Меню
Бесплатно
Главная  /  Лечение  /  "Благодатное Небо" - икона Божьей Матери. О чем молятся перед иконой? Икона Божией Матери «Благодатное Небо». О чём молиться

"Благодатное Небо" - икона Божьей Матери. О чем молятся перед иконой? Икона Божией Матери «Благодатное Небо». О чём молиться

Что собой представляет икона «Благодатное небо»? Чем она знаменита? Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в статье. Эта икона является образом Царицы Небесной. Это особенный лик, к которому спешили поклониться изо всех уголков страны. Икона по сей день славится своей силой и совершёнными чудесами.

Икона

Рассматриваемую нами икону по преданию привезла в качестве благословения родителей в Москву из Литвы Софья Витовтовна - супруга величайшего князя Василия I. Название иконы восходит к стиху «Богородична» 1-го часа (внутри края сияния написано на иконе): «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды».

По доставленному Софьей образцу в 1678-1680 годах был изготовлен список лика для Архангельского собора, размещённого в Московском Кремле (слева от ворот Царских, в окрестном ряду иконостаса). Его создавали изографы Оружейной палаты. Для молельни Воздвижения Креста Господня (Кремлёвский Теремной дворец) мастер Познанский Василий в 1682 году нарисовал образ-аппликацию.

Иконография воссоздаёт лицезрение Иоанном Богословом - Жену, одетую в солнце. Пресвятая Дева нарисована в полный рост. Левой рукою она держит Богомладенца. Под ногами у неё нарисован серп луны, вокруг её фигуры сияет солнечная мандорла. Головы Иисуса и Марии увенчаны коронами.

Данные

Глубокочтимые списки образа хранятся в московских храмах Архангела Гавриила (Чистые пруды) и Троицы (Воробьёвы горы).

Когда молиться?

О чём молятся иконе «Благодатное небо»? Верующие просят её об исцелении от физических и душевных недугов. Её молят о возвращении в христианскую веру тех, кто слишком много грешит.

Многие этот образ Царицы Небесной именуют по словам мольбы «Что тя наречем». Икона «Благодатное небо» пользуется в Москве особым почитанием. Ведь она издревле здесь находится.

Легенда

В Архангельском соборе и сегодня хранится любимая всеми икона Богородицы. Почитание образа началось в XIX веке. Оно связано с трудами митрополита Филарета (Дроздова). Именно он во время реставрации иконостаса собора в 1853 году распорядился собрать об иконе сведения. В несохранившейся описи XVII века было указано, что образ является дубликатом, изготовленным по повелению царя Феодора Алексеевича умельцами Оружейной палаты с хранившейся в соборе древней иконы.

О возникновении исходной иконы «Благодатное небо» имеются несколько версий. Первая была весьма популярна среди археологов и кремлёвских служителей. Она гласит, что этот образ является святыней Царьграда, которую привезла Софья Витовтовна из Смоленска, дочь литовского князя и супруга Василия Дмитриевича - князя московского. Софью из Царьграда прислал патриарх в благословение жителям православного Смоленска, ещё до того, как его покорил языческий князь Витовт.

Это предание появилось на базе знаменитой записи в Троицкой хронике за 1398 год о привозе Софией из Смоленска многих старинных икон, а также фрагментов «страстей Стасовых», доставленных из Царьграда. Версия о византийских корнях древнейшего образа прочно укрепилась во всех печатных изданиях XIX-XX веков о чудесных образах Богоматери.

Согласитесь, история иконы «Благодатное небо» весьма интересна. Второе предположение о вероятном местопребывании исходной иконы до её появления на Руси базируется на данных, почерпнутых из Клинцовского изографического оригинала (XVIII век). В нём указано, что образ был привезён из Литвы Софьей Фоминичной, супругой государя Иоанна III. При этом акцентируется внимание на «западном переводе» иконы. Эта версия в основном базируется на самой иконографии из Архангельского собора, которая относится к прототипу, идентичному почитавшейся в мужском монастыре предместья Вильны Виленской иконе, по преданию появившейся в 1341 году. На Виленском образе Богоматерь была нарисована стоящей на луне, а ангелы над её головой держали царскую тиару.

Празднование

В XIX-XX веках празднование иконе Божией Матери «Благодатное небо» свершалось несколько раз, о чём мы говорили выше. Этот образ, соединивший в себе духовную культуру Запада и Востока, чтили как христиане, так и иноверные.

Необходимо отметить, что в Архангельском соборе каждый день после окончания литургии также перед иконой читался молебен (по пятницам - с водоосвящением и акафистом). Множество верующих приносили к образу свечи, масло и лампады.

Известно, что он исцелил одну лютеранку, которая увидела его во сне. Она тотчас же отправила свою гувернантку читать молебен перед образом о своём здравии. Служанка это повеление выполняла в течение двух месяцев, после чего недужная дама поправилась и стала сама посещать молебны в соборе.

Московская икона

Описание иконы «Благодатное небо» многим известно. Итак, что на ней изображено? На образе нарисована Божия Матерь в полный рост с младенцем Иисусом на руках, который сидит справа. Руки Пресвятой Девы, придерживающие малыша, скрещены. Свою правую руку с покровительственным жестом она положила на левую, которой удерживает белый плат.

Маленький Иисус нарисован так, как будто он повернулся влево. Он левой рукой прижимает к груди Евангелие, а правой - благословляет людей. Дева Мария и её сын окружены овальной ярко-красной сияющей мандорлой. Мастера её заполнили жёлто-охристыми лучами, исходящими от фигур. Они похожи на лучи пламени.

Необходимо отметить, что эта икона находится в Архангельском соборе. Но продолжаем далее. Фон иконы - сине-зелёный, разрисованный пушистыми облаками. В верхней части образа есть надпись: «Что тя наречем о Благодатная небо воссия еси солнце правды раи яко взрастила еси нетления цвет деву яко пребыла еси нетлена матерь чисту яко имела еси на руку сына всех бога» (текст «Богородична», произносящийся после утрени на первом часу).

Справа и слева от нимба Богоматери имеются общепринятые обозначения её имени: «ΘУ» и «МР». Буквы имени Христа начертаны на нимбе Девы Марии над Его головой: «IX». Под ногами Пресвятой Девы сбереглись следы графьи, очерчивающей лунный серп.

Иконография

Икона Божией Матери «Благодатное небо» относится к рисункам, воспроизводящим 1 и 5-й стихи XII главы откровения Богослова Иоанна. Иконографическая модель этих картин появилась в Германии в XV веке. В Нью-Йорке есть музей «Метрополитен», в котором сберегается удивительное витражное стекло, привезённое из Среднего Рейна (1480-1490 годы). На нём изображена Мадонна с малышом на полумесяце. Её голова увенчана короной. Вокруг фигур сияют золотые лучи, образующие мандорлу.

В Западной Европе подобные образы были весьма популярны: их можно встретить в скульптуре, гравюрах, на витражных стёклах и в миниатюрах. Разнообразные виды этой картины широко распространены в искусстве Польши. Они пришли в Россию через Литву, Украину и Белоруссию в XVII веке.

Символическое значение «жены, облачённой в солнце» раскрыто уже в «Толковании на Апокалипсис» святого Андрея, митрополита Кесарийского (V век), который понимает под ним Апостольскую Церковь. Другие аллегорические образы этого фрагмента из «Апокалипсиса», в соответствии с пояснением святого Андрея, означают: змей - «диавол», луна - «вера баней освобождаемых и очищаемых от тления».

В духовной русской культуре XV-XVI веков новая иконопись «жены, одетой в солнце» являлась персонификацией «Богоматери-Церкви, которую преследовал дракон-ересь», двигающейся туда, где воссияло Московское царство православное, сменившее Византийское и Римское (послания знаменитого инока Филофея).

Известно, что икона Архангельского собора была написана в конце XVII века. Именно тогда в «Слове на Покров» святого Ростовского Дмитрия апокалипсное отражение Жены было соединено с ликом Девы Марии, молящейся за мир, в едином мессианском значении. Эта последняя символичная ценность образа «жены, одетой в солнце» характерна для большинства версий иконографии «Благодатное небо», которыми являются бесчисленные лики Пречистой Девы в росписях храмов Ярославля XVII-XVIII веков.

Наиболее ранней картиной, восходящей к иконографической версии «Благодатное небо» является образ, сберегающийся в Никитинках в храме Святой Троицы. Эта икона датируется 40-ми годами XVII века и находится в местном ряду южного придела. На ней Пречистая Дева нарисована с маленьким Христом в левой руке. На голове её видна корона. Вокруг её фигуры сияет овальный ореол. Внизу изображены коленопреклонённые Хозовит Георгий и Критский Андрей - соимённые святые создателя церкви Никитникова Григория и его сына Андрея. На этой иконе нет полумесяца под ногами Богоматери и лучей сияния.

Ещё один вариант иконы Пресвятой Богородицы «Благодатное небо», похожей на западные образцы, представлен на образе, исполненном Познанским Василием для церкви Распятия (Большой дворец Кремля) в 1682 году. Здесь Царица Небесная стоит на полумесяце, а по внутренней границе облачного сияния нарисованы парящие ангелы.

Самым близким аналогом чтимой иконе Архангельского храма является образ, находящийся в Третьяковской галерее, созданный в XVIII веке. Он идентичен одной из самых распространённых западных икон с тремя летящими херувимами и луной под ногами Жены.

Списки с иконы

Наиболее чтимым списком образа из Архангельского собора является икона, сберегающаяся в зимней молельне Воскресенского храма Романова-Борисоглебска (город Тутаев Ярославской области). Этот образ-копия был заказан в 1900 году директору реставрационного цеха Я. Е. Епанечникову для ризницы молельни Успения Царицы Небесной в поместье сенатора В. П. Мордвинова (село Ваулово, Романов-Борисоглебский уезд, Ярославская губерния).

Икона изготовлена в академическом стиле: нарисована маслом на жести и оснащена деревянной рамой. Дева Мария с маленьким Иисусом изображены без сияния-мандролы и без корон. Чин освящения и благословения образа был исполнен в Петербурге, в жилище графа В. П. Мордвинова (улица Знаменская, дом № 9) служителем храма Богослова Иоанна (Леушинский постоялый двор) Иерусалимским Евгением.

Значение образа

Каково значение иконы «Благодатное небо»? Ростовский Дмитрий говорил об этом образе Богородицы, как о покровительнице, которая молится за весь мир. Есть мнение, что на этой иконе Всецарица изображена в том виде, в котором Она явится всему человечеству перед вторым приходом Христа.

Этот образ относится к особой группе, именуемой «акафистная», смысл которой - прославление Царицы Небесной.

В чём помогает?

Так в чём помогает икона «Благодатное небо»? Мы уже писали о том, что к этой святыне принято обращаться за помощью Пречистой Девы при недугах телесных и душевных расстройствах. Известно, что этот лик содействует и в личной жизни, и в государственных делах. Этой иконе обычно молятся вот о чём:

  • у Девы Марии женщины просят рождения здоровых малышей и счастливого замужества;
  • мужчины молятся об избавлении от завистников и недоброжелателей;
  • у образа просят оградить от напастей и катастроф;
  • приходят к святыне и перед долгим путешествием, чтобы Богородица защищала от бед в пути;
  • молятся о защите от внезапной смерти, чтобы успеть покаяться перед кончиной;
  • просят исцеления от душевных и телесных недугов, от пьянства и разных зависимостей;
  • правители приходят к Пресвятой Деве за напутствием и помощью в управлении государством, а также просят, чтобы Она уберегла страну от катастроф.

Царица Небесная становится покровительницей каждого верующего, который к Ней приходит с сердечными мольбами, бережёт его от врагов и клеветников, влияет на успешное завершение любых начатых дел и в мирской жизни дарует Божию благодать. Одни прихожане читают особую молитву, предназначенную для этой иконы, а иные - просят Богоматерь о помощи своими словами.

Где преклониться святыне?

Святой лик можно увидеть:

  • в молельне Святой Троицы (Никитинки);
  • в Архангельском соборе;
  • в Воскресенском соборе (город Тутаев);
  • в церкви Распятия Христова (Кремлёвский Большой дворец).

Необходимо отметить, что икона, хранящаяся в Воскресенском храме, - последний образ, к которому возносил свои мольбы праведный Иоанн Кронштадтский.

Медаль

Вы знали о существовании медали «Благодатное небо»? Известно, что христианская церковь поощряет служителей и прихожан не только благодушными наставлениями, но и трофеями, которые имеют огромную духовную ценность для каждого. На медали изображён образ, повторяющий лик иконы «Благодатное небо», которой молятся также и лётчики. Ведь она покровительствует ВВС РФ.

Эта медаль создана ООД «Россия Православная» в 2001 году для награждения за труды и служение по охране воздушных границ Отечества, развитие транспортного сообщения, освоение космоса, существенный вклад в упрочение обороны РФ.

Медаль «Благодатное небо» произведена в форме круга с широким бортом, фронтальная зона украшена ликом Пречистой Девы с маленьким Христом на руках в солнечных лучах. На оборотной стороне изображён христианский крест и написана фраза старославянскими буквами «С нами Бог». По окружности также размещена надпись: «Благодатное Небо. Россия Православная».

Медаль прикреплена к пятиугольной колодке посредством ушка и кольца. Сама колодка обёрнута шёлковой лентой небесного цвета с двумя узкими золотыми полосами по краям. Медаль изготовлена из латуни, имеет булавочное крепление. Её диаметр равен 32 мм. Это отличный подарок лётчикам, так как именно икона, изображённая на награде, хранит всех крылатых бойцов!

Что Тя наречем, о Благодатная Богомати Богоотроковице, Пренепорочная Марие?
Киими песнопении возвеличим Тя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и человеки? Явися бо на Тебе неслышанное от века на земли и несведомое Ангелами на Небеси таинство, паче ума и слова, вочеловечения Бога Слова, рожденнаго съискони от Безначальнаго Отца без Матери и воплощеннаго в Твоей утробе и с нетленною печатию девства Твоего родившагося.
О, чудо всех древних и новых чудес! Непреложное слово Самаго Бога о победоносном семени жены и исполнися и совершися в Безмужней Деве.
О, неизмеримая глубина премудрости и величия Божия! Киими имены наречем Тя, о Невесто Неневестная? Зарею ли наречем Тя восходяшаго на небе солнца? Но Ты - самое Небо, из Тебе бо возсия Солнце Правды - Христос Бог наш, Спаситель грешных. Именуем ли Тя вратами, вводящими в потерянный прародителями рай, обиловавший всеми благами? Но Ты Сама еси благодатный рай, произрастившая Цвет нетления, врачующий и отгоняющий смердение греха и зловоние прародительскаго тления. Наречем ли тя юною Непорочною Девою, не познавшей брака? Но Ты и до старости пребыла Неискусобрачною и девственною до рождения, и в рождении, и по рождении Сына пребыла еси. Наименуем ли Тя Чистою и Святою Мариею, превозшедшею Своею чистотою всех матерей и праматерей? Но Ты не токмо родила Того Младенца Христа, но и носила Его при Своих персех и питала Твоим матеродевственным млеком, Того, Иже питает всякое создание, Емуже со страхом и трепетом предстоят Небесные силы и Его же хвалит всякое дыхание и тварь.
О, воистину Ты дивная еси в женах, чудная в девах, неподражаемая в матерех! К Тебе пред Твоим Божественным ликом припадаем и пред Твоими святыми стопами повергаем и слагаем все наши мысли, желания, намерения и чувства. Освяти их Твоим Богоматерним призрением и вознеси их, яко жертву нашего смиреннаго сердца, яко малоценную лепту нашей духовной нищеты, к Престолу Сына Твоего, Спасителя нашего, да имиже весть судьбами управит наш путь ко спасению и наследию Царствия Его, не имущаго конца во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 6
Что Тя наречем, о Благодатная?
Небо? - яко возсияла еси Солнце Правды;
рай? - яко прозябла еси Цвет нетления;
Деву? - яко пребыла еси нетленна;
Чистую Матерь? - яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим.

Кондак, глас тойже
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

_________________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы - Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы - О чудесных явлениях БогоМатери.

Иконы Богородицы - Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Молитвы Богородице - Основные молитвы.

Жития Святых - Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину - Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Православные притчи - Сборник небольших притч (историй)

Литература - Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм - Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз, порчу, йогу и подобные "духовные" практики.

Суеверия - Описание некоторых суеверий.

__________________________________________________

http://pravkurs.ru/ - Православный интернет курс дистанционного обучения . Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

Икона Божией Матери
«БЛАГОДАТНОЕ НЕБО»

Икона Божией Матери «Благодатное Небо» относится группе «Акафистных икон», основным смыслом которых является прославление Богородицы как Царицы Небесной. Ей молятся о наставлении на путь, ведущий ко спасению и наследию Царствия Небесного.

Иконографическим прототипом образа «Благодатное Небо» является икона «Жена, облеченная в солнце», где изображена Богоматерь с Младенцем, стоящая на полумесяце, на голове Ее корона, фигуры окружены золотыми лучами, образующими сияние-мандолу. Иконография этого образа воспроизводит видение Иоанна Богослова, описанное в 12-ой главе книги Откровения (12:1-17).

«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове венец из двенадцати звезд... И родила она младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным...» ( 12:1, 5).

По одному из богословских толкований образ Жены трактуется как символ Церкви Христовой . Этот иконографический тип возник в Германии в XV веке и получил широкое распространение в западном искусстве. Считается, что на Русь он попал в XVII веке из Польши через Украину, Белоруссию и Литву, дав начало нескольким иконографическим типам Богородичных икон, например: «Солнечная», «Благодатное Небо» и другим.

Наиболее ранним изображением на Руси этого типа является икона из местного ряда иконостасав церкви Святой Троицы в Никитниках, датируемая 40-ми годами XVII века. На этом образе Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке, в короне. Ее фигуру окружает овальный ореол сияния. Внизу - коленопреклоненные Георгий Хозевит и Андрей Критский. В этом изображении отсутствуют полумесяц под ногами Богоматери и лучи сияния. Первая широко известная на Руси чтимая икона Божией Матери «Благодатное Небо» - список с древней иконы, находившейся в Архангельском соборе, была написана в 1678-1680 годах по указу царя Алексея Михайловича мастерами Оружейной Палаты и помещена в серебряный чеканный оклад. Украденный в 1812 году старый оклад был заменен новым в 1815 году. В 1916 г. чудотворная икона была украшена серебряной ризой и накладными серебряными херувимами на полях, которые до нашего времени не сохранились. Этот образ находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля и в настоящее время. Известно и другое название иконы - «Что Тя наречем» - по тексту Богородична 1-го часа приведенного внутри сияния, исходящего от Богоматери с Младенцем:

Что Тя наречем, о Благодатная? Небо? - яко возсияла еси Солнце Правды; рай? - яко прозябла еси Цвет нетления: Деву? - яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь? - яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим.

Начало широкого почитания иконы Божией Матери «Благодатное Небо» связывают с именем митрополита Филарета (Дроздова), который в 1853 году, в период обновления иконостаса Архангельского собора, распорядился собрать исторические сведения о чудотворном образе. Празднование иконы «Благодатное Небо» совершалось дважды в год, а также в Архангельском соборе ежедневно перед чудотворным образом совершался молебен. Множество прихожан приносили к иконе лампады, свечи и масло.

О происхождении первоначальной Богородичной иконы «Благодатное Небо», с которой был сделан список для Архангельского собора, существуют две версии.

По одной версии она была привезена в Москву в ХIV веке из Смоленска Софьей Витовтовной, супругой Московского князя Василия Дмитриевича, куда она была прислана ранее вместе с другими древними иконами из Константинополя. Византийская версия прочно вошла во все печатные издания XIX - начала XX веков.

Есть и другая, западная версия, согласно которой икона была привезена Софией Фоминичной (Палеолог), супругой царя Иоанна III, из Литвы. Эта версия основывается, главным образом, на иконографии. На Виленской иконе Богородица была изображена стоящей на луне, а над ее головой ангелы держат царственный венец.

В дореволюционной Москве было три святыни, перед которыми прихожане молились с особым чувством и к которым совершались многочисленные паломничества: Владимирская икона Божьей Матери, иконы Божией Матери «Нечаянная радость» и «Благодатное Небо». Через эти святыни Господь особенно обильно подавал благодать, по молитвам к Богородице перед этими образами совершалось много чудесных исцелений.

Показательно, что икону «Благодатное Небо», соединившую в себе духовную культуру Востока и Запада, чтили как православные, так и иноверные. Известно, что от образа получила исцеление одна лютеранка, увидевшая икону во сне и пославшая свою православную гувернантку молиться за молебном перед иконой о своем здравии. Это повеление исполнялось служанкой в течение шести недель, после чего больная дама поправилась и сама стала приходить в собор на молебны.

В начале XX века по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского был сделан список с иконы «Благодатное Небо» для ризницы храма Вауловского Успенского скита Романово-Борисоглебского уезда в Ярославской губернии. В настоящее время он пребывает в Воскресенском соборе г.Тутаева Ярославской области.

Пожалуй, одним из самых известных на сегодняшний день является заалтарный образ Божией Матери «Благодатное Небо» во Владимирском соборе Киева, кисти замечательного художника Васнецова. История написания этого образа весьма необычна и даже чудесна. В 1885 знаменитого художника пригласил для росписи собора руководитель отделочных работ профессор Адриан Прахов. Васнецов был вынужден отказался от работы во Владимирском из-за болезни сына. Однажды, весенним вечером на даче, он был очарован видом своей супруги с сыном младенцем на руках. Ребенок потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул руками. Это настолько поразило Васнецова, что ему вдруг пришла мысль, как хорошо было бы написать Богородицу с младенцем, такими, как только что предстали перед глазами дорогие ему люди. Он тут же принял решение расписывать Собор и на другой день послал Прахову телеграмму о своем согласии.

А в это время в самом соборе Господь явил удивительное чудо, о котором до поры не догадывался художник. Для подготовки под роспись собор несколько раз штукатурили. Однажды вечером Адриан Прахов в сопровождении нескольких лиц вошел в строящийся собор. Штукатурка сохнет достаточно быстро, но не равномерно. Долго смотря на отштукатуренное пространство на стене, предназначенной для заалтарного образа Богоматери, Профессор Прахов и его спутники увидели на стене строящегося собора образ Богородицы во весь рост, несущей на руках Младенца-Христа, Который ручками как бы обнимал весь мир. Под большим впечатлением профессор зарисовал образ который проступил на мокрой штукатурке, и все присутствующие удостоверили правильность рисунка. Звать правящего архиерея, чтобы и он увидел чудесный образ на стене не было смысла - слишком быстро сохнет штукатурка и к утру вся стена была бы обыкновенной, белой.


Позже, когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделанный когда-то набросок проступившего на штукатурке изображения. Сам Прахов рассказывал, как поразился Васнецов точному совпадению обоих изображений образа Божией Матери. На несколько минут утратив дар речи, он произнес: «Это был заказ Божий». Около двух лет писал Васнецов эту икону. Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова оригинальную и своеобразную трактовку, он был канонизирован и стал называться «Благодатное Небо».

Один из местночтимых списков образа «Благодатное Небо» имеется в московском храме Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. Икона появилась в храме в 50-60-е годы прошлого столетия. Сведения о ней весьма скудны. По рассказам одной и старейших служительниц храма, ныне почившей, Марии Андреевны, почерневшая икона была найдена на свалке общежития МГУ и студенты спали на ней подкладывая ее вместо доски. Через некоторое время, после того, как икону принесли в храм, она чудесно обновилась. Художник-реставратор дописал лишь небольшой утерянный фрагмент в правом нижнем углу иконы.Этот образ особо чтится верующими. Специально для него был написан акафист, который с тех пор еженедельно читается в храме.

Празднование иконы Божией Матери «Благодатное небо» установлено на 6/19 марта , кроме этого празднование образу совершается в Неделю Всех Святых: в православной традиции празднование приходится на первое воскресенье после дня Пятидесятницы.

Икона «Благодатное небо» считается также покровительницей воздушно-десантных войск. В свое время она была покровительницей легендарного летчика, героя Великой Отечественной войны А.И. Покрышкина, родившегося в день ее празднования. И небо было благосклонно к герою - берегла его в сражениях “незримая сила”.

И в наше время не забыто ее благодатное действие: в Чечне, для исцеления и духовного напутствия солдат, открыт полевой храм именно в честь иконы «Благодатное небо».

Совсем недавно была учреждена медаль «Благодатное Небо» для награждения за труды по охране воздушных рубежей Отечества.

Тропарь , глас 6
Что Тя наречем, о Благодатная?
Небо? - яко возсияла еси Солнце Правды;
рай? - яко прозябла еси Цвет нетления;
Деву? - яко пребыла еси нетленна;
Чистую Матерь? - яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам наши

Кондак, глас той же
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Молитва
Что Тя наречем, о Благодатная Богомати Богоотроковице, Пренепорочная Марие? Киими песнопении возвеличим Тя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и человеки? Явися бо на Тебе неслышанное от века на земли и несведомое Ангелами на Небеси таинство, паче ума и слова, вочеловечения Бога Слова, рожденнаго съискони от Безначальнаго Отца без матери и воплощеннаго в Твоей утробе и с нетленною печатию девства Твоего родившагося. О, чудо всех древних и новых чудес! Непреложное слово Самаго Бога о победоносном семени жены исполнися и совершися в Безмужней Деве. О, неизмеримая глубина премудрости и величия Божия! Киими имены наречем Тя, о Невеста Неневестная? Зарею ли наречем Тя восходящаго на небе солнца? Но Ты - самое Небо, из Тебе бо воз сия Солнце Правды - Христос Бог наш, Спаситель грешных. Именуем ли Тя вратами, вводящими в потерянный прародителями рай, обиловавший всеми благами? Но Ты Сама еси благодатный рай, произрастившая Цвет нетления, врачующий и отгоняющий смердение греха и зловоние прародительскаго тления. Наречем ли Тя юною Непорочною Девою, не познавшей брака? Но Ты и до старости пребыла Неискусобрачною и девственною до рождения, и в рождении, и по рождении Сына пребыла еси. Наименуем ли Тя Чистою и Святою Мариею, превозшедшею Своею чистотою всех матерей и праматерей? Но Ты не токмо родила Того Младенца Христа, но и носила Его при Своих персех и питала Твоим матеро девственным млеком, Того, Иже питает всякое создание, Емуже со страхом и трепетом предстоят Небесныя силы и Его же хвалит всякое дыхание и тварь. О, воистинну Ты дивная еси в женах, чудная в девах, неподражаемая в матерех! К Тебе пред Твоим Божественным ликом припадаем и пред Твоими святыми стопами повергаем и слагаем все наши мысли, желания, намерения и чувства. Освяти их Твоим Богоматерним призрением и вознеси их, яко жертву нашего смиреннаго сердца, яко малоценную лепту нашей духовной нищеты, к Престолу Сына Твоего, Спасителя нашего, да имиже весть судьбами управит наш путь ко спасению и наследию Царствия Его, не имущаго конца во веки веков. А минь.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Благодатное Небо»

Что Тя наречем, о Благодатная Богомати Богоотроковице, Пренепорочная Марие? Киими песнопении возвеличим Тя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и человеки? Явися бо на Тебе неслышанное от века на земли и несведомое Ангелами на Небеси таинство, паче ума и слова, вочеловечения Бога Слова, рожденнаго съискони от Безначальнаго Отца без матери и воплощеннаго в Твоей утробе и с нетленною печатию девства Твоего родившагося.

О, чудо всех древних и новых чудес! Непреложное слово Самаго Бога о победоносном семени жены и исполнися и совершися в Безмужней Деве. О, неизмеримая глубина премудрости и величия Божия! Киими имены наречем Тя, о Невесто Неневестная? Зарею ли наречем Тя восходяшаго на небе солнца? Но Ты — самое Небо, из Тебе бо возсия Солнце Правды — Христос Бог наш, Спаситель грешных. Именуем ли Тя вратами, вводящими в потерянный прародителями рай, обиловавший всеми благами? Но Ты Сама еси благодатный рай, произрастившая Цвет нетления, врачующий и отгоняющий смердение греха и зловоние прародительскаго тления. Наречем ли тя юною Непорочною Девою, не познавшей брака? Но Ты и до старости пребыла Неискусобрачною и девственною до рождения, и в рождении, и по рождении Сына пребыла еси. Наименуем ли Тя Чистою и Святою Мариею, превозшедшею Своею чистотою всех матерей и праматерей? Но Ты не токмо родила Того Младенца Христа, но и носила Его при Своих персех и питала Твоим матеродевственным млеком, Того, Иже питает всякое создание, Емуже со страхом и трепетом предстоят Небесные силы и Его же хвалит всякое дыхание и тварь. О, воистину Ты дивная еси в женах, чудная в девах, неподражаемая в матерех! К Тебе пред Твоим Божественным ликом припадаем и пред Твоими святыми стопами повергаем и слагаем все наши мысли, желания, намерения и чувства. Освяти их Твоим Богоматерним призрением и вознеси их, яко жертву нашего смиреннаго сердца, яко малоценную лепту нашей духовной нищеты, к Престолу Сына Твоего, Спасителя нашего, да имиже весть судьбами управит наш путь ко спасению и наследию Царствия Его, не имущаго конца во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 6
Что Тя наречем, о Благодатная? Небо? — яко возсияла еси Солнце Правды; рай? — яко прозябла еси Цвет нетления; Деву? — яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь? — яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим.

Кондак, глас тойже
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

«Благодатное небо» — икона Пресвятой Богородицы, по преданию, привезённая в Москву из Литвы супругой великого князя Василия I

Софией Витовтовной в качестве родительского благословения.


По привезённому Софьей образцу иконописцами Оружейной палаты в 1678—1680 годы был сделан список иконы для Архангельского собора Московского Кремля (в местном ряду иконостаса, слева от царских врат). 1682 году мастер Василий Познанский написал икону-аппликацию для церкви Распятия Теремного дворца Кремля.


Иконография воспроизводит видение Иоанном Богословом Жены, облечённой в солнце. Богоматерь изображена в полный рост, с Младенцем на левой руке. Её фигура окружена солнечной мандорлой, под ногами — серп луны. Головы Марии и Иисуса увенчаны коронами.
Празднование иконе совершается 19 марта (6 марта по старому стилю), а также в неделю Всех Святых.
Местночтимые списки образа имеются в московских храмах Троицы на Воробьёвых горах и Архангела Гавриила (Меншикова башня).


Иконе Божией Матери «Благодатное Небо» молятся об исцелении от душевных и физических болезней.

К ней обращаются, когда просят о наставлении на путь христианской веры тех, кто ведет неправедный образ жизни. На иконе Богородица изображена в полный рост, на левой руке Ее - Богомладенец.

Некоторые этот образ Богоматери называют по словам молитвы «Что Тя наречем». Икона Матери Божией «Благодатное Небо» пользуется особым почитанием в Москве, так как издревле находится в Архангельском соборе Московского Кремля.

ЧТИМАЯ ИКОНА ШАРОВКИНА МОНАСТЫРЯ «БЛАГОДАТНОЕ НЕБО»

Иконографическим прототипом образа «Благодатное Небо» является икона «Жена, облеченная в солнце», где изображена Богоматерь с Младенцем, стоящая на полумесяце, на голове Ее корона, фигуры окружены золотыми лучами, образующими сияние-мандолу. Иконография этого образа воспроизводит видение Иоанна Богослова, описанное в 12-ой главе книги Откровения (12:1-17).
«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове венец из двенадцати звезд… И родила она младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным…»(12:1,5).
По одному из богословских толкований образ Жены трактуется как символ Церкви Христовой. Этот иконографический тип возник в Германии в XV веке и получил широкое распространение в западном искусстве. Считается, что на Русь он попал в XVII веке из Польши через Украину, Белоруссию и Литву, дав начало нескольким иконографическим типам Богородичных икон, например: «Солнечная», «Благодатное Небо» и другим.
Наиболее ранним изображением на Руси этого типа является икона из местного ряда иконостасав церкви Святой Троицы в Никитниках, датируемая 40-ми годами XVII века. На этом образе Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке, в короне. Ее фигуру окружает овальный ореол сияния. Внизу — коленопреклоненные Георгий Хозевит и Андрей Критский. В этом изображении отсутствуют полумесяц под ногами Богоматери и лучи сияния.Первая широко известная на Руси чтимая икона Божией Матери «Благодатное Небо» — список с древней иконы, находившейся в Архангельском соборе, была написана в 1678-1680 годах по указу царя Алексея Михайловича мастерами Оружейной Палаты и помещена в серебряный чеканный оклад. Украденный в 1812 году старый оклад был заменен новым в 1815 году. В 1916 г. чудотворная икона была украшена серебряной ризой и накладными серебряными херувимами на полях, которые до нашего времени не сохранились. Этот образ находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля и в настоящее время. Известно и другое название иконы — «Что Тя наречем» — по тексту Богородична 1-го часа приведенного внутри сияния, исходящего от Богоматери с Младенцем:
Что Тя наречем, о Благодатная? Небо? — яко возсияла еси Солнце Правды; рай? — яко прозябла еси Цвет нетления: Деву? — яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь? — яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим.
Начало широкого почитания иконы Божией Матери «Благодатное Небо» связывают с именем митрополита Филарета (Дроздова), который в 1853 году, в период обновления иконостаса Архангельского собора, распорядился собрать исторические сведения о чудотворном образе. Празднование иконы «Благодатное Небо» совершалось дважды в год, а также в Архангельском соборе ежедневно перед чудотворным образом совершался молебен. Множество прихожан приносили к иконе лампады, свечи и масло.
О происхождении первоначальной Богородичной иконы «Благодатное Небо», с которой был сделан список для Архангельского собора, существуют две версии.
По одной версии она была привезена в Москву в ХIV веке из Смоленска Софьей Витовтовной, супругой Московского князя Василия Дмитриевича, куда она была прислана ранее вместе с другими древними иконами из Константинополя. Византийская версия прочно вошла во все печатные издания XIX — начала XX веков.
Есть и другая, западная версия, согласно которой икона была привезена Софией Фоминичной (Палеолог), супругой царя Иоанна III, из Литвы. Эта версия основывается, главным образом, на иконографии. На Виленской иконе Богородица была изображена стоящей на луне, а над ее головой ангелы держат царственный венец.
В дореволюционной Москве было три святыни, перед которыми прихожане молились с особым чувством и к которым совершались многочисленные паломничества: Владимирская икона Божьей Матери, иконы Божией Матери «Нечаянная радость» и «Благодатное Небо». Через эти святыни Господь особенно обильно подавал благодать, по молитвам к Богородице перед этими образами совершалось много чудесных исцелений.
Показательно, что икону «Благодатное Небо», соединившую в себе духовную культуру Востока и Запада, чтили как православные, так и иноверные. Известно, что от образа получила исцеление одна лютеранка, увидевшая икону во сне и пославшая свою православную гувернантку молиться за молебном перед иконой о своем здравии. Это повеление исполнялось служанкой в течение шести недель, после чего больная дама поправилась и сама стала приходить в собор на молебны.
В начале XX века по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского был сделан список с иконы «Благодатное Небо» для ризницы храма Вауловского Успенского скита Романово-Борисоглебского уезда в Ярославской губернии. В настоящее время он пребывает в Воскресенском соборе г. Тутаева Ярославской области.
Пожалуй, одним из самых известных на сегодняшний день является заалтарный образ Божией Матери «Благодатное Небо» во Владимирском соборе Киева, кисти замечательного художника Васнецова. История написания этого образа весьма необычна и даже чудесна. В 1885 знаменитого художника пригласил для росписи собора руководитель отделочных работ профессор Адриан Прахов. Васнецов был вынужден отказался от работы во Владимирском из-за болезни сына. Однажды, весенним вечером на даче, он был очарован видом своей супруги с сыном младенцем на руках. Ребенок потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул руками. Это настолько поразило Васнецова, что ему вдруг пришла мысль, как хорошо было бы написать Богородицу с младенцем, такими, как только что предстали перед глазами дорогие ему люди. Он тут же принял решение расписывать Собор и на другой день послал Прахову телеграмму о своем согласии.
А в это время в самом соборе Господь явил удивительное чудо, о котором до поры не догадывался художник. Для подготовки под роспись собор несколько раз штукатурили. Однажды вечером Адриан Прахов в сопровождении нескольких лиц вошел в строящийся собор. Штукатурка сохнет достаточно быстро, но не равномерно. Долго смотря на отштукатуренное пространство на стене, предназначенной для заалтарного образа Богоматери, Профессор Прахов и его спутники увидели на стене строящегося собора образ Богородицы во весь рост, несущей на руках Младенца-Христа, Который ручками как бы обнимал весь мир. Под большим впечатлением профессор зарисовал образ который проступил на мокрой штукатурке, и все присутствующие удостоверили правильность рисунка. Звать правящего архиерея, чтобы и он увидел чудесный образ на стене не было смысла – слишком быстро сохнет штукатурка и к утру вся стена была бы обыкновенной, белой.
Позже, когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделанный когда-то набросок проступившего на штукатурке изображения. Сам Прахов рассказывал, как поразился Васнецов точному совпадению обоих изображений образа Божией Матери. На несколько минут утратив дар речи, он произнес: «Это был заказ Божий». Около двух лет писал Васнецов эту икону. Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова оригинальную и своеобразную трактовку, он был канонизирован и стал называться «Благодатное Небо».
Один из местночтимых списков образа «Благодатное Небо» имеется в московском храме Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. Икона появилась в храме в 50-60-е годы прошлого столетия. Сведения о ней весьма скудны. По рассказам одной и старейших служительниц храма, ныне почившей, Марии Андреевны, почерневшая икона была найдена на свалке общежития МГУ и студенты спали на ней подкладывая ее вместо доски. Через некоторое время, после того, как икону принесли в храм, она чудесно обновилась. Художник-реставратор дописал лишь небольшой утерянный фрагмент в правом нижнем углу иконы. Этот образ особо чтится верующими. Специально для него был написан акафист, который с тех пор еженедельно читается в храме.
Празднование иконы Божией Матери «Благодатное небо» установлено на 19 марта (6 марта ст.ст.), кроме этого празднование образу совершается в Неделю Всех Святых: в православной традиции празднование приходится на первое воскресенье после дня Пятидесятницы.
Икона «Благодатное небо» считается также покровительницей воздушно-десантных войск. В свое время она была покровительницей легендарного летчика, героя Великой Отечественной войны А.И. Покрышкина, родившегося в день ее празднования. И небо было благосклонно к герою – берегла его в сражениях “незримая сила”.
И в наше время не забыто ее благодатное действие: в Чечне, для исцеления и духовного напутствия солдат, открыт полевой храм именно в честь иконы «Благодатное небо».
Совсем недавно была учреждена медаль «Благодатное Небо» для награждения за труды по охране воздушных рубежей Отечества.