Меню
Бесплатно
Главная  /  Лечение  /  Как правильно писать эссе по истории примеры. Эссе по истории: примеры, темы, план

Как правильно писать эссе по истории примеры. Эссе по истории: примеры, темы, план

Написать эссе по истории на самом деле очень просто. Вот несколько маленьких хитростей:

1. Скажите НЕТ датам.

Не стоит злоупотреблять в эссе датами. Почему? Да потому что в требованиях ничего о датах не написано, зато за ошибку могут снять 2 балла. Поэтому прежде чем писать год-месяц-деть-час-минуту события, которые вы так скурпулёзно учили, подумайте – а уверены ли вы в его правильности? Конечно, такие значимые даты, как например, Куликовской битвы (1380) или там Крещения Руси (988) указывать всё-таки следует, но за их правильность вы должны отвечать головой.

2. Вы – не Пушкин. Не надо писать, ЧТОБ БЫЛО КРАСИВО.

Оставьте красоту для сочинений по литературе. Там должно быть и начало, и кульминация, и раскрытие темы. В эссе по истории вам за красоту баллов НЕ ПРИБАВЯТ. Поэтому пишем четко, информативно, ничего страшного, если текст будет казаться топорным, если в нём будут тавтологии. Главное, чтобы в сочинении были соблюдены все требования, за которые ставят баллы. А вашу «красоту» эксперт не оценит – у него этих эссе за день будет столько, сколько вы за весь период подготовки не напишете.

3. Вы – не Толстой. Не надо писать, ЧТОБ БЫЛО МНОГО.

Подумайте об эксперте: по-вашему, ему хочется ваш опус читать? Нет, не хочется. Поэтому пишем строго только то, что указано в требованиях: 2 персоналия, 2 события, 2 следствия и оценка периода. К каждому персоналию по возможности можно прибавить по одному событию и одному следствию – на всякий случай, если вдруг основные события, указанные вами, покажутся недостаточно важными. Но не больше. Пожалейте эксперта.

ПО ИСТОРИИ

Некоторые признаки эссе:

Цель эссе

Структура и план эссе

— вступление;

— тезис, аргументы;

— тезис, аргументы;

— тезис, аргументы;

— заключение.

ТЕМЫ ЭССЕ ПО ИСТОРИИ:

Как написать текст рассуждение?

По цели высказывания тексты бывают разные: тексты-сообщения, тексты-описания и тексты-рассуждения. В последнем виде текстов люди не просто выражают ход своих мыслей и отстаивают свою точку зрения.

В рассуждениях обязательно есть причина и следствие, доказательства и объяснения. Если возникла необходимость создать именно такой текст, то сначала следует узнать о его структурных особенностях, которыми он и отличается от других видов текстов.

При написании текста-рассуждения очень важно:

Определить логику тексту.

Нужно уметь логически мыслить и правильно выстраивать причинно-следственные связи.

2. Поработать над темой текста.

Описываемая проблема должна быть интересна: не стоит останавливаться на тех вопросах, которые уже много обсуждались другими. Нет необходимости слишком углубляться в философию и браться за такие темы, как, например «что появилось раньше - яйцо или курица», так как с подобными «проблемами» вы рискуете написать текст ни о чём. Садиться за рассуждение стоит в том случае, если по интересующей многих проблеме вы можете предложить новое видение, ранее никем не описанное.

3. Грамотно сочинить вступление.

В этой части текста будет достаточно всего нескольких предложений, где следует указать проблемы, вопросы и суждения по этим темам. Здесь можно привести, например, цитаты и высказывания известных людей, но злоупотреблять этим не стоит. Эта часть должна быть максимально содержательной, но при этом по возможности и максимально емкой.

4. Продумать тезис суждений.

Под тезисом подразумевается именно та мысль, которую вы и рассматриваете в тексте.

Эссе по истории: основы написания, план и примеры

Но подробно останавливаться на проблеме в тезисе не следует, так как все основные рассуждения и объяснения будут в самом тексте. Тезисов может быть и несколько, все зависит от того, насколько сложная и глубокая тема вами была выбрана.

5. Подобрать аргументы.

Все суждения должны быть подкреплены серьезными и убедительными аргументами. Стоит помнить, что скудная доказательная база, равно как и нагромождение доводов, не украсят текст. Но при этом любой приведенный вывод должен основываться на доказательствах. Здесь можно опираться как на собственный опыт, так и на опыт известных личностей.

6. Сделать правильный вывод из суждений.

Под такими рассуждениями имеются в виду те мысли, которые вытекают из анализа, доказательств и аргументации описываемой проблемы. Но при этом не следует пересказывать всю вышеизложенную информацию — в этой части нужно выделять лишь самое основное, при этом формулировать мысли необходимо в более развернутом виде, чем того требует вступление.

7. Логически выстраивать высказанные мысли.

Любому человеку, читающему рассуждения в тексте, должно быть легко следить за размышлениями и умозаключениями, чтобы уловить закономерность, которая привела к определенным выводам.

ПО ИСТОРИИ

Эссе – творческая письменная работа, раскрывающая как уровень знания автором истории с фактографической стороны, так и склонность автора к творческому, научному анализу исторических фактов, явлений и процессов.

Некоторые признаки эссе:

    наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.

    эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

    как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

Данный жанр стал популярным в последние годы.

Как писать сочинение по истории?

Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Сегодня эссе предлагается в качестве задания достаточно часто. Оно является одним из основных компонентов пакета документов (при поступлении в учебное заведение или трудоустройстве). Конкурс эссе помогает из многообразия лучших выбрать самых лучших!

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Структура и план эссе

Структура определяется предъявляемыми требованиями:

    мысль должна быть подкреплена доказательствами, поэтому за тезисом следуют аргументы.

Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

— вступление;

— тезис, аргументы;

— тезис, аргументы;

— тезис, аргументы;

— заключение.

При написании эссе по истории настоятельно рекомендуется:

    Полно и точно излагать исторические факты, относящиеся к избранной теме, и стремиться всесторонне раскрыть ее.

    Точно называть даты и места исторических событий, имена и общественное положение исторических деятелей.

    Грамотно употреблять научные исторические понятия и термины.

    Выделять причинно-следственные связи между историческими событиями, явлениями и процессами, излагать их строго в соответствии с этими причинно-следственными связями;

    Начать изложение избранной темы с краткой вступительной части (постановки, характеристики анализируемой исторической проблемы), излагать основное содержание логично и последовательно, завершить эссе кратким заключением (обоснованными выводами).

Объем эссе – до 3 страниц печатного текста (14 шрифт, одинарный интервал).

ТЕМЫ ЭССЕ ПО ИСТОРИИ:

    Принятие христианства православного толка на Руси: верный выбор или просчет (сквозь призму времени)?

    Москва – центр собирания русских земель: случайность или закономерность?

    «Смута» в России: гражданская война или борьба за московский престол между отдельными группировками?

    Петровские преобразования: модернизация России или отступление от своеобразного «русского» пути?

    Екатерина Великая: «просвещенная» императрица или заядлый крепостник?

    Либеральные реформы 1860-70-х гг.: закономерность или революция «сверху»?

    Столыпинские реформы: попытка модернизации страны или консервации существующего строя?

    Октябрь 1917 г.: социалистическая революция или государственный переворот?

    И.В. Сталин: «вождь» нации или тиран?

    «Перестройка» в СССР: объективная необходимость или реализация планов отдельной группы политиков?

Задание №25 в ЕГЭ по истории.

Алгоритм написания исторического сочинения:

дать характеристику периода истории России;

указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами);

используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дать одну историческую оценку значимости данного периода для истории России;

в ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду истории России.

Готовясь к выполнению задания №25 необходимо проработать предложенные периоды:

При проверке сочинения используются критерии из демоверсии:

В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов).

Критерии оценивания.

Эссе по истории: примеры, темы, план

К1 Указание событий (явлений, процессов) 2
Правильно указаны два события (явления, процесса) 2
Правильно указано одно событие (явление, процесс) 1
События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно 0

К2 Исторические личности и их роль в данный период истории России 2
Правильно указаны две исторические личности, правильно указана роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России 2
Правильно указаны одна-две исторические личности, правильно указана роль только одной личности в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России 1
Правильно указаны одна-две исторические личности, их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России указана неправильно. ИЛИ Правильно указаны одна-две исторические личности, их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не указана. ИЛИ Исторические личности указаны неверно. ИЛИ Исторические личности не указаны 0

К3 Причинно-следственные связи 2
Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами) 2
Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами) 1
Причинно-следственные связи указаны неверно. ИЛИ Причинно-следственные связи не указаны 0

К4 Историческая оценка событий 1
Дана историческая оценка значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков 1
Историческая оценка сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Историческая оценка не дана 0

К5 Использование исторических терминов, понятий 1
При изложении корректно использованы исторические термины, понятия 1
При изложении допущено некорректное использование исторических терминов, понятий. ИЛИ
Исторические термины, понятия не использованы 0

К6 Наличие фактических ошибок 2
1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено не менее 4 баллов.
При оценивании по критерию К6 не засчитываются ошибки, учтённые при выставлении баллов по критериям К1–К5
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки 2
Допущена одна фактическая ошибка 1
Допущены две или более фактические ошибки 0

К7 Форма изложения 1
1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) 1
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений 0

Максимальный балл — 11

ПО ИСТОРИИ

Эссе – творческая письменная работа, раскрывающая как уровень знания автором истории с фактографической стороны, так и склонность автора к творческому, научному анализу исторических фактов, явлений и процессов.

Некоторые признаки эссе:

    наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.

    эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

    как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

Данный жанр стал популярным в последние годы. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.).

5 хитростей при написании эссе по истории

Сегодня эссе предлагается в качестве задания достаточно часто. Оно является одним из основных компонентов пакета документов (при поступлении в учебное заведение или трудоустройстве). Конкурс эссе помогает из многообразия лучших выбрать самых лучших!

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Структура и план эссе

Структура определяется предъявляемыми требованиями:

    мысль должна быть подкреплена доказательствами, поэтому за тезисом следуют аргументы.

Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

— вступление;

— тезис, аргументы;

— тезис, аргументы;

— тезис, аргументы;

— заключение.

При написании эссе по истории настоятельно рекомендуется:

    Полно и точно излагать исторические факты, относящиеся к избранной теме, и стремиться всесторонне раскрыть ее.

    Точно называть даты и места исторических событий, имена и общественное положение исторических деятелей.

    Грамотно употреблять научные исторические понятия и термины.

    Выделять причинно-следственные связи между историческими событиями, явлениями и процессами, излагать их строго в соответствии с этими причинно-следственными связями;

    Начать изложение избранной темы с краткой вступительной части (постановки, характеристики анализируемой исторической проблемы), излагать основное содержание логично и последовательно, завершить эссе кратким заключением (обоснованными выводами).

Объем эссе – до 3 страниц печатного текста (14 шрифт, одинарный интервал).

ТЕМЫ ЭССЕ ПО ИСТОРИИ:

    Принятие христианства православного толка на Руси: верный выбор или просчет (сквозь призму времени)?

    Москва – центр собирания русских земель: случайность или закономерность?

    «Смута» в России: гражданская война или борьба за московский престол между отдельными группировками?

    Петровские преобразования: модернизация России или отступление от своеобразного «русского» пути?

    Екатерина Великая: «просвещенная» императрица или заядлый крепостник?

    Либеральные реформы 1860-70-х гг.: закономерность или революция «сверху»?

    Столыпинские реформы: попытка модернизации страны или консервации существующего строя?

    Октябрь 1917 г.: социалистическая революция или государственный переворот?

    И.В. Сталин: «вождь» нации или тиран?

    «Перестройка» в СССР: объективная необходимость или реализация планов отдельной группы политиков?

Поиск Лекций

Клише, рекомендованные использовать при написании эссе по истории

Эссе – это разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий ассоциаций. Чётко должна прослеживаться авторская позиция, отношение (особенно в основной части).

Алгоритм написания эссе по истории

I. Вводная часть

Опишите общую ситуацию в государстве на начало периода, укажите, какие задачи стояли перед ним, перечистите основные события и явления, происходившие в течение этого времени («1.Общая характеристика периода«)

II. Основная часть

1. Укажите исторический процесс (событие, явление) периода, которое вы намереваетесь рассмотреть более подробно («3.Явление, процесс«)

2. Раскройте причины и факторы, оказавшие влияние на его развитие («5.Причины явления, процесса«)

3. Опишите участие в этом процессе исторического деятеля и, основываясь на исторических фактах, раскройте его роль в этом процессе (явлении, событии) с указанием конкретных действий, шагов, его влияние на происходившие изменения.

4. Сделайте вывод о характере, последствиях этого исторического процесса для развития государства, укажите различные аспекты жизни общества, в которых под влиянием данного процесса произошли изменения, укажите его историческое значение («6.Результат, значение«)

5. Повторите на основании заполненной схемы действия 1-4 для описания второго исторического процесса (события, явления).

III. Заключение

Опираясь на факты, сделайте вывод о месте периода в истории государства. Укажите, какие задачи, упомянутые вами в вводной части сочинения, удалось или не удалось решить, какие последствия имели происходившие события.

Приведите известные вам мнения и оценки историков по данному периоду и дайте собственную оценку, подтверждая свои выводы историческими фактами.

IV. Проверка

После написания сочинения проверьте указанные в нем даты, имена на наличие фактических ошибок. Обратите внимание на необходимость корректного употребления терминов. Проверьте подготовленный текст, используя критерии оценивания.

  • Данный период российской истории характеризуется…..
  • Ключевыми событиями данного периода…..
  • Большое роль сыграла деятельность (имя исторического деятеля)
  • Яркой исторической личностью этого периода…..
  • Историки по-разному оценивают….
  • Данный период сыграл ключевую роль в дальнейшем развитии российской истории….
  • ___ (нужный период) - это период правления ___. Этот царь (князь, правитель) провел многие преобразования ___. Назову наиболее важные из них.
  • Событие (явление, процесс) № 1 + итог.
  • Событие (явление, процесс) № 2 + итог.
  • Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль.
  • Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между данными событиями (явлениями, процессами) в период правления ___. Оба события - ___ и ___ - были продиктованы общими причинами: ___.
  • Результатами этих событий (то есть их следствием) стали ___, ___, ___.
  • ___ правил в течение продолжительного времени - ___ лет. Его правление нельзя оценить однозначно.
  • С одной стороны, ___.
  • Но, с другой стороны, ___.
  • Сама фигура ___ также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности. Образ ___ в историографии довольно противоречив.
  • Эпоха правления ___ в целом стала периодом ___.

В сочинении необходимо:

ü указать не менее двух значимых событий(явлений, процессов),относящихся к данному периоду истории;

ü назвать две исторические личности, деятельность которых связанас указанными событиями(явлениями, процессами), и, используя знаниеисторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностейв этих событиях(явлениях, процессах);

ü – указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавшихмежду событиями(явлениями, процессами) в рамках данного периодаистории.

ü Используя знание исторических фактов и(или) мнений историков, дайтеодну оценку значения данного периода для истории России. В ходеизложения необходимо корректно использовать исторические термины,понятия, относящиеся к данному периоду.

ü В случае, когда исторические события(явления, процессы) не указаны иливсе указанные исторические события(явления, процессы) не относятсяк выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов

Критерии оценивания Баллы
К1 Указание событий(явлений, процессов)
Правильно указаны два события(явления, процесса)
Правильно указано одно событие(явление, процесс)
События(явления, процессы) не указаны или указаны неверно
К2 Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль этих личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России
Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России
Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России охарактеризована неправильно.

Пример сочинения по истории

ИЛИ Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях(явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Исторические личности названы неверно. ИЛИ Исторические личности не названы

К3 Причинно-следственные связи
Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами)
Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями(явлениями, процессами)
Причинно-следственные связи указаны неверно. ИЛИ Причинно-следственные связи не указаны
К4 Оценка значения периода для истории России
Дана оценка значения периода для истории России с опорой на исторические факты и(или) мнения историков
Оценка значения периода для истории России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и(или) мнений историков. ИЛИ Оценка значения периода для истории России не дана
К5 Использование исторической терминологии
При изложении корректно использована историческая терминология
Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы
К6 Наличие фактических ошибок. 1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки
Допущена одна фактическая ошибка
Допущены две или более фактические ошибки
К 7 Форма изложения. 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала)
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений
Максимальный балл

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Что такое эссе?

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Оно предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Написание эссепозволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Как написать эссе по истории?

  1. Определитесь с темой эссе : она должна быть, в первую очередь, интересна Вам. Кроме того, выбирая тему, удостоверьтесь, что Вы сможете подобрать исторические факты и аргументацию Вашей позиции.Составьте план эссе согласно причинно-следственным связям и логике повествования.
  2. Продумайте аргументы "за" и "против". В качестве аргументов употребляются логически верные умозаключения, исторические факты. Как правило, в эссе приводятся 2-3 аргумента.
  3. Выберите стиль эссе : чаще всего рекомендуется писать в публицистическом или научном стиле.

Структура эссе

Титульный лист (см. Приложение №1).
Введение. Начните эссе с введения, в котором, обоснуете, почему Вы выбрали именно эту тему. Затем раскройте актуальность темы и определите позиции разных авторов по предложенной проблеме.
Основная часть. Данная часть предполагает аргументацию и анализ, а также обоснование тезисов, исходя из имеющихся данных и позиций по этому вопросу. Приведите свою точку зрения и ее подтверждение выбранными аргументами, опираясь на исторические факты, публицистические и литературные источники или социальный опыт. В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство.
Заключение подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, изложенного в основной части. Можно закончить эссе риторическим вопросом или обращением к читателю. Однако лучше всего будет написать четкий вывод из вышеизложенных аргументов, подтверждая свое отношение к проблеме.


Критерии оценки

  1. Знание и понимание теоретического материала.
  2. Анализ и оценка информации. Исторические источники, на которых строится конкурсная работа, могут быть самыми разными. Необходимо, чтобы все документы были тщательно прокомментированы и подвергнуты критическому анализу. Это, собственно, и есть главный критерий оценки работы, хотя жюри, без сомнения, отметит найденный новый ценный исторический материал и умение участника конкурса излагать свои мысли.
  3. Эрудиция: знание и логическое изложение фактического материала, знакомство с именами известных историков
  4. Построение суждений:
  • ясность и четкость изложения,
  • логика доказательств,
  • выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией

Оформление работы.

Работа должна быть снабжена титульным листом. Объем работы от 3 до 5 листов печатного текста шрифтом Times New Roman 14, интервал – 1,5. Обязательно библиография: все источники, которыми Вы пользовались и на которые ссылаетесь (см. Приложение № 2).

Темы эссе

  1. «…Откуда есть пошла Русская Земля…» (Нестор).
  2. Монгольский след в истории.
  3. Иван Грозный: реформатор или тиран, зло или благо для России?
  4. Смутное время: истоки и причины.
  5. Петр I открыл окно в Европу или загнал Россию в европейский угол?
  6. «Екатерина II не дала народу свободы и просвещения. Но она дала умам почувствовать цену этих благ» (В.Ключевский) .
  7. Отечественная война 1812 года в судьбе России.
  8. Декабристы: герои или бунтовщики?
  9. Октябрь 17-го года – переворот или революция?
  10. Цена Победы советского народа в Великой отечественной войне.
  11. Самодержавная монархия: ее черты в XXI веке.
  12. "Убежден - далеко не случайно, что именно Россия прославилась выдающимися благотворителями, замечательными примерами добровольческого, бескорыстного служения обществу, народу" (В.В.Путин)
  1. Бушуев С.В., Миронов Г. Е. История государства российского: историко-биографические очерки, Кн. 1, М., 1991.
  2. Вилков В., Степанов Ю. Великие правители России: современная версия. – Ростов на Дону, 2012.
  3. Геллер М.Я. История российской империи. Т. 1. – М.. 2001.
  4. Гумилев Л.Н. От Руси до России. – М., 1997.
  5. Декабристы: избранные труды. – М., 2010
  6. История России с древнейших времен до конца ХYШ века – М., 1996.
  7. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 – х книгах. – М.,1988.
  8. Ключевский В.О. Сочинения: в 9 т. – М.,1987.
  9. Платонов С.Ф. Собрание сочинений по русской истории в 2-х т. - СПб,1993.
  10. Россия: автобиография / Сост. М.А. Федотова, К.М. Королева. - СПб, 2009.
  11. Сахаров А.Н., Назаров Б.Д., Боханов А.Н. Подвижники России: исторические очерки. - М., 2002.
  12. Соловьев С.М. Сочинения в 18-ти т. - М.,1988-1994.
  13. Шефов Н.А. Тысячелетие русской истории. Хроника истории российской с кратким описанием знаменательных событий. - М., 2001.

По своему усмотрению вы можете обращаться к другим источникам. Желаем удачи!

Приложение № 1

Эссе по истории на тему:

«Петр I открыл окно в Европу или загнал Россию в европейский угол?»

студент 2 курса истфака ЛГПУ.

Домашний адрес:

г. Липецк, ул. Гагарина,10-10

e-mail : Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Приложение № 2

Список использованной литературы:

  1. Анисимов Е. В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. – СПб., 2006.
  2. Буганов В.И. Петр Великий и его время / В.И.Буганов. – М., 1989.
  3. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. - М., 1984.
  4. Петр Великий. Избранное. – М., 2010.
  5. Петр Великий: pro et contra. – СПб, 2011.

История России

ЕГЭ: пишем историческое сочинение

Хорошее сочинение может принести на ЕГЭ по истории 11 баллов из максимальных 55 за всю работу. Педагог и автор учебников Роман Пазин подробно разобрал критерии оценки этого важного задания и дал советы по подготовке к нему.

Задание № 25

Выпускник должен написать ответ по одной из трех эпох. Первая: IX - конец XVII вв. Вторая: конец XVII в. - 1914 год. Третья: XX век от Первой мировой войны до декабря 1991 года. Даты во втором и третьем промежутках часто указаны с месяцами, как своеобразная подсказка ученику. Например, если выбран период «март 1801 г. - декабрь 1812 г.», нужно рассказать не только об Отечественной войне 1812 года, но и в целом о внутренней и внешней политике первого этапа правления Александра I.

Историческое сочинение - это творческая работа по определенному алгоритму. Сама формулировка задания включает почти все критерии, по которым текст будет оценен экспертом. Рассмотрим эти критерии подробнее.

Указание событий (явлений, процессов)

В сочинении должны быть указаны два события (можно без дат) из выбранного временного промежутка. Если все сделано правильно, начисляется 2 балла. Если верно указано только одно событие - 1 балл. Не учитывается последовательность изложения и связь событий между собой. Первому критерию соответствует, по статистике, более 76% сочинений.

Когда указано больше двух явлений и два из них правильны, остальное именно по данному критерию не имеет значения, но все же, конечно, влияет на результат. Пример: «В период 1825-1855 гг. было создано III отделение С.Е.И.В. канцелярии, а также проведена реформа государственной деревни. Кроме того, в этот же период в России начинают создаваться военные поселения». Эксперт справедливо начислит 2 балла по первому критерию, однако потом оштрафует за наличие ошибки, поскольку третье событие не вписывается в период.

Исторические личности и их роль

Нужно не только назвать имена, но и обозначить роль личностей в указанных событиях. Если правильно раскрыты два исторических деятеля, эксперт ставит 2 балла. Если верно представлена только одна личность, начисляется 1 балл. Эта задача вызывает у большинства выпускников затруднения.

Сложность в том, что под ролью в событии понимаются конкретные действия. Эти действия должны носить единичный характер и выражаться непременно в личной активности.

Неправильные примеры:

  • «Иван III сыграл решающую роль в объединении русских земель вокруг Москвы»,
  • «Румянцев участвовал в Семилетней войне»,
  • «Ленин возглавлял СНК».

Правильные примеры:

  • «Ползунов разработал первый в России проект парового двигателя»,
  • «Егоров и Кантария водрузили Знамя Победы над Рейхстагом»,
  • «Хрущев выступил на XX съезде КПСС с докладом о культе личности И.В. Сталина».

Действия вроде «взойти на престол» и «быть главнокомандующим» - слишком абстрактные, за них не снимут балл, но и не начислят. По этому критерию легко работать с деятелями культуры и результатами из творчества, например: «А.И. Солженицын написал повесть «Один день Ивана Денисовича».

Рабочая тетрадь входит в состав УМК по истории России И.Л. Андреева, Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуева и др. и соответствует ФГОС основного общего образования и историко-культурному стандарту. Структура рабочей тетради соответствует структуре учебника для 10 класса авторо О.В. Волобуева, С.П. Карпачева, П.Н. Романова. Тетрадь содержит разнообразные задания: тесты, составление эссе, работа с исторической картой, соотнесение дат и событий и т.д. и адаптирована для тренинга учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

Причинно-следственные связи

Если правильно указаны две причинно-следственные связи, начисляется 2 балла, если одна связь - 1 балл. Больше половины выпускников с этим не справляется.

Под причинно-следственной связью следует понимать связь между историческими событиями (процессами, явлениями), при которой одно событие (причина), при наличии определенных условий порождает другое событие (следствие). Причинно-следственные связи, прописанные в роли личности, здесь уже не считаются. Однако кроме самих причин учитываются предпосылки событий, выходящие за границы периода, и поводы (если обозначено, что это повод).

Пример: «Одной из причин начала эпохи дворцовых переворотов было издание указа Петра I о престолонаследии».

Оценка влияния событий на дальнейшую историю России

За правильную оценку влияния событий (явлений, процессов) одного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков, эксперт начисляет 1 балл. Здесь ученик обязательно должен выйти за верхнюю границу указанного промежутка времени. Это один из самых сложных критериев.

Если выпускник не упоминает конкретного историка, а пишет, например, «по мнению ряда историков...», то ответ также засчитывается в качестве правильного (конечно, когда точка зрения действительно присутствует в историографии). В любом случае, опираться лучше на исторические факты, а мнение историков приводить дополнительно.

Пример на базе фактов: «1565–1572 гг.: Удар по боярской аристократии способствовал усилению царской власти, но в то же время опричнина стала одним из факторов, вызвавших структурный кризис в Российском государстве, который, в свою очередь, привел страну к Смуте».

Пример на базе мнения историков: «1237–1242 гг.: В результате монгольского нашествия русские земли попали в политическую и экономическую зависимость от Золотой Орды, которая продолжалась более двухсот лет и оказала, по мнению историка Карамзина, решающее влияние на характер власти в Российском государстве».

Практикум предназначен для организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности старшеклассников при изучении курса истории России (10 класс). Может быть использован и для организации учебной деятельности на уроке в рамках базового курса истории, в качестве курса по выбору, системы уроков при профильном уровне изучения предмета, дополнительных занятий при подготовке к сдаче ЕГЭ.

Использование исторической терминологии

Чтобы получить еще 1 балл выпускнику достаточно корректно использовать хотя бы один исторический термин. Это, по статистике, удается подавляющему большинству.

Под историческим термином подразумевается слово или словосочетание, обозначающее историческое понятие, связанное с определенным событием, характерное для определенного периода (эпохи), или исторического процесса в целом. Могут использоваться такие слова как: полюдье, вече, десятина, Смута, местничество, мануфактура, парсуна, гвардия, продразверстка, индустриализация, коллективизация, реабилитация, приватизация и другие. Раскрывать в скобках значение термина не обязательно, но желательно.

Пример: «Княгиня Ольга провела налоговую реформу, установила уроки и погосты».

Наличие фактических ошибок

Если в сочинении нет фактических ошибок, добавляется 2 балла, если есть одна ошибка - 1 балл. Важно учесть, что эксперт рассматривает этот критерий, когда за первые четыре выпускник набрал минимум 4 балла. К сожалению, ошибки встречаются даже в очень «сильных» сочинениях.

Ребятам лучше действовать по принципу: «не уверен - не пишу». Не учитываются стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, если они не приводят к содержательным ошибкам (мЕтрополия - мИтрополия).

Типичные фактические ошибки

  • Излишние обобщения («Битва на Калке должна восприниматься как поражение всех русских княжеств»).
  • Спорные суждения («Указ о престолонаследии Павла I не позволял женщинам занять престол»).
  • Использование терминов и понятий в неадекватном историческом контексте («ордынская оккупация»).
  • Содержательные ошибки. Связаны с соотношением личности и события («Петр I вел Семилетнюю войну»), датировкой («Павел I издал указ о престолонаследии в 1799 г.»), наименованием должностей («Н.С. Хрущев был Генеральным секретарем ЦК КПСС»), инициалами (В. И. Сталин, С. С. Карамзин) и др.

Хрестоматия является составной частью УМК "История России. начало XX - начало XXI века.10 класс. " (авторы О.В. волобуев, С.П. Карпачёв, П.Н. Романов), соответствует историко-культурному стандарту и может быть использована с любым учебником по отечественной истории для 10 класса, входящим в Федеральный перечень.

Форма изложения

Если ответ представлен правильно, в виде исторического сочинения с последовательным изложением материала, добавляется еще 1 балл. Но тоже только при условии, что за первые четыре критерия начислено не меньше 4 баллов. С формой стравляется чуть больше половины выпускников.

Советы ученикам:

  • Не путайте историческое сочинение с эссе (в нем нет проблематики, но есть факты, которые обязательно нужно указать).
  • Не забывайте о логических связках и абзацном членении текста.
  • Не пренебрегайте правилами русского языка.

Алгоритм работы над сочинением

  1. Выбираем период. Имеет смысл не брать сложный период с запутанным ходом событий.
  2. Работаем с черновиком. Его можно составить в виде таблицы с 4 колонками: «Событие», «Причина», «Роль и действия личности», «Последствия». Также прописываем термины и вывод.
  3. Пишем вступление (общую характеристику).
  4. Пишем основную часть с указанием событий, личностей, причинно-следственных связей, не забывая о терминах.
  5. Пишем заключение.

Как подготовить учеников к сочинению в 10-11 классах

  • Объясните структуру исторического сочинения (что нужно написать, от чего следует отказаться).
  • Объясните критерии оценивания.
  • Тренируйте учеников работать с черновиками.
  • Пишите сочинения на уроках вместе, по мере прохождения материала.
  • Задавайте сочинения на дом.

При написании любого письменного задания на ЕГЭ необходимо досконально знать критерии его проверки. На что в первую очередь обращает внимание эксперт? Обратим на это ваше внимание на примере сочинения по периоду XIX века 1825-1855.

Рекомендации эксперта при написании сочинения (задания 25) на ЕГЭ

Итак, на что, прежде всего, обращает внимание эксперт при проверке, как максимально эффективно написать свое сочинение,

1. Не следует стараться описать весь (!!!) период, доставшийся вам. Он может быть очень насыщенным, к примеру, если взять время преобразований Петра I и одновременно Северной войны (1689-1725).

2. Выберете те несколько событий, которые вы хорошо и точно можете описать, и определите, кто из исторических личностей сыграл в них главную роль?

3. Для получения баллов по Критерию 2 (конкретные действия личности, повлиявшие на ход истории) вам понадобятся именно их не абстрактные, а конкретные действия! Это может быть и «эпизодический», казалось, бы герой, не обязательно император или полководец. Например, проще показать роль Аристотеля Фиораванти, чем Ивана III Великого; Мелитона Кантарии, чем маршала Победы Жукова.

4. Оставьте остальные несколько событий после этого для выполнения Критерия 3 по причинно-следственным связям. Отделите их в явном виде от выполнения роли личности! И абзацем, тоже в сочинении, это важно!

5. ПСС могут быть выписаны любым удобным для вас способам, чтобы быть зачтенными:

— причина > событие

— причина > событие > следствие

— событие > следствие

6. Каждый из ключевых критериев (К2, К3, К4) при оформлении бланка ответа выделите в отдельный абзац, смысловой фрагмент. События по К1 будут засчитаны при их описанию по остальным критериям «по умолчанию». Всего может получится 6 коротких абзацев, по 1-3 предложения:

1. Кратко характеризуем период

2. Событие 1 — действия по К2

4. Событие 2 — действия по К2

2-4 — порядок произвольный, естественно

6. Выполнение Критерия 4 (Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России — финал сочинения.

7. К4 выполняем, не подводя итоги периоду, а перебрасывая «исторический мостик» в следующий период, выходя за верхние рамки периода в сочинении обязательно (!!!). Понятно, что при характеристике влияния периода правления Николая I логично «мостик» перебросить к задачам и фактам правления его наследника Александра II.

Сочинение по блоку тем 2 (Россия нового времени)

Итак, мы решили писать сочинение по периоду 1825-1855. Точнее, это декабрь 1825 — февраль 1855 года.

Это второй блок тем сочинений на ЕГЭ в задании 25. Вот все его периоды (предварительно), всего до 20 тем:

1613-1645

1645-1676

1682-1689

1689-1725

1700-1725

1725-1762

1741-1761

1762-1775

1775-1796

1796-1801

1801-1812

1812-1825

1825-1855

1855-1881

1881-1894

1894-1904

1905-1907

1907-1914

Напомню, что для подготовки исторического сочинения (задания 25) на ЕГЭ эффективнее всего - выучить ВСЕГО 12 ПЕРИОДОВ ТРЕТЬЕГО БЛОКА (ХХ ВЕК), которые начинаются с 1914 года (Первой мировой), а заканчиваются 1991 (распадом СССР). У нас есть для Вас сочинения по КАЖДОМУ из данных периодов от эксперта ЕГЭ с полным разбором по каждому из критериев НА МАКСИМУМ! А это - Ваши верные 11 первичных баллов на ЕГЭ!

Сейчас же для примера идеального сочинения на ЕГЭ мы выбрали период правления Николая Первого Павловича (Палкина).

В.О. Ключевский, историк, профессор МГУ
(1841-1911)

Предлагаю опереться в оценках его правления, для начала, на классика русской государственной школы, профессора МГУ В.О. Ключевского:

«Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами; но он не снял с очереди тех жгучих вопросов, которые были поставлены в прежнее царствование, и, кажется, понимал их жгучесть ещё сильнее, чем его предшественник».

А теперь сравним с нашими оценками!

Сочинение правление Николая I (1825-1855)

Как договорились, в первом абзаце — краткая характеристика периода:

Второй абзац — выбираем личность и характеризуем ее действия. Логично начать прямо с императора.

Третий абзац — выписываем первую ПСС:

Далее, четвертый абзац, снова действия личностей. Да, можно вокруг одного события и две их выписать, для подстраховки, так сказать. И еще, классический ход — при характеристике длительного правления уделить внимание и внутренней и внешней политике.

⚔️

И снова ПСС:

И подводим итог периоду, опираясь на факты последующей истории (критерий 4 это допускает, не обязательно цитировать Ключевского). Логично, что следует завершать Крымской войной…

СОЧИНЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ

Данный период характеризуется усилением консервативных тенденции в управлении государством и укреплением самодержавия Николаем I Палкиным.

Взойдя на престол в ситуации восстания на Сенатской площади, Николай сделал все, чтобы не только не допустить подобного впредь, но и стереть всякую память о событии. Он лично допрашивал декабристов, требовал признательных показаний, утвердил, не смотря на все просьбы, смертный приговор через повешение пятерым зачинщикам. Лично уговаривал жён отправленных на каторгу не ехать за ними.

Для укрепления пошатнувшегося самодержавия в правление Николая были созданы III отделение канцелярии Е.И.В., Отдельный корпус жандармов, введены новые цензурный и университетский уставы. В результате, был установлен надзор над студенчеством, интеллигенцией, университеты потеряли свою автономию, в школах стала внедряться консервативная идеологема «православие, самодержавие, народность».

Во внешней политике, Россия в данный период стремилась усилить свои позиции на Кавказе, на Балканах, взять под контроль Черноморские проливы. В результате Адрианопольского соглашения Турция потеряла черноморское побережье от Анапы до Поти. Россия продолжила наступление на высокогорные районы Чечни и Дагестана, где столкнулась с сопротивлением имама Шамиля.

Большую роль в закреплении России в Закавказье сыграла война с Ираном, завершившаяся Туркманчайским мирным договором. От лица России его подписал полководец Паскевич, который позже руководил корпусом, подавившим Венгерскую революцию. В разработке условий Туркманчайского соглашения участвовал выдающийся поэт и дипломат А.С. Грибоедов, посол России в Иране, который и доставил его текст в Петербург. Согласно статьям договора, Россия получила Эриванское и Нахичеванское ханства.

Постоянное стремление России выгодно для себя решить Восточный вопрос привели к новой войне в правление Николая I — Крымской (Восточной). Однако, оказавшаяся в полной изоляции страна, с отсталым вооружением, деревянным парусным флотом, потерпела в итоге полное поражение от англо-франко-турецкого блока. В результате невыгодных условий Парижского мира 1856 года, канцлеру Горчакову придётся решать проблему нейтрализации Чёрного моря. А правительству нового царя Александра II — отменять крепостное право, без чего невозможно было закончить промышленный переворот и модернизировать армию и флот.

КРИТЕРИАЛЬНЫЙ РАЗБОР СОЧИНЕНИЯ

Теперь обозначим, почему это сочинение стоит считать примером, написанным Разберем его согласно критериям проверки:

КРИТЕРИЙ 1 (Указание событий (явлений, процессов).

Правильно указаны два события (явления, процесса) — 2 балла!

1) период характеризуется усилением консервативных тенденции в управлении государством и укреплением самодержавия (ПРОЦЕСС)

2) Большую роль в закреплении России в Закавказье сыграла война с Ираном, завершившаяся Туркманчайским мирным договором (СОБЫТИЕ)

КРИТЕРИЙ 2 (Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории)

Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России — 2 балла!

1) Взойдя на престол в ситуации восстания на Сенатской площади, Николай сделал все, чтобы не только не допустить подобного впредь, но и стереть всякую память о событии. Он лично допрашивал декабристов, требовал признательных показаний, утвердил, не смотря на все просьбы, смертный приговор через повешение пятерым зачинщикам. Лично уговаривал жён отправленных на каторгу не ехать за ними.

2) … завершившаяся Туркманчайским мирным договором. От лица России его подписал полководец Паскевич, который позже руководил корпусом, подавившим Венгерскую революцию.

3) В разработке условий Туркманчайского соглашения участвовал выдающийся поэт и дипломат А.С. Грибоедов, посол России в Иране, который и доставил его текст в Петербург. Согласно статьям договора, Россия получила Эриванское и Нахичеванское ханства.

КРИТЕРИЙ 3 (Причинно-следственные связи)

Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период — 2 балла!

1) Для укрепления пошатнувшегося самодержавия в правление Николая были созданы III отделение канцелярии Е.И.В., Отдельный корпус жандармов, введены новые цензурный и университетский уставы. В результате, был установлен надзор над студенчеством, интеллигенцией, университеты потеряли свою автономию, в школах стала внедряться консервативная идеологема «православие, самодержавие, народность».

2) Во внешней политике, Россия в данный период стремилась усилить свои позиции на Кавказе, на Балканах, взять под контроль Черноморские проливы. В результате Адрианопольского соглашения Турция потеряла черноморское побережье от Анапы до Поти. Россия продолжила наступление на высокогорные районы Чечни и Дагестана, где столкнулась с сопротивлением имама Шамиля.

КРИТЕРИЙ 4 (Оценка событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России)

Дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков - 1 балл!

Постоянное стремление России выгодно для себя решить Восточный вопрос привели к новой войне в правление Николая I — Крымской (Восточной). Однако, оказавшаяся в полной изоляции страна, с отсталым вооружением, деревянным парусным флотом, потерпела в итоге полное поражение от англо-франко-турецкого блока. В результате невыгодных условий Парижского мира 1856 года, канцлеру Горчакову придётся решать проблему нейтрализации Чёрного моря. А правительству нового царя Александра II — отменять крепостное право, без чего невозможно было закончить промышленный переворот и модернизировать армию и флот.

Пример того, как не нужно выполнять Критерий 4 в историческом сочинении, написан на досрочном экзамене 2018.

Очень не аккуратно выписано (Николай не успел завершить Крымскую войну — ну да, смерть помешала )…
Недостаточно просто зафиксировать результаты Крымской войны, нужно показать ее дальнейшее влияния на события периода правления Александра II (да, именно так, а не Александр 2)

КРИТЕРИЙ 5 (Использование исторической терминологии)

При изложении корректно использована историческая терминология - 1 балл!

Самодержавие, университетский устав, цензурный устав, Собственная Е.И.В. канцелярия, идеологема «православие, самодержавие, народность», Восточный вопрос, нейтрализация Черного моря, промышленный переворот…

КРИТЕРИЙ 6 (Наличие фактических ошибок)

В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки - 2 балла!

КРИТЕРИЙ 7 (Форма изложения)

Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) - 1 балл!

Надеемся, что теперь вам стало понятнее, как именно верно выписывать каждый критерий и все сочинение в целом на ЕГЭ по истории, удачи вам!