Меню
Бесплатно
Главная  /  Диагностика  /  Ощущение: понятие, свойства, виды; учет закономерностей ощущений в профессиональной деятельности юриста. Свойства ощущений, их учет в профессиональной деятельности юриста

Ощущение: понятие, свойства, виды; учет закономерностей ощущений в профессиональной деятельности юриста. Свойства ощущений, их учет в профессиональной деятельности юриста

ПСИХИЧЕСКИЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) ПРОЦЕССЫ, УЧЕТ ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ЮРИСТОМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Перцептивные процессы: ощущения и восприятие, их роль и зна­чение в профессиональной деятельности юриста Память, мышле­ние, воображение Этапы мнемической, мыслительной деятель­ности, способы активизации памяти и мышления участников уго­ловного и гражданского процессов. Роль внимания в работе юриста

Как уже отмечалось, одной из содержательных сторон личности яв­ляется подструктура психических форм отражения, которая включает психические, познавательные процессы, имеющие ярко выраженный индивидуальный характер и в силу этого во многом определяющие лич­ностные особенности человека. К ним прежде всего относятся перцеп­тивные процессы: ощущения, восприятие, с помощью которых человек принимает сигналы окружающего мира, отражает свойства, различает признаки вещей, ощущает состояние собственного организма 1 . Рас­смотрим их более подробно.

Ощущения. Простейшей формой психического отражения являют­ся ощущения. Ощущение - это элементарный психический позна­вательный процесс непосредственного отражения отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также состо­яния собственного организма человеком.

В ощущениях проявляются познавательные, эмоциональные и регу-ляторные функции психики. Ощущения всегда эмоционально окраше­ны, поскольку связаны с жизнедеятельностью организма, сигнализируя человеку о характере и силе воздействий. Ощущения не только связы­вают нас с внешним миром, являются основным источником познания, но и выступают основным условием нашего психического развития. На­пример, в искусственно создаваемых условиях сенсорной изоляции, ли­шающей субъекта ощущений, его психическая жизнь, сознание сущест­венно нарушаются, вследствие чего могут появляться галлюцинации, навязчивые идеи и другие расстройства психики.

В настоящее время насчитывается большое количество разнообраз­ных ощущений, которые классифицируются следующим образом:

ощущения, отражающие свойства предметов, явлений внешней среды (экстероцептивные) в результате воздействия раздражителя не-

посредственно на анализатор (контактные) или на расстоянии от него (дистантные);

ощущения, фиксирующие состояние внутренних органов (интеро-цептивные);

ощущения, отражающие положение нашего тела (проприоцептив-ные) и характер его движения (кинестетические).

К контактным экстероцептивным ощущениям относятся, напри­мер, вкусовые, осязательные ощущения. Зрительные, слуховые, обоня­тельные являются разновидностью дистантных экстероцептивных ощу­щений.

Обычно в «чистом» виде отдельные ощущения появляются редко, поскольку раздражители действуют сразу на несколько анализаторов, вызывая целую гамму разнообразных ощущений. Примером таких сложных ощущений могут быть вибрационные, температурные, боле­вые ощущения.



По силе и длительности воздействия выделяют слабые, средние и сильные ощущения, измеряя которые можно судить в целом о чувстви­тельности тех или иных анализаторов к определенным раздражителям, что имеет самое непосредственное отношение к оценке показаний сви­детелей о том, что и как они слышали, видели и т.д.

Чтобы правильно оценивать показания свидетелей, других участ­ников уголовного, гражданского процесса, необходимо знать об основ­ных закономерностях, свойствах ощущений, которые влияют на фор­мирование показаний. К этим свойствам ощущений необходимо отне­сти следующие.

Чувствительность анализатора 1 . Это способность психики к от­ражению свойств предметов, явлений с большей или меньшей точ­ностью. Чувствительность анализатора (зрительного, слухового и т.д.) определяется минимальной силой стимула, который различает человек, а также минимальной разницей между двумя стимулами, способными вызвать изменения в ощущении.

Минимальная сила раздражителя, способная вызвать ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности, кото­рый характеризует уровень абсолютной чувствительности анализатора к раздражителю. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратно пропорциональная зависимость: чем ниже порог ощущения, тем выше чувствительность.

Наряду с нижним существует верхний абсолютный порог чувст­вительности, определяемый максимальной силой раздражителя, когда ощущение возникает адекватно действующему раздражителю. Даль­нейшее увеличение силы раздражителя вызывает ощущение боли.

1 Лурия А Р. Ощущения и восприятие: Материалы к курсу лекций по общей психо­логии М., 1975 С 5

1 Анализатор - это сенсорная система, с помощью которой осуществляется анализ и синтез раздражителей. Анализатор состоит: из рецептора, преобразующего энергию раздражителя в нервный процесс; проводящих путей в виде центростремительных и цент­робежных нервов, корковых отделов головного мозга, в которых происходит переработка нервных импульсов. Подробнее см.: Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995. С 121.

Нижний и верхний пороги определяют зону чувствительности ана­лизатора к соответствующему раздражителю.

Кроме того, существует порог чувствительности к различению (разностный порог), определяемый минимальной величиной различе­ния силы (большей или меньшей) двух раздражителей. С возрастанием силы раздражителя величина порога различения (разностный порог) возрастает.

* У людей эти пороги чувствительности (нижний, верхний, разност­ный) индивидуальны. В зависимости от возраста и других обстоя­тельств они меняются. Острота чувствительности нарастает с возрас­том, достигая максимума к 20-30 годам. На временные отклонения чувствительности от обычной нормы влияют такие факторы, как время суток, посторонние раздражители, психическое состояние, утомление, болезнь, беременность у женщины и т.д. Оценивая качество ощущений свидетеля, обвиняемого, необходимо также выяснять, не подвергался ли субъект воздействию побочных раздражителей (алкоголя, наркоти­ческих или подобных им фармакологических веществ), которые повы­шают либо резко притупляют чувствительность анализаторов.

Все это следует учитывать при допросах, во время следственных экспериментов, проводимых в целях проверки качества ощущений. На­пример, исследуя вибрационную чувствительность у подозреваемого в симуляции глухоты, можно довольно просто изобличить его во лжи. До­статочно за спиной «больного» бросить на пол небольшой предмет, чтобы проверить его симулятивное поведение. Действительно больной человек с пораженным слухом с ненарушенной вибрационной чувстви­тельностью ответит на этот раздражитель. Симулянт же, если он не знает о развитом вибрационном ощущении глухих, не среагирует на этот раздражитель. Разумеется, после такой предварительной пробы подозреваемый должен быть направлен на судебно-психологическую либо комплексную медико-психологическую экспертизу 1 .

Анализируя свидетельские показания, основанные на ощущениях, следует помнить, что в рецепторную деятельность различные искаже­ния могут вноситься подпороговыми раздражителями, которые хотя и не вызывают четких ощущений в силу своей незначительной величины, однако создают, особенно при неоднократном воздействии, очаг воз­буждения в коре головного мозга, способный вызывать галлюцинатор­ные образы, различные ассоциативные связи с ранее зафиксированны­ми ощущениями. Иногда это проявляется у свидетелей в том, что пер­воначальный образ, какое-то смутное ощущение в последующем транс­формируется как бы в реальное явление. Причем такие возникшие лож­ные образы, нечеткие ощущения бывают настолько стойкими, что начи­нают влиять на формирование ошибочных свидетельских показаний. И следователю (суду) в подобных случаях приходится прилагать значи­тельные усилия, чтобы разобраться в том, что именно соответствует ис­тине, а что является добросовестным заблуждением допрашиваемого.

См.: Кертес И. Тактика и психологические основы допроса. М., 1965. С. 32.

На возможные искажения в ощущениях также может оказывать влияние так называемый сенсорный эффект, т.е. тот фоновый шум, ко­торый периодически бывает в каждом анализаторе. Это ощущение сен­сорным органом самого себя независимо от того, воздействует на него в данный момент какой-либо раздражитель или нет. Значение сенсорно­го эффекта возрастает при воздействии раздражителей, имеющих не­большую силу, когда трудно бывает отличить самопроизвольное сенсор­ное возбуждение анализатора от ощущения какого-либо слабого сигна­ла. В подобных случаях возникает ситуация перцептивной неопределен­ности, которая чаще всего предрасполагает к принятию ошибочных ре­шений, особенно в экстремальных ситуациях в системе «человек - ма­шина», встречающихся во время происшествий, связанных с эксплуата­цией различных технических устройств, транспортных средств.

Адаптация. Данная закономерность выражается в изменениях чувствительности анализатора под длительным воздействием раздра­жителя в виде понижения или повышения порога чувствительности. В результате адаптации ощущение может полностью исчезать, особенно в процессе продолжительного действия раздражителя. Примерами этого могут служить: адаптация к запаху обонятельного анализатора у чело­века, длительное время работающего с пахучими веществами; слуховая адаптация к постоянно воздействующим шумам и т.д.

В некоторых случаях в результате адаптации может наступать при­тупление ощущений под воздействием сильного раздражителя, напри­мер временное снижение чувствительности зрительного анализатора, после того как мы из полутемного помещения попадаем в условия яркой освещенности (световая адаптация). Эти виды адаптации называют не­гативными, так как приводят к снижению чувствительности анализато­ров. Отрицательное воздействие оказывает адаптация к свету и темно­те, особенно в условиях тусклого освещения. В этих условиях у водите­лей автотранспортных средств увеличивается время реакции, ухудша­ется локализация движущихся объектов. Темновая адаптация приводит к задержке передачи сигнала от затемненного глаза в мозг. Отсрочка в передаче сигнала ведет к тому, что человек видит предмет как бы с не­которым запозданием, что иногда способствует возникновению аварий­ных ситуаций на дорогах с интенсивным встречным автомобильным движением 1 .

Однако проявление адаптации не всегда носит отрицательный ха­рактер. Нередко чувствительность анализатора в результате адаптации может не только понижаться, но и значительно повышаться. Например, так случается при воздействии слабого раздражителя на зрительный анализатор в полутемном помещении (при устойчивости к темновой адаптации) или на слуховой анализатор в условиях полной тишины, когда наш слуховой анализатор начинает фиксировать довольно слабые звуковые раздражители (слуховая адаптация). Иначе говоря, чувстви-

Роль и значение чувственного уровня познания

Ощущения и восприятие: понятие, виды, закономерности.

В профессиональной деятельности

Учет их закономерностей юристом

Ощущения и восприятие: понятие, виды, закономерности. Роль и значение чувственного уровня познания в профессиональной деятельности юриста. Мышление: понятие, виды, операции. Учет юристом в профессиональной деятельности рационального уровня познания. Память: ее основные процессы, качества, виды. Учет юристом закономерностей памяти участников судопроизводства. Понятие и виды воображения. Роль воображения в деятельности юриста. Внимание: понятие, свойства, виды. Внимание в профессиональной деятельности юриста.

______________________________

Ощущение - ϶ᴛᴏ процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителœей на соответствующие рецепторы, на органы чувств. Это непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешних раздражителœей в факты сознания – информацию. В акте ощущения через органы чувств устанавливается связь со средой. Образы ощущений выполняют регулирующую, познавательную и эмоциональную функции. В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью и всœем процессом исторического развития общества.

Виды ощущений:

1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителœем, вызывающим чувство, выделяют дистантную (слух, зрение, обоняние) и контактную (вкус, боль) рецепцию.

2. По расположению рецепторов на поверхности тела, в мышцах, сухожилиях или внутри организма различают соответственно экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная), проприоцепцию (чувство в мышцах и сухожилиях), интероцепцию (ощущения голода, жажды).

3. Зрительные ощущения бывают ахроматическими (отражают переход от белого к черному через массу оттенков серого цвета); хроматическими (отражают цветовую гамму с многочисленными оттенками и переходами цветов).

4. Слуховые ощущения бывают речевыми, музыкальными, ощущения шумов и шорохов.

5. Вибрационные ощущения примыкают к слуховым ощущениям и отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют контактным слухом.

6. Обонятельные ощущения относятся к дистантным ощущениям. Функция обоняния подавлена зрением, слухом, вкусом. Данные ощущения помогают распознать качество пищи, предупреждают об опасности для организма воздушной среды, позволяют в ряде случаев определить состав химического вещества.

7. Вкусовые ощущения возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Выделяют 4 базовых качества вкусовых раздражителœей: кислое, сладкое, горькое, соленое.

8. Кожные ощущения включают в себя: тактильную систему (ощущения прикосновения); температурную систему (ощущения тепла и холода); болевую систему.

9. Статические (гравитационные) ощущения отражают положение нашего тела в пространстве.

10. Кинœестетические ощущения - ϶ᴛᴏ ощущения движения и положения отдельных частей тела. В результате этих ощущений складывается знание о силе, скорости, траектории движения частей тела.

11. Органические ощущения возникают от внутренних органов, образуют органическое чувство (самочувствие) человека.

Чтобы правильно оценивать показания различных участников судопроизводства, крайне важно знать об базовых закономерностях, свойствах ощущений, которые влияют на формирование показаний. К этим закономерностям (свойствам) ощущений относятся:

1. Пороги чувствительности. Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определœенную величину интенсивности. Нижний и верхний пределы ощущений называются абсолютной чувствительностью. Она измеряется нижним и верхним порогом чувствительности. Минимальная величина раздражения, которая необходима для возникновения едва заметного ощущения, принято называть абсолютным нижним порогом ощущения. Верхний абсолютный порог ощущений - ϶ᴛᴏ максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает болевые ощущения или исчезновение ощущений. Наряду с абсолютной различают относительную чувствительность - ϶ᴛᴏ чувствительность к изменению интенсивности воздействия. Относительная чувствительность измеряется порогом различения - ϶ᴛᴏ минимальное различение в силе двух раздражителœей, крайне важное для изменения интенсивности ощущения.

У людей пороги чувствительности индивидуальны. Учитывая зависимость отвозраста͵ других обстоятельств они меняются. На временные отклонения чувствительности от обычной нормы влияют такие факторы, как время суток, посторонние раздражители, психическое состояние, утомление, болезнь, беременность у женщин и т. д. Оценивая качество ощущений свидетеля, подозреваемого (обвиняемого), крайне важно также выяснять, не подвергался ли субъект воздействию побочных раздражителœей (алкоголя, наркотических или подобных им фармакологических веществ), которые повышают либо резко притупляют чувствительность анализаторов. Все это следует учитывать при допросœе, во время следственного эксперимента͵ проводимых в целях проверки качества ощущений. К примеру, исследуя вибрационную чувствительность у подозреваемого в симуляции глухоты, можно довольно просто изобличить его во лжи. Достаточно за спиной «больного» бросить на пол небольшой предмет, чтобы проверить его симулятивное поведение. Действительно больной человек с пораженным слухом с ненарушенной вибрационной чувствительностью отреагирует на данный раздражитель. Симулянт же, если он не знает о развитом вибрационном ощущении глухих, не среагирует на данный раздражитель. Разумеется, после такой предварительной пробы подозреваемый должен быть направлен на судебно-психологическую либо комплексную медико-психологическую экспертизу.

2. Сенсибилизация (в переводе с латинского языка означает «чувствительность») - ϶ᴛᴏ повышенная чувствительность анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов. Сенсибилизация может быть вызвана взаимодействием ощущений (слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность); физиологическим фактором (состоянием организма); ожиданием того или иного воздействия; значимостью такого воздействия; специальной установкой на различение раздражителœей; упражнениями (к примеру, дегустатор вин). У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, данный недостаток компенсируется за счет повышения чувствительности других органов. Такое явление принято называть компенсаторной сенсибилизацией (к примеру, слабовидящий человек обладает достаточно развитым слухом).

3. Адаптация (в переводе с латинского языка означает «приспособление») - ϶ᴛᴏ приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю. Такое приспособление проявляется в понижении или повышении порогов чувствительности (к примеру, адаптация к темноте, к свету). Данную закономерность крайне важно учитывать при оценке свидетельских показаний, когда, к примеру, субъект, умышленно стремящийся ввести следователя (суд) в заблуждение, ложно утверждает, что он не видел каких-либо объектов, поскольку «было темно». На самом же делœе с учетом продолжительности его пребывания в условиях относительной темноты и появления у него темновой адаптации это может быть и не совсœем так. Известно, что человек, попавший в затемненную комнату, через 3–5 минут начинает различать проникающий туда свет, видеть очертания предметов. Через 20–30 минут он уже достаточно хорошо ориентируется в темноте. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность зрительного анализатора к свету за 40 минут в 200 тысяч раз.

4. Контраст (в переводе с французского языка означает «противоположность») - ϶ᴛᴏ повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других свойств действительности (к примеру, чувство холодного усиливается после ощущения горячего). Иногда контрастные явления приводят к ошибкам в ощущениях, а, следовательно, и в свидетельских показаниях.

5. Синœестезия (в переводе с греческого языка означает «соощущения») - ϶ᴛᴏ переход ощущений одной модальности в ощущения другой модальности, ощущений одного вида - в ощущения другого вида. При синœестезии одно из ощущений в данный момент не имеет непосредственно действующего раздражителя, а воспроизводится. Наиболее часто встречающейся формой синœестезии является так называемый «цветной слух», при котором звуковое чувство: шум, тон, музыкальный аккорд – вызывает зрительный образ, световое или цветовое представление. Синœестезия встречается приблизительно у 12 % людей, а вот «цветной слух» – лишь у 4 %.

В работе юриста ощущения составляют основу более сложного процесса восприятия объектов и явлений, непосредственно связаны с выполняемой профессиональной деятельностью и оказывают на нее существенное влияние. К примеру, знание закономерностей ощущений содействует более квалифицированному расследованию преступлений. Так, при проведении следственного эксперимента крайне важно учитывать то, что чувствительность зависит от длительности пребывания в данной обстановке, от воздействия ряда раздражителœей, от опыта человека и его физиологического состояния. В ряде случаев несоответствие порогам чувствительности дает основание считать показания недобросовестными. К примеру, если допрашиваемый утверждает, что он не заметил разницы в весе между двумя ящиками, а проверка показала, что эта разница значительно превышает разностный порог, то есть основания усомниться в правдивости показаний. При этом следует иметь в виду, что оптимальным условием различения является увеличение веса, рассчитанного по формуле: первоначальный вес груза плюс 1/30 его массы. Показания о цветовых качествах объекта͵ воспринимавшегося в сумеречном освещении, также должны оцениваться критически. Задача следователя – воссоздать всœе существенные условия, в которых происходило отражение отдельных свойств предметов и явлений, и учесть основные закономерности чувствительности.

Восприятие - ϶ᴛᴏ отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятия обусловлены предметностью мира явлений и возникают при непосредственном воздействии физических раздражителœей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения они обеспечивают непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

Классификация восприятий:

1. Учитывая зависимость отучастия воли и целœенаправленности выделяют непроизвольное (не связанное с волевым напряжением и заранее поставленной целью) и произвольное (преднамеренное и целœенаправленное) восприятие.

2. Учитывая зависимость отмодальности рецепторов выделяют слуховые, зрительные, обонятельные, осязательные и другие восприятия.

3. Учитывая зависимость отсложности, развернутости перцептивной деятельности выделяют симультанное (одноактное) и сукцессивное (поэтапное, последовательное) восприятие.

4. Учитывая зависимость отформы существования материи выделяют восприятия пространства, времени, пространства, человеком человека. Восприятие пространства - ϶ᴛᴏ восприятие формы, величины, объема объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся. Восприятие времени - ϶ᴛᴏ отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Оно во многом зависит от содержания деятельности, к примеру, быстро течет время, заполненное интересными делами. Восприятие движения - ϶ᴛᴏ отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве, отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Восприятие человеком человека - ϶ᴛᴏ восприятие движений, действий, поступков и деятельности другого человека - ϶ᴛᴏ социальная перцепция.

Закономерности восприятия:

1. Предметность - ϶ᴛᴏ соответствие образов восприятия реальным предметам действительности, это относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств.

2. Целостность - ϶ᴛᴏ свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое.

3. Структурность - ϶ᴛᴏ вычленение из общей структуры предмета его частей и определœенных сторон.

Предметность, целостность и структурность восприятия играют важную роль в деятельности следователя. Так, следователь, осмотрев труп со смертельными повреждениями головы, должен исследовать и орудие убийства, изъятое у подозреваемого; выявить основные, ведущие признаки, изъятого предмета͵ выделяющие его в качестве орудия убийства, с помощью которого причинœена строго определœенной конфигурации черепно-мозговая травма. И если следователь видит среди ведущих признаков совсœем не те или вовсœе не замечает нужные из них, то и результат его поисков будет отрицательным: на орудии преступления не будут обнаружены микроследы-наложения, т. е. те признаки, на основании которых можно будет доказать причастность подозреваемого лица к совершенному преступлению.

4. Константность - ϶ᴛᴏ относительная независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, характерного цвета) от измененных условий их восприятия (освещенности, расстояния, угла зрения). Разрушающее воздействие на константность может оказывать состояние психической напряженности. По этой причине, допрашивая свидетеля, целœесообразно выяснить не только особенности воспринятого им объекта - т. е. что он видел, слышал, - но и его состояние, а также условия, в которых протекала его перцептивная деятельность, и только после этого следует давать оценку его утверждениям о форме, величинœе, цвете и других свойствах того или иного предмета.

5. Осмысленность - ϶ᴛᴏ причисление воспринимаемого предмета к основной группе, классу, обобщение его в слове, это понимание сущности предмета. Непониманием сущности предмета можно в ряде случаев объяснить многие изъяны поисковой деятельности следователя во время осмотра места происшествия, когда он «видит» далеко не всœе, что крайне важно для установления истины.

6. Избирательность - ϶ᴛᴏ преимущественное выделœение человеком одних объектов по сравнению с другими, зависящее от особенностей его личности.

7. Апперцепция - ϶ᴛᴏ независимость восприятия от прошлого опыта͵ от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Апперцепция может быть личностной (зависит от индивидуальных особенностей человека) и ситуативной (к примеру, ночью пень кажется страшным животным). Данным психологическим феноменом объясняются ошибки, когда следователь «видит» на месте происшествия не убийство, а самоубийство, хотя фактически материальная обстановка противоречит такому «видению».

Необходимо различать восприятие, адекватное реальности, и иллюзии.

8. Иллюзии восприятия (в переводе с латинского означает «обманывать») - ϶ᴛᴏ неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств, это искаженное восприятие реальных предметов. Особенно многочисленны иллюзии зрительного восприятия. Причины зрительных иллюзий бывают самые разные. Иллюзии возникают, когда нет достаточной контрастности между воспринимаемыми предметами и окружающим фоном по форме, объему, цвету, освещенности. Одной из причин иллюзий является эффект иррадиации, когда светлые предметы кажутся большими, чем такие же по размеру, но темные. К иллюзиям зрения не относятся оптические фокусы и загадочные приведения, создаваемые при помощи зеркал, проекционных аппаратов и других технических устройств, а также оптические явления, наблюдаемые в природе (мираж, северное сияние, радуга и т.д.). Появление последних обусловлено оптическими свойствами земной атмосферы. Также не являются иллюзиями восприятия обманы зрения, возникающие у некоторых людей в сумерках и темноте, когда недостаточное освещение затрудняет работу глаз и создает особое настроение и искажения ощущений в результате близорукости, дальнозоркости, дальтонизма и других дефектов зрительного аппарата͵ не характерные для большинства людей. К ошибкам мышечно-суставного анализатора относится иллюзия Шарпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелœее, а если поднимать два одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по объему предмета͵ то меньший по размеру будет восприниматься как более тяжелый. Так же к иллюзиям незрительной природы можно отнести иллюзию Аристотеля: если перекрестить средний и указательный пальцы на руке и прикоснуться одновременно подушечками этих пальцев к кончику носа с закрытыми глазами, то возникает иллюзия его раздвоения. Во всœех перечисленных выше примерах имеется «односторонний» обман, при котором нас подводят наши собственные органы чувств. Иллюзии восприятия лежат в основе искажения информации, передаваемой свидетелями преступления, а также подозреваемыми (обвиняемыми) при совершении ими преступления.

В профессиональной деятельности юриста нередко бывает важно отделить объективные факты от субъективных наслоений. Так, к примеру, при допросœе свидетеля крайне важно уточнить условия, в которых происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорологические условия и т.д.). При этом следует знать, что люди часто не способны точно оценить количество воспринимавшихся предметов, расстояние между ними, их пространственное соотношение и размеры. Вместе с тем, пробелы чувственного восприятия нередко заполняются элементами, которых в действительности не было. Ошибки суждений часто объясняются целостностью восприятия и вызываются тем, что оценка предмета в целом переносится на оценку его деталей.

Важно правильно устанавливать и время совершения расследуемого события, его продолжительность и последовательность, темп действий участников события и др. Нередко свидетели дают неправильные показания о промежутках времени. Это не всœегда следует оценивать как умышленную ложность показаний. Необходимо выяснить содержание деятельности очевидца во время наблюдаемого события, его психическое состояние, доминирующие установки и др., так как эти ошибки могут объясняться некоторыми закономерностями. Длительность небольших промежутков времени обычно несколько преувеличивается, а большие интервалы времени – уменьшаются. Наиболее точно оцениваются промежутки в 5-15 минут. Быстрый темп также ведет к преувеличению интервала времени, а медленный – к преуменьшению. При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрицательных – переоценивается.

Известно, что одной из форм преднамеренного восприятия является наблюдение – преднамеренное, целœенаправленное, систематическое, планомерное и длительное восприятие предметов и явлений действительности, людей и самого себя. Наблюдательность не связана с остротой зрения или особенностями сетчатки, а является качеством мышления, памяти, внимания, потому что человек видит не только с помощью глаза, но главным образом с помощью мозга.

Наблюдение является основным методом изучения обстановки места происшествия. Воспринимая отдельные явления, следователь стремится установить их причинно-следственные отношения, выявить такие их особенности, которые бывают использованы для идентификации человека (к примеру, личность преступника).

Наблюдательность является первостепенным условием успешного проведения обыска. Свежая штукатурка, окраска, заново прибитые доски, подклейка свежих обоев, сдвинутые в гнездах винты, новые шляпки недавно вбитых гвоздей, неестественные утолщения в предметах и т.п. – всœе это не должно ускользнуть от наблюдательного сотрудника, производящего обыск.

Особую сферу наблюдения составляет поведение проходящих по делу лиц (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и др.). Наблюдение за проявлениями психического и физического состояния подозреваемого, обвиняемого или подсудимого в ходе предварительного расследования или судебного разбирательства не имеет доказательного значения, однако крайне важно для оперативной психологической диагностики, установления контакта и доверительных отношений, правомерного психического воздействия.

Вместе с тем, следователю, осуществляющему наблюдение, важно учитывать достоинства и недостатки индивидуального типа восприятия. Выделœение этих типов основано на установлении соотнесенности сенсорной организации с мыслительными и эмоциональными процессами. Выделяются следующие типы восприятия, которые должен уметь диагностировать и учитывать следователь при производстве следственных действий с участием представителœей этих типов:

1. У людей синтетического типа восприятия проявляется склонность к обобщению явлений и определœению основного смысла происходящего, они не придают значения деталям.

2. Люди аналитического типа восприятия стремятся выделить и проанализировать прежде всœего детали, частности. Οʜᴎ вникают во всœе обстоятельства, подробности, затрудняясь понять основной смысл явлений.

3. Аналитико-синтетический тип восприятия встречается в жизни наиболее часто и является особенно благоприятным для деятельности. У людей данного склада наблюдается стремление к пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению, т. е. они соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов – с их объяснениями.

4. Для людей с эмоциональным типом восприятия характерно не выявление сущности явления и его частей, а стремление выразить свои переживания, вызванные этим явлением. У них обнаруживается повышенная эмоциональная возбудимость на самые разнообразные раздражители.

Наблюдение не бывает чисто пассивным, созерцательным актом. На процесс наблюдения оказывают влияние и уровень развития мышления, и чувства, и интерес, и опыт взаимодействия с наблюдаемым объектом.

Наблюдательность – не врожденное качество, она вырабатывается практикой и упражнениями.

Для рационального восприятия (наблюдения) целœесообразно:

1) ясно и четко формулировать познавательные цели, выбирать существенную информацию; начинать деятельность (познавательный процесс) с формулировки ее цели, постановки перед собой вопроса: «Чего я хочу достигнуть путем восприятия информации?»;

2) максимально использовать всœе органы чувств, в первую очередь зрение и слух, а также анализаторы запаха, вкуса, осязания;

3) воспринимать информацию, используя уже имеющиеся знания.

Чтобы при восприятии информации к ней возник интерес, важно осознать ее значение для практической работы. Необходимо использовать всœе свои знания, чтобы сделать процесс восприятия более интенсивным, размышлять о том, что уже известно о воспринимаемой информации. Развитое восприятие помогает усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.

Ощущения и восприятия - ϶ᴛᴏ простейшие познавательные процессы на уровне чувственного познания. Следующим, высшим познавательным процессов является мышление – рациональный уровень познания действительности.


Как уже отмечалось, одной из содержательных сторон личности является подструктура психических форм отражения, которая включает психические, познавательные процессы, имеющие ярко выраженный индивидуальный характер и в силу этого во многом определяющие личностные особенности человека. К ним прежде всего относятся перцептивные процессы: ощущения, восприятие, с помощью которых человек принимает сигналы окружающего мира, отражает свойства, различает признаки вещей, ощущает состояние собственного организма. Рассмотрим их более подробно.
Ощущения. Простейшей формой психического отражения являются ощущения. Ощущение - это элементарный психический познавательный процесс непосредственного отражения отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также состояния собственного организма человеком.
В ощущениях проявляются познавательные, эмоциональные и регуляторные функции психики. Ощущения всегда эмоционально окрашены, поскольку связаны с жизнедеятельностью организма, сигнализируя человеку о характере и силе воздействий. Ощущения не только связывают нас с внешним миром, являются основным источником познания, но и выступают основным условием нашего психического развития. Например, в искусственно создаваемых условиях сенсорной изоляции, лишающей субъекта ощущений, его психическая жизнь, сознание существенно нарушаются, вследствие чего могут появляться галлюцинации, навязчивые идеи и другие расстройства психики.
В настоящее время насчитывается большое количество разнообразных ощущений, которые классифицируются следующим образом:
ощущения, отражающие свойства предметов, явлений внешней среды (экстероцептивные) в результате воздействия раздражителя не

посредственно на анализатор (контактные) или на расстоянии от него (дистантные);
ощущения, фиксирующие состояние внутренних органов (интеро- цептивные);
ощущения, отражающие положение нашего тела (проприоцептив- ные) и характер его движения (кинестетические).
К контактным экстероцептивным ощущениям относятся, например, вкусовые, осязательные ощущения. Зрительные, слуховые, обонятельные являются разновидностью дистантных экстероцептивных ощущений.
Обычно в «чистом» виде отдельные ощущения появляются редко, поскольку раздражители действуют сразу на несколько анализаторов, вызывая целую гамму разнообразных ощущений. Примером таких сложных ощущений могут быть вибрационные, температурные, болевые ощущения.
По силе и длительности воздействия выделяют слабые, средние и сильные ощущения, измеряя которые можно судить в целом о чувствительности тех или иных анализаторов к определенным раздражителям, что имеет самое непосредственное отношение к оценке показаний свидетелей о том, что и как они слышали, видели и т.д.
Чтобы правильно оценивать показания свидетелей, других участников уголовного, гражданского процесса, необходимо знать об основных закономерностях, свойствах ощущений, которые влияют на формирование показаний. К этим свойствам ощущений необходимо отнести следующие.
Чувствительность анализатOpa".Это способность психики к отражению свойств предметов, явлений с большей или меньшей точностью. Чувствительность анализатора (зрительного, слухового и т.д.) определяется минимальной силой стимула, который различает человек, а также минимальной разницей между двумя стимулами, способными вызвать изменения в ощущении.
Минимальная сила раздражителя, способная вызвать ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности, который характеризует уровень абсолютной чувствительности анализатора к раздражителю. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратно пропорциональная зависимость: чем ниже порог ощущения, тем выше чувствительность.
Наряду с нижним существует верхний абсолютный порог чувствительности, определяемый максимальной силой раздражителя, когда ощущение возникает адекватно действующему раздражителю. Дальнейшее увеличение силы раздражителя вызывает ощущение боли.

Нижний и верхний пороги определяют зону чувствительности анализатора к соответствующему раздражителю.
Кроме того, существует порог чувствительности к различению (разностный порог), определяемый минимальной величиной различения силы (большей или меньшей) двух раздражителей. С возрастанием силы раздражителя величина порога различения (разностный порог) возрастает.
У людей эти пороги чувствительности (нижний, верхний, разностный) индивидуальны. В зависимости от возраста и других обстоятельств они меняются. Острота чувствительности нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам. На временные отклонения чувствительности от обычной нормы влияют такие факторы, как время суток, посторонние раздражители, психическое состояние, утомление, болезнь, беременность у женщины и т.д. Оценивая качество ощущений свидетеля, обвиняемого, необходимо также выяснять, не подвергался ли субъект воздействию побочных раздражителей (алкоголя, наркотических или подобных им фармакологических веществ), которые повышают либо резко притупляют чувствительность анализаторов.
Все это следует учитывать при допросах, во время следственных экспериментов, проводимых в целях проверки качества ощущений. Например, исследуя вибрационную чувствительность у подозреваемого в симуляции глухоты, можно довольно просто изобличить его во лжи. Достаточно за спиной «больного» бросить на пол небольшой предмет, чтобы проверить его симулятивное поведение. Действительно больной человек с пораженным слухом с ненарушенной вибрационной чувствительностью ответит на этот раздражитель. Симулянт же, если он не знает о развитом вибрационном ощущении глухих, не среагирует на этот раздражитель. Разумеется, после такой предварительной пробы подозреваемый должен быть направлен на судебно-психологическую либо комплексную медико-психологическую экспертизу.
Анализируя свидетельские показания, основанные на ощущениях, следует помнить, что в рецепторную деятельность различные искажения могут вноситься подпороговыми раздражителями, которые хотя и не вызывают четких ощущений в силу своей незначительной величины, однако создают, особенно при неоднократном воздействии, очаг возбуждения в коре головного мозга, способный вызывать галлюцинаторные образы, различные ассоциативные связи с ранее зафиксированными ощущениями. Иногда это проявляется у свидетелей в том, что первоначальный образ, какое-то смутное ощущение в последующем трансформируется как бы в реальное явление. Причем такие возникшие ложные образы, нечеткие ощущения бывают настолько стойкими, что начинают влиять на формирование ошибочных свидетельских показаний. И следователю (суду) в подобных случаях приходится прилагать значительные усилия, чтобы разобраться в том, что именно соответствует истине, а что является добросовестным заблуждением допрашиваемого.
См.: Кертес И. Тактика и психологические основы допроса. М., 1965. С. 32.

На возможные искажения в ощущениях также может оказывать влияние так называемый сенсорный эффект, т.е. тот фоновый шум, который периодически бывает в каждом анализаторе. Это ощущение сенсорным органом самого себя независимо от того, воздействует на него в данный момент какой-либо раздражитель или нет. Значение сенсорного эффекта возрастает при воздействии раздражителей, имеющих небольшую силу, когда трудно бывает отличить самопроизвольное сенсорное возбуждение анализатора от ощущения какого-либо слабого сигнала. В подобных случаях возникает ситуация перцептивной неопределенности, которая чаще всего предрасполагает к принятию ошибочных решений, особенно в экстремальных ситуациях в системе «человек - машина», встречающихся во время происшествий, связанных с эксплуатацией различных технических устройств, транспортных средств.
Адаптация. Данная закономерность выражается в изменениях чувствительности анализатора под длительным воздействием раздражителя в виде понижения или повышения порога чувствительности. В результате адаптации ощущение может полностью исчезать, особенно в процессе продолжительного действия раздражителя. Примерами этого могут служить: адаптация к запаху обонятельного анализатора у человека, длительное время работающего с пахучими веществами; слуховая адаптация к постоянно воздействующим шумам и т.д.
В некоторых случаях в результате адаптации может наступать притупление ощущений под воздействием сильного раздражителя, например временное снижение чувствительности зрительного анализатора, после того как мы из полутемного помещения попадаем в условия яркой освещенности (световая адаптация). Эти виды адаптации называют негативными, так как приводят к снижению чувствительности анализаторов. Отрицательное воздействие оказывает адаптация к свету и темноте, особенно в условиях тусклого освещения. В этих условиях у водителей автотранспортных средств увеличивается время реакции, ухудшается локализация движущихся объектов. Темновая адаптация приводит к задержке передачи сигнала от затемненного глаза в мозг. Отсрочка в передаче сигнала ведет к тому, что человек видит предмет как бы с некоторым запозданием, что иногда способствует возникновению аварийных ситуаций на дорогах с интенсивным встречным автомобильным движением.
Однако проявление адаптации не всегда носит отрицательный характер. Нередко чувствительность анализатора в результате адаптации может не только понижаться, но и значительно повышаться. Например, так случается при воздействии слабого раздражителя на зрительный анализатор в полутемном помещении (при устойчивости к темновой адаптации) или на слуховой анализатор в условиях полной тишины, когда наш слуховой анализатор начинает фиксировать довольно слабые звуковые раздражители (слуховая адаптация). Иначе говоря, чувстви
тельность анализаторов под воздействием слабых раздражителей повышается, а под действием сильных - снижается.
Данную закономерность необходимо учитывать в следственной (судебной) практике при оценке свидетельских показаний, когда, к примеру, субъект, стремящийся ввести следователя (суд) в заблуждение, ложно утверждает, что он не видел каких-либо объектов, поскольку «было темно». На самом же деле с учетом продолжительности его пребывания в условиях относительной темноты и появления у него темно- вой адаптации это может быть и не совсем так. Известно, что человек, попавший в затемненную комнату, через 3-5 мин. начинает различать проникающий туда свет, видеть предметы. Через 20-30 мин он уже достаточно хорошо ориентируется в темноте. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность зрительного анализатора к свету за 40 мин в 200 тысяч раз.
Степень адаптации наших анализаторов различна. Высока адаптируемость у обонятельных, тактильных анализаторов. Несколько медленнее адаптируются вкусовые, зрительные ощущения.
Взаимодействие ощущений. В повседневной жизни на наши рецепторы воздействует масса раздражителей, под влиянием которых мы постоянно испытываем различные ощущения. В результате взаимодействия разных ощущений чувствительность анализаторов изменяется: либо возрастает, либо снижается. Этот механизм взаимодействия ощущений может влиять на полноту и объективность свидетельских показаний, на качество следственного эксперимента. Например, в условиях воздействия очень сильного шума авиационного мотора световая чувствительность сумеречного зрения может падать до 20% своего прежнего уровня. Также значительно понижается зрительная чувствительность при воздействии на обонятельный рецептор неприятного запаха. Последнее обстоятельство следует иметь в виду при осмотре места происшествия, трупа со значительными трупными изменениями, во время эксгумации. В подобных случаях приходится прилагать дополнительные усилия к выполнению на должном уровне всего объема работы, чаще делать перерывы.
Общая закономерность подобных явлений состоит в том, что слабые раздражители одной анализаторной системы повышают чувствительность других анализаторов при взаимодействии ощущений, а сильные - понижают ее. Это явление называется сенсибилизацией.
Кроме того, в процессе взаимодействия ощущений под влиянием одного раздражителя могут появляться ощущения иной модальности, характерные для другого раздражителя, не воздействующего в данный момент на анализатор. Данное явление получило название синестезия. Например, у некоторых лиц под воздействием звуковых раздражителей могут возникать яркие зрительные образы, различные вкусовые ощущения и т.д.

Известный отечественный психолог А.Р. Лурия описал такую необычайную чувствительность у некоего Ш. Идя как-то с ним из института, А.Р. Лурия поинтересовался у Ш., не забудет ли тот дорогу. «Что вы, - ответил Ш., - разве можно забыть? Ведь вот этот забор. Он такой соленый на вкус и такой шершавый, и у него такой острый и проницательный звук...»1.
При взаимодействии ощущений может иметь место явление, называемое контрастом ощущений. Это происходит в тех случаях, когда один и тот же раздражитель ощущается анализатором в зависимости от качественных характеристик другого раздражителя, действовавшего на этот же анализатор одновременно с ним или последовательно (например, последовательный контраст вкусовых ощущений). Иногда контрастные явления приводят к ошибкам в ощущениях, а следовательно, и в свидетельских показаниях.
Последовательные образы. Нередко при длительном воздействии на анализатор раздражитель продолжает ощущаться даже после того, как он прекратил свое действие. Какое-то время человек его еще «видит», «слышит» и т.д. Эти ощущения в виде последовательных образов имеют значение при оценке решений, принимаемых в экстремальных условиях.
Закономерность наших ощущений в виде последовательных зрительных образов использована при создании кинематографического эффекта, как бы движущегося на экране изображения. Критическая частота мельканий, когда мы перестаем замечать смену кадров, соответствует 30 вспышкам в секунду и более. При кинопроекции обычно частота мельканий достигает 72 вспышек в секунду, и мы видим объекты в движении, не замечая последовательно сменяющихся проекций. При низкой же частоте мельканий вспышек, например 5-10 раз в секунду, возможно появление ярких световых пятен, неподвижных фигур, причем этот эффект может быть исключительно отчетливым. Стимуляция сетчатки зрительного рецептора яркими вспышками света иногда доходит до того, что начинает вызывать неприятные ощущения, приводящие к головной боли и тошноте2.
Знание данной закономерности может пригодиться, например, при оценке действий водителя, не справившегося с управлением машины в темное время суток в условиях интенсивного встречного движения транспорта.
Пространственная локализация раздражителя. Пространственная рецепция осуществляется с помощью дистантных анализаторов, ощущающих сигнал на расстоянии. Обычно в этом процессе участвует несколько анализаторов с подключением контактных рецепторов. В некоторых случаях возможны искажения в результате взаимодействия ощущений, особенно под влиянием анализатора ведущей модальности.
‘ ЛирияА.Р. Маленькая книжка о большой памяти. (Ум мнемоннста). М., 1968. С. 24.
¦ Cm.: Грегори Р.Л. Указ. соч. С. 123-124.

На точность пространственной локализации раздражителя в значительной степени может влиять положение тела, головы.
Определенную дезорганизацию в рецепторную деятельность, в ощущения своего тела, пространства вносят необычные состояния, условия деятельности, например невесомость. Вот, как описывает свои ощущения в этом состоянии наш первый космонавт Ю.А. Гагарин, который в первые секунды невесомости, по его словам, «почувствовал, что самолет перевернулся и летит в таком перевернутом положении... В течение всего периода невесомости, - вспоминает он, - испытывал неприятное, труднохарактеризуемое, незнакомое ранее ощущение неестественности и беспомощности... Мне казалось, что изменилась не только обстановка в самолете, но и что-то во мне самом. Чтобы избавиться от этого неприятного ощущения, пробовал в невесомости писать, дотягиваться руками до различных предметов. Все это выполнял без особых затруднений. Тем не менее чувство беспомощности, неуверенности не проходило и мучило меня».
Каждый человек имеет свой индивидуальный уровень развития чувствительности, определенные качественные характеристики анализаторных систем, составляющие сенсорную организацию его личности. Существенное влияние на работу органов чувств оказывает тип нервной системы субъекта. Люди с сильной нервной системой обнаруживают большую выносливость и устойчивость, чем люди со слабой нервной системой, однако последние наделены большей чувствительностью (Б.М. Теплов, А.Р. Лурия). Изменяя интересы, установки субъекта с помощью аутотренинга, речевой инструкции, меняющей значимость раздражителя путем придания ему важного «сигнального» значения, можно добиваться повышения или понижения чувствительности анализатора, подчинять ее целям и задачам деятельности.
Профессиональная деятельность предъявляет повышенные требования к сенсорной организации юриста. В его деятельности ведущими видами чувствительности являются прежде всего зрительная, слуховая, обонятельная.
Болезненные органические ощущения оказывают отрицательное влияние на функционирование различных анализаторов, снижают уровень их чувствительности, что отражается в целом на всей деятельности юриста. В качестве примера можно привести выдержку из служебной характеристики на одного молодого следователя, в которой отмечалось, что наблюдающееся у него «повышенное внимание к болезненным ощущениям, развитая на этой почве мнительность в отношении своего здоровья отрицательно влияют на его служебную деятельность, мешают ему выдерживать связанные с работой физические и психологические перегрузки».
Безусловно, профессиональная деятельность предъявляет повышенные требования к сенсорной организации сотрудников правоохранительных органов. Поэтому юристам, особенно прокурорско-следст-

венным работникам, необходимо уметь управлять своими ощущениями: стимулировать положительные и волевыми усилиями нейтрализовать воздействие на психику отрицательных ощущений.
Восприятие. Более совершенной формой отражения по сравнению с ощущениями является восприятие.
Восприятие - это психический процесс отражения предметов и явлений во всей совокупности их свойств и признаков при непосредственном воздействии этих объектов на органы чувств.
В ходе восприятия в сознании человека возникает целостный образ различных предметов и явлений. Знание закономерностей процессов восприятия помогает лучше понимать механизм формирования свидетельских показаний, выявлять психологические истоки ошибок следователя, суда и на этой основе давать рекомендации по повышению эффективности их правоохранительной деятельности.
В зависимости от ведущей роли того или иного анализатора можно назвать следующие виды восприятия: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кинестетические.
Исходя из организации процессов восприятия выделяют произвольное (преднамеренное) и непроизвольное восприятие. Как правило, наиболее эффективно произвольное восприятие, называемое также наблюдением. Юристу следует вырабатывать в себе такое производное от данного вида восприятия качество, как наблюдательность.
К свойствам и закономерностям восприятия относятся следующие.
Предметность, целостность, структурность восприятия. В повседневной жизни человека окружают разнообразные явления, предметы, наделенные различными свойствами. Воспринимая их, мы изучаем их в целом. Такое предметное восприятие оказывает регулирующее воздействие на познавательную деятельность человека, на развитие его перцептивных способностей.
Наглядно проявление данной закономерности перцептивной деятельности можно проследить при рассматривании рис. 4.1. Пятна, не связанные контуром, создают образ собаки (см. рис.4.1 ,а). Причем мы отличаем пятна на теле собаки от сходных пятен фона. И даже в тех случаях, когда пятно вообще не является изображением конкретного предмета, наше сознание стремится найти в нем сходство с каким-то объектом, на-. делить его некоторой предметностью, как это, например, имеет место при рассматривании бесформенных пятен теста Г. Роршаха (см. рис. 4.1, б), напоминающим многим испытуемым летучую мышь. В зависимости от особенностей восприятия, личного опыта человека у него подсознательно очень часто происходит своеобразный перебор признаков пятна. Наконец, среди них выделяются ведущие признаки и в конце концов в зависимости от нашего воображения мы делаем вывод, что пятно напоминает какой-то предмет, например бабочку, летучую мышь и т.д.
Все это, может быть, выглядело бы как просто развлекательные опыты, если бы в жизни, в более сложных условиях практической деятельности не проявлялись те же самые закономерности восприятия. Например, следователь, осмотрев труп со смертельными повреждениями


головы, должен исследовать и орудие убийства, изъятое у подозреваемого, выявить на изъятом предмете основные, ведущие признаки, выделяющие его в качестве орудия убийства, с помощью которого причинена строго определенной конфигурации черепно-мозговая травма. И если следователь видит среди ведущих признаков совсем не те или вовсе не замечает нужные из них, то и результат его поисков будет отрицательным: на орудии преступления не будут обнаружены микроследы-наложения, т.е. те признаки, на основании которых можно доказать причастность подозреваемого лица к совершенному преступлению. Эту, казалось бы, простую истину, наглядно иллюстрирующую перцептивные истоки некоторых профессиональных ошибок следователя, не следует забывать. На данную закономерность восприятия обращал внимание известный французский психолог Ж. Пиаже, который писал, что «восприятие осуществляется не путем копирования или точного измерения, а как бы уподобляется процессу отбора, при котором запечатлеваются не все точки или микросегменты фигуры, а лишь те, на которые пал выбор; в этом случае выбранные элементы или микроэлементы, т.е. те, которым было отдано предпочтение, будут переоцениваться в сравнении со всеми остальными»1.
В отличие от ощущений в результате восприятия складывается целостный образ предмета, явления, в том числе и такого сложного, как преступление. В силу этой закономерности человек обычно при недостатке информации стремится сам восполнить недостающие элементы воспринятого объекта, что иногда приводит к ошибочным суждениям. Поэтому при допросе свидетелей нужно выяснять не только, что они, к примеру, видели, слышали, но и на чем основаны их утверждения о тех или иных свойствах воспринятого ими объекта.
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. VI. С. 21.

Активность восприятия. Обычно процесс отбора, синтеза признаков предмета носит избирательный, целенаправленный поисковый характер. В этом процессе действует активное организующее начало, подчиняющее себе весь ход познания. Проникая в изучаемое явление, мы по-разному группируем его сенсорные свойства, выделяем необходимые связи. Это придает преднамеренный, активный характер восприятию. Активность восприятия выражается в участии эффекторных (двигательных) компонентов анализаторов: движение руки при осязании, движение зрачков глаз, перемещение тела в пространстве относительно изучаемого предмета познания. При восприятии знакомых предметов перцептивный процесс может быть в той или иной мере свернут.
Осмысленность восприятия. Восприятие у человека тесно связано с его мышлением, поскольку перцептивные образы нередко имеют разное смысловое значение. Мы не только воспринимаем, но и одновременно с этим изучаем предмет познания, пытаемся найти объяснение его сущности. «Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове»1.
Осмысленный характер воспринимаемых образов можно проиллюстрировать графическими рисунками, на которых обычно изображаются так называемые неоднозначные двухмерные фигуры, создающие своеобразный эффект «стереографической двусмысленности», вызывающие у зрителя впечатление объема, благодаря чему двухмерное плоскостное изображение превращается в трехмерный объект. Например, в зависимости от того, как осмысливаем фигуру (рис. 4.2), как воспринимаем ее, мы по своему желанию видим попеременно то лестницу, спускающуюся вниз, то уступчатый карниз, поднимающийся вверх справа налево. И хотя в том и другом случае проекция изображения на сетчатке глаза остается неизменной, мы видим попеременно два совершенно различных объемных объекта, имеющих чисто внешнее контурное сходство.
Хорошо прослеживается активная роль нашего мышления при рассматривании изображения фигуры на рис. 4.3, известной как куб Неккера (по имени исландского ученого, впервые описавшего свойства этой фигуры).
Небольшим волевым усилием можно произвольно «переворачивать» этот куб в пространстве, попеременно меняя положение его ближней и дальней к зрителю
вертикальных плоскостей. Рис. 4.2. Лестница Шредера
Петровский А.В. Введение в психологию. С. 141.


Благодаря активной роли нашего мышления, диктующего, что нужно нам видеть, мы начинаем избирательно реагировать именно на те визуальные стимулы, на основе которых и создается определенный, «нужный» нашему сознанию предметный образ, отличающийся от других перцептивных образов. Таким образом, осмысленный, избирательный перцептивный процесс приводит нас к тому, что образ восприятия переходит в образ сознания (в том числе, как нередко случается, и в ошибочный образ), под воздействием которого мы оказываемся в дальнейшем, к сожалению, и тогда, когда благодаря этому совершаем досадные промахи и ошибки в познавательной деятельности.
Активная роль мышления в процессах восприятия дала основание известному английскому психологу Р.Л. Грегори, посвятившему многие годы изучению закономерностей зрительного восприятия, образно назвать наш зрительный анализатор «разумным глазом», подчеркнув неразрывную связь зрительного восприятия с мышлением и обратив внимание на регуляцию перцептивной деятельности мыслительными процессами. «Восприятие, - писал он, - своего рода мышление. И в восприятии, как и в любом виде мышления, достаточно своих неоднозначностей, парадоксов, искажений и неопределенностей. Они водят за нос даже самый разумный глаз, поскольку именно они являются причинами ошибок (и сигналами ошибок) как в наиболее конкретном, так и в наиболее абстрактном мышлении».
Благодаря такому механизму восприятия человек нередко, даже не осознавая, видит то, что хочет видеть, а не то, что объективно есть на самом деле. Этим свойством восприятия можно в ряде случаев объяснить многие изъяны поисковой деятельности следователя во время осмотра места происшествия, когда он «видит» далеко не все то, что необходимо для установления истины. Это подтверждает и проведенный нами анализ нераскрытых дел, связанных с убийствами. Одна из причин того, что некоторые тяжкие преступления оказываются нераскрытыми, лежит именно в отсутствии должной перцептивной организации
Грегори Р.Л. Разумный глаз. С. 68.

зрения, в психологической неподготовленности следователя к такому многоплановому восприятию, каким является восприятие обстановки места происшествия.
Существенной стороной осмысленности перцептивной деятельности является вербализация воспринятого. «Процесс восприятия предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне, в его состав всегда входит высший уровень психической деятельности, в частности речь» .
Вербализация увиденного обостряет восприятие, помогает выделить существенные признаки и их отношения. Пожалуй, нет лучшего способа увидеть объект, чем заставить себя воспроизвести его, используя различные способы. При этом велико значение не только монологической внутренней или устной, но и письменной речи. Вот почему требование законодателя о протоколировании следственных действий, изготовлении слепков и оттисков следов, вычерчивании планов и схем имеет под собой не только криминалистическую, но и психологическую основу.
Практика убедительно подтверждает: посредственное качество протокола осмотра места происшествия, как правило, свидетельствует о поверхностной познавательной деятельности следователя. То есть, уже на начальном перцептивном уровне нередко создаются предпосылки для возникновения в последующем очень серьезных осложнений по делу.
Организация поля восприятия. Существенное значение в перцептивной стороне познавательной деятельности имеет также организация поля восприятия, благодаря чему отдельные элементы объединяются в единое целое и в результате возникает целостный образ изучаемого объекта.
Человек всегда стремится организовать поле восприятия таким образом, чтобы видеть тот или иной образ, связанный с его прежними представлениями, некоторыми знакомыми ему предметами, с определенными личными предпочтениями, установками. Иногда это приводит к воссозданию некоего синтетического образа, далеко не соответствующего, особенно в деталях, тому реальному предмету, который воспринимается.
Активное мыслительное организующее начало перцептивного процесса особенно легко выявляется при рассматривании рис. 4.4. С небольшим напряжением можно произвольно различным образом группировать зрительную информацию, переходя от одного варианта к другому, выявляя хотя и простейшие, но различные образы: группировки из четырех квадратов, из девяти, крест из двух рядов квадратов, рассекающий поле по вертикали и горизонтали, при том что проекция данного чередования квадратов на сетчатке глаза нисколько не меняется.
Тенденция к мысленной организации зрительного поля положена в основу разработанной в криминалистике методики использования идентификационного комплекта рисунков для получения собирательных ри-

сованных портретов разыскиваемых лиц по показаниям свидетелей с использованием различных фрагментов человеческого лица.
Апперцепция. Данное свойство проявляется в особой зависимости восприятия от содержания психической жизни человека, особенностей его личности, опыта, знаний, интересов. В течение жизни человек постоянно подвергается воздействию раз-

в (раздражи
лей). Постепенно у него накапли-
" вается определенный перцептив
ный опы? взаимодействия с ними,
предметный, интеллектуальный опыт определения (узнавания) количественных и качественных характеристик различных раздражителей, своего рода банк перцептивных гипотез, позволяющий ему быстро реагировать на действия всевозможных стимулов, своевременно выбирая из этого, условно говоря, банка ту из гипотез, которая более всего соответствует качественным характеристикам очередного стимула. С обогащением перцептивного опыта процесс определения характера раздражителя и выработки реакции на него с последующим принятием решения приобретает все более свернутый характер. И чем богаче такой опыт, чем разнообразнее накопленные перцептивные гипотезы, тем быстрее происходит восприятие и опознание стимула.
Простейшим наглядным примером смены перцептивных гипотез в процессе восприятия является чередование зрительных образов, когда мы рассматриваем, например, графические рисунки с так называемой пиктографической двусмысленностью (рис. 4.5). В первом случае это известный рисунок В.Е. Хилла «Моя жена и теща», на котором попеременно видятся то пожилая, то молодая женщины; на втором рисунке - то лицо индейца, то фигура мальчика-эскимоса в зимней одежде.
Перцептивные гипотезы могут приобретать чувственную форму, и тогда мы видим не столько объект, сколько саму перцептивную гипотезу. Не этим ли психологическим феноменом объясняются те очевидные ошибки, когда следователь «видит» на месте происшествия следы не убийства, а самоубийства, хотя фактически материальная обстановка противоречит такому «видению»?
Особенно быстрые ответы и решения приходят на привычные, знакомые человеку сигналы. Но так бывает далеко не всегда, особенно когда субъект контактирует с новым объектом кратковременно. Вспомним, как иногда медленно выбирает свидетель из группы предъявленных ему для опознания лиц. В этой ситуации восприятие людей и сличение их с ранее воспринятым образом разыскиваемого проходит как


бы в несколько этапов. Запечатленный в сознании образ прежде воспринятого человека наряду с другими образами (гипотезами) в ответ на новый стимул (предъявление следователем лиц для опознания) подтверждается не сразу.
К данному вопросу мы еще вернемся в последнем разделе учебника при рассмотрении психологических особенностей проведения следственных действий.
Константность восприятия. Данное свойство состоит в способности перцептивной системы воспринимать объекты с определенным, близким к реальному постоянством их формы, величины, цвета и т.д., независимо от условий, в которых это происходит. Например, под каким бы ракурсом мы ни смотрели на тарелку, независимо от ее проекции на сетчатку глаза в виде круга или эллипса, она все равно воспринимается круглой. Белый лист бумаги и при ярком свете, и в условиях пониженной освещенности воспринимается белым.
Константность восприятия вырабатывается в процессе усвоения человеком жизненного, профессионального опыта. Она является необходимым условием его жизнедеятельности, обладая механизмом обратной связи, с помощью которого перцептивная система постоянно подстраивается к нужному объекту и условиям его восприятия. Однако константность сохраняется лишь до определенных пределов. При резком изменении освещения, при воздействии на воспринимаемый предмет контрастного по цвету фона константность может нарушаться, а это, в свою очередь, может приводить к отдельным ошибкам в свидетельских показаниях.
Разрушающее воздействие на константность может оказывать состояние эмоциональной напряженности, например аффект. Поэтому, допрашивая свидетеля, целесообразно выяснить не только особенности воспринятого им объекта, т.е. что он видел, слышал, но и его состояние, а также условия, в которых протекала его перцептивная деятельность,
и только после этого следует давать оценку его утверждениям о форме, величине, цвете и других свойствах того или иного предмета.
Иллюзии. Искажение воспринятых предметов является одной из наиболее интересных проблем, с которой сталкивается следователь во время проведения следственных действий, в процессе оценки показаний свидетелей. Так как значительное количество информации участники уголовного процесса получают с помощью зрительного анализатора, наибольшую актуальность приобретают зрительные иллюзии.
Причины иллюзий носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным предпосылкам появления иллюзий относятся: отсутствие контрастности между предметом и фоном, эффект иррадиации, приводящий к тому, что светлые предметы выглядят большими по сравнению с такими же по размеру темными предметами и т.д. Например, белый квадрат на черном фоне кажется большим, чем такой же квадрат, но на белом фоне (рис. 4.6,а). Совершенно одинаковые по диамеру круги, обрамленные разными по диаметру кружками, кажутся также разными (рис. 4.6,6). Параллельные линии, пересеченные линиями, пересекающимися в центре, воспринимаются непараллельными (рис. 4.6,в) ит.п.

К причинам субъективного характера, способствующим появлению иллюзий, следует отнести адаптацию анализаторов, утомление рецепторного механизма и т.п.
Если иллюзии возникают под влиянием реально воздействующих сенсорных раздражителей, но ошибочно расшифрованных нашими анализаторами, то это галлюцинации - результат патологических нарушений перцептивных процессов, приводящих к тому, что возникновение образов не обусловлено в данный момент воздействием каких бы то ни было объектов на рецепторы.

Ощущение - это элементарный псикий познавательный процесс непосредственного отражения отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также состояния собственного организма человеком. Анализируя свидетельские показания, следует помнить, что в рецепторную деятельность различные искажения могут вноситься подпороговыми раздражителями, к-ые создают при неоднократном воздействии, очаг возбуждения в коре головного мозга, способный вызывать галлюцинаторные образы, различные ассоциативные связи с ранее зафиксированными ощущениями т.е. смутное ощущение трансформируется как бы в реальное явление. Сенсорный эффект - ощущение сенсорным органом самого себя независимо от того, воздействует на него в данный момент какой-либо раздражитель или нет. Адаптация- привыкание, Взаимодействие ощущений- в условиях воздействия сильного шума световая чувствительность может падать до 20%. Профессиональная деятельность предъявляет повышенные требования к сенсорной организации юриста. В его деятельности ведущими видами чувствительности являются прежде всего зрительная, слуховая, обонятельная. юристам, особенно прокурорско-следственным работникам, необходимо уметь управлять своими ощущениями: стимулировать положительные и волевыми усилиями нейтрализовать воздействие на психику отрицательных ощущений. Восприятие - это псикий процесс отражения предметов и явлений во всей совокупности их свойств и признаков при непосредственном воздействии этих объектов на органы чувств. Виды восприятия: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кинестетические. Выделяют произвольное (преднамеренное) и непроизвольное восприятие. К свойствам и закономерностям восприятия относятся следующие: 1.Предметность, целостность, структурность восприятия. Активность восприятия-избирательный характер. Осмысленность восприятия - Организация поля восприятия, благодаря чему отдельные элементы объединяются в единое целое и в результате возникает целостный образ изучаемого объекта. Апперцепция узнавание. Константность восприятия. Иллюзии-искажение. Восприятие времени

Еще по теме 4. Роль и значение ощущения, восприятия в профессиональной деятельности юриста.:

  1. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ. ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА.
  2. 27. понятие об ощущении и восприятии. Рецепторная и рефлекторная природа ощущений.
  3. ТЕМА 10. ЭТИКЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА
  4. 10 Способы преодоления отрицательных псиких состояний в профессиональной деятельности юриста.
  5. 2.Понятие об ощущении и восприятии. Учет свойств, закономерностей и особенностей сенсорно-перцептивных процессов при организации учебной деятельности школьников.
  6. Деятельность юристов и ее роль в развитии и совершенствовании ЧП
  7. Блок 3.Восприятие другого в процессе профессионального общения психолога Занятие 8. Безоценочное восприятие и профессиональное общение.

Одно ощущение может быть не похожим на другое, даже если они принадлежат одной и той же модальности (зрение, слух и т.д.). Индивидуальные особенности каждого ощущения и определяются понятием "свойства ощущений".
Каждое ощущение может быть охарактеризовано в его свойствах. Свойства ощущений могут быть не только специфическими для данной модальности, но и общими для всех видов ощущений. Основные свойства ощущений, наиболее часто используемые:
- качество,
- интенсивность,
- продолжительность,
- пространственная локализация,
- абсолютный порог,
- относительный порог.

Качество ощущения

Характеристики не только ощущений, но и вообще все характеристики можно разделить на качественные и количественные. Например, название книги или ее автор - качественные характеристики; вес книги или ее длина - количественные. Качество ощущения - свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других ощущений. Можно сказать и так: качество ощущения это свойство, которое нельзя измерить с помощью в числах, сопоставить с какой-то числовой шкалой.
Для зрительного ощущения качеством может быть цвет воспринимаемого предмета. Для вкуса или обоняния - химическая характеристика предмета: сладкий или кислый, горький или соленый, цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и т.д.
Иногда под качеством ощущения имеют в виду его модальность (слуховое ощущение, зрительное или иное). Это тоже имеет смысл, поскольку часто в практическом или теоретическом смысле приходится рассуждать об ощущениях вообще. Например в процессе эксперимента психолог может задать испытуемому общий вопрос: "Расскажите о своих ощущениях во время..." И тогда модальность будет одним из главных свойств описываемых ощущений.

Интенсивность ощущения

Возможно, главной количественной характеристикой ощущения является его интенсивность. В самом деле, для нас имеет большое значение, тихую музыку мы слушаем или громкую, светло в комнате или едва удается разглядеть свои руки.
Важно понимать, что интенсивность ощущения зависит от двух факторов, которые можно обозначить как объективный и субъективный:
- сила действующего раздражителя (его физические характеристики),
- функциональное состояние рецептора, на который действует данный раздражитель.
Чем значительнее физические параметры раздражителя, тем интенсивнее ощущение. Например, чем выше амплитуда звуковой волны, тем громче нам кажется звук. И чем выше чувствительность рецептора, тем тоже ощущение интенсивнее. Например, находясь после долгого пребывания в темной комнате и выйдя в умеренно освещенную комнату, можно "ослепнуть" от яркого света.

Профессиональная деятельность предъявляет повышенные требования к сенсорной организации сотрудников правоохранительных органов. Поэтому юристам, особенно прокурорско-следственным работникам, необходимо уметь управлять своими ощущениями: стимулировать положительные и волевыми усилиями нейтрализовать воздействие на психику отрицательных ощущений.

20.Восприятие: понятие, особенности и виды

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы в форме целостных образов.

Мы воспринимаем игровые действия футболистов, которые в борьбе за мяч осуществляют задуманную ими тактическую комбинацию. Альпинист воспринимает предметы и пространственные отношения между ними, когда смотрит на открывшуюся его взору горную долину, видит находящиеся вблизи деревья и скалы, текущую несколько дальше горную речку и далекие остроконечные пики гор на горизонте. Студент воспринимает речь преподавателя, читающего лекцию. Спортсмен воспринимает свои движения, когда совершает прыжок в высоту, отбивает мяч или напрягает свои силы, чтобы первым прийти к финишу.

Эти примеры показывают, что в процессе восприятия мы получаем образы воспринимаемых вещей и явлений окружающего мира. Образы восприятия отличаются следующими особенностями:

а) объективация, вынесение образа вовне . Воспринимая какой-нибудь предмет (дерево, книгу и т. д.), мы осознаем его не как наше субъективное психическое переживание, а как объективный, вне нас существующий предмет.

б) целостность. Восприятие всегда имеет целостный характер: в получаемых в процессе восприятия конкретных образах предметов внешние явления отражаются в их целостности, в органической совокупности их свойств и качеств.

Образ восприятия не механическая сумма частей или элемен­тов, из которых состоит воспринимаемый предмет, а образ самого объекта во всей его целостности. С самого начала, с первого момента восприятия мы имеем дело сразу же, мгновенно с образом целостной вещи, а не создаем его путем суммирования элементов. Наоборот, расчленение образа на элементы - вторичный процесс, дополняющий целостное восприятие и идущий вслед за ним. Сперва мы видим дом, а затем уже различаем этажи и другие части строения. Сперва мы слышим мелодию во всей ее целостности, а затем уже выделяем составляющие ее аккорды и музыкальные тоны.

Целостный характер восприятия обусловлен прирожденной нашему мозгу способностью видеть в воспринимаемом предмете то, что составляет его особенность как целого предмета, а затем уже выделять присущие ему элементы. Эта способность развилась еще у животных в процессе их приспособления к условиям окружающей среды, в которой они сталкивались всегда, и прежде всего с предметами и явлениями в их целостности и обособленности. Эта способность усовершенствовалась у человека в процессе труда: чтобы трудиться, человеку приходилось иметь дело с целостными объектами и орудиями труда; но вместе с тем труд вынуждал человека усматривать в них и отдельные их части, чтобы эффективнее использовать эти объекты и орудия в своей производственной деятельности; таким образом развилась и усовершенствовалась способность дифференциации отдельных частей и элементов целостной вещи.

Во многих случаях конкретный характер частей и элементов целостного предмета не имеет для его восприятия существенного значения и может быть легко заменен другими конкретными особенностями без того, чтобы была потеряна целостность восприятия. Так, мы воспринимаем мелодию как целостно одну и ту же, несмотря на то, что она сыграна на различных музыкальных инструментах или в различных регистрах, что, как известно, полностью меняет конкретный характер составляющих ее элементов. Необходимо лишь, чтобы при исполнении сохранялось обусловливающее целостность мелодии определенное соотношение составляющих ее музыкальных тонов. Любую букву алфавита мы всегда узнаем как таковую, несмотря на значительное расхождение в транскрипции. Необходимо лишь, чтобы при всех этих расхождениях сохранялось характеризующее целостность предмета соотношение частей. Для буквы А это будут две соединенные под углом наклонные линии с перекрестом посередине (рис.1).

в) подвижность, отсутствие длительной фиксации определенных частей, невозможность на сколько-нибудь длительное время сохранить постоянство образа, который все время находится в движении, изменении. Поскольку процесс восприятия всегда совершается во времени, образ воспринимаемого предмета отличается подвижностью, изменчивостью; это не застывшее, статическое изображение, но всегда меняющееся в своих характерных чертах. Например, при восприятии дерева в сознании человека в каждый данный момент отражается преимущественно то та, то другая часть предмета: сейчас в восприятии дерева наиболее отчетливо выступает его своеобразный ствол; через секунду в том же образе дерева более ярко отразится его крона;

г) константность. При всей своей подвижности и изменчивости образы воспринимаемых нами предметов отличаются определенным постоянством (константностью), несмотря на значительную вариативность условий, в которых протекает процесс восприятия. Так, лист писчей бумаги мы воспринимаем всегда как белый, хотя его окраска может принимать различные оттенки в связи с изменением условий освещения. Стол воспринимается нами обязательно как имеющий квадратную или прямоугольную верхнюю часть, хотя в данный момент мы можем видеть его под таким углом зрения, когда его верхняя поверхность от нас скрыта и т.д.;

д) осмысленность. Образы восприятия всегда имеют четко выраженное определенное смысловое значение («я вижу дерево, море, человека» и т. д.). Мы всегда относим наблюдаемый предмет или явление к определенной группе или классу предметов, а не отображаем их в своем восприятии как нечто изолированное, не имеющее отношения к другим явлениям. Осмысленность восприятия достигается прежде всего тем, что конкретный образ воспринимаемого явления мы тотчас же обозначаем словами (чаще всего с помощью внутренней речи). Благодаря этому (поскольку слово всегда обобщает) мы видим в воспринимаемом предмете не изолированный объект, а всегда представителя определенного вида или класса явлений.

Процесс восприятия отличается большой сложностью. В него входят:

1. Различные ощущения, образующие в совокупности более или менее сложный комплекс. Без ощущений не может быть вос­приятия. Однако восприятие нельзя рассматривать как простую сумму ощущений. Последние участвуют в процессе восприятия в связанном или взаимообусловленном виде, поскольку и свойства предметов, отражаемые в ощущениях, всегда взаимно связаны и обусловлены.

2.Представления, сохранившиеся от прежнего опыта . Мы видели много предметов, подобных тому, который сейчас воспринимаем, видели их в разных положениях, с разных сторон, при различном освещении, на разном расстоянии - соответствующие представления, всплывая в памяти, включаются в процесс непосредственного восприятия данного предмета. В связи с этим образ воспринимаемого предмета становится гораздо богаче по своему содержанию, чем непосредственные раздражители, действующие в данный момент на органы чувств. Зрительно мы ви­дим только белизну снега, устилающего поле. Но к этому зрительному восприятию присоединяются всплывшие в памяти представления о его температуре, плотности и пластичности, т. е. представления о тех особенностях снега, которые в данный момент не ощущаются, но которые ощущались раньше, когда мы брали снег в руки, сжимали его в комок и т. д.

3. Узнавание предметов и явлений. Характерной особенностью узнавания является отнесение воспринимаемого предмета к уже известному классу явлений. При взгляде на стадион мы отмечаем не только специфические особенности данного стадиона, но узнаем это сооружение именно как стадион, а не как театр, отмечая в своем восприятии те общие признаки, которые присущи всем стадионам.

Узнавание основывается на образовавшихся и закрепленных в процессе предшествующего опыта связях между видом предмета и его назначением, в том числе и на ассоциациях между отдельными свойствами и особенностями предмета. В зависимости от характера и степени закрепленности этих связей различают общее и специфическое узнавание.

Общее узнавание основывается на очень отвлеченных и обобщенных связях: большей частью они имеют характер подведения воспринимаемого объекта под известный род или вид. Часто общее узнавание характеризуется неясностью и неопределенностью, принимая форму чувства знакомости.

Специфическое узнавание характеризуется более высокой степенью определенности, оно основано на очень прочных и обширных ассоциациях. Мы, например, не только отнесли в своем восприятии этого спортсмена к числу лыжников, но и узнали его как определенную личность, со всеми его индивидуальными особенностями.