Меню
Бесплатно
Главная  /  Профилактика  /  Как избавились от чумы. Ужасные болезни и эпидемии в средние века. Природные причины пандемии

Как избавились от чумы. Ужасные болезни и эпидемии в средние века. Природные причины пандемии

Одно из самых древних заболеваний, и, пожалуй, самая известная болезнь, ставшая именем нарицательным для любой эпидемии - это чума. Ценой многих жизней человечество научилось ее лечить, но победить полностью не смогло. Так, летом 2016 года в больницу Горного Алтая попал мальчик. Диагноз - чума.

ЭПИДЕМИИ ЧУМЫ В ДРЕВНОСТИ

Когда появилось это заболевание, до сих пор неизвестно. Однако Руфус из Эфеса, живший в I веке н.э, ссылался на более древних лекарей, живших в III веке до н.э и описывавших эпидемии в Ливии, Сирии и Египте. Лекари описывали бубоны на телах заболевших, так что, по всей видимости, это и были первые зафиксированные случаи заболевания бубонной чумой.

Были и более ранние упоминания чумы. К примеру, Афинская чума (называемая еще и чумой Фукидида). Она возникла в Афинах во время Пелопоннесской войны (430 год до н.э). Два года в городе отмечались вспышки заболевания, которые унесли жизни каждого четвертого горожанина (в том числе заболел и Перикл). Затем болезнь исчезла. Современные исследования захоронений жертв афинской чумы показали, что на самом деле это была эпидемия брюшного тифа.

Не менее спорной стала и так называемая «Чума Антонина» или «Чума Галена». Эпидемия разразилась в 165 году и за пятнадцать лет унесла около 5 миллионов жизней. Однако описавший заболевание врач Клавдий Гален (в его честь иногда и называют эту эпидемию) упомянул, что у заболевших была черная сыпь. Многие исследователи полагают, что, скорее всего, эпидемию вызывала оспа, а не чума. Другие же считают, что это просто была неизвестная форма чумы.

Египет и Восточно-Римская империя также не избежали страшной заразы. Разразившуюся пандемию назвали Юстиниановой чумой, и продолжалась она около 60 лет - с 527 по 565 годы. В разгар эпидемии, когда чума достигла густонаселенного Константинополя, в городе ежедневно умирало по 5 тысяч человек, а иногда количество умерших достигало и 10 тысяч человек. Количество жертв пандемии оценивается различно, но самые «страшные» оценки предполагают колоссальное количество жертв: в 100 миллионов человек на Востоке и 25 миллионов человек в Европе. В 2014 году в журнале «The Lancet Infectious Diseas» были опубликованы результаты исследования генетиков Канады и США. Реконструировав чумную палочку из зубов двух жертв Юстиниановой чумы, ученые выяснили, что она серьезно отличается от генотипа современного возбудителя. Генетики выдвинули предположение, что люди стали менее восприимчивы к возбудителю Юстиниановой чумы, и поэтому возбудитель стал тупиковой ветвью эволюции.

«ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ»

Самая известная пандемия чумы была названа «Черной смертью». Она, по всей видимости, стала следствием похолодания климата. Холод и голод выгнали грызунов из пустыни Гоби ближе к человеческому жилью. В 1320 году были зафиксированы первые случаи заболевания. Сначала эпидемия охватила Китай и Индию, затем к 1341 году по Великому Шелковому пути достигла низовьев Дона и Волги. Опустошив Золоту Орду, болезнь ушла на Кавказ и в Крым, а оттуда генуэзскими кораблями была доставлена в Европу. Согласно рассказу генуэзского нотариуса Габриэля де Мюсси, войска хана Джанибека, осаждавшего генузскую крепость в Каффе, не смогли закончить осаду из-за эпидемии. Но, прежде чем отступить, они бросали в крепость трупы умерших и успешно заразили итальянцев.

В результате пандемия охватила Константинополь, Ближний Восток, Балканский полуостров и Кипр. В Россию чума проникла через Псков и свирепствовала там до 1353 года. Умерших не успевали хоронить, хотя и клали в гроб по 5-6 человек. Богатые люди пытались укрыться от болезни в монастырях, раздав все свое имущество, а иногда даже и собственных детей. Жители Пскова призвали на помощь новгородского епископа Василия. Он обошел город крестным ходом, но по дороге умер от чумы. Во время пышных похорон епископа с ним пришло попрощаться немало жителей Новгорода. Вскоре эпидемия разразилась и там, а дальше распространилась по всей России.

Количество жертв «Черной смерти» оценивается в 60 миллионов человек.

В то время медицина так и не нашла действенных способов борьбы с болезнью, однако был сделан важный шаг - придумала система карантина. Впервые она была реализована на венецианском острове Лазаретто. Корабли, прибывающие туда из охваченных чумой стран, должны были остановиться на некотором расстоянии от берега, и, встав на якорь, находиться там в течение 40 дней. Только по истечении этого срока, если чума не проявлялась, корабль мог подойти к берегу и начать разгружаться.

ПОСЛЕДНЯЯ ЭПИДЕМИЯ ЧУМЫ

Последняя крупная эпидемия чумы разразилась в 1910 году в Манчжурии. Первые вспышки заболевания отмечались еще в 1894 году в Забайкалье. После проведения железной дороги вспышки участились. Летом 1910 года разразилась эпидемия чумы среди сусликов, но уже к осени начали умирать люди. Первыми жертвами болезни стали китайские рабочие в поселке при станции Манчжурия, однако эпидемия быстро распространилась вдоль железной дороги. Всего, по разным оценкам, она унесла от 60 до 100 тысяч человеческих жизней.

В России приняли экстренные меры противодействия эпидемии. Из опасных районов был запрещен ввоз табарганьих шкурок, а от Амура до Благовещенска установили оцепление. Выехавшие на место эпидемиологической опасности врачи констатировали, что необходимо срочно улучшать санитарные условия. В Иркутске было решено оборудовать больницу прямо на станции - чтобы не возить больных через весь город. Хоронили чумных также отдельно. Из Петербурга была выписана вакцина, а город занялся истреблением крыс.

В Китае же эпидемию удалось остановить, во многом благодаря кремации тел умерших и их вещей. В момент, когда количество подлежащих кремации трупов начало уменьшаться, доктор У Ляньдэ дал странное распоряжение - он предписал всем жителям весело отпраздновать Новый год и взорвать побольше хлопушек. Однако странным этот приказ был лишь на первый взгляд. Дело в том, что продукты серы, выделявшиеся во время взрыва хлопушек - отличное дезинфицирующее средство.

ЧУМА В ИСТОРИИ, ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ

Впрочем, все это касается уже документальных свидетельств. Между тем, чума упоминалась еще в эпосе о Гильгамеше. Правда, говорилось там лишь о смертельности заболевания, понять о какой именно форме чумы шла речь - невозможно. Так же упоминается чума и в Библии - Первая книга Царств повествует о бубонной чуме, которая поразила филистимлян, захвативших Ковчег Завета

В литературе самый известный «певец чумы», безусловно, итальянец Джованни Бокаччо. Его «Декамерон» был написан как раз в то время, когда «Черная смерть» превратила Венецию и Геную в мертвые города. В предисловии к «Декамерону» он описал немало ужасов, поразивших Италию во время эпидемии, и отметил, что умерший от чумы человек «вызывал столько же участия, сколько издохшая коза». Даниэль Дэфо в историческом романе «Дневник чумного города» описывал, как одновременно с разгулом болезни в Лондоне распоясалась и преступность. В своем рассказе «Доктор медицины» Редьярд Киплинг описал, насколько беспомощны были врачи во время эпидемии чумы. Главный герой нашел правильный путь лечения, исходя из метафизических соображений. Пушкин на основе сцены из поэмы поэта Джона Вильсона «Чумной город» написал драматическую сцену «Пир во время чумы», описав гедонистическую разнузданность на фоне трагедии.

Из современных литературных произведений наиболее известен экзистенциальный роман Альбера Камю «Чума», в котором чума фигурирует не только в роли болезни, но и является аллегорией на «коричневую чуму» - фашизм - в частности и зло в целом. Так же широко известно и произведение Габриэля Гарсия Маркеса « Любовь во время чумы». Однако под этим названием произведение известно лишь в России, так как в оригинале речь идет все-таки о холере.

Отразились эпидемии чумы и на живописи. «Черная смерть» послужила расцвету религиозной живописи и принесла художникам ряд традиционных аллегорических сюжетов: «Пляски смерти», «Триумф смерти», «Три мертвые и три живых», «Смерть, играющая в шахматы».

Идиомы со словом «чума» до сих пор употребляют в речи. Наиболее известны «Пир во время чумы», «Чума 20 века» (СПИД), «Чума на оба ваших дома».

Чума остается актуальным понятием и в новом столетии. Летом 2016 года студия Paradox Interactive презентовала обновления к своей видеоигреCrusader Kings II, вышедшей в 2012 году. Благодаря обновлениям можно будет управлять эпидемией чумы. Например, запереться в замке. Впрочем, актуальность чумы основана на реальных фактах - реликтовые очаги эпидемии сохраняются до сих пор, и за 1989 - 2004 гг. было отмечено около 40 тысяч случаев заболевания в 24 странах, причем летальность составила примерно 7% от общего числа заболевших. Чума не исчезла. Она просто затаилась.

Говоря о чуме в европейской истории, мы прежде всего имеем в виду так называемую «черную смерть», которая прокатилась по континенту в 1346–1353 годах и выкосила - по разным оценкам - от 30 % до 50 % населения (15–30 млн человек). Отдельные города и регионы потеряли половину (например, Прованс) или даже три четверти жителей (Тоскана).

Европе доводилось переживать подобные потрясения и раньше. В VI веке континент охватила пандемия, вошедшая в историю как «Юстинианова чума». Но с тех пор всё ограничивалось отдельными вспышками - вплоть до 1346 года.

Тогда грянула настоящая катастрофа - страшная эпидемия, прозванная современниками «черной смертью».

Чума пришла с Востока, где бушевала еще в начале десятилетия, и первым под удар попал Крым, а вслед за ним - Константинополь. В ту эпоху торговля на Средиземном море имела огромное значение и велась очень активно, так что болезни не потребовалось много времени, чтобы на кораблях добраться до крупных итальянских портов и Марселя.

Разгул мракобесия и чумные погромы

Средневековый человек не обладал таким объемом знаний о мире, как мы с вами, и затруднялся рационально объяснить многие явления - включая и страшные болезни. Да, сами по себе эпидемии не были чем-то из ряда вон выходящим, но скорость, с которой черная смерть распространялась по городам и селам, и ее «неумолимость» очень быстро вызвали в обществе всплеск мракобесия.

Многие видели в чуме наказание свыше, подыскивая объяснение происходящему в искаженных пересказах библейских легенд, и пытались остановить эпидемию с помощью религиозных обрядов. Устраивались массовые шествия с самобичеванием, священники низшего звена на ходу выдумывали новые ритуалы вроде протягивания нити вдоль городской стены.

Высшие церковные иерархи не решались вмешиваться в ситуацию, хотя у них на глазах формировались настоящие многотысячные секты. Ватикан понимал, что молитвы от болезни не помогают и людям нужна хоть какая-то отдушина.

Еще совсем недавно католическая церковь очень методично подавляла крупные ереси, например движение катаров, - а теперь отпустила поводья.

Если примитивные суеверия заставляли людей запираться в домах или покидать города, то вдохновители движений бичевавших себя флагеллантов или расхаживавших по городам в белых одеждах bianchi делали обратное. Массовые мероприятия - не лучшая затея во время эпидемии, что и говорить.

Другие находили более рациональные объяснения: дескать, такая страшная напасть не может возникнуть сама по себе, и Господь не настолько жесток - это злой умысел или людей, или самого дьявола. Разумеется, в поисках виновных добрались и до мнимых колдунов и до еврейских кварталов.

Доставалось даже в лепрозориях, хотя они, казалось бы, тут совершенно ни при чем: разница между их хворью и чумой была очевидна даже средневековому человеку.

Вот здесь церковь уже не оставалась в стороне и пыталась воспрепятствовать кровопролитию - как увещеваниями, так и прямыми запретами: за самосуд грозили отлучением. Увы, далеко не всегда это останавливало толпу.

Католическая церковь в то время была самой могущественной организацией в Европе - Ватикан нередко диктовал свою волю даже королям. Но в годы черной смерти она оказалась практически бессильной: видя реальное положение дел, люди или стремительно теряли веру, или, напротив, становились неуправляемыми фанатиками.

К счастью, в сложившейся ситуации все-таки нашлись те, кто был готов действовать решительно и эффективно. На авансцену истории вышли светские власти.

Холоднокровные карантины и укрепление светской власти

Образ чумного доктора хорошо всем известен, и в создании таких «санитарных подразделений», действительно, был смысл.

Конечно, по-настоящему лечить больных они не умели - разве что вскрывали и прижигали им бубоны. Да и крысы продолжали беспрепятственно разносить по городам чумных блох (никто вообще не мог разобраться, как на самом деле распространяется зараза).

Тем не менее присутствие в очагах эпидемии людей, способных навести хоть какой-то порядок, помогало. Однако на борьбу были брошены не только чумные доктора.

Наиболее страдавшие поначалу от эпидемии итальянские города быстро отреагировали на ужасные события, учредив специальные комиссии, призванные заниматься этим вопросом. Серьезного опыта борьбы с настолько страшной напастью не было, но власти, тем не менее, приняли ряд разумных мер. Прежде всего, создали команды по сбору, вывозу и захоронению в отдельных могильниках трупов.

Сейчас это может показаться простым и очевидным решением, но в XIV веке организовать даже обычную уборку улиц было нелегко, а уж очистить городское пространство от валяющихся тут и там тел - тем более.

Кроме того, власти разработали ряд серьезных карантинных мер. Хотя эффективность управления в XIV веке оставляла желать лучшего и, чтобы претворить в жизнь подобные решения, требовался недюжинный администраторский талант - режим карантина действовал, и эпидемию удалось хоть немного сдержать. Успешный опыт итальянских властей начали быстро перенимать по всей Европе.

Также, несмотря на многочисленные протесты, повсюду принудительно закрывались таверны и бордели. Градоначальники понимали, что плотность населения в их вотчинах колоссальная и решить проблему полностью не удастся, - но ограничить контакт между людьми, насколько это возможно, - мера полезная и необходимая.

Особенно впечатляет опыт венецианцев, подошедших к делу с холодной головой. Панику подавляли не только силой, но и личным примером: пока простой люд стремился покинуть города, чиновникам бежать строго запрещалось. Был введен карантин на близлежащих островах, где всех прибывающих проверяли на симптомы болезни.

Черная смерть стала серьезнейшим испытанием для городов Европы. И светские власти, в отличие от стушевавшихся духовных, его прошли, пусть и с переменным успехом.

Впервые за несколько столетий мирское правительство показало себя лучше, чем католическая церковь, и с тех пор его влияние начало заметно расти.


Новый облик Европы

Переоценить значение произошедшего для Европы невозможно. Трудно даже перечислить все изменения, прямо или косвенно связанные с черной смертью. Как ни странно, некоторые из этих глубочайших шрамов стали настоящим украшением портрета эпохи: страшное бедствие имело ряд положительных последствий.

Бум городов и женская эмансипация

Резко возросла ценность труда, особенно более-менее квалифицированного. Многим цехам (ремесленным или торговым сообществам), которые ранее были относительно закрытыми организациями, теперь пришлось активно принимать всех желающих в свои ряды.

Конечно, после этого огромное количество людей захотело переселиться в города из деревень, тем более что первые от чумы пострадали сильнее. К примеру, около трети имущества в Лондоне осталось бесхозным.

Доходы умелых людей резко возросли - настолько, что во многих странах, городах и владениях это быстро встретило противодействие властей, пытавшихся заново снизить зарплаты. Англичане в 1349 и 1351 годах приняли специальные законы, ограничивающие рост доходов рабочих (во втором случае прямо запрещалось платить им больше, чем в 1346 году).

Однако эти постановления совершенно не работали. Во-первых, простые люди почувствовали собственную силу: все-таки властям без них не обойтись - трудиться, так или иначе, кто-то должен. Во-вторых, подобное распоряжение очевидно противоречило базовым законам рынка: если предложение резко сократилось (трудоспособных просто-напросто стало меньше), то цены не могут не подниматься.

Дошло даже до того, что всех, кто пытался сменить место работы или переехать, закон требовал сажать в тюрьму, - но такие крутые меры были совсем уж невыполнимы.

Более адекватной реакцией властей на пугающие их перемены стали некоторые сумптуарные постановления. Обычно этим термином называют «налоги на роскошь», но в данном случае речь идет об ограничении потребления для низших и средних слоев общества. Предполагалось, что если людям не на что потратить больше денег, то они не захотят и зарабатывать их. Но остановить начавшиеся изменения, несмотря на радикальные законодательные инициативы, правительствам всё равно не удавалось.

Выжившие после эпидемии чумы горожане из низов заметно улучшили свое благосостояние.

Сказалась нехватка рук и на положении женщин - в такой ситуации уже не до сексизма. Девичьи или смешанные цеха существовали в Европе еще до черной смерти, но теперь у женщин появилась реальная возможность, так сказать, продвижения по карьерной лестнице. В меньшей степени это коснулось жительниц деревень, но в сельском укладе и без того изменилось очень многое…

Освобождение крестьянства

Пожалуй, крестьяне выиграли от чумы, если так можно выразиться, больше всех. Крепостное право в Западной Европе и до эпидемии постепенно уступало место новой системе классовых отношений, а резкое сокращение населения усилило эту тенденцию: феодалам пришлось идти на диалог с людьми, работающими на земле.

В результате почти во всей Западной Европе вскоре расширились права крестьян, а разного рода поборы уменьшились. Разумеется, многие феодалы пытались этому противодействовать, так что вскоре у деревенских жителей снова появились поводы для восстаний. Впрочем, и подавлять их выступления ослабевшим государствам также стало намного труднее.

Чума, несомненно, сыграла заметную роль в процессе освобождения крестьян. Образовалось немало свободной земли - оставшейся от тех, кто просто не пережил черную смерть. Свято место пусто не бывает, а плодородное - тем более: эти поля и, что особенно важно, пастбища позволили улучшить ситуацию с продуктами в Европе.


Новый импульс получила и торговля: например, Англия начала регулярные поставки в Скандинавию и Нидерланды, где условия для сельского хозяйства были далеко не идеальными.

Кстати, работать в деревнях стали несколько по-другому: заметно выросла роль животноводства, которое требовало куда меньшего количества рабочих рук, чем земледелие. Сами наделы существенно подешевели, а труд на них - подорожал. Это не могло компенсировать ужасных людских потерь, но служило хоть каким-то утешением.

Сказанное справедливо для Западной Европы. В Восточной же, где плотность населения была ниже, всерьез от чумы пострадали в основном города, а в положении жителей сельской местности, которую эпидемия затронула меньше, мало что изменилось. Крепостная зависимость в отдельных регионах сохранялась здесь аж до XIX века.

Демократизация церкви

До настоящей Реформации еще далеко, но уже в это время зарождается протестантизм: прежний баланс в духовной жизни, весьма устойчивый, был нарушен.

Если горький пример вырезанных под корень катаров отвадил многих от всякого вольнодумства на рубеже XIII–XIV веков, то теперь европейцы ясно увидели: Ватикан не так уж всесилен.

Коль скоро даже в Италии церковь ничего толком не могла (или не хотела) сделать с разгулом сект разной степени адекватности, то почему не выступить против нее людям в здравом уме, имеющим к тому же обоснованные претензии и требования?

Духовенство тоже сильно поредело за время эпидемии, чему немало способствовала, увы, как раз забота монахов о больных - иной раз монастыри от чумы просто вымирали. И залатать кадровые бреши здесь было куда труднее, чем в рядах крестьян и рабочих: речь идет о специалистах довольно высокой квалификации.

На протяжении всего Средневековья церковь была лучшим и, что главное, постоянно доступным социальным лифтом. Теоретически любой простолюдин мог начать карьеру со служки в храме или послушника в монастыре, а скончаться папой римским. Это одна из немногих в Средние века сфер деятельности, где всё зависело от усилий и талантов самого человека, а не каких-либо внешних факторов вроде происхождения.

Теперь в церкви стало куда больше «рабочих мест», а значит, множество людей получило прекрасный шанс реализовать себя. Это коснулось даже женщин: теперь и они на монастырской службе могли добиться большего.

Черная смерть сыграла колоссальную роль и в судьбе религиозных меньшинств: проживавших по всему континенту иудеев и осевших на Пиренейском полуострове мусульман. И вновь мы должны вспомнить пословицу «не было бы счастья, да несчастье помогло»: с одной стороны, иноверцы сильно пострадали от погромов, да и после пандемии их продолжали винить во всех бедах. И без того сложные отношения между людьми разных верований обострились, как это всегда происходит в кризисные моменты. Но с другой стороны, подъем науки, возросшая потребность в хорошо обученных специалистах оказалась для тех же евреев благом. Так что притесняемые во время болезни общины не только восстановились, но отчасти даже стали сильнее.

Развитие медицины и сплочение общества

И уж конечно, постигшая Европу катастрофа подстегнула развитие медицины. Престиж этого факультета в университетах резко возрос, начались активные исследования: людям хотелось разобраться в том, что стало причиной черной смерти и как не допустить ее повторения.

Само собой, до открытий Луи Пастера добиться больших успехов на этой ниве было невозможно технически, но положительный эффект для науки очевиден. К тем же анатомическим исследованиям, которые традиционно встречали противодействие со стороны церкви, относиться стали лояльнее.

В конце концов, от чумы умерло огромное количество знатных и влиятельных людей, вплоть до королей и высших иерархов церкви. Среди них кастильский монарх Альфонсо XI, королева Арагона Элеонора Португальская и владимирский князь Симеон Гордый (распространенное мнение, что чумы на Руси не было, - заблуждение).

Теперь каждый понимал, что болезни - общая проблема, а не беда одних лишь низших слоев. От чумы не спрятаться за стенами замка или храма. В какой-то мере, как бы пафосно это ни звучало, случившееся несчастье сплотило общество, хотя Средневековье всё равно осталось Средневековьем - эпохой сильнейшего социального расслоения.

Некоторые ученые даже отмечают роль черной смерти в естественном отборе, или, если угодно, эволюции человечества. По их данным, после пандемии распространились гены, повысившие устойчивость людей к опасным заболеваниям. Но заявления такого рода всё же довольно спорны, да и к исторической науке эти исследования не имеют непосредственного отношения.


После черной смерти

Чумные злоключения Европы на этом не закончились. Крупных эпидемий будет еще очень много. Скажем, в 1664–1665 годах Лондон потеряет около 25% населения, а в 1720–1722 годах всё тот же Марсель, бывший когда-то «воротами» для черной смерти, пострадает еще сильнее. Вспомним и чумной бунт в Москве - случившийся, кстати, во время не самой масштабной из эпидемий, какие знала Россия.

Но ни одна из последующих вспышек чумы или любых других болезней не стала для европейской цивилизации таким потрясением. Можно сказать, что черная смерть закалила Старый Свет.

Несмотря на страшный ущерб, который понесли все европейские страны, у этой трагедии были и положительные последствия.

В медицине есть понятие кризиса - переломной точки в течении заболевания. Таким «кризисом» для всего региона стала чума. Это испытание Европа могла и не выдержать и рисковала откатиться в «темные века», вновь оказавшись в том состоянии, в котором она пребывала в первые столетия после падения Римской империи. Но чумной кризис удалось успешно преодолеть, и до эпохи Возрождения оставалось уже недолго.

Еще в древнем мире не многие болезни вызывали такую же панику и разрушения, как бубонная чума . Эта страшная бактериальная инфекция обычно распространялась крысами и другими грызунами. Но когда она попадала в организм человека, то быстро распространялась по всему телу и часто оказывалась фатальной. Смерть могла наступить в считанные дни. Давайте рассмотрим шесть самых печально известных вспышек этого заболевания.

Чума Юстиниана

Юстиниана Первого часто называют самым влиятельным византийским императором, но его правление совпало с одной из первых хорошо задокументированных вспышек чумы. Предполагается, что пандемия возникла в Африке, а затем распространилась на Европу через зараженных крыс на торговых судах.

Чума достигла византийской столицы Константинополя в 541 году нашей эры и уже очень скоро забирала 10 тысяч жизней в день. Это привело к тому, что непогребенные тела складывали внутри зданий и даже под открытым небом.

По рассказам древнего историка Прокопия, жертвы демонстрировали многие классические симптомы бубонной чумы, включая внезапное повышение температуры и увеличение лимфатических узлов. Юстиниан также заболел, но он смог поправиться, чего не скажешь о третьей части жителей Константинополя, которым не так повезло.

Даже после того, как чума утихла в Византии, она продолжала появляться в Европе, Африке и Азии еще в течение нескольких лет, вызывая массовый голод и разруху. Считается, что погибло по меньшей мере 25 миллионов человек, но фактическое число может быть намного выше.

Черная смерть

В 1347 году хворь вновь вторглась в Европу с Востока, скорее всего, вместе с итальянскими моряками, которые возвращались домой из Крыма. В результате Черная смерть половину десятилетия разрывала весь континент. Население целых городов было уничтожено, и люди проводили большую часть своего времени, пытаясь похоронить всех умерших в местах массовых захоронений.

Средневековые врачи пытались бороться с болезнью с помощью кровопускания и других грубых методов, однако большинство людей были уверены, что это божья кара за их грехи. Некоторые христиане даже обвинили во всем евреев и начали массовые погромы.

Черная смерть утихла на Западе где-то в 1353 году, но не раньше, чем забрала с собой 50 миллионов человек - больше половины населения Европы. Несмотря на то что пандемия привела к разрухе на всем континенте, некоторые историки считают, что вызванная ею нехватка рабочей силы стала благом для низших рабочих классов.

Итальянская чума 1629-1631

Даже после того, как Черная смерть отступила, бубонная чума продолжала время от времени поднимать свою уродливую голову в Европе еще на протяжении нескольких столетий. Одна из самых разрушительных вспышек началась в 1629 году, когда войска, принимавшие участие в Тридцатилетнее войне, принесли инфекцию в итальянский город Мантую.

В течение следующих двух лет чума распространялась по сельской местности, но поражала также такие крупные города, как Верона, Милан, Венеция и Флоренция. В Милане и Венеции городские власти отправили больных на карантин и полностью сожгли их одежду и имущество, чтобы предотвратить распространение болезни.

Венецианцы даже изгнали некоторых жертв чумы на острова соседней лагуны. Эти жестокие меры, возможно, помогли сдержать болезнь, но до того времени погибло 280 тысяч человек, в том числе и более половины жителей Вероны. Республика Венеция потеряла треть своего населения - 140 тысяч человек.

Некоторые ученые утверждают, что эта вспышка подорвала силы города-государства, что привело к снижению его позиций в качестве основного игрока на мировой арене.

Великая чума в Лондоне

Чума осаждала Лондон несколько раз в течение 16 и 17 веков, однако наиболее известный случай произошел в 1665-1666 годах. Впервые она возникла в пригороде Лондона Сент-Джайлс, а затем распространилась на грязные кварталы столицы.

Пик произошел в сентябре 1665 года, когда каждую неделю умирало 8 тысяч человек. Богатые жители, в том числе и король Карл Второй, бежали в деревни, и основными жертвами чумы оказались бедные люди.

По мере распространения болезни власти Лондона пытались держать зараженных в их домах, которые отмечали красным крестом. До того как вспышка утихла в 1666 году, умерло, по разным оценкам, от 75 до 100 тысяч человек. Позже в том же году Лондон столкнулся с еще одной трагедией, когда Великий пожар разрушил большую центральную часть города.

Марсельская чума

Последняя в средневековой Европе крупная вспышка чумы началась в 1720 году с французского портового города Марселя. Болезнь прибыла на торговом судне, которое подобрало зараженных пассажиров во время поездки на Ближний Восток.

Судно находилось на карантине, однако его владелец, который также оказался заместителем мера Марселя, убедил должностных лиц позволить ему выгрузить товар. Крысы, которые жили в нем, вскоре распространились по всему городу, что и вызвало эпидемию.

Люди умирали тысячами, и груды тел на улице были настолько большими, что избавляться от них власти заставили арестантов. В соседнем Провансе была даже построена «стена чумы», чтобы сдержать инфекцию, однако она перекинулась и на юг Франции. Окончательно болезнь исчезла в 1722 году, но к тому времени умерло около 100 тысяч человек.

Третья пандемия

Первыми двумя пандемиями принято считать чуму Юстиниана и Черную смерть. Самая последняя, так называемая Третья пандемия, разразилась в 1855 году в китайской провинции Юньнань. В течение следующих нескольких десятилетий болезнь прошла по всему земному шару, и к началу 20 века зараженные крысы на суднах разнесли ее по всем шести континентам.

Во всем мире эта вспышка убила 15 миллионов человек, прежде чем от нее сумели избавиться в 1950 году. Больше всего жертв было в Китае и Индии, но были также рассеянные случаи от Южной Африки до Америки. Несмотря на тяжелые потери, Третья пандемия привела к нескольким прорывам в понимании врачами этой болезни.

В 1894 году врач из Гонконга Александр Ерсин определил, какие бациллы являются причиной заболевания. Несколько лет спустя другой врач наконец подтвердил, что укусы блох, которые переносились крысами, были главной причиной распространения инфекции среди людей.

Врачи говорят, что лучшая профилактика - соблюдение личной гигиены. В Средневековье с этим было крайне трудно. О самых опасных и ужасных вирусах антисанитарной эпохи - в этом топе.

В Средневековье даже авитаминоз мог стать смертельной болезнью. Например, цинга - недуг, который вызван острым дефицитом витамина C. Во время этой болезни повышается ломкость сосудов, на теле появляется геморрагическая сыпь, повышена кровоточивость десен, выпадают зубы.

Цинга была обнаружена во времена крестовых походов в начале XIII века. Со временем ее стали называть «морской скорбут», потому что в основном ей болели моряки. Например, в 1495 году корабль Васко да Гамы потерял 100 из 160 членов экспедиции на пути в Индию. По статистике, с 1600-го по 1800-й от цинги умерло около миллиона мореплавателей. Это превышает человеческие потери во время морских баталий.

По статистике, с 1600 по 1800 год от цинги умерло 1 млн мореплавателей


Лечение от цинги было найдено В 1747 году: главный врач Морского госпиталя Госпорта Джеймс Линд доказал, что зелень и цитрусовые могут предотвратить развитие болезни.

Впервые рассказ о чуме встречается в эпосе о Гильгамеше. Упоминания о вспышках болезни можно найти во многих древних источниках. Стандартная схема распространение чумы - «крыса - блоха - человек». Во время первой эпидемии в 551-580 годах («Юстинианова чума») схема менялась на «человек – блоха – человек». Такая схема называется «чумное побоище» из-за молниеносного распространения вируса. Во время «Юстиниановой чумы» погибли более 10 миллионов человек.

В общей сложности от чумы скончались до 34 миллионов человек в Европе. Самая страшная эпидемия случилась в XIV веке, когда вирус «чёрной смерти» был занесён из Восточного Китая. Бубонная чума не лечилась вплоть до конца XIX века, однако зафиксированы случаи, когда больные выздоравливали.

Стандартная схема распространения чумы«крыса-блоха-человек»

В настоящее время смертность не превышает 5-10%, и процент выздоровлений достаточно высок, конечно, только при условии, если болезнь диагностирована на ранней стадии.

Самые первые упоминания о номе встречаются в трудах древних врачей – Гиппократа и Галена. Позже она стала постепенно захватывать всю Европу. Антисанитария – лучшая среда для размножения бактерии, которая вызывает ному, а насколько известно, в Средневековье особенно не следили за гигиеной.

В Европе нома активно распространялась вплоть до XIX века


Бактерия, попадая в организм, начинает размножаться - и во рту появляются язвы. На последних стадиях заболевания обнажаются зубы и нижняя челюсть. Впервые подробное описание болезни появилось в работах голландских врачей начала XVII века. В Европе нома активно распространялась вплоть до XIX века. Вторая волна номы пришла во время Второй мировой войны – язвы появлялись у заключенных в концлагерях.

В наши дни болезнь распространена, в основном, в бедных районах Азии и Африки, без надлежащего ухода она убивает 90% детей.

Лепра, или по-другому проказа, начинает свою историю с древних времен – первые упоминания о болезни содержатся в Библии, в папирусе Эберса и в некоторых трудах врачей Древней Индии. Однако «рассвет» лепры пришёлся на эпоху Средневековья, когда возникли даже лепрозории – места карантина для зараженных.

Первые упоминания о лепре содержатся в Библии


Когда человек заболевал лепрой его показательно хоронили. Больного осуждали на смерть, клали в гроб, служили по нему службу, затем отправляли на кладбище – там его ждала могила. После погребения его навсегда отправляли в лепрозорий. Для своих близких он считался мертвым.

Лишь в 1873 году в Норвегии был открыт возбудитель лепры. В настоящее время проказу возможно диагностировать на ранних стадиях и полностью вылечить, но при позднем диагнозе больной становится инвалидом с стойкими физическими изменениями.

Вирус оспы – один из самых древних на планете, он появился несколько тысяч лет назад. Однако свое название получил лишь в 570 году, когда епископ Марием из Аванша употребил его под латинским именем “variola”.

Для средневековой Европы оспа была самым страшным словом, за нее жестоко наказывали как зараженных, так и беспомощных врачей. Например, бургундская королева Аустригильда, умирая, попросила своего мужа казнить ее врачей за то, что они не смогли спасти от этого страшного заболевания. Ее просьба была исполнена – врачей зарубили мечами.

У немцев сложилась поговорка: «Немногие избегнут оспы и любви»


В какой-то момент в Европе вирус распространился настолько широко, что невозможно было встретить человека, не болевшего оспой. У немцев даже сложилась поговорка: «Von Pocken und Liebe bleiben nur Wenige frei» (Немногие избегнут оспы и любви).

В наши дни последний случай заражения зафиксирован 26 октября 1977 года в сомалийском городе Марка.

В результате чумы население Европы сократилось на треть, а в некоторых регионах – на 50%. В Англии вымирали целые графства. Грандиозная эпидемия до предела обострила социальные противоречия, Жакерия во Франции и восстание Уота Тайлера – ее опосредованные результаты.

Чума на Руси

Нельзя сказать, что эпидемия совершенно не затронула Русь. Она пришла туда несколько позднее, чем в Европу – в 1352 году. Первой жертвой стал Псков, куда чума была занесена с территории Литвы. Картина бедствия мало отличалась от того, что происходило в Западной Европе: умирали и мужчины, и женщины всех возрастов и сословий, в один гроб складывали по 3, а то и по 5 трупов – и все равно умерших не успевали хоронить.

По просьбе псковитян в город из Новгорода приехал епископ и провел крестный ход. На обратном пути он тоже заболел чумой и умер. Многие новгородцы пришли в собор святой Софии проститься с умершим архиереем – и в этом городе тоже вспыхнула эпидемия.

В дальнейшем чума поразила еще несколько городов, включая Москву. Ее жертвой стал князь московский и великий князь Симеон Гордый, а также два его малолетних сына – Иван и Симеон.

И все-таки, сравнивая масштабы катастрофы на Руси и в Европе, нельзя не заметить, что Русь пострадала в меньшей степени. Кто-то может увидеть в этом благословение Божие для Святой Руси, но существовали и более материальные причины.

Препятствия к распространению чумы

Русские города были не такими грязными, как европейские – например, на Руси уже тогда существовали выгребные ямы, а на Западе все нечистоты выливали на улицы. Европейские города были сущим раем для крыс.

Отношение к кошкам – естественным врагам грызунов – на Руси было терпимым, а в Западной Европе этих животных истребляли, считая «пособниками ведьм и колдунов». Такое отношение к кошкам сделало европейцев беззащитными перед нашествием крыс.

Наконец, немалую роль в сдерживании эпидемии сыграла знаменитая русская баня. В европейских городах тоже существовали бани, но посещали их либо в медицинских целях, либо для развлечения – героиня провансальского романа «Фламенка» даже назначала своему любовнику свидания в городской бане. Посещение таких заведений было дорогим удовольствием и настолько исключительным событием, что немецкий рыцарь Ульрих фон Лихтенштейн не хотел отказываться от него ради встречи с друзьями. Такая нечистоплотность делала людей легкой добычей блох – переносчиков чумы.

На Руси баня была даже у самого бедного крестьянина, и ее еженедельное посещение было обычным делом. По этой причине жители Руси имели меньше шансов обзавестись блохами и заразиться чумой.