М.Ю Лермантов анализ стихотворения " Нет, не тебя так пылко я люблю". Анализ стихотворения Лермонтова Я не люблю тебя; страстей…
М. Ю. Лермонтов был очень влюбчивым человеком, поэтому в его творчестве много стихотворений, посвященных нежному чувству. Одним из последних произведений этого пласта стало «Нет, не тебя я пылко так люблю». Его изучают в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Нет, не тебя я пылко так люблю» по плану.
Краткий анализ
История создания – произведение было написано летом 1841 г. незадолго до роковой дуэли, посвящено Екатерине Быховец
Тема стихотворения – любовь, которая хранится в сердце с юных лет; откровенное признание девушке об истинных чувствах
Композиция – Анализируемое стихотворение не делится на смысловые части. Это целостный монолог-откровение лирического героя. Формально он состоит из трех катренов.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка кольцевая АВВА.
Метафоры – «красы твоей блистанье», «люблю в тебе… молодость погибшую мою», «не с тобой я сердцем говорю», «в устах живых уста давно немые».
Эпитеты – «пылко я люблю», «прошлое страданье», «долгий взор», «таинственный» разговор.
История создания
Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества поэта. Оно появилось в блокноте Михаила Юрьевича летом 1841 г. Посвящено произведение Екатерине Быховец, родственницей Лермонтова, с которой он встретился незадолго до написания стихов. Девушка очень понравилась поэту. Позже выяснилось, что причиной симпатии оказалась схожесть Екатерины с Варварой Лопухиной. Вот почему лирический герой стихотворения признается, что любит не девушку, а свое «прошлое страдание» .
Варвара Лопухина - самая большая любовь поэта. С ней Лермонтов познакомился еще в юности. Тем не менее, молодым людям не суждено было идти по жизни рука об руку. Михаил Юрьевич поступил в школу юнкеров, потом отправился служить на Кавказ. Сделать предложение Варваре он не решился. Лопухину вскоре выдали замуж за другого. Девушка согласилась, ведь Лермонтов был далеко и о серьезных намерениях не заявлял. Молодой поэт тяжело переживал весть о замужестве любимой, считая ее поступок изменой. Варваре Лопухиной он посвятил множество произведений, анализируемое стихотворение тоже тесно связано с ней.
Тема
Стихотворение посвящено теме любви, хранящейся в сердце долгие годы. Эта проблема очень распространена в литературе, но Лермонтов раскрывает ее сквозь призму своих переживаний. В центре стихотворения лирический герой и девушка, к которой он испытывает симпатию.
Уже в первых строках мужчина признается девушке, что любит не ее, не блистание ее красоты, а свое прошлое. Адресат строк напоминает лирическому герою о его молодости. Далее он рассказывает, что означает его «долгий взор» . Это вовсе не влюбленность, а таинственный разговор с любовью своей юности. Во внешности девушки герой пытается узнать «подругу юных дней» . И ему действительно чудятся уста и очи некогда родного человека.
Композиция
Композиция произведения предельно проста. Оно не делится на смысловые части. Это целостный монолог-откровение лирического героя. Формально он состоит из трех катренов, каждый из которых постепенно приближает читателя к правде.
Жанр
Жанр произведения - элегия, так как лирический герой с грустью говорит о возлюбленной, с которой не суждено быть вместе. Стихотворный размер - пятистопный ямб. В тексте использована кольцевая рифмовка АВВА.
Средства выразительности
Художественные средства служат для раскрытия темы и передачи чувств лирического героя. В тексте преобладают метафоры : «красы твоей блистанье», «люблю в тебе… молодость погибшую мою», «не с тобой я сердцем говорю», «в устах живых уста давно немые» . Эпитеты придают монологу чувственности - «пылко я люблю», «прошлое страданье», «долгий взор», «таинственный» разговор.
Эта девушка была очень красива, молода и очень кокетлива. Она флиртовала и кокетничал с многими, недаром у нее было много поклонников, и нет ничего необычного в том, что и Лермонтов, когда ему было всего лишь шестнадцать, влюбился в популярную среди кавалеров женщину. Но она была холодна, хоть внешне и приветлива. Через год страсти прошли и все остыло. Лермонтов в 1831 году пишет стихотворение «Я не люблю», которое посвящается столичной кокетке, Сушковой. Произведение получается наполненным противоречиями.
Поэт сам себе противоречит, заявляя в начале стиха, что не любит отчаянную кокетку, в середине он мучиться я сомнениями по поводу своих чувств. В конце же он как бы признает, что чувства по отношению к Сушковой все же остались. Финал довольно красочен, получается так, будто Лермонтов разобравшись, все же признается в любви девушке. Михаил Лермонтов в свои двадцать лет, четыре года после расставания с Сушковой, живет вполне обычно, но не забывает о ней. Он полон мщения и злопамятности.
В 1834 году они снова встречаются, и Лермонтов мстит со всей пылкостью, на какую способен. Он делает все, чтобы влюбить ее в себя, потом делает так, что будущий брак Сушковой распался, а потом признается ей, что никогда ее не любил и не любит. Она в отчаянье, ведь она к тому же еще и опозорена перед высшим светом. Но он – отомщен.
Чувства поэта были очень сильно написаны в стихотворении «Я не люблю», которое звучит сначала как отказ от своих прежних эмоций, в которых чувствуется также униженная гордость. А потом – как романтическое, даже завуалированное признание в любви девушке, когда-то его отвергшей.
Анализ стихотворения Я не люблю тебя; страстей… по плану
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Зине Некрасова
После того, как Николай Некрасов пережил долгий и бурный роман, соединив себя узами с замужней Авдотьей Панаевой, он решает вступить в законные отношения, когда ему исполнилось 50 лет
- Анализ стихотворения Песня Гиппиус
Стихотворение Песня имеет довольно интересную структуру, в этом размере каждая строфа имеет повторяющуюся четную строчку. Каждая вторая строка вторит завершению предыдущей и таким образом звучит будто отголоском или своеобразным эхом.
- Анализ стихотворения Память Гумилева
Гумилев не принял революцию и со всем смирением принял итог этой личной позиции. Он не просто понимал свою печальную участь, но и неоднократно предсказал собственный расстрел, который состоялся совсем немного времени спустя после написания
- Анализ стихотворения Натюрморт Бродского
Созданию произведения послужило событие в жизни поэта, связанное с помещением его в лечебное учреждение в связи с серьезной болезнью с возможностью смертельного исхода. Поэтому автор выбирает в качестве названия стихотворения
- Анализ стихотворения Маяковского Послушайте!
Данное стихотворение стало неким толчком для людей, которые каким-то образом потеряли веру в себя, сбились с пути. Маяковский вводит в стихотворение Бога, но он не мнимое существо
Тема стихотворения – любовь. Однако любовь не к настоящему, а к прошлому:” Люблю в тебе я прошлое страданье”
Основная мысль - поэт хочет сказать, что прошлая любовь настолько запала ему в сердце, что он не может так сильно полюбить больше никого.
Композиция - стихотворение состоит из трех строф по 4 стиха.
В первой строфе Лермонтов отвергает настоящую любовь говоря” нет”. Во второй строфе говорится о том, что Лермонтов, говоря с одной девушкой, ” сердцем” говорит с другой. В третьей строфе Лермонтов ищет черты своей прошлой любимой в настоящей: “В твоих чертах ищу черты другие”.
Стихотворной размер – ямб. Используется кольцевая рифма. Стихотворение читается спокойно.
Лирический герой чувствует грусть и тоску по прошедшим дням, по погибшей молодости. Хоть в прошлом у него и были разочарования, он всё равно хочет вернуть прошлую молодость. Автор пытается найти её во всем:
“В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.”
Лермонтов использует эпитеты “прошлое страданье”, “погибшая молодость”, “огонь очей”, которые показывают нам, что в молодости у Лермонтова были страданья.
Также старославянизмы “краса”, “уста”, “очи” придают стихотворение глубину. Метафора “таинственным я занят разговором” говорит, что автор размышляет о прошлом сам с собой.
Тему любви в творчестве М. Ю. Лермонтова вряд ли можно назвать ведущей. Однако для самого поэта она играет немаловажную роль. В 1841 году поэт создал стихотворение, удивляющее своей эмоциональностью и драматическим содержанием - «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Эта первая строка раскрывают читателю тему стихотворения. В душе лирического героя разворачивается любовная трагедия. Конфликт между реальной действительностью и истинным чувством является идейной основой произведения. По форме стихотворение представляет собой искреннее обращение лирического героя к женщине, некогда им любимой:
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Первая строфа композиционно делится на две части. В первой части лирический герой начинает свою исповедь с резкого отри-
цания: он пылко любит, но не ту, к которой обращены его слова. Вторая строка даёт краткую внешнюю характеристику его бывшей возлюбленной: «блистательная краса» этой женщины больше не привлекает лирического героя. Он говорит, что любит в ней «прошлое страданье» и «погибшую молодость». Таким образом, уже в первой строфе поэтом заложена базовая смысловая антитеза стихотворения - «любовь» и «нелюбовь».
Начальные строки ставят очень важную в идейном отношении проблему- проблему времени. Не случайны слова «прошлое», «молодость», акцентирующие роль времени в человеческих взаимоотношениях. Прошлое и настоящее вступили в конфликт в душе лирического героя. Настоящее требует от него пылкой, вечной любви, но не даёт бури и радости былых чувств и страданий. Прошлое же постоянно манит героя и заменяет реальный образ женщины её образом давно прошедших лет. Лирический герой чувствует, что любил некогда другую, идеальную женщину. Об этом он скажет в последней строфе стихотворения.
Начало произведения даёт общее представление о душевном состоянии героя и тех противоречиях, которые гнетут его. Две остальные строфы являют развитие этих противоречий. Для лирического героя важна не блистательная красота, а внутреннее богатство любимой. Время не изменило её внешнего облика, но наложило свой отпечаток на душу. «Огонь очей» угас, «живые уста» стали немыми. В дисгармоничном настоящем лирический герой ведёт разговор «сердцем» «с подругой юных дней». Тайной окутан этот разговоре «убитым реальностью» идеалом. Трагедия лирического героя состоит в том, что он не может смириться с вечным движением времени. Он находится под властью прошлого, хранящего в себе всю прелесть, чистоту и яркость молодости.
Поэт расставляет смысловые акценты в стихотворении: он останавливает внимание читателя на наиболее важных моментах жизни лирического героя, характеризующих его внутреннее состояние в целом. Любовь в душе героя остыла и оставила ему лишь воспоминания « юных дней ». Несоответствие реального и идеального, желаемого приводит к трагедии двух сердец. Стремление вернуть прошлое, повернуть время вспять, остановить движение и изменение жизни - вот что осталось в душе разочаровавшегося человека.
Наряду с темой трагической любви в стихотворении находит отражение ещё одна значительная тема. Внутреннее одиночество лирического героя, угасшая любовь настраивают стихотворение на минорный лад. Герой чувствует свою душевную пустоту и одиночество - именно поэтому мысли его обращены в прошлое. Образ любимой, бережно хранимый в сердце, является единственной отрадой в прозаичной и скучной действительности. Для лирического героя желаннее «прошлое страдание», чем пустая «краса». Искра любви потухла, героя окружила обыденность, отчего он вновь мыслями вернулся в свою молодость. Последние строки стихотворения построены на синтаксическом параллелизме:
В твоих устах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
Те черты, которые раньше пленяли лирического героя, со временем утратили свою прелесть и притягательность. Эти строки вновь раскрывают идейную антитезу стихотворения - противопоставление милого желанного образа «подруги юных дней» образу реальной женщины, духовно чуждой лирическому герою.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю...» пронизано острым чувством неудовлетворённости человека жизнью и осознанием бесконечного одиночества. Напряжённость и пронзительность поставленной в произведении проблемы сочетается с глубоким лиризмом и выразительностью поэтического языка.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова “Нет, не тебя так пылко я люблю...” Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Нет, не тебя так пылко я люблю.... " (1) Стихотворение было написано Лермонтовым в 1841 году. В нем он представляет образ простого, усталого человека, разочаровавшегося в настоящей жизни, обращаящегося к прошлому в поисках лучшего. Говоря о литературной ситуации, в которой было создано данное произведение, можно отметить, что это–взлет русского романтизма. Наряду с Лермонтовым это течение было отражено в поэзии Жуковского и ранней лирике Пушкина. Тема стихотворения - одиночество личности лирического героя. Он заведомо отвергает жизнь настоящую и стремится уйти от реальности. Будущее, как таковое, не может его привлечь, он не верит, что в нем его ждут искренние высокие чувства, моральные и нравственные идеалы в окружающих людях. А в прошлом–его погибшая молодость, искренне страдание, дорогие исчезнувшие черты. К кому обращено стихотворение, окончательно не установлено. Возможно, адресат его–Екатерина Григорьевна, дальняя родственница Лермонтова, с которой поэт встречался в Пятигорске летом 1841 года.Идея отречения пронзает каждую строку стихотворения. Чувства лирического героя - горечь и воспоминания о прошедших днях, неудовлетворенность настоящим образом жизни, попытка обрести себя, отвергнуть реальность, стремление (вполне осознанное), принизить настоящую любовь. Она проигрывает даже "прошлому страданию", которое герой, жаждет вернуть. Образы, присутствующие в стихотворении–неясны, туманны и прозрачны. Нет, не тебя так пылко я люблю - это, обращение к той, находящейся рядом. Об этой женщине сказано ничтожно мало, упомянуто лишь "красы блистание". Столь же неясен и туманен иной образ, образ неведомой избранницы, навсегда ушедшей из жизни лирического героя. Несмотря на это он более живой, динамичный, "подруга юных дней", безусловно, ближе и дороже лирическому герою, воспоминание о ней имеют большее значение, занимают важное место в душе героя, в его сознании и памяти.
В стихотворении используются следующие литературные тропы:
Ответить