Меню
Бесплатно
Главная  /  Болезни  /  Росгосстрах требует возмещение ущерба за дтп. Страховая требует ущерб по осаго. В каких случаях требуется возмещать

Росгосстрах требует возмещение ущерба за дтп. Страховая требует ущерб по осаго. В каких случаях требуется возмещать

Механизм взыскания страховой компанией с виновника дорожного происшествия понесенного ущерба называется регрессным требованием. То есть регресс подразумевает взыскание расходов страховой фирмы на возмещение ущерба пострадавшей стороне со своего же клиента, застраховавшего в ней свою автогражданскую ответственность.

Но в каких именно случаях страховщик вправе воспользоваться этим правом? И как поступить, если до этого все же дошло? Неужели при действующей страховке ОСАГО компенсировать убытки придется из собственного кармана?

  • виновник дорожно-транспортного происшествия умышленно нанес вред жизни и здоровью потерпевшего;
  • виновник ДТП в момент столкновения находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • виновник аварии не имел права на управление транспортным средством (управлял без водительского удостоверения);
  • виновный водитель скрылся с места происшествия;
  • виновник не вписан в страховку ОСАГО на данное транспортное средство (или ДТП совершено в период, не предусмотренный договором ОСАГО);
  • бланк извещения о ДТП не был направлен страховщику в течение 5 рабочих дней после аварии;
  • в течение 15 дней после ДТП, если оно не было оформлено сотрудниками ГИБДД, водитель отремонтировал автомобиль, утилизировал его или отказался предоставить его на экспертизу страховой организации;
  • на момент аварии истек срок действия диагностической карты (только в случае транспорта, предназначенного для перевозки пассажиров и опасных грузов);
  • виновник ДТП при оформлении электронного полиса ОСАГО предоставил заведомо ложные сведения, что привело к снижению суммы страховой премии.

По факту регрессное требование — это взыскание страховой фирмой понесенных убытков при наступлении страхового случая с собственного клиента, если этот клиент нарушил требования ПДД или КоАП РФ, а также пренебрег условиями, предусмотренными договором страхования ОСАГО (пренебрег гражданской ответственностью).

Что такое суброгация?

Помимо регрессного требования страховая компания наделяется правом требовать возмещения убытков за счет виновника аварии при помощи суброгации. Это делается в случае оплаты страховки пострадавшей стороне в рамках страхового полиса КАСКО. Процедура суброгации для России сравнительно новая, так как появилась только в 2011 году.

К примеру, в случае полной компенсации ущерба обоим участникам аварии страховщик вправе в рамках суброгации потребовать от виновника ДТП полного возмещения всех своих убытков.

Требование суброгации возможно только в случае, если есть пострадавшая сторона. Если же водитель, который застраховал автомобиль полисом КАСКО, случайно поцарапал его о тротуар, страховщик не вправе предъявлять к нему это требование. В случае суброгации страховщик может потребовать от виновника аварии возмещения не только прямых убытков, нанесенных автомобилю пострадавшего, но и расходов на проведение экспертизы, а также на возмещение вреда здоровью.

Досудебная претензия по возмещению убытков

Порядок досудебного урегулирования конфликта обычно имеет место при взыскании страховой фирмой материального ущерба по КАСКО в рамках процедуры суброгации. В этом случае страховщик часто предпочитает вначале направить виновнику аварии письменную досудебную претензию и потребовать от него возмещения ущерба в добровольном порядке.

Срок, в течение которого к виновнику ДТП может быть направлен судебный иск или претензия (срок исковой давности), равен 3 годам. Поэтому не стоит удивляться, если претензия была получена уже спустя пару лет после аварии. Что делать в этом случае? Если претензии обоснованы, то стоит рассмотреть вариант выплаты денег. Часто со страховой фирмой удается договориться об удобном графике погашения долга (о рассрочке). Если же обоснованность требований страховой фирмы сомнительна, то можно смело обращаться в суд для выяснения всех обстоятельств ДТП.

Досудебная претензия страховой компании представляет собой письмо с подробным описанием обстоятельств аварии, ссылками на статьи нормативно-правовых актов и суммой, которую необходимо возместить страховщику. К претензии о возмещении ущерба обязательно прикладывается внушительный список документов, подтверждающих обоснованность требований страховой фирмы.

Размер ущерба, который может быть истребован в рамках регресса или суброгации с виновника дорожного происшествия, не может превышать сумму, выплаченную страховщиком пострадавшей стороне.

Если ДТП было спровоцировано водителем, находящимся при исполнении служебных обязанностей, то досудебная претензия будет направлена его работодателю.

Оспаривание законности выплаченной страховки

Если досудебная претензия не возымела своего действия или страховщик вовсе решил обойтись без нее, то он направляет судебный иск к виновнику аварии с требованием возместить ущерб, который понесла страховая компания. Но далеко не всегда требования страховщика о выплате регресса являются законными. Именно поэтому не следует бояться отстаивать свои интересы в суде.

Чтобы понять, законны ли требования страховой фирмы, необходимо тщательным образом изучить все документы, которые она приложила к иску. Зачастую сделать это собственными силами довольно сложно, поэтому придется обращаться к услугам опытных юристов. Потребуется выяснить, в частности, правомерно ли страховая фирма выплатила страховку участнику ДТП.

Не стоит бояться расходов на оплату услуг юриста, ведь сумма компенсации, которую придется выплатить ответчику, если суд удовлетворит требования страховщика, будет гораздо больше суммы расходов на юридические услуги.

В лучшем случае адвокат докажет, что страховка была выплачена пострадавшему незаконно, что полностью снимет все основания по регрессным требованиям в отношении ответчика.

Оспаривание вины в судебном порядке

Еще один способ противостоять требованиям страховой по поводу выплаты регресса — оспорить свою вину при помощи судебного разбирательства. Этот способ достаточно действенный, потому что виновниками очень многих аварий все же являются оба водителя, или же вина ответчика, к которому выдвигается регрессное требование, доказана не полностью. Зачастую даже для самого водителя становится неожиданным, что суд его полностью оправдал.

Грамотный адвокат вполне способен снять вину с водителя, так как страховые компании апеллируют прежде всего к протоколам об административных правонарушениях и к справкам из ГИБДД. А эти документы далеко не всегда составляются в полном соответствии с законом.

При получении досудебной претензии или повестки в суд не стоит сразу же платить деньги. Через суд можно если и не добиться полного снятия вины, то значительно уменьшить изначальную сумму регресса или суброгации.

Как снизить размер регресса?

Страховщики часто не брезгуют к своим реальным расходам, которые ушли пострадавшей стороне, прибавить еще ряд пунктов. То есть не только возместить ущерб, но еще и заработать на виновном водителе. Какие уловки используются чаще всего?

  • В калькуляцию расходов включаются «лишние», непонятно откуда возникшие детали;
  • Стоимость норма-часов ремонтно-восстановительных работ (стоимость ремонта) искусственно завышается;
  • На сумму регресса начисляются пени и штрафы;
  • Настаивается на большом количестве повреждений, полученных автомобилем, далеко не все из которых описаны в справке о ДТП и в иных официальных документах;
  • Выставленная стоимость запчастей не учитывает коэффициент естественного износа тех деталей, которые были заменены в пострадавшем автомобиле.

Понять, что со стороны страховой фирмы имеется факт мошенничества, можно только после тщательного изучения всех документов. Если по поводу каких-либо деталей есть сомнения, то лучше всего назначить дополнительную независимую экспертизу. А после этого заново провести расчет суммы, которую потеряла страховая компания при возмещении ущерба пострадавшей стороне.

Почти в 90% случаев после грамотного изучения материалов дела опытным автоюристам удается добиться снижения первоначальной суммы регресса.

Если судебное решение будет вынесено в пользу ответчика (к которому было выставлено регрессное требование), то все расходы на юриста могут быть возложены на самого страховщика. Если же суд проигран, то дело все еще можно обжаловать в вышестоящем судебном органе посредством подачи апелляции.

Страховая требует деньги с Вас?

Страховая требует деньги с ВАС


Несколько лет назад Вы попали в ДТП и были признаны виновным!!!

Машина пострадавшего была разбита не сильно.

Вы уже успели забыть эти печальные события.

И вдруг сейчас оказывается, что ремонт пострадавшей машины составил 200000 рублей и с Вас требует страховая компания 80000 рублей, не покрытых страховкой по ОСАГО (120000).

Что делать?

При возникновении описанной выше ситуации принесите предъявленные Вам страховой компанией документы, наши юристы бесплатно оценят юридическую перспективу Вашего дела, а наши эксперты бесплатно проверят, объективны ли расчёты стоимости ремонта повреждённого автомобиля.

В соответствии с п.1 ст. 965 Гражданского кодекса РФ к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.

Что это значит?

Приведем пример.

В результате ДТП, в котором Вы были признаны виновным, был поврежден автомобиль, застрахованный по КАСКО. Казалось бы, все в порядке, вы ремонтируете свой автомобиль, а потерпевший ремонтирует свой за счет страховой компании, с которой у него договор. И ни у кого никаких претензий.

Проходит год, иногда два и Вы получаете по почте требование (а иногда сразу исковое заявление) о возмещении вреда/ущерба в порядке суброгации. В указанном требовании Вам будет разъяснено, что страховая компания потерпевшего оплатила ремонт его автомобиля. Стоимость восстановительного ремонта составила, предположим, 300 000 рублей (в практике нашей компании суммы бывали и значительно больше). Дальше будет указано, что Ваша страховая компания по ОСАГО выплатила страховое возмещение в пределах лимита ответственности. А именно 120 000 рублей, и, таким образом, Вы должны страховой компании 180 000 рублей, и если вы не погасите задолженность в течение 10 - 20 дней, страховая компания взыщет с Вас эти деньги через суд, а кроме них еще и судебные издержки и пени.

Злость? Паника?

Как бороться с огромной страховой компанией со штатом юристов в 30 человек?

И основной вопрос - что делать?

На самом деле ответ очевиден - необходимо обратиться к нам и ни в коем случае не платить.

Даже при очевидной, с первого взгляда, правоте страховой компании (деньги то они действительно заплатили, и именно в такой сумме) есть огромное количество вариантов если не полностью отбиться от требований страховой компании, то уменьшить её претензии в несколько раз.

В суде можно поставить под сомнение абсолютно все доказательства представленные Истцом (страховой компанией) начиная от виновности в ДТП и заканчивая необходимостью ремонта некоторых элементов автомобиля потерпевшего. В ходе судебного процесса может возникнуть необходимость в назначении автотехнической, трасологической и автотовароведческой экспертизы.

Естественно, что такую работу необходимо поручить специалисту, четко понимающему как необходимо действовать.

С уважением, коллектив Агентства Профессиональных Автоюристов.

При проставлении подписи на договоре страхования своей ответственности мы сразу выдыхаем с облегчением потому, что у нас есть внутреннее убеждение, что теперь за все что случится, будете расплачиваться не вы, а ваш страховщик. Но не тут то было. Зачастую страховые компании напросто отказываются выполнять свои законные действия и прибегают к изощренным хитростям и воздействуют на своего клиента незаконным юридическим способом. Как не попасть на уловки недобросовестных сотрудников — читайте далее.

Существуют регламентированные ситуации, в следствие которых, страховая после выплаты начинает требовать возместить ей её расходы. При этом данная ситуация может возникнуть несмотря на то что у вас за полис КАСКО или ОСАГО. У страховщиков есть два порядка реализации своих прав на возмещение денежных средств — это регресс и суброгация. Следует сразу разобраться, чем они отличаются.

Требования возмещения расходов от лица потерпевшего у страховщика возникает в случаях, изложенных в законе об обязательном страховании, данный перечень является исчерпывающим, а само такое требование именуется регрессом.

Данная рокировка происходит в случаях, поименованных в законе, а именно:

  • жизни или здоровью потерпевшего был причинен вред при наличии умысла у виноватого;
  • виновный причинил вред будучи нетрезвым;
  • права на управление транспортного ср-ва у виновного вовсе отсутствовали;
  • виноватое лицо покинуло место ДТП;
  • виновное лицо не поименовано в полюсе ОСАГО на транспортное средства, которое оказалось причиной аварии;
  • страховой случай произошел тогда, когда страховка перестала или еще не начала действовать;
  • в страховую не предоставлен документ, который составлялся на месте ДТП;
  • если в течение 15 рабочих дней не предоставлено пострадавшее транспортное средство в экспертную организацию по требованию страховщика;
  • при заключении договора в электронном виде виновным лицом была предоставлена не полноценная информация, которая существенно снизила размер страховой премии.

Суброгация также представляет собой перемену сторон, при которой страховой делегируются права страхователя в части требования убытков.

Что делать, если страховая потребовала возместить ущерб

Сложилась неприятная практика, которая основывается на недобросовестности страховых. Они не гонятся сразу выставить требования на возмещение, а спокойно ждут наступления окончания срока давности, в который надо подать иск в суд. Данный срок составляет 3 года с даты происшествия. Такое неторопливое поведение позволяет свести к минимуму риски оспаривания их требований, несмотря на то, что они могут быть незаконными. Суд не верит голословным заявлениям, поэтому следует хранить все документы с аварий случившиеся с вами, хотя бы три года, которые закладываются на возможность через суд взыскать с вас средства.

Как только к вам в руки попадет документ из страховой, основной тематикой, которого является требование в возмещении им убытков, не стоит ударяться в панику она вам тут не поможет. Четко следуйте приведенным пунктам.

Ваши действия должны быть следующими:

  • ознакомиться с пристрастием с документом, который к вам попал. Надо понять претензия или исковое заявление у вас в руках. Если претензия, можно вести диалог со страховой. Если иск, то вас будет ждать суд.

Начните отталкиваться от даты документа, возможно эта война выиграна не успев начаться, благодаря пропуску исковой давности.

  • следует погрузиться в истоки памяти и восстановить тот злосчастный день и соответственно все детали, которыми он сопровождался. Тут на руку сыграет ваша документальная дотошность и скрупулёзность, благодаря которой можно опровергнуть документы, на которые ссылается страховщик.

Данные действия позволят вам собраться с мыслями и подготовить линию защиты.

Как проводится досудебное разбирательство

Досудебное разбирательство подразумевает под собой претензионный порядок, который является обязательным до передачи дела в суд. Направление претензии в адрес виновного лица запускает процесс досудебного разбирательства.

Срок ответа на претензию может быть указан в договоре страхования. Если таких условий нет, то срок ответа составляет 30 дней с даты получения претензии. Соответственно, если письмо будет заказное, то с момента проставления вашей подписи на уведомлении, если не заказное, то дата на штампе вашего почтового отделения. Следует обратить внимание, что если вы не получите претензию намеренно не ходя на почту, то по возвращению данного письма обратно адресату, обязанность страховщика по соблюдению претензионного порядка будет исполнена.

Как оформить претензию

Претензия должна соответствовать заявленным требованиям для подобного документа. Само содержание претензии должно передавать суть ситуации, содержать факты и нормативные обоснования для предъявления заявленных требований. Также необходимо обязательно оформить и предоставить документы в виде приложения к претензии, это должны быть документы подкрепляющие изложенную позицию. Такими документами могут быть:

  • заключения экспертов;
  • акт осмотра;
  • документ подтверждающий оплату и т.д.

Как оспорить свою вину

Основным критерием предъявления вам требования на возмещения убытков является наличие вашей вины в произошедшем страховом случае. То есть, для того, чтобы не платить возмещения, следует доказать отсутствия вины – оспорив её.

Выстраивать линию доказывания своей невиновности следует отталкиваясь от аргументов представленных страховой, чаще всего в их позиции уже можно найти лазейку для создания своей защиты. В частности, если виновность сторон была паритетная, то и распределение убытков будет происходить поровну.

Как снизить размер ущерба

Если же вина ваша подтверждена, остается только оспаривать сумму возмещений. Для этого обязательно ознакомьтесь с перечнем из которого складывается сумма требований. Будьте внимательны, ведь СК не гнушаются производить некомпетентный расчет, например, дублируя позиции, выделите эти позиции и обратите внимание суда на это.

Также страховая не вправе производить расчет по актуальным ценам за детали и работы, для оспаривания этого момента вам на помощь придут эксперты-оценщики.

Вопрос, может ли страховая компания взыскать деньги (возмещение) с виновника ДТП по ОСАГО, заслуживает пристального внимания. Ведь такая возможность у СК есть далеко не всегда, и для того, чтобы не платить из своего кармана, легче не допустить ситуации с регрессом страховщика.

Суть регресса

Регресс – это правовой механизм, по которому страховщик имеет право требовать от застраховавшего у нее лица свою ответственность по ОСАГО, возместить уплаченные ею средства за нанесенный вред при ДТП по страховому случаю.

Это право дает гражданский кодекс, по которому виновник обязан возмещать вред, который был причинен участникам в результате аварии. Так как оформляются договора ОСАГО, требовать это возмещение потерпевший будет именно от СК. А при определенных обстоятельствах представители страховщика подают в суд требование к виновнику ДТП вернуть потраченные ею средства.

Важно! В механизме регресса ключевая роль такого понятия, как «виновник». Его может определить только суд. То есть, для того чтобы СК могла что-то требовать, нужно чтобы было конкретное лицо, которое названо виновным, и с него взыскиваются все затраты.

То есть, если после аварии на руках у представителя СК есть только справка о ДТП и протокол об административном нарушении, то это не является поводом для выставления регрессных требований. А значит, в суд подавать они еще не могут.

Возможность для регресса от СК

Стоит знать, в каких случаях страховщик имеет право на регресс, причем список ситуаций ограничен, а значит только при них, а точнее, если они будут доказаны, могут возникать подобные требования. Страховой компанией к виновнику будут выдвигаться претензии по возмещению в таких случаях:

  1. При преднамеренном нанесении вреда жизни и здоровью потерпевшего. То есть водитель имел умысел навредить ему. Например: наехал на пешехода специально, врезался в другую машину и т.д.
  2. Если водитель сел за руль в состоянии опьянения, то есть в его крови было обнаружено превышение допустимой нормы алкоголя, и в таком состоянии он попал в ДТП. При этом страховая компания может взыскать понесенные ею затраты, только в том случае, если факт опьянения будет документально подтвержден и не оспорен в судовом порядке.
  3. Виновник скрылся с места аварии, даже при наличии обязательной страховки ОСАГО, он наверняка будет обязан платить, но уже по регрессному требованию.
  4. Водитель управлял ТС без прав, или он не вписан в страховку, если она оформлена на ограниченное число лиц. Еще одна ситуация, если полис на момент совершения аварии не имел силы. Например, он оформлен на 3 месяца, а управление происходило после истечения этого срока.
  5. Если действие полиса не распространяется на территорию страны, где было совершено ДТП.
  6. Страховая организация наверняка будет подавать иск с регрессивными требованиями, если у водителя такси, автобуса был просрочен техосмотр на момент совершения аварии.
  7. Отсутствие на момент ДТП прав при себе или истечение их срока действия, то есть с момента выдачи удостоверения прошло больше 10 лет.

Сроки предъявления требований

Страховая компания требует возместить потраченные ею средства уже после их выплаты потерпевшим. Многие отечественные водители даже не догадываются, что существует возможность регрессных требований, так как мало кто дочитывает/читает договор страхования. В результате действия СК воспринимаются как мошенничество, а ведь взыскивает страховщик средства вполне законно и по объективным причинам, которые указаны выше.

Бытует мнение, что страховщик сделает все, чтобы не платить возмещение за аварию, особенно если водитель скрылся с места ДТП или совершил его в пьяном виде. Но это не так, компенсация потерпевшим произойдет, так как они не виноваты в том, что довелось встретиться с недобросовестным водителем. А вот к виновнику будут выдвинуты требования возместить ущерб страховой компании на основании имеющегося у него полиса ОСАГО.

СК имеет право требовать возмещение и может это делать не сразу после выплаты пострадавшим. По закону у нее для этого есть 3 года. Срок отсчитывается с момента совершения ДТП. И страховщики с этим действительно не спешат, но не стоит думать, что о виновнике забыли и ему все сойдет с рук. Платить по встречному требованию придется, ведь СК приобретает права потерпевшей стороны и от своих денег точно не откажется.

Действия виновника

Первым делом возникнет вопрос, что делать? Для начала проверить дату подачи иска, не прошло ли с момента аварии 3 года. Следует вспомнить обстоятельства аварии и сопоставить их с полученным требованием, возможно, у страховщика вовсе нет оснований для регресса.

Следующий шаг – это проверка сумм, которые затребованы. По возможности следует связаться с потерпевшими, так как иногда случается, что недобросовестные СК выплачивают потерпевшему меньше, а с виновника требует сумму значительно больше.

Еще один важный шаг – это обращение к квалифицированному юристу, который в процессе судового разбирательства точно не помешает.

Сколько могут требовать

Кроме вопроса, что делать, может заинтересовать еще и размер возмещения, которое потребует страховщик. Суммы встречного требования, которое по праву выдвигает страховая, рассчитываются по четким формулам.

Страховая компания требует возмещение всего объема затрат, понесенных ею при выплате по ОСАГО. Конечно, можно подать в суд и потребовать пересчета объема, который заявляет СК, но в большинстве случаев ошибки не случаются. Проверить обоснованность требований можно, связавшись с потерпевшим, ведь он уже получает всю сумму.

Виновник получит подробную информацию относительно затрат, понесенных страховщиком для возмещения ущерба, он имеет право ознакомиться с причинами тех или иных финансовых потерь СК.

Регресс лучше избежать

Для того, чтобы не возникал вопрос, что делать, после аварии и получения регресса, лучше не давать повода СК в подаче подобного иска, а для этого:

  1. Не нарушать ПДД и никогда не садиться за руль «под мухой», лучше вызвать такси.
  2. На дороге быть внимательным, ведь провокаторов хватает и они часто, что называется, подставляются. Причем это могут быть и пешеходы, и другие водители.
  3. Нужно проверять срок использования полиса ОСАГО и своевременно переоформлять его.
  4. При вождении грузовика, спецтехники, такси, автобуса следить за сроком ТО.
  5. Удостовериться, что в полисе ОСАГО есть собственная фамилия, если ТС управляет несколько человек.
  6. Для управления чужой машиной нужно иметь генеральную доверенность.
  7. Если авария все же случилась, то ни в коем случае нельзя оставлять место ДТП.

Вывод

Регрессные требования страховой компании вполне законное право. Конечно, выдвигать их каждому виновнику ДТП они не могут, а регламент четко прописан в законе. Хотя к такими требованиями все же нужно относиться внимательно, потому что недобросовестных СК хватает, так же как и мошенников.

Коллизии законодательства – ситуация не частная, но встречающаяся в нашем правовом пространстве. С принятием новых законов об ОСАГО с такой практикой встретили автовладельцы, попавшие в аварии и пытающиеся возместить чужой ущерб за счет выплат со стороны страховых компанией. Основная проблема звучит так - страховая требует возместить ущерб по ОСАГО, европротокол и прочие данные в расчет хоть и берутся, но никак не влияют на ситуацию.

Юристы Хонест проанализировали практику и законодательство и рассказывают, как быть в подобных ситуациях.

Пример из жизни

Автовладелец на иномарке двигается по загруженной дороге, теряет внимание и сокращает дистанцию до впереди идущего отечественного автомобиля. Небольшая авария, повреждения у другого водителя минимальные. Оформили все документы, распрощались без конфликта. Водитель иномарки не волнуется – ведь сейчас по ОСАГО действует сумма до 400 тысяч рублей, этих денег вполне хватит на замену поврежденного бампера и багажника.

Через полгода владелец иномарки получает письмо, в котором страховая компания требует от него 30 тысяч рублей. Это частая ситуация, когда происходит ремонт по ОСАГО в 2018 году, где требуют доплату. Страховая поясняет требование тем, что 30 тысяч рублей – это сумма, которой недостаёт при оплате расходов на восстановление автомобиля пострадавшего в аварии.

Как мыслит страховая компания

Страховые требуют возместить ущерб из-за коллизии в новом законодательстве. И фактически они в своем праве.

Претензия строится на следующих данных. Следите за руками.

Ремонт отечественного автомобиля обошелся в 70 тысяч рублей. Страховая пострадавшего выставляет счет страховой виновника, автовладельца на иномарке.

Отечественный автомобиль уже не новый, поэтому страховая виновника выплачивает 40 000 рублей с учетом износа.

Остаток страховая пострадавшего требует с виновника аварии.

Как такое может быть? У пострадавшего КАСКО.

Ситуация с КАСКО

Вся проблема в наличии у отечественного автомобиля полиса КАСКО – именно по нему пострадавший решил оплатить восстановление автомобиля.

Потерпевшему страховая ремонтирует авто по КАСКО. Выставляется счет страховой компании виновника. Сумма возмещения по ОСАГО рассчитывается не из фактически потраченных средств на ремонт, а по единой методике расчета, которая учитывает износ деталей. Здесь и возникает разница в 30 тысяч рублей, которую требуют виновника.

С одной стороны, виновник честно застраховал машину по ОСАГО. С другой – страховая компания законно требует возместить материальный ущерб.

Эксперты сходятся во мнении, что с точки зрения закона здесь все верно. С точки зрения же справедливости – нет. Но до сих пор решения этой проблемы нет.

Простыми словами – вся проблема в обязанности страховых считать выплаты по ОСАГО с учетом износа. В КАСКО же абсолютно обратный принцип – меняется старая поврежденная деталь на новую.

Что говорит конституционный суд

Суды первых инстанций в своей работе ориентируются на законодательство и разъяснения Конституционного суда . Последний четко дал понять, что сегодняшняя практика соответствует действующим законам. Взыскиваются средства с виновника аварии по Гражданскому кодексу. Закон об ОСАГО же просто является дополнительным нормативом, которые защищает права потерпевшего в аварии.

Поэтому требования о возмещении ущерба по ОСАГО с виновника аварии абсолютно законны.

На некоторых сайтах в интернете есть опубликованные статьи, в которые водителям рекомендуется составлять европротокол ОСАГО – якобы это страхует от подобных проблем. Никакой разницы для страховой компании в такой ситуации нет – оформлено ли ДТП по европротоколу или с вызовом сотрудников полиции. Если автовладелец попал в ситуацию с требованием возместить ремонт по ОСАГО, то ориентироваться стоит на разъяснения Конституционного суда и законы, а не на чьи-то советы по оформлению ДТП.

Разъяснение законодательства

Чтобы лучше понять, почему возникают ситуации, когда страховые проводят ремонт по ОСАГО и требуют доплату, и почему раньше такого не было, нужно разобраться в изменениях законодательства.

Как это работало раньше

Водитель попадает в ДТП и обращается за компенсацией. Далее происходит один из двух вариантов развития событий:

  • Страховые возмещают ущерб с помощью денежной выплаты владельцу машины – сумма компенсации зависела от износа автомобиля и общей стоимости нужного ремонта;
  • Деньги зачисляются на счет автосервиса.

Автовладелец в таких ситуациях порой был вынужден или доплачивать за разницу между расчетами страховой компании и стоимостью реального ремонта. Но был и плюс – можно было отказаться от восстановительных работ, забрать разбитое авто и деньги. Далее машина или ремонтировалась самостоятельно или продавалась.

Часто приходилось судиться со страховыми компаниями, которые рассчитывали сумму компенсации в «удобном» для себя объеме. Нужно было делать экспертизу, учитывать износ авто, среднерыночные цены на запчасти и работу.

Порой были и «подставы» - люди создавали ситуации, когда страховым приходилось выплачивать компенсации за фиктивные ДТП.

Как сейчас

В актуальном виде закон о выплатах по ОСАГО выглядит иначе, чем раньше. Ремонт по ОСАГО проводится на партнерских СТО, с которыми страховые компании заключили договора. Оплачивается не натуральная компенсация, а стоимость работ сервисных инженеров и цена запчастей.

Центробанк разработал специальную методику, по которой рассчитывается сумма компенсации. Страховые компании не могут отступить от правил и сделать выплаты в денежном виде. Ограничения касаются нескольких категорий граждан:

  • Владельцы легковых транспортных средств;
  • Транспортные средства прошли регистрацию в России и принадлежат гражданам.

Страховая или автосервис могут предложить вам доплатить за ремонт или заменить поврежденные детали на б/у. Вы не обязаны на это соглашаться.
А вот страховая должна обеспечить ремонт вашего ТС в установленный законом срок.

Когда придется доплатить за ремонт

Бывают ситуации, когда страховая может требовать доплату по ремонту:

  • Стоимость ремонта превышает установленного максимума по ОСАГО – 400 тысяч рублей. Сумму сверхлимита страховая имеет право требовать с виновника аварии.
  • Когда оформляется европротокол – максимум снижается до 100 тысяч рублей.
  • Признается обоюдная вина в аварии.

Величина выплат, которые страховая может заплатить сервисному центру или выдать в виде денег, устанавливается законом в зависимости от ситуации:

  • 500 тысяч рублей – есть вред, причиненный здоровью и жизни.
  • 400 тысяч рублей – возмещение ущерба машине.
  • 100 тысяч рублей – оформление аварии проводилось по европротоколу.

Гарантия на ремонт

Обратите внимание, на ремонтные работы, проведенные по ОСАГО, устанавливается гарантийный срок. Если начались проблемы, вы можете обратиться с требованиями их устранить:

  • В течение минимум 12 месяцев на кузовные работы и работы с краской;
  • В течение минимум 6 месяцев на другие проблемы.

Как страховая может в определенных случаях требовать доплаты, так и вы можете вступить в противоборство со страховой компанией.

Обратите внимание, если страховая компания допустила нарушения в процессе восстановления автомобиля, в порядке претензионной работы с владельцем авто или в других юридически важных аспектах, то требования компании можно оспорить.

Обращайтесь к профессиональным юристам за консультацией – после предварительного анализа и уточнения деталей специалисты Хонеста подскажут, стоит ли пытаться бороться со страховой или же их действия законны.

Чем поможет экспертиза

Техническая экспертиза поможет аргументированно общаться со страховой компанией, договариваться и даже требовать компенсации в большем объеме. Заказывают такую экспертизу, когда не согласны с расчетами страховщиков.

Процесс довольно простой и не требует от автовладельца особых усилий. Нужно:

  • Выбрать экспертную организацию – специалисты должны быть с сертификатами и репутацией в профессиональном сообществе.
  • Созвониться, провести предварительную беседу, уточнить ответы на вопросы консультантов.
  • Договориться об осмотре автомобиля.
  • Вместе с экспертом приехать на прием автомобиля у СТОА.
  • Эксперт осмотрит ТС и даст заключение о качестве ремонта.
  • Если эксперт выявит какие-либо нарушения - не подписывать акт приема, заключение эксперта приложить к претензии по качеству ремонта.

Выданное экспертом заключение имеет юридическую силу, если дело дойдет до суда.

Стоимость услуги - 5 000 рублей.

Чтобы забронировать время или получить бесплатную консультацию наших экспертов, позвоните в Хонест.