Меню
Бесплатно
Главная  /  Профилактика  /  Рудимент – это доказательство исторического развития органического мира

Рудимент – это доказательство исторического развития органического мира

Рудименты и атавизмы – доказательство эволюции?

Доказательство эволюции материалисты видят в рудиментах и атавизмах. Рудиментами (лат. rudimentum – зачаток, начальная ступень) материалисты называют органы, имеющие меньше возможностей по сравнению с подобными органами у других существ, что воспринимается как утрата со временем их основного значения. Например, многие птицы с помощью крыльев летают, а страусы пользуются крыльями для поддержания равновесия на бегу, стряхивания насекомых, брачных танцев и др. Одним из самых известных человеческих рудиментов считается копчик, принимаемый за остаток от хвоста. Термин атавизм в настоящее время вышел из научного употребления, однако вне академических кругов его продолжают использовать. Под атавизмом (лат. atavismus , от atavis – предок) понимается наличие у особи признаков, свойственных якобы отдаленным предкам. Например, у человека это волосяной покров на частях тела, где обычно его нет, включая лицо.

С первого взгляда, особенно если верить в эволюцию, рудименты и атавизмы вполне могут служить подтверждением теории Дарвина. Однако они хорошо объяснимы и концепцией творения.

Вместе с ростом во второй половине XIX века популярности теории эволюции увеличился и интерес ко всему, что ее так или иначе подтверждало. Уже широко известный в то время Чарльз Дарвин в своей книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871 год) перечислил ряд органов, которые он отнес к рудиментарным. В конце XIX – начале XX века многие ученые с воодушевлением искали «ненужные» органы в теле человека. И были обрадованы тем, что их оказалось немало – около двухсот. Однако со временем их список начал редеть, так как были установлены полезные свойства органов: одни производили необходимые гормоны, другие вступали в работу при определенных внешних условиях, третьи были нужны на определенной стадии развития организма, четвертые выступали как резерв... Поэтому, вероятнее всего, скоро понятие рудимент будет пересмотрено. Вот что, например, написано о копчике в энциклопедии «Википедия»: «Копчик имеет довольно важное функциональное значение. Передние отделы копчика служат для прикрепления мышц и связок… Помимо этого, копчик играет роль в распределении физической нагрузки на анатомические структуры таза, служа важной точкой опоры … при наклоне сидящего человека». А вот, что там же можно прочитать об аппендиксе: «Аппендикс – это … своеобразная «ферма», где размножаются полезные микроорганизмы... Аппендикс играет спасительную роль для сохранения микрофлоры».

То есть органы, считаемые рудиментами, играют каждый свою роль в функционировании организма. Попробуйте отнять у страуса крылья. Ему без них будет лучше или хуже? Ответ очевиден: крылья, хоть они и менее функциональны, чем у летающих птиц, нужны страусу. Если же рудименты нужны организму, это значит, что они не доказывают эволюцию! Вот если бы в нашем теле нашлись совсем ненужные элементы, как остатки развития от простого к сложному, то это было бы весомым подтверждением теории Дарвина. Однако все существа имеют оптимальное функциональное строение, они каждый по своему гармоничны и эстетичны, указывая на создавшего их Автора.

Что касается атавизмов, с ними отдельная история. Дело в том, что этот термин уже не совсем научен и поэтому до конца не однозначен. Давайте, к примеру, рассмотрим волосы. Они играют важную роль в «работе» кожи. Рядом с волосяной луковицей расположены потовые и сальные железы. Выводные протоки части потовых и большинства сальных желез выходят на поверхность кожи вместе с волосом. Кожное сало препятствует развитию микроорганизмов, смягчает кожу и придает ей эластичность. Однако если у какого-то человека тело затянуто волосами, то такую патологию материалисты называют атавизмом и связывают с наследственностью от далеких предков. Почему? Да потому, что обезьяны и многие другие животные полностью покрыты шерстью. Но шерсть, хоть и имеет сходство с человеческими волосами, существенно отличается от них. Избыточная волосатость людей – это просто болезнь, хорошо известная медикам под названием гипертрихоз. К отголоскам нашего животного прошлого относят и дополнительные недоразвитые соски, которые иногда встречаются у людей. Хотя эти соски явно человеческие, а не коровьи или обезьяньи. Также атавизмом некоторые материалисты считают «хвост» – редко встречающееся у людей удлинение в области копчика. Но фактически подобные выросты из тела человека не являются хвостом, подобным хвостам животных. Это удлинение представляет собой опухоль, нарост или кисту. То есть это болезнь, зачастую известная под названием копчиковый ход.

При этом материалистов почему-то не смущает факт отсутствия людей с чешуей, жабрами, крыльями, перьями и плавниками. И почему-то эволюционисты не утверждают, что у человека были, например, шестипалые, пятиконечные и двухголовые прародители, хотя на свет иногда рождаются люди с подобными отклонениями. То есть мы видим странную картину: материалисты считают некоторые врожденные уродства и аномалии развития, схожие якобы с нашими предками, родством с ними, то есть атавизмами. А многие другие дефекты, включая внутренние, не имеющие очевидной схожести с предполагаемыми прародителями, называют отклонениями, связанными с нарушениями в работе организма. Хотя понятно, что и в тех и других случаях причиной патологий является генетический или гормональный сбой, который может быть вызван самыми разными внешними факторами. Но, материалистам удобно применять к ряду дефектов не понятие болезнь, порок или аномалия, а термин атавизм, так как он вписывается в теорию эволюции.

Несмотря на частичную схожесть, все живые существа уникальны и совершенны каждый по-своему, что является прекрасным доказательством творения – мы созданы разумным Творцом. А то, что ряд органов похож у разных живых существ, свидетельствует о том, что у нас один Создатель! Он проектировал свои творения под разные условия и для различных задач, но при этом использовались и повторялись удачные «архитектурные» и функциональные решения с учетом видовых нюансов. Конечно, есть люди, которые пытаются найти в организмах живых существ изъяны – несовершенства. Однако их претензии к Создателю легко проверить – нужно лишь хирургическим путем исправить найденное «несовершенство» и проследить за дальнейшей жизнью прооперированного существа при разных внешних условиях, сравнивая с неоперированным.

Рудименты - органы, которые были хорошо развиты у древних эволюционных предков, а сейчас они недоразвиты, но полностью еще не исчезли, потому что эволюция идет очень медленно. Например, у кита - кости таза. У человека:

  • волосы на теле,
  • третье веко,
  • копчик,
  • мышца, двигающая ушную раковину,
  • аппендикс и слепая кишка,
  • зубы мудрости.

Атавизмы - органы, которые должны находиться в рудиментарном состоянии, но из-за нарушения развития достигли крупного размера. У человека - волосатое лицо, мягкий хвост, способность двигать ушной раковиной, многососковость. Отличия атавизмов от рудиментов: атавизмы - это уродства, а рудименты есть у всех.


Гомологичные органы - внешне отличаются, потому что приспособлены к разным условиям, но имеют сходное внутреннее строение, поскольку возникли из одного исходного органа в процессе дивергенции . (Дивергенция - процесс расхождения признаков.) Пример: крылья летучей мыши, рука человека, ласта кита.


Аналогичные органы - внешне похожи, потому что приспособлены к одним и тем же условиям, но имеют разное строение, потому что возникли из разных органов в процессе конвергенции . Пример: глаз человека и осьминога, крыло бабочки и птицы.


Конвергенция - процесс схождения признаков у организмов, попавших в одинаковые условия. Примеры:

  • водные животные разных классов (акулы, ихтиозавры, дельфины) имеют сходную форму тела;
  • быстро бегающие позвоночные имеют мало пальцев (лошадь, страус).

1. Установите соответствие между примером эволюционного процесса и способами, которыми он достигается: 1) конвергенция, 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) передние конечности кошки и верхние конечности шимпанзе
Б) крыло птицы и ласты тюленя
В) щупальце осьминога и рука человека
Г) крыло пингвина и плавники акулы
Д) разные типы ротовых аппаратов у насекомых
Е) крыло бабочки и крыло летучей мыши

Ответ


2. Установите соответствие между примером и процессом макроэволюции, которую он иллюстрирует: 1) дивергенция, 2) конвергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие крыльев у птиц и бабочек
Б) окраска шерсти у серой и черной крыс
В) жаберное дыхание у рыб и раков
Г) разная форма клювов у большой и хохлатой синиц
Д) наличие роющих конечностей у крота и медведки
Е) обтекаемая форма тела у рыб и дельфинов

Ответ


3. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: 1) дивергенция, 2) конвергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) конечности пчелы и кузнечика
Б) ласты дельфина и крылья-ласты пингвина
В) крылья птицы и бабочки
Г) передние конечности крота и насекомого медведки
Д) конечности зайца и кошки
Е) глаза кальмара и собаки

Ответ


4. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: 1) конвергенция, 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) конечности крота и зайца
Б) крылья бабочки и птицы
В) крылья орла и пингвина
Г) ногти человека и когти тигра
Д) жабры краба и рыбы

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Развитие небольшого числа пальцев в конечности лошади и страуса служит примером
1) конвергенции
2) морфофизиологического прогресса
3) географической изоляции
4) экологической изоляции

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Пример рудиментарного органа у человека –
1) слепая кишка
2) многососковость
3) жаберные щели у эмбриона
4) волосяной покров головы

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К рудиментам относят
1) ушные мышцы человека
2) пояс задних конечностей кита
3) слаборазвитый волосяной покров на теле человека
4) жабры у эмбрионов наземных позвоночных
5) многососковость у человека
6) удлиненные клыки у хищников

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. В результате какого эволюционного процесса водные животные разных классов (акулы, ихтиозавры, дельфины) приобрели сходную форму тела
1) дивергенции
2) конвергенции
3) ароморфоза
4) дегенерации

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какая пара водных позвоночных животных подтверждает возможность эволюции на основе конвергентного сходства?
1) синий кит и кашалот
2) голубая акула и дельфин афалина
3) морской котик и морской лев
4) европейский осетр и белуга

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Развитие различных по строению конечностей у млекопитающих, принадлежащих к разным отрядам, – это пример
1) ароморфоза
2) идиоадаптации
3) регенерации
4) конвергенции

Ответ


Рассмотрите рисунок с изображением крыльев у разных животных и определите: (А) как эволюционисты называют эти органы, (Б) к какой группе эволюционных доказательств относят эти органы и (В) в результате какого механизма эволюции они образовались.
1) гомологичные
2) эмбриологические
3) конвергенция
4) дивергенция
5) сравнительно-анатомические
6) аналогичные
7) движущая
8) палеонтологические

Ответ


Установите соответствие между примерами объектов и методами изучения эволюции, в которых используются эти примеры: 1) палеонтологический, 2) сравнительно-анатомический. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) колючки кактуса и колючки барбариса
Б) останки зверозубых ящеров
В) филогенетический ряд лошади
Г) многососковость у человека
Д) аппендикс у человека

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой признак у человека считают атавизмом?
1) хватательный рефлекс
2) наличие аппендикса в кишечнике
3) обильный волосяной покров
4) шестипалая конечность

Ответ


1. Установите соответствие между примером и типом органов: 1) Гомологичные органы 2) Аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Предплечье лягушки и курицы
Б) Ноги мыши и крылья летучей мыши
В) Крылья воробья и крылья саранчи
Г) Плавники кита и плавники рака
Д) Роющие конечности крота и медведки
Е) Волосы человека и шерсть собаки

Ответ


2. Установите соответствие между формами приспособленности организмов к среде обитания и органами, которые у них сформировались: 1) гомологичные, 2) аналогичные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) обтекаемая форма головы акулы и дельфина
Б) крыло совы и крыло летучей мыши
В) конечность лошади и конечность крота
Г) глаз человека и глаз осьминога
Д) плавники карпа и ласты морского котика

Ответ


Установите соответствие между характеристиками органов и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции: 1) гомологичные органы, 2) аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) отсутствие генетического родства
Б) выполнение различных функций
В) единый план строения пятипалых конечностей
Г) развитие из одинаковых эмбриональных зачатков
Д) формирование в сходных условиях

Ответ


1. Установите соответствие между примером и признаком: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) зубы мудрости
Б) многососковость
В) мышцы, двигающие ушную раковину
Г) хвост
Д) сильно развитые клыки

Ответ


2. Установите соответствие между эволюционными признаками человека и их примерами: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) мышцы ушной раковины
Б) хвостовые позвонки
В) волосяной покров на лице
Г) наружный хвост
Д) червеобразный отросток слепой кишки

Ответ


3. Установите соответствие между особенностями строения организма человека и сравнительно-анатомическими доказательствами его эволюции: 1) атавизмы, 2) рудименты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) складки мигательной перепонки
Б) добавочные пары молочных желёз
В) сплошной волосяной покров на теле
Г) недоразвитые ушные мышцы
Д) аппендикс
Е) хвостовидный придаток

Ответ


4. Установите соответствие между структурами организма человека и свидетельствами эволюции: 1) рудимент, 2 атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) ушные мышцы
Б) аппендикс
В) копчиковые позвонки
Г) густой волосяной покров на всем теле
Д) многососковость
Е) остаток третьего века

Ответ



Рассмотрите рисунок с изображением обитателей вод разных классов позвоночных и определите, (А) какой способ эволюционного процесса иллюстрирует рисунок, (Б) в каких условиях протекает этот процесс и (В) к каким результатам приводит. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) гомологичные органы
2) конвергенция
3) происходит у родственных групп организмов, которые живут и развиваются в разнородных условиях среды
4) рудиментарные органы
5) происходит в одинаковых условиях существования животных, относящимся к разным систематическим группам, которые приобретают сходные черты строения
6) аналогичные органы
7) дивергенция

Ответ


Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. К терминам эволюционного учения относят
1) дивергенция
2) мониторинг
3) естественный отбор
4) плазмида
5) панспермия

Ответ


Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны сравнительно-анатомические методы изучения эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Аналогичные органы свидетельствуют о сходстве приспособлений к одинаковым условиям среды у разных организмов, возникающих в ходе эволюции. (2) Примером гомологичных органов являются передние конечности кита, крота, лошади. (3) Рудименты закладываются в эмбриогенезе, но полностью не развиваются. (4) Эмбрионы разных позвоночных в пределах типа имеют сходное строение. (5) В настоящее время составлены филогенетические ряды для слонов, носорогов.

Ответ

© Д.В.Поздняков, 2009-2019

Очень многих людей во всем мире интересуют доказательства эволюции. Каждый из нас с детства находится в окружении разнообразных людей - от верующих христиан до любителей фантастических историй про инопланетян и других категорий граждан, которые приписывают человеку самые удивительные истории происхождения.

На практике же мало кто способен принять ту простую мысль, что человек – это творение природы, и, как любой другой организм на планете, развивался постепенно от более простых форм к той, в которой он существует сейчас.

На эту тему постоянно возникают самые ожесточенные споры, в которых каждая теория находит своих поклонников. Но стоит однозначно признать тот факт, что именно у почитателей теории эволюции больше всего козырей на руках, и только они способны предоставлять по-настоящему научные и полностью обоснованные подтверждения своего взгляда на данный вопрос.

Доказательств эволюции существует великое множество, и они постоянно обновляются. Спорить с ними очень и очень тяжело. Рассмотрим все это более подробно.

Эмбриологические доказательства эволюции

Группа доказательств правильности теории эволюции, которые выведены на основе наблюдений за развитием плода будущего ребенка, получили название эмбриологические доказательства. В середине 19-го века ученые заметили, что на разных этапах формирования человеческого организма в утробе матери он очень напоминает другие, более простые формы жизни на земле.

Эмбрион человека (6 недель)

К примеру, в начале своего развития у человека есть зачатки жабр, свойственных существам, живущим в воде; в теле наблюдается вполне конкретный хвост, который в будущем просто закрывается другими тканями, на всю жизнь оставаясь с человеком в виде копчика; зародыш имеет всего один контур для обращения крови, что также свойственно низшим по развитию существам.

Пример. Раннее состояние системы среднего уха оказалось поздним этапом перерождения нижней части челюсти рептилий.

Замечено, что в своем эмбриональном развитии плод проходит состояния, которые в значительной степени связывают его с разными систематическими группами существ, постепенно суживаясь до более определенных классов, отрядов, семейств, родов и в последнюю очередь подходит к своему родному виду – homo sapiens.

Эмбриональные доказательства уже сами по себе являются довольно красноречивыми и сполна подтверждают теорию эволюции. Но их проблема в том, что они доступны для научного наблюдения и понимания в основном учеными и приближенными к ним более образованными людьми. Поэтому простого человека ими прошибить может быть сложно.

Сравнительно-анатомические доказательства эволюции

Группа доказательств эволюции, которая основывается на схожести некоторых частей тела и характеристик человека с другими животными и его предполагаемыми предками, называется сравнительно-анатомической.

Эта группа делится на такие более узкие разделы:

  1. Рудиментарные органы. Это те части тела нашего вида, которые были важны для далеких предков, но сейчас они потеряли свою актуальность и не используются ни для каких действий и процессов. Пример – аппендицит. Это классический рудимент, который совершенно не нужен человеку в жизни и достался ему от предков млекопитающих, у которых он играл роль слепой кишки. Точно таким же рудиментом является кобчик – остаток хвоста, который постепенно уменьшался и в итоге был полностью скрыт. Известны случаи, когда люди рождались с увеличенным кобчиком, который выглядел как самый настоящий хвост, правда небольшого размера. Убирать его приходилось с помощью операции.
  2. Гомологические органы. Различные животные и человек имеют массу органов и систем, которые по своей структуре практически идентичны, но в процессе эволюционного развития могли приобрести несколько разный внешний вид. Такие органы имеют совершенно одинаковое происхождение и аналогичное устройство. Пример — крылья летучей мыши и рука человека, ласты кита, имеющие одни и те же кости и функциональные части.
  3. Аналогичные органы. Еще одна группа доказательств, суть которой состоит в том, что многие органы человека и животных имеют совершенно различное эволюционное происхождение, но в конечном итоге играют одну и ту же роль. Пример — глаза моллюсков развиваются из удлинения эктодермального слоя, в то время как у позвоночных глаза происходят из боковых ростков головного мозга.
  4. Еще одна крупная группа сравнительно-анатомических доказательств – это атавизмы. Атавизмами называются характеристики человека, которые возвращают его к особенностям предков. Примеры — чрезмерная волосатость, которая отсылает нас к обезьянам; более двух сосков на груди человека, что напоминает о родстве с другими млекопитающими; некоторые люди умеют двигать ушами, как животные, и многое другое.

Сравнительно-анатомические факты довольно говорящие и не требуют даже серьезного обоснования. Ведь достаточно нам увидеть человека, физиономия которого очень похожа на гориллу, мысли об эволюции начинают напрашиваться сами собой.

Биогеографические доказательства эволюции

Биогеография изучает развитие имеющихся форм жизни в разных частях планеты, на разных континентах, живущих в самых непохожих условиях и климате. С помощью таких исследований удается выявить интересную закономерность – живущие в одинаковом климате существа, но на разных частях земли, могут значительно отличаться.

Это является прямым доказательством того, что везде игра эволюции достаточно непредсказуема, и она порождает самые разные варианты живых существ в хаотическом творческом беспорядке.

Это можно наблюдать как у представителей растительного мира, так и у животных. Суть этого типа доказательств сводится к тому, чтобы указать – животный и растительный мир всей планеты берут начало в одной точке, но позже, в результате миграции и изоляции групп друг от друга, они эволюционировали различными путями.

Пример — рыбы-цихлиды в озере Малави, где вода чистая и прозрачная, имеют фиолетовую или синюю окраску, а в озере Виктория, где воды мутные – желтую. Так данный вид приспосабливался к условиям проживания.

Палеонтологические доказательства эволюции

Палеонтология сделала огромный вклад в развитие теории эволюции, так как она занимается поиском и изучением останков древних организмов.

Находки ученых в очередной раз доказывают, что человек и другие современные существа имеют массу сходств со своими вымершими предками, подобное строение скелета, измененные некоторые его части. Что-то уходит по ненадобности, что-то появляется, но всегда остается связь между предком и современным организмом.

Большая проблема палеонтологии – обнаружение переходных форм. Известен скандал, когда верность эволюции ставилась под сомнение тем фактом, что промежуточное звено между обезьяной и человеком все еще не обнаружено. Пример — эволюция китообразных, которая поэтапно исследована палеонтологами.

Морфологические доказательства

Эта группа доказательств сводится к сравнению внешнего вида организмов и поиск схожих черт между ними. К примеру, сравнивая черепа разного вида обезьян и человека, можно найти между ними массу похожих и даже общих характеристик.

Морфофизиологические факты могут быть до такой степени очевидными, что пытаться их оспаривать просто глупо и совершенно бессмысленно.

Биохимические доказательства

Более тонкие исследования, которые проводятся на уровне клеток, ДНК, еще больше подтверждают единство всех живых организмов на земле. Интересно, что это касается не только животных, но и растений. Как вы считаете, играет ли это важную роль в доказательстве эволюции?

В природе существует около 100 разных нуклеотидов, но в ДНК совершенно любого организма их всего 4. Из имеющихся на планете почти 400 типов аминокислот, в белке любого организма можно встретить только одни и те же 22 аминокислоты.

Любая сравнительная таблица покажет, что все живые организмы в большей степени состоят из одного и того же химического набора, хотя окружающее многообразие намного больше.

Пример — метаболизм всех организмов происходит по одному и тому же пути, с использованием одинаковых ферментов.

Реликтовые доказательства

Кому мало всего вышеперечисленного, включая биографические, химические и прочие факты, могут обратиться к реликтовым доказательствам, которые заключаются в том, что даже сейчас на земле существуют некоторые виды организмов, которые были присущи очень древнему миру.

Примеры. На островах в Новой Зеландии можно встретить удивительное животное – гаттерию, которая является очень похожей на живших 70-80 млн лет назад динозавров. Дерево гинкго – еще один пример, оно существовало еще около 150 млн лет назад.

Заключение

В качестве заключения отметим, что цитологические, молекулярно-генетические, палеонтологические и другие исследования прямо указывают на правильность теории эволюции и ее полную адекватность по отношению к реальности. Многие люди не хотят принимать эту точку зрения и имеют на это полное право.

Так или иначе, но эволюция – это реальность, доказанная уже миллионами фактов и просто здравым смыслом и наблюдением, и, возможно, в будущем она восторжествует в значительно большем масштабе, нежели сейчас.

  • 12.Инициация транскрипции. Промотор, стартовая точка.
  • 13. Элонгация и терминация транскрипции.
  • 14. Гетерогенная ядерная днк. Процессинг, сплайсинг.
  • 15. Арс-азы. Особенности строения, функции.
  • 16.Транспортная рнк. Строение, функции. Строение рибосом.
  • 17.Синтез полипептидной молекулы. Инициация и элонгация.
  • 18.Регуляция активности генов на примере лактозного оперона.
  • 19. Регуляция активности генов на примере триптофанового оперона.
  • 20.Негативный и позитивный контроль генетической активности.
  • 21.Строение хромосом. Кариотип. Идиограмма. Модели строения хромосом.
  • 22. Гистоны. Структура нуклеосом.
  • 23. Уровни упаковки хромосом эукариот. Конденсация хроматина.
  • 24.Приготовление хромосомных препаратов. Использование колхицина. Гипотония, фиксация и окрашивание.
  • 25. Хар-ка хромосомного набора человека. Денверская номенклатура.
  • 27. . Классификация мутаций по изменению силы и направленности действия мутантного аллеля.
  • 28. Геномные мутации.
  • 29. Структурные перестройки хромосом: виды, механизмы образования. Делеции, дупликации, инверсии, инсерции, транслокации.
  • 30. Генные мутации: транзиции, трансверсии, сдвиг рамки считывания, нонсенс -, миссенс - и сейсменс - мутации.
  • 31.Физические, химические и биологические мутагены
  • 32. Механизмы репарации днк. Фотореактивация. Болезни, связанные с нарушением процессов репарации.
  • 34. Хромосомные болезни, общая характеристика. Моносомии, трисомии, нулисомии, полные и мозаичные формы, механизм нарушения распределения хромосом в первом и втором мейозе.
  • 35. Хромосомные болезни, вызванные структурными перестройками хромосом.
  • 2.2. Наследование признаков, сцепленных с полом.
  • 37. Хромосомное определение пола и его нарушения.
  • 38. Дифференцировка пола на уровне гонад и фенотипа, ее нарушения.
  • 39. Хромосомные болезни, обусловленные аномалиями половых хромосом: синдром Шерешевского - Тернера, синдром Кляйнфельтера, полисомии по х и у- хромосомам.
  • 40. Хромосомные болезни, обусловленные аномалиями аутосом: синдромы Дауна, Эдвардса, Патау.
  • 41. Сущность и значение клинико-генеалогического метода, сбор данных для составления родословных, применение генеалогического метода.
  • 42.Критерии доминантного типа наследования на родословных: аутосомные, сцепленные с х - хромосомой и голандрические признаки.
  • 43. Критерии рецессивного типа наследования на родословных: аутосомные и сцепленные с х - хромосомой признаки.
  • 44. Вариабельность в проявлении действия гена: пенетрантность, экспрессивность. Причины вариабельности. Плейотропное действие гена.
  • 45. Мгк, цель, задачи. Показание направления в мгк. Проспективное и ретроспективное консультирование.
  • 46. Пренатальная диагностика. Методы: уз, амниоцентез, биопсия ворсин хориона. Показания к пренатальной диагностике.
  • 47. Сцепление и локализация генов. Метод картирования, предложенный т. Морганом.
  • 49. Гибридные клетки: получение, характеристика, использование для картирования.
  • 50. Картирование генов с использованием морфологических нарушений хромосом (транслокаций и делеций).
  • 51. Картирование генов у человека: метод днк-зондов.
  • 53. Митоз и его биологическое значение. Проблемы клеточной пролиферации в медицине.
  • 54. Мейоз и его биологическое значение
  • 55. Сперматогенез. Цитологические и цитогенетические характеристики.
  • 56. Овогенез. Цитологические и цитогенетические характеристики.
  • 58. Взаимодействие неаллельных генов. Комплементарность.
  • 59. Взаимодействие неаллельных генов. Эпистаз, его виды
  • 60. Взаимодействие неаллельных генов. Полимерия, ее виды.
  • 61. Хромосомная теория наследственности. Полное и неполное сцепление генов.
  • 62. Зигота, морула и формирование бластулы.
  • 63. Гаструляция. Типы гаструл.
  • 64. Основные этапы эмбриогенеза. Зародышевые листки и их производные. Гисто - и органогенез.
  • 65. Провизорные органы. Анамнии и амниоты.
  • 66. Генетическая структура популяции. Популяция. Дем. Изолят. Механизмы нарушения равновесия генов в популяции.
  • 68. Генетический груз, его биологическая сущность. Генетический полиморфизм.
  • 69. История становления эволюционных идей.
  • 70. Сущность представлений Дарвина о механизмах эволюции живой природы.
  • 71. Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические и др.
  • 72. Учение а.И.Северцова о филэмбриогенезах.
  • 73. Вид. Популяция - элементарная единица эволюции. Основные характеристики популяции.
  • 74. Элементарные эволюционные факторы: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция и их характеристика.
  • 75. Формы видообразования и их характеристика.
  • 76. Формы естественного отбора и их характеристика.
  • 78. Предмет антропологии, ее задачи и методы
  • 79. Конституциональные варианты человека в норме по Сиго.
  • 80. Конституциональные варианты человека в норме по э.Кречмеру.
  • 81. Конституциональные варианты человека в норме по в.Н.Шевкуненко и а.М.Геселевич.
  • 82.Конституциональные варианты человека в норме по Шелдону
  • 83. Доказательства животного происхождения человека.
  • 84.Место человека в системе классификации в системе животного мира. Морфо-физиологические отличия человека от приматов.
  • 85. Палеонтологические данные о происхождении приматов и человека.
  • 86. Древнейшие люди - архантропы.
  • 87. Древние люда - палеоантропы.
  • 88. Неоантропы.
  • 89.Расы - как выражение генетического полиморфизма человечества.
  • 90.Биоценоз, биотоп, биогеоценоз, компоненты биогеоценоза.
  • 91.Экология как наука. Направления экологии.
  • 93.Глобальные экологические проблемы.
  • 94.Абиотические факторы: энергия Солнца; температура.
  • 95. Абиотические факторы: осадки, влажность; ионизирующие излучения.
  • 96. Экосистема. Виды экосистем.
  • 97. Адаптивные экологические типы человека. Тропический адаптивный тип. Горный адаптивный тип.
  • 71. Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические и др.

    Палеонтологические доказательства эволюции . Ископаемые остатки - основа восстановления облика древних организмов. Сходство ископаемых и современных организмов - доказательство их родства. Условия сохранения ископаемых остатков и отпечатков древних организмов. Распространение древних, примитивных организмов в наиболее глубоких слоях земной коры, а высокоорганизованных - в поздних слоях.

    Переходные формы (археоптерикс, зверозубый ящер), их роль в установлении связей между систематическими группами. Филогенетические ряды - ряды последовательно сменяющих друг друга видов (на примере эволюции лошади или слона).

    2. Сравнительно-анатомические доказательства эволюции :

    1) клеточное строение организмов. Сходство строения клеток организмов разных царств;

    2) общий план строения позвоночных животных - двусторонняя симметрия тела, позвоночник, полость тела, нервная, кровеносная и другие системы органов;

    3) гомологичные органы, единый план строения, общность происхождения, выполнение различных функций (скелет передней конечности позвоночных животных);

    4) аналогичные органы, сходство выполняемых функций, различие общего плана строения и происхождения (жабры рыбы и речного рака). Отсутствие родства между организмами с аналогичными органами;

    5) рудименты - исчезающие органы, которые в процессе эволюции утратили значение для сохранения вида (первый и третий пальцы у птиц в крыле, второй и четвертый пальцы у лошади, кости таза у кита);

    6) атавизмы - появление у современных организмов признаков предков (сильно развитый волосяной покров, многососковость у человека).

    3. Эмбриологические доказательства эволюции :

    1) при половом размножении развитие организмов из оплодотворенной яйцеклетки;

    2) сходство зародышей позвоночных животных на ранних стадиях их развития. Формирование у зародышей признаков класса, отряда, а затем рода и вида по мере их развития;

    3) биогенетический закон Ф. Мюллера и Э. Гек-келя - каждая особь в онтогенезе повторяет историю развития своего вида (форма тела личинок некоторых насекомых - доказательство их происхождения от червеобразных предков).

    72. Учение а.И.Северцова о филэмбриогенезах.

    ФИЛЭМБРИОГЕНЕ́З - эволюционное изменение онтогенеза органов, тканей и клеток, связанное как с прогрессивным развитием, так и с редукцией. Учение о филэмбриогенезе разработано российским биологом-эволюционистом А.Н. Северцовым. Модусы (способы) филэмбриогенеза различаются по времени возникновения в процессе развития этих структур.Если развитие определенного органа у потомков продолжается после той стадии, на которой оно заканчивалось у предков, происходит анаболия (от греч.anabole- подъем) - надставка конечной стадии развития. Примером может служить формирование четырехкамерного сердца у млекопитающих. У земноводных сердце трехкамерное: два предсердия и один желудочек. У пресмыкающихся в желудочке развивается перегородка (первая анаболия), однако эта перегородка у большинства из них неполная - она только уменьшает перемешивание артериальной и венозной крови. У крокодилов и млекопитающих развитие перегородки продолжается до полного разделения правого и левого желудочков (вторая анаболия). У детей иногда как атавизм межжелудочковая перегородка бывает недоразвитой, что ведет к тяжелому заболеванию, требующему хирургического вмешательства.

    Продление развития органа не требует глубоких изменений предшествующих стадий его онтогенеза, поэтому анаболия - наиболее распространенный способ филэмбриогенеза. Предшествующие анаболиям стадии развития органов остаются сопоставимыми с этапами филогенеза предков (т. е. являются рекапитуляциями) и могут служить для его реконструкции (см. Биогенетический закон). Если развитие органа на промежуточных стадиях уклоняется от того пути, по которому шел его онтогенез у предков, происходит девиация. Например, у рыб и у пресмыкающихся чешуи возникают как утолщения эпидермиса и подстилающего его соединительно-тканного слоя кожи - кориума. Постепенно утолщаясь, эта закладка выгибается наружу. Затем у рыб кориум окостеневает, формирующаяся костная чешуя протыкает эпидермис и выдвигается на поверхность тела. У пресмыкающихся, напротив, кость не образуется, но эпидермис ороговевает, образуя роговые чешуи ящериц и змей. У крокодилов кориум может окостеневать, образуя костную основу роговых чешуй. Девиации приводят к более глубокой, чем анаболии, перестройке онтогенеза, поэтому они встречаются реже.

    Реже всего возникают изменения первичных зачатков органов - архаллаксисы. При девиации рекапитуляцию можно проследить от закладки органа до момента уклонения развития. При архаллаксисе рекапитуляции нет. Примером может служить развитие тел позвонков у земноводных. У ископаемых земноводных - стегоцефалов и у современных бесхвостых земноводных тела позвонков формируются вокруг хорды из нескольких, обычно трех с каждой стороны тела, отдельных закладок, которые затем сливаются, образуя тело позвонка. У хвостатых земноводных эти закладки не возникают. Окостенение разрастается сверху и снизу, охватывая хорду, так что сразу образуется костная трубка, которая, утолщаясь, становится телом позвонка. Этот архаллаксис является причиной до сих пор дискутируемого вопроса о происхождении хвостатых земноводных. Одни ученые считают, что они произошли непосредственно от кистеперых рыб, независимо от остальных наземных позвоночных. Другие - что хвостатые земноводные очень рано дивергировали от остальных земноводных. Третьи, пренебрегая развитием позвонков, доказывают близкое родство хвостатых и бесхвостых земноводных.

    Редукция органов , утративших свое адаптивное значение, тоже происходит путем филэмбриогенеза, главным образом, посредством отрицательной анаболии - выпадения конечных стадий развития. При этом орган либо недоразвивается и становится рудиментом, либо претерпевает обратное развитие и полностью исчезает. Примером рудимента может служить аппендикс человека - недоразвитая слепая кишка, примером полного исчезновения - хвост головастиков лягушек. В течение всей жизни в воде хвост растет, на его конце добавляются новые позвонки и мышечные сегменты. Во время метаморфоза, когда головастик превращается в лягушку, хвост рассасывается, причем процесс идет в обратном порядке - от конца к основанию. Филэмбриогенез - основной способ адаптивного изменения строения организмов в ходе филогенеза.

    Рудименты и атавизмы – доказательство эволюции?

    Доказательство эволюции материалисты видят в рудиментах и атавизмах. Рудиментами (лат. rudimentum – зачаток, начальная ступень) материалисты называют органы, имеющие меньше возможностей по сравнению с подобными органами у других существ, что воспринимается как утрата со временем их основного значения. Например, многие птицы с помощью крыльев летают, а страусы пользуются крыльями для поддержания равновесия на бегу, стряхивания насекомых, брачных танцев и др. Одним из самых известных человеческих рудиментов считается копчик, принимаемый за остаток хвоста.

    Термин «атавизм» в настоящее время вышел из научного употребления, однако вне академических кругов его продолжают использовать. Под атавизмом (лат. atavismus , от atavis – предок) понимается наличие у особи признаков, свойственных якобы отдаленным предкам. Например, у человека это волосяной покров на частях тела, где обычно его нет.

    С первого взгляда, особенно если верить в эволюцию, рудименты и атавизмы вполне могут служить подтверждением теории Дарвина. Однако они хорошо объяснимы и концепцией творения.

    Во второй половине XIX в. вместе с ростом популярности теории эволюции увеличился и интерес ко всему, что ее так или иначе подтверждало. Уже широко известный в то время Чарльз Дарвин в своей книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) перечислил ряд органов, которые он отнес к рудиментарным. В конце XIX в. – начале XX в. многие ученые с воодушевлением искали «ненужные» органы в теле человека. И были обрадованы тем, что их оказалось немало – около двухсот. Однако со временем их список начал редеть, так как были установлены их полезные свойства: одни органы производили необходимые гормоны, другие – вступали в работу при определенных внешних условиях, третьи – были нужны на определенной стадии развития организма, четвертые – выступали как резерв. Поэтому, вероятнее всего, скоро понятие «рудимент» будет пересмотрено.

    Вот что, например, написано о копчике в энциклопедии «Википедия»: «Копчик имеет довольно важное функциональное значение. Передние отделы копчика служат для прикрепления мышц и связок… Помимо этого, копчик играет роль в распределении физической нагрузки на анатомические структуры таза, служа важной точкой опоры… при наклоне сидящего человека». А вот что там же можно прочитать об аппендиксе: «Аппендикс – это… своеобразная «ферма», где размножаются полезные микроорганизмы... Аппендикс играет спасительную роль для сохранения микрофлоры».

    Рис. Органы, которые сегодня называют рудиментами, играют каждый свою роль в функционировании организма

    То есть органы, считаемые рудиментами, играют каждый свою роль в функционировании организма. Попробуйте отнять у страуса крылья. Этому живому существу без них будет лучше или хуже? Ответ очевиден: крылья, хоть они и менее функциональны, чем у летающих птиц, страусу нужны. Если же рудименты нужны организму, значит, они не доказывают эволюцию! Вот если бы в нашем теле нашлись совсем ненужные элементы как остатки развития «от простого к сложному», то это было бы весомым подтверждением теории Дарвина. Однако все существа имеют оптимальное функциональное строение, и каждый по-своему гармоничен, указывая на создавшего его Автора.

    Что касается атавизмов, это отдельная история. Дело в том, что данный термин уже не совсем научен, и потому неоднозначен. Давайте, например, рассмотрим волосы. Они нужны для терморегуляции, защищают от трения, микротравм, раздражения, опрелостей... Также они играют важную роль в работе кожи. Рядом с волосяной луковицей расположены потовые и сальные железы. Выводные протоки части потовых и большинства сальных желез выходят на поверхность кожи вместе с волосом. Кожное сало препятствует развитию микроорганизмов, смягчает кожу и придает ей эластичность. Однако если у какого-то человека все тело покрыто волосами, то такую патологию материалисты называют атавизмом и связывают с далекими предками. Почему? Да потому что обезьяны и многие другие животные полностью покрыты шерстью. Но шерсть, хоть и имеет сходство с человеческими волосами, существенно отличается от них. Избыточная волосатость людей – это просто болезнь, хорошо известная медикам под названием гипертрихоз.

    К отголоскам «нашего животного прошлого» относят и дополнительные недоразвитые соски, которые иногда встречаются у людей. Хотя эти соски явно человеческие, а не коровьи или обезьяньи. Также атавизмом некоторые материалисты считают «хвост» – редко встречающееся у людей удлинение в области копчика. Но фактически подобные выросты из тела человека не являются хвостом, подобным хвостам животных. Это удлинение представляет собой опухоль, нарост или кисту. То есть это болезнь, зачастую известная под названием копчиковый ход. При этом материалистов почему-то не смущает факт отсутствия людей с чешуей, жабрами, крыльями, перьями и плавниками... И почему-то эволюционисты не утверждают, что у человека были, например, шестипалые, трехногие и двухголовые прародители, хотя люди иногда рождаются с подобными отклонениями.

    То есть мы видим странную картину: материалисты объясняют некоторые врожденные уродства и аномалии развития, схожие якобы с признаками наших предков, родством с ними, то есть считают атавизмами. А многие другие дефекты, включая внутренние, не имеющие очевидной схожести с предполагаемыми прародителями, называют отклонениями, связанными с нарушениями в работе организма. Хотя понятно, что и в тех и других случаях причиной патологий является генетический или гормональный сбой, которой может быть вызван самыми разнообразными внешними факторами. Но материалистам удобно применять к ряду дефектов не понятия болезнь, порок или аномалия, а термин «атавизм», так как он вписывается в теорию эволюции.


    Рис. То, что зачастую считается атавизмом, является аномалией, а не наследством от прародитлей - животных

    Несмотря на частичное сходство, все живые существа уникальны и совершенны каждый по-своему, что является прекрасным доказательством того, что мы созданы разумным Творцом. И то, что в ряде органов разных живых существ наблюдается схожесть, свидетельствует о том, что у нас один Создатель! Он проектировал свои творения для разных условий и для различных задач, но при этом использовались и повторялись удачные «архитектурные» и функциональные решения с учетом видовых нюансов.

    Конечно, есть люди, которые пытаются найти в организмах живых существ изъяны и несовершенства. Однако их претензии к Создателю легко проверить – достаточно лишь хирургическим путем исправить найденное «несовершенство» и проследить за дальнейшей судьбой прооперированного существа в разных внешних условиях, сравнивая с неоперированным.

    Отметим, что подобные опыты уже имели место в истории. Особо ревностные медики с начала XX в. принялись «исправлять ошибки природы», хирургически удаляя у людей здоровые, но, как им казалось, ненужные и даже опасные органы. Так, десятки тысяч людей лишились толстого кишечника, слепой кишки, миндалин, аппендикса... Эта практика была прекращена только тогда, когда врачи убедились в негативных последствиях своей «благой» деятельности.

    Как видите, применяемые материалистами понятия «рудименты» и «атавизмы» не доказывают эволюцию, так как на этот вопрос можно посмотреть совсем с другой стороны. Очевидно, что вышеизложенное креационистское мнение научно обоснованно подтверждает концепцию творения.