Меню
Бесплатно
Главная  /  Профилактика  /  Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы

Среди форм обучения в детском саду организованные занятия играют важную роль. Для закрепления материала воспитатели часто используют комплексные занятия, которые позволяют решить сразу несколько образовательных и воспитательных задач. Они имеют некоторые особенности, которые необходимо учитывать при организации и проведении, чтобы они могли принести максимум пользы, запомниться детям как интересные и вызвать желание заниматься снова. Большое значение имеет такая деятельность в подготовительной группе, где воспитанники уже не малыши и должны уметь сочетать разные виды работы.

Комплексные занятия для самых старших дошкольников

Одной из эффективных форм работы с дошкольниками является занятие или непосредственная образовательная деятельность (НОД). Она позволяет вести образовательный процесс систематизировано, организованно, с учётом программных требований. В современном детском саду наиболее популярны такие виды НОД:

  • предметные (используются при изучении новой темы, служат для вооружения детей знаниями, основной акцент в них делается на овладение новым материалом и отработку соответствующего навыка);
  • комплексные (состоят из разных видов деятельности, которые сменяют одна другую, используются для закрепления и обобщения изученного);
  • интегрированные (части занятия тесно связаны и проникают одна в другую, способствуя решению главной задачи).

Многие воспитатели выбирают в качестве обобщающих занятий по какой-либо теме именно комплексное занятие, потому что оно, в силу своих особенностей, позволяет решить несколько образовательных задач и в то же время даёт возможность проверить, как дети усвоили материал и владеют навыками не в одной, а в ряде образовательных областей.

Комплексное занятие позволяет детям подготовительной проявить свои знания и умения в полной мере

Комплекс - система, совокупность чего-либо, объединённого вместе, имеющего общее предназначение, и отвечающего какой-либо определённой общей цели.

Основные признаки комплексного занятия:

  • Фронтальное (проводится со всей группой детей).
  • Сочетает в себе несколько видов деятельности, один из которых доминирует, а остальные его дополняют.
  • Решает задачи каждой задействованной образовательной области.
  • Имеет тему, а зачастую и сюжет, который служит объединения всех частей и логически развивается в течение всего занятия.
  • Способствует развитию ребёнка по нескольким направлениям (познавательное, речевое, двигательное, творческое развитие).
  • Планируется и проводится воспитателем группы без привлечения профильных педагогов.

Отличие комбинированных, комплексных и интегрированных занятий

Некоторые педагоги, особенно молодые, путают интегрированные, комбинированные и комплексные занятия. Между тем у них существуют весьма значительные отличия.


Особенности подготовки и проведения комплексных занятий в подготовительной группе ДОУ

Комплексные занятия проводятся практически во всех группах детского сада, но в старшем возрасте они приносят наибольшую пользу. Количество комплексных НОД в течение месяца может быть заложено в образовательной программе ДОУ, но обычно сам педагог решает, когда проводить его, ориентируясь на степень овладения детьми знаниями и навыками, которые необходимо закрепить.

Целесообразность проведения комплексных занятий в подготовительной группе

Комплексные занятия удачно используются в практике воспитателей подготовительных групп по таким причинам:

  • Дети седьмого года жизни имеют развитую память, логическое мышление, высокий потенциал к познанию новой информации и её воспроизведению. Всё это позволяет дошкольникам запоминать сюжет НОД и следить за его развитием, дожидаясь интересного финала, а также активно принимать участие в ходе занятия, используя приобретённые ранее знания и навыки.
  • Подготовишки - будущие школьники, поэтому смена деятельности на занятии готовит их к смене деятельности на уроках. Например, нужно будет сначала послушать учителя, потом прочитать что-то в учебнике, а после этого выполнить задание в тетради.
  • Сюжетно-игровые и обучающе-игровые комплексные занятия делают процесс закрепления знаний нескучным, увлекательным, что повышает познавательную активность и формирует у будущих школьников понятие, что учиться - интересно, вызывает положительное отношение к будущей школьной жизни.

Формирование готовности к школе в подготовительной группе - одна из главных задач

Эффективные методы и приёмы работы с детьми

Как и на других занятиях, педагоги используют на комплексных разнообразные методические приёмы:

  • Словесные. Это беседа, чтение художественных произведений, уточнение, объяснение, вопрос. Рассказ как метод на комплексных занятиях используется мало, поскольку целью их является закрепление усвоенных знаний, а рассказ обычно имеет целью ознакомить детей с новой информацией.
  • Наглядные. Демонстрация картин, муляжей, моделей и других пособий, показ образца выполнения рисунка или аппликации (кратко), рассматривание природного материала, предметных картинок. Наглядный материал должен быть знаком детям, чтобы они могли применить на нём усвоенные навыки и умения.
  • Практические.
    • Наиболее уместными будут упражнение, элементарный опыт, моделирование объектов или ситуаций. Но самыми действенными, полезными в обучающем плане и обожаемыми ребятишками приёмами были и остаются игровые.
    • Игра дидактическая, пальчиковая, подвижная, создание игровых и сюрпризных ситуаций, появление игрового персонажа - все эти приёмы сделают занятие живым, динамичным, ярким и запоминающимся. Не стоит думать, что детям подготовительной группы хочется играть меньше, чем, допустим, ясельной. Наоборот, они очень любят игру и находят в ней радость не только от самого процесса, но и от общения со сверстниками, преодоления препятствий, достижения результата. Поэтому в работе с ними используют и эвристические методы.
  • Эвристические или поисковые. Метод создания проблемной ситуации, которая требует решения, эмпатия, то есть «вживание» в мысли и чувства другого, даже неживого существа (Представьте себя снежинкой, берёзкой), гипотезы (А что, если…), символического видения (тарелка похожа на солнце, потому что оба предмета круглые), ошибок, придумывания, фантазирования, «мозговой штурм» - всё это креативные, не боящиеся нового педагоги эффективно используют на комплексных занятиях. Эвристические методы побуждают детей думать нешаблонно, делать предположения, смело высказывать своё мнение, что, несомненно, пойдёт на пользу будущим школьникам.

Чтобы подчеркнуть важность «мозгового штурма», воспитатель использовал бумажные «профессорские» шапочки

Что следует учесть при подготовке комплексного занятия

Чтобы комплексное занятие прошло успешно, воспитателю необходимо помнить о таких важных моментах:

  • Выбор темы и сюжета. Поскольку занятие имеет целью закрепить, обобщить и систематизировать материал, то его тема может быть достаточно обширной, общей, дающей простор для фантазии педагога: «В гостях у сударыни Зимы», «Осенние дары», «Путешествие в страну сказок». Сюжет может строиться на поиске ответа на проблемный вопрос, который ставит в начале занятия сказочный герой или другой персонаж (Зима, Хлеб, Вода), а также преподноситься в виде путешествия с остановками, где дети решают разные задания. Воспитанникам подготовительной группы интересны космос, экзотические регионы нашей планеты (пустыня, Арктика и Антарктика, джунгли, горы), так что и воображаемое путешествие в эти края вполне может стать сюжетом занятия.
  • Сочетание образовательных областей. Планируя занятие, нужно продумать, чем именно будут заниматься на нём дошкольники: считать в прямом и обратном порядке, повторять знания о геометрических фигурах и телах, повторять состав числа, подбирать прилагательные к существительным, строить предложения по схеме, рисовать, делать аппликацию и т. д. Поэтому определившись с темой, нужно сразу же наметить, какие образовательные области и виды детской деятельности будут на занятии. Следует отметить, что каким бы ни было занятие, в нём непременно должна присутствовать образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Воспитание дружбы, доброты, человечности, любви к родному краю, уважения к старшим, заботливого отношения к младшим - хотя бы одна или несколько из этих и подобных задач должна выполняться, поскольку социально-моральное развитие подрастающего поколения сейчас ставится на первый план во всех образовательных учреждениях.
  • Длительность занятия. Согласно СанПиН, занятие в подготовительной группе не должно превышать 30 минут. Поскольку это общая норма, не учитывающая специфики предметных и комплексных занятий, последние допустимо увеличить по длительности, но не более, чем на 5–8 минут. При этом во время НОД должны быть не одна, а две динамические паузы: подвижная игра и физкультминутка, во время которой дети могут не только делать физические упражнения, но и танцевать, например, исполнить вместе с Золушкой её любимый танец «Добрый жук».

    Снять напряжение и усталость на занятии поможет танцевальная пауза

  • Насыщенность. Сочетание разных видов деятельности предполагает более компактное и сжатое их использование. Невозможно втиснуть в одно занятие материал трёх полностью. Поэтому педагог должен как следует продумать, какой наглядный материал, художественные произведения и тому подобное будет использовано на занятии. Длинная сказка не подойдёт, если она нужна, то следует выбрать наиболее яркий эпизод из неё, десять картинок с изображением животных Африки тоже вряд ли принесут пользу, стоит дать для рассматривания три или пять. У опытных педагогов, работающий не один год, вырабатывается «чувство времени», которое подсказывает, сколько займёт подача того или иного материала. Молодые воспитатели не должны стесняться обращаться за помощью к ним или к методисту детсада, иначе комплексное занятие может принести вред. Слишком перегруженное наглядностью, играми, сюрпризными моментами, оно утомит детей, заставит педагога спешить, чтобы со всем управиться, и сведёт на нет радость от получения положительного результата.
  • Достоверность информации. Поскольку речь идёт о будущих школьниках, нужно давать детям научную, доступную их пониманию информацию (не Солнце движется вокруг Земли, а наоборот), использовать на занятии картины, модели и прочие пособия, которые передают естественный вид объектов и явлений. Исключение составляют занятия сказочной направленности, дошкольники седьмого года жизни прекрасно отличают сказку от реальной жизни.
  • Непременное наличие игры. Даже если взяты темы «Один дома» или «Скоро в школу», то есть очень серьёзные и важные для детей, только беседой, викториной и аппликацией ограничиваться нельзя, необходимо ввести дидактические игры соответствующей тематики, но в конце занятия ещё раз подчеркнуть, что ребята стали уже совсем большими и будут ответственно относиться к учёбе. собственному здоровью.
  • Итог занятия должен принести детям удовлетворение, ощущение успеха. Это повысит их заинтересованность не к одной, а сразу к нескольким видам деятельности, которые присутствовали на занятии.

Чередование различных видов деятельности, в том числе исследовательской, делает занятие интересным и насыщенным

Таблица: примерная картотека комплексных занятий в подготовительной группе

Время года Тема НОД Задачи НОД
Осень Скоро в школу. (Экскурсия в школу, чтение рассказа К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб») Расширить представления о школе; формировать мотивацию к обучению в школе; учить осмысливать содержание рассказа, давать оценку поступкам героев; способствовать развитию связной речи.
Путешествие в осенний лес. Учить наблюдать за деревьями, кустарниками, выделять и описывать объекты природы, рисовать по памяти любимое животное леса, передавая отчётливо форму основных частей тела и характерные детали; формировать экологически грамотное поведение в природной среде; закреплять умение рисовать и закрашивать рисунок, красиво располагать его на листе бумаги; развивать воображение.
Поиграем в магазин (Количество и счёт. Лепка «Овощи и фрукты»). Учить считать (на основе наглядности), пользуясь приёмом счета, относить последние числительные ко всем пересчитанным предметам; выполнять сравнение предметов; закреплять умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки; учить добиваться большей точности в передаче формы, создавать выразительную композицию (красиво размещать овощи и фрукты на подставке).
Осенью в парке. (Рассказ по картине. Рисование «Ветка рябины») Учить составлять рассказ на осеннюю тематику, узнавать реальные признаки осени в их поэтическом выражении, понимать и использовать слова в переносном значении; развивать речевое дыхание, умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом; упражнять в рисовании акварелью, кистью (всем ворсом и концом его).
Зима Как звери к зиме готовились (Жизнь животных в лесу. Рисование «Белочка»). Расширять представления о диких животных, знания о том, как звери готовятся к зиме; учить украшать лист бумаги крупной веткой с завитками (элементом декоративных изделий); использовать для украшения ветки различные знакомые элементы (цветы, листья, ягоды, дуги, мелкие завитки); развивать координацию движений, пространственную ориентировку (украшать ветку элементами слева и справа); воспитывать эстетические чувства.
Транспорт (Безопасность на дороге. Заучивание стихотворения Н. Рубцова «Про зайца»). Закреплять знание о видах транспорта и его назначении (наземный, подземный, водный, воздушный); повторить правила дорожного движения и значения сигналов светофора; углублять знания о правилах пользования общественным транспортом; обогащать лексику словами, обозначающими профессии людей, связанных с транспортом: водитель, лётчик, машинист; выяснить, какие стихи дети помнят, как их читают; заучить наизусть стихотворение Н. Рубцова «Про зайца».
«Один дома» (Игра«Опасно-неопасно». Рисование «Придуманный запрещающий знак»).
«Наша поездка в зоопарк» (Коллективный рассказ. Рисование «Зоопарк»). Развивать речевые умения; активизировать словарь по теме «Зоопарк»; учить составлять предложение из двух слов; закреплять умения оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе бумаги; развивать эстетические чувства.
Весна Бегут весенние ручьи (Количество и счёт, цифры. Кораблик из природного материала). Формировать понятие о том, что количество предметов можно узнать, не только сосчитав их, но и глядя на цифры; познакомить с цифрой 0; учить соотносить цифру и количество предметов, рисовать цифру в воздухе, обводить пальцем изображение цифры.
Природа и мы (Лекарственные растения. Рисование «Лесная полянка»). Закреплять и углублять представления о растениях луга (поля), умение рисовать карандашами, красками; учить правильному поведению в природе; познакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива); развивать стремление запечатлевать это в рисунке, воображение; формировать умения наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца.
Цыплята вышли на лужок (Количественный счёт, сравнение групп предметов. Оригами «Цыплёнок»). Учить считать (на основе наглядности) пользуясь приёмами счета, называть числительные по порядку, относить последнее числительное ко всем перечисленным предметам; уравнивать неравные группы предметов; выкладывать определённое количество предметов в соответствии с заданиями. Закрепить навыки изготовления оригами по знакомой схеме.
Игры в нашем дворе (Количество и счёт Девочка играет в мяч). Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; познакомить с цифрами 1, 4 и 7; обратить внимание на конфигурацию этих цифр; учить сравнивать их начертание, устанавливать сходство и различие, рисовать их в воздухе, обводить пальцем изображение цифр; закреплять умение лепить фигуру человека в движении (подняты, вытянутые вперед руки и т. д.), передавать форму и пропорции частей тела; упражнять в использовании разных приёмов лепки; закреплять умение располагать фигуру на подставке.

Структура и временной план комплексного занятия

По своей структуре комплексное занятие мало чем отличается от обычного:

  1. Вступительная часть. Организация детей, сообщение темы, мотивация к деятельности. 1–2 минуты.
  2. Основная часть. Сочетание разнообразных видов деятельности в разных образовательных областях. 23–28 минут.
  3. Заключительная часть. Подведение итога, обсуждение того, что испытали дети, что больше всего запомнилось. 1–2 минуты.

Таблица: конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Один дома», автор Р. Ф. Логинова

Задачи Закреплять у детей представление об электроприборах, об их значении для людей, о правилах их использования; об опасных для жизни и здоровья предметах и ситуациях, которые встречаются в жизни, правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми. Развивать самостоятельность в принятии правильных решений и ответственность за своё поведение, внимание, логическое мышление, быстроту реакции в непредвиденных ситуациях; развитие активную речь и память. Воспитание ответственности за свое поведение.
Материалы CD-проигрыватель, костюм вороны, две маски с надписью «Опасик» и «Безопасик», знак «Опасно!» на ватмане, дидактическое пособие «Электроприборы», спички, спица, розетка, ножницы, моющее средство, гвоздь, таблетки, бусины, 2 корзины. Для рисования: заготовки кругов диаметром 12см по количеству детей, цветные карандаши, клей или скотч.
Вступительная часть Воспитатель: Ребята, представьте, что взрослые ненадолго ушли из дома, а вы остались одни. Давайте закроем глаза и попробуем услышать звуки происходящего вокруг. Какие звуки вы услышали?
Дети: Скрип, стук, голоса, где-то проехала машина и т.д.
(раздаётся стук).
Воспитатель:
- Слышите, в дверь кто-то стучится. Что же нам делать? Можно ли сразу открыть дверь, скорее всего это пришла мама? Почему? (ответы детей).
Ребёнок:
  • Если дома ты остался,
  • А в квартиру постучали,
  • Зазвонил дверной звонок-
  • Ни за что не открывайте,
  • В дом нельзя чужих пустить.
  • Лучше сразу, так и знайте,
  • Маме с папой позвонить.

Воспитатель:
- Когда ты дома один - не открывай никому дверь, даже если человек, который за ней стоит, говорит, что его прислали твои родители.
Детям предлагается послушать отрывок стихотворения С. Я. Маршака «Пожар».
Воспитатель:
- Как нужно поступить, если произошло возгорание?
Дети:
- Если в доме что-то загорелось - быстро уйти или выбежать из комнаты ил квартиры, рассказать об этом взрослым и попросить их позвонить по телефону «01», сказать что у вас в доме пожар, при этом обязательно надо назвать свой адрес; позвонить маме на работу.
- Если в квартире много дыма - низко пригнувшись двигаться к двери прикрывая нос и рот мокрым полотенцем, платком.
- Нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями, шкафу - опасен не только огонь, но и дым.
Практическое задание: «Сообщи о пожаре по телефону» (Дети имитируют звонок в пожарную часть).
Ребёнок:

  • Сам не справишься с пожаром,
    Это труд не для детей.
    Не теряя время даром,
    «01» звони скорей.
    Набирай умело,
    Чтоб не всё сгорело!
    (Л. Зильберг)

Летит ворона Каркуша:
- Кар! Кар! Кар, ребята! Здравствуйте! Вы тут случайно моих друзей не встречали?
(В это время двое детей ссорятся, отбирают друг у друга мяч)
- Ах, вот вы где! Ребята, познакомьтесь с моими друзьями.
Опасик:
- Меня зовут Опасик! Я всех ребят предупреждаю об опасности!
Безопасик:
- А меня зовут Безопасик, и я так люблю играть!
Каркуша:
- Так почему же вы ссоритесь?
Безопасик:
- Потому что Опасик - жадина!
Опасик:
- Безопасик выбирает совсем не те предметы, которыми можно играть!
Воспитатель:
- Ребята, давайте поможем друзьям помириться и поделим все предметы спора на безопасные для игры и опасные.
Игра: «Опасно - безопасно» (Дети делятся на две команды. Первая команда собирает в корзину Безопасика безопасные предметы. Вторая команда собирает в корзину Опасика опасные предметы. Побеждает та команда, которая правильно и быстро наполнит свою корзину.)
После того, как корзины будут наполнены, подводится итог. Дети объясняют, чем могут быть опасны следующие предметы: ножницы, моющее средство для посуды, таблетки, гвоздь, спички, вязальная спица, бусины, витамины.
Воспитатель:

  • К дальним сёлам, городам
    Кто идёт по проводам?
    Светлое Величество-
    Это … электричество.
  • По тропинкам я бегу,
    Без тропинок не могу.
    Где меня, ребята нет-
    Не зажжется в доме свет!
    (Электрический ток).

Воспитатель:
-Можем ли мы жить без электричества? (Нет). Правильно. Электричество есть в каждом доме. Это наш самый первый помощник. Когда наступает тёмное время суток, нам достаточно щёлкнуть кнопкой выключателя и комнату освещает яркий свет лампы. Ток бежит по проводам и заставляет работать электрические приборы. А в нашем доме их немало. Например:

  • Есть в домах окошко
    Необычное немножко.
    Кто появится в окне-
    Скажет слово всей стране.
    (Телевизор).
  • Едет пароход
    То назад, то вперёд.
    А за ним такая гладь,
    Ни морщинки не видать.
    (Утюг).
  • Он один на целом свете
    Очень рад пыль встретить.
    (Пылесос).
  • На столе,в колпаке,
    Да в стеклянном пузырьке
    Поселился дружок-
    Развесёлый огонёк.
    (Настольная лампа)
  • Только я, только я
    На кухне главная.
    Без меня как ни трудитесь,
    Без обеда насидитесь.
    (Плита)
  • Я пузатый и пыхтящий,
    Я красивый и блестящий,
    Если только захочу-
    Кипяточку вскипячу.
    (Самовар, электрический чайник)

Воспитатель:
- Представим, что электричество перестало поступать в ваш дом, что произойдёт? (Дети высказывают свои предположения). Значит, можно сделать вывод, что электрический ток наш друг и товарищ.
Ребёнок:

  • Ток бежит по проводам,
    Свет несёт в квартиру нам,
    Чтоб работали приборы:
    Холодильник, мониторы,
    Кофемолка, пылесос-
    Ток энергию принёс!
  • Знают всё, что без огня не живём мы ни дня!
    При огне,как при солнце - светло!
    При огне и зимою - тепло!
    Но когда мы небрежны с огнём-
    Он становится нашим врагом.

Воспитатель:
- Какие правила осторожности мы должны знать и выполнять?
Дети называют правила и совместно с воспитателем ответы обобщаются.
- Запомни! Никогда не дотрагивайся до включённых электроприборов мокрыми руками! Вода пропускает через себя ток.
- Не пользуйся водой вблизи включённых электроприборов. Не поливай цветы висящие над TV и другими электроприборами.
- Не пользуйся самостоятельно розеткой, проси взрослых включить или выключить электроприбор.
- Не дотрагивайся до включённых электроприборов металлическими предметами (отвёртками, ножницами).
- Не прикасайся к электропроводу.
- Уходя из дома, проверь, выключены ли электроприборы, газовая плита.
Рисование знаков «Это опасно! Будь внимателен!»
Детям предлагается придумать запрещающий знак для своего дома, нарисовать его с последующим объяснением того, что запрещено.

Заключительная часть Дети устраивают выставку запрещающих знаков и поясняют, что они означают.
Теперь мы запомним, как нужно вести себя, если остался дома один. Нужно беречь своё здоровье и свой дом, ведь вы уже совсем большие, умные ребята.

Итоговое комплексное занятие

Итоговые занятия проводятся в конце учебного года, их главная цель - обобщить и систематизировать информацию, полученную детьми за год. Такая глубокая и обширная цель позволяет совместить несколько (но не все, конечно) видов деятельности в одном занятии. Поэтому чаще всего в итоговом занятии сочетают ФЭМП, экологию или обучение грамоте с рисованием (аппликацией), музыкальной или физической деятельностью, не упуская социально-морального аспекта.

На занятии с преобладанием ФЭМП закрепляют такие навыки:

  • прямой и обратный счёт от 0–10 и от 10–0;
  • знание понятий «больше-меньше-поровну», «большой-маленький», «высокий-низкий», «широкий-узкий»;
  • определение основных геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник);
  • соотношение чисел и количества предметов;
  • ориентирование на листе бумаги в клеточку (умение писать графические диктанты - клеточка влево, вправо, вниз, вверх);
  • составление чисел.

Если преобладающим видом деятельности является обучение грамоте, то во внимание берут:

  • знание букв (алфавита);
  • определение гласных и согласных;
  • выделение звуков (букв) из слова;
  • подбор слов на заданную букву;
  • чтение слов и простых предложений по слогам;
  • понимание значения предложения (где оно начинается и заканчивается);
  • умение правильно держать ручку в руках;
  • навык обведения букв по контуру;
  • выполнение заданий по развитию речи.

Итоговое занятие не должно быть длиннее или сложнее по материалу комплексного занятия, которое проводится в середине года. Проводить его лучше в конце апреля, чтобы воспитатель имел время для корректирующей индивидуальной работы с детьми, которые имеют трудности в некоторых видах деятельности.

Комплексные занятия необходимы в работе с самыми старшими воспитанниками детского сада. Этот вид образовательной деятельности помогает воспитателю сделать обучение будущих школьников интересным, разнообразным, и в то же время закрепить и обобщить знания и умения по нескольким образовательным областям сразу. А присутствие игр и динамичных пауз благотворно влияет на физическое и психическое здоровье ребят.

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы "Путешествие в страну Знаний"

Цель:
- Вызвать у детей интерес.
- Доставить деткам удовольствие от занятия, игры и заданий.
- Развить интерес к предметам.
- Оказать взаимопомощь.

Задачи:
- Закрепить знание о геометрических фигурах;
- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги;
- Закрепить понятия: гласные и согласные звуки их характеристику.
- Умение делить слова на слоги;
- Развивать внимание, умение выполнять словесные инструкции взрослого; мышление; мелкую моторику руки.
- Воспитывать терпение, сдержанность, умение доводить начатое до конца, слушать товарища, взаимовыручку.

Интеграция областей:
Социализация: воспитывать дружелюбное взаимодействие у детей, самостоятельность развития речевых средств.
Коммуникация: развить умение поддерживать беседу, научить высказывать свое мнение.
Познание: развить умение у детей рассуждать.

Оборудование: конвертик с вложенным в него письмом, листы бумаги А4 и карандаши, геометрические фигуры разных размеров, карточки с цифрами на состав чисел, комплект цифр и знаков каждому ребенку, карточки со словом математика, музыка, нарисованная ракета.

Организационный момент.
Приветствие гостей!
- Добрый день ребята, сегодня, когда я заходила в группу в двери нашла конверт, а в нем письмо. Давайте мы с вами прочитаем, что в нем написано.
(Воспитатель зачитывает письмо).
- Дорогие ребята! Это вам пишет ваш друг «Читай ка – Решай ка». Меня интересует, готовы ли вы к школе? Для того что бы узнать это, я приготовила вам задания с сюрпризами.
Ребята, что бы мы могли показать свои знания, мы должны отправиться в путешествие, вы согласны? (Да!)
- Тогда давайте мы с вами встанем все в круг, соберем свои знания и силы.
Психологический настрой.
Дети, все вместе произносят
Мы спокойны, мы спокойны.
Говорим всегда красиво, четко и неторопливо,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятии.
(2 раза)

(1 задание)
-Прошу вас остаться в кругу, пришло время для разминки.

Игра « Кто знает, пусть дальше называет».
Зима, а за ней что?
Весна, а за ней что?
Сколько месяцев в году?
Сколько дней в неделе?
Какой сегодня день неделе?
Какой был вчера?
Какой будет завтра?
Что больше час или минута?
Осень, а за ней что?
- Ребятки, ответьте мне, какие транспортные виды вы знаете? (наземный, воздушные, водные)

А, на чем мы с вами отправимся в путешествие, вы узнаете, если выполните правильно первое задание

(2 задание) Диктант по клеточкам
- Присаживайтесь за свои столы, нас ждет задание.
РАКЕТА
(На столах детей, приготовлены листочки, на которых по циферкам нужно вывести ракету и карандаши)
- Посмотрите, что у вас получилось? (Ответы детей: ракета)
Звучит музыка полета.
- Мы летим с вами на самом быстром виде транспорта это – ракета.
-Нам на пути будут встречаться препятствия, и мы должны их пройти. Готовы?
5 4 3 2 1 – пуск, полетели. Звучит музыка полета.
- Прилетели! А кто же это нас встречает?
(На доске схема человека для игры в танграм)
-Какой интересный человечек? Давайте сделаем его портрет.

Дети выкладывают из геометрических фигур человека.
Ну молодцы, все справились с заданием, у вас получились хорошие портреты. Этот человечек нам и укажет дальнейший путь к Считай ке.
- А, вот и он, Считай ка. Показ картинки Считая.

Задание 4
-На моей планете построен дом под номером №7 (Выставить домик на доске). Но жители этого дом, числа поссорились. Они не могут договориться, кто, где должен жить в этом доме.
Появился новый дом,
Числа поселились в нем,
Кто соседи у меня?
Помогите мне друзья?
Состав чисел. У каждого ребенка карточка числа, нужно в пустые окошки вписать числа пропущенные.
- Считай ка. Ну, Спасибо ребятки! Вы помогли помириться числам.
-Молодцы справились вы с заданием.
Звучит музыка.
Продолжаем дальше путь.
Но что, это за знак на нашем пути? (На доске появляется знак вопроса)
- А Этот знак означает, что пришло время решать задачи. Слушайте внимательно и решение задачи выкладывайте на столе с помощью цифр и знаков.

Задание 5
1.Задача (Выставить картинку к задаче на икт)
Шесть ворон на крышу село,
И одна к ним прилетела.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетел?
Решение: 6+1=7 (дублировать на доске)
-Каким действием решили задачу? (Сложением)

2.Задача (Выставить картинку к задаче на икт)

Пять пушистеньких щенят
Все в корзиночке лежат,
А один решил сбежать –
Сколько их осталось лежать?
Решение: 5-1=4
(Полный ответ спросить у 2-3 детей)
Каким действием решили задачу? (Вычитанием)
-Молодцы справились и с этим заданием. Направляемся дальше.
Звучит космическая музыка
Станция Отдыхайка.

Физминутка.
Раз, два – стоит ракета. (Руки вверх, ладони углом.)
3.4 - самолёт. (Руки в стороны.)
1.2- хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт. (Руки на пояс.)
Опускайся быстро вниз,
На посадку ты садись.

Задание 6
- Наша ракета прилетела в царство букв и звуков. Царица Звукограда приготовила для вас вопросы.
- Из чего состоят слова? (Из букв и слогов)
- А слоги? (Из звуков)
- Чем отличается буква от звука? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем, читаем, печатаем)
- Ребята, а какие бывают звуки? (Гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, ударные и безударные).
- На ИКТ появляются животные (бегемот, слон, верблюд, крокодил, кит)
Воспитатель. – Ребята, посмотрите пожалуйста на доску, вспомните этих животных и выберите самое крупное, большое животное на Земле?
- Располагая массой до 150 тонн и длиной до 33 метров синий (голубой) кит является наиболее крупным известным животным, которое когда-либо жило на Земле.
- Скажите слово кит так, чтобы хорошо был слышен первый звук. Назовите его. (кь)
-Это строгий братец или добрый? (Добрый)
-Произнеси с указкой и определи второй звук в слове. Назови его. (и). Обозначь звук (и) красной фишкой.
-Найдите третий звук слова. Назовите его. Обозначь звук синей фишкой.
- Звук (т) – строгий или добрый братец? (Строгий)
-Прочитайте это слово медленно, указывая звуки пальчиком под фишками.
-Какой звук в слове произносится легко, долго, когда ничто во рту не мешает говорить.(и)
-Уберите фишку, которая обозначает звук (и).
-Уберите фишку, которая обозначает звук (т).
-Уберите фишку, которая обозначает звук (кь).
-Что вы можете сказать про слово кит? (В слове кит три звука. Первый (кь) – согласный, мягкий, второй звук (и) – гласный, третий звук (т) – согласный, твердый.
- Составим звуковую схему слова кит.

Задание 7
Рассыпалось слово.
-Чтобы слово узнать нужно все цифры по порядку собрать.
ш к о л а
1 2 3 4 5
- Если карточки перевернем. то можно прочитать слово. (Школа. Учебное заведение для получения общего образования. - Сколько слогов в слове? (Дети, должны прохлопать в ладоши, 2 слога)
-Молодцы, ребята! Ваш путь открыт, вы справились с заданием.
-А, нам, ребята пора возвращаться в детский сад.
Звучит космическая музыка.
-Вот мы и дома.
Итог занятия
- Ребята, вам понравилось путешествие?
- Какое задание понравилось больше?
- Какое задание показалось наиболее трудным?
- Вы рады, что помогли помирить числа?
- И сами будьте дружными. помогайте друг другу.
- Ваш друг «Читай - Решай» очень доволен вами, за ваши старания и успехи он дарит вам энциклопедию, которая поможет в дальнейшем вам расширить знания.

Конспект итогового комплексного занятия в подготовительной группе " Путешествие по Стране Знаний".

Цель: Закрепление и обобщение полученных знаний и умений за учебный год.
Задачи: 1. Образовательные: развивать познавательный интерес к учебной деятельности посредством включения разнообразных игровых заданий.
2. Развивающие: развивать мелкую моторику рук, внимание, сообразительность, зрительную память, воображение.
3. Воспитательные: актуализировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Материал: руль, геометрические фигуры, птенец, птица, гнездо, цветы с цифрами, полянка, стулья, билеты, простые карандаши, аудиозапись, дерево.

Ход занятия.

1. Организационный момент.
-Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости.
Я здороваюсь везде дома и на улице,
Даже «Здравствуй!» говорю я соседской курице.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
Здравствуйте!

2. Основная часть.
- Ребята, а вы любите путешествовать?
И вот сегодня я приглашаю вас в путешествие по Стране Знаний. А на чём мы туда отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.

Прочихается мотор-
Выбегает на простор.
И по звонкой улице
Он бежит, волнуется.
Рынок, почта и вокзал,
Чтоб никто не опоздал. (Автобус).

Правильно, на автобусе.
- Ребята, но войти в автобус можно только по билетам, а чтобы его получить вам предстоит ответить на вопросы. Слушаем внимательно, поднимаем руку и отвечаем. На билетах стоят номера мест, каждый проходит на своё место.

Вопросы:
1. Как называется наша страна?
2. Как называется наша область?
3. Кто президент нашей страны?
4. Как называется макет земного шара?
5. В каком городе мы живём?
6. Какие цвета имеет наш флаг?
7. Как называется наша река?
8. Назовите самое большое морское животное?
9. Что делает зимой медведь?
10. Какого цвета вода?
11. Чем мы слышим?
12. Вечно зелёное дерево?
13. Сколько месяцев в году?
14. Есть ли у змеи лапы?
15. Какое время года идёт после весны?

Ребята, сохраняйте билеты до конца проезда, они нам ещё пригодятся. Все заняли свои места? Поехали.
(Включается фонограмма песни «Мы едем, едем, едем».)

Ребята, а чтобы начать наше путешествие давайте встанем в круг.

Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руку,
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно на вопросы отвечать,
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.

Задание №1.
-Давайте, ребята, пройдём за столы и посмотрим, что на них лежит (цветы с изображёнными в середине цветка числами). Обратите внимание, что на цветах не хватает чисел, так как был сильный ветер и сдул недостающие числа.
- А сейчас подумайте, какое число нужно дописать на каждом лепестке, чтобы в сумме получилось число, написанное в середине цветка.
Молодцы!
-Ребята, а где растут цветы?
-А для чего они нужны?
- Посмотрите в Стране Знаний клумба есть, а цветов на ней нет, может мы украсим её нашими цветами?

Задание №2.
- Ребята, у меня в руках три конверта, но я не знаю, что в них. Чтобы их открыть, вам нужно разделиться на три группы. А делиться вы будете по номерам ваших билетов:
1 группа – это номера от 1 до 5.
2 группа – это номера от 6 до 10.
3 группа – это номера от 11 до 15.
-Берём конверты и проходим на ковёр, открываем (в конвертах лежат геометрические фигуры из которых нужно сложить самолёт, машину, корабль).
- А как можно это всё назвать одним словом? (транспорт).
- Ребята, а к какому виду транспорта они относятся?
- А как вы думаете, а санки являются транспортом? Почему?
-Ребята, а какой вывод можно сделать, что такое транспорт.
Вывод: всё, что перевозит людей и груз, называется транспортом.
А сейчас вопрос на размышление: как вы считаете, водопровод можно назвать транспортом? Почему?
-Что делает водопровод? (он транспортирует воду из одного места в другое, от водоканала до домов).
Вывод: значит можно назвать транспортом.
Молодцы!

Задание №3.
-Ребята, давайте пройдём за столы и посмотрим на листочки.
-Кого вы там видите? (тётю Кошку и кота Василия). Они вас, ребята, просят помочь пройти им путь, а то они очень устали и хотят отдохнуть.
-Поможем?
Тогда берём простой карандаш и отправляемся на помощь. (Развитие навыков ориентировки на бумаги в клетку).
Вот вы и помогли добраться коту Василию и тёте Кошке до дома племянников, и они говорят вам спасибо!

Ребята, наше путешествие по Стране Знаний подходит к концу, со всеми заданиями вы справились, достаём свои билетики и проходим в автобус. А чтобы веселей вам было ехать, я предлагаю вам отгадать загадки, нужно будет назвать автора и названия сказки или стихотворения.

Может быть, его украли,
На верёвке увели,
Новым именем назвали,
Дом стеречь заставили?
С.Михалков «Мой щёнок».

Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
К. И. Чуковский.

Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзал остановить.
С.Я.Маршак.

Молодцы!

Вот мы и приехали.
-Ой, ребята, слышите, кто- то пищит. Это же птенец, он выпал из гнезда.
-Как мы можем ему помочь?
-А как вы думаете, почему он выпал из гнезда?
Посмотрите, ребята, как рада его мама.

3.Итог.
-Ребята, скажите, что вам понравилось в нашем путешествии по Стране Знаний.

«В поисках радуги»

Открытое итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе

Цель: закрепление ранее изученного материала.

Задачи:

1. Обучающая: продолжать формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация)

2. Развивающая: развивать речь, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Способствовать развитию слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления конструктивных и творческих способностей.

3. Воспитывающая: способствовать формированию дружеских взаимоотношений между детьми. Воспитывать привычку работать сообща, волевые навыки на пути к достижению поставленной цели.

Ход программы

Организационный момент. «Радужная сказка»

Воспитатель предлагает детям отправиться в радужную сказку. Дети стоят в кругу (в это время включают музыку).

Воспитатель (шепотом, интригующе). Тихо! Не спугните сказочные чудеса... Я вам буду сказку рассказывать, а вы мне ее показывать. Жили-были в радужной стране ребята... . Были они веселые и трудолюбивые. Девочки красивые да сердцем добрые. Мальчики сильные, как богатыри, да справедливые... И были у них в радужной стране чудеса. Первое - это радуга, которая каждый раз после дождя появлялась на небе. Второе - это радужные зайчики. Вы, наверное, слышали о солнечных зайчиках, а это были радужные - разноцветные зайчики. Они появлялись у ребят, когда те делали что-то хорошее, правильно отвечали, отгадывали загадки. А вы хотели бы их увидеть? (дети отвечают). И вы их очень скоро увидите. Ну-ка, отгадайте загадку «После дождичка повисло в небе чудо-коромысло».

Воспитатель: Но случилась в радужной стране беда: погасла чудо-радуга. Не стало её. Девочки заплакали (Девочки показывают, как плачут.), а мальчики стали их утешать (Показывают жестами.):

«Не плачьте. Мы новую радугу добудем»

Воспитатель: Найти радугу нам помогут волшебные слова: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Кто знает, что это за слова? (Дети отвечают.)

Воспитатель: Давайте все вместе произнесём эти слова.

Затем дети хором произносят волшебные слова.

Воспитатель: И, конечно, же, нам нужна карта.

Воспитатель: Ребята, а какой верхний цвет радуги ? (красный) Давайте найдём на карте красного зайчика, и узнаем, что нам необходимо сделать, чтобы появился красный цвет нашей чудо-радуги.

Красная полоса. «Окружающий мир»

  1. В конверте картинки: Карась. Синица. Волк.

Воспитатель: Кто изображён на этих картинках? Давайте поиграем в игру «Рыба. Птица. Зверь»

Игра с мячом «Рыба. Птица. Зверь»

Дети становятся в круг. В центре – воспитатель с мячом. Бросая мяч по очереди детям, воспитатель говорит: «Птица!». Тот, кто получил мяч, должен быстро назвать какую-либо птицу. Таким же образом играющие называют животных и рыб. Необходимое условие: не повторяться.

Воспитатель: А теперь отгадайте загадки:

  1. Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост – наружу

Нам зелёный хвост не нужен.

Нужен только красный нос. (Морковка)

2.Посмотри на колобок,

Он румян и краснобок,

Но не рви его до срока –

Из него не будет прока.

А когда наступит срок,

Раскуси – и брызнет сок. (Яблоко)

3.Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком.

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

4.Вот ягодки, смотри,

Как напёрстки малые.

Все они под цвет зари:

Алые-преалые. (Малина)

5. Носил мальчик

Зелёный кафтанчик,

Стал паном -

Обзавёлся красным кафтаном. (Помидор)

Воспитатель: Что общего у всех этих загадок? (Красный цвет)

Воспитатель: Молодцы ! Вот вы и нашли красный цвет радуги! Ребята, а какой второй цвет радуги ? (Оранжевый) Давайте найдём оранжевого зайчика.

Оранжевая полоса. «Математика»

В конверте карточки с заданием:

  1. Игра «Запиши номер квартиры»

Воспитатель: Перед вами домик № 9. Но номера некоторых квартир пропали. Ребята, запишите недостающий номер квартиры на каждом этаже.

Фронтальная проверка задания.

  1. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, но отгадку вслух не произносите. Это ваш секрет!

Твой хвостик я в руке держал.

Ты полетел – я побежал. (Воздушный шарик)

Найдите отгадку в рисунке, раскрасьте отгадку карандашом такого же цвета, как и второй цвет радуги.

Какую фигуру вы обвели? Почему? Как догадались? Каким цветом обводили? Почему оранжевым? А теперь проверьте друг у друга выполнение задания.

  1. Воспитатель: Ветер подул, и шарик улетел. В какую сторону улетел шарик? (Вправо)

Шарики с какими номерами летят вправо? Влево? Вверх? Вниз?

Воспитатель: Теперь у нашей радуги есть оранжевый цвет? Какой третий цвет радуги ? (Желтый)

Жёлтая полоса. «Плохие – добрые дела»

Воспитатель: Как вы думаете что это такое? Чтобы пройти этот этап нужно доказать, что вы умеете различать добро и зло.

Перед вами – два смайлика: весёлый и печальный, и картинки с добрыми и плохими делами и поступками.

Девочки кладут картинки с добрыми делами к весёлому смайлику, а мальчики – картинки с плохими делами к грустному смайлику.

Воспитатель: Объясните почему вы положили эти картинки к грустному смайлику? Почему к весёлому?

Воспитатель: Теперь у нашей радуги есть желтый цвет? Какой четвёртый цвет радуги ? (Зелёный) Какого зайчика вы будете искать?

Зелёная полоса. «Грамота»

В конверте слово РАДУГА.

Воспитатель: Прочитайте слово. Сколько слогов в слове РАДУГА?

Назовите первый слог. Второй. Третий.

С какого звука начинается слово РАДУГА?

Предлагаю вам сыграть в игру «Хлопочки»

«РАДУГА-ДУГА» Самуил Маршак

Солнце вешнее с дождем
Строят радугу вдвоем -
Семицветный полукруг
Из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счета
Поднебесные ворота.

Радужная арка
Запылала ярко,
Разукрасила траву,
Расцветила синеву.

Блещет радуга-дуга.
Сквозь нее видны луга.
А за самым дальним лугом -
Поле, вспаханное плугом.
А за полем сквозь туман -
Только море-океан,
Только море голубое
С белой пеною прибоя.

Вот из радужных ворот
К нам выходит хоровод,
Выбегает из-под арки,
Всей земле несет подарки.

И чего-чего здесь нет!
Первый лист и первый цвет,
Первый гриб и первый гром,
Дождь, блеснувший серебром,
Дни растущие, а ночи -
Что ни сутки, то короче.

А теперь вы придумайте и назовите слова со звуком [Р].

Воспитатель: Молодцы ! Вот вы и нашли зелёный цвет радуги! Ребята, а какой пятый цвет радуги ? (Голубой) Давайте найдём голубого зайчика.

Голубая полоса. «Четвёртый – лишний»

В конверте карточки.

Воспитатель: Чтобы появилась голубая полоса вам надо правильно выполнить задания. Рассмотрите картинки, и скажите что лишнее. Объясните, почему вы так думаете.

Воспитатель: Теперь у нашей радуги есть голубой цвет? Назовите шестой цвет радуги ? (Синий) Какого зайчика мы должны найти?

Синяя полоса. Игра «Наоборот», «Что бывает»

Воспитатель: предлагаю сыграть в игру «Наоборот»

Я говорю вам высоко

А вы скажите…….(низко)

Я говорю вам далеко

А вы скажите…….(близко)

Длинный -……(короткий)

Широкий -…….(узкий)

Толстый - ……..(тонкий)

Горячий – (холодный)

Сахар сладкий – лимон (кислый)

Луна видна ночью, а солнце – (днём)

Река широкая, а ручей (узкий)

Камень тяжелый, а пух (лёгкий)

В конверте карточки семи цветов радуги по количеству детей. Выбирая карточки дети делятся на группы.

Воспитатель: Игра «Что бывает». К слову – названию цвета радуги – подберите как можно больше слов – предметов.

Зелёный – крокодил, огурец, цвет, фрукт…

Красное – платье, яблоко, знамя… и т.д.

Каждая группа подбирает слова – предметы к своему цвету.

Воспитатель: Молодцы ! Вот вы хорошо справились со всеми препятствиями и нашли синий цвет радуги! Ребята, а какого цвета седьмая полоса радуги ? (Фиолетового) Нам осталось найти фиолетового зайчика.

Фиолетовая полоса. «Оригами Радужный зайчики»

В конверте цветная бумага семи цветов радуги.

Воспитатель: Мы нашли уже шесть цветов нашей чудо - радуги. А у нас нет ни одного радужного зайчика. Давайте сотворим второе чудо нашей радужной страны – радужных зайчиков из цветной бумаги.

Финал «Радужные зайчики» Теперь у каждого из вас есть своя частичка нашей чудо-радуги – ваши радужные зайчики. Они будут напоминать вам о чудесной радуге, которую вы нашли.

Итог. Вот, ребята, какая красивая и большая радуга у нас получилась!

Но что радуга! Если бы вы ленились, часто ссорились, то и наше волшебство бы не получилась. Но вы молодцы! Вы были дружны и старательны! Будьте всегда такими, и у вас все получится!

На этом наше радужное странствие закончено.

Будьте дружны, ребята, помогайте друг другу, только все вместе мы научимся творить чудеса! И радужные, и настоящие!

Рефлексия. Что вам больше всего понравилось делать? Что было трудно делать?


По мере углубления знаний о различных объектах, явлениях и процессах человек выделял науки, отвечающие за описание той или иной области. Так, формулу воды стали рассматривать в химии, ответ на вопрос, почему она течёт, даст физика, а узнать, где находятся водоёмы, поможет география. Но природа едина, поэтому очень важно ещё до школы привить ребёнку понимание того, что любой предмет или явление многогранны, и знать только одну сторону будет неправильно. В этом воспитателю детского сада помогут интегрированные занятия, особенности проведения которых с детьми подготовительной группы мы рассмотрим.

Какие занятия называются интегрированными

Интегрированное занятие строится на междисциплинарной связи понятий. Рассмотрение объекта под разными углами даёт возможность сформировать полученные знания в единую систему, учит ребёнка осмысленному отношению к окружающему миру, развивает фантазию, творчество, повышает мотивацию детей к познанию нового.

Целью интегрированного занятия является раскрытие сущности изучаемой темы с помощью её разностороннего анализа. Приведём пример рассмотрения понятия «лето» для занятия в подготовительной группе. С детьми можно обсудить:

  • лето как одно из времён года и месяцы, из которых оно состоит;
  • положение Земли и Солнца в летние дни;
  • особенности жизненного цикла растений и животных;
  • выращивание урожая;
  • отдых и его виды;
  • отражение темы лета в художественной литературе, живописи и музыке.

Задача воспитателя - помочь структурировать знания детей по конкретной теме

Избранная тема должна являться основой для объединения заданий из разных видов деятельности. Следует помнить о том, что у детей должны быть задействованы разные системы восприятия информации (зрительная, звуковая, тактильная). Кроме этого, между отобранными упражнениями должна прослеживаться логическая связь.

Интегрированное занятие «Лето красное» может включать следующие виды деятельности:

  • беседу «Почему лето называют красным?»;
  • демонстрацию движения Земли вокруг Солнца;
  • чтение сказки «Грибное лето» Эдуарда Успенского;
  • подбор загадок на тему «Какие птицы гостят у нас летом»;
  • физкультминутку: весёлую зарядку под музыкальную композицию «Солнышко лучистое»;
  • рассказы детей «Как моя семья отдыхает летом»;
  • грамматический анализ слов «Что выросло на огороде»;
  • творческую работу «Нарисуй лето»;
  • решение простых арифметических задач: «За лето в одной семье скворцов выросло два птенца, а во второй три. На сколько скворцов стало больше?».

Темы интегрированных занятий

Несмотря на то что подготовка интегрированного занятия требует много времени, большая результативность оправдывает затраченные усилия. Какие темы чаще используются для проведения таких занятий? Посмотрите подборку уроков:

  • Экология: «Такая разная осень », «Здравствуй, зимушка - зима », «Пчёлы », «Звери зимой , «Путешествие во времена года », «Зимующие птицы », «Приключения мамонтёнка» .
  • Профессии: «Все профессии важны, все профессии нужны », «Профессия - инженер », «Профессии моего города ».
  • Патриотическая тема: «Наша Родина - необъятная страна », «С чего начинается Родина », «Богатыри Руси », «Российская армия ».
  • Эстетическое воспитание: «Урок красоты », «Знатоки искусства », «В гостях у феи цветов », «Пасха, светлая Пасха », «Волшебная страна ИЗО », «Каргопольская игрушка Берегиня».
  • Изучение математических понятий или грамоты: «Задачки от волшебников », «Чиполлино в гостях у детей », «Путешествие в страну знаний» , «Путешествие в лесную школу », «Путешествие в страну Сочиняйку ».
  • Социализация детей: «Скоро в школу », «Зачем нужны дорожные знаки », «Моя семья », «Поговорим о дружбе », «Дорогою добра », «Вся семья вместе - так и душа на месте» .

Проведение интегрированных занятий на темы, затрагивающие разные стороны жизни, позволяет вызвать у детей широкий интерес к окружающему их миру

Конечно, это далеко не полный перечень тем, которые рассматривают на занятиях в подготовительной группе. Всегда можно добавить что-то своё.

Как разработать интегрированное занятие

Интегрированное занятие должно быть составлено с учётом следующих требований:

  • наличие стержневой темы;
  • чёткое продумывание упражнений для каждой фазы занятия;
  • последовательное формирование новых знаний и умений;
  • использование различных методов мотивации познавательной деятельности детей.

Н. Гавриш в работе «Современное занятие», посвящённой исследованию дошкольной педагогики, проводит подробный анализ и классификацию интегрированных уроков и называет их разнонаправленными. К основным задачам интегрированного занятия относится не только получение детьми знаний о каком-то объекте, но и всестороннее развитие личности ребёнка.

Необходимо учитывать, что интегрированное образование не обязательно должно организовываться как цикл занятий. Интеграция - это обучение, построенное на сочетании возможностей разных областей знаний. Например, во время подвижных игр часто используется порядковый и количественный счёт, что актуализирует знания детей по математике. Это интегрированное обучение. Другой пример: повторяя с ребятами сказку «Три медведя», воспитатель обращает внимание дошкольников на размеры героев и предлагает сравнить их. Такие приёмы можно включать в занятия ежедневно, что повысит эффективность усвоения знаний детьми. Но, конечно, полноценные интегрированные занятия также необходимы в работе каждого воспитателя.

В центр структурно-логической схемы помещается ключевое понятие, вокруг которого располагаются другие, всё более дробные понятия

В подготовительной группе проработку темы можно начать с детьми, создавая структурно-логическую схему на их глазах. Ребята с удовольствием назовут ассоциации, связанные с объектом будущего занятия. Для оформления работы лучше использовать заранее подготовленные картинки, которые послужат иллюстрацией отдельных разделов темы.

При разработке интегрированного занятия по математике или по обучению грамоте применяется несколько иной подход к созданию схемы урока: другие области знания используются, чтобы повторить материал или изучить что-то новое. Музыкальное сопровождение, подвижные игры, творческие задания, загадки - всё это будет лишь помогать выполнять упражнений по теме урока. При этом воспитатель должен так отобрать материал, чтобы дети получили оптимальную нагрузку по разным видам деятельности и способам восприятия информации. Запланированные упражнения должны базироваться на изученном материале, чтобы ребёнок мог легко их выполнять.

С примерами разработок структурно-логических схем можно более подробно ознакомиться, обратившись к следующим материалам:

  • Сазонова Анастасия: «Интегрированные и комплексные занятия в детском саду. В чём отличие? .
  • Мальцева Марина: «Консультация для воспитателей «Интегрированные и комплексные занятия: сходства и отличия .

Временной план-конспект интегрированного занятия

Продолжительность интегрированного занятия для подготовительной группы - 40–45 минут. Правильное распределение времени между частями урока и их содержание рассмотрим на примере временного плана-конспекта занятия по обучению грамоте.

Таблица: план-конспект «Космическое путешествие»

Элемент плана Время Описание
Цель Повышение мотивации детей к обучению, получению новых знаний
Задачи
  • Повторить и закрепить знания детей о речевых единицах русского языка, определении позиции звука в слове, проведении звукового анализа слова; повышать словарный запас дошкольников.
  • Развивать внимание, фонематический слух, зрительную память, мелкую моторику.
  • Воспитывать коммуникативность, ответственность и чувство взаимопомощи
Методы
  • Наглядные;
  • словесные;
  • практические
Оборудование
  • Оснащение для оформления группы по теме занятия;
  • плакаты и раздаточный материал для выполнения заданий;
  • подбор стихотворений и аудиозаписей
Ход занятия.
Организационная часть
2 минуты Дошкольники рассаживаются на ковёр посередине учебной комнаты. Перед ними стол воспитателя и подставка для плакатов. Сзади стоят столы, чтобы дети могли выполнять задания
Вводная часть 8 минут Эмоциональная настройка детей (подбор стихов). Телефонный звонок от инопланетянина, который просит помощи у землян
Основная часть 25 минут Путешествие на космическом аппарате, дети читают хором стихи и делают артикуляционную гимнастику.
Беседа «Планеты Солнечной системы». Воспитатель задаёт вопросы по составу Солнечной системы, сочетая их заданиями по словообразованию.
Знакомство с инопланетянином. Главный персонаж проверяет, могут ли дети справиться с его проблемой. Он задаёт вопросы по определению позиции звука в слове. Дети ответили на все вопросы и получают от него конверт с заданиями.
Упражнения из конверта:
  • «Найди букву» (поиск одинаковой буквы в разных словах);
  • «Напиши букву на космическом песке»;
  • диктант (воспитатель называет слова, дети должны определить первую букву и вписать её в клеточку на листке задания).

Получается слово - ответ на загадку.
Физкультминутка.
Дидактическая игра «Найди животное», целью которой является определение на слух гласных и согласных звуков в названиях животных.
Упражнение «Рассели друзей». Слова распределяются по разным домам в зависимости от количества слогов

Заключительная часть 5 минут Эта часть предназначена для релаксации. В ней присутствует подведение итогов и благодарность от главного персонажа за помощь

Этот пример позволяет проиллюстрировать схему построения интегрированного занятия: все основные части здесь выделены. Тема, цель и задачи урока определяются согласно календарному планированию, хотя развивающие и воспитательные задачи могут повторяться. Основную сюжетную линию воспитатель подбирает, опираясь на свои возможности. Дети с удовольствием будут принимать участие в фантастическом приключении, но необходимы элементы, поддерживающие сценарий: изображения, музыка, одежда, конверт с заданиями или что-то другое. Упражнения воспитатель разрабатывает, опираясь на поставленные обучающие задачи. Например, при планировании занятия по изучению нового материала одна часть упражнений должна быть направлена на повторение и закрепление пройденных тем, вторая - на освоение новой.

Видео: интегрированное занятие «Космос» в подготовительной группе

https://youtube.com/watch?v=IllFKdj2cCk Video can’t be loaded: Интегрированное занятие «Космос» в подготовительной группе (https://youtube.com/watch?v=IllFKdj2cCk)

Аналогичные занятия можно использовать для формирования элементарных математических понятий (ФЭМП). Эта система предполагает такую организацию обучения, при которой математические понятия подаются небольшими порциями с помощью различных средств и методов.

Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе

Весь материал на итоговом занятии должен быть направлен на проверку усвоения знаний и их закрепление. Однако при выявлении пробелов не следует тут же заново объяснять детям то, что они не поняли. Самое главное в таком уроке - подведение итогов, то есть внимание воспитателя и детей должно быть сконцентрировано на том, чего они достигли за время обучения. Рассмотрим пример итогового интегрированного занятия по математике, которое разработал педагог Головнёва Маргарита.

Таблица: итоговое занятие «Поезд в Волшебную страну знаний»

Элемент плана Время Описание
Цель Показать и закрепить знания дошкольников по математике, полученные в ДОУ
Задачи
  • Образовательная: закрепить знания детей по решению простых арифметических задач, проверить усвоение счёта до десяти, представлений о геометрических фигурах;
  • воспитательная: формировать интерес к математике, а также такие качества, как коммуникативность, самостоятельность;
  • развивающая: вырабатывать логическое мышление, развивать мелкую моторику
Методы
  • Словесные;
  • наглядные;
  • дидактические игры
Оборудование
  • Плакаты;
  • раздаточный материал;
  • цветные карандаши;
  • счётные палочки;
  • магнитная доска;
  • флажки
Ход занятия.
Организационная часть
2 минуты Воспитатель: Здравствуйте, ребята! За столами сидим правильно, спинки держим ровно, слушаем внимательно. Все к занятию готовы?
Дети: Готовы!
Вводная часть 10 минут Воспитатель: Сегодня мы отправляемся в «Волшебную страну знаний», побываем в городах, жители которых любят математику.
Мы сегодня приглашаем
Заглянуть в страну чудес,
Где измерим всё на свете
От земли и до небес.
Там есть числа, счёты, скобки!
И линеек целый строй.
Круг, квадрат, прямоугольник -
Это тоже там найдём.
Там задачи и примеры.
Что же это за страна?
Вас мы с нею познакомим,
Это - МАТЕМАТИКА.
Нас ждут увлекательные приключения и интересные загадки, а помогать нам будут в путешествии два друга. Угадайте, кто это. Правильно, это математические знаки «плюс» и «минус».
Поедем мы в путешествие на весёлом поезде. (Прикрепляем плакат с изображением поезда на магнитную доску.)
Ребята, а давайте посчитаем наши вагоны. Тот, кто выходит к доске, прикрепляет цифру к вагончику. У нас получилось четыре вагона! А теперь посчитаем колёса! Молодцы! Давайте попробуем наоборот. Всё правильно. А сейчас будем покупать билеты на поезд. Сегодня мы путешествуем по математическим городам, и билеты продаются за правильное решение примеров.
  1. На ветке сидели два воробья. Прилетело ещё два. Сколько воробьёв стало на ветке?
  2. В вазе лежало пять яблок. Два съели. Сколько осталось?
  3. На дворе гуляли два цыплёнка. Сколько у них ножек?
  4. На пруду плавали шесть уток. Четыре улетели. Сколько осталось?
  5. Маша съела восемь конфет, а Даша шесть. Кто съел больше?
  6. Сколько дней в неделе?
  7. Сколько букв в слове ПОЕЗД?
  8. Миша три дня был у бабушки и два дня болел. Сколько дней Миша не был в детском саду?
  9. Сколько цветов у радуги?
  10. Сколько летних месяцев?

Дети по очереди отвечают на вопросы воспитателя и за это получают билет на волшебный поезд.
Воспитатель: Ребята, на ваших билетах написан номер вагона. Рассаживаемся по своим местам. (На столах стоят карточки с номерами вагонов.)

Основная часть 25 минут Первая остановка «Город Геометрический».
Воспитатель: На этой остановке живут геометрические фигуры. Угадайте, как они называются.
У геометрических фигур случилась беда. Сильный ветер разорвал их на кусочки. Давайте им поможем и правильно соберём. (Раздаточный материал выполнен из плотной цветной бумаги, для каждого стола - свой цвет.)
Молодцы! Все помогли геометрическим фигурам. Показываем, где у вас получился овал, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. (Дети указывают на соответствующие фигуры.) Все собрали правильно!
Но ветер разрушил и их жильё. Нашим фигурам негде жить. Давайте нарисуем им много красивых домов, чтобы город «Геометрический» стал самым лучшим. (Воспитатель раздаёт бумагу в клеточку, карандаши и задания для графической работы.) На своих листочках отсчитываем семь клеток слева и девять сверху, ставим точку. Затем выполняем задание. Домики мы построили. А теперь раскрасим их в разные цвета.
Геометрические фигуры нам очень благодарны. И чтобы нас развеселить, они придумали задачки - головоломки со счётными палочками:
  1. Из пяти палочек нужно сложить два треугольника.
  2. У нас есть прямоугольник. Добавь одну палочку так, чтобы получилось два квадрата.
  3. Нужно посчитать, сколько здесь квадратов. А сколько прямоугольников?
  4. Построено два квадрата. Положи ещё две палочки так, чтобы получились три квадрата.

Следующая остановка «Город Спортивный».
Любой математик знает: «И смекалка нужна, и закалка важна». Чтоб задачи и примеры у нас легко решались, надо помнить про зарядку.

  1. Игра «Ручеёк». Детям раздаём карточки с числами от нуля до десяти в двойном экземпляре. Ребята разбиваются по парам так, чтобы сумма их чисел была десять. Пары встают лицом друг к другу и соединяют вверху руки, получаются ворота. Последняя пара пробегает под всеми воротами и встаёт впереди, потом следующая. Повторяем несколько раз.
  2. Игра «Зеркало наоборот». Дети делятся на две шеренги. По правой руке воспитателя лицом к нему выстраиваются номера от одного до десяти по возрастанию, а по левой руке - с номерами от десяти до нуля. Играющие с правой шеренги повторяют движения воспитателя, а дети с левой шеренги делают наоборот. Если воспитатель поднимает руки вверх, то малыши справа повторяют движение, а дети слева опускают руки вниз. И так далее. Через две минуты шеренги меняются местами.

Остановка «Город Арифметический».
Воспитатель читает стихотворение Агнии Барто «Арифметика». А вы, ребята, тоже любите арифметику? А считаете так же хорошо, как Настя из стихотворения, не ошибаетесь? Сейчас мы это проверим.

  1. Упражнение «Расставь правильно арифметические знаки». Наши братья - близнецы, знаки «плюс» и «минус» так похожи, надо быть очень внимательными и поставить каждый знак на своё место. (Раздаётся несколько вариантов задания, так, чтобы за столом одинаковых заданий не было.) Все выполнили задания? Давайте проверим. Поменяйтесь с соседом карточкой и проверьте решение. Раз все примеры решены правильно, жители города будут рады таким гостям. А мы подарим им цветы.
  2. Упражнение «Раскрась цветы». Цветы получились у всех замечательные. Но жители этого города больше всего на свете любят решать задачи. Давайте мы придумаем для них побольше задач.
  3. Упражнение «Составь задачу». Дети вместе по подгруппам придумывают задачи и решают их. Затем каждая подгруппа рассказывает своё условие задачи.

Жители города благодарят вас за подарки и в ответ прислали несколько шуточных задач: