Меню
Бесплатно
Главная  /  Лечение  /  Зелёные глаза генетика. Примеры решения задач. Цвет глаз: как передается от родителей ребенку. Рассчитать цвет глаз ребенка

Зелёные глаза генетика. Примеры решения задач. Цвет глаз: как передается от родителей ребенку. Рассчитать цвет глаз ребенка

Голубые и зеленые, их наследование обуславливает две пары генов. Оттенки этих цветов определяются индивидуальными особенностями организма распределять меланин в хроматофорах, которые располагаются в радужке. Влияют на оттенок цвета глаз также иные гены, которые отвечают за цвет волос и тон кожи. Для белокурых людей со светлой кожей типичны , а представители негроидной расы имеют темно-карие очи.

Ген, который отвечает только за окрас глаз, расположен в 15 хромосоме и носит название HERC2, второй ген - EYCL 1 находится в 19 хромосоме. Первый ген несет информацию относительно карего и голубого цвета, второй - о зеленом и голубом.

Доминантным в аллели HERC2 является карий цвет, в аллели EYCL 1 - зеленый цвет, а голубые глаза наследуются при наличии рецессивного признака в двух генах. В генетике принято обозначать доминанту заглавной буквой латинского алфавита, рецессивный признак – это строчная буква. Если в гене встречаются заглавные и строчные буквы - организм по этому признаку является гетерозиготным и у него проявляется доминирующий окрас, а скрытый рецессивный признак может унаследовать ребенок. Проявится у малыша «подавленный» признак при наследовании абсолютной рецессивной аллели от двух родителей. То есть у родителей вполне может родиться голубоглазый ребенок или с .

Используя латинские буквы, карий цвет глаз, который определяется геном HERC2, можно обозначить AA или Aa, голубым глазам соответствует набор аа. При наследовании признака ребенку передается по одной букве от каждого родителя. Таким образом, если у папы гомозиготный признак карих глаз, а мама голубоглазая, то расчеты выглядят так: AA+aa=Aa, Aa, Aa, Aa, т.е. у ребенка получиться может только набор Aa, который проявляется по доминанте, т.е. глаза будут карие. Но если папа гетерозиготный и имеет набор Aa, а мама голубоглазая - формула выглядит: Aa+aa=Aa, Aa, aa,aa, т.е. имеется вероятность в 50%, что ребенок у голубоглазой мамы будет с такими же глазами. У голубоглазых родителей формула наследования глаз выглядит: aa+aa=aa ,aa, aa, aa, в этом случае малыш наследует только рецессивную аллель aa, т.е. цвет его глаз будет голубым.

В аллели EYCL 1 признак окраса глаз наследуется таким же образом, как в гене HERC2, но только буква A обозначает зеленый цвет. Природой устроено так, что имеющийся доминантный признак карих глаз в гене HERC2 «побеждает» присутствующий зеленый признак в гене EYCL 1.

Таким образом, ребенок всегда наследует карий цвет глаз, если один из родителей имеет гомозиготный доминантный набор AA в гене HERC2. Если же родитель с карими глазами передает ребенку рецессивный ген а, т.е. признак голубых глаз, то окрас очей определяет наличие зеленого доминантного признака в гене EYCL 1. В случаях, когда родитель, обладающий зелеными глазами, не передает доминантный признак A, а «дарит» рецессивный аллель а – ребенок рождается с голубыми глазами.

Так как цвет глаз определяют два гена, его оттенки получаются от наличия непроявившихся признаков. Если у ребенка генетический набор AA в аллели HERC2 – в этом случае глаза будут темно карими. Наличие в гене HERC2 признака коричневых глаз по типу Aa, а в гене EYCL 1 рецессивного признака aa, обусловливает светло карие глаза. Гомозиготный признак зеленных глаз AA в локусе EYCL 1 определяет более насыщенный цвет, чем гетерозиготный набор Aa.

Цвет радужки формируется красящими пигментами (меланоцитами) и зависит от их концентрации в строме. Если вырабатывается небольшое количество красящего пигмента, глаза скорей всего будут светлыми (голубыми либо серыми). У обладателей карих и черных глаз меланоциты в строме находятся в больших количествах. Количество клеток, вырабатывающих красящий пигмент, определяется на уровне формирования генотипа и является наследственным фактором.

Многие новорожденные появляются на свет с голубой светлой радужкой. Происходит это из-за того, что механизм выработки меланина еще полностью не налажен. Приблизительно к шести месяцам количество меланоцитов увеличивается и глаза крохи могут изменить цвет на более темный. Если малыш родился с карими глазками, возможность того, что они в перспективе станут голубыми равна нулю, так как карий является преобладающим цветом, а голубой более слабым (рецессивным).

Механизмы наследования цвета глаз у человека

Невозможно с абсолютной точностью предугадать какой цвет радужной оболочки будет у крохи. Законы Менделя говорят о том, что цвет радужки наследуется по той же схеме, что и окрас волос. Гены программирующие темные цвета, считаются более сильными (доминирующими), а гены, создающие светлый цвет - более слабыми. При формировании фенотипа доминирующий ген берет верх над рецессивным задавая глазам более сильный и насыщенный цвет

Основные ситуации взаимодействия генов

Кареглазый родитель и голубоглазый родитель (АА и аа)
Ребенок такой пары будет иметь генотип Аа, это значит что генотип его кареглазого отца АА, а матери аа. В ходе слияния, доминирующие гены вступили во взаимосвязь с рецессивными и создали пару Аа, где гены отца преобладают. Вероятность того, что глаза ребенка будут иметь карий цвет - равна 90%. Бывают и исключения, в основном под них, почему-то попадают именно девочки, поэтому возможность рождения голубоглазой малышки тоже вполне реальна, хоть и всего в 10% от общих случаев.

Кареглазый родитель (генотип Аа) и родитель с голубыми глазами (аа)
В данной ситуации после слияния появятся четыре следующих генотипа: Аа, Аа, аа, аа. Шансы обоих генотипов уравниваются, так как в вероятность рождения кареглазого либо голубоглазого ребенка одинакова (50 на 50).

Кареглазые родители (генотип Аа)
В этом случае мы видим образование трех пар доминирующего генотипа Аа, поэтому в 75% у данной пары родиться ребенок с карими глазами.

Оба родителя с голубыми глазами (генотип аа)
В такой тандеме вероятность рождения ребенка с глазами как у родителей равняется почти 100%, так как генотип данной пары абсолютно не содержит в себе доминирующий ген «А», отвечающий за темный окрас радужной оболочки.

По отношению к самому редкому цвету глаз - зеленому, голубой будет доминировать, формируя, поэтому вероятность рождения малыша с зелеными глазами будет равняться 40%. Если же один родитель имеет карие глаза, а другой зеленые, их ребенок:

  • в 50% случаев родиться с карими глазами;
  • в 37% случаев с зелеными;
  • и в 13% случаев будет иметь голубые глаза.

В последнее время учеными генетиками было выявлено еще 4 дополнительных гена,которые влияют на механизм унаследования цвета радужки глаз. Было выяснено, что за механизм формирования цвета радужки также отвечают гены прародителей, а также их предков до 16 колена. Поэтому если у родителей с карими глазами рождается ребенок с глазами цвета неба, это может быть результатом преобладания генов бабушки или дедушки.

Механизм наследования цвета это довольно сложный генетический процесс, который определяется взаимодействием доминантных и рецессивных генов. На формирование количества меланоцитов и их расположение также и другие наследственные факторы и географическое нахождение человека.

У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма – d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец – с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой скмье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих.

Ответ

В – нормальный слух, b – глухота.

Мать страдает глухотой, но имеет нормальное цветовое зрение bbX D X _ .
Отец с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник BBX d Y.

Девочка-дальтоник X d X d получила одну X d от отца, а вторую от матери, следовательно мать bbX D X d .


P bbX D X d x BBX d Y
G bX D BX d
bX d BY
F1 BbX D X d BbX D Y BbX d X d BbX d Y
девочки
с норм.
слухом
и зрением
мальчики
с норм.
слухом
и зрением
девочки
с норм.
слухом,
дальтоники
мальчики
с норм.
слухом,
дальтоники

Дочь BbX d X d . Вероятность рождения детей-дальтоников = 2/4 (50%). Все они будут иметь нормальный слух, вероятность рождения глухих = 0%.

У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм - d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину, с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.

Ответ

А – карие глаза, а – голубые глаза.
X D – нормальное зрение, X d – дальтонизм.

Кареглазая женщина с нормальным зрением А_X D X _ .
Отец женщины ааX d Y, он мог отдать дочери только аX d , следовательно, кареглазая женщина АаX D X d .
Муж женщины ааX D Y.

Р АаX D X d х ааX D Y


Вероятность рождения ребенка-дальтоника с карими глазами составляет 1/8, (12,5%), это мальчик.

Одна из форм анемии (заболевание крови) наследуется как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в лёгкой форме. Женщина с нормальным зрением, но лёгкой формой анемии родила от здорового (по крови) мужчины-дальтоника двух сыновей - первого, страдающего лёгкой формой анемии и дальтонизмом, и второго, полностью здорового. Определите генотипы родителей, больного и здорового сыновей. Какова вероятность рождения следующего сына без аномалий?

Ответ

АА – смерть, Аа – анемия, аа – норма.
X D – нормальное зрение, X d – дальтонизм.

Женщина с нормальным зрением, но легкой формой анемии АаX D X _ .
Здоровый по крови мужчина-дальтоник ааX d Y.
Первый ребенок АаX d Y, второй ребенок ааX D Y.

Первый ребенок получил Y от отца, следовательно, X d он получил от матери, следовательно, мать АаX D X d .

Р АаX D X d х ааX d Y


Вероятность рождения следующего сына без аномалий составляет 1/8, (12,5%).

Глухота - аутосомный признак; дальтонизм - признак, сцепленный с полом. В браке здоровых родителей родился ребёнок глухой дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка, его пол, генотипы и фенотипы возможного потомства, вероятность рождения детей с обеими аномалиями. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответ обоснуйте.

Ответ

У здоровых родителей родился больной ребенок, следовательно, глухота и дальтонизм являются рецессивными признаками.

А - норм. слух, а - глухота
X D - норм. зрение, X d - дальтонизм.

Ребенок имеет аа, родители здоровы, следовательно, они Аа.
Отец здоров, следовательно он X D Y. Если бы ребенок был девочкой, то она бы получила от отца X D и не была дальтоником. Следовательно, ребенок мальчик, ген дальтонизма получил от матери. Мать здорова, следовательно огна X D X d .

Р АаX D X d х АаX D Y


AX D AY aX D aY
AX D AAX D X D
норм. слух
норм. зрение
девочка
AAX D Y
норм. слух
норм. зрение
мальчик
AaX D X D
норм. слух
норм. зрение
девочка
AaX D Y
норм. слух
норм. зрение
мальчик
AX d AAX d X D
норм. слух
норм. зрение
девочка
AAX d Y
норм. слух
дальтоник
мальчик
AaX d X D
норм. слух
норм. зрение
девочка
AaX d Y
норм. слух
дальтоник
мальчик
aX D AaX D X D
норм. слух
норм. зрение
девочка
AaX D Y
норм. слух
норм. зрение
мальчик
aaX D X D
глухота
норм. зрение
девочка
aaX D Y
глухота
норм. зрение
мальчик
aX d AaX d X D
норм. слух
норм. зрение
девочка
AaX d Y
норм. слух
дальтоник
мальчик
aaX d X D
глухота
норм. зрение
девочка
aaX d Y
глухота
дальтонизм
мальчик

Вероятность рождения ребенка с двумя аномалиями составляет 1/16 (6,25%).

В данном случае проявился третий закон Меделя (закон независимого наследования).

Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген окраски глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол. При скрещивании самок дрозофил с нормальными крыльями, красными глазами и самцов с редуцированными крыльями, белыми глазами все потомство имело нормальные крылья и красные глаза. Получившихся в F1 самцов скрещивали с исходной родительской самкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Какие законы наследственности проявляются в двух скрещиваниях?

Ответ

В первом поколении получено единообразное потомство (первый закон Менделя), следовательно родители были гомозиготы, F1 – гетерозиготы, у гетерозигот проявились доминантные гены.

А - нормальные крылья, а - редуцированные крылья
B - красные глаза, b - белые глаза

P AAX B X B x aaX b Y
F1 AaX B X b , AaX B Y

АaX В Y x AAX B X B


AX В аX В AY aY
AX B AAX В X В
AaX В X В
AAX B Y
AaX B Y

Все потомство получилось с нормальными крыльями и красными глазами. Во втором скрещивании проявился третий закон Менделя (закон независимого наследования).

У дрозофилы гетерогаметным полом является мужской пол. Скрещивали самок дрозофилы с серым телом, красными глазами и самцов с чёрным телом, белыми глазами, всё потомство было единообразным по признакам окраски тела и глаз. Во втором скрещивании самок дрозофилы с чёрным телом, белыми глазами и самцов с серым телом, красными глазами в потомстве получились самки с серым телом, красными глазами и самцы с серым телом, белыми глазами. Составьте схемы скрещивания, определите генотипы и фенотипы родительских особей, потомства в двух скрещиваниях и пол потомства в первом скрещивании. Поясните, почему во втором скрещивании произошло расщепление признаков.

Ответ

А - серое тело, а - черное тело
X Е - красные глаза, X е - белые глаза

Поскольку в первом скрещивании всё потомство было единообразным, следовательно, скрещивали гомозигот:
Р АА X Е X Е х ааX е Y
F1 АаX Е X е, АаX Е Y (все с серым телом и красными глазами)

Второе скрещивание:
Р аа X е X е х ААX Е Y
F1 АаX е X Е, АаX е Y (самки с серым телом красными глазами, самцы с серым телом, белыми глазами)

Расщепление признаков во втором поколении произошло потому, что признак цвета глаз сцеплен с Х-хромосомой, и самцы получают Х-хромосому только от матери.

У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А - наличие меланина в клетках кожи, а - отсутствие меланина в клетках кожи - альбинизм), а гемофилии - сцеплено с полом (X Н - нормальная свёртываемость крови, X h - гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.

Ответ

А - норма, а - альбинизм.
Х Н - норма, Х h - гемофилия.

Женщина ААХ Н Х Н, мужчина ааХ Н Х h .


Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген размера глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол. При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями и нормальными глазами в потомстве появился самец с закрученными крыльями и маленькими глазами. Этого самца скрестили с родительской особью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и полученного самца F1, генотипы и фенотипы потомства F2. Какая часть самок от общего числа потомков во втором скрещивании фенотипически сходна с родительской самкой? Определите их генотипы.

Ответ

Поскольку при скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями получился ребенок с закрученными крыльями, следовательно А - нормальные крылья, а - закрученные крылья, родители Аа х Аа, ребенок аа.

Ген размера глаз сцеплен с Х-хромосомой, следовательно, самец с маленькими глазами получил от отца Y, а от матери ген маленьких глаз, но сама мать была с нормальными глазами, следовательно, она была гетерозигота. Х B - нормальные глаза, Х b - маленькие глаза, мать Х B Х b , отец Х B Y, ребенок Х b Y.

F1 AaX B X b x aaX b Y



Фенотипически сходно с родительской самкой будет F2 AaX B X b , их 1/8 (12,5%) от общего числа потомков.

Мои подруги знают, как сильно меня интересует вопрос цвета глаз моего сына.

Для незнающих расскажу: У нашего папы глаза карие. У меня глаза зеленые с ярковыраженной гетерохромией (в глазах прожилки карего, ободок глаз серый, радужка зеленая. Т.е. Глаза трехцветные).

Цвет глаз: от бабушек и дедушек - к нашим внукам: как передается генетически.
Таблицы расчета цвета глаз будущего ребенка.

Во время беременности многим родителям не терпится узнать, какой цвет глаз будет у их будущего ребенка. Все ответы и таблицы для расчета цвета глаз - в этой статье.

Хорошая новость для тех, кто хочет передать потомкам именно свой цвет глаз: это возможно.

Последние исследования в сфере генетики обнаружили новые данные о генах, которые отвечают за цвет глаз (раньше были известны 2 гена, отвечающие за цвет глаз, теперь их 6). При этом, на все вопросы относительно цвета глаз у генетики на сегодня ответов нет. Однако, есть общая теория, которая, даже с учетом новейших исследований, даёт генетическое обоснование цвета глаз. Её и рассмотрим.

Итак: у каждого человека есть минимум 2 гена, определяющих цвет глаз: ген HERC2, который расположен в 15 хромосоме человека, и ген gey (он же называется EYCL 1), который расположен в 19 хромосоме.

Рассмотрим сначала HERC2: у человека есть две копии этого гена, одну он получает от матери, одну - от отца. HERC2 бывает карий и голубой, то есть, один человек имеет или 2 карих HERC2 или 2 голубых HERC2 или один карий HERC2 и один голубой HERC2:

ген HERC2: 2 копии* Цвет глаз человека
Карий и Карий карий
Карий и голубой карий
Голубой и голубой голубой или зеленый

(*Во всех таблицах данной статьи доминантный ген пишется с большой буквы, а рецессивный - с маленькой, цвет глаз пишется с маленькой буквы).

Откуда берется у обладателя двух голубых HERC2 зелёный цвет глаз - объясняется ниже. А пока - некоторые данные из общей теории генетики: карий HERC2 - доминантный, а голубой - рецессивный, поэтому у носителя одного карего и одного голубого HERC2 цвет глаз будет карий. Однако, своим детям носитель одного карего и одного голубого HERC2 с вероятностью 50х50 может передать и карий, и голубой HERC2, то есть, доминантность карего никак не влияет на передачу копии HERC2 детям.

Например, у жены - глаза карего цвета, пусть даже, они «безнадежно» карие: то есть, у неё 2 копии карего HERC2: все дети, рожденные с такой женщиной, будут кареглазыми, даже если у мужчины - голубые или зеленые глаза, так как детям она передаст один из двух своих карих генов. А вот внуки могут иметь глаза любого цвета:

Итак, например:

HERC2 от матери - карий (у матери, например, оба HERC2 карих)

HERC2 от отца - голубой (у отца, например, оба HERC2 голубых)

HERC2 у ребенка - один карий и один голубой. Цвет глаз такого ребенка - всегда карий; при этом свой HERC2 голубого цвета он может передать своим детям (которые могут от второго родителя получить тоже HERC2 голубого цвета и тогда иметь глаза либо голубого либо зелёного цвета).

Теперь перейдём к гену gey: он бывает зелёный и голубой (синий, серый), имеется у каждого человека также в двух копиях: одну копию человек получает от матери, вторую - от отца. Зеленый gey является доминантным геном, голубой gey - рецессивным. Человек, таким образом, имеет или 2 голубых гена gey или 2 зелёных гена gey или один голубой и один зелёный ген gey. При этом, на цвет его глаз это влияет только в случае, если у него HERC2 от обоих родителей - голубой (если хоть от одного из родителей он получил карий HERC2, его глаза всегда будут карие).

Итак, если человек получил от обоих родителей голубой HERC2, в зависимости от гена gey его глаза могут быть следующих цветов:

Ген gey: 2 копии

Цвет глаз человека

Зелёный и Зелёный

Зелёный

Зелёный и голубой

Зелёный

голубой и голубой

Голубой

Общая таблица для расчета цвета глаз ребенка, карий цвет глаз обозначен «К», зелёный цвет глаз обозначен «З» и голубой цвет глаз обозначен «г»:

Цвет глаз

Коричневый

Коричневый

Коричневый

Коричневый

Коричневый

Коричневый

Зелёный

Зелёный

Голубой

Используя эту таблицу, можно сказать с большой долей вероятности, что у ребёнка глаза будут зелёные, если у обоих родителей глаза зелёные или у одного из родителей - зелёные, а у второго - голубые. Также можно сказать наверняка, что глаза ребёнка будут голубые, если у обоих родителей глаза голубые.

В случае, если хотя бы у одного из родителей глаза карие, у их детей могут быть глаза карего, зелёного или голубого цвета.

Статистически:

У двух кареглазых родителей вероятность того, что у ребенка будут карие глаза составляет 75%, зеленые - 18,75% и голубые - 6,25%.

Если один из родителей кареглазый, а второй - зеленоглазый, вероятность того, что у ребенка будут карие глаза составляет 50%, зеленые - 37,5%, голубые - 12,5%.

Если один из родителей - кареглазый, а второй - голубоглазый, вероятность того, что у ребенка будут карие глаза составляет 50%, голубые - 50%, зелёные - 0%.

Таким образом, если у ребенка глаза не такого цвета, как у его родителей, - тому есть генетические причины и обоснования, ведь «ничто не исчезает бесследно и ничто не берётся из ниоткуда».

ОТВЕТ: Потомство всегда получает от родителей только один ген из аллелей. Так как родилась голубоглазая девочка, значит, она один ген голубоглазости получила от матери, т.е. она была гетерозиготной по этому признаку и ее генотип - Аа. Генотип голубоглазого отца – аа (рецессивный признак проявляется только в гомозиготном состоянии)

Г АМЕТЫ (G) А, а а

ОТВЕТ: Аа и аа; вероятность рождения кареглазых детей – 50%

  1. У человека нерыжие волосы доминируют над рыжими. Отец и мать гетерозиготные нерыжие. У них восемь детей. Сколько среди них может оказаться рыжих? Есть ли однозначный ответ на вопрос?

ОТВЕТ: Так как родители гетерозиготны, они несут по одному гену рыжих волос. Теоретически у них могут родиться 2 рыжих ребенка (25%). Но встреча гамет при оплодотворении идет случайно и поэтому в данной семье могут родиться все нерыжие или все рыжие.

  1. Черная окраска меха у норок доминирует над голубой. Как доказать чистопородность двух черных норок, приобретенных звероводческой фермой?

ОТВЕТ: Черная окраска может быть и у гетерозиготных, и у гомозиготных особей. Но чистопородные особи гомозиготны и не дают расщепления в потомстве. Чтобы узнать генотипы купленных норок, нужно их скрестить с голубыми норками. Если в потомстве появились голубые норки, значит, норка была не чистопородная, т. е. гетерозиготная (Аа); если расщепления нет - гомозиготная (АА).

  1. Кареглазая правша вышла замуж за голубоглазого левшу. У них родился голубоглазый левша. Определите генотип матери (карие глаза и праворукость доминируют).

ОТВЕТ: Так как у их ребенка проявились рецессивные гены по обоим признакам, он получил от каждого родителя по одному из них, т.е. мама была гетерозиготной по двум признакам и ее генотип: АаВв.

  1. Черная окраска шерсти (А) доминирует над белой (а), а мохнатая шерсть (В) над гладкой (в). Какого расщепления по фенотипу следует ожидать от скрещивания двух гетерозиготных по двум признакам кроликов?

ОТВЕТ: Так как родители дигетерозиготны, они имеют генотип АаВв, а при таком скрещивании, в потомстве проявляется расщепление по фенотипу – 9:3:3:1.

  1. Какова вероятность рождения голубоглазого (а), светловолосого (в) ребенка от брака голубоглазого темноволосого отца с генотипом ааВв и кареглазой светловолосой матери с генотипом Аавв?

ОТВЕТ: Р Аавв Х ааВв

ГАМЕТЫ (G) Ав, ав аВ, ав

АаВв Аавв ааВв аавв

К.т. к.с г.т. г.с.

ОТВЕТ: 25%.

  1. При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды шаровидные, красные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.

ОТВЕТ:

1) генотипы родителей: красные шаровидные плоды – ААВВ,
желтые грушевидные плоды – ааbb

2) генотипы F 1: красные шаровидные АаВb

3) соотношение фенотипов F 2:

9 – красные шаровидные
3 – красные грушевидные
3 – желтые шаровидные
1 – желтые грушевидные

  1. Голубоглазый мужчина, оба родителя которого кареглазые, женился на кареглазой женщине, мать которой голубоглазая, а отец – кареглазый. От брака родился голубоглазый сын. Составить родословную и указать генотипы всех родственников.

ОТВЕТ: 1) Вначале составляем схему родословной и подписываем фенотипы.

2) Затем, записываем генотипы лиц, имеющих рецессивный признак, т.е.гомозиготных по этому гену.

3) Эти лица передают (родители) или получают (дети) по одному рецессивному гену, поэтому эти гены записываем в генотипе детей или родителей.

4) У лиц, имеющих доминантный признак, записываем в генотипе вначале один доминантный ген. А по схеме выяснится их гомозиготность или гетерозиготность

.

  1. Какие группы крови возможны у детей, если у матери первая группа крови, а у отца – четвертая?

РЕШЕНИЕ : Первая группа обусловлена генотипом ОО, четвертая – АВ. Аллели А и В доминантны по отношению к аллели О.

2 группа 3 группа

ОТВЕТ: Дети будут иметь 2 и 3 группы крови.

  1. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном Х B рыжая – Х b , гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились один черепаховый и один черный котенок. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят. Решение:

Р Х B Х B х Х b У

F 1 Х В У Х B Х b

ОТВЕТ : генотип черной кошки Х B Х B , генотип рыжего кота - Х b У, генотипы котят: черепахового - Х B Х b

Черного – Х В У, пол котят: черепаховая – самка, черный - самец.

  1. Двух черных самок мыши скрещивали с коричневым самцом. Первая самка в нескольких пометах дала 20 черных и 17 коричневых потомков, а вторая – 33 черных. Определите генотипы родителей и потомков, ответ поясните.

ОТВЕТ : Так как в потомстве второй черной самки не было расщепления, все потомство было черным, значит, что черная окраска доминирует и генотип самца – аа, генотип второй самки – АА. В потомстве первой самки наблюдается расщепление 1:1, значит, генотип первой самки - Аа. Генотипы потомства от первой самки – Аа (20 черных) и аа (17 коричневых), генотип потомства от второй самки – Аа (единообразие – 33 черных).

  1. В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х- хромосомах. Определите генотипы родителей, сына дальтоника и вероятность рождения детей, носителей гена дальтонизма.

ОТВЕТ : Генотипы родителей: мать –Х D Х d , отец Х D У; генотип сына – дальтоника -Х d У; вероятность рождения носителей гена дальтонизма (Х D Х d) – 25%.

  1. Докажите, что генотип является целостной системой.

ОТВЕТ : Генотип является целостной системой, потому что между аллельными и неаллельными генами существуют взаимодействия (доминирование, кодоминирование, комплементарность и др.), один ген может влиять на развитие нескольких признаков, несколько генов могут влиять на развитие одного признака.

  1. У здоровых родителей сын болен гемофилией. Определите генотипы родителей, их сына, вероятность рождения больных детей и носителей гена гемофилии у этих родителей, если ген гемофилии (h) является рецессивным и сцеплен с полом.

ОТВЕТ: генотипы родителей: матери - Х Н Х h , отца - Х H У; генотип сына - Х h У; вероятность появления больных детей – 25% (сыновья), 25% сыновей – здоровы, дочери – здоровы (Х Н Х H , Х Н Х h), но половина дочерей - носительницы гена гемофилии

  1. Какова сущность хромосомной теории наследственности Т.Моргана?

ОТВЕТ: Гены расположены в хромосоме линейно. Гены одной хромосомы образуют группу сцепления, и поэтому они наследуются вместе. Число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом. Нарушение сцепления генов происходит в процессе кроссинговера, частота которого зависит от расстояния между генами – чем больше расстояние между генами, тем больше частота кроссинговера.

  1. Мужчина с нормальным зрение женился на женщине-дальтонике (рецессивный ген dсцеплен с Х-хромосомой). Определите генотипы родителей, соотношение фенотипов и генотипов в потомстве.

ОТВЕТ : Генотипы родителей: матери – Х d Х d , отца Х D У; генотипы потомства: все дочери являются носительницами гена дальтонизма - Х D Х d , все сыновья – дальтоники - Х d У; соотношение больных и здоровых детей – 1:1 или 50%:50%.

  1. Скрестили два растения львиного зева с красными и белыми цветками. Их потомство оказалось с розовыми цветками. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения и тип наследования признака.

ОТВЕТ: Появление промежуточного признака в потомстве показывает на неполное доминирование признака. Генотипы родительских растений (Р): АА и аа. Гаметы: А и а . Генотипы первого поколения: Аа.

  1. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или несцеплен с полом), генотипы детей в первом и втором поколении.

ОТВЕТ: 1) Признак доминантный, так как передается всегда потомству, не сцеплен с полом, так как передается в равной степени как дочерям, так и сыновьям. 2) генотипы детей в F 1 женщины – аа иАа

Мужчины – аа и Аа. Генотипы потомковF 2 мужчина – Аа. Генотипы родителей: женщина: аа , мужчинаАа.

  1. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.

ОТВЕТ: генотипы родителей: пурпурный стебель, красные плоды – AABb (гаметы: AB и Ab); зеленый стебель, красные плоды –aaBb (гаметы aB и аb); генотипы потомства в F 1: AaBB, AaBb, Aabb; соотношение генотипов и фенотипов в F 1:
пурпурный стебель, красные плоды – 1 AaBB: 2 AaBb
пурпурный стебель, желтые плоды – 1 Aabb.

  1. По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.

ОТВЕТ: 1) признак рецессивный;

2) генотипы родителей: мать - аа, отец - АА или Аа;

3) генотипы детей: сын и дочь гетерозиготы - Аа (допускается: иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи, указание только одного из вариантов генотипа отца).

  1. Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией?

ОТВЕТ: Генотипы и фенотипы Р: аа – с малыми коренными зубами, Аа – без малых коренных зубов; генотипы и фенотипы потомства: Аа – без малых коренных зубов, аа – с малыми коренными зубами; вероятность рождения детей без малых коренных зубов – 50%.

  1. Что лежит в основе комбинативной изменчивости организмов? Ответ поясните.

ОТВЕТ: В основе комбинативной изменчивости лежат следующие процессы:

  1. кроссинговер приводит к изменению сочетания генов в гомологичных хромосомах;
  2. мейоз, в результате которого происходит независимое расхождение хромосом в гаметы;
  3. случайное сочетание гамет при оплодотворении.
  1. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.

ОТВЕТ:

  1. признак доминантный, не сцеплен с полом;
  2. генотипы детей 1 поколения: дочь Аа, дочь аа, сын Аа;
  3. генотипы детей 2 поколения: дочь Аа
1 2 Условные обозначения мужчина женщина брак Дети одного брака – проявление исследуемого признака
  1. По родословной человека, представленной на рисунке, установите характер наследования признака "маленькие глаза", выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родите­лей и потомков F(1, 2, 3, 4, 5).

ОТВЕТ: 1) признак рецессивный, не сцеплен с полом (так как передается и дочерям и сыновьям); 2) генотипы родителей: Аа х Аа; 3) генотипы потомков в F1: 1,2- Аа; 3 – АА или Аа; 4, 5 - аа.

Эталоны ответов к заданиям Линия С1 Экзамен на отлично 2010г.
1. Какова роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка? Ответ:
Элементы ответа: с ДНК информация переписывается на и РНК, которая переносит ее из ядра к рибосоме, иРНК. служит матрицей для сборки молекул белка; тРНК присоединяют аминокислоты и доставляют их к месту сборки молекулы белка к рибосоме.
2. В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?
Ответ: первичная структура белка определяется последовательностью аминокислот; матрицами для синтеза белка являются одинаковые молекулы иРНК, в которых закодирована одна и та же первичная структура белка.
3. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.
Элементы ответа: 1) фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласта; 2) по мере созревания хлоропласта превращаются в хромопласты, в которых фотосинтез не происходит.
4. Почему для удаления клеща, присосавшегося к телу человека, его надо смазать маслянистой жидкостью? Ответ:
1) маслянистая жидкость закрывает отверстия трахей, которые являются органами дыхания клещей
2) клеши погибают от недостатка кислорода и легко удаляются.
5. Объясните, чем питаются беззубки и перловицы и почему их называют "придонными фильтрами". Ответ:
беззубки и перловицы питаются органическими частицами, которые с током воды попадают в мантийную полость и отфильтровываются ресничками, пропуская через себя большое количество воды, они очищают её от органических и примесей и микроорганизме и.
6. Почему летом при длительной жажде рекомендуется пить подсоленую воду?
Элементы ответа: летом у человека усиливается потоотделение; с потом из организма выводятся минеральные соли; подсоленная вода восстанавливает нормальный водно-солевой баланс между тканями и внутренней средой организма.
7. Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы? Ответ:
Элементы ответа: 1) быстрое изменение давления при взлёте или посадке самолёта вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше; 2) глотательные движения улучшают доступ воздуха к слуховой (евстахиевой) трубе, через которую давление в полости среднего уха выравнивается с давлением в окру-жающей среде.
8 Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях индивидуального развития? Ответ:
1) корни растений повреждают личинки; 2) листья деревьев повреждают взрослые жуки.
9. Введение в вену пациента больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9% раствором NaCl). Поясните, почему.
Ответ: 1) концентрация физиологическою раствора (0,9% раствор NaCl) соответствует концентрации солей в плазме крови и не вызывает гибели клеток крови; 2) введение больших доз препаратов без разбавления может вызвать резкое изменение состава крови и необратимые явления
10. Какие процессы поддерживают постоянство химического состава плазмы крови человека? Ответ:
Элементы ответа: 1) процессы в буферных системах поддерживают реакцию среды (рН) на постоянном уровне; 2) осуществляется нейрогуморальная регуляция химического состава плазмы.
11. С чем связана необходимость поступления в кровь человека ионов железа? Ответ поясните. Ответ:
Элементы ответа: 1) ионы железа входят в состав гемоглобина эритроцитов; 2) эритроциты обеспечивают транспорт кислорода и углекислого газа.
12. В древней Индии подозреваемому в преступлении предлагали проглотить горсть сухого риса. Если ему это не удавалось, виновность считалась доказанной. Дайте физиологическое обоснование этого процесса. ,
Ответ:1) глотание - сложный рефлекторный акт, который сопровождается слюноотделением и раздражением корпя языка; 2) при сильном волнении резко тормозится слюноотделение, во рту становится сухо я глотательный рефлекс не возникает.
13. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению? Ответ поясните. Ответ:
1) из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам за счёт транспирации, в результате
которой возникает сосущая сила; 2) восходящему току в рас гении способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.
14. Почему сов в экосистеме леса относят к консументам второго порядка, а мышей к консументам первого порядка? Ответ:
Элементы ответа: 1)совы питаются растительноядными животными, поэтому их относят к консументам второго порядка; 2)мыши питаются растительной пищей, поэтому их относят к консументам первого порядка.
15. Почему отношения между щукой и окунем в экосистеме реки считают конкурентными?
Элементы ответа: 1) являются хищниками, питаются сходной пищей; 2) обитают в одном водоеме, нуждаются в сходных
условиях для жизни, взаимно угнетают друг друга
16. Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб?
Элементы ответа: 1) уничтожение хищников приводит к резкому возрастанию численности растительноядных рыб и усилению конкуренции между ними; 2) большая численность растительноядных рыб способствует уменьшению кормовой базы, распространению среди них различных заболеваний, это приведет к массовой гибели рыб.
17. Что служит основой формирования разнообразных сетей питания в экосистемах? Ответ:
1) разнообразие видов, наличие среди них продуцентов, консументов, редуцентов; 2) питание видов разнообразной пищей (широкая пищевая специализация).
18. Объясните, почему говядину, которая не прошла санитарный контроль, опасно употреблять в пищу в недоваренном или слабо прожаренном виде.
Элементы ответа: 1) в говяжьем мясе могут быть финны бычьего цепня; 2) в пищеварительном канале из финны развивается взрослый червь, и человек становится окончательным хозяином.
19. Объясните, почему для выращивания бобовых растений не требуется подкормка азотными удобрениями. Ответ:
Элементы ответа: I) у бобовых на корнях поселяются клубеньковые бактерии; 2) они усваивают азот воздуха и обеспечивают растения азотным питанием.
20. В чём проявляется защитная роль лейкоцитов в организме человека? Ответ:
Элементы ответа: 1) лейкоциты способны к фагоцитозу - пожиранию и перевариванию белков, микроорганизмов, отмерших клеток; 2) лейкоциты принимают участие в выработке антител, которые нейтрализуют определённые антигены.
21. Какое молоко, стерилизованное или свеженадоенное, прокиснет быстрее в одних и тех же условиях? Ответ поясните. Ответ:
Элементы ответа: 1) быстрее прокиснет свеженадоенное молоко, так как в нем имеются бактерии, вызывающие сбраживание продукта; 2) при стерилизации молока клетки и споры молочнокислых бактерий погибают и молоко сохраняется дольше.
22. Почему объём мочи, выделяемой телом человека за сутки, не равен объёму выпитой за это же время жидкости? Ответ:
Элементы ответа: 1) часть воды используется организмом или образуется в процессах обмена веществ; 2) часть воды испаряется через органы дыхания и через потовые железы.
23. Почему лечение человека антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника? Назовите не менее двух причин.
Ответ:1) антибиотики убивают полезные бактерии, обитающие в кишечнике человека; 2) нарушаются расщепление клетчатки, всасывание воды и другие процессы.
24. Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счёт чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно-оранжевой части спектра.
Элементы ответа: 1) для фотосинтеза необходимы лучи красной и синей части спектра; 2) в клетках багрянок содержится красный пигмент, который поглощает лучи синей части спектра, их энергия используется в процессе фотосинтеза.
25. Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый. Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется проявление данного признака.
Элементы ответа: 1) у зайца наблюдается проявление модификационной (фенотипической, ненаследственной) изменчивости;
2) проявление данного признака определяется изменением условий среды обитания (температура, длина дня).
26. Какие из перечисленных видов топлива - природный газ, каменный уголь, атомная энергия способствуют созданию парникового эффекта? Ответ поясните.
Элементы ответа: 1) созданию парникового эффекта способствуют природный газ и каменный уголь; 2) при их сжигании образуется углекислый газ, который создает парниковый эффект.
27. Замороженные яблоки при оттаивании выделяют сладковатый сок. С чем это связано?
1). При замерзании вода расширяется, при этом нарушается целостность тканей, клеток, органоидов; 2) после оттаивания из вакуолей клеток вытекает клеточный сок, содержащий сахаристые вещества.
28. почему почву в лесопосадках заселяют микоризными грибами?
1). Деревья вступают в симбиоз с грибами; 2) корни растений получают дополнительное минеральное питание, растения легче переносят неблагоприятные условия.
29. с какой целью производят пикировку растений?
1). При пикировке удаляется кончик главного корня, что способствует развитию боковых корней; 2) в результате увеличивается площадь питания растений.
30. Какова роль хемосинтезирующих бактерий в экосистемах?
1). Образуют органические вещества из неорганических; 2). Они относят к продуцентам и в экосистемах составляют первое звено в цепи питания.
31. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению? Ответ поясните.
Элементы ответа: 1) из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам за счёт транспирации, в результате которой возникает сосущая сила; 2). восходящему току в растении способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.
32. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.
Элементы ответа: 1) фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты; 2) по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых фотосинтез не происходит.
33. кровеносная система насекомых не связана с транспортом газов. Каким образом они транспортируются по телу животных?
1). Транспорт газов осуществляется через органы дыхания; 2). Дыхательная система представлена сетью разветвленных трахей, через которые доставляется кислород не посредственно к клеткам, а из клеток в трахеи поступает углекислый газ.
34. Что такое условный рефлекс и какова его роль в жизни животного?
1), рефлексы, приобретаемые человеком и животными в течение жизни, формируемые на базе безусловных 2). Способствует приспособлению организма к конкретным условиям существования.
35. На поверхности почвы иногда можно увидеть большое количество дождевых червей. Объясните, при каких метеорологических условиях это происходит и почему?
1). Наблюдается после сильного дождя, при ходы дождевых червей заполняются водой; 2). Содержание кислорода уменьшается, дыхание червей в почве затрудняется и они мигрируют на поверхность.