использовать эти термины при обсуждении гендерных вопросов.

Пол. Биологическая принадлежность к сообществу мужчин или женщин.

Гендер. Психосоциальные и социокультурные характеристики, ассоциирующиеся с нашим полом.

Встречая людей впервые, мы сразу обращаем внимание на их пол и на основании половой принадлежности делаем предположения относительно их наиболее вероятного поведения. Иными словами, мы делаем Гендерные предположения . Для большинства людей гендерные предположения составляют важный элемент повседневных социальных контактов. Мы разделяем людей на принадлежащих либо нашему, либо другому полу. (Мы избегаем термина Противоположный пол , поскольку считаем, что его использование преувеличивает различия между мужчинами и женщинами.) Многие из нас испытывают трудности, общаясь с лицами, в гендерной принадлежности которых мы не вполне уверены. Не будучи убеждены, что правильно идентифицировали гендерную принадлежность своего собеседника, мы испытываем замешательство и неловкость.

Тела и психика людей удивляют и пугают своим многообразием. Когда мы появляемся на свет, первое, что волнует родителей - кто родился, мальчик или девочка, и медсестры заглядывают под пеленку. На деле вопрос гендерной принадлежности гораздо сложнее.

Ребенок познает себя

Физиологические атрибуты пола формируются во время внутриутробного развития. Человек рождается с набором органов, у него вырабатываются гормоны, которые определяют особенности работы тела.

  • К 18 месяцам он понимает, что люди и дети бывают разнополыми, в зависимости от этого ведущие себя по-разному, и соотносит себя с той или иной группой.
  • В три года гендерная идентичность закрепляется, наступает «пик ригидности», ребенок определяет для себя место в мире с точки зрения рода.
  • Когда прочная система понимания себя построена, он начинает лояльнее относиться к вопросу социальной роли.

Взрослые родственники играют роль социальной модели в самоопределении малыша. Дитя через наблюдение учится манере речи, обычным для людей занятиям, способам одеваться и ухаживать за собой, допустимым проявлениям эмоций. Американский ученый Хилари Хальперн утверждает, что дети перенимают основную модель поведения у матери .

Простыми словами можно сказать, что гендерная принадлежность - это причисление человека к одному из двух полов: мужчине или женщине.

Самоидентификация человека

В западной традиции профессионалы и ученые выделяют три группы признаков, описывающие идентификацию.

Принадлежность человека по первичным или вторичным признакам обозначает его биологическую принадлежность. Гендерная идентичность (еще в литературе ее называют психическим полом) описывает то, кем человек воспринимает себя изнутри. Для того, чтобы разделять физические переживания и самоощущение, ученые ввели термин гендер (от англ. «gender»). Последний термин из списка включает в себя следование нормам социальных ролей, связанных с маскулинностью или фемининностью (мужественность и женственность), стиль, поведение с другими людьми, сексуальную ориентацию.

Описанные компоненты могут не коррелировать между собой. Иногда человек, живущий в теле женщины, ощущает себя мужчиной, демонстрирует маскулинное поведение (в числе прочего, работая на управленческих должностях), и при этом испытывает тягу к людям одного с ними гендерного поведения.

Психологические и медицинские исследования гендерных принадлежностей

В конце XIX в. в лечебной литературе введен термин «перевертыш», которым описывали женщину, не следующую правилам поведения, а увлекающуюся научными поисками, самообразованием. Вплоть до середины XX в. врачи подвергали пациентов с отклонениями агрессивной терапии.

Фрейд считал бисексуальность изначальным вариантом нормы, которая превращается в гетеросексуальность на фаллической стадии взросления. Человеческий эмбрион проходит через этап, на котором обладает мужскими и женскими признаками и является гермафродитом. В 3-5 лет ребенок проявляет интимный интерес к одному родителю, мальчик к матери, девочка к отцу, и амбивалентные эмоции к другому. Это явление Фрейд и Юнг назвали комплексом Эдипа и Электры .

Психоаналитик Роберт Штоллер, обобщил результаты находок Медицинского Центра UCLA на тему интерсекса, т.е. отклонения в физиологии половых признаков, и трансгендерности, т.е. несовпадение биологического и психического пола, а также ввел термин «гендерная принадлежность» на Международном Конгрессе Психоанализа в Стокгольме в 1953 году.

Бихевиорист Джон Мани утверждал, что при рождении дети нейтральны, а сексуальные предпочтения и соответствующая роль представляют собой социальными конструктами.

Отношение в обществе к самоидентичности по половому признаку

Социум, в котором люди относят себя к двум традиционным ролям, называют бигендерным . Как и в случае с разделением по какому-либо критерию (например, раса), люди, показывающие другую линию действий, часто становятся изгоями. Известно, что гомосексуальность считалась заболеванием до второй половины XX в. ЛГБТ сообщество отвоевало себе право на жизнь в странах Европы и США в последнее десятилетие.

В 2006 г. команда экспертов написала Джокьякартские принципы, описывающие ряд воззрений на права человека в целом и применяют их к сфере сексуальной идентичности.

Страны и народности, в которых выделяют больше двух полов

Наравне с бигендерной системой, принятой в большинстве стран Европы, некоторые государства и народности признают наличие в обществе людей «третьего пола ».

  1. Полинезия, Самоа . Фаафафине дословно переводится, как «подобный женщине». Это мужчины, которые делают работу по дому, ухаживают за детьми, больными и старшими. Общество относит их к «третьему полу», воспринимает наравне с классическими родами. По данным CBS, количество фаафафине достигло 3000 лиц в 2013 г.
  2. Южная Азия. Хиджра проживают на территории Индии, Пакистана, включают в себя группы неприкасаемых мужчин, которые не хотят или потеряли способность выполнять традиционные обязанности, а носят женскую одежду. Религиозные верования касты описывают превращение энергии любви в духовную силу. При этом хиджра часто работают проститутками, редко выходят замуж, и такие союзы не афишируются публично.
  3. Оман. Транссексуалы носят название «ханиты», часто имеют андрогинную внешность и демонстрируют фемининное сексуальное поведение. При этом законы государства воспринимают их именно как лиц мужского пола.
  4. Индейцы Северной Америки. Американские племена почитают сородичей - «двоедушников», которые проводят сакральные ритуалы, переодеваясь в платья другого пола. Эти люди могут выполнять любую роль в обществе, их отрешенность не связана с их поведением или сексуальностью.

Гендерная принадлежность - серьёзный вопрос, который задают себе все, так или иначе. Кто-то с радостью принимает данное от природы, кто-то мечется внутри, страдая от несовпадения формы и содержания. Университеты больше столетия изучают сознание и плоть, чтобы узнать, что движет людьми при выборе занятия, элементов внешности и партнера, и впереди их ждет много открытий.

Видео про гендерный апокалипсис

В данном ролике Майкл Робинсон расскажет, как в Европе сознательно стирают грани между гендерными различиями детей:

Принадлежность и гендерная психология сейчас у всех на слуху. Так что же такое гендер? намного шире, чем простая принадлежность индивида к определенному полу. Биологический пол субъекта не подлежит изменениям на протяжении всей его жизни (за исключением случаев хирургического вмешательства). Гендер же представляет собой, скорее, которая имеет свойства меняться в ходе развития общества, а также неодинакова у различных культур и сообществ.

Определение

Так что же такое гендер? Определение данного понятия заключается в описании всего поведенческого комплекса, который характеризует субъект как мужчину или как женщину. Следует отметить, что физиологические аспекты здесь играют второстепенную роль. В первую очередь гендер - это социально обусловленная модель человека, определяющая его положение в обществе. В понятие гендера входит совокупность культурных и социальных норм, предписываемых человеку обществом в зависимости от физиологического пола. Другими словами, гендер - это то, какими чертами должен обладать человек как мужчина или как женщина.

Таким образом, гендерные роли определяются характеристиками общества, в котором живет человек. Следует также отметить, что биологический мужчина может вовсе не иметь гендерной принадлежности к мужчинам, так же как и женщина.

Проблема гендерной идентичности

Каким же образом происходит гендерное становление человека в обществе, как он ассимилирует полоролевые характеристики, какие проблемы возникают, если этого не происходит? Становление или конструирование половой идентификации субъекта на протяжении жизни - в этом заключается проблема гендера как В процессе проходит через ряд стадий конструирования гендерной идентичности. Первая - это собственно половая идентичность. Субъект осознает свою биологическую принадлежность к определенному полу, осознает свое тело. На второй стадии происходит обучение и принятие социальных ролей, свойственных полу в данном обществе. И, наконец, на третьей стадии осуществляется завершение структуры гендера личности; человек воспринимает себя как часть социальной структуры, выстраивает соответствующие отношения между полами. Таким образом, гендер - это функционирования общества, с его помощью выстраиваются определенные отношения, создается система социальных стереотипов и т.п.

Понятие о гендере в общественном представлении

Наверняка многие слышали такие высказывания, как "настоящий мужчина должен...", "женщине пристало..." и т.д. Это система социальных стереотипов относительно гендерной принадлежности. В современном мире установления равноправия полов, разрушения института брака и семьи человек дезориентирован, он не знает, какие роли присущи определенному гендеру. Происходит смешение, отторжение многими людьми предписываемых архаичным обществом гендерных ролей. Таким образом, в современном мире гендер - это довольно размытое понятие, которое с течением времени должно, несомненно, измениться под запросы общества.

ПСИХОЛОГИЯ

Л. В. Шабанов, И. Л. Шелехов, Н. Н. Рубан

ПОЛОВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ

РАЗЛИЧНОГОТИПА

Рассматривается физиологический пол как совокупность анатомо-физиологических признаков особей одного вида и гендер как социальный пол. Делается обзор вышеперечисленных терминов, на основании которых формируется половая идентичность личности, т. е. особая принадлежность к определенному полу, как результат сложного биосоциального процесса соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания.

Ключевые слова: половая идентичность, биологический пол, социальный пол, социализация, гендер.

Исторически в различных культурах на основании половых признаков сформировалось разделение людей на мужчин и женщин. Социально-культурные изменения последних лет фиксируют значительное изменение мужских и женских ролей в социуме. В связи с этим появляется необходимость введения и четкого разграничения понятий «пол» и «гендер».

«Пол» и «половые свойства» обозначают диффе-ренцировку мужчины и женщины: «секс», «сексуальные свойства» подразумевают сексуально-эротические свойства . Итак, пол (англ. sex): а) биологически - совокупность контрастирующих анатомофизиологических признаков особей одного вида; б) социально - комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины или женщины. Пол строится на хромосомных, гормональных и физиологических особенностях человека как организма и указывает на его биологический статус. Физиологический пол будущего ребенка формируется в пренатальный период .

«Гендер» (от лат. genus - «род») - обозначение пола как социального явления; вся совокупность психологических свойств, отличающих мужчину от женщины. В гносеологическом плане «гендер» (от греч. yevoo - «генос») происхождение, материальный носитель наследственности . Термин «гендер» употребляется для обозначения пола как социального понятия и явления, в отличие от чисто биологического понимания пола. Гендер указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения полоролевых особенностей взаимоотношений с социальной средой, характерных для различных индивидуумов (мужчин и женщин) .

Американский социолог Э. Гидденс считает, что «если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между женщиной и мужчиной, то понятие “гендер” затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности. Таким образом, существу-

ет два пола (мужской и женский) и четыре рода (ан-дрогинный, маскулинный, феминный, недифференцированный)» .

Так как мы рассматриваем отношения полов в области психологии различий, то важно рассмотреть тот путь, которым мужчина и женщина приходят к специфическим проявлениям в межличностных и межгрупповых отношениях.

Большинство житейских представлений сводится к тому, что пол, половая принадлежность человеку дается чисто биологически. Но «половая идентичность», т. е. осознанная принадлежность к определенному полу, - результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания .

Этот процесс разделяется на ряд последовательных стадий, каждая из которых выполняет свои специфические задачи, причем результаты критических периодов принципиально необратимы, с точки зрения американского сексолога Д. Мани. Ее идея: «для создания самца требуются дополнительные усилия. На всех критический стадиях развития, если орган не получил дополнительного сигнала, половая диффе-ренцировка автоматически идет по женскому типу. То есть социальные факторы и самосознание - лишь надстройка над тем, что каждому человеку дано природой» .

В постнатальном онтогенезе анатомо-физиологи-ческие особенности задают определенную программу развития, детерминируя определение (паспортного) пола новорожденного. Это определяет, в соответствии с какой половой ролью (мужской или женской) должен воспитываться ребенок (пол воспитания). Таким образом начинается половая социализация ребенка, т. е. обучение ребенка половой роли.

Психологический пол личности (этот термин в отечественной психологии впервые использован А. Г. Ас-моловым) является системным качеством, обусловленным в большинстве случаев биологически заданной половой принадлежностью индивида, этнокуль-

турными традициями воспитания и полоролевыми нормами общества, определяющими индивидуальные характеристики, особенности воспитания, способы действия, социальные позиции и установки, иерархию мотивационных линий личности .

Под половой ролью понимают систему нормативов, ожиданий, моделей поведения, которую индивид должен усвоить и соответствовать ей, чтобы его признавали представители того или другого пола.

Половая роль в свою очередь является моделью поведения, которую инливид должен усвоить и в дальнейшем соответствовать ей, чтобы его признали в обществе мужчиной или женщиной .

Половая социализация зависит от норм и обычаев общества и культуры. В нее входят:

1. Система дифференциации половых ролей (половое разделение труда, половые предписания, права и обязанности мужчин и женщин).

2. Система стереотипов маскулинности и феминин-ности, т. е. представления о том, какими являются или должны быть мужчины и женщины .

Маскулинность и фемининность (от латинского «та8сиНпш» - мужской и «Гетттш» - женский) -нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей .

Гендерная идентичность - это единство поведения и самосознания индивида, относящего себя к определенному полу и ориентирующегося на определенную половую роль . Гендерная идентичность основывается на соматических признаках (особенности строения тела), на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия нормативному стереотипу маскулинности или фемининности. Гендерная идентичность - это категория, которая определяет место индивида в трехмерном пространстве, образованном осями «маскулинное - фемининное», «социальное - индивидуальное», «филогенетическое - онтогенетическое» .

Исследования гендерной идентичности указывают на сложный характер этого личностного образования. Оно рассматривается прежде всего как осознание подростком позиции собственного «Я» по отношению к неким образам-эталонам пола . Доказано, что низкая дифференцированность эталонов снижает влияние гендерной идентичности как механизма, регулирующего поведение подростка .

Гендерная идентичность связана со структурой личности. Пубертатный период является критическим из-за того, что обнаруживается и закрепляется не только гендерная, но и сексуальная идентичность, или, другими словами, психосексуальная направленность личности .

С точки зрения эпигенетической теории Э. Эриксона, на 5-й стадии психосоциального развития (формируется ЭГО-идентичность - ролевое смешение) по-

иск идентичности может быть трудным процессом для индивида из-за влияния на него определенных групп людей и их сексуальных ориентиров. Под влиянием социальных групп, несущих размытую дифференциацию пола, может наступить кризис идентичности.

Кризис идентичности пола в данном случае можно рассматривать как фиксацию на этой стадии формирования личности.

В случае фиксации недифференцированного пола наступает 6-я стадия - «интимности - изоляции». Данная стадия опасна для личности излишней поглощенностью собой или избеганием межличностных отношений .

Различия между мужчинами и женщинами имеют сложный характер. Психологи исследуют их, анализируя четыре компонента половой идентичности: биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли .

Таким образом, гендер является сложным социокультурным феноменом, обусловливающим различия в ролевом поведении, в ментальных и эмоциональных характеристиках между мужчиной и женщиной, конструируемых обществом. Под влиянием различных социальных условий может формироваться различная гендерная идентичность.

Нами проведено исследование гендерной идентичности с использованием «Опросника гендерных ролей» С. Бем, адаптированного Е. М. Дубовской и

О. А. Г аврилицей. Опросник С. Бем (а также его модификация) основан на следующих концептуальных положениях:

1. Конструкты маскулинности и фемининности не есть альтернативы, полюсы одного и того же континуума, а являются независимыми измерениями.

2. Субъект в процессе социализации усваивает социальные конструкты маскулинности - фемининно-сти в качестве рамки/схемы для конструирования собственной личности и интерпретации окружающих явлений.

3. Поскольку маскулинность и фемининность являются социокультурными феноменами, то конструкты теста должны включать семантические единицы, характеризующие представления конкретного общества о маскулинности и фемининности.

Данный инструментарий содержит перечень из 60 качеств, 20 из них отражают маскулинные качества, 20 - фемининные и 20 - нейтральные. Он позволяет измерить показатели фемининности и маскулинности путем самоопределения респондентами выраженности у себя тех или иных качеств по 20-балльной шкале с последующим переводом в систему категориальной оценки «высокий» (ВМ/ ВФ) - «низкий» (НМ/ НФ). В этой системе оценки индивидуальные показатели фе-мининности и маскулинности, близкие к медиане или превышающие ее, считаются «высокими»; показатели меньшие, чем медиана, считаются «низкими». Таким образом, могут быть выделены четыре гендер-

ных типа личности: маскулинный тип (сочетание ВМ с НФ), фемининный тип (НМ - ВФ), андрогинный тип (ВМ - ВФ) и неопределенный тип (НМ - НФ).

Для удобства вычислений и математико-статистической обработки результатов исследований Е. М. Ду-бовской и О. А. Г аврилицей было предложено респондентам оценить качества по 4-балльной шкале. При этом учитывалось, чтобы изменение оценочной шкалы не могло повлиять на интерпретацию данных. Критерии оценки немного расширились, что помогло более тщательно проанализировать данные испытуемых и получить достоверную картину психологического пола. Подсчет результатов происходил следующим образом: первое, что необходимо было сделать, это подсчитать сумму баллов по маскулинным качествами и по фемининным качествам; второе - вычислить индекс андрогинии по следующей формуле: И = М / Ф, где М - сумма баллов по маскулинным качествам, Ф - сумма баллов по фемининным качествам, И - индекс андрогинии.

Следующим шагом было определение срединных показателей (медиан) по показателям маскулинности и фемининности, а затем определяется гендерный тип подростков из разных семей.

Рассмотрим гендерную идентичность подростков из разных семей.

1) Гендерная идентичность (маскулинность и фе-мининность) мальчиков и девочек 7-9 классов из православных семей.

Средние значения маскулинности мальчиков по мере взросления возрастают: в 7-м классе - 41.71, в 8-м -43, в 9-м - 48.85 балла; средние значения фемининности мальчиков: 7-й класс - 31.28, 8-й - 31, 9-й - 34.71 балла. Маскулинность девочек из православных семей: 7-й класс - 34.2, 8-й - 34.5, 9-й - 38.2 балла.

Фемининность девочек из православных семей изменяется следующим образом: 7-й класс - 49.5, 8-й -44.25, 9-й - 47.2 балла.

2) Гендерная идентичность мальчиков и девочек из полных семей. Средние значения маскулинности мальчиков: 7-й класс - 32.87, 8-й - 35.5, 9-й - 44.66 балла. Средние значения фемининности: 7-й класс -35.5, 8-й класс - 31.7, 9-й - 32.55 балла.

Средние значения маскулинности девочек:

7-й класс - 36.66, 8-й -37.16, 9-й - 37.66 балла. Средние значения фемининности: 7-й класс - 40.28, 8-й -33.54, 9-й - 33.54 балла.

В православных семьях у девочек происходит снижение фемининности в 8-м классе, маскуклинность и фемининность мальчиков возрастают в 9-м классе.

Гендерная идентичность мальчиков и девочек из полных семей. Средние значения маскулинности мальчиков: 7-й класс - 32.87, 8-й - 35.5, 9-й - 44.66 балла. Средние значения фемининности: 7-й класс - 35.5,

8-й - 31.7, 9-й - 32.55 балла.

Средние значения маскулинности девочек: 7-й класс - 36.66, 8-й - 37.16, 9-й - 37.66 балла. Средние значения фемининности: 7-й класс - 40.28, 8-й - 33.54, 9-й - 33.54 балла.

Результаты исследования дают основание утверждать, что у девочек в 8-м классе фемининность уменьшается, а в 9-м классе происходит ее рост. Маскулинность мальчиков возрастает и после 8-го класса к

9-му классу наблюдается ее скачок, фемининность мальчиков в 8-м классе уменьшается.

3) Результаты исследования гендерной идентичности мальчиков и девочек 7-9-х классов из неполных семей. Изменение маскулинности мальчиков: 7-й класс - 32.44, 8-й - 28, 9-й - 36.53 балла. Фемининность мальчиков: 7-й класс - 33.77, 8-й - 31, 9-й -33.8 балла.

Маскулинность девочек меняется следующим образом: 7-й класс - 30.8, 8-й - 43.33, 9-й - 33.8 балла. Фемининность девочек меняется следующим образом: 7-й класс - 3.4, 8-й - 36.16, 9-й - 33.8 балла.

На основании данных исследования определено, что 8-й класс является кризисным как у мальчиков, так и у девочек. У девочек в 8-м классе маскулинность резко возрастает и в 9-м классе резко уменьшается. Маскулинность мальчиков уменьшается в 8-м классе и увеличивается в 9-м классе.

Гендерные типы подростков (мальчиков и девочек) отличаются и по типу семьи. У мальчиков из православных семей выявлено только два гендерных типа: маскулинный и андрогинный (при взрослении процент маскулинного гендерного типа незначительно падает, а андрогинного - растет). У девочек выявлено, что в 7-м классе присутствуют все 4 типа гендера, а в 8-м и 9-м классах выявлены всего два гендерных типа: феминининный и андрогинный (с 8-го класса процент фемининного гендерного типа падает, а ан-дрогинного типа растет).

У мальчиков из полных семей в 7-м и 8-м классах наблюдается высокий показатель недифференцированного гендерного типа (42.85 и 54.54 %), а в 9-м классе недифференцированный гендер отсутствует, а преобладает маскулинный гендерный тип (77.77 %).

У девочек из полных семей в 7-м классе преобладают следующие гендерные типы: фемининный (38.88 %), андрогинный (33.33 %), недифференцированный (22.22 %).

В 8-м классе преобладают маскулинный (29.16 %) и недифференцированный (33.33 %) гендерные типы (33.33 %). В 9-м классе у девочек наблюдается высокий процент фемининного (44.44 %) и андрогин-ного (38.88 %) гендерных типов, отсутствует недифференцированный гендерный тип.

В неполных семьях преобладает недифференцированный тип гендера и у мальчиков и у девочек: 7-й класс: у девочек - 60.0 %, у мальчиков 60.0 %; 8-й класс: у мальчиков - 100.0 %, у девочек - 50.0 %; 9-й класс: у девочек - 75.0 %, у мальчиков - 66.66 %.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основными «поставщиками» недифференцированного гендерного типа как у мальчиков, так и у девочек являются неполные семьи.

Результаты нашего исследования показывают, что гендерная идентичность подростков из православных семей отличается от гендерной идентичности подростков из светских семей (полных и неполных).

Список литературы

1. Геодакян В. А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук / под ред. И. Т. Фролова. М., 1989.

2. Бендас Т. В. Гендерная психология: уч. пособие. СПб., 2005.

3. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.

4. Антология гендерной теории / под ред. Н. Гаповой. Минск, 2002.

5. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.

6. Денисова А. Фемининность и маскулинность // Женщина плюс. 2003. № 1.

7. Юферева Т. И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопр. психологии. 1985, № 3.

8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

9. Иванова Е. Гендерная проблематика в психологии. Введение в гендерные исследования. Ч. 1: уч. пособие / под ред. И. А. Жеребкиной.

Шабанов Л. В., доктор философских наук, кандидат психологических наук, зав. кафедрой послевузовской психологической подготовки.

Институт теории образования ТГПУ

E-mail: [email protected]

Шелехов И. Л., кандидат психологических наук, доцент.

Ул. Киевская, 60. г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Рубан Н. Н., методист.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60. г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

Материал поступил в редакцию 05.05.2009

L. V. Shabanov, I. L. Shelekhov, N. N. Ruban SEXUAL ACCESSORY AND GENDER IDENTITY OF TEENAGERS FROM FAMILIES OF VARIOUS TYPE

The physiological sex as set of anatomy-physiological attributes of individuals of one kind and a gender as a social sex is considered. The review of the set forth above terms on the basis of which sexual identity of the person is formed, that is a special accessory to the certain sex, as result of difficult biosocial process connecting ontogenesis, sexual socialization and development of consciousness is done.

Key words: sexual identity, a biologicalfloor, a socialfloor, socialization, a gender.

E-mail: [email protected]

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

Статья поддержана грантами РФФИ, проект 08-06-00313 «Роль условий социализации и психологических особенностей в формировании репродуктивного поведения женщин в современных условиях» и РГНФ, проект 07-06-1214в «Информационная система оценки и мониторинга психофизиологического состояния беременным женщин».