Меню
Бесплатно
Главная  /  Болезни  /  Построение модели днк. ДНК-оригами: как из ДНК делают интересные штуки нанометрового размера Молекула днк из пластилина

Построение модели днк. ДНК-оригами: как из ДНК делают интересные штуки нанометрового размера Молекула днк из пластилина

  • Обучающая: сформировать первоначальные знания о строении, химическом составе и функциях молекулы ДНК.
  • Развивающая: способствовать росту активной жизненной позиции, развивать умение анализировать и применять полученные знания в жизни.
  • Воспитательная : воспитать чувство ответственности за свою жизнь, жизнь будущих детей; привить любовь к природе.

Учебно-наглядные пособия:

  • индивидуальные карточки-задания для проверки пройденного материала в трех вариантах
  • аудиомагнитофон
  • карточки с терминами
  • демонстрационная модель ДНК
  • набор цветной проволоки для изготовления "своей" ДНК
  • набор цветных мелков

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

"Природа - самое главное, и все делается по её законам, а мы являемся частицей самой природы и живем тоже по её законам, и те же самые силы действуют внутри нас". Это слова из книги, автора знаменитой "Системы закалки - тренировки человека" - П.К.Иванова.

Попробуем определить здесь ключевые слова:

ПРИРОДА, ЗАКОНЫ "СИЛЫ" ВНУТРИ НАС.

С этими понятиями мы знакомы по курсам физики, химии, биологии. А вот какие силы есть внутри нас, как они действуют - предстоит узнать в ходе урока.

2. Разминка.

Как вам уже известно, в составе клеток около 80 различных химических элементов.

Они оказывают самые разные действия на свойства и процессы в живых организмах

Итак, задание:

I вариант - влияние элементов на организм:

Ca, Fе, Мd, I, Zn.

II вариант - назовите макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы (химические знаки, % содержания).

III вариант - ответьте на вопросы:

Какие вещества относят к неорганическим

Какие вещества относят к органическим

Что значит "неорганические"?

Что значит "органические"?

Все живые организмы состоят из... (включается спокойная музыка)

3. Изучение нового материала.

Известно, что сказка ложь, да в ней намек и получается необычный урок. Урок без темы.

Проблемное задание:

Определить в ходе объяснения название темы урока. Итак, я буду сказку сказывать, а вы "намёки" в тетради фиксировать.

В некотором царстве, внутриклеточном государстве жило-было ядро. Такое округлое, симпатичное. А имя такое простое - Ядро (на доске по ходу рассказа составляется схема). (Рисунок 1)

Жило не тужило. Государство хоть маленькое, но как положено границы были (оболочка) и ров с вязкой жидкостью (цитоплазма). Пираньи там жили (лизосомы). Когда купцы заморские, лукавые, через границу товар везли (обмен веществ), лизосомы строго следили за качеством, некачественные продукты сразу переваривали: вместе с купцами.

Загордилось ядро, что оно такое важное. Купцы перед ним "шапку ломали" и звание ему свое, заморское присвоили. Стали с тех пор ядро мудрено звать - НУКЛЕУС (по ходу урока на доске крепятся карточки с заданиями).

Шло время. Грустно Нуклеусу, поговорить не с кем, наследство передать думал он думал и решил создать из своего тела (нуклеотидов) дитя малое.

Раскладывает нуклеотиды:

Вот сюда адениловый (А), сюда цитидиловый (Ц), здесь тиминовый (Т), ну а тут гуаниловый (Г).

Да не получается ничего. К счастью гости заявились. Пришел друг закадычный - фермент, и сестры двоюродные - водородная и ковалентная связь. Потом АТФ прибежала. Все хвасталась, какая она универсальная.

Все дружно взялись за дело - нуклеотиды раскладывают.

Ковалентная связь самая умная, крепкая, стала попарно нуклеотиды складывать, не как попало, а с чувством. А чувство это "комплиментарность " называется. (Рисунок 2)

Тут вмешалась водородная связь: "Я хоть и слабельная, но тоже помогу; давайте-ка, я всё как следует закручу". И "закрутила". Красиво получилось. (Рисунок 3)

Фермент сразу имя дал новорожденному - полинуклеотид , А тут АТФ как закричит (уж очень энергичная особа):

"Это ведь девочка! Смотрите, у нее есть талия!" Делать нечего. Стали еще одно имя подбирать. Вспомнили. Была у ядра бабка, звали её - Дезоксирибоза . Вот и решили новорожденную назвать - дезоксирибонуклеиновая кислота, короче - ДНК. Тут и сказке конец, а кто слушал: тот назовет тему урока:

"Рождение ДНК"

4. Закрепление - "Построй свою ДНК".

(Из цветной проволоки каждый изготавливает "свою" ДНК)

получается двухцепочная суперспираль

5. Выводы.

А когда ДНК подросла, паспорт получила, вошла в состав хромосомы, на работу там устроилась: хранит и передает генетическую информацию.

Наверное, это и есть "силы внутри нас".

6. Домашнее задание.

а) устное - мое сегодняшнее открытие

Что изменилось в моем мировоззрении

б) письменное - написать правила поведения по отношению ко всему живому от имени: волка, зайца, морковки.

М ногие, наверняка знают, как легко и просто реплицировать часть собственной ДНК. Процесс нехитрый по сути. Зато сколько потом восторженных сюсюканий из серии “ах, как он/она похож(а) на папу/маму!”. Однако, задача сильно усложняется, когда нужно создать некую абстрактную модель ДНК у себя на столе из подручных материалов.

Нафига это мне понадобилось, спросите? Очень просто. У дочери в школе есть предмет аналогичный “биологии” в российских школах. Соответственно, ученикам задали домашний проект, который включает в себя не только получение теоретических знаний о строении ДНК, но и создание модели оной. C этой моделью потом нужно выступать перед учителем и классом, рассказывая, что там в ней и как.

Вообще, это будет не совсем “мой” пост. Он, скорее посвящен дочери. Хотя я и принимал некоторое участие в процессе, в основном это участие сводилось к консалтингу… Однако, вдруг кому будет интересно или, вдруг у кого ребенку в школе зададут сделать аналогичную шнягу. Вот и руководство готовое получится.

Согласно условиям задачи, модель должна удовлетворять определенным требованиям. Интересно, что ученик сам может выбрать, какие условия он выполнит. Каждый пункт презентации “весит” определенное количество зачетных баллов. Соответственно, можно пойти по простому пути и набрать некий минимальный проходной балл или попробовать реализовать “программу максимум”.

Исходная постановка задачи:

Так же, как следует из задачи, это не обязательно должна быть именно модель. Это может быть что угодно – от книжки с рассказом до пазла. Главное, чтобы это имело некое физическое представление. Отдельно отмечено, что, если ученик решит делать именно модель, то запрещается использовать готовый магазинный набор. Типа такого , например.

Дочь решила делать модель и постараться настрелять максимальное число баллов. ОК.

Начали с компьютерной модели… Я на самом деле – не настоящий сварщик. Ну, т.е., в общих чертах знаю, что такое ДНК, из чего она состоит и как её принято изображать. Не более того. Поэтому уже с самых первых шагов, инициативу перехватила дочь. Она смогла растолковать мне что из чего состоит и что к чему прикрепляется.

Вышло что-то вроде такого:

Когда стало понятно. какие запчасти нам понадобятся, отправились по магазинам.Понадобится: пенопластовые шарики двух размеров, деревянные прутки, краска, клей и кусочек MDF для подставки.

Ах, да… Еще обязательно понадобится Пес:

Если честно, я сам не очень понимаю за каким хреном нужен Пес, но зато у него самого уверенности в этом хватило на нас всех. На самом деле, он только мешался… Но может быть я просто что-то недопонял.

Пенопластовые шарики были куплены в “долларом” магазине. В разделе “все для вечеринок”. Даже не хочу пытаться понять, как в контексте вечеринки могут быть использованы пенопластовые шарики. Но хорошо, что они нашлись. Это был у нас самый проблематичный момент. Нужно было найти такие шарики, которые было бы легко обрабатывать. Например, стеклянные шарики не подойдут – запаришся сверлить. Деревянные… В принципе, подошли бы. Для меня. Но работать предстояло дочери и я сомневался, что она вот так сходу сможет ровно продырявить деревянный шарик ручной дрелью. Половину запорет с непривычки. А они достаточно дорогие. Нужен был более мягкий и дешевый материал. Пенопласт подошел просто идеально.

Деревянные рейки были куплены в магазине стройматериалов. Эти прутки – более тонкие собратья тех, что я использовал для декорирования кровати и тумбочек . С этим проблем не было. Они всегда есть в большом многообразии во всех строительных магазинах.

Краски/клей – тривиально. Взяли обычную краску в аэрозоле. Сперва попробовали на одном из шариков – краска пенопласт не съела. Соответственно купили нужное количество цветов. Клей – обычный ПВА.

Кусок MDF-панели для подставки у меня уже был в загашнике. Можно приступать к работе.

Сперва подставка. Дочь прислушалась к моему совету и распечатала на принтере шаблон, который приклеила на кусок MDF:

Её вариант был – найти блюдце подходящего диаметра и обрисовать по нему окружность. Но я смог её убедить, что такой путь – не путь самурая. Кому, как не мне знать, что у нас в хозяйстве нет блюдец подходящего диаметра с ровной кромкой – все с волнистым краем. Плавали уже – знаем:-)


На удивление ровно вырезала. Я даже прифигел слегка…

Незначительные неровности по краю она убрала на шлифмашинке:

Чтобы придать эстетизьму подставке, её кромка была обработана на фрезе:

Получился вот такой диск:

Ну и отверстие по центру, в которое будет вставлена модель:

Далее предстояла сама занудная операция. Нужно было взять пенопластовый шарик и просверлить в нем два сквозных отверстия крест накрест. Через первое отверстие такой шарик насаживается на общую ось, в другое отверстие, с обоих его концов втыкаются поперечные палочки. Таких шариков нужно было сделать десять штук:


Труднее всего было мне. Вы не представляете себе, какая это пытка – стоять и смотреть. Вместо того, чтобы самому схватить дремель и быстро насверлить все за пару минут. Дочь управилась где-то за пол часа… Неспешная методичность с которой она все это проделывала – просто убивала меня:-)

Полученный результат она назвала шашлыком:

Теперь в шашлык предстояло напихать поперечные палочки. Они были нарезаны все из того же деревянного прутка, что и центральная ось:


Опять же, она хотела резать палочки ножовкой, но мне удалось убедить её, что отрезной диск и дремель – гораздо быстрее.

Следующий этап: взять полученные палочки:

… и напихать их в полученный ранее шашлык:

Это нужно было для того, чтобы приклеить центральные шарики (кстати, это вам не фигня какая, а самые настоящие водородные связи) с общей палке. На фото можно увидеть, что к основанию прицеплен очередной шаблон на котором размечены сегменты. Поперечины втыкаются в шарик, на центральную ось наносится клей, шарик выставляется на нужной высоте и поворачивается вдоль нужного сектора разметки. Т.е. на данном этапе, поперечины помогают позиционировать центральный шарик с нужным углом поворота. Повторить десять раз:

После этого, поперечины можно вынуть и отправить запчасти в покраску:

Как все высохло, приступили к финишной сборке.

На каждую поперечную палочку прицеплялась деоксирибоза… Кажется… Deoxyribose в оригинале. Пес его знает, что это… Не важно. Главное, что дочь знает, что это. Ей перед учителем презентуху толкать, а не мне:-)

Сами эти шарики должны быть белыми, поэтому красить их не пришлось:

Долгий и кропотливый процесс сборки модели:


Осталось добавить только фосфатные цепочки (phosphates). Насколько мы поняли, их и принято изображать в виде той самой, узнаваемой двойной спирали.

Из плотной толстой бумаги серебристого цвета были выкроены две ленты:


Эти полоски клеятся к вершинам крайних шариков на модели. Вот так:

На этом этапе я впервые принял личное участие. Двух рук оказалось недостаточно. Надо, чтобы кто-то один держал и направлял полоски, а второй – мазал клеем и прижимал.

Худо-бедно мы с этой процедурой управились, получив в итоге, желаемую модель:

Согласно условиям задачи, нужно было так же, обозначить все запчасти. Решили ограничиться прилепливанием легенды к подставке. Как назло, кончились цветные чернила в принтере. Поэтому пришлось напечатать ч/б вариант и раскрасить его фломастерами:

Ламинация тоже не прошла с первого раза. Агрегат сжевал две этикетки, прежде чем нормально сделал третью:

Не знаю в чем дело было. Я уже сто раз пользовался этим агрегатом и ни разу до этого он ничего не жевал… Так или иначе, свою этикетку мы получили:

Модель готова:


Теперь дочери надо вызубрить устную часть презентации. Но с этим я уже помочь ей никак не могу. Надеюсь справится сама. Еще неделя у нее есть на зубрежку теоретической части. Напишу потом, как отсрелялась с проектом..

М ногие, наверняка знают, как легко и просто реплицировать часть собственной ДНК. Процесс нехитрый по сути. Зато сколько потом восторженных сюсюканий из серии “ах, как он/она похож(а) на папу/маму!”. Однако, задача сильно усложняется, когда нужно создать некую абстрактную модель ДНК у себя на столе из подручных материалов.

Нафига это мне понадобилось, спросите? Очень просто. У дочери в школе есть предмет аналогичный “биологии” в российских школах. Соответственно, ученикам задали домашний проект, который включает в себя не только получение теоретических знаний о строении ДНК, но и создание модели оной. C этой моделью потом нужно выступать перед учителем и классом, рассказывая, что там в ней и как.

Вообще, это будет не совсем “мой” пост. Он, скорее посвящен дочери. Хотя я и принимал некоторое участие в процессе, в основном это участие сводилось к консалтингу… Однако, вдруг кому будет интересно или, вдруг у кого ребенку в школе зададут сделать аналогичную шнягу. Вот и руководство готовое получится.

Согласно условиям задачи, модель должна удовлетворять определенным требованиям. Интересно, что ученик сам может выбрать, какие условия он выполнит. Каждый пункт презентации “весит” определенное количество зачетных баллов. Соответственно, можно пойти по простому пути и набрать некий минимальный проходной балл или попробовать реализовать “программу максимум”.

Исходная постановка задачи:

Так же, как следует из задачи, это не обязательно должна быть именно модель. Это может быть что угодно – от книжки с рассказом до пазла. Главное, чтобы это имело некое физическое представление. Отдельно отмечено, что, если ученик решит делать именно модель, то запрещается использовать готовый магазинный набор. Типа такого , например.

Дочь решила делать модель и постараться настрелять максимальное число баллов. ОК.

Начали с компьютерной модели… Я на самом деле – не настоящий сварщик. Ну, т.е., в общих чертах знаю, что такое ДНК, из чего она состоит и как её принято изображать. Не более того. Поэтому уже с самых первых шагов, инициативу перехватила дочь. Она смогла растолковать мне что из чего состоит и что к чему прикрепляется.

Вышло что-то вроде такого:

Когда стало понятно. какие запчасти нам понадобятся, отправились по магазинам.Понадобится: пенопластовые шарики двух размеров, деревянные прутки, краска, клей и кусочек MDF для подставки.

Ах, да… Еще обязательно понадобится Пес:

Если честно, я сам не очень понимаю за каким хреном нужен Пес, но зато у него самого уверенности в этом хватило на нас всех. На самом деле, он только мешался… Но может быть я просто что-то недопонял.

Пенопластовые шарики были куплены в “долларом” магазине. В разделе “все для вечеринок”. Даже не хочу пытаться понять, как в контексте вечеринки могут быть использованы пенопластовые шарики. Но хорошо, что они нашлись. Это был у нас самый проблематичный момент. Нужно было найти такие шарики, которые было бы легко обрабатывать. Например, стеклянные шарики не подойдут – запаришся сверлить. Деревянные… В принципе, подошли бы. Для меня. Но работать предстояло дочери и я сомневался, что она вот так сходу сможет ровно продырявить деревянный шарик ручной дрелью. Половину запорет с непривычки. А они достаточно дорогие. Нужен был более мягкий и дешевый материал. Пенопласт подошел просто идеально.

Деревянные рейки были куплены в магазине стройматериалов. Эти прутки – более тонкие собратья тех, что я использовал для декорирования кровати и тумбочек . С этим проблем не было. Они всегда есть в большом многообразии во всех строительных магазинах.

Краски/клей – тривиально. Взяли обычную краску в аэрозоле. Сперва попробовали на одном из шариков – краска пенопласт не съела. Соответственно купили нужное количество цветов. Клей – обычный ПВА.

Кусок MDF-панели для подставки у меня уже был в загашнике. Можно приступать к работе.

Сперва подставка. Дочь прислушалась к моему совету и распечатала на принтере шаблон, который приклеила на кусок MDF:

Её вариант был – найти блюдце подходящего диаметра и обрисовать по нему окружность. Но я смог её убедить, что такой путь – не путь самурая. Кому, как не мне знать, что у нас в хозяйстве нет блюдец подходящего диаметра с ровной кромкой – все с волнистым краем. Плавали уже – знаем:-)


На удивление ровно вырезала. Я даже прифигел слегка…

Незначительные неровности по краю она убрала на шлифмашинке:

Чтобы придать эстетизьму подставке, её кромка была обработана на фрезе:

Получился вот такой диск:

Ну и отверстие по центру, в которое будет вставлена модель:

Далее предстояла сама занудная операция. Нужно было взять пенопластовый шарик и просверлить в нем два сквозных отверстия крест накрест. Через первое отверстие такой шарик насаживается на общую ось, в другое отверстие, с обоих его концов втыкаются поперечные палочки. Таких шариков нужно было сделать десять штук:


Труднее всего было мне. Вы не представляете себе, какая это пытка – стоять и смотреть. Вместо того, чтобы самому схватить дремель и быстро насверлить все за пару минут. Дочь управилась где-то за пол часа… Неспешная методичность с которой она все это проделывала – просто убивала меня:-)

Полученный результат она назвала шашлыком:

Теперь в шашлык предстояло напихать поперечные палочки. Они были нарезаны все из того же деревянного прутка, что и центральная ось:


Опять же, она хотела резать палочки ножовкой, но мне удалось убедить её, что отрезной диск и дремель – гораздо быстрее.

Следующий этап: взять полученные палочки:

… и напихать их в полученный ранее шашлык:

Это нужно было для того, чтобы приклеить центральные шарики (кстати, это вам не фигня какая, а самые настоящие водородные связи) с общей палке. На фото можно увидеть, что к основанию прицеплен очередной шаблон на котором размечены сегменты. Поперечины втыкаются в шарик, на центральную ось наносится клей, шарик выставляется на нужной высоте и поворачивается вдоль нужного сектора разметки. Т.е. на данном этапе, поперечины помогают позиционировать центральный шарик с нужным углом поворота. Повторить десять раз:

После этого, поперечины можно вынуть и отправить запчасти в покраску:

Как все высохло, приступили к финишной сборке.

На каждую поперечную палочку прицеплялась деоксирибоза… Кажется… Deoxyribose в оригинале. Пес его знает, что это… Не важно. Главное, что дочь знает, что это. Ей перед учителем презентуху толкать, а не мне:-)

Сами эти шарики должны быть белыми, поэтому красить их не пришлось:

Долгий и кропотливый процесс сборки модели:


Осталось добавить только фосфатные цепочки (phosphates). Насколько мы поняли, их и принято изображать в виде той самой, узнаваемой двойной спирали.

Из плотной толстой бумаги серебристого цвета были выкроены две ленты:


Эти полоски клеятся к вершинам крайних шариков на модели. Вот так:

На этом этапе я впервые принял личное участие. Двух рук оказалось недостаточно. Надо, чтобы кто-то один держал и направлял полоски, а второй – мазал клеем и прижимал.

Худо-бедно мы с этой процедурой управились, получив в итоге, желаемую модель:

Согласно условиям задачи, нужно было так же, обозначить все запчасти. Решили ограничиться прилепливанием легенды к подставке. Как назло, кончились цветные чернила в принтере. Поэтому пришлось напечатать ч/б вариант и раскрасить его фломастерами:

Ламинация тоже не прошла с первого раза. Агрегат сжевал две этикетки, прежде чем нормально сделал третью:

Не знаю в чем дело было. Я уже сто раз пользовался этим агрегатом и ни разу до этого он ничего не жевал… Так или иначе, свою этикетку мы получили:

Модель готова:


Теперь дочери надо вызубрить устную часть презентации. Но с этим я уже помочь ей никак не могу. Надеюсь справится сама. Еще неделя у нее есть на зубрежку теоретической части. Напишу потом, как отсрелялась с проектом..

Вы хотите сделать свою собственную модель ДНК - основного структурного элемента жизни? Тогда выпустите на волю своего внутреннего творца и создайте модель ДНК из полимерной глины или проволоки с бусинками, чтобы у вас получилась модель, которая обязательно займет первое место на любой научной выставке.

Метод 1 из 2: Создание модели из глины

    Приобретите материалы и инструменты. Чтобы сделать модель ДНК из глины, для начала понадобится купить любую понравившуюся вам глину. Вы сможете сделать модель, если у вас будет полимерная глина минимум шести цветов, а также инструменты, которыми вы будете формовать глину (например, пластиковый нож или скалка).

    • Если вы планируете экспонировать вашу модель на выставке, подготовьте подставку, на которую вы сможете поставить ее. Это может быть небольшая деревянная доска со стержнем, выходящим из ее центра, к которому будет крепиться нить ДНК.
    • После того как вы закончите формовать полимерную глину, вам нужно будет запечь ее, поэтому убедитесь, что у вас есть также духовка в рабочем состоянии.
    • Чтобы обеспечить дополнительную поддержку для модели ДНК, вы можете использовать в ней гибкую проволоку.

  1. Создайте две длинные нити, которые будут представлять собой двойную спираль. Выберите полимерную глину одного из выбранных вами цветов и скатайте ее в два куска длиной 30 сантиметров и толщиной полтора сантиметра. Из них будут сформированы боковые нити ДНК, поэтому необходимо обеспечить их прочность, чтобы можно было надежно прикреплять к нитям другие детали.

    • Чтобы добавить дополнительную устойчивость модели, можно обернуть глину вокруг двух длинных кусков гибкой проволоки.
    • Вы можете свободно изменять размер нити вашей модели ДНК, чтобы она соответствовала всем вашим требованиям. Для того, чтобы создать более короткую модель, просто уменьшите размер нитей двойной спирали.

  2. Добавьте сахар и фосфатные группы. Нити двойных спиралей ДНК состоят из групп двух типов: сахара и фосфатов. Используйте одну из ваших цветных полимерных глин чтобы сформовать фосфатные группы на двойной спирали.

    • Раскатайте глину выбранного для фосфатных групп цвета до тех пор, пока она не станет плоской. Нарежьте полоски глины длиной и шириной по полтора сантиметра.
    • Начиная с нижней части длинных полосок двойной спирали, оборачивайте вокруг нити куски плоской фосфатной глины.
    • Убедитесь, что они хорошо вдавлены в нить спирали и не отпадут.
    • Пропускайте между кусками фосфатной глиной на нити по полтора сантиметра пустого места. Пустое пространство в нитях двойной спирали представляет собой группы сахаров.
    • Продолжайте чередовать глину сахаров и фосфатов на расстоянии полтора сантиметра друг от друга, пока вы не заполните обе нити двойной спирали.

  3. Это - четыре азотистых основания, которые составляют нить ДНК: цитозин, гуанин, аденин и тимин. Они образуют перекладины "лестницы" между двумя нитями двойной спирали. Выберите по одному цвету полимерной глины для каждого из четырех оснований.

    • Скатайте глину каждого цвета в куски по полтора сантиметра длиной и полсантиметра шириной. Используйте нож, чтобы отрезать края и придать поверхности гладкость.
    • Подсчитайте количество созданных вами групп сахаров на нити двойной спирали. Это - количество пар азотистых оснований, которое вам нужно будет сделать.
    • Распределите ваши цвета попарно на соответствующие группы. Цитозин и гуанин всегда должны находиться вместе (в любом порядке), так же как и тимин с аденином.
    • Если вы хотите дать вашим азотистым основаниям большую устойчивость, нарежьте кусочки гибкой проволоки длиной около двух с половиной сантиметров и используйте их как центральные части глиняных оснований.
    • Объединяйте пары цветов, защипывая края ваших полуторасантиметровых кусочков. Как только цветные кусочки будут соединены посередине, аккуратно скатайте их в один гладкий цельный кусок глины.

  4. Прикрепите азотистые основания к двойной спирали. Как только вы сделаете все 2,5-сантиметровые отрезки азотистых оснований, вы должны будете прикрепить их к двойной спирали.

    • Начинайте с первой группы на двойной спирали. Используйте маленькие кусочки глины размером с горошину того же цвета, что и группа сахара.
    • Прикрепите одно из азотистых оснований к сахару с использованием небольшого кусочка глины. Защипните кусочки глин и разгладьте края, скатав их пальцами.
    • Легче всего будет прикрепить все кусочки азотистых оснований на одной стороне только одной из нитей двойной спирали. Затем, когда из одной нити двойной спирали будут выходить все 2,5-сантиметровые основания, прикрепите вторую нить к противоположной стороне.
    • Убедитесь, что все детали прочно скреплены. Если вы вдели в ваши азотистые основания в проволоку, то вы можете воткнуть концы проволоки в нити двойной спирали, чтобы лучше закрепить их.

  5. Изогните двойную спираль. Чтобы придать вашей модели ДНК классическую спиральную форму, удерживайте вашу двойную спираль за оба конца и поверните их против часовой стрелки.


  6. Запеките вашу модель. Придерживайтесь инструкций, которые приведены на упаковке полимерной глины, а затем запеките вашу модель, чтобы отвердить ее.

    • Если у вас есть вощеная бумага, запекайте модель на ней, чтобы модель не прилипла к противню.
    • Всегда давайте модели остыть, перед тем как вытаскивать ее, иначе можно обжечься.

  7. Как только модель запечется и остынет, продемонстрируйте плоды своего труда! Повесьте ее на потолок с помощью лески, или прикрепите ее к деревянной подставке.

Метод 2 из 2: Создание модели из проволоки и бусин


  1. Соберите материалы. Для этого проекта вам понадобится несколько метров гибкой проволоки, кусачки и бусинки на ваш выбор.

    • Если вы хотите повысить уровень качества своей модели, ту для прочного присоединения деталей друг к другу вы можете использовать паяльник.
    • Вы можете использовать любые бусинки, однако стеклянные бусины придадут модели более красивый вид. Если хотите, вы можете добавить бисер в качестве разделителя между большими бусинами.
    • Чтобы соответствовать желаемому размеру модели, вам необходимы будут бусинки в достаточном количестве минимум шести цветов.
    • Если вы собираетесь выставить вашу модель на обозрение, то сделайте подставку из дерева, к которой можно будет прикрепить вашу модель.

  2. Сделайте двойную спираль. Она представляет собой две длинные боковые нити, которые удерживают всю молекулу ДНК и придают ей форму лесенки. Отрежьте два куска проволоки равной длины. Эти куски послужат остовом модели ДНК, поэтому их длину выбирайте в зависимости от длины всей модели.

    • Выберите бусины двух цветов и прикрепите по одной на каждый конец проволоки. Проденьте проволоку сквозь бусину второй раз, создав петлю на концевой части проволоки. Это предотвратит соскальзывание бусинок.
    • Попеременно прикрепляйте бусины двух цветов на проволоку. Два цвета представляют сахар и фосфатные групп, которые образуют длинную часть двойной спирали.
    • Вы можете вдевать одну или много бусин каждого цвета, однако проверьте, чтобы у на проволоке у вас было одинаковое количество бусин каждого цвета из двух.
    • Сделайте то же самое для второго куска проволоки для двойной спирали, внимательно следя за тем, чтобы цвета двух бусинок (сахар и фосфаты) на двух лежащих рядом проволочных нитях совпадали.
    • Оставьте сверху проволоки 2,5 см незаполненного пространства, чтобы вы смогли прикрепить "перекладины лестницы" в зазоры между бусинами.

  3. Добавьте "перекладины лестницы". Подсчитайте количество групп сахара, которые вы сделали на двойной спирали, а затем нарежьте кусочки проволоки длиной 2,5 сантиметра в том же количестве.

    • Оберните концы одного куска проволоки вокруг нити двойной спирали у бусины сахара. Сделайте это для всех кусков проволоки, чтобы у вас получилась полная нить двойной спирали с торчащими из нее кусками проволоки.
    • Если вы хотите сделать более декоративную и прочную модель ДНК, воспользуйтесь паяльником, чтобы припаять кусочки проволоки к нити двойной спирали.

  4. Сделайте азотистые основания. Выберите четыре других цвета и присвойте каждому из них азотистое основание. Гуанин и цитозин всегда располагаются в паре, так же как и тимин с аденином.

    • Чтобы заполнить каждый мелкий кусок проволоки, вам скорее всего понадобится много бусинок, поэтому прикрепляя бусинки к проволоке, выбирайте их равные количества, относящихся к каждому азотистому основанию.
    • Убедитесь, что вы соблюдаете группировку пар бусинок. Всегда нанизывайте цитозин и гуанин вместе, как и тимин с аденином. Однако вы можете размещать их в любом порядке и делать одних пар больше, чем других.

  5. Нанизайте ваши азотистые основания. Как только вы разделите все ваши бусины, разместите их на проволочных ответвлениях, которые выходят из нити двойной спирали. Обязательно оставьте 1,5 сантиметра на конце проволоки для прикрепления ее к другой нити двойной спирали.


  6. Прикрепите вторую нить двойной спирали. Добавив все бусины азотистых оснований, приготовьте и прикрепите вторую нить двойной спирали. Сориентируйте боковую сторону, чтобы она отражала первое азотистое основание, и прикрепите кусочки проволоки.

    • Вы можете обернуть кусочки проволоки вокруг двойной спирали с помощью тонкогубцев. Прикрепите эти мелкие кусочки проволоки в том же месте, где вы сделали это для противоположной нити двойной спирали.
    • Если можете, воспользуйтесь паяльником, чтобы спаять между собой последние кусочки проволоки, при этом модель получится более гладкой на вид.

  7. Запечатайте концы модели. Чтобы бусинки не выпадали из модели, закрутите проволоку на каждом конце нитей двойной спирали в петлю. Вы также можете запаять проволоку в форме узлов, чтобы предотвратить рассыпание бусин.


  8. Изогните двойную спираль. Чтобы создать классическую спиральную форму нити ДНК, возьмите ее за концы и аккуратно проверните против часовой стрелки.


  9. Выставьте вашу модель на обозрение. Как только вы добавите все последние штрихи, ваша модель завершена! Повесьте ее на подвесном приспособлении или на потолке, или прикрепите ее к деревянной подставке, использовав немного проволоки или клея. Покажите всем дело ваших рук!

  • Если для создания модели ДНК вы используете духовку или паяльник, то будьте осторожны, чтобы не обжечься.
  • Оба эти метода слишком сложны для детей, поэтому, если вы делаете модель для школьного проекта, убедитесь, что ваши помощники достигли достаточного возраста, чтобы не навредить себе при работе с материалами.

Сегодня мы проведем урок не только лепки, но и химии, и слепим модели молекул из пластилина. Пластилиновые шарики можно представить, как атомы, а показать структурные связи помогут обычные спички или зубочистки. Таким методом могут пользоваться учителя при объяснении нового материала по химии, родители – при проверке и изучении домашнего задания и сами дети, интересующиеся предметом. Более легкого и доступного способа создать наглядный материал для мысленной визуализации микрообъектов, пожалуй, не найти.

Здесь представлены представители мира органической и неорганической химии в качестве примера. По аналогии с ними могут быть выполнены и другие структуры, главное – разбираться во всем этом многообразии.

Материалы для работы:

  • пластилин двух или более цветов;
  • структурные формулы молекул из учебника (при необходимости);
  • спички или зубочистки.

1. Подготовьте пластилин для лепки шарообразных атомов, из которых будут складываться молекулы, а также спички – для представления связей между ними. Естественно, лучше показывать атомы разного сорта другим цветом, чтобы было понятнее представить себе конкретный объект микромира.

2. Чтобы сделать шарики, отщипните необходимое количество порций пластилина, разомните в руках и скатайте фигурки в ладонях. Для лепки органических молекул углеводородов можно использовать красные шарики большего размера – это будет углерод, и синие меньшего – водород.

3. Чтобы слепить молекулу метана, вставьте в красный шарик четыре спички так, чтобы они были устремлены к вершинам тетраэдра.

4. Наденьте на свободные концы спичек синие шарики. Молекула природного газа готова.

5. Подготовьте две одинаковых молекулы, чтобы объяснить ребенку, как можно получить молекулу следующего представителя углеводородов – этана.

6. Соедините две модели, убрав одну спичку и два синих шарика. Этан готов.

7. Далее продолжите увлекательное занятие и объясните, как происходит образование кратной связи. Уберите два синих шарика, а связь между углеродами сделайте двойной. Подобным образом можно слепить все необходимые для занятия молекулы углеводородов.

8. Такой же способ подойдет и для лепки молекул неорганического мира. Осуществить задуманное помогут те же пластилиновые шарики.

9. Возьмите центральный атом углерода – красный шарик. Вставьте в него по две спички, задавая линейную форму молекулы, на свободные концы спичек прикрепите два синих шарика, которые в данном случае олицетворяют атомы кислорода. Таким образом, мы имеем молекулу углекислого газа линейного строения.

10. Вода – это полярная жидкость, а ее молекулы представляют собой угловые образования. Они состоят из одного атома кислорода и двух атомов водорода. Угловое строение задает неподеленная пара электронов на центральном атоме. Ее тоже можно изобразить в виде двух зеленых точек.

Вот такие увлекательные творческие уроки обязательно нужно практиковать с детьми. Ученики любого возраста заинтересуются химией, будут лучше понимать предмет, если в процессе изучения им предоставить наглядное пособие, выполненное своими руками.