Правила размещения средств страховых резервов. Анализ изменений Правил размещения страховых резервов в РФ
Инвестиционная деятельность страховых компаний
контрольная работа
1.2 Правила размещения страховых резервов
В последние годы на уровне государственного управления особо подчеркивается роль страховщиков в России как потенциальных инвесторов, формирующих ресурсы накопительного страхования. В связи с этим страховая сфера подвергается серьезному реформированию, в особенности это касается инвестирования страховых ресурсов.
Требования органа страхового надзора в отношении инвестиционной деятельности страховщиков предполагают два основных направления регулирования :
размещение собственного капитала;
размещение средств страховых резервов.
Что касается первого направления, то в нашей стране с 16 декабря 2005 года действуют требования, предъявляемые к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика. Данный документ устанавливает структурные соотношения между собственными средствами и активами по аналогии с Правилами размещения страховых резервов. Нужно заметить, что направления вложения собственного капитала страховщика регламентированы достаточно жестко, что, по нашему мнению, не соответствует природе собственного капитала как ресурсов, не связанных обязательствами и, таким образом, ограничивает возможности страховых компаний самостоятельно регулировать соотношение доходности и ликвидности своей деятельности.
Если рассматривать западный опыт в области регулирования размещения собственного капитала страховых компаний, можно заметить, что в большинстве стран - членов ОЭСР нормы, регулирующие инвестиции, не распространяются на инвестирование собственных средств страховых компаний. Они относятся только к вложению средств, составляющих договорные обязательства перед страхователями. Причина заключается в том, что собственные средства позволяют страховым компаниям финансировать свое дальнейшее развитие. Другой причиной является принадлежность значительной части собственных средств страховых компаний акционерам, которые стремятся получать приемлемый уровень прибыли на свой капитал. Поэтому ограничение вложения собственного капитала может привести к снижению стимулов поддерживать уровень этих средств выше минимального. Это, в конечном итоге, только ослабит финансовую устойчивость страховых компаний.
В нашей стране 1 июля 2006 года вступили в силу новые Правила размещения страховщиками средств страховых резервов. В соответствии с данным документом и с учетом мировой практики в нашей стране требования по поводу размещения средств страховых резервов сводятся к следующему :
определяется допустимость инвестиций, то есть законодательно устанавливается перечень разрешенных направлений инвестирования, а также конкретизируются их направления с целью ограничения рискованных вложений. Как правило, требованием является наличие определенного рейтинга международного рейтингового агентства.
установлены максимальные ограничения на все виды вложений (в практике развитых страховых рынков обычно существуют минимальные и максимальные ограничения). Минимальные лимиты Правилами не предусматриваются, что, по нашему мнению, говорит об относительно большей свободе в выборе объектов инвестирования, нежели при наличии таких лимитов.
инвестиции страховщиков должны обладать приемлемым уровнем риска и ликвидностью. Наличие структурных соотношений активов и резервов призвано обеспечить соблюдение этих принципов. Однако, как показывает отечественная практика, в достаточной мере они не обеспечиваются; следовательно, данный нормативный документ требует серьезной доработки.
инвестиционный портфель страховщика должен быть в достаточной степени диверсифицирован. Данное требование взаимосвязано с принципом ликвидности вложений. За счет рассредоточения вложений по различным отраслям и инструментам инвестирования у компании снижается риск ликвидности в случае нестабильности на фондовом рынке. Однако, как показывает практика, ограничения, установленные в целях диверсификации риска, не всегда эффективны. Поэтому диверсификация нормативов по видам страховой деятельности, по нашему мнению, обоснованна.
ограничение объема вложений в один вид актива. Это делается с целью предотвращения образования аффилированных структур. В Правилах установлены ограничения на вложения в ценные бумаги одного субъекта Российской федерации; в депозиты одного банка; в ценные бумаги, эмитированные одним юридическим лицом; в один объект недвижимости; в перестрахование одному перестраховщику и другие (см.табл.2).
активы должны соответствовать обязательствам перед страхователями. Данное требование рассматривается в отношении соответствия сроков привлечения страховых премий и сроков инвестирования, а также в отношении валюты, в которой платит премию страхователь и в которой осуществляет инвестиции страховщик.
Таблица 2. Основные направления и нормативы инвестирования страховых ресурсов в соответствии с законодательством РФ, % :
Основные группы активов |
Страховые резервы |
Собственный капитал |
||
Технические резервы |
Резервы в страховании жизни |
|||
Государственные ценные бумаги |
||||
Депозиты |
||||
Облигации предприятий |
||||
Жилищные сертификаты |
||||
Паи ПИФов и доли в ОФБУ |
||||
Недвижимость |
||||
Слитки драгоценных металлов |
||||
Ипотечные ценные бумаги |
||||
Займы под полисы |
||||
Доверительное управление |
Рассмотрев законодательное регулирование структуры инвестирования российских страховых организаций, рассмотрим основные направления инвестирования страховых резервов национальных страховщиков. В таблице 3 представлены эти данные.
Таблица 3. Структура размещения средств страховых резервов в 2001-2006 гг.
Наименование актива |
|||||
в млн руб. |
в % к итогу |
в млн руб. |
в % к итогу |
||
Облигации (всего) |
|||||
Федеральные государственные облигации |
|||||
Государственные облигации субъектов РФ и муниципальные облигации |
|||||
Облигации (кроме государственных, муниципальных и ипотечных) |
|||||
Жилищные сертификаты |
|||||
Векселя банков |
|||||
Банковские вклады |
|||||
Долевое участие в ОФБУ |
|||||
Инвестиционные паи ПИФов |
|||||
Недвижимое имущество |
|||||
Доля перестраховщиков в страховых резервах |
|||||
Депо премий у перестрахователей |
|||||
Дебиторская задолженность перестраховщиков, перестрахователей |
|||||
Дебиторская задолженность страхователей |
|||||
Дебиторская задолженность страховых агентов |
|||||
Дебиторская задолженность страховщиков |
|||||
Денежные средства |
|||||
Слитки золота, серебра, платины, палладия, памятные монеты РФ |
|||||
21,5% составляет доля резервов российских страховщиков в денежных средствах. Это доля высока, хотя и несколько сократилась в сравнении с 2001 г. Соответствующие данные свидетельствуют об определенной пассивности инвестиционной деятельности национальных страховщиков. Нахождение значительной части страховых резервов в денежной форме означает их замораживание, что негативно сказывается на финансовой стороне качества всех страховых продуктов. Для банков такая форма размещения резервов страховщиков весьма важна, поскольку способствует решению проблемы их ликвидности. Между тем опыт развитых стран свидетельствует о государственном регулировании верхней границы анализируемого актива. Так, например, в Великобритании доля резервов, находящихся в денежное форме, не может превышать 3 %.
Свыше 20 % резервов страховщиков в размещены в банковских вкладах, которые в настоящее время являются одним из основных инструменте в управления финансовыми ресурсами страховщиков и значение которого в динамике усиливается. Кроме того 32% размещены в банковских векселях и 0,2 % - в общих фондах банковского правления, значительная же «есть резервов, как уже отмечалось, находится на счетах в банках. Таким образом, страховые организации весьма активно используют в своей инвестиционной деятельности банковские инструменты.
Высокая доля размещения средств на расчетных счетах может быть объяснена, на наш взгляд, во-первых, тем, что многие страховщики входят в состав крупных холдингов и их владельцы требуют размещать средства на счетах родственных банков. Во-вторых, страховщики приводят структуру своих активов в соответствие с требованиями Минфина только на отчетную дату, а по ее истечении размешают средства страховых резервов по своему усмотрению (например, в большей доле, чем это регламентировано, размещают их в акциях), что позволяет оперативно направлять их в нужные активы.
В структуре активов, покрывающих страховые резервы, относительно высока доля облигаций - 12,1 %, имеющая в динамике тенденцию возрастания. Динамичный и анализ структуры облигационного актива свидетельствует, что на современном этапе страховщики ориентированы на работу с корпоративными облигациями при сокращении использования федеральных государственных ценных бумаг на фоне увеличения доли государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных образований.
Направления размещения собственных средств страховой организации в основном соответствует возможным направлениям размещения страховых резервов. Различия касаются квот по отдельным видам активов (табл.2).
Следует отметить, что структура активов и инвестиций страховщиков характеризуется нестабильной динамикой, а доли отдельных видов активов сильно варьируются в зависимости от компании. Есть компании с долей дебиторской задолженности, приближающейся к половине валюты баланса, у других компаний инвестиции составляют более трех четвертых активов, некоторые даже в середине года имеют запас денежных средств в размере более 30% от активов. Как и следовало ожидать, уровень ликвидности падает при рассмотрении структуры активов на неотчетные даты и растет в конце отчетного периода. Во-первых, это связано с сокращением дебиторской задолженности к концу года (наступлением большинства платежей по текущим договорам), во-вторых - с действиями по «подгонке» структурных соотношений активов для соответствия нормативам Федеральной службы страхового надзора (ФССН).
Портфели акций у разных страховщиков крайне разнородны по составу, качеству эмитентов и уровню диверсификации. У одних компаний - это сплошь «голубые фишки», у других - некотируемые акции непрозрачных предприятий. Аналогична ситуация с облигациями и другими долговыми инструментами небанковского сектора. Вложения в банковские инструменты, как правило, более диверсифицированы. Практически у каждой компании есть расчетные счета, депозиты, векселя Сбербанка, Внешторгбанка и еще нескольких крупнейших банков; остальные партнеры, как уже было сказано ранее, выбираются исходя из особенностей клиентской политики.
Оценка финансового состояния организации ООО "Федеральная страховая компания"
ООО страховая организация «Федеральная страховая компания» производит операции по страхованию жизни и по страхованию иному, чем страхование жизни...
Оценка финансовой устойчивости (на примере ЗАО "Тихоокеанская страховая компания")
Для реализации своей основной производственной функции осуществления выплат при наступлении страховых случаев - страховая компания должна располагать специальными денежными ресурсами...
Перестрахование - сущность, функции, формулы
Для учета страховых резервов в СК используются счет 95, к которому открываются субсчета 95-1 "Страховой резерв", 95-2 "Доля перестраховщика в резерве", 95-3 "Изменение резерва", 95-4 "Результат изменения доли перестраховщиков в РНП"...
Принципы организации медицинского страхования
Использование средств страхового фонда основано на принципе замкнутой раскладки ущерба. На основе этого принципа осуществляется перераспределение средств, как в пространстве, так и во времени...
Статистическое исследование и оценка резервов убытков в добровольном медицинском страховании
Страховой резерв - это денежный фонд, образуемый страховой компанией за счет аккумулированных страховых взносов и предназначенный для обеспечения исполнения ею обязательств по страховым выплатам в порядке и на условиях...
Страховая деятельность ОСАО "Ингосстрах"
Страховые резервы - особые фонды страховщика, предназначенные для выполнения им принятых обязательств по выплатам страхового возмещения (страхового обеспечения), которые должны быть произведены при наступлении страховых случаев. Согласно ст...
Резервы страховых организаций в соответствии с требованиями страхового законодательства России разделяются на: · резервы по страхованию жизни; · резервы по видам страхования иным, чем страхование жизни (рисковые виды)...
Страховые резервы: понятие и экономическое содержание
В Уставе каждой страховой компании есть пункт, определяющий необходимость создания страховых резервов - для покрытия непредвиденных расходов и возмещения убытков, связанных с производственно-хозяйственной деятельностью...
Учет страховых резервов
Учет страховых резервов
Страховые резервы формируются на отчетную дату по данным бухгалтерского учета и отчетности. Учет страховых резервов ведется методом начисления и на основании специальных расчетов их величины согласно методам...
Учет страховых резервов предупредительных мероприятий
Страховые резервы формируются на основании законодательства о страховании и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Такие резервы создаются...
Финансовая устойчивость страховой компании
Под достаточностью страховых резервов понимается адекватность их структуры и размеров принятым страховщиком обязательства по договорам страхования. Оценивать страховые резервы с точки зрения их достаточности следует...
1.1 Особенности организации бухгалтерского учета и отчетности страховой организации В настоящее время сформировалась многоуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета...
Экономическая сущность страховых резервов в страховых организациях
Деятельность страховщиков связана с заключением договоров страхования, получением по ним страховых премий и осуществлением страховых выплат. Поскольку страховые премии уплачиваются в предварительном порядке...
Экономическая сущность страховых резервов в страховых организациях
Состав и порядок расчета страховых резервов определен Правилами формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, утвержденными Приказом Минфина РФ №514 от 11 июня 2002 г...
Наблюдается вполне закономерный процесс приведения страховой сферы, и прежде всего в отношении порядка размещения страховых резервов, в рамки «цивилизованного», оптимального для общества законодательства. С этой точки зрения представляется интересным анализ хронологии развития Правил размещения страховых резервов в РФ.
«Хронология изменений в структуре размещаемых страховых резервов страховыми организациями с 1993 по 2000г.».
Условные обозначения:
Kн - Используется нормативный коэффициент оценки активов.
N - Актив не рассматривается в качестве объекта инвестирования
Виды активов |
|||
1. Государственные ценные бумаги РФ |
Ограничений нет |
||
2. Государственные ценные бумаги субъектов РФ |
В сумме <=30 %, но не более 10 % на один орган местного самоуправления и не более 15 % на один субъект РФ. |
||
3. Муниципальные ценные бумаги(до 1997г. ценные бумаги местных органов управления) |
|||
4. Банковские депозиты, в том числе удостоверенные депозитными сертификатами и векселей банков (до 1995 банковские депозиты). |
|||
5. Акции и облигации (кроме относящихся к подпунктам 1-3); (с 1993г.- 1995г. - ценные бумаги акционерных обществ, прочие права участия, другие ценности; c 1995г. –1999г. –ценные бумаги) |
|||
6. Дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховых посредников. |
Ограничений нет |
||
7. Депо премий по рискам, принятым в перестрахование |
Ограничений нет |
||
8. Суммарная стоимость инвестиционных паёв паевых инвестиционных фондов и сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления |
Ограничений нет |
||
9. Суммарная стоимость долей в УК обществ с ограниченной ответственностью и вкладов в складочный капитал товариществ на вере и стоимость ценных бумаг (за исключением инвестиционных паёв паевых инвестиционных фондов и сертификатов долевого участия в общих фондах банковского управления), не включённых в котировальный лист ни одним организатором торговли на рынке ценных бумаг.(c 1995г. – 1999г. – права собственности на долю участия в УК). |
Ограничений нет |
||
10. Жилищные сертификаты (кроме относящихся к подпунктам 1-3) |
Ограничений нет |
||
11. Недвижимое имущество |
|||
14. Суммарная стоимость ценных бумаг, эмитированных одним юридическим лицом и включённых в котировочный лист первого уровня хотя бы одним признанным организатором торговли на рынке ценных бумаг. |
Ограничений нет |
||
15. Суммарная стоимость ценных бумаг, эмитированных одним юридическим лицом и не включённых в котировальный лист первого уровня ни одним организатором торговли на рынке ценных бумаг, но включённый в котировальный лист 2-ого уровня хотя бы одним организатором торговли на рынке ценных бумаг. |
Ограничений нет |
||
16. Суммарная величина доли перестраховщиков (кроме как в Резерве заявленных, но не урегулированных убытков(РЗУ).) |
Ограничений нет |
||
17. Суммарная доля перестраховщиков, не являющихся резидентами РФ (кроме как в РЗУ) |
Ограничений нет |
||
18. Денежная наличность в рублях (с 1995 - 1999г. – денежная наличность). |
Ограничений нет |
Ограничений нет |
|
19. Денежные средства на счетах в банках |
Ограничений нет |
||
20. Иностранная валюта на счетах в банках (до 95г. валютные ценности) |
Ограничений нет |
Принципиальным отличием правил 93г. и 95г. явилось наличие в последних раздела «направления размещения страховых резервов», тогда как до этого регламентировались лишь минимальный размер инвестиций в государственные ценные бумаги и максимальная доля размещения в те или иные активы, например не более 40 % в недвижимое имущество. Т.е. фактически до 95г. это означало: “Инвестируйте не менее 10 % средств в государственные ценные бумаги, а остальное куда хотите за исключением того то и в рамках Правил». Для сравнения с 95г. – «Инвестируйте в государственные ценные бумаги не менее 20 % резервов по договорам долгосрочного страхования жизни, не менее 10 % по видам страхования иным, чем страхование жизни, остальное только в указанные в Правилах активы за исключением того то и в рамках Правил». Разница довольно ощутима, ведь многие активы попросту не были указаны, например один из разделов звучит так: не более 40 % -ценные бумаги акционерных обществ, прочие права участия, другие ценности, т. е. в акции инвестируйте не более 40 %, а, например, в облигации хоть все 100 %? Дебиторская задолженность, депо премий по рискам, переданным в перестрахование, доля перестраховщиков не рассматриваются как объекты размещения не только в Правилах 93 года, но и 95-ого. Значительные законодательные пробелы нашли своё отражение на российском страховом рынке в виде грюндерства с 93г. по 95г. Надо также отметить, что в Правилах 95г. был значительно расширен перечень запрещённых направлений инвестирования:
ü «Запрещены инвестиции в такие ценные бумаги, как: чек, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, приватизированная ценная бумага».
ü Исключается в качестве объекта инвестирования оплата труда работников страховой компании, оказание им материальной помощи и выдача ссуд, а также оплата налогов, штрафных санкций и т.д.
Отдельно отмечается, что страховые резервы не могут служить предметом залога, выступать в качестве источника уплаты кредитору денежных сумм по обязательствам гаранта, а наличие достаточного количества резервов на расчётном счёте в банке (не мене 3 % (ранее не менее 5 %) общей суммы страховых резервов) для осуществления текущих страховых выплат указывается в качестве прямой обязанности страховщика. Можно говорить о том, что в 94-95 годы был совершён определённый «законодательный прорыв»: произошёл переход к германской системе страховых резервов посредством принятия Правил формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни в 94 г., введены в действие Правила размещения страховых резервов в 95г. Т. е. были приняты два базовых для страховой сферы документа, причём последний был значительно улучшен и доработан. К достоинствам Правил 95г. также следует добавить наличие следующих разделов: ценные бумаги (раздел №3), где законодатель явно пытается устранить свои предыдущие ошибки, пояснения к термину недвижимость для настоящих правил (раздел №4), регламентация порядка выдачи ссуд страхователям (раздел №6) и, наконец, раздел, посвящённый принципам размещения страховых резервов. Пункт 1–ый последнего раздела, который раскрывает принцип диверсификации, был приостановлен в 98г до 1 января 1999г., а в последствии отменён, поскольку здесь в расчётах использовались абсолютные величины, а после проведения деноминации в 98 году использовать его оказалось невозможно, к тому же постоянная инфляция вносила определённые трудности. Пункт 4-ый раздела №6, где государство сделало «неосторожную» попытку представить принципы ликвидности возвратности и прибыльности активов в виде достаточно простых унифицированных коэффициентов, был также впоследствии отменён по той же причине. К сожалению, использованный коэффициентный метод расчёта 95г. не позволяет прямо сравнить структуру активов, но уже в Правилах 99г. эта методика не используется, там же, как можно заметить из таблицы, появляются новые виды активов, принимаемых в покрытие страховых резервов, а раздел ценные бумаги местных органов управления в связи проведённой реформой в сфере местного самоуправления (Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") заменён на муниципальные ценные бумаги. Прежде всего, говоря о появлении новых видов активов, следует особо остановиться на блоке перестрахования, поскольку этот раздел вызвал наибольшее количество жалоб со стороны страховщиков. Это было связано с тем, что государство, по сути, впервые предприняло попытку, и достаточно успешно, регулирования деятельности перестрахования посредством Правил размещения страховых резервов. И та, и другая сторона привела достаточно убедительные аргументы:
Например, в качестве обоснования этого раздела представитель Департамента И.В. Ломакин-Румянцев в своём выступлении в ответе на «Заключение на Правила размещения страховщиками страховых резервов, утверждённых Министерством финансов РФ от 22 февраля 1999г. в части, связанной с ограничением доли перестраховщиков в активах, принимаемых в покрытие страховых резервов » привёл следующие данные:
За 1995г. – 1996г. передано в перестрахование за пределы Росси 1058 млрд. руб.(11,6 % страховых взносов) из них:
- § Доля перестраховщиков-нерезидентов, выплаченная в возмещение убытков по этим же рискам – 312,4 млрд. руб. (4,14 %).
- § 10 % от суммы взносов, переданных в перестрахование, (106 млрд. руб.) вернулось в Россию в виде перестраховочной комиссии.
Итого: в Россию вернулось 420 млрд. руб., а 650 млрд. руб. осталось за рубежом!
Страховщики, в свою очередь, указывали на тот факт, что с введением в действие данных Правил возможности страховой компании будут значительно ограничены, поскольку, с одной стороны, максимальная ответственность страховщика по одному риску не может превышать 10 % собственных средств страховщика, с другой - максимальная доля по рискам, переданным в перестрахование, составляет только 60 % от величины страховых резервов. В результате всех споров раздел, устанавливающий нормативы по перестрахованию, был оставлен без изменения до 16 марта 2000 г, когда были внесены изменения в ст. 13, 17, 18, 19, где теперь при расчёте доли из страховых резервов необходимо исключать РЗНУ.
Ещё один важный момент это смена контролирующего органа, а именно: в разделе 1-ом «Общие положения» пункте 5-ом прямо указано – «Контроль за соблюдением страховщиками требований, установленных настоящими Правилами, осуществляется Министерством финансов РФ», - тогда как до этого этим занимался Росстрахнадзор .
Неизменными за всё время в Правилах остались только, пожалуй, принципы размещения страховых резервов: диверсифицированность, возвратность, прибыльность и ликвидность.
Итак, на сегодняшний день можно сделать следующие выводы:
ü Государство отказалось от попыток прямо принудить страховщиков к обязательному размещению страховых резервов в государственные ценные бумаги, что можно было наблюдать в самом начале развития Правил размещения страховых резервов.
ü Обнадёживает также отказ государства от регулирования чисто технических моментов проведения страховой деятельности, в частности в Правилах 99г. уже не устанавливается норматив денежных средств на текущем счёте страховщика.
ü Значительно расширился перечень «разрешённых» активов», т. е. у страховщика появляются возможности для более гибкой политики в области инвестирования.
ü Наблюдается тенденция к снижению долей различных активов в размещении страховых резервов, например по акциям, банковским депозитам, объектам недвижимости, что опять же связано с появлением большего количества активов, в которые разрешено размещение. Можно предположить, что с их увеличением Департамент Страхового Надзора предпримет попытку сгруппировать таковые в достаточно крупные группы с индикацией их рисковости или надёжности, или применит доли в страховых резервах, уже опробованные ранее.
ü По мере накопления опыта страхового регулирования в рыночных условиях проводится разграничение в части размещения по некоторым видам активов по видам страхования иным, чем жизнь и страхованию жизни (см. табл.). Такое разделение вполне обосновано спецификой видов страхования.
ü В последних Правилах (1999г.) впервые делается попытка посредством ограничения перестрахования повысить надёжность страховых компаний и таким образом ограничить вывоз капитала за рубеж.
- В государственные ценные бумаги должно быть размещено >=20 % страховых резервов, сформированных по долгосрочному страхованию жизни и >=10 % по рисковым видам страхования.
- Не допускается инвестирование в один коммерческий банк >=40 % квоты Приказом Минфина РФ от 16 марта 2000 г. N 28н внесены изменения: при расчёте доли из страховых резервов необходимо исключать РЗНУ.
- » «Страховое Ревю» июнь 1999г; стр. 35.
- Приказом Минфина РФ от 16 марта 2000 г. N 28н
- В 96г. Росстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора (ДСН) при Минфине РФ.
размер шрифта
ПРИКАЗ Росстрахнадзора от 09-06-93 г- 02-0217 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ РАЗМЕЩЕНИЯ СТРАХОВЫХ РЕЗЕРВОВ (2019) Актуально в 2018 году
ПРАВИЛА РАЗМЕЩЕНИЯ СТРАХОВЫХ РЕЗЕРВОВ
1. Настоящие Правила разработаны во исполнение п/п "г" п.3 ст. 30 Закона Российской Федерации "О страховании".
2. В целях обеспечения финансовой устойчивости страховые организации инвестируют страховые резервы, образуемые из полученных от страхователей страховых взносов для предстоящих страховых выплат.
3. Страховые резервы в соответствии с Законом Российской Федерации "О страховании" размещаются страховщиками на принципах диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.
Заключения договоров займа (кредитных договоров) с физическими и юридическими лицами, кроме случаев, предусмотренных Законом Российской Федерации "О страховании"
Заключения договоров купли-продажи, кроме случаев, предусмотренных настоящими Правилами;
Приобретения акций и паев товарных и фондовых бирж;
Вложения в интеллектуальную собственность.
5. Страховые организации при инвестировании средств страховых резервов обязаны соблюдать следующие соотношения:
Не менее 10% средств резервов - государственные ценные бумаги, в т.ч. ценные бумаги областных, краевых и местных органов управления;
Не более 40% - недвижимое имущество;
Не более 50% - банковские вклады (депозиты);
Не более 40% - ценные бумаги акционерных обществ, прочие права участия, другие ценности;
Не более 10% - валютные ценности в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" в порядке, предусмотренном действующим законодательством (для страховых организаций, формирующих резервные фонды в рублях);
Не менее 5% - на расчетном счете в банке для осуществления текущих выплат страховых сумм по проводимым видам страхования.
Не менее 80% средств страховых резервов должны быть инвестированы на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено действующим законодательством и международными соглашениями, заключенными Российской Федерацией.
5.1. При вложении средств страховых резервов в объекты недвижимого имущества не допускается инвестирование более 50% квоты, отведенной на эти цели, в один земельный участок или иной объект недвижимого имущества, или совокупность земельных участков и объектов недвижимого имущества, которые могут рассматриваться как один объект инвестиций.
5.2. Размещение средств страховых резервов в банковские вклады (депозиты) в коммерческие банки не должно превышать 40% квоты, предусмотренной на эти цели, в один коммерческий банк.
5.3. Вложение средств страховых резервов в приобретение акций и других прав участия не должно превышать 10% квоты, предусмотренной на эти цели, в одну организацию.
6. Страховые организации могут размещать средства своих страховых резервов иным образом, нежели предусмотрено в настоящих Правилах при соблюдении действующего законодательства и по согласованию с Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью.
7. Страховые организации, являющиеся страховщиками по российскому законодательству, обязаны до 1 января 1994 года привести свои активы в соответствие с настоящими Правилами.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 августа 2005 г. № 100н утверждены новые Правила размещения страховщиками средств страховых резервов. В новой редакции Правил перечень активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, является закрытым и содержит 20 видов активов. По сравнению с предыдущей редакцией из списка исключены иные активы, принимаемые в покрытие страховых резервов по согласованию с Министерством финансов РФ.
Новые Правила расширяют перечень активов, принимаемых для покрытия страховых резервов: добавлены ипотечные ценные бумаги и займы страхователям по договорам страхования жизни. Указанные виды активов могут быть использованы только для размещения резервов по страхованию жизни. Кроме того, список активов дополнен векселями организаций, тогда как ранее разрешалось использовать для покрытия страховых резервов только векселя банков.
Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (гл. 4 закона)
Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства. Страховой надзор осуществляется ФССН и ее территориальными органами.
Страховой надзор включает в себя:
1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платёжеспособности;
3) выдачу в течение 30 дней разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.
Субъекты страхового дела обязаны:
■ представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении
i |
Представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).
Основанием для прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела является решение суда, а также решение органа страхового надзора об отзыве лицензии, в том числе принимаемое по заявлению субъекта страхового дела.
Тема 5.2. Классификация
и виды страхования
Классификация по объектам страхования
и по объему страховой ответственности.
Звенья классификации
Классификация страхования - это научная система деления страхования на сферы деятельности, отрасли, подотрасли и виды. Их звенья располагаются так, что каждое последующее является частью предыдущего.
В основу классификации страхования положены два критерия:различия в объектах страхования и различия в объеме страховой ответственности. Первый критерий является всеобщим, второй охватывает только имущественное страхование. .
В соответствии с этим делением применяются две системы классификации: по объектам страхования и по роду опасности. В более широком и конкретном смысле классификация страхования представляет собой форму выражения различий в страховщиках и сферах их деятельности, объектах страхования, категориях страхователей, объеме страховой ответственности и форме проведения страхования.
На рынке действуют специализированные страховые организации, подразделяющиеся по форме собственности на государственные и негосударственные и реализующие страховой продукт по объему охвата страховых рисков в форме обязательного и добровольного страхования.
По форме организации страхование выступает как:
Государственное - страховщиком выступает государство в лице его уполномоченных организаций;
Акционерное - страховщиком выступает частный капитал в виде АО;
Взаимное - договоренность между группой физических, юридических лиц о возмещении друг другу будущих возможных убытков определенных долях согласно принятым условиям (общества взаимного страхования, некоммерческие организации);
Сострахование - объект страхования может быть застрахован по одному договору несколькими страховщиками, которые участвуют в страховании определенными долями. Если страхователь застраховал имущество не на полную сумму, то он может рассматриваться как один из страховщиков и несет ответственность по незастрахованной доле;
Двойное страхование - это страхование у нескольких страховщиков одного и того, же интереса от одних и тех же опасностей, когда общая страховая сумма превышает страховую стоимость. По российскому кодексу торгового мореплавания страховщики в таком случае несут ответственность в пределах страховой стоимости страхуемого интереса, каждый отвечает пропорционально страховой сумме по заключенному ими договору;
Самострахование - создание страхового (резервного) фонда непосредственно самим хозяйствующим субъектом в обязательном порядке (АО, совместное предприятие, кооператив) или в добровольном порядке (товарищество);
Перестрахование - страхование одним страховщиком (перестрахователем) риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщика);
Медицинское - особая организационная форма страхования, в РФ выступает как форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, гарантирует гражданам при наступлении страхового случая получение медпомощи за счет накопленных средств.
Объекты страхования разделяются на два класса: имеющие стоимость и не имеющие стоимости.
По признаку стоимости в страховании выделяют отрасли страхования:
I. Имущественное - объектом страховых правоотношений выступает имущество в различных видах, страхователь страхует не только собственное имущество, но и находящееся в его владении, пользовании, распоряжении.
Подотрасли - страхование имущества госпредприятий;
сельхозпредприятий; кооперативов; общественных организаций; арендованного имущества; имущества отдельных граждан на праве личной собственности.
Виды - страхование строений; животных; домашнего имущества; транспортных средств; урожаев с/х культур.
II. Личное - объектом страхования выступают жизнь, здоровье, трудоспособность человека.
Подотрасли - страхование жизни и страхование от несчастных случаев.
По другой версии отрасль называется страхованием уровня жизни и имеет две подотрасли: социальное страхование рабочих и служащих, личное страхование.
Виды - страхование на случай жизни; на случай смерти; смешанное (на дожитие, на случай смерти, на случай потери здоровья, трудоспособности и т. д.); страхование детей.
По другой версии включается страхование пенсий, пособий, льгот.
III. Страхование ответственности - объектом страхования выступает ответственность перед третьими лицами, которым может быть причинен ущерб или вред в результате действия или бездействия страхователя.
Подотрасли - страхование задолженности; на случай возмещения вреда (страхование гражданской ответственности).
Виды - страхование непогашения кредита; гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств; гражданской ответственности перевозчика; гражданской ответственности предприятий - источников повышенной опасности; профессиональной ответственности.
IV. Страхование экономических (финансовых) рисков объектом страхования выступает риск как опасность неблагоприятного исхода на одно ожидаемое явление.
Подотрасли - страхование риска прямых потерь и риска косвенных потерь.
Виды по прямым потерям - страхование потерь от недополучения прибыли; риска убытков от простоев оборудования из-за недопоставок сырья, материалов, забастовок; риска внедрения новой техники и технологии.
По косвенным потерям-страхование упущенной выгоды; на случай банкротства предприятия; от перерывов в торговле.
Для детализации конкретных интересов с целью обоснования методов страховой защиты выделяются подотрасли - по форме собственности и социальным группам страхователей.
Вид страхования - страхование однородных объектов от характерных для них опасностей. Выражает конкретные интересы страхователей, связанные со страховой защитой этих объектов.
Отрасли страхования: личное, имущественное,
страхование ответственности, страхование
рисков. Виды страхования
1. Личное страхование - отрасль страхования, в которой объектом страховых отношений выступают жизнь, здоровье и трудоспособность человека. Личное страхование сочетает рисковую и сберегательную функции. Личное страхование подразделяется на страхование жизни и страхование от несчастных случаев.
Существуют два вида страхования: страхование без накоплений и страхование, позволяющее накапливать сбережения.
К первому виду относится полис страхования жизни на определенный срок или полис временного страхования жизни. По полису страхования жизни на определенный срок страховая компания обязана уплатить выгодоприобретателю (бенефициару) оговоренную в полисе сумму в случае смерти застрахованного лица в период действия полиса. После окончания периода страхования страховой взнос не возвращается клиенту.
Пожизненное страхование обеспечивает страховое возмещение в течение всей жизни застрахованного и уже имеет элемент накопления, поскольку страховая премия не теряется, а сохраняется и накапливается.
Страхование от несчастных случаев в РФ - вид личного страхования в индивидуальной и групповой формах. Страхование от несчастных случаев предусматривает (полную или частичную) выплату страховой суммы в связи с наступлением неблагоприятных явлений (или их последствий), связанных с жизнью и здоровьем страхователя или застрахованного.
Страхование от несчастных случаев и болезней представляет собой совокупность видов личного страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в фиксированной сумме либо в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных наступлением страхового случая (при этом возможна комбинация обоих видов выплат).
2. Имущественное страхование - отрасль страхования, в которой объектом страховых отношений выступают имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом. При этом страхователями могут быть не только собственники имущества, но и другие юридические и физические лица, несущие ответственность за его сохранность.
В классификации имущественного страхования особо выделяются опасности, иерархически не связанные между собой: страхование имущества от огня; страхование сельскохозяйственных культур от засухи и других стихийных бедствий; страхование животных от падежа и вынужденного забоя; страхование транспортных средств от аварий, угона и других опасностей.
3. Страхование ответственности. Как показывает практика, все большую актуальность приобретает страхование ответственности юридических лиц. Хотя лишь некоторые.
Страхование. Виды страхования ответственности являются обязательными, этот вид страхования получает широкое распространение и становится «хорошим тоном» ведения бизнеса.
Страхование гражданской ответственности - вид страхования, в котором объектом выступает ответственность страхователя по закону перед третьими лицами, которым может быть причинен ущерб. Страхование профессиональной ответственности предназначено для страховой защиты лиц определенных профессий от претензий по возмещению клиентам материального ущерба в результате небрежности, допущенной в процессе выполнения служебных обязанностей.
Цель страхования ответственности - страховая защита экономических интересов возможных причинителей вреда.
Страхование ответственности не предусматривает установления страховой суммы и застрахованного, они выявляются только при наступлении страхового случая - причинении вреда третьим лицам.
Основные виды страхования гражданской ответственности:
■ ответственность перевозчиков и транспортных организаций;
■ страхование гражданской ответственности предприятий-источников повышенной опасности;
■ страхование экологических рисков - виды страхования, предусматривающие ответственность страховщика за риски, связанные с загрязнением окружающей среды;
■ страхование ответственности изготовителей и продавцов товара, исполнителей работ (услуг);
■ страхование гражданской ответственности финансовых институтов.
Основные виды страхования профессиональной ответственности:
■ страхование ответственности таможенных брокеров;
■ страхование профессиональной ответственности аудиторов;
■ страхование профессиональной ответственности медицинских работников
■ страхование профессиональной ответственности нотариусов;
■ страхование профессиональной ответственности оценщиков;
■ страхование профессиональной ответственности продавцов товаров;
■ страхование профессиональной ответственности риэлтеоров;
■ страхование профессиональной ответственности строителей;
■ страхование профессиональной ответственности юристов.
4. Страхование экономических (финансовых) рисков
представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации потери доходов (дополнительных расходов) лица, о страховании которого заключен договор (застрахованного лица), вызванных следующими событиями: остановка производства или сокращение объема производства в результате оговоренных событий; потеря работы (для физических лиц); банкротство; непредвиденные расходы; понесенные застрахованным лицом судебные расходы (издержки).
Отдельные виды личного страхования.
Негосударственные пенсионные фонды
(НПФ) - особая форма организации личного
страхования
Правовая основа- Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (с изм. от 16.10.2006).
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
■ деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
■ деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральнымзаконом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»договорами об обязательном пенсионном страховании;
■ деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.
Договор негосударственного пенсионного обеспечения - соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.
Вкладчик - физическое или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и уплачивающее пенсионные взносы в фонд. Пенсионный взнос - это денежные средства, уплачиваемые вкладчиком в пользу участника в соответствии с условиями пенсионного договора.
Участник - физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии. Участник может выступать вкладчиком в свою пользу."
Для получения лицензии величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда (совокупный вклад учредителей) должна составлять с 1 января 2005 г. - не менее 30 млн руб., с 1 июля 2009 г. - не менее 50 млн руб.
Статья 16 закона характеризует собственное имущество фонда, которое подразделяется на;
■ имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда;
■ пенсионные резервы;
« пенсионные накопления.
Имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, образуется за счет:
■ совокупного вклада учредителей (вклада учредителя);
■ целевых взносов вкладчиков, части дохода фонда от размещения пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений;
■ части сумм пенсионных наносов, если право фонда на направление части соответствующих взносов наформиронам не имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и покрытие административных расходов предусмотрено правилами фонда и соответствующим договором. При этом предельный размер части суммы пенсионного взноса не может превышать 3% суммы взноса;
■ дохода фонда от использования, в том числе размещения имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;
■ благотворительных взносов и других законных поступлений.
Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками фонд формирует пенсионные.резервы. То есть резервы формируются при добровольном негосударственном пенсионном обеспечении. Пенсионные резервы - совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами.
Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами фонд формирует пенсионные накопления, которые формируются при обязательном пенсионном страховании. Пенсионные накопления - совокупность средств, находящихся в собственности фонда, предназначенных для исполнения обязательств фонда перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании и договорами о создании профессиональной пенсионной системы и формируемых в соответствии с законом.
Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет:
■ пенсионных взносов;
■ дохода фонда от размещения пенсионных резервов;
■ целевых поступлений.
На средства пенсионных резервов не может быть обращено взыскание по долгам фонда (за исключением долговPiпород его участниками), вкладчиков, страхователей, управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария и иных третьих лиц, включая застрахованных лиц и участников, к ним также не могут применяться меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества.
Фонды осуществляют размещение средств пенсионных резервов самостоятельно, а также через управляющую компанию. Фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в государственные ценные бумаги Российской Федерации, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные Правительством Российской Федерации. При размещении средств пенсионных резервов в объекты недвижимого имущества фонд обязан представлять в уполномоченный федеральный орган данные об оценке объектов недвижимого имущества, проведенной независимым оценщиком, имеющим лицензию на осуществление данного вида деятельности в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Деятельность фондов по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений не относится к предпринимательской.
Передача средств пенсионных накоплений управляющей компании производится фондом исключительно на основании договора доверительного управления. Передача средств пенсионных резервов в доверительное управление не влечет перехода права собственности на них к управляющей компании.
Размещение средств пенсионных резервов, сформированных в соответствии с пенсионными правилами фонда, производится исключительно в целях сохранения и прироста средств пенсионных резервов в интересах участников.
Требования к структуре пенсионных резервов НПФ при их размещении:
■ стоимость пенсионных резервов, размещенных в один
объект, не может быть менее 20%; ♦
■ общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в эмиссионные ценные бумаги, не имеющие признаваемых котировок, не должна превышать 20% размещенных резервов (признаваемая котировка - цена, которая определяется и объявляется признанными организаторами торговли или дилерами);
■ общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками фонда, - не более 30% размещенных резервов;
■ в федеральные государственные ценные бумаги - не более 50%, кроме случаев новации;
■ в государственные ценные бумаги субъектов РФ и муниципальные ценные бумаги - суммарно не более 50% размещенных резервов;
■ в акции и облигации предприятий и организаций - не более 50%;
■ в векселя - не более 50%;
■ в банковские вклады и недвижимость - суммарно не более 50%.
Доход, полученный от размещения средств пенсионных резервов, направляется на:
■ пополнение средств пенсионных резервов;
■ на покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда;
■ на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.
При этом размер отчислений на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, не должен превышать в сумме 15% дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов после вычета вознаграждения управляющей компании и специализированному депозитарию фонда и уплаченных налогов.
Таким образом, негосударственное пенсионное обеспечение строится по накопительному принципу формирования пенсий и предполагает регулярное перечисление пенсионных взносов в НПФ в течение определенного периода времени и их прирост за счет дохода, получаемого по результатам размещения пенсионных резервов.
НПФ работают по следующим основным пенсионным схемам (совокупность условий, определяющих порядок
I. Схема с установленными взносами в течение допенсионного периода осуществляются взносы в НПФ в размере не менее установленного фондом лимита. Первый взнос производится в течение определенного непродолжительного отрезка времени. Существует и минимальный период накопления, до окончания которого нет права на получение выплат.
До возникновения права на получение государственной пенсии взносы аккумулируются и направляются в рыночные инструменты, ежегодно фонд определяет доходность работы взносов, и на ее размер увеличиваются взносы.
К выходу участника на пенсию на его счете накапливается определенная сумма, которая значительно превышает отчисления вкладчика.
Пенсию можно получать:
■ в течение определенного периода времени- накопленная сумма делится на количество пенсионных месяцев, и определяется ежемесячный размер пенсии. Ежегодно пенсия индексируется. Кроме того, можно сначала определить желаемый размер пенсии и определить срок получения. В НПФ существует минимальный срок выплаты, и если полученный срок оказался меньше минимального, то пересматривается размер либо периодичность выплаты. Можно доплатить недостающую сумму в разовом порядке или продлить срок накопления. В случае смерти участника до начала выплат наследникам возвращается накопленная сумма с учетом ежегодного дохода;
■ пожизненно- размер пенсии определяется с учетом статистики смертности среди мужчин и женщин. Наследование здесь не предусматривается, неистраченная накопленная сумма компенсирует перерасход по долгожителям.
2. Схема с установленными выплатами- размер пенсионных взносов зависит от выбранного размера пенсии, режима отчислений, возраста и пола участника. Фонд закладывает минимальную гарантированную доходность и минимальный гарантированный размер пенсии. Для получения пенсии вкладчик должен четко исполнять обязательства по уплате взносов в течение всего накопительного периода.
Пенсионные схемы служат основой договора вкладчика и НПФ в пользу участника, наименование схемы должно отражать ее отличительные особенности. Не допускается предусматривать в схемах единовременного получения участником накоплений, учтенных на его пенсионном счете.
Формы страхования. Обязательное
и добровольное страхование.
Сфера обязательного страхованияПомимо отраслевого признака, страхование классифицируют по форме проведения (по форме вовлечения в страховое сообщество). В зависимости от волеизъявления сторон страхование делится на обязательное и добровольное. Инициатором обязательного страхования является государство,которое в форме закона обязывает юридических и физических лиц вносить средства для обеспечения имущественных интересов, тогда как инициатором добровольного страхования выступают хозяйствующие субъекты и граждане.
Обязательную форму страхования отличают следующие принципы:
Обязательное страхование устанавливается законом,согласно которому страховщик обязан застраховать соответствующие объекты, а страхователи - вносить причитающиеся страховые платежи. Закон обычно предусматривает:
■ перечень подлежащих обязательному страхованию объектов;
■ объем страховой ответственности;
■ уровень или нормы страхового обеспечения;
■ порядок установления тарифных ставок или средние размеры этих ставок с предоставлением права их дифференциации на местах;
■ периодичность внесения страховых платежей;
■ основные права страховщиков и страхователей., как правило, возлагает проведение обязательного страхования на государственные органы.
2. Сплошной охват обязательным страхованием указанных в законе объектов. Для этого страховые органы ежегодно проводят по всей стране регистрацию застрахованных объектов, начисление страховых платежей и их взимание в установленные сроки.
3. Автоматичность распространения обязательного страхования на объекты, указанные в законе. Страхователь не должен заявлять в страховой орган о появлении в хозяйстве подлежащего страхованию объекта. Данное имущество автоматически включается в сферу страхования. При очередной регистрации оно будет учтено, а страхователю предъявлены к уплате страховые взносы. Так, например, действующее законодательство устанавливает, что строения, принадлежащие гражданам, считаются застрахованными с момента установления на постоянное место и возведения крыши.
4. Действие обязательного страхования независимо от внесения страховых платежей. В случаях, когда страхователь не уплатил причитающиеся страховые взносы, они взыскиваются в судебном порядке. В случае гибели или повреждения застрахованного имущества, не оплаченного страховыми взносами, страховое возмещение подлежит выплате с удержанием задолженности по страховым платежам. На не внесенные в срок страховые платежи начисляются пени.
5. Бессрочность обязательного страхования. Она действует в течение всего периода, пока страхователь пользуется застрахованным имуществом. Только бесхозное и ветхое имущество не подлежит страхованию. При переходе имущества к другому страхователю страхование не прекращается. Оно теряет силу только при гибели застрахованного имущества.
6. Нормирование страхового обеспечения по обязательному страхованию. В целях упрощения страховой оценки и порядка выплаты страхового возмещения устанавливаются нормы страхового обеспечения в процентах от страховой оценки или в рублях на один объект.
По обязательному личному страхованию в полной мере действуют принципы сплошного охвата, автоматичности, нормирования страхового обеспечения. Однако оно имеет строго оговоренный срок и полностью зависит от уплаты страхового взноса (например, по обязательному страхованию пассажиров).
Основные виды обязательного страхования:
■ обязательное социальное страхование;
■ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
■ обязательное медицинское страхование;
■ обязательное пенсионное страхование;
■ обязательное государственное личное страхование военнослужащих, военнообязанных, граждан, призванных на сборы, лиц рядового и начальствующего состава в системе МВД и других приравненных к ним лиц;
I. Общие положения
1. Настоящие Правила размещения страховщиками страховых резервов (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом «г» пункта 3 статьи 30 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 2, ст.
56, Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 1, ст. 4).
В целях настоящих Правил под размещением страховых резервов понимаются активы, принимаемые в покрытие (обеспечение) страховых резервов.
2. Настоящие Правила устанавливают требования к активам, принимаемым в покрытие (обеспечение) страховых резервов.
3. Активы, принимаемые в покрытие страховых резервов, должны удовлетворять условиям диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.
4. Действие настоящих Правил не распространяется на деятельность страховых медицинских организаций в части резервов, сформированных по обязательному медицинскому страхованию.
5. Контроль за соблюдением страховщиками требований, установленных настоящими Правилами, осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.
Неисполнение страховщиком требований настоящих Правил является основанием для применения к страховщику санкций в соответствии с Положением о порядке выдачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, утвержденным приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 19 июня 1995 г. № 02-02/17, зарегистрированным Минюстом России 26 июня 1996 г., регистрационный № 882.
II. Виды активов, принимаемых в покрытие страховых резервов
6. В покрытие страховых резервов принимаются следующие виды активов:
3) муниципальные ценные бумаги;
4) векселя банков;
6) облигации, кроме относящихся к подпунктам 1 -3 настоящего пункта;
7) жилищные сертификаты, кроме относящихся к подпунктам 1-3 настоящего пункта;
8) инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов;
9) банковские вклады (депозиты), в том числе удостоверенные депозитными сертификатами;
10) сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления;
11) доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товариществ на вере,
12) недвижимое имущество;
13) доля перестраховщиков в страховых резервах;
14) депо премий по рискам, принятым в перестрахование;
15) дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых посредников;
16) денежная наличность;
17) денежные средства на счетах в банках;
18) иностранная валюта на счетах в банках;
19) слитки золота и серебра.
7. В покрытие страховых резервов принимается недвижимое имущество, за исключением отдельных квартир, а также подлежащих государственной регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов.
8. В покрытие страховых резервов не принимаются акции, вклады и доли в складочном или уставном капитале страховщиков.
9. По согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в покрытие страховых резервов могут быть приняты активы, не перечисленные в пункте 6 настоящих Правил.
III. Требования к активам, принимаемым в покрытие страховых резервов
10. Активы, принимаемые в покрытие страховых резервов, не могут служить предметом залога или источником уплаты кредитору денежных сумм по обязательствам гаранта (поручителя).
11. В покрытие страховых резервов могут быть приняты только:
1) вклады (депозиты) в банки, имеющие лицензию (разрешение) на осуществление банковских операций, выданную соответствующим уполномоченным органом;
2) ценные бумаги, которые отвечают следующим требованиям:
а) допущенные к выпуску и обращению на территории Российской Федерации, прошедшие государственную регистрацию в органах, определенных законами и другими правовыми актами Российской Федерации, и получившие в установленном порядке государственный регистрационный номер, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
б) выпущенные иностранными эмитентами и допущенные к обращению на фондовых биржах или иных организаторах торговли на рынке ценных бумаг, имеющих лицензию (разрешение) на осуществление деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, выданную соответствующим уполномоченным органом;
3) векселя банков, имеющих лицензию (разрешение) на осуществление банковских операций, выданную соответствующим уполномоченным органом;
4) инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов, проспект эмиссии инвестиционных паев и правила которых зарегистрированы Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, состав активов которых, определенный правилами и проспектом эмиссии инвестиционных паев, ограничивается активами, указанными в подпунктах 1-7, 9, 12, 16-18 пункта 6 настоящих Правил, после окончания первичного размещения, инвестиционных паев;
5) депозитные сертификаты банка, условия выпуска и обращения которых утверждены выпускающим банком и зарегистрированы в Центральном банке Российской Федерации;
6) дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых посредников, платежи по которой ожидаются в течение трех месяцев после отчетной даты, не являющаяся просроченной и возникшая в результате операций страхования и перестрахования;
7) сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления, зарегистрированных в установленном порядке в Центральном банке Российской Федерации, инвестиционная декларация которых ограничивается активами, указанными в подпунктах 1-7, 9, 12, 16-18 пункта 6 настоящих Правил;
8) доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товариществ на вере, в учредительных документах которых не предусмотрено никаких правовых оснований, препятствующих изъятию средств в разумно короткие сроки;
9) слитки золота и серебра, находящиеся на территории Российской Федерации;
10) доля перестраховщиков, являющихся резидентами Российской Федерации и имеющих лицензию на проведение страховой деятельности и не являющихся резидентами Российской Федерации, имеющих представительство на территории Российской Федерации.
12. В целях настоящих Правил активами, расположенными на территории Российской Федерации, считаются:
1) государственные ценные бумаги Российской Федерации;
2) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;
3) муниципальные ценные бумаги, выпущенные органами местного Самоуправления;
4) ценные бумаги, выпущенные резидентами Российской Федерации;
5) денежные средства на счетах в банках, банковские вклады (депозиты), в том числе удостоверенные депозитными сертификатами, сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления, доверительное управление в которых осуществляется банками, являющимися резидентами Российской Федерации;
6) доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товариществ на вере, являющихся резидентами Российской Федерации;
7) недвижимое имущество, расположенное на территории Российской Федерации;
8) доля в страховых резервах перестраховщиков, являющихся резидентами Российской Федерации;
9) депо премий по рискам, принятым в перестрахование, у перестрахователей - резидентов Российской Федерации;
10) дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых посредников, являющихся резидентами Российской Федерации;
11) денежная наличность в рублях;
12) слитки золота и серебра, находящиеся на территории Российской Федерации.
IV. Требования к структуре активов, принимаемых в покрытие страховых
резервов
13. Соответствие деятельности страховщика принципам, перечисленным в пункте 3 настоящих Правил, определяется выполнением структурных соотношений, указанных в Таблице «Структурные соотношения активов и резервов» (приложение к настоящим Правилам).
Активы, перечисленные в пункте 6 настоящих Правил и удовлетворяющие требованиям настоящих Правил, но не указанные в структурных соотношениях в Таблице, принимаются в покрытие страховых резервов без ограничений на суммарную стоимость.
Общая стоимость активов, принимаемых в покрытие страховых резервов, должна быть не менее суммарной величины страховых резервов.
14. При расчете соотношений по Таблице под стоимостью активов понимается их балансовая стоимость.
Еще по теме Приложение 9. ПРАВИЛА РАЗМЕЩЕНИЯ СТРАХОВЩИКАМИ СТРАХОВЫХ РЕЗЕРВОВ:
- 2. Страховые резервы, правила размещения страховых резервов. Инвестиционная деятельность страховой компании
- Приказ Минфина РФ от 22 февраля 1999 г. № 16н «Об утверждении Правил размещения страховщиками страховых резервов»