Меню
Бесплатно
Главная  /  Медикаменты  /  Систематизация и хранение открыток. Разбираем сувениры: что оставить, а что выбросить

Систематизация и хранение открыток. Разбираем сувениры: что оставить, а что выбросить

Коллекционирование открыток в течение долгих лет вызывает некоторые опасения относительно их сохранности. Если Вы предпочитаете держать открытки или старинные фотографии в полностью заполненных старинных альбомах, и вставлены они туда потому, что были первоначально собраны для этого альбома, Вы будете иметь большее количество проблем.

Реальное неудобство - в наиболее ранних альбомах применялась плохая зеленая или черная бумага, которая пропечатывается на уголках. Если потом использовался альбом высшего качества, то гладкая бумага уже не могла исправить темный налет на углах открыток. Открытки должны быть удалены из этих старых альбомов.

Главные враги бумаги - огонь (пожар), вода или влажность, грязь, солнечный свет. Если Вы вкладываете большие суммы денег в открытки для Вашей коллекции или для продажи дилеру, то открытка должна хорошо храниться. Открытки могут быть неплохо защищены в коробке, которая является прохладной, сухой, темной.
[Добавление редактора сайта: К тому же открытки нужно периодически просматривать. Недопустимо, чтобы на некоторые открытки Вашей коллекции не "попадал Ваш взгляд" в течение десятилетий].

Сохраняйте влажность хранения открыток в 50-65 %; при слишком низкой влажности бумага становится ломкой, при слишком высокой - растут микроорганизмы. Высокая температура [например возде батарей отопления] причиняет открытке быстрое химическое ухудшение состояния.

Солнечный свет - большой разрушитель бумаги. Если Вы желаете устроить выставку Вашей коллекции, на размещайте Ваши экспонаты в места прямого попадания солнечных лучей. Покажите лучше Ваши открытки на внутренних стенах помещения вдалеке от естественного света. Если организаторы Вашей выставки не знают этого, попробуйте их убедить или ищите других организаторов.

Ничто не должно крепиться к открытке, что не может быть легко отсоединяться. Никогда не приклепляйте никакие ленты к лицевой стороне Ваших открыток. [Никогда не скрепляйте открытки скрепками].

Дилеры используют прозрачные пластмассовые альбомные страницы. Запас открыток у дилера постоянно меняется и потому открытки в магазинах редко находятся в контакте с винил-хлоридной системой хранения достаточно долго для того, чтобы испортиться. Но коллекционерам не рекомендуется хранить открытки в таких альбомах. [Альбомы следует хранить только вертикально, но даже вопреки этому у одного знакомого филокартиста был случай, когда открытки прилипли к винил-хлоридным (прозрачным пластиковым) листам альбома]. Этот PVC материал причинит химическое повреждение старинной бумаге, если хранить в таких альбомах открытки длительное время без движения. Открытки в таких альбомах рискуют водным повреждением от уплотнения, формирующегося внутри "прозрачных рукавов". Это особенно проявляется когда открытки в таких пластмассовых "рукавах" подвергнуты влиянию солнца. Солнце нагревает их и затем нагревается открытка, что может причинить ей необратимое повреждение.

Прежде чем паниковать относительно хранения Ваших открыток, помните, что они пережили почти 100 лет в старинных альбомах плохого качества. Они, вероятно, переживут намного больше при разумной осторожности с Вашей стороны.

Перевод с английского и комментарии А.А.Шестимирова
http://obook.ru/index.php?action=show_articles&subid=87

Э. Файштейн. Систематизация и хранение открыток. Филателия СССР. 1976. №3. Стр. 61-62

Вопросы систематизации открыток волнуют многих коллекционеров. И действительно, каждую коллекцию необходимо систематизировать, то есть расположить в определенном порядке, установить определенную последовательность. Система - это ключ для раскрытия темы.

Она дает ясное представление о том или ином историческом периоде, помогает объединить разрозненные впечатления, приводит их в одно стройное целое, облегчает нахождение нужного в данный момент материала.

Очевидно, что систематизация открыток в зависимости от объема собрания, его содержания, целей и задач будет различной.

Рассмотрим способы систематизации отдельных, наиболее типичных собраний.

Многие коллекционеры собирают открытки о жизни и деятельности выдающихся людей.

Исключительно важной и ответственной является тема, посвященная истории КПСС. Здесь также следует тщательно изучить историю партии и располагать открытки в хронологической последовательности. Такая коллекция будет служить ценным пособием при изучении истории партии в кружках, на семинарах, выставках, лекциях. Полезна она и для пропагандиста и агитаторе.

В хронологической последовательности должны располагаться открытки а собраниях, посвященных историческим темам, как, например, история Великой Отечественной войны, Отечественной войны 1812 года.

Небольшую коллекцию открыток - репродукций с произведений русских и советских художников достаточно разделить по видам изобразительного искусства на живопись, графику, скульптуру, а затем в каждом виде - по художникам, соблюдая хронологическую последовательность.

В тех случаях, когда художники работали в нескольких видах изобразительного искусства, вряд ли целесообразно разделять открытки - репродукции с их произведений, их надо держать вместе.

Небольшие коллекции, посвященные работам зарубежных художников, систематизируют по странам, а затем по такому же принципу, как указано выше. Таким же образом следует систематизировать и коллекции, состоящие из открыток-репродукций русских, советских и зарубежных художников.

В больших собраниях систематизация сложнее. Если коллекция состоит из произведений русских и советских художников, то прежде всего она делится на русское дореволюционное искусство и советское искусство. Затем каждый этот отдел делится, в свою очередь, на живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство и архитектуру.

Русское дореволюционное изобразительное искусство разделяется на следующие исторические периоды: древнерусское искусство, искусство XVIII века, искусство первой половины XIX века, искусство второй половины XIX века, искусство XX века. Каждый исторический период разделяется по жанрам и художникам, причем обязательно сохраняется хронологическая последовательность.

Если собрание открыток посвящено зарубежному изобразительному искусству, то его надо разделить по странам, а в пределах каждой страны - по историческим периодам.

Так, западноевропейское изобразительное искусство делится на искусство древности, искусство средних веков, искусство эпохи Возрождения, искусство XVII-XVIII веков, искусство XIX - начала XX веков, современное, искусство. Затем следует обычное деление по видам изобразительного искусства и по художникам в хронологической последовательности.

Способы систематизации видовых открыток крайне разнообразны. Здесь многое зависит от задач и целей собрания. Если коллекция состоит из отечественных видовых открыток и фотографий, как дореволюционных, так и советских, то их можно расположить, например, следующим образом. В начале собрания поместить Государственный герб и флаг СССР, карту Союза, виды столицы нашей Родины - Москвы. Затем разместить в алфавитном порядке виды городов и местностей по республикам и автономным областям, сохраняя ту же последовательность: герб и флаг республики, ее карта, виды ее столицы.

Бесспорно интересно сопоставление видов старого города с новым, старой, деревянной, кондовой Руси с величественной панорамой городов Советского Союза. Если же в коллекции имеются видовые открытки с изображением пейзажей, флоры, фауны, этнографические открытки, то, разместив их соответствующим образом, можно создать более или менее полную картину географии Советского Союза. По этому же принципу систематизируются и собрания разных стран мира.

Большие, так называемые «генеральные» коллекции целесообразно систематизировать по библиотечной классификации, используя книгу «Библиотечно-библиографическая классификация» («Книга», М., 1964 г.).

Тематические собрания можно строить по любому принципу, в частности, специалисты в той или другой области строят их в зависимости от поставленных ими целей.

Догму в систематизации устанавливать нельзя, и схему построения собрания может избрать сам коллекционер, учитывая необходимость логического развития темы, ее специфику и простоту пользования ею.

Хранить открытки можно в альбомах и картотеках. Альбомы рассчитаны на 72, 96, 144 и 240 открыток. Альбомы на 240 открыток (на листе помещаются три открытки) удобны тем, что они рассчитаны на два формата - 9X14 см и 10,5X15 см. Альбомы следует держать в вертикальном положении, так как в противном случае открытки прессуются и пазы вдавливают глубокие борозды в углах открыток. Рекомендуется также вклеивать в альбомы листы папиросной бумаги, чтобы защитить от трения верхний слой открытки.

Хранение открыток в альбомах сопряжено с некоторыми неудобствами. Так, надписи на открытках (имя художника, название произведения) в большинстве случаев помещены на оборотной стороне открытки, и для того, чтобы прочесть их, надо вынимать открытки из альбома. Это портит открытку. Поэтому можно присвоить открыткам (на альбомном листе) порядковые номера, а в начале альбома поместить их перечень, или же давать под каждой открыткой вставку с основными данными.

В альбомах часто приходится перемещать открытки (особенно при расположении их в хронологическом порядке), предоставляя место новым приобретениям. Во избежание лишних перестановок рекомендуется оставлять в альбомах пустые места для нового пополнения. Вставлять открытки в альбомы рекомендуется двумя противоположными углами.

В картотеках открытки хранят в конвертах или без них, с помощью разделителей. На конвертах обычно указываются более или менее подробные данные о художнике (по усмотрению коллекционера), и располагаются они в алфавитном порядке. Вообще принципы систематизации не меняются при хранении открыток в картотеках. Расставляются они также по странам, историческим периодам, художникам. Картонные ящики для открыток могут быть с откидывающейся передней крышкой.

Потихоньку количество полученных открыток ползет в сторону заполнения всех подвернувшихся под руку коробочек. И по мере накопления коробочек возникает, растет и ширится желание как-то этот бардак систематизировать и вообще… хочется, чтобы открытки можно было удобно смотреть! То есть и лицевую сторону и то, что на обороте. В особенности красивые марки:)
Просмотрев альтернативы, которые предлагают уже готовые варианты, как-то не впечатлилась ни разу…

Альбомы для фото — стандартные кармашки (а открытки-то попадаются разные) плюс в подавляющем большинстве фотоальбомов, чтобы увидеть оборотную сторону открытки, надо ее извлечь из кармашка. Неудобно.
Специальные альбомы для открыток даже не смотрела — подозреваю, что цены на них стремятся в космос. Сделала этот вывод на основании увиденных в сети продающихся поштучно кармашков специально для открыточных маньяков. Один такой кармашек стоит порядка 5 гривен. Повеситься можно!..

А значит что? Значит включаем инженерную мыслЮ и готовим к использованию растущие из правильного места руки! Хотя процесс, который я опишу ниже, оказался настолько прост, что даже место произрастания рук, похоже, не играет сильно большой роли:)

Итак инструмент и материалы. Все до смешного элементарно:
— прозрачные файлики для бумаги формата A4
— металлическая линейка (можно и деревянную, главное — не пластмассовую)
— шило или любой другой инструмент с заостренным жалом, который не жалко накалять
— ножницы

Приступим-с. Наша цель сделать из файла двухкармашечный элемент для хранения открыток.

Нагреваем шило над огнем.

Если открытки стандартные (10х15) можно не заморачиваться разметкой файла, а просто приложить линейку посередине файла, и шилом провести вдоль нее в 3-4 местах, как бы рисуя пунктирную линию. Да, не забудьте подложить под файл что-то, чтобы защитить столешницу (газету, например).

Получается вот что:

При этом совершенно не важно образовались ли в местах прижигания сквозные дырочки или пластик просто склеился. И так и так нам подходит. Верхний кармашек уже готов:)

Ну а для нижнего аккуратно делаем ножницами махонький разрез с краю на пару миллиметров ниже нашего «пунктира». В этот разрез вставляем ножницы и надрезаем верхний слой файла до другого его края (опять же на пару миллиметров ниже «пунктира»).

Второй карман готов!

В итоге коллекция приобретает благородный вид и удобство просмотра:)

Я давно хотела показать,как храню свои открытки.

В самом начале, когда открыток было не много, я аккуратненько ставила их в обувную коробку. Но они постоянно разваливались, при просмотре мялись, плюс на дне горкой валялись нестандарнтые открытки.
Специально сфотографировала, как это выглядело раньше.

Теперь я в это коробку я складывают конверты,которые жалко выкинуть, например,с красивыми марками, непочтовые открытки (со сгибом), хендмейд открытки или неразобранные нестандартные открытки.


Самое главное открытие, благодаря этому сообществу, это тетрадь с кольцами,в которую я вставляю прозрачные файлы формата А5. Очень удобно. Открытку видно с двух сторон.

В основном стандартные открытки (А6) держутся сами и никуда не проваливаются. Это видно на правом листе.

Но иногда приходится для надежности степлером посередине после закладки нижней карточки делать крепеж.

Нестандартные открытки я кладу вертикально и закрепляю для надежности степлером. В дальнейшем хочу завести две разные тетради для стандартных и нестандартных открыток.

Так я храню карточки, которые будут вдальнейшем отправлены.

А теперь покажу, как храню свои коллекционные открытки. Я собираю советские новогодние. Тут оборотная сторона открытки совсем не важна и часто она бывает не чистая.

Это отдельный пункт коллекции - открытки Зарубина. Для них я приобрела специальный немецкий фотоальбом с кармашками примерно 12х15,5.

В этом альбоме хранятся художественные открытки. В листы вставлены вкладыши (если внимательно присмотреться,то они желтые). Я кладу открытки по 4 с двух сторон, чтоб не проваливались, верхние сзади закреплены самодельным язычком от стикера (сходно с тем,как филателисты приклеивают свои марки в альбомы, только мой стикер не портит карточки и его легко снять).

Это альбом я сделала наподобие первого. Купила прозрачные файлы А4 и вставила в них белые листы,к которым закрепила открытки. Замечу, что файлы необходимо покупать не самые дешевые,а подороже -они плотнее и лучше держат открытки.

В эту же папку-корону я вставила файлы для фото 10х15. Стандартные открытки формата А6 сюда не влезают, поэтому вставляю нестандартные открыточки меньшего размера.

Такие непрозрачные двухсторонние файлы, для открыток побольше, я купила в фотосалоне и закрепила всё в ту же папку. Кармашек у них примерно 13,5х 19 см. Они не дешевые, поэтому много не купишь.

А это другой альбом. Он нестандартный - больше, чем А4. Здесь нестандартные коллекционные открытки.

А этот альбом у меня еще, наверное, с 90ых годов. Его мне папа принес с работы, тут были фото образцов какой-то текстильной продукции. Страницы магнитные. Здесь моя коллекция фотооткрыток.

Если кто-то еще собирает новогодние советские открытки, то пишите, можем чем-то поменяться.

Сейчас почта и популярность открыток переживают свое втрое рождение благодаря тому, что тысячи людей увлеклись новым занятием - посткроссингом. Это очень увлекательное занятие и не оставит равнодушным того, кто склонен к коллекционированию.
У меня, как у начинающего посткроссера (страшно себя так называть, особенно не имея аккаунта на сайте), уже скопилось две стопочки открыток - "Кому" и "От кого". Кроме того, у меня имеется и своя коллекционная стопочка с теми карточками, которые "никуда" и "никому", ибо внутренний хомяк непобедим. Конечно же для меня встал вопрос хранения еще и открыток. Мой способ не нов и не оригинален, потому как коробочная моя сущность неистребима и способна, в буквальном смысле, укрыть все. Интересное в моем способе хранения только то, что две коробочки очень удачно подошли друг к другу, хотя куплены в совершенно разных местах и в разное время. А еще я недавно увидела фото того,как хранит свою миллионную коллекцию одна из "монстров" посткроссинга - в жутких пластиковых тазико-коробках. Надеюсь, ее открытки не всегда грустят без внимания, к которому так привыкли всей своей открытой душой, и она хоть иногда достает их из убежища.
Поэтому я решила дополнить пост оригинальными идеями хранения открыток, и декора, с помощью которого можно дать своей коллекции внекоробочно-альбомную жизнь. Открытки нужны что бы ими любоваться, именно поэтому они такие красивые.

Сначала о том, как у меня.
Периодически я использую открытки в своих композициях хорошего настроения (которые есть по тэгу "фото", если кому любопытно:), и в сет-апах для фоток хендмейда. Потому такое качество, как "быстро достать и спрятать" для меня важно. Поэтому моя дружба с альбомами прекратилась на полупервом альбоме. Для меня они не удобны. Итак, коробочки...

Коробочка "От кого". Небольшая такая, скромненькая... Ну что ж, пока что полковнику никто не пишет я посткроссер-анархист, поэтому мне ее хватит еще надолго.

У коробочки интересная форма и открытки в ней можно хранить нестандартные, длинные к примеру. Стандартные удобно размещать и вертикально, в две стопки. Была эта коробочка настольным набором для письма с бумажками, блокнотом и благодарственными миниатюрными открытками. Нашла ее случайно в местном секонде по безумной для таких магазинов цене - рбль пятьдесят шотландских денег:). Классная, правда? Пора уже кому-то заняться бизнесом по производству чего-то подобного, милого и удобного спецом для посткроссеров. Ну и КУДА СМОТРЯТ КРАФТЕРЫ С МЕЙДЕРАМИ? Сектор рынка пустует, время его занять и сшибать денюжку:)

Коробочка "Кому" куплена в обячно магазине а-ля все по рублю. Она не так прекрасна, как предыдущая, но ей тоже удобно пользоваться.

Мне нравится хранить открытки "стоймя" - приятно их листать и удобно доставать. Кроме того, я разделила их на категории (весьма относительные, как у каждого), и закладками для категорий мне служат открытки сами открытки, поставленные не горизонтально, а вертикально, на манер закладок в картатеке - нашел нужную, а за ней все тебе необходимые по теме. И не надо вспоминать, что ты имел в виду, когда подписывал на ярлычке "замкилюдизвери" :).
Во как-то так выглядит моя картотека.

А еще я храню старинные открытки в тонких целофановых оболочках, они у меня посортированны не так, как остальные. Эти прозрачные конвертики достались мне вместе с открытками с блошки, но их можно купить и в хобби-магазинах, в отделах для открыток и скрапбукинга. Пыталась поймать их, они почти незаметные.

Вот так живут у меня открытки.
Скоро покажу что там у меня интересного, в коробочке "Кому" и хомячной стопке.

А теперь идеи хранения и декора. Эти два понятия трудно разделить, когда речь заходит об открытках. Хранение открыток уже само по себе декоративный прием. В общем, я замолкаю, а мы наслаждаемся!

Держалка из старых ставней. У меня в квартире такая дверца в кладовку:) На первой фотке конверты с семенами, но как идея вполне!

Без прищепок

Держалка из книги. По силам каждому. Можно ставить туда новые и любимые открытки на время.

Мэмори-пады

Самодельные

Аппетитная идея

Вместо рамочек для фото можно использовать баночки. А вместо фото - фотографии, подобранные по цвету к интерьеру, например.

Открытки в интерьере

Подлые все эти картинки - сразу хочется всего. А стен и комнат в наличие мало:(.
Вдохновения вам, друзья!

ЗЫ. Друзья-посткроссеры, как думаете, сунуться ли с этим постом в ру_посткроссинг или не профильное, тапками забросают? В откорректированном виде, конечно, если чо. Без моих философских многобуквий.