Меню
Бесплатно
Главная  /  Профилактика  /  Задания егэ по теме дворцовые перевороты. Эпоха дворцовых переворотов. Пояснительный текст к блоку

Задания егэ по теме дворцовые перевороты. Эпоха дворцовых переворотов. Пояснительный текст к блоку

Признаки эпохи дворцовых переворотов:

  1. Неясность системы престолонаследия. Отсутствие правителя с твердыми правами на престол.
  2. Дворянство становится главной политической силой в обществе.
  3. Главным орудием в борьбе между различными дворянскими группировками становятся гвардейские полки, прежде всего Семеновский и Преображенский.
  4. Главным способом политической борьбы в этот период были дворцовые перевороты.
  5. Заметным явлением в политической жизни России стал фаворитизм .

28 января 1725 г., не оставив завещания, умирает Петр I. Возник кризис власти. Новая знать во главе с Меншиковым стремилась посадить на престол императрицу – Екатерину Алексеевну (Марту Скавронску), которой, скорее всего, хотел завещать корону сам Петр. Старая знать во главе с князьями Голицыными и Долгорукими, ссылаясь на вековые традиции, пыталась привести к власти малолетнего Петра Алексеевича. Однако речь шла не столько о кандидатуре императора, сколько о том какая из группировок аристократии будет фактически править страной.

В результате дворцового переворота императрицей стала Екатерина I. При ней в 1726 г. был создан высший правящий орган – Верховный тайный совет . Руководил советом Меншиков – фаворит Екатерины.

В 1727 г. Екатерина I умирает, завещав, по настоянию Меншикова, престол царевичу Петру. Меншиков поддержал его кандидатуру, поскольку рассчитывал женить его на своей дочери, еще больше укрепив тем самым свою власть. Такие же планы вынашивал и А.Г. Долгорукий, подготовивший заговор против петровского любимца. По пустяковому поводу А.Д. Меншиков был арестован и сослан в город Березов, где вскоре и умер. Начинается подготовка к императорской свадьбе, однако, за несколько дней до нее, в январе 1730 г., Петр II, организм которого был сильно ослаблен алкоголизмом, заболел оспой и умер. С его смертью прервалась мужская линия династии Романовых.

Верховники приглашают на престол курляндскую герцогиню Анну Ивановну – племянницу Петра I, дочь Ивана V. Голицыны и Долгорукие попытались ограничить ее власть кондициями (условиями), которые она подписала, чтобы получить корону. Однако, по прибытии в Петербург, Анна Ивановна быстро убеждается в том, что основная масса дворянства не поддерживает верховников и разрывает этот документ. В том же, 1730 г. она распускает Верховный тайный совет. Вместо него создан Кабинет министров .

Правление Анны Ивановны вряд ли можно считать успешным. Недалекая императрица проводила время в охотах и развлечениях, нередко очень жестоких («Ледяной дом» , например). На всех высших государственных должностях находились немцы, которым были чужды интересы России. Неограниченной властью обладал фаворит Анны Бирон – эти годы вошли в историю как бироновщина . В результате правления Анны Ивановны приходят в упадок армия и флот, разворовывается казна.

В 1740 г. Анна Ивановна умирает, завещав престол двухмесячному Ивану VI Антоновичу – сыну своей племянницы Анны Леопольдовны. Регентом был назначен Бирон. В том же году Миних свергнул Бирона и регентшей стала сама Анна Леопольдовна.

В 1741 г. произошел дворцовый переворот, в результате которого к власти приходит младшая дочь Петра I Елизавета. Иван VI был заточен в крепость и через двадцать три года убит там по приказу Екатерины II.

Очень патриотично настроенная Елизавета начинает возрождение армии и флота, уделяет внимание развитию науки и образования. В 1755 г., по инициативе М.В. Ломоносова и при участии П. Шувалова и Е. Дашковой открыт МГУ. В 1756 г. отменена смертная казнь. При императрице существует правящий орган Конференция при высочайшем дворе .

В то же время, двор утопает в роскоши, почти ежедневно устраиваются праздники, фейерверки, карнавалы – это опустошает казну. Чтобы угодить своему фавориту Алексею Разумовскому (уроженцу Украины) Елизавета восстанавливает гетманство, отмененное Петром после предательства Мазепы. Гетманом становится Кирилл Разумовский – брат Алексея. Вступление России в 1757 г. в Семилетнюю войну показало относительно низкую боеспособность русской армии. Тем не менее, в целом, правление Елизаветы можно оценить, как вполне удачное.

Перед смертью, в 1761 г. Елизавета Петровна завещает престол своему племяннику, сыну старшей дочери Петра Анны, Петру III. Неумный и легкомысленный (сама императрица называла его «Голштинский чёртушка»), он оказался неспособен к управлению государством. Пытаясь укрепить свой авторитет, он в 1762 г. издает Манифест о вольности дворянской , в котором отменялась обязательная служба дворян, введенная еще Петром. Однако это мероприятие не спасает императора: в том же году он свергнут и вскоре убит. Императрицей становится его супруга – Екатерина II.

Материалы для подготовки к ЕГЭ по теме « Российская империя в 1725-1762 гг. Эпоха дворцовых переворотов»

Пояснительный текст к блоку

Тема «Эпоха дворцовых переворотов» охватывает сравнительно небольшой период, но традиционно является одной из самых сложных: дети путаются в именах, датах, родственных связях и т.п. Именно поэтому материал блока и комментарий к нему имеют некоторые осо­бенности: введена дополнительная рубрика «Правители», работая с которой (самостоятельно или под руководством учителя, репетитора), ученики заполняют верхнюю часть блока.

Правители. Период 1725-1762 гг. вошел в историю России как эпоха дворцовых пере­воротов. Борьба различных группировок в правящем слое и отсутствие четкого порядка пре­столонаследия вели к частой смене власти. От первого брака (с Евдокией Лопухиной) у Петра I был сын Алексей, которого он обвинил в измене и убил, и маленький внук Петр, кандидатуру которого поддерживала родовитая знать (Голицыны, Долгорукие и др.). От вто­рого брака - с Екатериной - у Петра были дочери Анна (замужем за голштинским герцо­гом) и Елизавета. Другую ветвь правящего дома представляли потомки Ивана V (сына царя Алексея Михайловича от первого брака с Марией Милославской) - Анна, выданная замуж за герцога Курляндского и тут же овдовевшая, и другие дочери.

Петр I установил, что царствующий монарх сам назначает себе преемника, но не успел воспользоваться этим правом. Под давлением ближайшего сподвижника Петра I А.Д. Меншикова и гвардейцев императрицей была провозглашена вдова Петра Екатерина I (1725-1727). После ее смерти императором стал внук Петра I юный Петр II (1727-1730). После его внезапной смерти знать пригласила на престол Анну Иоанновну (1730-1740). Последняя, стремясь закрепить престол за своей династической ветвью, завещала трон внуку своей сест­ры Екатерины -грудному младенцу Ивану VI (1740-1741). Регентом сначала был фаворит Анны Бирон, а затем мать Ивана VI Анна Леопольдовна.

В 1741 г. гвардейцы возвели на престол дочь Петра I Елизавету (1741-1761). Затем им­ператором стал ее племянник Петр III (1761-1762). Конец его правлению положил очеред­ной переворот, причем во главе заговора встала супруга императора Екатерина. В 1762 г. Петр III был свергнут и убит, и началось длительное правление Екатерины П.

Внутренняя политика. Дворцовыми переворотами принято считать не только насильст­венную смену верховного правителя, но и любые силовые действия группы лиц по установ­лению приемлемой для них власти. С этой точки зрения первым переворотом можно считать приход к власти Екатерины I, когда гвардейцы под предводительством ближайшего спод­вижника Петра I А.Д. Меншикова заставили Сенат согласиться с ее кандидатурой (1). Для управления страной был создан Верховный тайный совет, в который вошли представители старой и новой знати, но фактически возглавил его Меншиков (2).

Наследование престола Петром II произошло мирно, так как Меншиков, ранее катего­рический противник этой кандидатуры, согласился с ней, вознамерившись женить юного императора на своей дочери. Однако в результате придворной интриги Меншиков лишился всего имущества и был сослан в Сибирь (3).

После смерти Петра II члены Верховного тайного совета («верховники») во главе с Д.М. Голицыным, приглашая на престол Анну Иоанновну, решили ограничить ее власть особыми условиями (кондициями). Анна подписала кондиции, но, приехав на коронацию, выяснила, что многие дворяне не поддерживают планы «верховников» по установлению ари­стократического правления. Тогда она разорвала кондиции и стала править как самодержи­ца (4).

Правление Анны Иоанновны традиционно считается временем засилья иностранцев, из­вестным как бироновщина (по имени фаворита императрицы немца Э.И. Бирона) (5). Жертвой интриг стал кабинет-министр А.П. Волынский, выступавший за проведение реформ (6).

Анна назначила регентом при малолетнем Иване VI Бирона, но последний был свергнут всего через три недели после смерти Анны (7). Регентшей стала Анна Леопольдовна, но и она была свергнута в 1741 г. гвардейцами, возведшими на престол Елизавету (8). Двадцатилетнее правление Елизаветы не отмечено проведением глубоких реформ в сфере управления.

Петр III, воспитанный в рамках немецкой культуры, стал отдавать предпочтение нем­цам, что грозило повторением бироновщины. Это, а также откровенное презрение императо­ра к русской культуре и прекращение успешной для России Семилетней войны вызвали не­довольство столичной знати. В 1762 г. Петр III был свергнут и убит (9).

Внешняя политика. Сохранялись три традиционных направления - северо-западное (противодействие попыткам Швеции взять реванш за поражение в Северной войне); западное (контроль ситуации в Польше); южное (борьба за выход к Черному морю, противодействие набегам крымских татар).

В правление Анны Иоанновны России удалось в ходе войны за польское наследство по­ставить на польский престол своего ставленника (10), а по результатам русско-турецкой вой­ны вернуть Азов (но без права строить там укрепления и держать флот) (11). Однако, желая в борьбе с Османской империей заручиться поддержкой Ирана, Россия отдала ему побережье Каспийского моря, приобретенное Петром I в ходе Персидского похода (12).

В правление Елизаветы Россия нанесла поражение Швеции, пытавшейся взять реванш за поражение в Северной войне (13). Но главным событием стало участие России в Семилет­ней войне в союзе с Австрией и Францией против Пруссии и Англии (1757-1762). Россия была обеспокоена усилением Пруссии и развернула против нее военные действия, в ходе ко­торых нанесла считавшейся лучшей в Европе прусской армии короля Фридриха II Великого ряд поражений (Гросс-Егерсдорф, Кунерсдорф) и вошла в Берлин (14). Однако смерть Елиза­веты и приход к власти Петра III, благоговевшего перед Фридрихом, привели к отказу от всех завоеваний и заключению союза с Пруссией (15).

Хозяйство и общественные отношения. Хозяйство России в описываемый период раз­вивалось в целом успешно. Важное значение имели некоторые мероприятия, проведенные в правление Елизаветы Петровны, в частности отмена внутренних таможен, способствовавшая развитию торговли, и учреждение двух банков – Дворянского и Купеческого (16).

В социальной сфере наблюдались два параллельных и взаимосвязанных процесса: рост привилегий дворян (ограничение срока службы, отмена указа о единонаследии, предоставле­ние монополии на винокурение и пр.) и усиление крепостного гнета, то есть власти дворян над крестьянами (право ссылать крепостных в Сибирь и др.) (17). В конечном итоге при Петре III дво­рянам была дарована важнейшая привилегия - освобождение от обязательной государст­венной службы (Манифест о вольности дворянской, 1762 г.) (18).

Культура. В период дворцовых переворотов образование приобретает более замкнутый (в сравнении с Петровской эпохой) сословный характер, но возникают новые учебные заве­дения. В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова и фаворита Елизаветы И.И. Шувалова ос­новывается первый в России университет - Московский (19).

Успешно развивается наука, центром которой становится Академия наук. В Россию приглашаются крупные западные ученые - Эйлер, Миллер, Бернулли и др. (20). Организованные Академией наук Камчатские экспедиции совершают ряд важных открытий, в част­ности, подтверждают существование пролива между Америкой и Азией (В. Беринг) (21). На первую половину XVIII столетия приходится деятельность историка В.Н. Татищева (22). Ве­ликим и многогранным ученым был М.В. Ломоносов, первый русский член АН (23).

В литературе господствовал классицизм (Ломоносов, Кантемир, Тредиаковский и др.) (24), в архитектуре - барокко (Растрелли) (25). В середине XVIII в. создается первый обще­доступный театр (Волков) (26).

ТРЕНИНГ

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу.

№ п/п

Событие

Дата

Вступление русских войск в Берлин

Манифест о вольности дворянской

Открытие Московского университета

Попытка введения кондиций

Семилетняя война

Царствование Анны Иоанновны

Царствование Екатерины I

Царствование Елизаветы Петровны

Царствование Иоанна VI Антоновича

Царствование Петра II

Царствование Петра III

Эпоха дворцовых переворотов

2. Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное количество фактов, которые надо знать.)

Исторические деятели

Кто такой(ие)?

Что сделали?Что с ними произошло?

А.Д. Меншиков

«Верховники»

Э.И. Бирон

С.Ф. Апраксин

П.С. Салтыков

М.В. Ломоносов

И.И. Шувалов

3. Работа со схемой

Заполните родословную таблицу «Русские цари и императоры второй половины XVII - первой половины XVIII в.». Подчеркните сплошной чертой имена тех, кто занимал российский престол, пунктиром - тех, кто был регентом при малолетних правителях.

4. Работа с картой

Найдите на карте:

Речь Посполитую, Швецию, Крымское ханство, Санкт-Петербург.

5. Работа с понятиями

Дайте определение понятий.

1. Кондиции -

«Верховники» -

Фаворит -

Секуляризация земли -

«Бироновщина» -

6. Работа с суждениями историков

О каких деятелях эпохи дворцовых переворотов и царствованиях рассуждают исто­рики?

A. «Россияне хвалили ее царствование: она изъявляла к ним более доверенности, не­жели к немцам, восстановила власть Сената, отменила смертную казнь, имела любовников добродушных, страсть к весельям и нежным стихам».______________________

Б. «Шуты составляли необходимую принадлежность двора... В числе их находился один князь Голицын, прозывавшийся Квасником. Пятидесятилетнего Квасника вздумали женить на придворной калмычке Бужениновой и при этом удобном случае решились повеселиться на славу... Придумали для новобрачных построить Ледяной дом...»___________________

B. «Серо и черство началась ее семейная жизнь с 17-летним вечным недоростком... Он играл в свои куклы и солдаты... Настоящей тиранкой была "дорогая тетушка"... К родите­лям она могла посылать только письма, составленные в Коллегии иностранных дел... На­стоящую, надежную союзницу в борьбе со скукой [она] встретила в книге». ___________________________

Г. «[Он] не достиг того возраста, когда определяется вполне личность человека, и едва ли история вправе произнести о нем какой-нибудь приговор... Смерть постигла его в то вре­мя, когда он находился во власти Долгоруковых; вероятно, если бы он остался жив, то Дол­горуковых, по интригам каких-нибудь любимцев счастья, постигла бы судьба Меншикова». ________________________

Д. «Он завел себе особую голштинскую гвардию из всякого международного сброда, но только не из русских своих подданных: то были большею частью сержанты и капралы прус­ской армии... Считая для себя образцом армию Фридриха II, [он] старался усвоить себе ма­неры и привычки прусского солдата»._____________________

Е. «Россия ПРИШЛА В СЕБЯ. На высших местах управления снова явились русские люди, и когда на место второстепенное назначали иностранца, то [императрица] спрашивала: разве нет русского? Иностранца можно назначить только тогда, когда нет способного русско­го». ______________________

Ж. «Как бы ни старались в отдельных частных чертах уменьшить бедствия этого вре­мени, оно навсегда останется самым темным временем в нашей истории XVIII века, ибо дело шло не о частных бедствиях, не о материальных лишениях: народный дух страдал, чувство­валась измена основному, жизненному правилу великого преобразователя, чувствовалась са­мая темная сторона новой жизни, чувствовалось иго с Запада, более тяжкое, чем прежнее иго с Востока - иго татарское».______________________

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Задания уровня А

При выполнении заданий этой части для каждого задания выберите правильный ответ, единственный из четырех предложенных, и обведите его.

1. Какой ряд дат отражает начало царствований?

1) 1725 г., 1732 г. 3) 1730 г., 1751 г.

2) 1728 г., 1741 г. 4) 1727 г., 1761 г.

2. В период правления Екатерины I был(а) создан(а)

1) Московский университет

2) Верховный тайный совет

3) Уложенная комиссия

4) Святейший Синод

3. Одна из причин свержения Петра III

2) Манифест о вольности дворянской

3) переход от войны с Пруссией к союзу с ней

4) слишком юный возраст императора

4. Бироновщиной называют эпоху

1) регентства Бирона после смерти Анны Иоанновны

2) правления Анны Иоанновны

3) от смерти Петра Великого до начала царствования Елизаветы

4) дворцовых переворотов

5. Ограничения власти Анны Иоанновны были записаны в документе, который получил название

1) Манифест о вольности дворянской

2) Тестамент

3) Кондиции

6. Русскими войсками в начале Семилетней войны командовал

1) С.Ф. Апраксин 3) П.А. Румянцев

2) А.Д. Меншиков 4) П.С. Салтыков

7. В эпоху дворцовых переворотов был(а) отменен(а)

1) указ о порядке престолонаследия

2) указ о единонаследии

3) «Табель о рангах»

4) «Духовный регламент»

8. В ходе русско-турецкой войны 1735-1739 гг. русские войска

1) перешли реку Дунай

2) основали Севастополь

3) развернули военные действия на Кавказе

4) вошли в Крым

9. Дворянский банк

1) выдавал помещикам льготные ссуды под залог имений

2) организовывал новые помещичьи хозяйства на приобретенных землях

3) финансировал создание вотчинных мануфактур

4) верно всё вышесказанное

10. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, когда произошли описанные события.

«Принцесса прошла прямо в караульню. "Проснитесь, мои дети", - сказала она солда­там, - "и слушайте меня. Хотите ли вы следовать за дочерью Петра I? Вы знаете, что пре­стол мне принадлежит, несправедливость, причиненная мне, отзывается на всем нашем бед­ном народе, и он изнывает под игом немцев. Освободимся от наших гонителей!"»

1) 1730 г. 3) 1741 г.

2) 1740 г. 4) 1762 г.

11. Разумовские и Шуваловы - это деятели царствования

1) Петра II

2) Петра III

3) Екатерины I

4) Елизаветы

12. Кто из перечисленных ниже лиц прославился как самый известный архитектор перио­да дворцовых переворотов?

1) Б. Растрелли 3) А. Сумароков

2) М. Ломоносов 4) В. Тредиаковский

13. Секуляризация земли - это передача земли от

1) церкви государству 3) церкви дворянам

2) государства дворянам 4) крестьян помещикам

14. Русские войска впервые вступили в Берлин в

1)1740 г. 3)1760 г.

2) 1757 г. 4) 1762 г.

15. Иоанн Антонович

1) погиб во время дворцового переворота

2) убит при попытке освобождения

16. С какими из перечисленных стран воевала Россия в период дворцовых переворотов?

A) Османская империя

Г) Австрия

Д) Пруссия

Е) Персия

Укажите верный ответ.

1) АБД 2) АДЕ 3) АВД 4) ВГЕ

17. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите дату событий, о которых идет речь.

«Вси к поздравлению ее величества, в комнату телу умершего государя близкую при­шли; просили ее величество, дабы бремя государственного владения, которое Бог и супруг ей вручили, действительно принять изволила. Но государыня сокрушенна печалию и неутоми­мо плачущая, не могла почти словесно ответствовать; только не возбраняя руки целующим, соизволение свое показала».

1) 1725 г. 3) 1741 г.

2) 1730 г. 4) 1762 г.

18. Какой из перечисленных архитектурных стилей господствовал в России в эпоху двор­цовых переворотов?

1) шатровый 3) классицизм

2) барокко 4) ампир

19. В период дворцовых переворотов Россия потеряла

1) западный и южный берега Каспийского моря

2) Эстляндию и Лифляндию

3) Ингрию (Ингерманландию)

20. Отметьте правильную последовательность правлений.

1) Екатерина I, Петр III, Елизавета

2) Петр II, Елизавета, Анна Иоанновна

3) Петр II, Петр III, Елизавета

    Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна

Задания уровня В

Эти задания требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр.

В1. Расположите в хронологической последовательности события Семилетней войны. За­пишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу .

A) бой у деревни Кунерсдорф

Б) вступление русских войск в Берлин

B) бой у деревни Цорндорф

Г) бой у деревни Грос-Егерсдорф

В2. Установите соответствие между историческими деятелями и фактами их биографии. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запи­шите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ДЕЯТЕЛИ ФАКТЫ БИОГРАФИИ

A) А.Д. Меншиков 1) приглашение на престол Анны Иоанновны

Б) Долгорукие и Д.М. Голицын 2) исследование восточной оконечности Азии

B) И.И. Шувалов 3) убийство Петра III

5) создание Академии художеств

В3. Прочтите отрывок из исторического источника и назовите имя человека (с «порядко­вым номером»), к которому относится эта характеристика.

«Этот человек наизнанку, у которого спутались понятия добра и зла, вступил на рус­ский престол. Он и здесь сохранил всю узость и мелочность мыслей и интересов, в которых был воспитан и вырос. Ум его, голштински-тесный, никак не мог расшириться в географи­ческую меру нечаянно доставшейся ему беспредельной империи. Напротив, на русском пре­столе [он] стал еще более голштинцем, чем был дома».

Ответ: _____________________.

В4. Установите соответствие между именами правителей России и тем, в каком родстве они состояли с Петром I . К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими бук­вами.

ИМЕНА РОДСТВО

A) Екатерина I 1) племянница

Б) Екатерина II 2) первая жена

B) Анна (императрица) 3) вторая жена

Г) Елизавета 4) жена внука

ЕГЭ. История

1725-1762. Историческое сочинение.Эпоха дворцовых переворотов

(Материал к историческому сочинению)

Преображенцы провозглашают императрицей Елизавету Петровну.
Картина художника Е.Е.Лансере, 1905

1725-1762

1725-1762 – это в истории России период дворцовых переворотов .

В данный период правили императоры:

  • Екатерина I (1725 — 1727)
  • Пётр II (1727-1730)
  • Анна Иоанновна (1730-1740)
  • Иван VI (1740-1741)
  • Елизавета Петровна (1741-1761)
  • Пётр III (1761-1762)
  • Екатерина II (1762-1796)

Общая характеристика эпохи

В период дворцовых переворотов происходила смена монархов не по завещанию, как это было положено по «Уставу о престолонаследии» Петра 1 (1722), а в результате переворотов, большое значение в которых играла гвардия и придворные, ставя на престол своего представителя династии Романовых.По сути дела, дворцовый переворот – это захват власти враждующими группировками, каждая из которых хотела поставить на престол своего представителя дома Романовых.

Ещё это период называют веком правления женщин. Действительно, никакой другой век, кроме 18-го, не имел на троне столько женщин. Причём две их них – Елизавета Петровна и Екатерина II — надолго прославили страну, усилив её мощь и могущество, значительно повысив международный авторитет страны.

Примечание

Ключевский В.О.определил границы эпохи дворцовых переворотов. Однако существует и другая точка зрения, что это эпоха 1725-1801 года . Просто Ключевский В.О.не мог в своей лекции, которую читал в 80-е годы 19 века, назвать период правления Павла 1 переворотом, это было запрещено. Имейте это в виду, ребята, на экзамене.

Основные события, явления, процессы периода Дворцовых переворотов

  • Совершенствование системы государственного управления, укрепление власти монарха. В этот период постоянно происходило реформирование систем органов государственного управления, снижалась и повышалась роль Сената, возникали новые органы власти. Но одно оставалось неизменным — сильная власть императора.
  • Дальнейшее усиление крепостничества. Крупнейшая крестьянская война под предводительством Пугачёва Е.
  • Реформирование всех сторон общественной жизни.
  • Успешная внешняя политика. Выход к Чёрному морю, присоединение Крыма.
  • Дальнейшее развитие культуры, всех её сфер.

Исторические события (явления, процессы)

  1. Дальнейшее усиление крепостничества. Крупнейшая крестьянская война под предводительством Пугачёва Е.

Две личности, сыгравшие значительную роль в данных событиях (явлениях, процессах)
Период дворцовых переворотов характеризовался ухудшением положения крепостных крестьян, усилением крепостной зависимости, причём, каждый новый правитель делал жизнь народа всё более невыносимой.
  • Екатерина I : запретила крестьянам свободно уходить на промыслы, 1726
  • Анна Иоанновна : по «Указу о вечно отданных» 1736- семьи крестьян навечно прикреплялись к заводам и мануфактурам, становились их собственностью.
  • Елизавета Петровна : разрешила помещикам без суда и следствия ссылать неугодных крестьян в Сибирь (Указ 1760)
  • Екатерина II : жестоко расправилась с восстанием Пугачёва; по Жалованной грамоте дворянам 1785 года, крестьяне считались частью имущества и т.д.

Таким образом, крепостное право в 18 веке расцвело до невиданных масштабов. Ответом стала одна из самых страшных по кровопролитию и огромных по масштабу крестьянских войн под предводительством Пугачёва Е. Жестоко расправились с восстанием царские войска под командованием Панина П.И. и Потёмкина Г.А . Пугачёвщина — ответ на жестокое и бесправное положение крестьян.

Термины: крепостное правокрепостные крестьянепомещикикрестьянская война

  1. Дальнейшее развитие культуры, всех её сфер .

Период дворцовых переворотов — это расцвет культуры, всех её сфер. Особенно развитие получила архитектура, скульптура, литература, живопись, было положено начало профессиональному театру.Особенностью культуры данного периода является эклектика, то есть сочетание различных стилей, направлений. Так, наряду с классическими творениями искусства, появляются произведения в стиле барокко (архитектура), первых элементов романтизма, сатиры (литература).В живописи расцвета достигает портретная живопись, отличающаяся красотой, торжественностью и в то же время попыткой изображения внутреннего мира человека.Наиболее яркие личности и значимые произведения культуры периода Дворцовых переворотов:
  • Художники

Антропов А.П. (портреты Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II)

Аргунов И.П. (портреты Екатерины II, неизвестной крестьянки в русском кокошнике)

Боровиковский В.Л . (портреты Лопухиной М.И., вице-канцлера Куракина А.Б)

Левицкий Д.Г . (портреты Демидова П.А., Петра III, Екатерины II)

  • Архитекторы

Баженов А.И .(дом Пашкова)

Кваренги Д .(Смольный институт в Санкт-Петербурге, Александровский дворец в Царском Селе)

Растрелли В.В . (Зимний дворец в Санкт – Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе).

В это время творили скульпторы Фальконе Э.М .(«Медный всадник» в Петербурге) и Шубин Ф.И .(рельефы Троицкого собора Александро-Невской лавры); историк и писатель Карамзин Н.М., поэты Державин Г.Р. и Кантемир А.Д.

Волков А.Г . в 1750 году создаёт первый профессиональный театр В Ярославе.

Продолжает развиваться наука, книгопечатание, музыка, талантливые русские путешественники делают научные открытия.

Многие произведения, созданные в 18 веке, до сих пор составляют сокровищницу российской культуры.

Примечание

В историческом сочинении на ЕГЭ, конечно, не нужно перечислять всех представителей культуры. Но назвать не менее трёх — пяти всё же желательно, и хотя бы у двух деятелей культуры назвать их произведения.

Термины: архитектураживописьскульптуратеатр

эклектика

стили искусства

Причинно-следственные связи

Причинные связи данных событий.

Несмотря на кажущиеся различия, оба данных явления имеют причинно-следственные связи.

1.Дальнейшее закрепощение крестьян преследовало цель - укрепить власть помещиков, представителей элиты общества и, конечно, власть императора. Этим и объясняются причины действий правителей, их ужесточение законов, позволяющих превратить крестьян в вещь, покупаемую и продаваемую. В этом и причина восстания Пугачёва – стремление народа добиться человеческого к себе отношения.

2.Расцвет культуры тоже имел свои причины — стремление продемонстрировать величие и могущество как страны в целом, так и представителей власти, императоров. Роскошь, богатство архитектуры, парадные портреты элиты общества, прославление в литературе правления императоров (тот, кто критикует — Новиков Н., Радищев А. — сосланы или посажены в крепость).

Следственные связи событий.

Следствием событий стало то, к чему стремилась власть: усиление, укрепление, возвеличивание власть имущих и государства.

1.Дальнейшее закрепощение крестьян ещё более усилило их зависимость от помещиков, а помещики получали привилегированное право распоряжаться крестьянами, покупать, использовать в своих целях. Два процесса шли в данный период параллельно: усиление крепостничества и повышение роли дворянства в обществе, увеличение их привилегий.

2.Развитие культуры, духовной сферы общества — это всегда показатель развития общества. Поэтому не случайно во все времена правители стремились через культуру показать величие и мощь страны и власти как своим подданным, так и гостям из других государств. Так и в 18 веке роскошь, богатство, помпезность, величие, монументальность, силу — всё можно было продемонстрировать через произведения искусства. Не случайно так много талантливых деятелей культуры приглашалось в Россию. Многим из них мы обязаны тем, что можем восхищаться их произведениями и сегодня.

Историческая оценка значимости данного периода для истории России

Дворцовые перевороты — противоречивый период в истории России. Есть в нём яркие страницы: повышение международного авторитета, выход к Чёрному морю, присоединение Крыма, совершенствование системы управления, реформирование, развитие культуры и многое другое. Но есть и трагические страницы. И связаны они, прежде всего, с бесправным положением простого народа, усилением гнёта, а также с засильем иностранцев и тем, что много в этот период было расхищено из казны многочисленными фаворитами императриц, потрачено на балы, увеселения и развлечения (один Ледовый дворец Анны Иоанновны чего стоит!)

Различна оценка периода историками .

Кстати, назвал данный период дворцовыми переворотами Ключевский В.О.

Русские и советские историки (Соловьёв С.М., Эйдельман Н.Я, Платонов С.В.)называли этот период значительным шагом назад в развитии государственности. Правители данной эпохи ничтожны по сравнению с царём-реформатором Петром I . Так «бироновщину» — период правления Анны Иоанновны,- они называли особо свирепым режимом, который можно сравнить в периодом правления Ивана Грозного, а также отмечали, что это потерянное время для истории России.

Современные историки (Шанский Д.Н., Каменский А.Б, Анисимов Е.В.)не дают однозначной оценки, отмечая как позитивные, прогрессивные моменты в развитии страны, так и отрицательные явления. Присоединимся и мы к данной точке зрения.

Примечание

В период дворцовых переворотов жили и творили многие яркие личности. В данной статье я не даю информацию о них. О личностях данного периода читайте материал на моём сайте poznaemvmeste . ru

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Тренинг по теме

«РОССИЯ в эпоху дворцовых переворотов»

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу.

Попытка введения «кондиций»

Семилетняя война

Царствование Анны Иоанновны

Царствование Екатерины I

Царствование Петра II

Царствование Петра III

Эпоха дворцовых переворотов

2. Работа с персоналиями

3. Работа со схемой

Заполните родословную таблицу «Русские цари и императоры второй половины XVII – первой половины XVIII вв.». Подчеркните сплошной чертой имена тех, кто занимал российский престол, пунктиром – тех, кто был регентом при малолетних правителях.

дорогая тетушка"… К родителям она могла посылать только письма, составленные в Коллегии иностранных дел… Настоящую, надежную союзницу в борьбе со скукой [она] встретила в книге».

Г . «[Он] не достиг того возраста, когда определяется вполне личность человека, и едва ли история вправе произнести о нем какой-нибудь приговор... Смерть постигла его в то время, когда он находился во власти Долгоруковых; вероятно, если бы он остался жив, то Долгоруковых, по интригам каких-нибудь любимцев счастья, постигла бы судьба Меньшикова».

Д . «Он завел себе особую голштинскую гвардию из всякого международного сброда, но только не из русских своих подданных: то были большею частью сержанты и капралы прусской армии... Считая для себя образцом армию Фридриха II, [он] старался усвоить себе манеры и привычки прусского солдата».

Е . «Россия ПРИШЛА В СЕБЯ. На высших местах управления снова явились русские люди, и когда на место второстепенное назначали иностранца, то [императрица] спрашивала: разве нет русского? Иностранца можно назначить только тогда, когда нет способного русского».

Ж . «Как бы ни старались в отдельных частных чертах уменьшить бедствия этого времени, оно навсегда останется самым темным временем в нашей истории XVIII века, ибо дело шло не о частных бедствиях, не о материальных лишениях: народный дух страдал, чувствовалась измена основному, жизненному правилу великого преобразователя, чувствовалась самая темная сторона новой жизни, чувствовалось иго с Запада, более тяжкое, чем прежнее иго с Востока – иго татарское».

проверочный контроль

Структура работы

классицизм

Часть В

Ответом на задание в части В может быть слово, словосочетание , сочетание букв или букв и цифр .

B1. Расположите в хронологическом порядке события Семилетней войны. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые . Например: АБВГ . __________________

А) бой у деревни Кунерсдорф

Б) вступление русских войск в Берлин

В) бой у деревни Цорндорф

Г) бой у деревни Гросс-Егерсдорф

B2. Установите соответствие между историческими деятелями и фактами их биографии. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г )

B3. Прочтите отрывок из исторического сочинения и назовите имя человека, о котором идет речь.

«Этот человек наизнанку, у которого спутались понятия добра и зла, вступил на русский престол. Он и здесь сохранил всю узость и мелочность мыслей и интересов, в которых был воспитан и вырос. Ум его, голштински-тесный, никак не мог расшириться в географическую меру нечаянно доставшейся ему беспредельной империи. Напротив, на русском престоле [он] стал еще более голштинцем, чем был дома».

_________________________

B4. Установите соответствие между деятелем русской истории и тем, в каком родстве он состоял с Петром I . Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г )

B5. Прочтите отрывок из исторического сочинения и назовите имя правителя.

«Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление… Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она… строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала тогдашний путь от Москвы до Петербурга, исправно платя за каждую загнанную лошадь».

______________________

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.

«Вышла государыня в залу; стоя под балдахином, впустить просителей и прошение их прочесть повелела… Потом произнесла краткую речь в такой силе: что хотя весьма тяжелые поданы ей были царствования договоры, однако же, веруя, как ей докладывано, что оные от всех чинов и от всего российского народа требуются, для любви отечества своего подписала. А понеже ныне известно является, что лжею и лестью сделан ей обман, того ради оные договоры… уничтожает. И то сказав, тотчас упомянутое письмо, до руки ее поданное, разодрала и на землю бросила».

C1. Определите время событий и главное действующее лицо.

C2. О каком письме идет речь в документе?

C3. Почему разрыв заключенного соглашения не имел для главного действующего лица последствий?

ОТВЕТЫ

Тренинг

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу.

Заполните таблицу.

Вступление русских войск в Берлин

Манифест о вольности дворянской

Открытие Московского университета

Попытка введения «кондиций»

Семилетняя война

Царствование Анны Иоанновны

Царствование Екатерины I

Царствование Елизаветы Петровны

Царствование Иоанна VI Антоновича

Царствование Петра II

Царствование Петра III

Эпоха дворцовых переворотов

2. Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)

Исторический

Кто такой(ие)?

Что сделал? Что с ним произошло?

Фактический правитель России при Екатерине I

1. При Петре II проиграл борьбу за власть и был сослан, в ссылке умер

«Верховники»

Члены Верховного тайного Совета, задумавшие в 1730 г. пригласить Анну и ограничить самодержавие

1. Сосланы и/или казнены Анной Иоанновной

Временщик при Анне Иоанновне, с именем которого связано немецкое засилье

1. Одержал победу у села Гросс-Егерсдорф

Русский военачальник в ходе Семилетней войны

1. Одержал победу у села Кунерсдорф

Русский ученый и поэт

1. Первый русский академик

2. Основатель Московского университета

Фаворит Елизаветы Петровны

1. Способствовал основанию Московского университета и Академии художеств

3. Работа со схемой

1 - Алексей Михайлович ; 2 – Мария Милославская; 3 – Наталья Нарышкина; 4 – Федор Алексеевич ; 5 – Софья Алексеевна ; 6 – Иван V ; 7 – Петр I ; 8 – Евдокия Лопухина; 9 – Екатерина I ; 10 – Екатерина Иоанновна; 11 – Анна Иоанновна ; 12 – Алексей; 13 – Анна; 14 – Елизавета Петровна ; 15 – Анна Леопольдовна ; 16 – Петр II ; 17 – Петр III ; 18 – Екатерина II ; 19 – Иван VI Антонович .

4. Работа с картой

5. Работа с понятиями

1. «Кондиции» – соглашения, подписанные Анной Иоанновной по требованию «верховников» как условия ее приглашения на престол; разорваны императрицей.

2. «Верховники» – члены Верховного тайного совета.

3. Фаворит – приближенный императора (императрицы), пользующийся большим личным доверием главы государства и имеющий возможность оказывать влияние на государственные дела.

4. Секуляризация земли – передача церковных и монастырских земель государству.

6. Работа с источниками

А – Елизавета, Б – Анна Иоанновна; В – Екатерина II; Г – Петр II; Д – Петр III; Е – Елизавета; Ж – Анна Иоанновна.

проверочный контроль

Часть 1

Часть 2

В2. 1Г2А3Д4В

В3. Петр III

В4. 1В2Г3А4Д

В5. Елизавета

Часть 3

Примечание. Здесь даны лишь краткие схемы ответов, они могут носить более развёрнутый характер. В скобках указано количество баллов за каждый необходимый элемент ответа и сумма баллов в целом.

С1. 1730 г., Анна Иоанновна (Всего – 2. )

С2. Кондиции. (Всего – 1. )

С3. Самодержавие было поддержано дворянством. (Всего – 1. )

Личности периода дворцовых переворотов


Период дворцовых переворотов - яркая страница в истории России. Историю делают люди. В статье дана информация о наиболее известных личностях этого периода - государственных и военных деятелях, предводителях народных выступлений.

На ЕГЭ по истории есть задания № 18-19, в которых могут быть даны вопросы по портретам известных личностей. Необходим будет либо узнать, что это за люди, либо выделить того, кто был современником правителя, о котором идёт речь в задании № 18. Поэтому всмотритесь в лица этих людей той далёкой эпохи- эпохи дворцовых переворотов. Именно они были современниками Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины Второй. Именно благодаря многим их них Россия становилась могучей и сильной державой.

Личности

Деятельность.

Бирон Э.И.

(1690-1772)

Фаворит Анны Иоанновны. Значительно влиял на внешнюю и внутреннюю политику. После смерти императрицы был смещён. Отправлен в ссылку. Пётр III вернул его в Петербург, при Екатерине II был герцогом Курляндским.

(См. исторический портрет Бирона на сайте:: istoricheskiy - portret . ru )

Бутурлин А.Б.

(1694-1767)

Главнокомандующий русской армией в Семилетней войне в 1760-1761гг.

С 1762- московский генерал-губернатор.

Воронцов М.И.

(1714-1767)

Участник дворцового переворота 1741 г. Возглавлял внешнюю политику России при Елизавете Петровне, сенатор, канцлер.

Воронцов Р.И.

(1707- 1783)

Государственный деятель, сенатор, с 1760 г. –председатель Уложенной комиссии. Его дочь Екатерина была фавориткой Петра III , поэтому сам Воронцов в правление Петра III был самой влиятельной фигурой.

Голицын Д.М.

(1665-1737)

Один из инициаторов приглашения на престол Анны Иоанновны и ограничения её власти Верховным тайным советом. В 1737 – лишён всех чинов, заточён в Шлиссельбургскую крепость, там и умер.

Головкин Г.И.

(1660-1734)

В 1726-1730- член Верховного тайного совета, противник Меньшикова. Уничтожил завещание Екатерины I, по которому престол передавался дочерям Петра I, был инициатором приглашения на престол Анны Иоанновны, при ней до смерти был первым кабинет-министром.

Дашкова Е.Р.

(1744 – 1810)

Княгиня, активная участница переворота 1762 г. Приняла участие в создании Вольного российского собрания при Московском университете. С 1783- директор Петербургской Академии наук. С того же 1783- президент Российской академии.

В 1796 году Павел I отправил её в отставку, затем в ссылку. После его смерти занималась благотворительностью и научной деятельностью

Долгоруков В.М.

(1722-1822)

Военачальник, князь. Участвовал в войне со Швецией в 1741-1743, руководил взятием Крыма в 1771,за что получил титул Крымский . С 1780- главнокомандующий в Москве.

Костюшко Тадеуш

(1746-1817)

Руководитель польского восстания в 1794.

Миних Б.К.

(1683-1767)

На русской службе в с 1713. При Анне Иоанновне- президент Военной коллегии Командовал русской армией в войне с Турцией в 1735-1739 г.Позже политического влияния не имел.

Орлов А.Г.

(1737-1808)

Государственный и военный деятель. Активный участник переворота 1762 , один из влиятельных фигур при Екатерине II Главнокомандующий флотом в войне с Турцией, одержал победу в 1770 г. при Чесме. Получил титул князь Чесменский .

Вывел породу орловских рысаков. В период власти Павла I был за границей, вернулся в 1801.

Орлов Г.Г.

(1734 – 1783)

Военный и государственный деятель, фаворит Екатерины II один из руководителей переворота 1762 .Граф, командующий артиллерией, 1771 г. руководил подавлением чумного бунта в Москве. Инициатор создания и первый президент Вольного экономического общества с 1765 . С 1775- в отставке, выехал за границу.

Остерман А.И.

(1686-1747)

На русской службе с 1703 г. член Верховного тайного совета, воспитатель и наставник Петра II. С 1731- фактический руководитель внутренней и внешней политики России. После переворота 1741 года сослан в Берёзов.

Панин Н.И.

(1718-1783)

Государственный деятель, участник переворота 1762 г. Воспитатель Павла , возглавлял коллегию иностранных дел в 1763-1781.

Панин П.И.

(1721-1789)

Военачальник, участник Семилетней войны и войн с Турцией, в 1774 возглавлял войска, подавлявшие восстание Пугачёва .

Понятовский Станислав Август (1732-1798)

Последний польский король, правил в 1764-1795. В политике ориентировался на Россию.

Потёмкин Г.А.

(1739-1791)

Государственный и военный деятель, фаворит Екатерины II. Участник дворцового переворота 1762. С 1774- президент Военной коллегии. Участник турецкой войны 1768-1774.Подавлял восстание Пугачёва . В 1775- инициатор ликвидации Запорожской Сечи. В 1783- добился присоединения Крыма к России, получил титул Таврический. Руководил созданием Черноморского флота. Главнокомандующий армией в войне с Турцией в 1787-1791,под его командованием находились Суворов А.В., Кутузов М.И. Ушаков Ф.Ф.

Пугачёв Емельян

(? 1740- 1775)

Предводитель Крестьянской войны , родом из казаков. Под именем Петра III возглавил восстание яицких казаков в августе 1773, в сентябре 1774 выдан заговорщиками, в 1775- казнён в Москве на Болотной площади.

(См. исторический портрет Пугачёва на сайте:: istoricheskiy - portret . ru )

Разумовский А.Г.(1728-1803)

Последний гетман Украины. С 1746-1765-президент Петербургской академии наук. Поддерживал Ломоносова М.В., при Екатерине II – Член Государственного совета.

Румянцев-Задунайский П.А.

(1725 – 1796)

Выдающийся полководец. Участник всех войн России с 1741 г.Один из организаторов русской регулярной армии, создатель новых форм ведения боя. Выдающийся военный теоретик. Его работы: «Инструкции", 1761; "Обряд службы», 1770; "Мысли», 1777.Они служили учебными военными пособиями.

Салават Юлаев

(1752-1800)

Башкирский национальный герой, сподвижник Пугачёва. С 1774 взят в плен и отправлен на вечную каторгу.

Салтыков П.С.

(1698-1772)

Военный деятель, участвовал в войне с Польшей в 1734, со Швецией в 1741-1743.. в Семилетней войне командовал войсками в 1759-1760, одержал ряд побед. С 1764- генерал-губернатор Москвы. Уволен после чумного бунта в 1771.

Суворов А.В.

(1730-1800)

Великий русский полководец , граф Рымникский (с 1789), князь Италийский (с 1799) ,генералиссимус (с 1799).Участник Семилетней войны 1756-1763 и войн с Турцией при Екатерине II , одержал ряд побед. В 1799 блестяще провёл Швейцарский и Итальянский походы. Автор военно-теоретических работ: «Наука побеждать » и «Полковое учреждение». Не проиграл ни одного сражения, его стратегия носила наступательный характер.

(См. исторический портрет Суворова А. на сайте:: istoricheskiy - portret . ru )

Ушаков Ф.Ф.

(1744-1817)

Выдающийся русский флотоводец , адмирал с 1799.Участник обеих войн с Турцией при Екатерине 2.

Черкасский А.М.

(1680-1742)

Был на крупных государственных постах при Анне Иоанновне, поддерживал её. И после её смерти в 1740 назначен канцлером.

Шувалов П.И.

(1710-1762)

Фактический глава правительства при Елизавете Петровне . В 50-егоды определял внутреннюю политику России, в основе которой - идеи «просвещённого абсолютизма». Автор проектов многих реформ в экономике и финансах, участвовал в реорганизации армии.

Материал подготовила Мельникова Вера Александровна