Меню
Бесплатно
Главная  /  Лечение  /  Каббалистическое проклятие пульса де нура. «На каждое наблюдаемое есть наблюдающее" — LiveJournal В талмудической и каббалистической литературе

Каббалистическое проклятие пульса де нура. «На каждое наблюдаемое есть наблюдающее" — LiveJournal В талмудической и каббалистической литературе

И nechaman .

Пульса де-нура , правильней во множественном числе Пульсей де-нура : арам. "удары огня". Слово "пульса", как и русское "пульс" (удары сердца), заимствовано из латыни.

Образное выражение в талмудической литературе, означающее "болезненное наказание на уровне нефизического, сущностного мира".

Космологическое происхождение понятия "Пульсей де-нура"

Метафизика иудаизма последовательно использует понятие "свет" для описания явного присутствия Бога, Его атрибутов (справедливость, истина, гармония) или Его эманаций, духовных сущностей (ангелы, духи, души). Свет рассеянный - праведнику (псалом 97), Народ, идущий во тьме, увидел великий свет (Йешаъя /Исайя/ 9). Отсюда следует метафизические понятия "тьма" - "невидимое, пугающее или непонятное для человека проявление Бога" ("ведь тьмой (окажется) День (суда) Единого, а не светом!" - Амос 5) и "огонь" - "невыносимое, сверхчеловечески сильное или болезненное присутствие Бога" ("ибо Единый, Бог твой - огонь пожирающий он, Бог ревностный" - Дварим /Второзаконие/ 4,24; "а выглядело достоинство Единого как огонь пожирающий" - Шмот /Исход/ 24,17).

Мидраш (поэтическое толкование основ иудаизма, ок. 4 в. н.э.) использует понятие "огонь, пожирающий (всякий другой) огонь" (эш охла эш ) для описания абсолютного, невыносимого для всего материального, очищения духовной сущности : "Пришёл Моше к реке, состоящей из огня, пожирающего огонь, в которую окунаются ангелы, прежде чем предстать перед Всевышним, Благословен Он" (Псикта Раббати 20). В том же мидраше (духовный) свет Творца защищает Моше от (духовного) огня ангелов. Таким образом, соотношение метафор сохраняется: свет защищает, огонь поражает .

Ранняя каббалистическая литература - сборники Хэйхалот (2 в. н.э. и далее) также используют "огонь, пожирающий (всякий другой) огонь" как метафору для уровня духовности, невыносимого для материи и недостатков смертного тела: Ханох /Енох/, прежде чем стать ангелом-секретарём (метатроном ) Творца, видит несметное воинство духовного мира, состоящее из огня, пожирающего огонь.

Средневековая литургия (пийютим) называет самого Творца "огнём, пожирающим огонь".

Пульсей де-нура в талмудической литературе

Следуя традиции антропоморфизма ("говорит Тора на языке людей" - Брахот 31б), мудрецы Талмуда часто описывают Творца Вселенной как царя, а его духовные создания - ангелов - как министров и царедворцев. Подобно царедворцам того времени, ангелы часто приговариваются к "телесным" наказаниям, которые описываются как порка "огненными розгами" - пульсей де-нура . Разумеется, традиция понимает такое описание иносказательно, как попытка передать человеческим языком непередаваемое.

В рассказах мудрецов такому наказанию подвергаются уже упоминавшийся метатрон Ханох, архангел Гавриэль /Гавриил/ и даже пророк Элиягу /Илья/.

Также в риторике мудрецов этот оборот используется и в отношении людей, для описания духовного гнева или порицания: "был бы здесь Леви - побил бы он тебя огненными розгами!", говорит р. Хуна своему коллеге (Бава Мециа 47а). Здесь Пульсей де-нура - не ритуал, а выражение.

Пульсей де-нура в средневековой каббале

Устоявшееся выражение "огненные розги" продолжает применяться к людям и в средние века. Один из крупнейших каббалистов Прованса, РаАБАД (р. Авраам бен Давид; современный термин "каббала" изобретён его сыном, р. Ицхаком Слепым) - говорит о своём оппоненте РАМБАМе (р. Моше бен Маймоне /Маймониде/): "если бы (мудрецы древности) были живы, они высекли бы его огненными розгами".

С развитием "практической каббалы" появляются упоминания и описания мистических молитвенных обрядов, призванных обрушить на провинившегося человека гнев небесного суда; эти обряды также получают название "огненных розог" - Пульсей де-нура . В соответствии с базисными монотеистическими представлениями, этот обряд не "управляет" Божьим гневом, а представляет собой как бы апелляцию в суд Божественной справедливости. Информация о способе проведения такого обряда не разглашается, и каббалист, если он решает провести его, делает это по собственному разумению и под свою ответственность. Традиция подчёркивает, что человек, призывающий на другого гнев суда, попадает и сам под его пристальное внимание, и, если "жертва" невиновна, наказание падает на призвавшего.

Источник обрядов можно искать в рассказах об одном из первых каббалистов, р. Шимъоне бар-Йохай (2 в. н.э.): выйдя из пещеры, где скрывался от римлян, р. Шимъон отыскал доносчика, который предал его римлянам, и обратил его взглядом в груду костей . Талмуд, где сообщается об этом (Шаббат 34а), не называет действие р. Шимъона "огненными розгами".

Пульсей де-нура в наши дни

В современном мире, когда каббала зачастую подвергается профанации, многие обороты речи потеряли свой исконный смысл. Сейчас можно найти людей, считающих, что Пульсей де-нура - заклинание, наподобие гарри-поттеровской "Авада Кедавры"; людей, утверждающих, что занимаются каббалой, и не верящих в Единого Абсолютного Творца Всего. Такие люди не имеют отношения к древней традиции, говорящей о наличии справедливого суда для всего живущего, и их "пульса де-нура" - всего лишь фикция; и, тем не менее, им необходимо помнить, что на свете есть "глаз всевидящий, ухо всеслышащее, и книга, где записываются все твои дела" (Авот 2,1).

Можно цитировать эту статью с указанием авторства "Эли Бар-Яалом, центр "Маген"".

«Удар огня» по Бене Коломойскому June 24th, 2014

Еврейский мир потрясла новость, что против Бени Коломойского, предположительно, спонсора кровавых событий на востоке Украины, иудейские раввины провели страшный кабаллистический обряд Пульса де нуры.

Незамысловатый обряд Пульса де нура (פולסא דנורא), «болезненное наказание на уровне нефизического, сущностного мира», при всей его простоте, является мистической смертью для того, против кого он направлен. Страшная кара по отделению души от тела, согласно учению кабаллы, постигнет грешника в течении 30-ти дней.

ТЕМНАЯ НОЧЬ…

Духовные иудейские учителя в 2005 году прочитали Пульса де нура на кладбище Рош-Пин, против премьер-министра Израиля Ариэля Шарона.

Причиной проклятия послужил вывод поселений из сектора Газа и с севера Западного берега реки Иордан. Несмотря на заявления Шарона: «Меня охраняют специалисты, и я уверен в их компетентности», всего через 180 дней премьер-министр без видимых причин впал в кому, из которой не вышел до конца своих дней.

ПУЛЬСА ДЕ НУРА, КАК ПОДСТРЕКАТЕЛЬСТВО К УБИЙСТВУ

Обряд проводится в полнолуние, на кладбище, десятью раввинами, и, редкий случай, был заснят на любительскую камеру.

Они встречаются ночью на могиле праведника и зачитывают страшные строки на арамейском языке.

Все присутствующие одеты в черное, за исключением раввина, возглавляющего обряд, он в белых одеждах.

Причиной, по которой рискуют проводить древнее и страшное заклятие - виновный проливает кровь своих единоверцев и нарушает закон Дин Родеф, т.е. отдает землю Израиля в руки врагов.

Мистическое учение иудаизма позволяет проводить такой обряд лишь в исключительных случаях.

Собравшиеся десять иудеев обращаются к Всевышнему с апелляцией в Высший суд. Они требуют защиты от врага еврейского народа, просят отделить душу приговоренного от тела. Среди слов «Пульса де нуры» звучат и обвинения в том, что данный иудей предает народ Торы.

ОГНЕННАЯ ПЛЕТЬ О ДВУХ КОНЦАХ

Огненный удар - хлесткая плеть о двух концах. Жуткое проклятье может настигнуть тех, кто его произносит, если Всевышний сочтет приговоренного невиновным. То есть, «огненная казнь» ударит в любом случае, вопрос лишь в том, кто именно будет наказан. По этой причине, Пульса де нуру проводят от силы пару раз в столетие.

Надо сказать, что подобное заклятие на отделение души грешника могут проводить только раввины богоизбранного народа, и только на еврея по национальности.

Подобные обряды никогда не проводятся в отношении не иудеев и не евреев по крови.

В Израиле настолько серьезно относятся к слухам о проведении ритуала проклятия, что против израильского раввина Йосси Даяна, полицейским управлением Западного берега и Восточного Иерусалима было инициировано расследование, по обвинению в подстрекательству к убийству. Выходец из Мексики, репатриировавшийся в Израиль, Даян был членом запрещенной партии КАХ. Говорят, что раввин Даян участвовал в двух обрядах заклятия: против премьер-министров Израиля - Ийхака Рабина

и Ариэля Шарона. И оба министра уже мертвы.

ЦЕРКОВНАЯ АНАФЕМА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ АНАЛОГОМ ПУЛЬСА ДЕ НУРЫ

Аналогов «Огненной плети» нет ни в одной из мировых религий - ни в исламе, ни в христианстве, где заповедь «Любите врагов ваших», запрещает примитивное человеческое желание отомстить обидчику. К слову, церковное проклятие в православии - анафема, отнюдь не пожелание смерти грешнику.

Возглашенная анафема лишь всенародно отделяет человека от Церкви, как бы фиксирует его отпадение от «стада Христова». После покаяния тот, кто был анафематстван, беспрепятственно сможет вернуться «в ряды» православных христиан. Так произошло с великим русским писателем Львом Толстым.

Доказательством тому, служат многочисленные свидетельства о горячем желании Толстого перед смертью посетить Оптину пустынь и встретиться с великим старцем Нектарием Оптинским. Утром 29 октября Лев Николаевич два раза подходил к воротам монастырского скита, но так и не решился войти внутрь, лишив себя духовного прощения.

Не успел к одру умирающего Толстого и священник. Как знать, если бы Лев Николаевич все-таки сумел перебороть свои внутренние преграды, сейчас мы бы имели перед глазами яркий пример его полного отторжения от православия, а затем, возвращения в церковное лоно.

Сами же евреи говорят о Пульса де нуре неохотно и с опаской, не понимая такого любопытства и ажиотажа вокруг страшного кабаллистического обряда. Верующие иудеи знают, что за неправомочное проведение Пульса де нуры могут ждать вечные мучения ада.

«НЕ СОБЛЮДАЕТ ПРЕДПИСАНИЙ ТОРЫ»

Несмотря на то, что ритуал проводится на кладбище, в полнолуние, тот, кого приговорили к смерти, обязательно узнает о ней при свете дня. И с того момента, как приговоренному объявляют о проведении против него Пульса де нуры, включается «обратный отсчет».

Грешник может прийти в ужас, покаяться, и постараться загладить свои преступления. Тогда, возможно, он останется жив. Однако, история таких случаев еще не знает. Вот и Беня Коломойский, говорят, уже узнал о том, что его душе вскоре придется покинуть тело. На выступлениях он выглядит растерянным и заикающимся. Может просто не выспался, а может и правда, страшное заклятие уже начинает действовать.

Можно пересчитать по пальцам тех евреев, кто был приговорен к духовной смерти своими же собратьями по вере. Помимо Ицхака Рабина и Ариэля Шарона, обряд против которого был даже заснят на видео, был приговорен и Лев Троцкий.

Как все знают, он окончил свои дни через 40 дней, от удара ледорубом по голове. Еще ни разу тот, против кого, по слухам, был прочитан «Удар огня», не избежал скорой и мучительной смерти.

«Пульса де-нура - образное выражение в талмудической литературе, означающее «болезненное наказание на уровне нефизического, сущностного мира»

В талмудической и каббалистической литературе

Метафизика последовательно использует понятие «свет» для описания явного присутствия Бога, Его атрибутов (справедливость, истина, гармония) или Его эманаций, духовных сущностей (ангелы, духи, души). Свет рассеянный - праведнику (псалом 97), Народ, идущий во тьме, увидел великий свет (Исайя 9).

Отсюда следуют метафизические понятия «тьма» - «невидимое, пугающее или непонятное для человека проявление Бога» (ведь тьмой (окажется) День (суда) Единого, а не светом! - Амос 5) и «огонь» - «невыносимое, сверхчеловечески сильное или болезненное присутствие Бога» (ибо Единый, Бог твой - огонь пожирающий он, Бог ревностный - Втор. 4:24; а выглядело достоинство Единого как огонь пожирающий - Исх. 24:17).

(поэтическое толкование основ иудаизма, ок. IV в. н. э.) использует понятие «огонь, пожирающий (всякий другой) огонь» (ивр. אש אוכלה אש‎, эш охла эш) для описания абсолютного, невыносимого для всего материального, очищения духовной сущности:

«Пришёл Моше к реке, состоящей из огня, пожирающего огонь, в которую окунаются ангелы, прежде чем предстать перед Всевышним, Благословен Он» (Псикта Раббати 20).

В том же мидраше (духовный) свет Творца защищает Моше от (духовного) огня ангелов. Таким образом, соотношение метафор сохраняется: свет защищает, огонь поражает.

Ранняя каббалистическая литература - сборники Хейхалот (2 в. и далее) - также используют «огонь, пожирающий (всякий другой) огонь» как метафору для уровня духовности, невыносимого для материи и недостатков смертного тела: Ханох (Енох), прежде чем стать ангелом-секретарём (метатро́ном) Творца, видит несметное воинство духовного мира, состоящее из огня, пожирающего огонь.

Средневековая литургия (пиюти́м) называет самого Творца «огнём, пожирающим огонь».

Следуя традиции антропоморфизма (говорит на языке людей - Брахот 31б), мудрецы Талмуда часто описывают Творца Вселенной как царя, а его духовные создания - ангелов - как министров и царедворцев. Подобно царедворцам того времени, ангелы часто приговариваются к «телесным» наказаниям, которые описываются как порка «огненными розгами» - пульсей де-нура. Разумеется, традиция понимает такое описание иносказательно, как попытка передать человеческим языком непередаваемое.

В рассказах мудрецов такому наказанию подвергаются уже упоминавшийся метатрон Ханох, архангел Гавриэль (Гавриил) и даже пророк Элиягу (Илья).

В риторике мудрецов этот оборот используется также и в отношении людей, для описания духовного гнева или порицания:

«был бы здесь Леви - побил бы он тебя огненными розгами!», говорит р. Хуна своему коллеге» -Бава Мециа 47а

Здесь Пульсей де-нура - не ритуал, а выражение.

Книга «Зо́ар» - каббалистический комментарий к Торе - даёт следующее пояснение к словам «и перед святилищем Моим трепещите» (Лев. 19:30 и 26:2): «силой этого трепета дано разрешение огненной розге (пульса де-нура) хлестать тех грешников, которые не соблюдают заповеди Торы».

Устоявшееся выражение «огненные розги» применяли к людям и в средние века. Один из крупнейших каббалистов Прованса, РаАБАД (р. Авраам бен Давид; современный термин «каббала» изобретён его сыном, р. Ицхаком Слепым) - говорит о своём оппоненте Маймониде): «если бы (мудрецы древности) были живы, они высекли бы его огненными розгами».

Следует подчеркнуть, что во всех упомянутых источниках это выражение не ассоциируется с проклятием или с каким-либо земным действием.

Обряды отлучения и проклятия

Еврейской традиции знакомо явление «проклятия праведника». В Библии (II Цар. 2:24) пророк Элиша (Елисей) «проклял именем Всевышнего» подростков, насмехавшихся над ним, и они немедленно были разорваны медведями.

Талмуд (Моэд Катан 16б) приписывает Богу слова: «Я правлю людьми, а кто правит Мной? Праведник! Ведь Я принимаю решение, а тот его отменяет». Мидраш (Танхума Вайера гл. 19) говорит: «праведники соблюдают предписания Всевышнего, а Всевышний претворяет в жизнь их решения».

Об одном из первых каббалистов, р. Шимъоне бар-Йохай (2 в. н. э.), рассказывают (Талмуд, Шаббат 34а), что, выйдя из пещеры, где скрывался от римлян, он отыскал доносчика, который предал его, и обратил его взглядом в груду костей.

С развитием «практической каббалы» в конце средневековья появляются упоминания и описания мистических молитвенных обрядов, призванных обрушить на провинившегося человека гнев небесного суда. В соответствии с базисными монотеистическими представлениями, этот обряд не «управляет» Божьим гневом, а представляет собой как бы апелляцию в суд Божественной справедливости.

Информация о способе проведения такого обряда не разглашается, и каббалист, если он решает провести его, делает это по собственному разумению и под свою ответственность. Традиция подчёркивает, что человек, призывающий на другого гнев суда, попадает и сам под его пристальное внимание, и, если «жертва» невиновна, наказание падает на призвавшего.

Естественным образом эти обряды сближаются с понятием херем - отлучение от религиозной общины, известное с библейских времён и засвидетельствованное в талмудическую эпоху.

Херем был не средством призвать на отлучённого небесный (или земной) гнев, а чисто земной констатацией коренного несоответствия человека данной общине.

В разные времена херему на идеологической основе подвергались выдающиеся еврейские философы, от рабби Элиэзера, сына Гиркана (1-й век) до Баруха (Бенедикта) Спинозы (17-й век).

В 18-19 вв, преимущественно в хасидских кругах, укореняется понятие кфида - «гнев праведника». Человек, которого поразила кфида, обязан извиниться перед праведником, иначе его постигнут беды.

К началу XX в. совмещения кфиды и херема окончательно получило название пульса де-нура.

Десять избранных раввинов встречаются в полночь в синагоге. Они разжигают черные свечи, трубят в шофар и читают определенные отрывки из книги "Зоар".

Если тот, против кого оно направлено, действительно заслуживает наказания за содеянное и представляет собой серьезную опасность для еврейского народа, этот человек скончается в течение года. Если раввины ошиблись, проклятие обернется против них самих.

Вот, что известно про каббалистическое проклятие "пульса денура". Существует ли оно на самом деле, и если да, то насколько действенно, идут споры.

Что такое "пульса денура"?

Само название "пульса денура" переводится со смеси латыни и арамейского как "удар огнем", "огненные розги". Раввин Элиягу Эссас говорит о «духовном огненном шнуре (ремне, кнуте), на который нанизаны огненные кольца». По сути, речь идет о наказании человека на духовном уровне, что, как следствие, отражается на его состоянии в мире физическом.

"Пульса денура" считается самым мощным проклятием и может быть направлено только против евреев – в отрывках из "Зоар" упоминаются "соблюдающие заповеди", а вносить изменения в текст проклятия крайне нежелательно.

Считается, что "пульса денура" - это крайнее средство, эдакое каббалистическое ядерное оружие, когда остальные варианты исчерпаны, поэтому его применяют крайне редко. Необходимо поставить в известность человека, что против него совершился обряд "пульса денура". Так ему дается возможность раскаяться и исправить ошибку.

Раввин-каббалист Йосеф Даян отмечает, что речь идет о молитве, призывающей Верховного судью вынести вердикт по делу конкретного человека. Если судья вызван понапрасну, и человек не виновен в том, что ему инкриминируют, вызвавший его как лжесвидетель получит то же наказание, которого пожелал тому, кого хотел осудить.

В каких еврейских текстах фигурирует?

Фраза "пульса денура", то есть "огненные розги", фигурирует в Талмуде в нескольких местах в качестве наказания для ангелов и высших сущностей, но при этому нигде не упоминается как церемония, направленная против людей или ритуал, приводящий к смерти.

* Трактат Йома стр 77а – удары "пульса денура", такое наказание получил ангел Гавриель,
* Трактат Хагига 15а – наказание Метатрона,
* Трактат Бава Меция 85б – наказание пророка Элиягу уже после того, как он оказался на небесах, за то, что он пытался смертным раскрыть некий небесный секрет,
* Трактат Бава Меция 47а, в котором рав Рава говорит раву Хуна: "Если бы тут был этот Леви, что спрашивал, я бы его побил ударами огня". Другими словами: "Я бы ему за такие дурацкие вопросы врезал, так чтобы искры из глаз посыпались", то есть исключительно образное выражение.

В книге "Зоар" несколько раз упоминается "пульса денура" как "огненные розги" в качестве наказания для грешников.

Как отмечает Нехама Полонски, если упоминание об обряде "пульса денура" и есть в еврейских текстах, то ни к мейнстриму иудаизма, ни к мейнстриму каббалы они не принадлежат.

Против кого применялась?

Церемония "пульса денура" с разной степенью успешности, возможно, проводилась против ряда выдающихся представителей еврейского народа.

– Элиэзер Бен-Иегуда, "отец современного иврита". Основанная им газета "ха-Цви" своими публикациями вызвала гнев ультраортодоксальной общины, и против лингвиста будто бы провели каббалистическую церемонию проклятия.
- Лев Троцкий – утверждается, что раввин Хафец-Хаим проклял его за то, что тот принес огромные несчастья еврейскому народу и старался отдалить евреев от религии. Впрочем, это сомнительно, потому что Хафец-Хаим скончался в 1933 году, а Троцкого убили в Мексике в 1940 году.
- Гершон Агрон, мэр Иерусалима. В 1959 году против него была проведена "пульса денура" из-за открытия бассейна на том месте, где ранее могли быть еврейские могилы. Спустя две недели он скончался.
- Эяль Рагонис, архитектор, спроектировавший и построивший комплекс "Гиват-Андромеда" в Яффо. Харедим посчитали, что строительство проводится частично на месте древнего еврейского кладбища. Бывший офицер спецназа Генштаба, 37-летний Рагонис вскоре перенес тяжелый сердечный приступ, от которого скончался.
- Ихцак Рабин, премьер-министр Израиля. Через месяц после проклятия был убит.
- Ариэль Шарон, премьер-министр Израиля. Через полгода впал в кому, а через восемь лет скончался. Известный публицист Авигдор Эскин утверждает, что лично принимал участие в обряде "пульса денура", направленного против Ариэля Шарона. Проклятие зачитали десять религиозных евреев на кладбище Рош-Пины. Его слова подтверждает известный каббалист Йосеф Даян, также присутствовавший на обеих церемониях.
- Эхуд Ольмерт, премьер-министр Израиля. В июле 2006 года группа правых активистов прочитала каббалистическое проклятие против Ольмерта на кладбище на горе Герцль. В январе 2014 года Ольмерт жив.
- Эхуд Нецер, археолог. Свою жизнь посвятил поиску могилы царя Ирода. Когда нашел, представители ультраортодоксальной общины предупредили его о том, что не стоит вскрывать ее, иначе он будет проклят ими. Нецер не послушал, и в октябре 2010 года, разговаривая с коллегами на вершине Иродиона, облокотился о деревянный парапет. Неожиданно перила оторвались, так как разрушились крепящие болты. Вместе с ними упал вниз и разбился насмерть и сам археолог.
- Нафтали Беннет, министр экономики в апреле 2013 года получил анонимное письмо, в котором сообщалось, что против него и его близких провели "пульса денура" за вред, причиненный им религиозной общине. "Тебя ожидают дни, полные горечи. С этого дня тебя твоя жизнь разрушена". В январе 2014 года Беннет жив.

Существуют и другие примеры проведения каббалистического обряда против тех или иных людей, но случаи, когда "пульса денура" срабатывала против проводящих их, мало известны.

Отношение властей к "пульса денура"

30 августа 2005 года юридический советник правительства Мени Мазуз принял решение не заводить уголовное дело на тех, кто провел церемонию "пульса денура" против Ариэля Шарона.

Мазуз отметил, что они обращались к высшим силам, а не к людям, и молитва-пожелание смерти человеку, хотя и не должна быть частью общественной нормы, но все же не является подстрекательством к убийству и укладывается в рамки свободы выражения.

Различные точки зрения на "пульса денура "

Григорий Котляр, первый русскоязычный реформистский раввин в Израиле:
Церемония "пульса денура" в ее нынешнем виде не упоминается ни в одном древнем или средневековом еврейском тексте. Более того, проклятия, особенно именем Бога неоднократно запрещаются Торой. В сущности, именно об этом говорит третья из Десяти заповедей – "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.".

Само выражение "пульса денура" в переводе с арамейского означает "огненный удар", причем слово пульс заимствовано из латыни, что свидетельствует об относительно позднем его происхождении. Оно встречается в книге Зохар, но в качестве наказания свыше, а не церемонии, проводимой по инициативе человека.

Судя по приводимым описаниям, современная "пульса денура" представляет собой вариацию древнего обряда отлучения от общины (херем). Налицо тот же антураж: десять евреев (миньян), погашение свеч, трубление в шофар. Да только херем, объявленный харедим в отношении светских евреев, никого не пугает, вот ему и придали новый смысл для непосвященных, чтобы страшно было. Так что скорее всего подлинный адресат "пульсы денура" не ангелы небесные, а суеверная и падкая на сенсации израильская публика и пресса.

М.Т.: Я верю в то, что "пульса денура" могли прочитать против Ариэля Шарона, и это проклятие привело к коме. С его действием мне пришлось столкнуться лично. Известный археолог Эхуд Нецер, нашедший могилу царя Ирода, был другом нашей семьи. Помню, как он сидел у нас на кухне и высмеивал раввинов, которые "приговорили" его к проклятию за вскрытие могилы еврея Ирода, а буквально через неделю Нецер сорвался с вершины Иродиона и разбил голову о камни.

Пинхас Полонский, исследователь иудаизма:
"Пульса денура" – это не древний каббалистический обряд, а некий новодел, попытка усилить "херем" – отлучение от ультраортодоксальной общины. Когда в какой-то момент "херема" перестали бояться, придумали "пульса денуру".

Если бы современные каббалисты могли так жонглировать миром, как им предписывают, то не было бы Катастрофы, они бы вовремя изменили ход истории. Но каббалисты – не волшебники.

С другой стороны, есть некое равновесие в мире, назовем его справедливостью. Решение Шарона об "одностороннем размежевании" сломало тысячи судеб, его проклинали - не каббалисты, а обычные люди - и это ударило по нему бумерангом. Проклятие и благословение имеют силу в жизни. А в "пульса денура" верят те, кто ничего не понимают в каббале.

И добавлю от себя лично - с этим проклятием все как со всеми видами колдовства и молитв: если сработало значит оно реально - верьте. Если не сработало значит или а) такова воля Бога. б) делали неверно.

В эти дни евреи всего мира отмечают Рош-Ашану – иудейский Новый год. На Святой земле накануне этого светлого праздника на первые страницы местных газет попала новость о бывшем премьер-министре Израиля Ариэле Шароне, уже восемь лет находящемся в коме.

Репортеры выяснили, что экс-премьеру сделали плановую операцию – заменили трубку, по которой в его организм поступают питательные жидкости. А заодно журналисты вспомнили о древнем каббалистическом проклятье пульса де нура , которое, как до сих пор уверены многие, и стало причиной болезни Шарона. Ведь пульса де нура проповедники каббалы – этого мистического учения в иудаизме – часто накладывают на неугодных политиков как раз под Новый год.


Ариэль Шарон был главой израильского государства с 2001 по 2006 год. Принятые им в тот период решения до сих пор вызывают жаркие споры. Он пришел к власти как сторонник самых жестких методов против палестинцев. Однако затем изменил свою позицию и пошел на ряд уступок, в числе которых – вывод израильских войск из сектора Газа в августе-сентябре 2005 года и ликвидация некоторых еврейских поселений, чем снискал нелюбовь многих израильтян правых убеждений.

Один из главных ненавистников Шарона – раввин Йосеф Даян. В 2004 году, в канун Рош-Ашаны, он во всеуслышание пригрозил наложить пульса де нура на премьер-министра. А позже привел свою угрозу в исполнение. Считается, что Шарон – вторая жертва Даяна. Первой был премьер-министр Ицхак Рабин. Проклятье на него было наложено как раз в Рош-Ашану.

Сразу же после того, как Даян озвучил свою угрозу Шарону, израильская полиция начала расследование против раввина. Мистика мистикой, но спустя примерно месяц после того, как Даян со товарищи в присутствии журналистов наложили на Рабина проклятье, премьер-министр был застрелен студентом Игалем Амиром. Однако тогда признаков подстрекательства в действиях Даяна полицейские не нашли.

«Пульса де нура» в переводе с арамейского языка означает «удар огнем». По словам каббалистов, участники такого обряда не призывают к каким-либо практическим действиям. Они лишь обращаются к Всевышнему со специальной молитвой в надежде, что он ускорит свой суд над грешником, деяния которого угрожают Израилю. Каббалисты верят, что если тот, на чье имя призывается наказание, виновен, то он может умереть.

А если он окажется невиновным перед лицом Всевышнего, то могут умереть все те, кто проводил обряд проклятья. Тому, против кого совершалась пульса де нура, открыто объявляют при свидетелях, что он приговорен к смерти, и отводят срок на исправление.

Шароном и Рабином список политиков, проклятых через пульса де нура, естественно, не ограничивается. Более того, еще надо поискать в Израиле того политика, кому хоть раз не грозили этой каббалистической карой. Правда, далеко не все из них прокляты «по правилам». Как бы то ни было, среди отмеченных пульса де нура есть, например, экс-министр обороны Шауль Мофаз и Ури Луполянский, бывший с 2003 по 2008 год мэром Иерусалима. Последний прогневил верящих в проклятье тем, что не воспрепятствовал проведению гей-парада в Святом городе. Впрочем, и на Мофаза, и на Луполянского пульса де нура не подействовали – во всяком случае, пока.

А вот Саддам Хусейн и Ясир Арафат мертвы. В арабских странах распространена версия, что и лидер Ирака, и вождь палестинцев были в свое время прокляты через пульса де нура. Это не очень вяжется с утверждениями многих каббалистов о том, что обряд проводится только против «великих грешников» еврейского народа. Тем не менее некоторые арабы считают, что обряд действует и на них: все-таки родственный народ.

Радует одно: пульса де нура можно снять. Кстати, обряд снятия проклятья каббалисты тоже рекомендуют проводить в канун Рош-Ашаны или Судного дня – Йом-Кипура.