Меню
Бесплатно
Главная  /  Лечение  /  Пересказ вечернее размышление о божием величестве. Анализ «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве, при случае великого северного сияния» Ломоносов. Утреннее размышление о Божием Величестве

Пересказ вечернее размышление о божием величестве. Анализ «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве, при случае великого северного сияния» Ломоносов. Утреннее размышление о Божием Величестве

Интегрированный урок литературы и физики в 9 классе

Анализ оды М.В. Ломоносова "Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния"

Полещенко Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Музыкально-эстетический лицей им. А.Г. Шнитке»

Цель: формирование системы знаний об окружающем мире через интеграцию учебных дисциплин.

Задачи:

1. Познакомить с творчеством М.В. Ломоносова как реформатора русского литературного языка и стихосложения, определить пафос стихотворения «Вечернее размышление о Божьем величии при случае северного сияния».

2 . Выработать навыки анализа лирического текста через многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного смысла, развивать творческое мышление, внимание, совершенствовать навыки монологической речи.

3 . Воспитывать интерес к изучению жизни людей, внесших вклад в развитие науки, гордость за достижения соотечественников.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор, презентации
  2. Текст оды М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».
  3. Учебник. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 под ред. Коровиной В.Я. - М., «Просвещение», 2012 г.

Методы и приемы :

словесные (беседа, рассказ),

наглядно-иллюстративные (демонстрация),

использование ИКТ (презентация, демонстрация слайдов).

Ход урока

  1. Приветствие, проверка отсутствующих, создание благоприятного настроя.

II. Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса.

Учитель физики : Сегодня мы обращаемся к научному и творческому наследию Михаила Васильевича Ломоносова - русского поэта и выдающегося ученого.

Он изучал многие науки и совершил поразительные открытия, значительно опережавшие своё время. М.В. Ломоносов занимался исследованиями в области математики, физики, астрономии, географии, геологии, биологии, языкознания, философии, истории.

Учитель литературы : Для учёного не существовало границ между науками и искусством: М.В. Ломоносов постигал мир через призму науки, пытаясь понять, как всё в мире взаимосвязано, и описывал это в замечательных одах. Результатом стало становление и появление новых наук, открытие многих основополагающих законов и реформа русского языка и стихосложения.

Учитель физики : - Пожалуйста, приведите примеры научных открытий М. В. Ломоносов в химии, физике. Как это отразилось на дальнейшем развитии наук?

  1. Этап получения и усвоения новых знаний и способов действий
  1. Индивидуальные сообщения обучающихся «Ломоносов – химик», «Открытия М.В. Ломоносова в области физики, астрономии»,
  2. Запись в тетрадях информации, полученной в ходе сообщений. Заполнение таблицы.

Открытия М.В. Ломоносова

Наука

Достижения и открытия

Химия

Любимая наука. 1748 год: открыл в России первую химическую лабораторию. Составил рецепт для приготовления фарфоровых масс, и смальты, которую использовал для своих мозаик 1751 года. Разработал принципы новой науки - физической химии . «Слово о пользе Химии» Ломоносова.

География

Составил «Полярную карту»; разработал приборы для морского кораблевождения; приборы для морского кораблевождения. Доказал существование материка на Южном полюсе (Антарктиды); возможность Северного морского пути в Индию.

Геология

Первым в России обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых. М.В. Ломоносов составил каталог минералов России. Металлург, геолог

Астрономия

Усовершенствовал подзорную трубу, которую называл «ночезрительной» прибор «для сгущения света». Создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора. Открыл атмосферу на Венере.

Физика

Открыл закон сохранения материи. Первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, открытие которой часто связывают с именем Д. Бернулли. Сконструировал термометр. Высказал догадку о вертикальных течениях в атмосфере, правильно на электрическую природу северных сияний и оценил их высоту. Разрабатывал эфирную теорию электрических явлений, думал о связи электричества и света, которую хотел обнаружить экспериментально. Поддержал волновую теорию Гюйгенса и разработал оригинальную теорию цветов.

Русский язык и литература

Разработал правила русского языка, составил «Русскую грамматику». Разработал теорию «трёх штилей». В 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова».

Живопись, мозаика

Открыл секрет изготовления смальты. Открыл мозаичную мастерскую. Изготовил 40 мозаичных картин. Избран почетным членом Петербургской Академии художеств

Выводы:

М.В. Ломоносов был выдающимся учёным энциклопедических знаний. Не случайно А.С. Пушкин назвал его «первым русским университетом». Он сделал много для развития науки в России. Именно по инициативе Ломоносова и по его проекту в 1755 году был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий

  1. Изучение материала «М.В. Ломоносов – реформатор русского литературного языка».

Работа с учебником. «Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 под ред. Коровиной В.Я.» - М., «Просвещение», 2012 г. – С. 43-44

  1. Заполнение таблицы в тетрадях

«Теория «трёх штилей»

«Штиль»

Лексика

Жанры

«Высокий»

Церковнославянские слова и русские

Героические поэмы, оды, трагедии, похвальные надписи

«Средний»

Русские слова с небольшой примесью церковнославянских

Драмы, сатиры, эклоги, идиллии, послания, дружеские письма, элегии

«Низкий»

Русские слова разговорного языка с добавлением просторечий. Малое число церковнославянских слов

Комедии, эпиграммы, басни, песни

  1. Анализ оды М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великаго севернаго сияния».

1. Учитель литературы : «Утреннее размышление о божием величестве», посвященное описанию Солнца и солнечной атмосферы, и «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великаго севернаго сияния» являются частью единого замысла. Сам Ломоносов датирует «Вечернее размышление…» 1743 годом. К этому же времени относит начало своих наблюдений над северными сияниями. Как учёный, он пытается найти объяснение одному из прекраснейших явлений природы.

2. Объяснение учителя физики «Современная трактовка теории происхождения северного сияния». (Слайд 20)

Михаил Ломоносов, проведя бесчисленное количество опытов, высказал предположение об электрической природе этого явления. (Слайд 21)

Наш земной шар – это огромный магнит. Вокруг него, как и вокруг обычного магнита, существует магнитное поле. Когда на Солнце происходят взрывы, то в верхнюю часть земной атмосферы – ионосферу – от Солнца устремляются потоки летящих с огромной скоростью заряженных частиц. Это протоны и электроны, образующие так называемый солнечный ветер. (Слайд 22)

Вторгаясь в земную атмосферу, частицы солнечного ветра направляются магнитным полем Земли. (Слайд 23)

Сталкиваясь с атомами и молекулами атмосферного воздуха, они ионизируют их, в результате этого возникает свечение, которое мы видим и воспринимаем как полярное сияние. (Слайд 24)

Свечение разреженных газов происходит в ионосфере, то есть в верхней части атмосферы. (Слайд 25)

Значит, северное (полярное) сияние – это свечение верхних слоёв атмосферы Земли, которое возникает вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра. (Слайд 26)

3.Учитель литературы : В 1753 г. Ломоносов в «Изъяснениях», приложенных к «Слову о явлениях, от электрической силы происходящих», сообщал: «Ода моя о северном сиянии, которая сочинена 1743 года, а в 1747 году напечатана, содержит мое давнишнее мнение, что северное сияние движением эфира произведено быть может». (ПСС, т. 3. С. 123).

В этой оде М.В. Ломоносов представляет собой опыт поэтического оформления вполне конкретной естественнонаучной темы. Это своеобразный литературный эксперимент, так как ода принадлежит к так называемой «физико-теологической» традиции, видевшей в различных природных явлениях главное доказательство существования Бога.

4.Выразительное чтение оды заранее подготовленным учеником или аудиозапись чтения оды «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великаго севернаго сияния» Борисом Ветровым. Музыка Э. Артемьева к фильму «Солярис ».

(Приложение. Презентация 2)

5. Анализ оды.

Текст из учебника «Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 под ред. Коровиной В.Я.» - М., «Просвещение», 2012 г. – С. 50-51

5.1. Беседа по вопросам:

Какое впечатление осталось после знакомства с текстом? Почему?

Повлияли ли на восприятие произведения музыкальное сопровождение и зрительный ряд?

Какова композиция оды?

В начале оды М.В. Ломоносов изображает явления, знакомые человеку по его ежедневным впечатлениям: поздний вечер, сумерки, наступление ночи. Далее он говорит об изумлении, которое охватывает человека, рассматривающего бескрайнее звёздное небо и великолепное северное сияние. Затем автор приподнимает завесу над невидимой, скрытой областью Вселенной, вводящей читателя в новые, неизвестные ему миры. Поэт вопрошает себя и читателей: кто создал прекрасное и неподвластно человеческому разуму явление, как не Бог.

На протяжении всей оды он задаётся вопросами, ответ на которые сложно дать обычному человеку, незнакомому с началами наук.

Что придаёт тексту возвышенность и торжественность? (Церковнославянская лексика, архаизмы, устаревшие грамматические формы ).

Приведите примеры. (Лице – лицо, тёмна, звездАм, мАла, углублён, утомлён, несчётны, верьхи и другие; неполногласие в церковнославянских словах: хладна, престал и другие).

Будет ли нарушен или стиховой ритм первой строки, если заменить старославянское выражение «лице свое» русским «своё лицо»? Что изменится? (Ритм сохранился, но исчезнет торжественность).

Каково лексическое значение и какова этимология существительного « бездна» ? Какие естественнонаучные знания оно отражает? («Без дна». Используя существительное «бездна», М.В. Ломоносов говорит о бескрайности мира: «Звездам числа не, нет бездне дна».

Какие и чувства охватывают нас при виде звездного неба? (Мысли о своей незначительности в бескрайнем мире, размышления о своем месте в нем. )

- Как это передает М.В. Ломоносов? (Многочисленные сравнения помогают передать ощущение своей незначительности и бренности:

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне, -

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!)

- Что побудило поэта к размышлению о Божьем величии? (Наблюдение северного сияния ).

Как описывается это физическое явление в оде? (Ученики приводят примеры )

5.2.Учитель физики:

В следующей строфе М. В. Ломоносов высказывает предположения о причине северного сияния:

Там спорит жирна мгла с водой;

Иль солнечны лучи блестят,

Склонясь сквозь воздух к нам густой;

Иль тучных гор верхи горят;

Иль в море дуть престал зефир,

И гладки волны бьют в эфир.

Согласно старинным учениям, все мировое пространство заполнено особой средой - эфиром. А греческим словом зефир называют легкий ветерок. Море успокоилось, и волны стали «гладкими», потому что перестал дуть зефир. Такие волны «бьют в эфир» и вызывают его свечение. Как это соотносится с современным представлением о природе северного сияния?

Сравните научную и поэтическую гипотезы М.В. Ломоносова. (Гипотеза в поэтической форме о происхождении северного сияния «в море дуть престал зефир, и гладки волны бьют в эфир» и научная гипотеза М.В. Ломоносова вполне соотносятся: учёный предположил, что причиной полярных сияний служат электрические разряды, происходящие в разреженных слоях воздуха, а природа полярного сияния такая же, как и свечения газового разряда).

В научном труде Ломоносова «Oratio de meteoris vi electrica ortis» - «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих, предложенное от Михаила Ломоносова» мы читаем: «Возбуждённая электрическая сила в шаре, из которого воздух вытянут, внезапные лучи испускает, которые в мгновенье ока исчезают, и в то же время новые на их места выскакивают, так что беспрерывное блистание быть кажется. В северном сиянии всполохи или лучи вид подобный имеют».

– Какие предположения М.В. Ломоносова нашли подтверждение в современной науке? (причиной полярных сияний служат электрические разряды, происходящие в разреженных слоях воздуха; полярные сияния происходят на очень больших высотах).

Объясняя природу северных сияний, Ломоносов не смог ответить на вопрос, какие же электрические частицы вызывают грандиозное свечение воздуха в его верхних, разреженных слоях. Это стало возможным благодаря развитию физики в ХХ веке и успехам в области космических исследований.

5.3.Учитель литературы :

Какова главная мысль духовно-философской оды «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великаго севернаго сияния»? (Преклоняясь перед могуществом Творца, человек должен постигать законы мира, искать и находить ответы на вопросы о смысле жизни и Божественном замысле. На это ему дан разум ).

Вера в человеческий разум, стремление познать «тайны множества миров» сочетается в духовной оде с преклонением перед безграничной созидательной силой Творца, неизмеримое величие которого являет себя в устройстве мира, картинах грандиозной природы, ее могуществе и силе. Подтвердите это текстом оды.

(Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших дале звезд?

Несведом тварей вам конец?

Скажите ж, коль велик творец?

Ода М.В. Ломоносова поражает неколебимостью веры в непостижимую мудрость Творца, в совершенство Его творения, жаждой познания, творчества, сознания силы человеческого разума. Разум человека, способный объять Вселенную и отыскать ее законы - «уставы», представляет ее бесконечной, вечно живой, никуда не исчезающей. В этом состоит величие Бога и сотворенной Им Вселенной. Но столь же величествен и разум человека, направленный на изучение законов мирозданья).

V. Систематизация и обобщение:

Свои обширные познания в области науки М.В. Ломоносов сделал предметом поэзии. Его стихотворения - настоящая поэзия, рожденная вдохновением, поэтическим восторгом от возможности познания мира, постижения Божественных тайн природы. В то же время в них даётся научное объяснение явлений природы. Язык этих произведений лаконичен и лишен всякого рода «украшений».

А.С. Пушкин считал духовные оды М.В. Ломоносова лучшими его произведениями: «Они останутся вечными памятниками русской словесности; по ним долго еще должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему». А мы можем добавить, и способности познания мира, постижения его научных законов

VI. Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке?

Что ещё хотели бы узнать?

Над чем вы задумались, уходя с урока?

VII. Домашнее задание: Учебник, стр. 51-58, выразительное чтение и анализ оды «На день восшествия …», повторить наизусть отрывок «Науки юношей питают».

Сочинение-рассуждение на одну из тем: «Роль риторических вопросов в оде «Вечернее размышление» или «Актуальность обращения М.В. Ломоносова к молодым в оде «На день восшествия…».

Источники

1.Западав А. Отец русской поэзии. - М., 1961

2. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч.: В II т. -М.; Л. 1959

Интернет-ресурсы:

Ломоносовская энциклопедия. http://feb-web.ru/feb/lomonos/

Библиотека классической музыки. http://music.lib.ru/b/boris_w/indexdate.shtml

Ломоносов М. "Вечернее размышление о Божием величестве.."

Вклад Ломоносова в русскую литературу. http://www.rosimperija.info/post/1592

Стихи в голосе. Искусство художественного чтения. http://www.stihophone.ru/works.php?G=9&ID=17951


    Лице свое скрывает день;
    Поля покрыла мрачна ночь;
    Взошла на горы черна тень;
    Лучи от нас склонились прочь;

    Песчинка как в морских волнах,
    Как мала искра в вечном льде,
    Как в сильном вихре тонкий прах,
    В свирепом как перо огне,
    Так я, в сей бездне углублен,
    Теряюсь, мысльми утомлен!

    Уста премудрых нам гласят:
    Там разных множество светов;
    Несчетны солнца там горят,
    Народы там и круг веков:
    Для общей славы Божества
    Там равна сила естества.


    С полночных стран встает заря!
    Не солнце ль ставит там свой трон?
    Не льдисты ль мещут огнь моря?
    Се хладный пламень нас покрыл!
    Се в ночь на землю день вступил!
    О вы, которых быстрый зрак
    Пронзает в книгу вечных прав,
    Которым малый вещи знак
    Являет естества устав,
    Вам путь известен всех планет;
    Скажите, что нас так мятет?

    Что зыблет ясный ночью луч?
    Что тонкий пламень в твердь разит?
    Как молния без грозных туч
    Стремится от земли в зенит?
    Как может быть, чтоб мерзлый пар
    Среди зимы рождал пожар?

    Там спорит жирна мгла с водой;
    Иль солнечны лучи блестят,
    Склонясь сквозь воздух к нам густой;
    Иль тучных гор верьхи горят;
    Иль в море дуть престал зефир 1 ,
    И гладки волны бьют в эфир.

    Сомнений полон ваш ответ
    О том, что окрест ближних мест.
    Скажите ж, коль пространен свет?
    И что малейших дале звезд?
    Несведом тварей вам конец?
    Скажите ж, коль велик Творец?

В этой философской оде Ломоносов задумывается о могуществе Божественного разума: «Скажите ж, коль велик Творец?» Величие Божественного разума проявилось прежде всего в том, что Бог внес порядок, или, как тогда говорили, «чин», в устройство Вселенной, подчинив ее вполне ясным и твердым законам, устранив хаос и беспорядок: после дня с неумолимостью наступает ночь, после ночи встает солнце и настает утро. Этот закон устройства природной жизни ясен, тверд и прост.

Каждому явлению, предмету и живому существу отведено свое место. Человек в сравнении со Вселенной - малая и, казалось бы, незаметная «песчинка», однако Бог передал человеку часть своей привилегии и наделил человека разумом, который превратил «песчинку» в могучее существо. Он сделал это с тем, чтобы человек исследовал законы Вселенной и обратил их себе на пользу. Таким образом, в основе человеческого существа лежит мыслительная деятельность, побуждающая исследовать мир, постигать его законы и проникать в тайные, неизведанные глубины его строения. Мысль дает человеку возможность воображать и изучать эти законы, строить гипотезы и пытаться найти истину:

    Но где ж, натура, твой закон?
    С полночных стран встает заря!

Непосредственно эти строки относятся к установлению причины северного сияния, которую в ту пору отгадывал Ломоносов, но в целом они характеризуют отношение ученого к тайнам природы, которые предстоит открыть человечеству.

Из стихотворения ясно, что разум человека, способный объять Вселенную и отыскать ее законы - «уставы», представляет ее бесконечной, вечно живой, никуда не исчезающей. В этом состоит величие Бога и сотворенной Им Вселенной. Но столь же величествен и разум человека, направленный на изучение законов мира.

Вместе с тем восхищение величием Бога, Вселенной не свободно от «пиитического ужаса» перед природой: Ломоносов никогда не забывает, что могущество разума дано «ничтожной пыли», «песчинке» бытия, которая в отличие от Вселенной смертна. Испытывая восторг перед разумом человека, он одновременно чувствует священный трепет. Он поет гимн разумному человеку при ясном сознании скоротечности существования. Эти два чувства рождают «парение мысли». Поэт стремится постичь внутреннюю гармонию природы и преклоняется перед ее мощью.

В самых обычных явлениях Ломоносов замечает действие скрытых стихийных сил. Жажда познания сочетается с поэтическим чувством природы. Поэт оказывается лицом к лицу с космосом, со всей необозримой и бесконечной Вселенной. Научные представления того времени были бессильны объяснить многие физические и иные явления, и поэт призывает на помощь фантазию, которая не была произвольным вымыслом, а основывалась на научном предвидении. Так рождается у Ломоносова живописное изображение космоса. Главная идея этой картины - неисчерпаемость космической жизни, существование в ней множественности миров:

    Открылась бездна, звезд полна;
    Звездам числа нет, бездне дна.

Испытывая восторг и священный ужас, Ломоносов в духе века Просвещения изображает человека не бессильным, подавленным и сникшим созерцателем, а деятелем, которому дороги не только теоретические, но и практические результаты его умственных трудов. Когда Ломоносов писал: «Теряюсь, мысльми утомлен!», он имел в виду не растерянность человека, а недостаточность знаний для объяснения всемогущества природы и сложность задач, стоящих перед ученым. Он «мысльми утомлен», потому что твердо верит в познаваемость мира, но еще не может познать его законы.

Предмет забот и поэтического поклонения Ломоносова - мудрая, могущественная, счастливая, процветающая и пребывающая в мире Россия. Поскольку просвещенная Россия олицетворялась Ломоносовым в просвещенной императрице-самодержице, то, представляя живописный портрет страны, поэт изображает ее в виде величественной и дородной женщины с атрибутами царской власти - порфирой, скипетром и венцом. 1 Зефир - в греческой мифологии бог западного ветра, легкого и теплого

М. В. Ломоносов - это не только выдающийся ученый своего времени, в зону внимания которого входило множество наук и дисциплин. Это еще и замечательный литератор, сумевший создать множество подлинно поэтических текстов. Помимо этого, Ломоносов известен нам как реформатор русского языка, приблизивший его к современному звучанию. Проведем анализ оды «Вечернее размышление о Божием величестве».

Время создания

Стихотворный текст был создан автором в середине 18-го столетия, когда наука только начинала свое бурное развитие, а просвещение постепенно завоевывало умы человечества. Анализ «Вечернего размышления о Божием величестве» необходимо проводить именно в сопоставлении с особенностями эпохи. Поэты и мыслители той поры считали, что через печатное слово можно донести идеи просвещения, ценности научного познания до миллионов читателей. Вот почему в оде, торжественном жанре, призванном прославлять героическое событие, подвиг или монарха, Ломоносов обращается к интересному, прекрасному, но все же довольно обычному явлению - северному сиянию.

Задача автора - заинтересовать своих читателей наукой, показать им связь научного взгляда на жизнь с царившим в те времена догматизмом церкви. Именно поэтому и поэтические и его научные работы представители церкви восприняли очень негативно.

Особенности жизни поэта в период написания

Продолжим анализ «Вечернего размышления о Божием величестве» определением тех жизненных обстоятельств, в которых оказался Ломоносов в момент написания оды. Поэтический текст написан в 1743 году, в то время, когда поэт и ученый находился в заключении из-за конфликтной ситуации с профессором-иностранцем. В тюрьме Ломоносов пробыл целых восемь месяцев, это время исследователи считают довольно продуктивным в его творчестве. Так, стихотворение «Вечернее размышления о Божием величестве», анализ которого мы проводим, было создано именно в неволе.

Интересно, что упоминание бога в заглавии текста было продиктовано необходимостью оставить благосклонное ощущение у цензоров.

Специфика жанра

При создании текста не зря Ломоносов выбрал оду, свой любимый жанр, в котором он смог быть максимально объективным. Главная цель написания стихотворения - пропаганда просвещения, поэт старался привлечь внимание своих читателей к научному взгляду на жизнь, вызвать в них интерес к исследованиям.

Духовно-философская ода как нельзя лучше соответствовала цели написания поэтического текста - подчеркнуть важность и значимость научного познания мира. Использование большого числа метафор и выразительных сравнений помогало автору привлечь внимание читателя к описываемому явлению.

Особенности языка

Следующий этап проведения анализа «Вечернего размышления о Божием величестве» - определение его языковых особенностей. Несмотря на то что Ломоносов был реформатором русского языка, во многих своих произведениях он использовал его возвышенную форму, поэтому ода изобилует старославянизмами, которые придают ей торжественное звучание. Довольно часто поэт использует такие формы:

  • Усеченные прилагательные (мрачна, черна, мала, жирна).
  • Особые формы существительных (мысльми, огнь, лице).
  • Устаревшую лексику (уста, натура (природа), хладный, окрест).

Все это придает поэтическому тексту возвышенное, торжественное звучание. Приемы используются не случайно: именно в подобных тонах воспевались подвиги, описывались важнейшие государственные события. Ломоносов же в столь высокопарной, но понятной читателю его эпохи манере изобразил интересное явление природы - северное сияние. Таким образом, он подчеркнул значимость науки.

Сюжет

Проведение краткого анализа «Вечернего размышления о Божием величестве» продолжим определением развития сюжета:

  • С первых строк Ломоносов рисует нам наступление ночи в природе: тьма постепенно захватывает поля, горы, солнце скрывается с горизонта. Образ неба рисуется автором с восхищением, он любуется загадочной вселенной, которая еще не открыла человеку все свои тайны. Не зря поэт сравнивает небо с бездонной бездной, полной звезд.
  • Сравнение исследователя с песчинкой, которая бесконечно мала. Лирический герой оды формулирует вопросы, которые волнуют его разум.
  • Пересказ гипотез прошлых лет, в которых поэт не видит рационального зерна, и спор с ними. Ломоносов призывает не относиться со святой верой ко всему, о чем пишут религиозные труды прошлого, необходимо стремиться к научному открытию и познанию мира.
  • Наконец, поэт вступает в полемику со своими невидимыми оппонентами, в стихотворной форме доказывая несостоятельность их аргументов.
  • Завершается поэтический текст риторическим вопросом.

Таково сюжетное повествование, учитывать которое необходимо при анализе стиха «Вечернее размышление о Божием величестве». В целом мы видим, что сюжет является линейным, посвящен описанию единого явления и размышлениям по его поводу.

Тематика и проблематика

Продолжим анализ стихотворения «Вечернее размышление о Божием величестве», определение его темы и основной идеи. В этой оде Ломоносов пытается найти ответы на вопросы, которые волновали его всю жизнь:

  • Место человека в мире.
  • Особенности Вселенной.
  • Возможности человеческого разума - может ли он постичь тайны окружающего мира.

Хотя в наименовании поэтического текста имеется слово «божие», в действительности религиозного подтекста в нем нет. Ода прославляет природу, которая в сознании поэта предстает великим творцом. Читая оду, можно заметить, что мысли, которые поэт высказывает в своем произведении, далеки от официальных церковных канонов. Ломоносов придерживается материалистических взглядов на строение мира и роль человека в нем.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что поэт и ученый не боролся с самой идеей существования бога, но призывал не слепо верить церковным догматам, а использовать разум, стремиться к научному познанию, изучать мир. Именно эта идея и стала основной мыслью «Вечернего размышления о Божием величестве».

Тематика произведения напрямую связана с теми научными интересами, которые были присущи поэту и ученому в этот период. Так, Ломоносов не просто пытается понять природу и сущность северного сияния (как исследователь), но еще и любуется этим прекрасным явлением (как подлинный поэт), восхищается величием природы.

Спор в стихах

Многие свои поэтические тексты Ломоносов использовал весьма оригинально для своего времени: он посвящал оды тем явлениям и предметам, которые входили в область его научных интересов. Для чего он это сделал? Будучи ярым пропагандистом просвещения и идей силы разума, поэт-ученый пытался донести их до как можно большего числа людей.

Проще всего это было сделать, используя стихи - произведения, которые читались широкими массами. При анализе данного поэтического текста следует упомянуть интересный факт, который характеризует Ломоносова как подлинного новатора - он в оду, это торжественное стихотворение, внес элемент полемики.

«Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар?» - читаем в тексте.

Данный вопрос имеет своего адресата, это Христиан фон Вольф, ученый, обладающий энциклопедическими знаниями. Он полагал, что природа северного сияния состоит в испарениях, которые зарождаются в недрах земли, а затем сгорают в небе. Ломоносов был не согласен с этой идеей.

Наконец, оспорив версии оппонентов, в завершающей части произведения ученый высказывает собственную гипотезу: северное сияние напрямую связано с электричеством.

Особенности построения и средства выразительности

Следующий этап анализа «Вечернего размышления о Божием величестве» - определение специфики построения текста и использованных тропов - то есть всего того, что помогло автору передать свои мысли в стихотворной форме.

Можно отметить, что ода дышит волнением, экспрессией, поэт отнюдь не равнодушен, он страстно пытается донести до читателя мысли, которые волнуют его разум. Передать волнение Ломоносову удается использованием особых синтаксических конструкций:

  • Большого количества вопросов.
  • Обращения «о вы», «скажите ж».
  • Множества восклицательных предложений.

Такие предложения помогают создать напряженную атмосферу, полную эмоций и переживаний.

Будучи ученым, Ломоносов оставался им даже в своем поэтическом творчестве. При анализе «Вечернего размышления о Божием величестве» следует отметить, что завершается произведение вопросом. Автор ставит под сомнение силу небесного Творца, призывая своих современников к познанию мира посредством науки.

Для создания понятного поэтического текста о прекрасном природном явлении автор использует четырехстопный ямб, а также мужские рифмы.

Завершение анализа

Проведенный анализ произведения «Вечернее размышление о Божием величестве» помогает убедиться в том, что Ломоносов сумел в стихотворной форме воплотить свои научные представления о природе северного сияния, а также высказать идею о значимости научного познания.

«Вечернее размышление о Божием величестве…» Михаил Ломоносов

Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков:
Для общей славы божества
Там равна сила естества.

Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет естества устав,
Вам путь известен всех планет,-
Скажите, что нас так мятет?

Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?

Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верхи горят;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в эфир.

Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик творец?

Анализ стихотворения Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве…»

В мае 1743 года Ломоносов был заключен под стражу. Причиной тому послужил конфликт с иностранными профессорами, работавшими в Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге. Михаил Васильевич пробыл в тюрьме восемь месяцев. Этот период отмечен его активной научной и творческой деятельностью. В частности, он написал «Вечернее размышление о Божием величестве». Упоминание о Господе в официальном названии продиктовано желанием угодить цензуре. При этом в самой оде Ломоносов высказывал мысли, которые вызвали негодование со стороны церковников того времени. Речь идет в первую очередь о вполне материалистических представлениях, касающихся устройства вселенной. С большой долей уверенности можно сказать, что Михаилу Васильевичу были близки некоторые идеи деизма. Последователи этого религиозно-философского течения не отрицают существования Бога и факта сотворения Им мира, но отказываются принимать религиозный догматизм, значительную часть явлений, носящих сверхъестественный и мистический характер. Когда Ломоносов в стихотворениях упоминает Господа, то в качестве синонимов стоит рассматривать слова «природа», «естество».

Стихотворение «Вечернее размышление о Божием величестве» тесно связано с научными изысканиями Михаила Васильевича, что легко подтверждается на примере буквально нескольких строк. Примерно в середине оды написано следующее: «Там разных множество светов». Ломоносов утверждал наличие большого количества населенных миров. Мысль эту он пытался доказать в труде «Явление Венеры на Солнце», написанном в 1761 году. Значительная часть стихотворения посвящена рассуждениям о природе северных сияний, изучению которых Михаил Васильевич посвятил немало времени. В оде задается вопрос:
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?

Адресован он немецкому ученому Христиану фон Вольфу. По его мнению, северные сияния образуются вследствие возгорания в небе «тонких испарений», рождающихся в земных недрах. Далее следует обращение к группе бреславльских ученых-натуралистов: «…Иль тучных гор верхи горят…». В 1716 году они высказали идею о том, что северные сияния тесно связаны с исландским вулканом Гекла. Якобы его огни отражаются в морских льдах при их передвижении. Ближе к финалу Ломоносов транслирует собственную теорию: «…И гладки волны бьют в эфир». Согласно гипотезе Михаила Васильевича, северные сияния имеют электрическую природу. Надо отметить, что необычным явлением он интересовался в течение всей жизни. В 1743 году (время создания рассматриваемой оды) приступил к регулярным наблюдениям за северными сияниями. В научной работе «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» (1753) имеется их описание в прозе, удивительное по силе и красоте.

«Вечернее размышление о Божием Величестве» Ломоносов включил в «Риторику» (1748) – книгу по мировой литературе, в которую также вошли произведения русских писателей. Затем ода была напечатана в двух собраниях сочинений Михаила Васильевича, изданных в 1751 и 1758. Каждый раз текст стихотворения подвергался изменениям. Главная задача переделок – воспроизведение хода научной мысли с максимальной точностью и простотой. В итоге цели автор достиг. Четырехстопный ямб в сочетании с мужскими рифмами позволил идеально воплотить в стихотворной форме пафос естествоиспытателя и поэта.

Современники по достоинству оценили «Вечернее измышление о Божием Величестве». Ода приобрела необыкновенную популярность не только в образованных кругах. Она часто встречалась в рукописных песенниках, широко распространенных в восемнадцатом столетии.

М. В. ЛОМОНОСОВ

ВЕЧЕРНЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ ПРИ СЛУЧАЕ ВЕЛИКОГО СЕВЕРНОГО СИЯНИЯ

Лице свое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь;

Взошла на горы черна тень;

Лучи от нас склонились прочь;

Открылась бездна, звезд полна;

Звездам числа нет, бездне – дна.

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне,

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят:

“Там разных

Множество светов,

Несчетны солнца там горят,

Народы там и круг веков;

Для общей славы божества

Там равна сила естества”.

Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встает заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мещут огнь моря?

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак

Пронзает в книгу вечных прав,

Которым малый вещи знак

Являет естества устав,

Вам путь известен всех планет, –

Скажите, что нас так мятет?

Что зыблет ясный ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Молния без грозных туч

Стремится от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой;

Иль солнечны лучи блестят,

Склонясь сквозь воздух к нам густой;

Иль тучных гор верьхи горят;

Иль в море дуть престал зефир,

И гладки волны бьют в эфир.

Сомнений полон ваш ответ

О том, что окрест ближних мест.

Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших дале звезд?

Несведом тварей вам конец?

Скажите ж, коль велик Творец?

Комментарий. Уже в самом начале этого стихотворения привлекает не только четкая ритмическая организованность строфы, ударение на последнем слоге (мужская рифма), но и более близкая к народной речи лексика.

Ломоносов считал, что нельзя искажать слова путем неестественного переноса ударений в угоду силлабическому строю стиха.

Тоническое стихосложение дало возможность привести естественную форму слова в соответствие с ритмом. Кроме того, поэта вдохновила совершенно новая для поэзии того времени тема – научное познание беспредельного мира. Созерцая потрясающее величием Божье творение – Вселенную, поэт чувствует себя не ничтожным в своем непонимании, а мыслящим и способным понять законы сотворения мира.

В стихотворении делается вывод, утверждающий возможность познания человеком высших законов мироздания: “Скажите ж, коль велик Творец?” То есть поэт уравнивает величие и гармонию созданного Творцом мира и всепроникающую мысль человека.

(No Ratings Yet)



  1. М. В. ЛОМОНОСОВ К СТАТУЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО Надпись первая Се образ изваян премудрого героя, Что, ради подданных лишив себя покоя, Последний принял чин и царствуя служил, Свои законы сам примером...
  2. Где они, слова, когда говорим о человеческом горе? Почему всегда так трудно “писать об этом и вдвое труднее, когда горе это, страдание эти неоправданные, не озарены стремлением к этой великой...
  3. АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Генри Филдинг (Henry Fielding) История жизни покойного Джонатана Уайльда Великого (The History of the Life and Death of Jonathan Wilde the Great) Роман(1743) Приступая к рассказу о жизни...
  4. М. В. ЛОМОНОСОВ ИЗ “РАЗГОВОРА С АНАКРЕОНОМ” Анакреон Ода I Мне петь было о Трое, О Кадме мне бы петь, Да гусли мне в покое Любовь велят звенеть… Да гусли...
  5. Читая стихи Пушкина, мы не только попадаем под обаяние его изумительного поэтического дара, но и открываем для себя особый талант этого поэта – талант дружбы. Стихотворения, посвященные дружбе, занимают особое...
  6. ТРАГЕДИЯ “ВЕЛИКОГО ПЕРЕЛОМА” В РОМАНЕ М. А. ШОЛОХОВА “ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА” Много произведений написано о насильственной коллективизации и массовом избиении крестьянства. О трагедии российского крестьянина рассказали нам книги С. Залыгина “На...
  7. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА А. А. Фет На стоге сена ночью южной Лицом ко тверди я лежал, И хор светил, живой и дружный, Кругом раскинувшись, дрожал. Земля, как смутный...
  8. Основой стихотворения “Размышления у парадного подъезда” есть история, свидетелем которой был М. Некрасов. Окна его квартиры в Петербурге выходили на парадный подъезд российского чиновника, тогдашнего министра Н. Муравьева, которого за...
  9. РАЗМЫШЛЕНИЕ ОБ ИСТИННЫХ ЦЕННОСТЯХ (по стихотворению Н. А. Заболоцкого “Не позволяй душе лениться”) 1 вариант Вера и упорство, Труд и честность… Н. Заболоцкий Многие поэты в своих произведениях поднимали вопросы...
  10. Однозначно, что этим миром и нами кто-то управляет. Недаром люди верят в существование Бога, который якобы управляет нашим миром и может способствовать нам, оказывая помощь. Ведь человечество всегда стремилось узнать...
  11. Одни говорят, что настоящую любовь можно встретить только раз в жизни. Другие – что для каждого возраста существует своя любовь. Сколько выдающихся произведений искусства написано об этом чувстве. Люди пишут...
  12. У нас дружная семья, а во главе ее – наш папа. Я очень люблю своего отца и хочу быть похожим на него. Сотрудники уважают моего папу за профессионализм и дружественную...
  13. Чаще всего, Нецензурную лексику, можно услышать просто на улице. Действительно, люди не очень ограничивают себя в выражениях, таким образом, выражая собственное недовольство окружающими событиями. Никто не спорит, иногда экспрессия действительно...
  14. Каждый из нас задумывался над тем, зачем он родился и какова его миссия, что он должен сделать, чтобы его жизнь прошла не зря. Нам дана лишь одна жизнь, поэтому мы...
  15. Жизнь каждого человека – это выбор, который он должен сделать сам. Так уж сложилось, что каждый день мы должны принимать решения. И от того, какое решение мы примем, зависит, что...
  16. РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В СТИХОТВОРЕНИЯХ А. С. ПУШКИНА “ЦВЕТОК” И “ЕСЛИ ЖИЗНЬ ТЕБЯ ОБМАНЕТ…” 1 вариант Стихотворение А. С. Пушкина “Цветок” – о любви, о жизни, о судьбе человека....
  17. Под словом “культура” может скрываться немало понятий. В данном случае речь идет о духовности, о человеческих добродетелях или все-таки о культуре как особенность отдельного народа? В любом случае это взаимосвязанные...
  18. Выбор профессии – это одно из важнейших решений, которое делает человек в своей жизни. Но очень часто случается так, что со временем он понимает, что то, чем он занимается –...
  19. Роман “Собачье сердце” принадлежит перу знаменитого писателя начала XX века – Михаилу Афанасиевичу Булгакову. По стилю эта повесть является сатирическо-фантастической. В ее основе лежит идея о том, что с помощью...
  20. Ода, по определению словаря литературоведческих терминов, – торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою. Ода М. В. Ломоносова посвящена восшествию на престол императрицы Елизаветы Петровны в 1747 г. В...
  21. Акмеисты О. Э. Мандельштам *** Дано мне тело – что мне делать с ним, Таким единым и таким моим? За радость тихую дышать и жить, Кого, скажите, мне благодарить? Я...
  22. КЛАССИКА М. В. ЛОМОНОСОВ СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ – ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ТВОРЧЕСТВА М. В. ЛОМОНОСОВА Вся жизнь Михаила Васильевича Ломоносова – это жизнь труженика, борца за процветание России. С именем этого деятеля...
  23. Имя Михаила Ломоносова связано с величайшими открытиями в области науки, однако мало кто знает, что этот удивительно талантливый человек был одним из самых востребованных поэтов своего времени. Его авторству принадлежат...
  24. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765) Необычайна его биография. Он родился на Севере – недалеко от деревни Холмогоры, вблизи Архангельска, в Беломорском крае. Жившие там государственные крестьяне не знали ни крепостного права,...
  25. Романтик по натуре, Сергей Есенин не только умел видеть красоту окружающего мира, но и мастерски передавал ее в своих стихах. В творчестве этого поэта несколько периодов, однако самые возвышенные стихи...
  26. Ода “На день восшествия на престол Елизаветы Петровны”, 1747 года В оде Ломоносов прославляет молодую Елизавету, рисует образ просвещенного монарха, который покровительствует наукам и искусствам, приближает к себе образованных и...
  27. Небольшой по объему рассказ очень метко высмеивает подхалимство. Герои произведения приятели, которые имеют очень разные характеры. Противоположная внешность подчеркивает эту разницу. Мы замечаем, что в детстве толстый приятель был изрядным...
  28. Белинский о поэме “Мцыри”: “Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его...
ВЕЧЕРНЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ ПРИ СЛУЧАЕ ВЕЛИКОГО СЕВЕРНОГО СИЯНИЯ