Как написать басню с моралью. Басни с моралью. Пес и витрина, или Лисица и виноград на новый лад
Сочиняем басни. 6 класс
Гусь и утята
Светило ярко солнце в жаркий летний день,
И утка на прогулку вывела семейство.
За мамою идти утятам было лень,
И к берегу реки они пустились дружно.
А там в воде сидел ворчливый гусь
И было все ему не так:
Зачем шуметь? Зачем плескаться?
Ведь можно просто любоваться
Природой.
Ворчал он долго так. Утята заскучали.
Тут мама утка подплыла:
Ну что же вы сидите?
Смотрите на меня и повторяйте так.
Утята весело поплыли по реке,
А гусь опять за дело взялся,
Он стал ворчать, но уж один остался.
Елизавета Карпенко, 6-Б класс
Воробьишка – воришка
Под крышей дома №5
Жил серый воробьишка.
Был он ужасный сорванец,
Воришка и лгунишка.
Хвалился он соседу из дома №2:
«Вот у меня квартира, не то что у тебя!
Вот я на той неделе стащил у кошки брошь.
А там такие крошки! Вкуснее не найдёшь!»
Но кошка проучила воришку-сорванца,
И воробей-бедняжка остался без хвоста.
Сосед над ним смеётся:
«Воришкам достаётся!»
А воробей повесил нос:
«И правда, что ж здесь запоёшь.»
Влад Бояркин, 6-Б класс
Ласточка и Кукушка
Две ласточки гнездо затеяли построить.
Удачно выбрав место для него,
Носили веточки и глину, не замечая никого.
За ними в этот час кукушка наблюдала,
И, как казалось ей, советы умные
Строителям давала, чтоб был уютен дом
Для будущих детей.
-Зачем вы строите гнездо под крышей дома?
Все птицы гнёзда вьют на дереве в лесу,
И ни к чему вам глина и солома,
Я хвои с листьями сейчас вам принесу.
Не замечая дельных тех советов,
Трудились ласточки, спешат!
Кукушки гнёзд не вьют, а лишь дают советы,
В чужие гнёзда подселяя кукушат.
Ирина Жульева, 6-Б класс
Заячий дом
В одном осеннем парке,
Где вечно всё у всех в порядке
Зайчишка грустный лишь сидел,
И горько-горько он ревел.
-Ой, как мне дальше жить,
Зима в окно уже стучит,
А я без дома-то сижу,
От холода-то я умру.
Чего напрасно ты ревёшь,
Построить дом нетрудно,-
Промолвил проходящий мимо крот.
А заяц лишь открывши рот, ему и говорит:
-Так помоги ты мне построить дом,
Раз просто, говоришь.
-Ну ладно, так и быть,
Тащи топор и дерево вон то давай рубить.
И заяц принялся за дело,
В ушах лишь только у него звенело:
«Не тут, не там, не так!»
Через неделю было кончено то дело,
И вовремя, почти пришла зима.
А крот зайчишке говорит:
-Возьми меня с собою жить,
Ведь я подсказывал тебе и помогал,
А ты, лишь только ты ленился…
Но заяц дверь захлопнул пред кротом.
Избавь нас, Бог, от этаких судей.
Не зря-то люди говорят:
«Ворчаньем ты наскучишь,
А примером ты научишь!»
Юлия Науменко, 6-Б класс
Бык и ослик
Однажды ослик говорит быку:
«Что, жизнь не удалась?
Сегодня пашешь ты и завтра пашешь.
А я лежу под солнцем загораю,
И каждый божий день балду гоняю.
Не хочешь ль райской жизни ты такой?»
«Нет, не хочу»,- бык тихо отвечает
И строго-настрого работу выполняет.
Уже проходит месяц, три…
И вот зима уже настала.
Но жаль, что ослика не стало.
А бык спокойно жил в хлеву.
Мораль сей басни такова:
Сил не жалей,
Работай и не плачь!
Для нас работа –
Лучший врач!
Гачечиладзе София, 6-Б класс
Зайчонку мама говорила строго:
Бери мобильный телефон в дорогу!
Однажды не включил он телефон;
Переживала мама – недоступен он.
Сорока тут над зайцем пролетала,
Увидела его, запричитала:
«Домой советую не возвращаться,
Мать уши оторвёт – заставил волноваться!»
Зайчонок испугался, виноват,
Но он пошёл домой, где любят и простят.
Мораль такая в этой басне,
Что в ситуации опасной
Если с тобой приключилась беда,
Дома тебе помогут всегда!
Басня 2
Зайчонок праздник отмечал
И всех друзей своих позвал.
Торопился Ёжик в гости,
Был на речке скользким мостик.
Поскользнулся Еж, упал
Весь подарок поломал.
И заплакал очень жалко:
«Как приду я без подарка?»
Белка к Зайчику бежала,
Ёжику она сказала:
«Ты не плачь, пойдём-ка, ну же!
Ведь не за подарки дружат!»
Басня 3 «Интернет и воробей»
Учился в школе воробьев
Воробышек-воришка.
Вдруг задали ему стишок
Придумать, не из книжки.
Воробышек не унывал,
Про Интернет он узнавал.
Дождался темноты-то
И - к форточке открытой!
Из Интернета своровал,
Назавтра в школе показал.
Но вот беда: на плагиат
Нюх у учИтеля, ребят!
Басня 4
Как-то по лесу шла Черепашка,
Видит - навстречу идёт Чебурашка.
«Здравствуй»,- он вежливо ей говорит.
Не отвечает она, а молчит.
«Ай-яй, невежливо ты поступаешь,-
Дятел кричит ей,- что не отвечаешь».
В басне такая мораль: будь добрей,
Ведь у приветливых больше друзей!
Басня 5 «Котёнок и котлета»
Щенок котёнку как-то раз принёс котлету,
«Ты спрячь её»,- он друга попросил.
По-честному котёнок попытался
Не съесть её, затратил много сил.
Котлета изумительно так пахла,
Что грозный кот её пытался взять.
В место надёжное её котёнок спрятал
И честно другу смог он рассказать.
Мораль мы басни попытаемся понять:
Имущество своё ты сам и должен охранять!
Басня 6 «Маша и сундук»
Маша на чердак пошла, ключ от сундука нашла.
В самом пыльном уголке пыль была на сундуке.
А на пыли надпись: "Знай, ты сундук не открывай».
Отперла, не зная, Маша, что сундук снов полон страшных.
Бедной Маше до утра снились жуткие дела.
Маша бабушку спросила: "Что же делать с этой силой?"
Бабушка сказала: "Киска, спрячь в сундук мультфильмов диски."
Жалко мультик было Маше; нет зато кошмаров страшных:
Интересные вполне видит мультики во сне.
Мораль такая в басне этой: "Маша, уважай запреты!"
Рецензии
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании
Согласитесь, встречаются школьники, которые могут не хуже Крылова написать басню, но, к сожалению, таких единицы. Но несмотря на это, преподаватели дают задание детям сочинить басню в прозе.
Что такое басня? Принято считать басней некую поучительную историю, в конце которой приведен вывод или нравоучение. Часто источником вдохновения для написания басни является народная пословица или поговорка. Причем басни встречаются как в стихах, так и в прозе.
Басню сможет написать любой, главное, приложить к этому немного усилий и фантазии. Для начала подберем подходящую пословицу или поговорку. Как написать басню? Есть несколько вариантов:
- Расписываем поговорку в виде истории, выдумываем персонажей, то есть, героев нашей басни, и в конце подводим мораль. Моралью и будет пословица, которую мы взяли в основу, ее можно пересказать своими словами, дополнить или оставить в прежнем виде.
- Сначала придумываем мораль, а уже к морали придумываем саму басню. Придумывая басню, нужно задавать вопрос, о чем именно эта басня.
Иногда басней называют народную мудрость, героями которой могут быть животные с определенными типичными человеческими чертами характера.
Еще басни, написанные детьми, могут быть в форме стихотворения или прозы с сатирической оценкой. Помимо этого, тут должен присутствовать нравоучительный характер. Вспомните баснописца Крылова, очень часто в его баснях в качестве героев выступали звери. Таким образом, легче передать смысл басни, ведь чаще всего мы ассоциируем лису с хитростью, муравья - с трудолюбием и так далее. Лучшим вариантом будет использовать именно этих героев.
Подведем итоги. Басня может быть в стихах, то есть, в рифме и в прозе, как обычный текст. Лучшими героями басен являются животные. Мораль и суть басни лучше выражать в качестве народной поговорки или пословицы. Таким образом, следуя всем этим указаниям, вы сможете спокойно сказать "сочиняем басни сами". И помните, сочинять может каждый, если приложить к этому свою фантазию и уделить достаточно времени.
Когда человек ищет малоизвестное литературное произведение с целью втихаря его себе присвоить или интересуется творческим процессом на уровне рецепта приготовления салата или блинчиков, это выглядит довольно жалко. Но что делать ребенку или его родителям, если учитель в школе дал им такое задание, но не удосужился даже объяснить, как с ним справиться. Вот они-то, бедные, чаще всего и ищут в интернете для себя легкого решения в виде уже кем-то выполненной работы или ранее неизвестной им современной басни в надежде, что учитель тоже о ней не слышал и по простоте душевной поверит, что перед ним вундеркинд, способный что-то сочинить сам, хотя кому, как не учителям, знать, что ребенок способен цитировать, компилировать, заимствовать, развивать тему, создавать вариации, но не творить. Тем, кто с этим утверждением не согласен, советую, прежде чем спорить и заявлять о талантах детей, вспомнить имена всех настоящих маленьких гениев, действительно внесших крупный вклад в литературу, музыку или живопись. Да, дети вроде Моцарта были, есть и будут, но их единицы на каждую сотню лет, и по желанию учителей или родителей ребенок не сможет вдруг стать одним из них.
Хороший учитель, понимая все это, должен сначала научить, а потом уже спрашивать. Поэтому, сочувствуя детям, учителя которых до объяснений не снисходят, я в этой статье расскажу вам, как самим сочинить басню, которая будет соответствовать всем законам жанра, но не потребует от пишущего таланта, который дается не каждому. Конечно, ее вряд ли сочтут шедевром в веках, но хорошую оценку поставят точно.
Итак, что такое басня? Это поучительная история, из которой автор обычно в конце делает четкий нравоучительный вывод. Неисчерпаемым источником морали и сюжетов для самодельных басен являются народные пословицы и поговорки. Вам нужно выбрать подходящую, а потом либо расписать ее в виде истории, а в конце написать ту же пословицу другими словами, либо сделать саму пословицу моралью и придумать под нее короткую историю-иллюстрацию про людей или животных.
Например, берем всем известное: «Семь раз отмерь, один раз отрежь!»
Способ первый: делаем из пословицы историю. Для этого рассказываем ее в лицах с небольшими подробностями. Зададимся вопросом, что можно, отрезав, испортить. Ткань, конечно! Значит, речь пойдет о портном. Теперь просто описываем ситуацию:
«Жил-был портной, и был у него подмастерье. Однажды портной уехал в другой город, а в мастерскую пришел заказчик и велел срочно изготовить ему костюм. Подмастерье с готовностью взялся за дело. Поскольку он был неопытный, но очень торопливый, он сразу же на глаз отрезал кусок ткани, но выкройка на нем не поместилась. Тогда он отрезал еще и тоже не рассчитал. В конце концов, он перепортил всю ткань, а костюм так и не сшил. Мораль: прежде, чем браться за дело, надо его обдумать, а тот, кто слишком торопится, делает много ошибок».
Способ второй: сразу делаем из этой же пословицы мораль и думаем, к какой еще ситуации ее можно применить. Очевидно, что кто-то поспешил и все испортил, не учтя всех фактов, а если бы все продумал и проверил заранее, то беды бы не случилось. Например, так:
«Собрался заяц в деревню за морковкой. Сидит в кустах и думает: «Как рассветет, заберусь в огород, выдерну морковку и убегу через дыру в заборе, а погонятся за мной собаки, побегу короткой дорогой мимо амбара, через старый мост и прямо в лес. Так они меня ни за что не догонят». Подумать он подумал, а путь не проверил. Когда же погнались за ним собаки, оказалось, что старого моста нет – был сильный дождь, река поднялась и смыла его. Прыгнул зайчик от собачьих зубов с перепугу в реку да там и утонул. Правильно говорит пословица: семь раз отмерь, один раз отрежь!»
Так можно превратить в басню любую народную мудрость. Это уже вполне посильный труд и для ребенка и для родителя, который из лучших побуждений делает за него домашнее задание. Да и любого педагога результат вполне устроит. Поверьте, учителя не ждут от вас басен на уровне Эзопа или Крылова. Самостоятельно же выполненное задание и честно заработанная отметка гораздо лучше стыда и страха начинающего плагиатора, боящегося, что его обман раскроют.
Как сочинить басню? Как подобрать ключи к этому нескучному литературному жанру и создать этакое своё? Все мы понимаем, что сделать это непросто. Но попробовать можно. Где наша не пропадала!?
Существует мнение, что начинать нужно так — открыть новый документ в Word или взять чистый лист бумаги, придумать персонажей и вперёд! Давайте и мы с вами попробуем пойти по такому пути. Назначим персонажей и начнём рифмовать:
«Однажды славная лягушка,
Медведь, осёл, и говорливая кукушка…»
Сложно сказать. Взявшись с лёту, я зашла в определённый тупик. И для себя решила, что нужно начинать не с начала, а с конца произведения, с так называемой финальной сцены. Первым делом хорошо бы определиться с моралью, то есть с тем, что вы хотите сказать этой басней, чему научить.
Басня, как «средство прокламирования просветительских идеалов » обязательно должна содержать некий нравоучительный элемент. Все мы знаем, что басня – это одна из самых действенных и легко воспринимаемых форм критики действительности, бичевания недостатков.
Что же можно использовать в качестве морали? Например, то, что нам хорошо знакомо, кладезь народной мудрости – пословицы. «Как аукнется, так и откликнется», «Один в поле не воин», «Семеро одного не ждут», «Ученье – свет, а неученье — тьма» и т.д.
После того, как мы определимся с моралью, тематика басни становится нам более понятной. На этом этапе уже можно придумать персонажей, которые, на наш взгляд, более всего подходят к задуманному произведению. Затем разыграть между ними некую сценку с конкретными диалогами. Но так, чтобы, в конечном итоге, эти диалоги плавно подошли к той морали, которая была задумана. Здесь уже есть где разгуляться нашей фантазии.
Сочиняя басню, можно пойти и по другому пути. Многие великие баснописцы, в том числе и французский поэт Лафонтен, и наш замечательный батюшка Иван Андреевич Крылов использовали в своих баснях сюжеты, придуманные другими людьми. Кем? Например, мудрым человеком, фригийским рабом Эзопом.
Многие известные литераторы заимствовали сюжет у Эзопа, привносили в произведение что-то своё оригинальное: поэтическое обрамление, лёгкость слога, национальный колорит, некую изюминку, и появлялась басня совершенно другого толка. Зачастую она становилась великой и любимой поколениями.
Примеры басен, которые я сочинила, используя вышеописанные принципы, вы сможете прочитать в рубрике . В основе некоторых басен лежат пословицы, другие созданы по мотивам известных басен или сказок. А есть такие, которые созданы полностью «с нуля». Я склоняюсь к мысли о том, что если человек захочет, включит свою фантазию на полную катушку, то хотя бы несколько строк он напишет. Чувства юмора у нас, порой, не занимать, острый язычок — у многих. Ну, а учит нас сама жизнь.