Меню
Бесплатно
Главная  /  Болезни  /  Какие ученые изучали организм человека. Науки, изучающие организм человека

Какие ученые изучали организм человека. Науки, изучающие организм человека

Анатомия, физиология и гигиена человека — науки, являющиеся разделами биологии и изучающие строение и функции организма человека и условия сохранения его здоровья; гигиенические аспекты охраны окружающей среды.

Анатомия

Анатомия изучает форму и строение органов и составляемых ими систем человеческого тела в связи с выполняемыми функциями; физиология исследует жизненные функции организма и его отдельных частей. И строение, и функции органов взаимосвязаны, поэтому их понимание невозможно в отрыве друг от друга. Знание анатомического строения, согласованной функции органов и систем позволяет обосновать гигиенические условия труда и отдыха, меры профилактики заболеваний для сохранения здоровья, трудоспособности и долголетия человека. Поэтому гигиена изучается в тесной связи с анатомией и физиологией.

Анатомия человека включает следующие частные дисциплины:

  • нормальную анатомию, изучающую строение здорового человека и его органы;
  • патологическую анатомию — морфологию больного человека;
  • топографическую анатомию — науку о местонахождении любого органа в человеческом теле;
  • динамическую анатомию, изучающую двигательный аппарат с функциональных позиций, что имеет значение для правильного физического развития человека.

Анатомия исследует становление человека в его историческом развитии в процессе эволюции животных, используя сравнительно-анатомический метод. К анатомии примыкают гистология — наука о тканях, и эмбриология, которая изучает процессы образования половых клеток, оплодотворение, зародышевое развитие организмов.

Современная анатомия широко использует эксперимент и располагает новейшими методами исследования, включая современную оптику, рентгеновское излучение, применяет методы радиотелеметрии, пластические материалы, сплавы, консерванты и опирается на законы физики, химии, кибернетики, цитологии и др.

Физиология

Физиология — наука, изучающая функции целостного организма, т.е. процессы жизнедеятельности организма и составляющих его органов и отдельных частей.

Физиологию можно разделить на три отдела:

  • общую,
  • сравнительную,
  • специальную

Общая физиология исследует основные закономерности реагирования живых организмов на воздействия среды. Сравнительная физиология изучает специфические особенности функционирования целостного организма, а также тканей и клеток организмов, относящихся к разным видам. Сравнительная физиология тесно связана с эволюционной физиологией. Кроме того, существуют специальные разделы физиологии, изучающие физиологию различных видов животных (например, сельскохозяйственных, хищных и т. д.) или физиологию отдельных органов (сердца, почек, печени и т. д.), тканей, клеток.

Для изучения функций организма применяют различные методы. К ним относятся кратковременное или длительное наблюдение за работой органов при повышении функциональной нагрузки, действии на них раздражителей или при перерезке нервов, введении лекарственных веществ и т. п. Широко используются также инструментальные методы изучения, которые исключают какое-либо повреждение тканей и органов животных. С помощью различных приборов можно получить сведения об электрических процессах, происходящих в организме, о состоянии нервной системы, сердца и других органов. Современные методы позволяют регистрировать электрическую активность любого органа. С помощью оптических методов изучают внутреннюю поверхность стенки желудка, кишечника, бронхов, матки и т. д. Исследование тела с помощью рентгеновских лучей дает возможность изучать функционирование пищеварительной, сердечно-сосудистой и других систем у здорового и больного человека.

Все большее значение приобретают радиотелеметрические способы передачи информации о физиологических процессах. Например, радиотелеметрию применяют для изучения состояния человека во время космических полетов. Для оценки функциональной активности органов человека широко используют биохимические исследования тканей, жидкостей организма — крови, спинно-мозговой жидкости, мочи и т. д. Таким образом, только с помощью всестороннего исследования организма можно глубоко понять принципы функционирования его на клеточном, тканевом, органном и системном уровнях.

Гигиена

Гигиена рассматривает влияние условий жизни и труда на здоровье человека. Она разрабатывает мероприятия по созданию благоприятных условий быта, труда и отдыха, обеспечивающих сохранение здоровья.

В современных условиях, по мере внедрения в промышленность и быт достижений научно-технического прогресса, возрастают неблагоприятные изменения физико-химических свойств окружающей среды. Отходы промышленных предприятий часто содержат химические вещества, оказывающие вредное влияние на организм человека. В мусоре, бытовых отходах имеются загнивающие органические вещества, которые содержат огромное количество микробов, в том числе и болезнетворных. Ухудшение гигиенических условий жизни отрицательно сказывается на здоровье и продолжительности жизни людей.

Задача гигиенистов заключается в улучшении санитарного состояния городов и населенных пунктов. Важна также правильная планировка жилых и промышленных районов, чтобы исключить по возможности вредное воздействие на организм производственного шума, вибрации, пыли, электромагнитного поля. Мощным оздоровительным фактором являются зеленые насаждения. Они снижают интенсивность уличного шума, задерживают пыль, создают оптимальный микроклимат.

Анатомия, физиология и гигиена тесно взаимосвязаны и составляют основу медицины, так как их знание способствует предупреждению и лечению болезней человека.

Современные успехи медицины поразительны: осуществляются операции на мозге, сердце, пересадка тканей и отторгнутых частей тела, переливание крови, пластические операции; синтезированы и успешно применяются гормоны, витамины, лечатся и предупреждаются с помощью лекарственных препаратов многие болезни, используются аппараты искусственного дыхания и кровообращения, искусственная «почка».

Знание строения человеческого тела и его функций пзволяет создавать рациональные системы физических и спортивных упражнений, способствующих формированию гармонически развитой личности.

Морфология изучает внешнее строение организмов.
Анатомия изучает внутреннее строение организмов.
Физиология изучает работу организма и его органов.

Гистология изучает ткани.
Цитология (молекулярная биология) изучает строение и работу органоидов клетки.
Биохимия изучает химический состав живых организмов и химические реакции обмена веществ.

Гигиена создает условия, необходимые для сохранения и укрепления здоровья.

Генетика изучает закономерности наследственности и изменчивости.
Селекция занимается выведением новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов.
Палеонтология изучает ископаемые остатки организмов.
Эволюционная теория изучает закономерности возникновения приспособлений организмов к среде обитания

Систематика (классификация, таксономия) изучает многообразие живых организмов и распределяет их по группам на основании эволюционного родства.

Экология изучает взаимодействия живых организмов между собой и с окружающей их средой.

Тесты

1) Ископаемые остатки вымерших организмов изучает наука
А) систематика
Б) экология
В) физиология
Г) палеонтология

2. Влияние условий среды обитания на формирование признаков организма изучает наука
А) систематика
Б) генетика
В) селекция
Г) анатомия

3. Выведением новых высокопродуктивных штаммов микроорганизмов занимается наука
А) анатомия
Б) биохимия
В) цитология
Г) селекция

4. Наука, изучающая роль митохондрий в обмене веществ
А) генетика
Б) селекция
В) органическая химия
Г) молекулярная биология

5. Строение и функции органоидов клетки изучает наука
А) генетика
Б) цитология
В) селекция
Г) биохимия

6. Генетика - наука, изучающая закономерности
А) наследственности и изменчивости организмов
Б) взаимоотношения организмов и среды
В) исторического развития органического мира
Г) индивидуального развития организмов

7. Строение и распространение древних папоротников изучает наука
А) физиология
Б) генетика
В) палеонтология
Г) селекция

8. Строение организма и его органов изучает
А) анатомия
Б) физиология
В) генетика
Г) цитология

9. Закономерности возникновения приспособлений у организмов к среде обитания исследует
А) цитология
Б) эволюционное учение
В) экология
Г) систематика

10) Изучением многообразия организмов, их классификацией занимается наука
А) генетика
Б) систематика
В) физиология
Г) экология

11) Причины изменчивости изучают
А) экологи
Б) палеонтологи
В) генетики
Г) физиологи

12. Улучшением существующих пород животных и сортов растений занимается наука
А) экология
Б) селекция
В) генетика
Г) молекулярная биология

13. Какая наука изучает внутривидовые взаимоотношения организмов?
А) систематика
Б) экология
В) селекция
Г) морфология

Дата ____/_____/_______ Класс___________

Тема : Науки об организме человека. Здоровье человека.

Цель урока :

Развивать образное и логическое мышление обучающихся, навыки индивидуальной и групповой формы работы; формировать умение работать с опорными схемами и учебной литературой; способствовать развитию интереса к изучению естественных наук;

Воспитывать уважение к жизни как высшей ценности; раскрыть идею гармонии человека и природы.

Ход урока

    Орг. момент.

1. Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку. Создание положительного психологического настроя.

2. Пояснение требований к рабочим тетрадей, тетрадей для практических и лабораторных работ, оформление альбомов, рекомендации по учебников и учебных пособий

    Сообщение темы и целей урока.

    Мотивация учебной деятельности

Умный человек не тот,
кто много знает, а тот,
что знает самого себя.

Мы с вами подошли к следующему разделу курса «Биология» - «Биологии человека», изучение которого даст вам представление о том, что наш организм. Организм человека, как и любая биологическая система, подчиняется законам природы. По своему строению и функциям наш организм во многом подобен организма высших животных. Однако трудовая деятельность, речь, мышление, поведение резко отличают человека от животных.

Биологические основы этих различий необходимо знать каждому образованному человеку.

Я считаю, что человек - это самое удивительное творение природы, самое замечательное и самое совершенное. Каждый человек является неповторимой, уникальной, чудесной, странной, фантастической, непредсказуемой. А какие ассоциации вызывает слово «человек» у вас?

    Изучение нового материала

Биология человека - наука о строении, процессы жизнедеятельности, развитие, происхождение, эволюцию и географическое расселение людей.

Науки изучающие биологию человека можно распределить на 2 группы – теоретической и прикладной направленность.

К теоретическим наукам относятся: цитология, гистология, анатомия, антропология, физиология, биохимия, биофизика, эмбриология.

К прикладным наукам: экология, гигиена, медицина, валеология, психология.

Сам.работа с учебником «Определение наук изучающие человека»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье - это состояние полного физического, психического благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Н.М. Амосов (1987г.) Здоровье органа определяется количеством его, которые можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций.

КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ

    Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

    Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

    Психическое здоровье - состояние психической сферы - основу которого составляет общий душевный комфорт.

    Нравственное здоровье - система ценностей, установок, поведения индивида в обществе

КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ

    Для соматического и физического здоровья - я могу.

    Для психического - я хочу.

    Для нравственного - я должен.

ПРИЗНАКИ ЗДОРОВЬЯ

    Иммунная устойчивость к действию повреждающих факторов.

    Показатель роста и развития.

    Функциональное состояние и резервные возможности организма.

    Наличие уровня дефекта развития.

    Уровень морально-волевых установок.

    Обобщение и закрепление знаний

Упражнение «Тесты для друга».

Составить три тестовых задания формата (на выбор одного правильного ответа) и предложить для выполнения соседу по парте.

    Подведение итогов урока

Технология «Незаконченные предложения».

Ученики работают с открытыми предложениями, например:

На сегодняшнем уроке для меня самым важным открытием было...

Урок важен, потому что...

Мне понравилось...

Мне не понравилось...

Со следующего урока я жду....

    Дом. Задание

­­­­­­­­­­­­­___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении данной темы.

    Ответ: Какие науки изучают организм человека? Чем организм человека отличается от организма других живых существ? Как работает организм человека, в чем его особенности? Откуда появился первый человек на земле?

2. Прочитайте по учебнику «Введение». Выпишите в левый столбец таблицы черты сходства организма человека с другими организмами, а в правый - черты различия.

3. Подумайте, какие преимущества дает людям цивилизация, какие негативные последствия и издержки она принесла. Запишите свои выводы в таблицу. Сопоставьте их со взглядами авторов статьи «Введение».

4. Прочитайте § 1 учебника. В левый столбец таблицы выпишите названия биологических наук о человеке, в правый - методы, которые применяются в них для исследований.

5. Прочитайте § 2. В таблицу впишите фамилии двух античных мыслителей и двух учёных эпохи Возрождения и укажите их вклад в науку.

    Ответ: Я узнала о науках, которые изучают организм человека, и об учёных, внесших вклад в развитие этих наук. Кроме того, что эти знания мне пригодятся для общего развития, они помогут мне в жизни. Например, зная простейшие правила гигиены можно предохранить себя от многих заболеваний. Знания в области анатомии и физиологии помогут мне лучше понять свой организм, а в области психологии - саму себя и окружающих меня людей.

7. Решите кроссворд № 1

§ 1 Великие ученые об организме человека

«Из всех приключений, уготовленных нам жизнью, самое важное и интересное,-отправиться внутрь самого себя, исследовать неведомую часть себя самого».

Федерико Феллини, итальянский кинорежиссер.

С давних времен людей интересовало, как устроен организм человека.

Гиппократописал кости тела и органы человека, а также создал трактаты о гигиене.

Аристотельввел термин «организм», заложил основы сравнительной анатомии.

Леонардом да Винчивпервые были сделаны изображения различных органов человека.

Парацельсвместо сомнительных снадобий стал использовать естественныесредства лечения: покой, воздух, диету.

Знать, как устроен и работаеторганизм человека необходимо каждому, чтобы защитить себя от болезней и сохранить здоровье.На самом деле нет отдельной науки, изучающей организм человека, он является предметом изучения многих наук. На этом уроке мы познакомимся с некоторыми из них.

§ 2 Наука анатомия. Методы анатомии

Анатомия(от греческого рассечение)-это наука, изучающая строение организмачеловека, его систем и органов.

Различают следующие методы анатомического исследования:

1. Наружный осмотр тела. Производится измерение длины и массы тела, соотношения размеров органов.

2. Рентгенографический метод. Позволяет изучить строение скелета и внутренних органов.

3. Эндоскопия.С помощью этого метода изучают внутреннюю поверхность полых органов (пищевода, сердца, сосудов и т.д.).

4. Ультразвуковое исследование-УЗИ. Дает возможность изучить строение внутренних органов, их расположение.

5. Вскрытие трупов.

§ 3 Наука физиология. Методы физиологии

Другой важной биологической наукой являетсяФизиология(физио - природа, логос -учение). Это наука о природе организма, его жизнедеятельности, функционировании его систем, органов и тканей и регуляции физиологических функций. Функции органов животных и человека сходны. Благодаря экспериментам над животными: лягушками, крысами, собаками, обезьянами были выяснены функции многих органов человека.

Познакомимся с некоторыми методами физиологических исследований:

1. Острые опыты на животных-это хирургические операции с изоляцией органа для изучения его работы.

2. Хронические опыты или эксперименты. Были разработаны русским физиологом Иван Петровичем Павловым, который выводил проток пищеварительной железы наружу, что позволяло в течение длительного времени изучать ее функционирование.

3. Инструментальные методы. С помощью специальных приборов помогают изучить работу органов (термометром измеряют температуру тела; манометром-давление; электрокардиограмма позволят точно определить работу сердца; электроэнцефалограмма дает возможность изучить электрическую активность мозга).

4. Метод функциональных проб. Позволяет оценить степень тренированности человека. Испытуемому предлагают дозированную физическую нагрузку, а затем считают пульс, по которому и регистрируют изменение работы сердца. У людей разного возраста, пола и типа телосложения нормы различны. Зная норму, каждый человек может определить, соответствуют ли ей его личные показатели.

5. Биохимические методы-анализ крови, мочи. Позволяют выявить многие заболевания.

§ 4 Наука гигиена. Методы гигиены

Очень важной для сохранения здоровья и профилактики заболеваний является медицинская наукаГигиена(гигиенос- здоровье). Она занимается изучением влияния различных факторов окружающей среды на здоровье человека, продолжительность его жизни и работоспособность.

Все методы гигиены можно разделить на три группы:

1. Клинические методы-это выяснение причин массовых заболеваний. Например, в Республике Марий Эл, Кировской и Нижегородской областях часто встречаются заболевания щитовидной железы, что обусловлено низким содержанием йода в почве и воде. Для профилактики этих заболеваний в пищу добавляют йод. На прилавках магазинов можно встретить йодированную соль, молоко, хлеб.

2. Физиологические методы. Позволяют выяснить приспособительные возможности организма к неблагоприятным условиям среды, например, как влияет на организм человека смена часового пояса, учеба во второй половине дня, работа в жаркую или холодную погоду. Эти сведения необходимы для создания средств защиты от неблагоприятных факторов среды и разработки методов, позволяющих быстрее адаптироваться к ним.

3. Лабораторные методы - это анализ проб воздуха, воды, почвы. Гигиенисты устанавливают предельно допустимые концентрации веществ, превышение которых может повредить здоровью человека. Контролируют эти нормы санитарные врачи, также они следят за состоянием воды, воздуха, почвы, за чистотой в местах общественного питания, парикмахерских, бассейнах и др. Санитарные врачи могут остановить работу любого предприятия, торговой точки, где не соблюдаются санитарные нормы.

§ 5 Краткие итоги по теме урока

На этом уроке мы познакомились с науками: анатомией, физиологией и гигиеной, а так же с их методами изучения организма человека.

Без знаний строения органа, особенностей его работы нельзя понять причины возникновения заболевания. Знания о строении и работе органов позволили создать приборы, которые заменяют их во время операций: искусственные почки, сердце, легкие и др. Знания гигиены позволяют успешно бороться с болезнями и разрабатывать меры профилактики для сохранения здоровья человека.

Список использованной литературы:

  1. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш Биология.Человек. 8 класс - М.: Вентана - Граф, 2003г.
  2. Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев Биология.Человек. 9 класс-М.: Дрофа, 1997г.
  3. Е.А. Резанова, И.П. Антонова,А.А. Резанов Биология человека.В таблицах, рисунках и схемах - М.: «Издат.-школа 2000», 1999г.
  4. М.З. Залесский Занимательная анатомия-М.: Росмен,1998.
  5. Е.П.Сидоров, Анатомия для поступающих в вузы-М.:Евразийский регион,Российский университет дружбы народов «Уникум-центр», 1998г.

Использованные изображения: