Меню
Бесплатно
Главная  /  Профилактика  /  Природная зона степи России: где находится, карта, климат, почвы, флора и фауна. Степи: характеристика и виды Задания для домашней работы

Природная зона степи России: где находится, карта, климат, почвы, флора и фауна. Степи: характеристика и виды Задания для домашней работы

В прошлом в степной зоне были бескрайние степи. Теперь они почти везде распаханы, их место заняли поля. Сохранившиеся участки степей с их замечательным растительным и животным миром необходимо оберегать.

Используя карту в учебнике, закрась на контурной карте (Окружающий мир 4 класс, с. 36-37) зону степей. Для подбора цвета можешь воспользоваться приведённым ниже «ключом».

Какая зона, расположенная между степями и лесными зонами, осталась незакрашенной? Закрась её дома.

Ответ: Лесостепь

Наш любознательный Попугай кое-что знает о степях. Вот некоторые из его утверждений. Верны ли они? Обведи «Да» или «Нет». Если нет, исправь ошибки (устно).

а) Зона степей расположена южнее лесных зон. Ответ: Да
б) В степной зоне холодное, дождливое лето. Ответ: Нет
в)Почвы в зоне степей очень плодородные. Ответ: Да
г) Тюльпаны цветут в степи в самый разгар лета. Ответ: Нет
д) В степи встречается дрофа - одна из самых мелких птиц нашей страны. Ответ: Нет

Мама Серёжи и Нади интересуется, знаешь ли ты степные растения. Вырежи рисунки из Приложения и помести их в соответствующие окошки. Проверь себя по учебнику. После самопроверки наклей рисунки.

А это задание подготовил для тебя папа Серёжи и Нади. Узнай животных степи по фрагментам. Подпиши названия животных. Попроси рядом сидящего ученика проверить тебя.

Составь схему цепи питания, характерной для степной зоны. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в зоне степей.

Ковыль - Кобылка - Степной жаворонок - Степной орел
Типчак - Хомяк - Степная гадюка

Подумайте, какие экологические проблемы степной зоны выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.

Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Серёжи и Нади. Найди на плакате растение и животных степной зоны и подпиши их названия.

Пион тонколистный, степной орел, дрофа, степная дыбка

8. По заданию учебника (с. 117) нарисуй степь.

9. По заданию учебника (с. 117) подготовь сообщение о растениях и животных степи, которые тебя особенно заинтересовали.

Тема сообщения: Дрофа


План сообщения:

1) Предисловие
2) Основная информация
3) Заключение

Дрофа признана самой тяжелой из летающих птиц, этот степной обитатель в основном передвигается по земле и быстро бегает в случае опасности. Особи считаются всеядными, в их рационе растительные корма (семена, побеги, дикий чеснок) и животные (насекомые, грызуны, лягушки), в брачный период самцы исполняют эффектный танец.
Размеры:
Длина: самцы до 105 см, самки от 75 до 80 см
Вес: самцы до 16 кг, самки – до 8 кг
Продолжительность жизни: 20-25 лет
Дрофа – преимущественно степная птица. Она обитает на открытых равнинах без перелесков, лугах и полях. Это объясняется осторожностью птиц, так как свободное пространство там далеко просматривается. Во время гнездования, особи останавливаются на участках с высокой растительностью. Бывают и случаи, когда дрофы гнездятся среди посевов зерновых, подсолнечника и прочих культур.

Источник (источники) информации: Интернет, энциклопедия

Зона степей располагается к югу от лесной зоны. Это бескрайние равнинные пространства, покрытые травянистым ковром. Лишь изредка в степи можно найти одинокие деревца или небольшие группы деревьев, которые растут возле водоемов. Эта природная зона встречается на всех континентах.

Особенности климата

Лесная зона постепенно, через лесостепь, переходит в безлесную природную зону - степь. Она выглядит как огромное поле, на котором растет душистое разнотравье.

Степная зона находится в умеренном климатическом поясе. Это значит, что здесь царит солнечная, сухая погода. Для этой местности характерны суховеи - горячие сухие ветры, которые могут переходить в сильные пылевые бури.

Лето в степи длительное, засушливое, с небольшим количеством осадков. Средняя температура 20-22 градусов по Цельсию, но иногда может повышаться до 40 градусов. Зима короткая и относительно теплая. Лишь изредка температура воздуха понижается до -40 градусов.

Весной степь будто просыпается: живительные ливни увлажняют почву, и она покрывается ковром ярких степных цветов. Однако из-за солнечной погоды дождевая вода не успевает глубоко проникнуть в землю. Она стекает в низины и быстро испаряется.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Степь весной.

Главное богатство степной зоны - это плодородные земли, которые называются черноземом. Отмирая, травы образуют верхний питательный слой - гумус, который обладает уникальными питательными свойствами.

Растительный мир

Из-за малого количества влаги в степях растет очень мало деревьев. Основная растительность в этой природной зоне - всевозможные травы и злаки.

Рис. 2. Степные растения.

Для степных растений характерны следующие признаки:

  • узкие листья - для испарения малого количества влаги;
  • светлый цвет листвы - лучше отражает солнечные лучи;
  • многочисленные мелкие корешки - лучше впитывают и удерживают ценную влагу.

В степи растут пионы, ирисы, тюльпаны, ковыль, типчак и многие лекарственные растения.

Животный мир

Преобладающий растительный покров создал идеальные условия для жизни насекомых, которых здесь обитает невероятное количество. В степях обитают кузнечики, кобылки, шмели, пчелы и многие другие.

Поскольку в степи много насекомых, значит, здесь обитает много птиц: куропатки, степные жаворонки, дрофы. Они обустраивают свои гнезда прямо на земле.

Степные животные максимально приспособлены к жизни в поле: все они небольших размеров, со светлым окрасом, который сливается с растительностью. В степях обитает много грызунов и пресмыкающихся.

Суслики - типичные обитатели степей. Много времени они проводят, стоя на задних лапках и осматриваясь по сторонам. При малейшей опасности они с тревожным писком скрываются в своих норах. В неблагоприятные годы при сильной засухе и отсутствии корма они впадают в спячку, которая может длиться 9 месяцев.

Рис. 3. Суслики.

Экологические проблемы степей

Самая главная проблема степной зоны - ее распашка под сельскохозяйственные нужды. Плодородные почвы и отсутствие деревьев послужили веской причиной, по которой люди начали распахивать степные земли и выращивать на них культурные растения.

Кроме того, на нераспаханных степных участках пасут скот, и это неизбежно приводит к разрушению уникальной почвы.

В результате человеческой деятельности многие степные животные и растения оказались под угрозой полного исчезновения.

Что мы узнали?

При изучении доклада по программе 4 класса окружающего мира мы узнали, что из себя представляет зона степей. Мы выяснили, какой климат характерен для этой природной зоны, какие растения и животные обитают на бескрайних степных просторах, а также что является главной экологической проблемой степей во всем мире.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 411.

Евразийская степь находятся в умеренном и субтропическом климатических поясах, и простирается на 8 тыс. км от Венгрии на западе через Украину, Россию и Среднюю до Маньчжурии на востоке. Степная зона России представляют собой равнинную местность, покрытую травянистой растительностью и практически лишенную деревьев, за исключением берегов рек. На степных почвах хорошо растут кустарники и множество видов трав.

Евразийская степь на карте Евразии/Wikipedia

Поскольку климат с запада на восток страны приобретает резко континентальный характер, меняется состав флоры и фауны. В степях России очень плодородные земли, поэтому большая часть территории была преобразована под сельскохозяйственные угодья. Деятельность человека привела к разрушению огромных участков девственной степи, а также сокращению численности уникальных видов растений и животных.

Географическое расположение и типы степей России

Зона степи на карте России

Степная зона России простирается от Черного моря до Алтая на юге страны. Визуальной северной границей является Тула, реки Кама и Белая. На юге степи доходят до Кавказских гор. Часть зоны лежит на , другая располагается на Западно-Сибирской. При движении с юга на восток степные ландшафты встречаются еще в котловинах Забайкалья. Зона степи граничит с лесостепью на севере, а также на юге. Природные условия на территории степи неодинаковые. Отсюда разница в составе растительного мира. В России существует 4 следующих типа степей:

  • Горные: степные земли Кавказа покрыты многочисленными видами трав, за исключением осоковых.
  • Луговые: занимают большую часть европейской России и Западную Сибирь. В этой ландшафтной зоне растет разнотравье и злаковые. Густой зеленый ковер оживляют яркие цветоносы.
  • Ковыльные: степи Оренбургской области покрывают разновидности ковыля.
  • Пустынные: перекати-поле, прутнянка и ковыль встречаются на землях Калмыкии. Растительный покров территории значительно пострадал от деятельности человека.

Климат степей

С юга на восток климат русской степи меняется с умеренно-континентального до резко-континентального. Средняя температура зимой на Восточно-Европейской равнине составляет -5°C. У границ Западно-Европейской равнины эти показатели снижаются до -30°C. Зимы малоснежные, часто дуют ветра.

Весна наступает резко, надвигаясь, благодаря воздушным массам, с юга и юго-запада. В конце марта столбик термометра поднимается до отметки 0°C. Снег быстро тает, новых осадков практически нет.

Температура летом составляет +25°C, большинство дней ясные и солнечные. Осадки приходятся именно на теплое время года, их выпадает не менее 400 мм. Степи характеризуются засушливостью. Суховеи иссушают почву, приводят к эрозии, образуют овраги. Резкий перепад суточных температур на 15°C роднит степи с пустынями. Степная осень продолжительная, ветров практически нет, до ноября средняя температура составляет около 0°C.

Степи на юге России более мягкие благодаря южным ветрам. Ветер с юга приносит влажный воздух, который смягчает зимы и снижает летнюю жару. Зимой в южных областях часто случаются циклоны, а летом в долинах рек образуются туманы.

Степи на западе имеют более суровый климат, зимой, при температуре -50°C почва промерзает на 100 см. Снега выпадает мало, почти никогда не бывает оттепелей. Снежный покров сходит в середине апреля. Лето, продолжительностью три месяца, наступает в мае. Первые заморозки случаются в октябре, через месяц начинается зима.

Растительный и животный мир

Основной покров степи составляют злаковые культуры, растущие пучками, между которыми виднеется земля. Травы хорошо переносят жару и засуху. Некоторые из них сворачивают листву, чтобы избежать испарения. Чаще остальных растений встречается ковыль. Его размер зависит от региона произрастания. Не менее распространен в степи род злаков Тонконог. Колосовидные метелки многолетников являются кормом для животных.

Большинство растений имеет темный окрас листвы, спасающий от лишнего испарения влаги. В степях произрастает ирис карликовый, шалфей луговой, кермек, астрагал, лабазник, шпажник, полынь. Огромное значение играют медоносы: донник, люцерна, гречиха, фацелия, пустырник и подсолнечник.

Фауну степной зоны России нельзя назвать разнообразной. Крупным животным негде спрятаться, поэтому здесь встречаются небольшие зверьки: суслики, сурки, хомяки, тушканчики и ежики. питается степная лисица. Мелкие животные служат пищей для волков, диких котов и хорьков. Среди хищных птиц распространены совы, ястребы, луни и канюки. Кроме них, в степях обитают утки, дрофы, журавли и цапли. В степной зоне можно встретить земноводных и рептилий: лягушек, жаб, ящериц и змей. Степные антилопы, сайгаки, живут стадами, и приспособились долгое время обходиться без воды.

Почвы

Чернозем сформировался под воздействием высоких температур и пониженной влажности. Он отличается высокой плодородностью. В верхних слоях активно формируется гумус. Его горизонт в районе Кубани достигает 100 см. Южнее, из-за засухи, часто встречаются засоленные и солончаковые почвы. Во многих районах на поверхности активно протекает процесс эрозии. В условиях засухи можно наблюдать вымывание из верхнего слоя кальция, магния и натрия. В черноземе содержатся миллиарды полезных . Распаханные земли степей дают 80% от всей земледельческой продукции России.

Хозяйственная деятельность

Первые поселенцы степей занимались скотоводством. Затем люди начали активно распахивать земли и засеивать их. Сегодня на этих территориях выращивают кукурузу, пшеницу, подсолнечник и рис. Обилие света и тепла позволяют растить бахчевые культуры, дыни и арбузы. На юге часть земель отведена под виноградники.

Травяной покров - это отличная кормовая база для скота. В степной зоне занимаются разведением птицы, овец, свиней и коров. В крупных городах работают заводы. Рельеф позволяет отстраивать длинные автомагистрали. Степи плотно населены, большие города соседствуют с малонаселенными деревнями.

Экологические проблемы степей России

Деятельность человека, водная и ветровая эрозия приводят к опустыниванию степей. Земля становится непригодной для выращивания урожая, снижается плодородие почв. Из-за сокращения растительности на спад идут популяция животных. В борьбе за урожай человек применяет удобрения, которые загрязняют хрупкую . Искусственный полив приводит к засолению грунта.

Чтобы сохранить уникальный степи, необходимо усилить меры по защите редких растений и животных, создать новые заповедные территории. На охраняемых территориях уязвимые виды смогут быстрее восстановится. Степи России еще можно сберечь, но для этого необходимы совместные усилия государства и гражданского общества.

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям. Находить и показывать на карте зону степей, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги. Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром степей, рассказать по рисунку об экологических связях в степи, моделировать цепи питания. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры. Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения. Характеризовать зону степей по плану . Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные (знать, уметь)

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных зоны степей

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно - следственные связи.

Р. - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, родителей. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К. - вести диалог, слушать и слышать собеседника.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Основные понятия и определения

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о природе и экологических проблемах зоны степей. Будем учиться давать характерис-тику этой зоны по плану

Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона степей по сравнению с лесны-ми зонами. Что ещё ты знаешь о степи? Если тебе приходилось бывать в степи, приготовься рассказать об этом на уроке.

Зона степей

Рассмотри фотографии. Представь себе степь. Чем она отличается от леса? Опиши степь по фотографиям.

Найди на карте природных зон России зону степей. Что ты можешь рассказать о ней по карте? Научись показывать эту природную зону на карте.

Изучение нового материала

ЦАРСТВО ТЕПЛА И СУХИХ ВЕТРОВ

Как ты знаешь, леса занимают ту часть нашей страны, где достаточно тепла и влаги для роста деревьев. Южнее лесных зон тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Леса всё чаще чередуются с безлесными участками, а за-тем и вовсе исчезают. Так постепенно леса сменяются лесостепью, а потом — зоной степей.

В степной зоне очень тёплое, продолжитель-ное, засушливое лето. Часто дуют горячие су-хие ветры — суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и боль-шая часть воды, не успевая напоить почву, по-токами стекает в низины и испаряется

Степная зона славится самой плодородной почвой — чернозёмом.

1.Рассмотрите в гербарии и на рисунке рас-тения степей. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в степи. Проверьте себя по тексту учебника

Тюльпан Ирис Ковыль Типчак

2.С помощью рисунка учебника (с. 112 — 113) познакомьтесь с животным миром степи. Инфор-мацию о животных найдите в тексте учебника.

3.Расскажите по этому рисунку об экологи-ческих связях в степи. Изготовьте модель цепи питания, характерной для степи

1. Степной орёл. 2. Пустельга. 3. Степной жаворонок. 4. Дрофа. 5. Серая куропатка.

6.Журавль-красавка. 7. Суслики. 8. Степная гадюка. 9. Хомяк. 10. Кузнечик.

11. Шмель. 12. Кобылка.

ЖИЗНЬ В СТЕПИ

В степной зоне растут разнообразные травя-нистые растения. Некоторые из них — тюльпа-ны, ирисы — цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. В этом проявляется их приспособленность к жизни в степи. Очень красива степь в пору цветения растений. Но вскоре их надземные части отми-рают, а в почве до следующей весны остаются луковицы с запасом питательных веществ.

Другие растения — ковыль и типчак — иначе приспособлены к степным условиям. Они пере-носят сильную засуху благодаря очень узким листьям, которые испаряют мало влаги.

Разнообразны насекомые степной зоны. Осо-бенно много здесь кобылок и кузнечиков — отовсюду доносится их стрекотание. Различать этих насекомых лучше всего по усикам: у ко-былок они короткие, а у кузнечиков длинные. Кобылки кормятся растительной пищей. Кузнечи-ки в основном поедают мелких насекомых.

Растениями и насекомыми кормятся птицы: степной жаворонок, серая куропатка, жу-равль-красавка, дрофа.

Красавка — самый мелкий из журавлей. Дро-фа — одна из самых крупных птиц нашей стра-ны, её называют степным великаном.

В степной зоне много грызунов, например сусликов, хомяков. Степь — открытое место. Поэтому от жары и хищников грызуны могут спрятаться только в норах.

Грызунами питаются хищные птицы и звери. Очень крупная, до двух метров в размахе кры-льев, хищная птица — степной орёл — настоя-щее украшение природы! Довольно часто встре-чается ловкий хищник степной хорёк.

Живут в степной зоне и пресмыкающиеся. На-секомыми питаются ящерицы, грызунами — степ-ная гадюка.

СТЕПИ И ЧЕЛОВЕК

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Например, в Красную кни-гу России внесено очень красивое растение пи-он тонколистный-1 . На страницах Красной книги мы найдём степного орла-2, журавля- красавку, дрофу, крупного кузнечика степную дыбку-3 .

Почему же эти растения и животные оказа-лись в опасности? Главная причина вот какая: в степной зоне почти не осталось степей! Сте-пи почти повсюду распаханы. На их месте рас-кинулись поля. Распашка степей — главная эко-логическая проблема этой зоны.

На нераспаханных участках степей пасут скот. Иногда большие стада животных подолгу пасут на одном месте, происходит перевыпас. Это ещё одна экологическая проблема степной зоны. Из-за перевыпаса разрушается почва, исчезают многие растения, страдают дикие животные.

С давних пор люди не только распахивали степи, но и охотились на степных животных. Сейчас охота на редких животных запрещена, но этот запрет часто нарушают браконьеры. Браконьерство — ещё одна экологическая проб-лема в этих краях.

Очень важная задача — сберечь сохранившиеся степи с их удивительным растительным и жи-вотным миром!

Некоторые участки степей охраняются в запо-ведниках. Так, в степной зоне расположены запо-ведники Ростовский, Оренбургский, Даурский

Некоторые степные животные вынуждены пе-реселяться на поля. Так поступают журавль-кра-савка, дрофа. Но обычно их гнёзда погибают во время полевых работ. Чтобы спасти этих птиц, их стали разводить в питомниках. Выскажи пред-положение, как организована эта работа. Проверь себя на «Страничках для самопроверки».

Осмысление и понимание полученных знаний

Обсудим!

1.Сравните природу зоны степей с природой лесов и тундры

2. Рассмотрите на рисунках животных степи. В чём видна их приспособленность к условиям жизни?

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1.Покажи на карте зону степей. 2. Дай крат-кую характеристику зоны степей по плану, при-ведённому в учебнике (с. 71).

Вывод

В прошлом в степной зоне были бескрайние степи. Теперь они почти везде распаханы, их
место заняли поля. Сохранившиеся участки степей с их замечательным растительным и
животным миром необходимо оберегать

Задания для домашней работы

1.Нарисуй, как ты представляешь себе степь

2.Найди в дополнительной литературе, Ин-тернете сведения о тех растениях и животных степи, которые тебя заинтересовали. Подготовь сообщение

Степи занимают шестую часть территории России. Это бескрайнее море разнотравья. Зона степи наиболее активно разрабатывается человеком для сельскохозяйственных работ из-за чрезвычайно плодородных почв. На этом уроке мы познакомимся с удивительным разнообразием растительного мира степи, узнаем о животных и птицах, которые здесь обитают.

Мы уже знаем, что разграничение природных зон на карте отличается от этой же задачи на местности (рис. 1).

Рис. 1. Карта природных зон России ()

Южнее зоны лесов расположена зона степи, а переходная полоса шириной до нескольких километров называется лесостепью (рис. 2).

Рис. 2. Лесостепь ()

Здесь больше тепла и меньше осадков, чем в зоне лесов, поэтому деревьям расти труднее. Их становится меньше, а ближе к степи они совсем исчезают.

Степи - это безлесные пространства, покрытые травянистой растительностью (рис. 3).

Отличительная особенность степей - чрезвычайно плодородные почвы - черноземы (рис. 4).

Рис. 4. Чернозем ()

Для сравнения: в лесу слой гумуса составляет 15 см, а в степи - более 50 см.

Климат степи засушливый, особенно мало осадков выпадает летом. Большинство растений в степи засухоустойчивы: они хорошо переносят недостаток влаги.

Рис. 5. Степь в засушливое время ()

В России степи занимают очень большие площади - на долю степей приходится около одной шестой части всей территории страны.

Степи особенно красивы весной, когда зацветают тюльпаны, ирисы, маки - раннецветущие растения, которые спешат использовать весеннюю влагу, чтобы запасти в луковицах и корневищах питательные вещества на весь год (рис. 6-8).

На 1 км² северной степи можно встретить до 80 видов трав, поэтому степь называют царством разнотравья. Здесь произрастают шалфей, сон-трава, горицвет, незабудка, пион, румянка и др. (рис.9-14).

Румянка получила такое название из-за того, что корневищем этого растения в старину румянили щеки.

Многие степные растения имеют волоски, шипы, колючки или выделяют эфирные масла (поэтому степные растения имеют сильный и стойкий запах), которые защищают их от излишнего испарения (рис. 15-17).

В северной степи растут и кустарники: терн, миндаль, степная вишня (рис. 18-20).

В южной степи в основном произрастают злаки: типчак и ковыль (рис. 21-22).

Степь похожа на серебристое море во время цветения ковыля (рис. 23).

Рис. 23. Цветение ковыля ()

Степной ковыль имеет длинные корни, которые помогают ему получать влагу, и очень узкие, сложенные трубочкой листья, которые не дают растению испарять слишком много влаги (рис. 24).

Рис. 24. Степной ковыль ()

В конце сентября в южной степи можно увидеть необычное явление - шары, которые катятся по степи, гонимые ветром. Это растение перекати-поле, стебель которого уже высох к этому времени и оторвался от корневища, распространяет свои семена по степи (рис. 2).

Рис. 25. Перекати-поле ()

Здесь продолжительное засушливое лето, часто дуют суховеи - жаркие иссушающие ветры (рис. 26). Бывают пыльные бури (рис. 27). Дожди здесь - редкое явление, они ливневые и непродолжительные - земля не успевает пропитаться влагой, вода стекает в низины и испаряется (рис. 28).

Разнотравье степи - дом для множества насекомых: богомолы, кузнечики, пчелы. Дыбка степная - самый крупный вид кузнечиков, обитает в степи, охотится на кузнечиков других видов (рис. 29-31).

Такое количество насекомых и злаковых растений привлекает птиц (рис. 32).

Рис. 32. Птицы в степи ()

Журавль-красавка имеет действительно красивое оперение (рис. 33).

Рис. 33. Журавль-красавка ()

Эти птицы из года в год возвращаются на одни и те же места гнездования. Самка до взрослого возраста воспитывает двух журавлят (рис. 3).

Рис. 34. Птенцы журавля-красавки ()

Это пугливые и острожные птицы. К сожалению, во всем мире их осталось около тысячи особей.

Серая куропатка (рис. 35) и дрофа (рис. 36) - еще более редкие птицы.

Степной орел - легендарный охотник. Это очень крупная птица (размах крыльев достигает двух метров). Он подолгу парит над степью, высматривая добычу, а потом резко нападает (рис. 37).

Рис. 37. Степной орел ()

Степь - открытая местность. Поэтому мелкие животные прячутся от хищников в норы. В степи обитают мыши, хомяки и суслики (рис. 38-40).

Суслики живут колониями, выходят, чтобы покормиться, на поверхность из нор все вместе, но один или два суслика остаются осматривать окрестности, они стоят «столбиком» и, если замечают опасность, издают громкий свист - это сигнал, чтобы все укрылись в норах (рис. 1).

Суслик три месяца в году отъедается и девять месяцев проводит в спячке. Этот зверек примечателен еще и тем, что совсем не пьет воду: необходимую ему влагу он получает с кормом.

Степь - это самая густонаселенная природная зона России: здесь много городов, поселков и сел. Причина тому - плодородные земли, которые издавна распахивались для ведения сельскохозяйственной деятельности (рис. 42-44).

Степи - самая преобразованная человеком природная зона. Степень распашки на Восточно-Европейской равнине достигает 70-80 %, в Сибири меньше. Это зона сплошного земледельческого освоения с огромными массивами полей и большими селами.

Распашка степей повлекла за собой изменение численности и видового состава фауны этой природной зоны, а также развитию водной и ветровой эрозии.

Для защиты природного богатства зоны степи были созданы заповедники. В одном из них живут сайгаки - уникальные кочевые животные, которое в течение длительной эволюции хорошо адаптировалось к сложным условиям обитания в сухих степях и полупустынях Евразии (рис. 45).

Этому виду более 15 тысяч лет. К сожалению, их существование, несмотря на усилия со стороны ученых, до сих пор находится под угрозой. Освоение человеком степей и бесконтрольная охота на сайгаков (ценное мясо, шкура и рога) почти полностью истребили этот вид.

Весной у самки рождается один детеныш, который в первые дни своей жизни беспомощен и даже не умеет стоять на ногах (рис. 46).

Рис. 46. Самка сайгака с детенышами ()

Через несколько недель, когда детеныш подрастает и уверенно бегает, мама приводит его в своеобразный детский сад, где несколько опытных самок присматривают за юными сайгаками и обучают их выживанию в степи.

Взрослые сайгаки бегают стадами, поднимая в степи густое облако пыли (рис. 47).

Рис. 47. Стадо сайгаков ()

Природа позаботилась о животных - у сайгаков длинный нос, чтобы пыль успевала оседать, а холодный воздух зимой согреваться до попадания в легкие (рис. 48).

Рис. 48. Нос сайгака ()

На следующем уроке мы поговорим о зоне пустынь, узнаем об особенностях климата этой зоны, растительном и животном мире пустынь России.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Atlas-yakutia.ru ().
  2. Zoogeo365.ru ().
  3. 3planet.ru ().

Домашнее задание

  1. Составьте короткий тест (6 вопросов с тремя вариантами ответа) на тему «Степи России».
  2. Подготовьте небольшое сообщение об одной из степных птиц. Нарисуйте иллюстрацию.
  3. * Используя полученные на уроке знания, напишите рассказ «Бескрайнее море степи».