Меню
Бесплатно
Главная  /  Лечение  /  Кто же такая Баба-Яга? Версии происхождения. Кто такая баба яга

Кто же такая Баба-Яга? Версии происхождения. Кто такая баба яга

1:504 1:509

Баба-Яга – загадочное существо, которое описано во многих русских сказках. И по сей день ученых волнуют неразгаданные до сих пор загадки, окружающие это таинственное существо.

1:835 1:840

Кто же такая Баба-Яга?

1:889

2:1398

Странное имя этой старухи ученые переводят по-разному. Одни убеждены, что «яга» соответствует на некоторых индоевропейских языках значениям «досада, болезнь, скорбеть». А вот с языка коми «яг» переводится как «сосновый лес» или «бор», а слово «баба» обозначает женщину. Следовательно, Баба-Яга – это лесная женщина.

2:1983

2:4

3:513

Живет Баба-Яга в лесу, летает она в ступе. Занимается колдовством. Ей помогают гуси-лебеди, красный, белый и черный всадники, а еще «три пары рук».

3:779 3:784

4:1288 4:1293

Исследователи выделяют три подвида Бабы-Яги:

4:1380
  • воительница (в сражении с ней герой переходит на новый уровень личной зрелости),
  • дарительница (она вручает своим гостям волшебные предметы),
  • а также похитительница детей.
4:1705

Стоит отметить, что при этом она не является однозначно отрицательным персонажем.

4:152 4:157

Описывают ее как страшную старуху с горбом. При этом она еще и слепа и лишь чует человека, зашедшего в ее избу .

5:866 5:871

Жилище это, имеющее курьи ножки , родило у ученых гипотезу о том, кто же такая Баба-Яга. Дело в том, что у древних славян был обычай возводить для мертвецов специальные домики, которые устанавливались на сваях, возвышаясь над землей. Строили такие избушки на границе леса и поселенья, причем ставили их таким образом, что выход был со стороны леса.

5:1506

5:4

6:508 6:513

Версия 1. Баба-Яга - проводник в мир мертвых

6:602

Предполагают, что Баба-Яга – своеобразный проводник в мир мертвых, который в сказках именуется Тридевятым царством.

6:820 6:825


7:1331 7:1336

В выполнении этой задачи старухе помогают определенные ритуалы:

7:1459

ритуальное омовение (баня),

7:1511

«покойницкое» угощение (кормление героя по его же просьбе).

7:110 7:115

8:619 8:624

Побывав в доме Бабы-Яги, человек на время оказывается принадлежащим к двум мирам сразу, а также получает какие-нибудь определенные способности.

8:890


Версия 2. Баба-Яга – женщина-знахарка

8:971


9:1477 9:1482

В древности целительницами становились нелюдимые женщины, селившиеся в лесу. Там они собирали растения, плоды и коренья, затем их высушивали и готовили из этого сырья самые разные снадобья.

9:1832

9:4

10:508 10:513

Люди, хоть и пользовались их услугами, но в то же время и боялись, так как считали их ведьмами, связанными с нечистыми силами и злыми духами.

10:769 10:774

11:1278 11:1283

Версия 3. Баба-Яга - инопланетянин

11:1355

Не так давно некоторые российские исследователи выдвинули еще одну очень интересную теорию. Согласно ей, Баба-Яга была никем иным, как инопланетянином, прибывшим на нашу планету с исследовательской целью.

11:1736

11:4

В преданиях рассказывается, что таинственная старуха летала в ступе, при этом заметая свой след огненным помелом. Все это описание очень напоминает реактивный двигатель. Древние славяне, конечно, не могли знать о чудесах техники, а потому по-своему истолковали огонь и громкие звуки, которые мог издавать корабль инопланетянина.

12:1117 12:1122

В пользу такой интерпретации говорит и тот факт, что прибытие загадочной Бабы-Яги, согласно описаниям древних народов, сопровождалось падением деревьев в месте приземления и бурей с очень сильным ветром . Все это можно объяснить воздействием баллистической волны либо прямым действием реактивной струи. Славяне, жившие в те далекие времена, не могли знать о существовании таких вещей, а потому объясняли это колдовством.

13:2402

13:4

14:508

Избушка, стоящая на курьей ножке, видимо, была космическим кораблем. В таком случае, его малые габариты вполне объяснимы. А курьи ножки – подставка, на которой стоит корабль.

14:830 14:835

15:1339 15:1344

Внешность Бабы-Яги, казавшаяся столь уродливой людям, для инопланетных существ могла быть вполне обычной. Гуманоиды, судя по описаниям уфологов, выглядят не краше.

15:1646 15:4

В сказаниях еще утверждается, что таинственная Баба-Яга якобы была каннибалкой, то есть употребляла в пищу человеческую плоть. С точки же зрения новой теории, на корабле проводились различные опыты над людьми. Позже все это обросло легендами и сказками, которые рассказывали детям. В таком виде и до нас дошла эта история.

16:1099 16:1104

17:1608

17:4

Трудно что-то доказать, когда прошло уже так много лет, но все же таинственная Баба-Яга оставила свой след в истории не только сказочный, но и, возможно, вполне материальный. Просто он пока не найден.

17:367 17:372

Баба-яга — персонаж неоднозначный и потому очень интересный. Несмотря на ее пугающий внешний вид — вся в бородавках, нос крючком соединяется с задранным подбородком, белая козлиная бороденка, крючковатые пальцы, страшное морщинистое лицо, горб на спине, — Бабу-ягу нельзя причислить к отрицательным персонажам сказки. Ее неоднократные угрозы съесть Ивана Царевича, Машеньку, Василису и других многочисленных путников никогда не воплощаются в жизнь. Баба-яга скорее волшебный помощник, просто помощь она осуществляет особую.

Обратите внимание, что герой сказки до того, как приходит к избушке на курьих ножках, встречается и разговаривает с лесными зверями (еж, заяц, медведь, щука и т. д.), а после посещения дома Бабы-яги героя ждут испытания встречей с Кощеем (Кащеем) Бессмертным, Змеем Горынычем, Лихом Одноглазым, Кикиморой, Лешим — в общем, с демонологическими существами, которые не принадлежат реальному миру. Они ирреальны и представляют собой мир мертвых в сказке. Баба-яга принадлежит этому миру только наполовину: одна нога у нее костяная, другая — живая.

Баба-яга — сказочный «пограничник». Ее необычная избушка — своего рода «контрольно-пропускной пункт». В избушке Бабы-яги герой проходит все необходимые обряды, чтобы отправиться в мир сверхъестественного: он парится в баньке (покойника моют перед погребением), Баба-яга поит и кормит путника (поминки по умершему), герой обязательно ночует в странной избушке (ночь — время перехода из одного состояния в другое, недаром сон сравнивают с маленькой смертью). Герою необходимо попасть в мир ирреального, чтобы через испытания обрести сверхъестественную силу, потому что своей силы для преодоления возникших на его жизненном пути препятствий недостаточно.

В связи с этим интересно вспомнить интерпретацию образа Бабы-яги психоаналитиком и доктором философии Клариссой Пинколой Эстес. В книге «Бегущая с волками» она пишет о том, что Баба-яга — прообраз Старой Дикой Матери, аллегория Первозданной Женщины, обладающей дикой жизненной силой, которая пугает своей мощью неподготовленную наивную душу: «Баба-яга — сама суть инстинктивной, целостной души: ей известно все, что было раньше; она — хранительница небесных и земных сущностей. Белый День, Красное Солнышко и Темная Ночь — ее дети. Баба-яга внушает страх, потому что одновременно олицетворяет и разрушительную энергию, и энергию жизненной силы». И если герой проходит в доме Бабы-яги необходимую подготовку для погружения в иной мир и черпает силу в сражениях с демонологическими существами, то героине достаточно только посещения дома Бабы-яги и выполнения в нем необходимой женской работы, чтобы обрести душевную силу и стать мудрее.

Каждая женщина хотя бы раз в своей жизни «отправляется к Бабе-яге». Эта инициация наивной души нам более известна как «снятие розовых очков», когда выясняется, что мир, казавшийся добрым и приветливым, оказывается жестоким: тяжелая болезнь, предательство или смерть близкого человека — все, что вызывает у наивной души вопрос «За что?». Обретение силы для преодоления суровых жизненных испытаний сопровождается огромной душевной работой, которая аллегорически выражается в сказках в том, что у Бабы-яги героиня стирает белье, метет пол, готовит еду, из кучи мусора выбирает маковые семена. На наш взгляд, это очень точная аллегория, поскольку, чтобы разобраться в сложной жизненной ситуации, необходимо навести в своей душе порядок: разложить по полочкам мысли и чувства, избавиться от ненужного груза, «отделить зерна от плевел», «накормить» душу новыми впечатлениями, ощущениями, знаниями. Женщина, сумевшая выполнить эту нелегкую работу, перерождается: перестает быть наивной, становится сильной и мудрой, готовой к любым испытаниям, которые преподносит жизнь. Ее голова становиться ясной, душевная среда незамусоренной, ей хватает творческой энергии для осуществления своих замыслов и проектов. В сказке героиня, побывавшая у Бабы-яги, в дальнейшем или успешно противостоит злой мачехе и сестрам, или становится находчивой и смелой для того, чтобы убежать от злой колдуньи.

К сожалению, не все возвращаются от Бабы-яги. Сказки дают нам позитивный сценарий: сказочная героиня, несмотря на свою наивность, всегда достаточно сильна, чтобы уйти от Первозданной Дикой Женщины, унеся с собой часть ее мудрости и энергии. В жизни мы знаем много примеров, когда женщина, не сумев выполнить «важную работу у Бабы-яги», постепенно угасает под грузом жизненных испытаний, сетуя на тяжелую долю, жестокую судьбину. В этом случае инициация не пройдена и переход на следующий, качественно новый уровень жизни невозможен.

Подобная интерпретация образа Бабы-яги подтверждается данными мифологических словарей и энциклопедий. Читаем в «Энциклопедии языческих богов»: «Баба-яга — костяная нога — богиня войны. Яга была таким же полноправным божеством, как и Перун, и имела свои места поклонения». В энциклопедии «Мифы народов мира» Баба-яга описывается как лесная старуха-волшебница, повелевающая зверями и птицами, хозяйка мира мертвых, не только воительница и похитительница, но и дарительница, помощница героя. Атрибуты Бабы-яги (например, лопата, с помощью которой яга пытается сажать детей в печь) позволяют говорить о ней как о жрице в обрядах посвящения (инициации) героя.

Интересно проанализировать имя древней богини. Яга соотносится с Йендза (в польском jedza, чешское jezinka — «лесная баба»), что первоначально означало «змеиная мать». В русском языке этому имени родственны еж и уж. Вспомним уменьшительно-ласкательную форму имени Яга — Ёжка. Тот факт, что, по данным некоторых славянских мифов, Яга была женой Змея с Калинового Моста, а также варьирование первой буквы имени Я/Ё позволяет нам выстроить своеобразную смысловую цепочку: Ёжка — Яшка — Ящер — пращур. Кроме того, в тюркских языках имя «Баба-яга» соответствует сочетанию слов «бабай Ага», что в переводе означает «старый дед», то есть прародитель. Не тот ли это бабай, которым пугают детей? Возможно. Ведь персонажи, сходные с Бабой-ягой, известны практически во всех мифологиях и культурах. Например, говоры старожилов Амурской области и Хабаровского края, известные как русские говоры Приамурья, содержат три разных наименования одного и того же сказочного персонажа — полудницы. Это говорит о популярности данного мифологического образа у казаков-переселенцев. В Словаре русских говоров Приамурья читаем три разные словарные статьи:

«1. Полудница (устаревшее). Мифическое чудовище вроде Кикиморы или Бабы-яги, которым пугали детей. А детей у нас полудницей пужали. Она как Кикимора, мохнатая, как кошка. Баба-яга огородная она;

2. Болудница. Сказочное существо, которым пугали детей. Болудницей детей пугали: вон в горохе болудница сидит;

3. Полудушка (устаревшее). Страшное мифологическое существо. Не ходи в огород — там полудушка».

Полудница — общеславянский мифологический персонаж, о чем свидетельствует энциклопедия «Мифы народов мира»: «Полудница (польское и словенское poludnica, чешское polendnice) в славянской мифологии полевой дух в виде образа девушки в белом платье с длинными волосами или косматой старухи, появляющейся в поле и преследующей тех, кто там работает. Воплощение солнечного удара. Полудница может свернуть шею, похитить ребенка, оставленного в поле. Полудницей также пугают детей, забирающихся в огороды». Имя этого мифологического персонажа восходит к двум словам: поле и полдень (появляющаяся в поле в полдень).

Интересно, что в народном сознании носителей русских говоров Приамурья образ Полудницы соотносится с образом Бабы-яги и воспринимается как нечто страшное, чудовищное, пугающее и опасное. Показательно, что этот мифологический персонаж сохранился именно в диалектной речи и благодаря народным говорам не только не был утрачен, но и продолжил свою жизнь в замечательной повести-сказке «Полудница Акуля» известного дальневосточного писателя Николая Наволочкина. Так же, как и в современных литературных сказках о Бабе-яге (М. Мокиенко «Как Бабы-яги сказку спасали», Э. Успенский «Вниз по волшебной реке», А. Усачев «Баба-яга — Золотая нога» и др.), где главная героиня больше похожа на добрую деревенскую старушку, которая уже не делает гадостей и совсем не ест людей, в повести Н. Наволочкина Полудница — это не страшное полевое чудовище, а, напротив, добрый дух, заботливо следящий за порядком в огороде. У нее даже имя доброе, деревенское — Акуля.

В предисловии к повести-сказке писатель акцентирует наше внимание на доброте главной героини: «Давным-давно, когда я был совсем маленьким, все мальчишки нашей деревни знали, что в огороде живет бабка полудница, ростом с валенок. Она охраняет и холит огород и следит, чтобы мы зря не баловались на грядках... Но полудница добрая, а в наше время так не хватает доброты...». Полудница Акуля знает язык зверей и птиц, общается с ними на короткой ноге, дружит с пугалом Игнатом, помогает взойти молодым росткам, выгоняет корову, случайно забредшую в огород, однако хозяевам не показывается, маскируясь под кучу огородного мусора.

Вот так страшная колдунья, огородная Баба-яга, пугающая и ворующая детей, превратилась в заботливую деревенскую бабушку, помогающую людям, оберегающую их посевы. На наш взгляд, это не случайно. Сегодня, когда в мире господствуют информационные технологии, когда дети гораздо лучше умеют играть в компьютерные игры, нежели читать книги, когда сама книга стала в большинстве случаев электронной, так не хватает сказки с традиционными мифологическими персонажами и так хочется, чтобы эта сказка была доброй и противостояла своей добротой мультяшным роботам-киборгам и другим, инородным для нашей культуры, злодеям.

Юлия БОБРИКОВА

Б АБА ЯГА - первоначально - положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь. По мере насаждения на Руси христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, все в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения.

Баба-Яга - старуха-чародейка, наделенная магической силой, ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего - отрицательный персонаж.

Баба-Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живет в лесу, в избушке на курьих ножках, окруженной забором из человеческих костей с черепами.

Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя ее пестом и заметая след помелом (метлой).

Выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет), похитительница детей, Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости.

Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридевятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога), служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мертвых, благодаря совершению определенных ритуалов.

Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-Яге. В частности, В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мертвых. Эта еда «отверзает уста умершего». И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать.

М. Забылин пишет: «Под этим именем почитали Славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем в железной ступе, имеющей железный посох. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали, и услаждается при этом пролитием крови. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных, и особенно - те мифы, которые имеют олицетворенные явления и силы естества, или символы житейских потребностей. Таким образом баба-яга из злой адской богини превратилась в злую старуху колдунью, подчас людоедку, которая живет всегда где-нибудь в лесу, уединенно, в избушке на курьих ножках. <...> Вообще, о бабе-яге остались следы только в народных сказках, и ее миф сливается с мифом ведьм».

Вконтакте

Сидели мы тут на выходных с ребенком и занимались полезными делами. То сказку почитаем, то мультик посмотрим...

И вот как-то уже под вечер мое дите у меня и спрашивает, мол, кто такая Баба-Яга. Я тут же принял умный вид и приготовился вещать. Вопрос-то легкий! «Баба-Яга - это...» - начал я и остановился. Фиг ее знает, кто она такая! Вредная старуха из лесу? Вроде, нет. В общем, пообещал я ребенку рассказать все про старушку утром, а пока она спала, зарылся я в умные книги и выяснил всю правду про Бабу-Ягу.

Жила-была старушка

Вот так навскидку: как охарактеризовать Бабу-Ягу? Злобная гадкая старуха, с длинным крючковатым носом, которая сидит в дремучем лесу в грязной и неубранной избушке. Бабуля не прочь перекусить героем сказки и всячески ему напакостить. Старушка также изредка промышляет киднеппингом (детей похищает). В общем, ничего хорошего она не делает. Но так ли это? Если вспомнить все действия бабули, то вдруг оказывается, что она ни одной гадости в своей жизни-то и не совершила.

Давайте по порядку. Живет она в лесу дремучем и темном. Одно это уже отталкивает. Но с другой стороны, какая на фиг разница, кто и где живет? Ну, захотелось ей тут поселиться и все тут.

Идем дальше. С внешностью Яге тоже не повезло. Нос неприятный крючковатый, прически никакой нет - растрепанная ходит, одета плохонько. Неприятно? Конечно. Но, опять же, никакого преступления в этом нет. Яга - женщина свободная и незамужняя, так что может позволить себе ходить как угодно.

Следующее. Верно ли утверждение, что старушка хоть когда-то кого-то слопала? А вот вы вспомните. Ну? Не можете? Правильно. Бабуля многократно пыталась это сделать, но ее всякий раз обводили вокруг пальца, и еда в последний момент ускользала. Ну а за одно желание пообедать судить никто не станет.

Теперь что касается различных пакостей главным героям сказок. Так ведь и их не было! Старуха наоборот не против всем помогать. То клубок волшебный подарит, дорогу указывающий, то совет мудрый даст али мыслишку толковую подкинет. Или коня доброго даст. И потом вспомните, как она Ивана-Царевича принимает. Тут ему и банька будет, и еда прекрасная с десертами заморскими, а после - постель мягкая ждет. А чего еще надо герою после многих дней изнурительного пути? Так что бабуля-то на самом деле вовсе и не злая старуха получается, а вполне приличная женщина.

Позвольте, воскликнет кто-то, а как же случаи похищения детей? Было! Скрывать не будем. Но и тут есть положительный момент. Хоть один ребенок, похищенный Ягой, пропал? Нет! Всех как одного спасли и в родной дом доставили. А Яга хоть и высылала вслед карательную экспедицию под видом гусей-лебедей и себя в ступе, но все равно с носом оставалась. Что, у нее могущества не хватало каких-то детей догнать? Бросьте! Бабуля в волшебных делах оч-чень опытная баба была. Если бы реально захотела догнать - догнала бы.

И вот тут мы с вами пришли к самому главному вопросу: кто такая Баба-Яга на самом деле? Сказочная ли героиня? Выясняется, что вовсе нет!

Не старуха, но страж

Как выяснилось, Баба-Яга - один из самых древних и по-настоящему мистических героев сказок. Не так проста старушка, как это кажется.

Давайте снова разбираться. Русские народные сказки прочно завязаны на мифы и легенды. Многие герои на проверку оказываются не просто «уморительными старушками и змеями трехголовыми», а символами чего-то. Итак, Баба-Яга, что живет в лесу дремучем. А что за лес-то такой странный? И где он находится? И в любом ли лесу живет своя Баба-Яга? Оказалось - нет.

Темный лес (обязательно дремучий и тем очень темный!) это есть граница между нашим реальным миром и загробным! Или волшебным. Вспомните, ведь настоящие волшебники и чародеи встречаются положительному герою ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО после встречи с Бабой-Ягой. То есть только тогда, когда он покидает свой мир и оказывается по другую сторону. В этом случае роль бабули становится понятна - она охранник, страж, который стоит аккурат на границе двух миров и именно она решает, кого пропускать, а кого - нет.

А теперь новый вопрос: а почему именно Баба-Яга получила роль стражника? Вы помните, как звучит ее полный «титул»? Баба-Яга - Костяная нога или в некоторых других вариантах - Золотая Нога. Что там у нее с ногой-то приключилась? Давайте снова разбираться. И придется нам вспомнить некоторые расхожие выражения и поверья.

Оказывается, у многих народов было распространено мнение, что душа человеческая находится в стопе! Вспомнить хотя бы выражение «Душа ушла в пятки»! У нашей бабули - стопы нет, а значит, нет и души! То есть она не живая, но и не мертвая (вторая нога, по всей видимости, прекрасно функционирует и имеет «частичку души»). Идеальный вариант для того, чтобы действительно встать на страже живого и мертвого миров.

И еще одно. Вспомните, как передвигается Яга. На ступе, помахивая помелом. Как оказалось эти предметы - обязательные элементы старославянских церемоний погребения. Именно ступу и пестик клали в могилу умершей женщины. А метлой подметали всю дорогу от дома покойника до кладбища. Делалось это для того, чтобы умерший не нашел дорогу домой и не начал там безобразничать.

Да, чуть не упустил еще одну главную деталь. Домик Яги помните? Да-да, тот самый, что на курьих ножках. Это, как выясняется, неспроста. Оказывается, у древних славян существовал такой обычай: хоронить своих родственников в домиках на очень высоких ножках! Считалось, что из такого гроба легче всего попасть в царство мертвых.

В путь-дорогу

Ох, непроста русская сказка! Ох, мудрена! Мы уже выяснили, что Баба-Яга есть страж на входе в мир мертвых. И сторож она очень хороший. Не всякого она пропустит.

Как видит избушку главный герой? Стоит она к герою задом. И говорит он тут сакральную фразу: «Встань ко мне передом, а к лесу задом!» А собственно, почему избушка так странно стоит? Да потому что дверьми обращена все в то же царство мертвых! Однако герой разворачивает ее и тут же подвергается «допросу» стража: мол, зачем добрый молодец пожаловал? А что герой? А он не промах! Кажется, что он как будто и не слышит вопроса бабки, а гнет свою линию: «Ты сначала напои, накорми, в баньке попарь, а потом уже и спрашивай». Это что - наглость такая? Молодецкая удаль? Вовсе нет.

Герой прекрасно осознает, куда и зачем идет. Путь его - к мертвецам. А там вовсе не жалуют живых людей, и герою предстоит на время умереть. Он вовсе не хамит бабуле, а показывает, что знает весь ритуал, который предстоит пройти.

В баньке попариться - смыть с тела «русский дух» - запах человека. Помните, как Яга говорит - «Чу, русским духом запахло!». Проще говоря - живым человеком. С таким запахом в загробном мире делать нечего, надо избавляться.

Второй этап - съесть ритуальную пищу, которая позволит ему быть «чужим» для живых и «своим» для мертвых. Кроме того, еда эта даст ему способность и видеть, и говорить в царстве мертвых.

Ну и напоследок, герой просит уложить его спать. Если перевести эту просьбу со сказочного, то получается, что желает он быть похороненным в домике на высоких ножках. Опять-таки для того, чтобы без проблем попасть в мир умерших.

А как же обратно

Наконец все обряды совершены. Наш герой отправляется к мертвецам-колдунам и совершает там ряд подвигов. И вот тут возникает вопрос: если он теперь «мертвый», то, как он вернется в мир живых? Ведь ни в одной сказке герой не возвращается к Бабе-Яге, которая могла бы провести процедуру в обратном направлении.

А давайте еще раз вспомним сказки. Практически в каждой из них, уже когда Иван-Царевич с победой возвращается домой, на него вдруг налетают враги и убивают! Вот оно! Это очередной ритуал. Потом появляются друзья героя и омывают его сначала «мертвой» водой, а потом «живой». И - оп! - наш герой снова полон сил и энергии, но он уже в мире живых! Идти к Яге нет никакой необходимости.

Так что Баба-Яга вовсе не зловредная старуха, как это казалось в детстве, а вполне приличный герой, без которого ни один Иван-Царевич никогда бы не добрался до своей Василисы Прекрасной. Заметим, что подобные героини встречаются во многих национальных эпосах у разных народов. И везде они символизируют практически одно и тоже - священного стража на грани двух миров.

Баба Яга — персонаж из славянской мифологии и фольклора. Является практически неотъемлемым антигероем славянских сказок. Часто представлена, как противник главного героя сказок и мифов. Многие исследователи не перестают задаваться вопросом, кто такая Баба Яга относительно славянской мифологии, что это за богиня или существо, и как на самом деле представляли Ягу славяне-язычники?

В этой статье я постараюсь привести веские доказательства в пользу того, что Баба Яга — это вовсе не отдельное существо или не отдельная богиня, которая занималась какими-то своими обязанностями, а одно из имён славянской богини зимы и смерти . Пожалуй, тех доказательств и сравнений, что будут приведены в одной статье, вполне достаточно, чтобы прояснить образ этого загадочного сказочного персонажа.

Баба Яга в представлении современных людей — это уродливая старуха из сказок, которая летает на ступе и живёт в избушке на курьих ножках. Эти атрибуты Яги мы также разберем далее и представим их в виде дополнительных доказательств образа богини мёртвых. Старуха Яга живёт в тёмном лесу, занимается колдовством, общается с Кощеем и считается чуть ли не самой главной славянской ведьмой.

В первую очередь стоит разобрать само имя «Яга», хотя, если честно, этимология не столь важна в определении образа этой богини древних славян. Исследователь М. Фасмер сделал вывод, что Яга происходит от праславянского слова (j)egа, которое означает — ужас, опасность, гнев. Таким образом, «Баба Яга» могло переводиться, как Злая Баба, Опасная Баба. Другие этимологи делают предположение, что Яга происходит от праславянского слова egа, которое означает «змея», что, согласно их теории, указывает на хтонические истоки образа Бабы Яги.

Чтобы доказать, что Баба Яга есть не кто иной, а богиня Мара (Морана, Марена), в первую очередь стоит разобрать место обитания, образ обитания, а также, если можно так выразиться, «спутника жизни» Бабы Яги из народных сказок.

Как известно, Баба Яга живёт в глухом, дремучем, мрачном, тёмном и непроходимом лесу. Местом её обитания является некий дом на куриных ножках, который окружён забором из костей с черепами. Чтобы растолковать этот сюжет из народных сказок, стоит опять же вспомнить научный термин «катабасис», о котором подробнее можно прочитать в отдельной статье « ». Если рассказать в краткости, что такое катабасис, то это явление в мировой мифологии, когда герой спускается в подземный мир или мир смерти. Данный сюжет происходит из праиндоевропейской мифологии, который впоследствии, при расселении народов и естественном изменении форм верований, стал видоизменяться, в частности, перешёл из плоскости путешествия героя в подземный мир в плоскость путешествия героя в тёмный и непроходимый лес. Кроме переноса из подземелья в тёмный лес, практически ничего не изменилось — темнота, сложные преграды, вездесущие опасности и главная цель — царство подземного короля или подземной королевы, королевы мира мёртвых. Как известно, в славянской мифологии царицей мира мёртвых является именно Морана, так что, по всей вероятности, герои сказок, отправляются в лес именно к Моране.

О покровительстве мёртвым так же говорят сам дом, атрибуты дома и атрибуты Бабы Яги. Забор или частокол, который выполнен из костей и черепов, является явным намёком на то, что герой попадает в царство смерти. Сам вид дома, который известен, как «избушка на курьих ножках», является символом некогда существовавшей традиции хоронить пепел людей или останки людей в специальных , которые также назывались бдынами и голбцами — небольшой домик, который стоит на высокой палке или ножке. Такие домовины являются прототипом сказочной избушки на курьих ножках. Некоторые домовины, особенно те, которые создавались больших размеров и стояли сразу на нескольких столбах, имели внизу несколько перекладин, делающих домовины устойчивыми, что делало их похожими на куриные лапы. Такие домовины считались местом жительства душ мёртвых в нашем мире, то есть домом мёртвых, что в очередной раз относит Бабу Ягу к покровительнице мёртвых.

Стоит отметить также и ступу, на которой летает Баба Яга в славянских сказках. Ступа — это сказочное представление долблёной дубовой колоды, которая похожа ступу, в которых в древности хоронили людей. То есть, простыми словами говоря, Баба Яга летает в гробу или похоронной дубовой колоде-ступе.

Нельзя не вспомнить и или Кащея Бессмертного. Кощей зачастую представлен в народных сказках, как муж Бабы Яги, и это одно из самых верных доказательств того, что Баба Яга является Мораной. Кощей, он же Чернобог, является хозяином подземного мира мёртвых. Во многих языческих верованиях, в подземном мире вместе с ним восседает его возлюбленная — царица мира мёртвых. В Греции — это , в Риме — , у славян — Кощей и Морана. То, что в сказках возлюбленной или супругой хозяина подземного мира называют именно Бабу Ягу, ясно говорит о том, что Баба Яга и Морана — это одно и тоже мифологическое лицо.

В одной из сказок «Иван-царевич и Марья Моревна» Баба Яга живёт «за тридевять земель, в тридесятом царстве, невдалеке от моря за огненной рекой». То есть, говоря языком славянской мифологии, Баба Яга живёт за огненной , которая отделяет мир живых от мира мёртвых. В этой же сказке мы находим интересное упоминание о том, что за огненной рекой Баба Яга владеет табуном славных кобылиц. Спрашивается, зачем в фольклоре сохранилась такая подробность? Ответ мы можем найти в языческой мифологии славян и других народов, где есть упоминание похищения подземными богами несметных табунов у солнечных или небесных богов, что является символическим похищением «небесных стад — облаков» зимы у лета.

В сказках Бабу Ягу представляют с костяной ногой! Костяная нога опять же говорит о том, что Яга напрямую относится к миру мёртвых. Вспомним этимологию слова «Кощей», которое происходит от слова «кость», то есть Кощей — костный бог, бог костного (мёртвого) мира.

Ещё одним доказательством являются сохранившиеся до наших дней масленичные традиции в Хорватии. Если у нас на Масленицу сжигают богиню зимы и смерти Морану, то в Хорватии на Масленицу сжигают Бабу Ягу!

Таким образом, этнографический, мифологический и сказочный материал вполне ясно даёт понять, что под видом Бабы Яги в завуалированном образе до нас дошли поверия в богиню зимы и смерти Морану.

Баба Яга в фильме «Морозко» 1964 г.

Хотите сделать свой дом красивым, стильным и комфортным? Отличным выбором для этого станут столешницы из искусственного камня, которые можно приобрести в neolit.kiev.ua/ . Изделия высокого качества из искусственного и натурального камня.