Меню
Бесплатно
Главная  /  Диагностика  /  Местоимения третьего лица в русском языке: правила, примеры

Местоимения третьего лица в русском языке: правила, примеры

Писать от третьего лица просто, надо лишь немного попрактиковаться. Его использование в академических, то есть учебных или научных текстах означает отказ от местоимений «я» или «вы», как правило, с целью достижения более объективного и формального стиля. В художественной литературе третье лицо может принять форму различных точек зрения - точки зрения всезнающего автора, ограниченного повествования от третьего лица (одного или нескольких фокальных персонажей) или объективного повествования от третьего лица. Выбирайте сами, с какой из них вы будете вести свой рассказ.

Шаги

Академическое письмо от третьего лица

    Используйте третье лицо для любых академических текстов. Описывая результаты исследований и научные доказательства, пишите от третьего лица. Так ваш текст будет более объективным. В академических или профессиональных целях эта объективность важна, чтобы написанное вами производило впечатление непредвзятости и, следовательно, заслуживало большего доверия.

    Используйте правильные местоимения. В третьем лице о людях говорится «со стороны». Используйте существительные, имена собственные или местоимения третьего лица.

    • К местоимениям третьего лица относятся: он, она, оно, они и их формы во всех падежах - его, ее, их, ему, ей, им, ими и так далее.
    • Имена людей также подходят для изложения от третьего лица.
    • Пример: «Орлов полагает иначе. Согласно его исследованиям, более ранние заявления по данной теме неверны».
  1. Избегайте местоимений первого лица. Первое лицо предполагает личную точку зрения автора, а значит, такое изложение выглядит субъективным и основанным на мнении, а не на фактах. В академическом эссе следует избегать первого лица (если заданием не предусмотрено иное - скажем, изложить ваше мнение или результаты вашей работы).

    Избегайте местоимений второго лица. Посредством их вы обращаетесь непосредственно к читателю, как будто знаете его лично, и стиль вашего письма становится слишком фамильярным. Второе лицо никогда не следует использовать в научных работах.

    Говорите о субъекте общими словами. Иногда автору нужно сделать отсылку к субъекту, не называя его конкретно. Другими словами, ему требуется упомянуть человека в общем, а не какое-то уже известное лицо. В этом случае обычно и возникает искушение написать «вы». Однако в данном случае уместно будет воспользоваться существительным, носящим обобщенный характер, или местоимением - неопределенным, определительным или отрицательным.

  2. Избегайте избыточной конструкции «он или она». Иногда современные авторы пишут «он или она» вместо «он», хотя субъект изначально упомянут в мужском роде.

    • Такое использование местоимений продиктовано политкорректностью и является нормой, к примеру, в английском языке, но в русском обычно лишь делает фразу избыточной. После существительного «ученый», «врач», «ребенок», «человек» можно и нужно писать «он».
    • Неправильно: «Свидетель хотел дать анонимные показания. Он или она боялся пострадать, если его или ее имя станет известно».
    • Правильно: «Свидетель хотел дать анонимные показания. Он боялся пострадать, если его имя станет известно».

    Точка зрения всезнающего автора

    1. Перемещайте фокус от одного персонажа к другому. Когда вы пишете художественный текст с точки зрения всезнающего автора, повествование перескакивает от одного персонажа к другому, а не следует за мыслями, действиями и словами одного героя. Автор знает все о каждом из них и о мире, в котором они живут. Он сам решает, какие мысли, чувства или поступки открыть читателю, а какие скрыть от него.

      • Допустим, в произведении четыре главных действующих лица: Уильям, Боб, Эрика и Саманта. В разные моменты повествования писателю следует изобразить действия и мысли каждого из них, причем он может делать это в пределах одной главы или абзаца.
      • Пример: «Уильям подумал, что Эрика солгала, но ему хотелось верить, что у нее была на то веская причина. Саманта тоже была уверена, что Эрика лжет, к тому же ее мучила ревность, так как Тони посмел подумать хорошо о другой девушке».
      • Авторам всеведущих повествований следует избегать резких скачков - не стоит менять взгляды персонажа в пределах одной главы. Это не нарушает канонов жанра, но является признаком повествовательной рыхлости.
    2. Раскрывайте любую информацию, какую пожелаете. С точки зрения всезнающего автора рассказ не ограничен переживаниями и внутренним миром единственного персонажа. Наряду с мыслями и чувствами, писатель может открывать читателю прошлое или будущее героев непосредственно по ходу повествования. Кроме того, он может высказывать собственное мнение, оценивать события с позиции морали, описывать города, природу или животных отдельно от сцен с участием персонажей.

      • В определенном смысле автор, пишущий с этой точки зрения, является кем-то вроде «бога» в своем произведении. Писатель может наблюдать за действиями любого персонажа в любой момент, причем, в отличие от наблюдателя-человека, он не только видит внешние проявления, но и способен заглянуть во внутренний мир.
      • Знайте, когда следует скрыть информацию от читателя. Хотя автор может рассказать обо всем, о чем он пожелает, произведению может пойти на пользу доля недосказанности, когда некоторые вещи открываются постепенно. Например, если один из героев окутан аурой загадочности, разумно будет не допускать читателя до его чувств, пока не раскроются его истинные мотивы.
    3. Избегайте использования местоимений первого и второго лица. Местоимения первого лица - «я», «мы» и их формы - могут появляться только в диалогах. То же самое относится ко второму лицу - «ты» и «вы».

      • Не используйте первое и второе лицо в повествовательной и описательной части текста.
      • Правильно: «Боб сказал Эрике: „По-моему, это довольно страшно. А ты как думаешь?”»
      • Неправильно: «Я подумал, что это довольно страшно, и Эрика с Бобом согласились. А вы как думаете?»

    Ограниченное повествование от третьего лица (один персонаж)

    1. Выберите героя, с точки зрения которого вы поведете рассказ. При ограниченном повествовании от третьего лица автор имеет полный доступ к действиям, мыслям, чувствам и взглядам единственного персонажа. Он может писать непосредственно с позиции мыслей и реакций этого персонажа или же отступить в сторону для более объективного рассказа.

      • Мысли и чувства остальных персонажей остаются неизвестными для рассказчика на протяжении всего текста. Выбрав ограниченное повествование, он уже не может свободно переключаться между разными действующими лицами.
      • Когда повествование ведется от первого лица, рассказчик выступает в роли главного героя, в то время как в повествовании от третьего лица все с точностью до наоборот - здесь автор отдаляется от того, что пишет. В этом случае рассказчик может раскрыть какие-то детали, каких не раскрыл бы, если бы повествование велось от первого лица.
    2. Описывайте поступки и мысли персонажа «со стороны». Хотя писатель и фокусируется на одном персонаже, он должен рассматривать его отдельно от себя: личности рассказчика и героя не сливаются! Даже если автор неотступно следует за его мыслями, чувствами и внутренними монологами, вести повествование нужно от третьего лица.

      • Иными словами, местоимения первого лица («я», «меня», «мой», «мы», «наш» и так далее) могут использоваться только в диалогах. Рассказчик видит мысли и чувства главного героя, но герой не превращается в рассказчика.
      • Правильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно после ссоры со своим парнем».
      • Правильно: «Тиффани подумала: „Я чувствую себя ужасно после нашей с ним ссоры”».
      • Неправильно: «Я чувствовала себя ужасно после ссоры с моим парнем».
    3. Показывайте действия и слова других персонажей, а не их мысли и чувства. Автору известны только мысли и чувства главного героя, с позиции которого ведется рассказ. Однако он может описывать других персонажей так, как их видит герой. Рассказчик может все то, что может его персонаж; он только не может знать, что творится в голове у других действующих лиц.

      • Писатель может строить догадки или предположения в отношении мыслей других персонажей, но только с точки зрения главного героя.
      • Правильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно, но, видя выражение лица Карла, она понимала, что и ему не лучше - а то и хуже».
      • Неправильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно. Однако она не знала, что Карлу было еще хуже».
    4. Не раскрывайте информацию, которой не владеет герой. Хотя рассказчик может сделать отступление и описать место действия или других персонажей, он не должен говорить ни о чем, чего не видит или не знает герой. Не перескакивайте от одного персонажа к другому в пределах одной сцены. Действия других персонажей могут стать известными, только если они происходят в присутствии героя (или он узнает о них от кого-то еще).

      • Правильно: «Из окна Тиффани видела, как Карл подошел к дому и позвонил в дверь».
      • Неправильно: «Как только Тиффани вышла из комнаты, Карл вздохнул с облегчением».

    Ограниченное повествование от третьего лица (несколько фокальных персонажей)

    1. Переключайтесь с одного персонажа на другой. Ограниченное повествование от лица нескольких персонажей, называемых фокальными, означает, что автор ведет рассказ с точки зрения нескольких героев поочередно. Используйте видение и мысли каждого из них, чтобы раскрыть важную информацию и помочь развитию сюжета.

      • Ограничьте количество фокальных персонажей. Вам не следует писать с точки зрения множества действующих лиц, чтобы не запутать читателя и не перегрузить произведение. Уникальное видение каждого фокального персонажа должно играть определенную роль в повествовании. Спросите себя, каков вклад каждого из них в развитие сюжета.
      • Например, в романтической истории с двумя главными героями - Кевином и Фелицией - автор может дать читателю возможность понять, что творится на душе у них обоих, описывая события попеременно с двух точек зрения.
      • Одному персонажу можно уделить больше внимания, чем другому, но каждый фокальный персонаж должен получить его долю в тот или иной момент развития истории.

Местоимения (die Pronomen) в немецком языке, как и в любом другом - это часть речи, которая указывает на предмет, признак, качество или человека и может заменять их, не называя.
Местоимения бывают личными, вопросительными, неопределёнными и отрицательными. В этом уроке мы рассмотрим систему личных местоимений в немецком языке.

Личные местоимения: правила, произношение

Как и в русском языке, в немецком существует три лица (1-ое, 2-ое и 3-е) и два числа (единственное и множественное) местоимений. Важно отметить, что в немецком языке также есть и система падежей - всего их четыре. В приведенной ниже таблице показаны местоимения в именительном (Nominativ) падеже.

Обратите внимание, что местоимение “ihr” (вы) используется при обращении на «ты» к группе лиц. Если вы хотите обратиться к кому-то официально или проявить вежливость, то следует использовать местоимение “Sie” (Вы), которое, как и в русском языке, всегда пишется с большой буквы.

Запомните! Личные местоимения ich, du, wir, ihr, Sie всегда обозначают лица. Личные местоимения er, sie (она), es, sie (они) могут обозначать и лица и предметы.

Чтобы знать, каким местоимением заменить то или иное существительное, нужно обязательно знать род существительного. Мы рассмотрим тему рода существительных в одном из следующих уроков, а пока поговорим об еще одной важной части речи - глаголе.

Спряжение глаголов: правила, примеры

Глагол (das Verb) - это часть речи, обозначающая действие, состояние или процесс. Глаголы немецкого языка спрягаются, т. е. изменяются по лицам и числам, временам, наклонениям, имеют залог. Спрягаемые (изменяющиеся) формы глагола называют личными формами глагола.

  1. Лицо и число. Глаголы имеют три лица и два числа - в каждом лице и числе глагол имеет свои окончания. Глаголы, которые употребляются во всех трех лицах, называются личными. Однако, в немецком языке есть глаголы, которые употребляются только в 3-ем лице, единственном числе (например: regnen - идти о дожде). Такие глаголы называются безличными.
  2. Время. Глаголы обозначают действия в трех временах: настоящем, будущем и прошедшем. Для их выражения в немецком языке существуют шесть видо-временных форм.
  3. Наклонение показывает отношение говорящего к высказыванию. Различают изъявительное (der Indikativ), повелительное (der Imperative) и сослагательное (der Konjunktiv) наклонения.
  4. Залог показывает направленность действия. Совершил ли действие субъект самостоятельно, или же действие было совершено над ним.

Глагол в немецком языке также имеет три основные формы: инфинитив (Infinitiv), претеритум (Präteritum) и причастие II (Partizip II). Глагол состоит из основы и окончания «en»: geh-en, schlaf-en, hab-en.

По типу спряжения, глаголы в немецком языке делятся на:

  1. Сильные глаголы. Образуют три формы путем изменения корневой гласной: gehen – ging – gegangen.
  2. Слабые глаголы. Не меняют гласной в корне при спряжении: machen – machte – gemacht.
  3. Глаголы смешанного типа (глаголы, которые проявляют при спряжении одновременно характеристики слабых и характеристики сильных глаголов).
  4. Нерегулярные и модальные.

В этом уроке мы рассмотрим спряжение слабых и сильных глаголов. Все слабые глаголы спрягаются одинаково. Это самая многочисленная группа глаголов в немецком языке. Сильные глаголы изменяются по особым правилам. Это небольшая группа глаголов — ее следует выучить наизусть (все три основные формы). Таблицы глаголов вы можете найти в словаре или в любом учебнике грамматики.

Итак, слабые глаголы — это глаголы, которые:

  • имеют в Imperfekt суффикс -(e)te-;
  • имеют в Partizip II суффикс -(e)t;
  • не меняют гласную в корне: machen – machte — gemacht.

Проспрягаем слабый глагол machen (делать).

Единственное число
ich mache
du machst
er macht
sie
es

Если основа глагола заканчивается на -t, -d, -dm, -tm, -dn, -tn, -chn, -gn, -ffn - то во 2-ом и 3-ем лице единственного числа и во 2-ом лице множественного числа к основе глагола прибавляется соединительная гласная «е».

Проспрягаем глагол baden (мыться).

При спряжении сильных глаголов гласная в корне изменяется во 2-ом и 3-ем лице единственного числа:

  1. a меняется на ä (кроме глагола schaffen — создавать);
  2. au меняется на äu ;
  3. e меняется на i , ie (кроме глаголов gehen — идти, heben — поднимать).

Проспрягаем глагол schlafen (спать). Это сильный глагол, а значит, гласная в корне во 2-ом и 3-ем лице изменится.

Важно! У глаголов, основа которых заканчивается на s, — ss, — ß, — z, — tz во 2-ом лицо единственного числа конечный согласный основы сливается с личным окончанием.

Sie
Задания к уроку

Чтобы закрепить пройденный материал, попробуйте самостоятельно выполнить несколько упражнений.

Упражнение 1. Проспрягайте слабые глаголы:

fragen (спрашивать), lernen (учить), glauben (верить), leben (жить), kosten (стоить).

Упражнение 2. Проспрягайте сильные глаголы:

geben (давать), fahren (ехать), laufen (прыгать), stoßen (толкать), tragen (носить, нести).

Ответы к упражнению 1:

Ответы к упражнению 2.

    Лицо глагола мы можем определить в формах повелительного и изъявительного наклонения. В повелительном наклонении глагол всегда имеет форму второго лица, то есть согласуется с местоимениями ты или вы : ты отрежь, поешь, сложи; вы протрите, отправьте, спойте.

    В изъявительном наклонении изменяются по лицам и числам, то есть спрягаются, глаголы в формах настоящего и будущего времени. В прошедшем времени у глагола лица нет , а можно определить род: поплавал, поплавала, поплавало.

    В настоящем и будущем времени изъявительного наклонения лицо глагола определяется по личным окончаниям:

    Я пиш-у мы пиш-ем я буд-у писать мы буд-ем писать

    ты пиш-ешь вы пиш-ете ты буд-ешь писать вы буд-ете писать

    он пиш-ет они пиш-ут он буд-ет писать они буд-ут писать

    Лицо глагола в отличие от рода глагола можно определять по местоимению и по вопросам к глаголам.

    К 1 лицу относятся местоимения Я - МЫ - что делаю? или что делаем?

    Ко 2 лицу относятся местоимения ТЫ - ВЫ - что делаешь? или что делаете?

    К 3 лицу относятся местоимения ОН - ОНА - ОНО - ОНИ - что делает? или что делают?

    Подставляя вместо существительного местоимение к глаголу узнаем лицо глагола. Какое местоимение, такое и лицо глагола.

    Но лицо в глаголах определяется только в настоящем и будущем времени, в прошедшем определять нельзя.

    Мама идет - она идет - что делает? - 3 лицо.

    Дерево упадет - оно упадет - что делает? 3 лицо.

    В изъявительном наклонении определить лицо глагола не сложно, для этого надо просто задать соответствующий вопрос. Например возьмем этот же глагол Определять В настоящем времени он будет спрягаться по лицам. Я что делаю? - Определяю, Он что делает? - Определяет. Ты что делаешь? - Определяешь. Главное запомнить, что местоимения Я-Мы относятся к 1 лицу, Ты-Вы - ко второму, а Он-Они-Оно-Она - к третьему.

    Лицо глагола можно определить только в будущем или настоящем времени, потому что в прошедшем мы получим Я что делал? - Определял, Ты что делал? - Определял. То есть в прошедшем времени мы можем получить только род: Она что делала? - Определяла.

    Ну а в повелительном наклонении мы имеем только Определяй и Определяйте для местоимений Ты и Вы.

    Лицо глагола в русском языке это грамматическая категория глаголов, которая определяет отношение происходящего действия к участникам речи.

    Проще говоря, лицо глагола указывает на того, кто совершает действие.

    Для того, чтобы определить лицо глагола выделяем личное окончание глагола и задам вопросы :

    • Что делаю? Что сделаю? Что делаем? Что сделаем? - на эти вопросы отвечают глаголы 1 лица.
    • глаголы 2 лица будут отвечать на: Что делаешь? Что сделаешь? Что делаете? Что сделаете?
    • а глаголы 3 лица: Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают?

    То есть глаголы 1-го лица - это я, мы.

    Второго лица ты, вы.

    Третье лицо - он, она, они, оно.

    Лицо глагола определяем по личным окончаниям. Причем сделать это можно лишь в настоящем и будущем воемени глагола изъявительного наклонения. Что же касается повелительного наклонения, то глагол будет второго лица.

    Глаголы в изъявительном наклонении, которые будут относиться/относятся

    • к 1 - ому лицу будут иметь/имеют следующие окончания: -ую-, -аю-, -яю-, -им-, -ем-.
    • ко 2 - ому лицу с окончаниями: -ишь-, -ешь-, -ете-, -ите-.
    • к 3 - ему же лицу отнесем глаголы с такими окончаниями: -ит-, -ет-, -ют-, -ут-, -ат- и -ят-.

    Пою, играю, мою, плаваю, пьем, танцуем и тд - первое лицо;

    Пьешь, играешь, моешь, плаваете, танцуете и тд - второе лицо;

    Пьет, играет, моют, танцуют и тд - третье лицо.

    Если вы хотите определить лицо глагола, то для этого нужно обращать внимание на окончание глагола и задать ему вопрос. У каждого лица глагола свой вопрос. Вот таблица, по которой можно посмотреть какие вопросы относятся к какому лицу:

    Для того чтобы осуществить определения лица глагола, необходимо просто напросто подставить подходящее местоимение и соответственно задать от него к вашему глаголу вопрос. Вот на основании это и будет определено лицо.

    А вот более детальный разбор с примерами:

    Чтобы определить к каому лицу относится тот или иной глагол достаточно посмотреть на его окончание, задать соответствующий вопрос и определить спряжение.

    • К примеру, 1-е лицо имеет окончание: -у, -ю,
    • А вот второе лицо -ешь (и во втором спряжении -ишь),
    • В третьем лице будет -ет и -ит.
    • а дальше надо смотреть множественное число.

    Лицо глагола как определить по окончанию :

    Лицо у глаголов можно определить либо по окончаниям глаголов, либо попробовать подобрать местоимение к ним.

    Так, 1 лицо - я, мы. Пример: я читаю, мы читаем.

    2 лицо - ты, вы. Пример: ты читаешь, вы читаете.

    3 лицо - она, он, оно, они. Пример: он читает, она читает, оно читает, они читают.

    Лицо у глаголов можно определить только у глаголов в изъявительном и повелительном наклонениях.

    Нужно смотреть либо на окончание глагола, либо на сопутствующее существительное - в ряде случаев второй вариант будет наиболее простым и быстрым. В первом же случае вам пригодится вот такая табличка:

    Стоит только немного разобраться в этом вопросе, потом лицо будет определяться уже интуитивно (да, это высший пилотаж у школьника).

    При этом нужно помнить, что у инфинитива, а также глаголов в прошедшем времени лицо определить не удастся, можно даже не мучиться.

Лица в русском языке являются важным морфологическим признаком самостоятельных частей речи. Хорошо владея этим правилом, можно без труда определять тип односоставных предложений, а также правильно составлять

Русский язык богат своим словесным многообразием, но и среди такого огромного выбора есть основа, фундамент языка. Этой основой являются самостоятельные части речи. в русском языке может «научить» правильно писать сложные орфограммы глаголов, правильно согласовывать их с другими частями речи, а также правильно составлять видовые формы. Глагол - это одна из главных самостоятельных частей речи, обозначающая «действие» предмета, совершаемое кем-то/чем-то. К основным морфологическим признакам глагола относятся: спряжение, вид, время, лица. Русский язык в "сундуке знаний" имеет два спряжения, правильно определить которые опять же поможет только хорошее знание лиц.

Итак, лица в русском языке бывают трех видов: 1-е лицо, 2-е и 3-е.

Так как лицо - это признак глагола, определяющий «кто» или «что» совершает действие, то определять его нужно с помощью местоимений.

Первое лицо указывает на то, что действие совершает сам рассказывающий (это значит, что к глаголу нужно подставлять личное местоимение «я»): я слушаю, я вижу. Что же касается множественного числа, то здесь подставляется местоимение «мы»: мы делаем, мы готовим.

Второе лицо указывает на то, что действие совершает собеседник рассказчика (подставляют местоимения «ты» - в единственном числе, или «вы» в множественном числе): ты делал, ты знаешь, вы видели, вы работали. Определить помогает именно знание второго лица: для этого глагол нужно представить в совокупности с местоимением «ты» и по окончанию уже будет точно видно I-е или II-е спряжение (если глагол имеет окончание ЕШЬ, то это I-е спряжение, если же окончание ИШЬ, то - II-е).

Лица в русском языке имеют и третью форму, которая указывает на предмет осуществления действия. В этом случаи к глаголу следует подставить местоимения «он/она/оно» для единственного числа и «они» для множественного: они спешат, оно светит, он рисует, она играет.

Таким образом, хорошо усвоив это правило, можно избежать многих грамматических и Также знание этого правила помогает при определении типа односоставного простого предложения.

Бывают безличными, неопределенно-личными и определенно-личными. Для предложений первого типа характерны глаголы в начальной форме (инфинитив), а также безличные глаголы. Стоит отметить, что особенностью этого типа односоставного предложения является выраженность в нем глагола через слово "нет".

В определенно-личных предложениях чаще всего встречаются глаголы 2-го лица, причем как в множественном, так и в единственном числе.

Неопределенно-личные имеют в своем составе глаголы 3-го лица (то есть с местоимением «кто-то/они»).

Лица в русском языке являются определяющим признаком частей речи. Они помогают правильно сочетать слова, правильно писать их суффиксы/окончания, а также грамотно излагать свои мысли.

Часто мы используем слова, говоря на родном языке, не задумываясь. Редко кто при этом допускает ошибки. Однако бывают различные случаи и ситуации, когда просто необходимо обновить знания, что-то уточнить, повторить либо заново выучить.

Лицо глагола

Лицо глагола указывает нам, кто выполняет действие. Оно является словоизменительной грамматической категорией глаголов, которая выражает озвученное глаголом действие относительно участника речи. Такова категория лица свойственна:

  • формам глагола повелительного наклонения;
  • глаголам изъявительного наклонения будущего и настоящего времени.

В русском языке, называемое глаголом действие, различают по количеству (единственное (ед.ч.) и множественное (мн.ч.)) и по лицам, которых три:

  • первое: ед.ч. Я – значит, что говорящий является субъектом речи и совершает действие (я готовлю праздник, я сорву ягоду);
    мн.ч. Мы – группа лиц вместе с говорящим совершают действие (мы смотрим телевизор, мы занимаемся спортом);
  • второе: ед.ч. Ты – указывает на действие, совершаемое собеседником (ты посадишь баклажаны, ты читаешь журнал);
    мн.ч. Вы – означают действия, относящиеся одновременно к собеседнику и группе лиц (вы мечтаете о море, вы выкопаете картошку);
  • третье: ед.ч. Он, она, оно – указывает на действие относительно лица или предмета, не участвующего в речи (он показывает фокус, она идет в тир);
    мн.ч. Они – указывает на действия относительно лиц или предметов, не участвующих в речи (они играют мячом).


Как определить лицо глагола

Определить лицо глагола можно поставив вопрос, а также выделив личное окончание глагола, определив ее значение, учитывая содержание текста:

Глагол 1 л.: Что сделаю? Что делаю? Что сделаем? Что делаем?
Глагол 2 л.: Что сделаешь? Что делаешь? Что сделаете? Что делаете?
Глагол 3 л.: Что сделает? Что делает? Что сделают? Что делают?


Рассмотрим примеры использования лиц глаголов в таблице. Обратите внимание: с помощью частиц да, пусть, давайте, пускай образуются формы первого и третьего лиц глаголов повелительного наклонения.

Исключение: безличные глаголы (загоралось, дождило) и инфинитив (петь, кряхтеть), формы глагола прошедшего времени не обладают категорией лица.



Определить лицо глагола в русском языке не составит труда ни одному человеку, знающему вышеописанную информацию. Ведь грамотно изъясняться в наше время является признаком хорошего тона!