Меню
Бесплатно
Главная  /  Медикаменты  /  Степи россии. Природная зона степи России: где находится, карта, климат, почвы, флора и фауна IV. Работа над новой темой

Степи россии. Природная зона степи России: где находится, карта, климат, почвы, флора и фауна IV. Работа над новой темой

Цели урока:

Сформировать представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром.

Задачи урока:

  • Сформировать представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром.
  • Развивать умения работать с картой, учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы, оценивать свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников.
  • Прививать бережное отношение к природе.

Оборудование: ПК, МИМИО, проектор, карта природных зон.

У обучающихся: лист учёта знаний на уроке, карта урока, тест “Зона лесов”, картоки для самооценки: желтый тюльпан – 3, ирис – 4, красный тюльпан – 5 (Приложение 1 )

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация учащихся.

– Сегодня мы продолжим в путешествие по природным зонам, где вы встретитесь с удивительным растительным и животным миром, узнаете об особенностях климата и занятиях населения, об охране природы,

но сначала повторим пройденный материал.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

1) Учащиеся выполняют тест “Зона лесов”

Проверка. Один ученик называет свои варианты ответов, открывая на доске “шторки” МИМИО у предполагаемого ответа, учащиеся видят верный ответ. Остальные ученики проводят самопроверку своей работы, отмечая ошибки другим цветом.

После проверки на доске появляется слайд с критериями оценки работы. Ученики в лист самооценки вклеивают картинку, соответствующую своей оценке в графу “тест” (желтый тюльпан – 3, ирис – 4, красный тюльпан – 5)

(Самооценка: 5-7 правильных отв.– “3”, 8-9 прав. отв.– “4”, 10 прав. отв. – “5”.)

III. Сообщение темы урока. Постановка цели.

Учащиеся решают кроссворд по теме “Зона лесов” (Фронтальная работа)

Решив кроссворд, ребята узнают тему урока.

– Тема нашего урока “Зона степей”.

Мы с вами уже познакомились с несколькими природными зонами. (Учащиеся называют изученные природные зоны, показывают на карте).

– Все природные зоны мы изучали по определенному плану. Напомним друг другу план изучения природной зоны.

Учащиеся припоминают план изучения природной зоны, сравнивают с эталоном:

  1. Географическое положение зоны
  2. Климатические условия (сочетание тепла и влаги)
  3. Растительный мир
  4. Животный мир
  5. Влияние деятельности человека на природную зоны

– Таким образом, мы можем сформулировать цель урока. (Дети формулирует цель).

– В зоне степей вы встретитесь с удивительным растительным и животным миром, узнаете об особенностях климата, об охране природы,

– Так как мы с вами отправляемся в путешествие, нам необходимо наметить маршрут. (Составление маршрутного листа) (Приложение 2 )

Физминутка

IV. Работа над новой темой.

Просмотр презентации “Степь в разное время года”
  • Определим положение зоны степей карте (карта природных зон). Рассмотрите карту природных зон России. Каким цветом обозначена зона степей? Сравните площадь зоны лесов и зоны степей. Сделайте вывод.
  • Учащимся выдается таблица, которую они заполняют (Приложение 4 )
  • Климатические условия
    Средняя температура летом +22-24,июль до +40
    Средняя температура зимой -20-30
    Осадки летом Малочисленные,
    Ливневый характер дождей
    Осадки зимой Снежный покров низкий
    Растительный мир
    Деревья Нет, мало влаги
    Кустарники Нет, мало влаги
    Травянистые растения Да
    Как растения приспособились к условиям в степи 1) луковицы, клубни
    2) Узкие листья
    3) Длинные корни
    4) мясистые сочные стебли и листья
    Почему почвы степей очень плодородные?
    Название растения Основные сведения
    Животный мир
    Название животного Основные сведения
    Степь и человек

    4. Рассказ учителя

    Степи – большие безлесные пространства, травянистые равнины. Лето в степях более длинное, чем в зоне лесов. Средняя температура летом 22-24 градуса, в июле может подниматься до 40 градусов выше нуля. Лето сухое и солнечное, дожди бывают редко, имеют ливневый характер. Вода стекает в низины, не успевая впитаться в почву и быстро испаряется. Влаги в почве недостаточно, поэтому в степях деревья не растут. Летом часто дуют суховеи. Суховей – сухой, горячий ветер, приходящий из пустыни. Этот ветер приносит много неприятностей.

    Зима в степи короче и теплее, чем в лесной зоне. Но достаточно холодная, с морозами до 20-30 градусов. Снеговой покров маленький.

    Как уже было сказано, из-за недостатка влаги в степях не растут деревья, но трав здесь много. Травы хорошо приспособились к засухе. Одни растения имеют листья с восковым налетом, другие – узкие листья, мало испаряющие влагу, третьи – мясистые и сочные стебли и листья с запасом влаги.

    У некоторых растений корни уходят глубоко в землю, чтобы добраться до воды, у других – образуются клубни и луковицы.

    Весна в степи начинается рано, в феврале-марте снег уже тает и в почве скапливается влага.

    В это время растут луковичные растения. За месяц эти цветы успевают развиться, отцвести, расцвести, дать семена и увять. Им хватает в течение этого месяца, в луковицах скапливается запас питательных веществ и влаги. Становиться жарче и тюльпанов и ирисов степи больше не увидишь. Им на смену приходят злаковые растения.

    Эти растения имеют узкие листья, которые экономно испаряют влагу, Корни помогают устоять растению, когда дуют суховеи.

    К концу лета – началу осени степь почти совсем выгорает.

    В степях плодородные почвы, поэтому их распахивают под посевы.

    1. Кузнечик
    2. Кобылка
    3. Сверчки
    4. Бабочки
    5. Пчелы, шмели
    6. Степной волк
    7. Сайгак
    8. Суслик
    9. Заяц-русак
    10. Дрофа
    11. Степной орел
    12. Степной жаворонок
    13. Серая куропатка

    6. Степь и человек. Работа с учебником. С. 120.

    Беседа о прочитанном. Заполнение таблицы.

    V. Применение знаний.

    Взаимопроверка. Выставление оценки.

    Рефлексия.

    Какие задания вам особенно понравились?

    – Что интересного вы узнали на уроке?

    Подведение итогов по листу самооценки.

    Евразийская степь находятся в умеренном и субтропическом климатических поясах, и простирается на 8 тыс. км от Венгрии на западе через Украину, Россию и Среднюю до Маньчжурии на востоке. Степная зона России представляют собой равнинную местность, покрытую травянистой растительностью и практически лишенную деревьев, за исключением берегов рек. На степных почвах хорошо растут кустарники и множество видов трав.

    Евразийская степь на карте Евразии/Wikipedia

    Поскольку климат с запада на восток страны приобретает резко континентальный характер, меняется состав флоры и фауны. В степях России очень плодородные земли, поэтому большая часть территории была преобразована под сельскохозяйственные угодья. Деятельность человека привела к разрушению огромных участков девственной степи, а также сокращению численности уникальных видов растений и животных.

    Географическое расположение и типы степей России

    Зона степи на карте России

    Степная зона России простирается от Черного моря до Алтая на юге страны. Визуальной северной границей является Тула, реки Кама и Белая. На юге степи доходят до Кавказских гор. Часть зоны лежит на , другая располагается на Западно-Сибирской. При движении с юга на восток степные ландшафты встречаются еще в котловинах Забайкалья. Зона степи граничит с лесостепью на севере, а также на юге. Природные условия на территории степи неодинаковые. Отсюда разница в составе растительного мира. В России существует 4 следующих типа степей:

    • Горные: степные земли Кавказа покрыты многочисленными видами трав, за исключением осоковых.
    • Луговые: занимают большую часть европейской России и Западную Сибирь. В этой ландшафтной зоне растет разнотравье и злаковые. Густой зеленый ковер оживляют яркие цветоносы.
    • Ковыльные: степи Оренбургской области покрывают разновидности ковыля.
    • Пустынные: перекати-поле, прутнянка и ковыль встречаются на землях Калмыкии. Растительный покров территории значительно пострадал от деятельности человека.

    Климат степей

    С юга на восток климат русской степи меняется с умеренно-континентального до резко-континентального. Средняя температура зимой на Восточно-Европейской равнине составляет -5°C. У границ Западно-Европейской равнины эти показатели снижаются до -30°C. Зимы малоснежные, часто дуют ветра.

    Весна наступает резко, надвигаясь, благодаря воздушным массам, с юга и юго-запада. В конце марта столбик термометра поднимается до отметки 0°C. Снег быстро тает, новых осадков практически нет.

    Температура летом составляет +25°C, большинство дней ясные и солнечные. Осадки приходятся именно на теплое время года, их выпадает не менее 400 мм. Степи характеризуются засушливостью. Суховеи иссушают почву, приводят к эрозии, образуют овраги. Резкий перепад суточных температур на 15°C роднит степи с пустынями. Степная осень продолжительная, ветров практически нет, до ноября средняя температура составляет около 0°C.

    Степи на юге России более мягкие благодаря южным ветрам. Ветер с юга приносит влажный воздух, который смягчает зимы и снижает летнюю жару. Зимой в южных областях часто случаются циклоны, а летом в долинах рек образуются туманы.

    Степи на западе имеют более суровый климат, зимой, при температуре -50°C почва промерзает на 100 см. Снега выпадает мало, почти никогда не бывает оттепелей. Снежный покров сходит в середине апреля. Лето, продолжительностью три месяца, наступает в мае. Первые заморозки случаются в октябре, через месяц начинается зима.

    Растительный и животный мир

    Основной покров степи составляют злаковые культуры, растущие пучками, между которыми виднеется земля. Травы хорошо переносят жару и засуху. Некоторые из них сворачивают листву, чтобы избежать испарения. Чаще остальных растений встречается ковыль. Его размер зависит от региона произрастания. Не менее распространен в степи род злаков Тонконог. Колосовидные метелки многолетников являются кормом для животных.

    Большинство растений имеет темный окрас листвы, спасающий от лишнего испарения влаги. В степях произрастает ирис карликовый, шалфей луговой, кермек, астрагал, лабазник, шпажник, полынь. Огромное значение играют медоносы: донник, люцерна, гречиха, фацелия, пустырник и подсолнечник.

    Фауну степной зоны России нельзя назвать разнообразной. Крупным животным негде спрятаться, поэтому здесь встречаются небольшие зверьки: суслики, сурки, хомяки, тушканчики и ежики. питается степная лисица. Мелкие животные служат пищей для волков, диких котов и хорьков. Среди хищных птиц распространены совы, ястребы, луни и канюки. Кроме них, в степях обитают утки, дрофы, журавли и цапли. В степной зоне можно встретить земноводных и рептилий: лягушек, жаб, ящериц и змей. Степные антилопы, сайгаки, живут стадами, и приспособились долгое время обходиться без воды.

    Почвы

    Чернозем сформировался под воздействием высоких температур и пониженной влажности. Он отличается высокой плодородностью. В верхних слоях активно формируется гумус. Его горизонт в районе Кубани достигает 100 см. Южнее, из-за засухи, часто встречаются засоленные и солончаковые почвы. Во многих районах на поверхности активно протекает процесс эрозии. В условиях засухи можно наблюдать вымывание из верхнего слоя кальция, магния и натрия. В черноземе содержатся миллиарды полезных . Распаханные земли степей дают 80% от всей земледельческой продукции России.

    Хозяйственная деятельность

    Первые поселенцы степей занимались скотоводством. Затем люди начали активно распахивать земли и засеивать их. Сегодня на этих территориях выращивают кукурузу, пшеницу, подсолнечник и рис. Обилие света и тепла позволяют растить бахчевые культуры, дыни и арбузы. На юге часть земель отведена под виноградники.

    Травяной покров - это отличная кормовая база для скота. В степной зоне занимаются разведением птицы, овец, свиней и коров. В крупных городах работают заводы. Рельеф позволяет отстраивать длинные автомагистрали. Степи плотно населены, большие города соседствуют с малонаселенными деревнями.

    Экологические проблемы степей России

    Деятельность человека, водная и ветровая эрозия приводят к опустыниванию степей. Земля становится непригодной для выращивания урожая, снижается плодородие почв. Из-за сокращения растительности на спад идут популяция животных. В борьбе за урожай человек применяет удобрения, которые загрязняют хрупкую . Искусственный полив приводит к засолению грунта.

    Чтобы сохранить уникальный степи, необходимо усилить меры по защите редких растений и животных, создать новые заповедные территории. На охраняемых территориях уязвимые виды смогут быстрее восстановится. Степи России еще можно сберечь, но для этого необходимы совместные усилия государства и гражданского общества.

    Степи занимают шестую часть территории России. Это бескрайнее море разнотравья. Зона степи наиболее активно разрабатывается человеком для сельскохозяйственных работ из-за чрезвычайно плодородных почв. На этом уроке мы познакомимся с удивительным разнообразием растительного мира степи, узнаем о животных и птицах, которые здесь обитают.

    Мы уже знаем, что разграничение природных зон на карте отличается от этой же задачи на местности (рис. 1).

    Рис. 1. Карта природных зон России ()

    Южнее зоны лесов расположена зона степи, а переходная полоса шириной до нескольких километров называется лесостепью (рис. 2).

    Рис. 2. Лесостепь ()

    Здесь больше тепла и меньше осадков, чем в зоне лесов, поэтому деревьям расти труднее. Их становится меньше, а ближе к степи они совсем исчезают.

    Степи - это безлесные пространства, покрытые травянистой растительностью (рис. 3).

    Отличительная особенность степей - чрезвычайно плодородные почвы - черноземы (рис. 4).

    Рис. 4. Чернозем ()

    Для сравнения: в лесу слой гумуса составляет 15 см, а в степи - более 50 см.

    Климат степи засушливый, особенно мало осадков выпадает летом. Большинство растений в степи засухоустойчивы: они хорошо переносят недостаток влаги.

    Рис. 5. Степь в засушливое время ()

    В России степи занимают очень большие площади - на долю степей приходится около одной шестой части всей территории страны.

    Степи особенно красивы весной, когда зацветают тюльпаны, ирисы, маки - раннецветущие растения, которые спешат использовать весеннюю влагу, чтобы запасти в луковицах и корневищах питательные вещества на весь год (рис. 6-8).

    На 1 км² северной степи можно встретить до 80 видов трав, поэтому степь называют царством разнотравья. Здесь произрастают шалфей, сон-трава, горицвет, незабудка, пион, румянка и др. (рис.9-14).

    Румянка получила такое название из-за того, что корневищем этого растения в старину румянили щеки.

    Многие степные растения имеют волоски, шипы, колючки или выделяют эфирные масла (поэтому степные растения имеют сильный и стойкий запах), которые защищают их от излишнего испарения (рис. 15-17).

    В северной степи растут и кустарники: терн, миндаль, степная вишня (рис. 18-20).

    В южной степи в основном произрастают злаки: типчак и ковыль (рис. 21-22).

    Степь похожа на серебристое море во время цветения ковыля (рис. 23).

    Рис. 23. Цветение ковыля ()

    Степной ковыль имеет длинные корни, которые помогают ему получать влагу, и очень узкие, сложенные трубочкой листья, которые не дают растению испарять слишком много влаги (рис. 24).

    Рис. 24. Степной ковыль ()

    В конце сентября в южной степи можно увидеть необычное явление - шары, которые катятся по степи, гонимые ветром. Это растение перекати-поле, стебель которого уже высох к этому времени и оторвался от корневища, распространяет свои семена по степи (рис. 2).

    Рис. 25. Перекати-поле ()

    Здесь продолжительное засушливое лето, часто дуют суховеи - жаркие иссушающие ветры (рис. 26). Бывают пыльные бури (рис. 27). Дожди здесь - редкое явление, они ливневые и непродолжительные - земля не успевает пропитаться влагой, вода стекает в низины и испаряется (рис. 28).

    Разнотравье степи - дом для множества насекомых: богомолы, кузнечики, пчелы. Дыбка степная - самый крупный вид кузнечиков, обитает в степи, охотится на кузнечиков других видов (рис. 29-31).

    Такое количество насекомых и злаковых растений привлекает птиц (рис. 32).

    Рис. 32. Птицы в степи ()

    Журавль-красавка имеет действительно красивое оперение (рис. 33).

    Рис. 33. Журавль-красавка ()

    Эти птицы из года в год возвращаются на одни и те же места гнездования. Самка до взрослого возраста воспитывает двух журавлят (рис. 3).

    Рис. 34. Птенцы журавля-красавки ()

    Это пугливые и острожные птицы. К сожалению, во всем мире их осталось около тысячи особей.

    Серая куропатка (рис. 35) и дрофа (рис. 36) - еще более редкие птицы.

    Степной орел - легендарный охотник. Это очень крупная птица (размах крыльев достигает двух метров). Он подолгу парит над степью, высматривая добычу, а потом резко нападает (рис. 37).

    Рис. 37. Степной орел ()

    Степь - открытая местность. Поэтому мелкие животные прячутся от хищников в норы. В степи обитают мыши, хомяки и суслики (рис. 38-40).

    Суслики живут колониями, выходят, чтобы покормиться, на поверхность из нор все вместе, но один или два суслика остаются осматривать окрестности, они стоят «столбиком» и, если замечают опасность, издают громкий свист - это сигнал, чтобы все укрылись в норах (рис. 1).

    Суслик три месяца в году отъедается и девять месяцев проводит в спячке. Этот зверек примечателен еще и тем, что совсем не пьет воду: необходимую ему влагу он получает с кормом.

    Степь - это самая густонаселенная природная зона России: здесь много городов, поселков и сел. Причина тому - плодородные земли, которые издавна распахивались для ведения сельскохозяйственной деятельности (рис. 42-44).

    Степи - самая преобразованная человеком природная зона. Степень распашки на Восточно-Европейской равнине достигает 70-80 %, в Сибири меньше. Это зона сплошного земледельческого освоения с огромными массивами полей и большими селами.

    Распашка степей повлекла за собой изменение численности и видового состава фауны этой природной зоны, а также развитию водной и ветровой эрозии.

    Для защиты природного богатства зоны степи были созданы заповедники. В одном из них живут сайгаки - уникальные кочевые животные, которое в течение длительной эволюции хорошо адаптировалось к сложным условиям обитания в сухих степях и полупустынях Евразии (рис. 45).

    Этому виду более 15 тысяч лет. К сожалению, их существование, несмотря на усилия со стороны ученых, до сих пор находится под угрозой. Освоение человеком степей и бесконтрольная охота на сайгаков (ценное мясо, шкура и рога) почти полностью истребили этот вид.

    Весной у самки рождается один детеныш, который в первые дни своей жизни беспомощен и даже не умеет стоять на ногах (рис. 46).

    Рис. 46. Самка сайгака с детенышами ()

    Через несколько недель, когда детеныш подрастает и уверенно бегает, мама приводит его в своеобразный детский сад, где несколько опытных самок присматривают за юными сайгаками и обучают их выживанию в степи.

    Взрослые сайгаки бегают стадами, поднимая в степи густое облако пыли (рис. 47).

    Рис. 47. Стадо сайгаков ()

    Природа позаботилась о животных - у сайгаков длинный нос, чтобы пыль успевала оседать, а холодный воздух зимой согреваться до попадания в легкие (рис. 48).

    Рис. 48. Нос сайгака ()

    На следующем уроке мы поговорим о зоне пустынь, узнаем об особенностях климата этой зоны, растительном и животном мире пустынь России.

    Список литературы

    1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
    2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
    3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
    1. Atlas-yakutia.ru ().
    2. Zoogeo365.ru ().
    3. 3planet.ru ().

    Домашнее задание

    1. Составьте короткий тест (6 вопросов с тремя вариантами ответа) на тему «Степи России».
    2. Подготовьте небольшое сообщение об одной из степных птиц. Нарисуйте иллюстрацию.
    3. * Используя полученные на уроке знания, напишите рассказ «Бескрайнее море степи».

    Подробное решение часть 1 Зона степей по окружающему миру для учащихся 4 класса, авторов А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова 2015

    • Гдз часть 1, 2 по Окружающему миру за 4 класс можно найти
    • Гдз тесты по Окружающему миру за 4 класс можно найти
    • Гдз контрольно-измерительные материалы по Окружающему миру за 4 класс можно найти

    Рассмотри фотографии. Представь себе степь. Чем она отличается от леса.

    Ответ. Степь отличается от леса отсутствием деревьев. Это большие пространства, проросшие травой. Степи расположены южнее лесных зон. Травянистая растительность здесь иная, чем в лесу. Даже невооруженным взглядом видно, что листья более сухие, жесткие. Глядя на фотографию чувствуется ветер, практически всегда дующий в степи. Воздух наполнен запахом разных трав.

    Найди на карте природных зон России зону степей. Что ты можешь рассказать о ней по карте? Научись показывать эту зону по карте.

    1. Рассмотри в гербарии и на рисунке растения степей. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в степи. Проверьте себя по тексту учебника.

    Ответ. Растения степей имеют гибкие стебли, которым не страшны ветры-суховеи. У них узкие листья, которые испаряют мало влаги. Хорошо развита подземная часть. В ней накапливаются питательные вещества, которые сохранится до следующей весны.

    2. С помощью рисунка учебника (с.112-113) познакомьтесь с животным миром степи. Информацию о животных найди в тексте учебника.

    Ответ. Разнообразны насекомые степной зоны. Особенно много здесь кобылок и кузнечиков – отовсюду доносится их громкое стрекотание. Различать этих насекомых лучше всего по усикам: у кобылок они короткие, а у кузнечиков длинные. Кобылки кормятся растительной пищей. Кузнечики в основном поедают мелких насекомых. Среди кузнечиков есть очень редкий, крупный и красивый вид – степная дыбка. Живут в степной зоне различные бабочки, пчёлы, шмели и другие насекомые – опылители.

    Растениями и насекомыми кормятся птицы: степной жаворонок, серая куропатка, журавль-красавка, дрофа. Красавка – самый мелкий из журавлей. Как и показывает название, это очень красивая птица. Особенно замечательны пучки длинных белых перьев по бокам головы. Дрофа – одна из самых крупных птиц нашей страны, её называют степным великаном. Летает она тяжело, зато быстро бегает на длинных, сильных ногах. Журавль-красавка и дрофа – редкие птицы.

    В степной зоне много грызунов: суслики, хомяки, полёвки, мыши. Степь – открытое место. Поэтому от жары и от хищников грызуны могут спрятаться только в норах.

    Грызунами питаются хищные птицы и звери. Очень крупная, до 2 метров в размахе крыльев, хищная птица – степной орёл – настоящее украшение природы! Эта птица находится под охраной закона. Довольно часто встречается ловкий хищник степной хорёк. Он поедает множество грызунов.

    Живут в степной зоне и пресмыкающиеся. Насекомыми питаются и ящерицы, грызунами – степная гадюка

    3. Расскажи по этому рисунку об экологических связях в степи. Изготовьте модель цепи питания, характерной для степи.

    Ответ. Экологические связи в степи очень разнообразны. Здесь могут быть длинные разветвленные цеп питания. Климатические условия степи не самые комфортные - летом землю иссушают палящие лучи солнца, зимой очень морозно, а по равнине гуляют ветра, но, тем не менее, животный и растительный мир степной зоны довольно разнообразен. Что касается пищевых предпочтений, то они у каждого обитателя степи свои, единую схему питания составить не получится. Глядя на картинку, попробуем составить несколько пищевых цепочек:

    Злаки и осоки - хомяк - степная гадюка;

    Трава (растения) - суслик → степной орёл;

    Трава – кобылка – серая куропатка – степной орел.

    Некоторые степные животные вынуждены переселяться на поля. Так поступают журавль-красавка, дрофа. Но обычно их гнезда погибают во время полевых работ. Чтобы спасти этих птиц, их стали разводить в питомниках. Выскажи предположение, как организована эта работа. Проверь себя на страничках для самопроверки.

    Ответ. Вот как в одном питомнике разводят дроф. Перед вспашкой поля собирают яйца дроф и отправляют их в инкубатор. Когда вылупившимся птенцам исполниться неделя, их помещают в вольеры с травой, подкармливают насекомыми. Дрофята растут, учатся летать. Подросших птиц выпускают на обработанные поля.

    С. 116. Обсудим

    1.Сравни природу зоны степей с природой лесов и тундры.

    Ответ. В зоне степей значительно теплее, чем в зоне лесов или тундры. Но здесь выпадает мало осадков. Это сказывается на произрастающей здесь растительности. И соответственно, животном мире.

    Степь и леса расположена в обоих полушариях Земли, а тундра лишь в одном.

    Разный климат. В степи он значительно теплее.

    В тундре намного больше водных ресурсов, заключенных в грунтовых водах, многочисленных озерах и болотах. В лесах – это реки, озера, болота. В степи водные ресурсы ограничены.

    Зоны отличаются видовым составом растений и животных.

    Почвы степи являются идеальной базой для использования в сельском хозяйстве, почвы тундры не представляют практической ценности для современных аграриев. Почвы леса хотя и богаче тундровых, но сильно уступают.

    Из-за своей сельскохозяйственной ценности, степь активно распахивалась, поэтому на земле сохранилось ограниченное количество нетронутых, целинных массивов этой природной зоны. Тундра значительно меньше пострадала от хозяйственной деятельности человека. Леса используются в основном из-за своих внутренних ресурсов – древесины и объектов промысла.

    2. Рассмотрите на рисунках животных степи. В чем видна их приспособленность к условиям жизни?

    Ответ. В этой зоне нет крупных животных. Мелкие животные приспособились к жизни в траве, в земле. Главные приспособления – окраска - у степных животных часто под цвет растительности, животные делают норы, чтобы прятаться от хищников, и делать запасы на зиму. Они могут впадать в спячку на неблагоприятное время года. Также эти животные обладают острым зрением, хорошо развиты органы передвижения.

    Проверь себя

    1. Покажи на карте зону степей.

    Ответ. Степная зона России расположена участками вдоль южной границы России с запада на восток. Наиболее обширная степная зона находится на Восточно-Европейской равнине, где великая русская степь раскинулась от побережья Черного и Азовского морей до Уральских гор, в районе Прикаспия сменяясь зоной полупустыни. Степь располагается на юге Сибири, на территории республики Башкортостан, Хакассии, степные пространства находятся также и на стыке границ России, Китая и Монголии, на территории Забайкалья.

    2. Дай краткую характеристику зоны степей по плану, приведенному в учебнике (с.71).

    Ответ. Степь располагается на юге России. В степной зоне значительно теплее, но выпадает мало осадков. Это сказывается на разнообразии растений и животных. Растения: ковыль, типчак, тюльпаны, ирисы. Животные: степной орёл, пустельга, степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка, суслики, степная гадюка, хомяк, кузнечик, шмель, кобылка. В зоне степей выпадает мало осадков, поэтому нет крупных животных. Уничтожение степей приводит к сокращению численности обитателей этой зоны. Поскольку в степях почвы плодородны, люди давно начали активно осваивать эти районы, преобразовывая их в пашни. В настоящее время около 75% степей в европейской части России находятся в сельскохозяйственном обороте. Сибирь, в силу климатических факторов, пострадала меньше. Это приводит не только к вымиранию многих исключительно степных обитателей растительного и животного мира. Такое отношение к природе степной зоны ведет к развитию эрозии почвы, следствием чего являются пыльные бури, а со временем сокращение площади пахотных угодий из-за развития балок и оврагов.

    Степи Сибири пострадали в большей мере из-за выпаса скота. Возросла доля ядовитых растений и полынных трав среди лугового разнообразия.

    Большой урон цветению степей весенней порой наносит массовый сбор некоторых растений, которые занесены в Красную книгу.

    Чтобы сохранить погибающую природу степей, в России создана сеть охраняемых природных зон, в которых проводится как научная, так и эколого-просветительская работа, направленная на развитие степного сообщества как растений, так и животных. Такие территории получили название заповедников.

    Задания для домашней работы

    2. Найди в дополнительной литературе, Интернете сведения о тех растениях и животных степи, которые тебя заинтересовали. Подготовь сообщение.

    Ответ. Степь - царство трав. В степи растет полынь, типчак, ковыль. В полдень горько пахнет полынью. К концу лета степь почти выгорает. Тогда можно увидеть перекати – поле. Осенью их стебель ломается у самого основания, и ветер гонит легкие, почти прозрачные шары по ровному пространству степей. Так перекати – поле переносит свои семена на дальние расстояния.

    Ковыль степной

    Ковыль степной относится к семейству злаковых. У этого многолетника прямостоячий стебель, узкие сложенные вдоль, или совсем плоские листья. Имеет корневую систему в виде густой дерновины, но корни не ползучие. Метелки из крупных одноцветных колосков небольшие, но густые, имеют форму кистей. Сами колоски покрыты перепончатыми или кожистоперепончатыми чешуйками длиной от 0,8 до 2,5см. без учета длины остей, которые длинно и шиловидно заострены у верхушки колоска, а нижние кожистые, у основания имеют длинный каллус, переходящий в согнутую коленчато, длинную, покрытую остренькими волосками, ость 10-50см. длиной.

    Типчак – невысокое (20-40 см) многолетнее злаковое растение, образующее плотную дерновину. Стебли обычно тонкие, прямостоячие, гладкие. Из-за воскового налета, покрывающего стебли и многочисленные короткие вегетативные побеги, растение имеет сизый оттенок. Листья также серо-зеленого цвета, щетиновидные (около 0,5 мм в диаметре), извилистые.

    Характерны колоски небольших размеров (6-8 мм), цветковые чешуи с наличием короткой прямой ости. Колоски собраны в соцветия – метелки от 2 до 5 см длиной. До цветения метелки обычно компактные, в период цветения (июнь-июль) становятся раскидистыми с короткими веточками.

    Синеголовник полевой

    Растение сухощавое, с кожистыми листьями и жесткими щетинками-колючками, расставленными на всех удобных местах: по краям листьев, оберток и даже на зубцах чашечки цветка. Верхнюю часть стебля вместе с соцветиями словно окунули в синие чернила с металлическим отливом. Другие виды синеголовников в принципе соответствуют этому описанию, различаясь, кроме размеров, только формой прикорневых листьев, оберток и окраской. Впрочем, у плосколистного синяя окраска тоже непостоянный признак. Побродив по сухим лугам и полянам, где он растет в изобилии, можно найти как совсем бледные экземпляры, так и очень яркие. Многочисленные сорта, упоминаемые в каталогах, часто только этим и различаются.

    Качим метельчатый

    Травянистое растение высотой от 60 до 100 см с мощной корневой системой. Стебли от основания сильно ветвящиеся, голые либо внизу покрыты короткими желёзистыми волосками, образуют кусты шаровидной формы.

    Листья беловатые, ланцетные или линейно-ланцетные, длиной 2-7 см и шириной 3-10 мм, заострённые, с 3-5 дуговидными жилками; нижние листья рано увядают.

    Многочисленные мелкие цветки собраны в рыхлую, необлиственную, широко раскидистую метёлку, сидят на нитевидных цветоножках, превышающих длинучашелистиков в 2-3 раза. Чашечка ширококолокольчатая, длиной около 1,5 мм. Лепестки белые, до 3 см длиной. Цветёт в июне - июле, плодоношение наступает в конце июля - августе.

    Плод - округлая коробочка диаметром около 2 мм.

    Зопник колючий

    Зопник многолетнее травянистое растение. Наделено толстыми, извилистыми корнями. Обладает сильно разветвленным у основания стеблем высотой 30-60 см, поверхность которого опушением напоминает серый войлок. Прикорневые листочки травы держатся на плоских длинных волосистых корешках, а стеблевые листья имеют более короткие черешки. Форма листьев у разных частей растения неодинакова.

    У основания вырастают округленные или широкие клиновидные, верхушка отличается цельнокроеными листами, а в среднем сегменте стебля наблюдаются листья пильчатые.

    Цветки розового оттенка собраны в соцветие – мутовку, размещаются в пазухах верхних листьев, появляются в июне-июле. В августе растении начинает плодоносить. Плоды – орешки, темно-бурого цвета, в чашечке с мелкими бугорками.

    Сайгаки (лат. Saiga tatarica) относятся к степным парнокопытным млекопитающим из семейства полорогих, таким древним, что их стада паслись вместе с мамонтами. Сайгак.

    Также в народе этих животных называют маргач и северная антилопа. В настоящее время данный вид под строгой охраной, так как находится на грани исчезновения.

    Некоторые степные народы считали этих млекопитающих священными. Тема тесной связи между этими животными и людьми раскрыта в рассказе писателя Ахмедха́н Абу-Бака́р «Белый сайгак».

    Это животное однозначно нельзя назвать красивым. Первое, что сразу же бросается в глаза, если посмотреть на фото сайгака – их несуразная горбатая морда и подвижный хоботок со сближенными ноздрями округлой формы. Такое строение носа позволяет не только согревать холодный воздух в зимний период, но и задерживает пыль в летний.

    Кроме горбатой головы, у сайгака неуклюжее, полноватое тело длиной до полутора метров и тоненькие, высокие ножки, которые, как и у всех парнокопытных, заканчиваются двумя пальцами и копытом.

    Высота животного составляет до 80 см в холке, а вес не превышает 40 кг. Окрас животных меняется в зависимости от сезона. Зимой шерсть густая и теплая, светлая, с рыжеватым оттенком, а летом – грязно-рыжая, более темная на спине.

    Голову самцов венчают полупрозрачные, желтовато-белого цвета рога лирообразной формы длиной до 30 см. Расти рога сайгака начинают почти сразу после рождения теленка. Именно эти рога и стали причиной вымирания данного вида.

    Ведь в 90-х годах прошлого века хорошо покупались на черном рынке рога сайгака, цена их была весьма высока. Поэтому браконьеры истребляли их десятками тысяч. На сегодняшний день сайгаки обитают в Узбекистане и Туркмении, степях Казахстана и Монголии. На территории их можно встретить в Калмыкии и в Астраханской области.

    Там, где обитает сайгак, должно быть сухо и просторно. Идеальный вариант степи или полупустыни. Растительность в местах их обитания редкая, поэтому им приходится все время передвигаться в поисках еды.

    А вот от засеянных полей стада предпочитают держаться подальше, так как из-за неровной поверхности они не могут быстро бегать. Посягнуть на сельскохозяйственные растения они могут только в самый засушливый год, и, в отличие от овец, не вытаптывают посевы. Не любят они и холмистую местность.

    Сайгак – животное, которое держится в стаде. Удивительно красивое зрелище – миграция стада, насчитывающая тысячи голов. Словно поток стелятся они по земле. А связано это с типом бега антилопы – иноходь.

    Бежать маргач способен довольно продолжительное время со скоростью до 70 км/ч. Да и плавает эта антилопа сайгак довольно неплохо, известны случаи переправы животных через достаточно широкие реки, например, Волгу. Время от времени животное совершают вертикальные прыжки прямо во время бега.

    В зависимости от сезона они перемещаются либо на юг, когда приближается зима и ложится первый снег. Миграции редко обходятся без жертв. Стремясь вырваться из снежной бури стадо за сутки может преодолевать без остановки до 200 км.

    Слабые и больные просто выбиваются из сил и, падая на бегу, умирают. Если они остановятся, то потеряют свое стадо. Летом происходит миграция стада на север, где трава более сочная и есть питьевая вода в достаточном количестве.

    Малыши у этих антилоп рождаются поздней весной, и перед родами сайгака приходят на определенные участки. Если погода неблагоприятна для животных, они начинают свою весеннюю миграцию, и тогда в стаде можно увидеть малышей.

    В возрасте 3-4 дня от роду и весом до 4 кг они смешно семенят за своей мамой, стараясь не отставать. Эти млекопитающие ведут активный дневной образ жизни, а ночью спят. От своего главного врага – степного волка животные могут спастись только с помощью быстрого бега.

    В разные сезоны стада сайгаков могут питаться различными видами растений, причем некоторые из них являются даже ядовитыми для остальных травоядных. Сочные побеги злаковых, пырея и полыни, лебеды и солянки, всего около ста видов растений входит в рацион маргача в летний период. Питаясь сочными растениями, антилопы решают свою проблему с водой, и долгое время могут обходиться без нее. А зимой вместо воды животные едят снег.

    Брачный сезон у сайгаков выпадает на конец ноября-начало декабря. При гоне каждый самец стремится создать «гарем» из как можно большего количества самок. Половое созревание у самок значительно быстрее, чем у самцов. Уже в первый год жизни они готовы принести потомство.

    В период гона из желез, расположенных возле глаз, выделяется жидкость коричневого цвета с резким, неприятным запахом. Именно благодаря этому «аромату» самцы чувствуют друг друга даже ночью.

    Часто между двумя самцами случаются жестокие схватки, бросаясь друг на друга, они сталкиваются лбами и рогами, пока один из соперников не останется лежать поверженным.

    При таких боях животные часто наносят страшные раны, от которых впоследствии могут погибнуть. Победитель забирает себе приглянувшихся самочек в гарем. Период гона продолжается около 10 дней.

    У сильного и здорового рогаля в стаде встречается до 50 самок, а в конце весны у каждой из них появится от одного (у молодых самок) до трех сайгачат. Перед началом родов самки уходят в глухие степи, подальше от водопоя. Это единственный способ защитить себя и своих детей от хищников.

    Первые несколько дней детеныш сайгака практически не двигается и лежит, припав к земле. Его шерстка практически сливается с землей. Лишь несколько раз в день мама подходит к своему малышу, чтобы покормить его молоком, а в остальное время просто пасется неподалеку.

    Пока детеныш еще не окреп, он сильно уязвим и становится легкой добычей для лис и шакалов, а также для одичавших собак. Но уже через 7-10 дней сайгаченок начинает следовать за своей мамой по пятам, а более чем через две недели может бегать так же быстро, как и взрослые. В среднем в естественных условиях сайгаки живут до семи лет, а в неволе их срок жизни достигает двенадцати лет.

    Как бы ни был древен данный вид парнокопытных, он не должен стать исчезнувшим. На сегодняшний день на территории РФ и Казахстана приняты все меры для сохранения сайгаков. Созданы заповедники и заказники, основная цель которых, сохранить этот оригинальный вид для потомков.

    3. С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие в один из степных заповедников. Какую работу в заповеднике проводят ученые?

    Ответ. В России 11 заповедников можно отнести к степным: Астраханский, "Белогорье", Воронинский, Воронежский, Даурский, Восточно-Уральский, "Галичья Гора", Оренбургский, Ростовский, "Приволжская лесостепь", "Чёрные земли". Цель заповедников - сохранение и детальное изучение естественных природных процессов и явлений в и степной лесостепной зонах, а также сбережение отдельных видов и сообществ флоры, фауны и уникальных экосистем России.

    Ученые и изучают жизнь отдельных видов животных и растений в естественной среде без воздействия на них браконьеров и минимальным воздействием человека. Центральночерноземный заповедник.

    Центральночерноземный заповедник имени В. В. Алехина - в полосе северной степи Курской и Белгородской областей. Основан в 1935 году и назван в честь известного геоботаника, профессора Московского университета. Площадь свыше 4 тысяч гектаров. Наибольший интерес представляют участки Стрелецкой, Казацкой и Ямской степей. В заповеднике отмечен 31 вид млекопитающих, но если исключить некоторых заходящих животных (лось, косуля, волк и др.) и акклиматизированных (енотовидная собака), то остается около 25 аборигенных видов. Типичный обитатель целинной степи сурок-байбак истреблен еще в прошлом столетии. Следы его пребывания до сих пор сохранились в степях в виде небольших холмиков (сурочин), поросших степной растительностью. Кроме того, здесь попадаются крапчатый суслик, слепыш и ряд других видов фауны.

    Астраханский заповедник

    Астраханский заповедник - в приморской части дельты Волги. Основан в 1919 году, площадь свыше 62 тысяч гектаров. Назначение заповедника - охрана в первую очередь рыбы и водоплавающих птиц. Фауна млекопитающих относительно однообразна (всего 17 видов), что объясняется главным образом условиями паводков. Из животных в тростниковых зарослях в большом количестве держатся кабаны. В период паводков они собираются на незатопленных гривах, уходят вверх по протокам или спускаются на морские острова. Из хищных обычны лисица, барсук и акклиматизированная здесь енотовидная собака. Из грызунов прибрежные луга и пойму реки населяют заяц-русак, водяная крыса, обыкновенная полевка, мышь-малютка и др. Степные и пустынные участки «захватили» суслик, тушканчик и песчанки.

    Вспомни, больше или меньше тепла получают от Солнца зона пустынь по сравнению со степной зоной. Что еще ты знаешь о пустыне? Если тебе приходилось бывать в пустыне, приготовься рассказать об этом на уроке.

    Ответ. В пустыне земля получает тепла больше чем в зоне степей.

    Слово "пустыня" говорит само за себя: пустыня - значит, пусто. В пустыне нет ни морей, ни рек, ни озер, поэтому и дожди здесь идут крайне редко. Иногда в пустынях идут настоящие ливни, однако из-за жары вода быстро испаряется.

    Но не следует думать, что там только солнце и песок. Пустыня полна растениями и животными. А уж если попадаешь в пустыню весной, то можно увидеть и зеленую травку, и цветы, услышать пение птиц. Но проходит время, и горячее солнце делает свою работу - высыхает трава, вянут цветы, вместо них появляются барханы - песочные волны. Под воздействием ветра песок пересыпается через гребни барханов, и создается впечатление, что они как будто ползут по пустыне. Смотришь на них - и кажется, что пустыня безжизненна. Но это не так.

    Вот, например, дерево саксаул. Его листья такие маленькие, что на ветках их почти не видно. растет здесь и песчаная акация, листья которой превратились в колючки.

    Есть в пустыне удивительное растение - кандым. Его еще называют "перекати-поле". В пушистом шарике растение прячет семена. Легкий шарик скачет по пустыне, а заодно и семена разбрасывает, из которых вырастут новые растения.

    Корни у пустынных растений очень длинные. Это связано с тем, что вода здесь находится очень глубоко и растениям необходимо до нее добраться.

    У животных пустынь имеются особенности присущие только им. Так, им присуща «пустынная» окраска - жёлтые, светло-бурые и серые тона; она делает животных незаметными на фоне песка. Чтобы укрываться от врагов и и прятаться от жары, у ряда животных сильно развиты приспособления для рытья в песке (например, у грызунов - острые коготки на передних лапках). Они роют норы или способны быстро закапываться в рыхлый песок (ящерицы, некоторые насекомые). Многие пустынные животные (ящерицы, змеи, копытные) способны очень быстро передвигаться.

    Недостаток влаги - одна из главных трудностей в жизни обитателей пустыни. Все они по-разному приспосабливаются к суровым пустынным условиям. Большая часть животных пустынь летом ведёт ночной образ жизни. Некоторые, например, суслики, летом, в период самого сильного зноя, впадают в спячку. Одни пустынные обитатели пьют регулярно и много и в связи с этим передвигаются в поисках воды на большие расстояния или на сухое время года переселяются ближе к воде. Другие совсем не пьют, ограничиваясь влагой, получаемой из пищи. Например, верблюд подолгу может обходиться без воды, теряя при этом до 40 веса тела. Добравшись до воды, верблюд, чтобы возместить потерю жидкости, может сразу выпить до 57 литров.

    • Найди на карте природных зон России зону степей. Что ты можешь рассказать о ней по карте? Научись показывать эту природную зону на карте.

    Царство тепла и сухих ветров

    Как ты знаешь, леса занимают ту часть нашей страны, где достаточно тепла и влаги для роста деревьев. Южнее лесных зон тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Леса всё чаще чередуются с безлесными участками, а затем и вовсе исчезают. Так постепенно леса сменяются лесостепью, а потом - зоной степей.

    В степной зоне очень тёплое, продолжительное, засушливое лето. Часто дуют горячие сухие ветры - суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется.

    Степная зона славится самой плодородной почвой - чернозёмом .

    1. Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения степей. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в степи. Проверьте себя по тексту учебника.

    1. С помощью рисунка учебника познакомьтесь с животным миром степи. Информацию о животных найдите в тексте учебника.

    1. Степной орёл. 2. Пустельга. 3. Степной жаворонок. 4. Дрофа. 5. Серая куропатка. 6. Журавль-красавка. 7. Суслики. 8. Степная гадюка. 9. Хомяк. 10. Кузнечик. 11. Шмель. 12. Кобылка.

    1. Расскажите по этому рисунку об экологических связях в степи. Изготовьте модель цепи питания, характерной для степи.

    Жизнь в степи

    В степной зоне растут разнообразные травянистые растения. Некоторые из них - тюльпаны, ирисы - цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. В этом проявляется их приспособленность к жизни в степи. Очень красива степь в пору цветения растений. Но вскоре их надземные части отмирают, а в почве до следующей весны остаются луковицы с запасом питательных веществ.

    Другие растения - ковыль и типчак - иначе приспособлены к степным условиям. Они переносят сильную засуху благодаря очень узким листьям, которые испаряют мало влаги.

    Разнообразны насекомые степной зоны. Особенно много здесь кобылок и кузнечиков - отовсюду доносится их стрекотание. Различать этих насекомых лучше всего по усикам: у кобылок они короткие, а у кузнечиков длинные. Кобылки кормятся растительной пищей. Кузнечики в основном поедают мелких насекомых.

    Растениями и насекомыми кормятся птицы: степной жаворонок, серая куропатка, журавль-красавка, дрофа.

    Красавка - самый мелкий из журавлей. Дрофа - одна из самых крупных птиц нашей страны, её называют степным великаном.

    В степной зоне много грызунов, например сусликов, хомяков. Степь - открытое место. Поэтому от жары и хищников грызуны могут спрятаться только в норах.

    Грызунами питаются хищные птицы и звери. Очень крупная, до двух метров в размахе крыльев, хищная птица - степной орёл - настоящее украшение природы! Довольно часто встречается ловкий хищник степной хорёк.

    Живут в степной зоне и пресмыкающиеся. Насекомыми питаются ящерицы, грызунами - степная гадюка.

    Степи и человек

    Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Например, в Красную книгу России внесено очень красивое растение пион тонколистный (1). На страницах Красной книги мы найдём степного орла (2), журавля-красавку, дрофу, крупного кузнечика степную дыбку (3).

    Почему же эти растения и животные оказались в опасности? Главная причина вот какая: в степной зоне почти не осталось степей! Степи почти повсюду распаханы. На их месте раскинулись поля. Распашка степей - главная экологическая проблема этой зоны.

    На нераспаханных участках степей пасут скот. Иногда большие стада животных подолгу пасут на одном месте, происходит перевыпас. Это ещё одна экологическая проблема степной зоны. Из-за перевыпаса разрушается почва, исчезают многие растения, страдают дикие животные.

    С давних пор люди не только распахивали степи, но и охотились на степных животных. Сейчас охота на редких животных запрещена, но этот запрет часто нарушают браконьеры. Браконьерство - ещё одна экологическая проблема в этих краях.

    Очень важная задача - сберечь сохранившиеся степи с их удивительным растительным и животным миром!

    Некоторые участки степей охраняются в заповедниках. Так, в степной зоне расположены заповедники Ростовский, Оренбургский, Даурский.

    • Некоторые степные животные вынуждены переселяться на поля. Так поступают журавль-красавка, дрофа. Но обычно их гнёзда погибают во время полевых работ. Чтобы спасти этих птиц, их стали разводить в питомниках. Выскажи предположение, как организована эта работа. Проверь себя на «Страничках для самопроверки» (6).

    Обсудим

    1. Сравните природу зоны степей с природой лесов и тундры.
    2. Рассмотрите на рисунках животных степи. В чём видна их приспособленность к условиям жизни?

    Проверь себя

    1. Покажи на карте зону степей.
    2. Дай краткую характеристику зоны степей.

    Задания для домашней работы

    1. Нарисуй, как ты представляешь себе степь.
    2. Найди в дополнительной литературе, Интернете сведения о тех растениях и животных степи, которые тебя заинтересовали. Подготовь сообщение.
    3. С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие в один из степных заповедников. Какую работу в заповеднике проводят учёные?

    На следующем уроке

    Узнаем о природе и экологических проблемах зоны пустынь. Будем учиться давать характеристику этой зоны по плану.

    Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона пустынь по сравнению со степной зоной. Что ещё ты знаешь о пустыне? Если тебе приходилось бывать в пустыне, приготовься рассказать об этом на уроке.