Меню
Бесплатно
Главная  /  Медикаменты  /  Кто такой гегель. Гегель - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Кто такой гегель. Гегель - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

,
Карл Барт ,
Ханс Кюнг , Хабермас , Гадамер , Ильенков

Цитаты в Викицитатнике

Георг Вильгельм Фридрих Ге́гель (нем. Georg Wilhelm Friedrich Hegel ; 27 августа , - 14 ноября , Берлин) - немецкий философ , один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма .

Биография

Ранние годы: 1770-1801

  • - - домашний учитель во Франкфурте-на-Майне
  • - после смерти отца получил небольшое наследство, которое, вместе с его собственными сбережениями, позволило ему отказаться от преподавания и вступить на поприще академической деятельности

Йена, Бамберг и Нюрнберг: 1801-1816

  • 1801- - приват-доцент Йенского университета
  • - - экстраординарный профессор Йенского университета
  • - - ректор классической гимназии в Нюрнберге
  • - женился на Марии фон Тухер, семья которой принадлежала к баварской знати

Профессор в Гейдельберге и Берлине: 1816-1831

Гейдельберг (1816-1818)

  • - - профессор философии в университете Гейдельберга (место, которое ранее занимал Якоб Фриз).
Получив предложение занять позицию от университетов Эрлангена, Берлина и Гейдельберга, Гегель выбрал Гейдельберг и перебрался туда в 1816 году. Вскоре после этого, в апреле 1817 года, к нему переехал его незаконнорожденный сын Людвиг Фишер (ему было 10 лет). Всё детство Людвига прошло в детском доме (мать Людвига умерла).

Берлин (1818-1831)

  • C - профессор философии в университете Берлина (место, которое когда-то занимал знаменитый И. Г. Фихте).
В 1818 году Гегель принял предложение министра народного просвещения Пруссии Карла Альтенштейна занять пост руководителя кафедры философии Берлинского университета, который оставался вакантным с момента смерти Фихте в 1814 году . Здесь он публикует свои Основания философии права (). Основным занятием Гегеля стало чтение лекций . Его лекции по эстетике, философии религии, философии права и истории философии были изданы посмертно на основе записей его студентов. Его слава росла, а лекции привлекали студентов со всей Германии и из-за её пределов. В 1830 году Гегель назначается ректором университета. В Фридрих Вильгельм III наградил его за службу Прусскому государству . После того, как в августе 1831 года Берлин охватила холера, Гегель покинул город, остановившись в Кройцберге . В октябре, с началом нового семестра, Гегель возвращается в Берлин, решив, к сожалению ошибочно, что эпидемия закончилась. 14 ноября он умер. Врачи посчитали, что он умер от холеры, но более вероятной причиной его смерти является заболевание желудочно-кишечного тракта. В соответствии со своим завещанием Гегель был похоронен 16 ноября рядом с Фихте и Зольгером на кладбище Доротинштадт. Сын Гегеля Людвиг Фишер умер незадолго до этого, находясь на службе в Голландской армии в Джакарте. Известие об этом не успело достичь его отца. В начале следующего года утопилась сестра Гегеля Кристина. Литературными душеприказчиками Гегеля стали его сыновья Карл Гегель и Иммануил Гегель. Карл выбрал профессию историка, Иммануил стал теологом.

Философия

  • В основе всего существующего лежит Абсолютная идея , которая лишь вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Для самопознания ей необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютной идеи в пространстве - это природа ; самораскрытие во времени - история .
  • Формальная логика Аристотеля несостоятельна (более того, сам Аристотель в своих собственно философских исследованиях не пользовался ни формами рассудочного умозаключения, ни вообще формами конечного мышления - «Малая наука логики», § 183). Вместо неё Гегель предлагает т. н. спекулятивную логику, включающую в себя диалектику - науку о развитии. Последнее, согласно ей, проходит три стадии: тезис - антитезис - синтез (непосредственное тождество - противоположность, отрицание - разрешение противоречия, основание, опосредственное тождество). Античность - тезис. Средневековье - это антитезис, поскольку оно отрицает Античность. Новое время - синтез Античности и Средневековья.
  • Философия истории занимает важную часть философии Гегеля. Историю движут противоречия между национальными духами , которые суть - мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы.

Закономерность, по Гегелю, представала в абсолютном виде, поэтому

«призвание всемирно-исторических личностей заключалось в том, чтобы быть доверенными лицами всемирного духа»

При этом у Гегеля речь шла только о деятелях, которые заслужили в истории положительную оценку. Одна из главных идей Гегеля - великая личность не может сама творить историческую реальность, а лишь раскрывает неизбежное будущее развитие там, где другие ничего не могут предвидеть

«кажется, что герои творят сами из себя и что их действия создали такое состояние и такие отношения в мире, которые являются лишь их делом и их сознанием»

В диалектике Гегеля можно выделить следующие три основных элемента:

Попытка обойти Кантово опровержение рационализма

Это опровержение, как считает Гегель, имеет силу только для систем, которые являются метафизическими, но не для диалектического рационализма, который принимает во внимание развитие разума и потому не боится противоречий. Кант опроверг рационализм, заявив, что тот непременно приводит к противоречиям. Однако этот аргумент черпает свою силу из закона противоречия: он опровергает только системы, признающие этот закон, то есть пытающиеся избавиться от противоречий. Этот аргумент не представляет угрозы для диалектической системы Гегеля, которая готова примириться с противоречиями.

Описание развития разума в терминах диалектики

Гегель употребляет слово «разум» не только в субъективном смысле - для обозначения определённой умственной способности, - но и в объективном смысле - для обозначения всех видов теорий, мыслей, идей и т. д. Гегель с наибольшим успехом применил диалектический метод в своих «Лекциях по истории философии».

Гегель, видевший в диалектике истинное описание действительного процесса рассуждения и мышления, считал своим долгом изменить логику, с тем чтобы сделать диалектику важной - если не важнейшей - частью логической теории. Для этого ему необходимо было отбросить «закон противоречия», который служил серьёзным препятствием для диалектики.

Философия тождества

Если разум и действительность тождественны и разум развивается диалектически (как это хорошо видно на примере развития философского мышления), то и действительность должна развиваться диалектически. Мир должен подчиняться законам диалектической логики. Следовательно, мы должны находить в мире противоречия, которые допускаются диалектической логикой. Именно тот факт, что мир полон противоречий, ещё раз разъясняет нам, что закон противоречия должен быть отброшен за негодностью. На основании философии тождества разума и действительности утверждается, что поскольку идеи противоречат друг другу, также и факты могут противоречить один другому, и что факты, как и идеи, развиваются благодаря противоречиям, - и поэтому от закона противоречия необходимо отказаться.

Взгляды Гегеля на политику и право

Ступени познания мира (философия духа):

  • субъективный дух (антропология, феноменология, психология),
  • объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность),
  • абсолютный дух (искусство, религия, философия).

Политико-правовые взгляды:

  • Идея - это понятие, адекватное своему предмету; соединение субъективной и объективной реальности.
  • Действительность (истинное; образ) - то, что сложилось закономерно, в силу необходимости; проявляет изначальный замысел. Противопоставляется «существованию» - объекту, взятому в конкретный момент.
  • Философия права не должна заниматься ни описанием эмпирически существующего и действующего законодательства (это предмет позитивной юриспруденции), ни составлением проектов идеальных кодексов и конституций на будущее. Должна выявлять идеи, лежащие в основании права и государства.
  • Понятие «право» - это то же самое, что и естественное право. Право и основанные на нём законы «всегда по форме позитивны, установлены и даны верховной государственной властью».
  • Ступени идеи права:
    • Абстрактное право : свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (собственность), вступать в соглашение с другими людьми (договор) и требовать восстановления своих прав в случае их нарушения (неправда и преступление). То есть абстрактное право охватывает область имущественных отношений и преступлений против личности.
    • Мораль : умение отличать законы от нравственного долга; свобода совершать осознанные действия (умысел), ставить перед собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и благо), а также соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми (добро и зло).
    • Нравственность : умение следовать нравственному долгу в рамках законов; человек обретает нравственную свободу в общении с другими людьми. Объединения, формирующие нравственное сознание: семья, гражданское общество и государство.
  • Государство - это не только правовое сообщество и организация власти на основе конституции, но и духовный, нравственный союз людей, осознающих себя единым народом. Проявлением единого нравственного сознания людей в государстве является религия.
  • Разделение власти: государь, исполнительная и законодательная власть.
    • Государь - формальный глава, объединяет государственный механизм в единое целое.
    • Исполнительная власть - чиновники, управляющие государством на основе закона.
    • Законодательное собрание призвано обеспечить представительство сословий. Его верхняя палата формируется по наследственному принципу из дворян, тогда как нижняя - палата депутатов - избирается гражданами по корпорациям и товариществам. Бюрократическая система - опора государства. Высшие государственные чиновники обладают более глубоким пониманием целей и задач государства, чем сословные представители.
  • Гражданское общество (или буржуазное общество: в оригинале нем. buergerliche Gesellschaft ) - это объединение индивидов «на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности». Оно делится на три сословия: землевладельческое (дворяне - собственники майоратных владений и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее (чиновники).
  • Международные споры могут быть решены путем войн. Война «высвобождает и проявляет дух нации».
  • Частная собственность делает из человека личность. Уравнение собственности - неприемлемо для государства.
  • Подлинной свободой обладает лишь всеобщая воля (а не индивидуальная).
  • Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина - соотнесены с его обязанностями перед государством, а свобода личности - согласована с необходимостью.
  • Подлинная свобода людей была в прошлом.

Основные сочинения

  • «Энциклопедия философских наук » (Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften) (с 1816)

Все сочинения Гегеля можно классифицировать согласно делению в «ЭФН »:

  1. «Наука логики»
    • «Наука логики » (Wissenschaft der Logik, 1812-16, переработанное издание 1831; также называется Малой наукой логики)
  2. «Философия природы» (Naturphilosophie)
  3. «Философия духа» (Philosophie des Geistes)
    • «Феноменология духа » (Phänomenologie des Geistes, 1806/07 - первоначально первая часть первого, неполного варианта системы под заглавием «Система наук»)
    • «Основания философии права » (Grundlinien der Philosophie des Rechts, (1821)
    • «Философия истории» (Philosophie der Geschichte)
    • «Философия религии» (Philosophie der Religion)
    • «Лекции по эстетике» (Vorlesungen über die Ästhetik)
    • «Лекции по истории философии» (Vorlesungen über die Geschichte der Philosophie)

Сочинения, не относящиеся к системе и малые сочинения:

  • «Позитивность христианской религии» (Die Positivität der christlichen Religion, 1795/96)
  • «Дух христианства и его судьба» (Der Geist des Christentums und sein Schicksal, 1799/1800)
  • «Состояние Германии» (Die Verfassung Deutschlands, 1800-02)
  • Различные формы, которые имеют место в нынешней философии (Mancherlei Formen die beim jetzigen Philosophieren vorkommen, 1801)
  • «Различие философских систем Фихте и Шеллинга» (Die Differenz des Fichteschen und Schellingschen Systems der Philosophie, 1801)
  • «О сущности философской критики» (Über das Wesen der philosophischen Kritik, 1802)
  • «Как общечеловеческий разум понимает философию» (Wie der gemeine Menschenverstand die Philosophie nehme, 1802)
  • «Отношение скептицизма к философии» (Verhältnis des Skeptizismus zur Philosophie, 1802)
  • «Вера и знание, или Рефлекскивная философия субъективности в полноте её форм как философия Канта, Якоби и Фихте» (Glauben und Wissen oder Reflexionsphilosophie der Subjektivität in der Vollständigkeit ihrer Formen als Kantische, Jacobische und Fichtesche Philosophie, 1803)
  • «О научных способах трактовки естественного права» (Über die wissenschaftlichen Behandlungsarten des Naturrechts, 1803)
  • «Кто мыслит абстрактно?» (Wer denkt abstrakt? - 1807, фрагмент)
  • «Сочинения Фридриха Генриха Якоби» (Friedrich Heinrich Jacobis Werke, 1817)
  • «Слушания в собрании земских чинов Вюртембергского королевства в 1815 и 1816 году» (Verhandlungen in der Versammlung der Landstände des Königreichs Württemberg im Jahr 1815 und 1816, (1817)
  • «Сочинения и переписка Зольгера…» (Solgers nachgelassene Schriften und Briefwechsel, 1828)
  • «Сочинения Гаманна» (Hamanns Schriften, 1828)
  • «Об основании, членении и хронологии мировой истории» (Über Grundlage, Gliederung und Zeitenfolge der Weltgeschichte. Von J. Görres, 1830)
  • «Об английском Билле о реформе» (Über die englische Reformbill, 1831)

Издания русских переводов сочинений Гегеля

  • Гегель. Курс эстетики или наука изящного. СПб., 1847 (Части 1-2 в 2 т.); Москва, 1859-60 (Часть 3 в 3 т.). Третья часть переиздана в Москве в 1869. Перевод В. А. Модестова.
  • Гегель. Энциклопедия философских наук в кратком очерке. Москва, 1861-1868. Перевод В. П. Чижова.
  • Гегель. Феноменология Духа. СПб., 1913. Перевод под редакцией Э. Л. Радлова.
  • Гегель. Наука логики. СПб., 1916. Перевод Н. Г. Дебольского. Переиздана в 1929.
  • Гегель. Философская пропедевтика. Москва, 1927. Перевод С. Васильева.
  • Гегель. Сочинения в 14 томах. 1929-1959.:
Т. 1-3, Энциклопедия философских наук, перевод Б. Г. Столпнера, и др.
Т. 4, Феноменология Духа, перевод Г. Г. Шпета.
Т. 5-6, Наука логики, перевод Б. Г. Столпнера.
Т. 7, Философия Права, перевод Б. Г. Столпнера.
Т. 8, Философия истории, перевод А. М. Водена.
Т. 9-11, Лекции по истории философии, перевод Б. Г. Столпнера.
Т. 12-14, Лекции по Эстетике, перевод Б. Г. Столпнера, П. С. Попова.
  • Гегель. Эстетика: в 4 т. - М.: Искусство, 1968-1973. (на основе перевода Б. Г. Столпнера и П. С. Попова).
  • Ряд переводов из Собрания сочинений в 14 томах был переиздан издательством «Мысль» в серии «Философское наследие» с небольшими изменениями. Также были впервые переведены и изданы «Философия религии» и двухтомник «Работы разных лет»:
Гегель. Работы разных лет: в 2 т. - М.: Мысль, 1970-1971. - (Философское наследие).
Гегель. Наука логики: в 3 т. - М.: Мысль, 1970-1972. - (Философское наследие).
Гегель. Энциклопедия философских наук: в 3 т. - М.: Мысль, 1974-1977. - (Философское наследие).
Гегель. Философия религии: в 2 т. - М.: Мысль, 1975-1977. - (Философское наследие).
Гегель. Философия права. - М.: Мысль, 1990. - (Философское наследие).
  • Гегель. Политические произведения. - М.: Наука, 1978. - (Памятники философской мысли).
  • Гегель. Различие между системами философии Фихте и Шеллинга. - Калининград, 1988-1990. - (Кантовский сборник , выпуски 13-15).
  • Ряд переводов из Собрания сочинений в 14 томах был переиздан издательством «Наука» в серии «Слово о сущем»:
Гегель. Феноменология духа (Репринтное воспроизведение издания 1959 г. Вступ. статья К. А. Сергеева и Я. А. Слинина). - СПб.: Наука, 1992. - (Слово о сущем)- ISBN 5-02-028167-0 . Переиздана в 2006.
Гегель. Лекции по истории философии. - СПб.: Наука, 1993-1994. - (Слово о сущем). Переизданы в 2006.
Гегель. Лекции по философии истории. - СПб.: Наука, 1993. - (Слово о сущем). Переизданы в 2005.
Гегель. Наука логики. - СПб.: Наука, 1997. - (Слово о сущем). Переиздана в 2005.
Гегель. Лекции по эстетике. - СПб.: Наука, 1999. - (Слово о сущем). Переизданы в 2007.
  • Гегель. Феноменология духа. - М.: Наука, 2000. - (Памятники философской мысли).
  • Переиздания последних лет:
Гегель. Феноменология Духа. Философия истории. - М.: Эксмо , 2007. - 880 с. - (Антология мысли) - ISBN 978-5-699-23516-2 .
Гегель. Философия религии. В 2-х томах. - М.: РОССПЭН , 2007. - (Книга света) - ISBN 978-5-8243-0863-1 , ISBN 978-5-8243-0859-4 , ISBN 978-5-8243-0861-7 .
Гегель. Философия права. - М.: Мир книги, 2007. - 464 с. - (Великие мыслители). - ISBN 978-5-486-01240-2 .
Гегель. Феноменология духа. (Вступ. статья и комментарий Ю.Р. Селиванова). - Москва: Академический Проект , 2008. - 767 с. - (Философские технологии: философия). - ISBN 978-5-8291-1050-5

Библиография

  • Рокер Р. Георг Вильгельм Фридрих Гегель
  • Маркс К. К критике Гегелевской философии права
  • Бакрадзе К. С. Система и метод философии Гегеля. - Тбилиси, 1958.
  • Быкова М. Ф. Мистерия логики и тайна субъективности: О замысле феноменологии и логики у Гегеля. - М., 1996. - 238 с.
  • Гайм Рудольф. Гегель и его время. Лекции о первоначальном возникновении, развитии, сущности и достоинстве философии Гегеля. Перевод с немецкого П. Л. Соляникова. - СПб., 2006. - 392 с. ISBN 5-02-026909-3
  • Гайденко П. П. Искушение диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл. Соловьева // Вопросы философии. - 1998. - № 4. - С.75-93.
  • Гулыга А. В. Гегель. - М., 1970. - 272 с.
  • Ерохов А. Е. Теория всего и ответ Гегеля . - Санкт-Петербург: Реноме, 2007. - 80 с. - 1000 экз. - ISBN 978-5-98947-075-4
  • Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. - СПб. : Наука, 1994. - (Слово о сущем). - 15 050 экз. - ISBN 5-02-028175-1
  • Каримский А. М. Философия истории Гегеля. - М .: Изд-во МГУ, 1988. - 272 с. - (История философии). - 8 310 экз. - ISBN 5-211-00003-X (в пер.)
  • Кірюхін Д. І. Вступ до філософії релігії Геґеля. Філософія як спекулятивна теологія. - К.: ПАРАПАН, 2009. - 204 с.
  • Кожев А. Введение в чтение Гегеля. - СПб. : Наука, 2003. - (Слово о сущем). - 3000 экз. - ISBN 5-02-026788-0
  • Кричевский А. В. Учение Гегеля об абсолютном духе как спекулятивная теология // Вопросы философии. - 1993. - № 5. - С. 161-172.
  • Кричевский А. В. Образ абсолюта в философии Гегеля и позднего Шеллинга. - М.: ИФ РАН, 2009. - 199с. ISBN 978-5-9540-0142-6
  • Мао Йонг. Место Гегеля и Маркса в современном Китае // Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном. - М., 2000. - С. 237-251.
  • Мотрошилова Н. В. Зачем нужен Гегель? (К вопросу об истолковании Хайдеггером гегелевской философии) // Философия Мартина Хайдеггера и современность. - М., 1991. - С.161-166.
  • Нерсесянц В. С. Гегель. - М .: Юридическая литература , 1979. - 112 с. - (Из истории политической и правовой мысли).
  • Овсянников М. Ф. Философия Гегеля. - М .: Соцэкгиз, 1959. - 15 000 экз.
  • Овсянников М. Ф. Гегель. - М .: Мысль , 1971. - 224 с. - (Мыслители прошлого).
  • Ойзерман Т. И. Кант и Гегель (опыт сравнительного исследования). - М .: "Канон+" РООИ «Реабилитация», 2008. - 520 с. - 5000 экз. - ISBN 978-5-88373-047-3
  • Ойзерман Т. И. Философия Гегеля. - М.: Знание, 1956.
  • Ойзерман Т. И. Философия Гегеля как учение о первичности свободы // Вопросы философии. - 1993. - № 11.
  • Плотников Н. С. Молодой Гегель в зеркале исследований // Вопросы философии. - 1993. - № 11.
  • Пушкин В. Г. Философия Гегеля: абсолютное в человеке. (Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей). - СПб. : Лань, 2000. - 448 с. - (Мир культуры, истории и философии). - 3000 экз. - ISBN 5-8114-0306-2
  • Рау И. А. Эзотеризм в методологии историко-философского исследования (На прим. гегелеведения)// Философские науки. - 1985. - № 1. - С.108-117.
  • Семашко Л. М. Диалектика Платона и её интерпретация Гегелем // Философские науки. - 1971. - № 4.
  • Соколов В. В. Историко-философская концепция Гегеля // Философия Гегеля и современность. - М., 1973. - С. 255-277.
  • Философия Гегеля и современность. - М., 1973. - 431 с.

Гегель по праву считается одним из величайших немецких мыслителей, вознёсших немецкую философию на невиданную высоту. Многие исследователи считают, что именно Гегель довёл до ума, начатую Кантом идею.

Его учение оказало огромное влияние на всех философов, живших в его время. И даже сейчас, выстроенная Гегелем философская система, сохраняет большое влияние. Часто можно услышать, что именно при нём, немецкая философия достигла пика в своём развитии. Определённо это будет преувеличением, однако влияние его на немецкую мысль действительно огромно.

Однако при всех своих достоинствах, он довольно плохо умел объяснять свои идеи простым смертным. Его труды написаны тяжёлым научным языком и в них легко запутаться даже тем, кто давно изучает философию.

В этой статье мы более доступно разберём основные аспекты его философии и рассмотрим его пресловутые законы диалектики.

Краткая биография Гегеля

Но начнём мы, пожалуй, с краткой биографии знаменитого философа.

Георг Фридрих Вильгельм Гегель появился на свет 27 августа 1770 года в немецком городке Штутгарт, в семье государственного чиновника. Он работал у герцога Карла Ойгена секретарём при казначействе.

В 1788 году он начал свою учёбу в Тюбингенском институте, который закончил в 1793. В университете он уделял много внимания теологии и философии. По укоренившейся ещё с детства привычке, много читал и усердно занимался. В университетские годы он, как известно, дружил с Шеллингом и Гельдерлином, знаменитым немецким поэтом.

Будучи всего лишь 20-ти летним студентом, Гегель защитил магистерскую диссертацию, став магистром философских наук. Несмотря на то, что последние 3 года в университете он провёл, изучая богословие и успешно сдал экзамены, священнослужительство его совершенно не привлекало. Вероятно, дело было в его неприязни к церкви, которая развилась за время учёбы в университете.

После успешного окончания университета он 3 года, с 1793 по 1796, работал в качестве домашнего учителя в Берне. Следующие 3 года, с 1797 по 1800 мало отличались от предыдущих. Гегель всё также работал домашним учителем, но теперь во Франкфурте-на-Майне.

Всё свободное от работы время, Гегель тратил на написание своих сочинений и был полностью погружён в книги.

В 1799 получив от отца наследство в 3000 гульденов и добавив к нему собственные накопления, смог наконец полностью посвятить себя академической деятельности.

В январе 1801 года он получил должность приват-доцента Йенского университета и возможность читать лекции. Однако это занятие давалось ему с трудом, и он не был популярен у учеников.

В 1805 году ему присвоили должность экстраординарного профессора в том же Йенском университете, где в 1806-м написал одну из своих самых знаменитых работ «Феноменология духа», которую он закончил, по его словам, за день до окончания битвы за Йену, в которой французы одержали победу и захватили Йену. Вследствие чего ему пришлось уехать из города и устроиться редактором газеты в Бамберг, где он проработал всего год до 1808, который оставил у него сплошь негативное впечатление.

Поэтому, когда в 1808-м ему предложили занять пост ректора в Нюрнбергской гимназии, он с удовольствием согласился и с радостью переехал. Проработал он там до 1816 года.

В 1811 году, Гегель всё-таки решил жениться, его избранницей стала Мария Елена Сузанна фон Тухер, представительница баварской знати. Нюрнберге играет важную роль в жизни немецкого мыслителя, ещё и потому, что именно здесь была издана первая часть его фундаментального труда «Наука логики».

Он оставался бы там и дальше, если бы в 1816 году не получил приглашение на должность штатного професора философии сразу от трёх университетов: Эрлангера, Гельдерберга и Берлина. Он выбрал Гельдерберг, в котором проработал ещё 2 года до 1818, а затем перебрался в Берлин, где обосновался в Берлинском университете, выполняя обязанности заведующего кафедрой философии.

Если в 1818 его лекции посещали неохотно, то к 1820-му он стал настолько знаменит, что его приезжали послушать не только немецкие студенты, но и многие интересующиеся со всего света. Его взгляд на философию права, а также именно Гегелевское понимание государственного строя понемногу начали становиться государственной идеологией и в 1821 он выпустил свою новую работу, которую назвал «Философия права».

В 1830 занял место главы Берлинского университета и в 1831 получил от действующего монарха особую награду за достойную службу государству немецкому.

В августе того же года Гегель поспешно покинул Берлин, в котором свирепствовала эпидемия холеры, но в октябре вернулся, так как посчитал, что больше бояться нечего. Однако болезнь всё-таки достала его и в ноябре он скончался.

Хоть холеру и считают официальной причиной смерти Гегеля, многие всё же полагают, что основной причиной смерти стало некое серьёзное заболевание желудка.

Основа философской системы Гегеля

Прежде чем начать разбирать его основные идеи следует разобраться, какая аналитическая структура лежит в основе его философской системы.

Философская система Гегеля строится на кантовских идеях. Но если у Канта камнем преткновения был чистый разум, который был избавлен от всего чувственного, материального и даже опытного. Канта интересует возможность самопроизвольного познания мира чистым разумом, не привлекая категории опыта.

То Гегель придерживается совершенно иного мнения. Он считал, что наше опытное познание необходимая категория для понимания сути вещей. Гегель даже сравнивал систему познания Канта с человеком, который хочет научится плавать, не входя в воду.

Исходя из этих принципов, Гегель формулирует свой основной философский принцип – Принцип тождества мышления и бытия.

Из этого принципа следует то, что наши эмпирические знания встраиваются в структуру нашего мышления. Через наши методы познания природа открывает нам какую-то свою часть Её ноуменальная сущность как бы просвечивается через явление (феномен).

Но гораздо более важно для понимания его философской системы, её логика, описанная в книгах «Большая логика» и «Малая логика» являющихся частью фундаментального труда «Наука логики».

В ней Гегель рассказывает про свою тройственную систему, называемую им самим диалектикой. Любое свойство предмета, по словам Гегеля, если оно описывает характеристику реального целого, само по себе противоречиво.

И именно противоречие он считал критерием истины. Отсутствие противоречий – критерий заблуждения.

Утверждение о свойствах предмета называется тезисом. Утверждение, ему противоречащее – антитезис.

Третьей составляющей в этой системе является слияние этих двух противоречий с учётом всех логических несостыковок, берущее лучшее от двух утверждений– синтез. Синтез это одно из самых важных явлений в философии Гегеля. Она создана дабы привести тезис и антитезис к общему знаменателю, а затем сформировать из полученного синтеза новый тезис, для которого выбирается антитезис и так далее до тех пор, пока не достигнем некого непротиворечивого Абсолюта.

Ведение такого понятия как синтез, по мнению Гегеля было необходимо для преодоления кантовских антиномий, суждений, в которых тезис и антитезис одинаково доказуемы.

Именно по этой схеме и работает практически вся философия Гегеля. Именно так он формировал свои законы диалектики, учение об абсолютной идее и всё остальное.

Абсолютная идея

Определение абсолютной идеи

В гегелевской системе миропонимания, учение об абсолютной идее самое глобальное и обширное, охватывающее всё мироздание и многие аспекты человеческой жизни.

В основе мироздания, по Гегелю лежит безличный Абсолют. Это духовное, автономное первоначало есть условие развития мира. В отличие от Спинозы, утверждавшем, что Абсолюту присуща протяжённость и мышление, Гегель не считает Абсолют мыслящим и созидающим первоначалом, это лишь отправная точка и необходимый ресурс для развития всего сущего.

И именно абсолютная идея придаёт форму этому безликому субстрату. Говоря словами Гегеля:

«Абсолютная идея – это совокупность категорий, являющимися условием формирования мира и человеческой истории.»

Основная и ключевая цель абсолютной идеи – самопознание, а также развитие независимого самосознания.

Чтобы понять его логику, следует пройтись по цепочке его размышлений.

Природа не может быть основой всего сущего, говорит Гегель, она по сути своей пассивна и не может вести активную творческую деятельность. Ей нужно чтобы что-то подтолкнуло её к созиданию, задало начальный импульс для последующего преобразования.

Без этого импульса природа оставалась бы неизменной с самого момента её зарождения.

Вероятно, он придумал этот симбиоз абсолютной идеи и безликой природы по аналогии с человеческим разумом. Ведь именно наше мышление делает каждого из нас уникальным. Именно мышление меняет нашу жизнь в зависимости от того, какими категориями мы мыслим.

Природу без абсолютной идеи можно сравнить с человеком в коме. Возможно у него осталась способность мыслить, но её результаты совершенно не видны. Сам человек никак не меняется, его состояние статично и он просто умрёт без посторонней помощи.

Абсолютная идея также является совокупностью всей духовной человеческой культуры, всех знаний, накопленных человечеством за весь период его существования.

И именно на уровне человеческой культуры и опыта происходит столкновение мира вещей с человеческим разумом. Благодаря этому становится возможным понимание настоящей ноуменальной сути вещей. Пусть это понимание неполное, но это всё же лучше, чем довольно радикальный взгляд Канта, который утверждал, что понимание ноуменов (вещей самих в себе) невозможно с помощью опыта.

Отсюда следует утверждение Гегеля о том, что культура не просто способ выражения собственного мышления и реализации созидательной способности, но также и способ видения и восприятия мира.

Ведь каждый человек видит мир совершенно по-разному через призму собственного восприятия.

Эволюция абсолютной идеи

В трёх своих фундаментальных трудах, «Наука логики», «Философия природы» и «Философия духа» Гегель постарался раскрыть тему о том, как работает абсолютная идея.

В своей, наверное, самой знаменитой книге «Наука логики» Гегель объясняет какую роль играет разум, мышление и сама логика в жизни человека и в целом в мировой истории. Именно в ней сформирован ещё один, не менее знаменитый чем триодичность, принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

Понимание абстрактного мышления Гегелем можно проиллюстрировать, посмотрев на реакцию людей на любое общественно значимое событие. Будь то выступление политика или вынесение приговора убийце. Каждый человек из толпы, (или из комментариев под новостью) наблюдающий за происходящим имеет свою точку зрения.

Однако они никогда не видят абсолютно полной картины происходящего. И только собрав воедино абсолютно всю доступную информацию про это событие, проанализировав все точки зрения, человек может претендовать на наличие конкретного знания.

Конкретное знание всегда многообразно. Оно включает в себя мельчайшие возможные детали и нюансы.

Без этого мы становимся всего лишь заложниками нашего собственного мнения, сформированного нашими жизненными установками.

Развитие Абсолютной идеи начинается, по словам Гегеля с совершенно абстрактных, неопределённых понятий.

Сама наука логики состоит из 3-х частей, представляющую собой ступеньки, по которым мы поднимаемся в познании вещей.

Её можно выразить схемой: «Бытие-Сущность-Понятие». Остановимся на этом подробнее:

Бытие-Сущность-Понятие

Первым из абстрактных определений является чистое «Бытие». В своём первоначальном виде, Бытие - это просто слово, у него нет определённости, причём настолько, что его можно даже сравнить с понятием «Ничто», именно из-за отсутствия у него какой-либо качественной характеристики.

«Становление» – понятие, объединяющее эти самые безличные «Бытие» и «Ничто». Это своеобразный синтез, который и придаёт бытию какую-либо качественную характеристику.

Чтобы лучше понять, как бытие приобретает форму можно представить себе художника, рисующего картину. Сначала он очерчивает грани рисунка, рисует эскиз, затем в процессе работы картина наполняется новыми красками, приобретает разнообразные оттенки, тени и прочие дополнительные параметры.

В этом примере абсолютной идеей будет художник, творящий свой шедевр, а картина будет бытием, которое постепенно приобретает очертания и форму, тем самым переходя из пустого абстрактного «Бытия», сравнимого с ничем в так называемое «наличное бытие».

Закончив рисовать, он отставляет картину в сторону и берёт новый холст, тем самым снова обращая бытие в ничто.

Именно с наличного бытия начинается человеческое познание, ведь логично предположить, что мы можем взаимодействовать лишь с тем, что видно или обнаружимо каким-либо из доступных методов.

Сущность по Гегелю является основой материального мира и если у Канта это непознаваемая вещь в себе, то Гегель, как уже было сказано выше, считает, что через наше наблюдение она отчасти открывается нам.

Постепенно погружаясь в понимание Сущности, мы обнаруживаем, что каждая из них внутренне противоречива.

Понятие – категория, воспроизводящая весь предшествующий ей процесс бытия и мышления. Оно исторично, несёт в себе весь опыт предшествующих поколений, постоянно изменяется, дополняется и по сути является синтезом триады Бытие (наличное)-Сущность-Понятие.

Философия природы

Абсолютная идея, по Гегелю, будучи чисто метафизической сущностью, олицетворением чистой мысли, не имеет возможности познать саму себя без своего антитезиса. И этим антитезисом является природа, которую ещё называют «Инобытие».

Абсолютная идея связана с природой через «Отчуждение». Будучи объектом нематериальным, ей необходимо воплотить часть своего творческого материала в мире материальном, иначе говоря сделать отчуждение части себя в природу. Этот процесс нужен абсолютной идее для получения обратной связи, чтобы понять в какую сторону двигаться дальше в своём самопознании.

Подобно Шеллингу, Гегель считает человека высшей стадией развития Инобытия. Это существо, являясь воплощением абсолютной идеи в природе может созидать и исследовать окружающий мир.

Философия духа

Говоря о человеке нельзя не затронуть такой раздел Гегелевской философии, как философия духа. В книге «Феноменология духа», Гегель в свойственной ему триодичной манере делит человеческое сознание на 3 составляющих:

  • Стадия субъективного духа
  • Стадия объективного духа
  • Стадия абсолютного духа

На первой стадии мы можем говорить лишь об одном конкретном человеке, изучая которого можно расширить и впоследствии экстраполировать свои знания на всё человечество. На этой стадии полезны такие науки, как психология, изучающая внутренний мир человека, феноменология, разбирающая человеческое сознание и, наконец, антропология, изучающая человечество во всём его единстве проявления материальных и культурных ценностей.

На стадии объективного духа Гегель расширяет границы изучения человека, вводя такие новые категории познания человеческого общества, как семья, гражданское общество и государство. Здесь уже принимается во внимание не только человек как таковой, но и его связи, контакты, взаимодействия в обществе.

Абсолютный дух является высшей стадия развития человеческой мысли. Он включает в себя такие стадии как искусство, религия и философия.

Искусство представляет собой понятие о красоте, взгляд на мир со стороны эстетического восприятия.

Религию Гегель называет является синтезом всего эстетического мировоззрения. Здесь он приводит в пример создание христианской парадигмы, ставшей, по его словам, синтезом всей античной культуры.

Философия – высший уровень развития человеческого мышления, которую Гегель называет: «Эпоха, познанная в мышлении».

Она вбирает в себя все основные проблемы, характерные для какой-либо человеческой эпохи, которые поднимаются талантливейшими людьми своего времени и выносятся на поверхность, обретая теоретическую форму.

Законы диалектики

Гегелевские законы диалектики являются важнейшим достижением немецкого мыслителя и призваны служить лучшему пониманию общества и в принципе любых процессов, связанных с человеком.

Закон перехода количественных изменений в качественные

Этот закон можно назвать самым всеобъемлющим. Он описывает все процессы, происходящие со всеми вещами в мире, количественные и качественные изменения можно увидеть абсолютно в каждом аспекте нашей жизни.

Этот закон характеризуют 4 термина:

  • Количество. В Гегелевской интерпретации – то, что внешне определяет предмет. Это те параметры, которые позволяют нам зафиксировать наличие предмета в пространстве и времени. Количественная характеристика служит просто утверждением наличия предмета без каких-либо дополнительных характеристик. Например, говоря «кот» или «человек» мы просто вычленяем данный субъект из всего мироздания.
  • Качество определяет внутренние характеристики предмета. В этом случае мы говорим уже о конкретном коте или конкретном человеке, отличающемся от других котов или других людей.
  • Мера выступает в роли синтеза количества и качества. Это понятие олицетворяет изменение количественных характеристик с сохранением качественных. Лучше всего это видно на процессе, например, замерзания воды. Если вылить воду на улицу зимой при температуре ниже нуля, можно заметить, как она обращается в лёд. Это и будет разрушением меры и переходом из одного качественного состояния в другое.
  • Скачок – это то, с помощью чего осуществляется переход из одного качественного состояния в другое. И именно момент превращения воды в лёд можно назвать скачком.

Закон двойного отрицания

Формируя закон двойного отрицания, Гегель утверждает, что понимание мира человеком, идёт по спирали, постоянно восходя вверх. Причём относится это не только к миру, но и к нашему собственному развитию.

В отличие от Канта, утверждавшего, что касательно любого вопроса можно высказать лишь тезис (утверждение) и антитезис (отрицание), Гегель добавляет к ним синтез, который в данном случае у Гегеля называется «Снятие».

Этот термин описывает переход из низшего состояния к высшему, однако низшее состояние никуда не девается, оно остаётся в скрытом виде в высшем.

Для иллюстрации этого понятия можно привести классический пример развития плода из почки.

В первую очередь на дереве появляется почка, через какое-то время она преобразуется в цветок и своим появлением цветок отрицает почку, почка переходит в более высокое состояние, однако почка не исчезает, она всё ещё содержится в цветке в скрытом(снятом) виде. Вслед за почкой, исчезает и цветок, обратившись в плод (перейдя в ещё более высокое состояние), который будет содержать и цветок и почку в снятом виде.

Из этого примера можно понять, что в гегелевском диалектическом отрицании присутствуют три условия:

  1. Преодоление старого, заключающееся в возникновении новых более высоких форм развития
  2. Преемственность – новые формы содержат самые лучшие и полезные характеристики старых
  3. Утверждение нового

Эти три условия справедливы и для нашего собственного развития. Ведь каждое наше новое знание базируется на полученном когда-то давно или недавно, предшествующем и служит ступенькой для поднятия нашего познания на новый уровень.

Гегель выбрал спираль для описания этого закона, потому что она хорошо показывает прогресс и регресс нашего познания. На спирали можно отметить точки, в которых наше мышление переходит в более высокое состояние, однако, когда мы перестаём двигаться вверх, начинается регресс.

Закон единства и борьбы противоположностей

Этот принцип можно назвать основополагающим во всей философии Гегеля, так как она строится именно на борьбе противоречий и последующем переходе их в синтез.

Ключевыми дефинициями, определяющими этот закон будут:

Тождество. Выражает равенство объекта самому себе. В случае с человеком будет иметься ввиду сего самосознание. Даже скорее осознавание себя собой.

Различие соответственно выражает неравенство объекта себе самому. Я хоть и осознаю себя собой, но моё мышление постоянно претерпевает изменения, я не есть завершённый Абсолют, я постоянно развиваюсь и сравниваю себя с другими.

Противоположности выражают те характеристики объекта, которые полностью друг от друга отличны, однако они вполне могут быть частью одного целого и друг с другом сосуществовать.

Противоречия у Гегеля краеугольный камень всей его философской мысли. Он считал их необходимым условием для движения вперёд, неважно применимо ли это будет к абсолютной идее или к человеческому сознанию. У каждого утверждение должна быть иная сторона, этому утверждению противоречащая, которая будет его полной противоположностью.

Заключение

В завершение, хотелось бы сказать, что хоть гегелевская система довольно сложна для понимания, лежащая в её основе тройственная структура несомненно достойна рассмотрения. В основе его философской системы лежит единство и в то же время борьба противоположностей, без которой никакое развитие не представляется возможным. Подобный конфликт, конечно не делает нашу жизнь проще, но именно благодаря ему возможен переход на более высокие уровни развития.

(4 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Какие основные идеи философии Гегеля, философа немецкой классической мысли, Вы узнаете из этой статьи.

Гегель основные идеи

Георг Вильгельм Фридрих Гегель является классиком немецкой мысли, а его философия достижением XIX века. Взгляды профессора сформировались под воздействием диалектики Дидро, декартовского рационализма, мистицизма Беме и философии Шеллинга. Не последнюю роль в формировании его идей сыграли открытия в области естествознания и духовный настрой Великой французской революции.

Философия Гегеля отличается от других философских систем тем, что мыслитель не пытался понять, в чем смысл всего сущего. Наоборот, все сущее он воспринимал как мышление, которое превращалось в философию. Его взгляды и идеи не подчинены независимому объекту, природе или Богу. Для профессора Бог – это абсолютно совершенный мыслящий ум, а природа является оболочкой диалектической действительности. Для мыслителя суть философии в самосознании.

Гегель основные идеи: кратко

Идеи философа выражены через основные понятия его философии.

  • Гегель считал, что выдающаяся личность, которая творит всемирно-исторические деяния, является неподсудной морали. Значение имеет только величие дела, а не его нравственный смысл.
  • Абсолютные идеи философии Гегеля подразумевают идеализм конкретной и безусловной всеобщности с исходным пунктом и конечной целью познания.
  • Субъективный дух – это индивидуализация души, которая характеризуется отчуждением абсолютной идеи.
  • Объективный дух – это отчуждения абсолютной идеи в объективном мире, которое сопровождается появлением морали, права и нравственности.
  • Абсолютный дух – это последняя ступень отторжения абсолютной идеи. На ней абсолютный дух приобретает форму искусства, философии и религии, как истинного воплощения абсолютного знания.
  • Отчуждение. Гегель говорил, что это отражение абсолютного духа в природе и истории, отношения между созданной действительностью и человеком.
  • Снятие. Это процесс отрицания отрицания, преемственность в развитии из старого нового.
  • Триада. Она представляет собой универсальное отображение всех процессов развития и состоит из 3 ступенек: тезис — исходный фактор, антитезис — отрицание первоначальной сути, синтез — объединение тезиса и антитезиса.

Кроме того, философская точка зрения Гегеля нашла свое отображение в философских принципах. Они заключаются в переходе от абстракции к историзму, системности, конкретике и противоречии.

  1. Принцип восхождения к конкретному от абстрактного . Это главный диалектический метод познания. Глубокое конкретное знание, объединяющее особенное и общее происходит через познание бессодержательного и общего путем углубления знаний.
  2. Принцип историзма . Любой объект познания является результатом процесса развития. При этом познание учитывает историческое измерение объекта. Гегель считает, что исторический и логический аспекты совпадают.
  3. Принцип системности. Реальный мир рассматривается как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны друг с другом в необходимой степени. Примечательно, что система развивается не по элементам, а целиком.
  4. Принцип противоречия . Это причина и первопричина развития. Оно может разрушить былую систему и построить совершенно новую.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие основные идеи Г. Гегеля.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (Hegel) (1770-1831) - немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие - развитие - есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность, понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей), его перехода в отчужденное состояние инобытия - в природу, его возвращения к себе в человеке в формах психической деятельности индивида (субъективный дух), сверхиндивидуального «объективного духа» (право, мораль и «нравственность» - семья, гражданское общество, государство) и «абсолютного духа» (искусство, религия, философия как формы самосознания духа).

Противоречие - внутренний источник развития, описываемого в виде триады. История - «прогресс духа в сознании свободы», последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов. Осуществление демократических требований мыслилось Гегелем в виде компромисса с сословным строем, в рамках конституционной монархии.

Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя…

Основные сочинения Гегеля: «Феноменология духа», 1807; «Наука логики», части 1-3, 1812-16; «Энциклопедия философских наук», 1817; «Основы философии права», 1821; лекции по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии (опубликованы посмертно).

Жизнь и сочинения Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 года, в Штутгарте, в семье финансового чиновника. В семь лет он поступил в штутгартскую гимназию, где проявил способности к древним языкам и истории. В 1788 году после окончания гимназии он поступил в Тюбингенский теологический институт, в котором подружился с Фридрихом Вильгельмом Шеллингом и поэтом Фридрихом Гельдерлином. В студенчестве Гегель восхищался Французской революцией (впоследствии он изменил свое мнение о ней). По преданию, в эти годы он даже посадил вместе с Шеллингом «дерево свободы».

В 1793 году Гегель получил степень магистра философии. В том же году он завершил образование в институте, после чего работал домашним учителем в Берне и Франкфурте. В этот период он создал так называемые «теологические работы», опубликованные лишь в 20 веке - «Народная религия и христианство», «Жизнь Иисуса», «Позитивность христианской религии».

Гражданское общество дает нам пример как необычайной роскоши, излишеств, так и пример нищеты, и их общую черту физического и нравственного вырождения.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Получив наследство, Гегель смог заняться академической карьерой. С 1801 он стал преподавателем Йенского университета. Он сотрудничал с Шеллингом в издании «Критического философского журнала» и написал работу «Различие между системами философии Фихте и Шеллинга», в которой поддерживал Шеллинга (потом их взгляды разошлись). В том же 1801 году он защитил диссертацию «Об орбитах планет».

Гегель много работал над созданием собственной системы, пробуя самые разные подходы к ее обоснованию. В 1807 он опубликовал «Феноменологию духа», первую из своих значительных работ. Ряд ярких образов «Феноменологии» (часть рукописи которой Гегель чудом спас при вторжении французских войск в Йену) - «диалектика раба и господина» как этюд о свободе, возможной только через рабство, концепция «несчастного сознания» и другие, а также мощно заявленное учение об историчности духа сразу привлекли к себе внимание и обсуждаются по сей день.

Покинув Йену, Гегель (при помощи своего друга Ф. И. Нитхаммера) устроился редактором «Бамбергской газеты» в Баварии. Уже после его ухода газета закрылась по цензурным соображениям. С 1808 по 1816 годы Гегель был директором гимназии в Нюрнберге. В 1811 он женился (в этом браке у философа было несколько детей, был у него и внебрачный сын), а вскоре опубликовал одну из центральных своих работ - «Науку логики» (в трех книгах - 1812, 1813 и 1815).

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

С 1816 года Гегель возвратился к университетскому преподаванию. До 1818 он работал в Гейдельберге, а с 1818 по 1831 - в Берлине. В 1817 Гегель издал первый вариант «Энциклопедии философских наук», состоящей из «Науки логики» (так называемой «Малой логики», в отличие от «Большой логики» 1812-1815), «Философии природы» и «Философии духа» (при жизни Гегеля «Энциклопедия» дважды переиздавалась - в 1827 и 1833).

В Берлине Гелель стал «официальным философом», хотя и не во всем разделял политику прусских властей. Он опубликовал «Философию права» (1820, на титуле - 1821), вёл активную лекционную деятельность, писал рецензии, готовил новые издания своих работ. У него появиловсь множество учеников. После смерти Гегеля от холеры в 1831 году ученики издали его лекции по истории философии, философии истории, философии религии и философии искусства.

Гегель был весьма необычным человеком. С трудом подбирая слова при разговоре на обыденные темы, он интересно рассуждал о сложнейших вещах. Размышляя, он мог часами стоять на месте, не обращая внимания на происходящее. В рассеянности он мог не заметить башмаков, оставшихся в грязи и продолжать прогулку босиком. При этом он был «душой компании» и любил женское общество. Мещанская скупость сочеталась у него с широтой души, осторожность с авантюризмом. Гегель долго шел к своей философской системе, но стартовав, сразу далеко обогнал своих учителей и преследователей.

Счастлив тот, кто устроил своё существование так, что оно соответствует особенностям его характера.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Философия Гегеля двойственна. С одной стороны, это сложнейшая и порой искусственно запутанная сеть спекулятивных дедукций, с другой - афористичные примеры и пояснения, резко отличающие стиль Гегеля от эзотеричного философствования Ф. Й. Шеллинга. Философия Гегеля, так же как и система его агрессивного соперника Артура Шопенгауэра, имеет в каком-то смысле «переходный» характер, проявляющийся в сочетании приемов классической философии и новых веяний популярной и практически-ориентированной метафизики, захватившей ведущие позиции в Европе в середине 19 века. Главный пафос философии Гегеля состоит в признании логической «прозрачности» мира, вере в силу рационального начала и мировой прогресс, диалектичность бытия и истории. При этом Гегель часто избегал прямых ответов на принципиальные вопросы, что затруднило истолкование онтологического статуса важнейших понятий его философии, таких как абсолютная идея или абсолютный дух, и породило множество самых разнообразных интерпретаций структуры и смысла его системы. Определяющее воздействие на философские взгляды Гегеля оказали идеи И. Г. Фихте и Ф. Й. Шеллинга. Он испытал также серьезное влияние Жан Жака Руссо и Иммануила Канта.

Тайна счастья заключается в способности выходить из круга своего «Я».

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Спекулятивный метод Гегеля

Методологической основой гегелевской философии является учение о спекулятивном мышлении. Хотя Гегель и утверждал, что спекулятивный метод и его правила дедуцируются самим движением мысли, а не предпосылаются его системе, но на деле подобная дедукция возможна только в сфере спекулятивного мышления, приемы которого должны быть известны заранее. Спекулятивное мышление содержит три основные момента:

1) «рассудочный»;

2) «отрицательно-разумный», или «диалектический»;

3) «положительно-разумный», или собственно «спекулятивный».

Абсолютизация первого или второго моментов, которые в «снятом» виде входят в состав спекулятивного мышления, приводит к резкому ослаблению познавательных возможностей человека. Рассудочный компонент мышления базируется на законах тождества и исключенного третьего. Рассудок разделяет мир принципом «или - или». Ему недоступно понимание истинной бесконечности. Диалектический аспект мышления состоит в умении открыть в любом конечном определении внутренние противоречия. Однако абсолютизация противоречий приводит к тотальному скептицизму. Гегель считал, что разум должен не скептически отступать перед противоречиями, а синтезировать противоположности. В способности такого синтеза проявляется спекулятивный момент мышления.

Всё действительное - разумно, всё разумное - действительно.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Синтетическая способность разума позволяет наращивать содержательное богатство мысли. Такое наращивание Гегель называл движением «от абстрактного к конкретному». Под конкретностью он понимал множественность, связанную внутренней необходимостью, которая реализуется только мышлением. Для достижения высшей конкретности, т. е. представления о Боге, философия должна показать себя непрерывным движением мысли от бессодержательности пустого «понятия-в-себе» к высшей полноте абсолютного духа.

Два варианта философской системы

Первый опубликованный Гегелем вариант системы включал «Феноменологию духа» как «науку об опыте сознания» в качестве своего рода пропедевтики, критического введения в философию. За феноменологией духа следует «логика», а за логикой должна была идти «реальная философия», включающая философию природы и философию духа. Феноменология духа как первая часть системы - дань Гегеля новоевропейской философии субъективности. Отталкиваясь здесь от анализа эмпирического сознания, Гегель в итоге показал, что за внешней разделенностью сознания на чувствующий или мыслящий субъект и объект кроется их тождество, «абсолютное знание». Доказав тождество мышления и бытия в «Феноменологии духа», в «Логике» Гегель предполагал его известным и рассуждал о едином мышлении-бытии, т. е. абсолюте.

Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано моё убеждение. Аморальным является делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Второй вариант системы изложен Гегелем в «Энциклопедии философских наук». Он лишен феноменологического введения и включает логику, философию природы и философию духа, одной из частей которой оказывается феноменология. Теперь Гегель считал, что истинность системы может быть удостоверена путем самообоснования. Самообоснование предполагает замкнутость системы на себя. Гегель действительно чертит впечатляющий философский круг. Он начал с мысли о чистом бытии, а завершил дедуцированием самого себя (т. е. человека), мыслящего чистое бытие, а затем и абсолют. Этапами этого пути являются выведение логической «абсолютной идеи» и отчуждения ее в природу, обнаружение в природе биологических организмов и человека, дедукция человеческих душевных способностей, выявление социальной природы человека, а также учение о видах духовной жизни, искусстве, религии и философии, называемых Гегелем формами абсолютного духа. По Гегелю получается, что абсолютный дух, т. е. Бог, достигает самопознания в человеческом мышлении.

Человечество было освобождено не столько от порабощения, сколько посредством порабощения. Ведь грубость, жадность, несправедливость суть зло; человек, не освободившийся от него, не способен к нравственности, и дисциплина освободила его именно от этого хотения.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Три отношения мысли к объективности

Гегель предпринял масштабную попытку классифицировать возможные типы философского познания, «отношения мысли к объективности», выделяя три главных его разновидности: «метафизику», «эмпиризм» и «непосредственное знание». Для метафизики (примером которой является для него система немецкого философа Христиана Вольфа) характерна наивная вера в тождество бытия и мышления, т. е. в возможность мысли адекватно постигать вещи, а также претензия на познание мира путем абстрактных рассудочных представлений. Эмпиризм (типичными представителями которого Гегель считает британских философов 17 - 18 веков), осознавая догматизм и абстрактность метафизики, пытается устранить его путем апелляции к опыту, в котором он хочет найти твердую основу для конкретного познания. Ошибка эмпиризма в непонимании, что чувственное знание имеет лишь видимость конкретности. К тому же исключительная ориентация на опыт приводит к выводу о невозможности познания вещей, как они существуют сами по себе, а не как они являются нам в чувствах.

Отрицание тождества бытия и мышления нашло свое завершение в системе кантовского критицизма, который, как считал Гегель, является логическим продолжением эмпиризма Нового времени. Философия «непосредственного знания», представителем которой Гегель называл немецкого писателя и философа-иррационалиста Фридриха Генриха Якоби, питает иллюзию возможности прямого усмотрения истины. Непосредственное, однако, неразрывно связано с опосредствованным. Непосредственно можно мыслить только самые простые и бедные определения. Главный же предмет философии, абсолют, может быть адекватно понят только путем долгого движения мысли к подлинной всеобщности.

Человек не станет господином природы, пока он не стал господином самого себя.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Указанным трем видам философии Гегель противопоставлял «абсолютный идеализм», устраняющий недостатки метафизики, эмпиризма и концепции непосредственного знания и вбирающий в себя все их достоинства. От метафизики абсолютный идеализм берет уверенность в возможностях человеческого познания, от эмпиризма - критическую установку и стремление к конкретности, от философии непосредственного знания - тезис о необходимости начинать философию с непосредственных определений и путем ряда опосредствований продвигаться к высшей цели познания. Гегеля не устраивал субъективизм Нового времени с его принципом Я как началом философии. Он считал, что представление о Я изобилует множеством скрытых опосредствований. На роль начала подходит лишь понятие чистого бытия.

Логика Гегеля

Гегель определял логику как «учение о чистой идее». При этом содержанием логики является «изображение Бога, каков он в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа». Гегель разделял логику на «объективную» и «субъективную». Первая содержит учение о бытии и учение о сущности, вторая - учение о понятии.

В учении о бытии Гегель начал с понятия «чистого бытия», пустой мысли. В качестве такового оно приравнивается к ничто. Но ничто, утверждал Гегель, противостоит чистому бытию, которое, стало быть, переходит в свою противоположность.

Человек есть не что иное, как ряд его поступков.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Следующим определением мысли оказалось становление как подвижное единство бытия и ничто. Итогом одной из форм становления («возникновения») оказывается «наличное бытие», конкретизирующееся в образе «качества», т. е. «непосредственной определенности, тождественной с бытием». «Рефлектированное в себя в этой определенности», наличное бытие есть «налично-сущее, нечто».

Далее Гегель показал, что, подразумевая собственную определенность, т. е. границу, это «нечто» предполагает и «свое иное», что-то, находящееся вовне. «Нечто» приходит в движение, переступая собственные границы. Но поскольку, переходя их, нечто превращается в другое нечто, т. е. как бы возвращается к себе, то, меняясь, оно остается тем же. Это уже новое определение мысли - «для-себя-бытие». Граница «для-себя-бытия» становится безразличной для него, и качество превращается в количество, которое есть «чистое бытие, в котором определенность положена уже не как тождественная с самим бытием, а как снятая». Затем Гегель показал, как количество вновь переходит в качество. Возникает новое определение - «мера» как единство количества и качества, которое проявляется в законе перехода количественных изменений в качественные.

Человек бессмертен благодаря познанию. Познание, мышление - это корень его жизни, его бессмертия.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Понятие меры завершает учение о бытии. Следующее за ним учение о сущности как сфере «рефлективных определений» Гегель назвал самым сложным разделом логики. Он начинается «видимостью», т. е. «мерой», отрефлексированной как несущественное или безосновное бытие. Рефлексия бытия в себя дает «тождество», в котором, однако, заложено начало «различия». Углубление различия дает «противоречие», разрешающееся в «основание». Основание обосновывает «существование», а существование развертывается в «явление», которое затем сливается с «сущностью» в тотальности «действительности».

В движении от одних определений мысли к другим Гегель часто руководствовался лингвистическими интуициями, так как был уверен, что немецкий язык наделен истинным спекулятивным духом. Особенно много таких моментов в учении о сущности. К примеру, переход от понятия противоречия к понятию основания Гегель доказывал ссылкой на то, что противоположности «уничтожаются» (gehen zu Grunde), а Grund и есть основание. Этимология слова «существования» (Existenz) указывает, по Гегелю, на «происхождение из чего-то, и существование есть бытие, происшедшее из основания». Если признать, что поэзия есть чувство языка, то эти и подобные примеры позволяют говорить о философии Гегеля как о своеобразной поэзии понятий.

Совесть - это моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то его разбивают.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Субъективная логика, или учение о понятии как свободно развивающейся «действительности», открывается учением о субъективных понятиях, суждениях и умозаключениях (лишь эта часть «Науки логики» напоминает о традиционном предмете этой науки). Гегель считал, что всякое истинное понятие содержит три основных момента: единичности, особенности и всеобщности. Он отвергал отождествление понятия с общим представлением. Понятие есть такое общее представление, которое вбирает в себя особенность и единичность. Триединая природа понятия раскрывается в суждениях (к примеру, суждение «это - роза» выражает тождество единичности и всеобщности) и, полнее всего, в умозаключениях.

Следующей ступенью на пути к абсолютной идее Гегель назвал «объект» как понятие, «определенное к непосредственности». Объект раскрывается через «механизм», «химизм» и «телеологию». Синтез «понятия и объективности» дает идею, а единство моментов идеи, «жизни» и «познания» - «абсолютную идею», дедуцирование которой завершает логику.

Связь двух лиц различного пола, называемая браком, это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор, а прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Философия природы и философия духа

Учение о природе Гегеля основано на тезисе о том, что природа есть инобытие абсолютной идеи. Отчуждение идеи от себя имеет характер онтологического падения. Отражая структуру идеи и заключая в себе множественность, природа не является тем не менее подлинной конкретностью, так как многообразное в ней «внеположно». Природа не лишена момента случайности и иррационального начала. Считая природу инобытием неизменной идеи, Гегель отрицал эволюционистские концепции: природа «существует так, как она существует; ее изменения суть поэтому лишь повторения, ее движение - лишь круговорот». Конечно, Гегель не мог оспаривать факты, скажем, геологической истории. Но он говорил, что даже «если Земля и была в таком состоянии, когда на ней не существовало ничего живого, а только химический процесс и т. д., то все-таки при первом же ударе молнии жизни в материю тотчас возникает определенное, законченное образование, как Минерва выходит во всеоружии из головы Юпитера». «Человек не развился из животного, - продолжает он, - как и животное не развилось из растения; каждое существо есть сразу и целиком то, что оно есть».

Основными формами природного существования Гегель считал пространство, время, механические и химические взаимодействия стихий, а также жизнь. В жизни природа переходит «в свою истину, в субъективность понятия», т. е. в дух.

Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Философия духа, имеющая дело с человеком во всех аспектах его психического и социального бытия, состоит из трех разделов, рассматривающих субъективный, объективный и абсолютный дух. Философия субъективного духа распадается на антропологию, предметом анализа которой является человеческая душа в ее «природном», еще неокрепшем существовании, феноменологию, анализирующую историю сознания в его продвижении через самосознание к разуму (в широком смысле), а также психологию, рассматривающую иерархию душевных способностей, от чувственности до практического разума. Философия объективного духа изучает формы социального бытия человека. Исходное понятие этой части философии духа - тождественная с практическим разумом свобода, объективирующаяся в собственности. Собственность предполагает систему права. Субъективное осознание права, рассматривающееся в противопоставлении ему, Гегель называл моралью. Синтез морали и права - нравственность. Элементарной ячейкой нравственности оказывается семья. Целью существования семьи является рождение ребенка, который со временем создает собственную семью. Множественность семей образует «гражданское общество» как сферу «частных интересов». Для их упорядочения возникают различные корпорации и полиция.

Рассудок может образоваться без сердца, а сердце - без рассудка; существуют односторонние безрассудные сердца и бессердечные умы.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Гражданское общество не являлось для Гегеля высшей формой социальной жизни. Таковой он считал государство. Государство выражает единство устремлений народа. Его устройство должно отражать эту особенность. Наилучший вариант - монархия. Гегель считал прусскую монархию близким к идеалу государством. Он полагал, что всякое государство имеет собственные интересы, которые выше интересов отдельных граждан. В случае внутренней необходимости оно может вступать в войну с другими государствами, которую Гегель считал естественным явлением в истории. Историю он понимал как самораскрытие «мирового духа», как прогрессивное движение человечества к осознанию свободы.

На этом пути человечество прошло несколько важных стадий. В восточных деспотиях был свободен только один (монарх), в греко-римском мире - некоторые (граждане), в германском же мире, приходящем с воцарением христианства, свободны все. История развивается помимо воли людей. Они могут преследовать собственные интересы, но «хитрость мирового разума» направляет вектор движения в нужную сторону. В каждый период истории мировой дух выбирает для реализации своих целей какой-то определенный народ, а в этом народе - выдающихся людей, как бы воплощающих смысл эпохи. Среди таких людей Гегель упоминал Александра Македонского и Наполеона.

Нравственность - это разум воли.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Мировой дух как предмет субъективной рефлексии, т. е. единство субъективного и объективного духа, становится абсолютным духом. Существуют три формы абсолютного духа: искусство, религия и философия. Искусство выражает абсолют в чувственных образах, религия - в «представлениях», философия - в спекулятивных понятиях. Философию Гегель считал наиболее адекватным способом познания абсолюта. Искусство, согласно Гегелю, бывает «символическим», когда образ и предмет лишь внешним образом относятся друг к другу, «классическим», когда они гармонично сочетаются, и «романтическим», когда у художника возникает понимание невыразимости идеи в образах. Высшей формой искусства, по мнению Гегеля, является классическое искусство, нашедшее совершенное выражение в античной культуре (кстати, Гегель очень ценил и античную философию, особенно греческую). Самой адекватной формой религии Гегель считал христианство, «абсолютную религию».

Гегель внес значительный вклад в христианскую теологию, пытаясь дать новое обоснование важнейших догматов христианства и оспаривая кантовскую критику доказательств бытия Бога. Что же касается философии, то итоговой системой философии он называл собственный «абсолютный идеализм».

Ничто великое в мире не совершается без страсти.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Гегель был уверен, что вся история философии представляет собой последовательное раскрытие содержания абсолюта. Смена философских систем в идеале соответствует «последовательности выведения логических определений идеи». По его мнению, нет ложных философских систем, есть лишь более или менее адекватные теории абсолюта. Философия имеет также важное социальное значение. Философ говорил, что она «есть ее эпоха, схваченная в мысли». Впрочем, философия никогда не успевает за историей, «сова Минервы вылетает в сумерках».

Влияние Гегеля на философию

Гегель оказал громадное влияние на философию 19 века. Многочисленные ученики и последователи разделились на «правое», «левое» и «ортодоксальное» (К. Михлет, К. Розенкранц) гегельянство. Правые гегельянцы (К. Гешель, Г. Хинрикс) предлагали теологическую интерпретацию философии Гегеля, левые (Арнольд Руге, Бруно Бауэр и другие) радикализировали идеи учителя, порой давая им атеистическое или даже революционное истолкование.

В недрах левого гегельянства возникло широкое движение «младогегельянцев», вобравшего в себя философские учения Людвига Фейербаха, Карла Маркса, Фридриха Энгельса и других. Согласно известной, хотя и небесспорной формуле, Фейербах «перевернул Гегеля с головы на ноги», лишив самостоятельного существования его «абсолютную идею» и объявив Бога проекцией человеческой сущности. Марксисты же считали реформированную гегелевскую философию одним из важнейших источников новой идеологии рабочего класса. Знаменитый тезис Гегеля «действительное разумно, разумное действительно» был истолкован ими в смысле необходимости сознательного преобразования мира. В конце 19 - начале 20 веков возникло неогегельянство, отзвуки которого слышны и по сей день в неомарксизме, герменевтике и других философских направлениях.

Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Сочинения:

Werke, Bd 1 - 19, В., 1832 - 87: Sämtliche Werke, hrsg. von H. Glockner, Bd 1 - 26, Stuttg., 1927 - 40;

Sämtliche Werke. Kritische Ausgabe, hrsg. von G. Lasson und J. Hoffmeister, Bd 1 - 30, Lpz. - Hamb., 1923 - 60 - ;

Theologische Jugendschriften, Tübingen, 1907;

Briefe von und an Hegel, Bd 1 - 3, Hamb., : в рус. пер. - Сочинения, т. 1 - 14, М. - Л., 1929 - 59;

Эстетика, т. 1 - 2 - , М., 1968 - 69 - ;

Наука логики, т. 1 - , М., 1970;

Работы разных лет, т. 1 - 2, М., 1970 - 71.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель - цитаты

Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей.

Жизнь - это бесконечное совершенствование. Считать себя совершенным - значит убить себя.

Из всех вообще безнравственных отношений - отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное.

Истина рождается ересью, а умирает предрассудком.

История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы.

Не имеет значения, когда человек живет, если его творение находится в зоне пространственных величин. Только для линейных людей такие люди могут быть историей. Для тех же, кто мыслит и пытается познавать себя, они всегда в настоящем и даже в будущем.

Для меня Гегель - один из основателей теории развития сознания, где он сравнивает субъективный анализ с объективным не для решения вопроса в пользу одного из них, а для выявления абсолютного понятия, где дух и сознание едины. Это позволяет нам познать природно-пространственную связь сознания, что так необходимо для понимания концепции существования человека.

Один из величайших философов своего времени, Георг Вильгельм Фридрих Гегель оказал исключительное влияние на развитие философской мысли как в Западной Европе, так и в России в 40-60-х годах 19-го века. Немецкий философ-идеалист противопоставил господствовавшей в 18-ом веке научной мысли (рассматривавшей объективный мир и его отражение в человеческой психике как систему неизменных и замкнутых в себе элементов) диалектический метод, требовавший изучения окружающей природы и человеческой истории в их движении и неразрывной связи.

С точки зрения Гегеля, нет ничего неизменного и постоянного, все течет, движется и изменяется… И суть этого движения - не законы эволюции, а путь диалектики, т. е. путь развития на основе противоречий. Основа всего существующего, для Гегеля, - это Абсолютный дух, развитие которого по имманентным законам и составляет диалектический процесс.

Биографическая справка

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в Штутгарте 27 августа 1770 в протестантской семье. После окончания гимназии Гегель поступил на богословское отделение Тюбингенского университета (1788–1793), где прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию. Друзьями Гегеля здесь стали молодой Фридрих фон Шеллинг, будущий великий философ-идеалист, и Фридрих Гёльдерлин, поэзия которого оказала глубокое влияние на немецкую литературу. В университете Гегель также увлекался изучением работ Иммануила Канта и произведениями Ф.Шиллера.

В 1799, после смерти отца, Гегель, получив небольшое наследство, смог вступить на поприще академической деятельности, и в 1800 году возник первый набросок будущей философской системы («Фрагмент системы»).

На следующий год, представив в Йенский университет диссертацию «Планетные орбиты» (De orbitis planetarum), Гегель получил разрешение читать лекции. В университете Гегель сумел реализовать свой исследовательско-аналитический талант, параллельно получив статус профессора. Лекции Гегеля были посвящены обширному кругу тем: логике и метафизике, естественному праву и чистой математике.

В тот же период у Гегеля четко формируются положения и его первой из главных работ - «Феноменологии духа» (Phänomenologie des Geistes, 1807). В этом труде Гегель разворачивает идею поступательного движения сознания от непосредственной чувственной достоверности ощущения к его восприятию и затем к познанию разумной действительности, что приводит человека к абсолютному знанию. Таким образом, для Гегеля единственно реальным является только разум.

В 1806 году Гегель покинул Йену, чтобы через два года принять пост ректора классической гимназии в Нюрнберге. Здесь, за восемь лет работы, Гегель получил богатейший опыт - и как преподаватель, и как ученый. Он много общался с людьми, читал лекции по философии права, этике, логике, феноменологии духа, различным направлениям философии. Ему также приходилось вести уроки литературы, греческого, латинского, математики и истории религии.

В 1811 году он женился на Марии фон Тухер, которая была родом из семьи баварской знати. В этот довольно счастливый для себя период Гегель пишет наиболее важные произведения своей системы (например, «Наука логики» (Die Wissenschaft der Logik, 1812–1816)).

В 1816 году Гегель переезжает в Гейдельберг, получив приглашение от местного университета. Здесь он преподает на протяжении четырех семестров, на основе чего возникает учебник «Энциклопедия философских наук» (Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse, первое издание 1817). А в 1818 году Гегель получает приглашение преподавать в Берлинском университете.

Лекции Гегеля в Берлине получили такую известность, что в университет устремились не только немецкие студенты, но и молодые люди из многих европейских стран. Мало того, гегелевская философия права и государственного строя начала обретать статус официальной философии Пруссии, и целые поколения общественных и политических деятелей формировали свои взгляды на государство и общество на основе гегелевского учения. Можно утверждать, что система Гегеля, как философа, обрела реальную силу в интеллектуальной и политической жизни Германии.

К сожалению, сам философ не смог в полной мере почувствовать все плоды своего успеха, так 14 ноября 1831 года он скоропостижно скончался (как предполагают, от холеры).

(Вскоре после смерти Гегеля его друзья и ученики подготовили полное издание его работ, которое было опубликовано в 1832–1845 гг., это были не только уже опубликованные работы философа, но и университетские лекции, рукописи, а также его студенческие записи на самым широкие темы (философия религии, эстетика, история философии)).

Философия Гегеля

Философская система Гегеля строится вокруг того, что реальность поддается рациональному познанию, ибо рациональна сама Вселенная. «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно» («Философия права»). Абсолютной реальностью для Гегеля является разум, который проявляет себя в мире. Соответственно, если бытие и разум (или понятие) тождественны, то мы можем узнавать о строении реальности через изучение понятий, и в этом случае логика, или наука о понятиях, тождественна метафизике, или науке о реальности и ее сущности.

Диалектизм Гегеля заключается в том, что всякое понятие, реализованное до конца, неизбежно ведет к своему антагонистическому началу, то есть реальность «превращается» в свою противоположность. Однако это не простое линейное противопоставление, так как отрицание противоположности приводит к согласованию понятий уже на новом уровне, что ведет к синтезу, где противостояние тезиса и антитезиса разрешается. Но здесь же возникает и новый виток, ибо синтез в свою очередь также содержит в себе противополагающее начало, которое приводит уже к его отрицанию. Так рождается не имеющее конца чередование тезиса антитезисом, а затем синтезом.

Реальность Гегеля существует в трех стадиях: бытие в себе, бытие для себя и бытие в себе и для себя. Относительно разума, или духа, эта теория предполагает, что дух эволюционирует, проходя три ступени. Вначале это дух в себе, затем, расширяясь в пространстве и времени, он превращается в свое «инобытие», т.е. в природу. Природа в свою очередь развивает сознание, тем самым образуя свое собственное отрицание. Но здесь происходит уже не простое отрицание, а примирение предшествующих ступеней на более высоком уровне. В сознании возрождается дух. В новом цикле сознание проходит три последующие стадии: стадию субъективного духа, стадию объективного духа и, наконец, высшую стадию абсолютного духа.

На основе этого же принципа Гегель производит и систематизацию философии, очерчивая место и значение различных дисциплин: логики, философии природы и духа, антропологии, феноменологии, психологии, морали и этики, включающей философию права и философию истории, а также искусства, религии и философии как высших достижений разума.

Довольно серьезное место в философии Гегеля занимает этика, теория государства и философия истории. Вершиной его этики является государство как воплощение нравственной идеи, где божественное врастает в действительное. По Гегелю, идеальное государство - это мир, который дух создал для себя, или божественная идея, воплощенная на Земле. В исторической же действительности имеются хорошие (разумные) государства и дурные государства.

Гегель полагает, что Мировой Дух (Weltgeist) действует в царстве истории через избранные им орудия - индивиды и народы, поэтому героев истории нельзя судить по обычным меркам. Кроме того, реализация самого Мирового Духа может показаться обычному человеку несправедливой и жестокой, если она связана, например, со смертью и разрушениями, ибо индивиды полагают, что они преследуют свои собственные цели, но на самом деле они осуществляют намерения Мирового Духа, который решает прежде всего свои задачи.

Через призму исторического развития любая нация, как и индивид, переживает, по Гегелю, периоды юности, зрелости и умирания, реализуя свою миссию и затем покидая сцену, чтобы дать дорогу более молодой нации. Конечная цель исторической эволюции - это достижение истинной свободы.

Важная концепция в системе Гегеля - понятие свободы как фундаментального начала духа. Он полагает, что истинная свобода возможна только в рамках государства, ибо только здесь человек обретает достоинство как независимая личность. В государстве, говорит Гегель, правит всеобщее (т.е. закон), а индивид по своей свободной воле подчиняет себя его правлению.