Меню
Бесплатно
Главная  /  Диагностика  /  Дед архип и лёнька отзыв. Внеклассное чтение: Рассказ А.М. Горького «Дед Архип и Лёнька» (7 класс)

Дед архип и лёнька отзыв. Внеклассное чтение: Рассказ А.М. Горького «Дед Архип и Лёнька» (7 класс)

Максим Горький.

Дед Архип и Лёнька.

Ожидая паром, они оба легли в тень от берегового обрыва и долго молча смотрелина быстрые и мутные волны Кубани у их ног. Лёнька задремал, а дед Архип, чувствуя тупую, давящую боль в груди, не мог уснуть. На тёмно-коричневом фоне земли их отрёпанные и скорченные фигуры едва выделялись двумя жалкими комками, один - побольше, другой - поменьше, утомлённые, загорелые и пыльные физиономии были совсем под цвет бурым лохмотьям.

Костлявая и длинная фигура дедушки Архипа вытянулась поперёк узкой полоски песка - он жёлтой лентой тянулся вдоль берега, между обрывом и рекой; задремавший Лёнька лежал калачиком сбоку деда. Лёнька был маленький, хрупкий, в лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от деда - старого иссохшего дерева, принесённого и выброшенного сюда, на песок, волнами реки.

Дед, приподняв на локте голову, смотрел на противоположный берег, залитый солнцем и бедно окаймлённый редкими кустами ивняка; из кустов высовывался чёрный борт парома. Там было скучно и пусто. Серая полоса дороги уходила от реки в глубь степи; она была как-то беспощадно пряма, суха и наводила уныние.

Его тусклые и воспалённые глаза старика, с красными, опухшими веками, беспокойно моргали, а испещрённое морщинами лицо замерло в выражении томительной тоски. Он то и дело сдержанно кашлял и, поглядывая на внука, прикрывал рот рукой. Кашель был хрипл, удушлив, заставлял деда приподниматься с земли и выжимал на его глазах крупные капли слёз.

Кроме его кашля да тихого шороха волн о песок, в степи не было никаких звуков… Она лежала по обе стороны реки, громадная, бурая, сожжённая солнцем, и только там, далеко на горизонте, еле видное старческим глазом, пышно волновалось золотое море пшеницы и прямо в него падало ослепительно яркое небо. На нём вырисовывались три стройные фигуры далёких тополей; казалось, что они то уменьшаются, то становятся выше, а небо и пшеница, накрытая им, колеблются, поднимаясь и опускаясь. И вдруг всё скрывалось за блестящей, серебряной пеленой степного марева…

Эта пелена, струистая, яркая и обманчивая, иногда притекала из дали почти к самому берегу реки, и тогда сама она была как бы рекой, вдруг излившейся с неба, такой же чистой и спокойной, как оно.

Тогда дед Архип, незнакомый с этим явлением, потирал свои глаза и тоскливо думал про себя, что эта жара да степь отнимают у него и зрение, как отняли остатки силы в ногах.

Сегодня ему было более плохо, чем всегда за последнее время. Он чувствовал, что скоро умрёт, и хотя относился к этому совершенно равнодушно, без дум, как к необходимой повинности, но ему бы хотелось умереть далеко, не здесь, а на родине, и ещё его сильно смущала мысль о внуке… Куда денется Лёнька?..

Он ставил перед собой этот вопрос по нескольку раз в день, и всегда при этом в нём что-то сжималось, холодело и становилось так тошно, что ему хотелось сейчас же воротиться домой, в Россию…

Но - далеко идти в Россию… Всё равно не дойдёшь, умрёшь где-нибудь в дороге. Здесь по Кубани подают милостыню щедро; народ всё зажиточный, хотя тяжёлый и насмешливый. Не любят нищих, потому что богаты…

Остановив на внуке увлажнённый слезой взгляд, дед осторожно погладил шершавой рукой его голову.

Тот зашевелился и поднял на него голубые глаза, большие, глубокие, не по-детски вдумчивые и казавшиеся ещё больше на его худом, изрытом оспой личике, с тонкими, бескровными губами и острым носом.

Идёт? - спросил он и, приложив щитком руку к глазам, посмотрел на реку, отражавшую лучи солнца.

Нет ещё, не идёт. Стоит. Чего ему здесь? Не зовёт никто, ну и стоит он… - медленно заговорил Архип, продолжая гладить внука по голове. - Дремал ты?

Лёнька неопределённо покрутил головой и вытянулся на песке. Они помолчали.

Кабы я плавать умел, купаться бы стал, - пристально глядя на реку, заявил Лёнька.- Быстра больно река-то! Нет у нас таких рек. Чего треплет? Бежит, точно опоздать боится…

И Лёнька недовольно отвернулся от воды.

А вот что, - заговорил дед, подумав, - давай распояшемся, пояски-то свяжем, я тебя за ногу прикручу, ты и лезь, купайся…

Ну-у!.. - резонно протянул Лёнька. - Чего выдумал! Али ты думаешь, не стащит она тебя? И утонем оба.

А ведь верно! Стащит. Ишь как прёт… Чай, весной-то разольётся - ух ты!.. И покосу тут - беда! Без краю покосу!

Лёньке не хотелось говорить, и он оставил слова деда без ответа, взяв в руки ком сухой глины и разминая его пальцами в пыль с серьёзным и сосредоточенным выражением на лице.

Дед смотрел на него и о чём-то думал, щуря глаза.

Ведь вот… - тихо и монотонно заговорил Лёнька, стряхивая с рук пыль. - Земля эта теперь… взял я её в руки, растёр, и стала пыль… крохотные кусочки одни только, чуть глазом видно…

Ну, так что ж? - спросил Архип и закашлялся, посматривая сквозь выступившие на глазах слёзы в большие сухо блестящие глаза внука. - Ты к чему это? - добавил он, когда прокашлялся.

Так… - качнул головой Лёнька… - К тому, что, мол, вся-то она эвона какая!.. - Он махнул рукой за реку. - И всего на ней понастроено… Сколько мы с тобой городов прошли! Страсть! А людей везде сколько!

И, не умея уловить свою мысль, Лёнька снова молча задумался, посматривая вокруг себя.

Дед тоже помолчал немного и потом, плотно подвинувшись к внуку, ласково заговорил:

Умница ты моя! Правильно сказал ты - пыль всё… и города, и люди, и мы с тобой - пыль одна. Эх ты, Лёнька, Лёнька!.. Кабы грамоту тебе!.. далеко бы ты пошёл. И что с тобой будет?..

Дед прижал голову внука к себе и поцеловал её.

Погоди… - высвобождая свои льняные волосы из корявых, дрожащих пальцев деда, немного оживляясь, крикнул Лёнька. - Как ты говоришь? Пыль? Города и всё?

Лёнька часто слышал от деда этот вопрос, ему уже надоело рассуждать о смерти, он молча отвернулся в сторону, сорвал былинку, положил её в рот и стал медленно жевать.

Но у деда это было больное место.

Что ж ты молчишь? Как, мол, ты без меня-то будешь? - тихо спросил он, наклоняясь к внуку и снова кашляя.

Говорил уж… - рассеянно и недовольно произнёс Лёнька, искоса взглядывая на деда.

Ему не нравились эти разговоры ещё и потому, что зачастую они кончались ссорою. Дед долго говорил о близости своей смерти. Лёнька сначала слушал его сосредоточенно, пугался представлявшейся ему новизны положения, плакал, но постепенно утомлялся - и не слушал деда, отдаваясь своим мыслям, а дед, замечая это, сердился и жаловался, что Лёнька не любит деда, не ценит его забот, и наконец упрекал Лёньку в желании скорейшего наступления его, дедовой, смерти.

Горький «Дед Архип и Лёнька»

Тема детства глубоко и органически вошла в художественное наследие А.М. Горького. Рассматривая проблему воспитания в теснейшей связи с общественно-политическими вопросами своего времени, писатель не случайно большинство своих произведений, связанных с темой детства, предназначал для взрослого читателя.

А.М. Горький начинал литературную деятельность в период резкого обострения классовых противоречий, когда особенно остро встал вопрос о движущих силах народной революции. Развивая тему детства, он, как и крупные писатели-демократы (В.Г. Короленко, А.П. Чехов, А.И. Куприн и др.), не мог обойти вопроса о жизни детей бедняков и обитателей «дна».

Дети, герои горьковских произведений, живут в обстановке острой социальной борьбы, которая накладывает отпечаток на формирование их характера и мировоззрения.

Однако А.М. Горький не изображал среду, окружающую ребенка, односторонне: он умел видеть в простом человеке хорошее, светлое.

Не безупречен маленький герой рассказа «Дед Архип и Ленька». Он помогает деду спрятать в бурьян украденный стариком головной платок девочки, правда, тогда еще не зная, чья это вещь. Но ведущим в характере Леньки является здоровое начало. Он искренне сочувствует девочке, потерявшей платок. Его возмущают жадность, лицемерие и угодничество старого нищего-деда. Леньке стыдно перед девочкой, которая назвала его и деда воришками.

В рассказе «Дед Архип и Ленька» дан «обостренный конфликт чистых порывов Леньки с моралью мелких собственников». Сначала это конфликт между дедом Архипом и кругом сытых, эгоистичных станичников. Старик говорит Леньке: «Вот я тебя и спрашиваю, что ты станешь делать с миром? Ты - хилый ребеночек, а мир-то - зверь. И проглотит он тебя сразу».

Ленька согласен с дедом, и он боится злых людей, но всё же мальчик подходит к вопросу глубже деда. Он знает, что не все люди дурны, и, рассуждая о горе девочки, потерявшей платок, думает: «Коли она из богатого дома, будут ее бить; все богачи -- скряги; а коли бедная, то, может, и не будут... В бедных домах ребят-то больше любят, потому что от них работы ждут». Но вот возникает новый конфликт: дед, чувствуя приближение смерти, стремится во что бы то ни стало спасти Леньку от гибели, и тут ему оправданными представляются любые средства, вплоть до воровства. Ленька и раньше осуждал бесчестные проступки деда, но, когда появляется плачущая девочка и выясняется, что платок, потерянный ею, подобран Архипом, мальчик вступает в столкновение с дедом.

Из остроты конфликта вытекает и чрезвычайная напряженность сюжета рассказа, которая усиливается и тем, что Ленька, резко осуждая деда, понимает, что без деда он неминуемо погибнет. Переживания Леньки совпадают с состоянием бушующей в степи природы. А.М. Горький запечатлел наивысшее напряжение всех чувств мальчика, когда он окончательно обезумев, мчится не зная куда.

В этом небольшом рассказе писатель раскрыл нам драму деда Архипа и его внука Лёньки. Лёнька - сирота, у него нет ни матери, ни отца, только один больной дед. Живут они за счёт подаяний: ходят по сёлам и станицам с котомкой за плечами, просят на пропитание. «А милостыню-то собирать не сладко…Каждому поклонись, каждого попроси. Кусок-то хлеба в тыщу рублей ценят. Сытый человек – зверь. И никогда он не жалеет голодного…». Вот они размышления деда Архипа. Он понимает, что он стар и болен, беспокоится за своего единственного внука, как он там будет после него. Поэтому он так и говорит своему Лёньке: «Ты хилый ребёночек, а мир-то зверь. Проглотит он тебя сразу. А я не хочу этого. Люблю ведь тебя дитятко!» Ради этой любви он идёт на всё: на постоянные унижения, когда ходит по станицам и просит жалобно милостыню, когда ворует, что плохо лежит. Его заветное желание: «Кабы сто рублей скопить!... Умер бы я тогда покойно…» остаётся неосуществимым. Лёнька – чистейшая душа, очень хорошо знает своего деда, но не может смириться с его поступками. Он протестует по-своему, по-детски. В станице, где они побираются, Лёнька встречает девочку. У неё горе, она плачет от того, что потеряла подарок отца – голубой платочек. Но каково его удивление, когда он неожиданно узнаёт, что этот платок оказывается у его деда. Да ещё в придачу дед Архип делает его соучастником воровства, когда просит внука скинуть платок незаметно у дороги. Дед вдобавок ещё ухитрился после того, как проверили их котомки с хлебом, украсть серебряный кинжал. Увидев всё наворованное у деда, мальчик вознегодовал:
« …Молчи уж ты! Умер бы, умер бы…А не умираешь вот …Воруешь!...- взвизгнул Лёнька и вдруг, весь дрожа, вскочил на ноги. Вор ты старый! – И, сжав маленький сухой кулачок, он потряс им перед носом внезапно замолкшего деда…». Большая трагедия в совсем маленькой и нищей семье. А сколько их таких по России?! Дед Архип в ответ только и сказал: «Умираю ведь я…Умираю …а ты говоришь – вор…Для чего вор? Для тебя это всё…Бог видит всё…Он знает, что воровал…знает…он меня накажет. Он не помилует меня за воровство».
Сколько в наших семьях таких трагедий, где борются за своих детей, а в результате ничего хорошего не получается. То ли это судьба, где всё уже прописано, как и что, и когда. То ли это просто невезение, которое преследует таких вот людей. То есть в каждом конкретном случае есть начало развала и, поди, разберись в своей судьбе, когда всё это началось. А может начало и лежит в самом первом твоём вдохе. Трудно вырваться из этого порочного круга, где нет никому дела до твоих насущных проблем. А как бы хотелось, чтобы многим было хорошо и радостно в этой жизни.
Читая этот рассказ, я просто оторопел от его такой неожиданной концовки: дед Архип и Лёнька погибают. Горький, специально, наверное, сделал такое трагическое завершение своего повествования. Сгустил события, дабы показать, что зло всё равно будет когда-нибудь наказано. Я внутренне воспротивился такому трагическому окончанию повествования. Мне показалось, что Лёньку надо было обязательно оставить жить на страницах этого грустного рассказа. Ведь, по большому счёту, то зло, что сделало их нищими осталось в этой истории ненаказуемым.

А. М. ГОРЬКИЙ

ДЕД АРХИП И ЛЕНЬКА

Инсценировка С. Шиловского

Ленька - В. Сперантова
Дед Архип - Н. Плотников
РЕЖИССЕР Ф. ТОБИ АС

В 1898 году на прилавках книжных магазинов Москвы и Петербурга появился сборник очерков и рассказов, подписанный небывалым именем - Максим Горький. В этой книги все было ярко и ново. Перед изумленными читателями предстала новая, доселе неведомая Россия - нищая и босяцкая, но гордая и свободолюбивая, страстно бунтующая против всех несправедливостей тогдашней жизни и одновременно жадно тянущаяся к свету и счастью.
Писатель не случайно выбрал себе такой псевдоним. Это имя - ныне известное всему миру - подсказала молодому писателю его жизнь, пол¬ная лишений, горьких обид и жестоких несправедливостей. Алексей Максимович Горький 1868-1936) вырос в старинном приволжском городе - Нижнем Новгороде. О своем безрадостном детстве, о трудной юности писатель рассказал в знаменитых автобиографических повестях «Детство», «В людях», «Мои университеты». Со страниц этих книг |перед нами предстает привлекательный образ Алеши.Пешкова - смышленого и живого мальчика, рано столкнувшегося с темными сторонами жизни, вынужденного отправиться в «люди», чтобы иметь кусок хлеба. Кем только не был Алеша Пешков: поваренком на пароходе, учеником сапожника, грузчиком, бурлаком, рабочим на рыбных промыслах и в железнодорожных мастерских
Тысячи людей не выдерживали таких суровых, жизненных испытаний - опускались «на дно», спивались. Юного Горького спасли книги. Они открыли ему правду, сделали его широкообразо¬ванным человеком. Энциклопедические знания Алексея Максимовича, которые он приобрел благодаря чтению, поражали всех. С профессио¬нальной глубиной он судил о технике, медицине, истории, литературе…
Тяжелая юность и молодость, полная невзгод, не ожесточили душу Горького. Алексей Максимо¬вич до конца своих дней был добр и приветлив с людьми, что неизменно привлекало к нему серд¬ца. Этот высокий гуманизм - поразительная лю¬бовь к простым и честным людям - присутствует и во всех произведениях Горького. Именно эта черта творческого облика писателя обессмертила его имя.
Алексей Максимович Горький начал писать в юности. Писал много. Писал стихи и рассказы. Его первым опубликованным произведением был рассказ «Макар Чудра». Случилось это в 1892 го¬ду. Тогда начинающий писатель жил а Грузии, в Тифлисе. В следующем году появился один из лучших рассказов раннего периода его творчест¬ва - «Дед Архип и Ленька». Жаркое летнее солнце пылает над степью, над быстронесущимися водами Кубани. Здесь, на паромной переправе, мы впервые встречаемся с героями рассказа; дедом Архипом - костлявым, высохшим от тяжелого недуга стариком и его ма¬лолетним внуком Ленькой. « Ленька, - как описы¬вает Горький, - был маленьким, хрупким, в лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от деда -старого иссохшего дерева».
О прошлой жизни деда Архипа и Леньки писатель говорит скупо. Родом Они из центральной России. На Кубань их привела нищета, которая вот уже много лет гоняет их, как ветер перекати-поле, по необъятным просторам России, Тяжелая жизнь глубокими морщинами избороздила лицо деда Архипа, выпила из него соки, пригнуло к земле. Лишь в смерти, видит он избавление…
Не пощадила судьба и Леньку. Он остался сиротой и вынужден жить с нищим дедом, питаясь тем, что подадут из милости чужие люди, Леньке всего 12 лет. Однако многое ему пришлось испытать. Он на собственной шкуре узнал, что такое бедность и богатство, добро и зло, справедли¬вость и жестокость...
Как две скорбные тени, бредут Ленька и дед Архип от деревни к деревне, от станицы к станице. Изредка им подают, чаще смеются, гонят, издеваются. От многих мытарств, выпевших ему на долю, душа деда Архипа иссохла вместе с телом, огрубела и зачерствела. А у Леньки, несмотря на все невзгоды, душе чиста и возвышенна. Оке полна доброты, участия к людям, гордости; Пусть через плечо Леньки перекинута нищенская котомка, он чувствует себя человеком.
Случай в станице (дед Архип был замечен в воровстве) перевернул все в его мальчишеской душе. Ленька понял, что даже его дед способен на явную несправедливость, жестокость. Перед его потрясенным взором открылась бездна…
Рассказ Горького завершается смертью Леньки. Этим трагическим финалом писатель хочет подчеркнуть, что в мире, разделенном на бога¬тых и бедных, в мире наживы и корысти, все чистое и светлое обречено на гибель.
Б. Заболотских

Я иду на урок №2

Марианна Юрьевна Борщевская,

к. п. н., доцент НИРО,

учитель гимназии № 13 г.Нижнего Новгорода

Ещё раз о слезе ребенка…

Читаем рассказы М.Горького «Дед Архип и Лёнька»

и Л.Андреева «Ангелочек»

Обращение к горьковскому рассказу в 6-7 классе предполагает поэтапную, довольно подробную работу с текстом. Привлечение текста рассказа Л.Андреева нацелено на проблемное сопоставление произведений, развитие навыков компаративного анализа. Такой разговор необходим современному читателю, для которого практически ни один текст не существует вне сложных контекстуальных связей.

Изучение рассказа М.Горького «Дед Архип и Ленька» становится поводом для серьёзного разговора с младшими подростками о жестоком мире, трагическом одиночестве человека, сложных душевных переживаниях, о любви, добре и зле, страдании и сострадании, жизни и смерти. Опыт показывает, что самостоятельно прочитанный к уроку рассказ вызывает у детей сильные эмоции. От них и следует оттолкнуться, чтобы перейти к осмыслению прочитанного, углубить и разнообразить чувственное переживание . В начале урока могут быть сформулированы следующие вопросы к классу:

Какие сцены, эпизоды, образы особенно ярко представляются, когда вы вспоминаете рассказ? (Вопрос на пластическое воображение, активизирующее чувственное восприятие.)

Что вы переживали, испытывали, когда дочитали произведение?

Чем отличается грустный финал от трагического? (Можно дать первоначальное представление об эстетической категории трагического.)

Вторичное восприятие художественного текста основывается на углублённом, вдумчивом, аналитическом чтении (вчитывании). Учитывая возрастные психологические особенности шестиклассников, выбираем метод вслед за автором и постепенно погружаемся в текст.

Горький – мастер завладевать вниманием читателя, вербально воздействуя на различные органы чувств: слух, зрение, обоняние, осязание. Перечитывая начальные абзацы рассказа, ученики могут выделить те детали описания, которые «включают» наши ощущения. Например:

Что мы «видим»? Мутная река, желтый песок, серая полоса дороги, темно-коричневая земля, бурые лохмотья странников, дед – старое иссохшее дерево, Ленька – его хрупкий корявый сучок, вдали золотое море пшеницы, в которое падает ослепительно яркое небо, серебряная пелена марева (обращаем внимание на палитру писателя), пелена на глазах деда – всё дрожит и колеблется.

Что «слышим»? Тишина, удушливый кашель деда, шорох волн о песок.

Летний пейзаж тревожен, несмотря на то, что день тепел и тих, его тишина обманчива, как та струистая пелена и жара, отнимающая у деда зрение и остатки сил. В этом убеждаемся далее.

О чем говорят детали портрета деда Архипа?

Какая мысль не даёт ему покоя?

Прокомментируйте обратившие на себя внимание детали портрета мальчика. (Много пережил, болел, страдал.)

Что может рассказать первый диалог героев об их взаимоотношениях, характерах? (Следует обратить внимание не только на прямую речь, но и на слова автора.)

Не страх приближающейся смерти, а мысль о внуке (куда он денется?) не дает покоя деду Архипу. Он ласков к внуку, хотел бы, но не может порадовать ребёнка, за что-то словно извиняется. Лёнька не по-детски серьёзен, рассудителен, осторожен, сосредоточен; заметна слегка раздражённая, даже покровительственная интонация в адрес деда. Любопытен фрагмент диалога, приоткрывающий внутренний мир мальчика: Лёнька растёр в руках кусочек земли – далее следует ряд незавершённых фраз и замечание автора: «И, не умея уловить свою мысль, Лёнька снова молча задумался, посматривая вокруг себя». Зададим вопрос, активизирующий художественное воображение, чувственно-эмоциональную сферу восприятия :

О чём думает, но не умеет высказаться мальчик?

Для того чтобы сформулировать за героя его мысль, ученики должны проникнуться его ощущениями, состоянием, вжиться в образ.

Какие чувства испытывает нищий странник?

В каких словах особенно ярко выражены его взгляды на жизнь? («Враги друг другу – сытый и голодный… Ты – хилый ребёночек, а мир-то – зверь…»)

Обращаем внимание на доминирующие чувства в состоянии дедушки (злоба и бессилие против жестокости мира) и реакцию Лёньки на каждое из этих чувств. Так мы близко подходим к нравственно-психологическому конфликту героев , во многом объясняющему дальнейшие события. Следующая ниже пейзажная зарисовка контрастирует с душевной драмой человека: «Река торопливо катилась вдаль, звучно плескалась о берег, точно желая заглушить этим плеском рыдания старика. Ярко улыбалось безоблачное небо…»

Мысль деда о вражде сытого и голодного начинает буквально воплощаться в жизнь. Портрет казака, его повадки, голос, разговор – резкая антитеза внешности, жестам и чувствам старика и ребёнка. «И от всей его фигуры, прочной и большой… разило сытостью, силой, здоровьем».

Далее сосредоточим внимание учащихся на ощущениях и переживаниях Лёньки в его последний, трагический день жизни: от слабости и головокружения он засыпает на пароме и просыпается от резкого толчка, странные звуки песни казака и скрип колёс навевают невесёлые размышления о предстоящем унижении – опять придется просить милостыню… На минуту повеяло человеческим теплом и участием, когда их с дедом приглашают на ночлег. Равнодушие Леньки к заботам деда (уже собрал одиннадцать с полтиной!) вызывает вопрос: любит ли он вообще дедушку, сопереживает ли ему? Чувства мальчика не по-детски сложны, здесь и любовь, и привязанность, и сострадание, и стыд, и раздражение: «Всегда, когда слышал он просьбы деда, ему становилось неприятно и как-то тоскливо, а когда деду отказывали, он даже робел, ожидая, что вот сейчас разревётся дедушка». И всё же ребёнок, даже в отчаянном положении, остается ребёнком. В «посвежевшем от близости вечера» воздухе отдохнули и посвежели после сна его детские силы и чувства. Портрет плачущей девочки дан в восприятии Лёньки, он содержит ряд милых и трогательных деталей: «У неё были большие чёрные глаза, теперь – обиженные, грустные и влажные, маленькие, тонкие, розовые ушки шаловливо выглядывали из прядей каштановых волос, растрёпанных и падавших ей на лоб, щеки и плечи. Она показалась Лёньке очень смешной, несмотря на свои слёзы, - смешной и весёлой… И озорница, должно быть!..»

Диалог с девочкой может прозвучать в классе. Это должно быть подготовленное, выразительное чтение по ролям , с большим вниманием к психологическим авторским ремаркам, отчётливо рисующим состояние героев, практически не требующим комментария и объясняющим, почему мальчику вновь «сделалось скучно. Он… снова сгорбился и присмирел»…

То, что произошло далее (встреча с дедом, привод в сборную, брошенный в бурьян свёрток, переживания мальчика и его обморок), можно воспроизвести в пересказе, попросив учащихся сохранить в нем наиболее важные художественные детали . Интересно, какие именно детали выделят дети как наиболее существенные и яркие. В первую очередь это должно быть то, что вызвало в мальчике вспышку ярких эмоций: «Падая, тряпка развернулась, и в глазах Лёньки промелькнул голубой с цветами платок, тотчас заслонённый образом маленькой плачущей девочки. Она встала перед ним, как живая, закрыв собой казака, деда и все окружающее… Звуки её рыданий снова ясно раздались в ушах Лёньки, и ему показалось, что перед ним на землю падают светлые капельки слёз». Это переживание – центральное в данной части рассказа, важное звено сюжета, подводящее нас к восприятию кульминации.

Кто прав в своих обвинениях: ребёнок или старик?

Рассуждая в поисках ответа на этот вопрос, ученики неизбежно выйдут к тому, что у каждого из героев своя правда. Для деда Архипа «мир – зверь», и чтобы защитить мальчика, он готов и на грех, и на преступление, страдая и осознавая свою вину: «Господи! Наказал ты меня!.. Рукой ребенка убил ты меня!.. Верно, господи!..» Чистая, страдающая душа Лёньки, мечтающего о «чудных городах, населённых невиданными им добрыми людьми», не принимает зла как такового. И слова отчаяния, брошенные деду («У дити украл… Не будет тебе на том свете прощенья за это!..), брошены на самом деле в лицо несправедливо, безнравственно и жестоко устроенному миру. И никуда от этого мира не скрыться кинувшемуся во тьму, ослепляемому молниями, обезумевшему от страха ребёнку.

Финал рассказа трагичен. В итоге развернувшейся на наших глазах истории – лежащие в грязи кинжал и платок да грубый каменный крест на холме земли. Заключительный вопрос (или домашнее задание) может быть как раз связан со значением этих предметов-образов в рассказе. Вопрос рассчитан на личностное восприятие прочитанного, разный уровень воображения, различную степень умения обобщать – то есть на интерпретационную деятельность учащихся. Обобщая ответы учеников, необходимо отметить не только фабульное, но и символическое значение этих предметов, причём два из них соотнести с мировосприятием каждого из героев (дед - и кинжал, мальчик - и платок с цветами), и один (крест) - с общим концом, смертью героев.

После изучения этого горьковского рассказа уместно обращение к рассказу Леонида Андреева «Ангелочек» (1899 г.). Сопоставление этих произведений возможно по нескольким причинам. Авторы рассказов – современники, «это был союз антиподов, а дружба их – дружбой-полемикой, дружбой-противоборством»,- пишет В.И.Баранов . М.Горький отмечал, что именно Л.Андрееву «обязан бесконечно в смысле прояснения…писательского мировоззрения». И хотя «Л.Андреев больше задумывается не над внешне материальными условиями человеческого существования и тем, как изменить их, а над внутренним «устройством» человека, над сложностью, противоречивостью его душевного хозяйства» , перед нами в «Ангелочке» та же тема – ребёнок и жестокий мир.

Рассказ Л.Андреева может быть прочитан детьми заранее. Если же условия не позволяют дать такое задание, в классе можно прочитать только 2-ю главу, а 1-ю и 3-ю учитель дает в своем пересказе. Центральный вопрос для фронтальной беседы :

Что сближает мальчиков из рассказов М.Горького «Дед Архип и Лёнька» и Л.Андреева «Ангелочек»?

Чтобы ответить на него, можно опереться на ряд вспомогательных вопросов и заданий:

Как относились люди к Лёньке и Сашке?

Сравните чувства Сашки при встрече с мальчиком Колей с чувствами Лёньки при встрече с девочкой.

Отчего вид рождественской ёлки вызывает в мальчике ощущение, что «чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови»?

Почему Л.Андреев говорит, что восковая ёлочная игрушка была тем, «чего не хватало в картине его (Сашки) жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые»?

Найдите в тексте рассказа Горького то, чего не хватало душе Леньки в окружающем его мире. Сравните мысли и чувства героев двух рассказов.

Почему в произведении Андреева важно замечание о том, что «все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворённым рукой неведомого художника личиком ангелочка»?

В чем сходство и отличие отношения мальчиков к отцу и деду?

Каким вам представляется финал рассказа Л.Андреева – трагическим или светлым? Почему? (Проблемный вопрос, ответ на который требует читательской интерпретации и может быть различным.)

Изучение рассказа М.Горького и знакомство с рассказом Л.Андреева – важный этап в развитии читательского сознания учащихся. Он эстетически, нравственно, психологически, интеллектуально готовит их к восприятию в дальнейшем темы «маленького человека», к сложным проблемам, которые ставит перед читателем отечественная литература.

Литература

    Баранов В.И. Огонь и пепел костра. М.Горький: творческие искания и судьба. – Горький: Волго-Вятское кн. Издательство, 1990.

    Быков Д.Л. Был ли Горький?: биографический очерк. – М.: АСТ: Астрель, 2008.