Меню
Бесплатно
Главная  /  Профилактика  /  Баскаков в ю телесно ориентированная. Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. Упражнение "Музыкант и инструмент"

Баскаков в ю телесно ориентированная. Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. Упражнение "Музыкант и инструмент"

СИСТЕМЫ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОБАИНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХОТЕХНИКИ

Фейдимен Д., Фрейгер Р. Вильгельм Райх и психология тела

Фельденкрайз М. Понимание при делании

Лоуэн А., Лоуэн Л. Введение: Что такое биоэнергетика?

Доктор Т. Тайцзицюань и психотерапия

НЕПОСРЕДСТВННО-ЧУВСТВЕННЫЙ ОПЫТ И ОПЫТ ТЕЛЕСНОСТИ

Юнг К.Г. Проблема типов

Осницкий А.К. О связи непосредственно-чувственного и опосредствованного, знакового в опыте человека,

Елисеев В.А. Психическая активность и психосоматические соотношения в традиционных воззрениях китайской народной медицины

ГРАНИЦЫ ТЕЛЕСНОСТИ

Ухтомский АА Письма

Бхагван Шри Раджняш Что такое любовь?

Ямпольский М Смерть и кино

МЕТОДИКИ

Березкина-Орлова В.Б., Баскакова М.А. Телесно-ориен ­ тированная психотехника актера

Руднева С.Д., Пасынкова А.В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения

1. СИСТЕМЫ

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ

ПСИХОТЕРАПИИ

Фейдимен Д., Фрейгер Р.

ВИЛЬГЕЛЬМ РАЙХ И ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛА

В этой главе мы поговорим о Вильгельме Райхе, основателе того, что можно было бы назвать ориентированной на тело психотерапией. Вильгельм Райх был членом психоаналитического внутреннего кружка в Вене и вел учебный семинар для начинающих аналитиков. В своей терапевтической работе он постепенно начал подчеркивать важность обращения внимания на физиче­ские аспекты характера индивидуума, в особенности на паттерны хронических мускульных зажимов, которые он называл телесным панцирем. Он также говорил о роли общества в сознании запретов, касающихся инстинктивной - в особенности сексуальной - жизни индивидуума. По словам одного исследо­вателя, Райх «наверное более последовательно, чем кто-либо другой, прора­ботал критические и революционные импликации психоаналитической тео­рии».

Вторая часть этой главы состоит из краткого обзора важнейших других ориентированных на тело подходов к терапии и личностному росту. Здесь можно наметить три основные области:

1) Работа над структурой тела: биоэнергетика, структурная интеграция, техника Александера, метод Фельденкрайза;

2) Системы, направленные на улучшение функционирования тела: чувст­венное сознание и релаксация чувств;

3) Восточныеучения, ориентированные на тело: хатха-йога, тайчи, айкидо.

Печатается по изданию: Fadiman J., Frager R. Personality and Personal Growth. New York, London, 1976. Перев. М.П. Папуша

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ХАРАКТЕР

По Райху характер состоит из привычных положений и отношений паци­ента, постоянного паттерна его реак­ций на различные ситуации. Он вклю­чает сознательное отношение и ценно­сти, стиль поведения (застенчивость, агрессивность и т.п.), физические по­зы, привычки держаться и двигаться и пр.

Понятие характера впервые появи­лось у Фрейда в 1908 г. ("Храктер и анальный эротизм"). Райх разработал это понятие и был первым аналитиком, интерпретировавшим природу и функции характера в работе с пациентами, вместо анализирования симптомов.

ХАРАКТЕРНЫЙ ПАНЦИРЬ

Райх полагал, что характер создает защиты против беспокойства, которое вызвано в ребенке интенсивными сексуальными чувствами в сопровождении страха наказания. Первая защита против этого страха - подавление, которое временно обуздывает сексуальные импульсы. По мере того, как эго-защиты становятся постоянными и автоматически действующими, они развиваются в характерные черты или в характерный панцирь. Райховское представление о характерном панцире включает все подавляющие защитные силы, организо­ванные, в более или менее связный паттерн эго. «Установление характерной черты... указывает на разрешение проблемы регрессии: это либо делает про­цесс подавления ненужным, либо пре­вращает однажды установленное по­давление в относительно ригидную, принятую в эго, формацию».

Характерные черты не являются невротическими симптомами. Развитие по Райху состоит в том, что невротические симптомы (такие, как иррациональ­ные страхи или фобии) переживаются как чуждые индивидууму, как чуждые элементы в его душе, в то время как невротические характерные черты (вроде преувеличенной любви к порядку или тревожной стеснительности) пережи­ваются как составные части личности. Можно жаловаться на застенчивость, но эта застенчивость не кажется бессмысленной или паталогической, как невротические симптомы. Характерные защиты частично эффективны и так трудно поддаются удалению, потому что они хорошо рационализированы индивидуумом и переживаются, как часть его представления о себе.

Райх постоянно старался дать пациентам сознавать их характерные черты. Он часто имитировал их характерные черты или позы или просил самих пациентов повторять или преувеличивать штамп поведения - например, нер­вную улыбку. Когда пациенты перестают принимать свой характерный способ поведения как само собой разумеющийся, их мотивация к изменению возра­стает.

ОСВОБОЖДЕНИЕ (РАСПУСКАНИЕ) МУСКУЛЬНОГО ПАНЦИРЯ

Рейх полагал, что каждое характерное отношение имеет соответствую­щую ему физическую позу и что характер индивидуума выражается в его теле в виде мышечной ригидности или мускульного панциря. Райх начал прямую работу с расслаблением мускульного панциря в соединении с аналитической работой. Он обнаружил, что расслабле­ние мышечного панциря освобождает значительную либидинозную энергию и помогает процессу психоанализа. Пси­хиатрическая работа Райха все более пе­ремещалась в освобождение эмоций (удовольствие, гнев, волнение) посред­ством работы с телом. Он находил, что это ведет к гораздо более интенсивно­му переживанию инфантильного материала, раскрываемого в анализе.

Райх начал с применения техники характерного анализа к физическим позам. Он анализировал в деталях позу пациента и его физические привычки, чтобы дать пациентам осознать, как они подавляют жизненные чувства в различных частях тела. Райх просил пациентов усиливать определенный за­жим, чтобы лучше осознать его, прочувствовать его и выявить эмоцию, кото­рая связана в этой части тела. Он увидел, что только после того, как подавля­емая эмоция находит свое, выражение, пациент может полностью отказаться от хронического напряжения или зажима Постепенно Райх начал прямо работать с зажимаемыми мышцами, разминая их руками, чтобы высвободить связанные в них эмоции. «В конце концов я не мог избежать впечатления, что физическая ригидность и действительности представляет собой наиболее существенную часть подавления. Все без исключения пациенты говорили, что проходили через периоды своего детства, когда они научались подавлять сзою ненависть, тревожность или любовь посредством определенных дейст-вп й, влиябшкх на вегетативные функции (сдерживание дыхания, напряжение мышц жизота и т.п.). ...Вновь и вновь поражаешься, как освобождение ри­гидных мышц освобождает не только вегетативную энергию, но кроме того приносит воспоминание о ситуации в раннем детстве, когда этот зажим был использовал для определенного подавлнния».

В своей работе над мышечным пан­цирем Райх обнаружил, что хронические мышечные зажимы блокируют три основные биологические возбужде­ния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Он пришел к выводу, что физический (мышечный) к психологический панцирь - одно и то же. «Пан­цирь характера оказывается функционально тождественным с перенапряже­нием мышц, мышечным панцирем. Эта функциональная тождественность означает ни что иное, как тот факт, что мышечные паттерны и характерные черты служат одной и той же функции в психическом аппарате; они могут влиять друг на друга и заменять друг друга. По существу они не могут быть разделены; по функции они тождественны».

ГЕНИТАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

Термин «генитальный характер» означал у Фрейда конечный уровень психосексуального развития. В трактовке Райха это специфически означает достижение оргастической потенции. «Оргастическая потенция - это способ­ность отдаться потоку биологической энергии без всякого подавления, спо­собность полной разрядки накоплен­ного сексуального возбуждения в не­произвольных, приносящих удовольствия движениях тела». Райх находил, что по мере того, как его па­циенты распускают свой панцирь и раз­вивают оргастическую потенцию, мно­гие стороны личности спонтанно изменяются.

Вместо жесткого, ригидного невротического контроля индивидуумы развивают способность саморегуляции. Райх противопоставлял естественную саморегуляцию индивидуумов прину­дительной морали. Естественный индивидуум поступает в соответствии со своими внутренними склонностями и чувствами, а не следует внешнему набо­ру требований, установленных другими.

После райхианской терапии пациенты, которые ранее были склонны к невротическому промискуитету (сексуальной неразборчивости), обретали большую чувствительность, способ­ность к привязанности и спонтанно на­чинали стремиться к более продолжи­тельным и полноценным отношениям. Те же, кто состояли в бесплодных, ли­шенных любви браках, обнаруживали, что не могут вступать в половые отно­шения из одного только чувства долга

Генитальный характер не заклю­чен в тюрьму своего панциря и психо­логических защит. Он способен защи­тить себя, если это необходимо во враждебном окружении. Но эта защита осуществляется более или менее сознательно и может быть снята, когда она перестает быть необходимой.

Райх писал, что генитальный характер - это человек, проработавший свой эдипов комплекс так, что этот материал не подавляется и не обладает силь­ным зарядом. «Суперэго становится "утверждающим сексуальность", и таким образом действует в гармоник с КД». Генитальный характер способен свобод­но и полно переживать сексуальный оргазм, полностью разряжая имеющееся либидо. Кульминация сексуальной активности характеризуется способно­стью отдаться сексуальному опыту, непроизвольным движениям, которые не блокируются, в отличие от принужденных, даже насильственных движений индивидуума, защищенного панцирем.

БИОЭНЕРГИЯ

При работе с мышечным панцирем Райх обнаружил, что освобождение хронически зажатых мышц часто порождает особые физические ощущения -чувство тепла или холода, покалывание, зуд или эмоциональный подъем. Он полагал, что эти ощущения возникают в результате высвобождения вегета­тивной или биологической энергии.

Райх также полагал, что мобилизация и разрядка биоэнергии - существен­ные стадии в процессе сексуального возбуждения и оргазма. Он назвал это «формулой оргазма», четырех частным процессом, характерным для всех живых организмов: механическое напряжение - биоэнергетический заряд - био­энергетический разряд - механическое расслабление.

В результате физического контакта в обоих телах накапливается энергия, которая в конце концов разряжается в оргазме, являющемся по существу феноменом биологической разрядки: 1) сексуальные органы наполняются жидкостью - механическое напряжение; 2) в результате возникает интенсив­ное возбуждение - биоэнергетический заряд; 3) сексуальное возбуждение разряжается в мышечных сокращениях - биоэнергетическая разрядка; 4) на­ступает физическая релаксация - механическое расслабление.

ОРГОНИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ

Интерес к физическому функционированию пациентов привел Райха к лабораторным экспериментам по физиологии и биологии, и в конце концов, - к физическим исследованиям. Он пришел к убеждению, что биоэнергия в индивидуальных организмах- лишь один из аспектов универсальной энергии, присутствующих во всех вещах. В термине «оргон», «оргоническая энергия» он соединил корни «организма» и «оргазма». «Космическая оргокическая энергия функционирует в живых организмах как специфическая биологиче­ская энергия. В этом своем качестве она управляет всем организмом и выра­жается в эмоциях так же, как и в чисто биофизических движениях органов».

Широкие исследования Райхом органической энергии и смежных тем игнорировались большинством критиков и ученых. Его открытия противоречили многим принятым теориям и аксиомам физики и биологии; кроме того, в его работе есть и экспериментально слабые места. Вместе с тем, его резуль­таты никогда не были опровергнуты или даже тщательно проверены и серь­езно рассмотрены кем-либо из уважаемых ученых. Один из психологов, рабо­тавших с Райхом, отмечает: «В течение более чем двадцати лет с тех пор, как Райх объявил об открытии оргонической энергии, не было сообщения о до­стойном доверия повторении ни одного определяющего эксперимента, кото­рый бы опроверг результаты Райха... Факт состоит в том, что несмотря на (а частично благодаря) насмешки, поношения и попытки ортодоксов "похоро­нить" Райха и оргономику, ни в одной научной публикации нет опровержения его экспериментов, тем менее - систематического опровержения огромной научной работы, подтверждающей его положения».

Оргоническая энергия обладает следующими основными свойствами:

1) она свободна от массы, не имеет ни инерции, ни веса;

2) она присутствует всюду, хотя и в различной концентрации, даже в вакууме;

3) она является средой электромагнитных и гравитационных взаимодей­ствий, субстратом большинства фундаментальных природных феноменов;

4) она находится в постоянном движении и может быть наблюдаема в со ответствующих условиях;

5) высокая концентрация оргонной энергии привлекает оргонную энергию из менее концентрированного окружения (что «противоречит» закону энтро­пии);

6) оргонная энергия образует единицы, становящиеся центрами творче­ской деятельности. Это могут быть клетки, растения и животные, а также облака, планеты, звезды, галактики.

ДИНАМИКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ

Райх определяет рост как процесс рассасывания психологического и фи­зического панциря, постепенного становления более свобным и открытым человеским существом, обретение способности наслаждаться полным и удов­летворяющим оргазмом.

Райх утверждал что мышечный панцирь организуется в семь основных защитных сегментов, состоящих из мышц и органов соответствующих функ­ций выражения. Эти сегменты образуютряд из семи приблизительно горизон­тальных колец под прямым углом к туловищу и позвоночнику. Основные сегменты панциря располагаются в областях глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза.

(Прим. авторов). Семь сегментов райховского панциря вызывают ассо ­ циацию с семью чакрами йоги, хотя соответствие не вполне точно. Интересно отметить, что Райх движется сверху вниз; работа с пациентом кончается тазовым сегментом, как более важным. В йоге движение начинается с основа ­ ния позвоночника вверх и «кончается» открытием тысячелепесткового лотоса." (Прим. пер.) Йога Ауробиндо также начинается сверху, важнее в этой анало ­ гии то, что концентрации на чакрах действительно ведут к определенным паттернам мышечных расслаблений и напряжений.

По Райх­­у оргонная энергия естественно течет вверх и вниз по телу параллельно позвоночнику. Кольца панциря форми­руются под прямым углом к этим пото­кам и препятствуют им. Paibc указывает, что не случайно в нашей западной куль­туре сформировалось утвердительное движение головы вверх-вниз, в направ­лении потока энергии по телу, отрица­тельное же движение головы из сторо­ны в сторону - это пересекающее поток движение образования панциря, защи­ты.

Защита служит ограничению как свободного потока энергии, так и свободного выражения эмоций в индивиду­уме. То, что сначала возникает как защита против захлестывающих чувств напряжения и возбужденности, становится физической и эмоциональной смирительной рубашкой. «В охваченном защитным панцирем человеческом организме оргонная энергия связывается в хронических мышечных зажимах. После распускания панцирного кольца оргон в теле не сразу начинает проте­кать свободно... По мере того, как распускаются первые панцирные блоки, мы обнаруживаем, что оргонные потоки и ощущения, выражение "давания", "отдавания" развиваются все больше. Однако все еще остается защита, мешаю­щая полному развитию».

Райхианская терапия состоит прежде всего в распускании панциря в каж­дом сегменте, начиная с глаз и кончая тазом. Каждый сегмент более или менее независим, с ним можно действовать от­дельно.

Три типа средств используются в распускании панциря: 1) накопление в теле энергии посредством глубокого ды­хания; 2) прямое воздействие на хрони­ческие мышечные зажимы (посредством давления, защипывания и т.п.), чтобы расслабить их; 3) поддержание сотрудничества с пациентом в открытом рассмотрении сопротивлений и эмоциональных ограничении, которые при этом выявляются.

1 Глаза . Защитный панцирь в области глаз проявляется в неподвижности лба и «пустом» выражении глаз, которые как бы смотрят из-за неподвижной маски. Распускание осуществляется посредством раскрывания пациентами глаз так широко, как только возможно (как"при страхе), чтобы мобилизовать веки и лоб в принудительном эмоциональном выражении, а также свободны­ми движениями глаз, вращениями и смотрением из стороны в сторону.

2. Рот . Оральный сегмент включает мышцы подбородка, горла и затылка. Челюсть может быть как слишком сжатой, так и неестественно расслаблен­ной. Этот сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика, гнева, кусания, сосания, гримасничания. Защитный панцирь может быть расслаблен пациентом путем имитации плача, произнесения звуков, мобилизующих губы, кусания, рвотных движений и посредством прямой работы над соответствую­щими мышцами.

3. Шея. Этот сегмент включает глубокие мышцы шеи и язык. Защитный панцирь удерживает в основном гнев, крик и плач. Прямое воздействие на мышцы в глубине шеи невозможно, поэтому важным средством распускания панциря являются крики, вопли, рвотные движения и т.п.

4. Грудь . Грудной сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, всю грудную клетку и руки с кистями. Этот сегмент сдерживает смех, гнев, печаль, страстность. Сдерживание дыхания, являющееся важным сред­ством подавления любой эмоции, осуществляется в значительной степени в груди. Панцирь может быть распущен посредством работы над дыханием, в особенности осуществлением полного выдоха. Руки и кисти используются для меткого удара, чтобы рвать, душить, бить, чтобы страстно достигать чего-то. ,

5. Диафрагма . Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, различные В1гутренние органы, мышцы нижних позвонков.

Защитный панцирь выражается в выгнутости позвоночника вперед, так что, когда пациент лежит, между нижней частью спины и кушеткой остается значительный промежуток. Выдох оказывается труднее вдоха. Панцирь здесь удерживает в основном сильный гнев. Нужно в значительной степени распу­стить первые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию этого посредством работы с дыханием и рвотным рефлексом (люди с сильными блоками на этом сегменте практически не способны к рвоте).

6. Живот . Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защит­ный панцирь на боках создает боязнь щекотки и связан с подавлением злости, неприязни. Распускание панциря в этом сегменте сравнительно нетрудно, если верхние сегменты уже открыты.

7. Таз . Последний сегмент включает все мышцы таза и нижних конечно­стей. Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад, торчит сзади. Ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Таз ригиден, он «мертвый» и бессексуальный. Тазовый панцирь служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия. Возбуждение (тревожность) возникает из подавления ощущений сексуального удовольствия, и невозможно полностью переживать удовольствие в этом районе, пока не разрядится гнев в тазовых мышцах. Пан­цирь может быть распущен посредст­вом мобилизации таза, а затем лягания ногами, и ударения кушетки тазом.

Райх обнаружил, что. по мере того как пациенты обретают способность полкой «генитальной отдачи», фунда­ментально меняется все их бытие и стиль жизни. «Когда посредством тера­пии восстанавливается единство оргастического рефлекса, вместе с ним возвращается и чувство глубины и искренности, ранее утерянное. В связи с этим пациенты вспоминают период раннего детства, когда единства ощущения тела еще не было разрушено. Глубоко тронутые, они рассказывают, как ма­ленькими детьми они чувствовали единство с природой, со всем вокруг себя, как они чувствовали себя "живы­ми", к как впоследствии это било раз­бито в куски и разрушено обучением». .

Такие люди начинают чувствовать, что ригидная мораль общества, которая раньше казалась им само собой разуме­ющейся, становится чуждой и неесте­ственной. Изменяется заметно и их от­ношение к работе. Те, кто делал свою работу механически, начинают искать новую, более живую работу, соответствующую их внутренним потребностям и желаниям. Те же, кто интересуется своей профессией, обретают новую энергию, интерес и способности.

препятствия росту

ЗАЩИТНЫЙ ПАНЦИРЬ

Защитный панцирь - основное препятствие для роста по Райху. «Зажатый своим защитным панцирем индивидуум не способен распустить его. Он не спо­собен также выразить простейшие био­логические эмоции. Ему знакомы лишь ощущения щекотки, а не оргонического удовольствия. Он не может испустить вздоха удовольствия или имитировать его. Если он попытается - это будет стон, сдавленное рычание или импульс рвоты. Он не способен испустить гневный крик и даже изобразить удар кулаком по кушетке».

Райх полагал, что процесс создания защитного панциря создал две лож­ные интеллектуальные традиции, образующие основу цивилизации: мистиче­скую религию и механистическую науку. Механицисты столь хорошо защи­щены, что потеряли ощущение собственного жизненного процесса и внутренней природы. Они поражены глубинным страхом глубокой эмоцио­нальности, жизненности, спонтанности, и стремятся создавать ригидные ме­ханические представления о природе, интересуясь преимущественно внеш­ними объектами естественных наук. «Машина должна быть совершенной. Отсюда следует, что мышление и действия физика должны быть "совершен­ными". Перфекционизм - сущностная характеристика механистического мышления. Оно не признает ошибок, неуверенности, неопределенности, не­ясные ситуацации избегаются... Но в применении к природе это неизбежно ведет к ошибкам. Природа неточна Природа действует не механически, а функционально».

Мистики не столь полно порабощены своей защитой; они остаются час­тично в соприкосновении со своей жиз­ненной энергией и способны на великие прозрения благодаря этому частич­ному контакту со своей внутренней природой. Однако Райх считал эти про­зрения искаженными аскетическими и антисексуальными тенденциями мис­тиков, отрицанием ими собственной физической природы и потерей кон­такта с собственным телом. Они отрицали происхождение жизненной силы в собственном теле и поместили ее в гипотетической душе, которую они пола­гали лишь слабо связанной с телом.

«Разрушение единства телесных чувств посредством подавления сексуальности и постоянная жажда восстановления контакта с собой и с миром -субъективно основа отрицающих секс религий. Бог - это мистическая идея вегетативной гармонии самости с природой».

ПОДАВЛЕНИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ

Другое препятствие росту - социальное и культурное подавление естест­венных инстинктов и сексуальности в индивидууме. Райх считал его основным источником неврозов. Это подавление осуществляется в течение трех основ­ных фаз жизни: в раннем детстве, в период полового созревания и в течение взрослой жизни.

Младенцы и маленькие дети попадают в невротическую, авторитарную и подавляющую секс семейную атмосферу. Относительно этого периода жизни Райх воспроизводит фрейдовские наблюдения, касающиеся негативного дей­ствия родительских требований по поводу туалетного воспитания, самоогра­ничения, «держания себя в руках», «хорошего» поведения. В период полового созревания подростки лишены реальной сексуальной жизни; мастурбация запрещается. Что еще важнее, - общество в целом не дает подросткам найти значимую, осмыс­ленную работу. Неестественный стиль жизни делает для подростков особенно трудным вырастание из инфантильной привязанности к родителям.

Наконец, будучи взрослыми, большинство людей оказываются в ловушке принудительного брака, к которому они не готовы сексуально из-за требова­ния пред брачного целомудрия. Райх указывает также, что брак в нашей куль­туре содержит в самом себе неизбежный конфликт. «Каждый брак внутренне разрушается в результате возрастающего конфликта между сексуальными и экономическими нуждами. Сексуальные потребности могут удовлетворяться с одним и тем же партнером лишь ограниченное время. Экономическая зави­симость, моральные требования и обычаи, с другой стороны, заставляют продолжать отношения. Этот конфликт - основа семейных страданий».

Возникающая семейная ситуация создает невротическую атмосферу для следующего поколения.

Райх утверждает, что индивидуумы, выращенные в атмосфере, отрицаю­щей жизнь и секс, создают в себе страх удовольствия, представленный их мы­шечным панцирем. Панцирь характера - основа одиночества, беспомощности, поиска авторитета, страха ответствен­ности, мистических стремлений, сексу­альных страданий, импотентного бунтовщичества, равно как и покорности неестсстве1шых патологических типов».

Райх не испытывал оптимизма относительно возможного эффекта своих открытий. Он полагал, что большинство людей в силу своих мощных защит не будут способны понять его теорию и будут искажать его идеи. «Учение живой Жизни, подхваченное и искаженное человеком в защитном панцире, будет последним несчастьем для всего человечества и его институтов... Наи­более вероятным следствием принципа "оргастической потенции" окажется распространение пагубной философии... Как стрела, выпущенная из ограни­чения туго натянутой тетивы, - искание скорого, легкого и ядовитого генитального удовольствия разрушит человеческое общество».

Защитный панцирь отрезает нас от нашей внутренней природы, но также и от социальных страданий вокруг нас. «Из-за трещины в современном чело­веческом характере природа и культура, инстинкт и мораль, сексуальность и успех считаются несовместимыми. Единство культуры и природы, работы и любви, морали и сексуальности, которого человечество вечно жаждет, оста­ется несбыточной мечтой, пока человек отвергает удовлетворение биологи­ческих требований естественной (оргастической) сексуальности. При этих условиях истинная демократия и ответственная свобода остаются иллю­зией...».

СТРУКТУРА

Райх рассматривал ум и тело как нерасторжимое единство. Как уже было сказано, он постоянно перемещался от аналитической работы, опирающейся исключительно на словесный язык, к анализу как психологических, так и физических аспектов характера и характерного панциря, и далее к акценту на работе с мышечным защитным панцирем, направленной на обеспечение сво­бодного протекания биоэнергии.

Идея названия Хрестоматии "Свободное тело" взята нами из основного кредо алхимика: "Освободить дух через материю и освободить материю через дух" (Шварц Ф-, Пуассон А., Блаватская Е.П. Теории и символы алхимиков. - М.: Новый Акрополь, 1995. - с. И) и отражает общее направление действий в области телесно-ориентированной психотерапии - оказание помощи в установлении максимально полного и доверительного контакта человека с его телом. Контакта, необходимого для того, чтобы мы могли помочь телу избавиться от его проблем, и благодарное нам за это тело могло помочь нам избавиться от наших проблем. До сих пор расхожим является вопрос "владеешь ли ты своим телом?", что фиксирует в сознании и само является отражением абсолютно других (не партнерских!) отношений: отношений зависимости, власти и использования. Стоит только удивляться той степени терпеливости и безропотности, с которым наше тело после этого относится к нам.

Мы максимально дружны с нашим телом - в детстве. При том, что оно максимально нам непослушно. Сколько шишек и синяков мы получали, осваивая, вроде бы, совсем уж простые действия - ходьбу, езду на велосипеде. Но, осваивая его и осваивая мир через него мы были всегда благодарны ему. А оно, это малопослушное тело, было благодарно нам.

Во взрослом состоянии нашим телом управляет уже не радость открытий и освоений, а, увы, целесообразность. Догнать уходящий автобус с руками, занятыми сумками, - о какой радости может идти речь? А впереди - старость. И поднять свое, уже немощное, и, главное, заброшенное тело, - нет сил. "Владеешь ли ты своим телом?".

В настоящую Хрестоматию впервые включены системы, которые в нашей стране представлены долгосрочными обучающими программами - биосинтез и розен-метод. Определенную трудность для составителя представляла задача определения рамок для систем, работающих с телом человека. Почему они, а не, например, йога или классический массаж. Там тоже используется тело человека. Применительно такой задаче нами (в качестве рабочей модели и приглашения к дискуссии) были разработаны и предлагаются следующие пять признаков отличия систем телесно-ориентированной психотерапии от других, имеющих в своем арсенале приемы работы с телом человека.

Во-первых, системы телесно-ориентированной психотерапии - западный продукт, своей методологией базирующийся на позднем психоанализе или критике последнего.

Для этого достаточно взять такие базовые конструкты этой области, как представление о "мышечном панцире", "структуре характера", механизмах их образования.

Во-вторых, можно говорить о достаточно ограниченном числе приемов работы с телом этой области.

Конечно, можно придумать любой «новый» прием работы с телом человека, но по мере его применения - он или отпадет за ненадобностью, или, что поразительно, будет найден в несуществующей пока своеобразной "Золотой книге приемов…".

В-третьих, этой области свойственна особая таблица соответствий проблем человека и/или (что одно и то же) заболеваний тем или иным частям тела и внутренним органам. Назовем это своеобразной" "проблемной анатомией". Отдельные страницы этой анатомии представлены в настоящей Хрестоматии в разделе "Структура характера".

В-четвертых, за время существования телесно-ориентированной психотерапии сложился своеобразный ее язык. Попробуйте найти русский эквивалент понятию «facing» (от англ. face - лицо). «Пялинг»? "Мординг"? А понятиям «grounding» (от англ. ground - земля), «centring», "sounding"?

Наконец, в-пятых, как это не покажется странным, существует определенная верность первоначальному названию - телесно-ориентированная психотерапия. Каких только искажений не встретишь в русском языке! От уничижительно-оскорбительных «телеска» (попробуйте представить себе «эриксончик» вместо эриксоновского гипноза), до невразумительных "телесная терапия" (хирургия? физиотерапия?) и "телесное ориентирование" (бегание на время по местности с высунутым языком).

В.Баскаков, координатор Международной программы "Культура тела"

ГЛАВА 1. Системы телесно-ориентированной психотерапии и психотехники

Биосинтез - это направление телесно-ориентированной (или соматической) психотерапии, которое с начала семидесятых годов нашего века развивают Д. Боаделла и его последователи в Англии, Германии, Греции и других странах Европы, Северной и Южной Америке, Японии и Австралии.

Подход опирается на опыт:

1) эмбриологии - в связи с этим о биосинтезе говорят, что благодаря ему, психоанализ получил свою органическую основу;

2) райхианской терапии;

3) теории объектных отношений.

Впервые термин «биосинтез» использовал английский аналитик Френсис Мотт. В своей работе он основывался на глубинных исследованиях внутриутробной жизни.

Уже после смерти Ф.Мотта Дэвид Боаделла решил применить этот термин для описания собственного терапевтического подхода. Он также хотел подчеркнуть отличие своего метода от биоэнергетики, развиваемой А.Лоуэном и Дж. Пьер-ракосом, и биодинамики - школы Г.Бойсен и ее последователей, занимавшихся различными формами массажа для освобождения блокированной энергии.

Термин «биосинтез» означает - "интеграция жизни". Речь идет об интеграции трех жизненных энергетических потоков, которые дифферинцируются в первую неделю жизни эмбриона, интегративное существование которых существенно для соматического и психического здоровья и которые слипаются у невротиков.

Эти энергетические потоки связаны с тремя зародышевыми листками: эндодермой, мезодермой и эктодермой.

Из эндодермы впоследствии развиваются органы пищеварения и дыхания, которые отвечают за обмен веществ и энергии. Энергетический поток, связанный с эндодермой, - поток эмоций. Эндодерма является органическим субстратом «ОНО» (как вегетативного источника энергии).

Из мезодермы развиваются кости, мышцы и кровеносная система. С этим зародышевым листком связан двигательный энергетический поток, отвечающий за позу, движения, действия. Мезодерма- органический субстрат той части «Я», которая является координатором движений.

Из эктодермы развиваются кожа, мозг, нервы и органы чувств. С ней связан поток восприятия мыслей и образов. Эктодерма - органический субстрат той части «Я», которая является интегратором ощущений.

Что касается «СВЕРХ-Я», у него нет органического (биологического) субстрата и его развитие обусловлено исключительно влиянием общества.

Первоначально эти три зародышевых листка и соответствующие им три потока энергии интегрированы и свободно корреспондируют друг с другом. Но в результате внутриутробного или родового стресса, травмы младенческого возраста или более позднего периода эта первоначальная интеграция нарушается. В результате либо действие «отрезается» от мышления и чувств, либо эмоции от движения и восприятия, либо понимание от движения и чувств.

В теле человека эти нарушения взаимодействия мыслей, действий и чувств наиболее сфокусированы:

Между головой и позвоночником (между экто-

и мезодермами), между мыслями и действиями-в задней части шеи. Это наиболее ранний блок, приобретаемый человеком во внутриутробной жизни, в родах и в первые дни и недели жизни;

Между головой и туловищем (между экто- и эндодермами), между мыслями и эмоциями - в горле. Этот блок формируется, когда "оральные проблемы сдавливают горло";

Между позвоночником и внутренними органами (между мезо- и эндодермами), между чувствами и действиями, между действиями и дыханием - в области диафрагмы. Это более поздний блок, он соответствует анальному и генитальному подавлению.

Тело - это продолжение нашей психики. И воздействуя на него, мы можем добиться возвращения душевного равновесия и удовлетворенности. Эта хрестоматия, составленная одним из ведущих в мире телесных психотерапевтом Владимиром Баскаковым, может открыть вам дверь в мир гармонии и счастья
Диапазон содержания очень широк - от ставшей уже классической монографии Д. Боаделла по биосинтезу до рассмотрения темы телесности в творчестве Рене Магритта и Николая Гоголя, от танатотерапии, актерских техник и фолклорного анализа до влияния русского тела на нашу историю.
Многие новейшие методы работы с телом рассматриваются впервые.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Свободное тело
Идея названия Хрестоматии "Свободное тело" взята нами из основного кредо алхимика: "Освободить дух через материю и освободить материю через дух" (Шварц Ф-, Пуассон А., Блаватская Е.П. Теории и символы алхимиков. - М.: Новый Акрополь, 1995. - с.И) и отражает общее направление действий в области телесно-ориентированной психотерапии - оказание помощи в установлении максимально полного и доверительного контакта человека с его телом. Контакта, необходимого для того, чтобы мы могли помочь телу избавиться от его проблем, и благодарное нам за это тело могло помочь нам избавиться от наших проблем. До сих пор расхожим является вопрос "владеешь ли ты своим телом?", что фиксирует в сознании и само является отражением абсолютно других (не партнерских!) отношений: отношений зависимости, власти и использования. Стоит только удивляться той степени терпеливости и безропотности, с которым наше тело после этого относится к нам.
Мы максимально дружны с нашим телом - в детстве. При том, что оно максимально нам непослушно. Сколько шишек и синяков мы получали, осваивая, вроде бы, совсем уж простые действия - ходьбу, езду на велосипеде. Но осваивая его и осваивая мир через него мы были всегда благодарны ему. А оно, это малопослушное тело, было благодарно нам.
6_________________________________Свободное тело
Во взрослом состоянии нашим телом управляет уже не радость открытий и освоений, а, увы, целесообразность. Догнать уходящий автобус с руками, занятыми сумками, - о какой радости может идти речь? А впереди - старость. И поднять свое, уже немощное, и, главное, заброшенное тело, - нет сил. "Владеешь ли ты своим телом?".
В настоящую Хрестоматию впервые включены системы, которые в нашей стране представлены долгосрочными обучающими программами - биосинтез и розен-метод. Определенную трудность для составителя представляла задача определения рамок для систем, работающих с телом человека. Почему они, а не, например, йога или классический массаж. Там тоже используется тело человека. Применительно такой задаче нами (в качестве рабочей модели и приглашения к дискуссии) были разработаны и предлагаются следующие пять признаков отличия систем телесно-ориентированной психотерапии от других, имеющих в своем арсенале приемы работы с телом человека.
Во-первых, системы телесно-ориентированной психотерапии - западный продукт, своей методологией базирующийся на позднем психоанализе или критике последнего*.
Для этого достаточно взять такие базовые конструкты этой области, как представление о "мышечном панцире", "структуре характера", механизмах их образования.
Во-вторых, можно говорить о достаточно ограниченном числе приемов работы с телом этой об-
*Вспоминается, как в 80-е годы, в пору "запретности" психоанализа, большую позитивную роль в ознакомлении с концепцией психоанализа сыграла книга "Марксистская критика психоанализа".
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 7
ласти. Конечно, можно придумать любой "новый" прием работы с телом человека, но по мере его примения - он или отпадет за ненадобностью, или, что поразительно, будет найден в несуществующей пока своеобразной "Золотой книге приемов...".
В-третьих, этой области свойственна особая таблица соответствий проблем человека и/или (что одно и то же) заболеваний тем или иным частям тела и внутренним органам. Назовем это своеобразной" "проблемной анатомией". Отдельные страницы этой анатомии представлены в настоящей Хрестоматии в разделе "Структура характера".
В-четвертых, за время существования телесно-ориентированной психотерапии сложился своеобразный ее язык. Попробуйте найти русский эквивалент понятию "facing" (от англ. face - лицо). "Пялинг"? "Мординг"? А понятиям "grounding" (от англ. ground - земля), "centring", "sounding"?
Наконец, в-пятых, как это не покажется странным, существует определенная верность первоначальному названию - телесно-ориентированная психотерапия. Каких только искажений не встретишь в русском языке! От уничижительно-оскорбительных "телеска" (попробуйте представить себе "эриксончик" вместо эриксоновского гипноза), до невразумительных "телесная терапия" (хирургия?, физиотерапия?) и "телесное ориентирование" (бегание на время по местности с высунутым языком).
В.Баскаков, координатор Международной программы "Кучьтура тепа"
ГЛАВА 1
Системы телесно-ориентированной психотерапии и психотехники
1.1. Биосинтез*
Биосинтез - это направление телесно-ориентированной (или соматической) психотерапии, которое с начала семидесятых годов нашего века развивают Д. Боаделла и его последователи в Англии, Германии, Греции и других странах Европы, Северной и Южной Америке, Японии и Австралии.
Подход опирается на опыт:
О эмбриологии - в связи с этим о биосинтезе говорят, что благодаря ему, психоанализ получил свою органическую основу;
2) райхианской терапии;
3) теории объектных отношений.
Впервые термин "биосинтез" использовал английский аналитик Френсис Мотт. В своей работе он основывался на глубинных исследованиях внутриутробной жизни.
Уже после смерти Ф.Мотта Дэвид Боаделла решил применить этот термин для описания собственного терапевтического подхода. Он также
*Статья написана В.Березкиной-Орловой и Г.Ченцовой на основе монографии D.Boadella "Lifestreams - An Introduction to Biosynthesis" (London,1987), статей из журнала "Energy and Character" и практических семинаров-тренингов в рамках Международной долгосрочной обучающей программы по биосинтезу (1994-1999гг.)
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 9
хотел подчеркнуть отличие своего метода от биоэнергетики, развиваемой А.Лоуэном и Дж.Пьер-ракосом, и биодинамики - школы Г.Бойсен и ее последователей, занимавшихся различными формами массажа для освобождения блокированной энергии.*
Термин "биосинтез" означает - "интеграция жизни". Речь идет об интеграции трех жизненных энергетических потоков, которые дифферинциру-ются в первую неделю жизни эмбриона, интегра-тивное существование которых существенно для соматического и психического здоровья и которые слипаются у невротиков.
Эти энергетические потоки связаны с тремя зародышевыми листками: эндодермой, мезодермой и эктодермой.
Из эндодермы впоследствии развиваются органы пищеварения и дыхания, которые отвечают за обмен веществ и энергии. Энергетический поток, связанный с эндодермой, - поток эмоций. Эндодерма является органическим субстратом "ОНО" (как вегетативного источника энергии).
Из мезодермы развиваются кости, мышцы и кровеносная система. С этим зародышевым листком связан двигательный энергетический поток, отвечающий за позу, движения, действия. Мезодерма- органический субстрат той части "Я", которая является координатором движений.
Из эктодермы развиваются кожа, мозг, нервы и органы чувств. С ней связан поток восприятия мыслей и образов. Эктодерма - органический суб-
* Все три направления: биоэнергетика, биодинамика и биосинтез - обладают общими корнями (райхианский анализ), однако имеют принципиальные различия.

Серия Телесно-ориентированная психотерапия Выпуск 3 Редактор-составитель В.Ю.Баскаков Свободное тело Предисловие. Свободное тело ГЛАВА 1. Системы телесно-ориентированной психотерапии и психотехники 1.1. Биосинтез 1.2. Розен-метод 1.3. Танцевальная психотерапия 1.4. Метаморфная техника ГЛАВА 2. Структура характера 2.1. Русское тело 2.2. Лицо и душа 2.3. Выражение эмоций и тело 2.4. Диалоги дыхания: паттерны дыхания как паттерны социального взаимодействия 2.5. Функции и значение отдельных органов и частей тела от А до Я 2.7. Психосоматические метафоры в русском фольклоре 2.8. Лосева В., Акуньков А. Свобода от тела - свобода от мысли? ГЛАВА 3. Методики 3.1. Баскаков В. Танатотерапия - искусство жизни и смерти 3.2. В. Березкина-Орлова. Актерские телесно-ориентированные психотехники 3.3. Е. Горшкова. Выразительные движения. Танец души 3.4.Размышления об этике соматической психотерапии. ГЛАВА 4. Тело в искусстве 4.1. Магрит Р. Тело в живописи 4.2. Набоков В. Николай Гоголь 4.3. Ерофеев В. Мужское богатство

Серия Телесно-ориентированная психотерапия Выпуск 3 Редактор-составитель В.Ю.Баскаков Свободное тело

Предисловие. Свободное тело

Идея названия Хрестоматии "Свободное тело" взята нами из основного кредо алхимика: "Освободить дух через материю и освободить материю через дух" (Шварц Ф-, Пуассон А., Блаватская Е.П. Теории и символы алхимиков. - М.: Новый Акрополь, 1995. - с. И) и отражает общее направление действий в области телесно-ориентированной психотерапии - оказание помощи в установлении максимально полного и доверительного контакта человека с его телом. Контакта, необходимого для того, чтобы мы могли помочь телу избавиться от его проблем, и благодарное нам за это тело могло помочь нам избавиться от наших проблем. До сих пор расхожим является вопрос "владеешь ли ты своим телом?", что фиксирует в сознании и само является отражением абсолютно других (не партнерских!) отношений: отношений зависимости, власти и использования. Стоит только удивляться той степени терпеливости и безропотности, с которым наше тело после этого относится к нам.

Мы максимально дружны с нашим телом - в детстве. При том, что оно максимально нам непослушно. Сколько шишек и синяков мы получали, осваивая, вроде бы, совсем уж простые действия - ходьбу, езду на велосипеде. Но, осваивая его и осваивая мир через него мы были всегда благодарны ему. А оно, это малопослушное тело, было благодарно нам.

Во взрослом состоянии нашим телом управляет уже не радость открытий и освоений, а, увы, целесообразность. Догнать уходящий автобус с руками, занятыми сумками, - о какой радости может идти речь? А впереди - старость. И поднять свое, уже немощное, и, главное, заброшенное тело, - нет сил. "Владеешь ли ты своим телом?".

В настоящую Хрестоматию впервые включены системы, которые в нашей стране представлены долгосрочными обучающими программами - биосинтез и розен-метод. Определенную трудность для составителя представляла задача определения рамок для систем, работающих с телом человека. Почему они, а не, например, йога или классический массаж. Там тоже используется тело человека. Применительно такой задаче нами (в качестве рабочей модели и приглашения к дискуссии) были разработаны и предлагаются следующие пять признаков отличия систем телесно-ориентированной психотерапии от других, имеющих в своем арсенале приемы работы с телом человека.

Во-первых, системы телесно-ориентированной психотерапии - западный продукт, своей методологией базирующийся на позднем психоанализе или критике последнего.

Для этого достаточно взять такие базовые конструкты этой области, как представление о "мышечном панцире", "структуре характера", механизмах их образования.

Во-вторых, можно говорить о достаточно ограниченном числе приемов работы с телом этой области.

Конечно, можно придумать любой «новый» прием работы с телом человека, но по мере его применения - он или отпадет за ненадобностью, или, что поразительно, будет найден в несуществующей пока своеобразной "Золотой книге приемов…".

В-третьих, этой области свойственна особая таблица соответствий проблем человека и/или (что одно и то же) заболеваний тем или иным частям тела и внутренним органам. Назовем это своеобразной" "проблемной анатомией". Отдельные страницы этой анатомии представлены в настоящей Хрестоматии в разделе "Структура характера".

В-четвертых, за время существования телесно-ориентированной психотерапии сложился своеобразный ее язык. Попробуйте найти русский эквивалент понятию «facing» (от англ. face - лицо). «Пялинг»? "Мординг"? А понятиям «grounding» (от англ. ground - земля), «centring», "sounding"?

Наконец, в-пятых, как это не покажется странным, существует определенная верность первоначальному названию - телесно-ориентированная психотерапия. Каких только искажений не встретишь в русском языке! От уничижительно-оскорбительных «телеска» (попробуйте представить себе «эриксончик» вместо эриксоновского гипноза), до невразумительных "телесная терапия" (хирургия? физиотерапия?) и "телесное ориентирование" (бегание на время по местности с высунутым языком).

В.Баскаков, координатор Международной программы "Культура тела"

Серия Телесно-ориентированная психотерапия Выпуск 3

Редактор-составитель В.Ю.Баскаков

Свободное тело

Предисловие. Свободное тело

Идея названия Хрестоматии "Свободное тело" взята нами из основного кредо алхимика: "Освободить дух через материю и освободить материю через дух" (Шварц Ф-, Пуассон А., Блаватская Е.П. Теории и символы алхимиков. - М.: Новый Акрополь, 1995. - с. И) и отражает общее направление действий в области телесно-ориентированной психотерапии - оказание помощи в установлении максимально полного и доверительного контакта человека с его телом. Контакта, необходимого для того, чтобы мы могли помочь телу избавиться от его проблем, и благодарное нам за это тело могло помочь нам избавиться от наших проблем. До сих пор расхожим является вопрос "владеешь ли ты своим телом?", что фиксирует в сознании и само является отражением абсолютно других (не партнерских!) отношений: отношений зависимости, власти и использования. Стоит только удивляться той степени терпеливости и безропотности, с которым наше тело после этого относится к нам.

Мы максимально дружны с нашим телом - в детстве. При том, что оно максимально нам непослушно. Сколько шишек и синяков мы получали, осваивая, вроде бы, совсем уж простые действия - ходьбу, езду на велосипеде. Но, осваивая его и осваивая мир через него мы были всегда благодарны ему. А оно, это малопослушное тело, было благодарно нам.

Во взрослом состоянии нашим телом управляет уже не радость открытий и освоений, а, увы, целесообразность. Догнать уходящий автобус с руками, занятыми сумками, - о какой радости может идти речь? А впереди - старость. И поднять свое, уже немощное, и, главное, заброшенное тело, - нет сил. "Владеешь ли ты своим телом?".

В настоящую Хрестоматию впервые включены системы, которые в нашей стране представлены долгосрочными обучающими программами - биосинтез и розен-метод. Определенную трудность для составителя представляла задача определения рамок для систем, работающих с телом человека. Почему они, а не, например, йога или классический массаж. Там тоже используется тело человека. Применительно такой задаче нами (в качестве рабочей модели и приглашения к дискуссии) были разработаны и предлагаются следующие пять признаков отличия систем телесно-ориентированной психотерапии от других, имеющих в своем арсенале приемы работы с телом человека.

Во-первых, системы телесно-ориентированной психотерапии - западный продукт, своей методологией базирующийся на позднем психоанализе или критике последнего.

Для этого достаточно взять такие базовые конструкты этой области, как представление о "мышечном панцире", "структуре характера", механизмах их образования.

Во-вторых, можно говорить о достаточно ограниченном числе приемов работы с телом этой области.

Конечно, можно придумать любой «новый» прием работы с телом человека, но по мере его применения - он или отпадет за ненадобностью, или, что поразительно, будет найден в несуществующей пока своеобразной "Золотой книге приемов…".

В-третьих, этой области свойственна особая таблица соответствий проблем человека и/или (что одно и то же) заболеваний тем или иным частям тела и внутренним органам. Назовем это своеобразной" "проблемной анатомией". Отдельные страницы этой анатомии представлены в настоящей Хрестоматии в разделе "Структура характера".

В-четвертых, за время существования телесно-ориентированной психотерапии сложился своеобразный ее язык. Попробуйте найти русский эквивалент понятию «facing» (от англ. face - лицо). «Пялинг»? "Мординг"? А понятиям «grounding» (от англ. ground - земля), «centring», "sounding"?

Наконец, в-пятых, как это не покажется странным, существует определенная верность первоначальному названию - телесно-ориентированная психотерапия. Каких только искажений не встретишь в русском языке! От уничижительно-оскорбительных «телеска» (попробуйте представить себе «эриксончик» вместо эриксоновского гипноза), до невразумительных "телесная терапия" (хирургия? физиотерапия?) и "телесное ориентирование" (бегание на время по местности с высунутым языком).

В.Баскаков, координатор Международной программы "Культура тела"

ГЛАВА 1. Системы телесно-ориентированной психотерапии и психотехники

Биосинтез - это направление телесно-ориентированной (или соматической) психотерапии, которое с начала семидесятых годов нашего века развивают Д. Боаделла и его последователи в Англии, Германии, Греции и других странах Европы, Северной и Южной Америке, Японии и Австралии.

Подход опирается на опыт:

1) эмбриологии - в связи с этим о биосинтезе говорят, что благодаря ему, психоанализ получил свою органическую основу;

2) райхианской терапии;

3) теории объектных отношений.

Впервые термин «биосинтез» использовал английский аналитик Френсис Мотт. В своей работе он основывался на глубинных исследованиях внутриутробной жизни.

Уже после смерти Ф.Мотта Дэвид Боаделла решил применить этот термин для описания собственного терапевтического подхода. Он также хотел подчеркнуть отличие своего метода от биоэнергетики, развиваемой А.Лоуэном и Дж. Пьер-ракосом, и биодинамики - школы Г.Бойсен и ее последователей, занимавшихся различными формами массажа для освобождения блокированной энергии.

Термин «биосинтез» означает - "интеграция жизни". Речь идет об интеграции трех жизненных энергетических потоков, которые дифферинцируются в первую неделю жизни эмбриона, интегративное существование которых существенно для соматического и психического здоровья и которые слипаются у невротиков.

Эти энергетические потоки связаны с тремя зародышевыми листками: эндодермой, мезодермой и эктодермой.

Из эндодермы впоследствии развиваются органы пищеварения и дыхания, которые отвечают за обмен веществ и энергии. Энергетический поток, связанный с эндодермой, - поток эмоций. Эндодерма является органическим субстратом «ОНО» (как вегетативного источника энергии).

Из мезодермы развиваются кости, мышцы и кровеносная система. С этим зародышевым листком связан двигательный энергетический поток, отвечающий за позу, движения, действия. Мезодерма- органический субстрат той части «Я», которая является координатором движений.

Из эктодермы развиваются кожа, мозг, нервы и органы чувств. С ней связан поток восприятия мыслей и образов. Эктодерма - органический субстрат той части «Я», которая является интегратором ощущений.

Что касается «СВЕРХ-Я», у него нет органического (биологического) субстрата и его развитие обусловлено исключительно влиянием общества.

Первоначально эти три зародышевых листка и соответствующие им три потока энергии интегрированы и свободно корреспондируют друг с другом. Но в результате внутриутробного или родового