Меню
Бесплатно
Главная  /  Лечение  /  Сроки сдачи отчетности в росстат и штрафы за нарушения. Статистика штрафов Отчет в статистику штрафы

Сроки сдачи отчетности в росстат и штрафы за нарушения. Статистика штрафов Отчет в статистику штрафы

Штраф! Для законопослушных граждан – наказание. Для преступников – возможность избежать тюремного . Для хоккеистов НХЛ – потеря части средств на развитие команды. Для органов власти – способ наполнения . Статистика штрафов предоставляет исчерпывающую информацию о видах и размерах санкций и позволяет проанализировать эффективность данного способа наказания.

Где применяются взыскания

Штрафом принято называть один из видов наказания, который выражается в виде взыскания денег с виновного. История применения денежных санкций насчитывает многие тысячелетия. Каждое древнее государство в той или иной степени использовало назначение штрафа для наказания правонарушителей. Их применяют следующие отрасли права:

  1. Гражданское.
  2. Уголовное.
  3. Административное.
  4. Таможенное.
  5. Налоговое.
  6. Международное.
  7. Морское.

Санкции могут накладываться на отдельного человека, организацию или государство, а также назначаться в их пользу.


Гражданское право

Статистика штрафов выделяет два вида гражданско-правовой ответственности, при которой они могут взыскиваться:

  • деликтная;
  • договорная.

Санкции при деликтной ответственности назначаются в случае причинения вреда одним правонарушителем другому, если они не связаны между собой договорными или иными обязательствами. Размер штрафа по статистике зависит от величины ущерба.

Договорная ответственность в виде штрафа наступает при неисполнении одной из сторон своих обязательств. Санкция обычно называется неустойкой. Она устанавливается судом и зависит от того, на кого налагается взыскание (частное, юридическое или должностное лицо). Убытки, понесенные потерпевшим, также влияют на размер назначенной суммы.

Уголовная ответственность

Статистика штрафов 2018 года считает их самым легким видом уголовного наказания. Назначение санкции, ее размер и возможность применения в виде дополнительного наказания определяются судом на основании ст.46 УК РФ. Применение дополнительного наказания допускается при совершении таких :

  • экономические;
  • против общественной безопасности;
  • против здоровья ;
  • против общественной нравственности.

Статистика применения штрафа как уголовного наказания по годам в процентном отношении показана на графике:

Административное право

В июле 2018 года были внесены поправки в КоАП РФ. Штрафным санкциям посвящена статья 3.5 Кодекса. Статистика административных штрафов называет их самым эффективным и распространенным способом воздействия на нарушителей. Санкции накладывают за следующие :

  • в общественных местах;
  • несоблюдение правил ;
  • мелкое хулиганство;
  • нарушения ПДД;
  • просрочку замены паспорта.

Также предусмотрено наказание злостных неплательщиков в сфере . На правонарушителей накладывают пени (ст.155 ЖК РФ). Статистика штрафов ЖКХ также предусматривает возможность привлечения к ответственности коммунальщиков (ст.157 ЖК РФ).

Статистика штрафов отмечает, что санкции накладывают не только суды, но и:

  • комиссии ПДН;
  • исполнительные органы федеральной, территориальной и местной власти;
  • органы внутренних дел (полиции) и другие уполномоченные на учреждения.

О правилах и сроках давности штрафов статистика отмечает следующее:

Размер санкции за административные правонарушения:

Федеральная служба государственной статистики


Закон обязывает компании и сдавать бухгалтерские и статистические отчеты. Несоблюдение установленного порядка грозит нарушителю штрафными санкциями. Размер штрафа за не сдачу отчетности в статистику определяется ст.13.19 КоАП РФ.

Какой штраф за повторную не сдачу статистики? В данном случае сумма взыскания возрастает в разы:

Штраф за непредставление статистики в 2018 году может быть взыскан в двукратном размере (ст.20.25 КоАП РФ). Размер санкции не может быть ниже 1000 руб. Порядок расчета штрафа за несвоевременную сдачу статистики определяется законом.

Даже минимальная просрочка не спасет правонарушителя от штрафных санкций. Штраф ИП за статистику ничем не отличаются от суммы взыскания для юридических лиц. При этом его уплата не снижает размер налогооблагаемой суммы. Штраф за несдачу статистики назначается довольно часто. Основные причины:

  • большое количество необходимых документов и деклараций;
  • часто меняющиеся законы;
  • постоянное изменение сроков;
  • забывчивость граждан из-за большой загруженности.

Штраф за непредставление бухгалтерской отчетности в статистику точно такой же, как в предыдущем случае. Если предприятие по какой-то причине не работало, то подается «нулевой» отчет.

Штраф за несдачу «нулевого» отчета в статистику составляет от 300 до 500 руб. для должностных лиц и 200 руб. для организаций.

Чтобы не путаться с часто изменяющимися сроками и законами существуют специальные программы – «Астрал Отчет» и «1С отчетность». Их использование избавит предприятие от штрафов за несдачу баланса в статистику.

Руководители должны учитывать, что даже если отчетность в статистику сдает сотрудник предприятия, то штраф платить придется и/или директору.

Довольно часто служащие налоговой службы находят искажения и неточности в отчетах. Поэтому должностным лицам необходимо знать, за что и какие штрафы за статистику им грозят. Частые нарушения в документах:

  • искажение информации из-за ошибок некомпетентных работников;
  • несоблюдение сроков сдачи документов;
  • преуменьшение налогооблагаемой базы для минимизации ;
  • отсутствие аудиторского заключения.

В Росстат помимо бухгалтерского отчета необходимо сдавать аудиторское заключение. Штраф за подачу отчета в статистику без аудита составляет:

Может ли статистика выписать штраф? Официальная позиция изложена в письме Росстата от 16.02.2016 № 13-13-2/28-СМИ. Здесь говорится, что должностные лица и компании несут ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности. Однако административно наказание определяет мировой судья.

Как избежать штрафа за статистику? Необходимо выполнять требования закона и своевременно сдавать отчетную документацию. Однако тенденция по усилению ответственности за представляемую отчетность может привести к образованию бреши в бюджете.

Но существуют и смягчающие обстоятельства, позволяющие снизить штраф за просрочку статистики. Сюда относится:

В подобной ситуации подается ходатайство в статистику о снижении штрафа. Точно также можно оформить заявление об отмене санкций на основании ст.111 НК РФ. Основание для освобождения от ответственности:

Штрафы ГИБДД

Недавно была опубликована статистика штрафов ГИБДД за 2017 год. Показатель вырос на 24%. Причина – увеличение количества камер видеонаблюдения, которые определяют по номеру машины, кому принадлежит авто. Было установлено дополнительно 3000 единиц (2018 год – 16 000 штук).

Статистика штрафов ГИБДД с камер видеофиксации отмечает, что автомобилистам было направлено 83,2 млн. писем. Общее количество выписанных штрафов за 2016 год составило 87,1 млн. Сюда входят и протокола оформленные сотрудниками ГИБДД.

Статистика штрафов за нарушение ПДД показывает, что чаще всего их выписывают за превышение скорости. В доход государства за год поступило 93 млрд. руб.

Интересное исследование провели аналитики банка Русский стандарт. Они проанализировали данные по регионам. В результате было установлено:

  • женщины выплачивают штраф ГИБДД с 50% скидкой реже, чем мужчины (25% против 75%);
  • больше всего оплаченных протоколов в августе – 16%, июнь/июль по 13%;
  • средний срок оплаты взыскания в 2017 году составлял 96 дней. В 2018 году показатель сократился до 33 дней. Рекордсменом по скорости оплаты стал Оренбург. В среднем 6,6 суток. Тогда как жители Ярославля умудрились средний срок оплаты растянуть до 380 дней.

За неправильную парковку обычно штрафуют жителей больших . Причины и суммы штрафных санкций представлены ниже:

Принесет ли пользу увеличение размера ответственности для жителей России покажет время.

Ужесточена административная ответственность за непредставление первичных статистических данных в установленном порядке либо за искажение этих данных.

В СМИ часто мелькает информация о планах законодателя осуществить глобальную реформу Кодекса об административных правонарушениях. В перспективе названные планы, возможно, осуществятся, а пока в упомянутый нормативный акт вносятся, как правило, точечные поправки. Об одной из них, имеющей непосредственное отношение к финансовой службе предприятия, мы расскажем в данном материале, тем более что эта поправка, к сожалению, может обернуться для большинства хозяйствующих субъектов негативными последствиями.

Суть законодательных новаций

Респондентами в силу п. 2 ст. 6 Закона № 282-ФЗ признаются:

  • созданные на территории РФ юридические лица;
  • органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  • филиалы, представительства и подразделения действующих на территории РФ иностранных организаций;
  • граждане РФ;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ;
  • граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории РФ (то есть индивидуальные предприниматели).

Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели предоставляют первичные статистические данные субъектам официального статистического учета в обязательном порядке и безвозмездно . При этом субъектам малого и среднего предпринимательства разрешено представлять эти данные в упрощенном порядке в соответствии с Законом № 209-ФЗ (п. 1, 3, 4 ст. 8 Закона № 282-ФЗ).

Касательно недостоверности первичных статистических дан ных необходимо пояснить следующее. В пункте 6 Положения сказано: предоставлением недостоверных первичных статистических данных считается их отражение в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками .

Недостоверность первичных статистических данных может вы­явить как субъект официального статистического учета (то есть орган статистики) – об этом факте он должен уведомить респондента, направив ему в течение трех дней письменное сообщение (почтовой, факсимильной, электронной связью), так и респондент – в течение трех дней со дня самостоятельного обнаружения «недостоверности» он должен представить исправленные статистические данные (аналогичный срок отводится респонденту на исправление при получении уведомления от органа статистики) (абз. 2 п. 6 Положения).

Далее предлагаем детально проанализировать, за что и при каких обстоятельствах санкция, установленная ст. 13.19 КоАП РФ, может быть применена в отношении хозяйствующих субъектов. Это важно, если учитывать размер штрафных санкций, предусмотренных обозначенной нормой.

Анализ положений статьи 13.19 КоАП РФ

Данная норма новая, поэтому вопросов по ее применению возникает много. Например, следующие.

Как узнать, какие формы статистической отчетности должен подать в орган статистики тот или иной хозяйствующий субъект?

В настоящее время утверждено большое количество форм статистической отчетности (сейчас их более 200). При этом нет ни одного нормативного или ведомственного документа, в котором бы содержались сведения о том, какие именно формы должны подавать те или иные предприятия (например, в разрезе по отраслям: перерабатывающая, пищевая, машиностроительная и т. д.).

По данному вопросу следует обратить внимание на п. 4 Положения. В нем сказано, что:

1) органы статистики бесплатно информируют (в том числе в письменной форме) респондентов о проведении в их отношении федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения, обязательным для предоставления;

2) органы статистики на своих официальных сайтах в Интернете размещают формы статистической отчетности и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении;

3) бланки утвержденных в установленном порядке форм статистической отчетности и указаний по их заполнению предоставляются органами статистики по запросу респондентов безвозмездно.

Иными словами, чтобы определить, какие именно формы статистической отчетности являются обязательными для представления тем или иным предприятием, последнему нужно направить в адрес органа статистики соответствующий запрос. Лучше направить его в письменной форме, соответственно, ответ в таком случае должен быть тоже письменным. Кстати, подобная переписка, по сути, будет служить своеобразной «охранной грамотой» для предприятия в случае возникновения претензий о неисполнении обязанности по предоставлению форм статистической отчетности.

Добавим: санкция, предусмотренная ст. 13.19 КоАП РФ, подлежит применению в отношении каждой формы. Поэтому, если респонденту вменено в обязанность представить сразу несколько форм статистической отчетности, величина штрафа за их непредставление, соответственно, может увеличиться в разы.

В какие сроки и с какой периодичностью представляются формы статистической отчетности?

Ответ на данный вопрос содержится в вышеупомянутом п. 4 Положения: формы статистической отчетности предоставляются по адресам, в сроки и с периодичностью , которые указаны на бланках этих форм.

К примеру, на титульном листе формы 1-предприятие указано, что данная форма является годовой и представляется 1 апреля после отчетного года . А вот из формы ПМ следует, что малые предприятия должны представлять ее ежеквартально – 29-го числа после отчетного периода .

Добавим, что формы статистической отчетности респонденты могут подать (п. 7 Положения):

Какие штрафные санкции могут быть применены в отношении индивидуальных предпринимателей?

Индивидуальные предприниматели поименованы в перечне респондентов (ст. 6, 8 Закона № 282-ФЗ). В отношении них применяется санкция, предусмотренная ст. 13.19 КоАП РФ для должностных лиц. Иными словами, на основании указанной статьи они могут быть оштрафованы на 10 000 – 20 000 руб., а при повторном нарушении – на 30 000 – 50 000 руб.

Данный вывод обусловлен примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, согласно которому лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если названным кодексом не установлено иное.

В каких случаях административное правонарушение будет считаться повторным?

Административное правонарушение является повторным, если оно совершено в период, когда нарушитель считается подвергнутым административному наказанию за однородное административное правонарушение (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ). Период административного наказания – это период со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (ст. 4.6 КоАП РФ). Постановление о назначении административного наказания вступает в законную силу через 10 дней, если оно не было обжаловано (ч. 1 ст. 30.3, п. 1 ст. 31.1 КоАП РФ). Окончанием исполнения постановления о наложении административного штрафа является его уплата, которая по общему правилу должна быть произведена лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).

Таким образом, если с момента окончания исполнения постановления о привлечении респондента к ответственности по ст. 13.19 КоАП РФ прошло более года, то совершенное респондентом новое правонарушение не следует квалифицировать как повторное. В этом случае применяются санкции в обычном, а не увеличенном размере.

И еще. Повторность правонарушения в анализируемой ситуации не означает, что штраф в увеличенном размере будет применяться, если респондент систематически не представляет лишь одну и ту же форму статистической отчетности. В связи с тем, что критерий повторности применяется в контексте с однородным административным правонарушением, полагаем, что применение ужесточенной санкции зависит от самого факта непредставления какой-либо формы статистической отчетности, а не от ее конкретного вида.

Применяется ли данная санкция в отношении обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности?

Согласно ст. 18 Закона № 402-ФЗ экономические субъекты, обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации. Названный экземпляр представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, она (вместе с аудиторским заключением) представляется не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Несмотря на то что экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в обязательном порядке представляется в органы статистики, обозначенный документ не подпадает под понятие первичных статистических данных. Первичные статистические данные, напомним, в силу ст. 7 Закона № 282-ФЗ представляют собой информацию, документированную в специальных формах статистической отчетности, утвержденных в установленном порядке Росстатом, тогда как годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность – это документы ( , отчет о финансовых результатах и приложения к ним), содержащие систематизированную в соответствии с требованиями Закона № 402-ФЗ информацию о финансовом положении экономического субъекта на 31 декабря, о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за год (пп. 1 ст. 3, п. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ).

С учетом вышесказанного считаем, что применение ст. 13.19 КоАП РФ в отношении экономического субъекта, не представившего в орган статистики обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, является неправомерным.

Обратите внимание

Непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган статистики влечет ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.; на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 руб. (см. Письмо Росстата от 16.12.2013 № 1578/ОГ, Постановление Красноярского краевого суда от 06.05.2015 по делу № 4а-200/2015).

В связи с тем, что экономическому субъекту вменена обязанность представить в орган статистики экземпляр отчетности (который состоит из нескольких форм – бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, приложений к ним), применение санкции, установленной ст. 19.7 КоАП РФ, в отношении каждой из упомянутых форм, по мнению автора, является неправомерным.

В целях реализации задач официального статистического учета в настоящее время применяется порядка 200 форм статистической отчетности, утвержденных Росстатом в установленном порядке. При этом ни одно предприятие не освобождено полностью от обязанности представлять в органы статистики формы статистического наблюдения.

Между тем до недавнего времени некоторые предприятия не уделяли должного внимания данной обязанности. Теперь им, видимо, придется изменить свое отношение к подобному виду отчетности – и чем скорее, тем лучше. Ведь начиная с 30.12.2015 за непредставление первичных статистических данных в установленном порядке, либо несвоевременное представление этих данных, либо представление недостоверных данных ст. 13.19 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание. Для должностных лиц размер штрафа составит от 10 000 до 20 000 руб., а для юридических лиц – от 20 000 до 70 000 руб. При повторном правонарушении будут взиматься повышенные штрафы: с должностных лиц – от 30 000 до 50 000 руб., с юридических лиц – от 100 000 до 150 000 руб.

Федеральный закон от 30.12.2015 № 442-ФЗ «О внесении изменения в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 30.12.2015, действует с этой же даты.

Федеральный закон от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учет, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620.

Утверждена Приказом Росстата от 15.07.2015 № 320.

Утверждена Приказом Росстата от 04.09.2014 № 547.

Порядок предоставления первичных статистических данных в форме электронного документа, определяющий стандарты на программное обеспечение, технические средства, включая носители информации, каналы связи, средства защиты, а также форматы предоставления данных в электронной форме устанавливаются субъектами официального статистического учета исходя из возможности применения совместимых программно-технических средств, обеспечивающих необходимый уровень безопасности для целей обеспечения информационного обмена.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Приказ Росстата от 31.03.2014 № 220 «Об утверждении Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Штрафы за непредоставление отчетности в статистику в 2016 году выросли в 10 раз. В статье мы расскажем, кто и какие формы должен сдавать и за какие отчеты будут штрафовать.

Каждый бухгалтер почти наизусть помнит сроки сдачи отчетов в налоговую и фонды. А вот со статотчетностью дело обстоит сложнее. Трудно понять какие документы в статистику компания должна сдать и когда это нужно сделать. При этом Росстат штрафует за опоздание с отчетностью. Суммы существенные. Поговорим о том, какие отчеты должна сдать компания. А так же о том, каковы штрафы за непредоставление отчетности в статистику в 2016 году.

Какую отчетность и когда компания должна сдавать

Росстат ждет от компаний два вида отчетности: бухгалтерскую и статистическую. С первой - все просто. Сдают ее все компании. При этом форма годовой бухгалтерской отчетности, которую нужно сдать в Росстат и ИФНС - одна и та же. Срок ее представления инспекторам и сотрудникам органов статистики тоже одинаковый - до 31марта.

Что касается статистической отчетности, то тут у каждой компании – индивидуальный перечень форм. Ведь Росстат проводит сплошные и выборочные наблюдения. Если проводится сплошное наблюдение - формы сдают все компании из группы исследования. При выборочном отчитываются только организации, попавшие в выборку.

Состав отчетности зависит и от того, чем занимается организация и каков ее масштаб.

Примерный перечень форм для компании в зависимости от ее категории и отрасли можно найти на сайте formstat.info. Тут же можно найти и сами документы и узнать порядок их заполнения.

Список форм именно для вашей компании можно найти на сайте своего территориального отделения Росстата. К примеру, на сайте подмосковного отделения msko.gks.ru перечни компаний, попавших под выборку, находятся в разделе «Отчетность» > «Статистическая отчетность» > «Список отчитывающихся хозяйствующих субъектов».

Малые компании отчитываются в Росстат по упрощенному порядку. Они отправляют ежемесячные и ежеквартальные статистические отчеты только в том случае, если попадут в выборку.

Но в 2016 году Росстат проводит сплошное статистическое наблюдение за деятельностью малых компаний и ИП. Все представители малого бизнеса в срок до 1 апреля 2016 года должны сдать форму МП-сп или 1-предприниматель .

Если опоздать компании грозят штрафы за непредоставление отчетности в статистику 2016 году.

Росстат готов принять отчеты как на бумаге так и в электронном виде. Бумажный документ можно передать в орган лично или отправить по почте с описью вложения, а электронный - по ТКС.

Штрафы за непредоставление отчетности в статистику в 2016 году: суммы и срок давности

За каждый статистический отчет, который компания сдала не в срок будут штрафовать. Сумма санкций - от 10 000 до 20 000 руб. для должностных лиц и от 20 000 до 70 000 руб. для компаний. За повторное нарушение штраф уже строже - от 30 000 до 50 000 руб. и от 100 000 до 150 000 руб. соответственно. Такие правила установлены статьей 13.19 КоАП РФ.

Все руководители и бухгалтеры хорошо знают, за что и какие санкции применяют налоговые органы. А за что штрафуют представители Росстата? На какой правовой основе базируются эти штрафы? Постараемся разобраться.

Чем установлена обязанность

У всех хозяйствующих субъектов, будь то руководители предприятий или индивидуальные предприниматели, существуют законодательно закреплeнные обязанности и ответственность за их неисполнение.

Обязанность хозяйствующего субъекта (респондента) сдавать статистическую отчeтность закреплена в Федерального закона от 29.11.07 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее — Закон № 282-ФЗ). Нормой установлено, что «респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, необходимые для формирования официальной статистической информации».

Названное положение дает ответы на многие вопросы, возникающие при сдаче статистической отчетности. Рассмотрим некоторые из них.

Что обязаны представлять респонденты

Прежде всего, надо обратить внимание, что обязанность по представлению первичных статистических данных распространяется на формы федерального статистического наблюдения, утвержденные в установленном порядке (на текущий период это формы утвержденные приказами Росстата). В некоторых регионах есть формы регионального статистического наблюдения, даже муниципального, но для таких форм отсутствует обязанность их представления. Они представляются добровольно, и, следовательно, ответственность за непредставление таких форм не предусмотрена.

Ответ на вопрос «За что могут оштрафовать?» дает пункт 14 Положения: за непредставление или несвоевременное представление респондентами первичных статистических данных, либо представление недостоверных первичных статистических данных.

Представлением недостоверных первичных статистических данных считается их отражение в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками (п. 6 Положения).

Указания по заполнению форм, утверждаются приказами Росстата, одновременно с бланками форм и размещаются на сайте Росстата (Альбом форм федерального статистического наблюдения).

За нарушение порядка представления статистической отчетности на должностное лицо, ответственное за ее представление, налагается административный штраф. Размер штрафа — от трех тысяч до пяти тысяч рублей ( КоАП РФ). Указанный штраф предусмотрен за каждый случай нарушения. И если, например, среднее предприятие ежемесячно должно сдавать 4-5 форм, то при непредставлении или нарушении сроков сумма получается приличная.

Если штраф не уплачен в течение месяца, сведения о должнике передаются в службы судебных приставов.

Часто ли штрафуют нарушителей?

Справедливости ради надо отметить, что «статистики» добрые, терпеливые люди, и применяют штрафные санкции к тем респондентам, которые регулярно нарушают сроки представления отчетности. Работники статистики даже напоминают, что истекает срок представления отчетности, хотя не обязаны этого делать.

Но, наверное, любому терпению приходит конец. Количество оштрафованных должностных лиц с каждым годом увеличивается. Приведу несколько цифр о количестве оштрафованных должностных лиц за 2011 год: в Республике Тыва — 632, в Красноярском крае — 524, в Омской области — 405, в Оренбургской — 390, в Московской — 279, в Республике Коми — 185, в Ростовской области — 158 и т д.

Эти цифры дают далеко неполную картину нарушений, т.к. за ошибки в отчетах «статистики» практически не штрафуют, хотя имеют на это право.

Как избежать штрафов

У респондентов может возникнуть вопрос: разве можно не допустить никаких нарушений при таком обилии форм статистической отчетности?

Действительно, форм федерального статистического наблюдения много, однако каждый респондент должен сдавать только определенный перечень, зависящий от его категории и вида деятельности.

Для субъектов малого предпринимательства Законом предусмотрен упрощенный порядок составления статистической отчетности. Поэтому эти категории респондентов (малые и микропредприятия) обследуются на выборочной основе, т.е. обязаны сдавать отчетность только респонденты, попавшие в выборку.

Уточнить перечень сдаваемых форм можно в территориальных органах статистики. Кроме того, сейчас специалистами системы «Контур-Экстерн» разрабатывается сервис «Что нужно сдавать в статистику», который должен заработать с января 2013 года. В данном сервисе можно будет получить список форм для каждой категории респондентов.

Получив перечень форм, действуйте согласно нормативным документам: заполняйте статистическую отчетность в соответствии с указаниями, проверяйте данные на соответствие контролям, описанным в бланках форм и (или) в указаниях и сдавайте ее в установленные сроки.

Чтобы застраховаться от случайных ошибок, лучше всего пользоваться программными средствами, которые предлагаются поставщиками услуг по сдаче отчетности или Росстатом. В них заложены все необходимые контрольные соотношения, и найти ошибку можно до передачи отчетов. Более того, если это грубая ошибка, то программа не позволит отправить такие данные.

С учетом вышесказанного напрашивается очевидный вывод: следите за сроками сдачи статистической отчетности, сдавайте ее в электронном виде, и вы избежите штрафа от Росстата.

Напомним: ранее за непредставление статистической отчетности или представление недостоверной статистической информации штраф в размере от 3 до 5 тыс. руб. накладывался на должностное лицо. При повторном нарушении штраф оставался таким же.

Новая редакция статьи 13.19 КоАП РФ устанавливает, что административный штраф накладывается на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. рублей; на юридических лиц — от 20 до 70 тыс. руб. При повторном нарушении штрафные санкции увеличиваются в несколько раз: на должностных лиц — от 30 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — от 100 до 150 тыс. руб.

Штрафные санкции применяются за каждый отчет, который представлен с нарушением предусмотренного порядка.

Срок, в течение которого организацию могут оштрафовать, не изменился: это два месяца (ч.1 ст.4.5 КоАП РФ). Исчисляется он со дня, следующего за датой представления отчета (указана на бланке статформы).

За что могут оштрафовать?

Штраф может быть наложен, если компания не представит статотчет в установленные сроки или укажет в отчете недостоверные данные. Какие данные считаются недостоверными?

Разъясняет Максим Прохоров, эксперт компании СКБ Контур по отчетности в Росстат :
«Может показаться, что представление недостоверных сведений — достаточно экзотическая ситуация, которая мало кого коснется. Однако это не так. Согласно п. 6 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620), недостоверный отчет — это отчет, подготовленный с нарушением указаний по его заполнению, арифметическими и логическими ошибками. Указания по заполнению утверждаются Росстатом для каждой формы статотчетности. Они помогут разобраться, как рассчитать каждый показатель и проверить отчет на арифметические и логические ошибки».

Какие статформы сдавать?

Дополнительная сложность — узнать, какие статистические формы нужно представлять. Дело в том, что перечень статформ, которые нужно сдавать конкретной компании, зависит от категории, к которой она относится (крупное предприятие, среднее предприятие, малое предприятие, микропредприятие).

Уточнить свой список форм можно в территориальном органе статистики или с помощью сервиса http://formstat.info/ . Кроме того, на многих региональных сайтах статистики реализован сервис, позволяющий по коду ОКПО получить перечень статистических форм, которые организация должна предоставить в текущем году.

Малые и микропредприятия отчитываются на выборочной основе. Если организация попала в выборку, территориальный орган статистики обязательно сообщит ей об этом письменно, по телефону или электронной почте. Главное, чтобы у статистики были актуальные контактные данные организации. Перечни респондентов, которые должны отчитываться по конкретным формам статистических наблюдений, размещаются на региональных сайтах статистики в разделе «Статистическая отчетность» > «Списки отчитывающихся хозяйствующих субъектов».