Меню
Бесплатно
Главная  /  Лечение  /  Преподобный алипий иконописец тк глас. Преподобный алипий киево-печерский - родоначальник русских иконописцев. Отец Алипий активно занимался реставрацией монастыря и храмов

Преподобный алипий иконописец тк глас. Преподобный алипий киево-печерский - родоначальник русских иконописцев. Отец Алипий активно занимался реставрацией монастыря и храмов

Алипий (ок. 1050 - 1114 г.) - первый древнерусский иконописец, названный собственным именем. Точные даты жизни (за исключением года смерти) не подтверждены документами. Изображение иконописца воспроизведено по стенной росписи Владимирского собора в Киеве, о происхождении которго известно, что фреска выполнена художником Виктором Михайловичем Васнецовым в период 1885-1893 годов по его произведению “Алипий живописец”. Как раз в это время животисец был занят написанием икон и храмовых росписей для Владимирского собора.

В Киево-Печёрском патерике содержатся сведения о работах Алипия и скудные данные о житии преподобного святого.

Достоверные произведения иконописца Алипия Печёрского за многовековой давностью не сохранились. Однако науке известны отдельные данные об этом талантливым мастере.

Как говорили в древней России, живописец Алипий с малых лет подвизался в Киево-Печерском монастыре. Иконописанию учился у греческих мастеров, с 1083 году украшавших Печерскую церковь Успения Пресвятой Богородицы. Живя в монастыре, он писал иконы даром. Заметив, что в какой-нибудь соседней церкви иконы обветшали, поправлял их безвозмездно, не получая ничего взамен - всегда бесплатно. Когда же случалось выполнять большой объём иконописных работ, и Алипию платили за труд, то он часть вознаграждения тратил на краски и на приобретение материалов, другую часть раздавал нищим и только оставшиеся деньги оставлял себе. Никто никогда не видел иконописца праздным. Иконописание он оставлял только ради богоугодной храмовой службы.

Со временем он был посвящен в сан иеромонаха. Пристрастная литература описывает маловероятные случаи, в которых он якобы проявлся как чудотворец. Утверждалось, будто написанные им иконы обладали целительными свойствами, как и краска с его палитры. Описаны некоторые эпизоды жизни Алипия, когда, например, святые ангелы помогали ему в написании икон и храмовых росписей.

В житие упомянут чудесный случай. Утверждается, что преподобный Алипий был очевидцем, когда при украшении живописью алтаря явилась икона Пресвятой Богородицы и от неё вылетел голубь, пролетевший по церкви и исчезнувший в верхней части церкви у Спасителя, изображенного на иконе.

Его чудотворную икону - Успение Пресвятой Богородицы, названную поздней Владимиро-Ростовской Богородицей взял великий князь Владимир Мономах (1113-1125) для украшения построенного им храма. в Ростове.

В другой раз Ангел помог Алипию написать икону на тот же сюжет Успения Пресвятой Богородицы, когда сам иконописец тяжко занемог и лежал на смертном одре. Когда икона была закончена, Ангел принял душу Алипия в день смерти.

Эта икона Алипия - Пресвятой Богородицы с Младенцем-Спасителем и с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими - ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее: Свенская Богородица, отмечаемая 3 мая и 17 августа.

Монаха Алипия те, кто видел написанные им лики святых, называют "современным Рафаэлем". Сейчас у возрожденной после длительного перерыва Валаамской иконописной мастерской, где он трудится, сформировался свой стиль. Специалисты считают его каноническим.

25.08.2017 Трудами братии монастыря 3 905

Валаамского иеромонаха Алипия (+1901 год) те, кто видел написанные им лики святых, называют "современным Рафаэлем" . Сейчас у возрожденной после длительного перерыва Валаамской иконописной мастерской, где уже трудится другой монах Алипий - наш современник, сформировался свой стиль. Специалисты считают его каноническим. Он был принят еще в древней Византии: с некоторыми условностями, схематичностью, без лишних деталей. Небольшое помещение, где рождаются образа, расположено на втором этаже Владимирского скита. Корреспонденту РИА Новости Юлии Чичериной удалось встретиться с иконописцем и разузнать тонкости его ремесла.
- Отец Алипий, расскажите о своей работе, сколько человек трудятся в этой мастерской?

Всего четыре человека. Но главное - не количество людей и размер помещения, а то, что на Валааме начали возрождать иконопись, которая в тяжелые для нашей страны времена прекратила свое существование. Отрадно, что сейчас она возрождается.

В своей работе мы используем те технологии, которые применяли еще в XII веке. Пишем в основном темперой - натуральной природной краской. Все делаем сами: растираем ее и перетираем с яичным желтком. Главная ее особенность - она не выгорает. Это проверено веками, чего не скажешь о современных красках. Конечно, писать настоящей темперой тяжело - только набивать руку надо минимум года четыре. Темпера - краска прозрачная, и чтобы она смотрелось ярко, надо, набирая цвет, проходить не менее пяти слоев, а бывает, и больше. Доски под икону - липа и сосна.

Каждая икона имеет свой характер, свою историю и свой внутренний свет, который мастер старается передать с помощью своего видения того или иного образа.

- Какой путь вы прошли до того момента, как попали на Валаам?

- На Валааме я только год. Когда мне было 22 года и за плечами у меня уже было художественное образование, я принял решение уйти в монастырскую жизнь. И уже более 30 лет тружусь на благо монастырей. Больше 19 лет прожил во Пскове - вначале моей обителью стал Псково-Печерский монастырь, потом трудился в Мирожском монастыре. А вот иконописью стал заниматься не сразу.

Не всегда те, кто поступают в монастырь, занимаются "близким" для них делом. Так и случилось с Алипием: после прихода в монастырь его спросили о том, что он больше всего любит делать, на что он рассказал о живописи. Услышав восторженный рассказ трудника о живописи, его отправили на работу в… коровник, осваивать новое ремесло. Оказалось, что "все, что около тебя, необходимо любить", и только тогда человек сможет открыть новый мир и познать свои возможности.

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы написать лики святых, что в этом деле самое сложное?

Самое главное - это молитва, которая сопровождает человека в любом занятии, а особенно в таком деле, как написание икон. Одна из главных сложностей - в том, что ты передаешь образ не с натуры, а из своего сердца. Он выглядит так, как его представляет твоя душа. Ты переносишь на доску всю любовь и все благолепие, почерпнутые в молитве. Поэтому перед тем, как приступить к работе, мы всегда молимся.

- А какая самая сложная иконописная работа была в вашей жизни?

- Это икона Божией Матери "Всецарица". Она сейчас находится в алтаре Свято-Преображенского собора, в Благовещенском приделе. На ее создание ушло семь лет. Она довольно большая: высотой около более двух метров, шириной - два. Конечно, такая работа была сложной.

Одной из легких считается работа над "окном" - иконой, которая находится в раме. Не ошибусь, если скажу, что сложно расписывать "небо" - своды храма. Не каждый мастер берется за такую работу: она достаточно кропотливая, не терпит ошибок и сложная в физическом плане. К примеру, сейчас я занимаюсь "окном" - пишу лик Ксении Петербургской. Эта икона будет находиться в одном из храмов Пскова.

- Отражаются ли в ваших работах красоты Валаама?

Роспись - это мистика. Все, что находится во время работы вокруг художника, вызывает прямой отголосок в его творчестве. И природа святого острова обязательно присутствует в образах и настроении, которое передается ликам святых. Мне, кстати, очень нравится японская графика: пятно, силуэт и линия - все эти детали очень близко подходят к иконописи.

- Каждая ваша работа имеет свой характер. А бывают ли повторения?

Икона не может повторяться, она не штамп. Вот перед вами два образа Ксении Петербургской (показывает на свои работы. - Прим. авт.), всмотритесь: лик один, а все же они разные. Здесь играют свою роль много факторов: колорит, настроение, душевный порыв, переживания или, наоборот, ликование в сердце, солнце - бездна чувств. А были случаи, что перед написанием святого лика мне он являлся во сне. Проснувшись, торопился в мастерскую, чтобы уловить и передать этот образ.


- Можно ли разделить вашу жизнь на до и после того, как вы стали монахом?

В 1990-х годах я окончил Симферопольское художественное училище и решил уйти в монастырь. Тогда я часто пребывал в "безпомыслии", то есть без помыслов - не двигаясь вперед, постигая и узнавая что-то новое… Будто останавливалась жизнь, и я замирал вместе с ней.

В этом есть минусы, но есть и плюсы. Иногда мне это состояние помогает: стоишь "внутрь себя", без всяких помыслов, пишешь работу, а твою руку кто-то ведет. Это состояние блаженное. Ты отключаешься, а потом видишь результат и восхищаешься каждым штрихом.

Попал в монастырь. Могу сказать, что моему становлению как иконописца помогла молитва старцев - протоиерея Николая Гурьянова и насельника Псково-Печерского монастыря архимандрита Иоанна (Крестьянкина). При встрече с ними я просил у них молитв в помощь.

- А какая, на ваш взгляд, главная цель иконы?

В иконописи самое главное - это основа: чистота сердца. Икона же выступает в роли помощницы в достижении главной цели - любви, добра и сердечного тепла. Икона есть искусство из искусств, это больше, чем творчество. Во время работы мы непрестанно молимся.

Монашеское дело - передать внутреннюю чистоту сердца. Человек должен узреть ее в себе - там есть бездна, в которой ты найдешь ответы на все вопросы. Насколько человек очистит свое сердце, настолько икона становится чудотворной.

Материал РИА новости

О дин из самых светлых образов в рассказах Киево-Печерского патерика о первых на Руси преподобных отцах - иконник Алипий. В год 900-летия его исхода в вечность есть повод поговорить о нем и о роли Богородицы в его жизни.

В духовной жизни Руси в XI-XII вв. многое совершалось впервые. Алипий Печерский - первый известный (и прославленный современниками) русский иконописец. Более того - святой иконописец, претворивший свою жизнь в монашеское подвижничество. В Печерский монастырь под Киевом он пришел около 1084 г., чтобы обучиться искусству у греческих мастеров, украшавших мозаиками Успенскую церковь. Тридцать лет спустя его иконописное мастерство достигло таких высот, что даже ангел Господень, написавший в его келье икону, вынес ее на суд Алипия.

Небольшой рассказ Патерика об Алипии - это четыре эпизода его жизни, и в центре каждого из них - чудо. Но светлость образа иконописца создается не только дивными чудотворениями и не только личными свойствами кроткого, смиренного подвижника. В рассказе об Алипии Печерском одна из ключевых - тема божественного нетварного света, которым просияли две иконы Богоматери. Эти два образа как бы обрамляют всю известную нам жизнь преподобного, один стоит при ее начале, другой - при земном ее завершении.

Киево-Печерский монастырь посвящен Божией Матери - празднику Успения. С самого начала обитель пребывала под покровительством Богородицы, которая сама направила на Русь из Византии зодчих для строительства монастырского храма, а затем для украшения его привлекла греческих мастеров иконописи и мозаики. «Я сама приду посмотреть церковь и буду в ней жить», - прозвучало тогда Ее обетование. Зримым знаком исполнения этого обещания стала икона Успения, врученная строителям Царицей Небесной. Это была первая на Руси чудотворная икона именно праздника - а не просто образ Богородицы, как, например, Владимирский или Смоленский.

Молодому Алипию, проходившему курс художественных наук при отделке мозаиками только что построенной Успенской церкви, довелось стать зрителем «дивного и страшного чуда». Вместе с мастерами он «воочию видел Святого Духа, пребывающего в той святой и честной церкви Печерской», в виде голубя, вылетевшего из алтарной богородичной иконы и освятившего собой все прочие образы в церкви - в том числе праздничный Успенский. И «свет, ярче солнечного, озарил всех, ослепляя глаза человеческие» - тот самый свет, которым просиял на горе Фавор в день Преображения Сын Божий.

Свидетель одновременного явления Духа Святого и нетварного божественного света, Алипий уже не захотел жить мирской жизнью и принял иночество - в том же Печерском монастыре, под кровом Богоматери.

Поскольку Алипий был не просто печерский монах, а иконник, его отношения с Богородицей - особые. Первыми рукотворными иконами в истории христианства были образы Богородицы, написанные евангелистом Лукой. Пречистая Дева, благословив эти изображения, тем самым благословила иконописное искусство и явила свое благоволение иконописцам. В жизни и особенно в событиях кончины Алипия это благоволение видно отчетливо.

Об Алипии известно, что он не только писал иконы, но и был первым на Руси их реставратором: он просил, чтобы ему приносили старые, потемневшие, обветшавшие образа для поновления. Однако его труд как изографа и реставратора имеет и совершенно метафизическое измерение. В описании одного из чудотворений Алипий выступает как реставратор душ человеческих, поновитель изначального образа Божия, вложенного в человека, но затемненного и обветшавшего от грехов.

Некто из киевлян, не особенно усердный в христианской вере, а точнее совсем не усердный, заболел проказой и не мог вылечиться. Решив в конце концов прибегнуть к монастырскому способу - омовению водой из святого источника, он лишь еще больше покрылся язвами. Урок позволил ему осознать свою духовную нечистоту. Он пришел к Алипию (имевшему сан священника) и исповедался. Иконописец, «много поучив его о спасении души», взял краски, кисть и замазал гнойные язвы на лице прокаженного. Заново написал ему лицо, придав «прежнее подобие и благообразие». Затем причастил его, дал умыться водой из алтаря - и болящий исцелился.

При помощи материальных красок Алипий наглядно показал невидимое и невещественное: то, что происходит в человеческой душе, когда она возвращается к вере, к Богу и к христианским таинствам. Закопченая грехом икона Божия - христианин - восстанавливает в себе образ Божий. Человек очищается, исцеляется от духовных и физических язв, становится поновленой иконой и уже не смеет быть иконоборцем, сознательно обезображивающим в себе лик Господень.

Алипий-иконописец - врачеватель этого внутреннего иконоборчества. Прокаженный из рассказа Патерика - именно такой иконоборец, совершенно очевидный. «Покрылся он весь гноем за неверие свое», за то, что игнорировал «Единого на потребу», искал врачевства у волхвов-идолобесников, у врачей-иноверцев - но только не у Отца небесного. Своими деяниями он измазал копотью и грязью собственный образ Божий. Исцеление же, сотворенное руками иконописца, - это торжество иконопочитания, с IX столетия, после победы над ересью иконоборчества, празднуемое Церковью как Торжество православия.

Но прежде чем врачевать этот страшный недуг, Алипий сам должен был обновить в себе образ Божий и пойти далее - к возвращению утраченного некогда людьми богоподобия. Если в земной медицине врач может быть болен чем угодно и это не помеха его лекарской практике, то во врачбе духовной иначе - неисцеленный не станет лекарем. Язвительное присловье «врачу, исцелися сам» тут отпадает.

После этого случая по Киеву быстро распространилась слава об Алипии. А может, он уже был знаменит как искусный мастер. Во всяком случае, теперь соединяются в одно известность изографа и слава чудотворца. У Алипия появляются почитатели его талантов - иконописного и подвижнического, а также враги-завистники. Следующий рассказ Патерика соединяет тех и других в одном повествовании. Два печерских монаха, тоже занимавшиеся иконописанием, решили, что называется, подставить Алипия. Они взяли заказ на несколько икон у богатого киевлянина, чтобы подрядить на исполнение работ Алипия. Киевлянин желал, чтобы образа писал именно Алипий: «…благословения его хочу, и молитвы, и дела рук его», и несколько раз охотно давал пройдохам деньги. Когда подошел срок сдачи работы, выяснилось, что Алипий ничего не знает и иконы не сделаны. Точка в скандальном деле была поставлена свыше: когда принесли иконные доски, полученные ловкачами от заказчика, на них обнаружились написанные «с великим искусством» святые лики. Эти самоизобразившиеся иконы были поставлены в киевской церкви, а слава Алипия с этих пор стала еще громче, несмотря на то, что изгнанные из монастыря мошенники продолжали клеветать на чудотворца.

Вполне вероятно, что одну из тех икон сейчас можно видеть в Третьяковской галерее. Это большой образ Богоматери Великая Панагия, также называемый «Ярославская Оранта». Долгое время, с XII до конца XVIII в. он находился в ростовском кафедральном Успенском соборе, а затем с переводом епархии в Ярославль был отвезен туда. Там в 1919 г. икону и изъяли советские искусствоведы. Ну а в Ростов она попала благодаря еще одному чуду. Во время пожара в Киеве церковь выгорела, однако все семь Алипиевых икон остались невредимы. Это случилось уже после смерти иконописца, в годы киевского правления великого князя Владимира Мономаха. Князь, узнав чудную историю этих образов, отправил один из них в главный собор ростовской епархии.

Чтобы понять мотивы князя Мономаха в этом деле, надо знать, что Владимир Всеволодич, как и Алипий, еще в юности испытал на себе благодатное воздействие того благословения Богородицы, которым жил Печерский монастырь. Во время закладки Успенской церкви, сопровождавшейся обилием чудес, князь был исцелен от раны. С тех пор Богоматерь и праздник Успения заняли в жизни князя какое-то особенно значимое место. Именно Владимир Мономах заложил на Руси традицию посвящения главных городских храмов Успению Богородицы. Появление Успенских соборов в Смоленске, Ростове, Суздале по образцу великой Печерской церкви - это его труд. Из Суздаля же чуть позднее Успенский собор «перейдет» во Владимир, а оттуда - в Москву. Вместе с Успенскими храмами по стольным городам Руси будет путешествовать и благословение Божьей Матери, утвердившись в конце концов на первопрестольной - «граде Пречистой», каким Москва осознавала саму себя с XIV в.

Закольцовывает жизнь Алипия, как уже было сказано, еще один образ Успения Богоматери. Некий боголюбец заказал изографу престольную икону для городской Успенской церкви. Но Алипий не смог довершить дело, разболевшись. Однако обещал удрученному заказчику, что икона будет готова в срок. Он уже знал, что скоро покинет этот мир - и возложил исполнение заказа на Бога. И вот в келье явился «некий юноша светлый» - ангел - и стал писать образ. Алипий следил за его работой, а после, спрошенный ангелом - хорошо ли? нет ли ошибок и недостатков? - оценил результат: «Ты хорошо поработал». Наутро праздника Успения икона стояла на своем месте в церкви, отнесенная туда ангелом. Боголюбец-заказчик, придя первым, узрел ее «сияющую светлее солнца». Вечером того же дня он поспешил в монастырь и рассказал игумену о явлении иконы. Вместе они пошли в келью Алипия. Иконописец поведал им про ангела и сообщил, что этот же ангел сейчас заберет его душу. «И, сказав это, испустил дух».

Чувствуется в этой истории какой-то оттенок постановочности. Только постановка эта, фактически священнодействие, совершена не человеческим хотением, а волей свыше. Ведь Господь вполне мог дать еще немного сил Алипию, чтобы тот сам в срок закончил икону. Но Ему понадобилось, чтобы Алипий лежал на одре, а в его келье присутствовали небесные силы в лице ангела. Алипий был заранее предупрежден о смерти и готовился к ней. Он опечалил этим известием заказчика, но обещал ему, что «…по моем отшествии всячески утешит тебя Бог». Перед самым концом к иконописцу приходят игумен монастыря, заказчик, а также, вероятно, его домочадцы, тоже видевшие свет от иконы, и другие монахи, взбудораженные рассказом боголюбца, - и все они присутствуют при таинстве смерти святого, когда его душу принимает на свои руки ангел.

Что напоминает эта картина и все предшествовавшие ей обстоятельства - лишь с некоторыми существенными и вполне понятными отличиями? Ответ, кажется, очевиден, учитывая дни, когда это происходит: Успение Богоматери. Преподобному Алипию, особенно чтившему праздник Успения, было дано вкусить от духовной трапезы Успения Богородицы, как бы лично участвовать в этом священнодействии. Пусть это и другое успение, с маленькой буквы - но оно случилось через день после праздника Успения, а накануне его Алипий зрел само событие на иконе, которую писал ангел.

Луч солнца скользнул по мозаике, и от разноцветных кусочков смальты полилось радужное сияние. И белый голубь, неизвестно откуда появившийся в храме, закружился в по­токе этого света. И разом стихли шумные греческие моза­ичисты, глядя на сверкающий Лик Пречистой, и худощавый мальчишка-подмастерье завороженно смотрел на это незем­ное торжество цвета и света...

В Ближних пещерах древней Киево-Печерской лавры покоятся мощи преподобного Алипия (по другому - Алимпия), которого по праву считают родоначальником всех русских иконописцев. И хотя до настоящего времени не дошла ни одна из икон, о которой с полной достоверностью можно сказать, что она принадлежит кисти преподобного, жизнь и служение Алипия являются образцом для всех пос­ледующих поколений изографов. Отроком он помогал греческим изогра­фам готовить мозаичные плиточки и расти­рать краски, юношей писал палаты и одеж­ды, а когда стал взрослым - ему доверили писать лики. И он, инок Печерской обите­ли, умудренный опытом мастер, понял, что не это самое главное в его жизни. Что икон­ное письмо - только послушание, а мо­нашеское делание, молитва за стражду­щих - истинный смысл его земного сущес­твования. Достоверных исторических сведений о жизни преподобного Алипия не сохрани­лось. «Житие преподобного Алипия, ико­нописца печерского, в Ближних пещерах почивающего», со­ставленное святителем Димитрием Ростовским, и «Киево-Печерский патерик» в большинстве основаны на устных источниках о первом русском иконописце.

Известно, что отроком он был отдан родителями для «на­учения иконного воображения» к византийским мастерам, которые были приглашены для работ в киевских храмах. Там «учася мастером своим помогаше» Алипий постигал основы иконописного ремесла. Затем, приняв постриг, до конца сво­их дней «писал иконы даром. Если узнавал, что в какой-нибудь церкви иконы обветшали, брал их к себе и поправлял безмездно. Если же случалось, что ему платили за труд, пре­подобный одну часть тратил на приобретение материалов для иконописания, вторую раздавал нищим и лишь третью остав­лял себе. Так делал он всегда, не давая себе покоя ни днем, ни ночью; ибо ночью пребывал во бдении, творя молитвы и пок­лоны; когда же наступал день, он со всяким смирением, нестя­жанием, чистотою, терпением, постом, любовью, богомыслием принимался за рукоделие. Преподобный Алипий никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради Божест­венной службы» (из жития преподобного Алипия).

Согласно «Киево-Печерскому патерику», иноческий по­стриг преподобный принял при игумене Никоне, который позднее возвел Алипия в степень иеромонаха. Вся монашеская жизнь иконописца была неразрывно связана с величайшей духовной святыней - Свято-Успенской Киевопечерской лав­рой - первым пещерным монастырем на Руси.

Основание Киево-Печерской лавры связывают с 1054 годом. Именно в этом году преподобный Антоний поселился в Варяжских пещерах, которые впоследствии станут называться Дальними. К 1057 году вок­руг преподобного собралась община, состоящая из 12 иноков. Стремясь к полному уединению, преподобный Антоний назначает главой общи­ны преподобного Варлаама (первого игумена Киево-Печерской лавры), а сам удаляется в новую подземную келию, которая дала начало буду­щим Ближним пещерам.

В1060-1062 годах, когда игуменом Дальних пещер был преподобный Феодосий, на поверхности земли был построен деревянный монастырь, куда перешла братия. Тогда же, на основании устава Студийского мо­настыря, создается собственный Печерский устав. В 70-х годах XI века идет активное строительство наземных сооруже­ний: церквей, келий и хозяйственных корпусов. Пещеры становятся местом уединения отдельных подвижников и местом погребения. Первым погребенным в Ближних пещерах был преподобный Антоний (1073 г.), а в Дальних - преподобный Феодосий (1074 г.). Лавра домонгольского периода явилась сосредоточением духовных сил Киевской Руси. В монастыре совершали свое служение летописцы, ученые, зодчие и врачи. Здесь около 1113 года летописцем Нестором был составлен выдающийся памятник древнерусской письменности - «Повесть временных лет».


Свято-Успенская Почаевская Лавра

В1240 году монастырь был разорен ордынцами хана Батыя, но жизнь обители не прервалась. Во второй половине XIV века монастырь попал под власть Литовского княжества, а затем и шляхетской Польши. К сожалению, о длительном периоде истории монастыря (со второй по­ловины XIII века до конца XVI века) почти не сохранилось никаких письменных источников.

В XVII веке в Киево-Печерской лавре основывается собственная типог­рафия, тогда же появляется книга «Тератургима», в которой содержать­ся детальные описания пещер и схематические планы. Именно с этого времени начинается картография пещер Киево-Печерской лавры. В XVII- XVIII веках заканчивается формирование архитектурного ансамбля лавры, который сохранился до наших дней. К 1000-летию Крещения Киевской Руси, в 1988 и 1990 гг.) прави­тельство УССР приняло решение о передаче части территории Киево- Печерского государственного историко-культурного заповедника Ук­раинскому Экзархату Русской Православной Церкви.

За свою монашескую жизнь преподобный Алипий написал достаточно большое количество икон, а по мнению некоторых историков, таких как крупнейший византинист и знаток древнерусского искусства Д.В. Анайлов, первый русский изограф вполне мог принимать участие в живописном убранстве Ми­хайловского монастыря в Киеве (XII в.).

Сегодня нельзя с достоверностью сказать, что иконы, на­писанные преподобным Алипием, дошли до нашего времени. Долгое время считали, что кисти Алипия принадлежит список с иконы Божией Матери Владимирской. Эта икона несколь­ко столетий находилась в Успенском соборе Ростова Велико­го, а в советское время была помещена в экспозицию Ростов­ского музея изобразительных искусств.

Согласно Киево-Печерскому патерику, «взял Владимир одну из икон, святую Богородицу, и послал в город Ростов, в тамошнюю церковь, которую он сам создал. И вот что при произошло в Ростове: церковь рухнула, а та икона осталась неповрежденной и перенесена была в деревянную церковь, которая сгорела от пожара, а икона опять осталась невредима, и признаков огня нет на ней».

На самом деле икона, находящийся в Ростове, написана в конце XVII века. Изучив стилистические особенности письма иконы, к такому мнению пришли академик Н. П. Кондаков, известный искусствовед Н.Э. Грабарь и другие специалисты по древнерусской живописи.

Что касается иконы преподобного Алипия, судьба ее неизвестна. Историками, в частности Д.В. Анайловым, было высказано предположение, что упомянутая в Киево-Печерском патерике икона находится в Третьяковской галерее и известна под именем «Великая Панагия» («Ярославская Оранта»). Эта икона была найдена в 1919 году в Спасо-Преображенском монастыре города Ярославля, куда в 1788 году была переведена Ростовская кафедра. По характеру письма большая (почти 2 метра в высоту) «Великая Панагия» при­надлежит домонгольскому периоду и датируется современ­ными исследователями началом XIII века. А преподобный Алипий окончил свое земное существование в 1114 году. Сле­довательно, первый русский иконописец не мог быть автором «Великой Панагии».

Так же и Свенская икона Божией Матери не может быть безоговорочно признана вышедшей из-под кисти этого изог­рафа. С именем преподобного Алипия данный образ свя­зывают потому, что на иконе изображены основатели Киево-Печерской лавры: преподобные Антоний и Феодосий. Датируют же Свенскую икону 1288 годом, когда князем Романом Черниговским был основан Успенский Свенский монастырь под Брянском. По преданию, икона была явлена слепому князю на дубе у берега реки Свены. Прозревший после чудесного явления образа Пречистой князь основы­вает в память об этом событии обитель. Однако в «Сказа­ниях о чудотворных иконах Богоматери и Ее милостях роду человеческому» говорится о том, что Свенская икона до ее обретения находилась в Печерском монастыре и была на­писана преподобным Алипием. В ответ на просьбу потеряв­шего зрение князя печерские монахи отправили в сопровож­дении иноков прославленную чудотворениями икону на лодке по реке к Брянску, где находился в это время князь. В какой-то момент лодка остановилась, и икона перемести­лась на другой берег, где и была обретена Романом Черни­говским.


Икона "Великая Панагия" ("Ярославская Оранта"). 13 в.

Суть этого сказания, носящего скорее всего ле­гендарный характер, за­ключается в том, что иконы преподобного Алипия вы­соко ценились и по прошес­твии большого периода времени после его кончины, а также в том, что многие чудотворные иконы припи­сывали кисти преподобно­го, в виду его высочайшего статуса среди первых рус­ских иконописцев. Но если иконы преподобного Али­пия не дошли до наших дней, если он не оставил после себя заметной иконописнои школы, то возникает вопрос: как мы можем составить представление о его творчестве? И, отвечая на этот вопрос, в первую очередь следует заметить, что слово «творчество» мало применимо к иконописанию. С точки зрения церковного человека, иконопись - не самовы­ражение автора, а служение и аскетическое делание.


Икона Божией Матери "Свенская". 13 в.

Автор (художник) создает образ, порожденный его творческой фан­тазией и являющийся формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: исторической ситуации, политической системы, от типа и характера самой личности художника, от образа его жизни. Все выдающиеся художники умели чувствовать то, что волнует их современников и, преломляя общественный нерв эпохи через себя, оставляли на полотне сконцентрированный художественный образ своего времени.

Икона - откровение Божие, высказанное языком линий и красок, ко­торое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца-мировоззрение Церкви. Икона-вне времени, она-отоб­ражение инобытия в нашем мире.

Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона - творение соборное. Если на законченной картине художник ставит свою подпись, что означает не только авторство, но и меру ответственности за произве­дение, то на иконе надписывается имя того, чей лик явлен на иконной доске. В онтологическом смысле здесь происходит соединение имени и образа. Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь мес­та. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, намеренно лишена внешних эмоций; сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов про­исходят на духовном уровне. <…>

История оставила нам имена многих древнерусских иконо­писцев. Помимо преподобного Алипия, можно вспомнить его ученика, преподобного Григория. Затем, в XIII веке, появля­ется имя святителя Петра, митрополита Московского, который, по свидетельству современников, был «искусным иконопис­цем». Далее идут имена Феофана Грека, преподобного Анд­рея Рублева, Даниила Черного, Прохора с Городца, Алексы Петрова. В XVI веке как иконописцы были известны Симон, митрополит Московский, Варлаам, Макарий, Дионисий. Пи­сали иконы преподобный Пахомий Нерехтский и его ученик Иринарх, святитель Феодор Ростовский, а также преподобные Игнатий Ломский, Дионисий Плушницкий и Анания.

Но суть их жизни (как мирян, так и монашествующих) зак­лючалась не только в благоукрашении храмов. Иконописание для них было лишь служением, опорой - своеобразным посо­хом на трудном пути духовного становления.

Поэтому не столь важно, что иконы преподобного Алипия недоступны для наших современников. Первый русский изог­раф известен как человек высочайшей духовности, как иеро­монах, цель жизни которого - молитва за людей.

В Киево-Печерском патерике приводится описание следу­ющего события:

«Некто из богатых киевлян был прокаженным. И много лечился он у волхвов и у врачей, и у иноверных людей искал помощи и не получил, но лишь сильнее разболелся. И один из его друзей уговорил его пойти в Печерский монастырь и упро­сить кого-нибудь из отцов, да помолятся о нем. Когда привели его в монастырь, игумен повелел напоить его из колодца свято­го Феодосия и помочить ему голову и лицо. И вдруг покрылся он весь гноем за неверие свое, так что все стали избегать его из-за исходящего от него смрада. Он же возвратился в дом свой плача и сетуя и не выходил оттуда много дней, стыдясь смрада. И говорил он друзьям своим: "Покрыл стыд лицо мое. Чужим стал я для братьев моих и незнакомым для сынов матери моей, потому что без веры пришел к святым Антонию и Феодосию". И каждый день ожидал он смерти.

Наконец, со временем, образумился он, размыслил о своих согрешениях и, придя к преподобному Алимпию, покаялся ему. Блаженный же сказал ему: "Чадо, хорошо сделал, испо­ведав богу грехи свои пред моим не достоинством, ведь пророк Давид сказал: "Исповедаюсь в преступлениях моих пред гос­подом, и он простит нечестие сердца моего". И много поучив его о спасении души, взял преподобный вапницу и разноцвет­ными красками, которыми писал иконы, раскрасил лицо боль­ного и гнойные струпья замазал, придав прокаженному прежний вид и благообразие. Потом привел его в божественную церковь Печерскую, дал ему причаститься святых тайн, и велел ему умыться водой, которой умываются священники, и тотчас спали с него струпья, и он исцелился.

Все удивились такому скорому исцелению. Преподобный же Алимпий сказал им: "Братья! внимайте сказавшему: "Не может раб служить двум господам". Вот этот прежде служил врагу, пытаясь исцелиться чарованием, а потом пришел к Богу, не веря в душе о спасении своем, и сильнее проказа напала на него за его неверие. "Просите,- сказал Господь, - и не просто просите, но с верою просите, и получите". Когда же он покаялся перед Богом, поставив меня свидетелем, тот, скорый на милость, его исцелил". И отошел исцелившийся в дом свой, славя Бога и родившую его Пречистую Матерь, и преподоб­ных отцов наших, Антония и Феодосия, и блаженного Алимпия. Это нам новый Елисей, который Неемана Сириянина от проказы исцелил».

Имя иконописца Алипия для нас является полулегендар­ным. Имя же преподобного Алипия Киевопечерского уже несколько столетий ежегодно почитается 30 августа (17 ав­густа по старому стилю) в церковном календаре, и Церковь в этот день возносит преподобному молитвы, прося его хода­тайства за ныне живущих перед Богом.

Преподобный отец наш явил себя подражателем святому Евангелисту Луке 1 , ибо служил Господу, сотворившему нас по образу и подобию Своему (Быт.1:26), подобно оному Луке, а именно: он не только изображал чудодейственно лики святых на иконах, но и воплощал в душе своей их добродетели; кроме того был дивным врачом; благочестное житие его представляется нам в таком виде:

В княжение благоверного князя киевского Всеволода Ярославича 2 , при игумене преподобном Никоне, по устроению Божию и по совету преподобных отцов Антония и Феодосия 3 , чудесно явившихся в Константинополе в десятый год по своем преставлении, – прибыли для украшения святой печерской церкви греческие иконописцы; этим-то иконописцам и был отдан блаженный Алипий своими
родителями в обучение живописному искусству.

Преподобный Алипий иконописец Печерский

Святой Алипий был очевидцем того дивного чуда, о котором повествуется в сказании о церкви печерской, именно: когда иконописцы украшали живописью алтарь, то в нем сама собою изобразилась икона Пресвятой Богородицы : при этом икона сия просветилась и блистала ярче солнца: потом из уст Пресвятой Богородицы вылетел голубь, который, полетав долгое время (по церкви), влетел в уста Спасителя, изображенного на иконе, находившейся в верхней части церкви.

Тогда-то обучался сей блаженный Алипий, помогая своим учителям; и он кроме того прекрасно живописал в душе своей, ибо благодать Пресвятого Духа пребывала в той церкви печерской.

Когда упомянутые иконописцы окончили свое дело и украсили иконами святую церковь, украшен был и Алипий преподобным игуменом Никоном чудным образом святого ангельского иноческого чина. И начал святой Алипий обучаться искусству изображать в душе своей добродетели святых, будучи уже обучен искусству изображал вещественно (на иконах) их лики.

Святой Алипий был настолько искусен в своем деле, что, по благодати Божией, видимым изображением на иконе воспроизводил как бы самый духовный образ добродетелей; ибо обучался искусству иконописному не ради стяжания богатства, но ради стяжания добродетелей; он постоянно трудился, живописуя иконы для игумена, для братии и для всех нуждавшихся, ничего не взимая за труд свой.

Блаженный Алипий просил всех, видевших обветшавшие иконы в какой-либо церкви, сообщать ему об этом; тогда он, не требуя никакого вознаграждения, своим искусством украшал те церкви.

Если же святой был свободен от такой работы, тогда упражнялся в иконописном искусстве для себя и живописал иконы, которые отдавал тем, у кого он брал взаймы золото и серебро, нужное для украшения икон. Так поступал святой для того, чтобы не проводить времени в праздности; он уподоблялся древним святым отцам, постоянно занимавшимся рукоделием, и самому верховному Апостолу Павлу 4 , который говорит о себе: «нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии (Деян.20:34).

Если же когда случалось святому Алипию зарабатывать какую-либо сумму денег своим рукоделием, то он делил ее на три части: первую часть тратил на поновление икон, вторую на милостыню нищим и третью – отдавал на монастырские нужды. Так поступал святой ежегодно, не давая себе покоя ни днем, ни ночью; ибо ночью он упражнялся в молитвенном бодрствовании и поклонах, днем же с великим смирением, нестяжательностью, чистотою, терпением, постом, любовью, богомыслием занимался рукоделием; никто никогда не видал его праздным; но при всём том он никогда не пропускал молитвенных собраний хотя бы для своих занятий.

Когда игумен заметил столь великие добродетели и иконописное искусство у преподобного, так что он был достоин, нося ангельский образ иноческого чина, являть собою подражателя Сына Божия Иисуса Христа, – Иерея по чину Мелхиседекову 5 , возвел его на степень иерейства. Тогда преподобный был поставлен как светильник на свещнике (Мф.5:15), или, лучше сказать, как образец для подражания на высоком месте, сияя сугубою красотою добродетелей иноческих и иерейских; и был святой образцом не простым, ибо творил чудеса; из многих чудотворений его мы напомним здесь о некоторых.

Некто из числа богатых граждан города Киева страдал проказою; сей искал помощи у многих врачей, волшебников и язычников, но не только не получил облегчения от своей болезни, а впал еще в худшее состояние. Тогда один из друзей больного посоветовал ему идти в печерский монастырь, дабы просить молитвы у святых отцов; он согласился, но с неудовольствием.

Когда сей больной был приведен в монастырь печерский, игумен приказал напоить его водою из колодца преподобного, а также велел умыть ему тою же водою и лицо. И тотчас на теле больного появилось так много гноя, в наказание за неверие его, что все сторонились от него, не будучи в состоянии выносит смрадного запаха, исходившего от тела больного.

Тогда с плачем и негодованием сей прокаженный возвратился к себе в дом, и не выходил из дома многие дни, по причине исходившего от него смрада, говоря друзьям своим: «бесчестием покрывают лице мое. Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей (Пс.68:8-9), потому что я не явил веры преподобным отцам Антонию и Феодосию; и каждый день ожидал своей смерти.

Однако, придя в себя, сей муж решил исповедать все грехи свои; посему пошел опять в монастырь печерский к преподобному Алипию и исповедал ему свои согрешения. Преподобный же сказал ему:

– Ты хорошо сделал, чадо, что пришел исповедать Богу грехи свои пред моим недостоинством; так свидетельствует о себе и пророк, взывая ко Господу: «я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего (Пс.31:5).

Потом преподобный Алипий долгое время поучал его душеспасительными речами, затем, взяв иконописные краски, украсил лицо его, помазав гнойные места; после этого святой Алипий повел больного в церковь, причасти его Божественным Тайнам и повелел ему умыться тою водою, которою обычно умывались священники после принятия святых Таин; вскоре же после сего гнойные струпья сошли с больного и он стал здрав, как и раньше.

В этом чудотворении преподобный отец наш Алипий явил себя подражателем Самому Господу нашему Иисусу Христу; ибо подобно тому как Христос, исцеляя прокаженного, повелел ему показаться иерею и принести дар за очищение свое (Мф.8:4), так и сей преподобный приказал больному проказою показаться ему, как иерею, во время священнослужения, и принести в дар то, о чем говорит пророк: «что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения приму (Пс.115:3-4). Упомянем здесь и о даре, ибо правнук сего прокаженного, в благодарность за очищение его, оковал золотом кивот, находившийся над святым престолом в церкви печерской.

Кроме сего преподобный Алипий явил себя подражателем Христа, исцелившего слепорожденного; ибо, подобно тому как Христос, исцеляя слепорожденного, сначала помазал ему очи брением, потом повелел ему умыться в купели силоамской (что значит «посланный») (Иоан.9:6-7), так и сей преподобный, сначала помазал струпы прокаженного иконописными красками, потом приказал ему умыться тою водою, которою умываются обычно иереи, – посланники Божии; таким образом святой исцелил больного как от проказы телесной, так и от слепоты греховной, так что все, пришедшие вместе с больным из города, весьма изумились такому скорому исцелению. Но преподобный Алипий сказал им:

– Братия! Обратите внимание на то, что сказано: «никто не может служить двум господам (Мф.6:24); ибо сей человек первоначально был порабощен демону по причине грехов своих; поэтому, когда он пришел к Богу, но по совету вражию, отчаялся в спасении своем и не веровал в Господа, Который только Один и мог спасти его, – то проказа еще с большею силою охватила тело его, в наказание за его неверие;
ибо Господь сказал: «просите , и не просто «просите , но с верою, «дано будет вам (Мф.7:7). Когда же ныне он вторично обратился с раскаянием к Богу, в моем присутствии, то «Бог, богатый милостью (Еф.2:4), исцелил его.

Выслушав это, люди поклонились святому и отправились в обратный путь вместе с исцеленным, прославляя Бога и преподобных отцов Антония и Феодосия, а также и их ученика, преподобного отца нашего Алипия; и говорили о сем святом Алипии, что он явлен был им как новый Елисей 6 , ибо он исцелил от проказы того больного подобно тому, как Елисей исцелил от проказы Неемана сириянина (4Цар.5:14).

Был еще некто из того же города Киева, муж благочестивый. Сей построил церковь и пожелал иметь семь больших икон для украшения церкви; сей муж отдал серебро вместе с досками, предназначенными для начертания икон, двум монахам монастыря печерского, знакомым ему, попросив их посоветоваться со святым Алипием относительно написания икон. Но монахи ничего не сказали Алипию, а серебро присвоили себе. Спустя некоторое время тот муж послал спросить монахов, написаны его иконы или нет? Они отвечали, что Алипий требует еще серебра.

Потом снова, взяв серебро, присланное от мужа того, присвоили его себе. Затем, дойдя до крайнего бесстыдства, сии два монаха снова послали сказать тому мужу (клевеща на святого), что Алипий требует еще столько же серебра, сколько получил. Христолюбивый муж тот дал серебро и в третий раз, сказав:

– Я весьма желаю получить молитву и благословение от дела рук его.

Святой же Алипий ничего не знал о том, что делали монахи.

Наконец муж тот послал еще раз узнать точно, не написаны ли уже иконы? Монахи же те, не зная, что ответить, сказали, что Алипий взял всё серебро, трижды посланное, но икон писать не хочет.

Тогда христолюбивый муж тот прибыл в монастырь печерский вместе со своею дружиною, отправился к игумену Никону и рассказал ему о причине печали, нанесенной ему (якобы) Алипием. Игумен, позвав Алипия, сказал ему:

– Для чего ты, брат, наносишь такую обиду сему сыну нашему, который весьма упрашивал тебя написать иконы и дал тебе серебра, сколько ты просил? Но ты, взяв так много серебра и дав обещание написать иконы, не написал их, хотя в иных случаях писал иконы и без всякой платы.

Блаженный же Алипий отвечал на это:

– Честный отец! Ты хорошо знаешь, что я никогда не выказывал лености в деле сем; но сейчас я совершенно не понимаю, о чем ты говоришь.

Тогда игумен снова сказал ему:

– Ты взял тройную цену за написание семи икон; но до сих пор ты не написал их.

И тотчас, желая обличить святого, приказал принести доски, предназначенные для написания икон (доски те за день пред этим видели стоявшими в одном из монастырских строений, и на них не было ничего изображено): игумен приказал также позвать и тех монахов, чрез посредство которых оный муж передавал серебро святому, дабы сии монахи обличили Алипия.

Алипий иконописец

Посланные за досками, нашли их весьма искусно расписанными и принесли их к игумену.

Увидав сие, все, бывшие там, весьма удивились и впали в великий страх; потом с трепетом пали ниц на землю и поклонились тем образам, созданным не рукою человека, – именно образу Господню, образу Пресвятой Богородицы и прочим образам святых Божиих.

Потом пришли те два монаха, которые оклеветали Алипия; не ведая ничего о сем чуде, они вступили в пререкание со святым, говоря:

– Вот ты взял тройную цену, а икон писать не хочешь!

Услыхав эти слова, все, бывшие там, показали тем монахам иконы, сказав:

– Вот эти иконы, написанные Самим Богом, удостоверяют невинность Алипия!

Монахи же те, увидя иконы, пришли в ужас от столь великого чуда. Они тотчас же были обличены игуменом в воровстве и лжи, были изгнаны из монастыря и лишены всего имущества своего.

Но сии монахи не прекратили злобы своей: они стали распространять в городе хулу на преподобного Алипия, утверждая, будто бы они сами написали те иконы; – начальник же наш, – говорили они, – не желая вознаградить нас за труд, – дабы отстранить нас от работы, солгал относительно икон, что будто бы они написаны Самим Богом, восхотевшим оправдать Алипия.

Услыхав такие речи, многие граждане пошли из города в монастырь, дабы видеть те иконы и поклониться им.

Однако, несмотря на то, что многие из граждан и поверили тем монахам, оклеветавшим преподобного Алипия, – Бог, прославляющий святых Своих, как Он Сам говорит во святом Евангелии: «не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф.5:14); и еще: «зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме (Мф.5:15),
– Бог не утаил добродетельных подвигов сего праведного мужа; ибо до самого князя Владимира Мономаха 7 дошла весть о сем чуде, сотворенном Господом ради святого Алипия; сие чудо было удостоверено еще следующим образом:

По попущению Божию, случился в Киеве пожар, от которого сгорел почти весь Подол 8 в Киеве; в этой части города находилась и церковь с упомянутыми иконами, также сгоревшая; однако после пожара нашли все те сем икон совершенно неповрежденными.

Когда князь услышал об этом, то пришел лично сам на место пожара, желая видеть бывшее там чудо. Увидав иконы, оставшиеся невредимыми от огня, князь прежде всего узнал, что они были написаны в течение одной ночи по устроению Бога, восхотевшего оправдать Алипия от возводимой от него клеветы.

Тогда князь Владимир Мономах со усердием прославил Творца всего Боа, явившего столь великие чудеса ради добродетелей преподобного Алипия.

Потом, взяв одну из тех икон, – именно икону Пресвятой Богородицы, приказал отправить ее в город Ростов, в каменную церковь, находившуюся там, построенную им самим.

Некогда разрушилась и сия церковь в Ростове, однако икона та осталась совершенно неповрежденной. Потом икона была поставлена в деревянную церковь; но и эта церковь, спустя некоторое время сгорела от пожара; икона же опять осталась неповрежденной, так что на ней не оказалось и небольшой царапины после пожара.

Всё сие с несомненностью подтверждало добродетельную жизнь преподобного отца нашего Алипия, ради которого написалось сама собою та икона.

Перейдем теперь к чуду, совершившемуся при кончине святого, дабы видеть, как дивно сей человек, искусный творец икон, перешел из жизни сей временной в жизнь вечную.

Некий благочестивый человек попросил преподобного отца нашего Алипия написать икону Пресвятой Богородицы; мри этом он просил святого написать сию икону ко дню праздника Успения. Но преподобный заболел в скором времени и уже приближался к смерти своей; а икона, между тем, не была написана; человек тот весьма скорбел по сему случаю и очень беспокоил святого. Блаженный же Алипий сказал ему:

– Чадо! Не беспокой меня, но возложи всю печаль свою на Господа, и Он сделает, как пожелает: икона будет на своем месте в праздник свой.

Муж тот, поверив словам святого, пошел в дом свой с веселием. Потом он снова пришел к Алипию накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы. Увидав, что икона не была написана. Увидя также и то, что преподобный Алипий разболелся еще больше, муж тот стал укорять блаженного, говоря так:

– Почему ты не сказал мне ничего о своей тяжкой болезни? Тогда я отдал бы икону другому иконописцу, который бы и написал ее мне, дабы праздник был честен и торжественен; но вот теперь ты ввергаешь меня в великий стыд.

Преподобный с кротостью отвечал ему:

– О чадо! Разве это сделал я по своей лености? Однако Бог может единым словом Своим написать икону Матери Своей; вот я сам ухожу из мира сего, как открыл мне сие Господь, но не хочу оставить тебя в печали.

Муж тот отошел с глубокою скорбью. Тотчас после его ухода к преподобному Алипию пошел некий светлый юноша, который и начал писать икону мужу тому. Алипий подумал, что человек тот, обидевшись на него, прислал нового иконописца, и принял сначала юношу того за человека; однако быстрота и изящество его работы показывали, что-то был ангел; ибо он в продолжении трех часов написал весьма красивую икону, то полагая на икону золото, то растирая различные краски на камне и живописуя ими; потом сказал преподобному:

– Отче! Быть может здесь еще чего не достает, или в чем-либо я погрешил?

Преподобный же отвечал:

– Ты сделал всё прекрасно; Сам Бог помог тебе написать икону с таким благолепием; это Он Сам сделал через тебя.

Когда же наступил вечер, тот иконописец вместе с иконою сделался невидимым.

Между тем хозяин иконы не мог уснуть всю ночь от печали, так как думал, что икона не будет готова к празднику; посему он считал себя недостойным такой милости Божией и называл себя великим грешником. По сей причине, встав утром, на другой день, он пошел в церковь, дабы исповедать там Господу свои согрешения.

Но едва лишь он открыл двери храма, как увидел икону, стоявшую на своем месте. Тотчас же он пал на землю от страха, думая, что это было привидение: затем, немного поднявшись от земли, и со вниманием посмотрев на икону, он понял, что это была его икона.

Вследствие сего он пришел в великий страх и ужас и вспомнил слова преподобного Алипия, который сказал ему, что икона будет готова к своему празднику; потом пошел и разбудил всех домашних своих. Домашние его с веселием поспешили в храм со свечами и кадильницами; увидав здесь икону, сиявшую как солнце, все пали на землю, поклонились иконе и облобызали ее с радостною душою.

После сего тот благочестивый муж отправился к игумену и рассказал ему о чуде, случившемся с иконою; потом они вместе отправились к преподобному Алипию и нашли его уже отходящим из мира сего. Несмотря на это, игумен спросил его:

– Отче! Кем и как была написана икона мужу сему?

Алипий передал им всё, что видел, и сказал:

– Икону ту написал ангел и он же предстоит здесь намереваясь взять душу мою.

Сказав сие, блаженный предал дух свой в руки Господа в семнадцатый день месяца августа 9 . Братия, покрыв пеленами тело его, отнесли его в церковь; потом сотворив обычное погребальное пение, положили тело святого в пещере преподобного Антония.

Так украсил сей святой чудодейственный иконописец небо и землю; пожив на земле телом, он восшел на небо с добродетельною душою, в прославление Начальника иконописцев, Бога Отца, Который сказал: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт1:26), а также и по «образу ипостаси Его (Евр.1:3), Бога Сына, Который по виду став как человек (Флп.2:7); вместе со Святым духом, сходившим с неба во образе голубя (Мф.3:16) и виде языков огненных (Деян.2:3). Всех сиих, Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, пребывающих в едином существе, восхвалим вместе с преподобным отцом нашим Алипием и будем прославлять в бесконечные веки. Аминь.

1 Св. Лука – Апостол из 70-ти, написатель третьего Евангелия и книги Деяний Апостольских, спутник и сотрудник св. Апостола Павла. Св. Лука был родом из Антиохии сирийской; он был врачом, как говорить об этом Ап. Павел к послании к Колоссянам (4:14) и живописцем, по свидетельству Филосторгия и Никифора Каллиста. По преданию, он написал икону Божией Матери. Он скончался 80гти лет в Фивах Беотийских. Мощи его в 360 г. были перенесены в Константинополь. – Память его совершается св. Церковью 18 октября.

2 Всеволод Ярославич княжил в первый раз с 1075 г. по 1076 г. (шесть месяцев) и во второй – с 1078 г. по 1093 г.

3 Преподобные Антоний и Феодосий – основатели Киево-Печерской лавры. Память св. Антония празднуется св. Церковью 10 июля, а прп. Феодосия – 3 мая. Антония и Феодосия вместе — 2 сентября по ст.стилю.

5 Мелхиседек, царь Салимский, священник Бога Вышнего, упоминается в книге Бытия (14:18). Книга Бытия, повествующая о Мелхиседеке, ничего не говорит ни о происхождении Мелхиседека, ни о конце его жизни, что, наравне с благословением Авраама, сделало Мелхиседека, по изъяснению св. Апостола Павла (Евр. 6:20) прообразом Иисуса Христа, – вечного Первосвященника и Царя. На прообразовательное значение священства Мелхиседекова указывал еще царь и пророк Давид, когда говорил о Сыне Божием: «Ты иерей вовек по чину Мелхиседекову» (Пс.109:4). Но особенно ясно и подробно раскрыто прообразовательное значение Мелхиседека у св. Апостола Павла, в послании к Евреям (7 гл.).

7 Владимир Мономах княжил с 1114 г. по 1125 г.

8 Часть города.

9 Кончина преподобного Алипия последовала в 1114 г.