Меню
Бесплатно
Главная  /  Болезни  /  Сценарий праздника «Деревенские посиделки

Сценарий праздника «Деревенские посиделки

МОУ «ЦО Тайдаковский» Ясногорского района Тульской области.

Внеклассное мероприятие

«Деревенские посиделки»

Сценарий фольклорного праздника.

Составила: Квачко З. С.

учитель начальных классов.

2015г.

Деревенские посиделки. Сценарий фольклорного праздника.

Цели:

Формировать осознанное патриотическое чувство, основываясь на понимании духовных ценностей, традиций народной культуры;

Прививать желание знать и изучать русский фольклор;

Воспитывать у детей любовь и уважение к народному творчеству, народным традициям;

Воспитывать понимание истории культуры русских обычаев и традиций, пробуждать в сердцах младших школьников чувство любви к отечеству.

Звучит русская народная музыка

Ведущий: Россия, Россия, края дорогие, Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют просторы родные Раздольные русские песни поют

В старину долгими зимними вечерами собирались люди в большой избе, пряли, вязали, вышивали, плели корзины и при этом обязательно пели частушки, рассказывали побасенки, сказки. Так веселее было работать да и быстрее проходил вечер. Молодые люди на этих вечерах, которые назывались посиделками, учились мудрости.

Посиделки, посадки, посидухи, посидинушки…

В. Даль описывал посиделки так: «…Сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав и песен»

1. На завалинках, в светёлке Иль на брёвнышках каких Собирались посиделки Пожилых и молодых.

2.При лучине ли сидели Иль под светлый небосвод Говорили, песни пели И водили хоровод.

3.А играли как? В горелки! Ах, горелки хороши! Словом эти посиделки Были праздником души.

4.Наш досуг порою мелок, И, чего там говорить, Скучно жить без посиделок, Их бы надо возродить!

5. Нам зачинать досталась роль, Не путайте с нагрузками. Мы принесли вам хлеб и соль На посиделки русские.

6. Жива традиция, жива! От поколенья старшего Важны обряды и слова Из прошлого из нашего.

7. И потому принять изволь Тот, кто пришёл на посиделки, На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб, и соль!

8. Если вы в «своей тарелке» И пришли к нам не на час, Предлагаем посиделки Провести вот здесь, сейчас.

9. Отдых – это не безделки – Время игр и новостей, Начинаем посиделки! Открываем посиделки! Для друзей и для гостей.

Две девочки приветствуют гостей.

Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Веселья вам да радости!

Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.

У нас для каждого найдётся тёплое местечко и приветливое словечко.

Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому – сказку, кому - правду, кому – песенку.

Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Ну так сядем рядком Поговорим ладком.

Небылицы в лицах Сидят в теремах, Щелкают орешки Да говорят насмешки. Хотите знать какие? А вот такие…

Два ученика ведут диалог:

Что ваши девчата делают?

Шьют да поют.

А матушки?

Порют да плачут.

Девочка и мальчик:

Сынок, сходи за водицей на речку.

Живот болит.

Сынок, иди кашу есть.

Ну, что ж, коли мать зовёт, надо идти.

Два мальчика:

Что везёшь?

Сено.

Какое же это сено?

А коль видишь, что же спрашиваешь?

Девочка и мальчик:

Фома, что из леса не идёшь?

Медведя поймал.

Так веди его сюда!

Да он не идёт.

Ну так сам иди.

Да он меня не пускает.

Девочка и мальчик:

Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг.

Зашить можно?

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

Два мальчика:

Тюха, есть хочешь?

Нет, я перекусил.

А что перекусил?

Да съел краюшку хлеба.

А ты бы её в горшок со сметаной макал.

Да в горшок не влезла.

Вбегают соседки:

Соседки: Вы слыхали? Про пожар слыхали? Ой, что было!-

Хозяйка:- Ой, соседушка, не спешите, отдохните, толком все нам расскажите.

1оседка: У Иванова двора загорелася вода. Всем селом пожар тушили, а огонь не затушили.

2 соседка: Пришел дедушка Фома, расседая борода. Он народ прогнал в овин, затушил пожар один.

1 соседка: Как Фома тушил пожар, он об этом не сказал. Только слышно стороной, затушил он бородой.

Стук в дверь. Входят мальчики.

Мальчик: Расступись, честной народ, не пыли дорожка, Добры молодцы идут - погулять немножко.

Мальчик: А что я видел сейчас!

Мальчики: Что?

Мальчик: Ехала деревня Мимо мужика, Вдруг из-под собаки Лают ворота

Все: Вот это да!

Мальчик: Выбегала палка С мальчиком в руках, А за ним тулупчик С бабой на плечах

Все: Не может быть!

Мальчик:

Крыши испугались, Сели на ворон, Лошадь подгоняла Мужика кнутом.

Все: Ой-ой-ой!

Мальчик: Лошадь ела кашу, А мужик – овес. Лошадь села в сани И мужик повез.

Все: Небылицы, небывальщины1

Ведущий: Да, вот такие небылицы, потешки,прибаутки – эти небольшие смешные, забавные рассказики, которыми смешили, потешали, веселили. В них всё может быть, даже то, чего никогда не бывает.

А кто не знает русских пословиц, поговорок. А кто создал их? Конечно, русский народ. Родились они давным –давно, когда топор за богатство считался. Они передавались от отцов к детям. Короткие и простые мысли так сложены, что запоминаются сами собой.

Вот послушайте и постарайтесь их продолжить.

Сегодня гуляшки, завтра гуляшки – останешься …без рубашки.

Лодырь да бездельник – им праздник… и в понедельник.

Добрый сын – отцу радость, а худой…печаль.

Птица рада весне, а дитя…- матери.

Человек от лени болеет, а от труда…здоровеет.

У лодыря Егорки всегда найдутся …отговорки.

Хочешь есть калачи - …не сиди на печи.

Ведущий: А теперь давайте рассядемся удобнее и споём русскую народную песню. Раньше в деревенской избе за рукоделием девушки запевали протяжные песни, которые помогали им выдерживать нужный ритм для работы. Да и работа с песней продвигалась с песней веселее.

Девочка:

Всё народ честной, А он народ непростой, Он на многое горазд И сейчас гости дорогие, Мы споем для вас.

Исполняется песня:

Ведущий: А теперь пора и к играм перейти. Вспомним народные игры в которые играли ваши прабабушки и прадедушки.. Но прежде, чем играть, становились в круг, выбирали водящего. А вот кто станет водящим, нам поможет узнать считалка.

Заяц белый, Куда бегал? - В лес дубовый. - Что там делал? - Лыки драл - Куда клал? - Под колоду. - Кто украл? - Родион. - Выйди вон.

Проводятся русские народные игры «Колечко», «Золотые ворота»

Ведущий: Как было сказано, что на посиделки девушки и молодые парни собирались не только для работы, но и послушать забавные шутки, сказки. Вот и послушайте одна сказочку.

Инсценирование сказки «Волк и Лиса».

В. – Лизавета, здравствуй!

Л. – Как дела,зубастый?.

В. – Ничего идут дела, Голова пока цела.

Л. – Где ты был?

В. – На рынке.

Л. –Что купил?

В. – Свининки.

Л. – Сколько взяли?

В.. – Шерсти клок Ободрали правый бок, Хвост отгрызли в драке.

Л. – Кто отгрыз?

В. – Собаки. Ну а ты-то где бродила?

Л. –Рыбку в проруби ловила Только хвостик опустила. Видишь, сколько наловила.

В. – Рыбки тоже я хочу.

Л. – Так поймай, я научу Ты ступай дружок к реке. Сядь в укромном уголке Хвост свой в прорубь опусти И всё время повторяй: «Ловись, рыбка, и большая и маленькая»

В, - Ну, спасибо, Лисавета, Помоги ты мне советом Где тут прорубь. Покажи.

Л. – (Показывает) Не забудь. Слова скажи.

Ведущий: Ой, посмотрите, пока мы здесь веселились, выросла чудо

ромашка! Это цветок не простой, это ромашка –

скороговорка. Нужно сорвать лепесток и прочитать

скороговорку 3 раза.

Кто – то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

От топота копыт пыль по полю летит.

Прокоп украл укроп.

Носит Сеня в сени сено.

Спать на сене будет Сеня.

Вставай, Архип, петух охрип!

У осы не усы, не усищи, а усики.

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Ведущий: Ай да молодцы! Славно, славно у вас получается.

Появляется Домовёнок.

Домовёнок. Ой! Дети? Быть этого не может. Это, я,наверное, сплю. Ребята, это сон или нет?.

Дети: Нет, не сон.

Домовёнок: А мне всё равно не верится. Такое счастье! А ну-ка ущипните меня. Ой, и правда не сплю. А раз мы встретились, то надо первым делом сделать это… которое… Вот склероз проклятый! Триста лет назад привязался, ещё когда Баба Яга была маленькой Ёжкой, так до сих пор и не отвяжется.

Дети: Надо поздороваться!

Домовёнок: Здравствуйте, дети! Не забыли ли вы меня?

Дети: Нет, не забыли!

Домовёнок: А как у вас здесь весело! Почему вас так много сегодня собралось здесь?

Ведущий: Посиделки у нас здесь. Праздник!

Домовёнок: Праздники я люблю больше всего на свете. Знаете, почему? Потому что песни люблю. Вот у меня есть одна любимая. Фу ты, забыл… Ой, что же я сосем забыл? Что в этом доме я хозяин, а вы - мои гости. Значит, я вас должен развлекать! Хотите, загадки загадаю? Сейчас, сейчас…(Ищет что-то на печке и не находит. Плачет.) Наверное, Баба Яга утащила. Загадки-то вот тут в чугунке у меня лежали.

Ведущий: А вот мы сейчас позовём эту Бабу Ягу, пусть она нам отдаст наши загадки. Да, ребята?

Дети: Баба Яга!

Баба Яга: Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Батюшки! Домовёночек! Уже двести лет почитай не виделись

Домовёнок: Ау меня гости дорогие – добры молодцы да красны девицы.

Детки сильные да умелые, смышлёные да ласковые. А уж обходительные! Посмотрите, какие они дружно здороваются.

Баба Яга: (делает реверанс). Здорово люд честной, развесёлый. Фамилий, имён и отчеств не имеем, а обзываемся просто – Баба Яга.

Дети: Здравствуйте, Баба Яга!

Баба Яга: А чавойта вы меня кричать вздумали?

Домовёнок: Печаль-кручина меня гнетёт, беда у нас, несправедливость вышла.

Баба Яга: Да ты толком, толком. Всё по порядочку разобъясни. Как следоват.

Домовёнок: И расскажу всё доподлинно, откуда беда к нам пришла, это ведь ты у меня чугунок со сказками-загадками взяла.

Баба Яга: Чаво нет, того нет! Ты напраслину на меня наговариваешь.

Домовёнок: У меня свидетель есть.

Баба Яга: Погодь домовой. Свидетель, говоришь? И кто же?

Домовёнок: Кот у меня есть, он по ночам не спит, всё видел.

Баба Яга: Ха! Да и где же это видано, чтобы кот в свидетелях числился? Это лжнсвидетель.

Домовёнок: Сознавайся, Баба Яга, а то ребята готовы мне помочь. Мы тебя свяжем и в печке зажарим. Али забыла, как Ваня посадил тебя в печь?

Баба Яга: Вижу я, ребята вы неслабые, значит со мной потягаться хотите? Только знайте меня ещё никто не побеждал. Я даже Змея Горыныча перехитрила.

Домовёнок: А ты не стращай, не стращай. Ребчта очень хотят с тобой посостязаться.

Баба Яга: А ты не стращай, не стращай. Ребята очень хотят стобой посостязаться.

Баба Яга: А хорошие ли они артисты? Ну смотрите, если мне не понравится – сидеть вашим головам на шесте!

Домовёнок: Да не пугай. Лучше открывай пошире глаза, ставь ушки на макушку.

Исполняются Частушки

1.Эх, топни, нога, Топни, правенькая, Я плясать пойду, Хоть и маленькая,

2.Я плясать пойду По соломушке, Раздайся народ По сторонушке!

3.Я стояла босиком, Осмотрела все кругом. Оглянулася назад – Сапоги мои лежат.

4. Не хотела я плясать. Стояла и стеснялася А гармошка заиграла Я не удержалася. .

5.Сидит ежик на березе Белая рубашка, На головке – сапожок, На ноге - фуражка.

6.На горе стоит телега, Слезы капают с дуги. Под горой стоит корова, Надевает сапоги

7.Балалаечка-гудок Свое дело знает, Она в Ваниных руках Хорошо играет.

8.Если б Маша не глазела В скважину замочную, Тона лбу бы не имела Шишку крупноблочную.

9.Если б не было воды, Не было б и кружки, Если б не было девчат, Кто бы пел частушки?

Баба Яга: Эх, вы ? Да кто же частушек не слышал?

Домовёнок: Зазря ты раньше времени радуешься. Мы всё умеем. Можем частушки исполнить, можем и хоровод водить Верно, ребята?

Исполняется танец.

Домовёнок: Ох, спасибо вам, ребятушки, друзья мои верные! Так что Баба Яга, все твои испытания мы прошли. Отдавай чугунок с загадками!

Баба Яга: Ну, что ты, Домовушечка, раскипятился? Ах, какие вы все славные, аж даже за душу схватило. Я тоже хочу с вами дружить. Будете со мной водиться?

Домовёнок: Мы со злюками не дружим. Вот исправишься, тогда посмотрим. Правда,ребята?

Баба Яга: Да, я исправлюсь. Тьфу ты, я уж вот и хороша совсем, исправленная. А вот и чугунок с загадками, бери!

Домовёнок: Оставим Бабу Ягу на посиделках.

Дети: Пусть остаётся!

Домовёнок: А теперь будем отгадывать загадки.

Дети берут из чугунка загадки, читают их и отгадывают.

Ведущий: Каждый праздник когда- нибудь заканчивается. Подходит к концу и наш праздник.

В небе будто от побелки Засветился млечный путь Отшумели посиделки В нашей праздничной светёлке, Где пришлось нам отдохнуть.

Посиделки, вечеринки Звёзды в праздничной выси. Это русские картинки Нашей жизни на Руси.

Дни общения – счастья вехи, Посиделкам каждый рад. Делу время, а потехе Рады люди как-никак.

Мы делились новостями, Мы старались вас развлечь, Мы прощаемся с гостями, Говоря: «До новых встреч!».

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Марковская средняя общеобразовательная школа»
Глушковского района Курской области
СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА
«ДЕРЕВЕНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ»
1

Подготовила и провела
руководитель школьного
краеведческого музея
Якимова Г. К.
2012­13 учебный год

"Деревенские посиделки"
(Посиделки проводятся после экскурсии по музею)
Цели:
 Знакомство со старинными обычаями и традициями русского народа;
 Формирование интереса и уважения к традициям на Руси:
 Активизация интереса обучающихся к истокам и истории своего народа:
 Воспитание нравственных качеств личности
Задачи:
 познакомить обучающихся с русскими обрядами, существовавшими в старину;
 воспитывать любовь к своей большой и малой Родине,
 прививать интерес к истории русского народа.
Ход мероприятия
2
1 ведущий: А сейчас приглашаем Вас в деревенскую избу на посиделки. В старые
времена был обычай на Руси: когда люди заканчивали свою работу, они устраивали
посиделки, чтоб на людей посмотреть, себя показать. Кто за вышивкой сидит, кто за
вязанием, кто ложки из дерева точит, кто шьет, а молодежь поет да танцует. Всем было
весело.
Главой чертой посиделок были смех да веселье. Считалось, чем веселее
посиделки, тем плодородней и урожайней будет год. Поэтому безудержное веселье
стало самым главным на деревенских посиделках.
2 ведущий:
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи
Вспомним нашу старину.
1 ведущий:

Собрались мы позабавиться,
Пошутить! Поиграть,
Посмеяться!
Смех вам да веселье!
Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте. Мимо не проходите, в избу заходите.
Хозяин: Веселья вам да радости!
Хозяйка: Давно мы вас ждем, поджидаем, праздник без вас не начинаем!
Гость: Ехал мимо, завернул до дыма.
Хозяйка: Просим в избу. Красному гостю – красное место.
Хозяин: У нас для каждого найдется и местечко и словечко.
Хозяйка: Припасли мы для вас забавушки. На всякий вкус: кому сказку, кому правду,
кому песенку.
Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли
места хватило?
Гость: Гостям­то известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяин: В тесноте – да не в обиде.
Хозяйка: Небылицы в лицах, сидят в теремах­светлицах, щелкают орешки, да
творят насмешки
Песня «Завалинка». Выходят участники и рассаживаются на скамейке
3
Хозяин: Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Сосед:
Привез сарафаны я жене,
Мишке внучонку привез собачонку:
Носик торчком, хвостик крючком,
ма­а­ленькая!
А еще привез забаву,
На забаву – всем на славу!
Да где же они забавники?
Выходят Фома и Ерема.
Вместе:
А вот и мы оба: Фома да Ерема.
Низко поклонились – колпаки свалились.
Колпак надеваем – снова начинаем.
Мы пришли к вам оба: Фома и Ерема.
Фома: Людей посмотреть.
Ерема: Себя показать.
Фома: Да небылицы вам рассказать.
Ерема: Подвинься.

Фома: Нет, ты подвинься.
Ерема: Фома вредный, голос медный,
Сам с кувшин, голова с аршин.
Фома:
Шутку любишь над Фомой,
Так люби и над собой,
Ерему поднимали, животы надорвали.
Отворачиваются друг от друга.
Фома: Начинай
Ерема: Нет, ты начинай
Вместе:
Как у нашего Данилы
Разыгралася скотина.
Фома: Овцы в донцы,
Ерема: Тараканы – в барабаны,
Фома: Утки – в дудки,
Ерема: Сверчки – в смычки,
Фома: Комары – в котлы,
Ерема: Козел пляшет – ножкой машет
Фома:
Журавли пошли плясать,
Долги ноги выставлять,
Бух, бух, бух, бух
Захватило, братцы дух.
Ух, ух, ух, ух.
Ерема: Попляши, Фома, за двух.
Фома:
А теперь сядем рядком,
Да поговорим ладком.
Ерема:
Пошел я на лыко, гору драть.
Увидел – на утках озеро плавает.
Я бросил три палки:
Одну – еловую, другую – березовую.
Третью – рябиновую.
Бросил еловую – не добросил,
Бросил березовую – перебросил,
Озеро вспорхнуло, полетело,
А утки остались.
Фома:
Эх! Это что! А со мной случай был!
Летит пуля – жужжит.
4

Я в бок – она за мной,
Я в другой – она за мной,
Я упал в кусты – она хвать меня в лоб,
Я цап рукой, а это жук.
1 ведущий: Ох, и шутники вы! Проходите к нам, мы гостям всегда рады.
Хозяйка:: Ну­ка, девицы и молодцы, кто у нас самый смекалистый?
(Загадывает загадки).
1. У двух матерей по пяти сыновей. Одно имя всем (Пальцы).
2. Сижу верхом, не знаю на ком,
Знакомца встречу,
Соскочу – привечу (Шапка).
3. Черненькая собачка, свернувшись, лежит,
Не лает, не кусает, а в дом не пускает (Замок).
4. Черный конь скачет в огонь (Кочерга).
5. Черненька меленька,
В платье вскочила.
Царя разбудила. (Блоха).
6. Два брюшка,
Четыре ушка (Подушка).
7. Одну меня не едят,
А без меня мало едят (Соль).
8. Не огонь, а жжется (Крапива).
9. Мать толста,
Дочь красна,
Сын – сокол
Под небеса ушел. (Печь, огонь, дым).
10. Три братца
Пошли купаться,
Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупались, вышли,
На третьем повисли. (Ведра, коромысло)
Хозяин:
5

Эй, девчата­хохотушки,
Запевайте­ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
частушки:
1.Начинаю я припевку
Первую, начальную
Я хочу развеселить
Публику печальную.
Я частушек много знаю
И хороших и плохих
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.
Не смотрите на меня –
Глазки поломаете.
Я не с вашего села –
Вы меня не знаете.
Я плясал на три ноги,
Потерялись сапоги.
Оглянулся я назад –
Сапоги мои лежат.
У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Я сама не косолапа –
Косолапы женихи!
Мы веселые ребята,
Мы нигде не пропадем.
Если надо – мы станцуем,
Если надо – мы споем.
Мой дружочек, ох, хороший,
Да росточком очень мал,
Проводил меня до дому,
Я чихнула – он упал!
На опушке два цветочка,
Голубой да аленький,
6

Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
За частушки, друг мой милый,
Три рубля тебе я дам.
По глазам по вашим видно,
Что понравились мы вам.
Хозяйка: А это дело было, голубчики, в старину.
Когда задумал дед Архип залезть на Луну.
Тогда сказки по воздуху летали,
Друг друга за крылышки хватали.
А я за ними на золотом коне скакала,
Да в мешок эти сказки собирала.
Одну переняла, да вам привезла
Сказка «Репка»
Дед:
Посадил я репку в грядке мягкой, теплой,
Поливал досыта вкусною водой.
Полюбило крепко солнце нашу репку,
Подружилась репка с ясною звездой.
Репка подрастала – выше грядки стала,
Репка вырастала – мне по пояс стала.
Репке мал огород!
Репка небо достает! (Тянет)
По­та­щу! По­та­щу!
Всю деревню у­го­щу!
Петух: Куры, куры, ку­ка­ре­ку!
Поглядите, тянут репу!
Куры! Куры! Ко­ко­ко!
Интересно, кто кого?!
Народ: Тянет­потянет…
Вытянуть не может!
Бабка помоложе!
Бабка поможет!
Бабка: Погоди­ка, петушок!
Помолчи­ка, мой дружок!
Мы посмотрим, кто кого.
Я ведь бабка – ого­го!
Вместо утренней зарядки
Я пропалываю грядки,
И могу для внучки
Сшить по моде брючки.
7

Дай надену я косынку,
Да задую керосинку. (Тянет)
Репку я в единый миг…
То­то будет рад старик!
(те же слова)
Петух:
Народ: Тянет, потянет…
Вытянуть не может.
Внучка помоложе!
Внучка поможет!
Внучка: Подожди­ка, Бабка!
Подожди­ка, Дедка!
Подожди и ты меня
В огороде, репка!
Засучу я брючки,
Туфельки обую,
Кремом смажу ручки –
Ладно, подсоблю я!
До чего же сладка
Пареная репка! (Тянет)
Вот как надо, Бабка!
Тренируйся, Дедка!
(те же слова)
Петух:
Народ: Тянет, потянет…
Вытянуть не может.
Жучка помоложе!
Жучка поможет!
8
Жучка: Что за шум и что за драка?
Гав­гав­гав!
Я устала как собака!
Гав­гав­гав!
Я облаяла соседку
И соседкину наседку.
Во дворе так много дела:
Целый день хвостом вертела!
А теперь под самым носом
Репка выросла без спроса!
Кто позволил, чтобы репа
От земли росла до неба? (Тянет)
Это что за беспорядки?
Убирайся, репка, с грядки!
Гав­гав­гав!
(те же слова)
Петух:
Народ: Тянет, потянет…

Вытянуть не может.
Кошка помоложе!
Кошка поможет!
Кошка: Я Кэт или Катце,
По­здешнему – Кошка.
На всех языках
Я мурлычу немножко.
Ведь я занимаюсь наукой,
И против меня не мяукай! Мяу!
Мышей не ловлю я,
Боюсь, что устану.
Люблю изучать молоко и сметану.
Свои ноготки с маникюром
Люблю я показывать курам! Мяу!
Такие, как я, исключительно редки,
Какое мне дело до дедкиной репки? (Тянет)
Открою я вам по секрету –
Я рыбу люблю! А не репу! Мяу!
(те же слова)
Петух:
Народ: Тянет, потянет…
Вытянуть не может.
Мышка помоложе!
Мышка поможет!
Мышка: Я Мышка! Я Мышка! Я очень сильна!
Сильнее медведя! Сильнее слона!
Хотите, я вытащу репку одна?
И мне ваша помощь совсем не нужна.
Ну­ка, Дедка, за репку берись!
Ну­ка, Бабка, за Дедку держись!
Внучка, и ты не ленись! Крепче за Бабку возьмись!
Жучка – за Внучку, Кошка – за Жучку…
Чур, не кусаться! Задам я вам взбучку!
Репки хотите? Дружно тяните!!
Дед:
Эй, ухнем!
Бабка: Эй, охнем!
Внучка: Эй, ахнем!
Жучка: Эй, гавкнем!
Кошка: Мя­ук­нем!
Мышка: Эй, пискнем!
Петух: Куры! Куры! Ку­ка­ре­ку!
Мышка вытянула репу!
Ай да Мышка! Ко­ко­ко!
Нет сильнее никого!
9

Народ: Повалили репку на бок,
Развалили десять грядок,
Заняла она весь двор,
Скособочила забор!
Во дворе ни встать, ни сесть,
Вам одним ее не съесть!
Мышка: Репку вытянула я!
Без труда, в одно мгновенье!
Репка, стало бы, моя!
Всех зову на угощенье!
Слава Мышке! Ну сильна!
Дед:
Бабка: Ты и впрямь сильней слона!
Внучка: Одолела репку нашу…
Жучка: Видно, много ела каши…
Мышка: Я и с Кошкой поборюсь!
Кошка: Этой Мышки я боюсь!
Народ: Поздравляем с урожаем!
Все:
Дед:
Мышка: И еще останется!
Всех на репку приглашаем!
Каждому достанется!
Хозяйка: Ну, ребята, кто сказку слушал – тот меду покушал. А кто не слушал, да
зевал, тот пустое блюдо полизал!
Хозяин: Повеселились, потешились, пора и честь знать.
10
Ведущий: А после окончания праздника всей гурьбой шли по деревне. Парни
провожали девушек по домам. А на следующей неделе собирались в другой избе на
посиделки.
Материалы сайтов nsportal.ru, RusFolklor.ru
Журналы «Досуг в школе», «Педсовет»
Использованные ресурсы

Лидия Муринцева
Сценарий мероприятия «Как бывало в старину». Посиделки по обычаям и традициям русского народа

Сценарий фольклорных посиделок

«Как бывало в старину » .

Цели :Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству , обычаям , традициям , к народным играм ;

Познавательная цель обычаях , обрядах с устным . - Познакомить детей с песнями, частушками, загадками.

Воспитательная цель

Развивающая цель

Расширять представления, о традициях и обычаях народов России .

Знакомить детей с русским фольклором через песни, частушки, прибаутки, сказки.

Воспитывать уважение к культурам других народов .

Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.

Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества .

Познавательная цель : - Расширить представление детей о культуре и обычаях , обрядах с устным народным творчеством русского народа . - Познакомить детей с песнями, частушками, загадками. Воспитательная цель : Воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю, его истории и культуре.

Развивающая цель : развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.

Оформление :

1) Стол, накрытый белой скатертью. На столе самовар, посуда с угощениями

Оборудование : - Компьютер,

Мультимедийный проектор,

Мультимедийная презентация «Обычаи , традиции и обряды русского народа .

Музыкальное оформление : -

Мелодия песни Е. Шавриной «Ромашковая Русь» .

Мелодии русских народных песен «На горе-то калина» и «Во саду ли, в огороде.

Место проведения :актовый зал.

Время проведения :---

Действующие лица :

Демьяненко О. Н

Муринцева Л. И.

Ход праздника:

Звучит песня «В горнице моей…

Добрый день, народ славный ! Рады приветствовать вас в нашей горнице. Деревенский народ веселый , песни петь любит да в игры играть, хороводы водить.

1 ведущий

Поудобнее садитесь,

Не спешите, соберитесь.

В теплу избу приглашаем,

Видеть всех мы вас желаем.

Как в старинку , наши предки

Собирали посиделки ,

Так бывало на Руси

С шуткой ели калачи.

Народ посмотреть и себя показать

Хороводы водить, нескладушки петь,

Веселые потешки -прибаутки сказывать,

2 ведущий

На завалинках, в светёлке,

Иль на бревнышках, каких.

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались, -

Без общенья жизни нет.

А играли как? В горелки!

Ах, горелки хороши,

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир .

Нынче все мы по “сусекам”

Личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок ,

Их бы надо возродить.

Если вы в “своей тарелке”

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь сейчас.

(Слышится смех,звон бубенцовю. Хозяйка открывает дверь)

Реб. -Здравствуйте,пустите к себе в избу на посиделки ?

Хоз. -А чем платить будете?

Реб. -А чего надобно?

Хоз. -Да совсем немножко :дровец возок,керосину жбанок,

Да пшеницы полпуда,да гороха три ведра,

Да медку туесок,да масла горшок,да денег пятачок.

Вот так немножко!

Да пошутила я. Зачем пожаловали?

Чайку попить,хозяйку повеселить.

Рассказать,послушать,пирогов покушать.

Посмеяться,поплясать,себя показать.

Хоз. -Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час

Песней русской да народной я встречаю нынче вас.

(Под песню «У нас нынче субботея» гости рассаживаются на лавках.)

Входят девочки. В руках каждой какое-то угощение, ставят на стол и поют куплет песни «А я чайничала» (минус)

(стук в двери)

Ведущий а к нам ещё гости пришли,заходите с чем вы к нам пожаловали.

(младшая группа)

1. Вы послушайте, ребята,

Нескладуху будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь!

Дети : Чепуха, чепуха,

Чистая чепуха!

Чипа- чипа, а - ха – ха-

В самом деле, чепуха!

2 : На заборе чепуха

Варила варенье.

Увидала паука-

Потеряла зренье!

Дети : Чепуха, чепуха…

3 : На столе лежит арбуз,

На арбузе - муха!

Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!

Дети : Чепуха, чепуха…

4 : На горе верблюд пасется

В белых вышитых штанах.

А за ним блоха несется

На высоких каблуках!

Дети : Чепуха, чепуха…

5 : Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Что бы нам похлопали.

Хозяйка : Спасибо, ребятки, за частушки потешные!

Ведущая : Есть у нас для вас загадки :

Не горьки, не кислы, не сладки.

Кто сейчас все отгадает,

Тот весь год забот не узнает.

Загадки присутствовали на всех вечеринках, празднествах, посиделках нашего города . Люди любили складывать и отгадывать их. Попробуйте и вы отгадать некоторые из них. За правильно угаданную загадку получаете конфетку.

1Загадка первая!

И колковато и ноздревато, и мягко,

И ломко и всех милей! (Хлеб) .

2 загадка вторая, самая смешная.

«Овца в корове» (Носок в сапоге) .

3. В брюхе - баня,

В носу решето, на голове пуговица.

Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)

4. В печь несут – жидко,

Из печи несут – твёрдо! (Каша) .

5 Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок) .

6 Пять чуланов – одна дверь. (Перчатка)

7Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)

8 Всё пря сам на виду. (Сундук)

9 Маленький, горбатенький, всё поле перерыл. (Плуг)

Загадки для взрослых и детей.

Кто из нас не любит блинов – пышных, румяных, круглых. А кто скажет, почему блины круглые?

Ответ : Они пеклись на масленицу по подобию солнца.

Для чего в старину на подушках вышивали цветы?

Ответ : Чтобы снились хорошие сны.

Почему на полотенцах вышивали петухов?

Ответ : Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.

Далеко за пределами России были известны наши умельцы. Тульские мастера даже блоху подковали. Кто помнит, в каком произведении об этом написано?

Ответ : «Левша» Лескова.

Многие из нас может быть имеют дома палехские шкатулки. Почему они так называются?

Ответ : Её делали мастера из Палеха.

Известны мастера стеклянной посуды. Есть такой город в России, где издавна занимались дутьём стеклянных изделий. Как называется этот город?

Ответ : Гусь-Хрустальный.

Деревенские ладьи, ложки, миски, радуют глаз яркой окраской, нежным рисунком. Из какого города эта посуда?

Ответ : Это хохломская роспись из г. Семёнов Нижегородской области. Д

(выходят девочки ---)

две девочки читают частушки перед исполнением пляски :

– Эх топни, нога

Топни правенькая

Я плясать пойду

Хоть и маленькая.

– Пойду плясать

По соломушке

Раздайся народ

По сторонушке!

Выходят еще четыре девочки и исполняют частушки :

– Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идет четыре.

– Не хотела я плясать

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла

Я не удержалася.

– А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала подружки.

– По деревне я шла

И Ванюшку видела,

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела.

А сейчас вам загадаем загадку.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть :

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко …

Это русская … . (Матрёшка)

В 19 веке жил - был один русский художник . Путешествуя по Японии, он видел много забавных игрушек. А когда вернулся в Россию, то пошёл к народным умельцам : «Можно ли выточить вот такую забавную куклу?» . Выточили, расписали и назвали русским именем Матрёшка . И начали на Руси с тех пор выделывать эти удивительные игрушки, да в каждой местности по-своему. Особенно увлеклись игрушкой в Нижегородском крае.

СОСТЯЗАНИЕ «НАРЯДИ МАТРЁШКУ»

А мы снова обращаемся к русской матрёшке . В состязании принимают участие по 5 человек от команды.

Получите, вырезанный из картона силуэт матрёшки. Ваша задача – нарядить матрёшку. 1- й человек держит матрёшку, просунув лицо в вырез, 2-й - прикрепляет платочек, 3-4 – рукава, 5-й – фартук.

Внимание! Приготовились! Начали!

(Звучит музыка. Начинается состязание)

Русские пословицы , как и русские изделия , славятся на весь мир.

Пословица – душа и ум народа .

В ней к Родине любовь.

В ней мудрый опыт многих поколений.

Хвала к труду в ней и презренье к лени.

Пословица – к слову молвится.

Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

Следующее задание : Я называю два слова из пословицы. А вы называете всю пословицу. Правильно назвали – конфету получили.

1. Труд –пруд (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)

2. Слово – воробей. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.)

3. Журавль – синица (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)

4. Волк – лес. (Волков бояться - в лес не ходить.)

5. Красавица – умница. (Дом держится не красавицей, а умницей.)

6. Не храним – плачем. (Что имеем – не храним, потерявши – плачем.)

7. Снову – смолоду. (Береги платье снову, а честь смолоду.)

8. Роток – платок. (На чужой роток не накинешь платок.)

Многие зарубежные пословицы очень схожи с нашими по смыслу.

Я буду вам говорить зарубежную пословицу, а вы мне в ответ - русскую .

Вьетнамская : «Прежде чем сказать, поверни язык семь раз»

«Семь раз отмерь - один раз отрежь»

Афганская : «Укушенный змеёй, боится пёстрой ленты»

«Кто обжёгся на молоке - дует воду» .

Финская : «Шуму много, а шерсти мало – сказал чёрт, остригая кошку» .

«Много шуму из ничего»

Африканская : «Сын леопарда тоже леопард» .

- «Яблоко от яблони недалеко падает» .

Жива традиция .

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

Выходят три девочки. Садятся за стол.

Мини-инсценировка . Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

1-Кабы я была царица, я б на весь честной бы мир изготовила бы пир.

2--- Кабы я была царица,я б навесь бы мир одна надкола бы полотна.

3-Кабы я была царица,я б для батюшки царя родила богатыря.

1-Но для этого надо замуж выйти.

(Дверь тихонько заскрипела и в светлицу входит царь стороны той государь.)

Царь. Будь моею ты невестой.

И сейчас мы вам покажем русский народный обряд «Выкуп невесты»

Средняя группа.

А сейчас мы посмотрим традицию русского народа «Новоселье» .

Старшая группа .

Какие же традиции и обычаи русского народа без устного народного творчества .

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.» (младшая группа) .

В небе будто от побелки

Засветился Млечный путь,

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.

Дни общенья – счастья вехи,

Посиделкам каждый рад .

Делу время, а потехе час

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь .

Мы прощаемся с гостями,

Говоря : до новых встреч!

Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух,

Самый светлый, самый ясный

Посиделок русский дух

Посиделки , вечеринки,

Звёзды в праздничной выси –

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Жизнь такая – не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Всё, что было, вспоминая,

Пусть живёт страна родная.

Очень русская , земная,

В мире лучшая страна!

Можно использовать на любой вечеринке для пенсионеров. Пригодится также , юбилей, 8 марта, Новый Год и т.д.

Зал для посиделок украшается воздушными шарами, окна закрываются шторами, расставляются столы и накрываются для чаепития. На отдельном столе ведущей-хозяйки стоят подсвечники со свечами. Для гостей заранее дети готовят несколько музыкальных номеров.

В зал, где собрались гости, входит хозяйка и зажигает свечи. На стульчике устроился гармонист.

Частушки для пенсионеров

Посиделки нас собрали за душистым чаем,
Тут болячки и невзгоды мы не замечаем.

Будем вспоминать знакомых, и свои успехи,
Конкурсы устроим вместе, разные утехи.

Не давай скучать соседу, весели соседку,
Возьми к горячему чайку сладкую конфетку.

Гармонист наш удалой к танцу приглашает,
Ну, а кто тут с кем пойдёт, каждый сам решает.

А сейчас первый конкурс: наш уважаемый гармонист будет играть мелодии, а мы попытаемся угадать их.

Угадай мелодию

Гармонист играет, к примеру, «Златые горы», « Вот кто-то с горочки спустился», «Ромашки спрятались», «Ах, Самара-городок», «Старый клён».

Хозяйка:
Видно, что мелодии молодости Вы хорошо знаете, а давайте послушаем, что-нибудь современное. Сможете ли Вы их узнать.
Гармонист играет такие мелодии, как «Берёзы» (Любэ), «Трактористы» (Игорь Растеряев), Гимн РФ.

Хозяйка:
Предлагаю сейчас посидеть, поболтать, чаю попить с конфетками, музыку послушать.
Гости проводят время за чашкой чая.

Хозяйка:
Вкусный у нас чаёк? А конфетки? А ведь они не простые. На фантиках каждой загадка написана. Попробуем их отгадать?
Каждый читает загадку и е сообща отгадывают.

Хозяйка:
Вижу, освоились все, познакомились с соседями. Давайте вспомним, что было самое счастливое в нашей жизни. Это ведь у каждого личное. Поделитесь радостью. Начнём вот с этого стола. Пожалуйста, Мария Ивановна, расскажите, что для вас было самым счастливым моментом в вашей жизни.
Слушают рассказы 3-4 человек.

Хозяйка:
Счастьем мы поделились. А, какие трудности пришлось Вам преодолеть в жизни, Вспомните самые запоминающиеся моменты.
Так же опрашивают 3-4 человек.

Хозяйка:
Чтобы нам не загрустить, нужно Вас развеселить,
В круг давайте собираться, в пляс мы будем все пускаться.

Хозяйка:
Хорошо размялись мы, можно и дух перевести. К тому же поприветствовать Вас пришли внучата. Они подготовили небольшие музыкальные номера, которые предлагается вам оценить. И так, встречайте! Юные танцоры и эстрадные исполнители.

С небольшими номерами выступают дети.

Хозяйка:
У нас на посиделках присутствует семейная пара, которая прожила вместе не один десяток лет. Это Нина Алексеевна и Иван Николаевич. Попросим их подняться. Откроем секрет, что недавно вы отметили … годовщину семейной жизни. Позвольте поздравить Вас с этой датой и вручить памятный адрес. Для Вас звучит песня «Свадебные цветы» в исполнении Ирины Аллегровой.

Хозяйка:
Большинство из вас сейчас на заслуженном отдыхе. Но, скучать я думаю, не приходится. Хлопоты по дому, сад-огород, дети и внуки, да мало ли разных дел, которыми вы занимаетесь в течение дня.

Сейчас мы проведём конкурс, на самого расторопного пенсионера. Попрошу выйти трёх желающих. Перед вами по три картофелины, которые нужно очистить, кукла, которую необходимо запеленать, и счёт за электричество, сумму которого вы должны рассчитать и вписать в квитанцию. Кто первый качественно и правильно выполнит все три задания, тот победитель.

Хозяйка:
Наши посиделки продолжаются. Переходим к танцам. Желающие могут выйти в круг, а остальные могут попить чайку.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №10 с углублённым изучением отдельных предметов»

Конспект внеурочного мероприятия в 1 классе

Деревенские посиделки

Учитель: Куликова Нелли Витальевна

город Елец

Сценарий праздника «Деревенские посиделки» в 1 классе

Цель: создание условий для проявления и развития индивидуальных возможностей обучающихся на основе культурных традиций. Задачи:

    Познакомить детей с традициями русского народа и приобщать к истокам народной культуры, дать первоначальное представление о жанрах устного народного творчества.

    Развивать творческие способности и коммуникативные качества детей.

    Воспитывать чувство патриотизма к Родине и потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование:

Класс украшен в традиционном народном стиле. В углу – русская печь. У печи предметы домашней утвари: кочерга, ухват, чугунки, коромысло, утюги, прялка, керосиновая лампа. Стол накрыт вышитой скатертью. На столе самовар, угощения, старинная посуда и травы для заваривания чая. Дети и ведущий одеты в русские народные костюмы. Для игр: бутафорские иглы и веретёна, нить, коромысла, ведёрки. Музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Звучит русская народная музыка. Выходят ведущий и дети. 1 ребёнок: Здравствуйте, гости дорогие, 2 ребёнок: Гости званые да желанные! 3 ребёнок: Рады видеть вас всех у нас на празднике. 4 ребёнок: Ждёт вас здесь угощение знатное 5 ребёнок: И времяпровождение приятное. Ведущий: Издавна русский народ славился гостеприимством, потому что хозяева дорогих гостей всегда встречали на пороге дома с уважением и любовью, да с низким поклоном, приговаривая: «Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рады мы гостям, как добрым вестям! Пожалуйте, гости дорогие!» Приветствие гостей поклоном. Ведущий: Много у русского народа старинных обычаев и традиций. Пожалуй, самый красивый и интересный из них – деревенские посиделки. Ребёнок: Собирались красны девицы да добры молодцы коротать зимние вечера. Ребёнок: Собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, посоперничать в забавах, поиграть и поесть пирогов да блинов с русским чаем. Ведущий: Посиделки устраивались в избе с просторной горницей и гостеприимной хозяйкой. Ребёнок: На завалинках, в светёлках

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

Ребёнок: Веселились и играли,

Игры были хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Ребёнок: При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

МБОУ «СШ№10 с УИОП» г.Ельца

Ведущий: Приглашаю всех в хоровод!

Под музыку дети водят хоровод.

Ребёнок: На посиделки каждый должен был что-то принести: дров для печи или керосина для лампы, сахару или пряников, блинов или пирогов к чаю.

Входят девочки с пирогами и поют.

ПЕСНЯ «Пироги» муз. В.Алексеева, сл. И.Лейме

    Жду подружек дорогих

В гости на неделе.

Я хочу, чтоб вы моих

Пирогов поели.

Пироги, пироги

Пышные, вкусные.

Пироги, пироги

С мясом, с капустою.

    С пирогами будет чай

С мятою и хмелем.

Эй, подружка, не скучай,

Наливай полнее!

    Будем песни распевать,

Стоя на крылечке.

Будем "Барыню" плясать

С выходом от печки.

Ведущий: Проходите, гости дорогие!

Ведущий: Посиделки были праздником для юношей и девушек. Не всегда родители отпускали их. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да и отпустят – обязательно дадут работу.

Девочка: Девушки пряли пряжу из шерсти, вышивали, вязали кружево.

Мальчик: Юноши тоже не сидели без работы: плели лапти, из дерева вырезали ложки, нарезали гребни для расчёсывания конопли. Мальчики: Парни все здесь - мастера,

Ловко правят все дела.

Девочки: Да и девушки под стать,

Вам не станут уступать.

Ведущий: Давайте это сейчас проверим. Игра «Пряхи»

Выходят две девочки и два мальчика. Они должны смотать нить на веретено. Кто быстрее закончит, тот и победитель.

Игра «Иголка»

Команды выстраиваются шеренгой, друг за другом. Каждой команде выдают бутафорскую иглу и клубок ниток. Игла находится у первого игрока в шеренге, а клубок – у последнего. Последний игрок начинает передавать нить через игроков к первому игроку. Тот просовывает нить в ушко иглы и передает нить назад к последнему игроку. Когда нить доходит до последнего игрока, все участники, взявшись за нить, бегут до стула, огибают его и бегут обратно. Команда, которая прибежит быстрее, побеждает.

Из-за печки выходит Домовой.

Домовой: Веселитесь? А про меня-то забыли?

Ведущий: Домовой, Домовой, угощу тебя халвой.

Домовой: Я – дед хозяйственный такой –

Старый добрый домовой.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться домовой.

МБОУ «СШ№10 с УИОП» г.Ельца

Чтобы мир был и лады –

Охраняю от беды.

Ведущий: Домовой живёт за печкой.

Домовой: А знаете ли вы, что самое главное в доме – это печь!

Русской печки нет добрее:

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Спать в тепле ребят уложит.

Ведущий: В русской печи сушили грибы, ягоды, лечили больных от хвори, в ней даже мылись.

Домовой: А сейчас для вас, ребятки

Загадаю вам загадки.

Знаю точно наперёд:

Вы – смекалистый народ!

Первая загадка: Книзу узок, верх широк, не кастрюля … (Чугунок)

Вторая загадка: Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт. (Ухват)

Третья загадка: Кривой конь лезет в огонь. (Кочерга)

И ещё одна загадка: Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)

Домовой: Молодцы! Разбираетесь в домашнем хозяйстве!.

Ведущий: И тебя похвалим: уж больно нам твои загадки понравились!

А теперь присядь-отдохни, да гостей послушай. Любят гости небылицы рассказывать.

1 ребёнок: Небылицы в лицах

Сидят в теремах - в светлицах,

Щелкают орешки

Да творят насмешки,

2 ребёнок: Лошадь ела кашу,

А мужик – овес.

Лошадь села в сани,

И мужик повез.

3 ребёнок: Чепуха, чепуха,

Это просто враки!

Куры съели петуха, -

Говорят собаки.

4 ребёнок: Между небом и землей

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

5 ребёнок: Сидит ежик на березе -

Новая рубашечка,

На головке сапожок,

На ноге фуражечка.

6 ребёнок: На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

Ведущий: Вот такие смешные небылицы придумывали наши бабушки и дедушки.

Ещё на посиделках рассказывали сказки.

Домовой, Домовой, а не расскажешь ли ты нам сказку?

Домовой: Вот ещё! Приходил дед Овёс, он и сказку унёс. В речке щука да елец, вот и сказочке конец. Ведущий: А кто ещё расскажет сказку?

МБОУ «СШ№10 с УИОП» г.Ельца

Ребёнок: Жил-был Егор, у Егора был двор, на дворе стоял кол, на колу висела мочала, начинай сказку сначала.

Ребёнок: Жил-был царь Ватута. И вся сказка тута! Ребёнок: Тётя Арина кашу варила. Егор да Борис из-за каши подрались. Мочала, мочала, начинай сказку сначала! Ребёнок: Жили-были два павлина. Вот и сказке середина! Жили-были два гуся. Вот и сказка вся!

Ведущий: Ребята, вот такими сказками нарочно поддевали, докучали слишком доверчивых людей. Дразнили долго, пока любители сказок не догадывались, что их разыгрывают. Такие сказки называются докучными.

Домовой: Пора мне возвращаться за печку. Но сначала догадайтесь, у кого в доме Сверху дыра,
Снизу дыра,
А посередине –
Огонь да вода? - Правильно, это самовар! Под музыку выходит самовар. Ведущий: Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения. Он занимал почетное место в доме. Недаром говорили в народе - «печка-матушка», да «самовар - батюшка». Самовар: Здравствуйте, гости дорогие!

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром,

У меня горят бока.

Самовар поёт – гудит,

Только с виду я сердит.

К потолку пускаю пар,

Я - красавец самовар.

Самовар пыхтит, искрится

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряю ваши лица,

Я своею добротой.

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку.

Весело тут у вас. Вы, наверно, догадались, зачем я пришёл?

Правильно, напоить всех чаем. А знаете ли вы как пользоваться самоваром? (Ответы детей: «В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки, сухие чурки или специальный древесный уголь, поджигали их лучиной, раздували огонь сапогом, и вода закипала. Сверху на самовар устанавливали заварной чайник.)

Самовар: Деревенские посиделки заканчивались чаепитием. Чаепитие давно стало традицией русского гостеприимства. Кто знает, что такое чай?

Ребёнок : Чай – это прекрасный полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Ч Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает.

И сонливость переборет,

МБОУ «СШ№10 с УИОП» г.Ельца

И с усталостью поспорит.

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг.

Ребёнок: Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней.

Самовар: Чай на Руси появился в 17 веке, но для крестьян он был недоступен, потому что был слишком дорог, да и мало кто знал как его надо заваривать. Поэтому истинно русскими напитками были сбитень, квас, медовуха, взварец, сыть, кисель, морс.
Ведущий: С давних времен на Руси любили и умели вкусно заваривать травяной чай. Для этого использовали особенно душистые, целебные травы. Ребёнок: Очень вкусен чай из трав:

Целебный и полезный.

Витаминов много в нём

Это всем известно!

Кто здоровым хочет быть,

Должен чай из травок пить!
Ведущий: Кто из вас, ребята, знает, из каких растений можно приготовить полезный, бодрящий, целительный напиток? (Ответы детей)

Ведущий: Посмотрите на эти душистые растения и укажите их название.

(Дети угадывают названия трав: чабрец, шиповник, липа, Иван-чай, душица, мята, малина, боярышник.)
Ведущий: Милый друг, не позабудь:
Коль беда случится,
Вполне можно вкусным чаем
С травами лечиться!
Ведущий: А знаете ли вы, как правильно заваривать чай? (Ответы детей) Самовар: Ну, а теперь нужно принести воды для самовара. Ведущий: Кто быстрее принесёт воды для самовара?

Игра «Коромысло» Игроки делятся на 2 команды: команда девочек и команда мальчиков и становятся в затылок друг другу. По сигналу игроки, стоящие первыми, должны положить коромысло с вёдрами на плечо, добежать до стула, стоящего напротив, поставить вёдра, вернуться назад, передать коромысло следующему игроку. Тот должен добежать до стула, повесить вёдра на коромысло и вернуться назад и т.д. Команда, которая прибежит быстрее, побеждает. Самовар: Воды для самовара принесли – пора и чай пить! Приглашаю всех гостей к столу отведать наших пирогов с чаем!
Чаепитие. Самовар? Пришло время попрощаться с хозяевами. 1 ребёнок: Счастья вам, хозяин с хозяюшкой! 2 ребёнок : Большого здоровья! 3 ребёнок: С новым вас урожаем! 4 ребёнок: : Большого вам приплода у скотины! 5 ребёнок: С хорошими блинами! 6 ребёнок: На новое вам лето! 7 ребёнок: На красное вам лето! 8 ребёнок: Куда конь хвостом, туда и жито кустом! 9 ребёнок: Куда коза рогом, туда и сено стогом!

Все: Где труд, там и счастье! Спасибо! До свидания!

МБОУ «СШ№10 с УИОП» г.Ельца