Меню
Бесплатно
Главная  /  Лечение  /  Церковь крестовоздвижения в дарне. Крестовоздвиженская церковь село дарна. Могила блаженной Александры

Церковь крестовоздвижения в дарне. Крестовоздвиженская церковь село дарна. Могила блаженной Александры

Село Дарна располагается в 4 км от Волоколамского шоссе в подмосковной истринской земле, которое когда-то принадлежало роду Пушкиных. Само село стоит в очень живописном месте, на берегу речки Даренки, впадающей в Песочну (Песочную), приток реки Истры. В 1658 году эти земли стали частью ставропигиального монастыря Воскресения Христова, именуемым сегодня Ново-Иерусалимским монастырем. Святейший Патриарх Никон выкупил эти земли и сделал их монастырской вотчиной.

В 1686 г. была построена деревянная церковь в честь Воздвижения Креста Господня. После ее постройки деревня Дарна превратилась в село Крестовоздвиженское. Посвящение церкви этому празднику завершило смысловой ряд посвящений ново-иерусалимских храмов, а само село стало парадным въездом в подмосковные святые места. Богомольцы, шедшие на моление в Ново-Иерусалимский монастырь, останавливались здесь. С холма Крестовоздвиженской церкви хорошо видны золотые купола Воскресенского собора.

После какого-то несчастья (пожара или разрушения) в 1757 г. на месте Воздвиженского храма была построена деревянная церковь св. апостолов Петра и Павла, но и она сгорела в 1893 г. Временный храм начали строить при существовавшей в селе церковно-приходской школе, а рядом стали возводить прочный кирпичный храм. Этому делу помог свой кирпичный завод, устроенный недалеко от церковно-приходской школы.

Он имел 3 предела: Крестовоздвижения, свт. Николая Чудотворца и Вознесения Господня. После проведения работ по благоустройству внутреннего убранства он был освящен лишь в 1900 г.


Кубический объем четырехстолпного храма


завершают пять луковичных глав.


К церкви с юга, а к колокольне с запада примыкают открытые крыльца под шатрами с серебристыми главками.

Южное крыльцо


Западное крыльцо (вход в храм)

Большой пятишатровый храм создан в духе эклектики с использованием классических и древнерусских архитектурных элементов (проект С. В. Шервуда).


Главный престол Крестовоздвиженский. Боковые приделы: Никольский и Михаила Клопского (ныне не освящены). Восточная алтарная часть отделена тремя иконостасами, поставленными в ряд.

После революции здание храма было разграблено, затем использовалось под склад минеральных удобрений. Во время Великой Отечественной немецкие снаряды попали в колокольню и полностью ее разрушили. В 1991 г. храм в плачевном состоянии был передан Церкви, а в 2001 г. Викарий Московской Епархии, Архиепископ Можайский Григорий совершил чин Великого Освящения восстановленного храма.

Внутри церковной ограды, около алтарной части храма, находится могила мест

Приезжающий в Дарну неизменно восхищается красотой здешних мест и величественным, но вместе с тем изящным краснокирпичным храмом Кресовоздвижения с серебристыми куполами.

Первый деревянный храм в Дарне появился в 1686 году, в это время патриарх Никон создавал в Истре свой , церковь освятили в честь Воздвижения Креста Господня. Во времена на этом месте стоял уже Петропавловский храм.

В 1893 году Великим постом дарнинская церковь сгорела, и приход сразу же испросил разрешение на строительство каменного храма во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня.

Через два года утвердили проект каменного пятиглавого храма Крестовоздвижения в Дарне. Его разработал сын известного зодчего Владимира Шервуда — Сергей Шервуд.

Строили церковь достаточно быстро — благо нашлись весьма состоятельные жертвователи, — и уже к 1898 году трехпрестольный храм был готов. Его поставили на так называемый траншейный фундамент, он наподобие футляра накрывал часть погоста старой деревянной церкви.

В новом храме имелись приделы Николая Чудотворца и Вознесения Господня. Еще около двух лет потребовалось на внутреннюю отделку, и в 1900 году церковь освятили.

Всего семнадцать лет спокойной жизни было отведено Крестовоздвиженскому храму Дарны.


Саша Митрахович 28.01.2018 07:34


События, происходившие в Истринском благочинии после 1917 года, мало чем отличались от того, что творилось тогда по всей стране. Представители светской власти особенно сильно раздражались от того, что местные крестьяне плохо восприимчивы к атеизму, поскольку «много десятилетий воспитывались монахами Новоиерусалимского монастыря».

После революции храм Крестовоздвижения в Дарне закрыли не сразу. К 1935 году он лишился своих колоколов, а через два года его закрыли. В Дарне образовался колхоз, и храмовое здание приспособили для хозяйственных нужд.

Сначала в нем разместили мастерскую по ремонту тракторов, затем кузницу, а позже стали хранить минеральные удобрения. Именно последние и «подточили» фундаменты и нижние ряды кладки настолько, что десятилетия спустя их пришлось устраивать практически заново.

От артобстрелов и бомбардировок в Великую Отечественную Крестовоздвиженский храм сильно пострадал. Шатры, верхний ярус колокольни оказались разрушены.


Потом протекли полвека абсолютного забвения, а в 1991 храм передали Церкви. Состояние здания было похоже на состояние большинства храмов в нашей стране — ни дверей, ни куполов. Стены были испещрены грубыми надписями, на церкви росли березы. Кое-где угадывались остатки фресок.

Могила блаженной Александры

У стен Крестовоздвиженского храма Дарны в недавнем времени появилась могила . Могилу выкопали перпендикулярно к алтарю. Наутро обнаружили, что и сама могила, и крест повернуты немного в сторону. Выпрямили, но на следующий день эпизод повторился. Больше противиться воле блаженной не стали.


Саша Митрахович 28.01.2018 07:59


Архитектор С. Шервуд проектировал Крестовоздвиженский храм безвозмездно.
Сложный силуэт церкви составляют восемь приземистых шатров: центральная глава, четыре боковых, колокольня и два маленьких шатра над крылечками-папертями.
Церковь стояла закрытой 54 года (1937—1991 годы), действует в общей сложности 61 год (1900— 1937 годы и с 1991 года).

Красота храма Крестовоздвижения в Дарне обеспечивается пластикой архитектурных форм. Декор присутствует в той мере, в которой этого требует стиль, и при всем богатстве не пытается «перетянуть на себя» внимание зрителей, довольствуясь второстепенной ролью. Не перегруженная «украшательством» церковь смотрится очень цельно, несмотря на немаленькие размеры и обилие вертикалей: верхи каждого композиционного элемента (центральная глава, боковые главы, крылечки-паперти) дополнены шатрами — приземистыми, но не сковывающими, а, напротив, подчеркивающими общее стремление ввысь.

Шервуду удалось найти отличное соотношение пропорций и высот всех элементов: он придал верху храма общие очертания сложной многокомпонентной пирамиды, не вступив в противоречие с композиционно простым, квадратным в плане нижним ярусом. Контраст снивелирован как раз благодаря обилию шатров, расположенных в три яруса. И все это органично дополнено традиционным шатром колокольни.


Саша Митрахович 28.01.2018 08:28


Церковь Воздвижения Креста Господня в Дарне представляет собой в плане квадрат, осложненный с юга маленьким боковым выступом крылечка-паперти и с запада притвором с колокольней. В квадрат вписаны и собственно храм, и алтарная часть (внешне она никак не выражена), и трапезная, и оба придела — Вознесения Господня и святителя Николая Чудотворца. Такое решение позволило, с одной стороны,сохранить древнерусскую традицию «четырехстолпности» — большой восьмерик под шатром покоится на четырехугольных пилонах, мощных, но широко разнесенных и не стесняющих внутреннее пространство. С другой стороны — удалось гармонично и компактно «собрать» объемы интерьера, что, разумеется, сказалось и на изяществе внешнего облика.

Существенно, что пространство в центральной части храма, под главным сводом, более чем вдвое выше, чем по краям «квадрата». Это создает захватывающее ощущение своего рода «колодца в небо» — потолок церкви как бы раскрывается вверх широким восьмигранным барабаном. Его венчает высокий купол, вписанный в приземистый шатер храма. Как это удалось архитектору? Очень просто: барабан храма — не световой, и верхняя часть купола продолжена в его глухой объем примерно до половины высоты. Остальное, включая луковичную главу, — чисто декоративная надстройка, соответствующая «псевдорусской» стилистике.


Кстати, в центральной части храма не только выше своды, но и обильнее освещение. Это достигается богатым остеклением восьмерика — на каждой его грани имеется по большому окну.

В нижнем ярусе храма окон сравнительно немного — по два на каждый угол, да плюс тройное — на восточном фасаде, в алтарной части, но его закрывает от молящихся иконостас.

Росписей в храме сейчас нет — главным его украшением являются фактурные резьба и лепнина, покрывающие стены, колонны, киоты, внутренние своды межстолпных арок. Под стать им сплошная «плоская» резьба низких деревянных иконостасов — это скорее алтарные преграды «европейского» образца, без традиционных древнерусских рядов. Пропильная резьба используется по минимуму; в целом, несмотря на богатую орнаментовку, иконостасы и главного храма, и обоих его приделов не перегружены деталями и выглядят стильно. Северный и южный приделы располагаются, соответственно, под северо-восточной и юго-восточной малыми главами; западную часть большого «квадрата» храма занимают трапезная с притвором.

Село Дарна располагается в 4 км от Волоколамского шоссе в подмосковной истринской земле, которое когда-то принадлежало роду Пушкиных. Само село стоит в очень живописном месте, на берегу речки Даренки, впадающей в Песочну (Песочную), приток реки Истры. В 1658 году эти земли стали частью ставропигиального монастыря Воскресения Христова, именуемым сегодня Ново-Иерусалимским монастырем. Святейший Патриарх Никон выкупил эти земли и сделал их монастырской вотчиной.

В 1686 г. была построена деревянная церковь в честь Воздвижения Креста Господня. После ее постройки деревня Дарна превратилась в село Крестовоздвиженское. Посвящение церкви этому празднику завершило смысловой ряд посвящений ново-иерусалимских храмов, а само село стало парадным въездом в подмосковные святые места. Богомольцы, шедшие на моление в Ново-Иерусалимский монастырь, останавливались здесь. С холма Крестовоздвиженской церкви хорошо видны золотые купола Воскресенского собора.

После какого-то несчастья (пожара или разрушения) в 1757 г. на месте Воздвиженского храма была построена деревянная церковь св. апостолов Петра и Павла, но и она сгорела в 1893 г. Временный храм начали строить при существовавшей в селе церковно-приходской школе, а рядом стали возводить прочный кирпичный храм. Этому делу помог свой кирпичный завод, устроенный недалеко от церковно-приходской школы.

Он имел 3 предела: Крестовоздвижения, свт. Николая Чудотворца и Вознесения Господня. После проведения работ по благоустройству внутреннего убранства он был освящен лишь в 1900 г.


Кубический объем четырехстолпного храма


завершают пять луковичных глав.


К церкви с юга, а к колокольне с запада примыкают открытые крыльца под шатрами с серебристыми главками.

Южное крыльцо


Западное крыльцо (вход в храм)

Большой пятишатровый храм создан в духе эклектики с использованием классических и древнерусских архитектурных элементов (проект С. В. Шервуда).


Главный престол Крестовоздвиженский. Боковые приделы: Никольский и Михаила Клопского (ныне не освящены). Восточная алтарная часть отделена тремя иконостасами, поставленными в ряд.

После революции здание храма было разграблено, затем использовалось под склад минеральных удобрений. Во время Великой Отечественной немецкие снаряды попали в колокольню и полностью ее разрушили. В 1991 г. храм в плачевном состоянии был передан Церкви, а в 2001 г. Викарий Московской Епархии, Архиепископ Можайский Григорий совершил чин Великого Освящения восстановленного храма.

Внутри церковной ограды, около алтарной части храма, находится могила мест

В пяти километрах от города Истра в селе Дарна стоит красивый храм Воздвижения Креста Господня. Кто бывал в Шамординском монастыре вблизи Оптиной Пустыни, заметит сходство его собора с этой подмосковной церковью. Оба храма строил архитектор Сергей Владимирович Шервуд в 1890-е годы. На территории церкви в Дарне погребена блаженная Александра - подмосковная юродивая конца XIX и начала XX века. В храме находится Августовская икона Божией Матери, у которой молятся военные и их родственники.

Истринская блаженная

На участке Крестовоздвиженской церкви стоит кованый могильный крест. Под этим крестом покоятся останки подмосковной блаженной Александры. Ценные воспоминания о блаженной оставила жительница села Онуфриево Мария Ефимовна Кузнецова. Часть их опубликована на сайте Крестовоздвиженского храма. Мария Кузнецова прожила долгую жизнь. Она помнила блаженную Александру и дожила до 1990-х годов, когда церковная жизнь в селе Дарна возрождалась.

Блаженная Александра родилась в 1870-е годы в деревне Углынь. Сегодня это граница Рузского и Истринского районов. Девочка рано лишилась родителей, поэтому жила вместе со своей теткой Маврой в деревне Сафонихе. В школу она не ходила, но научилась грамоте самостоятельно по церковным книгам. Александра с детства вела почти затворнический образ жизни. Она не гуляла с подругами и ребятами, а ходила только в церковь и на похороны. Когда Александра узнавала о чьей-то кончине, говорила тетке Мавре, что «надо сходить, надо проводить».

Подобно другим юродивым Александра зимой и летом ходила в легкой одежде. В холод надевала холщовую рубашку и валенки без чулок. «В морозы Господь ее грел» - вспоминала Мария Кузнецова. Однако в отличие от большинства блаженных она не терпела насмешек от окружающих. Наоборот, в дом блаженной в Сафониху приезжали люди за советом или за исцелением из ближайших деревень, а также из Новопетровского, Рузы, Волоколамска, Можайска. Она лечила молитвой больных, предвидела судьбы и читала мысли.

Александра прожила всего 32 года. Блаженная ходила в церковь села Онуфриево и однажды взяла с собой лопату. После службы она оставила лопату у храма и вернулась домой. На следующий день Александру нашли мертвой, хотя тетка не замечала, чтобы она чем-то болела или жаловалась на самочувствие. Блаженную хоронили при большом стечении людей и священников, ее гроб несли четыре километра на руках из Сафонихи в Онуфриево. Александру погребли в ограде храма на том месте, где она оставила лопату.

После смерти на могиле Александры продолжали происходить исцеления. В 1940-е годы храм в Онуфриево уничтожили при наступлении немцев, но могила сохранилась. Уже после войны захоронение оказалось в окружении дачных домов, помойки и свинарника. В 1996-м году верующие обратились к духовенству с просьбой перезахоронить останки блаженной на участке действующего храма в Истринском районе. Выбрали Крестовоздвиженскую церковь в селе Дарна в 30 километрах от Онуфриево.

Августовская икона: «Явление Божией Матери солдатам в 1914 году»

В Крестовоздвиженском храме села Дарна есть редкая Августовская икона Божией Матери. Название относится не к месяцу, а к городу Августов на территории нынешней Польши. В начале Первой Мировой войны русские войска потерпели два серьезных поражения на Северо-Западном фронте. В армии царила растерянность. В этот трудный период солдаты одного из полков стали свидетелями чуда - в небе над лагерем в Польше 1 сентября 1914 года явилась сама Богородица и указала рукой на запад.

Известие о чуде на фронте, свидетелями которого стали несколько десятков солдат, попало в газеты. Первая заметка под названием «Чудо» появилась в «Биржевых Ведомостях» в сентябре 1914 года. Часть заметки приводится в книге Андрея Фарберова, посвященной истории иконы: «После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. Пошел и вдруг видит на небе Божию Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой она указывает на запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и исчезло…После этого разыгралось большое сражение под Августовом, ознаменовавшееся большой победой».

Известие о чуде из «Биржевых Ведомостей» перепечатали многие газеты. На основе описания заметки стали печатать открытки с Богородицей в небе над лагерем солдат. Новость и изображения распространились по всей Российской империи. Известие воодушевило народ после неудачного начала военных действий. Казалось, что Божия Матерь теперь станет заступницей русских солдат в войне против немцев.

Началось расследование чуда священниками по указу Синода. Они выяснили подробности, которые спустя время опубликовали в «Вестнике Военного и Морского духовенства»: «1-го сентября в 11 часов ночи обоз 2-го разряда бригады Лейб-Гвардии кирасир…находившийся близ г. Мариамполь, внезапно был застигнут немцами: получено было донесение, что неприятель на автомобилях с пулеметами и пушками находится вблизи шоссе… Воины увидели в небе необыкновенно яркую звезду, из которой постепенно образовалось сияние из маленьких звезд, и чудный образ Богоматери с Предвечным Младенцем, при чем Божия Матерь рукою указывала на запад… Чудное явление продолжалось около получаса… Когда видение исчезло, на месте явления воссияла та же яркая звезда. После этого общей радости не было предела: неприятеля уже не оказалось, и обоз благополучно совершал дальнейшее следование». Таким образом, Божию Матерь в небе солдаты видели примерно за месяц до победы под Августовом, но в народном сознании оба этих события соединились.

У храма в Дарне есть «Сад памяти Баграмского разведывательного батальона», а четыре современные мозаики на колокольне изображают святых воинов: Александра Невского, Георгия Победоносца, Андрея Боголюбского и Иоанна Воина. Настоятель храма священник Константин Волков в прошлом участник войны в Афганистане. Он заведует в Истринском благочинии контактами с вооруженными силами. Вот почему в храме появилась такая икона Божией Матери. Перед ней молятся военнослужащие и их родные.

Храм архитектора Шервуда

Крестовоздвиженский храм в селе Дарна - интересный памятник архитектуры Истринского района и всего Подмосковья. Он был построен по проекту зодчего Сергея Владимировича Шервуда в 1895 году. Его отец архитектор Владимир Осипович Шервуд известен зданием Исторического музея в Москве на Красной Площади. Сергей Шервуд помогал отцу в этой работе. Свои архитектурных проекты он, как и отец, делал в псевдорусском стиле. Храм в Дарне похож и на Казанский собор женского монастыря в Шамордино Калужской области. Этот величественный монастырский храм недалеко от Оптиной Пустыни тоже строили по проекту Сергея Шервуда.

В Истринском районе есть красивый пятишатровый храм, который можно посетить вместе с церковью в Дарне. Это храм Казанской Божией Матери в Глебово. Проект храма создал другой знаковый архитектор XIX века Константин Тон. Придворный зодчий царя Николая I стал автором многих церквей в разных городах Российской империи, но самый знаменитый из них - Храм Христа Спасителя в Москве.